Масса танка т 90. Сколько весит танк

Танк Т-90, представляющий собой усовершенствованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. В средней части Т-90 установлена низкая плоская башня со смещенной вправо командирской башенкой. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха.

Сиденье механика-водителя находится в передней части корпуса танка. Над ним располагается люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала КМТ-6. В качестве основного вооружения на Т-90 установлена гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М, оснащенная съемным термоизоляционным кожухом.

В боекомплект пушки Т-90 введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места.

В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Таким образом, танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Входящие в состав системы управления огнем цифровой баллистический вычислитель 1В528-1 с емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС и лазерный дальномер позволяют с высокой точностью поражать цели и в ночных условиях.

Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора" обеспечивает дополнительную защиту танка Т-90 путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). Эта система состоит из двух ИК-прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес.

Броневая защита лобовой части корпуса и башни Т-90 представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров: на корпусе - 61, на башне - 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-90 (Т-72Б) применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 63° от вертикали. Башня литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от 10° до 25°. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк Т-90 отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа.

Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б "Туча" для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования ЗЭЦ13 "Иней". Танк Т-90 имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6. На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув.

Мощность двигателя составляет 840 л. с. Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира, Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидро-сервоуправление и собственную масляную систему.

Танк Индии Т-90 "Бхишма"

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью 2,5 млрд долларов на лицензионное производство 1000 танков Т-90 "Бхишма" (имя в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса "Махабхарата")

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6-ом узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Танк Т-90 имеет несколько модификаций и поставляется в разные страны мира

Танк Т-90 оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи "Абзац", который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить 10 частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-90:

Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
ширина 3460
высота 2230
клиренс 470
Броня
комбинированная, со встроенной динамической защитой
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка пусковая установка 2А46М; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет; 12 дымовых гранатометов
Боекомплект:
43 выстрела, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм
Двигатель В-84МС, многотопливный, четырехтактный, дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения мощность 840 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см 0,85
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,80
глубина брода, м 1,20 (с подготовкой 5 м)

Модификации основного боевого танка Т-90

  • Т-90 - первая серийная модификация танка.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А - модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизорным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90, без системы "Штора-1" и с дополнительной динамической защитой.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90А - модернизация (2006 год) Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения "Эсса", улучшен автомат заряжания, бак увеличен на 100 литров.
  • Т-90АМ - новейшая модификация Т-90А. Заменена старая башня на новый боевой модуль с системой управления огнем "Калина" с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка "УДП Т05БВ-1". Динамическая защита "Реликт". Применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2.
  • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

Источники:

  • Кристофер Ф. Фосс. "Справочники Джейн. Танки и боевые машины";
  • Г. Л. Холявский. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Современные танки";
  • Филип Трюитт. "Танки и самоходные установки";
  • Техника и вооружение 2010 - 06.

Ракетно-пушечный танк Т-90С был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 - новая генерация российских танков, включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Танк Т-90С сохраняет особенность отечественного танкостроения - классическую компоновочную схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, а экипаж - раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель - в отделении управления. Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.

Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета. Обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела. Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальностях от 100 до 5000 м. Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру. Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями. Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме - по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.

Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает танк Т-90С от большинства зарубежных танков. Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счет применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.

На танке традиционно установлен дизельный двигатель, основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:

Незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды;
- высокая надежность в условиях сильной запыленности;
- меньший в 1,8-2 раза расход топлива.

Основной танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 м с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды.Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 46,5
Экипаж 3
Двигатель дизель многотопливный,
жидкостного охлаждения
мощность, кВт (л.с.) 735 (1000)
удельная мощность, кВт(л.с.)/т 15,8 (21,5)
Вооружение:

пушка 125-мм гладкоствольная 2А46М,
заряжание автоматическое
скорострельность, выстр./мин. до 8
тип выстрела бронебойный подкалиберный, кумулятивный,
осколочно-фугасный, управляемая ракета
пулемет, спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТМ
зенитное вооружение 12,7-мм пулемет «Корд»
Боекомплект, шт.:
выстрелов к пушке
(в т. ч. в автомате заряжания) 43 (22)
патронов 7,62/12,7 2000/300
Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс»
Максимальная дальность стрельбы, м 5000
Система управления огнем дневной прицел-дальномер, устройство
встроенного контроля выверки прицела,
ночной прицел наводчика
(электронно-оптический или тепловизионный)
Дальность опознавания цели типа «танк», м до 3000 (тепловизионный канал)
Стабилизатор двухплоскостной
Прицельно-наблюдательный
комплекс командира:
дальность опознавания цели типа «танк», м:
ночью 700-1200
днем 4000-10000
Защита комбинированная броня, встроенная
динамическая защита, комплекс
активной защиты «Арена»
Системы пуска дымовых гранат, защиты от ОМП,
автоматическая ППО
Длина с пушкой вперед, мм 9530
Высота по крыше башни, мм 2230
Скорость, км/ч:
средняя по сухой грунтовой дороге 40-45
максимальная 60
Запас хода по шоссе, км 550
Емкость топливных баков, л 1200+400
Преодолеваемый брод
(с предварительной подготовкой), м 1,2 (1,8)
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м до 5
Средства связи:
УКВ радиостанция Р-163-50У
УКВ приемник Р-163-УП

Данный материал Г.Малышева дается в порядке дискуссии с точки зрения обывателя и не претендует на какие-либо глубокие военно-научные знания. Так как некоторые моменты в этой публикации выглядят спорными или поверхностными мы попросили специалиста по бронетанковой технике кратко прокомментировать высказывания автора.

