Как азербайджан вошел в состав российской империи. Территория Азербайджана в составе Российской империи в XIX веке

Краткая история Азербайджана История Азербайджана, а вернее его государственности, насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли ещё начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа. В III веке н.э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке – Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения. С принятием исламской религии в VII веке история Азербайджана претерпела коренной перелом. Мусульманская религия дала сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территориях, где сейчас расположен современного Азербайджана. В Азербайджане начался новый политический и культурный подъём: на его землях, где был распространён ислам, как государственная религия, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. В указанное время началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории. В конце XV – начале XVI веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в городе Тебриз, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока. Пришедший к власти после падения Сефевидского государства полководец Надир-шах ещё более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот правитель в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после его смерти, управляемая им империя пала. Во второй половине XVIII века Азербайджан распался на мелкие ханства и султанаты. В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять политику подчинения территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению. Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделён между двумя империями: Южный Азербайджан был присоединён к Ирану, а Северный – к Российской империи. *** 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР – Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 года Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года. 30 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость.

Кавказ, а точнее южная его часть, имеет богатую тысячелетнюю историю и даже считается одним из тех мест, где зарождалась цивилизация. И это неудивительно, ведь богатейшая природа и климатические условия этого региона издавна привлекали людей. Сегодня на Кавказе живут люди различных национальностей, исповедующие разные религии. Каждое из расположенных там государств имеет свою уникальную историю. В этом материале будет кратко изложена история Азербайджана - все с самого начала вплоть до наших дней.

Колыбель цивилизаций

На территории современного Азербайджана первые люди появились еще в каменном веке. В одной из пещер, находящейся в землях Карабаха, исследователями были найдены различные каменные орудия: наконечники стрел, ножи, топоры, в том числе предназначенные для обработки дерева и разделки туш. Там же была обнаружена челюсть неандертальца, а возраст рисунков, оставленных неким художником, составляет 10 тыс. лет.

Пожалуй, именно с первобытнообщинного строя и начинается история Азербайджана. С древнейших времен здесь жили люди. Неподалеку от горы Киллидаг раскопаны остатки древних поселений. Известно, что первобытные люди, жившие на этой земле, занимались охотой, а также скотоводством и земледелием.

Земли Азербайджана до нашей эры

Первобытные люди, жившие на территории современного Азербайджана, совершенствовали свои навыки. Со временем они научились обрабатывать медь, а в IV тысячелетии до н. э. и железо. Более совершенные орудия труда позволили повысить его производительность, что в конечном итоге привело к расслоению общества и упадку первобытнообщинного строя. Постепенно формировались новые племена, среди которых были луллубеи, манеи, кутии, албаны и другие.

Откуда берет свое начало история Азербайджана как государства? В начале I тысячелетия до н. э. в этих землях образовалось государство Манна, которое затем вошло в состав более могущественной Мидии. Впрочем, в те времена на этой территории велось множество завоевательных войн - сюда вторгались скифы и киммерийцы, а затем персы и македоняне.

Атропатена и Албания Кавказская

После того как в IV веке до н. э. Александр Македонский разгромил войска персов, в границах, присущих современному Южному Азербайджану, возникло новое государство - Атропатена со столицей в Газаке. Это была довольно развитая страна, с письменностью и денежными отношениями, в которой преобладал «культ огня» или зороастризм. Атропатена просуществовала до 150 года н. э. Кстати, с названием этого государства связывают возникновение топонима Азербайджан.

Примерно одновременно с возникновением Атропатены севернее этой страны образовывается государство Кавказская Албания, столицей которой стал город Кабала, чьи руины находятся на территории Габалинского района Азербайджанской Республики. Население этой страны состоит из племен албанов, легов и удинов. Безусловно, древняя история Азербайджана берет свое начало именно с этих государств.

В Кавказской Албании основной религией становится христианство, здесь также присутствует письменность и имеется свой алфавит, а земли этой страны являются исключительно плодородными. Жители Кавказской Албании успешно занимаются земледелием, процветает ремесло. Примеры изделий, изготовленных албанскими ремесленниками, обнаружены на раскопках в Мингечауре.

VII-XII вв. Нашествия арабов и тюрков-сельджуков

История Азербайджана состоит из множества завоевательных набегов, которым подвергались эти земли на протяжении веков. Так, в VII веке на Закавказье вторгается Арабский халифат, результатом чего стало распространение на эти земли ислама. Возникшее в 816 году крестьянское восстание, длившееся 20 лет, было подавлено, после чего существовавшие на тот момент государства распались на множество феодальных княжеств. Среди них особую роль впоследствии сыграло государство Ширван, находившееся на северо-востоке Азербайджана.

В середине XI века в регион пришли тюрки-сельджуки, которым удалось подчинить себе большинство территорий сегодняшнего Азербайджана. Кочующие завоеватели нанесли серьезный ущерб процветавшему здесь земледелию, однако со временем они и сами перешли к оседлому образу жизни. На основе тюркского языка, смешавшегося с языком местного населения, впоследствии образовался азербайджанский язык.

В результате борьбы, которую вело местное население против иноземных захватчиков, в XII веке тюрков практически удалось изгнать из региона. Эти победы создали предпосылки для усиления государственности и дальнейшего социально-экономического прогресса. Земледелие и ремесленничество процветают как никогда, помимо этого отмечается заметное развитие в области науки и культуры. Пожалуй, история создания Азербайджана берет свое начало именно в этот период, когда разобщенные княжества объединяются под предводительством Атебеков Азербайджана.

