Биографии великих людей. Биографии великих людей Эпизод в горах Кэтскилл

(11.08.1826 - 1910)

Американский ясновидец и оккультист, иногда именуется "Сведенборг Нового Света" (см. Сведенборг). Основные работы: "Философия общения с духами" (1850), "Великая гармония" (1850-1860), "Магический жезл" (автобиография, 1856) и др. Родился в семье сапожника, был пастухом, подмастерьем, лавочником, систематического образования не получил. В 1843 познакомился с магнетизером Левингстоном, который открыл у Д. способности медиума. Далее в течение нескольких лет Д., по его словам, общался с духами (в т.ч. духом самого Сведенборга), от которых получил послание и приказ обнародовать его "для настоящего и будущего блага людей". Самостоятельно разработал оригинальную теорию общения с духами, считая, что по пути самоусовершенствования движутся все души без исключения, и пришел к выводу, что физическая смерть есть освобождение духа. Считал, что спиритизм находится лишь в своей начальной стадии развития, ибо "ни духи, ни люди еще не умеют пользоваться" этой возможностью общения; "но теперь настало время, когда два мира, духовный и естественный, подготовлены к тому, чтобы встретиться и обняться на почве духовной свободы и прогресса" (Д.). В своих книгах изложил полученное откровение, свои взгляды на возникновение жизни на Земле, историю человеческого рода и происхождение религий. Резко критиковал догматы христианства и политику современного ему духовенства. В 1884 Медицинская коллегия США присвоила Д. степень доктора медицины и антропологии.

(1910 ) Место смерти: Отец:

Сэмюэл Дэвис

Мать: Супруга:

Кэтрин Х. де Вулф (1806-1853)
Мэри Фенн Робинсон (1824-1886)
Делла Элизаберт Маркхэм (1839-1928)

Биография

Эндрю Джексон Дэвис родился 11 августа 1826 года в Блуминг-Гроув, Нью-Йорк, в небольшом селении на берегу реки Гудзон . Его отец, подрабатывавший сапожником и ткачом, был алкоголиком. Мать, неграмотная женщина, отличалась фанатичной религиозностью. Мальчик провел трудное и бедное детство не получив никакого образования и с ранних лет начав работать - помощником обувщика. Если верить автобиографии («Магическое», «The Magic Staff»), к 16 годам он прочёл лишь одну книгу, «Катехизис» (хотя впоследствии оппоненты намекали на то, что в действительности он был куда более образован, чем пытался представить). Джексон утвердал, что «психические» способности у него стали проявляться уже в детстве: он якобы слышал «ангельские голоса», дававшие ему советы и утешения, а в день смерти матери увидел «дом в живописной местности, куда по предположению Дэвиса отправилась её душа».

В 1838 году семья переехала в город Поукопси, штат Нью-Йорк. В возрасте 17 лет Дэвис попал на лекцию по месмеризму, которую читал доктор Дж. С. Грамс, профессор юриспруденции из Кастлтонского медицинского колледжа. Полученные знания он попытался применить на практике - поначалу безуспешно. Но вскоре портной по имени Уильям Ливингстон, обладавший гипнотическими способностями, ввел Дэвиса в транс и выяснил, что его подопечный в этом состоянии способен делать странные вещи: читать закрытые книги, ставить диагноз и даже (не обладая никакими медицинскими знаниями) прописывать лечение, которое каким-то образом действительно помогало больным. Под покровительством Ливингстона Дэвис начал развивать способность к ясновидению и занялся целительством. Он утверждал при этом, что человеческое тело становится для его «внутреннего зрения» прозрачным, источающим сияние, которое у больных органов тускнеет. При этом иногда он выполнял диагностические упражнения на расстоянии, позволяя «эфирному телу» высвобождаться из физической оболочки в результате «магнетических манипуляций».

Дэвис, по его собственным словам, совершал «духовные путешествия», после которых подробно описывал землю, какой она была видна с большой высоты, описывал залежи полезных ископаемых, подземные пустоты и т. д.

Примечательно, что на ранних стадиях развития своих психических сил Дэвис не мог вспомнить своих впечатлений сразу после выхода из транса. Но подсознание регистрировало впечатления, и по прошествии времени он мог восстановить их до мельчайших подробностей. Долгое время Дэвис оставался источником, открытым для всех, но закрытым для самого себя. - А. Конан Дойль . История спиритуализма. Глава третья

В Нью-Йорке Дэвис начал заниматься самообразованием и привлек к себе внимание известных людей, в числе которых был и Эдгар По . Вскоре он мог уже погружаться в транс самостоятельно и начал анализировать собственные «психические переживания». Он проводил много времени у постелей умирающих, наблюдая, по его словам, отход души от тела. Результаты этих наблюдений вышли в виде брошюры, но успеха не имели и были затем включены в первый том «Великой гармонии».

Эпизод в горах Кэтскилл

Вечером 6 марта 1844 года с Дэвисом произошло нечто, наложившее отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Сам он утверждал, что под воздействием некой «силы» в состоянии транса выбежал из Поукипси и оказался в горах Кэтскилл, в сорока милях от дома. Здесь он вступил в общение с двумя «выдающимися мужами», в которых позже, задним числом, узнал греческого философа Галена и Эммануила Сведенборга , которые беседовали с ним о медицине и нравственности. Встреча, по словам Дэвиса, принесла ему величайшее просветление. Позже появились предположения, что это путешествие он совершил во сне или в трансе, не выходя из дому, но, как бы то ни было, после этого происшествия характер сообщений, которые он стал получать, изменился.

Дэвис начал проповедовать о природе жизни, строении мира и истоках духовности. В ходе своего непрерывного путешествия по стране он познакомился с практикующим гипнотизером доктором Лайонсом и преподобным Фишбоу, взявшимся записывать речи, которые Дэвис произносил в трансе. В ноябре 1945 года Дэвис начал надиктовывать тексты, которые легли в основу его книги «The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind». Этот литературно-гипнотичсекий опыт продолжался 15 месяцев и свидетелями происходившего были многие известные люди. В частности, доктор Джордж Буш, профессор иврита Нью-Йоркского университета, утверждал, что «…слышал из уст Дэвиса высказывание на древнееврейском языке, представляющее собой изложение географических представлений той эпохи, которую он в своём возрасте не мог изучить за столь короткое время. Он рассуждал о древней библейской истории и мифологии, о происхождении и корнях языка, о развитии цивилизации у различных наций земного шара. Такими познаниями могла бы гордиться любая прославленная школа. Подобную глубину знаний невозможно получить, даже прочитав книги всех библиотек христианского мира».

