Юрий аксюта семья. Муж татьяны аксюты

Продюсер Юрий Викторович Аксюта построил исключительную карьеру в сфере массовых коммуникаций. Миллионы телезрителей с удовольствием смотрят шоу, которые появились на нашем телевидении благодаря ему. Расскажем о жизненном пути человека, подарившего России программы «Фабрика звезд», «Голос», «Две звезды» и многие другие.

Детские годы

Родился Юрий Аксюта в центре Таллина 27 апреля 1959 года. С детства Юрий увлекался музыкой, он начал собирать коллекцию виниловых пластинок, часть из которой хранится у него до сих пор. Знание музыки и любовь к ней определят впоследствии всю его жизнь. Учился Аксюта в школе № 5, имевшей хорошую репутацию. Уже в детские годы было понятно, что Юрий - натура творческая, эту свою черту он пронес через всю жизнь.

Учеба

После окончания школы Юрий Аксюта поступает в театральную школу-студию при таллиннском русском драматическом театре, но быстро понял, что это не его масштаб. И в 1975 году Аксюта перебрался в Москву, чтобы учиться в ГИТИСе на актерском отделении. В годы учебы он начал работать в Центральном детском театры столицы.

Первые ступени карьеры

По окончании ГИТИСа Юрий Аксюта был призван в армию, служить ему довелось в ансамбле пени и пляски в Москве, так что даже в это время он оставался верен своему увлечению.

После демобилизации будущий продюсер некоторое время был без работы, ходил на прослушивания, вращался в актерской среде. Там его заметил знаменитый «голос Советского Союза» Юрий Левитан. Он предложил Аксюте поработать звукорежиссером на Гостелерадио. Работа не очень нравилась Юрию, но дала возможность увидеть, как работают знаменитые дикторы страны: Юрий Левитан и Ольга Высоцкая.

Многие активные молодые люди начинают свою карьеру с самых низов и потом быстро идут вверх, таким был и Юрий Аксюта. Диктор — вторая ступень в его карьере. Аксюта постепенно начал вести несколько передач, набирался радийного опыта. Через некоторое время он уже стал режиссером детских программ на Всесоюзном радио. А когда в стране началась перестройка и появились первые коммерческие радиостанции, он был готов начать новый этап своей жизни.

В 1990 году в России открылась радиостанция «Европа плюс» и Юрий стал первым радиодиджеем, работающим в прямом эфире. Деятельный Аксюта недолго оставался просто ведущим, он быстро взял на себя функции редактором, а потом стал и программным директором. В это время он придумывал разные новые программы для радио, благодаря Юрию на «Европе плюс» появились утренние шоу и ток-шоу, концертные программы в эфире радио, хит-парад «ЕвроХит Топ-40».

Все эти продукты стали фирменным знаком станции. В 2001 году Аксюта уже занимал пост генерального продюсера «Европы плюс». По словам продюсера, работа на этой радиостанции радикально изменила его жизнь. Именно здесь он вошел в сферу зарождающегося отечественного шоу-бизнеса.

Однако Юрий за 10 лет полностью исчерпал возможности своего роста на этой станции. В 2002 году он покинул Европу плюс» и стал генеральным продюсером радиостанции «Хит-FM». Но в этой должности он проработал всего год.

За 13 лет Юрий Викторович Аксюта прошел все ступени карьеры на радио и ему нужно было расти и развиваться дальше - его взгляд устремился к телевидению.

Телевизионная карьера

Имя Юрия Аксюты у многих ассоциируется с конкурсом «Евровидение», и это неудивительно. Еще в 2002 году он комментировал конкурс, проходивший в его родной Эстонии, для «Первого канала». Именно тогда и началось сотрудничество Аксюты и Константина Эрнста. Конкурс Юрий продолжал комментировать еще много лет подряд. А в 2009 году он был исполнительным директором конкурса, проводимого в России.

2003 год Юрий Аксюта, биография которого делает резкий поворот, начинает в должности руководителя Дирекции музыкального телевидения на «Первом канале». Он продолжает заниматься своим любимым делом - музыкой, но уже на новом уровне. Под его управлением канал начал выпускать множество популярнейших музыкальных программ, в страну привезли шоу мирового уровня и это дает небывалые рейтинги каналу.

