Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото). Легенды русского балета: Матильда Кшесинская


Матильда Феликсовна Кшесинская (19 августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.
Фигура Матильды Кшесинской настолько плотно окутана коконом легенд, сплетен и слухов, что уже практически невозможно разглядеть настоящего, живого человека.. Полную непреодолимого очарования женщину. Страстную, увлекающуюся натуру. Первую русскую исполнительницу фуэте и балерину, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром. Блестящую, виртуозную танцовщицу, вытеснившую с русской сцены иностранных гастролерш…
Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров. Но, несмотря на рост имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин».
Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.


Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету - что неудивительно в семье, где почти все танцуют. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище - ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия.
Поначалу Маля занималась не особенно старательно - азы балетного искусства она давно изучила дома. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью. Кшесинская обнаружила незаурядный талант и огромный творческий потенциал. Весной 1890 года она закончила училище экстерном и была зачислена в труппу Мариинского театра. Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало - сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в Матильду был влюблен наследник престола.
С Великим князем Николаем Александровичем - будущим императором Николаем II - Маля познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая. По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Но... Их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.
20 октября 1894 года в Ливадии умер император Александр III - ему было всего 49 лет. На следующий день Алиса приняла православие и стала Великой княжной Александрой Федоровной. Через неделю после похорон императора Николай и Александра обвенчались в Зимнем дворце - для этого специально был прерван траур, наложенный при дворе на год.

Матильда очень переживала расставание с Николаем. Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала. Она вернулась в Петербург только в сезон 1895 года и выступила в новом балете Р. Дриго «Жемчужина», который Петипа поставил специально к восшествию на престол Николая II.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...
Начало деятельности Кшесинской было связано с выступлением в классических балетах, поставленных известным балетмейстером М. Петипа. В них не только раскрылась ее виртуозная техника, но и проявилось незаурядное драматическое дарование. Уже после дебюта Кшесинской в балете П. Чайковского «Спящая красавица» Петипа начал ставить хореографические партии специально в расчете на её «колоратурный» танец. Лишь длительный траур после смерти Александра III помешал их совместной работе.
Балерина отличалась не только талантом, но и огромным трудолюбием. Она первая после итальянских виртуозов стала исполнять редкостный для того времени балетный номер - тридцать два фуэте. Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала двадцать восемь фуэте».



С этого времени начинается десятилетний период господства Кшесинской на русской балетной сцене. Он закончился в 1903 году, когда М. Петипа вышел в отставку. В это время по просьбе императора Николая Кшесинскую опекал великий князь Сергей Михайлович. В его доме она познакомилась с двоюродным братом царя, великим князем Андреем Владимировичем. Многие полагали, что их связь не продлится долго, однако вскоре у них родился сын Владимир, и Кшесинская стала гражданской женой великого князя. Правда, они обвенчались спустя много лет, в 1921 году, когда находились в эмиграции.

Кшесинская трудно привыкала к нововведениям в хореографическом искусстве. Она долго не могла найти подходящего для себя балетмейстера, и только совместная работа с М. Фокиным помогла ей преодолеть кризисную ситуацию. Их отношения неоднократно менялись. Кшесинская то боготворила Фокина, то хлопотала о том, чтобы убрать его с петербургской сцены. Однако популярность Фокина не могла оставить ее равнодушной, и, несмотря ни на что, они продолжали совместную работу.

Вообще, Кшесинская всегда отличалась резкостью и нередко приходила к правильному решению только после того, как совершала множество ошибок. Так развивались, например, ее отношения с С. Дягилевым. Он обратился к ней в 1911 году с просьбой стать основной солисткой в задуманной им программе балетных спектаклей. Вначале Кшесинская отвергла его предложение, поскольку незадолго до этого с триумфом выступила в Париже и Лондоне в нескольких спектаклях, устроенных влиятельной французской газетой «Фигаро». Однако, подумав, а может быть, и просто узнав о том, что в труппе Дягилева согласились выступать крупнейшие танцовщики того времени - М. Фокин и В. Нижинский, она дала свое согласие. После этого специально для Кшесинской Дягилев выкупил у дирекции императорских театров декорации и костюмы к балету «Лебединое озеро», сделанные по эскизам А. Головина и К. Коровина.
Спектакли труппы Дягилева в Вене и Монте-Карла превратились в настоящий триумф Кшесинской, само же сотрудничество продолжалось в течение многих лет.

Только после начала Первой мировой войны балерина перестала выступать за границей, а второго февраля 1917 года она последний раз вышла на сцену Мариинского театра.

