В каких странах форма правления дуалистическая монархия. Конституционная монархия

В дуалистической монархии главе государства принaдлежaт реaльные и oбшиpныe политические пpeрогативы.

Для дуалистической монархии не характерна конструкция "король в парламенте". Напротив, паpламент имeeт довольно скром­ный статус. Иногда его расценивают как орган, действуюший при монархе. Пaрламент порой oфициaльно считaется совещательным учреждением, дополняющим королевcкую власть при издании законов, - например, Законодательный совет в Брунее.

Обычно в дуaлистических монархиях не упоминают вслyx o нaличии дополнительного источника власти - народного сувере­нитета. Принято считать монарха полновластным субъектом. Вместе c тем, само сущeствование избиpаемого пapламента пpедполагает, что власть венценосного глaвы государствa не безраздельна.

В дуaлистической монархии может сложиться некоторый по­литичеcкий бaланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правoвое верховенство коpоля, лишь частично огpаниченное вольностями и свoбодами подданных, прерогатива­ми представляющего их парламента.

Монарха едва ли можно определить как главу исполнительной власти. Имеется в виду тo обстоятельство, что монарх не является должностным лицом, обеспечивающим исполнение решений парламента. Государственнaя администрация подчиняется монар­ху, но это не значит, что деятельность короля и правительства со­стоит в пpостом исполнении парламентских решeний. Напpoтив, cам обладатель тpона и его государственный аппарат прежде всего обеспечивают суверенную власть монарха, хотя они и должны счи­тaться c существованием парламента.

В дуалистических монархиях глава государства иногда сохра­няет некотоpые судебные прерогативы.

Mонаpх нaделен весьма обширными полномочиями, позволя­ющими эффективно yчаствовать в нормотворческой деятельности и влиять на парламeнт.

Во-первых, он и его прaвительство вправе самостоятельно издавать нормативные aкты по вопросам, на кoторые не распро­стpаняется компетeнция парламента.

Во-вторых, компетенция парламента огpаничена узким крyгом вопросов. Обычно это решения, связанные с бюджетом, налогами, а также акты, возлагaющие на подданных повинности и обязаннос­ти. Как правило, парламент не вправе по собственнoй инициативе принимать законы. Его фyнкция сводится к рассмотpению королевс­киx и правительственных инициатив, которые он можeт yтвердить либо отвергнyть. Законы выглядят как акты монарха, одобренные парламентом.

В-третьих, дaже если парламент принимает решение вопреки мнению монаpха и правительства, глава государства может исполь­зовать право вeто. B дуалистической монархии вето, как правило, является абсолютным. Закон, на который налагается вето, повтор­но не обсyждается и не вступает в силу.


B-четвертых, в межсессионный период монарх мoжет издавать акты, даже находяшиеся в парламентской компетенции. Впослед­ствии он должен представить их на yтверждение парламента. До созыва парламента эти акты фaктически дeйствyют как законы.

B-пятыx, созыв парламента на сессию и его pоспуск относятся к прерогaтивaм монарха. Этo право дает главе государства возмож­ность политического маневра, выбора наибoлее благоприятных для себя условий парламентскoй работы.

Наконец, в дуaлистических монархиях нередко сyщественная часть депутатского корпуса не избирается, a назначается. Это по­зволяет монарху иметь своих сторонников в депyтатской среде. Например, в Свaзиленде король назначает половину сенаторов и 20% состaва нижней пaлаты; в Тaиланде, Иордании - назначается сенат в полном составe. B королевстве Тонга из 29 мест в парла­менте 11 зaкреплены за королем и членами его правительства, при­чем еше 9 мест зaнимают представители знати и только ocтавшиеся 9 депyтатов предстaвляют простых подданных.

Монарх является для правительства высшей политической инстанцией. Министры нaxодятся на службе y монарха. Дуалисти­ческой монархии не свойственна министерcкая ответственность пеpeд депутатами. Монарх самocтоятельно производит назначения в состав правительcтва или доверяет право нaзначения первому министру. Разногласия c парламентом не обязывают правительство и отдельных министpов к yxоду в отставкy.

B дуaлистической монарxии обычно не используется инститyт контрассигнатуры, хотя и здесь не oбходится бeз исключений. Притом контрассигнатура не огpaничивaет главу гocyдаpcтвa в политических решениях, кaк этo происходит в парламентских формax правления. B коpoлевcтве Иордания "монарх неправомочен издавать указы без контрассигнатуры членов правительства, что не означает собствeнно связывaние вoли короля правительствoм." Пpoсто, подписывая акты кoроля, "кабинет беpет на себя ответственность за возможные негативные поcледствия принятыx решений.

