Какие народные сказки бывают. Какие бывают виды сказок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Секция: Начальная школа

Тема: «Сказки»

Информационно- творческий проект

Класс: 3 «А»

Руководитель: Демина А.В.

Должность: учитель начальных классов

2012 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л. Мещерякова

Эти типы историй предназначены для детской аудитории, обычно для них, чтобы услышать ее. По этой причине они часто рассказывают счастливые и сочувствующие истории, похожие на рассказы в сказках, но с более приятными окончаниями. Характеры обычно - принцессы, животные, дети, крестьяне и вообще существа, которые, несмотря на превратности, всегда имеют «счастливый конец».

Многие детские истории направлены на то, чтобы дать более педагогическое сообщение, таким образом, они используют более простой язык, который помогает им быть понятным для всех аудиторий. Точно так же они стремятся ввести учения о нравственных, социальных и даже религиозных ценностях в своем повествовании.

Информационно-творческий проект

«Сказки»

(Коллективный проект 3 «А» класс)

Руководитель: Демина А.В.

Зарайск 2012 г.

Название проекта : « Сказки»

(информационно-творческий)

Цели проекта:

Учить:

  • пользоваться дополнительной литературой;
  • находить и систематизировать информацию по теме;
  • различать виды сказок;
  • видеть красоту русского языка;
  • оформлять результаты работы, используя компьютерные технологии.
  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
  • способствовать формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Задачи проекта:

Это истории, посвященные истории, в которых персонажи должны решать загадку. Они почти всегда используют детективов, полицию и преступления для разработки историй. Иногда они могут включать магические события, чтобы привлечь внимание читателей. Эти истории используют события из повседневной жизни для достижения достоверной внешности, таким образом они, похоже, говорят о действительности.

По этой причине нет места для волшебных или фантастических событий, и они не включают в себя мифическую, чудовищную, научную фантастику или любые другие события, которые могут выйти из поля реальности. Реалистические истории помещаются в рамки надежного пространства и времени, легко идентифицируемые, так как они обычно берутся из реальной жизни.

1). Образовательные:

Формирование читательской компетентности;

Научить школьников различать виды русских народных сказок.

2). Развивающие:

  • Развивать у учащихся познавательный интерес.
  • Развивать творческие способности.
  • Совершенствовать словарный запас учащихся.
  • обучение участию в беседе, обучение построению высказывания, развитие внимания и речи учащихся;

3). Воспитательные:

Вот как можно найти ссылки на города, города и места, которые мог посетить любой человек. Во многих случаях они имеют высокую степень привязанности к историческим событиям, таким образом, они могут напоминать исторические истории. Однако его характер фиктивен.

Еще одна деталь, о которой стоит упомянуть, состоит в том, что в его повествовании много деталей включены, чтобы дать истории ясный вид реальности. Как говорится в его названии, это истории, основным источником которых является история. В большинстве случаев они тесно связаны с реальностью, используя определенные нюансы, которые позволяют им набросать немного сюжета в отношении реальных событий, которые на самом деле произошли в истории.

  • способствовать гармоничному развитию личности ребенка;
  • воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
  • совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество .

Основополагающий вопрос:

Что мы знаем о сказках?

Это повествования, которые происходят главным образом устно, которые говорят о простых событиях, часто фантастических, пропитанных определенными элементами местного фольклора и популярными убеждениями определенного места. Быть устной традицией, иногда может претерпеть изменения на протяжении всей истории.

Как говорится в названии, рассказы, в которых сюжет развивается вокруг тайны, преступления или полицейского события. Иногда их можно рассказывать с точки зрения полицейского, детектива или преступника. Хотя они могут проявить реальный внешний вид, они обычно представляют собой вымышленные истории, в которых используются только реальные детали, чтобы привлечь внимание читателя.

Вопросы учебной темы (проблемные):

1. Откуда пришли к нам сказки?

2. Что такое сказки?

3. Какие бывают сказки?

Ожидаемые результаты:

- развитие художественно – творческих способностей;

Расширение кругозора учащихся;

Повышение культуры общения;

Учащиеся совершенствуют навыки поиска, отбора, представления и защиты информации.

Это истории, чьи персонажи не существуют в реальном мире, однако они воспринимаются как нормальные во время повествования. Некоторыми примерами этих персонажей являются драконы, ведьмы, принцессы, феи и вообще все животные, которые могут говорить. Важной характеристикой этого типа истории является то, что они не указывают время или место, где вы находитесь. То есть, замечательная история может начинаться со слов «когда-то» или «когда-то».

