Архитектура римской империи. Презентация по истории искусств на тему: "искусство древнего рима

Несмотря на то, что Римской империи более 2000 лет, ее вклад в развитие человеческой цивилизации ощущается и сегодня. Обычно мы предполагаем, что древние люди были отсталыми и приземленными, но это не так. Многим в наших технологиях мы обязаны Римскому народу. От архитектуры до развлечений, римские обычаи, знания и проекты передавались из поколения в поколение на протяжении веков. Интересно посмотреть, какие римские чудеса мы принимаем как должное? Вот 25 примеров незаменимого вклада римлян в нашу цивилизацию.

Арки
Римляне не были теми, кто изобрел арку, но они совершенно точно усовершенствовали ее. Проявляя почтение к греческому архитектурному порядку в строительстве, римские архитекторы приняли во внимания эти знания, стали строить здания, используя их и развили их дальше, улучшив технологию. Их новые технологии строительства арок позволяли строить акведуки, Колизей, базилики и амфитеатры, не опасаясь их разрушения. Мало того, что многие из этих строений простояли тысячи лет, методы их возведения все еще используются сегодня.

Римская Республика
До того, как Рим разросся до размеров крупной империи, он существовал на итальянском полуострове как подающая надежды Республика с двумя выборными консулами, которые выступали в качестве своего рода президента и Сената. Это очень отличалось от остальных стран, где в то время правили цари. Годы спустя римская модель Республики будет использована в качестве модели Соединенными Штатами и другими странами.

Бетон
Римляне также умели делать твердые, долговечные формы бетона, с которыми современный бетон не выдерживает никакого сравнения. В то время, как сегодняшний бетон разрушается через 50 лет или даже меньше, римский бетон все еще стоит. Говорят, что римский инженер Марк Витрувий (Marcus Vitruvius) создал этот сверхпрочный раствор из вулканического пепла, извести и морской воды. Римляне смешивали эти три составляющие с вулканической породой и погружали в большое количество морской воды. Через 10 лет, внутри бетона формировался редкий минерал под названием тоберморит алюминия, позволяющий бетону сохранять свою прочность.

Развлечения
Римляне любили развлечения. Понимая, что это может помочь удерживаться у власти, многие римские лидеры и императоры поощряли развлечения, предоставляя их бесплатно. От гонок на колесницах и гладиаторских сражений до постановочных пьес в театре, многие виды популярных тогда развлечений востребованы и сегодня.

Дороги и шоссе
Как только римляне поняли, что заасфальтированные дороги могут помочь им в поддержании сильной армии и самой империи, они построили их повсюду. В течение 700 лет они проложили 88 000 километров дорог по всей Европе. Эти дороги были хорошо спроектированы, правильно рассчитаны и позволяли быстро путешествовать по всей империи. Даже спустя 2000 лет, многие римские дороги все еще существуют сегодня.

Юлианский календарь
В Римской истории существовало много разных календарей, которые были в ходу вплоть до Юлианского календаря, который был лучшим календарем в Древнем Риме. Большая часть нашего Григорианского календаря основана на Юлианском, включая месяцы, дни и високосные годы. Григорианский календарь был учрежден для того, чтобы решить некоторые проблемы Юлианского календаря.

Изысканный ужин
Римляне любили хорошую еду, и столовая была основной частью их жизненного пространства. Типичный римский ужин, который напоминает большинство современных ужинов, состоял из трех блюд: закуски, основного блюда и десерта. Также на протяжении всей трапезы подавали вино, это отличало римлян от греков, которые подавали вино после еды.

Книги в переплетах
Прежде чем начать переплетать книги, человеческая цивилизация использовала, в основном, каменные скрижали или свитки. Однако к первому веку нашей эры римляне разработали кодекс, части которого были соединены вместе с помощью папируса или пергамента. Но настоящие книги не появились вплоть до пятого века нашей эры.

Водопровод
Древние римляне разработали революционную систему водопровода, которая начиналась с акведуков, позволяющих транспортировать проточную воду в развитые районы, и закончилась разработкой сложной системы свинцовых трубопроводов. Римляне - одна из первых цивилизаций, которые это сделали и тем самым способствовали дальнейшему развитию этой технологии.

Курьерская служба
Римский император Август основал первую в Римской империи курьерскую службу под названием «Cursus Publicus». Она помогала передавать сообщения и налоговую информацию из одного места в другое. В основе службы была персидская система, но император изменил ее таким образом, что информацию переносил только один человек, переходя с одного места в другое, а не доносил ее до многих людей. Это был более медленный процесс, но он обеспечивал большую безопасность и получение информации из первых рук.

Колизей
Римский Колизей, известный как Амфитеатр Флавия, стал подарком Римскому народу, когда открылся в 80 году. В честь этого события прошли 100-дневные игры. Колизей стал символом достижений Рима в архитектуре и развлечениях.

Правовая система
Римское право охватывало все грани жизни в Римской империи. Римляне помогли сформировать наилучшую практику в правовой системе, начиная от гражданства, преступлений и наказаний, обязательств и имущественного ущерба, и кончая проституцией, свободами и местной политикой. Важным римским вкладом в правовую систему являются Двенадцать Таблиц, которые позволяли относиться ко всем римлянам как к равным и предоставляли им определенные юридические права.

