Где производились установки реактивные катюши. Когда впервые вступила в бой «Катюша»

Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», прозвище «Андрюша» было дано советскими бойцами и другой установке реактивной артиллерии БМ-31-12, но это прозвище не получило столь широкого распространения и популярности .

История создания оружия

Снаряд M-13

Мемориальный комплекс «Катюша» в Орше , недалеко от места одного из первых её боевых применений. Макет БМ-13 собран с использованием оригинальных деталей гвардейского миномёта и настоящего грузовика ЗиС-6 .

Мемориальный комплекс д. Пищалово, Оршанский район. Место первого применения установки БМ-13 "КАТЮША"

Ещё в 1920-ом году сотрудники рижского завода ВЭФ, под руководством Александра Типайниса разработали опытный прототип экспериментальной ракетной пусковой установки «Оскарс». Несмотря на успех прототипа, средства на дальнейшее производство выделены не были и проект так и не дошёл до стадии массового производства. В январе 1921 чертежи и прочая важная документация попали в руки советских агентов. В 1921 году, сотрудники Газодинамической лаборатории Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев приступили к разработке реактивных снарядов для самолётов.

В 1938-1941 гг. в НИИ № 3 НКБ (с 1938, бывший - РНИИ) под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай , В. Н. Галковский , А. П. Павленко , Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, К. А. Керимов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле .

В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный снаряд М-13 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года ; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года. Батарея капитана Флёрова , который принимал участие в создании БМ-13, обстреляла вражеские войска и технику на железнодорожном узле города Орша . С весны 1942 года реактивный миномёт устанавливался преимущественно на ввозимые по ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6 . На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним; всего советская промышленность за годы войны произвела примерно 10 000 боевых машин реактивной артиллерии .

Происхождение прозвища

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений . Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:

  • По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша » . Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав залп по Базарной площади города Рудня . Это было одно из первых боевых применений «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе . Стреляли установки с высокой крутой горы - ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, вплоть до недавнего времени был жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, впоследствии - военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», - ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия » № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете » № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование - и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнился 91 год, а 26 февраля 2013 его не стало. На письменном столе он оставил свою последнюю работу - главу о первом залпе «Катюш» для готовящейся к печати многотомной истории Великой отечественной войны.
  • Название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта - установки выпускались заводом имени Коминтерна . А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 - «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Помимо двух основных, существует также множество других, менее известных версий происхождения прозвища - от весьма реалистичных и до имеющих чисто легендарный характер:

Аналогичные прозвища

Помимо получившего широчайшую известность во всём мире народного прозвища «Катюша», в отношении советских боевых машин реактивной артиллерии в период Великой Отечественной войны существовал также ряд его аналогов, менее известных .

Существует мнение, изложенное в англоязычных источниках, что боевая машина БМ-31-12 , по аналогии с «Катюшей», получила у советских солдат прозвище «Андрюша» , хотя, возможно, «Андрюшей» назывался М-30 . Также весьма популярное, оно, однако, не получило столь значительных распространения и известности, как «Катюша», и не распространилась на другие модели пусковых установок; даже сами БМ-31-12 чаще называли «Катюшами», нежели собственным прозвищем . Вслед за «Катюшей» русским именем советские бойцы окрестили также немецкое оружие аналогичного типа - буксируемый реактивный миномёт 15 cm Nb.W 41 (Nebelwerfer) , получивший прозвище «Ванюша» . Кроме того, фугасный реактивный снаряд М-30 , применявшийся с простейших переносных пусковых установок залпового огня рамного типа, впоследствии также получил несколько шутливых прозвищ аналогичного вида: «Иван Долбай», связанное с высокой разрушительной силой снаряда , и «Лука» - от имени персонажа Луки Мудищева из порнографической поэмы XIX века, в связи с характерной формой головной части снаряда ; из-за явного непристойного подтекста шутки прозвище «Лука», имевшее определённую популярность у солдат, практически не получило отражения в советских прессе и литературе и осталось малоизвестным в целом .

Миномётные установки назывались «Маруся» (производное от МАРС - миномётная артиллерия реактивных снарядов), а на Волховском фронте назывались «гитарой» .

Тогда как в советских войсках боевые машины БМ-13 и аналоги получили устойчивое прозвище «Катюша», в немецких войсках эти машины были прозваны «сталинскими орга́нами » (нем. Stalinorgel ) - из-за ассоциации внешнего вида пакета направляющих реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и из-за характерного звука, издававшегося при запуске реактивных снарядов . Советские установки данного типа получили известность под этим прозвищем, помимо Германии, также в ряде других стран - Дании (дат. Stalinorgel ), Финляндии (фин. Stalinin urut ), Франции (фр. Orgues de Staline ), Норвегии (норв. Stalinorgel ), Нидерландах (нидерл. Stalinorgel ), Венгрии (венг. Sztálinorgona ) и Швеции (швед. Stalins orgel ) .

Следует отметить, что среди немецких солдат также распространилось и советское прозвище «Катюша» - Katjuscha . Из воспоминаний разведчика Н. П. Русанова известно о неадекватной реакции некоторых немецких вояк на это слово:

Когда подводили его (фельдфебеля) к своим, у штаба стояла „катюша“. Только немец услышал это слово „катюша“, сразу весь затрясся, кинулся в сторону, так что ели удержали. Сколько было смеху у нас, мальчишек ещё! .

Примечания

  1. Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду. - Л.: Лениздат, 1988. - С. 193.
  2. Gordon L. Rottman. // FUBAR (F***ed Up Beyond All Recognition): Soldier Slang of World War II. - Osprey, 2007. - P. 278-279. - 296 p. - ISBN 1-84603-175-3 .
  3. Катюша - статья из Большой советской энциклопедии .
  4. Steven J. Zaloga, James Grandsen. Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two. - London: Arms and Armour Press, 1984. - P. 153. - 240 p. - ISBN 0-85368-606-8 .
  5. «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». «Техника и оружие» № 1 1995
  6. АКИМОВ В.Н., КОРОТЕЕВ А.С., ГАФАРОВ А.А. и другие. Оружие победы - «Катюша». Оружие победы - «Катюша» // Исследовательский центр имени М. В. Келдыша. 1933-2003: 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники. - М: "Машиностроение", 2003. - С. 92-101. - 439 с .
  7. Первушин А. И. «Красный космос. Звёздные корабли Советской империи». 2007. Москва. «Яуза», «Эксмо». ISBN 5-699-19622-6
  8. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - [Военная история ]- Fugate B., Operation Barbarossa
  9. Андроников Н. Г., Галицан А. С., Кирьян М. М. и др. Великая Отечественная война, 1941-1945: Словарь-справочник / Под. ред. М. М. Кирьяна. - М. : Политиздат, 1985. - С. 204. - 527 с. - 200 000 экз.
  10. «К-22» - Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова ]. - М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР , 1979. - С. 124. - (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976-1980, т. 4).
  11. «Лука» и «Катюша» против «Ванюши». Системы залпового огня в Великой Отечественной войне (неопр.) . Независимое военное обозрение (5 марта 2010). Дата обращения 29 ноября 2011. Архивировано 8 февраля 2012 года.
  12. Варбот Ж. Ж. "Этимология // Русский язык. Энциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - С. 643-647.
  13. Лазарев Л. Л. Легенда о первой «Катюше» // Коснувшись неба . - М. : Профиздат, 1984.
  14. http://www.moscow-faq.ru/articles/other/2010/January/5070 http://operation-barbarossa.narod.ru/katuscha/m-31.htm
  15. Иван Долбай // Большой словарь русских поговорок / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. - М. : Олма Медиа Групп .
  16. Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду. - Л.: Лениздат, 1988. С. 193.
  17. Gordon L. Rottman. Stalinorgel // FUBAR (F***ed Up Beyond All Recognition): Soldier Slang of World War II. - Osprey, 2007. - P. 290. - 296 p. - ISBN 1-84603-175-3 .