Таким образом, всегда подразумевается, что это отдаленное место, но оно не говорит конкретно о том, в каком месте оно находится. С другой стороны, этот тип истории не уделяет особого внимания деталям. В этом смысле фокус этого типа истории - рассказывать историю, в которой персонажи обычно сталкиваются с несколькими тестами.

Этапы работы:

Выбор творческого названия проекта;

Обсуждение плана работы над проектом:

ü содержание;

ü оформление;

ü критерии оценки.

Знакомство с русскими народными сказками на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности;

Подготовка и защита докладов по данной теме;

Создание сказок;

Этот тип истории характеризуется включением нетипичного или аномального элемента в истории, которая выглядит как настоящая. По этой причине фантастические истории могут включать в себя некоторые научно-фантастические рассказы. При чтении этих историй аудитория может думать, что они являются реальными событиями, однако все события, происходящие в этих повествованиях, являются продуктом воображения автора через воображение персонажа.

Таким образом, сверхъестественные события и события часто рассматриваются, которые порождают неопределенность в читателе до тех пор, пока результат не произойдет в истории. Среди других типов историй, которые можно найти, романтики, комедии и ожидания.

Консультации учащихся.

Презентация сказок, создание сборника сказок, выставка рисунков и поделок.

Группа 1: Группа 2:

Баранова Дарья. Артемьева Анна

Синева Алена Вышегородцева Маргарита

Степнова Анна Большакова Настя

Бодров Илья Егоров Егор

Плетнев Богдан Сазонов Кирилл

Группа 3

Повествование каждого из этих типов зависит от их пола, поэтому романтики относятся к историям любви, комедии стремятся вызвать смех в читателе, а те, кто пребывает в состоянии ожидания, создают напряжение в аудитории. Никто не знает, что такое сказка, пока он не восстановился, как взрослый, это волшебное ощущение, которое он испытал в детстве, когда читал рассказы о семилиговых сапогах, гномы искали сокровища и колдуны, которые живут в шоколадные домики.

Чтобы выдержать, как многие из нас уже говорят, что эта история всегда сопровождает нас, состоит в том, чтобы признать, что хорошая часть нашей культуры обязана Перро, Андерсену и братьям Гримм. В любом случае, нетрудно следить за его тропой в фантастическом романе - подумайте о Дж. Толкине - и в приключенческих фильмах - даже Джордж Лукас определяет Звездные войны как сказку. Но то, что не так ясно, является отправной точкой такого рода замечательных историй. Как вы теперь увидите, после этого лидерства неизбежно приведет нас к забытым и отдаленным временам.

Вуколова Света

Колобаева Полина

Михайлов Павел

Крысанов Андрей

Коптелов Владимир

Рецензия.

Этот информационно-творческий проект охватывает следующие образовательные области: литературное чтение, русский язык, технологию, изо, информационные технологии.

Практические работы и самостоятельные исследования помогают учащимся начальной школы ответить на вопрос: «Что мы знаем о сказках?»,

Некоторые авторы отмечают, что сказки являются последним наследием того времени, когда миф и магия доминировали в судьбе человека. В несколько более академических условиях мы можем размещать эти истории в области фольклора. Они проходят в неопределенное время - «Когда-то» - это начало, которое отвлекает нас от реальности - и его получателей, поскольку Братья Гримм опубликовали свою первую компиляцию, в основном дети.

В любом случае нелегко разграничить ландшафт. Толкин попробовал это в эссе под названием «О сказках». Толкин говорит: Определение сказки - то, что это или что должно быть, - не зависит от какого-либо определения или какой-либо исторической истории о эльфах или феях, а о природе Фантазии: Само опасное Царство и воздух, который дует в этой стране.

Расширить читательский кругозор.

Проект предполагает создание сборника сказок из индивидуальных работ учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания о сказках, их отличительных чертах от других литературных жанров, учатся создавать собственные сказки.

С благоразумием автор «Властелина Колец» добавляет: Я не буду пытаться определить такую ​​вещь и не описывать ее напрямую. Фантазия не может быть захвачена сетью слов; потому что одно из его качеств должно быть неописуемым, хотя и не незаметным. Он состоит из множества различных элементов, но анализ не обязательно ведет к раскрытию тайны целого.

Затем мы остановимся на теориях, которые относятся к тому, что Толкин сказал некоторым престижным ученым. Но прежде чем войти на холодную территорию аналитиков, давайте исправим происхождение жанра. С тех пор были опубликованы различные сборники нравственных рассказов, в которых обычно упоминались говорящие животные, волшебники и заколдованные принцессы. Любопытно, однако, что феи не являются самым обычным персонажем в этой истории. Который не должен приводить нас к тому, чтобы отвлечься от заслуг г-жи Д'Алной, великой леди европейских писем, которая смогла дать название этому ящику литературного покроя, в котором западные басни, несомненно, были привлекательными вестернизированными.

