Уплотнитель для кран буксы. Ремонт керамической кран буксы своими руками

Кран-букса - это устройство, чаще всего сделанное из латуни, которое предназначено для подачи и закрытия воды в смесителях с отдельными ручками для горячей и холодной воды. Классические капризы смесителя - капающая вода, протекание, неприятный шум - обычно исчезают после замены кран-букса или резиновой прокладки. Ремонт можно выполнить своими руками, для чего необходимо разобраться в строении керамической кран-буксы и провести ремонтные работы.

В настоящее время используют два вида вентильных головок: червячные, с резиновой манжетой, и керамические. Оба имеют и свои плюсы, и минусы.

Просты в управлении: для полного перекрытия воды необходимо всего несколько раз повернуть ручку крана. Эта деталь оснащена штоком, а принцип ее действия во время эксплуатации напоминает передвижение червяка. Так, при передаче шток выдвигается, а гнездо клапана перекрывается резиновой прокладкой.

Достоинства этого типа кран-буксов в низкой цене (около 350 рублей) и легкой доступности: прокладку можно легко заменить на новую или сделать самому из куска резины. Чтобы ее отремонтировать, не нужны специальные навыки и инструменты.

К недостаткам червячных головок относится короткий срок эксплуатации, необходимость проворачивать ручку от 2 до 4 раз, снижение плавности хода со временем, неприятный шум, медленное разрушение водопроводной сети.

Керамические кран-буксы легче в устройстве и в эксплуатации. Их делают из керамики и латуни. Кран состоит из двух керамических вставок с одинаковыми отверстиями, одна из которых неподвижна, а другая - закреплена на штоке. За счет слаженной работы механизма включение и отключение воды осуществляется поворотом маховика всего на половину оборота.

Кран-буксы из керамики прослужат дольше, но и стоят они дороже (около 600 рублей). Вода с загрязнениями, примесями может стать для них губительной. Однако в простоте эксплуатации с ними ничего не сравнится: работают они быстро, плавно и без шума.

Во-первых, учитывать размер детали, т.к. они бывают разные (1/2 и 3/8 дюйма).

Во-вторых, не пренебрегать соответствием смесителя и кран-буксы. В зависимости от производителя, вентили бывают “под квадрат” и “под шлиц”. Первый подходит только для наших смесителей, а второй - для смесителей зарубежных производителей, так что они не могут заменить друг друга.

Сами вентили делают из пластика или металла. Покупая кран-буксу, нужно опираться на размеры - длину крана и штока. Чтобы не купить не то, стоит взять с собой старый кран-буксу и маховик. Детали бывают разного размера, а болт может иметь другой шаг резьбы, поэтому проверить совместимость нужно прямо в магазине.

Наконец, узнайте или вспомните, есть ли у вас водоочистной фильтр. Без него устанавливать керамику нежелательно.

Если вы, напротив, уже точно знаете, какую кран-буксу планируете установить и выбираете смеситель, покрутите маховик и посчитайте обороты: в керамическом вентиле вы не досчитаете и до единицы.

Деталь состоит из корпуса, который в сантехнике называется шлямбур, соединительной части составляющих кран-букса - штуцера и полого шестигранника - штока. Корпус кран-буксы имеет резьбу с прокладкой для удобства соединения со смесителем. Передняя часть шлямбура имеет вид шестигранника под гаечный ключ. Штуцер крепится к корпусу с помощью шайбы, которая еще играет роль подшипника и защищает от выпадения из смесителя.

В керамических кран-буксах корпус имеет форму цилиндра с отверстиями по бокам. Штуцер имеет два выступа, которые соединятся с одним из полированных дисков - подвижным.

Отверстия для подачи воды имеют оба диска. При повороте маховика диски либо перекрывают друг друга (тогда вода не течет), либо одновременно открываются (тогда вода течет).

Герметичность керамической кран-буксы достигается благодаря тому, что между дисками расположена резиновая прокладка. Если прокладка приходит в негодность, появляется характерный шум.

Самостоятельный ремонт кран-буксы

Необходимые инструменты:

  • Плоская и крестообразная отвертки.
  • Трубный разводной и гаечный ключи.
  • Электрическая дрель со шлиц-насадкой.
  • Плоскогубцы;
  • Новая деталь кран-букса или сам кран-букса.

Пошаговая инструкция

  1. Отключить подачу воды.
  2. Снять маховик. Сначала понадобится отвертка, чтобы скрутить фиксирующий винт под колпачком. После того, как маховик снят с прежнего места, открывается доступ к кран-буксе.
  3. Кран-букса снимается 17-мм ключом. В некоторых керамических конструкциях может быть контргайка, которую можно отпустить разводным ключом. Гаечным ключом на 7 мм против часовой стрелки выкручивается кран-букса “под квадрат”. Трудности могут возникнуть еще на начальном этапе, когда требуется снять винт на ручке крана. Под воздействием воды устройство ржавеет, закисает, и место, куда должна вставляться отвертка, не найти. Справиться с этой ситуацией поможет дрель. Ею делается отверстие в шляпке винта, и она легко снимается. В очень тяжелых ситуациях, когда ржавчина проникла слишком глубоко, кран-буксу придется обработать растворителем, чтобы она поддалась извлечению. Но перед тем как устанавливать новую деталь, нужно хорошо прочистить место установки, резьбу, маховик от остатков ржавчины и растворителя.
  4. Новую деталь нельзя затягивать слишком туго, лучше немного не дотянуть.

Резинку - менять!

Иногда смеситель начинает течь не из-за поломки кран-буксы, а из-за стирания прокладки. В этом случае ремонт можно сделать, не разбирая конструкцию до конца.

Сначала нужно перекрыть подачу воды - это обязательное условие даже для самых незначительных работ. С помощью плоской отвертки аккуратно подцепить верхнюю крышку вентиля. Затем выкручивается винт и снимается маховик. Теперь есть доступ к кран-буксе, и нужно выкрутить из седла ее верхнюю часть.

Именно в ней находится шлямбур с надетой на него резиновой прокладкой. Старую прокладку необходимо удалить, установить новую и собрать конструкцию.


Этот вид ремонта требуется в том случае, если протечка поступает из самого смесителя, а не вентиля. Для устранения проблемы понадобится разобрать кран-буксу полностью.

Сделать нужно те же операции, что и при замене прокладки в седле крана, с одним лишь изменением: выкручивать не часть кран-буксы, а всю деталь полностью. Кран-буксу уже вне смесителя разделяют на две части - верхнюю и нижнюю - находят между верхним диском и корпусом прокладку, и заменяют ее на новую.

Меняют диски тогда, когда между ними нарушается герметизация. Это бывает, если между дисками оказалась какая-нибудь песчинка. Поэтому кроме самой замены дисков, нужнохорошо прочистить детали.

Порядок действий:

  1. Перекрыть воду.
  2. Открутить крепежный винт и крепежное кольцо смесителя газовым ключом.
  3. Снять поворотный механизм.
  4. Вынуть керамические диски.
  5. Новые диски промыть и поставить на место старых.
  6. Нанести смазку или силикон на механические детали смесителя, избегая попадания на сами диски.
  7. Контакт с керамической кран-буксой не требует каких-то особых знаний, умений или инструментов. Вооружившись нашими рекомендациями, вы можете смело приступать к ремонту этой детали.

Современные вентильные краны и смесители являются довольно надёжными и долговечными устройствами, однако работа в тяжёлых условиях нередко приводит к их неисправностям. Основной причиной поломки является износ деталей кран-буксы - главного узла бытовой запорной арматуры. Хоть это устройство сегодня легко можно найти в торговой сети, спешить тратить деньги не стоит. Кран-букса имеет простую конструкцию, что позволяет отремонтировать смеситель своими силами.