XIII - XVI вв. Монгольское нашествие. Борьба за господство на Кавказе

Беды предков современных азербайджанцев не заканчиваются с уходом тюрков - в начале XIII века начинается нашествие монгольской орды. Завоеватели разрушили множество процветающих городов, уничтожили оросительную сеть региона. Их присутствие здесь повлекло за собой приостановление развития региона практически на два столетия. Тогдашний Азербайджан входит в состав монгольского государства Хулагидов. Возрождение региона приходится на XIV век, когда, наконец, распадается государство Хулагидов. В этот же период устанавливаются дипломатические отношения между Ширваном и Россией.

Во второй половине XV века усиливается борьба за господство в регионе. А уже в начале XVI века династия Сефевидов захватывает власть в Ширване, в результате чего основывается Сефевидское государство, впоследствии оказавшее значительное влияние на Азербайджан. История страны в этот период ознаменовалась стремительным развитием науки, культуры и, в частности, литературы.

Конец XVI - первая половина XIX вв. Раздел Азербайджана

Конец XVI века, впрочем, как и вся история Азербайджана, ознаменовался новыми потрясениями, связанными с борьбой между Турцией и государством Сефевидов за право господствовать на Кавказе. В XVIII веке в Азербайджане устанавливается господство Ирана, закончившееся в связи с начавшимися антифеодальными выступлениями, приведшими к убийству Надир-шаха, правителя Ирана. После этого на землях Азербайджана образовывается свыше десятка ханств, независимости которых продолжают угрожать Иран и Турция. Правители некоторых ханств принимают решение искать поддержки у России.

В результате русско-иранских войн первой половины XIX века Азербайджан снова потерял свою независимость и был разделен на две части. Соответственно, северная часть отошла к России, а южная - к Ирану.

Вторая половина XIX - начало XX вв. Азербайджан в составе России

Во второй половине XIX века в стране начинается бурный рост добычи нефти. Впрочем, ее здесь добывали еще с незапамятных времен. В 1893 году начинается активное строительство железных дорог, которые уже к 1890 году соединяют Азербайджан с Россией. Промышленный прогресс, а также интеграция Азербайджана в российскую экономику и последовавшие за этим реформы дают положительный результат. Также наблюдается значительное вливание денег в экономику страны, в том числе и западных.

История Азербайджана в составе России также содержит в себе множество интересных фактов. На рубеже столетий в Баку создаются первые социал-демократические кружки. Пролетариат столицы принимает участие в различных стачках и забастовках, возникающих вследствие тяжелого положения азербайджанского народа, усугубившееся в связи с началом Первой мировой войны.

Азербайджан в составе СССР

Вследствие революций 1917 года снова начинается борьба за Азербайджан. История возникновения независимого государства в нынешнем его виде начинается здесь. Весной следующего года здесь была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, верховенство которой отказался признавать Нагорный Карабах. Установившаяся в Азербайджане в 1920 году Советская власть положила конец разногласиям.

Наравне со всеми другими народами, проживавшими на территории СССР, азербайджанский народ принимал участие в Великой Отечественной войне. Страна производила значительное количество боеприпасов и топлива для Советской армии. Свыше сотни азербайджанских солдат удостоены звания Героя Советского Союза.

Обретение независимости

В 1991 году в связи с распадом СССР Азербайджан наконец обрел независимость. Власти вновь созданного государства взяли курс на построение демократического общества. Многонациональной страной является Азербайджан. История государства, в котором на протяжении столетий уживались люди самых разных народностей, пожалуй, только начинается.

Остается только добавить, что традиционными чертами, издревле присущими азербайджанскому народу, всегда были гостеприимство, уважение к старшим, терпимость и миролюбие.

В последние несколько дней на депутата Милли Меджлиса, оппозиционера Фазиля Мустафу с обвинениями обрушился весь азербайджаноязычный Facebook, впрочем, русскоязычный тоже вносил свою лепту. Какими только словами не шельмовали парламентария, а все потому, что он написал на своей странице в этой соцсети, что в истории не было государства под названием «Азербайджан»...

Подобное заявление он сделал и в эфире одного из азербайджанских телеканалов. «Знаю всего одну истину. Государство Азербайджан было сформировано только в 1918 году. Сегодняшний Азербайджан - наследник именно этого государства. Я об этом сказал и в эфире телевидения», - утверждает депутат, добавив, что все, кто возражает, должны привести примеры или попытаться переубедить его.

Там же, в FB, он высказывает мысль, что в Азербайджане многие выдумывают историю и подвиги, дабы народ уверовал в свое героическое прошлое. «Однако нашему обществу нужна правда, и пусть некоторые посчитают это ревизионизмом или кощунством, мне все равно!» - пишет он. Правовед особо подчеркивает, что после его выступлений в СМИ на эту тему прошло довольно много времени, но нигде не появилось контраргументов, перечеркивающих его заявлений, да и мало-мальски объективно возражающих тоже как таковых не было. То есть, спорить с ним на основе фактов и конкретных доказательств никто не решился.

Немного истории

Давайте все же, прежде чем возмущаться или соглашаться с Фазилем Мустафой, попытаемся проанализировать его ошеломляющие для многих декларации. Итак, согласно всем письменным источникам, прослеживаемая история Азербайджана берет начало с I тысячелетия до н.э., когда на территории северного Ирана образовалось государство Манна. Значительно расширив свои границы к 7 в. до н.э., в союзе с Вавилонией оно завоевало Ассирию и Урарту. Таким образом, появилось новое государство - Мидия. При иранском правителе Атропате Манна получает название Мидийская Атропатена. По некоторым версиям, именно от этого слова произошло в дальнейшем современное наименование «Азербайджан».