Известные проекты

Сегодня Аксюта Юрий Викторович - признанный мэтр отечественного музыкального телевидения. За его плечами множество высокорейтинговых проектов, полюбившихся зрителями. Кроме уже упоминавшегося «Евровидения», он стоял у истоков такого мощного движения, как «Фабрика звезд». Это музыкальное реалити-шоу стало знаковым для своего времени, на нем выросло целое поколение зрителей и здесь появилось немало звезд, составляющих сегодня базу отечественной музыкальной индустрии.

  • В 2003 году под руководством Аксюты «Первый канал» начал проводить и показывать премию «Золотой граммофон», совместно с «Русским радио».
  • В 2007 году продюсер запустил громкий проект «Две звезды», который с успехом пережил несколько сезонов.
  • В 2009 году в эфире «Первого канала» он открыл программу «Достояние республики».
  • Настоящим прорывом для канала стал запуск в 2012 году российской версии международного проекта The voice - «Голос». Это шоу стало настоящим прорывом на музыкальном телевидении. В качестве судей проекта попробовали себя звезды российского шоу-бизнеса: А. Градский, Д. Билан, Г. Лепс, Пелагея, П. Гагарина, а участниками стали яркие исполнители, впоследствии занявшие должное место на отечественной сцене. Позже появилась версия «Голос. Дети». Проект не исчерпал себя и до сегодняшнего дня.

Награды

За свою профессиональную деятельность Юрий Аксюта — телепродюсер и топ-менеджер — получил несколько весомых наград. В 2009 году он был награжден почетной грамотой Президента РФ за подготовку конкурса «Евровидение» в Москве.

В 2011 году он получил почетную медаль «За заслуги перед Отечеством».

В 2013 году Аксюта стал лауреатом государственной премии за проведение благотворительного марафона «Всем миром».

Семья

Юрий Аксюта, личная жизнь которого постоянно приковывает внимание, относится к тем редким в творческой среде людям, сумевшим пронести любовь к одной женщине через долгие годы. Еще на первом курсе учебы в ГИТИСе у Юрия завязались отношения с однокурсницей Татьяной Голубятниковой.

Эта миниатюрная девушка с широко распахнутыми глазами покорила сердце 198-сантиметрового Аксюты. И уже на втором курсе пара поженилась. Жена взяла фамилию мужа и сегодня она многим известна как звезда фильма «Вам и не снилось» Татьяна Аксюта.

В браке родилась дочь Полина, которая с детства по настоянию родителей серьезно изучала французский язык. Это позволило ей после школы поступить в Сорбонну. Но через пару лет она решила вернуться на родину и сама, без помощи родителей, поступила в Литературный институт и стала заниматься художественными переводами с французского языка. Жена известного продюсера всю жизнь проработала в театре, но в последние годы работает в детской театральной студии.

Юрий Аксюта по роду своей деятельности часто посещает светские мероприятия и нередко его сопровождают девушки, что порождает массу слухов о его личной жизни. Таблоиды утверждают, что он предпочел жене более молодую партнершу. Но Татьяна Аксюта на все вопросы о семейном положении отвечает, что продолжает оставаться официальной супругой продюсера.


Имя: Юрий Аксюта (Yurii Aksyuta)

Возраст: 60 лет

Место рождения: Таллин, Эстония

Рост: 198 см

Вес: 93 кг

Деятельность: музыкальный менеджер, телепродюсер

Семейное положение: женат на Татьяна Аксюта

Юрий Аксюта - биография

Юрий Викторович стал широко известным музыкальным продюсером благодаря многим телевизионным проектам и шоу.

Юра родился в прибалтийском Таллине. С музыкой связано всё его детство. Он даже коллекционировал пластинки. После окончания средней школы, молодой человек сразу подал документы для поступления в школу при местном драматическом театре. Позже он поступил в Москве в ГИТИС, после окончания которого, сразу пошёл в армию.


Юрий Аксюта приглянулся Юрию Левитану. Мэтр дикторского искусства пригласил парня на радио в качестве звукорежиссёра. Это были лучшие дни в творческой биографии будущего продюсера. Аксюта пробует себя в роли диктора на Гостелерадио, через некоторое время его забирают на Всесоюзное радио директором редакции детских передач.

Творческий рост

Перестройка дала мощный толчок в развитии карьеры Юрия Викторовича. Москва стала обновляться, и в столице впервые появилась «Европа плюс», музыкальная станция на радиоволнах Франции. Аксюта – первый русский диджей в прямом эфире. Он хорошо себя зарекомендовал и стал главным редактором, а затем и генеральным продюсером на радиостанции «Европа плюс».