Кшесинская понимала, что после Февральской революции ей необходимо на несколько месяцев исчезнуть из поля зрения журналистов. Поэтому вместе с сыном она отправилась в Кисловодск к своему мужу. После прихода к власти большевиков они уехали в Константинополь, а затем на несколько лет обосновались на вилле Алам на средиземноморском побережье Франции. Вскоре Кшесинская поняла, что ей не приходится рассчитывать на то, чтобы вернуться на сцену, и необходимо искать другой способ для заработка. Она переезжает в Париж и на вилле «Монитор» открывает балетную студию.
Вначале у нее было всего несколько учениц, но после посещения студии Дягилевым, а также А. Павловой их число стремительно возросло, и вскоре у Кшесинской занималось более ста учениц. Среди них были и дочери Ф. Шаляпина Марина и Дасия. Позже у Кшесинской занимались такие известные впоследствии балерины, как партнерша Р. Нуреева М. Фонтейн и И. Шовире.

Начало Второй мировой войны перевернуло ее налаженную жизнь. Опасаясь бомбежек, она переезжает в пригород, а при подходе немецкой армии вместе с семьей отправляется в Биарриц, на границу с Испанией. Но вскоре и туда пришли немецкие войска. Положение Кшесинской осложнилось тем, что ее сын вскоре был арестован за антифашистскую деятельность. И только через несколько месяцев он смог бежать из лагеря, а затем и из Франции.
После освобождения Франции в 1944 году Кшесинская вернулась в Париж и с помощью своих учениц Нинет де Валуа и Марго Фонтейн организовала передвижную балетную труппу, которая выступала с концертами перед солдатами. Одновременно возобновились занятия и в ее студии. В 1950 году Кшесинская поехала в Англию, где стала руководить Федерацией русского классического балета, в которую входило пятнадцать хореографических училищ.

Во время первых гастролей Большого театра во Франции Кшесинская специально отправилась в Париж, чтобы посетить спектакли на сцене Гранд-Опера, в которых выступала Г. Уланова.

Кшесинская выпустила несколько книг. Наибольшей известностью пользовались ее мемуары, которые были одновременно напечатаны во Франции и США.
Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».



Матильда Кшесинская - не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она - одна из самых влиятельных особ конца XIX - начала XX века. Примером её значения служат слова верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец - российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать - Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды - балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат - танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова:

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!».

Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

Карьера в Мариинском театре

Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской - фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».


Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.


Прима-балерина Матильда Кшесинская

Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).

Интриги

Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.


Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта - Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.


Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно - таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.

Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.

Личная жизнь

Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.


Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.

«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», - пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.

Причиной распада отношений с будущим стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.


На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось - Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».


17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.

30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года - светлейших князей Романовских-Красинских.

В эмиграции

В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости - особняка, превратившегося в «главный штаб ленинцев», и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.

«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», - говорится в воспоминаниях Кшесинской.

В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма», и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. 1919 год проведён в относительно спокойном Кисловодске, откуда в поезде из 2-х вагонов беженцы уехали в Новороссийск. Интересно, что Мария Павловна с окружением ехали первым классом, тогда как Матильда с Вовой удостоены третьего.


Матильда Кшесинская в Париже преподавала в балетной студии

Условия жизни продолжали ухудшаться - 6 недель высшее общество жило прямо в вагонах, пока кругом сыпной тиф забирал людей. Затем они отплывают из Новороссийска и получают французские визы. 12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где находилась вилла балерины.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Педагог Кшесинская отличалась спокойным нравом - она никогда не повышала голос на своих подопечных.

Фильмы и книги

Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской - предмет, часто освещаемый в искусстве. Так, в романе «Коронация, или Последний из романов» из серии «Приключения Эраста Фандорина» рассказывается о подготовке к коронации императора Николая II. Один из персонажей - Изабелла Фелициановна Снежневская, прототипом которой является сама Матильда Феликсовна Кшесинская.

В другом произведении Матильда Кшесинская - ключевой персонаж. 26 октября 2017 года презентуется новая картина «Матильда», вызвавшая общественный резонанс ещё до своей премьеры. Сюжет фильма состоит в отношениях Кшесинской с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.

Скандал возник после выхода первого официального трейлера, содержащего сцены эротического характера с участием исполнителей главных ролей и .

Общественное движение «Царский крест» обвинило создателей картины в «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». Это побудило , известную своим почитанием Николая II, обратиться в Генпрокуратуру с запросом проверить материал.

Проверка не выявила нарушений, но запустила череду взаимных обращений и обвинений общественных деятелей, политиков и кинематографистов.

Смерть

В возрасте 86 лет, за 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна Кшесинская увидела сон - она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн личной жизни легендарной Кшесинской.


Воспоминания Матильды Кшесинской изданы в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.

Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь - она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года.


Её тело погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном. На памятник нанесена эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Матильда Кшесинская – известная российская балерина, личность которая вошла в историю не только благодаря своему таланту, но и общественным делам. Конечно же вокруг балерины всегда были какие-то интриги, связи с известными личностями, но она всегда оставалась профессионалом своего дела. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской заслуживает особого внимания, так как она была знакома с императорской семьей Романовых и даже состояла в близких отношениях с императором.

