Братья янковские. Тот самый Янковский…

Года (умер ) - , .

Род Янковских имеет белорусские и польские корни.

В 1930-х годах отец был репрессирован, дважды арестовывался. После его возвращения семья переехала из Одессы в Рыбинск. Во время войны жили в Джезказгане (Казахстан), затем в Ленинабаде (Чкаловск, Таджикистан), где отец работал на строительстве.

Учась в школе, занимался в кружке художественной самодеятельности, играл комедийные роли. Тогда же начал заниматься боксом и стал чемпионом Таджикистана среди юношей. По окончании школы женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде, продолжал участвовать в самодеятельности Дворца культуры, где его заметил руководитель местного театра Д. М. Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав отказывался, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, «Последние» М. Горького.

В 1951 году окончил театральную студию при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в этом театре.

В 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, был принят актёром в Государственный русский драматический театр Белорусской ССР им. М. Горького (ныне Национальный академический драматический театр им. М. Горького), где служил до конца своей жизни.

С 1995 по 2010 годы - председатель Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Лістапад» в Минске.

Секретарь Правления (1988-1998), член рады и президиума (с 1998 года) Союза театральных деятелей Беларуси.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР (1985-1990). С 2000 года - член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Член Международной академии театра при Российском благотворительном общественном фонде содействия театру и телевидению «Маски» (2001).

В 2006 году в издательстве «Мастацкая літаратура» вышла книга Т.Орловой и А.Карелина из серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» - «Ростислав Янковский. Артист». Ростиславу Янковскому посвящён документальный телефильм БТ «Монолог с отступлениями» (1987, реж. Л. Гедравичус), видеофильм БВЦ «В юбилей - выходной день» (1990, реж. Б. Берзнер).

Ростислав Янковский Личная жизнь

Брат - Николай Янковский (1941-2015), заслуженный работник культуры РСФСР, работал в муниципальном театре пластической драмы, с 2002 года - заместителем директора театра кукол «Теремок» в Саратове.

Он сыграл в театре около 200 главных ролей, за его плечами множество работ в кино. Зрители специально приходили на спектакли с его участием, женщины восхищались красавцем-актёром.

Ростислав Янковский считал самым главным в жизни две вещи. Сцена и семья всегда были для него равнозначны и стояли на первом месте в любых обстоятельствах. С Ниной Чеишвили актёр прожил 65 лет. Их называли парой от Бога, а сам Ростислав Иванович признавался: только благодаря Нине вообще появилась актёрская династия Янковских.

Счастливые соревнования



Ростислав Янковский (в центре вверху) с родителями и братьями Николаем и Олегом (посередине).

Ростислав Янковский учёбу особо не жаловал, но когда во время войны в Ленинабад перевели лётную спецшколу из Одессы, он немедленно перевёлся туда. Привлекла его даже не лётная романтика, а красивая форма, в которой щеголяли курсанты. В школе он стал заниматься художественной самодеятельностью и боксом.
Во время очередных соревнований он увидел девушку и просто застыл на месте. Она показалась ему не просто красавицей, а настоящей богиней. Подойти к ней Ростислав не решился, но узнал, что Нина учится в педагогическом институте, ей 20 лет и она рекордсменка по лёгкой атлетике. Красавица занималась бегом и легко обходила соперниц на коротких дистанциях.


Ростислав Янковский, кадр из фильма «Счастье надо беречь».

И Ростислав с энтузиазмом взялся за дело, стал уговаривать тренера авиашколы взять его, боксёра, на соревнования по лёгкой атлетике в Сталинабад, надеясь там снова встретить свою богиню. Юноше пришлось признаться, что на коротких дистанциях он слабоват, но вот 1500 метров пробежит легко, да и с ядром вполне справится.


Ростислав Янковский, кадр из фильма «Красные листья».

Нину он увидел, когда женщин вызвали на старт. Она шла, невероятно красивая, держа в руках шиповки. Ростислав так растерялся, что не нашёл ничего лучшего, как спросить: «А вы женщина?» Выглядело это, конечно, смешно, но ему нужно было хоть как-то обратить на себя внимание. А после он слегка слукавил, приписав себе лишние 4 года, ведь 17-летний юноша вряд ли мог рассчитывать на симпатию 20-летней студентки. Через три года они стали мужем и женой. В их доме всю жизнь хранилась иконка, которой их благословили в день свадьбы.

Путь в профессию


Ростислав Янковский.

Лётчиком Ростислав Янковский так и не стал, а после окончания авиашколы устроился диспетчером автобазы. Работа на закрытом атомном предприятии считалась престижной, с неплохой зарплатой. Однако увлечения самодеятельностью он не оставлял. Тем более, что и жена, увидев объявление о записи в самодеятельный коллектив при Дворце культуры, сама посоветовала ему туда записаться.
На сцене Дворца культуры Ростислава Янковского заметил руководитель Ленинабадского театра Дмитрий Ляховецкий, пригласил на службу в театр. Актёр стал учиться в студии при театре и одновременно участвовать в постановках.


Янковские.