В недавнем прошлом Нижнетагильским танковым заводом была выпущена новая модель основного боевого танка под названием Т-90МС «Тагил». Танк сразу привлек внимание интересными техническими решениями, которые ранее на серийных отечественных машинах не применялись. Выглядит он очень внушительно и современно – дизайн, хотя и не от ателье «Pininfarina», но определенно удался. Танк может претендовать на право считаться одним из самых мощных танков в мире на сегодняшний день.


Было бы очень любопытно проанализировать конструкцию этого танка, насколько это возможно. Выяснить, что конструкторы сделали правильно, а что нет, и какие возможны дальнейшие улучшения в конструкции этой интересной машины.

Краткие характеристики Т-90МС таковы:

Габариты:
- Масса 48 тонн.
- Длина 9530 мм.
- Ширина 3780 мм.
- Высота 2228 мм.

Вооружение:
- Пушка-пусковая установка 125-мм 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное боевое средство танка, предназначенное для поражения всех видов наземных, надводных (в пределах досягаемости) и малоскоростных воздушных целей. Боекомплект 40 артиллерийский снарядов различных типов: БОПС, ОФС, КС или управляемых ракет (УР) 9К119М «Рефлекс-М».

Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен он для борьбы с живой силой противника, которая находится в пределах углов обстрела основного вооружения. Пулемет спарен с пушкой и имеет одинаковый с ней сектор обстрела. Боекомплект 2000 патронов 7,62ммх54R различного типа. Данное вооружение установлено в полностью новой башне кругового вращения с развитой забашенной нишей.

Дистанционно управляемая пулеметная установка Т05БВ-1 с 7,62-мм пулеметом 6П7К (ПКТМ). Предназначена для борьбы живой силой противника, которая укрывается либо выше чем сектор обстрела основного вооружения, например на верхних этажах зданий, крутых склонах гор. Либо ниже сектора обстрела основного вооружения, в укрытиях, блиндажах или непосредственно у танка в т.н. «мертвой зоне» для танковой пушки и спаренного с ней пулемета. Таким образом, по замыслу конструкторов должна обеспечиваться боевая устойчивость танка в стесненных и городских условиях ведения боя. Боекомплект 800 патронов 7,62ммх54R различного типа.

Система управления огнем, наблюдения и обнаружения целей:
- Полностью цифровая высокоавтоматизированная СУО «Калина» с интегрированной в нее БИУС. Тепловизионные и телевизионные приборы предназначенные, в том числе, и для кругового наблюдения.

Защищенность:
- Многослойная комбинированная броня новейшей схемы в лобовой части.
- Разнесенное бронирование в бортовой части.

Новейшая встроенная динамическая защита «Реликт».
- Локальная защита боекомплекта.
- Мероприятия, понижающие тепловую и шумовую сигнатуру танка.

Подвижность:
- Многотопливный дизельный двигатель V12 В-92С2Ф2 мощностью 1130л.с. (831кВт) + АКПП.
- Энерговооруженность ~23л.с./т.
- Максимальная скорость 60-65 км/ч по шоссе.
- Запас хода 500 км.

Танк создан на основе предыдущих модификаций: Т-90А и Т-90С. Теперь давайте разбираться более подробно, какие отличия мы видим на данной машине. То, что сразу же бросается в глаза можно перечислить по пунктам:

1. Новая башня с развитой кормовой нишей.
2. Новая 125-мм пушка 2А82.
3. Новая динамическая защита «Реликт».
4. Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует.
5. Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует.
6. Наконец-то, танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт корпуса, щедро «сдобренный» элементами динамической защиты (ДЗ) «Реликт» и решетчатыми экранами в кормовой части.
7. Зенитная установка с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ канула в небытие. Ее место заняла новая пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К.
8. Несколько более мощный двигатель В-92С2Ф2 + АКПП.
9. Танк получил дополнительный энергоагрегат в бронированном контейнере, закрепленном в задней части корпуса слева.
Что еще можно сказать об этой машине?
1. Корпус, как и у предыдущих модификаций, в основном остался от Т-72.
2. В ходовой части также не видно существенных отличий от Т-72.
3. Новая СУО «Калина» явно превосходит 1А45Т «Иртыш» танка Т-90А.
Теперь попробуем проанализировать все эти пункты. Что было сделано и что теоретически на мой взгляд можно было сделать. Итак, начнем.

Комментарий специалиста. Показанный на выставке вооружений REA-2011 образец модернизированного основного боевого танка Т-90С был ориентирован в первую очередь на инозаказчиков, поэтому часть систем, смонтированных на нем, была в экспортном исполнении. В связи с этим хотелось бы указать автору на то, что 125-мм пушку 2А82 не ставят на экспортный танк, на нем установлено орудие 2А46М-5.
Что касается комплекта динамической защиты, на этом танке устанавливаются элементы 4С22, поскольку 4С23 к экспорту запрещен.
Автор напрасно сетует на отсутствие комплекса активной защиты танка «Арена-Э», так как он может устанавливаться по требованию заказчика. Точно так же по требованию заказчика может устанавливаться система ТШУ-1-2М. Помимо этого модернизированный Т-90С оснащен системой электромагнитной защиты (СЭМЗ) СПМЗ-2Э от мин с магнитными взрывателями.

