Храмы Камбоджи — древние святилища кхмеров. Исчезнувшая империя

Ангко́р-Ват - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150).

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Он был открыт только в 19 веке французским путешественником Анри Муо. Его изумлённому взгляду предстали множество причудливых строений с проросшими в них деревьями и кустарниками. В настоящее время этот комплекс привлекает множество туристов со всего мира.

Кхмерский буддийский храм 13-го века в Ангкор-Ват, Камбоджа.

Деревья проросли сквозь постройки.

Ангкор-Ват с высоты птичьего полёта. Ясно виден окружающий ров с водой.

Пре Руп, один из многих разрушенных храмов Ангкор-Ват. Он был построен в 961 году, по приказу кхмерского короля Rajendravarman, который был здесь же и похоронен.

Статуя в храме Байон.

Терраса Ангкор-Тхом состоит из статуй слонов.

Причудливые сочетания деревьев и строений, коридоры и лабиринты Байон.

Apsaras, деталь нижнего фронтона. Байон стиль, конец 12 — нач. 13-го века, песчаник.

Терраса прокаженного короля в Ангкор-Тхом.

Бантей Срей (слева): это храм кхмерской архитектуры 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве. Banteay Samre (справа): расположен около 500 м к востоку от восточной Baray, является одним из храмов Ангкора.

Храм Бантей Срей является камбоджийским храмом 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве.

Построенный в конце 12-го века или в начале 13-го века: храм Байон, Ангкор-Тхом.

Сквозь корни и стволы деревьев проступает изображение Будды.

Буддийские монахи перед бассейном, который находится впереди центрального храма Ангкор-Ват.

Два небольших храма, Thommanon и Чао, расположены к востоку от Ангкор-Тхом.

Барельеф на стене в Террасе Прокаженного короля, часть Королевской площади Ангкор-Тхом — Ангкор-Ват.

Храм Та Пром, Ангкор, Камбоджа.

Барельефы и коридоры буддистского храма Ангкор Та Пром. Она восходит к 12-му веку и был построен царем Джаяварман VII, который считается одним из величайших правителей древней кхмерской империи.

Тесные переплетения корней деревьев и камней храма Та Пром.

Головы мифических персонажей расположены над рвом, ведущим к южным воротам Ангкор-Тхом.

Это искусственный остров с буддийским храмом Преа Хан Baray.

Phimeanakas был «построен в конце 10 века, во время правления Rajendravarman (941-968), а затем перестроена Suryavarman II в виде трехуровневой пирамиды, как индуистский храм.

Между Ангкор-Ват и Байон находится храм Пном Bakheng.

Prasat Преа Palilay.

Prasat Сестра Prat представляет собой серию из 12 башен в Ангкор-Тхом.

Вид на руины храма Преа Хан в Ангкор в Камбодже. Преа Хан был построен кхмерским королем Джаяварман VII в конце 12 века, посвящённый его отцу, Dharanindravarman II.

Корни деревьев и храм Та Пром.

Мальчик играет в бассейне перед центральным храмом Ангкор-Ват.

Закат над Ангкор-Ват.

Слева — Та Пром, справа — Ангкор-Ват.

Одно из самых знаменитых мест комплекса — пустой дверной проём в Та Пром.

Наряженная статуя в храме Байон. Здесь монахи разговаривают с духами.

Взгляд сквозь множество дверей храмового комплекса Ангкор-Ват.

Пруд Srah Srang был вырыт в середине 10-го века и лестница, по бокам которой статуи львов.

Храм 12-века посвящён Будде.


Храм Та Пром.

Когда смотришь на Ангкор Ват, на его ажурные башни и стены, на которых изображены мифические животные и танцующие небожительницы, начинаешь понимать, почему местные жители убеждены, что храм этот возвели боги в знак дружбы бога и человеческого принца.