День первого спектакля Ростислава Янковского 29 апреля 1951 года они запомнили на всю жизнь. Не только потому, что актёр очень волновался в день своего первого выхода на большую сцену. Нина, очень внимательно смотревшая спектакль, через несколько часов после премьеры родила их первенца, сына Игоря.


Игорь, Ростислав, Олег, Владимир и Филипп Янковские.

В 1957 актёру предложили работу в Государственном русском драматическом театре Белорусской ССР им. М. Горького, которому Ростислав Янковский отдал всю свою жизнь. Первые годы театр был их домом: вся семья ютилась в театральной гримёрке, сюда же к ним приезжал Олег Янковский, младший брат Ростислава. Успех старшего брата на театральной сцене вдохновил Олега Ивановича на поступление в театральное училище. Так и началась династия Янковских.
Нина Давидовна работала в школе учителем географии, профессию свою очень любила. Ростислав Иванович всегда говорил, жена-педагог досталась ему за нелюбовь к школе.

Главней всего


Ростислав Иванович всегда с огромной теплотой и нежностью говорил о своей супруге. Он никогда не скрывал: его успех и популярность – это заслуга Нины. Грузинка по происхождению, Нина Чеишвили заботилась о теплоте и уюте их дома. Она никогда не кричала и не пилила мужа. Если и позволяла себе что-то советовать супругу, то делала это неизменно тактично и ненавязчиво.
Его приглашали на работу в Театр имени Ленсовета, но врачи не рекомендовали перевозить младшего сына, Владимира в Северную столицу. И актёр сделал выбор в пользу семьи, навсегда оставшись в Минске.


Ростислав Янковский и Нина Чеишвили.

Ростислав Иванович говорил, что у него скверный характер, но Нина Давидовна всегда умела найти к нему подход. Она помогала ему и поддерживала, никогда не трогала его перед премьерой. И лишь после, пережив вместе с мужем и волнения, и успех, садилась вести с ним душевные беседы до самого утра. Утром же весело требовала выполнения своих просьб.
Он мечтал о счастье всей своей семьи, хотел здоровья и профессионального признания для своих сыновей, счастья их семьям. А еще очень боялся пережить свою Ниночку, ведь без неё не мыслил ни единого дня.


Ростислав Янковский.

В его жизни всё случилось так, как он и мечтал. Он ушёл 26 июня 2016 года, до последней минуты рядом с ним была супруга. Теперь она бережно хранит память о том, кто подарил ей почти 70 лет любви и счастья.

Никому не придет в голову спросить: "Какой Янковский?" И ты не ответишь: "Тот самый". "Тот самый" предполагает продолжение - "который". Но Янковский - один… Сменялись эпохи, страна меняла название, рушился политический строй, рядом работали актеры, при жизни считавшиеся гениями. Сам Янковский переходил из возраста в возраст и все эти годы, четыре долгих десятилетия, он оставался первым…

Он никогда не стремился к славе, здраво оценивая переменчивость фортуны актера: "Я давно уже для себя решил: чем шире аудитория у артиста, тем больше он должен чувствовать ответственность за то, что сделает".

Олег Иванович Янковский (23 февраля 1944, Джезказган — 20 мая 2009, Москва) — советский, российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996, 2002).


Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия». На театральной сцене его самыми яркими работами стали роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.


Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане (Казахстан). Его отец- Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван), офицер лейб-гвардии Семеновского полка, в Первую мировую войну был награждён офицерским Георгиевским крестом, в советское время был репрессирован, а семья сослана в Казахстан. Мать, опасаясь ареста, сожгла все документы и фотографии, свидетельствовавшие о дворянских корнях Янковских.


Марина Ивановна в юности мечтала стать балериной. У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Жили впроголодь - мать в одиночку кормила на жалованье простого бухгалтера троих сыновей и свою мать. Ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но хранили обширную библиотеку, учили иностранные языки, много читали.


Со временем семья перебралась в Саратов. Старший из братьев, Ростислав, стал актером еще в Джезказгане, потом уехал в Минск, в Русский театр.

Он забрал с собой 14-летнего Олега, там Янковский-младший и дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую травести — исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» А. Д. Салынского. Олег не ощущал важности своего участия в спектакле — однажды он заснул в гримёрке и не успел к своему выходу.


Олег любил футбол, которым увлёкся, ещё живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время вместе с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учёбе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол.

После школы Олег собирался поступать в медицинский институт, но случайно увидел объявление о приёме в Саратовское театральное училище. К его разочарованию, приёмные туры были закончены, но Олег решил всё-таки узнать о правилах приёма на следующий год и зашёл в кабинет директора.


Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и с успехом прошёл все приёмные туры. Искренне любящий Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег не без проблем.

Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Олег Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса.


Олег Янковский как-то признался, что на решение стать артистом его подвигла первая любовь. Когда он жил в Минске и учился в 10-м классе, его друг познакомил его с Лилей Болот, спортсменкой, очень красивой девушкой (она была старше Олега на 3 года).