По поводу силового блока. Пока на танк ставят двигатель В-93 мощностью 1100 л.с. Автоматической трансмиссии (АКПП) на нем нет, а есть автомат переключения передач.

Новая башня с развитой кормовой нишей

Как сделано. На первый взгляд башня выглядит уязвимо по сравнению с башнями Т-90А или Т-72Б. Скорее всего, это так и есть. Башни Т-72Б и Т-90А обладали относительно небольшими размерами и специальной формой. Кормовая уязвимая часть башни была заужена и закрывалась мощной бронированной передней частью в пределах курсовых углов ±30º. И даже такие башни умудрялись пробивать из РПГ и ПТРК в самые уязвимые кормовые зоны. Что и говорить, попасть в кормовую или бортовую часть башни Т-90МС, которая размером с башню «Леопарда-2» или «Абрамса» будет вообще не проблема. Таким образом, по защищенности кормовая часть башни Т-90МС уступает защищенности башен всех предыдущих танков модельной линейки Т-72.

Казалось бы – явный регресс? Отнюдь. Дело в том, что результатом пробития кормовой или задней бортовой части башни Т-72Б, очень часто, было возгорание или детонация боекомплекта (БК) и, соответственно, частично или полностью погибший экипаж. Все дело в расположении БК: во всех танках серии Т-72, а также в Т-90, Т-90С и Т-90А только 22 выстрела раздельно-картузного заряжания располагаются под поликом боевого отделения (БО) в автомате заряжания (АЗ) карусельного типа. Эта карусель, в отличие от механизма заряжания (МЗ) танков Т-64 и Т-80, сравнительно неплохо защищена: спереди мощнейшей лобовой броней корпуса, сзади – двигателем, с боков – опорными катками и бортовыми экранами. Кроме того, сам «экран местности» редко позволяет поразить танк в нижнюю часть на полк боя.

Проблема заключалась, в основном, в размещении остальной части БК. Эти 23-26 выстрелов со снарядами или УР располагались буквально везде: на полу, на стенах корпуса и практически по всей задней полусфере башни. Ограниченное внутреннее пространство танка Т-72 просто не позволяет разместить эту, не влезающую в карусель АЗ огневую мощь, где то еще. В итоге этот «немеханизированный» боекомплект чаще всего и загорается или детонирует – тут уж как повезет (что хуже еще не известно).

Можно возразить, дескать, на старых танках Т-34-85, КВ-85, Т-54, Т-55, ИС-3 и Т-10 боекомплект располагался примерно так же. В данном случае сравнение неуместно. Боекомплект этих танков состоял из унитарных выстрелов. Заряд пороха помещался в металлической гильзе и пожароопасность этих старых машин была несравненно ниже. А заряды в частично сгорающей гильзе Т-72 готовы полыхнуть от любого касания кумулятивной струи.

Выход из этой ситуации может быть такой – не брать в бой ту часть боекомплекта, которая располагается в немеханизированной боеукладке. Но тогда придется рассчитывать только на те 22 выстрела, что в карусели АЗ. Зачастую так и делали. Но это, понятное дело, не устраивает ни танкистов, ни уважающих себя конструкторов. Проблему наконец-то решили в танке Т-90МС: карусель на 22 выстрела оставили, дополнительно защитив ее локальным бронированием, а остальные 18 выстрелов поместили в кормовой нише башни, снабдив ее вышибными панелями по примеру «Абрамса» и «Леопарда-2». При желании эти 18 выстрелов тоже можно с собой не брать. В условиях городского боя, наверное, лучше будет так и сделать.

В итоге: несмотря на то, что башня Т-90МС стала более уязвимой для огня противника по сравнению с башнями предшественников – Т-72Б или Т-90А, уровень живучести танка, а что еще важнее – выживаемости экипажа, стал несравненно более высоким. Уровень живучести Т-90МС и выживаемость его экипажа в случае поражения танка в принципе стал соответствовать западным танкам. Еще один плюс такой башни – больший комфорт и большее внутреннее пространство обитаемого отделения танка.


Кормовая ниша башни Т-90МС

Как можно было сделать. По всей видимости, никак. Если не брать во внимание какие-то экстравагантные новинки, то другие технические решения к этому танку не подходят. Старая советская компоновка с размещением всего БК вместе с экипажем себя изжила. А разместить ВЕСЬ БК в кормовой нише по примеру «Абрамса» с некоторой точки зрения неразумно и в пределах заданной массы в 50 тонн практически нереализуемо. Так что Зачет.

Комментарий специалиста. Автор сильно ошибается, делая выводы о снижении защищенности башни нового танка. Башня в проекции на плоскость по-прежнему обеспечивает защиту в пределах курсовых углов 30 градусов, а с кормы надежно закрыта броневым ящиком.
В общем и целом боевое отделение модернизированного танка Т-90С, включая башню, куда менее уязвимо, чем у его предшественников. Другими словами, весь пункт о новой башне танка содержит много рассуждений по поводу, которого нет.
Уточнение по расположению боезапаса. В автомате заряжания 22 выстрела, в немеханизированный укладке у перегородки МТО находятся 8 выстрелов и еще 10 выстрелов – в изолированном от боевого отделения бронированном коробе на корме башни.