Однажды бог Индра, живший на горе Меру, пригласил в гости принца Преа Кет Меалеа (имя юноши переводится как Божественное сияние, которое дали ему за то, что он был на удивление хорош собой и при этом обладал многими талантами). Сказать, что принцу понравились небесные чертоги – означает не сказать ничего. А дворец, на стенах которого были изображены мифические животные, с башнями в форме лотоса и золотыми вершинами, попросту покорил его.

Преа Кет Меалеа и Индре подружились, и юноша долгое время жил в доме бога. И вряд ли покинул бы его, если бы против его присутствия не высказались тевода, небесные танцовщицы: принц, прибывший из человеческого мира, несмотря на все свои совершенства, нёс с собой все его соблазны, которые сильно смущали их покой и манили за собой. Чтобы сохранить мир в своём доме, бог попросил друга возвратиться домой, пообещав ему возвести копию своего дворца на земле.

Храм богов

Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).

Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.

Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.

Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.

Строительство храма

История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).

Учёные утверждают, что на возведение храма Вишну ушло столько же камней, что и при строительстве пирамиды Хефрена – около 5 млн. тонн.

Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.


Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.

Город-храм с внешней стороны

Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.

Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.

Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.

Город-храм с внутренней стороны

От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.

Первый ярус расположен на высоте 3,5 метров, вторая – семь, третья – тринадцать. Благодаря разнице в высоте, древним мастерам удалось добиться интересного эффекта: по мере приближения храм не просто увеличивается в размерах, но и как будто растет.

Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.


На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.

На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.

История Города-храма

В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).

Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.

В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.

К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.

Основной достопримечательностью Камбоджи являются древние храмы. Храмов в Камбодже великое множество, но я напишу про самые интересные, величественные и красивые, которые поражают своими барельефами и интересной кладкой. Храмы Ангкора в Камбодже — это целый комплекс храмов, в который входит и всем известный храм Ангкор Ват. Все эти храмовые комплексы расположены на территории более чем 210 км² и многие из них все еще находятся в стадии исследований.

Камбоджа привлекает внимание своей самобытностью — это совсем не Таиланд, весь выхолощенный, прилизанный, удобненький и туристический. До сих пор вспоминаю, удивительные ощущения от пересечения Тайско-Камбоджийской границы во время февральской поездки 2015 года. Красота, культура, подтянутые люди в форме, почти сразу сменяются деревенской простотой, помогалами, торгашами и пузатым таможенником топлесс. Впечатлили дикие земли, по которым ехали бесконечно долго, свободные жители, способные спать в шалаше из полиэтилена и при этом радоваться жизни, но большее всего поразили храмы Камбоджи.

О наших первых впечатлениях от посещения Камбоджи,Таиланд я постарался рассказать в отдельной статье, которая получилась в меру эмоциональной и надеюсь интересной. Для сравнения предлагаю прочитать статью про подобную поездку внутри Вьетнам — отличия налицо

  • Как доехать от Фукуока до Хошимина своим ходом

Это удивительные храмовые ансамбли, которые не смог обойти даже Голливуд, не раз выбиравший их в качестве декораций к своим фильмам. Туристами замечены особенности связанные с осмотром достопримечательностей Камбоджи, о которых следуют знать всем, прежде чем планировать поездку к храмам:

  • каждый храм прекрасен в разное время суток: какой-то на рассвете, какой-то днем
  • в любое время суток можно получить замечательные фотоснимки
  • осмотр храмовых комплексов Камбоджи занимает много времени, поэтому следует уделить этому мероприятия не менее 2-3 дней, чтобы успеть посетить самые достойные места. На эти дни можно подыскать отель в близлежащем городке Сиемрип.

О том как подбирать дешевое жильё заграницей при самостоятельном путешествии читайте в статье, кроме того предлагаю воспользоваться отельной картой для подбора подходящего места на первые дни прибывания в Камбодже:

Кроме того для осмотра всего комплекса Ангкор стоит задуматься об аренде транспорта, т.к. многие храмы находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга. Ранее я уже писал об аренде основных видов транспорта, а так же об общественном транспорте Камбоджи. Однако туристам собравшимся в на осмотр храмов Камбоджи предоставляется расширенный вариант, поэтому здесь подведу итоги.