Чтобы произвести на неё впечатление, он представился ей артистом минского театра. Но обман раскрылся, и он поклялся стать артистом, чтобы доказать Лиле, что он действительно может им быть.


Братья Янковские с матерью

Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. Олега его недремлющая судьба настигла на втором курсе училища (Людмила училась на курс старше). Она была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой.

Вскоре они поженились. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы Олега тоже взяли туда. После окончания в 1965 году Саратовского театрального училища Олега зачислили в труппу Саратовского театра. Людмила быстро стала звездой театра, на неё ходил смотреть весь Саратов. Олегу же доставались лишь эпизодические роли.10 октября 1968 года в семье родился сын Филипп.




В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч».

Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?»


Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислав Любшин, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), рассказывал: "Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно.

Мне это не страшно, я уже утверждён, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». И Басов согласился: «да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».


В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим».


После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Серьезные роли в театре, интересные предложения в кино сыпались одно за другим.

На съемках одного из фильмов - "Гонщики" - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.


В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком). Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений».


В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Снять её предложили Марку Захарову. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. Но перед началом съёмок актёра сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации.

Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актёр сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссёр ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». Съёмки были приостановлены. И начались только после того, как актёр вышел из больницы. Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона.


В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Худсовет не утверждал Янковского, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын. Григорий Горин был тоже против кандидатуры Янковского.

Он писал в своих воспоминаниях: " Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!"


Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин — «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии».

Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.


31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена.

Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров: "Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: Распяли человека и спрашивают: «Ну, как тебе там?» — «Да ничего… Только улыбаться больно».


Из воспоминаний- «По-настоящему я захлебнулся от счастья только в 1983-м году. Тогда всё совпало! Я снимался в Италии, у самого Тарковского." Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил эту роль Олегу Янковскому.

Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили — без знания языка, без денег.

Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаяньи, и тут явился, наконец, Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».


Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на Гран-при. Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР.

В 2000 году Олег Янковский вместе с Михаилом Аграновичем поставил собственный фильм «Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала…» и сыграл в нём главного героя, Игоря — «нового русского», который по ошибке попал к «старым русским» — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью.


В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован, врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца. В Ленкоме прошёл спектакль «Шут Балакирев», где он играл главную роль. Чтобы актёр мог выдержать нагрузку, врачи вводили сильнодействующие лекарства.


В конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актёр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. Диагноз подтвердил самые худшие опасения — болезнь (рак поджелудочной железы) была выявлена на поздней стадии.

В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву.

В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 Олег Янковский сыграл свой последний спектакль(Женитьба).


В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в одной из московских клиник.

Олег Янковский был похоронен 22 мая 2009 года на Новодевичьем кладбище в Москве. Тысячи людей пришли проводить его в последний путь


30 июня 2009 года в Саратовском академическом театре драмы им. И. А. Слонова была открыта мемориальная доска Олегу Янковскому (авторы проекта — Юрий Наместников, Фёдор Юрченко).


20 мая 2010 года памятные доски были открыты на здании школы № 67 в Кировском районе Саратова, где О. И. Янковский учился с 1951 по 1958 год, и на бывшем здании Саратовского театрального училища (ныне корпус Духовной семинарии). Автором проекта является саратовский скульптор Николай Бунин.


29 сентября 2010 года на могиле актёра, был установлен памятник. Он представляет собой стелу с крестом из белого мрамора.








Семья: клан Янковских

Старые вещи – как уходящая натура… Я помню, как привел впервые в коммунальную комнатку Людмилу Зорину, свою невесту, – познакомить с родными. И все, что осталось от прошлой жизни, все эти штопаные салфеточки, вилки уцелевшие… Можно догадаться, как это выглядело. Но все было сервировано. И моя жена до сих пор об этом вечере помнит. Это воспоминание важно для нас обоих. И очень важно, чтобы семья оставалась семьей. Чтобы собирались все вместе, хотя бы к обеду, хотя бы на даче. Я сумел настоять на этом.

Для меня дороже творчества, сильнее, ближе – семья, очаг, сын, внуки. Другой вопрос, что мне повезло, моя семья, и в частности супруга, помогает мне состояться в моей профессии. И я был бы очень несчастен, если бы у меня отняли возможность заниматься любимым делом. Но родные люди все же важнее… Сегодня я постоянно ощущаю за спиной свой род: сын, внук, внучка…

Моя жена – Людмила Зорина – очень мудрая женщина. Она очень много сделала для того, чтобы наш союз был счастливым. Я тоже приложил к этому немало усилий. Когда мы поженились и вместе работали в Саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского»… Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. Не всегда были времена, когда Людмила была достаточно востребована в профессии, и нам обоим было от этого тяжело, даже разговаривать было трудно и в глаза друг другу смотреть. Но мы справились.