Новая 125-мм пушка 2А82


Как сделано. Мощнейшая 125-мм гладкоствольная пушка новейшей конструкции 2А82 является полностью новой разработкой. Считается, что эта пушка существенно превосходит предыдущие 125-мм пушки серии 2А46, 122-мм нарезную 2А17 и 120-мм НАТО-вские пушки «Рейнметалл» с длиной ствола 44 и 55 калибров. 2А82 превосходит их как в точности, так и в мощности огня. То же относится и к китайской 125-мм пушке танка ZTZ-99A2 (Тип-99А2), которая является всего лишь усовершенствованной «пиратской» версией 2А46. Впрочем, на Т-90МС по-видимому может устанавливаться и прежняя 125-мм пушка 2А46М5, которая установлена на Т-90А. Отсюда можно сделать вывод, что танки с новой пушкой 2А82 будут поставляться на вооружение армии России, а 2А46М5 будут комплектоваться танки, поставляемые на экспорт. В то же время, зная реалии сегодняшнего дня, не исключено, что все сделают с точностью до наоборот.

Как можно было сделать. Многочисленные опытные электрохимические и электромагнитные пушки пока еще не дошли до стадии их установки в реальный танк, поэтому их сразу отбрасываем. Как вариант можно было бы установить на Т-90МС новую 140-мм или 152-мм пушку (например от «объекта 292»). Но, помимо технических сложностей, это могло бы спровоцировать западные страны на аналогичную модернизацию своих танков, что означает новый виток гонки калибров. Так что на данном этапе решили пока развивать калибр 125 мм, который еще не полностью раскрыл весь свой потенциал. А 140-152 мм пушки оставили про запас. Зачет.

Комментарий специалиста. Совершенно непонятно, с чего вдруг автор описывает возможность установки орудия 2А82 на экспортные танки. Повторюсь, что эта пушка не совместима по боеприпасам с модификациями 2А46 и запрещена к экспорту.

Что касается мощного 152-мм орудия 2А83, которое автор предлагает установить на Т-90, то это невозможно.

Новая динамическая защита «Реликт»

Как сделано. Динамическая защита нового поколения «Реликт» относится к встроенному типу ДЗ. Она увеличивает стойкость брони к кумулятивным боеприпасам в 2 раза и в 1,5 стойкость к подкалиберным бронебойным снарядам. Спереди и сверху ДЗ закрывает танк плотно и без зазоров. Ослабленные зоны около пушки тоже закрыты элементами ДЗ. Крыша над люком механика-водителя также закрыта. Это зачет. Но есть и «ложка дегтя»: нижний лобовой лист ее не имеет. Это просчет – в нижний лобовой лист танк можно пробить. У Т-72Б там был хотя бы один ряд НДЗ «Контакт-1». У Т-90МС нет ничего, хотя теоретически там можно установить навесные экраны на шарнирах.

Далее – борт корпуса. Он закрыт до самого МТО, так же как и у Т-72Б, а затем идет решетчатый экран. У Т-72Б были только резинотканевые экраны, поэтому данное решение у Т-90МС не в пример лучше. Поясню. Резинотканевые экраны Т-72Б и Т-72А просто инициировали подрыв кумулятивной боевой части (БЧ) реактивной гранаты на некотором расстоянии от основной брони борта (70 мм). Решетчатый же экран ломает собой корпус реактивной гранаты или ПТУР, они разрушаются об эти острые решетки. БЧ при этом может и вовсе не сработать.

Борт башни – тут дела не так хороши. У Т-72Б башня была закрыта ДЗ до половины длины. Роль противокумулятивных экранов задней полусферы играли ящики ЗИП и элементы ОПВТ. У Т-90МС башня большая и длинная, ДЗ на бортах кормовой ниши нет, а ведь там находится боеукладка. Еще одна уязвимая зона – кормовой лист корпуса и задняя часть башни. Были случаи, когда попавшая в кормовой лист корпуса реактивная граната пробивала МТО насквозь прямо через двигатель и поражала боевое отделение танка, а там – люди и боеприпасы. Не заметно, что конструкторы уделили хоть какое то внимание этому важному аспекту защиты на новом танке Т-90МС. По стойкости от удара в корму корпуса он не лучше базового Т-72 «Урал».


Как можно было сделать. Защитить элементами ДЗ «Реликт» башню и корпус по всему периметру, в том числе и нижнюю лобовую деталь корпуса. Массу танка это увеличит ненамного, зато защита станет намного крепче, и главное – со всех сторон, что играет огромную роль в городских боях. В общем, несмотря на явный прогресс, однозначный зачет поставить нельзя. Хотя и явный незачет тоже.

Комментарий специалиста. По поводу якобы «просчета» конструкторов, не защитивших нижнюю лобовую деталь корпуса. Ставлю автора в известность, что на НЛД приходиться менее одного процента попаданий – даже по опыту боев в равнинной пустынной местности. В то же время элементы динамической защиты, установленные на НЛД, однозначно повреждаются при совершении сколько-нибудь продолжительного марша вне дорог.
Утверждения автора об уязвимости танка от удара в борт и корму башни вообще не соответствуют действительности. Блоки ДЗ по бортам башни закрывают собой всю проекцию, а броневой короб надежно закрывает корму.

Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует

Как сделано. На новейшем Т-90МС нет КАЗТ, а ведь подобные системы устанавливались еще на старых танках Т-55АД и Т-62Д. Печально, что такой необходимый танку комплекс отсутствует.