Испытания нового оружия произ-вели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Действительно, окутанные дымом и пламенем боевые машины зa несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что виднелись мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далекий горизонт багровым заревом.

Так проходила демонстрация необычной боевой техники высшему командованию РККА во главе с наркомом обороны маршалом С. К. Тимошенко. Было это в середине мая 1941 года, а уже через неделю после начала Великой Отечественной войны была сформирована экспериментальная отдельная батарея реактивной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Еще через несколько дней производство начало сдавать армии первые серийные БМ-13-16 - знаменитые «катюши».

История создания гвардей-ского реактивного миномета ведет свое качало с двадца-тых годов. Уже тогда советская военная наука виде-ла будущие боевые операции маневренными, с широким использованием моторизован-ных войск и современной техники - танков, самолетов, автомобилей. И в эту целост-ную картину с трудом вписы-валась классическая ствольная
артиллерия. Гораздо более соответствовали ей легкие и подвижные реактивные уста-новки. Отсутствие отдачи при выстреле, малый вес и просто-та конструкции позволяли обойтись без традиционных тяжелых лафетов и станин. Вместо них - легкие и ажурные направляющие из труб, кото-рые можно было смонтировать на любом грузовике. Правда, более низкая, чем у пушек, кучность и невысокая даль-ность стрельбы
препятствовали принятию реактивной артиллерии на вооружение.

На первых порах у газодинамической лаборато-рии, где создавалось ракетное оружие, трудностей и неудач было больше, чем успехов. Однако энтузиасты - инже-неры Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, а затем и Г. Э. Лангеман и Б. С. Петропавловский упорно совершенствовали свое «детище», твердо веря в успех дела. Потребовались обширные теоретические разработки и бесчисленные эксперименты, которые в итоге привели к созданию в конце 1927 года 82-мм осколочного реактивного снаряда с пороховым двигателем, а вслед за ним и более мощного, калибром 132 мм. Испытательные стрельбы, проведенные под Ленинградом в марте 1928 года, обнадеживали - дальность составляла уже 5-6 км, хотя рассеивание по-прежнему было большим. Долгие годы его не удавалось значительно снизить: изначальная концепция предполагала снаряд с оперением, не выходящим за его калибр. Ведь направляющей для него служила труба - простая, легкая, удобная для монтажа.

В 1933 году инженер И. Т. Клейменов предложил делать более развитое оперение, значительно (более чем в 2 раза) превышающее по своему размаху калибр снаряда. Кучность стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полета, но пришлось конструировать новые открытые - в частности, рельсовые - направляющие для снарядов. И снова годы экспериментов, поисков...

К 1938 году основные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии были преодолены. Сотрудники московского РНИИ Ю. А. Победоносцев, Ф. Н. Пойда, Л. Э. Шварц и другие разработали 82-мм осколочные, осколочно-фугасные и термитные снаряды (PC) с твердотопливным (пороховым) двигателем, который запускался дистанционным электрозапалом.

Боевое крещение РС-82, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли летом 1939 года на реке

Халхин-Гол, показав там высокую боевую эффективность - в воздушных боях было сбито несколько японских самолетов. В то же время для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили несколько вариантов мобильных многозарядных пусковых установок залпового огня (по площадям). В их создании под руководством А. Г. Костикова принимали участие инженеры В. Н. Галковский, И. И. Гвай, А. П. Павленко, А. С. Попов.

Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов (масса каждого 42,5 кг) фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси трехтонки - распространенного тогда грузового автомобиля ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным - при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало кучность боя.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп (за 8-10 с!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.

В 1940 году после доработок первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня, получившая название М-132, успешно прошла заводские и полигонные испытания. К началу 1941 года уже изготовили их опытную партию. Она получила армейское обозначение БМ-13-16, или просто БМ-13, и было принято решение о ее промышленном производстве. Одновременно одобрили и приняли на вооружение легкую подвижную установку массированного огня БМ-82-43, на направляющих которой размещались 48 82-мм реактивных снарядов с дальностью стрельбы 5500 м. Чаще ее называли коротко - БМ-8. Такого мощного оружия тогда не имела ни одна армия мира.

История создания ЗИС-6
Не меньший интерес представляет собой история создания ЗИС-6, ставшего базой для легендарных «катюш». Проводимая в 30-е годы механизация и моторизация Красной Армии настоятельно требовала производства трехосных автомобилей повышенной проходимости для использования их в качестве транспортных машин, тягачей для артиллерии, для монтажа различных установок. В начале 30-х годов для работы в тяжелых дорожных условиях, в первую очередь для использования в армии, отечественная автомобильная промышленность начала разрабатывать трехосные автомобили с двумя задними ведущими осями (6 X 4) на основе стандартных двухосных грузовиков. Добавление еще одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало грузоподъемность машины, снижая одновременно нагрузку на колеса. Это способствовало повышению проходимости по слабым грунтам - сырой луговине, песку, пашне. А увеличенный сцепной вес позволял развить большую тягу, для чего машины снабжались дополнительной двух-, трехступенчатой коробкой передач - демультипликатором с диапазоном передаточных отношений 1,4-2,05. В феврале 1931 года было принято решение об организации в СССР массового производства трехосных автомобилей тремя автозаводами страны на основе принятых к производству базовых машин грузоподъемностью 1,5, 2,5 и 5 т.

В 1931-1932 годах в конструкторском бюро московского автозавода АМО под руководством начальника КБ Е. И. Важинского велось проектирование трехосного грузовика АМО-6 (конструкторы А. С. Айзенберг, Кьян Ке Мин, А. И. Скорджиев и другие) одновременно с другими автомобилями нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8, с широкой их унификацией. Прототипами для первых амовских трехосок послужили английские грузовики ВД («Вар Департамент»), а также отечественная разработка АМО-3-НАТИ.

Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 испытывались 25 июня - 4 июля 1938 года в пробеге Москва - Минск - Москва. Спустя год завод приступил к изготовлению опытной партии этих машин, получивших название ЗИС-6. В сентябре они участвовали в испытательном пробеге Москва - Киев - Харьков - Москва, а в декабре началось их серийное производство. Всего за 1933 год изготовили 20 «трехосок». После реконструкции завода производство ЗИС-6 возрастало (вплоть до 1939 года, когда изготовили 4460 машин), и продолжалось до 16 октября 1941 года - дня эвакуации завода. Всего за это время было выпущено 21239 ЗИС-6.

Машина была максимально унифицирована с базовой моделью трехтонного ЗИС-5 и даже имела такие же наружные габариты. На ней стоял тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л. с., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колеса, рулевое управление, кабина, оперение. Отличались рама, задние мосты, задняя подвеска, привод тормозов. За стандартной четырехступенчатой коробкой передач стоял двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей (1,53) передачами. Далее крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты с червячной передачей, изготовленные по типу фирмы «Тимкен». Ведущие червяки располагались сверху, снизу - червячные колеса, изготовленные из специальной бронзы. (Правда, еще в 1932 году были построены два грузовика ЗИС-6Р с шестеренчатыми двухступенчатыми задними мостами, обладавшими значительно лучшими характеристиками. Но в автомобилестроении в то время было увлечение червячными передачами, и это решило дело. А к шестеренчатым передачам вернулись только осенью 1940 года на экспериментальных трехосных полноприводных (6 X 6) грузовиках ЗИС-36). В трансмиссии ЗИС-6 было три карданных вала с открытыми карданными шарнирами типа «Кливленд», требовавшими регулярной смазки.

Тележка задних мостов имела балансирную рессорную подвеску типа ВД. С каждой стороны стояло по две рессоры с одним подрессорником, шарнирно связанным с рамой. Крутящие моменты от мостов передавались на раму верхними реактивными тягами и рессорами, они же передавали толкающие усилия.

Серийные ЗИС-6 имели механический привод тормозов на все колеса с вакуумными усилителями, в то время как на опытных образцах применялись тормоза с гидроприводом. Ручной тормоз - центральный, на трансмиссию, причем сначала он был ленточным, а потом заменен колодочным. По сравнению с базовым ЗИС-5 у ЗИС-6 были усилены радиатор системы охлаждения, генератор; установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (всего на 105 л горючего).

