Анафема - это что такое? Кого Церковь предает анафеме и за что.

Вспомним проклятых правителей в истории.

Непризнанная королева

К проклятию Елизавету I Тюдор привела ее наследственность. По отношению к церкви она продолжила политику своего отца Генриха VIII, который отрекся от католичества и создал собственную англиканскую конфессию по прихоти личного каприза – дабы развестись с первой женой, и взять в жены будущую мать королевы-девственницы, печально известную Анну Болейн. Надо сказать, римский Папа сам не оставил Елизавете выбора, он отказался признавать ее законной дочерью английского короля, поскольку Ватикан не признал повторный брак Генриха. Поэтому Елизавета была крещена по протестантскому обряду и осталась верна реформаторской церкви, правда, каких-то религиозных гонений в отношении англичан-католиков при ней не наблюдалось. Тем не менее, Пий V не мог смириться с потерей своих английских подданных и 25 февраля 1570 года издал буллу «Regnans in excelsis» об отлучении английской королевы от церкви: «на основании власти римского понтифика над всеми народами и царствами, и вследствие того, что Елизавета узурпировала церковную власть, навлекла гибель на свое королевство и совершала нечестивые таинства Кальвина, она отлучается от Тела Христова и лишается своего престола, а всем ее подданным отпускается принесенная ими клятва верности». Этот шаг положил начало долгой войне Англии и папства, приведшей не только к конфликтам с Испанией, разгрому Великой Армады, казни Марии Стюарт, но и к геноциду ирландских католиков.

Империя против папства

Тюдоры были не первыми, кто обратил на себя гнев верховного понтифика. Положил начало «славной традиции» король Священной римской империи Генрих IV еще в XI веке. Во времена классического средневековья Папа считался не только главой церкви, но и владыкой над светскими правителями. Молодой правитель осмелился посягнуть на святое – прибрать к рукам право назначать и свергать самого Папу. Обвинив Папу Григория VII в похоти, Генрих объявил о его низложении. Но у папства тогда было намного больше влияния, нежели в период Реформации. Подобно тому, как в XVI веке Папа Пий V предаст анафеме Елизавету и объявит ее незаконной узурпаторшей, Григорий отлучил Генриха и всех его подданных от церкви. В те времена отлучение было отнюдь не пустым звуком – с «проклятым» государством его соседи могли прекратить всякие отношения, в том числе и торговые. К тому же, роль религии в обществе была сильна – отлучение от причастия означало духовную смерть, которой боялись не меньше физической. Чтобы успокоить подданных и при этом не потерять корону, гордому императору Генриху пришлось три дня на босиком стоять у ворот Канноса, выпрашивая у Папы прощения. Король был восстановлен в правах, но вскоре был обвинен в супружеских изменах и связях с малолетними детьми и повторно отлучен от церкви, так и оставшись до самой смерти проклятым.

Самозванец

На Руси тоже провозглашали анафему, правда, делал это уже не Папа, а Митрополиты и Патриархи. Первому не повезло Гришке Отрепьеву, известному также как Лжедмитрий I. Несмотря на то, что под самозванцем видели беглого монаха расстрига, к православной церкви «бывший послушник» относился не слишком терпимо – сам был крещен в Польше по католическому обряду, и собирался установить католичество на Руси, по крайней мере, обещал это Папе. Монахов он считал бездельниками и не стеснялся их обворовывать. По воспоминаниям современников – Лжедмитрий позволял полякам входить в церкви с оружием, никогда не молился перед едой и не соблюдал постов, редко бывал на богослужениях и никогда не причащался, даже в такой торжественный день, как венчание на царство. Пожалуй, главным его врагом оставался Патриарх Иов. Поэтому, когда образ законного наследника пошатнулся, Лжедмитрия не только зверски убили, но и предали анафеме, которая не снята, по сей день.

Клятвопреступник

Пожалуй, самой скандальной анафемой в истории России стало отлучение гетмана Мазепы. Причина была чисто политического характера – предательство Петра I, который безмерно доверял своему бывшему союзнику, и переход его на сторону шведского короля Карла XII во время Северной войны. Источники передают нам следующие слова Мазепы: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству. Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Петр был поражен поступком Ивана Степановича, о перебежничестве которого говорили еще с 1689 года. Ответ разгневанного царя не заставил себя ждать, 12 ноября 1708 года Киевский митрополит Иосаф публично «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев». Анафема сопровождалась «казнью» гетмана, точнее его чучела, которое растоптали ногами, а остатки повесили. Специально для гетмана Мазепы Петр I приказал изготовить Орден Иуды.