В книге Дэвис описал свои «душевные полёты», погружения в «состояние наивысшего подъёма», и функцию своего «духовного глаза». Он подробно проанализировал процесс отхождения души от тела (который наблюдал специально подолу оставаясь у постели умиравших людей), рассказал, как эфирное тело покидает «бедную телесную оболочку, оставляя её опустошённой, наподобие оболочки куколки, которую только что покинул мотылёк».

Предсказания Дэвиса

До 1856 года Дэвис предсказал во всех подробностях появление автомобиля и пишущей машинки. В своей книге «Проникновение» он, в частности, писал:

В книге «Принципы природы» (1847) Дэвис предсказал расцвет спиритуализма:

Личность Дэвиса

Дэвис не был религиозен в общепринятом смысле слова, Более того, его версия Евангелие носила, скорее, критический характер. По словам А. Конан Дойля, он был, однако, «…честным, серьёзным, неподкупным, борющимся за правду человеком… и отличался большой щепетильностью во всех своих словах и поступках».

Исследователи феномена Дэвиса отмечали, что он был почти неграмотен и не читал книг.

- А. Конан Дойль

Особенности философии Дэвиса

Дэвис считал, что путь прогресса для человечества - это «борьба с грехом», не только в библейском смысле слова: к последнему он относил слепой фанатизм и ограниченность.

Свое «учение» (излагавшееся с использованием длинных непонятных терминов, которые потребовали созданяи целого словаря) он именовал «документальной религией», хотя религией в обычном смысле слова оно не было, а, скорее, напоминало свод мнений о строении мира, механизмах природы и истоках духовности («Философия гармонии», «Божественные откровения природы», «Univercoelum»).

В описаниях посмертной жизни Дэвис следовал Сведенборгу (которого многие считали его духом-наставником), описывая жизнь, похожую на земную - «полуматериальную», лишь отчасти измененную смертью. Дэвис подробно описывал стадии развития, которые человеческому духу приодится преодолевать в процессе восхождения к божественным сферам.

По слова А. Конан Дойля, -

Последние годы

С период с 1845 по 1885 годы Дэвис написал около тридцати книг, посвященных различным темам - от космологии до медицины, - и две автобиографии: The Magic Staff (1857) и Beyond the Valley (1885). В 1878 году Дэвис порвал со спиритуализмом, осудив стремление его сторонников к сенсационным «чудесам» на сеансах и отсутствие интереса к философии явления. В 1886 году Дэвис получил медицинскую ученую степень в нью-йоркском Медицинском колледже и занялся ортодоксальной медицинской деятельностью. Он вернулся в Бостон, где открыл небольшой книжный магазин, где продавал также лечебные травы, которые сам же прописывал пациентам. Эндрю Джексон Дэвис скончался в Бостоне в 1910 году.

Основные произведения

  • «The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind»
  • The Great Harmonia (1850-1861), энциклопедия в шести томах
  • The Philosophy of Special Providences (1850)
  • The Magic Staff (1857), автобиография
  • Arabula: or the Divine Guest (со сборником Нового Евангелие)
  • Stellar Key to the Summer Land (1868)
  • Tale of a Physician or The Seeds and Fruits of Crime (1869)
  • Views of Our Heavenly Home (1878)
  • The Fountain with Jets of New Meanings (1870)

Примечания

Эндрю Джексон Дэвис
Имя при рождении:

Andrew Jackson Davis

Род деятельности:
Дата рождения:
Место рождения:

Блуминг-Гроув
Орандж Каунти
Нью-Йорк

Гражданство:
Дата смерти:
Место смерти:

Бостон, США

Отец:

Сэмюэл Дэвис

Мать:

Элизаберт (Робинсон)

Супруга:

Кэтрин Х. де Вулф (1806-1853)
Мэри Фенн Робинсон (1824-1886)
Делла Элизаберт Маркхэм (1839-1928)


Эндрю Джексон Дэвис (англ. Andrew Jackson Davis , 11 августа 1826 года - 13 января 1910 года) - американский медиум и ясновидящий, которого последователи спиритуализма считают одним из основателей этого учения. Первую известность Дэвису принесла надиктованная им в трансе книга «The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind», за которой последовала The Great Harmonia, выдержавшая в США 40 переизданий.

Биография

Эндрю Джексон Дэвис родился 11 августа 1826 года в Блуминг-Гроув, Нью-Йорк, в небольшом селении на берегу реки Гудзон. Его отец, подрабатывавший сапожником и ткачом, был алкоголиком. Мать, неграмотная женщина, отличалась фанатичной религиозностью. Мальчик провел трудное и бедное детство не получив никакого образования и с ранних лет начав работать - помощником обувщика. Если верить автобиографии («Магическое», «The Magic Staff»), к 16 годам он прочёл лишь одну книгу, «Катехизис» (хотя впоследствии оппоненты намекали на то, что в действительности он был куда более образован, чем пытался представить). Джексон утверждал, что «психические» способности у него стали проявляться уже в детстве: он якобы слышал «ангельские голоса», дававшие ему советы и утешения, а в день смерти матери увидел «дом в живописной местности, куда по предположению Дэвиса отправилась её душа».

В 1838 году семья переехала в город Поукопси, штат Нью-Йорк. В возрасте 17 лет Дэвис попал на лекцию по месмеризму, которую читал доктор Дж. С. Грамс, профессор юриспруденции из Кастлтонского медицинского колледжа. Полученные знания он попытался применить на практике - поначалу безуспешно. Но вскоре портной по имени Уильям Ливингстон, обладавший гипнотическими способностями, ввёл Дэвиса в транс и выяснил, что его подопечный в этом состоянии способен делать странные вещи: читать закрытые книги, ставить диагноз и даже (не обладая никакими медицинскими знаниями) прописывать лечение, которое каким-то образом действительно помогало больным. Под покровительством Ливингстона Дэвис начал развивать способность к ясновидению и занялся целительством. Он утверждал при этом, что человеческое тело становится для его «внутреннего зрения» прозрачным, источающим сияние, которое у больных органов тускнеет. При этом иногда он выполнял диагностические упражнения на расстоянии, позволяя «эфирному телу» высвобождаться из физической оболочки в результате «магнетических манипуляций». Дэвис, по его собственным словам, совершал «духовные путешествия», после которых подробно описывал землю, какой она была видна с большой высоты, описывал залежи полезных ископаемых, подземные пустоты и т. д.

