Ютуб сбитый российский вертолет в сирии. В сирии сбили российский вертолет

Минобороны сообщило о потере еще одного вертолета Воздушно-космических сил в рамках операции против боевиков в Сирии. По данным ведомства, 1 августа военно-транспортный вертолет Ми-8, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в Алеппо, был обстрелян с земли в сирийской провинции Идлиб. Ранее телеканал Al-Jazeera сообщил, что на юге провинции Алеппо упал некий вертолет, сбитый оппозицией.

«На борту вертолета находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Судьба российских военнослужащих выясняется по всем доступным каналам», — говорится в сообщении Минобороны.

Оппозиционное информагентство Shahba Press передало, «что все члены экипажа погибли. В Кремле сообщили, что точной информации о числе погибших в результате инцидента «пока нет».

«Те, кто были в вертолете, по информации, поступившей из Министерства обороны, погибли. Погибли героически, потому что пытались увести машину, с тем чтобы минимизировать жертвы на земле. В Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих», — сообщил журналистам пресс-секретарь президента .

В Генштабе пытаются прояснить местонахождение российских военнослужащих. Начальник Вооруженных сил России генерал-лейтенант сообщил, что «по имеющейся информации, вертолет был сбит с земли над районом, находящимся под контролем вооруженных формирований и примкнувшим к ней отрядам так называемой «умеренной оппозиции». Он квалифицировал произошедшее как террористический акт.

«Сегодня совершен террористический акт в результате которого был сбит российский военно-транспортный вертолет Ми-8, возвращавшийся после выполнения гуманитарной миссии по доставке продовольствия и медикаментов жителям города Алеппо», — сказал генерал.

— Eliot Higgins (@EliotHiggins) August 1, 2016

Журналист агентства MENA Бьёрн Штрицель также разместил в Twitter фото блока ракет с подписью: «В советской России 57 мм ракеты считаются гуманитарной помощью».


Аналитик Международного стратегического института IISS, редактор издания The Military Balance Джозеф Демпси в своем микроблоге обращает внимание на детали винтокрылой машины, называя модель Ми-8 АМТШ (транспортно-штурмовая модификация). В частности, на размещенный в хвостовой части вертолета контейнер с, предположительно, комплексом радиоэлектронной борьбы «Президент-С».


Напомним, что Центр по примирению враждующих сторон в Сирии создан 22 февраля 2016 года на авиабазе Хмеймим для содействия переговорному процессу о примирении между представителями сирийских властей и оппозиции, за исключением запрещенных в России и других странах группировок «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра» и иных организаций, признанных Совбезом ООН террористическими, а также для заключения соглашений о прекращении огня и организации доставки гуманитарной помощи.

На минувшей неделе Россия совместно с правительством Сирии начала новый этап гуманитарной операции в Сирии — в осажденном городе Алеппо открыли четыре гуманитарных коридора: три — для мирных жителей и один — для боевиков с оружием и техникой. С тех пор количество присоединившихся к перемирию населенных пунктов в САР достигло 327. Только за последние сутки заключены соглашения о примирении с представителями 17 населенных пунктов в провинциях Эс-Сувейда и Латакия.

По данным центра, режим прекращения боевых действий в течение последних суток соблюдали в большинстве провинций.

Тем не менее в провинции Дамаск за сутки зафиксировали четыре нарушения, еще два — в Латакии.

«Формирования причисляющей себя к оппозиции группировки «Джейш аль-Ислам» обстреляли из минометов населенные пункты Джаубар, Арбил, Дума и Хараста провинции Дамаск. В провинции Латакия вооруженными формированиями «Свободной сирийской армии» обстреляны населенные пункты Тубал и Зуайкат», — говорится в бюллетене.

Оценка экспертов расходится с данными Минобороны. Судя по видео, это был не Ми-25, а МИ-35М. И подбита машина была не во время возвращения, а во время работы по целям

Двое российских военных пилотов-инструкторов погибли в Сирии в районе Пальмиры. Это официально подтвердили накануне в Минобороны России, заявление ведомства цитируют СМИ.

«8 июля Ряфагать Хабибуллин и Евгений Долгин совершали полет на вертолете Ми-25 в провинции Хомс. В это время восточнее Пальмиры крупный отряд боевиков ИГИЛ (запрещена в России) атаковал позиции сирийских войск и стал продвигаться вглубь района, создав угрозу захвата господствующих высот. Экипаж получил запрос от сирийского командования группировки на поражение наступающих боевиков. Израсходовав боекомплект, при развороте на обратный курс, вертолет был подбит террористами и упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии».