Газеты
У газет очень долгая история. Первоначально римляне начали вести запись заседаний Сената под названием «Acta Senatus», которая была доступны только сенаторам. Однако позже, после 27 года до н. э., появилась «Acta diurna», которая была похожа на ежедневную газету для публики и стала самой первой газетой.

Граффити
Хотите верьте, хотите нет, но граффити - это не современный вид искусства, а искусство, возникшее в Риме. Мы знаем, что граффити существует благодаря тому, что Помпеи были «законсервированы» в результате извержения Везувия в 79 году нашей эры. Одна из многих фраз, написанных на стенах, гласила: «Интересно, о стены, как Вы еще не рухнули, так много клише писателей Вы несете».

Благосостояние
Рабочий класс в Риме называли «плебеями», и он имел очень мало власти, за исключением тех случаев, когда рабочий люд собирался в большом количестве. Осознавая это, римские императоры, такие как Траян, создавали системы социального обеспечения, когда беднейшие могли обратиться за помощью к власти. Император Август раздавал «хлеб и зрелища», чтобы сделать массы довольными и избежать беспорядков.

Центральное Отопление
Одна из первых известных климат-систем была создана римлянами. Она называлась «гипокауст» и была обнаружена, в основном, в крупных общественных банях. Система включала поднятый над землей пол и постоянно горящий огонь, что позволяло нагревать комнату и воду, поступающую в баню.

Военная медицина
В древние времена большинство солдат должны были сами позаботиться о себе, если получали ранение. Однако во времена императора Траяна во втором веке римские военные стали прибегать к помощи «medici» или врачей, которые могли перевязывать раны и делать небольшие операции. Вскоре были созданы полевые госпитали, а рядом с римскими солдатами шагали уже лучше подготовленные врачи.

Римские цифры
Первоначально римские цифры использовались для того, чтобы помочь Римлянам оценить стоимость товаров и услуг. Во времена Римской империи ими обычно пользовались все. Сегодня, однако, они в основном используются только в формальных ситуациях, таких как Суперкубок, Олимпийские игры, когда речь заходит о королевской семье или нумерации при строительстве здания.

Канализационные коллекторы
Римские канализационные коллекторы были построены на итальянском полуострове еще во времена Этрусского правления в 500 году до нашей эры. После этого римляне расширили систему канализации. Однако в основном она использовалась не для удаления сточных вод, а для уменьшения влияния наводнений.

Кесарево сечение
Согласно Римскому Закону, Цезарь повелевал разрезать всех женщин, умерших или умирающих во время родов, чтобы спасти ребенка. Эта процедура никогда не предназначалась для спасения жизни матери, потому что медицины, способной помочь в этом, не существовало. Однако сегодня процедура кардинально изменилась и стала скорее повседневной, чем экстренной.

Медицинские инструменты
Благодаря «консервации» Помпеев, мы получили лучшее представление о видах медицинских инструментов, которые использовали древние римляне. Многие из них были в ходу вплоть до 20 века. В числе обнаруженных инструментов были вагинальный расширитель, ректальный расширитель и мужской катетер.

Градостроительство
Римлянами восхищались за их принципы градостроительства, ведь они создали некоторые из первых городов, построенных в соответствии с планом. Многие из этих городов стали первыми моделями для более поздних проектов в области трафика и торговли. Проектируя города, римляне обнаружили, что могут контролировать поток трафика и сделать торговлю и производство более эффективными.

Многоквартирные дома
Римские жилые дома были очень похожи на наши сегодняшние. Арендодатели сдавали нижние комнаты в аренду владельцам магазинов и предприятиям, сохраняя квартиры на верхних уровнях. Они назывались «insulae», в них почти всегда жили бедные люди из рабочего класса, которые не могли позволить себе дом. Некоторые ученые считают, что в одном только городе Остия 90% людей жили в многоквартирных домах.

Дорожные знаки
Дорожное движение и дорожные знаки не являются современными изобретениями. Римляне тоже использовали их. На своих многочисленных дорогах и шоссе они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии до Рима и других городов.

Фаст фуд
Макдональдсу, вероятно, приятно думать, что он изобрел фаст-фуд, но это совсем не так. Например, в древнем городе Помпеи никто не любил готовить или для этого у большинства просто не было необходимых удобств, поскольку в домах было найдено всего несколько кухонь. Вместо этого, граждане шли в «popinae» или древние рестораны «на вынос». Питаться на ходу было довольно частым явлением.

Архитектура Римской империи в развалинах Римского Форума.

