Как я работала учителем истории. Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)

- Расскажите о себе и о своей профессии?

Меня зовут Анна Викторовна. Я работаю учителем истории и обществознания уже 17 лет, а также являюсь заместителем директора по учебной работе, в этой должности - 8 лет. 6 лет работала в специальной коррекционной школе-интернат 8-го вида.

- Почему Вы выбрали эту профессию?

Сегодня она стоит в зале берлинской администрации школы, ожидая консультации. Она хочет стать учителем, как сменщиком карьеры, без дидактической подготовки, без традиционной стажировки. Она помогает своим сыновьям выполнять домашнюю работу и может передать большую часть своего опыта. Поэтому она также смеет учительскую работу. Но больше всего в начальной школе, из-за профессионального уровня, подумала она.

Время ожидания консультаций длительное, в этом году Берлин активно рекламирует новичков, специально изменил для него закон. Теперь заинтересованные стороны могут подать заявку на любой предмет. В некоторых предметах степень бакалавра достаточна, чтобы стать берлинским учителем. Только три предмета являются табу для боковых абитуриентов: история, социальные исследования, география, нет недостатка.

Я с детства мечтала стать педагогом. Моя мама была учителем, поэтому в моих глазах открывался удивительный мир: тетрадки, журнальчики... Особенно нравилось писать красной пастой. Тогда я точно решила, что пойду по стопам мамы.

- Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Эта профессия не дает мне стареть. Я всегда молода душой благодаря детям. Дети - это заряд бодрости и энергии. Чтобы идти в ногу со временем, тебе всегда нужно учиться. В этом мне помогают дети, которые радуют своими творческими идеями.

Применяются журналисты, фармацевты, неудавшиеся предприниматели. Нет официального статуса, но зарплата жителя. Зазор должен быть быстро закрыт. От 400 до 500 новичков хотят нанять Берлин, для остальных - обученные молодые преподаватели из других федеральных округов, особенно из южной Германии, где необходима подготовка.

Но Мекленбург-Передняя Померания уже конкурирует за те же силы. Там один рекламируется с официальным статусом и дешевой землей. А также Бранденбург объявляет спрос. «Я открыто признаю: деньги уже заманивают меня», - говорит Соня Оттманн, которая тоже ждет своего назначения. 14 лет после окончания учебы она работала в сфере образования для взрослых; теперь она безработная. Она занималась магистерской диссертацией, потому что студенты-консультанты в Свободном университете в Берлине не дали профессии учителя никакого будущего.

- Что является самым сложным Вашей работе?

Самым сложным, я считаю, является найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Если не найти его, можно неправильно научить. Но в этом и вся прелесть профессии - изучать отдельный мир каждого ребенка, и брать что-то новое для себя. Это здорово!

- Довольны ли Вы, что когда-то выбрали эту профессию?

Уроки без педагогических знаний. Многие новые учителя также должны изучать второй предмет. Департамент Сената надеется, что концепция будет готова к новому учебному году. Новички, которые были выбраны до сих пор, не будут посещать ни один из классов обучения в первый раз, когда они будут перед классом.

Для Флориана Бублиса «скандал». Лаура Пинниг, отвечающая за подготовку преподавателей в Берлинском государственном университете, говорит: Мы видели разрыв учителей, пришедший десять лет назад, и потребовали, чтобы сенат принял контрмеры. В то время как обычные преподаватели должны учить десять часов в неделю, боковые участники должны быть на 19 часов перед классом. Государственный секретарь Марк Раклес извиняется за разрыв учителей с новой схемой выхода на пенсию, последствия которой были непредсказуемыми.

Да. Я довольна, потому что эта профессия вернула меня в мир детства. Мне приятно осознавать, что выпускники школы помнят меня, благодарны мне за то, что я дала им знания, познакомила с историей своего народа, научила быть уверенными в себе.

Ну, в первую очередь, это должны быть люди, которые очень любят детей. Которые будут готовы простить им детские шалости. Эти люди должны быть коммуникативными и творческими. Я бы хотела, чтобы среди педагогов было больше мужчин.