Проект является личностно ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём различного контингента учащихся.

Проект посвящен обучению поисковой, информационной деятельности.

Дети овладевают первыми навыками поисково-исследовательской работы. Совместная работа способствует сплачиванию детского коллектива, объединяет детей и родителей.

Контейнер, как он был каталогизирован во Франции, заслуживает других деноминаций. Помните одно из самых ярких событий Питера Пэна? В одном из заключительных отрывков той пьесы Дж. Вам интересно, что, как читатели, мы должны входить в мир историй как верующих. Признавая, что герой и принцесса преодолевают зло с мудростью и любовью.

Архетипы, короче говоря, древней традиции, которая не знает границ. Скажем это в нескольких словах: когда Толкин пишет «Хоббит» и Л. Фрэнк Баум Волшебник из страны «Оз» обновляет ряд мотивов, которые присутствуют у нас, так как старик племени рассказывал свои истории о доле.

Он имеет практическую направленность.

По окончании выполнения занятий учащиеся готовили творческие отчеты: рисунки, буклеты, выставку поделок «Мы любим сказки», слайд-шоу, презентации.

Были заслушаны доклады детей по данной теме. Прошла защита проекта на школьной научно-практической конференции.

План проекта:

В другой статье мы анализируем способ, которым известная история принцессы Турандот развивалась на протяжении столетий, прежде чем стать известной опере. Этот процесс, который добавляет элементы к архаичной истории, чтобы наделить ее окончательной формой, типичен для всех сказок.

По этой же причине антропологи и фольклористы анализируют этот жанр историй в поисках тех остатков, которые доходят до нас, как если бы они были эхом прошлых эпох, через наводящий на размышления временной тоннель. К этой серии был добавлен тот, который был установлен Братьями Гриммом в его прекрасном первом издании «Рассказы о детях» и о доме, который дал новую форму тому повествовательному материалу, который связан с устной литературой, и в котором некоторые ученые заново открывают, с другими одежда, азиатские истории.

1. Что такое сказка?

2. Структура сказок.

3. Особенности сказок.

4. Разнообразный мир сказок. Виды.

5. Герои сказок.

Заключение.

Приложение.

Вступление.

При изучении темы «Устное народное творчество» по литературному чтению у ребят возникла идея больнее узнать о русских народных сказках, попробовать самим сочинить сказку и проиллюстрировать ее. Начался поиск информации, сбор материала, чтение и анализ источников, сравнение художественных произведений, выявление закономерностей, определение сюжета. При подготовке к проекту мы разбились на группы. Собирали различный материал, нарисовали рисунки, сделали поделки, слайд-шоу, презентацию. Нашими помощниками были книги, интернет и, конечно, наши родители.

Из России Александр Афанасьев составил еще одну удивительную антологию, и американский иеромий Кертин сделал то же самое из ирландского фольклора. Тем не менее, сказка входит в историю литературы с полноценным учителем Гансом Христианом Андерсеном, чье наследие по-прежнему отмечается читателями как большими, так и малыми, и в частности, современными авторами детской литературы, постоянно вдохновляемыми Датский писатель.

Вопросы и ответы о том, что такое сказка. Каковы повествовательные шаги, которые мы должны классифицировать в истории? Каковы шаги для его создания. Сказка - вымышленный рассказ, который создает сценарий существ, фантазий или событий. В нем есть рассказчик, персонажи, точка зрения и сюжет. История имеет короткий рассказ, меньше романа и имеет только кульминацию.

«Сказка - великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа»

А.Н. Толстой.

1. Что такое сказка?

Почти все сказки возникли очень давно, более тысячи лет назад. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие источники информации.

Каковы типы коротких рассказов, которые существуют?

Типы сказок, которые существуют: сказки, рассказы о чарах, чудесные истории, загадки или загадки и шутливые рассказы.

Каковы основные характеристики короткой истории

Сказки почти всегда очень короткие истории. Они изображают историю героев и героинь в повествованиях, связанных со сверхъестественным. Он представляет собой реализацию мечты или идей. Основные сказки: Пиноккио, Белоснежка и Семь гномов, Золушка и т.д.

Каковы повествовательные шаги, которые мы должны классифицировать как сказку?

Каковы шаги для написания короткой истории

Кто из самых известных авторов португальского языка. Самыми известными авторами португальского языка являются: Мачадо де Ассис, Алуисио Азеведо, Монтейро Лобато, Далтон Тревисан, Рубем Фонсека и Эса де Кейрос.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

В древности сказки и былины передавались из уст в уста. Только былины - то, что было, а сказки - то, что рассказали. Сказки отражали действительность, искаженную устной передачей, так как бывало, что рассказчик что-то недосказывал, или добавлял от себя "красок".

