Игры на внимание для детей. Игры для развития внимания детей. Развивающие игры для детей

Ольга Антошенкова
Игры на развитие внимания

«В магазине зеркал»

Цель : развитие наблюдательности , внимания , памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Один ученик будет вне класса. Учителя или ученики скрывают некоторые общие предметы, часто используемые в классе. Этот предмет должен быть помещен туда, где он обычно не остается. Например, положите резину на раковину, стакан воды на полку с книгами и т.д. затем позвоните ученику, который был вне класса. Никто не говорит ему, что найти. Тем не менее, студент может помочь ему найти предмет, нажав на него сильнее, когда он становится ближе и слабее, когда он или она остается в стороне от предмета. Они могут также сказать слова теплые или холодные.

Мы можем спокойно расслабиться в тихой музыке. Ученики пересекают класс и смотрят друг на друга. Их задача - выяснить ответ на вопрос, который учитель ввел в начале своей деятельности. Это могут быть, например, следующие вопросы. У кого больше всего украшений?

Инструкция : «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

У кого больше кнопок? Через некоторое время учитель останавливает музыку, ученики сидят в кругу и отвечают на вопрос. У одного ученика есть задача выбрать некоторые характерные признаки другого ученика, которые должны угадать другие ученики. Например, он выбирает ученика, у которого есть кольцо на руке. Разумеется, одновременно можно комбинировать два знака. Например, светлые волосы и наручные часы.

Некоторые другие слова или фразы также могут быть скрыты. Поиск таких слов - это удовольствие, внимание и концентрация, и мозг немного занят. Каждая группа записывает вербальные обложки на бумаге. Затем бумаги меняются между ними и пытаются найти скрытые слова, которые группа подготовила для них. Например, это может быть следующее.

игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала» , которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре) .

История как напоминание

Ученики будут помнить понятия, значимые и связанные в контексте, как только отдельные термины, не связанные ни с чем неизвестными. Поэтому, если между некоторыми выражениями нет связи, нам нужно подумать. Мы можем сделать это, поставив концепции, которые ученики узнают в историю. Мы сохраним первоначальный порядок терминов. Например, ученик должен помнить места проведения первых трех современных Олимпийских игр: Афины - Париж - Санкт-Петербург. Например, мы можем вспомнить историю следующим образом: Афина отправилась в Париж, чтобы встретиться со св.

«Смотри на руки»

Цель : .

Необходимый материал : грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы» .

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром» .

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят , какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Такие истории могут быть изобретены студентами в группах. Как правило, он работает в школах, требуя хорошего сидения на стуле. Однако движение полезно для обучения. Например, когда ученики изучают лексику с иностранного языка, хорошо не только читать их, но и говорить и писать вслух, но при обучении также обогащает какое-то движение. Например, привязка на английском языке к окну также может сопровождаться перемещением в окно. Если движение не может быть выполнено, например, автомобильным соединением, мы призываем учеников сделать ход хотя бы пантомиметически.

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук : руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т. д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

«Слушай команду»

Цель : развитие произвольного внимания .

Именно в группах ученики могут так же учиться. Студенты также могут включить понятия, которые будут изучены в воображаемую историю фильма. Повторяя, есть отдельные сцены из фильма, которые проецируются перед их внутренним видением. Например, чтобы вспомнить сцены современного пентатона - верховая езда, рукопашный бой, стрельба, плавание и бег, они могут представить следующие западные сцены в своем воображаемом фильме.

Ковбой убегает за свою лошадь, опираясь на лошадь, чтобы спасти свою жизнь. Проезжайте через реку к другому берегу, где это безопасно. Ученики помнят лучшую информацию, когда мы готовим для них как можно больше каналов. Хорошо, когда они видят, они слышат, они могут что-то прикоснуться, и они это чувствуют, они позволяли чему-то на уме расплавиться на языке, и они его представляют. Хорошо думать о том, что они учатся, пытаясь понять и отпустить его. Этот метод полезен для запоминания стихов. Будете ли вы играть, например, в лесу?

Необходимый материал : магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Скажите ученикам представить себе мерцание деревьев в их фантазии. Пусть он уйдет на некоторое время с классом. Они могут представить, как паломник идет рядом с ними. Вы положили свою шляпу? Ученики также могут пантомически убирать шляпы. В группе они могут подготовить пантомиму для всего стихотворения.