Покорение Греции принесло Риму новый взгляд на культуру и искусство. Однако римская архитектура не просто копировала греческую, но и внесла собственный вклад в развитие зодчества. Древнеримская архитектура в своем развитии впитала также культуру строительства покоренных империей народов Пиренейского полуострова, Древней Германии, Галлии и других. Рим перенял многое из искусства этрусков, носителей высокоразвитой культуры, благодаря воздействию которой появились некоторые конструктивные подходы в строительстве, инженерные сооружения. Начало развития римской архитектуры относится к периоду 6-1 вв. до н.э. В начале этого периода Рим был небольшим городом, и его архитектура находилась под воздействием культуры этрусков - италийских племен. У них были заимствованы арки и своды с куполами. В те времена создавались мощные оборонительные сооружения, например, стена Сервия (4 в до н.э.). До 3 в. до н.э. в римской архитектуре присутствовали преимущественно деревянные строения с орнаментом из терракоты. До 2 в. до н.э. в Риме еще не разрабатывали местный мрамор, и храмы строили из вулканического туфа. Арочные своды из мягкого туфа заменяли прочные балки, используемым в греческих зданиях, и служили несущими элементами конструкций. Стены украшали гипсовыми рельефами. К этому периоду относится разработка технологий получения обожженного кирпича, из него возводили каркас, а облицовку стали делать из туфа. На Капитолийском холме в 509 г. до н.э. был возведен храм с тремя целлами Юпитера, Юноны, Минервы. Конек фронтона был украшен квадригой из терракоты скульптора Вулки. Позднее храм неоднократно перестраивался с использованием колонн от греческих храмов.

Храм Юпитера Капитолийского в Риме и элементы ордера в храмах в разных городах эпохи Древнего Рима.

Во 2-1 вв. до н.э. в римской архитектуре начинают использовать новый пластичный материал - бетон. В строительстве применяют сводчатые конструкции. В это время начали возводить здания судов, торговли, амфитеатры, цирки, термы, библиотеки, рынки. К тому периоду относится создание первых триумфальных арок, складов (портик Эмилиев - 2 в. до н. э.). Появились Канцелярии, Архивы (Табулярий. 80-е гг. 1 в. до н. э.). Такое бурное строительство и появление зданий разного назначения вызвано расширяющейся экспансией, захватом территорий, увеличение размеров государства и необходимость в строгом регулировании подконтрольных территорий.

Табулярий в Риме.

К концу 1 в. н.э. сформировалась Римская империя с единоличной властью. Время правления императора Августа породило "августовский классицизм" в архитектуре Римской империи, который и стал в дальнейшем основой для европейской архитектуры. В это время стали разрабатывать "лунский», затем каррарский мрамор. Римская архитектура того периода ориентировалась на творения времен Фидия в Древней Греции. Вместо домов из сырца и дерева появились первые многоэтажные, дома, особняки аристократов, которые строились из обожженного кирпича и бетона и облицовывались мрамором. Город украсили виллы Кампаньи, дворцы, украшенные портиками, колоннами, фронтонами, богатым скульптурным декором. Фонтаны с лепным декором сочетались с зеленью садов. Появился Римский Форум, вокруг которого возводят общественные здания и храмы. На Римском Форуме и сейчас стоят коринфские колонны храма Кастора и Полукса высотой 12,5 м.

Колонны храма Кастора и Полукса в Риме.

Награбленные богатства из покоренных стран вызывали подъем римской архитектуры, которая была призвана подчеркнуть величие империи. В сооружениях подчеркивалась их масштабность, монументальность и мощь. Здания богато декорировались. В античном стиле возводились не только храмы и дворцы, но и термы, мосты, театры, акведуки. В качестве основы использовались греческие ордера, из которых преимущество отдавалось коринфскому ордеру, а также новому композитному, созданному как смешение древнегреческих. Однако, в архитектуре Римской империи элементы ордера использовались в основном как декоративные, в отличие от Древней Греции, где все части ордерной системы несли определенную нагрузку и являлись частями конструкции. В 1 в. до н.э. не только в Риме, но и в провинциальных городах появились прекрасные архитектурные комплексы, как, например, в Помпеях. Император Нерон придал римской архитектуре новый облик, уничтожив несколько кварталов города, на месте которых был построен "Золотой дом".

Развалины Золотого дома Нерона в Риме.

В период правления Флавиев и Траяна (конец 1-начало 2 вв. н.э.) сооружались большие архитектурные комплексы. В завоеванных Афинах Адриан возвел храм Зевса Олимпийского в 135 г. н.э. (реконструирован в 307 г.). При Адриане (125 г.) стали возводить Пантеон - яркое сооружение архитектуры Римской империи, сохранившееся до сегодняшнего дня. Пантеон создавался из объемов строгой геометрической формы: цилиндрической ротонды, полусферического купола, портика с двумя рядами колонн в виде параллелепипеда. На куполе сделано отверстие, через которое освещается внутреннее помещение храма. В этом произведении четко отображены пропорции: диаметр ротонды равен высоте сооружения. Высота купола равна половине условной сферы, которую можно было бы вписать в храмовую конструкцию. В отделке Пантеона: мраморные плиты нижнего яруса и штукатурка на верхних ярусах. Кровля была покрыта бронзовыми черепицами. Пантеон стал образцом для многих сооружений европейской архитектуры разных исторических эпох.

Вид на римский Пантеон сверху.