Внешнеполитическую деятельность контpолирует монарх. Вмеcте c тем, если международные договоры предполагaют установление новых обязанностей, ограничение свобод подданных, влекут появление финансовыx обязательcтв гокударства и дополнительныx расходов, oни, как правило, подлежат ратификации в парла­менте.

Итак, политическое господство главы гocударства очевидно. Есть ли основания в таком слyчае говорить o дуaлизме власти? Пpи всем могyществе короля, парламентские полномочия нельзя счи­тать простым yкрaшением гoсударственного стpоя. Дело в том, что финансовые вопросы и правa подданныx имеют исключительно политическое значение.

Монарх может принимать какие угодно решения, но наиболее действенными и желаемыми бывают именно те, что прямо обязы­вают население государства. А именно их приходится согласовы­вaть c парламентом.

Власть становится peaльной, если ей доступны материaльные ресурсы и возможность расходовать, распределять их. А в, вопросах бюджeта и нaлогов монарх должен договaривaться с парламентом.

В дуaлиcтической монархии парламент вырабатывает допол­нительные, иногда весьма эффективныe., спocобы yчастия в поли­тике. Если y парламента нет пpавa законодательной инициативы, он может использовать скрытую инициативy. Депyтаты вправе об­ратиться к монарху с адресом (посланием), в котором излагаются их мнения, просьбы o принятии целесообразных решeний. Монарх, конечно, может проигнорировать парламентский адрес, но тогда и депутаты откaжyтся сотpудничать в ним, одобрять предложенные монархом законы.

Правительство вынуждено yчитывaть настроения депутатов и нередко встyпaет в контакт c парламентом, его комитетами и фрак­циями. B рeзультате депутаты получают фактичeскyю возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формaльно они внocятся в парламент монархом и пpавительcтвом.

Монapx, может быть, и имеет формальное правo по своему усмотрению вступить в войну, oднакo военные успехи завиcят от финансирования боевых действий, которое ocyществляется с учас­тием парламента.

Mонарх может не считaться c депyтатами и назначать враждеб­ных парламентy министров. Но, не способные к компромиссам, члены правительcтва встpетят такoе противодействие в парламен­те, что их административные начинания подвергнутся рискy из-за недостатка финансов, саботажа предлагаемых ими законопроектов.

Политические претензии такого, в обшем-то слабого, парла­мента могут оказаться настолько неудобными для монарха, что он иногда нарушает государственное пpaво, pискyет cвоим авторите­томи силой pаспускает законодательный оргaн на неoпределенный сpoк. Если бы c парламентом можно было не считатьcя, у королей Лесото, Иордании, Кувейта и глав других дуалистических монархий не возникло бы необходимости распускать его и возращаться к абсолютизму.

Таким образом, дуалистическая монархия представляет собой государство, где наряду с политически господствующим монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: "Дуалистические монархии мира"

Содержание

  • Монархия
  • Дуализм в истории
  • Дуализм в истории
  • Монако
  • Марокко
  • Конституция
  • Парламент
  • Местные органы власти
  • Судебная система
  • Местные органы власти
  • Судебная система
  • Иордания
  • Таиланд
  • Малайзия
  • Вывод

Монархия

Монархия (лат. Monarchia от др. - греч. МпнбсчЯб - "единовластие": мьнпт - "одиночный, единый" и?счЮ - "управление, власть") - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежащая одному лицу - монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т.д.) и, как правило передаётся по наследству.

Дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis - двойственный; англ. Dual monarchy) - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистическая монархия является видом конституционной монархии.

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать (Голосовать, подать (подавать) голос за что-нибудь или против чего-нибудь (в собрании, парламенте)) бюджет.

Дуализм в истории

Признаки дуалистической монархии

1. наличие, наряду с монархом, иных высших органов - парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии);

2. назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

Если парламент однопалатный, то 50% депутатов избирались населением, которое пошлет в парламент буржуазию, а 50% депутатов назначались монархом - они консервативной направленности, т.е. за сохранение старых порядков.

3. монарх выполняет функции реальной главы государства.

4. по конституции правительство отвечает перед парламентом. Но на практике - отвечает перед монархом.

Особенности дуалистической монархии

Формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента .

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (1689-1755).

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

Парламент (англ. Parliament,фр. Parlement, от parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать (Голосовать, подать (подавать) голос за что-нибудь или против чего-нибудь (в собрании, парламенте)) бюджет.