Вспоминание сложных или абстрактных слов и понятий лучше работает, когда их ученики интерпретируют свои идеи в образах. Помогите им создать идею, как гребаное варенье. С открытой стороны он больше. Большее число расположено на открытой челюсти, а меньшее - на кончике. Движение открытия рта также может быть обозначено руками.

Инструкция : «Мы поиграем в игру «Слушай команду» . Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня . В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки» , и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны

Как вы помните имена и фамилии?

У некоторых людей есть большая проблема с запоминанием имен и фамилий. Самое лучшее, что нужно помнить, - это реальный интерес к человеку. Но мы также можем помочь вам добавить к вашим именам или фамилиям различные ассоциации памяти и изображения. Для таких фамилий, как Крайчир или Рак, это не проблема.

Мы можем представить г-на Шлемаха, когда он идет по саду замка. Такие семейные устройства могут быть созданы учениками в группе. Однако имейте в виду, что они должны быть осторожны, думая, а не оскорблять кого-либо и стараться быть оригинальными в частности. Любой, у кого есть плохие воспоминания, может попробовать следующее устройство. Каждое число из 1-9 присваивает символ.

Примечание. Примеры команд : присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны ; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т. д.

«Найди два одинаковых предмета»

Цель : развитие мышления , объема внимания , восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Студенты в группе могут изобретать свои собственные символы. Когда ученики пишут газету, они часто пытаются использовать башни. Лучше научиться использовать определенные символы, которые могут преподавать данный термин ученику. Каждое из этих элементов является определенным ключевым словом.

Эти символы используются учениками в терминах терминов, которые они не могут запомнить. Ресурсы и Рекомендуемая литература. Побочным эффектом является то, что они могут развить свои способности. Все Кимовки нацелены на улучшение концентрации внимания, концентрации внимания, способности выдержать некоторое время в тишине и не беспокоить других. Киммонс также интересен для более беспокойных детей, у которых может возникнуть проблема с сопротивлением одной деятельности.

Оборудование : рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагается :

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов (листы 9-10) ;

Если вы играете с большим количеством детей, не сравнивайте их производительность друг с другом! Цените усилия каждого ребенка, поощряйте их держать кончиками пальцев. Но если они этого не хотят, не заставляйте их. Задача состоит в том, чтобы запомнить как можно больше объектов. Поместите предметы на стол или на пол. У детей есть 1-2 минуты, чтобы просмотреть предметы. Затем мы покрываем предметы, и дети должны сказать то, что они помнят. Большую концентрацию можно обеспечить, не раскрывая объекты в то время, когда дети говорят то, что они помнят, но постепенно вытаскиваем их.

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов (листы 11-12) ; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Вы кладете карман в руку и пытаетесь выяснить, что находится в нем на 3-4 минуты. Затем он говорит вслух, что он думает, что он там, и мы вытаскиваем вещи и сравниваем их с советами ребенка. Если у вас есть дети больше, они могут получить каждый из своих карманов с тем же содержимым, или один карман постепенно попадает в руку каждого ребенка.

Шкаф шкафа, чтобы избежать открытия или царапин. Вы помещаете подготовленную коробку к детям, и каждый может встряхнуть ее и попытаться определить, что внутри. Когда ящик окружит круг, спросите детей о своих советах, когда они все скажут, откройте окно и покажите содержимое.

Инструкция :

а) «Посмотри внимательно  ; на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

Дети постепенно показывают смешанные карты, каждый из которых позволяет вам смотреть около 5 секунд. Когда вы показываете все карточки, вы попросите их записать все пары, которые они запомнили на бумаге. То есть не только отдельный субъект, но и пара, к которой он принадлежит. Наконец, игроки просят их счет.

Если у вас есть младшие дети, продолжайте играть вместе и спросите, кто запомнил пару, чтобы обсудить дискуссию о том, почему эти две вещи принадлежат друг другу, - обратите внимание на контекст. Распространяйте различные вещи на столе. Ребенок подходит к столу и смотрит на вещи на минуту, затем поворачивается к столу. Удалите вещь из таблицы или поместите ее в другое место. Ребенок снова поворачивается к столу и узнает, что изменилось за столом в течение минуты.