Кран-буксы: особенности устройств и типичные неисправности

Кран-буксой называется самый важный и ответственный узел любого вентильного смесителя, благодаря которому удаётся быстро включать или перекрывать подачу воды. Именно этот нехитрый механизм позволяет регулировать величину протока и тем самым устанавливать нужную нам температуру и напор. Основой запирающего устройства является шток с уплотнительными элементами, установленный внутри металлического корпуса с резьбовой частью.

В зависимости от размера резьбовой части, бывают кран-буксы диаметром 1/2 и 3/8 дюйма

О поломках кран-буксы свидетельствуют следующие неисправности:

  • течь из крана при закрытом вентиле;
  • утечка воды из-под маховика;
  • ослабление силы струи;
  • «рывки» и «удары» при включении напора;
  • отсутствие фиксации вентиля в крайних положениях.

И если даже кран работает нормально, но после включения напора трубы начинают шуметь и грохотать - в этом также может быть виновата крановая букса.

Разновидности и конструкция запорных устройств

Сегодня рынок сантехнического оборудования предлагает бытовую сантехническую арматуру с кран-буксами двух типов:

  • с резиновой манжетой,
  • с керамическими вкладышами.

Чтобы понять, с каким именно смесителем вы имеете дело, достаточно отвернуть маховик. Краны первого типа предполагают многократное вращение вентиля, тогда как вторые открываются за половину оборота.

Кран-буксы с резиновым уплотнителем

Устройства с резиновой вставкой называют ещё червячными по причине наличия в них червячной пары. Работает узел с резиновым уплотнителем очень просто. При вращении маховика резьбовая передача перемещает шток с эластичной шайбой, благодаря которой тарелка клапана плотно прижимается к установленному в корпусе смесителя седлу - поток воды прекращается. При отворачивании маховика в другую сторону между деталями клапана появляется зазор, через который жидкость выходит наружу.

Кран-букса работает благодаря червячной передаче и эластичной уплотняющей манжете

Величина протока регулируется шириной щели между тарелкой и седлом . Червячная передача выбрана здесь неслучайно - благодаря ей удаётся достичь перемещения штока на доли миллиметра, что позволяет очень точно установить требуемый напор. Поломки кран-букс с резиновой шайбой чаще всего происходят вследствие износа эластичного уплотнителя. Вторая неисправность чаще всего случается из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к маховику, и намного реже - по причине естественного износа резьбовой части. Обычно поломка червячной передачи случается вскоре после выхода из строя резиновой манжеты - для того, чтобы перекрыть кран, приходится с большим усердием вращать вентиль.

Преимущество устройств с резиновым уплотнением в невысокой цене. Кроме того, прохудившуюся прокладку при необходимости можно легко заменить. Что касается недостатков, то он один - рано или поздно, но протечка случится. Всё зависит от плотности и износостойкости резины, из которой изготавливается уплотнительная шайба.

Крановые буксы с керамической парой

Сегодня на смену кран-буксам с резиновой прокладкой пришли запорные узлы с керамическими вставками. Именно благодаря более износостойким деталям такие устройства являются более надёжными и долговечными.

Керамические крановые буксы являются надёжными и долговечными устройствами

В основе конструкции керамической вентильной буксы лежит корпус с неподвижно закреплённым керамическим диском, в котором есть несколько отверстий. Второй износостойкий диск имеет такие же проёмы и установлен на поворотном штоке. Отвернув на пол-оборота вентиль, совмещают отверстия на обеих пластинах и открывают воду. Благодаря тому, что диски плотно прижимаются друг к другу, жидкость проходит только по предназначенному для этого каналу. Чтобы отрегулировать или перекрыть поток, достаточно немного повернуть маховик. При этом отверстия совмещаются частично или взаимно перекрываются.

Достоинства кран-букс с керамическими деталями в их долговечности и удобстве, ведь для включения воды «на полную» не требуется многократное вращение вентиля. Минус - относительно высокая стоимость и чувствительность к наличию примесей. Последний фактор вынуждает устанавливать фильтр очистки воды.

Всё о ремонте керамической кран-буксы для смесителя

Поломки запорных механизмов с керамическими вкладышами случаются по нескольким причинам:

  1. Повреждение уплотнительных элементов. Даже в самом современном смесителе для герметизации используются резиновые и силиконовые кольца, которые со временем изнашиваются или теряют эластичность. По этой причине случаются протечки из-под вентиля или течь воды из крана.
  2. Попадание частиц мусора между керамическими дисками. Из-за сторонних предметов поверхности рабочих пластин неплотно примыкают друг к другу. В щель проникает вода, поэтому полностью перекрыть кран не удаётся. Если подобную неприятность не устранить вовремя, то на дисках появляются риски и царапины, которые ещё больше усугубляют положение дел.
  3. Выработка в паре шток-корпус. Случается из-за естественного износа и происходит нечасто. Эта неисправность неустранима, поэтому придётся заменить кран-буксу в сборе.
  4. Износ керамических пластин. Такая поломка случается редко и происходит чаще всего по причине плохого качества водопроводной воды. Для восстановления работоспособности кран-буксы понадобится ремкомплект, в который входят износостойкие диски такого же типа и размера.

Чтобы узнать причину неисправности, смеситель необходимо демонтировать и разобрать. Но перед этим необходимо подготовить инструмент и перекрыть водоснабжение.

Конструкция кран-буксы с керамическими дисками

Прежде чем приступать к работе, следует ознакомиться с конструкцией виновника неприятностей.

Работоспособность керамической кран-буксы обеспечивает пара керамических пластин с отверстиями

Обычный запирающий узел с пластинами из керамики представлен на рисунке и состоит из следующих деталей:

  • корпус;
  • поворотный шток с уплотнительными кольцами;
  • скоба или стопорное кольцо;
  • верхний (регулировочный) керамический диск;
  • нижний (входной) керамический диск;
  • уплотнительная прокладка.

Кроме этого, некоторые модели кран-букс снабжаются шайбами скольжения, шумогасителем и другими деталями, облегчающими эксплуатацию и делающими использование смесителя более комфортным. Для изготовления металлических элементов чаще всего используется латунь, обладающая высокой коррозионной устойчивостью и износостойкостью.

Что понадобится в работе

Для разборки вентиля и замены изношенных деталей понадобятся:

  • ключи - газовый и разводной;
  • пассатижи;
  • набор отвёрток с плоским жалом;
  • ключ накидной - размер «на 17».

Ещё может понадобиться фум-лента, которую используют для герметизации резьбовых соединений, и консистентная водостойкая смазка. Что касается деталей для ремонта, то заранее подготовить всё необходимое для замены, скорее всего, не получится. Это можно сделать только в том случае, если есть полная уверенность, что ремонтный комплект подойдёт именно для такого крана. В большинстве же случаев определить, что является причиной протечек, можно только после разборки вентиля.

Извлечение запорного механизма

Снятие неисправного узла со смесителя выполняют в следующем порядке:

  1. Демонтируют маховик вентиля. Чаще всего стопорный винт, которым эта деталь удерживается на штоке, спрятан под пластиковой декоративной заглушкой. Чтобы до него добраться, необходимо извлечь пробку, поддевая её ножом. Винт выворачивают полностью, после чего снимают маховик. Иногда эта деталь устанавливается с небольшим натягом, поэтому может понадобиться небольшое усилие.

    Маховик вентильной буксы крепится винтом, скрытым за пластиковой заглушкой

  2. Используя разводной или газовый ключ, откручивают декоративную накладку крана (фартук), которая закрывает доступ к вентилю. Нередко в местах резьбовых соединений образуется окись, препятствующая разборке. Если приложенной силы недостаточно, то детали можно нагреть при помощи строительного фена или отмочить резьбу, воспользовавшись уксусом.