Как можно было сделать. Установить на Т-90МС новейшую КАЗТ. Дорого? Стоимость взорванного от попадания ПТУР или РПГ танка Т-90МС еще больше, не говоря уже о жизнях танкистов. Незачет.

Комментарий специалиста. Опять же повторюсь: это вопрос к заказчику. Если будет заказ на оснащение – на танк без проблем будет установлена полноценная КАЗТ: для Российской армии это «Афганит», а для поставок на экспорт – «Арена-Э». Оба комплекса сопрягаются с СУО «Калина».

Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует

Как сделано. На Т-90МС нет КОЭП «Штора», хотя она есть на предыдущих моделях Т-90, Т-90А, Т-90С и даже на Иракских Т-72М1. А тут нет. Между тем, штука-то полезная так как существенно снижает вероятность попадания в танк управляемых ракет.

Как можно было сделать. Установить на танк КОЭП «Штора-1». Только не вместо элементов ДЗ, как неудачно сделано у Т-90А, а на них. Незачет.

Комментарий специалиста. То же, что и выше: по требованию заказчика данная система устанавливается на танк без проблем.

Жесткий бронированный фальшборт корпуса с элементами ДЗ «Реликт» и решетчатыми экранами

Как сделано. Наконец-то наш танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт, к тому же щедро «сдобренный» элементами динамической защиты. Подобного нет ни на предыдущих модификациях, ни на танках Т-72Б.

Для того чтобы создать что-то сверхсовременное, необходимо уловить правильную тенденцию, «куда дует ветер», так сказать, а потом приложить к этому правильному вектору линейку и продлить линию на 10 длин этого вектора. Пример – тяжелый танк ИС-2. Как он получился? Наши конструкторы уловили тенденцию к повышению калибра танковых орудий: с 45 мм, до 76 мм и, в последствии, до 85 мм, а у немцев – с 50 мм до 75 мм и, в конце-концов, до 88 мм. Не следуя поговорке «в час по чайной ложке», а просто взяв и приложив к данному вектору линейку и «удлинив» его, сразу поставили мощное 122-мм орудие, чем обеспечили ИС-2 просто подавляющее превосходство в огневой мощи над любым танком мира того периода.

Но, к сожалению, этот правильный подход к проектированию, почему-то не распространился на бортовые экраны. Поясню читателю смысл и назначение бортового экрана. Суть его в том, что экран инициирует срабатывание кумулятивной БЧ на таком расстоянии от основной брони,. когда ее пробивная мощь резко падает. Если экран жесткой конструкции и металлический, то он также снижает пробиваемость и кинетических боеприпасов так как может изменить угол соприкосновения снаряда с основной броней, содрать с него «макаровский наконечник» или просто повредить сердечник. Жесткие стальные экраны из брони толщиной 10-20 мм появились еще во время Второй Мировой войны на немецких танках Pz.IV и Pz.V «Пантера», британских «Черчилле» и «Центурионе». Были они и на отечественных танках Т-28 и Т-35. С тех пор наши западные соседи не спешат от них отказываться.

Парадоксально, но факт – несмотря на то, что на отечественных танках (Т-28 и Т-35) эти экраны появились в ногу со временем, дальнейшее их использование и элементы их конструкции в отечественных боевых машинах пошли по сомнительному пути развития. В то время, как у большинства западных танков имелись развитые и вполне «взрослые» бортовые экраны, которые уже являлись неотъемлемой частью их разнесенного бортового бронирования, у нас дела обстояли так.

На послевоенных Т-54, Т-55 и Т-62 никаких бортовых экранов не было вообще. Все их бортовое бронирование представляло собой собственно бронированный борт корпуса толщиной 80 мм, который несколько экранировался относительно большими опорными катками. Таким образом, танки этих типов были легкой мишенью даже для РПГ первого поколения. На ИС-3М и серии мощных танков семейства Т-10 были такие «зародыши» бортовых экранов, которые лишь слегка прикрывали борт сверху.

Далее – танк нового поколения Т-64А. На нем стояли шесть «худосочных», поворотных «форточек» с сомнительной эффективностью. То же было и на первых Т-72. Следующая ступень многострадального пути развития бортовых экранов отечественных танков появилась на Т-64Б, Т-72А и Т-80. На них наконец-то появился сплошной 10-мм бортовой экран, НО – резинотканевый! Понятно, что такие экраны при небольшом выигрыше в весе по сравнению с металлическими, почти не защищают от кинетических снарядов, очень легко повреждаются и отрываются, оголяя слабобронированный борт корпуса. О том, как такой экран выглядит после нескольких касаний о препятствия или попаданий (да и танк в целом), я даже не говорю.

Следующий этап эволюции – танк Т-72Б. У него такой же резинотканевый экран как у Т-72А, но на него по всей площади навешали «коробочки» 4С20 элементов динамической защиты «Контакт-1» (до зоны МТО). Это значительно усилило защиту бортовой проекции танка Т-72Б. Но не все так хорошо, как кажется: вес у получившейся конструкции оказался большой, жиденький резинотканевый экран гнется под тяжестью блоков НДЗ. После двух-трех попаданий из РПГ или ПТУР все это «хозяйство» может просто-напросто отвалиться со всеми вытекающими последствиями.

На Т-64БВ ввели силовые экраны под бортовые элементы НДЗ. Внешний вид это улучшило, прочность – почти нет.