Гонители церкви

Во времена Красного террора существенно пострадала Русская православная Церковь: ее лишили всех капиталов и земель. В стране царило молчаливое согласие на церковное мародерство, в 1918 году был введен запрет на преподавание Божьего Закона. Летом того же года началось поругание святынь и святых мощей, сопровождающееся казнью представителей духовенства, под предлогом их сочувствия белым. 25 января 1918 года был убит Киевский митрополит Владимир, 4 июня до смерти замучен архиепископ Андроник Пермский, 23 августа в Москве расстрелян епископ Ефрем Селенгский. Список жертв можно продолжать и дальше.
В этих условиях, глава церкви – Патриарх Тихон издал три исторических акта, важнейшим из которых было анафематствование «гонителей церкви». Несмотря на то, что общественное мнение приписывает это проклятье большевикам, сами они названы не были, поэтому конкретный адресат «проклятия» до сих пор неизвестен.

Кубинский проклятый

Спустя 31 год после анафемы Тихона, в 1949 последовал Декрет против Коммунизма от Папы Пия XII. Он был подтвержден в 1962 году Иоанном XXIII, который на его основе, якобы, отлучил от церкви коммуниста и лидера Кубинской революции Фиделя Кастро. Зачем понадобилось предавать анафеме Кастро не понятно – на Кубе не практиковались гонения на католиков. Более того, после окончания «холодной войны» отношения Кубы и Ватикана улучшились настолько, что Папа Иоанн-Павел II лично встретился с Фиделем Кастро. В дальнейшем председателя Госсовета посетил и другой понтифик – Бенедикт XVI. В марте 2012 года настоящей сенсацией стали слова бывшего секретаря Иоанна XXIII, о том, что Папа никогда не отлучал Кастро от церкви, в этом не было смысла, поскольку уже действовал Декрет против коммунизма. Об анафеме заявил архиепископ Дино Стаффа, чьи слова воспрепятствовали формированию левого правительства в Италии. Тем не менее, согласно Декрету, который до сих пор в силе, Кастро, формально, остается «проклятым» церковью.

Вопрос о вожде

Вопреки всем спорам о выносе тела Ленина из мавзолея и захоронения его по христианскому обряду, это невозможно осуществить, так как великий вождь был отлучен от церкви еще в 1970 году «в честь празднования своего дня рождения». Инициатором стала Русская православная церковь в США, которую возмутило традиционное отмечание годовщины Ленина. За основу отлучения была взята анафема патриарха Тихона 1918 года.
В 2010 году, Ленина отлучили второй раз, видать, на всякий случай, добавив к списку Сталина и всех большевиков, в придачу.

ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого . Отлучать от церкви кого-либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников-Печерский. Очерки поповщины). [Павлин: ] Лев Толстой еретик был, почти анафеме предан за неверие, а от смелости бежал в леса, подобно зверю (М. Горький. Егор Булычёв и другие). 2. кого, что . Решительно, категорически отказываться от кого-либо или от чего-либо. Он предал анафеме всякое оборонительное, ещё более отступательное действие в российской армии (Д. Давыдов. Встреча с великим Суворовым). Разумеется, было бы глупо предавать анафеме всех, кто позволяет себе в зрелые годы переиначивать свою семейную жизнь. Человек в любом возрасте хочет быть счастливым, да и право на счастье, пока он жив, он не теряет (А. Плутник. Развод накануне серебряной свадьбы). 3. кого, что . Экспрес. Выражать сильное недовольство, возмущение кем-либо или чем-либо; бранить, проклинать кого-либо или что-либо. Жена и мать Федьки по сему поводу с утра неистово пилили его… Наконец, они, дружно предав его анафеме, замолкли (М. Горький. Дипломатия).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Предать анафеме" в других словарях:

    предать анафеме - Подвергнуть осуждению, заклеймить … Словарь многих выражений

    Предавать/ предать анафеме - кого, что. Книжн. 1. Проклинать, отлучать от церкви кого л. 2. Клеймить, подвергать резкому осуждению. БМС 1998, 25; БТС, 38; Ф 2, 85 … Большой словарь русских поговорок

    предать проклятию - призвать проклятия на голову, предать анафеме, проклять Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    предать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; предай; предал, ла, ло; предавший; преданный; дан, а и а, о; св. кого что. 1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого л. Провокатор предал подпольщиков. Староста предал партизан.… … Энциклопедический словарь

    предать - да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; преда/й; пре/дал, ла/, ло; преда/вший; пре/данный; дан, а/ и а, о; св. см. тж. предавать, предаваться … Словарь многих выражений

    ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ. ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ. Экспрес. 1. кого. Отлучать от церкви кого либо. В 1667 году московский собор предал непокорных господствующей церкви двуперстников анафеме: они на анафему отвечали анафемой (Мельников Печерский. Очерки… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Михаил VIII Палеолог - У этого термина существуют и другие значения, см. Михаил Палеолог. Михаил VIII Палеолог Μιχαήλ Η΄ Παλαιολόγος … Википедия

    преда́ть - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; прош. предал, ла, ло; повел. предай; прич. прош. предавший; прич. страд. прош. преданный, дан, а и а, о; сов., перех. (несов. предавать). 1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого … Малый академический словарь

    АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ - (Правосл. армяне), средневек. общины армян, придерживавшихся правосл. вероисповедания, установленного Всел. IV Собором в Халкидоне (451). История В VI в. между Вселенской Церковью и Армянской Апостольской Церковью произошел раскол, поскольку… … Православная энциклопедия

    ИОАНН ИТАЛ - [греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ιταλός] (2 я пол. 20 х гг. XI в. нач. 30 х гг. XI в., Юж. Италия после 1082), визант. философ, ученик Михаила Пселла и его преемник в том же звании, что было у учителя, «ипат философов». Основными источниками сведений о жизни И … Православная энциклопедия

- (греч. anathema, от ana далеко, и tihein ставить). 1) отлучение от церкви; 2) в просторечии: проклятие. 3) как бранное слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАФЕМА 1) проклятие, отлучение от… … Словарь иностранных слов русского языка

См. проклятие предавать анафеме... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. анафема проклятие, херем, отлучение Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

- (греческое anathema), в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви … Современная энциклопедия

- (греч. anathema) в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви … Большой Энциклопедический словарь

См. Заклятие … Библейская энциклопедия Брокгауза

АНАФЕМА, анафемы, жен. (греч. anathema). 1. только ед. Отлучение от церкви (церк.). Предать кого нибудь анафеме. || Проклятие (книжн. устар.). «Зачем анафемой грозите вы России?» Пушкин. 2. Проклятый, негодяй (прост. бран.). «Есть же такие… … Толковый словарь Ушакова

АНАФЕМА, ы, жен. 1. В христианстве: церковное проклятие за грехи против церкви, за поношение веры. Предать анафеме вероотступника. 2. Употр. как бранное слово (прост.). Сгинь с глаз моих, а. ты этакая. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Жен., греч. церковное проклятие, отлучение от церкви, отвержение обществом верующих; | ·об. брань, проклятие. Анафемствовать кого предавать анафеме; анафемить, ругать, проклинать, желать зла и гибели. Анафемщик муж. анафемщица жен. ругатель,… … Толковый словарь Даля

С древнегреческого: Anathema. Церковный термин древнегреческого происхождения, означающий отлучение от Церкви, церковное проклятие. Люди, отлученные от Церкви, фактически подвергались остракизму, то есть изгнанию из привычного им общества… … Словарь крылатых слов и выражений

АНАФЕМА, СССР, Ленфильм, 1960, ч/б, 45 мин. Религиозная драма. По мотивам одноименного рассказа А.Куприна. Россия, 1900 год. Дьякон Олимпий, ранее ничем не выделяющийся среди служителей церкви, вдруг начинает проявлять интерес к светской… … Энциклопедия кино

- (греч. anathema) отлучение от церкви. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Анафема , А. Куприн. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Александр Иванович Куприн (1870–1938) – известный русский писатель, творчеству которого присущ…
  • Анафема , Куприн Александр Иванович. Александр Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель, творчеству которого присущ активный, действующий гуманизм, пламенная любовь к природе и человеку. 171;Анафема 187;…
Спрашивает максим
Отвечает Василий Юнак, 07.11.2007


Анафема - это отвержение, непринятие. Это греческое слово, вошедшее в русский язык с христианским учением.