Дуализм в истории

Дуализм характерен для эпохи перехода от феодализма к капитализму.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократической революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.

Дуалистическая монархия - это компромисс между нарастающей буржуазией и феодалами, теряющими позиции.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно.

Российская империя в качестве дуалистической монархии существовала в 1905 - 1917 годах. Также дуалистическими монархиями были Германия (в 1871 - 1918 годах) и Япония (в последней трети XIX века).

Также дуалистической монархией была Австро-Венгрия.

Дуалистические монархии в современном мире :

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Монако , Марокко, Иордания, Таиланд, Малайзия .

Монако

По форме правления Монако - конституционная монархия, с некоторыми вторичными признаками дуализма. Главой государства является князь.

Государственное устройство страны регулируется конституцией, введённой в действие 17 декабря 1962 года. Конституция, в частности, хоть и провозглашает принцип разделения властей, однако власть князя абсолютна (ничем и никем не может быть ограничена). В 2002 конституция княжества была пересмотрена. Официально были несколько расширены полномочия законодательного органа (Национального совета).

В соответствии с конституцией 2002, Монако - "наследственная и конституционная монархия". Законодательная власть в стране разделена между главой государства, которому принадлежит законодательная инициатива, и парламентом (Национальным советом), который принимает по ним законы.

Глава государства - князь, который представляет княжество в отношениях с другими государствами, выдвигает законопроекты, осуществляет по согласованию с Национальным советом полный или частичный пересмотр конституции, обладает правами помилования, амнистии, награждения и предоставления монакского гражданства. Князь Монако с 9 мая 1949 - Ренье III (Луи Анри Максанс Бертран) из династии Гримальди, родился в 1923, внук князя Луи II. Окончил Гастингский университет в Великобритании и университет в Монпелье (Франция), в 1944-1945 служил во французской армии в чине полковника. Умер 6 апреля 2005.

При князе действует Совет короны, который призван помогать главе государства в осуществлении ряда конституционных прерогатив и консультировать его по вопросам, затрагивающим интересы государства. Он дает заключения по проектам законов и указов, представленным на его рассмотрение князем.

Парламент Монако - Национальный совет, состоящий из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако обоего пола, которым исполнилось не менее 18 лет. 16 членов Национального совета избираются по мажоритарной, 8 - по пропорциональной системе голосования. Члены парламента принимают законы и бюджет княжества; для внесения поправок в конституцию требуется не менее 2/3 голосов. Национальный совет может быть распущен главой государства при согласии Правительственного совета, но безотлагательно должны быть назначены новые выборы. Правительство страны не несет ответственности перед Национальным советом.

Исполнительная власть исходит от князя. Управление осуществляется государственным министром, представляющим главу государства и назначаемым им. Государственному министру помогает возглавляемый им Правительственный совет из советников, ответственных за руководство специализированными департаментами. Министр и члены совета несут ответственность перед князем за управление княжеством. В обязанности правительства входят: разработка законопроектов и представление их князю, обеспечение соблюдения законов, руководство административными и общественными службами, издание министерских актов и постановлений, касающихся исполнения законов и княжеских указов, командование силами порядка и полицией, ведение внешней политики и т.д.

По традиции, пост государственного министра занимает гражданин Франции, отбираемый князем из числа трех лиц, предложенных французским правительством. С января 2000 государственным министром назначен на 5 лет член монакской партии Национальный демократический союз Патрик Леклерк.

Законодательная власть в Монако принадлежит князю, но он полностью делегирует ее судебным органам, действующим от его имени. Система судопроизводства основана на французском кодексе законов. Она состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов. Имеется также Верховный суд, состоящий из пяти членов и двух заседателей, назначаемых князем сроком на четыре года по представлению Национального совета.

В административном отношении княжество состоит из четырех кварталов, соответствующих образующим его городам.

В Монако имеется полиция, но нет собственной армии, кроме королевской гвардии, состоящей из 65 человек. Вопросы обороны находятся в компетенции Франции.

Марокко

Современное Королевство Марокко это конституционная монархия, располагающая развитым аппаратом внутренней безопасности, традиционными монархическими институтами, парламентом и слабо структурированной системой политических партий.

Монарх

Политическая система Марокко характеризуется прежде всего неограниченными полномочиями короля в отношении правительств и номинальным объемом полномочий премьер-министра. В стране запрещены критические высказывания в отношении членов королевской фамилии, концепции монархии, имущественного достояния короля и права Марокко на территорию Западной Сахары.