Слишком много учителей ушли на пенсию быстрее, чем ожидалось. Виноваты также демки, которые предсказывали слишком малое движение в Берлин. Берлин слишком популярен. Другие страны также ищут, но не для начала сбоя. Проблема также имеет и другие страны. Мекленбург-Передняя Померания предлагает вам переехать на живописный веб-сайт. Около 360 претендентов на работу подали онлайн. Новичок не очень хочет Мекленбург-Передняя Померания. И если, тогда, чтобы начать стажировку, а не для начала крушения в классе.

В Берлине дидактических курсов должно быть достаточно. «Абсурдность», так Флориан Бублис: На самом деле, новичкам пришлось бы брать дополнительные педагогические уроки, потому что основы не были заложены в исследовании. Администрация школы считает, что новички воспользовались этим с большим жизненным опытом.

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Это одна из самых сложных профессий. Нужно любить каждого ребенка без исключения: плохо или хорошо одет, как воспитан, хорошо учится или имеет ограниченные возможности... Если будущий педагог не любит детей, то ему в этой профессии делать нечего.

Некоторые директора Берлинской школы консультировали потенциальных заявителей, но сначала прошли стажировку с ними. Поэтому они даже знают, в чем они вступают. Это слишком поздно для текущего раунда приложений, но в следующем году Берлин снова наймет новичков. Возможно, также получить замену для младших учителей, которые снова ушли. Давайте посмотрим, сколько из новичков все еще существует через год, - говорит Бублис.

Выгорание студентов педагогического образования.


Учитель делает ее напряженной работой больной - вот стереотип. Новое исследование теперь показывает, что многие студенты уже имеют высокий риск выгорания. Часто потому, что они хотят стать учителями по неправильным причинам.

- Сложно ли освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Профессию учителя освоить несложно. Нужно иметь чуточку терпения и хорошо учиться. Получить образование можно в педагогическом колледже после 9 класса или в педагогическом институте (университете) после 11 класса. Образование можно получить очно и заочно.

Для предмета социальных наук вы и ваши ученики используете карты, энциклопедии или изображения. Вы подумывали о добавлении более интерактивного компонента и о выборе цифровых и интерактивных версий всех этих инструментов? Вы можете использовать их, чтобы подготовить и разоблачить класс или сделать его доступным для ваших учеников, чтобы практиковать и лучше ассимилировать содержание предмета.

Полезно также изучать небо, Луну или Марс и дополнять доступ к историческим изображениям и видеть, как они изменились за эти годы. Интерактивная сеть, которая позволяет вам проконсультироваться со всеми типами глобальной картографии и углубить характеристики Вселенной и Земли. Интерактивный и гибкий исторический атлас, позволяющий проверять на карте геополитические изменения в мире в разные периоды. Энциклопедии и источники документации.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Как я уже сказала, человек должен обожать детей. Он должен быть терпеливым, творческим, с чувством юмора, коммуникабельным и креативным. Он должен уметь решать сложные задачи в разных ситуациях, нестандартно мыслить. И должен осознавать, что судьба ребенка в его руках.

Веб-страница с информацией о персонажах и исторических событиях, идеально подходящая для документирования и исследования. Совместная энциклопедия, специально разработанная для учителей и студентов, в которой ваши ученики могут не только документировать, но также иметь возможность писать и включать контент. Они разрабатывают проект, который поощряет использование энциклопедии как рабочей области. Он собирает историческое присутствие Испании в мире и анализирует аспекты, связанные с историей и культурой народов. Канал видео, составленный профессором Мануэлем Гонсалесом, чтобы узнать историю Испании через фрагменты фильмов. Они продолжаются около 50 минут и включают архивные изображения, отзывы и дидактические объяснения. Репозиторий флеш-игр и приложений, выбранных Школой Клара Кампоамор в Фуэнлабраде. Он включает в себя все виды предложений по усвоению концепций первичной географии, как на испанском, так и на английском языках. Веб-сайт с множеством вариантов для практики географии через игры и интерактивные карты.