Собственный вес ЗИС-6 составлял 4230 кг. По хорошим дорогам он мог перевозить до 4 т груза, по плохим - 2,5 т. Максимальная скорость - 50-55 км/ч, средняя скорость по бездорожью 10 км/ч. Машина могла преодолевать подъем 20° и брод глубиной до 0,65 м.

В целом ЗИС-6 представлял собой достаточно надежную машину, хотя из-за малой мощности перегруженного двигателя имел плохую динамику, большой расход топлива (по шоссе 40-41 л на 100 км пути, по проселку - до 70) и неважную проходимость.

Как грузовой транспортный автомобиль в армии его практически не использовали, а применяли в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, мастерские, бензовозы, пожарные лестницы, краны. В 1935 году на шасси ЗИС-6 смонтировали тяжелый бронеавтомобиль БА-5, оказавшийся неудачным, а в конце 1939 года на укороченном шасси, с двигателем повышенной мощности более удачный БА-11. Но наибольшую известность ЗИС-6 приобрел как носитель первых реактивных установок БМ-13.

В ночь на 30 июня 1941 года на запад под командованием капитана И. А. Флерова отправилась первая экспериментальная батарея реактивных минометов, состоявшая из семи опытных установок БМ-13 (с 8 тысячами снарядов) и пристрелочной 122-мм гаубицы.

А через две недели, 14 июля 1941 года, батарея Флерова, соблюдая полную секретность - двигались в основном ночью, проселками, избегая людных магистралей, - прибыла в район реки Оршицы. Накануне немцы ударом с юга захватили город Оршу и теперь, ни на минуту не сомневаясь в успехе, переходили на восточный берег Оршицы. Но вот небо озарили яркие вспышки: со скрежетом и оглушающим шипеньем ракетные снаряды обрушились на переправу. Мгновенье спустя они рванули в гуще двигающегося потока фашистских войск. Каждый реактивный снаряд образовывал в земле восьмиметровую воронку глубиной полтора метра. Ничего подобного фашисты прежде не видели. Страх и паника охватили ряды гитлеровцев...

Ошеломляющий для противника дебют реактивного оружия побудил нашу промышленность форсировать серийный выпуск нового миномета. Однако для «катюш» поначалу не хватало самоходных шасси - носителей реактивных установок. Попытались восстановить производство ЗИС-6 на Ульяновском автозаводе, куда в октябре 1941 года эвакуировали московский ЗИС, но отсутствие специализированного оборудования для производства червячных мостов не позволило сделать это. В октябре 1941 года на вооружение был принят танк Т-60 (без башни) со смонтированной на нем установкой БМ-8-24.

Реактивными пусковыми установками оснащались также гусеничные тягачи СТЗ-5, получаемые по ленд-лизу автомобили повышенной проходимости «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси» и «Остин». Но наибольшее число «катюш» монтировалось на полноприводные трехосные автомобили фирмы «Студебеккер», в том числе с 1944 года и новые, более мощные БМ-31-12 - с 12 минами М-30 и М-31 калибра 300 мм, весом по 91,5 кг (дальность стрельбы - до 4325 м). Для повышения кучности стрельбы были созданы и освоены поворачивающиеся в полете снаряды М-13УК и М-31УК улучшенной кучности.

Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны постоянно возрастал. Если в ноябре 1941 года было сформировано 45 дивизионов «катюш», то и 1 января 1942 года их насчитывалось уже 87, в октябре 1942 года - 350, а в начале 1945-го - 519. В течение только одного 1941 года промышленность изготовила 593 установки и обеспечила их снарядами в количестве 25-26 залпов на каждую машину. Части реактивных минометов получили почетное звание гвардейских. Отдельные установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 прослужили всю войну и дошли до Берлина и Праги. Одна из них, № 3354, которой командовал гвардии сержант Машарин, сейчас находится в экспозиции Ленинградского музея артиллерии, инженерных войск и средств связи.

К сожалению, все памятники гвардейским минометам, установленные в их честь в Москве, Мценске, Орше, Рудине, базируются на имитации шасси ЗИС-6. Но в памяти ветеранов Великой Отечественной «катюша» сохранилась как угловатый, старомодный трехосный автомобиль со смонтированным на нем грозным оружием, которое сыграло огромную роль в деле разгрома фашизма.

Тактико-технические характеристики БМ-13 «Катюша»:

Год выпуска 1940 год
Масса без снарядов 7200 кг
Масса со снарядами 7880 кг
число направляющих 16
Ракетное 132-мм М-13
Максимальная дальность стрельбы 8470 м
вес снаряда 42,5 кг
калибр снаряда 132 мм
время залпа 7-10 с
угол вертикального обстрела от 7° до 45°
угол горизонтального обстрела 20°
Двигатель ЗИС
Мощность 73 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге 50 км/ч

Боевые машины реактивной артиллерии БМ-8, БМ-13 и БМ-31, более известные как «Катюши» – одна из самых удачных разработок советских инженеров в период Великой отечественной войны.
Первые реактивные снаряды в СССР разрабатывались конструкторами Владимиром Артемьевым и Николаем Тихомировым, сотрудниками лаборатории газодинамики. Работа над проектом, в котором предусматривалось использование бездымного желатинового пороха, была начата в 1921 году.
С 1929 по 1939 год проводились испытания первых опытных образцов разных калибров, пуск которых производился из однозарядных наземных и многозарядных воздушных установок. Руководили испытаниями пионеры советской ракетной техники – Б.Петропавловский, Е.Петров, Г.Лангемак, И.Клейменов.

Последние стадии проектирования и отработки снарядов проводились в Реактивном научно-исследовательском институте. Группу специалистов, в которую входили Т.Клейменов, В.Артемьев, Л.Шварц и Ю.Победоносцев, возглавлял Г.Лангемак. В 1938 году эти снаряды были поставлены на вооружение советскими ВВС.

Истребители И-15, И-153, И-16 и штурмовики Ил-2 комплектовались неуправляемыми реактивными снарядами модели РС-82 калибра 82 мм. На бомбардировщики СБ и более поздние модификации Ил-2 монтировались снаряды РС-132 калибра 132 мм. Впервые новое оружие, установленное на И-153 и И-16, было применено во время Халхин-Гольского конфликта 1939 года.

В 1938-1941 годах Реактивный научно-исследовательский институт занимался разработкой многозарядной пусковой установки на шасси грузового автомобиля. Испытания были проведены весной 1941 года. Их результаты были более чем успешные, и в июне, накануне войны, было подписано распоряжение о запуске в серию боевых машин БМ-13, оснащенных пусковыми установками под осколочно-фугасные снаряды М-13 132-мм калибра. 21 июня 1941 г. орудие официально поставили на вооружение артиллерийских войск.

Серийную сборку БМ-13 осуществлял воронежский завод имени Коминтерна. Первые две пусковые установки, смонтированные на шасси ЗИС-6, сошли с конвейера 26 июня 1941 года. Качество сборки тут же оценивалось сотрудниками Главного артиллерийского управления; получив одобрение заказчиков, машины отправились в Москву. Там были проведены полигонные испытания, после чего из двух воронежских образцов и пяти БМ-13, собранных в Реактивном научно-исследовательском институте, была создана первая батарея реактивной артиллерии, командование которой принял капитан Иван Флеров.

Боевое крещение батарея получила 14 июля на Смоленщине, целью ракетного удара был выбран оккупированный противником город Рудня. Через день, 16 июля, БМ-13 обстреливали оршанский железнодорожный узел и переправу на реке Оршице.

К 8 августа 1941 года реактивными установками было укомплектовано 8 полков, в каждом из которых насчитывалось по 36 боевых машин.

Кроме завода им. Коминтерна в Воронеже, выпуск БМ-13 был налажен на столичном предприятии «Компрессор». Реактивные снаряды производились на нескольких фабриках, но главным их производителем стал завод имени Ильича в Москве.