Наконец подходим к «летающему» танку Т-80У. Он получил почти нормальный бортовой экран – 10-мм броня с встроенными в нее элементами динамической защиты «Контакт-5». Почему «почти»? Потому что все это «богатство» доходит только до половины длины корпуса, и даже уязвимая боеукладка Т-80У полностью мощным экраном не перекрывается. Далее в корму идет такой же резинотканевый экран, как и у Т-72А или Т-80.

Серия Т-90 – это вообще регресс и возврат обратно почти к Т-72А. Вместо относительно нормальных бортовых экранов Т-80У, Т-72Б и Т-64БВ у Т-90 такой же экран, как у Т-72А, и шесть этаких «квадратиков» брони с динамической защитой «Контакт-5» – по три с каждого борта. Причем закрывают они не середину корпуса напротив боеукладки, что было бы логично, а его переднюю часть. Странная конструкция. Когда враг везде, повернуться к нему лбом не получится.

И вот, наконец-то появился Т-90МС. У него нормальный бронированный бортовой экран с решетками напротив МТО. Все правильно.


Как можно было сделать. Все так и нужно было, но это надо было сделать еще СОРОК лет назад - на танке Т-72 «Урал»! Но все равно – Зачет.


Старый британский танк «Центурион». Стальные бортовые экраны толщиной 16мм не гнутся и делают внешний вид этого танка «мощным» и вполне приличным. Хороший пример

Место зенитной установки с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ заняла новая дистанционная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К

Как сделано. Конструкция отечественных средних и основных боевых танков интересна тем, что при постоянном улучшении качества основного вооружения, не происходило никакого прогресса у вспомогательного. Вспомогательное вооружение остается практически неизменным десятки лет. Период поисков и экспериментов в этой области для средних танков остался в далеком прошлом военных и предвоенных лет. Начиная с Т-55 и заканчивая Т-90А, вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и зенитной установки с 12,7-мм пулеметом на крыше башни. Конечно же такая схема устарела и ее необходимо менять.

На танке Т-90МС такую попытку предприняли, но она оказалась неудачной. Конструкторы ценой отказа от крупнокалиберной зенитной установки, попытались приспособить танк к ведению боя в городских условиях и обеспечить возможность эффективной борьбы с живой силой противника, в первую очередь с гранатометчиками. Для этого вместо 12,7-мм пулемета поставили более «шуструю» и маневренную противопехотную пулеметную установку с 7,62-мм пулеметом и очень большими вертикальными углами наведения.

Что же получилось? Касаемо зенитной составляющей. Танк Т-72Б в случае воздушной угрозы имел в своем распоряжении два эшелона ПВО:

1. Дальнего действия – обеспечивался управляемыми ракетами, позволял бороться с вертолетами и другими малоскоростными воздушными целями, дальность действия от 1,5–2 до 4–5 км.

2. Если цель прорывалась к ближе, то вступал в действие эшелон ближнего действия – зенитная установка с 12,7-мм пулеметом НСВТ «Утес». Он действовал на дальностях до 2–2,5 км. Все вполне логично. У танка Т-90А имелась еще более совершенная дистанционно управляемая зенитная установка, аналогичная Т-64 и Т-80УД.

А вот танку Т-90МС этот ближний эшелон «обрезали», что, без сомнения, ухудшило его защитные противовоздушные свойства. Нанести какие-либо серьезные повреждения современному ударному вертолету, а уж тем более сбить его, пуля калибра 7,62 мм вряд ли способна. Но, может быть, теперь танк будет успешно бороться с укрытой в городских джунглях вражеской пехотой? Тоже нет. Главная проблема танка в такой ситуации – увидеть в оконном проеме врага. На полигоне живая сила имитируется яркими и разноцветными воздушными шариками, которые висят в оконных проемах. Нетрудно догадаться, что реальный гранатометчик не будет красоваться в оконном проеме с гранатометом наперевес перед направленным на него дулом танковой пушки. Он будет прятаться рядом у окна, за стеной и выглядывать изредка, будучи точно уверенным, что экипаж танка его не видит, и поджидать удобный момент.

Сейчас каких-либо приборов, способных как рентген видеть сквозь бетонные стены еще не придумали, а потому выход для танка один – выстрелить в пустое окно осколочно-фугасным снарядом, где предположительно находится враг. Иногда помогает, когда угадывают, но прострелять все окна, двери и люки никакого боекомплекта не хватит. Еще есть способ стрелять из пулемета в стену рядом с окном или под подоконник. Если там укрывается враг – он будет поражен. Но для этого пуля должна пробивать стену дома. Может это сделать 7,62-мм пуля спаренного пулемета или противопехотной установки танка Т-90МС? Вряд ли. А значит и толку от нее почти не будет. А вот 12,7-мм пуля от НСВТ на такое вполне способна. Вывод: новая дистанционная установка выглядит красиво, но – Незачет.


Как можно было сделать. Основной боевой танк Т-64А «вырос» из среднего танка Т-64, который, в свою очередь, представлял собой революционную машину, вобравшую в себя новейшие достижения конструкторской мысли и промышленности, а также лучшие технические решения советских средних и тяжелых танков.


Т-10М – холодная и точная машина смерти. Самый мощный танк в мире периода 50-х – начала 60-х годов XX в. По размерам он был примерно как «Абрамс» и обладал оптимальным сочетанием высокой подвижности, мощной броневой защиты и огромной огневой мощи при весе в 51,5 тонны

Почему я вдруг упомянул про тяжелые танки? Потому, что на вооружении Советской армии длительное время состоял исключительно мощный и совершенный танк, встреча с которым в бою для любого другого танка того времени скорее всего оказалась бы последней. Имя ему – Т-10М. Мощный, 52-тонный красавец, выпущенный в количестве 8000 единиц и простоявший на вооружении советской армии около 40 лет. Этот танк имел множество технических решений, выгодно отличавших его от средних танков и от основных боевых танков тоже (не исключая и Т-90МС).