    Декоративную гайку снимают с предельной осторожностью, иначе можно оставить царапины на её блестящей поверхности


    Чтобы не повредить декоративный фартук при отворачивании, следует обернуть деталь куском плотной ткани. Подобная прокладка между ключом и деталью убережёт блестящую никелированную поверхность крана от царапин.

  3. Получив доступ к буксе, её снимают. Для этого используют разводной ключ, которым устройство выкручивают в направлении, противоположном движению часовой стрелки.

    Для снятия кран-буксы используют разводной ключ

После демонтажа все резьбовые части смесителя прочищают щёткой по металлу и промывают. После этого приступают к осмотру и выявлению неисправных деталей. Если устройство отремонтировать невозможно, то принимают решение о полной замене вентиля. Сборка проводится в обратном порядке, с деликатной затяжкой. Лучше всего кран-буксу по максимуму завернуть руками, а затяжку ключом начинать, немного отвернув кран подачи воды. Как только течь из-под вентиля прекратится, монтаж считают завершённым. При этом прокладка сжимается не до конца, поэтому при необходимости появляется возможность подтянуть соединение повторно.

Чтобы предотвратить образование накипи на резьбовых частях, их защищают при помощи консистентной водостойкой смазки. Это позволит легко разобрать кран в следующий раз.

Ремонт вентиля

Как и в кран-буксах с уплотнительными манжетами, в устройствах с керамическими вставками используется несколько типов прокладок. В большинстве случаев протечки случаются именно по причине их износа.

Замена прокладки в седле крана

Установленное на корпус вентильной части кольцо из плотной резины необходимо для герметизации кран-буксы. Со временем эта прокладка «садится» или теряет эластичность, что приводит к протечке. В отдельных случаях потеря герметичности связана со стопорным кольцом, удерживающим прокладку. Под действием влаги оно разрушается и повреждает резиновый элемент. В любом случае повреждённые части придётся заменить.

Прокладка в седле крана служит для устранения течи между кран-буксой и корпусом смесителя

Разборка запорного устройства не понадобится, достаточно только вытащить его из седла. Прежде чем поставить новую прокладку на место, её следует покрыть тонким слоем водостойкой смазки . Если же подходящего уплотняющего элемента под рукой не оказалось, то временно решить проблему поможет сантехнический силиконовый герметик. Его наносят тонким слоем на старую прокладку и дают подсохнуть.

После разборки смесителя следует внимательно осмотреть седло крана. Причиной потери герметичности могут служить трещины или большие раковины на корпусе вентиля - в этом случае простой заменой прокладки не обойтись, придётся менять смеситель в сборе.

Замена прижимной шайбы

Второй прокладкой, которая изготавливается из таких материалов, как фторопласт, полипропилен или капролон, компенсируются возможные зазоры между керамическими пластинами. В процессе работы прижимная шайба подвергается постоянным нагрузкам, которые способствуют её износу. В результате деталь истончается и не может прижимать перепускные элементы с прежним усилием, что приводит к появлению зазора, и, как следствие, просачиванию воды.

Фторопластовая шайба устраняет зазор между керамическими пластинами

Чтобы заменить повреждённую деталь, кран-буксу необходимо разобрать. Для этого удаляют стопорное кольцо, вынимают шток из корпуса и демонтируют пластиковую шайбу и износостойкие пластины. Перед сборкой поверхность деталей очищают и покрывают тонким слоем консистентной смазки.

Для фиксации штока в корпусе вентильной буксы используется стопорное кольцо или пружинная скоба

Если новую шайбу такого же размера найти не удалось, то для устранения неисправности наращивают толщину старой детали. Для этого на её поверхность наклеивают слой изоленты или подкладывают прокладку, вырезанную из прозрачной пластиковой упаковки.

Удаление инородных частиц

Иногда протечки вызваны попаданием между пластинами посторонних элементов, например, песчинок или частичек ржавчины. В этом случае для восстановления работоспособности смесителя кран-буксу извлекают и разбирают. После этого необходимо очистить и тщательно промыть все детали. Керамические пластины досконально осматривают. Если мусор оставил на их поверхности глубокие риски, то детали лучше заменить новыми, иначе в зазор между дисками может проникать вода.

Известняковый налёт и сторонние частицы способствуют усиленному износу керамических пластин

Если купить такие же керамические пластины негде, то можно попытаться отшлифовать их поверхность. Для этого понадобится мелкоабразивный порошок, который используют при притирке клапанов легковых автомобилей или для заточки инструмента. Чаще всего в его качестве используют оксид алюминия или карбид кремния с зернистостью не более 1200. Абразив смешивают с машинным маслом и наносят тонким слоем на кусок стекла. Шлифовку осуществляют многократными круговыми движениями диска по поверхности, при необходимости добавляя приготовленную пасту. После того как повреждения будут удалены, пластины притирают между собой, промывают, и, смазав водостойкой смазкой, устанавливают на место.

Ремонтируя кран-буксу, следует учитывать, что керамические диски притёрты одной стороной, поэтому переворачивать их во время сборки нельзя.

Что делать при повреждении металлических элементов

К неустранимым дефектам элементов запорного устройства относятся:

  • износ и поломки корпуса или штока кран-буксы;
  • сколы или трещины на поверхности керамических пластин;
  • повреждения резьбовых частей.

Если при разборке и осмотре деталей запорного устройства были обнаружены вышеуказанные недостатки, то крановая букса ремонту не подлежит - придётся заменить узел в сборе.

Видео: особенности ремонта керамической кран-буксы

Можно ли починить кран-буксу с резиновой прокладкой

Протечки в смесителях с червячными буксами случаются по нескольким причинам:

  • износ резьбовых частей;
  • повреждение резиновых прокладок;
  • дефекты, связанные с механическими повреждениями.

При чрезмерном изнашивании червячной передачи или появлении трещин на корпусе и штоке запорное устройство меняют полностью .

При просачивании воды между корпусом кран-буксы и смесителем следует заменить уплотнительное кольцо - работы проводят в полном соответствии с описанным выше алгоритмом. Если же начал течь сам кран, то следует заменить резиновую манжету, которая служит уплотнителем клапана.

Чаще всего восстановить работоспособность червячной кран-буксы удаётся заменой уплотнительной прокладки

Порядок замены следующий:


Перед сборкой смесителя будет нелишним сменить уплотнительное кольцо и пополнить смазку в червячной паре. Это позволит продлить срок службы запорной арматуры и отодвинуть момент следующего обслуживания.

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Как самостоятельно починить кран-буксу? Процедура не покажется сложной и утомляемой, если следовать конкретному плану и учитывать рекомендации квалифицированных мастеров.

В этой статье вы найдете инструкции по разборке и замене данной детали.

Разновидности

Деформации кран-буксы происходят по многим причинам. Эта деталь смесителя ежедневно эксплуатируется, поэтому нередко подвергается поломкам. В основе конструкции находится металлический шток и герметичные прокладки. Последние выпускаются резиновыми или с подвижными керамическими пластинами. Исходя из этого различают керамическую кран-буксу и модель, имеющую резиновые вставки .

Керамические варианты отличаются надежностью. Позволяют открывать воду за половину оборота маховика смесителя. Варианты с резиновыми вставками (еще их называют червячные) быстро изнашиваются. Для подачи воды необходимо сделать несколько оборотов вентиля.

Причины поломки керамической кран-буксы

  • Износ керамических пластин . Происходит редко и требует замены элементов. Работа трудоемкая, поэтому проще приобрести новую деталь.
  • Посторонние предметы между пластинами . На будущее, чтобы такие дефекты не появлялись, целесообразно установить приспособление для очистки воды от примесей.
  • Появление резьбы между штоком и корпусом кран-буксы . В этом случае необходимо менять всю деталь.

Перед ремонтом любой сложности необходимо перекрыть воду и приготовить инструменты к работе. Минимальный набор должен включать плоскую и крестовую отвертку, плоскогубцы, газовый и накидной ключ.