Первоначальная конструкция как снарядов, так и установок неоднократно изменялась и модернизировалась. Выпускался вариант БМ-13-СН, который оснащался спиральными направляющими, обеспечивающими более точную стрельбу, а также модификации БМ-31-12, БМ-8-48 и многие другие. Самой многочисленной стала модель БМ-13Н 1943 года, всего к концу Великой отечественной войны было собрано порядка 1.8 тысяч этих машин.

В 1942 году наладили производство 310 мм снарядов М-31, для пуска которых первоначально использовались наземные системы. Весной 1944 года под эти снаряды была разработана самоходка БМ-31-12, имеющая 12 направляющих.

Устанавливалась она на шасси грузовых автомобилей.

В период с июля 1941 года по декабрь 1944 общее количество выпущенных «Катюш» составило более 30 тысяч единиц, а реактивных снарядов различных калибров – около 12 миллионов. В первых образцах использовалось шасси отечественного производства, таких машин изготовили около шести сотен и все они, кроме нескольких, были уничтожены в ходе боевых действий. После заключения договора по ленд-лизу БМ-13 монтировалась на американских «Студебеккерах».


БМ-13 на американском «Студебеккере»
Реактивные установки БМ-8 и БМ-13 стояли в основном на вооружении гвардейских минометных частей, которые входили в артиллерийский резерв вооруженных сил. Поэтому за «Катюшами» закрепилось неофициально название «гвардейские минометы».

Славу легендарных машин не смогли разделить их талантливые разработчики. Борьба за лидерство в Реактивном научно-исследовательском институте спровоцировала «войну доносов», в результате которой осенью 1937 года НКВД арестовало главного инженера НИИ Г.Лангемака и директора Т.Клейменова. Через два месяца обоих приговорили к расстрелу. Реабилитированы конструкторы были только при Хрущеве. Летом 1991 года Президент Советского Союза М.Горбачев подписал указ о присвоении ряду ученых, участвовавших в разработке «Катюши», посмертных званий Героев Социалистического Труда.

Происхождение названия
Теперь уже сложно сказать наверняка, кто, когда и почему назвал реактивную установку БМ-13 «Катюшей».

Есть несколько основных версий:
Первая – это связь с одноименной песней, которая в предвоенное время была крайне популярна. Во время первого боевого применения «Катюш» в июле 1941 года стрельба производилась по немецкому гарнизону, расположенному в городе Рудня под Смоленском. Огонь велся прямой наводкой с вершины крутого холма, так что версия видится весьма убедительной – у солдат наверняка могла возникнуть ассоциация с песней, ведь там есть строка «на высокий, на берег крутой». Да и жив еще служивший связистом в 20-й армии Андрей Сапронов, который, по его словам, дал прозвище реактивному миномету. 14 июля 1941 года, аккурат после обстрела оккупированной Рудни, сержант Сапронов вместе с красноармейцем Кашириным прибыли на место дислокации батареи. Пораженный мощью БМ-13 Каширин восторженно воскликнул: «Ни чего себе песенка!», на что А.Сапронов невозмутимо ответил: «Катюша!» Потом, передавая в эфир информацию об успешном завершении операции, штабной радист назвал чудо-установку «Катюшей» – с той поры у столь грозного оружия появилось нежное девичье имя.

Другая версия рассматривает происхождения названия от аббревиатуры «КАТ» – якобы полигонщики называли систему «Костиковской автоматической термической» (А.Костиков был руководителем проекта). Однако правдоподобность подобного предположения вызывает большие сомнения, поскольку проект был засекреченным, и вряд ли полигонщики и фронтовики могли обмениваться между собой какими-либо сведениями.

Согласно другому варианту прозвище произошло от индекса «К», которым маркировались системы, собранные на заводе имени Коминтерна. У солдат был обычай давать оригинальные названия оружию. Так, гаубица М-30 ласково называлась «Матушкой», пушка МЛ-20 получила прозвище «Емелька». Кстати, БМ-13 сперва звали весьма уважительно, по имени-отчеству: «Раиса Сергеевна». РС – реактивные снаряды, использовавшиеся в установках.

По четвертой версии первыми именовать реактивные минометы «Катюшами» стали девушки, собиравшие их на заводе «Компрессор» в Москве.

Следующая версия, хоть и может показаться экзотичной, но также имеет право на существование. Снаряды устанавливались на специальных направляющих, называемых скатами. Вес снаряда составлял 42 килограмма, и для установки его на скат требовалось три человека: двое, впрягшись в лямки, затаскивали боеприпас на держатель, а третий подталкивал его сзади, контролируя точность фиксации снаряда в направляющих. Так вот, некоторые источники утверждают, что именно этого последнего бойца называли «Катюшей». Дело в том, что здесь, в отличие от бронетанковых подразделений, не было четкого разделения ролей: закатывать или держать снаряды мог любой из членов расчета.

На первоначальных этапах установки испытывались и эксплуатировались в режиме строгой секретности. Так, командир расчета при запуске снарядов не имел права отдавать общепринятые команды «огонь» и «пли», они были заменены на «играй» или «пой» (пуск производился быстрым вращением рукоятки электрической катушки). Да что и говорить, для любого фронтовика залпы «Катюш» были самой желанной песней.
Существует версия, по которой сначала «Катюшей» назывался бомбардировщик, комплектовавшийся реактивными снарядами, аналогичными ракетам БМ-13. Эти-то боеприпасы и перенесли прозвище с самолета на реактивный миномет.
Фашисты величали установки не иначе, как «Сталинский орган». Действительно, направляющие имели определенное сходство с трубами музыкального инструмента, а рев, издаваемый снарядами при пуске, чем-то напоминал грозное звучание органа.

Во время победоносного шествия нашей армии по Европе широко использовались системы, запускавшие одиночные снаряды М-30 и М-31. Немцы называли эти установки «Русскими фаустпатронами», хотя они использовались не только в качестве средства для уничтожения бронетехники. На дистанции до 200 м снаряд мог пробить стену практически любой толщины, вплоть до бункерных укреплений.




Устройство
БМ-13 отличалась сравнительной простотой. В Конструкцию установки входили рельсовые направляющие и система наведения, состоящая из артиллерийского прицела и поворотно-подъемного устройства. Дополнительная устойчивость при запуске ракет обеспечивалась двумя домкратами, располагающимися в задней части шасси.

Реактивный снаряд имел форму цилиндра, разделенного на три отделения – топливный и боевой отсеки и сопло. Количество направляющих было различным в зависимости от модификации установки – от 14 до 48. Длина снаряда РС-132, использовавшегося в БМ-13, составляла 1.8 м, диаметр – 13.2 см, вес – 42.5 кг. Внутренняя часть ракеты под оперением укреплялась твердой нитроцеллюлозой. Боеголовка весила 22 кг, из которых 4.9 кг приходилось на долю взрывчатки (для сравнения противотанковая граната имела вес около 1.5 кг).

Дальность действия ракет – 8.5 км. В БМ-31 применялись снаряды М-31 калибра 310 мм, имеющие массу около 92.4 кг, почти треть которой (29 кг) составляло взрывчатое вещество. Дальность действия – 13 км. Залп производился в считанные секунды: БМ-13 выпускала все 16 ракет менее чем за 10 секунд, то же время требовалось на запуск БМ-31-12 с 12 направляющими и БМ-8, оснащавшейся 24-48 ракетами.

Заряжение боекомплекта происходило за 5-10 минут для БМ-13 и БМ-8, БМ-31 по причине большей массы снарядов заряжалась несколько дольше – 10-15 минут. Для пуска необходимо было вращать ручку электрокатушки, которая соединялась с аккумуляторами и контактами на скатах – поворачивая ручку, оператор, замыкал контакты и по очереди активировал пусковые системы ракет.