Подробнее о значении слова можно узнать в словаре :

Заклятие [евр. херем]. Предавать З. означает отлучать к.-л. лицо, животное или предмет от мира человеч. существования и отдавать его в распоряжение Бога. Как правило, существо или предмет, предаваемые З., уничтожались. Именно поэтому они считались священными. Евр. харам означает "предавать уничтожению, уничтожать", эфиоп. харама - "отлучать от мирского общества" (ср. также араб. харем).
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Соотв. греч. слово анатема (-" Заклятие) встречается здесь в разных значениях. В это понятие обозначает "приношения, посвящ. Богу или храму (в Синод. пер. - "вклады"). Обычно греч. слово анатема переводится как "предавать проклятию". Согл. ап. Павлу, прокляты, преданы анафеме были те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Господа Иисуса Христа ( ; и след.). При этом Павел имеет в виду членов общины. Но у нас нет сведений о том, какие практич. последствия имела анафема, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, была ли анафема тождественна отлучению от церкви. Довольно неожиданное употребление понятия анафемы можно обнаружить в , где Павел согласен быть отлученным (анатема) от Христа, если это поможет спасению его народа. Тем самым он показывает, насколько сильна его любовь к собств. народу. В новом Иерусалиме больше не будет ничего проклятого и, соотв., не будет и анафемы ( ; см. также ). В говорится о том, что нек-рые иудеи договорились наложить проклятие на самих себя в случае на-рушения ими клятвы. С похожим употреблением этого слова мы встречаемся и в .

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Видимо, отец Максим, разговор естественно начать с выяснения значения самого термина «анафема». Большая советская энциклопедия утверждает, что в христианстве это «церковное проклятие, отлучение от церкви». Так ли?

- «Анафема» – слово греческое, восходит к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Анафема – то, что отдано, вручено в абсолютную волю, в абсолютное владение кому бы то ни было. В церковном же значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.

Так что анафема – это никакое не «проклятие церковное», как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина. Конечно, преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях. Но отлучение от церковного общения, как таковое, бывает и без анафемы. По нашим канонам, тяжко согрешивший может на известный срок отстраняться от участия в церковных Таинствах… Поэтому анафема означает не просто отлучение, а свидетельствование Церкви о том, о чем виновный, со своей стороны, давно сам знал и был в том утвержден: его мироощущение, позиции и взгляды с церковными никак не совпадают, никак не соотносятся.

Верно ли, что впервые все вероотступники были преданы анафеме в IX веке, после победы Церкви над ересью иконоборчества?

Это не совсем так. Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем нравственности или неким идеальным пророком. Святой апостол Павел писал: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Анафемы объявлялись, конечно, и на Вселенских Соборах. Так, в IV веке был осужден пресвитер Александрийской церкви Арий, отрицавший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла константинопольского патриарха Нестория, ложно учившего о соединении Божественной и человеческой природы во Христе. Такие церковные суды были вплоть до VII Вселенского Собора, на котором были преданы анафеме иконоборцы.

В 842 году в Греческой Церкви в первое воскресенье Великого поста был впервые совершен праздник Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осужденными на Вселенских Соборах, и вообще над всеми нечестивыми антихристианскими учениями. Богослужебный чин этого праздника включал в себя, во-первых, провозглашение вечной памяти подвижникам благочестия, защитникам веры, во-вторых, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.

- Этот праздничный чин и сейчас совершается в нашей Церкви?

В Неделю Торжества Православия («неделя» на славянском означает «воскресенье») этот чин полностью совершался у нас до большевистской революции 1917 года. И хотя никакого специального церковного постановления на сей счет не было, анафему перестали объявлять, чтобы не усугублять и без того враждебное отношение новой власти к Церкви. Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен, что представляется разумным, поскольку он конечно же нуждается в уточнении – применительно к нынешней церковной ситуации. Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или во многом отошедших от давних заблуждений преемников тех же несториан, если сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?