«Азер» в переводе с арабского означает огонь, а «Азербайджан», таким образом, - «земля огней или огнепоклонников». Во времена образования арабских государств Азербайджан подвергся их влиянию, и на его территории стал распространяться ислам (VII в. н.э.). После арабского завоевания территория называлась Адербайджан, объединив в себе Северный и Южный Азербайджан. С вторжением турок-сельджуков и монголо-татар начался процесс тюркизации (XI-XIV вв.), здесь появились государства Атабеков, Гара-Гоюнлу и Аггоюнлу. Позже на этих землях появилось государство Сефевидов, в XVI-XVIII вв., и его территория стала объектом борьбы между Персией и Османской империей.

До присоединения Азербайджана к России (1813-1828 гг.) он представлял собой несколько феодальных государств (ханств), крупнейшие из которых - Кубинское, Бакинское, Карабахское и Ширванское. После присоединения к России территория современного Азербайджана стала называться Бакинской губернией. 28 мая 1918 года на восточной части Южного Кавказа была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика — Азербайджанская Демократическая Республика - АДР) со столицей в городе Гянджа. После оккупации Красной армией АДР была создана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, а в декабре 1922 г. всё Закавказье, территориально включавшее в себя Азербайджан, Грузию и Армению, образовало Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). Позже, в 1922 г., она вошла в состав СССР, а в 1936 г. распущена, тем самым образовав три отдельные республики, вошедшие в состав СССР.

Как видим, название "Азербайджан" наша страна получила только в 1918 году. Что бы кто ни говорил, но история - вещь такая же упрямая, как и факты, и по сути Ф.Мустафа сказал правду.

Доброжелательные соседи - бакинские татары

Азербайджанцы - один из тех народов, кто в силу происхождения в некотором отношении стоит особняком. Одна из причин состоит в том, что прошлое для нас практически закрыто: в течение неполного века только алфавит вынуждены были сменить три раза, то есть, целому народу три раза пришлось заново изучать письменное наследие. Особенно тяжело пришлось при переходе от арабской графики к латинице.

До Октябрьской революции, когда атеизмом особо не пахло, азербайджанские интеллектуалы, как полагалось истинным мусульманам, свои произведения начинали с коранического изречения «Бисмиллах рахмани-рахим», то есть «именем Аллаха начинаю». А для представителей новой власти все книги, начинающиеся «именем Аллаха», естественно, подлежали немедленному уничтожению, кстати, как и те физические лица, кто получил образование в каком-нибудь Стамбуле, Наджафе или Дамаске.

Кроме того, люди, владеющие грамотой на основе арабского алфавита, считались неграмотными, а в постреволюционных условиях они таковыми и оказались - их знания не были пригодны для новой власти. В доцарское время, когда азербайджанцы были подданными персидского шаха, к ним относились как к людям своенравным и неспокойным, и не очень жаловали. Хотя среди тех, кто в разное время занимал трон или был весьма близок к нему, случались и азербайджанцы. Забегая вперед, отмечу, что и по сей день - теперь уже в современном Иране - отношение властей к азербайджанцам приблизительно такое же, и на то есть основание. У истоков всех революций, произошедших в Иране в XX веке, стояли азербайджанцы. Нация, по численности составляющая почти половину населения страны, по сей день не имеет возможности обучать детей на родном языке.

Нефтяные и газовые месторождения, находящиеся на территории иранского Азербайджана, не разрабатываются во избежание концентрации здесь критической массы способных на организацию людей. До недавнего времени Тебриз, столица южных азербайджанцев, был абсолютно недоступен для «советских» азербайджанцев.

Для тех, кто оказался в результате разделения Азербайджана по эту сторону реки Араз (Аракс), то есть в составе Российской империи, мало что изменилось. В царское время азербайджанцы как люди ненадежные (нехристиане), имели особые «привилегии». Их не брали в армию (разве что сыновей каких-нибудь сильно отличившихся аристократов). Им настолько не доверяли, что вдоль государственных границ в Азербайджане на всякий случай селили русских или армянских переселенцев. Азербайджанцам отказывали даже в самоназвании (что имело и до сих пор имеет место также в Иране), возможно, с целью растворения в массе других национальностей. Называли их, в лучшем случае, с легкой руки угодивших имперской власти религиозной принадлежностью «доброжелательных» соседей, мусульманами, кавказскими тюрками, кавказскими или бакинскими татарами.

Феномен молодой нации

Несмотря на обилие исторического материала по древнему и средневековому Азербайджану, сущность и критерии феномена “азербайджанское государство” исследованы не до конца. Вопрос состоит в том, какие из существовавших в древности и средние века стран можно назвать “азербайджанскими”, а какие - нет? Сложность проблемы обусловлена тем, что не всегда земли Азербайджана входили в состав единого государства, и не все государства, созданные нашими предками, носили название “Азербайджан”. В частности, государства, существовавшие на его современной территории, носили поочередно разные наименования - Манна, Мидия, Кавказская Албания, Ширван, Арран, государства Эльденизидов, Эльханидов, Сефевидов и т.д. Вообще же национальное государство - феномен позднего времени. В средние века во всем мире государства носили племенной, династический, но не национальный, в современном смысле этого слова, характер. Так было в Европе и Азии, и Азербайджан в этом смысле не исключение.