Подобрать бригаду строителей можно на сайте www.stroitel.od.ua

Подготовка к ремонту

Чтобы правильно выполнить операции по восстановлению работоспособности смесителя, необходимо все делать поэтапно. План по ремонту следующий:

  • Снимите маховик с кран-буксы. Чтобы сделать это, удалите цветную декоративную заглушку с вентиля. Далее потяните маховик вверх. Под ним должен быть болт. Выверните его, снимите вентиль.
  • Прочистите резьбу и маховик. Под водой пару раз пропустите детали, воспользуйтесь ватными палочками или другими похожими предметами.
  • Открутите декоративную вставку крана. На этом этапе воспользуйтесь накидным ключом с головкой на 17.

Совет! Чтобы не поцарапать лицевую поверхность крана газовым ключом, необходимо сделать своеобразную прокладку из плотной ткани. Но лучше всего воспользоваться накидным ключом.

Как и чем выкрутить кран-буксу из смесителя? Разводным ключом против часовой стрелки. Главное – придерживать смеситель. После прочистите резьбу корщеткой.

Ремонт прокладки

Порядок работы:

  1. выкрутите кран-буксу;
  2. нанесите на прокладку немного силикона;
  3. установите деталь обратно.

Удаление посторонних частиц, застрявших между пластинами

Песчинки способствуют нарушению герметичности буксы, выходу ее из строя. Посторонние предметы приводят к протечке. Порядок работ в этом случае следующий:

  1. выкрутите кран-буксу и разберите;
  2. очистите пластины, обработайте их водостойкой смазкой;
  3. верните деталь на место.

Важно! Нельзя переворачивать пластины.

Устранение сколов, образованных на поверхности пластин

Оптимальный способ – замена пластин.

Причины поломки моделей с резиновыми вставками

Подтекание – признак того, что с деталью что-то не то. Вода, просачивающаяся из-под маховика, сигнализирует о поломке кран-буксы.

Износ прокладки – наиболее распространенная причина поломки. Решение этой проблемы кроется в замене детали. Колечко из резины (1 мм) должно плотно прилегать к металлическому кольцу. При его изготовлении нужно учитывать этот факт.

Как заменить кран-буксу?

Менять деталь в смесителе необходимо на идентичную.

Для замены помимо отверток и ключей необходимо вооружиться пассатижами – многофункциональным инструментом, который может выступать как в роли кусачек, так и плоскогубцев и клещей.

Как снять и разобрать деталь?

  1. Перекройте кран при помощи вентиля. Трубопроводная арматура, относящаяся к запорно-регулирующим изделиям, находится перед смесителем.
  2. Поищите перекрывающий небольшого размера кран в случае отсутствия вентиля на подводящей трубе. Это шаровой кран большого диаметра в виде металлического шара с отверстием в верхней части.
  3. При отсутствии и такого элемента перекройте воду на стояке.
  4. Изымите декоративные колпачки. Примените отвертку.
  5. Открутите и снимите винт. Его легко «вычислить». Деталь фиксирует маховик.
  6. Удалите втулки. Они расположены вверху кран-буксы.
  7. Открутите буксу. Примените ключ.

Нюансы работы

При откручивание старой кран-буксы можно столкнуться с некоторыми проблемами. В случае, если она основательно прикипела к корпусу и отсоединить ее сподручными инструментами не получается, необходимо применить следующее:

  • Обхватите трубным ключом грани шлямбура. Попробуйте сорвать его, двигая из стороны в сторону, словно раскачивая. Здесь важно не переусердствовать, а именно не навредить резьбе и не сломать в итоге смеситель.
  • Используйте средства химического содержания. Они помогут ослабить резьбовое соединение. Возьмите немного уксуса, моющего средства типа Cillit либо другие кислотосодержащие составы. Если они не помогли, тогда попробуйте вылепить небольшую емкость из пластилина вокруг шлямбура. После этого опять влейте жидкость.
  • Сдвиньте резьбу путем термического метода. Примените строительный фен, чтобы прогреть резьбовую часть. Необходимо добиться полного ослабления шлямбура.

Если перепробованные способы не помогли, следует удалить кран-буксу методом высверливания. Для этого срежьте выступающую часть шлямбура, а оставшиеся элементы высверлите. Сверло можно заменить фрезой.

Установка новой

Монтаж только что купленной либо отремонтированной детали не требует ничего сложного. Выполняются те же действия, что и при откручивании, только в обратной последовательности:

  1. Проверьте, перекрыта ли вода.
  2. Вкрутите кран-буксу руками и только после примените гаечный ключ или плоскогубцы для пущей уверенности, что она плотно прилегла к остальной конструкции. Не следует сильно «давить» на изделие, так как прокладка может деформироваться. Нарушение целостности элемента приводит к перекрытию канала поступления воды.
  3. Старайтесь не повредить инструментом уплотнительную прокладку на седле крана.
  4. Закрутите контргайку и зафиксируйте весь корпус детали от проворачивания.
  5. Откройте воду. Отсутствие подтеков указывает на то, что все сделано правильно.

Для того, чтобы регулировать подачу воды, водопроводы оснащаются вентильными кранами и смесителями. Как и любое другое изделие, эти изделия время от времени выходят из строя. Чаще всего это происходит из-за износа деталей вентильной головки (ее также называют кран-буксой). Спешить с заменой смесителя не стоит, т.к. во многих случаях неисправность можно устранить самостоятельно.

Что такое кран-букса

Кран-букса ― главная деталь вентильного смесителя (его сердечник). Благодаря этому нехитрому устройству происходит оперативное включение, выключение и регулировка потока воды. Изменяя горячий и холодный напор, можно легко установить нужную температуру выходящей струи. Состоит вентильная головка из штока и уплотнителей: сверху их защищает металлический корпус, оснащенный резьбовым посадочным местом.

Расположение кран-буксы в смесителе и схема её устройства

Виды кран-буксы

В настоящее время представленные на рынке сантехнической продукции бытовые смесители оснащаются кран-буксами трех типов:

  1. Червячными.
  2. Керамическими.
  3. Шаровыми.

Их отличает прежде всего число оборотов, которые необходимо сделать вентилем для открывания или закрывания воды. Червячный механизм приходится вращать несколько раз, тогда как керамический и шаровый прибор закрывается в пол-оборота.

Червячные

Конструкции старого образца , названные так из-за специфики вала поворотного штока. Внешняя часть корпуса оснащается резьбой, что позволяет стыковать его со смесителем. Для удобства здесь же имеются специальные ниши под гаечный ключ.

Червячная кран-букса

Внутренние сердечники встречаются в двух разновидностях:

  1. С направляющими под запорный клапан подвижного типа.
  2. Резьбовые. Для нарезания витков выбирается обратное направление по отношению к червячному валу.

Из-за наличия в устройствах резиновой вставки их еще называют резиновыми . Работа узлов этого типа отличается простотой: вращающийся маховик передает усилие на резьбовую передачу, которая и двигает шток с резиновой прокладкой. В результате достигается плотное прилегание тарелки клапана к специальному внутреннему седлу. Это приводит к перекрыванию водного потока.

Чтобы возобновить водоснабжение, необходимо вращать кран в обратном направлении: после появления между узлами клапана зазора жидкость получает возможность поступать из трубы. Сила напора находится в прямой зависимости от размера просвета от тарелки до седла. Использование червячной передачи позволяет очень точно регулировать напор, т.к. шток при вращении маховика двигается очень медленно.

Кроме этого, к достоинствам червячных кран-букс можно отнести также следующие характеристики:

  • Доступность. В продаже представлен широкий ассортимент вентильных головок резинового типа, что позволяет без проблем подобрать подходящий вариант для любой модели смесителя.
  • Несложное обслуживание и замена. Ремонтные мероприятия из-за своей простоты часто проводятся своими силами.
  • Возможность самостоятельного изготовления резиновых вставок. Прокладки можно вырезать из подходящей по толщине резины.
  • Недорогая стоимость. Самый дешевый вариант среди прочих аналогов вентильных головок.