К вопросу восстановления чина анафематствования мы позже обязательно вернемся, а пока хотелось бы поговорить об особо громких осуждениях в нашей церковной истории. Некоторые люди и сейчас задаются вопросом: не переборщила ли в свое время с отлучением Льва Николаевича Толстого?

Признавая его одним из величайших русских писателей, Церковь вместе с тем не могла умолчать о религиозных заблуждениях писателя, ибо «молчанием предается Бог». Только не нужно представлять то событие по известному рассказу Куприна, с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась – это художественный домысел автора. В действительности же очень выдержанное Синодальное определение от 22 февраля 1901 года было свидетельствованием собственных взглядов писателя. Он к тому времени в своих религиозно-философских исканиях сам пришел и к отрицанию необходимости Церкви и ее Таинств – Крещения, Исповеди, Причастия, и к отрицанию основного постулата христианства – что Христос является действительно Сыном Божиим. Наконец, писатель дерзнул составить «Евангелие, изложенное Львом Толстым», в гордыне своей считая, что он лучше всех из живших на протяжении девятнадцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Христос… «…Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…» – говорилось в церковном определении. Напомню, что Лев Николаевич незадолго до смерти был в Оптиной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в дальнейшем уже оптинского старца не допустили к умиравшему писателю. Так что окончательным для него был суд Божий.

- А чем объясняется предание анафеме такой личности, как гетман Мазепа?

Не только он, изменник Отечества, но и Гришка Отрепьев, и Степашка Разин были отлучены от Церкви не по вероучительным основаниям, а как враги государства. В те времена существовало принципиальное понимание «симфонии властей» – церковной и светской. Первая заботилась о нравственном здоровье народа, вторая – о безопасности государства и защите самой Церкви. Всякий, кто восставал против государства, восставал не только против монархии, но против Державы, на протяжении веков являвшейся оплотом вселенского Православия. В силу этого антигосударственные действия одновременно расценивались и как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались и церковному осуждению через анафематствование.

В последние годы за антицерковную деятельность были преданы анафеме бывший митрополит Филарет (Денисенко), бывший священник Глеб Якунин… Скажите, у них и у других столь же сурово осужденных Церковью людей в принципе сохраняется возможность возвращения в Дом Божий?

Анафема – это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен. Покайтесь в содеянном и вернитесь в отчий дом, в родную Церковь». Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию.

Чин анафемы с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений, снимается, восстанавливается полнота их пребывания в Церкви, они могут вновь приступить к Таинствам, а самое главное – они опять получают возможность спасения. Единственное, что не может быть им возвращено, – это прежний сан.

- Интересно, а существует ли анафематствование в Римско-Католической Церкви?

В Ватикане есть Конгрегация по вопросам вероучения, которая является правопреемницей печально знаменитой священной инквизиции, бросавшей в Средние века в костры еретиков по всей Европе. Хотел бы здесь же подчеркнуть, что Русская Церковь никогда не занималась насильственным искоренением ереси… Так вот, в нынешней ватиканской Конгрегации по вопросам вероучения периодически выносятся суждения и о конкретных лицах, и о конкретных направлениях религиозной мысли. Можно назвать ряд бывших католических богословов и религиозных воззрений (к примеру, «теология освобождения» в Латинской Америке), которые в новейший период были осуждены Ватиканом, что равнозначно преданию анафеме.

В заключение просил бы вас, отец Максим, вернуться к проблеме восстановления общецерковного чина анафематствования в Неделю Торжества Православия…

Думаю, что при обстоятельном и широком разъяснении православному народу, что же являет собой анафема, что такое свидетельство Церкви о заблуждающихся, восстановление этого чина имело бы серьезное значение для многих наших современников. В первую очередь для тех, кто под воздействием сектантской велеречивости стал считать, будто и впрямь допустимо быть одновременно православным и, скажем, саентологом. Или быть православным и состоять в какой-то одиозной протестантской секте, лидеры которой обманно говорят о себе – «мы вообще христиане».

Полагаю, что «перспектива» быть анафематствованным может удержать неразборчивого в духовном плане человека от опасного увлечения лжеучителями, а это в конечном счете окажется небесполезным и в целом для духовного здоровья народа. Насколько я знаю, такого мнения придерживаются многие священники и миряне.