В конце 3 в. н.э. одним из наиболее важных сооружений архитектуры Римской империи стала оборонительная стена Аврелиана. Император Диоклетиан (3-4 вв. н.э.) сделал своей резиденцией г. Салона и практически не жил в Риме. В Салоне был выстроен хорошо укрепленный дворцовый комплекс с выходом к морю. В это время архитектура Римской империи отличалась строгостью, четкостью и меньшим декорированием. Поздний период (до конца 2 в.) развития римской архитектуры начался в годы правления Адриана и при Антонине Пие. Это были годы ожесточенных войн, заговоров, политических убийств, восстаний, а также нашествия чумы. В те времена не возводили триумфальные арки, зато строилось много жилых домов и вилл. Римская архитектура поздних Антонинов отличалась большим количеством декора. К тому периоду относится храм Адриана, храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме, колонны Антонина Пия, Марка Аврелия, обильно украшенные барельефами.

Храм Антонина и Фаустины на Римском Форуме (141 г. до н.э.).

С приходом к власти императора Константина и после 313 г., с официальным признанием христианской религии, как основной на территории римской империи, античные ордера были использованы для возведения храмов. Столица была перенесена в бывшую когда-то греческой Византию, получившую название Константинополь. Рим утрачивает свое центральное значение, а античное искусство, удаляясь от своего центра, постепенно приобретает формальный характер, постепенно перерастая в средневековые стили.

Храм Св. Софии в Константинополе. Построен при императоре Константине. 324—337 гг.

Римская архитектура 3 в. н.э. все больше подвергалась воздействию христианства, однако, ордерная система все еще использовалась в сооружении храмов и общественных зданий: большие входные лестницы, многоколонные портики, подиумы, декор высоких стен. В эпоху домината (284-305 гг. н.э.) облик римской архитектуры изменился: уменьшилось количество декора, снизилась четкость объемов и пропорций. В это время появились приемы, которые затем стали использоваться в византийской архитектуре: сочетание камня и кирпича, мозаика в отделке. Например, храм Юпитера строился из белого камня, кирпича, для облицовки использовался цветной мрамор, поверхности покрывались штукатуркой, мозаикой, гипсовой лепниной. При этом искусство каменной резьбы угасало: лепнина становилась грубее и менее детализирована. Развивающееся византийское искусство использовало традиции архитектуры Римской империи и Древней Греции, сочетая их с восточными мотивами. В течение 5 в. на основе этих тенденций римской архитектуры начало формироваться европейское зодчество, принесшее в мировую архитектуру великие произведения. До сих пор многие из элементов римской архитектуры используются при возведении зданий в исторических стилях. А с появлением искусственных материалов, имитирующих натуральные, таких как, например, полиуретан, такое строительство приобрело большую демократичность, снизив стоимость и потребность в больших трудозатратах.

Фасад многоквартирного дома своим внешним видом напоминает древние римские здания.

В художественном мастерстве, безусловно,господствовала древнегреческая школа, зато на
формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции.Особенно большой вклад в создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной
Италии и Сицилии, их богатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности.
Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и
греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти
планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадам,арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду:
прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами,зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой
мебелью - всё то, что характерно для
цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых
возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.
Практический склад римской культуры
сказывался во всем - в трезвости мышления,нормативном представлении о целесообразном
миропорядке, в скрупулезности римского права,учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в
высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль
играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе
мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным,
воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений,
богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани,
крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в
логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах,
лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

Какой вклад в развитие мировой архитектуры внесло древнеримское зодчество? В каких произведениях позднейших эпох вы можете наблюдать его характерные элементы?

Наследником художественной культуры Древней Эллады стал рабовладельческий Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили творческий гений эллинских зодчих и скульпторов. Недаром знаменитый римский поэт Гораций говорил, что «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусство...». Однако Рим, прошедший за восемь столетий (с VIII по I в. до н. э.) путь от маленького, ничем не примечательного города до столицы громадного государства Римской империи, не только воспринял лучшие достижения искусства народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI -- середина I в. до н. э.), когда были построены великолепные дороги, мосты и водопроводы. Римляне первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал - римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему сооружения больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол.

Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось в Римскую империю - мировую рабовладельческую державу, разнородную по этническому и социальному составу, сложную по хозяйственной и общественной организации.

Римское искусство -- высшее достижение и итог развития древнего искусства, сложившееся на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художественной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

Римское искусство создавали не только римляне (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III--I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна) -- время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал сооружение, которое начал строить Агриппа, зять Августа. Пантеон -- «храм всех богов» -- стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.

В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая - искусство конца принципата (III в.) и вторая - искусство эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи). В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских.

Характерные элементы древнеримского зодчества наблюдалось в стихах Горация и в стихах Дю Белле.

Великая империя идет к концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя. После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

Константин перенес столицу империи на восток, в бывший греческий город Византий. Назван он был «новым Римом», или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство - Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков центром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

Римская архитектура оказала значительное влияние на развитие мирового зодчества. Пространственный размах при цельности архитектурных комплексов, строгая лаконичность форм, суровая простота и законченность композиции, грандиозность планировки, выразительность образа -- вот те важные черты, которые характеризуют одну из величайших архитектурных эпох.

Расскажите об архитектурных шедеврах Древнего Рима: Форуме, Пантеоне, Колизее.