К этому продюсерству добавилось ещё одно – «Хит-FM» и совершенно новые проекты. Биография молодого человека пополнялась новыми престижными должностями, так Дирекция музыкального вещания Первого канала увидела нового директора в лице Юрия Аксюты.

Новые проекты

Новые телевизионные шоу-проекты, созданные музыкальным директором основного телевизионного канала, стали успешными и любимыми телезрителями. Ни один из них не исчез с экрана без продолжения. Из «Фабрики звёзд» выросло ни одно поколение молодых певческих дарований. «Две звезды» радовали своих поклонников несколько выпусков подряд.

Ведущие «Достояния республики» успели так много рассказать зрителям о создании любимых песен, об их исполнителях и композиторах, что за один показ в эфире невозможно было уложиться. Проекты «Голос» и «Точь-в-точь» до сих пор продолжают раскрывать новые таланты.


Именно Юрию Аксюте доверили быть исполнительным директором российского «Евровидения» в 2009 году. Он оправдал это доверие и получил от Президента страны грамоту «За успешное проведение конкурса».

Проект, который смотрит вся страна

Телевизионный проект «Голос» продемонстрировал всей России, что есть настоящие таланты, о которых надо говорить. Так многих исполнителей зрители узнали впервые и полюбили за манеру исполнения, за удивительные вокальные данные. Наргиз Закирову теперь узнают многие по первым звукам её голоса, многие участники и победители проекта успешно строят свою творческую карьеру. Юрий Аксюта пошёл дальше: он создал проект «Голос. Дети» и открывает новые таланты, давая дорогу в будущее юным дарованиям. В этом проекте звучат неподдельные живые эмоции. Проект заставляет переживать за участников по ту сторону экрана.


А начинался самый первый выпуск проекта с покупки прав на него и с отбора тех, кто захотел принять участие в проекте. Юрию Викторовичу поверили сразу, потому что желающих было около 10 тысяч. Аксюта сам проводил отбор, прослушивал каждого прибывшего на первый тур. Он выполнял самую сложную работу сам, так как очень переживал за успешность задуманного плана. Никто не верил в стопроцентность успеха, включая самого Юрия.

Все сомневались, что невозможно будет найти по-настоящему талантливых людей. Вот в этом-то и была главная проблема: таких настоящих самородков нашлось немало. Отобрать самых-самых было очень сложно. Но недостатка в самобытнах талантливых вокалистах не было и на последующие выпуска «Голоса». Это может значить одно: проект необходим, и его создатель в России выбрал правильный путь для раскрытия талантов.

Юрий Аксюта - биография личной жизни

Юрий встретил свою будущую супругу, когда поступал в ГИТИС. С самых вступительных экзаменов начался красивый роман между двумя влюблёнными. Свадьба состоялась только на втором курсе. Таня Голубятникова стала известной по фильму «Вам и не снилось!». Супруги долго мечтали о детях, и родилась дочь. Полина росла в счастливой семье, о ней заботились и любили. Девочка увлекалась чтением, и родители решили отдать дочку в специальзированную школу во Франции, по окончании которой её приняли в Сорбонну.


Дочь захотела быть ближе к родителям, перебирается в Москву через два года и поступает в Московский литературный институт. Девушка не пользовалась именем и связями своих родителей. И только получив диплом об окончании института, девушка уехала в Сорбонну для продолжения обучения. Жена Татьяна снимается в кино и играет в театре, кроме того ведёт кружок при драматическом театре. Все члены семьи нашли себя, получают от своей работы удовлетворение. Недавно в семье Юрия Викторовича отмечали большое событие: у супругов была серебряная свадьба.

Юрий Викторович Аксюта родился в эстонском Таллине 27 апреля 1959 года. С юных лет слыл меломаном, коллекционировал виниловые диски, любил музыку и соответствующие программы. После школы Юрий поступил в Таллинскую театральную студию при русском драматическом театре.

Впоследствии перебрался в Москву, где в 1980 году окончил актерский факультет Российский институт театрального искусства - ГИТИС. В студенческие годы работал в Центральном детском театре. После ГИТИСа был призван в армию, где служил в военном ансамбле песни и пляски.