Тактика применения «Катюш» коренным образом отличала их от реактивных систем Nebelwerfer, стоявших на вооружении противника. Если немецкая разработка использовалась для нанесения высокоточных ударов, то советские машины обладали низкой точностью, но покрывали большую площадь. Масса взрывчатого вещества ракет «Катюши» была в два раза меньше, чем у снарядов Nebelwerfer, тем не менее, урон, наносимый живой силе и слабобронированной технике, значительно превосходил немецкий аналог. Взрывчатка детонировала путем срабатывания запалов на противоположных сторонах отсека, после встречи двух детонационных волн давление газа в точке их соприкосновения резко увеличивалось, что придавало осколкам дополнительное ускорения и повышало их температуру до 800 градусов.

Мощность взрыва возрастала и благодаря разрыву топливного отделения, которое раскалялось под действием сгорания пороха – в результате эффективность осколочного поражения вдвое превосходила артиллерийские снаряды того же калибра. Одно время даже ходили слухи, что в ракетах реактивных минометов используется «термитный заряд», испытания которого проходили в 1942 году в Ленинграде. Однако его применение оказалось нецелесообразным, поскольку зажигающее действие и так было достаточным.

Одновременный разрыв нескольких снарядов создавал интерференционный эффект взрывных волн, что также способствовало усилению поражающего воздействия.
Экипаж «Катюши» насчитывал от 5 до 7 человек и состоял из командира расчета, водителя, наводчика и нескольких заряжающих.

Применение
Реактивная артиллерия с самого начала своего существования подчинялась Верховному Главнокомандованию.

Подразделениями РА комплектовались стрелковые дивизии, находящиеся на передовой. «Катюши» обладали исключительной огневой мощью, поэтому их поддержку как в наступательных, так и оборонительных операциях сложно переоценить. Была издана специальная директива, излагающая требования к использованию машины. В ней в частности указывалось, что удары «Катюш» должны быть внезапными и массированными.

За годы войны «Катюши» не раз оказывались в руках противника. Так, на основе трофейной БМ-8-24, захваченной под Ленинградом, была разработана немецкая реактивная система Raketen-Vielfachwerfer.


Во время обороны Москвы на фронте сложилась весьма непростая обстановка, и использование ракетных установок осуществлялось подивизионно. Однако в декабре 1941 года по причине значительного увеличения числа «Катюш» (в каждой из армий, сдерживавших основной удар врага, насчитывалось до 10 дивизионов реактивных минометов, что затрудняло их снабжение и эффективность маневрирования и нанесения ударов) было решено создать двадцать гвардейских минометных полков.

В составе гвардейского минометного полка артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования находилось три дивизиона по три батареи в каждом. Батарея в свою очередь состояла из четырех машин. Огневая эффективность подобных подразделений была огромна – один дивизион, состоящий из 12 БМ-13-16, мог нанести удар, по мощности сравнимый с залпом 12 артиллерийских полков, укомплектованных 48 152 мм гаубицами или 18 артиллерийских бригад, укомплектованных 32 гаубицами того же калибра.

Стоит также брать во внимание эмоциональное воздействие: благодаря практически одновременному пуску снарядов в считанные секунды земля в районе цели в буквальном смысле вставала на дыбы. Ответного удара подразделения реактивной артиллерии с легкостью избегали, так как мобильные «Катюши» быстро меняли место дислокации.

В июле 1942 года неподалеку от села Налючи в боевых условиях был впервые опробован брат «Катюши» – реактивная установка «Андрюша» калибра 300 мм, оснащенная 144 направляющими.

Летом 1942 года Подвижная Механизированная группа Южного фронта в течение нескольких дней сдерживала натиск первой бронетанковой армии противника южнее Ростова. Основу этого подразделения составляли отдельный дивизион и 3 полка реактивной артиллерии.

В августе того же года военный инженер А.Алферов разработал переносную модель системы под снаряды М-8. Фронтовики стали называть новинку «Горной катюшей». Первой использовать это оружие стала 20-я Горнострелковая дивизия, установка прекрасно зарекомендовала себя в боях за Гойтский перевал. В конце зимы 1943 года подразделение «горных катюш», состоящее из двух дивизионов, участвовало в обороне знаменитого плацдарма на Малой земле неподалеку от Новороссийска. В железнодорожном депо Сочи реактивные системы монтировали на дрезины – эти установки применялись для обороны береговой линии города. 8 реактивных минометов было установлено на тральщике «Скумбрия», прикрывавшем десантную операцию на Малой Земле.

Осенью 1943 года во время боев под Брянском благодаря быстрой переброске боевых машин с одного фланга фронта на другой был осуществлен внезапный удар, сломивший оборону противника на участке длиной 250 км. В тот день вражеские укрепления поразили более 6 тысяч советских ракет, выпущенных легендарными «Катюшами».

——
ru.wikipedia.org/wiki/Катюша_(оружие)
ww2total.com/WW2/Weapons/Artillery/Gun-Motor-Carriages/Russian/Katyusha/
4.bp.blogspot.com/_MXu96taKq-Y/S1cyFgKUuXI/AAAAAAAAFoM/JCdyYOyD6ME/s400/1.jpg

21 июня 1941 года на вооружение РККА принята реактивная артиллерия - пусковые установки БМ-13 «Катюша».

Среди легендарного оружия, ставшего символами победы нашей страны в Великой Отечественной войне, особое место занимают гвардейские реактивные минометы, прозванные в народе «Катюша». Характерный силуэт грузовика 40-х годов с наклонной конструкцией вместо кузова - такой же символ стойкости, героизма и отваги советских воинов, как, скажем, танк Т-34, штурмовик Ил-2 или пушка ЗиС-3.
И вот что особенно примечательно: все эти легендарные, овеянные славой образцы вооружения были сконструированы совсем незадолго или буквально накануне войны! Т-34 был принят на вооружение в конце декабря 1939 года, первые серийные Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941 года, а пушка ЗиС-3 впервые была представлена руководству СССР и армии через месяц после начала боевых действий, 22 июля 1941 года. Но самое удивительное совпадение случилось в судьбе «Катюши». Ее демонстрация партийному и военному начальству состоялась за полдня до нападения Германии - 21 июня 1941 года…

С небес - на землю

По сути, работы над созданием первой в мире реактивной системы залпового огня на самоходном шасси начались в СССР в середине 1930-х годов. Сотруднику выпускающего современные российские РСЗО тульского НПО «Сплав» Сергею Гурову удалось обнаружить в архивах договор № 251618с от 26 января 1935 года между ленинградским Реактивным научно-исследовательским институтом и Автобронетанковым управлением РККА, в котором фигурирует опытный образец ракетной установки на танке БТ-5 с десятью ракетами.
Удивляться тут нечему, ведь советские ракетостроители создали первые боевые реактивные снаряды еще раньше: официальные испытания прошли в конце 20-х - начале 30-х годов. В 1937 году на вооружение был принят реактивный снаряд РС-82 калибра 82 мм, а год спустя - РС-132 калибром 132 мм, причем и тот и другой - в варианте для подкрыльевой установки на самолетах. Еще год спустя, в конце лета 1939-го, РС-82 были впервые применены в боевой обстановке. В ходе боев на Халхин-Голе пять И-16 использовали свои «эрэсы» в бою с японскими истребителями, немало удивив противника новым оружием. А чуть позже, уже во время советско-финской войны, по наземным позициям финнов наносили удары шесть двухмоторных бомбардировщиков СБ, вооруженных уже РС-132.

Естественно, что впечатляющие - а они действительно были впечатляющими, хотя и в немалой степени за счет неожиданности применения новой системы вооружения, а не ее сверхвысокой эффективности, - результаты использования «эрэсов» в авиации заставили советское партийное и военное руководство торопить оборонщиков с созданием наземного варианта. Собственно, у будущей «Катюши» были все шансы успеть на Зимнюю войну: основные проектные работы и испытания провели еще в 1938–1939 годах, но результаты военных не удовлетворили - им требовалось более надежное, подвижное и простое в обращении оружие.
В общих чертах то, что спустя полтора года войдет в солдатский фольклор по обе стороны фронта как «Катюша», было готово к началу 1940 года. Во всяком случае, авторское свидетельство № 3338 на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов» было выдано 19 февраля 1940 года, а в числе авторов значились сотрудники РНИИ (с 1938 года носившего «номерное» название НИИ-3) Андрей Костиков, Иван Гвай и Василий Аборенков.