  • С ними можно ознакомиться в списках, организованных по периодам или темам.
  • В разделе Топоропа основное внимание уделяется Европе.
Конечно, у вас есть несколько учителей в памяти, которые вы помните с особой любовью, и, возможно, вы обязаны одному из них вдохновению, которое привело вас к тому, чтобы стать учителем.

- Приносит ли Вам профессия хороший доход?

Мой доход достаточно стабильный. Могу позволить себе отдых семьей за границей. Хочу заметить, что самое главное это не то, сколько ты зарабатываешь, а важно, с удовольствием ли ты ходишь на работу. И это не просто слова, это важное кредо для любого человека.

- Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок пошел в дальнейшем по Вашим стопам?

Достижение этого эффекта у ваших учеников непросто, но есть некоторые ключи, которые могут помочь вам изменить ситуацию, пробудить вашу мотивацию и помочь им полюбить знания и научиться. Мы даем вам десять советов, чтобы получить его. Что вы думаете об этих советах? Вы претворяете в жизнь любую другую стратегию, чтобы покорить ваших учеников? Расскажите о своем опыте и не забудьте поделиться статьей о социальных сетях!

Если вы хотите поддержать нас, вы можете дать нам свой голос, нажав на изображение. Любопытный ребенок учится лучше, с большим интересом и большим участием, и, кроме того, принято держать глаза открытыми в любой области жизни. Поощряйте своих учеников всегда задавать причины и последствия, спрашивать о заявлениях, которые появляются в учебнике, или найти дополнительную информацию о деталях, которые привлекают их внимание. Мозговой штурм, организация дебатов или поощрение ваших учеников открывать что-то новое каждый день и делиться ими в классе - это хорошие способы обучения любопытству. Очень важно, чтобы вы предлагали своим ученикам инструменты и стратегии, чтобы они могли самостоятельно обучать. Активное обучение намного эффективнее, чем пассивное, и, кроме того, будет приобретать привычки, руководящие принципы и ресурсы, которые могут быть использованы в любом субъекте и в любой области для самостоятельного обучения или углубления в интересующей их теме. Приучите их думать. Это более важно, чем запоминание или изучение, даже больше, чем математика, язык или естествознание. Поощряйте своих учеников использовать логику и аргументацию, анализировать, что происходит вокруг них, чтобы подвергать сомнению их и решать сами, потому что они являются навыками, которые они будут осуществлять на протяжении всей своей жизни и чье обучение они всегда будут ценить. В этой статье вы найдете интересное размышление, советы и дидактическое видео о важности поощрения критического мышления. Это показывает практическую сторону знания. Это может быть сложнее с некоторыми предметами или уровнями, но, когда это возможно, попытайтесь завершить теоретические объяснения с помощью реального применения знаний, которые вы передаете своим ученикам. Идея состоит в том, чтобы довести теорию до вашей повседневной реальности, с экспериментами, экскурсиями или выходами, анекдотами, загадками, проблемами по темам, которые непосредственно влияют на них или на предположения, которым придется столкнуться через несколько лет, например, в рабочая среда. Удивите их. Не соглашайтесь с подходом или способом работать в классе, быть творческим и искать новые идеи, чтобы ваши классы отличались и мотивировали, от радикального изменения до небольшой детали, которая привлекает ваше внимание. Вы не только будете поддерживать интерес своих учеников и не позволять им вмешиваться в себя, но также увидите, какие методы лучше всего работают, как наиболее эффективно их мотивировать и какие методики адаптируются к вашему стилю обучения. Откройте для себя книгу Затраты на ваших учеников - любовь к чтению - один из величайших подарков, которые вы можете им дать. Если они найдут книгу, персонаж или историю, в которую они влюбляются, они никогда не забудут учителя, который рекомендовал его им. Прочитайте с ними фрагменты истории, которые вам нравятся, создайте классную библиотеку, побудите их привести свои любимые книги в класс или применить их на практике. Значения передачи Дети и молодые люди проводят много часов своей жизни в школе, и между численностью и концепциями, работой, экзаменами и заметками должно быть место для социальной осведомленности, терпимости, уважения и других ценностей, которые сделают их людьми совершенных и ответственных. Вы можете анализировать новости, чтобы знать, что происходит в мире, или размышлять и обсуждать этические проблемы и проблемы, с которыми сталкиваются ежедневно, и что вы также можете относиться к теме. Если вы хотите сделать еще один шаг вперед, у вас есть идеи привлечь ваших студентов к проектам или инициативам, которые не только воспитывают их в ценностях, но и побуждают их изменить мир и превратить его в лучшее место. Дайте им голос и послушайте их. Ваши ученики будут учиться у вас, но вы также узнаете от них, если сможете подойти к ним, уделить время и послушать их. Практикуйте сопереживание, постарайтесь понять их и поставить на место, и они могут вас удивить. Попробуйте иногда отдать место учителю одному из ваших учеников, всегда помните, что нет двух курсов или двух учеников, поощряет всех к интеграции в классе и обращает внимание на тех, кто чувствует себя одиноким. Поддерживайте позитивное отношение. Юмор или веселье являются важными инструментами в повседневной жизни в классе и помогут вам улучшить классный климат. Жест, столь же простой, как улыбка, может помочь вам передать энтузиазм и радость от обучения и насколько вы можете наслаждаться обменом знаниями и опытом. Не сдавайтесь, когда класс усложняется, и таким образом вы научите их понимать, что важно позитивно относиться к жизни, ее проблемам и трудностям. Будьте справедливы. Хотя вы пытаетесь сохранить хорошую атмосферу в классе, будут моменты, когда вам придется потребовать, сдавать экзамен, наказывать или ругать, кто не посещает, ведет себя плохо или не делает домашнее задание. Эти небольшие столкновения с вашими учениками неизбежны, но это будет ваша способность управлять ими, что имеет значение. Сохраняйте спокойствие, разъясните причины вашего решения и действуйте справедливо: выговор, который этого заслуживает, но всегда предлагайте возможность его решения, дайте ему второй шанс и также не забудьте вознаградить вас своим признанием, когда это необходимо.