Кульминацией национально-государственного строительства в Азербайджане стало провозглашение 28 мая 1918 г. Азербайджанской Демократической Республики (АДР) - первой республики во всем мусульманском мире. В отличие от средневековых государственных образований АДР была национальным государством, защищающим не права той или иной феодальной династии на владение той или иной частью страны, а реализующим право азербайджанского народа на национальное самоопределение.

Лидер национального движения М.Э. Расулзаде на заседании парламента АДР в 1919 г., посвященном годовщине независимости Азербайджана, говорил в связи с этим следующее: “Все другие государства тюркского происхождения в своем возникновении базировались главным образом на религиозной основе, тогда как Азербайджанская Республика основывается на современной базе национально-культурного самоопределения, на почве тюркской национально-демократической государственности”. Впервые в исламском мире АДР ввела многопартийную парламентскую систему, республиканский строй, отделила церковь от государства, приняла закон о национальном языке, обеспечила права национальных меньшинств и даровала женщинам избирательное право. С этой даты начался отсчет новой эпохи в истории государственного строительства в Азербайджане.

Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов еще в далеком в 1918 году, известный историк, востоковед Василий Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская Республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан». Позже, после падения АДР, Азербайджанская ССР из вненациональной республики, согласно замыслу «отца народов», должна была стать национальной республикой и перестать быть исключением среди других, созданных по национальному признаку республик.

Политическая нацеленность этого проекта, которая по понятным причинам не афишировалась, состояла в создании из местной этноконгломерации, равноудаленной от турецкой и персидской идентичности, самостоятельной нации. Таков был заложенный в основе проекта замысел. Опять-таки, лично М.Э. Расулзаде принадлежит решение вопроса об историческом названии северо-западной провинции Ирана, которое вопреки протестам Ирана было присвоено в качестве наименования впервые провозглашенной государственности.

Как в 1918-1920 гг., так и после установления советской власти в Баку название «Азербайджан» не имело географического смысла применительно к востоку Закавказья, так как оно было введено в качестве имени государственного образования. Восточное Закавказье до этого никогда не называлось Азербайджаном. Такого понятия, как «азербайджанцы», в списках I Всесоюзной переписи не значилось, его не существовало. Едва ли стоит сомневаться в том, что при наличии даже самых минимальных предпосылок к объединению разрозненных тюркских союзов в нацию руководители советского государства не преминули бы воспользоваться этой возможностью.

В анкетах Всесоюзной переписи тюркское мусульманское население Закавказья было подведено под собирательную графу «тюрки», так как ничего более предметного советские власти (по состоянию на середину двадцатых годов) предложить не могли - народ-то никак не вырисовывался и название "азербайджанцы" появилось только после решения Сталина.

Так что Фазиль Мустафа не обнародовал ничего необычного, он просто представил исторические реалии. Нам не следует уподобляться армянам и строить мифы - ах, мол, какие мы древние. Да, мы - молодое государство и молодая нация, и этим мы должны гордиться не меньше, чем американцы гордятся США.

История Азербайджана начинается еще с эпохи палеолита.

Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия Азербайджана способствовали появлению на его территории человека уже в глубокой древности. На северо-западе Азербайджана на горе Авейдаг и в пещере Азых в Гарабаге обнаружены каменные орудия труда. Кроме того, в пещере Азых была найдена нижняя челюсть одной из древнейших форм неандертальца. Памятники бронзового века обнаружены в Ходжалы. Гядабее, Дашкесане, Гяндже. Мингячевире, в Нахчыване. Недалеко от Баку, в Гобустане, на месте поселения древних людей сохранились наскальные рисунки, возраст которых около 10 тысяч лет. Здесь же скала с латинской надписью, повествующая о пребывании в Гобустане в I веке нашей эры центурия римского легиона: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максим. Центурион XII Легиона Молниеносного.

В конце III - начале II тыс. до н. э. сложились предпосылки для зарождения первых классовых обществ. Первыми государственными образованиями на территории Азербайджана были племенные союзы маннеев, а затем мидян.

В 1-м тыс. до н. э. на территории Азербайджана обитали также кадусии, Каспии, албаны и др.

В IX веке до н. э. возникло государство Мана. В VII в. до н.э. возникло другое крупное государство - Мидия, распространившее в дальнейшем свою власть на огромную территорию. Наибольшего могущества это государство достигло в период правления царя Киаксара (625-584 до н. э.), превратившись в крупнейшую империю Древнего Востока.

К середине IV века до н. э. власть в Мидии перешла в руки персидской династии Ахеменидов. Государство Ахеменидов пало под ударами войск Александра Македонского и в конце IV века до н.э. образовалось государство Атропатена ("страна хранителей огня"). Главной религией в Атропатене было огнепоклонничество - зороастризм, высокого уровня в стране достигла хозяйственная и культурная жизнь, использовалась пехлевийская письменность, расширилось денежное обращение, развивались ремёсла, в частности, широкой известностью пользовалась выделка шерстяных тканей.

В I веке до н.э. - I веке н.э. возникло государство Албания Кавказская.

В начале IV века в Албании в качестве государственной религии было принято христианство, по всей стране были возведены храмы, многие из которых сохранились до наших дней.

В начале V века в Албании появился собственный алфавит из 52 букв. В течение всей своей истории Азербайджан неоднократно подвергался нашествию иноземных завоевателей, через Дербендский проход осуществлялись набеги кочевых племён, гуннов, хазар и др.

В середине VII века началось арабское нашествие на Азербайджан. В ходе сопротивления прославился ставший впоследствии правителем Албании, албанский полководец Джеваншир - глава феодального владения Гирдыман.