Качество ролика позволяет разглядеть, что сбитый вертолет, скорее, относится к типу Ми-35 — на это указывают стойки шасси, которые у тридцать пятого не убираются, в отличие от его предшественников Ми-24 и экспортного Ми-25.

Боевой вертолет получил попадание в хвостовую балку и потерял управление. Перед попаданием вертолет вел огонь. На видеозаписи виден также второй вертолет аналогичного типа. По данным «Интерфакса», вертолет был обстрелян из американского тяжелого противотанкового ракетного комплекса TOW.

С видео ознакомился главный редактор журнала «Арсенал Отечества» и член экспертного совета военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский.

главный редактор журнала «Арсенал Отечества» «Я смотрел кадры. Был сбит российский вертолет Ми-35М. Но они не возвращались, он был подбит во время атаки целей. Ведущий был сбит. Работали парой традиционно. По поводу того, чем был сбит — я считаю, не противотанковой управляемой ракетой, не ей. Теперь какие меры могут быть приняты. Там есть одна особенность: когда осуществляется непосредственная авиационная поддержка войск, должно быть плотное взаимодействие между наземными силами и боевыми вертолетами. Нормальной подготовки и нормального взаимодействия не наблюдается. Вообще говоря, работа вертолетов на предельно малых высотах, на переднем крае — это опасная работа традиционно. Тщательнее надо осуществлять планирование боевого применения вертолетов и улучшать взаимодействие с наземными войсками — с сирийской армией».

Как отметили в Минобороны, резервных подразделений сирийских войск для переброски и сдерживания наступления террористов на данном направлении не было. Погибшие летчики представлены к государственным наградам. Родные пилотов, вертолет которых был сбит в Сирии, получат страховое возмещение в размере двух млн трехсот тысяч рублей от компании «Согаз», сообщил ТАСС.

На сегодняшний день российские власти официально подтвердили гибель 13 военных во время операции в Сирии, включая Долгина и Хабибуллина. В марте этого года президент Путин приказал вывести из Сирии большую часть российского контингента. Российская авиация, тем не менее, продолжает наносить удары по позициям боевиков в Сирии.

В Сирии сбит российский вертолет Ми-8, возвращавшийся из Алеппо на авиабазу Хмеймим. Машина, на борту которой находились пятеро военнослужащих, упала в провинции Идлиб. С ноября 2015 года ВКС России при разных обстоятельствах потеряли в Сирии четыре вертолета и фронтовой бомбардировщик Су-24.

Турецкий цугцванг

Первая потеря случилась 24 ноября 2015 года. Пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М выполняла боевое задание в провинции Латакия (район населенного пункта Кепир) - наносила бомбовый удар по позициям боевиков.

При повторном заходе на цель пара была атакована турецкими истребителями F-16. По утверждению Анкары, российские самолеты нарушили воздушное пространство Турции, по словам Москвы - все это время находились над сирийской территорией. Так или иначе, но самолет RF-90932 бортовой номер «83 белый» был сбит вдогон ракетой «воздух-воздух».

Летчики катапультировались над районом, контролируемым оппозиционными Дамаску боевиками. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян ими еще в воздухе, а штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться и скрыться.

С базы Хмеймим отправили поисково-спасательную группу. Ее вертолет Ми-8АМТШ был поврежден огнем с земли и совершил вынужденную посадку. На борту погиб морской пехотинец Александр Позынич. Машину впоследствии уничтожили боевики ракетой противотанкового комплекса.

Ночное падение

В ночь на 12 апреля 2016 года в провинции Хомс разбился ударный вертолет Ми-28Н, возвращавшийся с боевого задания. Члены экипажа - Андрей Окладников и Виктор Панков, служившие до командировки в Сирию на авиабазе в Буденновске, - погибли.

По заявлению министерства обороны, вертолет не обстреливался с земли. Источник в промышленности предположил, что машина разбилась из-за столкновения с землей при пилотировании в сложных условиях.

Впоследствии сообщалось, что экипаж, выполняя полет в очках ночного видения, мог не справиться с управлением и машина столкнулась с каким-то препятствием. Источники в комиссии по расследованию в конце апреля 2016-го подтвердили этот вывод, назвав причиной человеческий фактор.

«Летчики Ми-28Н, выполняя полет темной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом, потеряли правильное пространственное положение, в результате чего произошло столкновение вертолета с землей», - отметил источник в комиссии.