Кшесинская была рождена в августе. Она появилась на свет в 1872 году. В этой творческой семье все были связаны с искусством. Отец занимался танцами и был любимым исполнителем мазурки у Николая Первого. Именно поэтому последний выписал Феликса из Польши. Он жил в этой стране, хоть и был русским по своей национальности. Мать же не занималась творчеством непосредственно. Однако, она была вдовой бывшего балетного танцовщика.

Родная сестра же тоже стала балериной, а брат Иосиф занимался танцами и стал балетмейстером. Все, абсолютно все родные люди Матильды, были связаны с творчеством. Кто-то непосредственно занимался балетом – танцевал, участвовал в гастролях. Другие же были связаны с искусством косвенным путем, например, мать Матильды.

Совсем юная девочка не изменяет семейному направлению и также идет в творчество. Она направляется в Императорское театральное училище и поступает на курс балетных танцев. Там она проучилась до 1880 года и успешно завершила курс. В училище был организован выпускной вечер, в рамках которого проходил ужин в торжественной обстановке. Юная девушка, блестящая красотой своей молодости, сидела совсем рядом с очень влиятельной персоной. Этим человеком был сам наследник престола, будущий монарх империи Николай Второй.

В тот же вечер замечательные слова сказал Александр Третий. Он внимательно следил за всеми движениями девушки и, восторгаясь ими, произнес пророчество, впоследствии ставшее явью. Он сказал, что Матильда станет не только блестящим украшением, но и блистательной славой российского балета.

Впрочем, подобный восторг не вызывает удивления. Эта начинающая балерина действительно поражала воображение своей красотой, невероятной грацией и мастерством.

По окончании учебы Матильду сразу же приняли в Мариинский театр. Она очень долго будет трудиться в составе этой балетной труппы. Императорской сцене она посвятит целых 27 лет своей долгой жизни. За эти годы она успеет проявить свои таланты и покорить сердца многих. Конечно же биография, личная жизнь, фото Матильды Кшесинской все это сохранилось, так как балерина внесла огромный вклад в развитие российского искусства.

Матильда Кшесинская была потрясающей балериной. Она была лидером в свои времена и имела невероятное превосходство перед людьми своего времени. Кшесинская была бы лидером и среди талантов всех веков. К тому же, Матильда является одной из наиболее влиятельных девушек перепутья девятнадцатых и двадцатых веков.

Она была очень значительной фигурой того времени. Подтверждением тому служит то, как о ней отзывался сам великий император Николай Николаевич! Российская империя испытывала большие трудности в Первую мировую войну. Многие части испытывали проблемы со снабжением, у артиллерии был острый дефицит боеприпасов.

При это сам князь выносил заявления о том, что какие-либо меры предпринять просто невозможно. Ведь Балерина Матильда имеет чрезмерное влияние на дела артиллерии, принимает участие в перераспределении госзаказов между разными предприятиями. По сути, артиллерийское ведомство находилось под ее контролем.

Карьера в Мариинском театре

Матильда участвовала на многих крупных, государственных мероприятиях. Она танцевала самые разнообразные балеты, как под руководством Мариуса Петипа, так и Льва Иванова. Самые первые роли балерины приходятся на такие произведения, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Баядерка». Она успешно справлялась со всей работой, которая на нее возлагалась.

Затем балерина уезжала в Италию на небольшой срок. Работа за рубежом не пришлась по душе Кшесинской. Она не очень хотела оставаться на долгое время в Италии, языковой барьер, любовь к родине все это ей мешало. Поэтому она не долгое время провела в зарубежных театрах, а потом с радостью вернулась домой. По возвращении ей досталась роль принцессы Авроры, в которой девушка себя проявила особенно хорошо. Это было невероятное возвращение, которого ждали многие поклонники.

Прошло уже 6 лет ежедневного труда, включающего в себя как необходимость размышлять над творческой составляющей, так и изнурять себя танцевальными движениями, которые требуют изрядной физической подготовки и сноровки. За этот период Матильда добилась многого на творческом поле битвы. Среди достижений были и наиболее важные. Так, наибольшее значение имел статус «прима-балерина императорских театров». В этом плане не все было гладко, ведь главный балетмейстер был против выдачи такого титула.

Однако, он зря противился – даже в те времена ходили слухи, что столь быстрое продвижение Матильды по лестнице театральной иерархии непосредственно связано с наличием связей во дворе. У современных же историков есть споры, связанные с данным вопросом. Однако, немалая часть людей придерживается мнения, что все было именно так.

Существует всего несколько балетов, поставленных ради Матильды, которые не стали значимым элементом в наследии российской культуры. Самым ярким примером будет балет, поставленный по случаю свадьбы Ксении Александровны и Александра Михайловича. На этом торжественном событии было представлено выступление, наиболее значимая партия которого исполнялась Матильдой. На самом деле если говорить о личной жизни и биографии Матильды Кшесинской, то можно упомянуть множество фактов, но не все они имеют официальное подтверждение.