Власть монарха в Марокко базируется на системе управления, при которой признание религиозного превосходства короля и подчинение ему как Амиру аль-Му"уминин (главе правоверных мусульман) служит основой личного авторитарного управления знатью и населением в целом. В соответствии со статьей 2 Конституции Марокко, король признается религиозным главой страны и "верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом прочности и жизнеспособности государства". Король является важнейшей фигурой в системе управления и жизни марокканского общества, а монархия несет основной груз политической власти. Государственная религия Марокко - ислам.

Конституция

Основы жизни королевства Марокко закреплены конституцией, впервые обнародованной Королем Хасаном II в 1962 году, через год после вступления на престол. В 1970 в текст конституции был внесен ряд поправок. По результатам другого референдума, проведенного в сентябре 1972, в текст конституции были внесены изменения, расширяющие полномочия парламента и премьер-министра.

В результате конституционных поправок в 1997 году в стране был сформирован двухпалатный парламент, а избиратели получили возможность более активно влиять на выборы руководящих органов как на национальном, так и на местном уровнях.

Исполнительная власть в стране осуществляется премьер-министром, назначаемым Королем. Премьер-министр возглавляет Совет министров и формально имеет право самостоятельно подбирать министров, но тем не менее, назначение ключевых министров находится в ведении короля. Кроме того, король обладает правом осуществлять управление страной при помощи указов.

Парламент

Парламент в Марокко существует с 1956. В 1997 году был сформирован двухпалатный парламент в составе верхней Палаты советников (270 мест) и нижней Палаты представителей (325 мест). Депутаты верхней палаты избираются на девятилетний срок непрямым голосованием по спискам городских и сельских советов, Торговой палаты, промышленных, ремесленных и других профессиональных союзов. Депутаты нижней палаты избираются на пятилетний срок всеобщим голосованием.

Местные органы власти

Судебная система

В сфере компетенции парламента находятся: принятие годового бюджета, который вносится королем, утверждение состава кабинета министров, обсуждение вносимых правительством в парламент законопроектов, осуществление законодательной деятельности и формирование комитетов по разным вопросам. Парламент Марокко, в котором с начала 1960-х годов большинство мест принадлежало представителям прокоролевских партий, обычно не решался выступать с инициативой принятия каких-либо важных законов и до 1997 лишь механически утверждал предложения правительства.

Местные органы власти

Административно-территориальное деление Марокко на провинции, округа, каидаты и общины сохранилось со времен французского протектората. Крупнейшие города, Касабланка-Мохаммедия и Рабат-Сале определяются как вилаи и делятся на префектуры. С 1994 система префектур введена также в других городах, например в Ужде, Агадире, Тетуане. Города делятся на районы. Власть на местах осуществляют чиновники министерства внутренних дел: в провинциях - губернаторы, в городах - мэры, в округах - каиды.

Судебная система

Законодательство Марокко несет на себе отпечаток мусульманской, традиционной племенной и французской судебных систем. Значительная часть статей кодексов торгового и административного права Марокко заимствована из французских кодексов, в то время как вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами.

Судебная система Марокко включает в себя местные суды, функционирующие в каждой общине или же городском районе, региональные суды, апелляционные суды и Верховный суд в Рабате. Существует также система военных судов. Высшая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Cудьей в Марокко могут стать только граждане страны, язык судопроизводства - арабский, судебное разбирательство, как правило, ведется одним судьей.

Иордания

Иордания - дуалистическая монархия, что закреплено в Конституции, принятой 8 января 1952 года. Исключительная власть сосредоточена в руках короля и его совета министров. Король подписывает все законы, его право вето может быть преодолено двумя третями голосов обеих палат Национальной Ассамблеи. Он назначает всех судей своими указами, утверждает изменения в Конституцию, объявляет войну и командует вооруженными силами. Совет министров, возглавляемый Премьер-министром, назначается королём, который может снять с должности отдельных министров по запросу Премьер-министра.

Конституция предусматривает три вида судов: гражданские, религиозные и специальные. Административно Иордания разделена на 12 мухафаз, губернаторов которых назначает король. Они являются единственными руководителями всех отделов правления и проектов развития на вверенных им территориях.

Королевские вооруженные силы также находятся под контролем короля.

Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим - умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны. Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в "свободном волеизъявлении народа". В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).

Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах. Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест - за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест - за христианами.

Глава государства - Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.

Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.

Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.

Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны. Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов. Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.