  • Проснитесь за свое любопытство.
  • Научите их учиться.
Среднее базовое образование в городе Кали, а также основные навыки или домены, которые были продемонстрированы для обучения.

Несмотря на то, что в моей семье уже не первое поколение педагогов, моя дочь определилась в совершенно другом направлении. Ее с детства интересует мир медицины. Самое главное, выбрать любимую профессию, неважно учитель ты или нет. А выбор дочери я поддерживаю.

- Какую профессию Вы бы выбрали, если бы не стали учителем?

Сначала, когда я была маленькой, я хотела стать врачом. Вся моя комната была в самодельных медицинских инструментах. Подрастая, я помогала маме проверять тетрадки. Я даже ходила к ней на уроки. Так и зародился интерес к учительской деятельности, детям и школе.

- Бывают ли смешные моменты? Какой случай Вам запомнился?

Конечно! Однажды я пришла в школу, забыв надеть юбку (была в кофте и колготках). Раздеваясь, я заметила, что на мне нет юбки. Пришлось на уроках сидеть в шубе, сказав детям, что я замерзла и у меня высокая температура. Тогда мне было о-очень жарко, но мне пришлось терпеть.

- Какие новшества Вы ввели бы в современную школу?

1) Обмен школьниками за границу за старания;

2) Современное оборудование и внутренние досуговые комплексы;

3) Ежедневные витаминотерапия и лечебные коктейли;

4) Произвести замену оценочной системы на зачетную по некоторым предметам.

- Как Вы учились в школе? И где учились после школы?

Я была круглой отличницей и получила серебряную медаль по окончании средней школы. В Удмуртский университет меня взяли без дополнительных экзаменов, что меня очень радовало. Училась заочно и мне очень нравилось. Я одновременно и училась и работала.

- Спасибо за увлекательную экскурсию в мир профессии учителя!

Интервью провела Софья Панкратова, ученица 10-го класса

В профессию учителя, как, наверное, и в любую другую, каждый приходит по-разному. Вот пять непохожих друг на друга учительских историй.