«Выкладывание палочек»

Цель : развитие произвольного внимания , мелкой моторики пальцев.

Оборудование : счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т. д., образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13-14) .

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки) ;

Если вы находитесь в командировке или в семейном отпуске с большим количеством детей, можно сыграть следующие игры. Игроки делятся на две одинаково большие команды, сидя на земле и держась за руки в кооперативе. Первыми членами команды являются один из игроков, увенчанный короной. Если согласованная сторона подходит, первая совпадает с ручным сигналом. Последний из команды, когда сигнал приходит к ней, должен как можно скорее схватить меньший объект, который свободно депонирован между последними игроками обеих команд.

Команда, которая быстрее, получает точку. Желательно, чтобы игроки одной команды не видели кооператива другого. Перед группой стоит игрок, который будет практиковать. Но перед каждой новой практикой он должен сказать: «Он сказал это». Если он говорит другое имя или глагол, никто из игроков не может повторить эту практику. Те, кто ошибаются, вышли из игры. Последний оставшийся игрок в игре выигрывает и становится предварительной практикой в ​​следующей игре.

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки) ;

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки) ;

г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки) .

Инструкция : «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т. д.? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик.) . При выкладывании будь внимателен . Приступай к работе».

Все игроки сидят в кругу лицом внутрь. Обе руки лежат на коленях, их ладони опущены. Лидер игры поднимает слова - колено или плечо. Если вызывается плечо, каждый игрок должен поместить правую руку в правую руку левого игрока. Если колено вызвано, то он должен положить левую руку на левое колено правого игрока. Глава игры пытается максимально использовать игру. Кто ошибался, тот отбрасывается или получает штраф.

Важно работать как можно более естественным и расслабленным. Каждая игра имеет поставленную цель, которую мы хотим достичь. Даже прежде чем играть в нее, подумайте о своей цели, почему вы хотите играть в эту игру с детьми? Затем он должен быть организационно готов - все инструменты.

«Найди отличия»

Цель : развитие произвольного внимания , переключение и распределение внимания .

Оборудование : карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются :

а) серия картинок (листы 16-17) по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

Правила игры должны контролироваться, а дети просто объясняют их. У детей с нарушениями не будет возможности слушать вас бесконечно долго - так четко и кратко определить правила и ход игры. Будьте готовы к тому, чтобы эти дети сначала «пересекли границу», они не будут знать правил. Вот почему их не должно быть слишком много - правил.

Всегда после игры ребенок - у детей должно быть место для размышлений. Итак, чтобы рассказать, как они себя чувствовали во время игры, как они играли в них, что им нравилось - им не нравилось, как они управляли своими правилами. Используйте следующие игры, чтобы практиковать внимание и концентрацию детей.

б) карточка с изображением двух картинок (листы 18-19, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция : «Посмотри внимательно на эту карточку . На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

«Выкладывание узора из мозаики»

Цель : развитие концентрации и объема внимания , мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование : мозаика, образец.

Описание : ребенку предлагают по образцу (листы 20-21) выложить из мозаики : цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция : «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт) . Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт, как на рисунке. Будь внимателен . Приступай к работе».

«Нанизывание бусинок»

Цель : развитие концентрации и объема внимания , мелкой моторики пальцев.

Оборудование : образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизывать бусы.

Инструкция : «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры .

«Смешанный лес»

Цель : развитие наблюдательности , формирование умения распределять внимание .

Оборудование : рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу .

Инструкция : «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку) . Начинай искать».

«Срисовывание по клеточкам»

Цель : развитие концентрации и объема внимания , формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Оборудование : чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1) см; образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности :

1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция : «Посмотри внимательно на рисунок . На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

«Найди тень»

Цель : развитие наблюдательности .

Оборудование : рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой тени.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней (листы 35-36) .

Инструкция : «Посмотри на этот рисунок внимательно . На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».

Примечание. Правильный ответ - вторая тень у рыцаря.

«Что где лежит?»

Цель : развитие произвольного внимания .

Оборудование : бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант : на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами) .