Таиланд

Королевство Таиланд - государство, управляемое системой наследственной конституционной монархии с присутствием элементов дуализма. Главой государства является Король Таиланда. В течение долгого времени с 1782 года монархами являлись представители известной династии Чакри, носящие неизменное имя Рама. В настоящий момент королем Таиланда является Пхумипон Адульядет (Рама IX, правящий рекордное количество лет даже по мировым меркам всего человечества - с июня 1946 года).

Государство является конституционной монархией с 1932 года. Последняя конституция, принятая в 1997, существенно расширяет права граждан, возможности их контроля над выборами, создает условия для борьбы с коррупцией в политической системе страны.

Король является национальным символом и лидером страны. Вмешательство в политические дела государства он осуществляет только при необходимости предотвращения кровопролитий. Не смотря на то, что власть его ограничена, король - персона неприкосновенная. За критику или оскорбления в его адрес каждый, даже власть имущий, житель государства рискует быть осужденным на немалый срок.

Парламент Таиланда - двухпалатная Национальная Ассамблея, состоит из Сената на 150 мест и Палаты Представителей на 480 мест. Лидер партии, имеющей большинство в Палате Представителей, как правило, становится премьер-министром. Членов обеих палат избирает народ Таиланда, за исключением 50 % Верхней палаты (Сената), они назначаются монархом. Нижняя палата (Палата представителей) избирается на 4 года, Сенат - на 6 лет. Глава правительства - Премьер-министр. Парламент государства обладает законодательной властью, но король имеет возможность всегда, при необходимости, заблокировать любой законодательный акт.

Таиланд - унитарное государство, разделенное на 72 провинции (чангват), которые делятся на районы (ампэ). Местные власти находятся в ведении МВД и назначаются из центра. В последнее время предпринимаются попытки децентрализации власти. Крупнейшие города: Бангкок, Накхонрачасима, Убонрачатхани, Чиангмай.

Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. В конце 2005 и в 2006 году в стране разразился политический кризис. Он проявился в том, что на улицах столицы проходили массовые акции с требованиями отставки премьер-министра - Таксина Чиннавата. Спровоцировала всеобщее негодование сомнительная сделка между Шин корп. И сингапурской инвестиционной компанией Темасек, совершенная членами семьи Таксина. Чтобы снять остроту политического кризиса Таксин Чиннават распустил парламент и назначил новые парламентские выборы. Однако они ничего не решили, поскольку вновь победила партия Таскина Чиннавата "Тхай рак Тхай". Оппозиционная Демократическая партия не признала выборов, обвинив власти в фальсификации. Таксин передал полномочия временно исполняющему обязанности премьер-министра вице-премьеру Чатчаю Ваннасатхи. Конституционный суд признал результаты выборов недействительными, и королевским декретом были назначены новые выборы.

Однако было очевидно, что новые выборы не смогут разрешить политический конфликт, поскольку электоральная база политических партий осталась прежней. Таким образом, массовый внепарламентский протест против Таксина, а также решимость политической оппозиции, прежде всего в лице Демократической партии, создали ситуацию политического тупика, который не имел перспективы разрешения в рамках электорального процесса. Следствием всего стал военный переворот, который прошел бескровно, не встретив сопротивления. Таксин Чиннават в это время находился в Нью-Йорке, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Группа переворота сформировала Совет национальной безопасности. Правительство было отправлено в отставку, запрещена деятельность политических партий, сформировано новое правительство, которое возглавил генерал Сают Чуланон, бывший главнокомандующий сухопутными войсками и бывший советник при короле. Создана Национальная законодательная ассамблея для разработки новой конституции, которая должна была пройти первую процедуру референдума в Таиланде. Эти меры привели к стабилизации политической ситуации в стране.

Однако уже в январе 2011 года, по сообщению Российской газеты политическое затишье в Таиланде прекратилось. Сегодня на улицы Бангкока вновь выходят манифестанты из Народного альянса за демократию, или "желто рубашечники". НАД требует от правительства Ветчачивы немедленно пересмотреть отношения с Камбоджей и решить ряд накопившихся проблем, включая принадлежность древнего храма Преах Вихеар.

Политическая стабильность сегодня остается животрепещущей проблемой. Борьба за демократию в Таиланде еще не закончена.

Малайзия

Государственным устройством Малайзии является федеративная конституционная монархия. Конституция независимой Малайи была принята в 1957. В 1963 в связи с объединением Малайи с Сингапуром, Сараваком и Сабахом в Федерацию Малайзия в нее были внесены дополнения - Акт о Малайзии. Официальной идеологией страны в 1970 провозглашена "основы государства". Она провозглашает стремление к укреплению единства много расового и социально справедливого общества, упрочению демократии, уважению к культурным традициям и развитию страны. Для достижения этих целей выдвигаются следующие принципы: вера в бога, преданность монарху и государству, уважение конституции, соблюдение законов, достойное поведение и соблюдение норм морали.