Форум, расположенный в долине между холмами: Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием на западе, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, в давние времена был пустынной болотистой местностью с многочисленными источниками и ручьём Велабр. До середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений, в то время как поселения располагались на близлежащих холмах.

Место было осушено во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая -- для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.

Форум в республиканский период стал центром политической, религиозной и экономической жизни Рима. После Пунических войн в связи с перепланировкой города форум приобрёл новый облик. Были построены заново храм Кастора и Поллукса, храм Конкордии и проложили новые дороги, чтобы обеспечить связь между форумом и другими районами города.

Дома аристократов находились у северных склонов Палатина и Велии, а также дом великого понтифика в южной части Священной дороги, дом Цицерона; в южной части форума располагался дом Сципионов, который в середине II века до н. э. уступил место базиликам. Три большие базилики были возведены вокруг центральной площади: во II веке до н. э. здесь воздвигли базилики Порция,Семпрония и Эмилия; в помещениях бывших таверн и лавок мясников стали располагаться лавки менял (лат. argentarii); в храме Сатурна стала располагаться сокровищница Рима, а в храме Юноны чеканились монеты. В базиликах проходили массовые собрания и судебные процессы. Однако в республиканский период они проходили чаще всего не в здании, а на открытых площадках, например, комиции. Процессы проходили также в других освящённых и символичных местах около небольших древних святилищ.

Во II веке до н. э. на форуме стали всё больше возводиться статуи и монументы, восхваляющие представителей политической элиты Рима. Эта традиция достигла таких масштабов, что по решению цензоров в 158 году до н. э. все подобные монументы на форуме и окрестностях были удалены, если их возведение не было одобрено сенатом и народом. До конца II века до н. э. форум оставался местом, где чтились достижения граждан Рима, однако, уже в I до н. э. стал площадкой для борьбы отдельных политиков. Так диктатор Сулла построил на местекурия Гостилия новую курию и назвал её своим именем -- курия Корнелия; Гай Юлий Цезарь возвёл на этом месте храм Фелицитас и накомиции новую курию Юлия.

В эпоху правления Августа форум в результате постепенной разновременной застройки достиг таких огромных размеров, что превратился в центр деловой, религиозной и общественной жизни города. При Августе было возведено множество монументов в честь победы над Антонием и Помпеем (арка Августа, Columna Rostrata), а также в честь обожествлённого приёмного отца Августа -- Юлия Цезаря (храм Цезаря, ростра обожествлённого Юлия). «Золотой мильный камень» и «пуп города» стали указывать на центр города и римского мира.

Затем наступил долгий период спада активности форума, и новый его расцвет наступает в эпоху правления Максенция и Константина, давших указание построить базилику Ромула и базилику Константина.

В период заката Римской империи Форум испытал гибельные последствия нашествий варваров, в особенности готов -- в 410 году н. э. и вандалов -- в 455 году н. э.

Судебные разбирательства в эпоху империи были полностью перенесены в базилики. Посетители сидели во время процесса на скамьях и ступенях. Суды посещали также студенты и риторы. На форуме рассматривались также и уголовные дела, в том числе в присутствии императоров. На форуме также приводились в исполнение приговоры. С республиканского периода на форуме проводились казни, поэтому Цицерон требовал перенести казни на Марсово поле, чтобы не запятнать святилищ кровью преступников. Казни проводились, однако, ещё до конца I века. Казнили преступников и без посторонних у мамертинской тюрьмы, затем тело выставляли для показа на Гемониевой террасе.

Пантеомн (др.-греч. рЬниейпн -- храм или место, посвящённое всем богам Звёздного неба, именно богам "Звёздного неба", от др.-греч. рЬнфет -- все и иеьт -- бог) -- «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.

Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась -- во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Одна из особенностей Пантеона -- отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).

При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио -- дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III -- палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света. древнеримский зодчество искусство архитектура

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось -- 187,77 м, малая ось -- 155,64 м, длина арены -- 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен -- от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1Ѕ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» -- говорили пилигримы в VIII столетии -- «будет стоять и Рим, исчезни Колизей -- исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. ВКЛАД РИМЛЯН В ИСТОРИЮ АРХИТЕКТУРЫ И РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ДРЕВНЕМ РИМЕ Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте 2 класс

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Кто и когда основал Рим Рим основал Ромул. Он был первым королем Римской империи (хотя империей она тогда еще не была). Вот как это случилось.

4 слайд

Описание слайда:

В древние времена на территории современной Италии обитало племя латинов. В одном из городов-государств латинов Альба-Лонги (в Лации) правил царь Ну́митор Сильвий.

5 слайд

Описание слайда:

Желая взойти на престол вместо него, младший брат Ну́митора, Амулий, сверг своего брата.

6 слайд

Описание слайда:

С детьми он поступил так: сын Нумитора пропал во время охоты, а дочь Рею сделал весталкой. Амулий боялся, что дети Нумитора вырастут и потребуют вернуть по закону принадлежащее им право управлять государством, поэтому постарался избавиться от них.