Матильда в балетной постановке «Дочь фараона»

Кшесинская имела очень крепкую позицию в театре. Особенно, если учесть то, на какой ступени иерархии она находилась.

Однако, балерина не хотела останавливаться на достигнутом и продолжала развиваться. Она регулярно посещала уроки Энрико Чеккетти. Этот знаменитый преподаватель помог Матильде совершенствовать свои навыки до все более и более высокого уровня.

Степень развитости ее мастерства на тот момент была отлично продемонстрирована новым рекордом. Кшесинская стала своеобразным пионером русского балета. Она смогла выполнить сразу целых 32 фуэте подряд – до этого момента ни одна из русских не была на такое способна.

Однако, в то же время Кшесинская решила покинуть театральную сцену. Когда на дворе был 1904 год, она ушла из Мариинского театра. Увольнение произошло по собственному желанию и тому было очень логичное объяснение. Бенефиса прекрасно знала, что делает. Она перешла на другую форму работы – выступления на контрактной основе. Это было гораздо более выгодно, чем работать на постоянной основе. За один только выход на сцену она получала пять сотен рублей. Однако, и это не было пределом.

Через какой-то промежуток времени она начала зарабатывать в полутора раза больше и получала по семь с половиной сотен за единичное выступление. Зарабатывать деньги, довольно таки неплохие для России начала 20 века, ей помогали ее невероятный талант и уже приобретенная к тому моменту слава и популярность.

От Матильды часто можно было услышать фразу о том, что артисты способны на многое. Речь шла о людях академической выдержки. Балерина утверждала, что они способны станцевать все, что угодно. Она закрепляла подобные утверждения за вполне реальными действиями. По этой причине Матильда участвовала во многих спектаклях, некоторые из которых поставил М. Фокин. Например, «Эрос», который был сыгран в 1915 году.

Интриги Матильды Кшесинской

Девушка всеми силами сопротивлялась, когда речь заходила о приглашениях в иностранные труппы. Ее мнение было таково, что русские артисты должны собственными силами доказывать свои способности – то, что они достойны играть главные и наиболее значимые роли. Однако, далеко не все ее современницы были солидарны с таким мнением. Большинство балерин с радостью принимали иностранные предложения, играя даже самые бесперспективные роли в балетах иностранных трупп. На тот момент биография и личная жизнь Матильды Кшесинской обсуждалась только в определённых кругах. Таким образом мало что достоверно известно.

Наиболее частый предмет интриг – Пьерина Леньярни. Эта балерина была иностранкой, родом из Италии. Она смогла проработать вместе с Матильдой целых восемь лет, невзирая на отрицательный настрой и негативное отношение последней. Правда, это не могло продлиться дольше. Кшесинская уже тогда обладала невероятным влиянием, как минимум в самом театре. Такого давления не выдержал даже сам директор, которому пришлось пойти на уступки.

У артистки была одна мечта, которой она грезила многие годы. Она осуществилась к 1899 году, когда Мариус Петип предложил ей партию Эсмеральды. Для Матильды это была не только профессиональная, но и идеологическая победа. Ведь до этого момента роль исполнялась только итальянками.

И вот она, русская, добилась права играть эту партию! Матильда проявила себя столь хорошо, что эта партия не оказалась последней.

С того самого момента она осуществила полный захват. С тех пор она была единоличной хозяйкой этой роли, играя ее из раза в раз. Ни у кого другого не было и шанса сыграть Эсмеральду, что было причиной множества возмущений других балерин.

Если полностью раскрывать личную жизнь Матильды Кшесинской, то можно узнать множество скрытых фактов о ее связях с мужчинами. Так как она общалась в высших кругах, то она знала очень много информации о политическом устройстве страны, проблемах государства. По большому счету она осталась частью истории. Но, как и для любого известного человека наступает такой момент, когда ты постепенно теряешь интерес ко всему и желаешь сосуществовать тихой и спокойной жизнью. Матильда Кшесинская отошла от балетного искусства и прожила до 99 лет.

Матильда Кшесинская: википедия, фото, рост, вес, ее дети

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской заслуживает отдельного обсуждения. На личном фронте Матильды происходило еще больше боевых действий, чем на творческом. Ведь ее судьба переплеталась с одной из наиболее значимых семей – династией Романовых. Целых два года она была в очень близких отношениях с Николаем Александровичем. Познакомившись с юной, пылкой девушкой, он с регулярной частотой становится посетителем ее выступлений.

Экспансия их отношений происходит крайне стремительно, однако, каждая сторона понимает, что этот накал страстей не будет иметь счастливого завершения.

Их отношения закончились сразу после помолвки цесаревича с внучкой королевы Виктории, которая произошла в апреле 1894 года. Однако, Матильда и после этого не утратила своего влияния на жизнь царской семьи.