Вертолет, которого не было?

8 июля 2016 года возле Пальмиры был сбит вертолет. На борту находились командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин и летчик-оператор лейтенант Евгений Долгин, оба погибли.

Официальная позиция Министерства обороны России на сегодняшний день по-прежнему состоит в том, что сбит был сирийский вертолет Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) с российским экипажем. По утверждению Знаменки, это произошло, когда машина разворачивалась на обратный курс после нанесения удара. Анонимный источник в военном ведомстве, также отметив, что израсходовавшая боеприпасы машина легла на обратный курс, связал гибель вертолета с применением боевиками американского противотанкового комплекса TOW.

Однако опубликованная видеозапись не подтверждает эту версию. На кадрах отчетливо видна пара ударных вертолетов Ми-35М (такие машины используются российской авиагруппой в Сирии). Они находились на боевом курсе, а подбитая машина непосредственно перед поражением запускала неуправляемые ракеты.

Попадание в хвостовой винт, также зафиксированное на видеозаписи, не соответствует картине применения ракет комплекса TOW. В частности, об этом говорит отсутствие следа приближающейся ракеты, ограниченный характер разрушений, а также локализация попадания. Одна из реалистичных версий - применение боевиками зенитной артиллерии.

Возвращаясь из Алеппо

В конце июля российские военные объявили о масштабной гуманитарной операции в районе Алеппо. Успехи сирийской армии и союзных формирований (включая иранских и хазарейских добровольцев) привели к окружению в северо-восточной части Алеппо крупной группировки боевиков. 28 июля сообщили, что из города открываются три коридора для выхода мирных жителей и отдельный коридор для боевиков, решивших сложить оружие.

1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идет о машине RF-95585 (бортовой номер «212 желтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачево (под Новосибирском).

В Сирии сбит российский вертолет, пятеро военных погибли. По версии Минобороны, Ми-8 участвовал в гуманитарной миссии. Пока не ясно, почему этот вертолет оказался под огнем и зачем он нес на борту реактивные снаряды

Российский Ми-8, который был сбит в понедельник в провинции Идлиб (Фото: Reuters/Pixstream)

Вертолет Ми-8, сбитый в Сирии в понедельник, 1 августа, согласно официальному заявлению Министерства обороны России, ​возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо». По данным военного ведомства, воздушное судно потерпело крушение «в результате обстрела с земли». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил информацию о сбитом Ми-8, а также сообщил, что все, кто был в вертолете — три члена экипажа и два офицера российского центра по примирению, — погибли. При этом Песков уточнил, что точной информации о числе жертв нет.

По данным издания «Газета.Ru» , командиром экипажа сбитого Ми-8 был 33-летний капитан Роман Павлов. Вместе с ним погибли летчик-штурман Олег Шеламов и борттехник Алексей Шорохов.

Была ли защита

Близкое к сирийской оппозиции информационное агентство STEP опубликовало видеозаписи с места крушения вертолета через несколько часов после аварии. Издание демонстрирует бортовой номер сбитого вертолета — RF-95585. Согласно реестру российских воздушных судов этот бортовой номер закреплен за вертолетом Ми-8АМТШ. На корпус судна был нанесен номер 212.

Вертолет с тем же бортовым номером в июне 2016 года попал в видеосюжет агентства ANNA-News. В видеоролике вертолет забирает сирийскую девочку Сидру, пострадавшую в ходе обстрела Алеппо.

Изучив фотографии вертолета с бортовым номером RF-95585, группа независимых расследователей вооруженных конфликтов Conflict Intelligence Team (CIT) пришла к выводу, что на судне был установлен авиационный комплекс индивидуальной защиты «Витебск». Комплекс создает вокруг вертолета электронный купол и защищает все, что попадает под этот купол.

Представитель «Концерна Радиоэлектронные технологии», разработавшего комплекс, не смог подтвердить наличие «Витебска» на сбитом в Сирии Ми-8АМТШ. Однако по словам военного аналитика Антона Лаврова, данный комплекс устанавливается на все новые модификации вертолета.

Несмотря на наличие «Витебска», вертолет мог быть поражен пулеметным огнем или же мелкокалиберным зенитным орудием, считает военный эксперт Василий Кашин. «Даже если по Ми-8АМТШ стреляли из переносного зенитно-ракетного комплекса, от которого защищает «Витебск», ракета могла пройти», — считает эксперт.