Эта установка уже серьезно отличалась от первых образцов, вышедших на полигонные испытания в конце 1938 года. Пусковая установка для реактивных снарядов располагалась по продольной оси автомобиля, имела 16 направляющих, на каждую из которых устанавливались по два снаряда. Да и сами снаряды для этой машины были другими: авиационные РС-132 превратились в более длинные и мощные наземные М-13.
Собственно, в таком виде боевая машина с реактивными снарядами и вышла на смотр новых образцов вооружения Красной армии, который проходил 15–17 июня 1941 года на полигоне в подмосковном Софрино. Реактивную артиллерию оставили «на закуску»: две боевые машины демонстрировали стрельбу в последний день, 17 июня, с применением осколочно-фугасных реактивных снарядов. За стрельбами наблюдали нарком обороны маршал Семен Тимошенко, начальник Генштаба генерал армии Георгий Жуков, начальник Главного артиллерийского управления маршал Григорий Кулик и его заместитель генерал Николай Воронов, а также нарком вооружений Дмитрий Устинов, нарком боеприпасов Петр Горемыкин и множество других военных. Можно только догадываться, какие эмоции обуревали их, когда они смотрели на стену огня и фонтаны земли, поднимавшиеся на мишенном поле. Но понятно, что демонстрация произвела сильнейшее впечатление. Через четыре дня, 21 июня 1941 года, всего за несколько часов до начала войны, были подписаны документы о принятии на вооружение и срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 - «боевая машина - 13» (по индексу реактивного снаряда), хотя иногда в документах они фигурировали и с индексом М-13. Этот день и нужно считать днем рождения «Катюши», которая, получается, родилась всего на полсуток раньше начала прославившей ее Великой Отечественной войны.

Первый удар

Производство нового оружия разворачивалось сразу на двух предприятиях: воронежском заводе имени Коминтерна и московском заводе «Компрессор», а основным предприятием по выпуску снарядов М-13 стал столичный завод имени Владимира Ильича. Первое боеготовое подразделение - особая батарея реактивного действия под командованием капитана Ивана Флерова - отправилось на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года.
Но вот что примечательно. Первые документы о формировании дивизионов и батарей, вооруженных реактивными минометами, появились еще до знаменитых стрельб под Москвой! Например, директива Генштаба о формировании пяти дивизионов, вооруженных новой техникой, вышла за неделю до начала войны - 15 июня 1941 года. Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы: в действительности формирование первых частей полевой реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года. Именно с этого момента, как определяла директива командующего Московского военного округа, и отводилось трое суток на формирование первой особой батареи под командованием капитана Флерова.

По предварительному штатному расписанию, которое было определено еще до софринских стрельб, батарея реактивной артиллерии должна была иметь девять реактивных установок. Но заводы-изготовители не справлялись с планом, и Флеров не успел получить две из девяти машин - он отправился на фронт в ночь на 2 июля с батареей из семи реактивных минометов. Но не стоит думать, что в сторону фронта отправились просто семь ЗИС-6 с направляющими для запуска М-13. По списку - утвержденного штатного расписания для особой, то есть по сути экспериментальной батареи не было и быть не могло - в батарее числились 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых и 7 специальных машин, 7 БМ-13 (они почему-то фигурировали в графе «Пушки 210 мм») и одна 152-мм гаубица, выполнявшая роль пристрелочного орудия.
Именно в таком составе флеровская батарея и вошла в историю как первая в Великой Отечественной войне и первая в мире боевая часть реактивной артиллерии, участвовавшая в боевых действиях. Свой первый бой, ставший потом легендарным, Флеров и его артиллеристы дали 14 июля 1941 года. В 15:15, как следует из архивных документов, семь БМ-13 из состава батареи открыли огонь по железнодорожной станции Орша: необходимо было уничтожить скопившиеся там эшелоны с советской военной техникой и боеприпасами, которые не успели добраться до фронта и застряли, попав в руки противника. Кроме того, в Орше скапливалось и подкрепление для наступающих частей вермахта, так что возникала чрезвычайно привлекательная для командования возможность одним ударом решить сразу несколько стратегических задач.

Так и получилось. По личному приказу заместителя начальника артиллерии Западного фронта генерала Георгия Кариофилли батарея нанесла первый удар. Всего за несколько секунд по цели был выпущен полный боекомплект батареи - 112 реактивных снарядов, каждый из которых нес боевой заряд весом почти 5 кг - и на станции начался ад. Вторым ударом батарея Флерова уничтожила понтонную переправу гитлеровцев через реку Оршица - с тем же успехом.
Через несколько дней на фронт прибыли еще две батареи - лейтенанта Александра Куна и лейтенанта Николая Денисенко. Обе батареи нанесли первые свои удары по врагу в последних числах июля тяжелого 1941 года. А с начала августа в Красной армии началось формирование уже не отдельных батарей, а целых полков реактивной артиллерии.

Гвардия первых месяцев войны

Первый документ о формировании такого полка был издан 4 августа: постановление Госкомитета СССР по обороне предписывало сформировать один гвардейский минометный полк, вооруженный установками М-13. Этому полку было присвоено имя наркома общего машиностроения Петра Паршина - человека, который, собственно, и обратился в ГКО с идеей формирования такого полка. И с самого начала предложил дать ему звание гвардейского - за полтора месяца до того, как в Красной армии появились первые гвардейские стрелковые части, а потом и все остальные.
Четыре дня спустя, 8 августа, было утверждено штатное расписание гвардейского полка реактивных установок: каждый полк состоял из трех или четырех дивизионов, а каждый дивизион - из трех батарей по четыре боевые машины. Той же директивой предусматривалось формирование первых восьми полков реактивной артиллерии. Девятым стал полк имени наркома Паршина. Примечательно, что уже 26 ноября наркомат общего машиностроения был переименован в наркомат минометного вооружения: единственный в СССР, занимавшийся одним-единственным видом оружия (просуществовал до 17 февраля 1946 года)! Это ли не свидетельство того, какое огромное значение руководство страны придавало реактивным минометам?
Другим свидетельством этого особого отношения стало постановление Госкомитета по обороне, вышедшее месяц спустя - 8 сентября 1941 года. Этот документ фактически превращал реактивную минометную артиллерию в особый, привилегированный вид вооруженных сил. Гвардейские минометные части выводились из состава Главного артиллерийского управления РККА и превращались в гвардейские минометные части и соединения со своим собственным командованием. Оно подчинялось непосредственно Ставке Верховного главнокомандования, а в его состав входили штаб, управление вооружений минометных частей М-8 и М-13 и оперативные группы на основных направлениях.
Первым командующим гвардейскими минометными частями и соединениями стал военинженер 1-го ранга Василий Аборенков - человек, чье имя фигурировало в авторском свидетельстве на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов». Именно Аборенков на посту сначала начальника отдела, а потом заместителя начальника Главного артиллерийского управления сделал все, чтобы Красная армия получила новое, невиданное оружие.
После этого процесс формирования новых артиллерийских подразделений пошел полным ходом. Основной тактической единицей стал полк гвардейских минометных частей. Он состоял из трех дивизионов реактивных установок М-8 или М-13, зенитного дивизиона, а также подразделений обслуживания. Всего в полку числились 1414 человек, 36 боевых машин БМ-13 или БМ-8, а из прочего вооружения - 12 зенитных пушек калибра 37 мм, 9 зенитных пулеметов ДШК и 18 ручных пулеметов, не считая ручного стрелкового оружия личного состава. Залп одного полка реактивных установок М-13 состоял из 576 реактивных снарядов - по 16 «эрэсов» в залпе каждой машины, а полка реактивных установок М-8 - из 1296 реактивных снарядов, так как одна машина выпускала сразу 36 снарядов.