Она имела хорошие отношения с Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Великий князь Андрей Владимирович впоследствии усыновит сына балерины и заключит с ней брак, а уже через четыре года Матильда (отныне Феликсовна) перейдет из католичества в православие, приняв имя Мария. Ее решение было обусловлено множеством факторов, которые сформировались на тот момент. Также она очень сильно любила своего мужа и дорожила отношениями.

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской интересует многих поклонников ее таланта. Женщина внесла огромный вклад в историю нашего государства. На самом деле сегодня мало кто помнит балерину такой какой она была раньше.

Эта женщина, ставшая яркой фигурой истории России и русского балета, прожила почти сто лет. Скончалась балерина в 1971 году. Она стала иконой стиля и балетного искусства. Множество поклонников со всего мира интересуются судьбой, которая постигла ее.

Заведующий редакционно-издательским отделом Государственного музея политической истории России, кандидат исторических наук, автор исследований «Дело об особняке. Как большевики «уплотняли» Матильду Кшесинскую» и «Примадонна для императора. Николай II и Матильда Кшесинская» и экспозиции «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы», которая с 2015 года работает в Музее политической истории России.

Семья

Матильда Кшесинская вышла из театральной семьи. Ее отец Феликс Янович (в русской транскрипции - Иванович) был знаменитым балетным танцором, выступал в Варшавской опере. Они даже выходили вместе на сцену: есть фотография, где они танцуют мазурку в опере «Жизнь за царя». Феликс Янович прожил очень длинную жизнь и умер из-за несчастного случая: во время

Феликс Кшесинский с женой Юлией

одной из репетиций случайно провалился в открытый люк, и, видимо, сильный испуг и травма приблизили его кончину. Мама Кшесинской Юлия Доминская также была артисткой. Почти все ее дети пошли в балет: старшая сестра Матильды Юлия не стала такой же известной балериной, а вот брат Иосиф получил звание заслуженного артиста, которое сохранил и в советское время.

Знакомство с императорской семьей

В 1890 году Матильда очень успешно закончила Императорское театральное училище (сейчас - Академия русского балета имени А.Я.Вагановой. - Прим. А.К. ) в 17 лет. Выпускной вечер и стал поворотным событием в судьбе Кшесинской - там состоялась ее встреча с наследником-цесаревичем.

Николай II

По традиции царская семья почти в полном составе присутствовала на этом мероприятии. Балет считался привилегированным искусством - как и позднее, в советское время. Власти предержащие проявляли к нему интерес во всех смыслах - часто их интересовали не только выступления, но и сами балерины, с которыми у князей и великих князей было множество романов.

Итак, 23 марта 1890 года после экзаменов в училище приехала царская семья. После небольшого балетного фрагмента, в котором участвовала и Кшесинская (она танцевала па-де-де из «Тщетной предосторожности»), последовал ужин с воспитанницами. По версии Матильды, Александр III захотел с ней познакомиться - спросил, где тут Кшесинская. Ее представили, хотя обычно на переднем плане должна была находиться другая девушка - лучшая ученица выпуска. Тогда Александр якобы произнес знаменитые слова, предопределившие будущую судьбу Кшесинской: «Будьте красой и гордостью русского балета!». Скорее всего, это миф, придуманный позднее самой Кшесинской: она любила заниматься самопиаром и оставила после себя не совпадающие в некоторых деталях дневник и воспоминания.

Матильда Кшесинская

Император посадил Кшесинскую вместе с Николаем, который был старше Матильды на четыре года, и сказал что-то вроде: «Только слишком много не флиртуйте». Интересно, что изначально тот исторический ужин Кшесинская воспринимала как скучную, рутинную вещь. Ей было совершенно все равно, какие великие князья там будут, кто окажется рядом. Однако с Николаем у них быстро возникла непринужденная беседа. Уже при их расставании было понятно, что эта встреча неслучайна. Вернувшись в Аничков дворец, Николай оставил такую запись у себя в дневнике: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами» - больше ничего. Однако знакомство с Кшесинской он, конечно, запомнил. Спустя два года Николай напишет: «В 8 час. отправился в Театральное училище, где видел хороший спектакль драматических классов и балет. За ужином сидел с воспитанницами, как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской».

Роман

Кшесинскую зачислили в труппу Императорских театров, но ей, молодой дебютантке, поначалу не давали больших ролей. Летом 1890 года она выступала в деревянном Красносельском театре. Его построили для развлечения гвардейских офицеров, среди которых были все великие князья, включая Николая. За кулисами они с Матильдой как-то встречались, обменивались короткими фразами; в дневнике Николай писал: «Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится»Кшесинской Первой, в свою очередь, называли сестру Матильды Юлию . Наедине они практически не виделись. В общем, невинная милая ситуация.