Вспомогательное вооружение Т-10М состояло из спаренного с пушкой 14,5-мм пулемета КПВТ и еще одного такого же в зенитной установке на крыше башни. Бронебойная 14,5-мм пуля Б-32 с дистанции 500 м спокойно пробивает по нормали броню толщиной 32 мм. Суммарный темп стрельбы обоих пулеметов – 1200 выстрелов в минуту. Это позволяло танку Т-10М, без каких либо проблем «распилить» пополам какой-нибудь БТР или БМП, даже не прибегая к использованию основной 122-мм пушки М-62-Т2С. Бетонные стены домов и укрытий такие пулеметы также пробивают «на ура».

Таким образом, Т-10М в отношении огневой мощи был полностью приспособлен к ведению боевых действий в городе. Если надо, он мог «пропилить» стену по всему этажу, где мог укрываться враг. Вот такие же пулеметы необходимо было поставить и на Т-90МС. Хотя бы один – в зенитной установке на крыше. Для спаренного с пушкой пулемета есть хорошая альтернатива – 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 от ударного вертолета Ми-24В.


Установка УСПУ-24 с 4-ствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7

Этот пулемет выдает 5000 выстрелов в минуту и имеет воздушное охлаждение – то, что надо для Т-90МС. При наличии в танке одной такой 12,7-мм «газонокосилки» и мощного 14,5-мм пулемета КПВТ в зенитной установке – вопрос с ПВО и действиями в условиях плотных городских застроек для Т-90МС при его то приборах был бы решен. При наличии независимой системы вертикального наведения спаренного с 125-мм пушкой 2А82 4-ствольного 12,7-мм пулемета ЯкБ-12,7 танк будет обладать всеми качествами широко разрекламированной БМПТ и при этом не потеряет главное достоинство танка – мощной пушки. Кстати, БМПТ не является первой в мире машиной такого класса. Если проанализировать – Т-28 и Т-35 прямые идеологические предки БМПТ.

Комментарий специалиста. Очень много слов по пустому поводу. Да будет автору известно: на платформу дистанционной установки модернизированного танка Т-90С помимо ПКТ можно поставить и 12,7-мм пулемет и 30-мм гранатомет АГС, в зависимости от пожелания заказчика. Более того, цифровой баллистический тракт СУО «Калина» позволяет заменять вооружение дистанционной установки в полевых условиях в зависимости от поставленных задач.

Более мощный двигатель В-92С2Ф2 с автоматической коробкой передач

Как сделано. Двигатель выдает мощность 1130 л.с., что на 130 л.с. больше, чем у предыдущего танка Т-90А (1000 л.с.). Первоначально ходили слухи, что двигатель будет мощностью 1200 л.с., но достичь ее, по всей видимости, так и не удалось. Двигатель отличается приятным, плавным звуком работы и обеспечивает Т-90МС удельную мощность 23 л.с./т. Максимальная скорость танка по шоссе – 60-65км/ч. Это неплохо, но и не самый лучший показатель. Чтобы соответствовать поговорке «броня крепка и танки наши быстры…» Т-90МС должен разгонятся минимум до 70-75км/ч. Более легкий танк должен быть быстрее тяжелых, западных. А чтобы довести показатели подвижности Т-90МС до уровня Т-80 ему нужно даже не двигатель, а, скорее всего, будет достаточно переделать передачу. Например, танк Т-80БВ при массе в 43,7 тонны и мощности двигателя 1100 л.с. разгоняется до 80 км/ч. Что мешает так же ездить Т-90МС? Двигатель – нормальный. Значит нужно совершенствовать трансмиссию.

Как можно было сделать. Ограниченный объем МТО танка Т-72 делает увеличение мощности двигателя сложной задачей. Это же касается и корпуса танка Т-90МС, являющегося прямым наследником Т-72. Нужно совершенствовать трансмиссию танка, что и было сделано, и правильно подбирать передаточные числа. Так что все равно – Зачет.

В-92С2 – V-образный четырёхтактный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель, используемый на танках Т-90, а так же на новейших Т-72Б3.

История создания

B-92С2 является продолжателем семейства двигателей В-2, история создания которых уходит в далекие 30-ые годы прошлого века. Конечно, современный двигатель это уже совсем другой агрегат, однако его габариты и рабочий объем остаются прежними уже более 80-ти лет. Изначально он разрабатывался для применения на бомбардировщиках, но модель получилась настолько удачная, что после ряда доработок его начали устанавливать и на танки.

Различные улучшенные модификации этого двигателя устанавливались на многие советские танки. Непосредственно на Т-90 изначально устанавливался двигатель В-84, однако уже при его создании было понятно, что он до конца не раскрывает все возможности танка. Разработка 92-ой модели затянулась, так как попала на 90-ые годы прошлого века, когда стране было явно не до танковых дизелей. Первые испытания начались в конце 90-ых годов, а в 2000 году он был принят для эксплуатации и пошёл в серийное производство. С того времени на всех новых танках Т-90 используется двигатель B-92С2.