«Катюши», «Андрюши» и другие члены реактивной семьи

К концу Великой Отечественной войны гвардейские минометные части и соединения Красной армии стали грозной ударной силой, оказавшей существенное влияние на ход боевых действий. В общей сложности к маю 1945 года советская реактивная артиллерия насчитывала 40 отдельных дивизионов, 115 полков, 40 отдельных бригад и 7 дивизий - всего 519 дивизионов.
На вооружении этих подразделений стояли боевые машины трех видов. Прежде всего это были, конечно, сами «Катюши» - боевые машины БМ-13 со 132-миллиметровыми реактивными снарядами. Именно они стали самыми массовыми в советской реактивной артиллерии времен Великой Отечественной войны: с июля 1941 года по декабрь 1944-го выпустили 6844 такие машины. Пока в СССР не стали поступать ленд-лизовские грузовики «Студебеккер», пусковые установки монтировали на шасси ЗИС-6, а потом основными носителями стали американские трехосные тяжеловозы. Кроме того, существовали модификации пусковых установок для размещения М-13 на других поступавших по ленд-лизу грузовиках.
Гораздо больше модификаций было у 82-миллиметровой «Катюши» БМ-8. Во-первых, только эти установки благодаря их небольшим габаритам и весу удавалось монтировать на шасси легких танков Т-40 и Т-60. Такие самоходные реактивные артиллерийские установки получили название БМ-8-24. Во-вторых, такого же калибра установки монтировались на железнодорожных платформах, бронекатерах и торпедных катерах и даже на дрезинах. А на Кавказском фронте их переделали под стрельбу с земли, без самоходного шасси, которому было бы не развернуться в горах. Но основной модификацией стала пусковая установка для реактивных снарядов М-8 на автомобильном шасси: до конца 1944 года их было выпущено 2086 штук. В основном это были БМ-8-48, запущенные в производство в 1942 году: эти машины имели 24 балки, на которые устанавливались 48 реактивных снарядов М-8, выпускались они на шасси грузовика «Форм Мармон-Херрингтон». А пока не появилось иностранное шасси, на базе грузовика ГАЗ-ААА выпускались установки БМ-8-36.

Последней и самой мощной модификацией «Катюши» стали гвардейские минометы БМ-31-12. Их история началась в 1942 году, когда удалось сконструировать новый реактивный снаряд М-30, представлявший собой уже привычный М-13 с новой боевой частью калибра 300 мм. Поскольку менять реактивную часть снаряда не стали, получился своего рода «головастик» - его сходство с мальчишкой, видимо, и послужило основой для прозвища «Андрюша». Первоначально снаряды нового типа запускались исключительно из наземного положения, прямо с рамообразного станка, на котором в деревянных упаковках стояли снаряды. Год спустя, в 1943-м, на смену М-30 пришел реактивный снаряд М-31 с более тяжелой боевой частью. Именно под этот новый боеприпас к апрелю 1944 года и была сконструирована пусковая установка БМ-31-12 на шасси трехосного «Студебеккера».
По подразделениям гвардейских минометных частей и соединений эти боевые машины распределялись так. Из 40 отдельных дивизионов реактивной артиллерии 38 были вооружены установками БМ-13, и только два - БМ-8. Такое же соотношение было и в 115 полках гвардейских минометов: 96 из них имели на вооружении «Катюши» в варианте БМ-13, а остальные 19 - 82-миллиметровые БМ-8. Гвардейские минометные бригады вообще не имели на вооружении реактивных минометов калибра меньше, чем 310 мм. 27 бригад были вооружены рамными пусковыми установками М-30, а потом М-31, а 13 - самоходными М-31-12 на автомобильном шасси.


Известная фраза: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая камнями и палками» принадлежит Альберту Эйнштейну. Пожалуй, всем понятно, что имел ввиду великий ученый.

Процесс развития и совершенствования вооружений, идущий нога в ногу с достижениями науки и техники, ведет, в конечном счете, к массовому уничтожению людей. Каким может быть итог афористично объяснил отец «теории относительности». О чем тут можно спорить…?

Но вот парадокс. Понимая, что любое оружие предназначено для уничтожения человека (глупость про летальное и не летальное повторять не стоит) люди с уважением сохраняют память об отдельных его видах.

«Оружие победы»: танк Т-34 или реактивная установка «Катюша».

Кто не слышал о трехлинейке Мосина или знаменитом пулемете Максим. Разве не заслуженно носят звание «Оружие победы» танк Т-34 или реактивная установка «Катюша». Все так. И пока «голуби мира» уступают «ястребам», оружие будут производить.

Как создавалось оружие Победы

Реактивные снаряды, принцип действия которых основан на пороховых ракетах, пытались использовать во многих армиях е ще в XIX веке. Более того, к концу позапрошлого столетия от них, как от неэффективных, даже отказались. Обосновывалось это следующим:

  • существовала опасность поражения своего личного состава при несанкционированном взрыве таких снарядов;
  • большое рассеивание и недостаточная точность стрельбы;
  • небольшая дальность полета, практически не отличающаяся от этого показателя у ствольной артиллерии.

Причиной недостатков было использование некачественного ракетного топлива. Черный (дымный пороха) не подходил, а другого и не было. И почти на полвека о ракетах забыли. Но как выяснилось, не навсегда.

В Советском Союзе к работам по созданию новых снарядов приступили в начале 20-х годов. Возглавили этот процесс инженеры Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев.

к концу года после многочисленных испытаний для авиации были созданы 82-х и 132-х миллиметровые снаряды системы воздух-земля

Результаты испытаний они показали неплохие. Дальность полета составила 5 и 6 км соответственно. Но большое рассеивание сводило эффект выстрела на нет.

Как и в других сферах жизни страны, многие инженеры и конструкторы — авторы новых видов вооружения, испытали на себе «прелести» репрессий. Тем не менее в 1937-38 гг. были разработаны и приняты на вооружение для бомбардировочной авиации реактивные снаряды РС-82 и РС-132

Одновременно велась работа по созданию аналогичных боеприпасов, но для артиллерии. Наиболее удачным вариантом оказался модифицированный РС-132, который стал называться М-13.

После проведенных 21 июня 1945 г. очередных испытаний, новый снаряд М-13 отправили в серийное производство. Соответственно начали производить и пусковые установки БМ-13 — оружие победы «Катюша».


Военная машина Катюша БМ-13 с пусковой установкой

Первым укомплектованным новыми системами подразделением, прибывшим на фронт, стала батарея, в составе 7 пусковых установок на базе грузовиков ЗиС-6. Командовал подразделением капитан Флеров.

Первый залп Катюша произвела 16 июля 1941 г. по железнодорожному узлу станции Орша, где находилось большое количеству вражеских войск. Эффект оказался впечатляющим. Взрывы и пламя уничтожили все. После нанесения первого сокрушительного удара Катюша стала главным оружием ВОВ.

Успешные результаты применения реактивных минометов (вслед за подразделением капитана Флёрова, были сформированы еще 7 батарей) способствовали наращиванию темпов производства нового вооружения.

Уже к осени 1941 г. оборонная промышленность смогла поставить на фронт около 600 БМ-13, что позволило сформировать 45 дивизионов. В составе каждого три батареи по четыре пусковые установки. Эти подразделения укомплектовывались боевой техникой и личным составом в первую очередь и на 100%.

Позднее началось реорганизация реактивной артиллерии, объединившая отдельные дивизионы в полки. Полки были четырех дивизионного состава (кроме трёх реактивных был один зенитный дивизион). На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток (37 мм калибра).

На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток.

В штатном расписании каждого полка было 1414 человек личного состава. Сформированным полкам сразу же присваивали звания гвардейских и их официально называли полками гвардейских минометов.

В ходе войны для создателей реактивной артиллерии, несмотря на достигнутые результаты, неизменными сохранялись боевые задачи: добиться увеличение дальности стрельбы, усилить мощность боевой части ракеты, повысить точность и кучность ведения огня.