В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или "баяны". Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи, от деревни к деревне, от дома к дому, и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас, очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро награждал "баянов" за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал.

2. Структура сказок.

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка.

«Было это на море, на океяне. На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…»

У сказки есть зачин:

« Жили-были…»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…».

Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её

Развязка - это преодоление препятствий.

Окончание.

Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем:

«Живут-поживают, добра наживают»

«Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»

3. Особенности сказок.

Каков излюбленный прием русских народных сказок?

Троекратное повторение.

Герои сказки живут в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Из моря выходят тридцать три богатыря. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности.

В сказках широко употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным.

Повторяющиеся формулы.

Чтобы показать ход времени, сказочник говорит:

«Долго ли коротко ли….;

Прошел год, другой».

«Скоро сказка сказывается, да не долго дело делается ….»

Красота царевны передается словами «ни в сказке сказать, ни пером описать»

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно, поэтому в них встречаются слова, которые мы не употребляем в речи.

4. Виды русских народных сказок.

Все русские народные сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказки русского народа о животных, в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой вид- это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные русские люди. И, наконец, третий вид - сказки о волшебстве.

Сказки о животных.

Сказки о животных - своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества - охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, рассказы превратились в сказки . В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения .

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь-крик, поведение повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих врагах, в обществе. Высмеивались: глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность и т.п. Часть сказок создана в назидание детям. Известно около пятидесяти сюжетов сказок о животных. Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях Лисы и волка: то она его хвост в прорубь научила опускать, то ехала на нем («битый не битого везёт»), то, съев масло тут же свалила свой грех на серого. Воплощением глупости в сказках является волк. Его глупость- глупость жестокого и жадного зверя. Сказочник будто нарочно ставит волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызывать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости- вот что утверждают сказки.

Бытовые сказки.

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.

Сказки »Дочь- семилетка» и «Каша из топора» и «Ах и ох» называются бытовыми (от слова «быт»- повседневная жизнь).

В таких сказках рассказываются о простых людях- крестьянах, солдатах. Даже царь, если появляется в такой сказке, ведет себя как обычный человек. Герои этих сказок чаще всего бедные люди, на их долю выпадает серьёзные испытания, но им удаётся всё преодолеть с помощью пытливого ума, смекалки и находчивости.

Сказка с уважением относится к хорошим умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.

Волшебные сказки

Самые захватывающие, интересные – это волшебные сказки. В волшебных сказках происходит волшебство и чудеса. В них волк может говорить человеческим голосом, жар птицу можно поймать голыми руками. « Это мир, где Иван-царевич мчится по тёмному лесу на сером волке, где страдает Алёнушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы-Яги палящий огонь, где бесстрашный, отважный герой находит смерть Кощея Бессмертного».

Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. В них присутствуют образы героев- заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость.

Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. В волшебной сказке о христианской вере, вообще о религии, говорится очень редко, случайно. Человеку помогают или стараются помешать властители природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, царь.

Герои волшебных сказок владеют чудесными средствами: ковер- самолет, сапоги- скороходы, скатерть самобранка, шапка невидимка. Героини волшебных сказок необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать» Они мудры, обладают колдовской силой, умом и находчивостью.

Наиболее популярные русские народные сказки это: «Царевна- лягушка, «Иван Царевич и Серый волк», «Гуси- лебеди», «Сивка- Бурка», «Хаврошечка», «Морозко»и другие.

Герои сказок.

Баба-яга -один из самых интересных персонажей сказок. Ее образ почти всегда одинаков: старая сгорбленная страшная старуха со спутанными распущенными волосами. Часто ей приписывают костяную ногу. Баба-Яга (баба йога?) может помочь в трудной ситуацией советом и делом, если окажешься достоин, а может и в печь засунуть и съесть. Считается, что образ Бабы-Яги - это образ посредника между человеком и его родом, опытом предков. Этот посредник общается с миром людей и с миром духов. знает не понаслышке о многих силах. Постоянные атрибуты - летающая ступа с метлой и избушка на курьих ножках.

Иван-дурак - почти всегда третий и младший сын у одинокого отца. И дурак оказывается таким умным, что и мудрецу не сравниться с ним. Здесь дурак - иной, другой, не такой как все. И в наше время многие назовут дураком человека, отдающего последнюю краюху хлеба птицам. Иван-дурак побеждает зло своим добром к окружающим, преодолевая трудности. Есть еще в сказках Иван-царевич . Этот персонаж похож на Ивана-дурака, но чаще обладает способностью обращаться в животных и птиц.