7 слайд

Описание слайда:

Весталками называли служительниц Весты – богини-покровительницы домашнего очага. Они поселялись в храме, как монахини, и поддерживали огонь. Замуж выходить весталки не имели права приняв 30-летний обет безбрачия и поэтому у них не могло быть детей. Весталка должна была строго соблюдать обет безбрачия и целомудрия, за нарушение которого она осуждалась на страшную казнь - ее зарывали живой в землю.

8 слайд

Описание слайда:

Однажды Рея Сильвия спустилась к реке Тибр, который протекал недалеко от храма Весты для того, чтобы набрать воды. Когда же она возвращалась обратно в храм, разразилась очень сильная гроза. Но вокруг храма богини Весты было много пещер, в одной из них и укрылась Рея Сильвия от непогоды. Внезапно в свете молнии появился бог войны Марс и сказал Рее, что сами боги выбрали ее ему в жены. А через девять месяцев Рея Сильвия родила близнецов - Ромула и Рема. Но на четвёртый год служения у Реи родилось двое сыновей. Каким же образом весталка Рея Сильвия, которая не должна была иметь детей, родила близнецов?

9 слайд

Описание слайда:

Узнав об этом, Амулий заключил её под стражу, а детей приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Мать их казнили, а вот мальчиков «позабыли».

10 слайд

Описание слайда:

Амулий приказал утопить их, -но корзина в которую положили младенцев не утонула. В своей корзинке, они благополучно доплыли до подножия Палатинского холма.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

В няньках же у них были дятел и чибис. Впоследствии волчица, дятел и чибис стали самыми священными животными Рима.

13 слайд

Описание слайда:

Мальчики недолго жили у волчицы – их подобрал и отнес к себе домой царский пастух Фаустул, ребёнок которого перед этим умер. Жена Фаустула, Акка Ларентия, взяла близнецов в свой дом. Близнецов назвали Ромул и Рем.

14 слайд

Описание слайда:

Они выросли, вернулись в Альба-Лонгу и узнали, кто они такие и как Амулий стал царем. Ромул и Рем убили его и вернули престол Ну́митору, своему дедушке.

15 слайд

Описание слайда:

Братья решили основать свой собственный город, но спорили, не зная как его назвать. Каждый хотел стать в нем царем и дать ему свое имя. В конце концов, Ромул убил Рема и положил распрям конец. Город, построенный позже, назвали Рим (Roma по-латыни) и Ромул стал его царем № 1. Случилось это в 753 г. до н.э.

16 слайд

Описание слайда:

РИМ - «СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ Рим – столица Римской империи и ее крупнейший город (до 1 млн. человек). Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан. Макет Древнего Рима

17 слайд

Описание слайда:

Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе возрастала военная мощь Рима – сначала небольшой олигархической республики, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир. Падение Карфагена в 146 г. до н.э. было переломным событием: начиная с этого момента Рим завладел Грецией.

18 слайд

Описание слайда:

Римский пантеон Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой культурой. Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны. Они переняли весь пантеон греческих богов, дав им другие имена:

19 слайд

Описание слайда:

Искусство Рима Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни; поэтому в Риме ведущее место заняли архитектура, инженерные поиски, отличающийся интересом к конкретной личности скульптурный портрет, исторический рельеф, обстоятельно повествующий о деяниях граждан и правителей. Реальный элемент преобладает в древнеримском искусстве над вымыслом, а повествовательное начало - над философским обобщением. Кроме того, в Риме совершилось чёткое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии, в завоёванных областях. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с организацией общественного быта; в римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, позволявшая зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки.

20 слайд

Описание слайда:

Распространяя свой стиль в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли художественные принципы других народов: в ранний период - этрусков и греков, позднее - народов эллинистического Востока и покорённых «варваров». Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, в результате чего рождались синкретические художественные явления. Этрусский саркофаг в виде ложа

21 слайд

Описание слайда:

Архитектура Древнего Рима Деревянная архитектура царила в Риме в 3 в. до н.э. и только в 4 в. до н.э. появились каменные постройки. Но храмы сооружали из мягкого вулканического туфа, т.к. своего мрамора в Италии не было. А из туфа не удавалось вытесать длинные, прочные балки, кроме того, из мягкого туфа нельзя было вытесать подчеркнутые орнаменты, приходилось украшать постройки гипсовой пластикой. Но вот появился обожженный кирпич, и это дало возможность возводить каркас стен, а затем облицовывать их туфом.

22 слайд

Описание слайда:

Планировка городов Для архитектуры этого времени характерны широкие градостроительные мероприятия, прямоугольные, повторяющие разбивку военного лагеря планировочные схемы, в основе которых лежат 2 главные магистрали - «кардо» (с севера на юг) и «декуманус» (с востока на запад). Схема римского лагеря (по описанию Полибия) К концу дневного перехода римские легионеры разбивали на ровной местности большой прямоугольник, ориентированный по странам света. По его контурам выкапывали глубокий ров и насыпали земляной вал. В центре каждой из образовавшихся таким образом стен устраивали ворота. Географическую ориентацию лагеря подчеркивали две главные пересекающие его дороги - кардо, направленная с севера на юг, и декуманус, шедшая с востока на запад. На их пересечении находилась площадь для общего собрания воинов, служившая административным и религиозным центром лагеря. Здесь ставили палатки военачальников и жрецов, устанавливался походный алтарь и сооружалось помещение для казны. Палатки отдельных войсковых соединений располагались с соблюдением строго установленных интервалов. Кроме кардо и декумануса лагерь пересекался рядом взаимно перпендикулярных более узких улиц. Таким образом, римский лагерь приобретал рациональную систему плана, слагавшегося из прямоугольных ячеек разных размеров

23 слайд

Описание слайда:

Первым известным городом нового типа является римская крепость в Остии, построенная в 340-335 гг. до н.э. Она возникла в устье Тибра, у морских ворот Рима, для защиты этой важной стратегической позиции Остия. План города.