В начале VIII века Арабский халифат захватил Азербайджан. С тех пор религия Азербайджана - ислам.

В IX веке произошло крупное народное восстание, переросшее в крестьянскую войну под руководством Бабека. Война охватила огромную территорию, равную территориям современных европейских держав. В течение двадцати лет Бабек, благодаря своему необыкновенному полководческому и организаторскому таланту, руководил крестьянским государством. Во 2-й половине IX - 1-й половине X веков в Азербайджане образовался и усилился ряд феодальных государств, среди которых особенно выделялось, государство Ширваншахов с центром в городе Шамахы. Оно просуществовало до XVI века и сыграло огромную роль в истории средневекового Азербайджана.

На протяжении многих веков азербайджанский народ, его учёные, поэты и писатели, зодчие и деятели искусств создавали высокую культуру, внося свой вклад и сокровищницу мировой цивилизации. Выдающимся памятником азербайджанской народной литературы является героический эпос "Китаби Деде Горгуд". В XI - XII веках жили и творили видные учёные Макки ибн Ахмед, Бахманъяр, поэты-мыслители Хатиб Тебризи, Хагани, поэтесса Мехсети Гянджеви и др. В Азербайджане сохранились шедевры зодчества этой эпохи: мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира и Момине-хатун в Нахчыване и др. Вершиной общественной и культурной мысли Азербайджана этого периода было творчество Низами Гянджеви (1141-1209), вошедшее в золотой фонд мировой литературы.

В 20-30 годы XIII века монгольским нашествием был прерван экономический и культурный подъем Азербайджана, а с конца XIV века на Азербайджан осуществлялись вторжения войск Тамерлана. Эти нашествия затормозили, но не остановили развитие культуры Азербайджана.

В XIII - XIV веках жили и творили выдающиеся поэты Зульфигар Ширвани, Авхеди Марагаи, Иззеддин Гасан-оглы, учёные Насирэддин Туси - основатель Марагинской обсерватории, философ Махмуд Шабустари, историки Фазлуллах Рашидаддин, Мухаммед Нахчыв ани и др.

Основные центры азербайджанской культуры в конце XIV - XV вв. - Тебриз и Шамахы. В этот период был воздвигнут дворец Ширваншахов в Баку - шедевр средневекового азербайджанского зодчества, построена Голубая мечеть в Тебризе и др. В начале XVI века возникло государство Сефевидов со столицей в Тебризе, сыгравшее значительную роль в истории Азербайджана. Основателем этого государства был шах ИсмаилI (1502-24). Впервые произошло объединение всех земель Азербайджана в составе единого государства. В середине XVIII века на территории Азербайджана начался процесс образования независимых государств - ханств. Разные ханства были знамениты различными видами ремесел. Шеки был центром шёлкоткачества, в Ширванском ханстве развивалось производство медной утвари и оружия, в Губинском - ковроткачество и т. д. Исторические условия XVII - XVIII веков нашли своё выражение в культуре Азербайджана.

Выдающимся памятником народного творчества является героический эпос "Короглу", по имени народного героя - предводителя крестьян, выступавших против иноземных и местных угнетателей. В число выдающихся памятником азербайджанской поэзии периода XVI - XVII веков входит творчество великого поэта Физули. В первой половине XIX века в результате русско-иранских войн Азербайджан оказался разделённым на две части. По Гюлистанскому и Туркменчайскому мирным договорам 1813 и 1828 гг., заключённым между Россией и Ираном, к России отошли Гарабагское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербендское, Губинское, Талышское, Нахчыванское, Эриванское ханства и другие территории. Большое значение в развитии Азербайджана и его столицы - баку в последующий период сыграла нефтяная промышленность. Нефть в районе Баку добывалась с незапамятных времен. Во второй половине XIX века начался невиданный рост добычи нефти. Появились первые крупные промышленные предприятия. Примитивные нефтяные колодцы заменялись буровыми скважинами. С 1873 года в бурении стали применять паровые двигатели.

Высокие прибыли привлекали в нефтяную промышленность Бакинского района отечественные и иностранные капиталы. В 1901 году добыча нефти здесь составила около 50% всей мировой нефтедобычи. В середине XIX века немецкая фирма "Сименс" построила два медеплавильных завода в Гядабее, на долю которых приходилась четвертая часть выплавляемой в царской России меди. 28 мая 1918-го года была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Это была первая республика на всем мусульманском Востоке. Республика просуществовала почти два года и была свергнута Советской Россией. 28 апреля 1920 года 11 Красная Армии вошла в столицу Азербайджана. Согласно Конституции 1936 года Азербайджан стал союзной республикой в составе СССР. После распада СССР Верховный Совет Азербайджана принял декларацию "О восстановлении Государственной Независимой Республики Азербайджан", была провозглашена суверенная Азербайджанская Республика.

С обретением в 1991 году независимости Азербайджан столкнулся с рядом непростых проблем, связанных с развалом плановой экономики и трудностями переходного периода. В решении этих и других задач, в том числе связанных с укреплением независимости республики, большое значение имеет подписанный в сентябре 1994 года контракт с Консорциумом ведущих международных нефтяных компаний, именуемый также "Контрактом века".

Азербайджанцев всегда отличали, несмотря ни на какие невзгоды, вера в будущее и большой оптимизм. И сегодня, когда наша молодая республика встала на путь своего независимого развития, мы верим, что Азербайджан займет достойное его прошлому, настоящему и будущему место в мире.