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Инструкция : «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры : прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

«Строители»

Цель : развитие наблюдательности , концентрации и распределения внимания .

Оборудование : бланк с четырьмя рисунками, один из которых -образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция : «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

«Найди героев передачи»

Цель : развитие наблюдательности , распределения, переключения и объема внимания .

Оборудование : картинки с изображением героев детской передачи -Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция : «Посмотри внимательно на этот рисунок . В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи : Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

«Найди дорожку»

Цель : Развитие произвольного внимания .

Оборудование : бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция : «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к

морковке (к елочке) . Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

«Найди двух одинаковых животных»

Цель : развитие произвольного внимания .

Оборудование : рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)

Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция : «Посмотри внимательно на рисунок . На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны) . Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

«Воспроизведение геометрических фигур»

Цель : развитие произвольного внимания , памяти, мышления.

Оборудование : карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13x10 см) .

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция : «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

«Кто внимательнее

Цель : развитие объема внимания , наблюдательности.

Оборудование : картинки с изображением разного количества звезд.

Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинку с нарисованными звездами и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция : «Посмотри внимательно на картинки . Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».

«Лото»

Цель : развитие произвольного внимания .

Оборудование : 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот , кто первым закроет все клеточки своей карты.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в «Лото» . Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы) . Я буду ведущей. Будьте внимательны . Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать : «У меня есть» . В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки-картинки своей карты. Он и станет победителем».

Примечание. На первом этапе игры ведущий является взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.

Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности :

1. Найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата;

2. Найди в предметах знакомые геометрические фигуры;

3. Затем предлагается просто материал, состоящий из множества различных геометрических фигур (сколько здесь кружков, треугольников, квадратов)

«Опиши друга»

Цель : развитие наблюдательности , внимания , памяти. Создание положительного эмоционального фона.

Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется : кто оказался точнее при описании друг друга.

«Прикосновения»

Цель : развитие наблюдательности , внимания , мышления. Создание положительного эмоционального фона.

Ребенок закрывает глаза, а кто-то из присутствующих дотрагивается к рукам. Малыш отгадывает и называет по имени.

«Удочка»

Цель : развитие наблюдательности , концентрации внимания .

Дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу : «Ловлю!» - взрослый вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-нибудь не поймает.

«По новым местам»

Цель : развитие наблюдательности , переключения и распределения внимания .

Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит : «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде взрослого : «По новым местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними проигрывают .

«Найди мяч»

Цель : развитие наблюдательности , концентрации внимания .

Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга.

Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит : «Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч, или кто уронил мяч, становится водящим.

«Что слышно?»

Цель : развитие слухового снимания .

Оборудование : предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный . Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать , что происходит за дверью (ширмой) . По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры : барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д.

«Слушай звуки»

Цель : развитие произвольного внимания .

Оборудование : фортепьяно или аудиозапись.

Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками : низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят , голова наклонена к левому плечу, высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание) . Играть будем так : если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями) . Давайте все станем в позу «плакучей ивы» . Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями) . Давайте мы все примем эту позу «тополя» . Будьте внимательны ! Начинаем играть». Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

«Разведчики »

Цель : развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

Оборудование : стулья.

Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют : разведчики , командир, отряд (остальные дети) . Ребенок -«разведчик » придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев, а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут , по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны , старайтесь запомнить маршрут».

Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика » на себя.

«Съедобное – несъедобное»

Цель : формирование внимания , знакомство со свойствами предметов.

Оборудование : мяч, мел.

Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т. д.) . Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный, то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».

Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5-6 классов.

Примеры названий предметов для игры : мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т. д.

«Слушаем тишину»

Цель : развитие наблюдательности , слухового внимания .

Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.

"Заметить все"

Цель : развитие наблюдательности , переключения, объема, концентрации внимания .

Положить в ряд 7-10 различный предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Положив один на другой 8 предметов, заставить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 10 с., поставив набок, приложив друг к другу, положив один на другой и т. п. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет. (Показывать секунд 20) .

"Ищи безостановочно"

Цель : развитие наблюдательности , концентрации внимания .

В течение 10-15 с. увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т. п., по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

"Запоминай порядок"

Цель : развитие произвольного внимания .