Имеются также недостатки :

  • Быстрый износ комплектующих.
  • Для регулировки потока воды приходится довольно долго вращать маховик.

Керамические

Эти модели были разработаны в качестве альтернативы резиновым кран-буксам, превосходя их долговечностью, надежностью и стойкостью к износу. Состоит керамическая вентильная букса из корпуса, внутри которого имеется статичный керамический диск с серией отверстий. Поворотный шток оснащен идентичной вставкой. При повороте вентиля на 90 градусов происходит совмещение каналов обеих прокладок, что открывает дорогу для воды.

Керамическая кран-букса

Точность прохождения жидкости исключительно по предназначенным для этого каналам достигается хорошей плотностью прилегания керамических кругов. Для регулирования или перекрывания потока достаточно проводить небольшие манипуляции вентилем. Это позволяет или частично совмещать, или полностью перекрывать каналы.

Керамические кран-буксы в смесителе

Сильные стороны керамических букс:

  • Долговечность. Потребность в ремонте детали возникает крайне редко. Часто бывает так, что ее срок службы совпадает с эксплуатационным сроком самого смесителя.
  • Скорость управления. Здесь не потребуется, как в случае с червячной головкой, долго вращать маховик, прилагая при этом усилия. Для полного перекрывание достаточно повернуть вентиль всего на пол-оборота. Иное дело, что при этом страдает точность настройки, но этот навык обычно приходит с опытом.
  • Простой ремонт и замена. Как и в случае с резиновыми моделями, особые сантехнические навыки для этого не потребуются.
  • Бесшумность работы.

Слабые стороны :

  • Повышенные требования к качеству воды в трубопроводе. Наличие в жидкости песка и других примесей негативно сказывает на керамической поверхности: буксы в таких условиях быстро выходят из строя. Чтобы максимально продлить срок службы керамической крановой головки, водопровод оснащают фильтрующими узлами для очистки воды от грязи.
  • Дороговизна . За смеситель с керамической буксой приходится платить дороже, чем за резиновые аналоги. Однако благодаря долговечности стоимость устройства окупается на протяжении ближайших нескольких лет.

Вентильные головки могут различаться по следующим признакам:

  • Разный изготовитель (зарубежные или отечественные модели).
  • Максимально возможная температура и давление жидкости.
  • Скорость прохождения водяного потока.
  • Количество шлицов на штоке под вентиль (20 или 24).
  • Размеры. При замене рекомендуется приносить с собой старую буксу.
  • Вид резьбы: 3/8, 3/4 и 1/2 дюйма. Наиболее распространены изделия последнего типа.

Шаровые

Имеют очень простую конструкцию: в роли перекрывающей поток задвижки здесь выступает обычный металлический шар. Для полного прекращения движения воды нужно повернуть вентиль всего на 1/4 оборота. Шаровыми буксами в основном оснащаются краны на подающей трубе: внутри смесителей они не используются.

Шаровая кран-букса

Ремонт керамической кран-буксы

После обнаружения поломки керамической вентильной головки существует три варианта действий:

  1. Провести ремонт.
  2. Заменить износившуюся деталь.
  3. Заменить кран-буксу полностью.

Проще всего реализовать последний вариант, однако для этого потребуются дополнительные финансовые траты. Поэтому при возможности головку стараются отремонтировать.

Как снять кран-буксу

Затевая ремонт кран-буксы, воду в системе нужно полностью перекрыть. После этого готовят необходимые инструменты: плоскую и крестообразную отвертки, плоскогубцы, набор ключей.

Демонтаж маховика проводится простым подтягиванием вверх. Это открывает доступ к фиксирующему болту, после откручивания которого вентиль легко снимается. Иногда он прикипает к корпусу смесителя: устранить такую проблему можно осторожным постукиванием по нему одним из ключей.

Сняв вентиль, производят чистку резьбы и маховика. Далее ключом на 17 (или вручную, в зависимости от типа смесителя) снимают декоративную накладку крана. Этим освобождается доступ к кран-буксе. Для ее выворачивания понадобится разводной ключ: его вращают против часовой стрелки, придерживая корпус.Для чистки резьбы смесителя обычно применяют кордовую щётку.

Подробнее про то, как снять кран-буксу со смесителя можете посмотреть в видео :

Дальнейшие ремонтные действия зависят от вида неисправности.

Износ прокладки кран-буксы

Чаще всего протечки смесителя с керамической головкой связаны с тем, что силиконовая прокладка теряет свою функциональность. Проблему можно решить или заменой, или починкой уплотнителя. В первом случае износившуюся прокладку просто извлекают из посадочного углубления, заменяя ее новой (ее рекомендуется смазать водостойкой смазкой).

Что касается ремонта, то после извлечения кран-буксы из корпуса смесителя производят наращивание ее недостающей высоты с помощью тонкого слоя силикона. После этого головка ввинчивается обратно.

Между керамических пластин попал мусор

Если в пространстве между керамическими поверхностями окажется песок или другие инородные частицы, это неминуемо приведет к нарушению герметичности стыковки. Как результат, букса начнет протекать. Для устранения неисправности необходимо демонтировать и разобрать головку. Ее пластины тщательно чистят и смазывают водостойким веществом. Собирая узел обратно, важно не перепутать верх и низ пластин. Иногда на поверхности дисков можно обнаружить царапины: в таком случае поможет только замена деталей новыми.

Подробнее посмотреть, как разбирается керамическая кран-букса можете посмотреть в видео:

Еще один вариант ― убрать царапины и сколы шлифовкой керамического основания. Делается это при помощи мелкоабразивного порошка (он также используется для притирки автомобильных клапанов и затачивания инструмента). Состоит материал из оксида алюминия и карбида кремния. Подходящая в этом случае зернистость – 1200.

Перед началом процедуры порошок насыпают на какое-либо стекло, используя в качестве растворителя машинное масло. Далее берут поврежденную пластину и начинают тереть ей по стеклу круговыми движениями. После того, как царапины исчезнут, кружок промывают водой.

Износ прижимной шайбы

Прижимная шайба (она может быть пропиленовой, фторопластовой или капролоновой) выступает в качестве компенсатора возможных зазоров между керамическими дисками. Во время функционирования кран-буксы этот уплотнитель постоянно переживает нагрузки, приводящие к его постепенному износу. Из-за уменьшения толщины прижимной шайбы уменьшается плотность прилегания перепускных узлов: в образовавшийся зазор начинает просачиваться вода.

Для замены этой детали потребуется полная разборка кран-буксы с вытаскиванием стопорного кольца, штока и демонтажем пластиковой шайбы. После установки нового элемента пластины нужно почистить и смазать. Если подходящая по размеру новая шайба не была найдена, проводится наращивание старой прокладки путем наклеивания на ее поверхность изоленты. Еще один вариант ― подложить под шайбу тонкий кружок из полиэтилена.

  1. Возникли проблемы с резьбой.
  2. Износились резиновые прокладки.
  3. Механические повреждения.

Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.

Порядок работы следующий:


Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.

Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:

Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической

Учитывая тот факт, что керамические вентильные головки более практичны и долговечны, в некоторых случаях их пытаются устанавливать в корпус червячного смесителя. Подбирая подходящий вариант для замены, ориентируются в первую очередь на размеры посадочного места (имеется в виду диаметр нижней части вентильной головки).

Также важно разобраться в конструкции штыря под маховик. Изделия зарубежного производства оснащаются на этом участке насечками. В отечественных же вентильных буксах применяется стальной четырёхгранник. Поэтому при установке импортной керамической буксы потребуется также замена маховика. Что касается соответствия по длине, то тут проблем меньше: большинство данных изделий имеют одинаковые размеры. В таком случае вставить вместо резиновой головки керамическую довольно просто.