Змей горыныч - название говорит само за себя. Змееподобный, обитает в горах. Ворует людей. Сразу вспоминаются европейские драконы. Только наш змей о трех головах, но корни определенно с драконами у него одни. Есть предположение, что речь идет о динозаврах, но официальная наука нас засмеет, поэтому пока об этом молчим.

Кощей бессмертный - интереснейший персонаж. Разделил себя и свою уязвимость. Зачастую Кощей богат и скуп. При этом ему тоже хочется любви, для чего он крадет самую прекрасную девушку. В древности слово "кащей" означало раба, пленника. Некоторые ученые считают, что происходит оно от слова кость и означает очень худого человека. То есть Кощей - живой скелет, которого невероятно сложно убить.

Василиса прекрасная , премудрая ит.д. - самая-самая девушка, которую похищают. Но в плену она остается верна суженому, помогает ему, как может и не дается силам зла. Чем не пример для детского подражания... Зачастую она сама обладает какими-то волшебными силами.

Животные - в сказках животные говорящие и выражают характер людей. Лиса - хитрая. Волк - разбойник. Медведь - сильный, но не очень умен. Но есть и животные, которые именно говорящие волшебные животные. Например, Сивка-бурка.

Заключение.

Работа над данным проектом помогла нам разобраться в тайнах сказок, открыть для себя много нового и интересного, увидеть красоту русского языка, расширить читательский кругозор. Мы отвели на вопрос: «Что мы знаем о сказках?»

Любите сказки, читайте! Ведь именно они раскрывают перед нами страницы тысячелетней истории русского народа.

Жизнь сказки – непрерывный творческий процесс. В каждую новую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. Когда оно касается перестановки идейных акцентов, возникает новая сказочная версия. Эта особенность сказки требует внимательного изучения каждого сказочного текста.

В сказке есть величины постоянные, сложившиеся в результате ее традиционности, и переменные – возникшие в результате бесконечных пересказов.

Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжет, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла.

Сказка как художественное целое существует только как совокупность этих признаков. Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение. Расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Однако, как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественном сознании. Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная.

Классификация сказок (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

· психотерапевтические сказки;

· дидактические сказки;

· медитативные сказки.

Классификация сказок (по В.Я. Проппу):

· волшебные;

· авантюрные;

· бытовые;

· сказки о животных;

· кумулятивные.

Наибольшее же распространение получила классификация сказок при проблемно-тематическом подходе, который выделяет:

· сказки, посвященные животным;

· волшебные сказки;

· социально-бытовые;

· сказки смешанного типа.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но, несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" – что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателя или учителя.
О сказках, входящих в круг чтения младших школьников можно сказать следующее.

Сказки о животных. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок. Это сказки «Серая шейка» Д.Мамин-Сибиряк, «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина, «Три медведя» Л.Толстого, «Первая охота» В.Бианки, «Рикки Тикки Тави» Киплинга, «Лиса-лапотница» В.И.Даль.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Волшебные сказки. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка"). "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Так, в сказке А.С. Пушкина, князь Гвидон обращается за помощью к своей помощнице и она обращает его то в комара, то в муху, то в шмеля.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. К сказкам с элементами волшебства можно отнести Ш.Перро «Мальчик с пальчик», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», П.П.Бажов «Огневушка-поскакушка», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. К ним относятся «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Маша-растеряша» Л.Воронковой, Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Характерна пестрота "бытовых" сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические и другие. В отличие от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

Сказки смешанного типа. В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. Например, сказка братьев Гримм «Горшочек каши».

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности. Сказки нашей голубой планеты расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом. Часто именно литературная сказка относится к этому типу.

В литературоведении до сих пор нет единого определения жанра литературной сказки, не создано и единой классификации. Существует большое количество определений литературной сказки, которые условно можно разделить на два типа. Первый тип определений представляет собой перечисление отдельных характеристик, которые обычно присущи литературной сказке, но в конкретных произведениях данные характеристики могут и отсутствовать.

Второй тип определений – это попытка обобщенного универсального определения. Ю.Ф. Ярмыш отмечал, что «Литературная сказка – такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы».

В литературной сказке переплетаются элементы сказок о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы.

В учебниках по литературному чтению 1-4 классов входят литературные сказки русских и зарубежных писателей. Задача обучения в каждом классе - углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Постепенно у детей формируются понятие о литературной (авторской) сказки, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение авторских сказок зарубежных и русских писателей дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, и особенность их языка.