Юрий Аксюта. Творческий путь

Отслужив в армии, оказался с легкой руки Юрия Левитана на Всесоюзном радио, где в 1982-м начал свою карьеру с должности диктора, а вскоре занял пост режиссёра Главной дирекции программ.

В 1990 году в СССР приехал тогдашний президент крупной радиостанции во Франции (Kiss FM) Жорж Полински , решивший совместно с Гостелерадио запустить коммерческий музыкальный проект, коим стала радиостанция «Европа Плюс Москва» (позже - «Европа Плюс»). Первым сотрудником, которго француз взял в свою команду, стал именно Юрий Аксюта , закрепивший за собой впоследствии звание первого отечествеенного диджея.

Юрий Аксюта: «Европа Плюс» серьезно изменила мою дальнейшую жизнь. В шоу-бизнес я вошел через эту радиостанцию. Случилось это, как и все в нашей жизни, благодаря стечению обстоятельств. На Всесоюзном радио я проработал к тому моменту почти десять лет: диктором, звукорежиссером, трудился в музыкальной и молодежной дирекции. Все это мне немного поднадоело: хотелось чего-то другого. Было время перемен, перестройка. Я случайно пришел на первую программу - посмотреть, как французы работают. А мне говорят: «Где же ты ходишь? Ты должен быть ведущим программы, диджеем!» А я не знаю, о чем речь. «Вот студия, микрофон, – говорят мне. – Вот музыкальная программа, плейлист, а дальше тебе нужно выходить в определенных местах». Так все и начиналось. Я сел, включил микрофон и впервые сказал: «В эфире – радиостанция «Европа Плюс Москва».

Перейдя в 1990-м с Всесоюзного радио на «Европу Плюс», Аксюта в 1992 году уже возглавил её как программный директор, а 2001 году стал генеральным продюсером радиостанции, проработав в этом качестве до 2002 года. В числе продуктов, созданных Юрием в те времена, были различные передачи, утренние шоу, концертные программы, ток-шоу, «ЕвроХит Toп-40», пр.

В 2002 году Аксюта занял пост генпродюсера радиостанции «Хит FM», а уже в феврале 2003 года получил предложение от Константина Эрнста возглавить дирекцию музыкального вещания Первого канала.

Благодаря участию Юрия Аксюты , ответственного за музыкальный и развлекательный контент Первого канала, свет увидели такие проекты, как «Фабрика звёзд » (запущен в октябре 2002 года), «Пять звёзд » (в 2005-м), «Золотой граммофон » (в 2003-м), «Высшая лига », «Две звезды » (в 2007-м), «Достояние республики » (в 2009-м), «Голос » (в 2012-м), «Голос. Дети » (в 2014-м), «Точь-в-точь » (в 2014-м).

В 2009 году Аксюта был исполнительным продюсером проходившего тогда в Москве международного вокального конкурса песни «Евровидение », в рамках которого Россию представляла Анастасия Приходько , в роли ведущих выступили Алсу и Иван Ургант , а комментаторами стали Филипп Киркоров и Яна Чурикова . К слову, Юрий неоднократно и сам являлся комментатором «Евровидения» с российской стороны: с 2002 по 2007 годы, в 2011, 2013, 2015 годах.

Весьма популярными у телезрителей стали проекты Аксюты «Голос » и «Голос. Дети », в судейском составе которых побывали такие музыкальные деятели, как Александр Градский , Дима Билан , Леонид Агутин , Пелагея , Полина Гагарина , Григорий Лепс , Баста , Максим Фадеев ,Нюша ,Валерий Меладзе .

Юрий Аксюта: «Голос» - проект и о музыке, и не о музыке вовсе. Это палитра человеческих взаимоотношений внутри определенной атмосферы, заданной форматом. Одно дело, когда на кастинг приходит 17-летняя девочка, другое - человек, которому 50. Целая судьба. В основе формата не театр представления, а театр переживания. Все по-настоящему. Людей это увлекает. Важнейший фактор - кто сидит в тренерских креслах....

Юрий Аксюта. Награды и достижения

  • 2009: почётная грамота президента Российской Федерации - за активное участие в подготовке и проведении конкурса эстрадной песни «Евровидение» в городе Москве.
  • 2011: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени - за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность.

2013: премия правительства РФ в области средств массовой информации - за реализацию проекта «Благотворительный телемарафон «Всем миром».