Примечательно, что на ранних стадиях развития своих психических сил Дэвис не мог вспомнить своих впечатлений сразу после выхода из транса. Но подсознание регистрировало впечатления, и по прошествии времени он мог восстановить их до мельчайших подробностей. Долгое время Дэвис оставался источником, открытым для всех, но закрытым для самого себя. -

А. Конан Дойль. История спиритуализма. Глава третья

В Нью-Йорке Дэвис начал заниматься самообразованием и привлек к себе внимание известных людей, в числе которых был и Эдгар По. Вскоре он мог уже погружаться в транс самостоятельно и начал анализировать собственные «психические переживания». Он проводил много времени у постелей умирающих, наблюдая, по его словам, отход души от тела. Результаты этих наблюдений вышли в виде брошюры, но успеха не имели и были затем включены в первый том «Великой гармонии».

Происшествие в горах Кэтскилл

Вечером 6 марта 1844 года с Дэвисом произошло нечто, наложившее отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Сам он утверждал, что под воздействием некой «силы» в состоянии транса выбежал из Поукипси и оказался в горах Кэтскилл, в сорока милях от дома. Здесь он вступил в общение с двумя «выдающимися мужами», в которых позже, задним числом, узнал греческого философа Галена и Эммануила Сведенборга, которые беседовали с ним о медицине и нравственности. Встреча, по словам Дэвиса, принесла ему величайшее просветление. Позже появились предположения, что это путешествие он совершил во сне или в трансе, не выходя из дому, но, как бы то ни было, после этого происшествия характер сообщений, которые он стал получать, изменился.

Дэвис начал проповедовать о природе жизни, строении мира и истоках духовности. В ходе своего непрерывного путешествия по стране он познакомился с практикующим гипнотизером доктором Лайонсом и преподобным Фишбоу, взявшимся записывать речи, которые Дэвис произносил в трансе.

В ноябре 1845 года Дэвис начал надиктовывать тексты, которые легли в основу его книги «The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind». Этот литературно-гипнотичсекий опыт продолжался 15 месяцев и свидетелями происходившего были многие известные люди. В частности, доктор Джордж Буш, профессор иврита Нью-Йоркского университета, утверждал, что «…слышал из уст Дэвиса высказывание на древнееврейском языке, представляющее собой изложение географических представлений той эпохи, которую он в своём возрасте не мог изучить за столь короткое время. Он рассуждал о древней библейской истории и мифологии, о происхождении и корнях языка, о развитии цивилизации у различных наций земного шара. Такими познаниями могла бы гордиться любая прославленная школа. Подобную глубину знаний невозможно получить, даже прочитав книги всех библиотек христианского мира».

В книге Дэвис описал свои «душевные полёты», погружения в «состояние наивысшего подъёма», и функцию своего «духовного глаза». Он подробно проанализировал процесс отхождения души от тела (который наблюдал специально подолгу оставаясь у постели умиравших людей), рассказал, как эфирное тело покидает «бедную телесную оболочку, оставляя её опустошённой, наподобие оболочки куколки, которую только что покинул мотылёк».

Предсказания Дэвиса

До 1856 года Дэвис предсказал во всех подробностях появление автомобиля и пишущей машинки. В своей книге «Проникновение» он, в частности, писал:


Задолго до открытия Плутона (в 1933 году) Дэвис писал о девяти планетах Солнечной системы, причём точно указал плотность Нептуна. (С другой стороны, он считал, что Солнечная система имеет «второй центр» и указывал на наличие некой «высшей расы», населяющей Сатурн.).

В книге «Принципы природы» (1847) Дэвис предсказал расцвет спиритуализма:


В дневнике от 31 марта 1848 года Дэвис записал: «Утром, как только рассвело, тёплое дыхание коснулось моего лица, и я услышал сильный звучный голос: „Брат мой, сегодня мы начали славное дело: ты увидишь рождение нового жизненного проявления.“ Я остался в недоумении, не поняв смысла полученного сообщения». В тот день в Гайдсвилле сестры Фокс впервые вступили в общение с невидимой сущностью посредством стуков.

Особенности характера

Дэвис не был религиозен в общепринятом смысле слова. Более того, его версия Евангелие носила, скорее, критический характер. По словам А. Конан Дойля, он был, однако, «…честным, серьёзным, неподкупным, борющимся за правду человеком… и отличался большой щепетильностью во всех своих словах и поступках».

Исследователи феномена Дэвиса отмечали, что он был почти неграмотен и не читал книг.


Философия Дэвиса

Э. Дж. Дэвис, ок. 1900

Дэвис считал, что путь прогресса для человечества - это «борьба с грехом», не только в библейском смысле слова: к последнему он относил слепой фанатизм и ограниченность. Своё «учение» (излагавшееся с использованием длинных непонятных терминов, которые потребовали создания целого словаря) он именовал «документальной религией», хотя религией в обычном смысле слова оно не было, а, скорее, напоминало свод мнений о строении мира, механизмах природы и истоках духовности («Философия гармонии», «Божественные откровения природы», «Univercoelum»).

В описаниях посмертной жизни Дэвис следовал Сведенборгу (которого многие считали его духом-наставником), описывая жизнь, похожую на земную - «полуматериальную», лишь отчасти измененную смертью. Дэвис подробно описывал стадии развития, которые человеческому духу приходится преодолевать в процессе восхождения к божественным сферам. По слова А. Конан Дойля, «…Он продвинулся ещё на один шаг вслед за Сведенборгом, не имея такого развитого интеллекта, которым отличался великий шведский мэтр. Сведенборг видел ад и рай такими, как их детально описал Дэвис. Однако Сведенборгу не удалось чётко определить сущность смерти и истинную природу мира духов, как это сделал его американский преемник».