Двигатель В2-34

Общее описание

B-92С2 самый современный на данный момент серийный танковый двигатель в России, глубокая модернизация двигателя В-2. Выпускается на Челябинском Тракторном Заводе.

Танковый двигатель существенно отличается от двигателей гражданского назначения. Если основной задачей гражданских моделей является большой моторесурс, то для военной машины на передний план выходит надежность в любых условиях, удельная мощность и многотопливность. Для работы B-92С2 используются различные виды дизельного топлива, каждый из которых лучше всего подходит для определенной местности и температуры окружающей среды. При крайней необходимости допускается даже использование авиационного топлива некоторых типов, но ресурс двигателя при этом очень страдает. В двигателе используется жидкостное охлаждение, а благодаря удачному расположению, которое предотвращает сильный нагрев корпуса, снижается заметность для систем ИК-наведения.

Удельная мощность составляет примерно 22 л.с./т, что является практически идеальным показателем, ведь при большей удельной мощности расходуется большее количество горючего, при этом танк не выигрывает в ходовых качествах и маневренности. Но именно по этому показателю данный двигатель не подойдет для новейшего танка Армата, так как тот заметно тяжелее Т-90.

В конструкции двигателя используются алюминиевые сплавы, что существенно уменьшает общий вес двигателя. Так же для повышения ресурса клапаны изготавливаются из хромомолибденовой стали.

Применение

Двигатель B-92С2 устанавливается на Т-90А и более поздние модификации танка, выпущенные после 2004 года, а так же на новейшие модификации Т-72Б3

Несмотря на отличные показатели надежности, B-92С2 все-таки имеет некоторые ограничения по использованию:

  • Температура воздуха -40/50 градусов (при использовании арктического дизельного топлива до -50 градусов)
  • Высота над уровнем моря не более 3000 м
  • Относительная влажность не более 98% при температуре 20 градусов
  • Максимальный продольный угол наклона не более 25 градусов
  • Максимальный поперечный угол наклона не более 30 градусов

Танк Т-90А

Технические характеристики

Габариты

  • Длина – 1560
  • Высота - 950
  • Масса: 1020 кг
  • Объём: 38,8 литров

Рабочие характеристики

  • Мощность двигателя - 736 кВт (1000 л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент – 3920 Н.м.
  • Запас по крутящему моменту: 25%
  • Удельный расход топлива: 156 г/л.с.*ч
  • Удельная мощность двигателя: - 0,98 л.с./кг
  • Количество цилиндров - 12
  • Диаметр цилиндра: 150,0 мм
  • Ход поршня в цилиндре:
    • с главным шатуном: 180,0 мм
    • с прицепным шатуном: 186,7 мм
  • Моторесурс – 1200 часов.

Форсированная модификация

После серьёзной модернизации танков Т-72 и Т-90 назрел вопрос о недостаточной мощности устанавливаемых для них двигателей. Для создания абсолютно новой модели может потребоваться достаточно много времени, поэтому было решено в очередной раз усовершенствовать проверенный годами агрегат. Новый двигатель получил обозначение B-92С2Ф (форсированный).

Максимальная мощность выросла до 1130 л.с. Картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу пришлось серьезно усилить, чтобы они могли стабильно и надежно работать на повышенных режимах. Серьезным улучшением подверглись турбокомпрессор, система охлаждение и выпускная система. Однако у форсирования есть и недостаток, ведь за повышенную мощность приходится платить сокращение моторесурса двигателя, который теперь ровняется 1000 часам.

Впервые форсированный двигатель продемонстрировали на танковом биатлоне в 2017. В настоящий момент планируется его установка на танки Т-72Б3 и Т-90МС «Тагил» .

После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.

Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.

Краткая история создания

Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.

Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.

Наиболее современным и эффективным считался Т-80 – в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.

Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.

Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был – Т-90.

Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.

Устройство танка

Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм – вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).

Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично – блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.

В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично – бортов и крыши.

Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.

На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.

Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.

Негативно на живучести сказывается плотная компоновка – баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания – он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.

Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.

Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.

Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.

Вооружение Т-90

Главный калибр танка – “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия – двухплоскостной.


Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) – в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.

Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.

Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.
Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М “Инвар” с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.

С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.

Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность – до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный . Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции .

Электронное оборудование

Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника – Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.


Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.

На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители – он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.

Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.

На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.

Тактико-технические характеристики

В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.

Т-90А Leopard 2A6M Challenger 2
Длина/Ширина, мм 9530/3780 6670/3700 11570/3520
Боевая масса, т 46,5 68,5 62,5
Экипаж, человек 3 4 4
Основное вооружение, боекомплект 125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела 120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела 120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела
Автомат заряжания Есть - -
Вспомогательное вооружение 1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД 2 x 7.62 мм пулемёта MG3 2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37
Управляемое вооружение Рефлекс-М - -
Подвеска Торсионная Торсионная Гидропневматическая
Тип двигателя 12-цилиндровый дизель В-92С2 12-цилиндровый дизель MB 873 12-цилиндровый дизель CV-12
Мощность силовой установки, л. с. 1000 1500 1200
Максимальная скорость, км/ч 70 72 56
Запас хода, км (по шоссе) 550 550 400

Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.


Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.

Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.

У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.

Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.

Модификации

За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант – Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.


Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений – штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.

А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку – топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.

Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.


Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте – факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.

Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.


Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников – безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью . При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.

Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” – совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.

Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.

Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, ) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.

Видео