В 2015 году на состоявшейся в конце июня церемонии телепремии ТЭФИ в номинации «Развлекательная программа», так же как и в 2014 году, победил вокальный конкурс «Голос». А Юрий Аксюта был удостоен этой награды как лучший продюсер, также за программу «Голос».

Юрий Аксюта. Личная жизнь

Будучи студентом второго курса ГИТИСа, Юрий Аксюта сделал предложение руки и сердца Татьяне Голубятниковой («Вам и не снилось », «Сказка странствий », «Маленькая принцесса », «Душа », «Савраска »), ответившей согласием и взявшей фамилию мужа.

В 1984 году у творческого тандема родилась дочь Полина Аксюта , которая с детства очень любила читать. Поэтому родители отдали ее во французскую спецшколу. Окончив ее, Поля поступила в университет Сорбонны. Недоучившись в нем, вернулась в Москву и закончила здесь Литературный институт (отделение художественного перевода).

Наверняка каждый видел потрясающую, трогательную киноленту «Вам и не снилось», где роль влюбленной хрупкой школьницы сыграла талантливая девушка по имени Татьяна Аксюта. К сожалению, большинству зрителей, актриса запомнилась только этой работой в кинематографе.

Искрометная роль стала для актрисы настоящим бременем, все последующие ее работы остались незаметными. Снималась девушка в период с 1980 по 1990 годы, где всегда выступала в одном единственном амплуа - милая, слегка наивная барышня, светлая, чистая, открытая. Зато довольно яркой личностью является муж Татьяны Аксюты продюсер Юрий. Познакомились ребята еще в студенческие годы, когда Юрий Аксюта был простым ди - джеем. Расскажем вкратце биографию известного человека и его путь на вершину звездного Олимпа.

Детство и юность Юрия Аксюты

Появился на свет Юра в одном из районов Таллина, где совсем близко находился Балтийский вокзал. В прежние времена этот район принято было считать буржуазным. Паренек отучился в школе под номером пять, закончил ее на отлично. Неудивительно, что главным его хобби была музыка. Юрий коллекционировал пластинки, некоторые сохранились по сей день. Окончив школу, молодой человек стал студентом театральной студии в Таллине. А уже в 1975 году паренек продолжил обучение в ГИТИСе.

В самом начале учебы Юрий закрутил роман с Танечкой Голубятниковой. Перейдя на второй курс, девушке было сделано предложение, после чего ребята поженились. Свадьба у пары была самой первой на всем курсе. Так, жена Танечка взяла фамилию мужа и стала известна зрителям под фамилией Аксюта.

В 1980 году Юра окончил ГИТИС и практически сразу был призван на службу в армию, но так как его часть была расположена в Москве, он мог на входные прибегать под крылышко к любимой женщине.

Начало карьеры

После армии на Аксюту обратил внимание Левитан и позвал его работать на радиостанции. Там Юрий трудился на должности звукорежиссера. Хотя об этой странице своей биографии нынче популярный продюсер вспоминает с большой неохотой. Но вот о сотрудничестве с Левитаном и Ольгой Высоцкой напротив говорит с нескрываемой гордостью.

Позже молодой человек перешел на работу режиссером в редакцию для детей на Всесоюзной радиостанции.
На дворе стоит 1990 год. В столицу приехали французы, ими принято гениальное решение, а именно - создание музыкальной радиостанции. Именно она была самой первой во времена перестройки. Называлась она «Европа плюс».

Ее первым лидером и, естественно, ди - джеем стал не кто иной, как Юрий Аксюта. Он работал только в прямом эфире. Спустя время, Аксюта стал работать главным редактором на радио.

В 1992 год - должность директора, а в 2001 год - должность продюсера. Принято считать, что «Европа плюс» началась с обаятельного голоса молодого Юрия Аксюты.

Популярные проекты мужа Татьяны Аксюты

С 2002 года и по 2003 год Юрий возглавлял уже всем известное радо «Хит - FM», а точнее, был его продюсером. В 2003 он начинает работать на Первом канале, где управлял музыкальной дирекцией. Именно из - под его легкой руки вышли нашумевшие проекты «Фабрика звезд», «Пять звезд», а также «Две звезды» и не менее популярная «Высшая лига», где молодым дарованиям давался шанс проявиться себя и получить возможность стать звездами мирового уровня.

На данный момент пользуются популярностью такие шоу, как «Голос» и «Достояние республики» и прочие не менее известные народу проекты.