Наверное, если бы не наша профессия, у нас было бы больше детей. Но в Саратовском театре выпускали по семь спектаклей в год. А супруга была занята если не в каждом, то через один… А сын у нас хорошим получился. И все нам говорили: ну почему же он у вас один? А потом мы переехали в Москву, и я стал много сниматься в кино. Сегодня в самолете, завтра – в поезде. Такова актерская профессия: упустил шанс сегодня – завтра ничего не будет. Нельзя сказать: «Давайте прервемся». Увы, за все в жизни приходится платить… Я благодарен Филиппу и Оксане за то, что они позволили себе такую замечательную роскошь и подарили нам счастье, заведя двоих детей – мальчика и девочку.

Переживать роман на сцене, а потом допереживаться и в жизни мне, конечно, случалось. Актер должен быть влюбчивым, это помогает, глаза у него должны всегда гореть. Но моей супруге хватало мудрости понять эту особенность профессии, а мне всегда хватало запаса любви к моей семье.

Мой сын в пятилетнем возрасте снялся у Тарковского в «Зеркале». Недавно пересмотрел фильм – плакал. Он там так замечательно существует. Андрей, помнится, все спрашивал меня: «Слушай, он что-нибудь понимает?» Я говорил: «Ну, давай проверим». И Филипп делал все точно, в десятку.

Какие-то тайны актерской профессии были для Филиппа рассекречены в семье. Ну и конечно, как всякий актерский ребенок, он очень много времени проводил за кулисами. А когда подрос, я отвел его в театр на спектакль. Выйдя, он сказал: «Пап, спасибо, больше я в театр никогда не пойду». Наверное, спектакль был плохой. Но когда Филипп вырос, он все-таки захотел учиться во ВГИКе режиссуре, и я его всячески поддерживал. Теперь у него своя студия, он снимает клипы, рекламу, играет, сам как режиссер сделал несколько интересных картин. Очень хорошо выглядит, как-то заматерел. У него структура лица очень интересная. Отец не может быть объективным, но другого такого лица у нас в кино сегодня нет.

К счастью, мой сын не попадал под очарование каких-то движений. Единственный напряженный для меня момент был тогда, когда лавина свободы обрушилась на его поколение. У них была компания: Федор Бондарчук, Степан Михалков, Егор Кончаловский… Они были клипмейкерами, общение в основном ночью у них происходило, этакая ночная клубная жизнь… Но это быстро прошло.

Не могу сказать, что мы с Филиппом очень часто видимся. Он взрослый человек, у него свой круг, у меня – свой, однако духовно мы близки.

А мой внук Иван снялся в моей картине «Приходи на меня посмотреть». До этого его даже Филипп не снимал, так что это Ванин дебют в кино. Но поблажек на площадке не было никаких. Иван только вначале слегка испугался, а потом – как и подобает – вел себя на площадке профессионально. Роль у него была небольшая – такого ангелочка, из-за которого случилась вся история. Будет ли внук актером, не знаю, но данные для этого у него есть: богатая фантазия, эмоциональность… Генетика, наверное.

Повторюсь: я очень ценю само понятие семьи, оно для меня свято. У нас долгую супружескую жизнь прожили и мама с отцом, и братья мои со своими супругами, и сыну дай бог долгого счастья вместе с женой. У меня есть любимые внук и внучка. Такими ценностями не разбрасываются.

Нас у родителей три сына. Когда-то всех разбросало, отец был репрессирован… Поэтому теперь особенно дорожим теми минутами, когда собираемся вместе. Дух семьи сидит где-то глубоко в нас. Сегодня Янковские – это действительно настоящий клан, в лучшем, домашнем смысле этого слова…

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Новая семья и семья военная В 1943 году, когда освободили Миргородский район, двух сестер Василия взяла на воспитание средняя сестра их матери, а маленького Васю с братом забрала младшая. Муж сестры был заместителем начальника Армавирского летного училища. В 1944 году его

Из книги О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери автора Эфрон Ариадна Сергеевна

ЕЕ СЕМЬЯ Марина Ивановна Цветаева родилась в семье, являвшей собой некий союз одиночеств. Отец, Иван Владимирович Цветаев, великий и бескорыстный труженик и просветитель, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств,

Из книги Портреты современников автора Маковский Сергей

Семья Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей. Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский

Из книги Воспоминания. Книга третья автора Мандельштам Надежда Яковлевна

Семья У матери была особая теория воспитания: детей надо баловать до одурения - иначе не выдержать эту несносную жизнь, и еще - средство против капризов - предупреждать желания, чтобы и выдумать ничего не могли… Справлялась она со своей задачей довольно ловко. Я

Из книги Лиля Брик. Жизнь автора Катанян Василий Васильевич

Клан Леже С Фернаном Леже ЛЮ познакомилась аж в 1925 году в Париже, он был еще незнаменит. Молодые, они втроем с Эльзой ходили в дешевые дансинги, он сам не танцевал, они приглашали жиголо, который стоил одно су танец. Гулять он их водил по рабочим окраинам. «У него были руки

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

5. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья» Так сказала однажды Фаина Раневская.Уверен, тема личной жизни великой актрисы должна быть рассмотрена нами с отдельным вниманием, в отдельной главе. Причин для этого