Кто-то с юности понимает, чего хочет, и осознанно двигается по рельсам институт-практика-работа. Кого-то ведут те самые неисповедимые пути, которые невозможно просчитать и предвидеть.

Да и в самой профессии каждый обустраивается по-своему. Для одних она становится призванием на всю жизнь, для других — работой на несколько лет, с поспешной формулировкой «больше никогда».

Мы поговорили с пятью разными людьми, чьи судьбы объединяет только одно — так или иначе, все они посвятили себя школе.

О. В., учитель русского языка и литературы

Образование:

Стаж работы в школе: 35 лет. Сейчас на пенсии.

Мне было почти 30 лет, когда я пришла работать в школу. Учительница моего старшего сына как-то пожаловалась, что у них в школе никак не могут найти педагога по русскому языку, и я поняла, что судьба предоставляет мне долгожданный шанс. Ситуация осложнялась двумя вещами: во-первых, начинать мне предстояло не первого сентября, а первого апреля, то есть «подхватывать» класс в четвёртой, заключительной четверти, имея в перспективе годовые контрольные работы. Вторая сложность была не менее серьёзной: в школе, куда я выходила на работу, не только учились оба моих сына, её еще и закончил мой муж. Нашу семью тут знали как облупленную, что делало груз ответственности ещё более тяжёлым.

Так как в институте была в основном теория, а тут надо было к настоящим детям выходить, решила подготовиться — нашла себе «учительницу». Всю третью четверть ходила к знакомой на уроки в другую школу. Поняла, что класс надо сразу «ухватить», с первого раза завладеть их вниманием, тогда в дальнейшем все сложится нормально. Первый урок — самый важный.

Как сейчас помню: день такой яркий, солнечный, и сидят мои тридцать шесть деток, умненькие, с ясными глазками…

А через три дня ко мне на урок пришла директор школы.

Но на самом деле я не волновалась. Вообще старалась все волнения и заботы оставлять за стенами школы. Бывало, выходишь утром из дома и думаешь — надо купить то и это. Но ни разу в жизни не было, чтобы я выходила из школы и об этом помнила. Поэтому дома старалась сделать все заранее. Вот подходишь уже вечером к своей двери и думаешь «Какое счастье, что у меня в холодильнике суп готовый есть».

А ещё я детям всегда старалась помогать. На каждого в выпускных классах вела своего рода досье — кто какие доклады делал, кто что писал и какие стихи учил. Это чтобы потом на экзамене по литературе, если видела, что «плавает» по основным вопросам, задавала дополнительные, специально по темам, которые ребёнок точно знает. До сих пор не знаю, замечал это кто-то или нет. Но в то же время следила, чтобы программу целиком все освоили. Когда мой первый класс выпускался, они сделали стенгазету.
Меня изобразили стоящую на толстенной книге с надписью «Программа» и с пистолетом в руке. Зато завуча, странную женщину, зимой и летом носящую серый пуховый платок нарисовали под пляжным зонтиком и в бикини. Так никто и не понял, что они этим хотели сказать.

Т. Н., учитель французского языка

Образование: Московский государственный педагогический университет

Стаж работы в школе: 4 года.

Недавно поняла, что с семи лет я хожу в школу каждое 1 сентября. Сначала сама там училась, потом работала, потом отвела туда ребёнка. В мой первый настоящий рабочий год у меня получилось целых два первых сентября. Честно говоря, первое Первое сентября я плохо помню. Это была школа на далёкой и не самой благополучной окраине Москвы. Я была тогда еще совсем юной и вела довольно неформальный образ жизни, что в первую очередь отражалось на моей внешности.
На праздник начала учебного года я явилась в разноцветных брекетах, розовом пальто из европейского секонд-хенда, зеленых джинсах и жёлтых валенках. Даже не знаю, кто тогда больше удивился — я, учителя или дети.