Выводы

Сталкиваясь с протечками вентильного смесителя, следует первым делом осмотреть кран-буксу. Как правило, причины кроются в выходе из строя одного из элементов узла. Если все дело в износе одной из прокладок ― ее меняют. Более серьезные поломки решаются заменой всей детали. Более надежными в этом отношении считаются керамические вентильные головки: протекания на них случаются намного реже, чем на резиновых.

Ремонт кран-буксы своими руками: инструкция с фото и видео


Как самостоятельно починить смеситель на кухне

Утечка воды из смесителя на кухне раздражает нервную систему, приводит к напрасным расходам ресурсов. За сутки из неисправного крана вытекает 20-30 л воды. С каждым днем интервал между падением капель сокращается. А через две – три недели назойливая капель сменяется бесконтрольно падающим ручьем. Утечка воды увеличивается в десятки раз и достигает 5-6 куб.м в месяц. Не допустить бессмысленных расходов поможет ремонт крана на кухне своими руками. Для этого вовсе не обязательно быть сантехником, главное – не бояться вникать в суть проблемы.

Подготовительные работы

Визуальный осмотр крана поможет определиться с характером неисправности и подходящим методом ее устранения. Утечка воды из гусака при закрытых вентилях свидетельствует об износе кран — буксы. Просачивание на резьбовых соединениях устраняется заменой резиновых прокладок или уплотнительной лентой. Трещины корпуса и подающих шлангов требуют реставрационных действий либо замены. Увеличить поток воды на кухне поможет промывка аэратора.

Начинать ремонт неисправного крана своими руками нужно с перекрытия подачи воды в устройство. Аварийные вентили следует искать на кухне либо на входе трубопровода в квартиру. Запорное оборудование, которое не эксплуатировалось длительный срок, может не поддаваться проворачиванию. Для его разработки нужно использовать смазочные материалы.

Применение ударных инструментов для разблокировки запорного оборудования недопустимо. Подобные действия приводят к расколу металлических элементов и срыву резьбовых соединений.

Ремонт кухонного смесителя требует наличия примитивного набора слесарных инструментов, таких как:

  • Трубные, разводные и рожковые ключи
  • Плоская и крестообразная отвертка
  • Шестигранник (для разборки рычажного крана)
  • Плоскогубцы

Осуществить ремонт крана на кухне своими руками без расходных материалов невозможно. Заранее следует приготовить резину или толстую кожу, ленту, ветошь и т.д.

Ремонт однорычажного смесителя

Основной элемент рычажных устройств – неразборный картридж. При выходе из строя узел меняется целиком. Починить его своими руками невозможно. Если же устройство работает в нормальном режиме, а проблема заключается в утечке, скорее всего это вызвано износом уплотнительных колец. Ремонт однорычажного крана выполняется по следующей схеме.

Отверткой либо чем-нибудь острым поддевается декоративная заглушка, расположенная на корпусе. Под ней таится шестигранный винт, который фиксирует рычаг. Использовать для снятия фиксатора отвертку и молоток (в случае отсутствия ключа) нежелательно. Последствием таких действий становится повреждение либо развальцовка крепежного болта.

После выкручивания фиксатора необходимо снять рычаг и колпак. Сделать это «голыми» руками иногда проблематично. Расшатать рычаг можно умеренными ударами молотка. Для предотвращения повреждений корпуса необходимо использовать деревянную насадку.

Далее отвинчивается шайба — кулачек, после чего вынимаются остальные детали крана. Уплотнительные кольца располагаются под картриджем. Новая прокладка должна быть немного шире, чем отведенное для нее гнездо. Уплотнительное кольцо на свое место должно ложиться с усилием.

Во избежание повторного ремонта крана важно осмотреть все узлы на наличие дефектов. В случае необходимости меняется изношенный картридж либо осевшие пружины. Все детали очищаются от налета, который также является причиной течи. После устранения неисправностей смеситель собирается в обратном порядке. Зажимать крепежные элементы следует чувствительно, применение излишних усилий приведет к срыву резьбы.

Ремонт двухвентильного крана

В двухвентильных моделях смешивание воды до нужной температуры на кухне осуществляется вручную. Главным узлом такого оборудования являются кран – буксы. В современных смесителях используется два типа кран – букс: «червячные» (с резиновой прокладкой) и керамические. Каждое из оборудования отличается своими преимуществами и недостатками.

Ремонт «червячной» кран-буксы

Поток воды в устройстве «червячного» типа сдерживает резиновая прокладка. По мере износа уплотнителя, нарушается герметизация между ним и корпусом смесителя. Для перекрытия подачи воды вентиль приходится зажимать сильнее с каждым разом. В результате прокладка быстро «садится», повреждается и перестает справляться со своей задачей.

Изготовить уплотнитель своими силами и установить его на смеситель несложно. Алгоритм работ по устранению неисправностей следующий:

  • Острым предметом поддевается и вынимается декоративная заглушка вентиля
  • Расположенный внутри винт выкручивается отверткой
  • Снимается вентиль, вынимается букса (используются рожковые ключи)
  • По образцу старой прокладки из толстой кожи или резины вырезается и устанавливается новая. Или используем заводскую прокладку.
  • Обратная сборка снятых элементов
  • Еще один признак износа резинового уплотнителя – гул в трубах при высоком давлении в трубопроводе. Шумы возникают в результате резонирования прокладки.

    Внимание! Следствием постоянного пережима вентилей является срыв внутренней резьбы. В таком случае понадобиться полная замена узла.

    Ремонт керамической кран-буксы

    Установка такого оборудования на кухне обусловлена удобством его эксплуатации. Керамические пластины имеют длительный срок службы. Но с другой стороны они очень чувствительны к засорениям воды. В случае отсутствия предварительной очистки воды, в смеситель проникают мелкие частицы, которые оказывают абразивное действие на керамику. Герметизация пластин нарушается и между ними образуется течь.

    Иногда неисправность кран — буксы обусловлена износом прокладки, которая прижимает поворотную керамическую пару. В результате ослабевания жесткости уплотнителя сила нажима на пластины снижается. Между ними скапливается засор, не позволяющий пластинам плотно прижаться. Через образовавшиеся щели просачивается вода. Проблема решается методом «наращивания». На прокладку клеится один — два слоя изоленты. При этом важно не забыть сделать отверстия для движения воды.

    В некоторых случаях ремонт узла оказывается невозможным или нецелесообразным. Устранить течь на кухне позволит установка новой буксы. Порядок ремонтных работ с керамическим смесителем аналогичен алгоритму снятия/установки «червячных» устройств.

    Приобретая новые запчасти для крана, желательно в качестве образца иметь при себе старые детали.

    Другие неисправности и способы устранения

    Под давлением вода находит уязвимые места и просачивается в них. На кухне утечка может образоваться в местах резьбовых соединений крана с подающими шлангами. Причина — износ прокладок либо недостаточное количество герметизирующих материалов. Решение проблемы – замена манжеты и намотка уплотнительной ленты. Частично приостановить поток воды из тела подающего шланга можно изолентой.

    В местах повреждения корпуса и гусака может образоваться «фонтан». В таких случаях своими руками можно осуществить лишь временный ремонт. Для заделывания трещин подойдет холодная сварка или жидкий металл. Силиконовый клей (герметик) в подобных вопросах малоэффективный.

    Если из крана наблюдается слабый напор, понадобится прочистка аэратора. Располагается деталь на конце гусака. Сильно поржавевший наконечник желательно заменить. Если степень засорения не критичная, аэратор достаточно промыть. В однорычажных системах дополнительная металлическая сетка находится внутри.