Последние годы

С период с 1845 по 1885 годы Дэвис написал около тридцати книг, посвященных различным темам - от космологии до медицины, - и две автобиографии: The Magic Staff (1857) и Beyond the Valley (1885). В 1878 году Дэвис порвал со спиритуализмом, осудив стремление его сторонников к сенсационным «чудесам» на сеансах и отсутствие интереса к философии явления. В 1886 году Дэвис получил медицинскую ученую степень в нью-йоркском Медицинском колледже и занялся ортодоксальной медицинской деятельностью. Он вернулся в Бостон, где открыл небольшой книжный магазин, где продавал также лечебные травы, которые сам же прописывал пациентам. Эндрю Джексон Дэвис скончался в Бостоне в 1910 году.

Основные произведения
  • «The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind»
  • The Great Harmonia (1850-1861), энциклопедия в шести томах
  • The Philosophy of Special Providences (1850)
  • The Magic Staff (1857), автобиография
  • Arabula: or the Divine Guest (со сборником Нового Евангелие)
  • Stellar Key to the Summer Land (1868)
  • Tale of a Physician or The Seeds and Fruits of Crime (1869)
  • Views of Our Heavenly Home (1878)
  • The Fountain with Jets of New Meanings (1870)

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Эндрю Джексон Дэвис (англ. Andrew Jackson Davis, 11 августа 1826 года - 13 января 1910 года) - американский медиум и ясновидящий, которого последователи спиритуализма считают одним из основателей этого учения. Первую известность Дэвису принесла надиктованная им в трансе книга «The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind», за которой последовала The Great Harmonia, выдержавшая в США 40 переизданий.

Биография

Эндрю Джексон Дэвис родился 11 августа 1826 года в Блуминг-Гроув, Нью-Йорк, в небольшом селении на берегу реки Гудзон. Его отец, подрабатывавший сапожником и ткачом, был алкоголиком. Мать, неграмотная женщина, отличалась фанатичной религиозностью. Мальчик провел трудное и бедное детство не получив никакого образования и с ранних лет начав работать - помощником обувщика. Если верить автобиографии («Магическое», «The Magic Staff»), к 16 годам он прочёл лишь одну книгу, «Катехизис» (хотя впоследствии оппоненты намекали на то, что в действительности он был куда более образован, чем пытался представить). Джексон утверждал, что «психические» способности у него стали проявляться уже в детстве: он якобы слышал «ангельские голоса», дававшие ему советы и утешения, а в день смерти матери увидел «дом в живописной местности, куда по предположению Дэвиса отправилась её душа».

В 1838 году семья переехала в город Поукопси, штат Нью-Йорк. В возрасте 17 лет Дэвис попал на лекцию по месмеризму, которую читал доктор Дж. С. Грамс, профессор юриспруденции из Кастлтонского медицинского колледжа. Полученные знания он попытался применить на практике - поначалу безуспешно. Но вскоре портной по имени Уильям Ливингстон, обладавший гипнотическими способностями, ввёл Дэвиса в транс и выяснил, что его подопечный в этом состоянии способен делать странные вещи: читать закрытые книги, ставить диагноз и даже (не обладая никакими медицинскими знаниями) прописывать лечение, которое каким-то образом действительно помогало больным. Под покровительством Ливингстона Дэвис начал развивать способность к ясновидению и занялся целительством. Он утверждал при этом, что человеческое тело становится для его «внутреннего зрения» прозрачным, источающим сияние, которое у больных органов тускнеет. При этом иногда он выполнял диагностические упражнения на расстоянии, позволяя «эфирному телу» высвобождаться из физической оболочки в результате «магнетических манипуляций». Дэвис, по его собственным словам, совершал «духовные путешествия», после которых подробно описывал землю, какой она была видна с большой высоты, описывал залежи полезных ископаемых, подземные пустоты и т. д.

Примечательно, что на ранних стадиях развития своих психических сил Дэвис не мог вспомнить своих впечатлений сразу после выхода из транса. Но подсознание регистрировало впечатления, и по прошествии времени он мог восстановить их до мельчайших подробностей. Долгое время Дэвис оставался источником, открытым для всех, но закрытым для самого себя. -

А. Конан Дойль. История спиритуализма. Глава третья

В Нью-Йорке Дэвис начал заниматься самообразованием и привлек к себе внимание известных людей, в числе которых был и Эдгар По. Вскоре он мог уже погружаться в транс самостоятельно и начал анализировать собственные «психические переживания». Он проводил много времени у постелей умирающих, наблюдая, по его словам, отход души от тела. Результаты этих наблюдений вышли в виде брошюры, но успеха не имели и были затем включены в первый том «Великой гармонии».

Происшествие в горах Кэтскилл

Вечером 6 марта 1844 года с Дэвисом произошло нечто, наложившее отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Сам он утверждал, что под воздействием некой «силы» в состоянии транса выбежал из Поукипси и оказался в горах Кэтскилл, в сорока милях от дома. Здесь он вступил в общение с двумя «выдающимися мужами», в которых позже, задним числом, узнал греческого философа Галена и Эммануила Сведенборга, которые беседовали с ним о медицине и нравственности. Встреча, по словам Дэвиса, принесла ему величайшее просветление. Позже появились предположения, что это путешествие он совершил во сне или в трансе, не выходя из дому, но, как бы то ни было, после этого происшествия характер сообщений, которые он стал получать, изменился.

ФЕНОМЕН-МЕДИУМ ЭНДРЮ ДЭВИС

Американский медиум и ясновидящий Эндрю Джексон Дэвис (1826–1910), которого последователи спиритуализма считают одним из основателей этого учения, был невероятно интересной личностью. Его феномен не разгадан до сих пор.

*********************************************************************************************

«…Мир человека откроется для контактов, и духовное общение станет такой же нормой, как это возможно происходит с жителями Марса, Юпитера и Сатурна», - утверждал Эндрю Дэвис.

ФАКТЫ БИОГРАФИИ

Исследователи феномена Дэвиса отмечали, что он был почти неграмотен и не читал книг.