В первый же день мне дали два шестых, один четвёртый и один третий класс. Сто детей, каждого из которых надо было, как минимум, запомнить. Дело осложнялось тем, что я преподавала второй иностранный язык. А в его важности не только дети сомневались, но и родителям зачастую было на него наплевать. Поэтому моей единственной заботой было мотивировать детей делать хоть что-нибудь. Мой предмет для них вообще был неважен — никаких экзаменов, ЕГЭ, даже контрольных срезов у меня никогда не бывало, что, кстати, сильно облегчало мою жизнь. Дети посообразительнее мне так и говорили: «Я и с английским везде справлюсь». А те, кто попроще, с детства были уверены, что никогда никуда не поедут. Почти у всех родители на рынке работали, какая там Франция.

Но своим настоящим Первым сентября я считаю 10 января, когда я вышла на работу уже в другую школу, где и произошла трансформация моей личности.

Из-за моего роста меня в принципе путали со старшеклассницами. В первой школе я так неуклюже и неловко притиралась, и в плане внешнего вида, и в плане поведения, поэтому во вторую школу я уже носила только юбки, пиджаки и шпильки. И сняла брекеты.

Курьёзов, конечно, было множество. Вот, например, однажды я на уроке заснула. В те годы я работала по субботам и часто приезжала в школу прямо с пятничных вечеринок. Не было смысла ложиться спать с четыре утра, если в семь всё равно вставать. В тот раз я задала детям учить что-то наизусть. И как-то они, видимо, тихо и медленно рассказывали… Не знаю, заметили ли. Это пятый класс был, маленькие ещё.

Самое грустное в школе — это неадекватные родители. Иногда дети из-за развода родителей портились прямо на глазах. Был у меня один мальчик, натуральный хам. Грубил вообще всем. Когда его мама захотела ко мне прийти, я думала: ну всё, сейчас придёт такая же. А приходит такая мама, чуть не плачет и говорит, мол, знаю, что хамит. Это потому, что у него отец хамло. А отец там какой-то олигарх, постоянно брал сына с собой на всякие встречи и тусовки. В итоге пришлось сказать мальчику, что у меня есть мобильный его отца и только это смогло его приструнить.

А самая большая моя победа — один девятиклассник-двоечник. Меня его мама, бухгалтер школьный, попросила натянуть на тройку. И при этом так, чтобы учителям не было стыдно эту тройку ставить. От него отказались все наши пятнадцать учителей иностранных языков. Он пришёл и сказал, что он всех в этой школе довел и со мной тоже справится. Но я его измором взяла. Вместо часа приходилось заниматься три. Он ломал ручки, кидал их в стену, рвал тетради, жаловался на головную боль. Но я его из кабинета не выпускала, пока он не давал мне правильный ответ. В итоге сдал даже на четвёрку.

А. В., классный учитель вальдорфской школы

Образование: Московская финансовая академия

Стаж работы в школе: 6 лет

Я проработала менеджером клиентского отдела в рекламном агентстве восемь лет. Потом — управляющим директором в цветочном салоне. И чем дальше я продолжала свою менеджерскую карьеру, тем больше понимала, что не хочу всем этим заниматься. И тем тяжелей становилось день ото дня осознавать, что не вижу в работе никакого смысла, но при этом она отнимает очень много времени. Фактически, я не жила очень большую часть своей жизни.

Я не могу сказать, что хотела стать именно учителем. Я и сейчас не уверена, что я учитель. Но тогда я рассматривала разные варианты. Например, няней в детском садике. Или в детском доме — там я больше всего хотела работать.

Из бизнеса уходить было страшно, как вообще страшно кардинально менять жизнь. Но я общалась с друзьями, у которых были дети, смотрела вдохновляющие фильмы, читала книги, особенно Януша Корчака.

В какой-то момент подруга подкинула идею пойти менеджером в школу Монтессори, чтобы понять, надо мне это или нет. А потом я узнала про вальдорфскую школу.

Стала читать про вальдорфскую педагогику и поняла, что мне только туда. Одна из школ оказалась рядом с моим домом. Я, честно говоря, не думала, что меня возьмут учителем. Позвонила, а там как раз сложилась ситуация, что не было учителя 1 класса. И меня очень быстро взяли.