В 2009 году Аксюта с успехом справился с отведенной ему ролью продюсера Евровидения. Шоу имело грандиозный успех своей зрелищностью. За достижения в организации конкурса на Воробьевых горах и Гостином дворе он получил грамоту от самого президента России.

07 апреля 2015

Руководитель музыкального и развлекательного вещания Первого канала рассказал «Телепрограмме» о проблемах русской попсы и почему Александра Воробьева не поедет на «Евровидение-2015»

Руководитель музыкального и развлекательного вещания Первого канала рассказал «Телепрограмме» о проблемах русской попсы и почему Александра Воробьева не поедет на «Евровидение-2015».


— Юрий Викторович, почему «Голос» настолько успешный? Ведь были уже похожие шоу.

— «Голос», с одной стороны, о музыке, а с другой — не о музыке вовсе. Это палитра человеческих взаимоотношений внутри определенной атмосферы, заданной форматом. Одно дело, когда на кастинг приходит 17-летняя девочка. И другое, когда приходит человек, которому уже 50. Целая судьба. В основе формата не театр представления, а театр переживания. Все по-настоящему, и людей это увлекает. Важнейший фактор — кто сидит в тренерских креслах. Всех четверых наставников я очень хорошо знаю как минимум по десять лет, а Александра Борисовича — почти четверть века. Они стали реальными героями программы.

— Вы уже работаете над тем, кто займет их место в четвертом сезоне?

— Безусловно. И мы находимся в очень щекотливом положении.

— Все намекают: мол, меня возьмите?

— Да и раньше намекали. Это не хвастовство, но «Голос» — такой формат, что любой артист сочтет за честь принять в нем участие. Если мы сделаем ему такое предложение, он откажется от многого. Например, от гастролей.

— Это помимо того, что они здорово «дорожают» за время проекта.

— А где-то не успешен?

— В Швеции, например, провалился. А наша страна, думаю, в «общем зачете» на первом месте. Голландцы (владельцы формата), глядя на наших наставников, не верили, что у нас в проекте возникнет «магия». Они привыкли к другому — когда тренеры скачут по сцене, например. А вы попробуйте Градского сдвинуть с места. Но когда Александр Борисович на третьем году проекта вдруг встает и начинает танцевать, это я вам скажу, эволюция! Это надо заслужить.

— Как выбирают песни? Смотришь фрагменты «Голоса» в других странах — там поют актуальные хиты. А у нас — махровое ретро.

— С современной русской музыкой очень сложно работать. Программа у нас называется «Голос», а когда мы пытаемся найти человеку песню, чтобы дать ему возможность продемонстрировать свои вокальные данные, то понимаем, что за небольшим исключением в современной русской попсе петь нечего. В итоге мы пытаемся найти что-то подходящее в советской песне, где есть вокал: Арно Бабаджанян, Раймонд Паулс, вплоть до Дунаевского.

— Так ведь и с зарубежной музыкой то же самое. В мире куча модной музыки, а у вас все Уитни Хьюстон перепевают.

— Мы поем хиты нынешних звезд: и Фаррелла Уильямса, и Daft Punk, и Sia. А поп-классика — это нормально. Ведь этот проект основан на каверах. Зритель, который сидит по ту сторону экрана, знает оригинал. Он даже может сам оценить, хорошо человек спел или плохо.

— Отдельные депутаты Госдумы требовали избавить «Голос» от засилья иностранщины. На вас давили?

— Слава богу, нет. Если бы меня пригласили на заседание, я бы объяснил, что никакого злого умысла у нас нет. Есть здравый смысл, которым мы руководствуемся при отборе репертуара. Мы стремимся сделать проект успешным и интересным для телезрителя. И все.


«ВЗЯТКИ УЖЕ НЕ ПРЕДЛАГАЮТ»
— В «Голосе» участвуют по большей части вокалисты-профессионалы. А хочется сказки — пришел неуклюжий самородок и победил. У вас ведь так и не случилось своей Сьюзан Бойл.

— Бойл — фрик. У нас огромное количество людей, которые пели только у себя дома, но на равных соревнуются с другими. Зрителю не так важно, профессиональный певец из Гнесинского училища перед ним или участник самодеятельности. Мы делаем проект, в котором участвуют люди, которые умеют петь, а не те, кто думает, что умеет петь. Поэтому на стадии кастинга всех фриков убираем. Я каждого из участников отсматриваю лично. И со мной работают еще как минимум 6 — 7 человек, мнению которых я доверяю.