Все виды транспорта Камбоджи на 2015 год

  • Велосипед — интересное предложение, если задержитесь на несколько дней в Сием Рипе (это ближайшее место к Храмам). Приблизительно 2$ за велосипед на день.
  • Мопед — аренда мопедов (8-10$ в день) иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако если приехали из другого города, то обязательно оставляйте транспорт на платных парковках, .
  • Такси — можно арендовать на один день за 30-40$.
  • Слон — можно прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость 10$. А в Ангкор Виладж можно не только покататься на слоне, но и еще взять урок у профессиональных погонщиков. Погонщик поможет научиться уверенно сидеть на слоне и даже с ним можно выучить несколько команд для слона. Стоит приблизительно 50$.
  • Воздушный шар — этим удивительным транспортном можно воспользоваться за 11$ за одного человека (в корзину входит до 30 чел.). Можно будет увидеть только Ангкор Ват с воздуха и запечатлеть это на фотоаппарат. Но шар поднимается только в хорошую погоду.
  • Микроавтобус — Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) – приблизительно 50$ в день.
  • Моторикша (тук-тук) — думаю, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Стоимость аренды тук-тука варьируется от 10 до 20$ в день.

О том как не попасть впросак при аренде байков или мотобайков в Камбодже, обязательно прочитайте важную статью, помните несоблюдение правил может стоить вам крупных денег за ремонт или кражу мотоцикла. А также можно прочитать информацию о транспорте в Камбодже:

Цена входного билета на территорию храмов Ангкора:

  • за один день составляет 20$,
  • за 3 дня – 40$ (можно посетить в течении недели)
  • за неделю – 60$ (ей можно воспользоваться в течении месяца).

Часы посещения самого известного храма Камбоджи — Ангкор Вата с 5 утра до 6-ти вечера. Не вздумайте терять основной (входной) билет, т.к. на территории храмового комплекса присутствует собственный сисуритл, сотрудники которого очень быстро заметят отсутствие билета и выпишут штраф.

Храм Ангкор Ват

Одно из главных строений на сегодняшний момент, которое является национальной гордостью и изображено на флаге Камбоджи.

Храм Ангкор Ват был построен, когда правил король Сурьявармана II (1112 - 1152). Во время его правления Камбоджа стала великой державой. Анкгор Ват представляет собой удивительное архитектурное сооружение, которое создано без каких либо смесей (скрепляющих материалов), каменные блоки подогнаны так, что они держаться друг на друге очень точно. Храм был построен за 89 лет, строителей, которые участвовали в постройке насчитывается около 150 млн человек.

Сердце храма — это пять башен — одна в центре (это мифическая гора Меру, где живут все боги и богини) и четыре башни (храма) вокруг нее, и все это место находиться посередине рва (океана), а солнце и луна вращаются вокруг горы. Ангкор Ват можно признать самой большой религиозной постройкой в мире, т.к. он построен на вере в богов и богинь. Поэтому его делят на три мира: низший мир, мир людей, и мир богов. Виденье этих миров проглядывает не только в самом строении, но и на барельефах, и скульптурах, которыми украшены все стены храма.

Очень много тонн камня было использовано на строительство храма, и вес одного блока мог доходить до 500 кг., поэтому, кхмерам при строительстве помогали слоны, чтобы передвигать особо тяжелые блоки. При раскопках и изучении местности ученые не нашли построек обычных кхмеров — строителей, кто строил древние сооружения, поэтому была высказана теория, что эти постройки вообще не были возведены людьми, но это уже другая история….

Ангкор Ват окружён рвом, в древние времена в нём обитали крокодилы. Храм хорошо сохранился по сравнению с другими строениями Ангкора, т.к. буддийские монахи живут здесь до сих пор.

В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду Юнеско. Храм Ангкор Ват главная туристическая достопримечательность Камбоджи.