Из книги Рыцарь совести автора Гердт Зиновий Ефимович

Семья Моя семья - это жена Таня, дочка жены Катя, которую я воспитываю с двухлетнего возраста, сын Кати - мой внук Боря. Мы живем рядом, на одной площадке, внук практически обитает у нас. Ну и папа Бори - режиссер Валерий Фокин.Все мы очень откровенны друг с другом - это

Из книги Мэрилин Монро. Жизнь в мире мужчин автора Бенуа Софья

Глава 34 Клан Кеннеди. «Cursum Perficio», или «Свое путешествие я заканчиваю» В декабре 1961 года психиатр актрисы Ральф Гринсон писал: «У нее развились тяжелые депрессивные и параноидальные реакции. Она говорила об уходе из кинобизнеса, о самоубийстве и тому подобных вещах. Ввиду

Из книги Леонид Кучма [Настоящая биография второго Президента Украины] автора Корж Геннадий

Клан Незадолго до президентских выборов 1999 года, на которых его повторно избрали главой государства, Кучма сказал журналистам: «Наверное, у меня было больше возможностей построить нормальный законотворческий процесс. Конечно, я виню себя и за ошибки в кадровой политике.

Из книги Адриано Челентано. Неисправимый романтик и бунтарь автора Файт Ирина

«Клан» – это я! Но так просто закончить яркую карьеру на самом ее взлете ему, конечно, не удалось. Слишком многие люди были заинтересованы в его успехе, и очень многие использовали его в своих целях. Челентано понял это достаточно быстро и в отличие от

Из книги Джон Кеннеди. Рыжий принц Америки автора Петров Дмитрий

Глава первая. Клан 1В начале XX века среди джентльменов еще не было принято находиться рядом с женой во время родов. Так что распростертой на ложе молодой дамой занимались только женщины и доктор.Дом не спит. В кабинете на втором этаже в камине огонь, на стенах - блики. Май в

Из книги Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой автора Кеннеди Жаклин

Клан Кеннеди Все писатели Америки, все, кто однажды сел за пишущую машинку и вставил в нее чистый лист бумаги, намереваясь изложить на нем свой взгляд на мир, мечтали, мечтают и будут мечтать написать великий большой роман о настоящих американцах.Не важно, что такие романы

Из книги Меня зовут Вит Мано… автора Мано Вит

Из книги Тайная жизнь Фиделя Кастро. Шокирующие откровения личного телохранителя кубинского лидера автора Санчес Хуан Рейнальдо

Из книги Жаклин Кеннеди. Американская королева автора Брэдфорд Сара

Глава 8. Клан Рауля В середине 1980-х годов, параллельно с продолжением службы в охране Фиделя, я заканчивал обучение в Высшей школе министерства внутренних дел (МИНИНТ) вместе с офицерами, прибывшими из различных военных округов страны. Программа обучения включала: курс

Из книги автора

5 Вступление в клан Немесида – дочь богини ночи Никты, богиня неотвратимого возмездия судьбы, которая награждает как счастьем, так и несчастьем. Уже во время медового месяца Джеки начала ощущать, что семейная жизнь с Джоном будет напоминать американские горки и

Виктор Порфирьевич Петров (1907-2000) – профессор географии, исследователь истории Русской Америки, писатель и общественный деятель, – родился и вырос в Харбине. В 1930-1940-х годах жил в Шанхае, где занимался репортёрской работой. Тогда и состоялось его знакомство с семьей Янковских, о трех поколениях которых он рассказывает в этом очерке, иллюстрированном архивными фотографиями. Янковские – пионеры освоения русского Приморья, успешные предприниматели-создатели первого крупного предприятия в регионе (оленеводство и коневодство), а также знаменитые охотники, энтомологи, орнитологи, покровители науки и искусств, писатели. После бегства в 1922 г. в Корею семья начала все заново и за короткий срок создала в окрестностях Вонсана новое большое оленеводческое предприятие, имение и курорт, что было важным событием не только для русской общины Кореи и Восточного Китая, но и для деловой жизни Кореи.

Администрация сайта (РАУК) благодарит Кирилла Сергеевича Чиркина (Хэйворд, Калифорния) за предоставление ей этого текста.

ДИНАСТИЯ ЯНКОВСКИХ

  1. Приморье

Кто на Дальнем Востоке не знал фамилии Янковский? Если не из­вестна вся история семьи Янковских, то, конечно, были известны мно­гочисленные предприятия этих пионеров Приморья: оленеводческие хо­зяйства, конные заводы, плантации жень-шеня, рыбные промыслы - вот результаты многогранной деятельности этих удивительных людей, которых, может быть, можно сравнить с пионерами Дикого Запада Америки, сумевших своей энергией, предприимчивостью и смелостью создать теперешний благодатный край - Калифорнию и другие штаты Запада.

Вероятно, сравнение пионеров Янковских с американскими пионерами-ковбоями – только поверхностное. Как те, так и другие оживили край, населили, создали предприятия - все это без чьей-либо помощи, без правительственных субсидий, только своими средствами, своими мозолистыми руками, а главное - неусыпной верой и энергией.