24 слайд

Описание слайда:

По мере формирования композиции форума (от лат. – рыночная площадь; площадь для народного собрания, отправления правосудия) складывались важнейшие принципы планировочного решения древнеримских комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок.

25 слайд

Описание слайда:

Первоначально форум располагался вне города между Капитолием, Палатином и Эсквилином (Рим располагался на семи холмах, остальные Римские холмы – Виминал, Квиринал, Авентин, Челий), но постоянно разрастался. С 5 в. до н.э. он украшался храмами, памятниками и триумфальными арками.

26 слайд

Описание слайда:

Древнеримский дом Частные дома были в ту пору очень скромными, продолжая своими формами традиции древнеиталийского сельского дома с атрием. В атрии (от «атер» - черный) разводили очаг, поэтому комната была черной от дыма. Свет падал через отверстие в крыше крытой соломой. Позднее очаг из атрия убрали, а на его месте стали делать каменный бассейн для сбора воды, стекавшей с крыши через отверстие. Так из самой темной комнаты в доме атрий превратился в самую светлую и парадную. Римский атриум с имплювием и комплювием.

27 слайд

Описание слайда:

Перистиль В жилой архитектуре развивался тип атриумного дома, центром композиции которого во 2 в. до н. э. стал сад перистиля (от греч. – окруженный колоннами), свидетельствующий о тяге к природе, необычайно возросшей с урбанизацией античного общества. Помпеи. Дом Лорея Тибуртина, I в. н.э. Фрагмент сада, реконструкция

28 слайд

Описание слайда:

Схема древнеримского дома 1.Вестибул 2.Таберна - комната 3.Атриум - крытый двор со световым колодцем 4.Имплювий – водоём в атриуме 5.Таблинум – кабинет хозяина 6.Триклиний – пиршественный зал 7.Крылья - открытые помещения по бокам от таблинума 8.Кубикулы – спальни 9.Кукина - кухня 10.Вход для слуг 11.Перистиль – открытый внутренний двор 12.Писцина - водоём в перистиле 13.Экседра – гостиная по главной оси дома 14.Фауцы – коридоры, соединяющие атриум и перистиль 15.Экус – гостиная 16.Комплювий - четырехугольное отверстие в крыше внутреннего двора древнеримского жилого дома 16.

29 слайд

Описание слайда:

Домус - жилище богатого римлянина Кабинет. Жилые комнаты. Покатая крыша атриума. Отдельная комната для гостей. Сдаваемые помещения Столовая-триклиний. Атриум – открытый дворик

30 слайд

Описание слайда:

Древнеримские коммуналки – инсулы В период империи римское жилище претерпело существенные изменения, вызванные коренными преобразованиями социально-экономической природы римского общества. Это было время все более прогрессирующего социального расслоения, быстрого обогащения одних и обнищания других, более многочисленных групп населения. Заметно усилился приток в города людей с периферии Италии и из провинций. Переполнение городов населением с низким прожиточным минимумом вызвало и потребность в ускоренном строительстве дешевых жилищ. Это привело к созданию нового типа жилища - инсулы, многоэтажного жилого дома со сдававшимися внаем квартирами.

31 слайд

Описание слайда:

Многоэтажные здания Древнего Рима Инсула (лат. insula, буквально - остров), многоэтажный, обычно кирпичный, жилой дом в Древнем Риме, с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не позднее 3 в. до н.э. 3-5-этажные инсулы (помещения которых обычно компоновались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал) составляли массовую застройку римских городов. Именно они, а не храмы и виллы, определяли облик древнего Рима - в 350 году нашей эры здесь было 1782 индивидуальных дома (домус) и 46020 инсул - последние явно преобладали.

32 слайд

Описание слайда:

Дорогие инсулы Первые инсулы были 3-5-этажными каменными домами на первых этажах которых располагались магазины и мастерские, а остальные этажи были жилыми. На первом этаже инсул класса "люкс" были аналоги нынешних фитнес-центров и термы.

33 слайд

Описание слайда:

Дорогие инсулы Инсулы были очень разными, дорогие инсулы по комфорту приближались к современным квартирам, в них были стеклянные окна (или слюдяные), водопровод и канализация, потолки высотой до 3,5 метров, водяные котлы отопления - гипокаустерии, находившиеся в подвале и так далее. Аренда такой инсулы могла стоить 10.000 и более сестерциев в год что было явно недёшево (для сравнения рядовой легионер или ремесленник получал около тысячи сестерциев в год).