Есть еще в этом комплексе много прекрасных храмов, которые тоже стоит обязательно увидеть, про них коротко расскажу в :

  • Ангкор Том
  • Байон Тэмпл
  • Бапуон
  • Королевский Корпус и Пиманакас
  • Пре Палилэй
  • Теп Пранам
  • Терраса Прокаженного Короля
  • Слоновья Терраса
  • Клинги и Прасат Сор Прат
  • Храм Та Пром – самый захватывающий душу храм Ангкора и каждый кто приехал посмотреть Камбоджу должен его увидеть. Он интересен тем, что заброшен и отдан на растерзание джунглям, деревьям, которые его пронизывают.

  • Бантей Кдей и Сра Сранг
  • Ta Keo
  • Храм Пре Кан
  • Пре Нек Пиан
  • Ta Сом
  • Преа Вихеа

Как видите, посмотреть есть на что, поэтому, решившись познакомиться с древней архитектурой, запасайтесь не только терпением, но и силами. Так как ходить придется много, слушать, если наймете хорошего гида, ещё больше, но и впечатлений получите предостаточно. Всё что, сейчас нужно — это выбрать наиболее удачный момент для полёта в Камбоджу и запланировать отпуск, а жизнь в этой стране достаточно бюджетна, даже для избирательных путешественников. Успехов в изучении древних строений.

Продолжение рассказа читайте в следующей статье:

И помните, что в Камбоджу не обязательно лететь прямым рейсом, вам вполне подойдут, как Таиланд, так и Вьетнам, а дальше дешевыми автобусами дорога займет 7-8 часов, в течении которых можно будет насладиться колоритам этой удивительной страны. Не бойтесь . Нужно сделать всего лишь маленький шаг.

Являются ее храмы, которых на территории страны великое множество. Сегодня мы расскажем вам о самых интересных и величественных, которые поражают воображение немыслимыми барельефами и оригинальной кладкой.

Комплекс храмов в Камбодже занимает огромные территории, и необходимо отметить, что многие из них до сих пор находятся в стадии исследований.

Особенности страны

Камбоджа привлекает туристов самобытностью — это не Таиланд, немного приукрашенный и удобный для туристов. На путешественников обычно производят неизгладимое впечатление дикие земли, свободные улыбчивые люди и необыкновенные храмы Камбоджи. Это поразительные ансамбли, которые не оставил без внимания даже Голливуд, неоднократно выбиравший их в качестве декораций к своим картинам.

Бывалые туристы отмечают особенности, которые непосредственно связаны с осмотром достопримечательностей этой страны, о которых необходимо знать тем, кто только планирует поездку:

  1. Все храмы великолепны в разное время суток: одни на рассвете, другие днем, третьи в сумерки.
  2. Осмотр древних комплексов занимает немало времени, поэтому мероприятию следует уделить не менее трех дней, чтобы увидеть самые интересные места. На это время можно снять номер в одном из отелей расположенного поблизости городка Сиемрип.
  3. Для осмотра комплекса Ангкор имеет смысл подумать об аренде автомобиля, поскольку многие сооружения находятся на приличном расстоянии друг от друга.

Ангкор: древние храмы Камбоджи

Это регион страны, ставший колыбелью для крупнейшей империи Южной Азии — Кхмерской. Ее величие и процветание относится к IX—XV векам. В тот период Ангкор был одним из крупнейших городов мира, а о его храмах уже тогда знали далеко за пределами империи.

В 1431 году войска Сиама разрушили город, а его жители вынуждены были его покинуть. С тех времен Ангкор вместе с более чем сотней храмов и дворцов остались, по сути, заброшенными среди густых тропических лесов. И лишь в конце XIX века натуралист Энн Муо из Франции опубликовал несколько работ, которые были посвящены Ангкору.

Даже Редьярд Киплинг написал свое знаменитое произведение о Маугли - «Книгу джунглей» - после посещения Ангкора. С 1992 года храмовый комплекс находится под охраной ЮНЕСКО. Эта древняя камбоджийская провинция стала родиной бесценных архитектурных памятников Кхмерской империи.