Свидетельством многовековой истории Азербайджана являются памятники истории и культуры. На протяжении тысячелетий яркая и многогранная история Азербайджана воплощалась талантом народа в многочисленных бесценных реликвиях. В стране сохранились руины античных и средневековых городов, оборонительные сооружения - крепости и башни, великолепные памятники зодчества - храмы, мечети, ханеги, мавзолеи, дворцы, караван-сараи и др.

К концу XVIII - началу XIX в. внутреннее и внешнеполитическое положение Азербайджана было чрезвычайно сложным. Прежде всего, это проявилось в политической и экономической отсталости, вызванной господством натурального хозяйства, феодальной раздробленностью страны и междоусобицами. Также нельзя обделить вниманием тот факт, что нашествия иноземных захватчиков в лице Ирана, постоянно препятствовали созданию в Азербайджане централизованного государства, зарождению капиталистических отношений. Азербайджан, как и другие страны Закавказья, одними лишь внутренними силами не мог успешно развивать экономику и одновременно препятствовать посягательствам со стороны внешних врагов.

Как показывает историческая практика, наилучшим путем к централизации государства может стать лишь установление сдержанного контроля со стороны государства более могущественного, но в данной ситуации возникает двоякая ситуация: грань между контролем и порабощением тонка. В случае с Азербайджаном вырисовывалась следующая картина событий: попытки отдельных ханов объединить Азербайджан под своей властью были обречены на неудачу, то страна могла лишь ожидать силового подчинения разрозненных территорий со стороны Ирана или Турции. Другим вариантом стал поиск военно-политического покровителя, со своими экономическими интересами, которые так же позволили бы развить самостоятельную экономическую систему в самом Азербайджане.

Таким покровителем для него стала Царская Россия, выражавшая интересы дворян-помещиков и купцов, стремившаяся к завоеванию новых экономических зон, расширению рынков сбыта и получению источников сырья. Закавказье, в том числе Азербайджан, учитывая его стратегическое и экономическое значение, стал наиболее привлекательным объектом внешней политики царской России. Завоевание этого края решило бы соотношение сил в традиционном русско-турецком соперничестве в пользу России.

Независимо от субъективных устремлений царизма, присоединение Закавказья к России объективно должно было привести к прогрессивным последствиям. К началу XIX в. в России развивались капиталистические отношения, росли промышленность и торговля. Петербург, Москва и многие другие города стали крупными экономическими и культурными центрами.

Россия выступала на Востоке, как передовая страна. Ф. Энгельс писал, что "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку", что "господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар...".

В конкретной исторической обстановке того времени большое значение имело дальнейшее усиление российской ориентации Азербайджана, сыгравшей важную роль в присоединении его к России. Наиболее дальновидные феодальные правители Азербайджана на рубеже XVIII и XIX вв. стремились к усилению экономических и политических связей с Россией, хотели перейти в ее подданство. Так как они хотели хороших отношений с сильной державой, это помогло бы развитию торговли. В 1800 г. Под покровительство России было принято Талышское ханство. В 1801 г. ко двору: императора Александра I (1801--1825 гг.) прибыли послы Талышского, Бакинского и Кубинского ханств, которые вели переговоры об условиях присоединения к России.

Западноевропейские державы, в особенности Англия и Франция, также имевшие захватнические планы в отношении Закавказья, пристально следили за действиями России в Закавказье и стремились помешать ее планам.

Важное значение для всех народов Кавказа имело присоединение Восточной Грузии к России в 1801 г. 12 сентября 1801г. был обнародован манифест царя о присоединении Картли-Кахетинского царства к России. Образовалась Грузинская губерния, во главе которой стоял главнокомандующий войсками и гражданский правитель. В состав этой губернии вошла и часть территории Азербайджана - Газахское, Борчалинское и Шамшадильское султанства, которые находились в вассальной зависимости от Картли-Кахетинского царства и совместно с последним были присоединены к России. Следовательно, с присоединением Грузии к России было положено начало завоеванию азербайджанских земель Россией.

Одновременно в состав Российского государства вошли Казахское и Шамшадильское султанства, в основном населенные азербайджанцами. Началось присоединение Азербайджана к России. В рескрипте Александра 1 от 12 сентября 1801 г. говорилось: "Содержа сношения с окрестными владельцами и народами, стараться приумножить число приверженных к России, особенно же привлекать ханов Эриванского, Ганджинского, Шекинского, Ширванского, Бакинского и других, над коими власть Баба хана еще не утвердилась и кои потому в Настоящих обстоятельствах для безопасности своей будут, конечно преклонны более к России".

Царское правительство, поддерживая отдельных ханов Азербайджана от захватнических устремлений Ирана и Турции, вовсе не намеревалось предоставить самостоятельность этим феодальным правителям, хотя оно по некоторым соображениям предполагало после вступления ханств под покровительство России сохранить некоторое время ханскую власть во внутреннем управлении, дать гарантию соблюдения внутренних распорядков и обычаев.

В этот период проводником колонизаторской политики в Закавказье стал князь П. Цицианов, происходивший из старинного грузинского дворянского рода, который в сентябре 1802 г. был назначен Главнокомандующим на Кавказе. Царское правительство, вверив ему всю гражданскую и военную власть в Закавказье, рассчитывало с его помощью "умиротворить" Кавказ. Цицианов отличался презрительным и жестоким отношением к народам Кавказа. Об этом свидетельствуют его унизительные письма, направленные в ходе завоевания Азербайджана Россией многим азербайджанским ханам. Используя территорию Восточной Грузии как исходную, царское правительство начало осуществление своего плана в отношении Азербайджана.