На этом, однако, сравнение заканчивается. В то время, как амери­канские пионеры занимали свой Запад главным образом грубой силой, жестокостью по отношению к местному индейскому населению, Янков­ские, поселившиеся на полуострове, в районе только что основанного Владивостока, создали первое крупное хозяйство в Приморье мирным трудом и смекалкой.

Американские ковбои в кабаках развлекались стрельбой не только по зеркалам, люстрам и бутылкам на полках баров, устраивали дуэли на улицах: кто быстрее выхватит револьвер из кобуры и выстрелит в противника первым. Пионеры Янковские тоже владели оружием, но стреляли не в людей, а в диких зверей: тигров и диких кабанов, изоби­ловавших в то время в Приморье. Если и приходилось иногда стрелять в людей, то только для самозащиты от нападавших ’’лесных рыца­рей” – хунхузов.

Но начнем сначала. Основатель дальневосточной семьи Михаил Ива­нович Янковский попал в Восточную Сибирь и затем на Дальний Восток совсем не по своему желанию или выбору. Польский националист, он, после подавления восстания 1863 года, был сослан в Восточную Сибирь.

После отбытия срока на каторге и ссылке на Олекме, на Ленских зо­лотых приисках, М. И. Янковский в 1874 году переселился ”на воль­ное поселение” в Приморье. Там первые пять лет жизни в краю он про­вел на острове Аскольд, где занимал должность управляющего золоты­ми приисками. Проживая на острове Аскольд, он все время совершал поездки по побережью океана, выискивая идеальное место для того, чтобы поселиться там. Поиски его оказались успешными, и он нашел для себя то, что он долго искал: уединенный, пустынный полуостров в

Амурском заливе, недалеко от Владивостока. На этом полуострове он основал свое имение, ставшее со временем знаменитым. Этот полуост­ров до сих пор носит его имя - полуостров Янковского.

Здесь, на полуострове размером в 8 тысяч десятин, М. И. Янковский, путем долголетних опытов, вывел замечательную дальневосточную по­роду лошадей, которой стали пользоваться не только крестьяне, но и военное ведомство, приобретавшее этих коней для нужд кавалерии и конной артиллерии. Нужно отметить, что его достижения в коннозавод­стве получили широкое одобрение. Выведенные на его заводе кони за­воевали многочисленные призы на бегах и скачках, получили медали на сельскохозяйственных выставках.

М. И. Янковский получил широкую известность и как крупный уче­ный – орнитолог и энтомолог, открывший много новых, до этого не­известных, видов птиц и насекомых. Он нашел около ста видов новых для науки дневных и ночных бабочек, из которых нескольким было присвоено его имя. Одним из его замечательных открытий было описа­ние им совершенно нового вида весьма редкой птички – овсянки, жи­вущей на юге Приморья. Через сто лет, уже в советское время, в 1981 году, в Советском Союзе была выпущена специальная почтовая марка, стоимостью в 15 копеек, названная ’’Овсянкой Янковского”.

Деятельность М. И. Янковского была чрезвычайно многогранной. Кроме любимого им коннозаводства, он много времени и труда поло­жил на защиту приморского пятнистого оленя, стараясь защитить жи­вотное от хищнической охоты на него браконьеров, старающихся до­быть ценные панты. М. И. Янковскому удалось увеличить поголовье пятнистого оленя. Нужно отметить, что этот олень славился, да и теперь славится своими пантами, неокостеневшими рогами, содержащими цен­ное лекарственное вещество, носящее название ’’пантокрин”. Дело, на­чатое им, в настоящее время продолжается советскими учеными на Дальнем Востоке. Там сейчас вырабатывают в больших количествах препарат ’’пантокрин”.

Мало того, М. И. Янковский занялся разведением знаменитого кор­ня женьшеня. Им была создана первая в России плантация этого, как тогда называли, корня жизни, весьма популярного в восточной меди­цине.

И это не все. М. И. Янковский занимался также археологическими раскопками, результаты которых публиковались в ’’Известиях” Рус­ского географического общества. Особенно большое внимание при­влекла его работа: ’’Кухонные остатки человека каменного века”. За другую работу - ’’Остров Аскольд” - он получил серебряную медаль Русского географического общества.

Самое замечательное в деятельности этого пионера Приморского края то, что он создал большое дело, добился крупных достижений в науке без какой-либо субсидии со стороны правительственных орга­нов или научных обществ. Его деятельность протекала в весьма труд­ных, если не сказать опасных, условиях, когда ему приходилось иметь дело не только с дикими животными еще девственного края, но и с уг­розой постоянных нападений людей-хищников, хунхузов.

Дело, начатое им, в годы революции оказалось разгромленным. С те­чением времени, однако, его исследования и практическая работа полу­чили признание в Советском Союзе, дело, заложенное им, явилось ба­зой для теперешнего советского хозяйства: оленеводства и производ­ства пантокрина. Там, в бывшем имении Янковского, на полуострове, названном его именем, теперь продолжает дело Янковского крупный приморский совхоз ’’Амурский”.