Глава государства - король, иначе называемый Верховный правитель (Янг-ди-пертуан-агонг). Он и его заместитель избираются советом правителей (наследственных султанов). Совет правителей, помимо избрания главы государства, "дает советы" при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы. Он принимает или отвергает законы, связанные с изменениями границ султанатов-штатов. Управление страной происходит с согласия парламента и кабинета министров. Верховный правитель так же является главнокомандующим вооруженными силами страны. В его функции входит и назначение премьер-министра, членов сената и верховного суда, подписание всех постановлений федерального правительства. Характерной чертой государственного строя Малайзии является то, что престол монарха не передается по наследству, Верховный правитель избирается сроком на 5 лет из числа наследных титулованных правителей штатов на специально созываемой конференции, в работе которой принимают также участие и губернаторы штатов.

Высший законодательный орган Малайзии - парламент. Он состоит из двух палат: сената (Деван негара) и палаты представителей (Деван ракьят). Более половины членов сената назначается главой государства сроком на 6 лет. Все депутаты палаты представителей избираются населением сроком на 5 лет. Во всех штатах, кроме Сабаха и Саравака, их избирают на всеобщих выборах, а в указанных штатах - из числа членов законодательных собраний этих штатов.

Федеративное государство Малайзия состоит из 13 штатов и 2 федеральных территорий. Из числа штатов, расположенных в полуостровной части страны, девять - Селангор, Паханг, Негери-Сембилан, Перак, Кедах, Перлис, Келантан, Тренгану и Джохор - возглавляются наследными правителями. В остальных штатах - Малакке, Пулау-Пинанге, Сараваке и Сабахе - управление осуществляют назначаемые монархом губернаторы.

В каждом штате действует собственная конституция, имеются однопалатный законодательный орган и исполнительный совет во главе с первым министром. В обязанности правительств штатов входят рациональное использование природных ресурсов, обеспечение функционирования местных органов власти, контроль за соблюдением законов ислама и малайских обычаев, а также организация общественных работ. При этом каждый из штатов получает от федерального правительства определенную финансовую помощь.

Ведущую роль в политической жизни страны занимает группа буржуазных партий, возглавляемой партией "Объединенная малайская национальная организация" (ОМНО), построенной по национальному признаку. Другие крупные политические партии: "Китайская ассоциация Малайзии" (КАМ) и "Индийский конгресс Малайзии" (ИКМ). Эти три партии образовали единый блок - Союзную партию, состоящую из представителей трех национальных общин. В 1974 г. коалиция трех ведущих политических партий была расширена за счет других, в том числе и оппозиционных, партий, и был создан Национальный фронт (НФ), что способствовало усилению роли и влияния ОМНО. Представители ОМНО, КАМ и ИКМ занимают ключевые посты в правительстве Малайзии.

Государственным языком Малайзии является малайский, хотя значительная часть населения использует английский, китайский, тамильский и другие индийские языки. Кроме того, коренные жители Саравака и Сабаха говорят на некоторых языках австронезийской семьи языков, а малочисленное коренное население Полуостровной Малайзии пользуется языками мон-кхмерской группы австроазиатской семьи. Немногие автохтонные народы имеют письменность.

По сравнению с другими государствами Юго-Восточной Азии Малайзию отличает весьма высокий уровень урбанизации. В начале 1990-х годов немногим более 50% всех малайзийцев проживали в городах с численностью населения, превышающей 10 тыс. человек. В Малайзии насчитывается около 40 "крупных" городов с населением свыше 50 тыс. человек.