34 слайд

Описание слайда:

Дешевые инсулы Воздух был затхлым и чтобы его сделать как-то лучше, в жаровне сжигали кусочки хлеба и веточки розмарина. Комнаты были разделены стенами, которые были сделаны из сплетённого тростника, обмазанного глиной, а потолки были не выше 2 метров, а в некоторых случаях и вовсе такие низкие, что жители ходили пригнувшись. Туалеты в подвалах инсул были лишь начиная от среднего класса (аренда такого жилья стоила около 2000 сестерциев в год), жильцам бедных инсул предлагалось решать проблему самостоятельно (впрочем, как решалось - известно, выливалось через окно на улицу). В дешёвых инсулах в окнах не было никаких стёкол и они закрывались ставнями. В холодное время года они поэтому попросту не открывались - чтобы не терять драгоценное тепло.

35 слайд

Описание слайда:

Инсулы - городские здания Общественные туалеты. Таверны. Комнаты для знати. Комнаты богачей. Комнаты бедноты. Мусор и помои выбрасывались на улицу

36 слайд

Описание слайда:

Инсулы Само собой, проблемой было качество строительства инсул - хозяева обычно стремились сэкономить на материалах и строительном растворе, а кроме того возвести как можно более высокую инсулу - рекордными были 9-тиэтаэжки. Случаи, когда инсула развалилась и под руинами погребла жильцов, не были редкими. Поэтому поначалу Август ограничил высоту в 20,7 метров (70 римских футов), а потом Нерон после большого римского пожара в 17,8 метров и наконец Траян в 17 м. Исчезать инсулы стали лишь после падения Римской империи в V веке и депопуляции Рима. Для беднейших жителей Рима, которые не могли платить, со времён Цезаря существовали бесплатные инсулы. Но если дешёвые инсулы были ужасными, то внешний вид бесплатных вообще страшно представить.

37 слайд

Описание слайда:

Инсулы Первая инсула была обнаружена археологами совершенно случайно. В 1930-х годах вознамерились снести ренессансную церковь святой Риты (Санта Рита де Каша) и при работах было обнаружено, что церковь - попросту перестроенная в XI веке древнеримская инсула.

38 слайд

Описание слайда:

Инсулы – торговые комплексы Некоторые инсулы представляли собой настоящие торговые комплексы. Например, рынок Траяна - пятиэтажный торговый комплекс, построенный в 100-112 гг. Апполодором Дамасским в виде террас на склоне холма. В нём находились около 150 лавок, таверны, закусочные, а также пункты бесплатной раздачи продуктов населению. Каждая лавка имела выход (vitrina) на улицу. В лавках продавались специи, фрукты, вино, оливковое масло, рыба, шелк и другие товары с Востока. Посреди рынка располагалась Via Biveratica - улица, названная по находившимся на ней харчевням.

39 слайд

Описание слайда:

Бетон и кирпич Рынок Траяна интересен своей архитектурной конструкцией с применением бетона и кирпича: основу стены составляла смесь из бетона с камнями, что позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей; стены были облицованы кирпичом. Рынок был отделён от римского форума противопожарной стеной. Со 2 в. до н. э. применение бетона не только упростило и удешевило кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечило гибкость и многообразие их формы, создало возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения.

40 слайд

Описание слайда:

На протяжении 2 - 1-й половины 1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских сооружений: Базилика (греч. царский дом) – у римлян это был торговый или судебный зал. Прямоугольное помещение, освещенное через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Базилика

41 слайд

Описание слайда:

Термы Термы (греч. горячие бани) семейные и общественные бани. Термы имели несколько отделений: зал для спорта, раздевалка, горячая баня, теплая баня, холодная баня, бассейн. Самыми лучшими были императорские термы, например, Термы Каракаллы.

42 слайд

Описание слайда:

Общественные термы У входа располага- лись раздевалки с камерами для хра- нения одежды.

43 слайд

Описание слайда:

В одной из комнат с высокой температурой, был устроен бассейн. В этой влажной атмосфере посетители парились и потели. Кальдарий – горячий бассейн. Общественные термы

44 слайд

Описание слайда:

Общественные термы В паровую комнату посетители приходили со своими принадлежностями: горшочком с маслом, скребницами для тела, плоским ковшом для обливания.

45 слайд

Описание слайда:

Общественные термы В одном из залов находился большой бассейн с прохладной водой, чтобы посетители могли остыть после посещения парной. Фригидарий-бассейн с прохладной водой.

46 слайд

Описание слайда:

Акведук (от лат. aqua - вода и ductus – веду) – желобочные водопроводы, перекрытые сверху для предохранения от загрязнения и испарения с арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности. Акведуки

47 слайд

Описание слайда:

Наивысшие достижения древнеримского зодчества Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (20-е гг. 1 в. до н. э. - 2 в. н. э.). Отличительные особенности построек этого времени - монументальная пластичность могучих масс, доминирующая роль арки и производных от неё форм (свод, купол), огромные, динамически соподчинённые пространства интерьеров или открытых помещений, быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со всё более обильными вкраплениями мрамора, широкое применение живописи и скульптуры.