Будучи еще на острове Аскольд, в первые годы жизни в Приморье, Михаил Иванович Янковский женился на сибирячке, жительнице Ир­кутска, Ольге Лукиничне Кузнецовой.

Дело, начатое М. И. Янковским, продолжал его сын Юрий Михайло­вич, прославившийся в Приморье, а позже и в Корее, как замечатель­ный охотник на тигра и дикого кабана. Основанное отцом оленеводчес­кое дело – разведение пятнистого оленя – продолжало процветать и превратилось в самое большое в мире,

В таежной глуши, на полуострове Янковского, семья Янковских жи­ла поразительной жизнью интеллигентных людей, интересующихся лите­ратурой, музыкой, изобразительным искусством. Для детей были наня­ты учителя, готовившие их по программам гимназий. Экзамены они сдавали экстерном во владивостокских гимназиях.

В имении устраивались вечера и балы, ставились пьесы. Там вечерами одевались, дамы и мужчины, в туалеты прошлых веков. Там танцевали па-де-катр, па-д’эспань, миньон, шаконь и другие салонные танцы на­всегда ушедшего мира.

Свое повествование я пишу по тем отрывочным сведениям, которые мне посчастливилось позаимствовать из писем ныне здравствующей внучки М. И. Янковского, дальневосточной поэтессы Виктории Юрьев­ны Янковской.

Указанные выше спектакли в имении на острове Янковского стави­ла мать Виктории, жена Юрия Михайловича. В молодости она училась в Москве, где жила в доме своей тетки А. Сабашниковой, сестра которой, Екатерина Алексеевна Андреева, была первой женой Бальмонта. С ли­тературным миром тогдашней России семья была связана также через кузину матери, Маргариту Васильевну Сабашникову - первую жену Максимилиана Волошина. Другая кузина матери, Екатерина Карнако- ва-Битнер, была артисткой МХАТа и любимой ученицей Станиславско­го. Ее пасынок – Юлий Бриннер – один из знаменитейших американ­ских актеров.

Наконец на территории Приморья появляется третье поколение - дети Юрия Янковского: две дочери – Муза и Виктория и три сына: Ва­лерий, Арсений и Юрий. Жизнь на природе, в тайге, сделала их искус­ными охотниками, не боявшимися ходить на кабана и тигра. Отец, Юрий Михайлович, его сыновья и дочь Виктория известны были на Дальнем Востоке как опытные следопыты.

Здесь нужно вернуться к тем ’’окаянным годам”, о которых пишет Бунин. Налетел шквал революции и гражданской войны. Даже после окончания гражданской войны на Юге России Приморье еще держалось: национальная русская, белая власть просуществовала там до октября 1922 года. С приходом красных произошел разгром всего того, что бы­ло накоплено тремя поколениями Янковских, создавших благополучие края.

Оставаться в имении ’’Сидеми” было уже нельзя. Началась эвакуа­ция. Семья Янковских решила покинуть родное имение, бросить почти все свое имущество и, пока не поздно, перебраться в Корею. После ее отъезда в заповеднике осталось три тысячи пятнистых оленей.

В последние дни, перед самым приходом красных, Ю. М. Янковский посадил жену, детей и остальных родственников на собственный паро­ход, и они поплыли в корейский порт Сейсин. Взяли с собой служащих имения – всего выехало 68 человек. Пароход тянул на буксире не­сколько огромных барж, на которые были погружены лошади, коровы и автомобиль.

  1. Корея

С октября 1922 года началась для семьи Янковских новая жизнь в изгнании, в Корее. Здесь Юрий Михайлович сам, ’’голыми руками”, как писала его дочь Виктория, создал новое громадное предприятие, имение и курорт. Семья вновь начала жить нормальной жизнью, продолжавшей­ся 23 года, вплоть до прихода красных в 1945 году, когда семья ’’осно­вателей” Приморья была окончательно разгромлена.

Ю. М. Янковский труда не боялся. В молодости побывал он в Амери­ке, был ковбоем в Техасе. Некоторое время жил в Калифорнии, откуда вывез чистокровных лошадей для своего конного завода.

Оказавшись в Корее, он энергично взялся за создание своего нового гнезда. Семья вначале жила в палатках или в скалах под навесами. Эти первые невзгоды были не страшны. Может быть, сказалась многолет­няя охотничья тренировка. Им приходилось во время охотничьих экс­педиций много дней проводить в тайге, и не только летом, но и зимой.

С годами было приобретено имущество – земельные угодья, вклю­чающие огромную долину с рекой и великолпеный морской пляж. Свои имения в Корее Ю. Янковский превратил в первоклассный курорт, ко­торый включал имения ’’Лукоморье” на берегу Японского моря и ’’Но­вину” – в горах. Неподалеку находился радиоактивный горячий источ­ник, который стал привлекать летом курортников из крупных центров русского дальневосточного зарубежья: Шанхая, Харбина, Тяньцзина, Мукдена, Дайрена, Циндао. Зимой стали наезжать охотники на дикого зверя и птицу. Зверья всякого было вдоволь – тигров, диких кабанов, барсов.