Генерал Цицианов придавал большое значение овладению Гянджинским ханством, так как Гянджинская крепость являлась ключом к дальнейшему продвижению русских войск вглубь Азербайджана.

Гянджинское ханство было присоединено к России без кровопролития, и было превращено в округ, а Гянджа переименована в Елизаветполь в честь жены Александра I.

Присоединение Грузии, завоевание части Северного Азербайджана Россией вызвало недовольство со стороны правящих кругов Ирана и Турции, а также дружественных им в этот период Англии и Франции. На протяжении нескольких последующих десятилетий эти государства предпринимали попытки разными способами обратить местные правящие верхушки в своих союзников и спровоцировать социальные волнения в стране, направленные, прежде всего, против России.

В 1800 г. в Иран прибыл английский офицер, "специалист по делам Востока", Малькольм, заключивший с шахским правительством договор, направленный против России. При переговорах с шахским двором англичане широко применяли подкупы. К. Маркс отмечал, что Англия во имя своих захватнических интересов тратила в Иране бешеные деньги на подкуп всех и вся -- "от шаха до погонщика верблюдов".

Иранская феодальная верхушка во главе с Фетхали шахом в мае 1804 г. потребовали вывода русских войск из Закавказья. Требование было отклонено и 10 июня 1804 г. произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Ираном. Началась русско-иранская война, длившаяся около 10 лет.

Внешнеполитическое положение России и подчиненных ей народов в это время было нестабильным. Народы Кавказа в том же числе Азербайджана играли немалую роль в этой войне. Например, еще перед вторжением в Карабах Аббас-Мирза угрожал казахам, что в случае отказа признать власть Ирана их "семейства будут пленены", а весь скот будет угнан. Однако казахи отвергли это требование и укрепили стратегически важные пункты. Когда шахские войска вторглись в Казах, местные жители организовали большой отряд и нанесли им поражение, захватив при этом много трофеев.

Воспользовавшись передышкой в ходе военных действий, российское правительство спешило подчинить Ширванское, Бакинское и Кубинское ханства для расширения своих владений в Закавказье. 27 декабря 1805 года был подписан договор о переходе Ширванского ханства под власть России.

Взяв Ширванское ханство, Россия открыла себе дорогу на Баку. Баку был наиболее привлекательным для России портом и важнейшим стратегическим пунктом на побережье Каспия и был взят, без каких-либо военных действий. Гусейнгули хан бежал в Иран и 3 октября Баку был окончательно присоединен к России, а Бакинское ханство упразднено.

Таким образом, в конце 1806 г. вся территории Северного Азербайджана, за исключением Талышского ханства, была во владении России. Однако этим положение южных границ не упростилось.

В конце 1806 г. Турция развязала войну против России. Российские войска одержали ряд побед на Кавказском и Балканском фронтах русско-турецкой войны.

В это время на территории Азербайджана прокатились социальные волнения. Справившись с восстаниями и другими выступлениями в северных ханствах Азербайджана, главнокомандующий русскими войсками генерал Гудович способствовал некоторым перестановкам в среде местных феодальных владетелей. Так, Дербентское и Кубинское ханства были временно отданы под власть шамхалу Тарковскому, а позднее превращены в провинции империи. Шекинским ханом был назначен перешедший на сторону России в начале русско-иранской войны Джафаргули хан Хойский. В Шеки из Хойского ханства переселилась значительная часть населения" -- азербайджанцев и армян, образовав целый ряд новых селений, а также новый пригород Нухи -- Еникенд. В Карабахе Гудович утвердил у власти Мехтигули хана -- сына Ибрагим Халил хана. С подписанием Бухарестского мирного договора 1812 прекратила военные действия против России также и Турция. Таким образом, Ирану пришлось воевать с Россией в одиночку

Завершил русско-иранскую войну Гюлистанский мирный договор 12 (24) октября 1813 подписанный в местечке Гюлистан от имени России генерал-лейтенантом Н. Ф. Ртищевым и от имени Ирана - Мирзой Абул-Хасаном. Переговоры о перемирии начались ещё в 1812 по инициативе иранского командующего, престолонаследника Аббас-Мирзы.

Правящие круги Ирана и после заключения Гюлистанского мирного договора не отказались от своих захватнических притязаний на Закавказье. Как и раньше, на войну с Россией Иран толкала Англия. В 1814 г. она подписала договор с Ираном, направленный против России. В случае войны Ирана с Россией Англия обязалась ежегодно выплачивать шаху 200 тыс. туманов, которые должны были расходоваться под наблюдением британского посла. Договор предусматривал также "посредничество" англичан, т. е. их прямое вмешательство, при определении русско-иранской границы. Этот договор не только ставил Иран, в зависимое положение от британского правительства, но и провоцировал его на войну с Россией.

Англия посылала своих офицеров в Иран, с их помощью были сформированы регулярные полки, которые были снабжены английским оружием. В Иране усилили свою деятельность английские агенты которые доставляли важную информацию в Англию.

Подстрекаемое Англией, иранское правительство предъявило России требования об уступке Талышского ханства и Мугани. При содействии британского посла в Петербурге, шахский двор пытался добиться пересмотра условий Гюлистанского договора. С этой целью из Тегерана в Петербург был отправлен чрезвычайный посол.