а) Играющим показать в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 с., убрав их, спросить о последовательности в их расположении.

б) 5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 с. поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

"Пуговицы"

Цель : развитие наблюдательности , объема внимания , памяти.

На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток, и внутри любых клеток ставятся две пуговицы. Поглядев на рисунок секунды 3, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге. Как размер квадрата, так и количество пуговиц (которые располагаются хаотично) постепенно увеличиваются. Квадрат заменяется прямоугольником (контуры фигуры проходят только по линиям клеток) . Игра усложняется, если использовать пуговицы разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соответственно увеличивать количество времени на его рассматривание.

"Маленькие обезьянки"

Цель : развитие наблюдательности .

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

Кто был сегодня самым внимательным ? Кто запомнил больше картинок?

Ниже дается краткое описание некоторых уроков человековедения, проводимых в разных классах.

"Наблюдай и слушай "

Цель : развитие наблюдательности и слухового внимания .

Очень важно не только внимательно наблюдать , но и слушать.

1). Укажите, в каком из слов "порт", "труба", "подвал", "столб", "торт", есть буква "д".

2) Допустим, вас учитель попросил пройти в 312 кабинет, из второго ящика учительского стола взять журнал и принести его. В какой кабинет вас попросили сходить : в312,213ил212?

3) В перечне слов "рот", "кот", "год", "крот" вторым словом стоит слово "год".

Правильно?

4) Мама попросила Таню купить масло, мыло, спички, мясо. Она купила, масло, сало, спички, мясо. Что Таня забыла купить?

"Два дела одновременно"

Цель : развитие наблюдательности , концентрации внимания .

Участникам игры показываем сюжетную картину и одновременно раскачиваем маятник.

Задание I) Назвать предметы, изображенные на картинке. 2) Сосчитать количество колебаний маятника.

(Время одна минута) .

"Магический квадрат из фигур"

Цель : развитие  ; сообразительности и правильного распределения внимания .

Даны квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратиков, и 9 фигур, которые отличаются друг от друга по форме и по штриховке.

Необходимо поставить фигуры в пустые квадратики таким образом, чтобы фигуры, расположенные в соседних квадратиках в горизонтальных рядах и вертикальных столбцах, отличались друг от друга формой и штриховкой.

"Вертолет"

Цель : развитие наблюдательности , переключения внимания .

Это задание можно использовать во время физминутки или при организации класса в начале занятия.

Три ряда - это три вертолета. Учитель управляет их полетом : он поднимает или отпускает, чередуя на свое усмотрение, руки поочередно или вместе, поднимая одну и отпуская другую и т. д. в разном темпе. А дети поднимаются и опускаются в соответствующем темпе по рядам или вместе.

В конце отмечается "вертолет", наиболее удачно проделавший свой курс, ни разу не сбившийся с него.

"Смотри внимательно "

Цель : формирование навыков правильного распределения внимания и развития зрительной памяти .

Правила и игровые действия. - На разграфленном листе бумаги предварительно вычерчивают различные геометрические фигуры, состоящие из квадратов. Не соблюдая какого-то определенного порядка, внутри некоторых квадратов рисуют точку. Каждая из фигур имеет номер. Этот лист укрепляется на доске.

Дети разбиваются на команды. Каждому из участников дается лист бумаги в клеточку.

Воспитатель предварительно должен сказать, кто из детей за каким номером (имеется в виду геометрическая фигура) должен наблюдать, чтобы хорошо запомнить то, что изображено на чертеже, и воспроизвести это, не забывая и о нарисованных точках на листе бумаги.

Через несколько минут участникам снова называется лист-образец, на котором начерчены данные фигуры. Результаты оцениваются следующим образом : за правильно вычерченную фигуру участники игры получают О , 1 или 2 очка. Побеждает тот участник, у которого окажется больше всего очков.

Примечание : фигуры можно проецировать на экран с помощью проекта, при этом постепенно можно усложнять. Точки можно заменить раскрашенными в различные цвета квадратами.

"Задача в стихах"

Цель : тренировать объем внимания , сообразительность, устный счет. Ход занятия. Прочитай это стихотворение вслух и постарайся ответить на вопросы.