Сейчас я оцениваю весь свой учительский опыт как очень неоднозначный. Я испытывала огромный страх. Это вообще основное чувство, которое сопровождало меня все шесть лет. Еще накануне 1 сентября этот страх сковал меня полностью. Сейчас смотрю записи того дня, и вроде всё хорошо, и я живая, но на самом деле была замороженная. Позже на вопросы в учительской о том, как оно было, ничего не могла ответить — просто потеряла дар речи. Через несколько дней, когда стала приходить в себя, смогла заплакать. А потом уже и говорить начала.
Дети — это совершенно другие существа. Инопланетяне. Я до этого даже целый день с детьми не проводила, а тут им нужно всё время и энергию отдавать. Дети всегда внутренне резонируют, становятся такими же, как ты. Если учитель напряжен, то и класс пребывает в тревожности. А если от учителя идет уверенность и спокойствие, то это тоже сразу передается детям.

Однажды, в пятницу в конце дня один мальчик из моего класса воскликнул «Как же хорошо, что завтра выходной». Я вдруг тоже подумала, какое это счастье, что завтра суббота. И так как то расслабилась и успокоилась. А потом смотрю на ребят — все сосредоточенно работают, никто не хулиганит, не шумит. Им как будто моё состояние передалось, и всё стало мирно и гладко.

Не знаю, насколько принципиально, что у меня не было педагогического образования. Возможно, с одной стороны это мне бы помогло, но с другой, понадобилось бы время, чтобы отойти от стереотипов.

М. Г., учитель английского языка в частной школе

Образование: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина

Стаж работы в школе: 23 года

Сразу после института я попала на работу в школу в отдаленном рабочем районе. Мне достался седьмой класс — трудные, но уверенные в себе подростки. В институте нас учили только учить, а про то, что придётся ещё и воспитанием заниматься, никто не говорил. Приходилось самой придумывать какие-то трюки, вспоминать, как с нами учителя обходились, чтобы мы не шумели и делали домашнее задание. В целом это был кошмар, от которого меня спасла беременность.

Тогда же я решила, что больше никогда не буду учителем.

Но так же, как ребенок спас меня от школы, он же туда и привёл. Когда пришло время, я стала искать для него школу, задавшись целью найти такую, где ему было бы не так плохо, как было мне. Поэтому искала что угодно, только не традиционную систему. Поскольку на фоне развала Советского Союза начали вырастать прекрасные цветы частных школ, очень скоро через знакомых я нашла подходящую.

Мне просто понравились там люди. Я настолько была ими очарована, что даже никаких вопросов не задавала. И когда меня спросили «А не хотели бы вы у нас работать?», я, недолго думая, сказала, что хочу.

Сначала было не страшно, хоть и волновалась. Мне дали первый и второй классы, и всё было похоже больше на игру, чем на работу. Я мало что понимала, но мне всё нравилось. Я тогда не осознавала сама себя и не понимала, что я делаю. Это сейчас я могу сказать, что мы, учителя, выходим в класс как на сцену, мы актёрствуем, мы немножко в маске. Но тогда рефлексии не было.

Волнение прошло, когда начались проблемы с дисциплиной. Вообще, когда перестаешь думать о себе — тогда волнение и проходит. Когда надо класс утихомиривать, придумывать какие-то фокусы, чтобы все глаза были на тебя, о себе не думаешь.
На самом деле волнение — это забота о том, как я сейчас выгляжу. Когда переключаешься на детей, на материал, становится не до того.

Сейчас всё по-другому. Это как игра в спектакле. Новички волнуются, нервничают. А потом, когда много играешь, волнение уходит. Приходит удовольствие, но и трепет остается. Сейчас я иду в каждый новый класс именно с трепетом, который окрыляет, придаёт энтузиазма, вдохновения. Это уже приятное чувство.

Негатив с опытом тоже накапливается. Когда из года в год повторяешь свои ошибки и осознаёшь это. Вот говоришь себе в начале учебного года: «Я очень строго должна следить вот за этим, у меня это не идёт, и я знаю, как это исправить». А к концу года смотришь и понимаешь, что не вышло. Может, это завышенные требования. Но нельзя сказать, что негативный опыт мешает. Любой опыт ценен, а негативный указывает, над чем ещё нужно работать.