Ангкор — древний город

Храмы Ангкора являются свидетелями существования крупнейшего доиндустриального городского центра на нашей планете, который по своим размерам превосходил нынешний Нью-Йорк Сегодня это огромный музей под открытым небом площадью 200 км². Здесь создается впечатление, что каменные храмы с украшенными стенами словно вырастают из непроходимых джунглей.

Ученые и сегодня пытаются разгадать загадки их строительства, но Ангкор бережно хранит свои тайны. Как и во времена расцвета империи, Ангкор и сегодня как магнит притягивает к себе путешественников и исследователей со всего мира. И если в былые времена сюда ехали купцы, то сегодняшние гости этой земли — туристы.

Без преувеличения, можно сказать, что храмы Камбоджи, и Ангкора в частности, - самое впечатляющее место в Юго-Восточной Азии. Короли Кхмерской империи не жалели средств, чтобы построить храм богаче и внушительнее, чем у предшественников.

Ангкор-Ват

Великолепный храм является бесспорной жемчужиной Ангкора. Его шпили стали символом и визитной карточкой Камбоджи. Храм состоит из пяти башен святынь, трех галерей, которые увеличиваются по высоте к центру и окружены рвом, наполненным водой, шириной 190 метров. Профиль сооружения имитирует нераскрывшийся бутон лотоса.

Первая галерея — это наружная стена надо рвом. Она имеет квадратные колонны с внешней стороны. Потолок между ними с внешнего фасада украшают розетки в виде лотоса, а на внутренней стороне изображены фигуры танцовщиц. Барельефы, на стенах всех трех галерей, изображают сцены из разных мифов и многих исторических событий.

Длинная аллея связывает первую галерею со второй. Подняться к ней можно по лестнице, которую по бокам украшают скульптуры львов. В этой галерее внутренние стены украшены изображениями апсар— небесных дев.

Третья галерея состоит из пяти башен, которые и венчают самую высокую террасу. Здесь очень крутые лестницы, которые символизируют трудность восхождения в царство богов. На стенах галереи можно увидеть многочисленных змей. Их тела заканчиваются в пасти львов.

Камни Ангкор-Ват, гладкие, словно отполированный мрамор, уложены без какого-либо сцепляющего раствора. Основным строительным материалом для этого сооружения стал песчаник, который к месту строительства доставлялся с горы Кулен, которая находится в 40 км.

Почти все поверхности, включая колонны и перемычки крыши, вырезаны из камня. В период с 1986 по 1992 год индийское археологическое общество проводило в Ангкоре реставрационные работы. Храм вошем в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Байон

Этот храм построен в честь Джаявармана VII. Он имеет три уровня. Главная часть декора храма — картины, изображающие повседневную жизнь кхмеров. Храм Байон в Камбодже имеет и одну глухую стену, высотой в 4,5 метра. На ней можно увидеть сцены битвы на в которой победу над чамами одержал Джаяварман VII.

В 1925 году Байон был признан буддийским святилищем. В 1933 году в храме, точнее, в скважине его фундамента, нашли в которой явно просматривалось внешнее сходство с Джаяварманом VII. Во время брахманисткой реставрации, которая проводилась сразу после смерти правителя, она была осквернена. Позднее ее отреставрировали и установили на террасе.

Бапуон

Храмы Камбоджи абсолютно разные и этим они тоже поражают гостей страны. Насладившись необыкновенной атмосферой Байона, пройдите к соседнему храму Бапуон. Долгое время на этой территории была лишь строительная площадка, на которой несколько десятилетий трудились реставраторы. Свою работу они в шутку называли собиранием самого сложного в мире пазла. Лишь два года назад туристы получили возможность посещать этот древний Он посвящен Шиве.

Надо отметить, что все древние храмы Камбоджи очень величественны. Историки утверждают, что в древности Бапуон был одним из самых красивых в Ангкоре. Но в начале пятидесятых годов прошлого века он оказался почти на грани разрушения. Французские археологами вместе с командой реставраторов решили, что есть только один способ сохранить его — полностью разобрать, укрепить фундамент, и только после этого собрать здание.