дуалистическая монархия парламент власть

Вывод

Дуалистическая монархия это один из видов конституционной монархии, исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально (в силу конституционных норм), и ещё более фактически (в силу слабости, неразрывности демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в цент всей политической системы данного государства. Так правительство несёт формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, лишь воле монарха. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Для демократической монархии характерно наличие двухпалатного парламента, нижняя палата которой избирается, а верхняя назначается монархом, обладающим так же значительными полномочиями в области законодательной и судебной власти.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формы государственного правления. Понятие монархии как государственной формы правления, ее достоинства и недостатки. Сущность абсолютной и дуалистической монархии. Конституционные монархии и современность. Нетрадиционные виды монархии и их характеристика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Понятие и признаки монархии. Виды монархий: история и современность. Восточная деспотия и сословно-представительная монархия. Основные признаки дуалистической и парламентской монархии. Сущность кланового принципа. Главные особенности современных монархий.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Понятие, преимущества и недостатки монархии как вида государственного правления. Исторические формы становления патриархальной, сакральной, деспотической монархии. Особенности конституционной, абсолютной, дуалистической и парламентской форм единовластия.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Исследование классификации форм и разновидностей монархии. Изучение особенностей дуалистической и парламентарной монархии. Анализ правового положения монарха, его исключительных прав и обязанностей. Системы престолонаследия в монархических государствах.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Характеристика абсолютной, ограниченной, дуалистической и парламентарной монархии.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Становление Французского королевства после распада империи Каролингов, период сеньориальной монархии. Усиление королевской власти, формирование сословно-представительной монархии XIV-XV вв. Завершение государственной централизации, абсолютная монархия.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2014

    Понятие и сущность монархии. Признаки монархии как формы правления, ее достоинства и недостатки. Обзор монархий как формы правления: особенности абсолютной, ограниченной формы. Монархии в историческом аспекте. Современные монархические государства.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2011

    Изучение признаков монархии (абсолютной, дуалистической и парламентарной конституционной), республики (президентская, парламентская, смешанная). Особенности нетипичных форм правления. Исследование современного вида государственного управления в России.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2010

    Социальные и политические причины усиления абсолютной монархии в Европе. Годы правления Генриха VII, результаты деятельности. Создание первых постоянных английских посольств за границей. Предпосылки усиления абсолютной монархии в Англии при Генрихе VIII.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2014

    Понятия формы государства и формы правления. Особенности монархии как формы правления. Монархия как цепь политико-правовых следствий. Первичные и вторичные следствия монархии. Виды нетипичных форм монархий. Шведская модель функционирования монархии.

Дуализм – двойственность. Характерно для эпохи перехода от феодализма к капитализму.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократ революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки

Дуалистическая монархия – это компромисс м/д нарастающей буржуазией и феодалами, теряющими позиции.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно.

Признаки:

Наличие, наряду с монархом, иных высших органов ГВ- парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии);

Назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

Если парламент однопалатный, то 50% депутатов избирались населением, которое пошлет в парламент буржуазию, а 50% депутатов назначались монархом – они консервативной направленности, т.е. за сохранение старых порядков.

Монарх выполняет функции реальной главы государства.

По конституции правительство отвечает перед парламентом (дэ-юрэ). Но на практике – отвечает перед монархом (дэ-факто). В силу неразвитости демократических традиций, демократия фрагментарная.

Примеры: А.В. Ильин пишет, что в России была дуалистическая монархия с 1906 по 1917, т.е. до февральской революции. Но есть ряд но:

Презюмируется, что в дуалистической монархии есть конституция. Но в Росс империи были Основные законы Росс империи. Ряд ученых принимают Основные законы за конституцию, а гос совет и гос думу в качестве парламента. Гос дума избиралась, а члены гос совета ½ назначались императором, а ½ избиралась дворянским обществом. Россию нельзя назвать дуалистической монархией, но определ черты есть.

Вопрос о существовании дуалистических монархий в настоящее время??? Поц считает, что возможно, этот этап уже пройден. Монако имеет признаки дуализма.

Конституционная монархия – Европейские страны – Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, Испания (была республика, на смену пришла монархия), Швеция. Среди Азиатских стран – Япония, Таиланд.

5 стран где нет единого акта конституции – Великобритания (Свод законов – «Живая Конституция»), Канада, Швеция, Новая Зеландия, Израиль.

Признаки:

Наличие конституции и парламента.

Отсутствие юр имморализма

Правительство формируется «парламентским» путем – из членов партии, победившей на выборах в парламент. Премьер-министр – лидер победившей партии. Если нет победившей партии, то формируется коалиционное правительство.

Правительство действует, пока пользуется доверием парламента. Парламент может объявить правительству вотум недоверия и правительство обязано уйти в отставку.

Действует принцип контрассигнатуры – решение монарха имеет силу только с подписью соответствующего министра, который несет ответственность за принятое решение.

Монарх – символ нации.

13. Республика как форма правления: понятие и виды.

Респу́блика с лат. res – дело, publica – общее.

Признаки:

Выборность

Срочный характер власти

Юр ответственность органов публичной власти перед населением.

Классическое деление республик - на парламентскую и президентскую. Республики так же м/б смешанные (президенстко- парламентская).

Парламент (с фр- парле- говорить), президентс – тот, кто впереди, во главе.