Самое грустное — это когда дети уходят. Не выпускники — там другая грусть, светлая, естественная. Жалко, когда срывают с процесса, а ты понимаешь, что рано и ещё много можно дать.

Грустно, когда родители не понимают, что ты делаешь, и ещё грустней, когда родители не понимают своего ребёнка. Бывают особенные дети. А родители не хотят видеть, что их ребёнок — другой. И тогда ничего не получается. Ты видишь проблему, а они нет. Возникает недовольство, ребёнка «форсируют», на самом деле загоняя в угол.

Часто родители не понимают, что ребёнок — это не маленький взрослый. Это даже пока не совсем человек. Когда мы говорим слово «человек», у нас возникает образ никак не ребенка. Есть такой образ — росток, бутон и цветок. То есть дитя, юноша/девушка и человек. Родители часто считают, что эти фазы выглядят как «маленький цветок, побольше цветок и совсем большой цветок». Это ошибка. И в этом бывает камень преткновения. Родители не учитывают возраста, а мы как раз с возрастом и работаем. Появилось у ребенка логическое мышление — пошли на логику работать. Потом из логики родилось мышление, собственное, а не из подражания — начинаем с мышлением работать. Но когда призывают к мышлению в возрасте младшей школы — это насилие. Мы, семья и школа, должны быть как два берега — надежные, ровные. А ребёнок течет между нами, как река. А если мы разваливаемся, ребёнку очень тяжело.

Очень важно каждого ребенка полюбить. Не как родственника, а вселенской любовью. Иначе ничего не получится. Это бывает трудно, и у меня даже бывало, когда не удавалось полюбить за все девять лет.

Собой лично я никогда не горжусь. Это всегда связано с классом. Если я чувствую гордость, это автоматически означает, что дети проявили себя хорошо. Успешный урок — это коллективная работа, и там не только мое участие.

В. Б., учитель физики

Образование: Ленинградский государственный университет, геологический факультет, кандидат геолого-минералогических наук

Стаж работы в школе: 18 лет

Лет за двадцать до прихода в школу где только не работал. И в отраслевой науке, и в академической, и на производстве. После распада СССР занимался охраной природной среды, да и другие были необычные занятия. Так что для меня круто менять жизнь — не ново. Не скажу, что легко, но и не невозможно.

Говорят: есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать. Так вот я своих камней насобирал. Пусть теперь ловят.

Моим первым классом был восьмой. С одной стороны — подростки, сложно. А с другой — люди, они и есть люди. Если с ними по-человечески, то и они откликнутся. Только вначале недоумевал, как можно не понимать очевидных вещей? Потом научился: если человек заблуждается, нужно показать ему пагубность его заблуждений. Ведь ни один не хочет себе плохого.

Идеальный учитель — это человек, к которому можно обратиться с насущным вопросом. Учитель не учит, у него учатся. Вообще каждый учит себя сам. Насильно вбить что-токому-то в мозг невозможно. Хороший учитель — это проводник в огромный мир возможностей и энергии, который нас окружает, но воспользоваться этим миром может только сам человек.

А ещё для учителя важно терпение. Обучение, познание — это долгий процесс, не имеющий отношения ни к педагогу лично, ни к области знаний, которую тот представляет. Надо только понять, что у нас впереди вечность, это и означает терпеть, ждать. Но не пассивно, а действуя. «Ждать, не ожидая», как говорили древние. А ещё быть бдительными, не дремать, быть готовыми практически ко всему.
Однажды у нас было собрание с классом, который вёл себя и учился совершенно отвратительно. На душераздирающий вопль одного из учителей — «И что же делать, по-вашему?» — один мальчик поднимает руку и говорит «Надо немножечко потерпеть». Он прав, хоть это и сложно.

Иногда, конечно, хотелось все бросить, уйти в науку. Но потом понимал, что того, что я там ценил, уже нет. И дело не в том, что я «залип» на преподавании. Просто пока не все камни выкинул. Пока кто-то ловит, покидаю. Камней-то запасено много.