Всемирно известный создатель книг о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойль, серьезно интересовавшийся спиритуализмом, писал о Эндрю: «Совершенно ясно, что любая труба может пропустить поток не больше определенного диаметра. Пользуясь этой метафорой можно сказать, что «диаметр» Дэвиса отличался от «диаметра» Сведенборга: Сведенборг являлся одним из образованнейших людей в Европе, тогда как Дэвис был всего лишь невежественным подростком из штата Нью-Йорк, но оба получали свои знания в состоянии транса. Откровение Сведенборга, быть может, более значительное, оказалось под воздействием его собственного ума, тогда как откровение Дэвиса являло собой несравнимо большее чудо».

Действительно, детство Эндрю никак нельзя назвать счастливым или благополучным. Он родился 11 августа 1826 года в Блуминг-Гроув, Нью-Йорк, в небольшом селении на берегу реки Гудзон. Его отец, подрабатывавший сапожником и ткачом, беспробудно пил, превратившись в алкоголика. Мать, не знавшая грамоты, отличалась фанатичной религиозностью.

Когда малышу подбирали имя, дом посетил друг семьи - дядя Маффет. Он посмотрел на младенца и сказал: «Я собираюсь голосовать за героя Нового Орлеана. Это - замечательный человек! Хочу, чтобы этот мальчик принял его имя - Эндрю Джексон». Помолчав, добавил загадочные слова: «Однако имя того большого человека не будет более значительным, чем имя вашего сына, когда он вырастет…». Но на пророчество Дяди никто не обратил внимания.

Трудное и бедное детство Эндрю не предполагало получения никакого образования, но зато с ранних лет он начал работать помощником обувщика.

Как рассказывал Дэвис в автобиографии («Магическое», «The Magic Staff»), к 16 годам он прочел лишь одну книгу, «Катехизис» (хотя впоследствии оппоненты намекали на то, что в действительности он был куда более образован, чем пытался представить). Джексон утверждал, что «психические» способности у него стали проявляться уже в 12-летнем возрасте, когда его отдали на заработки к соседу-фермеру. Он якобы слышал «ангельские голоса», дававшие ему советы и утешения.

А в день смерти матери увидел «дом в живописной местности, куда по предположению Дэвиса отправилась ее душа»: «…Я услышал неожиданно и явственно голос матери. Она просила меня посмотреть на большой красивый дом, утопавший в зелени сада. «Я теперь живу здесь - говорил голос - и мне очень хорошо…». Отчетливо звучащий, родной голос, невозможно было спутать с каким-то другим! Все это я видел и слышал, двигаясь к дому. Переступив его порог, я узнал, что моя мать недавно умерла. Немного погодя я понял, что все виденное мною по дороге домой, было свидетельством не ее смерти, а новой жизни, о которой мать сообщила мне так красиво…».

Дэвис не был религиозен в общепринятом смысле слова, Более того, его версия Евангелие носила, скорее, критический характер. По словам А. Конан Дойля, он был, однако, «…честным, серьезным, неподкупным, борющимся за правду человеком… и отличался большой щепетильностью во всех своих словах и поступках».

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА

В 1838 году семья по настоянию Эндрю, которому такой шаг велел сделать внутренний голос, переехала в город Поукопси, штат Нью-Йорк. В возрасте 17 лет Дэвис попал на лекцию по месмеризму, которую читал доктор Дж. С. Грамс, профессор юриспруденции из Кастлтонского медицинского колледжа.

Дэвис рассказывал: «Профессор, как фокусник, сделал несколько движении руками, и властно сказал мне, сидевшему перед ним с закрытыми глазами: «Вы не сможете открыть ваши глаза!» Он ошибался! Я открыл глаза без каких-либо усилий…». История с гипнозом имела необычное продолжение. Биограф Эндрю Юрген Оливер рассказывает: «В городе жил еврей Вильям Левингстон - портной по профессии. Придя к нему дня через три после неудавшегося публичного сеанса гипноза, Дэвис рассказал об этом эпизоде и неожиданно услышал от Вильяма предложение загипнотизировать его, юноша сразу же согласился, но Левингстон попросил Дэвиса приехать в его дом ночью. Гипнотизёр-любитель, в отличие от профессионала, быстро ввел юного Дэвиса в транс и наблюдал поразительные вещи!

Эндрю Джексон без просьбы со стороны гипнотизера сразу сообщил Левингстону о его застарелой болезни. Хозяин дома был немало удивлен. Он действительно страдал от болезни, которую тщательно скрывал от родственников и знакомых. Тогда же, Вильям попросил пребывавшего в трансе Дэвиса сообщить о здоровье его жены. Недавно женщина была у врача. Доктор, при осмотре, заподозрил у нее заболевание, но прежде чем объявить окончательный диагноз, решил понаблюдать ее. Дэвис спокойно и уверенно сообщил диагноз, предложив лечение и лекарство. В том же ночном сеансе гипноза Дэвис исполнил все задания Вильяма: читал закрытые книги, не прикасаясь к ним, называл время на часах, висевших в соседней комнате, предупредил о событиях, возможных в жизни семьи Левингстона, которые действительно случились через несколько дней».

Под покровительством Ливингстона Дэвис начал развивать способность к ясновидению и занялся целительством. Он утверждал при этом, что человеческое тело становится для его «внутреннего зрения» прозрачным, источающим сияние, которое у больных органов тускнеет. При этом иногда он выполнял диагностические упражнения на расстоянии, позволяя «эфирному телу» высвобождаться из физической оболочки в результате «магнетических манипуляций».

«Юным чудом» заинтересовались медики и священники. Вильям Фишбоу - пастор протестантской церкви, познакомившись с ним и убедившись в его способностях, записал в своем дневнике: «… Мальчик показал в трансе ясновидение». Позднее он отметил, что Эндрю Джексон Дэвис, пребывая в трансе, диагностировал больных, использовал подобно врачу, медицинскую терминологию и делал это без каких-либо усилий. Юноша с весьма скромными познаниями и жизненным опытом, точно следовал специфическим описаниям болезни, отмечал ее истоки, развитие возможной патологии и предлагал известные (а зачастую тогда еще неизвестные!) способы лечения, лекарства и процедуры, которые приводили пациентов к полному выздоровлению.

Дэвис, по его собственным словам, совершал «духовные путешествия», после которых подробно описывал землю, какой она была видна с большой высоты, описывал залежи полезных ископаемых, подземные пустоты и т. д.