Если Грушам дать по груше, То одна в избытке груша. Если дать по паре груш, То не хватит пары груш. Сколько Груш? И сколько груш?

Если ребенку задача покажется сложной, то можно обратить его внимание на рисунки .

Правильный ответ : 3 Груши, 4 груши.

"Зайцы и морковки"

Цель : тренировать устный счет, объем внимания . Ход занятия. Читаю стихотворение.

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

«Веселые задачи»

Цель. Развивать смекалку , тренировать объем, концентрацию внимания .

Ход урока. Решите устно задачи.

1. В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли первые три места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя не третье?

2. Лежали конфеты в кучке. Две мамы, две дочки да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке - не стало той кучки. Сколько конфет было в кучке?

Если возникнут трудности при решении этой задачи, ее можно продемонстрировать наглядно : вызвать детей к доске и разыграть описанную ситуацию.

3. Воспитатель показывает картинку, на которой изображен дедушка с зонтом в широком плаще. Из-под плаща видны только ноги. Условие задачи : дедушка с внуками вышел на прогулку. Сколько внуков у дедушки.

"Веселые задачи"

Цель. Тренировать объем, концентрацию, переключение, распределение внимания , устный счет, сообразительность. Ход занятия.

1. На деревьях грибы сохли, ну а в дождь, конечно, мокли. 5 желтеньких маслят, 3 тоненьких опят. Да три рыжие лисички - очень милые сестрички. Вы, ребята, не молчите, сколько всех грибов? Скажите!

2. Под шатром ветвистой ели белка сделала качели. И на белкины качели собрались лесные звери : 6 зайцев, 1 куница, 2 рыженьких лисиц, 2 ежей и 2 зайчат, на качели все спешат. Вы, ребята, не зевайте, всех зверей пересчитайте.

Эти задания хорошо развивают произвольность внимания , наблюдательность, самоконтроль. Во всех заданиях предусматривается нарастание темпов работы, поэтому можно было бы ввести в занятия элементы соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение. Все предлагаемые игры не только требуют от ребенка максимальной концентрации внимания , но и приучают его к самоконтролю, развивают произвольность деятельности, коррегируют пространственное восприятие, координированность движений. На основе предложенных заданий можно создавать аналогичные, а также усложнять предложенные.

"Большая семья"

Цель : тренировать устный счет и объем внимания . Ход урока. Читаю стихотворение и даю задания.

Мы - большая семья, самый младший - это я,

Сразу нас не перечесть. Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.

Мы по улице идем - говорят, что детский дом.

Е. Минский

Задание I. Посчитайте поскорей, сколько нас в семье детей?

Задание 2. Вспомни, как зовут детей?

Внимание — основное психическое свойство человека. Внимание — одна из самых «больных» проблем родителей и школьников. «Он у вас такой невнимательный!» — типичное восклицание учителей на сетование родителей, что у ребенка плохие оценки.

Внимание характеризуется направленностью и объемом, т.е. в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребенок, тем меньше объектов он одновременно может удерживать в «поле внимания». Но даже взрослый не может концентрировать свое внимание более чем на пяти объектах.

Внимание также характеризуется устойчивостью, т. е. временем сохранения внимания на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект вни-мания, тем устойчивее оно удерживается. Сохранение внимания на конкретном объекте тем меньше, чем младше ребенок.

Наконец, внимание характеризуется переключаемостью, т. е. скоростью, с которой оно переносится с одного объекта на другой. В детстве у ребенка преобладает непроизвольное внимание, т. е. невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение.

Внимание привлекается ко всему, что для ребенка интересно. Следовательно, интерес — мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация не интересны для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным.

Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность — сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребенка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Так как произвольное внимание связано с развитием воли, то оно слабо проявляется у детей и подростков. В этих возрастах вообще слабая волевая регуляция. Следовательно, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, т.е. привлекать внимание с помощью интереса.

Игра интересна ребенку — значит, с помощью ее можно тренировать внимание. Ниже мы предлагаем ряд игр, которые помогут не только тренировать непроизвольное внимание, но и перестраивать его в произвольную форму и целенаправленное наблюдение.

Классической и доступной в любых условиях игрой, развивающей внимание, является игра «Что пропало?».