Дело процветало, жизнь семьи улучшалась. И не только в материаль­ном отношении, но и в культурном. Летом в имения Янковских съез­жался цвет литературного и артистического мира. Был создан свой театр, построена церковь. Буквально все известные на Дальнем Востоке актеры, музыканты, писатели, журналисты побывали на ’’Лукоморье” или в ’’Новине” Янковских. Это был волшебный мир, будто перенесен­ный на ковре-самолете из Приморья в Корею. Здесь ставились всевоз­можные спектакли при участии лучших артистов Харбина и Шанхая, ба­лет, шарады. Это был мир литературных вечеров и ’’цехов поэтов”. В то же время это был мир деловой инициативы, предприимчивости, мир не изнеженных комфортом созданий, а энергичных людей, не боящихся тяжелого труда и этим трудом создавших себе комфорт и все блага жизни.

Но опять налетел шквал, обрушился на беженцев из Приморья и раз­рушил созданное на чужой земле семейное гнездо. В 1945 году страну наводнили советские войска, появились чекисты, разные СМЕРШи и прочие атрибуты советского строя. И, как опять пишет Виктория, ’’вдаль уходили долины на десятки верст, извивалась река и змеилась вдаль дорога, по которой все ушли августовским утром 1945 года и ни­когда не вернулись”.

Чекисты забрали людей, никогда не живших под советской властью, никогда не бывших советскими гражданами. Увели главу семьи, Юрия Михайловича, двух его сыновей, Валерия и Юрия, двоюродную сестру. Виктории повезло, может быть, потому, что она в это время жила в Маньчжурии. Последние восемь лет в Маньчжурии Виктория прове­ла в совершенной глуши, в тайге. Одному из братьев, Арсению, уда­лось перебраться через 38-ую параллель в Южную Корею, откуда он по­пал в США.

Виктории, одной из всей семьи оставшейся в Маньчжурии, пришлось много испытать: подвергнуться ’’народному суду” с ’’исповедями”, ’’раскулачиванию” и другим притеснениям. Только в пятидесятых го­дах она связалась с внешним миром. Нашлась ее сестра Муза в Чили и брат Арсений в США. 9 марта 1953 года, в день похорон Сталина, Викто­рия выехала на пароходе из Тяньцзина в Гонконг. Дальнейшие этапы: Индия, Италия и Чили (через Панамский канал). Восемь с половиной лет в Чили и наконец – тихая пристань в США, где она поселилась на Русской реке, в Калифорнии.

Тяжела была судьба родных, увезенных в советские истребительные лагеря. Все они как ’’враги народа” были осуждены на 10 лет лагерей.

Юрий Михайлович не дожил до освобождения, умер в тюрьме в Тюме­ни.

Пока он отбывал тюремное заключение, в Советском Союзе вспом­нили его отца, Михаила Ивановича, орнитолога и энтомолога, которого теперь признали крупным ученым. К сыну, Юрию Михайловичу, приез­жали в тюрьму ученые, чтобы познакомиться с его идеями по оленевод­ству и выращиванию женьшеня. Обещали издать его сочинения по отбы­тии им тюремного срока. Но смерть Юрия Михайловича в тюрьме поме­шала этим планам. Правда, позже вышла книга в двух частях: ”По Дальнему Востоку”, в которой была помещена сноска: ”по трудам из­вестного натуралиста и охотника Ю. М. Янковского”. Еще осталась кни­га: ”Полвека охоты на тигров”, изданная в Харбине в 1944 году - се­рия рассказов из охотничьей жизни Юрия Михайловича и его сыновей.

Отца Юрия Михайловича, Михаила Ивановича Янковского, из поль­ского националиста превратили в польского социалиста, сосланного в Сибирь. Вспомнили, что им было открыто около ста видов птиц и насе­комых. Выпустили в честь М. И. Янковского почтовую марку сто­имостью в 15 копеек и даже решили поставить ему памятник во Влади­востоке. Память отца чествуют, а сына сгноили в тюрьме. Все же имя Янковских осталось в названии полуострова и на почтовой марке.

На Русской реке в Калифорнии до сих пор живет и здравствует пред­ставительница третьего поколения Янковских, талантливая поэтесса Виктория Янковская. В 1978 году вышла в свет новая книжка ее сти­хов ”По странам рассеяния”. К присланному мне экземпляру приложе­на фотография молодой ’’дикарки”, когда-то, давно-давно, жившей в приютившей ее Корее. Глядя на фотографию, так и представляешь ее бесшумно идущей по следам тигра или кабана в корейской глуши, ска­чущей на диком коне, дни и ночи проводящей в тайге с верным винчес­тером. Она и сама знает, что она дикарка!

Пусть косматая я, пусть вихрастая – Стричь таких под гребенку нельзя;

Как поток из-под горного пласта я Пробиваюсь, журча и скользя…

Написанное здесь – только малая часть истории пионеров Янков­ских.

Александрия, Виргиния Февраль 1983 г.

’’Замок” Янковского в Сидеми на полуострове Янковского в Приморье