    Для того что бы смеситель на кухне служил максимально долго, а его ремонт был редким явлением, важно соблюдать нескольких рекомендаций по эксплуатации:

    • Зажимать вентили нужно чувствительно
    • Не стоит к смесителям применять ударную силу (бить молотком, руками и т.д.) для устранения течи
    • Манжеты и уплотнительные кольца необходимо заменять при любых признаках их износа
    • Для устранения неисправностей следует использовать качественные детали и материалы
    • На подающем трубопроводе желательно установить фильтр

    Ремонт крана на кухне своими руками позволит избавить себя от долгих ожиданий сантехника. Немаловажное значение имеет и экономия финансовых средств. Самостоятельный ремонт кухонного смесителя поможет обрести уверенность в своих силах, обогатиться практическим опытом и бесценными знаниями.

    Особенности выбора керамической кран-буксы

    Наверняка, каждому человеку когда-нибудь в своей жизни приходилось сталкиваться с такой проблемой, как течь крана. Устранить ее можно самостоятельно. Основной рабочей частью любого крана или смесителя является кран-букса. Существуют два основных вида изделия: червячные (с резиновыми прокладками) и, практически вытеснившие их, современные, керамические. О последних и поговорим.

    Преимущества керамики

    В отличие от привычной кран-буксы с прокладкой из резины в керамической запорным элементом служит пара пластинок из керамики. Материал очень твердый, поэтому на нем не образуется царапин. Пластины плотно прилегают друг к другу, могут поворачиваться и имеют отверстия. За счет схождения и расхождения отверстий при повороте пластин относительно друг друга, открывается, закрывается и регулируется водный поток.

    На «червячной» кран-буксе с резиновыми прокладками необходимо сделать несколько оборотов, прежде, чем она полностью перекроет поток воды. С керамикой дело обстоит несколько проще – полоборота и вода закрыта!

    Из-за того, что краны с прокладками приходится закручивать с усилием, резина быстро изнашивается и начинает пропускать воду. Поэтому резиновые прокладки приходится менять довольно часто.

    Принцип работы стандартной керамической кран-буксы заключается в следующем. Одна из двух пластин фиксируется в самом корпусе механизма, в то время как другая выемками зацепляется за шток, к которому прикреплен маховик (барашек) смесителя.

    При повороте маховика верхняя пластина смещается, открывая проход потоку воды. Такая конструкция может служить очень долго, но стоит немного дороже прежней модели. Достаточно плохо подобный механизм относится к грязной и жесткой воде, поэтому рекомендуется перед краном установить хотя бы простейший фильтр.

    Краны с керамическими пластинами открываются легко, просто и, самое главное, совершенно бесшумно. Достаточно повернуть маховик смесителя на 90 градусов, чтобы обеспечить полный напор воды.

    Для того чтобы лучше увидеть все достоинства данной модели, давайте посмотрим из каких частей она состоит и для чего они предназначены.

    Итак, керамическая кран-букса состоит из:

    Замена кран-буксы в смесителе

  • Штока;
  • Фиксатора штока;
  • Поворотника;
  • Двух керамических пластин;
  • Прокладки.
  • Корпус, как правило, делается из различных сплавов цветных металлов. На нем имеется герметизирующая прокладка, благодаря чему нет необходимости для дополнительной изоляции (лен, лента ФУМ и так далее).

    По сторонам имеются щели для поступления воды. Приобретая такую кран-буксу в магазине, необходимо обратить внимание на длину ее корпуса. Она может отличаться от длины корпуса буксы, стоявшей в вашем смесителе.

    Шток удерживается на корпусе при помощи фиксатора. Он обычно изготавливается из стали и выдергивается с помощью обычной плоской отвертки. Поворотник — это та часть, которая отвечает за движения рукоятки. Она достаточно хрупкая и легко ломается при применении лишних усилий.

    Верхняя керамическая пластина соединяется с поворотником. Раньше эта пластинка поворачивалась на определенное расстояние. В новых моделях производители убрали это ограничение.

    Вторая пластинка должна идеально совпадать с верхней, иначе вода будет плохо поступать. Для этого на нижней пластине имеются дополнительные выступы, за счет которых она надежно фиксируется в корпусе. Для наилучшей работы пластинки необходимо обработать силиконовой смазкой перед сборкой.

    Прокладка отвечает за герметичность конструкции. Ее задача сделать так, чтобы вода текла только в одном направлении – между пластинами. В работе и трении не участвует, поэтому живет достаточно долго. Срок службы зависит в основном от качества воды, которая бежит из крана.

    Когда мы своей рукой поворачиваем барашек смесителя, шток с поворотником смещают верхнюю керамическую пластину относительно нижней, открывая проход потоку воды. Поворачиваем обратно, пластина встает на свое место, отверстие закрывается, и поступление воды в смесительную камеру прекращается.

    Правила выбора

    На что, прежде всего, следует обратить внимание, покупая кран-буксу? Идеальным вариантом было бы взять с собой старую деталь и попросить продавца подобрать вам такую же.

    Если продавец по каким-то причинам не способен вам помочь, обратите внимание на:

  • Длину корпуса и штока (разница может быть существенной);
  • Шаг резьбы (иногда отличается);
  • Головка штока под маховик (квадратная или в форме звездочки).
  • Что касается производителя, неплохие кран-буксы выпускают немецкие, итальянские и российские производители.

    Смеситель с червячной и керамической кран-буксой

    Возможные неисправности и их устранение
    Распространённые неисправности в работе

    Основными неисправностями в работе керамических кран-букс являются:

  • Скол или износ керамических пластин;
  • Износ уплотнительной шайбы на штоке;
  • Износ уплотнительных колец на штоке.
  • Это случаи, в которых можно попытаться спасти нашу деталь и сэкономить деньги на покупке новой.

    Давайте по порядку разберем все варианты поломки и ремонт в каждом конкретном случае. Но для начала разберем саму деталь:

    Выбрасываем сломанные пластинки, вставляем на их место новые и собираем нашу деталь обратно

    Вытаскиваем из нижней части уплотнительное кольцо с бортиком . удерживающее пластины внутри корпуса;

  • Достаем пластины;
  • С помощью плоской отвертки выдергиваем фиксатор удерживающий шток в корпусе. Это может быть стальное кольцо или латунный зажим (зависит от конструкции);
  • Вытаскиваем шток. Возможно, придется приложить некоторые усилия или постучать по нему.
  • Теперь тщательно изучаем все, что мы разобрали. Если все дело в повреждении пластин, то единственный вариант — это заменить сами пластины.

    Возможно, у вас найдется какая-нибудь другая кран-букса с подходящими пластинками или комплект пластинок (такие тоже в магазинах иногда продаются). Итак, выбрасываем сломанные пластинки, вставляем на их место новые и собираем нашу деталь обратно.

    Когда достанете шток из корпуса увидите на нем плоское колечко. Со временем эта шайба истирается, и шток поднимается выше. Он уже не обеспечивает должное сжатие между пластинами, и вода начинает протекать. Выходов в данной ситуации может быть несколько. Во-первых можно заменить саму шайбу (если найдете такую же). Некоторые вместо нее используют проволочку сечением 0,75 мм, надевают ее и вставляют шток на место.

    Другой способ — в том месте, где верхняя пластинка соединяется с поворотником, наклеить полоску изоленты. Если одного кусочка недостаточно можно наклеить два или три. Таким образом, можно продлить жизнь кран-буксы еще на несколько месяцев.

    Из-за описанных поломок вода в смесителе непрестанно капает или вообще не закрывается. В том случае, если на штоке износились уплотнительные кольца, вода может пойти прямо через корпус. Случается это редко, но бывает. Вам необходимо просто заменить эти колечки новыми. Если таких резинок под рукой не оказалось, проводим следующую процедуру. Аккуратно вытаскиваем колечко из паза, наматываем чуть-чуть ленты ФУМ и ставим на место.