В начале 60-х годов Бапуон был разобран. В ходе демонтажа блоки храма переносили в джунгли, причем каждый блок имел свой номер. В середине 70-х годов к власти в стране пришли красные кхмеры, и работы по реставрации были остановлены. Позднее выяснилось, что уничтожили документы по разборке храма, и не осталось информации, как следует собирать 300 тысяч каменных блоков. Архитекторам пришлось использовать фотографии и воспоминания местных жителей.

Та-Пром

Наверное, никогда не перестанет удивлять туристов Камбоджа. Храмы в джунглях можно увидеть практически по всей стране. Но один из них - Та Пром - просто идеально подходит под описание Киплинга. Это огромный храм-монастырь, полностью поглощенный джунглями.

Специалисты считают, что он самый поэтичный в Ангкоре, в нем царит удивительная атмосфера, которую создают огромные деревья, которые обвивают стены. Они проросли сквозь камни и нависают над башнями. За долгие века корни так срослись со стенами, что деревья невозможно убрать, не повредив строений.

Та-Пром был построен в эпоху правления Джаявармана как буддистский храм, занимающий огромную территорию. Однако по архитектуре он не похож на другие храмы Камбоджи. Он представляет собой цепочку одноэтажных строений, которые соединяются между собой сквозными галереями и проходами. Многие из них сегодня недоступны, поскольку завалены камнями.

Уникальность этого храма заключается в том, что на каменных стенах высечено множество древних надписей. На каменной стеле, которую сегодня можно увидеть в Национальном музее Ангкора, высечено, что во времена расцвета храму принадлежали 3140 деревень, здесь работали 79 365 человек, несли службу 18 верховных жрецов, 2800 клерков. Внутри храма проживали постоянно более 12 000 человек.

На месте леса, который сегодня окружает храм, в древности был оживленный большой город, а в его сокровищницах хранилось большое количество драгоценностей. Сейчас поверить в это сложно, так как многие постройки превратились в руины. Деревьев здесь два вида: самое большое — баньян с толстыми, светло-коричневыми корнями, и второе — фиговое дерево-душитель. Оно отличается множеством тонких, совершенно гладких корней серого цвета.

Семена дерева попадают в щель в кладке сооружения и корни растут вниз, вытягиваясь к земле. Мы уже говорили о том, что храмы Камбоджи способны удивить своими загадками даже современных ученых. Одна из них — вырезанное на стене храма Та Пром изображение динозавра, к которому гиды любят приводить экскурсионные группы. Однако до сих пор никто не может объяснить, где древние кхмеры могли видеть динозавра.

Увидел отличную панораму с воздуха известнейшего на весь мир камбоджийского храма, впечатлился, и решил вам рассказать подробнее. Но для начала все равно обязательно полетайте над этим древним сооружением. Впитайте дух древней цивилизации. Огромный храм с остроконечными башнями - чудо симметрии. Символизирует священную гору из индийской мифологии. Вокруг храма находятся рвы, которые символизируют океаны, омывающие подножья божественной горы. Ангкор Ват - самый огромный храмовый комплекс в мире. Интересен он своими галереями, башнями, павильонами и воротами, богато украшенными резьбой по камню, но все они уступают по величию центральному храму.

В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) - города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры.
Кликабельно 3000 рх Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже - это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей. Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.
Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) - находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями. Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов. Самая популярная фигура, которая здесь встречается - это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.
Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60-метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов.
Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura - подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег.
От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.
Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания - это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками - два бассейна (65×50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).
Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы. Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100×115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.
Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая - одна в центре каждой стороны и 2 по углам - поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.
Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы. Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно - примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») - жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.

История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап . Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.

В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита - «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища. За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.

На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.


Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города - еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э. Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. Как возводился комплекс не известно - не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.
Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина - почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса - различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами - соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли …
Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.
Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда-либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.

На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.


Ангкор Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, которая и является входом на территорию храма. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.

Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения комплекса Ангкор, что объясняется тем, что после того, как последние поселения покинули эти места в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.

Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1922 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.


Велосипед — хорошая идея для прогулки по храмам. Безусловно, только в том случае, если вы предполагаете задержаться в Сием Рипе больше чем на день.

Большинство местного населения предпочитают именно этот вид транспорта, когда посещают Ангкор, а значит у вас есть возможность быть ближе к местному населению, что влечет за собой не только радость и удовольствие, но более низкие цены на еду и напитки на территории храмовых комплексов.

White Bicycles - довольно крупная местная компания, которая сдает велосипеды в аренду. Они поддерживаются многими отелями и гест-хаусами, т. к. основной процент их дохода идет на благотворительные нужды, в поддержку образовательных программ для детей из малоимущих семей.

Такси - довольно распространенный вариант путешествия по храмам. Он удобен для тех, кто хочет «прикоснуться» к сокровищам Ангкора, но предпочитает подобные путешествия в кондиционированной кабине автомобиля. Отрицательной стороной подобных прогулок вероятно может быть то, что вы оказываетесь изолированы от звуков, запахов и многих других прелестей.

Стоимость одного дня аренды такси, колеблется от 25$ до 35$. В основном цена зависит от того, во сколько вы планируете начать прогулку по храмовым комплексам. Если вы предпочитаете встретить рассвет в на одной из чудных террас Ангкор Вата, то стоимость аренды такси будет выше.

Аренда мопедов иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако некоторые умудряются привезти мопед из Пномпеня. Если вы нашли способ арендовать мопед, то настоятельно рекомендуем оставлять его на платных парковках, т.к. существует огромная вероятность кражи или угона.


Для желающих открыть вид на Ангкор Ват с высоты птичьего полета, компания Angkor Balloon может предложить вам путешествие в корзине воздушного шара. Маршрут фиксированный и нет возможности менять курс, высота полета около 200 метров над землей. Стоимость удовольствия 11$ с человека (в корзину помещаются до 30 человек). К сожалению, этот вид путешествия не всегда бывает доступен из-за погодных условий.
Путешествие на слонах было на пике популярности в начале 20-го века. Именно на слонах были проложены первые маршруты по храмам Ангкора. Сейчас, конечно же, все более цивилизованно и поставлено в колею организованного туризма. Вы можете прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость такого путешествия обойдется вам приблизительно в 10$. А вот в местечке под названием Ангкор Виладж вы можете не только заказать прогулку на слоне, но даже получить настоящий урок у профессиональных погонщиков. Они обучат вас уверенно сидеть на слоне и вы разучите некоторые команды, чтобы управлять слоном. Стоимость такого курса - приблизительно 50$. Популярен среди путешествующих группами. Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) - приблизительно 50$ в день.
Пожалуй, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Кабины рикш бывают достаточно удобные и важный бонус в том, что они могут защитить вас от дождя. Если вам повезет с водителем, то он может оказаться неплохим гидом, а так же, зная временные потоки туристов на основных маршрутах в комплексах, сможет помочь вам избежать толпы фотографирующих и кричащих людей. Стоимость аренды мото-рикшы колеблется от 10$ до 20$ в день.
Как мы и говорили ранее, прогулка пешком не самый удобный вариант путешествия и на то есть много оснований. Во-первых, Ангкор Том находится в 8 км от Сием Рипа. Во-вторых, немало живописных храмов находятся на расстоянии 15-10 км от Ангкор Тома. Немаловажно также учесть и тот факт, что после 11 часов утра солнце пребывает в зените и длительные пешие прогулки могут оказаться очень серьезной нагрузкой на организм. Однако если описанные выше факты не отпугнули вас вы решились на прогулку пешком, то откройте для себя дорогу, пролегающую за стеной Ангкор Тома. Этот маршрут откроет вам не только малоизвестные храмы, спрятанные в зарослях тропических деревьев, но и даст возможность насладиться пением птиц и музыкой джунглей.













Кстати, буквально в Августе 2014 года