Для их решения одновременно велись работы и по усовершенствованию ракетного заряда, и по увеличению боевых возможностей ракетного снаряда в целом. Наряду со снарядами, принятыми на вооружение еще до войны, был разработан и начал серийно выпускаться вариант М-31.


БМ-13 на Студебекере

Характеристики реактивных снарядов

Параметры M-13 М-8 M-31
Масса корпуса ракетного двигателя, кг 14 4,1 29
Внутренний диаметр корпуса, мм 123,5 73 128
Толщина стенки корпуса, мм 4 3,5 5
Диаметр критического сечения сопла α кр, мм 37,5 19 45
Диаметр соплового раструба α а, мм 75 43 76,5
Отношение α а /α кр 2 2,26 1,7
Критерий Победоносцева 170 100 160
Плотность заряжения, г/см 3 1,15 1,0 1,0
Коэффициент массового совершенства двигателя α 1,95 3,5 2,6
Показатель интенсивности двигателя β, кгс.с/кг 95 55 70

Немцы ужасно боялись этого нашего смертоносного оружия, называя его «сталинскими органами». Реактивные снаряды чаще всего применяли для подавления наступающего противника. Обычно после нанесения ракетного удара пехота и танки прекращали движение вперед и долго не проявляли активности на данном участке фронта.

Поэтому и не нуждается в объяснении стремительное развитие реактивной артиллерии в ходе войны.

пусковых установок и 12 млн. ракетных снарядов выпустила оборонная промышленность страны в период с 1941-1945 год

Основная масса установок базировалась сначала на автомобилях ЗиС-6, а после поставок по «ленд-лизу» на американских машинах «Студебекерах». Использовались и другие транспортные средства: мотоциклы, аэросани, бронекатера, железнодорожные платформы и даже отдельные виды танков. Но БМ-13, «Катюша» была самой эффективной установкой.

Секрет названия реактивной установки БМ-13 — «Катюша»

Практика присвоения официальных и неофициальных имен отдельным видам вооружения известна давно. Существует она во многих странах мира.

В Красной Армии некоторые модели танков носили имена государственных деятелей (КВ – Климент Ворошилов, ИС – Иосиф Сталин), самолеты именовались по фамилиям их создателей (Ла –Лавочкин, Пе- Петляков).

А вот к заводским аббревиатурам артиллерийских систем, с учетом их особенностей, имена собственные добавляла солдатская выдумка (Например, гаубицу М-30 величали «Матушкой»).

Существует несколько версий о том, почему артиллерийская установка «Катюша» получила именно такое название:

  1. Имя ракетной установки связывают с популярной песней М. Исаковского и М. Блантера «Катюшей». Первый залп реактивной батареи производился с возвышенности. Вот и возникла ассоциация со строчкой из песни…
  2. На корпусе миномета красовалась буква «К», обозначавшая завод им. Коминтерна. Не исключено, что первая буква имени и стала причиной присвоения его ракетной установке.
  3. Существует еще версия. В боях на Халхин-Голе бомбардировочная авиация использовала снаряды М-132, сухопутным аналогом которого стал боеприпас для «Катюши» М-13. А эти самолеты иногда называли «Катюшами».

В любом случае, самым массовым, известным и заслужившим звания «оружие Победы», реактивным минометом (а во время войны он был не единственным) стала «Катюша».

Модификации военной техники Катюша

Еще в годы войны, немецкие специалисты пытались получить описание, характеристики, схемы, технические тонкости, связанные с грозным советским оружием. Одному из эпизодов войны, связанному с повышенной секретностью, окружавшей БМ-13 был посвящен художественный фильм «Отряд особого назначения».

Как уже отмечалось во время войны было создано несколько модификаций реактивных минометов. Среди них стоит выделить:

К особенности этой установки относится наличие спиралевидных направляющих. Такое новшество способствовала повышению точности выстрела.


Военная техника Катюша БМ-13-СН (фото)

БМ-8-48

Здесь происходила проверка взаимосвязи количества и качества. Применялся менее мощный, снаряд М-8 и одновременно увеличивалось количество направляющих до 48.


По цифрам видно, что для данной установки применяли более мощный 310мм боеприпас М-31.


Но, судя по всему, разработчики новых вариантов, пытаясь усовершенствовать БМ-13, приходили к банальному выводу, лучшее враг хорошего. Характеристики, представленные в таблице подчеркивают главное достоинство гвардейского миномета — его простоту.

Тактико-технические характеристики БМ-13

Характеристика пусковой установки БМ-13

Характеристика реактивного снаряда М-13

Шасси ЗиС-6 Калибр (мм) 132
Количество направляющих 16 Размах лопастей стабилизатора (мм) 300
Длина направляющих 5 Длина (мм) 1465
Угол вертикальной наводки (град) +4/+ 45 Вес (кг)
Угол горизонтальной наводки (град) -10/+10 снаряженного боеприпаса 42,36
Длина в походном положении (м) 6,7 снаряженной головной части 21,3
Ширина (м) 2,3 разрывного заряда 4,9
Высота в походном положении (м) 2,8 снаряженного реактивного двигателя 20,8
Вес без снарядов (кг) 7200 Скорость снаряда (м/сек)
Мощность двигателя (л.с.) 73 при сходе с направляющей 70
Скорость (км/час) 50 максимальная 355
Экипаж (чел.) 7 Длина активного участка траектории (м) 1125
Переход из походного полож. в боевое (мин) 2-3 Максимальная дальность стрельбы (м) 8470
Время заряжания установки (мин) 5-10
Время полного залпа — 7-10 минут

Преимущества и недостатки

Несложное устройство Катюши и ее пусковой установки — главный козырь в оценке батарей БМ-13. Артиллерийская часть состоит из восьми пятиметровых двутавровых направляющих, рамы, поворотного механизма и пускового электрооборудования.

В ходе технических доработок на установке появились подъемный механизм и прицельное устройство.

В составе экипажа было 5-7 человек.

Реактивный снаряд Катюши состоял из двух частей: боевой, схожей с осколочно-фугасным артвыстрелом и реактивного порохового снаряда.

Боеприпас был также достаточно простым и недорогим. Словом, наряду с эффективностью боевого применения, простота и дешевизна системы смело могут быть отнесены к преимуществам «Катюши».

Объективности ради надо указать и на недостатки БМ-13:

  • низкая точность и рассеивание снарядов при осуществлении залпа. С появлением спиралевидных направляющих эта проблема была частично решена. Между прочим, и у современных РСЗО эти недостатки в какой-то мере сохраняются;
  • малая, по сравнению со ствольной артиллерией, дальность боевого применения;
  • сильная задымленность, появляющаяся во время стрельбы, демаскировала боевую позицию подразделения;
  • осколочно-фугасный эффект реактивного снаряда не представлял особой опасности для находящихся в долговременных укрытиях или в бронетехнике;
  • тактика действий дивизионов БМ-13 предусматривала их быстрое перемещение с одной на другую огневые позиции. Повышенный центр тяжести автомобилей, нередко приводил к их перевертыванию на марше.

Послевоенная история системы залпового огня

После победы, история создания Катюши продолжилась. Работы по совершенствованию установки залпового огня не прекратились. Продолжались они и в мирное время. Основной моделью стала реактивная система БМ-13-СН, совершенствование и испытание которой с разной степенью успеха продолжались несколько лет.

Интересно, что реактивная система залпового огня «Катюша» в почти неизменном виде (менялось только шасси) оставалась востребованной вплоть до 1991 года. СССР продавал РСЗО практически всем социалистическим и некоторым развивающимся странам. А Иран, Китай, Чехословакия и Северная Корея производили их.

Если абстрагироваться от сложных технических новшеств, то все послевоенные РСЗО, известные под названиями: БМ-24, БМ-21 «Град», 220 мм «Ураган», «Смерчь», без сомнения могут считать своей «проматерью» знаменитую во всем мире «Катюшу».