Помимо этого, отмечают опрошенные РБК эксперты, в ходе полета экипаж выключает комплекс защиты. «Обычно он работает на взлете и посадке, когда вертолет максимально уязвим», — объясняет Лавров.

За последние несколько недель количество сбитых самолетов сирийской авиации увеличилось, отмечает эксперт. Лавров утверждает, что это связано с поставкой исламистам и повстанцам переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Эксперт обращает внимание на то, что в условиях войны в Сирии военным не хватает полной картины происходящего. «Нельзя исключить засады на пути или пролет над вражеской группой противника», — считает аналитик.

Реактивные снаряды

Судя по опубликованным с места событий фотографиям, вертолет нес контейнеры неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). Как утверждают опрошенные РБК эксперты, это было необходимо для обороны вертолета, а не для участия в атакующих действиях.

Очевидцы разместили в социальных сетях видеоролики, на которых видны контейнеры НУРС.

По словам военного летчика, пожелавшего остаться анонимным, экипажи Ми-8, выполняя полеты в зоне боевых действий, постоянно используют данное вооружение. «То, что он перевозит гуманитарную миссию, не значит, что он не может себя защищать», — объясняет летчик.

По словам Лаврова, экипаж зачастую не снимает контейнеры для экономии времени. «Если это единичная операция, то снимать НУРС незачем», — объясняет эксперт.

Гуманитарные цели

Вертолет был сбит в провинции Идлиб, недалеко от деревни Тель-Султан . Район крушения находится по пути из Алеппо в Латакию, где находится российская авиабаза Хмеймим.

Начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Сергея Рудского, восточная граница провинции Идлиб находится под контролем террористической группировки « Джебхат ан- Нусра» (запрещена в России). Об этом говорит и карта Министерства обороны, продемонстрированная в октябре 2015 года.

«Предполагалось, что вертолет, возвращаясь с гуманитарной миссии, полетит по защищенному маршруту, но, видимо, на пути стала диверсионная группа противника с ПЗРК», — размышляет военный эксперт Константин Сивков. По его мнению, в таких условиях стоит использовать штурмовые вертолеты сопровождения, которые выдвигаются по маршруту и прикрывают основной вертолет.

О старте гуманитарной операции, в которой участвовал сбитый Ми-8, 28 июля министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, в городе было открыто три гуманитарных коридора для выхода людей из Алеппо. Населению пообещали предоставить горячее питание и оказать медицинскую помощь.​ За три дня в Алеппо было доставлено 14 т гуманитарных грузов, сообщил журналистам 30 июля начальник российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Сергей Чварков. Губернатор АлеппоМохаммадМарванЭльби позже подтвердил , что три гуманитарных коридора было открыто.

Несмотря на заявленные цели операции, научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов считает, что одной из задач российских и сирийских военных была подготовка к штурму Алеппо. «Было ясно, что рано или поздно встанет необходимость по-настоящему штурмовать Алеппо и вести бои в городских кварталах», — утверждает эксперт. По его словам, вести бои в густонаселенных кварталах сложно, именно поэтому сирийская армия при поддержке российской группы ВКС выводит из Алеппо гражданское население.

Меламедов отмечает, что битве за иракский город Фаллуджу в мае—июне 2016 года также предшествовала гуманитарная операция по выводу населения.

С ним не согласен военный аналитик Игорь Коротченко, член общественного совета при Минобороны России. По его словам, главной задачей гуманитарной операции является «минимизация жертв среди гражданского населения». Эксперт не отрицает, что выход гражданского населения облегчит возможность для ведения боевых действий в городе.

​Потери в Сирии

За 306 дней военной операции России в Сирии, которая началась 30 сентября 2015 года, погибли 14 российских военнослужащих. О последней жертве военное ведомство сообщало 22 июля. В провинции Алеппо погиб военнослужащий Никита Шевченко, сопровождавший колонну автомобилей с продуктами для местных жителей. Рядом с автомобилем, где он находился, сработало самодельное взрывное устройство.

В ходе сирийской операции российская группировка Воздушно-космических сил потеряла самолет Су-24, сбитый турецким истребителем, вертолет Ми-8, подбитый туркоманской группировкой в ходе спасательной операции, и вертолет Ми-28, разбившийся в результате ошибки экипажа. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor также публиковала в мае снимки четырех сгоревших вертолетов Ми-24, предположительно принадлежавших Российской армии. Минобороны России опровергало эту информацию.