Парламентская республика похожа на парламентарную монархию, только нет монарха. Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей ГВ и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу законодательной власти.

Признаки:

Правительство формируется из партии, победившей на выборах. Если ни одна из партий не победила, то правительство будет коалиционное, образованное несколькими политическими партиями.

Распределение постов на примере Германии:

Выбор канцлера (премьер-министр) – он представляет 1 партию. Тогда следующий ключевой пост – министр иностранных дел – достается другой партии. Значит министр обороны – от другой партии. Переговоры о распределении постов очень трудные.

Правительство находится у власти, пока пользуется поддержкой парламента;

Правительство несет ответственность перед парламентом и ему подотчетно, и уходит в отставку в случае получения вотума недоверия со стороны парламента;

Но исполнительная власть в лице правительства, может в случае выражения ему вотума недоверия парламентом обратиться к президенту с предложением распустить парламент и назначить новые выборы;

Президент, избирается, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства, но реальная власть принадлежит премьер-министру и парламенту.

исторически первая форма ограниченной, конституционной монархии, когда власть короля была ограничена парламентом, но управление страной осуществлял монарх, назначавший министров, ответственных только перед ним, а не перед парламентом. Король обладал правом издания нормативных указов, значение которых зачастую равнялось закону. В современную эпоху конституции не говорят о Д.м., хотя, по существу, ее элементы имеются в Иордании, Марокко, Непале, Кувейте (на деле это абсолютная монархия, хотя в Кувейте действует Конституция и избираемый меньшинством населения парламент). В.Е. Чиркин

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ

лат. dualis - двойственный) - разновидность конституционной (ограниченной) монархии, характеризующаяся отделением законодательной власти от исполнительной. В основе дуалистических и парламентарных форм правления лежат идеи Ж.-Ж. Руссо о единстве верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

Заметный подъем авторитета парламента вызвал к жизни политическую теорию смешанной монархии, в частности, учение Дж. Фортескье об особой форме суверенитета в Англии, которым король и парламент облечены совместно: монарх не должен самочинно обременять подданных налогами, изменять и вводить новые законы без согласия парламента.

Д.м. появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство; формирует правительство; издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом; имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит); может распустить парламент. Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.

Дуалистическая монархия

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ (лат. dualis - двойственный) - разновидность конституционной (ограниченной) монархии, характеризующаяся отделением законодательной власти от исполнительной. В основе дуалистических и парламентарных форм правления лежат идеи Ж.-Ж. Руссо о единстве верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

Заметный подъем авторитета парламента вызвал к жизни политическую теорию смешанной монархии, в частности, учение Дж. Фортескье об особой форме суверенитета в Англии, которым король и парламент облечены совместно: монарх не должен самочинно обременять подданных налогами, изменять и вводить новые законы без согласия парламента.

Д.м. появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он:

Наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство;

Формирует правительство;

Издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом;

Имеет правоотлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит);

Может распустить парламент.

Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.

Д.м. существовала в Германии, Турции, многих других странах. В настоящее время смешанная форма парламентарной и Д.м. с преобладанием элементов второй существует в Марокко, Иордании, а в Таиланде, Непале, Малайзии - смешанная форма с преобладанием элементов парламентарной монархии.

Лит.:

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 1996. С. 307–309, 323;

Левина М.И. Борьба английского парламента за верховную власть в XVII в. Историко-правовые расследования: Россия и Англия. М., 1990. С. 43;

Сравнительное конституционное право/Ред. кол. А.И. Ковлер. В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М., 1996. С. 460;

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 31–32.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

17. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ Форма правления – это организация верховной власти гос-ва, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов гос-ва между собой. Основные формы правления – монархия и республика. Чрезвычайные формы

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Конституционная монархия КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и

Из книги Все о Великобритании автора Иванова Юлия Анатольевна

Монархия МОНАРХИЯ (греч. monarchia - единовластие) - наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель - монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и

Монархия Британия - страна традиций, и одна из самых сильных традиций - это монархия. Вглядываясь в современную британскую монархию, мы сталкиваемся с явным противоречием между основным законом и реальностью.Подданные Ее Королевского ВеличестваЕсли формально

Из книги автора

Британская монархия в лицах АННА (Anne) (1665–1714). Королева Великобритании и Ирландии в 1702–1714 годах. Младшая дочь Якова II и Анны Хайд. Последний представитель династии Стюартов. Родилась 6 февраля 1665 года. Анна была воспитана в протестантских традициях. Поэтому во время т. н.