Вильям Левингстон, предложивший Дэвису совместный бизнес по лечению больных, оставил профессию портного и стал персональным гипнотизером Дэвиса в городке Поукипси, где оба тогда жили. Дэвис переехал в дом Ливингстона и лечил, полагаясь только на один критерий - успешное избавление пациентов от болезней.

Артур Конан Дойль пишет: «Примечательно, что на ранних стадиях развития своих психических сил Дэвис не мог вспомнить своих впечатлений сразу после выхода из транса. Но подсознание регистрировало впечатления, и по прошествии времени он мог восстановить их до мельчайших подробностей. Долгое время Дэвис оставался источником, открытым для всех, но. закрытым для самого себя».

В БОЛЬШОМ ЯБЛОКЕ

В Нью-Йорке Дэвис начал заниматься самообразованием и привлек к себе внимание известных людей, в числе которых был и Эдгар По. Вскоре он мог уже погружаться в транс самостоятельно и начал анализировать собственные «психические переживания». Он проводил много времени у постелей умирающих, наблюдая, по его словам, отход души от тела.

Биограф спирита Юрген Оливер пишет: «В 1845 году Эндрю Джексон Дэвис обратился к доктору Силасу Лиону с просьбой стать его постоянным гипнотизером. Оба переехали в Нью-Йорк, и Дэвис продолжает зарабатывать на жизнь, занимаясь лечебной практикой под гипнозом. Тогда же он написал преподобному Вильяму Фишбоу, с которым подружился, что его интересы в области изучения природы и духовного мира человека чрезвычайно широки и попросил пастора стать его личным стенографом, чтобы надиктовать в гипнотическом трансе материал для своих публичных лекций. Дэвис почувствовал острую потребность в публичности. Хорошо образованного пастора приводили в восторг новые идеи в области биологии, физики, космологии, которые Дэвис излагал под гипнозом и он согласился с его желанием. В. Фишбоу оставляет Нью-Хейвен, где родился и жил, переезжает в Нью-Йорк, поселившись рядом с Эндрю Джексоном Дэвисом.

Однако лекции Дэвиса по надиктованным и записанным материалам успехом не пользуются. Происходит это потому, что при бодрствовании, встав за кафедру, он утрачивает убедительность и увлекательность устного изложения. Идеи, на то время незнакомые и даже дерзкие, лектором излагаются «по бумажке, монотонно и скучно. Многим они кажутся даже нелепыми. К тому же просвещенные слушатели недоумевают, обнаружив косноязычие, а порой и откровенное невежество Дэвиса.

По совету пастора, он прекращает публичные выступления. Теперь Вильям Фишбоу посвящает все свое время записям текстов, диктуемых Дэвисом, введенным Силасом Лионом в гипнотический транс. Пастор много работает, тщательно редактируя записи, систематизирует их по темам, формируя грамотный и весьма убедительный текст, заслуженно претендующий на роль глубокого научного трактата. Так была создана первая и самая значительная семисотстраничная книга Эндрю Джексона Дэвиса: «Принципы природы…» (The Principles of Nature, her Divine Revelations and Vice to Making»). Работа длилась 15 месяцев. Свидетелями происходящего был не только гипнотизер, но многие известные тогда ученые, приглашенные преподобным Вильямом Фишбоу на сеансы гипноза. Не вмешиваясь в процесс диктования и записи, они констатировали поразительную широту научной эрудиции Эндрю Джексона Дэвиса, признавали оригинальность звучавших идей из области физики, химии, биологии, медицины, психологии, к которым он апеллировал в своих рассуждениях».

НЕВЕРОЯТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Как пишет источник: «Вечером 6 марта 1844 года с Дэвисом произошло нечто, наложившее отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Сам он утверждал, что под воздействием некой «силы» в состоянии транса выбежал из Поукипси и оказался в горах Кэтскилл, в сорока милях от дома. Здесь он вступил в общение с двумя «выдающимися мужами», в которых позже, задним числом, узнал греческого философа Галена и Эммануила Сведенборга, которые беседовали с ним о медицине и нравственности. Встреча, по словам Дэвиса, принесла ему величайшее просветление. Позже появились предположения, что это путешествие он совершил во сне или в трансе, не выходя из дому, но, как бы то ни было, после этого происшествия характер сообщений, которые он стал получать, изменился.

Дэвис начал проповедовать о природе жизни, строении мира и истоках духовности. В ходе своего непрерывного путешествия по стране он познакомился с практикующим гипнотизером доктором Лайонсом и преподобным Фишбоу, взявшимся записывать речи, которые Дэвис произносил в трансе. В ноябре 1945 года Дэвис начал надиктовывать тексты, которые легли в основу его книги «The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind». Этот литературно-гипнотический опыт продолжался 15 месяцев и свидетелями происходившего были многие известные люди.

В частности, доктор Джордж Буш, профессор иврита Нью-Йоркского университета, утверждал, что «… слышал из уст Дэвиса высказывание на древнееврейском языке, представляющее собой изложение географических представлений той эпохи, которую он в своем возрасте не мог изучить за столь короткое время. Он рассуждал о древней библейской истории и мифологии, о происхождении и корнях языка, о развитии цивилизации у различных наций земного шара. Такими познаниями могла бы гордиться любая прославленная школа. Подобную глубину знаний невозможно получить, даже прочитав книги всех библиотек христианского мира».

В книге Дэвис описал свои «душевные полеты», погружения в «состояние наивысшего подъема», и функцию своего «духовного глаза». Он подробно проанализировал процесс от-хождения души от тела (который наблюдал специально подолгу оставаясь у постели умиравших людей), рассказал, как эфирное тело покидает «бедную телесную оболочку, оставляя ее опустошенной, наподобие оболочки куколки, которую только что покинул мотылек».