В свою очередь, российское правительство послало в Тегеран дипломатическую миссию во главе с генералом Ермоловым. В результате происков английской дипломатии он встретила враждебный прием. Ни по одному из вопросов, по которым шли переговоры, не было достигнуто соглашения, а русско-иранские отношения продолжали оставаться натянутыми.

Иран готовился к новой войне. Российский консул докладывал из Тебриза, о пушечной стрельбе войск Аббасс Мирзы, беспрерывно производящих учения."Артиллерия в образе и уставе своем совершенно английская", -- писал А. П. Ермолов из Ирана.

Иран пытался поднят мятежи в ханствах Азербайджана, с помощью бежавших в Иран ханов. Кроме этого Иран хотел наладить отношения с Турцией для борьбы с Россией.

16 июля 1826 г. 60-тысячная иранская армия под командованием Аббасс Мирзы без объявления войны перешла Араке и вторглась в северную часть Азербайджана. Неприятельские войска истребляли, грабили и истязали население Закавказья азербайджанцев, армян, грузин.

Главные силы иранской армии двинулись в Карабах. Активное участие в осаде принимали иностранные офицеры, находившиеся на службе у Аббасс Мирзы. Русские солдаты с помощью населения стойко обороняли город. Защитники крепости сбрасывали со стен пропитанные нефтью горящие тряпки, и пламя освещало колонны нападавших сарбазов. В защите города участвовали даже женщины и девушки: под вражеским огнем они подавали патроны воинам, перевязывали раненых. Штурм был отбит.

Противник снова и снова пытался овладеть Шушой. Во время одной из этих попыток наступавшие по приказу Аббасс Мирзы гнали перед собой сотни пленных жителей Карабаха. Иранское командование угрожало пленным, что все они будут перебиты, если не уговорят своих соотечественников сдать город. Но пленные заявили: "Пусть лучше погибнет несколько сот человек, чем весь народ попадет под тяжелый гнет...".

Оборона Шуши продолжалась 48 дней. Армия Аббасс Мирзы так и не смогла овладеть городом. Героическая защита крепости надолго задержала наступление главных сил захватчиков.

Одновременно иранское войско напало на другие ханства Азербайджана. В результате нашествия иранских войск и мятежей, организованных и возглавленных ханами, многие провинции Азербайджана, едва залечившие свои раны после первой русско-иранской войны, вновь были разорены.

К осени 1826 г. из России в Закавказье перебросили подкрепления. Командование войсками было поручено генералу И. Ф. Паскевичу, а главноначальствующим на Кавказе еще некоторое время оставался А. П. Ермолов. Вскоре русская армия перешла в контрнаступление.

Русские войска начали побеждать и возвращать захваченные Ираном ханства. Шахское правительство, крайне встревоженным победами русских войск, поспешили начать переговоры о мире.

Присоединение к России избавило азербайджанский народ от опасности порабощения отсталыми Ираном и Турцией. Только связав свою судьбу с русским народом, народы Кавказа, терзаемые иноземными завоевателями, спаслись от истребления и избавились от опустошительных нашествий и набегов иранских и турецких феодалов.

Высокую оценку непосредственным прогрессивным последствиям присоединения Азербайджана к России дал выдающийся азербайджанский философ, драматург, просветитель и общественный деятель Мирза Фатали Ахундов, который в 1877 г. писал: "...Благодаря покровительству русского государства, мы избавились от имевших место в прошлом бесконечных нашествий" и грабежей захватнических полчищ и обрели наконец покой".

В северной части Азербайджана была ликвидированы тенденции к усугублению феодальной раздробленности, прекратились междоусобные войны, разорявшие страну и препятствовавшие ее развитию. Ликвидация политической раздробленности и связанные с этим первые шаги на пути экономического освоения Северного Азербайджана Россией имели огромное значение для его последующего развития.

Одним из непосредственных итогов присоединения Азербайджана к России, сказавшимся уже в первой четверти XIX в., было заметное развитие товарно-денежных отношений. В XIX в. Азербайджан постепенно стал втягиваться в русло экономического развития России, приобщался к российскому рынку и через него вовлекался в мировой товарооборот. Под влиянием экономики России в Азербайджане, хотя и медленно, разрушалась хозяйственная замкнутость, росли производительные силы, возникали капиталистические отношения, начинал формироваться рабочий класс.

Присоединение Азербайджана к России значительно способствовало приобщению азербайджанского народа к передовой русской культуре. Россия с ее прогрессивной культурой, оказывала благотворное влияние на азербайджанский народ и другие народы Кавказа.

Вместе с тем, тяжелый гнет царизма, помещиков и капиталистов давил на русский народ и на все народы России. Народные массы нерусских национальностей, в том числе и азербайджанский народ, подвергались двойному гнету царизма и местных эксплуататоров. Опираясь на местных помещиков и буржуазию, царизм проводил в Азербайджане жестокую колонизаторскую политику, свирепо подавлял национально-освободительное движение, стеснял развитие азербайджанского языка и культуры.

Но даже в условиях колониального гнета царской России, будучи бесправными и угнетенными, народы Кавказа неизменно тяготели к русскому народу, в лице которого они обрели друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение." Под могучим влиянием революционного движения в России в дальнейшем а новую ступень освободительное движение в Азербайджане. Азербайджанский народ вместе с другими народами нашей страны, во главе с русским народом, повел борьбу против общего врага -- царизма, помещиков и буржуазии.

Присоединение Закавказья к России имело огромное международное значение. Оно нанесло удар по агрессивным стремлениям шахского Ирана и султанской Турции и стоявших за их спиной английских и французских колонизаторов, способствовало последующему сближению народов России и Востока.