    Все детали будет неплохо промыть разведенной лимонной кислотой (она удаляет известковый налет) и смазать силиконовой смазкой.

    Керамическая кран-букса в разборе

    Замена кран-буксы

    Перед тем, как производить замену убедитесь, что перекрыта вода, иначе вам придется еще делать ремонт вашим соседям:

  • Снимаем заглушку с маховика (барашка) смесителя. Она может быть вставлена, и тогда просто поддевается отверткой или ножом, а может иметь резьбу;
  • Крестовой отверткой отворачиваем фиксирующий болт и снимаем маховик со смесителя;
  • Откручиваем колпачок отражателя (если такой имеется);
  • Разводным ключом выкручиваем кран-буксу из корпуса смесителя. Если букса с контргайкой, вначале ослабляем гайку, потом ключом за шток аккуратно выкручиваем буксу.
  • После того, как деталь извлечена, несем ее в магазин и подбираем точно такую же. Барашек от смесителя лучше тоже взять с собой.

    Снаружи корпуса буксы имеется резиновое уплотнительное кольцо, поэтому в дополнительных средствах изоляции типа льна или ленты ФУМ, нет нужды. Закручиваем с усилием, но без особого усердия. Во время вкручивания проследите, чтобы кольцо не порвалось и не вылезло (такое случается).

    В случае с контргайкой аккуратно ее подтягиваем. Прежде чем прикрутить отражатель и маховик включаем воду и проверяем работоспособность нашей буксы. Если все в порядке, собираем все остальное.

    Блиц-советы

    • Керамические кран-буксы достаточно долговечны и надежны, но очень чувствительны к песку и грязи. Прежде чем ставить их в своей квартире, не поленитесь установить фильтр на воду.
    • Керамика очень прочная, но при этом достаточно хрупкая вещь. Закрывая кран со слишком большим усилием можно легко сломать поворотник.
    • Собирая кран, очистите и смажьте все детали. И последнее, раз уж разобрали кран, не поленитесь и замените все резиновые колечки. Этим значительно продлите жизнь своему смесителю, а себе сбережете время и нервы.

    Снова «капает» кран? Керамика не помогла и вернулись старые проблемы? Давайте тогда посмотрим, что можно сделать. Что такое керамическая кран-букса, мы уже рассматривали.

    Как и любой механизм, кран-букса может выйти из строя. Рассмотрим типичные проблемы, которые возникают в кранах и смесителях, где используются керамические кран-буксы.

    Кран-буксы с рабочей керамической парой пришли на смену вентильным механизмам как более надежный и долговечный запорный элемент. Они прекрасно подходят к уже установленным кранам и смесителям

    Разумней всего снять старую буксу и по ее размерам купить в магазине новую. Стоит подобрать диаметр и высоту кран-буксы, также необходимо выбрать такое же посадочное место под барашек крана.

    Перед установкой новой кран-буксы следует очистить седло крана от накипи и минеральных отложений. По возможности седло отшлифовать и отполировать.

    На резьбу кран-буксы необходимо нанести тонкий слой водостойкой смазки - это упростит задачу снятия изделия через некоторое время для ремонта или замены. Для улучшения изоляции кран-буксы на резьбу также можно намотать один или два слоя уплотнительной фом-ленты.

    По возможности кран-буксу вкрутить руками. Зажимать ключом на данном этапе нет необходимости. Открыть воду в стояке. Гаечным ключом дотянуть кран-буксу до состояния, при котором она перестанет пропускать воду. Дальнейшая затяжка не рекомендуется, поскольку можно повредить нижнюю уплотнительную прокладку в седле крана.

    При такой установке вы точно не повредите уплотнительную прокладку, но через некоторое время возникнет необходимость «дотянуть» кран-буксу.

    В установке декоративной гайки и маховика нет ничего сложного. Замена успешно проведена.

    Прокладки - есть или нет

    В керамических кран-буксах, как и в вентильных кранах, используется система прокладок. Она видоизменена, но все же присутствует. Больше 90% проблем с протечкой керамических кран-букс вызывает именно износ этих прокладок.

    Снять кран-буксу и заменить или реставрировать уплотнение не составит большого труда. Отремонтировать кран-буксу проще, чем может показаться на первый взгляд.

    Герметизация запорного элемента осуществляется двумя прокладками. Первая герметизирует кран-буксу в седле смесителя. Вторая прижимает верхнюю поворотную керамическую пластину к нижней пластине.

    Виды прокладок, способы замены и ремонта

    Прокладка в седле крана обеспечивает надежное прилегание и герметизацию кран-буксы. Под давлением воды она может «сесть» или попросту износится с течением времени, что приводит к появлению течи. Следует отметить, что седло крана также должно быть без трещин и больших раковин, иначе прокладка не сможет полностью герметизировать соединение. В некоторых моделях кран-букс для фиксации прокладки используется металлическая кольцевая пружина. Со временем она ржавеет и ломается со всеми последствиями.

    Для решения этой проблемы изделие следует выбирать с неметаллическим элементом, например, с использованием пластиковых колец.

    Если проблема появилась, в этом месте следует заменить прокладку. При этом кран-буксу разбирать не придется, достаточно только выкрутить из седла крана. Для ремонта «на скорую руку» можно отвинтить кран-буксу, на прокладку нанести тонкий слой силикона. Когда силикон подсохнет, вкрутить кран буксу на место, дополнительная высота прокладки также сможет закрыть небольшие раковины и задиры седла крана. Не рекомендуется наносить слой силикона непосредственно в седло крана, поскольку кран может выйти из строя.

    Вторая прокладка, изготовлена из фторопласта, полипропилена или другого похожего по своим свойствам материала, предназначена для улучшения прижима верхней керамической поворотной пластины к нижней. Эта прокладка испытывает максимальные нагрузки в процессе эксплуатации крана, что приводит к выходу ее из строя. В результате она недостаточно поджимает поворотную пластину, в керамической паре образуется зазор, через который начинает течь вода.

    В зависимости от изготовителя кран-буксы, толщина этой прокладки составляет 0,5-1мм. Для ее замены необходимо разобрать буксу и осмотреть прокладку на наличие повреждений.

    Одним из способов быстрого ремонта есть «наращивание» высоты поворотной керамической пластины. На верхнюю керамическую пластину необходимо наклеить 2 шара изоленты. Этого будет достаточно для хорошего прижима керамической пары.

    Керамические пластины - проблемы с ними

    В некоторых случаях проблема может возникнуть с самим запорным элементом - керамическими пластинами. Расстояние между пластинами очень незначительное и между ними возникает межмолекулярное взаимодействие. Если между пластинами попадет твердая частица, это приведет к разгерметизации кран-буксы и как следствие - ее протечки.

    В таком случае достаточно разобрать кран-буксу, очистить керамические пластины и собрать ее, предварительно смазав пластины водостойкой смазкой с большой вязкостью. У производителей нет конкретных рекомендаций по использованию тех или иных смазочных материалов, по этому можно использовать ту, которая имеется под руками.

    При ремонте кран-букси следует учесть, что пластины притерты одной стороной, переворачивать или разворачивать их нельзя, это только усугубит ситуацию, и вместо отремонтированной кран-буксы вам придется перебирать ее снова или покупать новую.

    На поверхности пластин могут также образоваться задиры и сколы. В таких случаях для устранения проблемы необходимо купить ремкомплект и заменить сами пластины.

    В бюджетном варианте, без замены керамической пары, ее можно пробовать отшлифовать. Самый простой способ - это натереть керамическую пару грифелем от мягкого карандаша и притереть их. Или можно воспользоваться более профессиональным подходом. Для этого вам понадобиться порошок карбида кремния или оксида алюминия(материал из которого изготовляют керамические пары) с размером зерна 1200. Такой материал есть в мастерских, которые специализируются на заточке инструмента.