Затем произошло известное событие - кругосветное путешествие наследника на крейсере «Память Азова». Кшесинская очень переживала, что Николай ее забудет. Но этого не случилось, хотя путешествие длилось больше года. По возвращении молодые люди встречались в театре, а в марте 1892 года состоялось их первое приватное свидание. Так указано в мемуарах, хотя на самом деле Николай приехал на квартиру к ее родителям, а в комнате они были втроем с сестрой Кшесинской.


Первое - на французском - издание мемуаров Матильды Кшесинской вышло в Париже в 1960-м

О том, как это было, можно узнать из дневника Матильды. Вечером Кшесинская чувствовала себя неважно, в комнату зашла горничная и объявила, что приехал их знакомый, гусар Волков. Кшесинская приказала просить - оказалось, это был Николай. Они провели вместе больше двух часов, пили чай, разговаривали, смотрели фото; Николай даже выбрал какую-то карточку, затем сказал, что хотел бы ей писать, получил разрешение на ответные письма и впоследствии попросил Кшесинскую обращаться к нему на ты.

Кульминация их отношений наступила зимой 1892–1893 годов. Вероятнее всего, Николай и Матильда стали любовниками. Дневник Николая, очень закрытого и сдержанного человека, пестрит описаниями встреч: «Отправился к М.К., где ужинал по обыкновению и прекрасно провел время», «Отправился к М.К., провел чудесных три часа с ней», «Уехал только в 12 ½ прямо к М.К. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время». Кшесинская же вела очень дамский дневник, где описывала свои переживания, чувства, слезы. У Николая никаких вольностей нет. Однако вот как он пишет про зимние события: «25 января 1893 года. Понедельник. Вечером полетел к моей М.К. и провел самый лучший с ней вечер до сих пор. Нахожусь под впечатлением ее - перо трясется в руке». Даже в описании куда более грозных событий такие сильные эмоции со стороны Николая практически незаметны. «27 января 1893 года. В 12 час. отправился к М.К., у которой оставался до 4 час. (имеется в виду, до четырех часов утра. - Прим. ред. ). Хорошо поболтали, и посмеялись, и повозились». Позднее они решили, что Кшесинская должна жить отдельно: встречаться у родителей было слишком неудобно - тем более что небольшая спальня девушек примыкала к кабинету отца. При поддержке Николая Кшесинская сняла дом на Английском проспекте, 18, - отныне они виделись там.

Кшесинская предварительно спросила разрешение у отца. Тогда переезд незамужней девушки от родителей считался неприличным, и Феликс Янович долго колебался. В итоге они поговорили: отец объяснил ей, что эти отношения бесперспективны, у романа нет будущего. Кшесинская ответила, что понимает все это, но безумно любит Ники и хочет хоть сколько-нибудь оставаться счастливой. Было принято такое решение - отец разрешил переезд, но только вместе со старшей сестрой.


Николай Романов начал вести дневник в 1882 году. Последняя запись сделана за 9 дней до расстрела - 30 июня 1918 года

Они начали жить в доме с очень интересной историей. Самым известным его хозяином был дядя императора Александра III, великий князь Константин Николаевич. Кроме того, что он был большим либералом (и за это его терпеть не мог Александр III), Константин де-факто был двоеженцем: свою законную супругу он оставил и жил там с балериной Анной Кузнецовой.

Обычно говорят, что переезд состоялся зимой. В дневнике Матильды нет точной даты, зато она есть у Николая. Он писал: «20 февраля (1893 года). В театр не поехал, зато отправился к М.К. и отлично вчетвером поужинали на новоселье. Они переехали в новое жилище, уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо еще дополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до четырех часов». Четвертый гость - барон Александр Зедделер, полковник, за которого позже вышла замуж Юлия. Кшесинская подробно описывала, как она занималась благоустройством: она вообще с удовольствием вела строительные дела.

Разрыв

Это была кульминация романа и в то же время начало конца. Все более четко вырисовывалась перспектива брака с Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей Александрой Федоровной. Николай довольно интересно писал в дневнике: «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст на ней когда-нибудь жениться…» Проблема заключалась в том, что его родители не очень одобряли этот выбор. У них были другие планы - Мария Федоровна, скажем, рассчитывала на брак с французской принцессой; присматривалась и к другим вариантам.

Алиса Гессен-Дармштадтская - будущая императрица Александра Федоровна

Несколько раз Николай приезжал к Алисе, однако посвататься не получалось - чему очень радовалась Кшесинская. Она писала: я снова была рада, что ничего не состоялось, что Ники ко мне вернулся, что он такой счастливый. Был ли он таким уж счастливым или нет - большой вопрос. Алиса не хотела переходить в православие. Это было важным условием династического брака. Ее сестра Элла (Елизавета Федоровна)В 1918 большевики сбросили ее вместе с другими членами императорской фамилии в шахту недалеко от Алапаевска. В 1992 году РПЦ причислила Елизавету Федоровну к лику святых , ставшая женой московского губернатора Сергея АлександровичаБыл убит в 1905 году революционером Иваном Каляевым , тоже не сразу на это согласилась. Алиса долго колебалась, и только весной 1894 года состоялась помолвка. Еще до этого Николай разорвал отношения с Кшесинской.