Исследователи феномена Эндрю Джексона Дэвиса, сравнивая его образ мыслей до «Кэтскилльского чуда» и после отмечали поразительное сходство стилистики изложенных им в гипнозе текстов новых сочинений с работами Эммануэля Сведенборга, посвященному теологическим проблемам. Сходство было настолько велико, что создатель легендарного Шерлока Холмса - Артур Конан Дойль, лично встречавшийся с Дэвисом, заметил: «Совершенно ясно, что любая труба может выпустить поток не больше определенного диаметра. Пользуясь этой метафорой можно сказать, что «диаметр» Дэвиса отличался от «диаметра» Сведенборга: Сведенборг являлся одним из образованнейших людей в Европе, тогда как Дэвис был всего лишь невежественным юношей из штата Нью-Йорк, но оба они получали свои знания в состоянии транса. Откровение Сведенборга, быть может, более значительное, оказалось под воздействием его собственного ума, тогда как откровение Дэвиса являло собой несравнимо большее чудо».

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗЗРЕНИЙ ЭНДРЮ ДЭВИСА

В основу своих философских воззрений Дэвис положил постулат, что путь прогресса для человечества - это «борьба с грехом», не только в библейском смысле слова, относя к последнему слепой фанатизм и ограниченность. Свое «учение» (излагавшееся с использованием длинных непонятных терминов, которые потребовали создания целого словаря) он именовал «документальной религией», хотя религией в обычном смысле слова оно не было, а, скорее, напоминало свод мнений о строении мира, механизмах природы и истоках духовности («Философия гармонии», «Божественные откровения природы», «Univercoelum»).

В описаниях посмертной жизни Дэвис следовал Сведенборгу (которого многие считали его духом-наставником), описывая жизнь, похожую на земную - «полуматериальную», лишь отчасти измененную смертью. Дэвис подробно описывал стадии развития, которые человеческому духу приходится преодолевать в процессе восхождения к божественным сферам. По слова А. Конан Дойля, «…Он продвинулся еще на один шаг вслед за Сведенборгом, не имея такого развитого интеллекта, которым отличался великий шведский мэтр. Сведенборг видел ад и рай такими, как их детально описал Дэвис. Однако Сведенборгу не удалось четко определить сущность смерти и истинную природу мира духов, как это сделал его американский преемник».

СБЫВШИЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ

Как будто специально для тех, кто не верит в спиритизм и возможности медиумов, до 1856 года Дэвис предсказал во всех подробностях появление пишущей машинки: «…Аппарат будет иметь конструкцию пианино: набор клавиш с буквами и человек сможет записывать стихи и даже проповеди…»: и самолета: «…Будет изобретен механизм, способный использовать противоположно направленные потоки воздуха для легкого, безопасного и приятного полета, подобно полету птиц, при помощи новой двигательной силы…».

В своей книге «Проникновение» задолго до изобретения Генри Фордом автомобиля, он, в частности, писал: «Приближаются дни, когда экипажи и вагоны-салоны для путешествий появятся на сельских дорогах. Без лошадей, без пара или иной видимой силы они смогут передвигаться с большой скоростью и совершенно безопасно. Экипажи, снабженные механизмами, которые удобно размещаются между передними колесами, будут двигаться благодаря необычным и несложным смесям жидких и атмосферных газов.

Известно, что Плутон был открыт лишь в 1933 году. Задолго до этого Дэвис писал о девяти планетах Солнечной системы, причем точно указал плотность Нептуна. Правда, он ошибочно считал, что Солнечная система имеет «второй центр» и указывал на наличие некой «высшей расы», населяющей Сатурн.

В книге «Принципы природы» (1847) Дэвис предсказал расцвет спиритуализма, написав: «Духи действительно общаются друг с другом, даже если один из них находится в теле, а другой - в высших сферах. Если человек подсознательно одержим потоком психических сил и не осознает этого факта, то силы могут реализовываться в виде жизненных проявлений. Мир будет приветствовать приход новой эры, когда духовный мир человека откроется для контактов и духовное общение станет такой же нормой, как это, возможно, происходит с жителями Марса, Юпитера и Сатурна…».

В дневнике от 31 марта 1848 года Дэвис записал: «Утром, как только рассвело, теплое дыхание коснулось моего лица, и я услышал сильный звучный голос: «Брат мой, сегодня мы начали славное дело: ты увидишь рождение нового жизненного проявления». Я остался в недоумении, не поняв смысла полученного сообщения». В тот день в Гайдсвилле сестры Фокс впервые вступили в общение с невидимой сущностью посредством стуков».

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ И РАЗРЫВ СО СПИРИТУАЛИЗМОМ

В период с 1845 по 1885 годы Дэвис написал около тридцати книг, посвященных различным темам - от космологии до медицины, - и две автобиографии: «The Magic Staff» (1857) и «Beyond the Valley» (1885).

В круг общения Дэвиса входили самые известные люди страны, в том числе - президент США Авраам Линкольн, которого Дэвис поддерживал, энергично выступая против расовой дискриминации и рабства чернокожего населения страны.

Медиум даже четыре года (с 1860 по 1864) издавал журнал «Herald», офис которого был в Нью-Йорке, в котором наряду со статьями о Библии, спиритизме, публиковались статьи о правах женщин, детей, рассказывалось о реформах, планировавшихся правительством Авраама Линкольна, о Гражданской войне, которая шла в то время в США.

В 1878 году Дэвис порвал со спиритуализмом, осудив стремление его сторонников к сенсационным «чудесам» на сеансах и отсутствие интереса к философии явления.

Как пишет биограф: «Неожиданно для всех в 56 лет Дэвис стал студентом медицинского колледжа.

Историки умалчивают о том - завершил ли он медицинское образование, но доподлинно известно, что в 1883 году ему было присвоено звание Доктора Медицины, а позднее и степень Доктора Антропологии. Его жена - Делфин Элизабет Мархаму - окончила медицинский колледж, в котором он учился. Как подчеркивают современники, Дэвис впервые в Соединенных Штатах активно проводил в жизнь требования профилактической медицины и гигиены, пытаясь даже преподавать этот спецкурс в медицинском колледже совместно со своей женой.

Устав от напряжения, связанного с его желанием в середине жизни выглядеть образованным человеком при реально скудном развитии интеллекта, ограниченного религиозно-мистической ориентацией и активностью в гипнотическом состоянии, Дэвис удалился в Бостон, где открыл маленький книжный магазин. Продажа книг - это были в основном его личные сочинения, записанные под его диктовку, отредактированные и изданные при попечительстве преподобного Вильяма Фишбоу - не приносила дохода. В потайной маленькой комнате Дэвис принимал пациентов, которых лечил, будучи в гипнотическом трансе.