— Вас, наверное, все время просят: «посмотрите девочку» и т. п. Взятки предлагают?

— Уже никто ничего не предлагает — возможность попасть на Первый канал за деньги не обсуждается ни в каком проекте. И в этом тоже. Все прекрасно знают, что никто даже разговаривать не будет. А если станет известно, что кто-то взял деньги и пообещал повлиять на меня, дело закончится увольнением человека.

— Но вы же берете иногда людей, которые точно вылетят, но очень уж забавные?

— У нас была история в первом «Голосе», когда взяли совершенно сумасшедшую девушку, которая называла себя помощником депутата и все грозила, что нам позвонят. Она вышла, проорала песню Жанны Агузаровой про чудесную страну. Это было очень смешно.

— Нельзя, наверное, позволять себе переживать за каждого участника. Получается?

— После каждого проекта «Голос» у меня две недели восстановления. Все хронические заболевания, которые меня преследуют в жизни, пытаются в этот период обостриться. Никакой защиты от происходящего не существует. Я человек очень восприимчивый. Переживаю из-за каждого, даже самого незначительного эпизода. Однажды на кастинге произошел маленький скандал, когда мы кому-то разрешили спеть еще раз. Тут же поднялся крик: «Здесь все по блату!» Это тоже стресс. Поэтому было бы глупо с моей стороны говорить: «Я такой профессионал, мне все по фигу». Далеко не так.

— Случалось, что ситуация выходила из-под контроля? Говорят, наставники первое время то и дело ссорились.

— Все это уже быльем поросло. Я никоим образом не поддерживаю подобные вещи. Но это жизнь. Поэтому проект интересно смотреть. У нас бывали случаи, когда мы просто ругались друг с другом до истерик. Я как продюсер требовал от них сделать что-то, а они были категорически не согласны.

— Но на детском эмоции сильнее?

— Они острее. Когда ребенку говоришь, что он не прошел, и он плачет, точно так же не могут сдержать слез огромное количество людей у экранов, и я тоже — мне не стыдно в этом сознаться.

«ПЕСЕН СТАСА МИХАЙЛОВА У НАС НЕТ»
— Вы готовы поклясться, что зрительское голосование проходит абсолютно честно? У вас же шоу. Может, иногда циферки лучше подкрутить…

— Готов и клянусь. Маленькая неправда рождает большую неправду. Как только мы где-то соврем, нас перестанут смотреть. У нас нет заинтересованности в подкручивании голосования. У нас даже послепроектной жизни не существует. Мы не подписываем с артистами договоров. Но когда артисты понадобятся каналу, все они мгновенно отменяют любые свои дела. Потому что относятся к нам с глубочайшим уважением. Все честно.

— У вас наверняка были свои любимчики в шоу. Теперь вы можете назвать имена?

— Могу. Мне очень нравилась и продолжает нравиться Ксана Сергиенко.

— Вас не раздражало никогда, что болеешь за одних, а народ выбирает других?

— Нет, абсолютно. Более того, я понимаю, за кого будут голосовать. «Голос» смотрит широкая аудитория, которая голосует за искренность, честность, вокальные данные и внутренние качества ч еловека. Выбирают того, кого любят как родственника.

— У победителей трех сезонов — Дины Гариповой, Сергея Волчкова, Александры Воробьевой — есть нечто общее. Они такие… очень правильные. Добрые, тихие. Предсказуемые.

— В них есть качества, которые люди хотят видеть в других.

— Но это же скучно. Разве артист не должен быть дерзким?

— Артист может быть сумасшедшим, неуправляемым. Наргиз Закирова во втором сезоне была более дерзкая, резкая. Но тех, кому она нравилась, и тех, кому не нравилась, было примерно поровну. А, скажем, Сережа Волчков нравился абсолютному большинству.

— Согласны вы с утверждением, что талантливый человек может что угодно спеть так, что все заплачут и достигнут катарсиса?

— Ничего подобного. Плохую скучную песню никто так не споет.

— Тогда почему кому-то дают мировой хит, а кому-то — песню «Давай друг друга украдем» из репертуара сочинской шашлычной?

— Значит, тренер понимает, что в этой песне есть что-то, что необходимо раскрыть этому артисту.