У Матильды очень подробно описано их последнее свидание - у каких-то сараев на Волхонском шоссе. Она приехала из города в карете, он прибыл верхом из гвардейских лагерей. По ее версии, Николай сказал, что их любовь навсегда останется самым светлым моментом его молодости, и разрешил продолжать ей обращаться к нему на ты, обещал откликнуться на любую ее просьбу. Кшесинская очень переживала - это описано в мемуарах и немного в дневниках, но после расставания с Николаем дневники обрываются. Вероятно, она забросила их в расстроенных чувствах. По крайней мере, о существовании других подобных записей нам ничего не известно.

По воспоминаниям камердинера императора, Николай каждый вечер выпивал стакан молока и педантично записывал все, что с ним произошло за день. В какой-то момент он просто перестал упоминать Матильду. В начале 1893 года Николай почти каждый день писал что-то «о моей Мале», «о моей М.К.» или о том, что «полетел к маленькой М.». Потом упоминаний стало все меньше, и к 1894 году они исчезли совсем. Но нужно учитывать нюансы - его дневники могли читать посторонние люди, родители, камердинер.

Отношение к роману в императорской семье и в свете

Существует несколько версий о том, что царская семья думала о романе Николая с Матильдой. Есть мнение, что их первая встреча была хорошо подготовленным экспромтом. Якобы Александр III начал волноваться, что наследник стал вялым, инертным, что он уже вроде бы взрослый юноша, а романов все нет. По совету Константина Победоносцева - воспитателя Николая и главного идеолога Российской империи - Александр решил подыскать ему девушку - балерины в этом качестве, несомненно, подходили. В частности, Матильда - она обладала немного сомнительным, но все-таки дворянством, была молода, не испорчена громкими романами, возможно, даже оставалась девственницей.

Судя по дневнику Матильды, Николай намекал на близость, но никак не мог решиться. Их роман был платоническим как минимум два года, на чем Николай акцентирует особенное внимание. По версии Матильды, во время свидания в начале января 1893 года между ними происходит решительное объяснение на интимную тему, из которого Кшесинская понимает, что Николай боится быть у нее первым. Тем не менее Матильде удалось как-то побороть это стеснение. Свечку никто не держал: никаких документов, железно подтверждающих эротическую связь, нет. Лично я уверен, что между Николаем и Матильдой были интимные отношения. Согласитесь, «перо дрожит в руке» написано неспроста - тем более наследником престола, чей выбор на самом деле практически неограничен. В самом романе - платоническом или нет - никто не сомневается. Впрочем, историк Александр БохановАвтор многих книг о российских императорах - от Павла I до Николая II - и учебника по истории России XIX века. Монархист полагает, что интимной связи не было, иначе Матильда попыталась бы родить от Николая ребенка. Конечно, никакого ребенка не было, это миф. Ну, а в 1894 году роман совершенно точно прекратился. Можно считать Николая никудышным государственным деятелем, но своей семье он был верен: папина натура, а не дедушкина, у которого романов было море.

Александр III с женой - императрицей Марией Федоровной

Мария Федоровна точно знала о романе Николая. Ей об этом рассказала одна из фрейлин - до этого императрица пожаловалась, что ее сын часто не ночует дома. Влюбленные пытались маскировать свои встречи довольно смешным образом. Например, Николай говорил, что едет к великому князю Алексею Алексеевичу. Дело в том, что особняк на Английском проспекте примыкал садом к его дому: маршрут тот же, адрес другой. Или говорил, что едет куда-то и заезжал туда уже после Матильды. Известны слухи о романе, записанные владелицей великосветского салона Александрой Викторовной Богданович. Ее дневник издавался несколько раз: она вела его с 1870-х и до 1912 года. Вечером после приема гостей Богданович внимательнейшим образом заносила в свою тетрадь все новые сплетни. Также сохранились очерки балетного деятеля Дениса Лешкова. Он пишет, что слухи дошли до высочайших родителей. Мама рассердилась и поручила одному из своих флигель-адъютантов отправиться к Феликсу Яновичу (Матильда тогда еще жила с семьей), чтобы запретить тому под любым благовидным предлогом принимать дома цесаревича. Феликс Янович оказался в очень сложной ситуации. Выход был найден в духе романов Дюма, пишет Лешков: молодые люди виделись в карете, стоявшей в укромном переулке.