В эту игру можно играть с одним ребенком и с несколькими. На какой-то поверхности (стол, стул, пол) раскладываются несколько мелких предметов в пределах 15 — 20 штук. Это могут быть карандаши, монеты, бижутерия, мелкие игрушки, миниатюрные предметы быта (наперсток) и т. п. Детям предлагается несколько секунд внимательно рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты. Затем возможны несколько вариантов продолжения игры.

1 вариант . Несколько предметов убирается. Задача ребенка — определить, какие предметы исчезли.

2 вариант. Несколько предметов перекладывают на другие места. Задача ребенка — определить, какие предметы переложены.

3 вариант. К имеющимся предметам добавляется еще несколько новых. Ребенок должен определить, какие предметы появились.

4 вариант. Ряд предметов убирают и на их место кладут новые. Ребенок должен определить, какие предметы убраны и какие новые появились.

Еще одна распространенная игра-тренировка внимательности «Картинки-загадки».

Ребенку предлагается рассматривать специальные картинки и решать поставленные задачи: найти несколько одинаковых предметов, или в общем сюжете отыскать конкретные предметы.

Найди двух одинаковых слонов

Помоги Сереже отыскать 6 медведей

Найди 8 отличий у этих зайчиков

Не менее занимательны для тренировки внимания различные лабиринты.

Какой шнур надо зажечь, чтобы запустит ракету?

Где образуются узлы, когда козлы помчатся в разные стороны?

Оживи марионетку: найди, от чего какая нить

☺ Игра «Самый внимательный»

Все игроки выходят из комнаты, а ведущий (часто взрослый) кладет на видное место (например, на шкаф, на стол среди других предметов и т.п.) какой-нибудь маленький предмет. Например, колпачок от ручки, колечко или значок и т. п. Игроки по очереди входят в комнату и один раз обходят ее по кругу. Их задача — за это время отыскать предмет. Если они нашли его, они остаются в комнате (садятся у стены на стул, чтобы не мешать другим игрокам), если не нашли, выходят из комнаты и повторно входят после других игроков. Задача — найти предмет с первого раза. Те, кто справились с этим, — самые внимательные.

☺ Игра «Ночной сторож

Интересная игра для группы детей младшего школьного возраста. Она позволяет тренировать не только внимание, но и координацию движений.

Игра проводится на открытом воздухе или в зале. Двое ребят по жребию или по желанию становятся «сторожами». Каждому завязывают платком глаза. Они становятся на расстоянии друг от друга примерно одного шага, лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные играющие встают примерно за 8 метров от «сторожей». По очереди они приближаются к «сторожам» и стараются проползти между ними, так, чтобы их не заметили. Если они коснутся «сторожей» или те их почувствуют и схватят, то меняются местами с «лазутчиком». Если «лазутчику» удается трижды незаметно проползти между «сторожами», то он получает приз.

Следующая предлагаемая игра направлена на развитие внимания при выполнении физических упражнений.

☺ Игра «Зеркало»

1 вариант . Играют двое и более человек, разбившись на пары. Один из пары будет «зеркалом», второй — ведущим. Ведущий встает перед «зеркалом» и начинает совершать разнообразные движения и демонстрировать различные выражения лица. «Зеркало» должен повторять эти движения и мимику в том же темпе и ритме, что и ведущий. Если он собьется, то сам становится ведущим.

2 вариант. Один человек — ведущий, остальные — игроки. Ведущий встает перед игроками таким образом, чтобы всем было его видно. Он начинает показывать какое-либо физическое упражнение, а все остальные участники должны выполнить противоположное упражнение (например, ведущий поднял руки вверх — игроки должны опустить руки вниз; ведущий повернул голову налево, а игроки — направо; ведущий наклонился — игроки выпрямились и т.д.).

3 вариант. Этот вариант можно выполнять попарно или группой. Ведущий начинает воображаемо выполнять (имитировать) какое-то известное действие (например, копать грядку, делать прическу, жарить яичницу и т.п.). Игроки на протяжении 10 секунд наблюдают за ним, а затем начинают зеркально повторять его движения до тех пор, пока не угадают, что за действие он делал. Тот игрок, который первый правильно угадал, что делал ведущий, сам становится ведущим.