— Как известно, главные в России исполнители — это Стас Михайлов, Григорий Лепс и Елена Ваенга. А что-то не слышно было их песен в «Голосе».

— Из этого списка у нас не было только песен Стаса Михайлова. Елена Ваенга пишет, на мой взгляд, уникальную женскую лирику. Как минимум одна песня, которую мы использовали в слепых прослушиваниях, дважды сработала на двух девочках. И на эти песни поворачивались все тренеры без исключения. Другая история со Стасом Михайловым. Не хочу никак умалять достоинств Стаса, мы с ним в прекрасных отношениях. Но мы не используем его песни в «Голосе». Они для него написаны. Популярные, люди их любят. Но показать на песнях Стаса Михайлова чей-то другой вокал очень сложно.

«РАБОТАТЬ НЕ С ЧЕМ!»
— Есть такая вечная претензия к телеканалам, в том числе к Первому. У вас в новогодних музыкальных программах сто лет одни и те же люди. Сплошное дежавю.

— Для чего все эти огоньки делаются? Чтобы в Новый год создать праздничную атмосферу. Это фон, которому свойственна узнаваемость. Ну нравятся людям эти артисты, хоть ты тресни. В «Новогодней ночи на Первом» было 80 музыкальных номеров. Из них, может быть, пять, которые зритель раньше не слышал, остальные — старые. Новых песен такого уровня, к сожалению, не пишут.

— Еще говорят, ветераны не дают дорогу молодым. Эта претензия уместна в эпоху интернета?

— Совершенно неуместна. Мы же ищем новых артистов, в том числе в интернете. Но общий уровень того, что популярно в Сети, меня поражает. Во время подготовки к новому сезону шоу перевоплощений «Точь-в- точь» я увидел в интернете дуэт — «Боня и Кузьмич»…

— …их пародия на клип певицы Кайзы очень популярна.

— Это чудовищно по своей пошлости. Но при этом 3,5 миллиона просмотров! Возвращаясь к шансам заявить о себе — сейчас это действительно очень просто, интернет всем дает такую возможность. Правда, талантливого по-прежнему мало. Спросите людей на улице: «Вы знаете лучшую песню прошлого года?» Не ответит ни один из сотни. Потому что ничего яркого в течение 2014 года создано не было — такого, чтобы вам запомнилось. Приходится работать со старым.

«САША ВОРОБЬЕВА НА «ЕВРОВИДЕНИЕ» НЕ ПОЕДЕТ»
— В этом году очередь Первого канала отвечать за Евровидение» от России. Кто поедет — не Саша ли Воробьева?Ездила же туда Дина Гарипова после победы на первом «Голосе».

— Нет. Мы не любим сами себя повторять. Потерпите, скоро все узнаете.

— А нам нужен этот конкурс вообще?

— Когда-то я относился к нему с некоторым презрением как к конкурсу, который практически не рождает хиты… Но потом втянулся и стал не просто фанатом, я готов за него глотку перегрызть. У него много достоинств, он объединяет людей.

— Для души какую музыку слушаете?

— Опять подсел на винил. Купил себе вертушку, вторую подарили. Слушаю весь старый рок, начиная от The Beatles и The Rolling Stones, включая Led Zeppelin, Pink Floyd. Недавно купил оригинальный альбом «Соловьи- бомбардировщики» (британской группы Manfred Mann’s Earth Band. — Ред.). Совершенно чудесная пластинка — «нулевый» винил 1975 года! Из современного — последние полтора-два года переслушиваю альбом бельгийца Stromae.

— А из нашего?

— Сейчас я не вижу в русской музыке артистов, альбом которого хотелось бы скачать целиком.

— Так, значит, сейчас самое время молодым талантам заявить о себе? Поле зачищено, конкурентов нет.

— Давайте подождем. Может, кто-то и заявит.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Юрий АКСЮТА родился 27 апреля 1959 года в Таллине. Окончил актерский факультет ГИТИСа. Был диктором и режиссером на Всесоюзном радио, на работу его принимал Юрий Левитан. Много лет проработал на радио «Европа плюс», пройдя путь от диджея до генерального продюсера. С 2003 года -руководитель сначала музыкального, а потом музыкально-развлекательного вещания Первого канала. Запустил в эфир такие программы, как «Фабрика звезд», «Две звезды», «ДОстояние РЕспублики», «Голос» и «Голос. Дети», «Точь-в-точь», «Три аккорда» и др.