В знаменитый особняк на улице Куйбышева Кшесинская переехала зимой 1906 года. К тому моменту у нее, примы-балерины Мариинского театра, уже был сын Владимир, а сама она состояла в отношениях с двумя другими великими князьями - Сергеем МихайловичемДо революции считался отцом Владимира - потому с 1911 года ребенок носил отчество «Сергеевич» и Андреем ВладимировичемЖенился на Матильде Кшесинской в 1921 году и усыновил Владимира - тот изменил отчество на «Андреевич». К тому времени они жили во Франции . Дом на Английском проспекте Николай ей подарил, и мы даже знаем, сколько он стоил - примерно 150 тысяч рублей. Судя по документам, которые я нашел, Кшесинская пыталась его продать, - и как раз там указана эта цифра. Неизвестно, какие суммы Николай регулярно тратил на свой роман. Сама Кшесинская писала, что его подарки были хорошие, но не крупные.

Разумеется, в газетах о романе не упоминали - независимых средств информации тогда не было. Но для великосветского Петербурга связь с Кшесинской не была секретом: о ней упоминает не только Богданович, но и, например, Алексей Суворин, друг Чехова и издатель «Нового времени» - причем недвусмысленно и в довольно неприличных выражениях. По-моему, у Богданович указывается, что после разрыва обсуждались разные варианты того, что делать с Кшесинской. Градоначальник Виктор фон Валь предлагал то ли дать ей денег и куда-то отправить, то ли просто выслать из Петербурга.

После 1905 года в стране появляется оппозиционная печать с материалами очень разного уровня. Ну а настоящий шквал начинается в 1917 году. К примеру, в мартовском номере «Нового сатирикона» была опубликована карикатура «Жертва нового строя». На ней изображена лежащая Кшесинская, которая рассуждает: «Мои близкие отношения к старому правительству давались мне легко - оно состояло из одного человека. Но что я буду делать теперь, когда новое правительство - Совет рабочих и солдатских депутатов - состоит из двух тысяч человек?»

Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года в Париже в возрасте 99 лет. В эмиграции она носила титул светлейший княгини, который присвоил ей великий князь Кирилл Владимирович, в 1924 году провозгласивший себя Императором Всероссийским.

15/08/2017 - 17:39

Осенью этого года на широкие экраны выйдет уже успевший наделать много шума фильм Алексея Учителя «Матильда». В картине рассказывается о любовных отношениях последнего императора России Николая II и известной балерины Матильды Кшесинской. На официальном трейлере - большие золотые буквы - «Главный исторический блокбастер года». Претензий к «главный» и «блокбастер» нет, а вот настолько фильм исторический - большой вопрос.

Личность Николая II - это вовсе не темный лес. Царь и его супруга вели дневники и писали друг другу. Их жизнь была как на ладони. Чтобы узнать, как они жили, узнать их историю любви - достаточно посвятить время на изучение исторических документов.

Доподлинно известно, что по-настоящему любовные отношения у монарха были только с его законной супругой - Александрой Федоровной. Она стала матерью его пятерых детей. С другими женщинами, если и встречался Николай II, то только на официальных мероприятиях.

Так кто же такая Матильда? Матильда Кшесинская родилась в аристократической семье: ее родители работали в балетной труппе Императорского Мариинского театра. Они передали мастерство и своим детям: Матильде, ее сестре Юлии и брату Иосифу. Все они стали известными артистами балета.

Матильда была очень талантлива, её приняли в труппу Мариинского театра, где она выступала 27 лет.

Знакомство с царем у Матильды произошло 20 марта 1890 года, во время спектакля, посвященного выпускному вечеру. По традиции, на этом спектакле присутствовала вся императорская семья. Тогда Александр III протянул ей руку и попросил быть украшением стола. Он усадил юную Матильду рядом с наследником и в шутку попросил не флиртовать.

Однако чувства между Матильдой и Николаем Романовым вспыхнули мгновенно. Она сразу же влюбилась в голубоглазого наследника. Тем не менее, в дневнике самого Николая II нет ни одного слова об этой встрече. Затем они несколько раз встречались. Через полтора года после знакомства, по словам Матильды, встретились наедине.

После помолвки с Алиссой Гессенской (Александрой Федоровной) тайные встречи прекратились. Николай II написал прощальное письмо Матильде, утверждая, что их встречи - это самое лучшее воспоминание молодости. Кшесинская, к слову, тоже довольно быстро завела новый роман, с великим князем Сергеем Михайловичем, внуком Николая I. Впрочем, роман продлился недолго. У Матильды была очень бурная жизнь, она была очень ветрена. Из-за нее происходили дуэли, из-за конфликта с ней уволился директор императорского театра Сергей Волконский.

Несмотря на то, что существуют воспоминания Матильды, есть письма к ней самого Николая II и множество свидетельств людей, которые жили в то время, фильм вызвал большой резонанс ещё до своего выхода. По мнению многих, в числе которых и Наталья Поклонская, такой скандальных проект заведомо сулит высокую прибыль.»Матильда» не консолидирует общество, она его раскалывает.

Нельзя забывать, что Николая II не просто царь, он святой. В этом то и вся загвоздка. Историческое лицо, канонизированное церковью, стало «особо охраняемым объектом», а Учитель посмел посягнуть на то, что принадлежит совсем не ему.

Если вам понравилась эта публикация,