В те годы часто звучал вопрос, обращенный к нему. «Если вы были одарены возможностью посещать по желанию Высшие Сферы, а так же имели доступ к источникам неограниченного знания и мудрости, почему вы не дали нам больше информации относительно духовных истин, естественных законов и пророчеств?». Эндрю Джексон Дэвис отвечал: «Поскольку знание этой Сферы выше понимания человеческого разума, мне не разрешают остановиться на этом так подробно, как хотелось бы. Мне кажется, что все полученное мною из Высшей Сферы было предназначено, чтобы духовно поднять жителей Земли, то есть очищать их духовные чувства. Я думаю, что знания, которые я получал, служили человеческому роду для лучшего понимания себя, а то, к чему я не был допущен, мы не должны были еще знать…».

Анна ВАСИЛЕНКО

Из книги Навстречу дикой природе автора Кракауэр Джон

Глава девятая. Ущелье Дэвис Думаю, что вряд ли скоро вернусь в цивилизацию. Природа меня не утомляет. Напротив, я все более наслаждаюсь ее красотой и жизнью странника, которую веду. Я предпочитаю трамваю седло, крыше – звездное небо. Неясный трудный путь в неведомое для

Из книги Крупнейшие и самые устойчивые мировые состояния автора Соловьев Александр

Бесчеловечный филантроп Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), 1835–1919 Место действия: СШАСфера интересов: металлургия, благотворительностьСто лет назад Эндрю Карнеги продал за?300 млн свой стальной бизнес. Покупатель, банкир Дж. П. Морган, пожал Карнеги руку и сказал: «Поздравляю вас,

Из книги Оккультные тайны криминальной России автора Цыкунов Игорь

Камертон и бумажник Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber), род. в 1948 Сэр Эндрю любит широкие жесты. Особенно если они идут на пользу ему самому. Восьмого декабря в музыкальном городе Висбадене открылся новый оперный театр. Он стоит $100 млн и предназначен исключительно для

Из книги Странные люди автора Эдвардс Фрэнк

Феномен Вертера На одном из факультетов МГУ случилась трагедия: студентка покончила жизнь самоубийством. Студенты стали говорить, что сделала она этот шаг после того, как прослушала лекцию профессора-психолога о явлении самоубийства. Я пытался доказать им, что всё это

Из книги В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике автора Роско Теодор

19. Медиум-детектив В номере газеты «Милуоки ньюс» (штат Висконсин) за 6 ноября 1935 года целая полоса была отведена заметке об ошеломляющих предсказаниях местного жителя Артура Прайса Робертса, сделанных им 18 октября того же года. Робертсу в то время было уже около 70 лет и

Из книги Феномен «Что? Где? Когда?» автора Корин А.

Гибель эскортного миноносца «Фредерик Ч. Дэвис» Если лететь из Сент-Джона, Ньюфаундленд, в Файял на Азорских островах, то протяженность пути составит 1180 миль. 23 апреля в Атлантике примерно на полпути между Сент-Джоном и Файялом несколько эскортных авианосцев и группа

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

ФЕНОМЕН ИГРЫ (фрагменты из книги В. Ворошилова «Феномен игры», 1982)Игра, в том или ином своем обличий, сопровождает человека со дня его рождения. Игра делает его жизнь более радостной, счастливой, воспитывает творческое отношение к действительности. Там, где нет игры, жизнь

Из книги Шотландия. Автобиография автора Грэм Кеннет

ФЕНОМЕН ПЛУТАЛОВОЙ (книга Лернера "Минута на размышление",1992)Один бывалый "знаток" как-то сказал мне: "Звукорежиссера мы во время игры никогда не видели, но ощущали постоянно. Плуталова "заведовала" нашими голосами. За звуковым пультом на такой передаче должны сидеть как

Из книги Природные катастрофы, потрясшие мир автора Жмакин Максим Сергеевич

Феномен Касьянова Удивительно, но рост ВВП в 2000 году никто даже не прогнозировал на уровне 9 %. Правительство предполагало его падение, а МВФ – всего 1,5 %. «Неамбициозное правительство Касьянова сделало очень много умных и полезных вещей», – писал Егор Гайдар (МК. 2003.

Из книги Свитки из пепла автора Полян Павел Маркович

Эндрю Карнеги и библиотеки, 1853 год Эндрю Карнеги Знаменитый филантроп Эндрю Карнеги эмигрировал вместе с семьей из Дунфермлина в Питтсбург в 1848 году, когда ему было 12 лет. Благодаря огромному трудолюбию, самодисциплине и проницательности он составил состояние в

Из книги Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.) автора Козлов Владимир Александрович

УРАГАН ЭНДРЮ Американцы прозвали этот ураган монстром, после того как он опустошил город Майами, расположенный на побережье штата Флорида, а его жители долго не могли успокоиться и боялись возвращения стихии.В город Эндрю пришел перед самым рассветом 24 августа 1992 г. В

Из книги Мистическая история Донбасса автора Луговский Григорий

Феномен «зондеркоммандо» В чем заключается феномен «зондеркоммандо»?Многосложная этическая проблематика сопровождала каждого ее члена буквально на всем его лагерном пути.Вот узника N во время селекции отобрали в члены «зондеркоммандо», разумеется, ни слова не сказав

Из книги 1937: Не верьте лжи о «сталинских репрессиях»! автора Елисеев Александр Владимирович

ГЛАВА 14. ФЕНОМЕН НОВОЧЕРКАССКА.

Из книги Загадка Фишера автора Мансуров Евгений Александрович

Из книги автора

Красное западничество как феномен Изучая политическую историю XX века, неизбежно приходишь к мысли о том, что левый экстремизм просто обречен эволюционировать в сторону западного либерализма. В этом великолепно убеждает и пример Троцкого, и пример Бухарина. Последний в

Из книги автора

ФЕНОМЕН ШАХМАТНОГО МИРА …В начале 1958 года шахматный мир облетела поразительная весть: очередной чемпионат США, отборочный к личному первенству мира, закончился победой 14-летнего вундеркинда Бобби Фишера.«Победа Фишера была просто потрясающей, – отмечал журнал «Чесе