Украденный подвиг. Мифический Гастелло и реальный Пресайзен

Николаю Гастелло было суждено совершить бессмертный подвиг, который остался в памяти народа. Николай родился в Москве в 1907 году. Его отец был родом из Белоруссии. В 16 лет Николай стал работать, а спустя пять лет получил партийный билет. В 1932 году был призван в Красную армию. Определили его быть пилотом. Обучение будущий герой проходил в Луганской авиашколе, после отправился на службу в 82-ую тяжелобомбардировочную эскадрилью. Летал Гастелло на четырехмоторном самолете модели ТБ-3.

Николай участвовал в конфликте на Халхин-Голе и советско-финской войне в составе 1-ого тяжелобомбардировочного авиаполка. Незадолго до начала войны с Германией, он получил звание капитана и стал командиром эскадрильи 207-ого дальнебомбардировочного авиаполка, в ведении которого находились бомбардировщики модели БД-3ф.

Проявить себя, Николаю было суждено уже на третий день войны. Находясь на аэродроме, капитан сбил из пулемета немецкий самолет «Юнкерс-88». Но главный подвиг в жизни Николая был впереди.

26 июня 1941 года экипаж ДБ-3ф состоящий из Анатолия Бурденюка, Григория Скоробогатого и Алексея Калинина вышел на боевое задание. Командовал самолетом капитан Гастелло. Летчикам предстояло бомбить немецкую колонну на дороге Молодечно-Радошковичи. Вскоре летчики заметили врага, отбомбившись, самолет взял курс на базу, как вдруг в машину попала зенитная немецкая ракета. У команды был шанс спастись, но ребята решили сделать по-другому. Горящий самолет, Гастелло и его товарищи отправили на колонну немецкой техники… Врагу был нанесен серьезный урон.

О подвиге советских солдат впервые сообщила газета «Правда». За проявленный героизм и мужество Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. Остальные члены команды бомбардировщика получили посмертно ордена Великой Отечественной войны 1-ой степени.

После войны историки выяснили, что экипаж Гастелло был не первым совершившим «огненный таран». Оказалось, что в первый же день начала войны 22 июня лейтенант Чиркин, командующий истребителем, направил свой горящий самолет на колонну танков. «Огненные тараны» не были редкостью среди русских летчиков во время Второй Мировой войны. На следующий день после подвига Гастелло, лейтенант Тарасов отправил свой горящий бомбардировщик на мотоколонну немцев. 29-ого июля подобным способом танковую колонну уничтожил лейтенант Пресайзен, а 4-ого июля капитан Михайлов.

За годы войны , советские летчики совершили 506 «огненных тарана», 50 из них получили звание Героя Советского Союза. Остальные посмертно награждались орденами. Историкам известно о 6-ти случаях «огненных таранов», при исполнении которых летчики оставались живы.

Имя Николая Гастелло получило широкую известность. Именем смелого летчика названы улицы во многих городах и населенных пунктах бывшего СССР. Памятники герою установлены в Москве , Муроме , Ростове-на-Дону и Уфе.

26 июня 1941 года летчики полка бомбардировочной авиации старший лейтенант Фёдор Воробьёв и лейтенант Анатолий Рыбас подали командованию рапорт об обстоятельствах гибели командира 2-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка капитана Николая Гастелло.

Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, во время боевого вылета в район Радошковичи — Молодечно бомбардировщик ДБ-3Ф, который пилотировал Гастелло, был подбит. Капитан Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники.

В первые дни войны, на фоне тяжелых неудач, случаи героизма советских воинов, о которых становилось известно из официальных рапортов, получали широкое освещение в прессе.

Подвиг Гастелло был упомянут в сводке Совинформбюро от 5 июля, а уже 10 июля очерк о Гастелло вышел в «Правде».

25 июля 1941 года капитан Николай Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза, и уже на следующий день оно было присвоено ему посмертно.

За время Великой Отечественной войны советские летчики совершили несколько сотен подобных таранов, и про каждого из них говорили - «повторил подвиг Гастелло».

Летчик, Герой Советского Союза (посмертно) Николай Гастелло. Довоенная фотография. Фото: РИА Новости

Командир и его экипаж

Капитан Гастелло вошел в число наиболее известных и самых почитаемых героев войны. Но в 1990-х годах его подвиг был поставлен под сомнение. Более того, возникла версия о том, что Гастелло мог оказаться в немецком плену.

Первая странность, касающаяся подвига Николая Гастелло, связана с его экипажем. В экипаж бомбардировщика входили четыре человека. Вместе с Гастелло в его последнем боевом вылете участвовали штурман Анатолий Бурденюк , летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый и стрелок-радист Алексей Калинин.

Их фамилии упоминались в представлении на награждение Гастелло, однако члены экипажа к награде представлены не были. Это породило путаницу - в некоторых послевоенных произведениях о Гастелло и его подвиги он оказывался пилотом истребителя.

Лишь в 1958 году Бурденюк, Скорбогатый и Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

К этому моменту стало известно об еще одной, куда более серьезной нестыковке, про которую, правда, знал лишь узкий круг лиц.

Закрытая информация

Считалось, что погибших летчиков похоронили жители деревни Декшняны. В 1951 году, к 10-летию подвига, было решено эксгумировать останки и торжественно перезахоронить.

Однако в захоронении были обнаружены вещи командира 1-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка Александра Маслов а и стрелка-радиста Григория Реутова . Экипаж Маслова числился пропавшим без вести при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года - в тот же день, когда совершил свой подвиг капитан Гастелло.

После секретного совещания было принято решение - останки Маслова и Реутова без огласки похоронить на кладбище поселка Радошковичи, на месте гибели самолета установить памятник подвигу Гастелло, и на этом тему закрыть.

В 1990-х годах история с эксгумацией могилы всплыла, после чего появилась новая версия событий, в которой Николай Гастелло героем уже не являлся.

Маслов - забытый герой, Гастелло - в плену?

Сторонники новой версии полагали, что таран колонны противника на самом деле совершил экипаж Александра Маслова. Рапорты Воробьева и Рыбаса либо изначально были ошибочны, поскольку летчики не видели тарана и ориентировались по косвенным признакам, либо были подделаны во время кампании по восхвалению Гастелло, который показался командованию более подходящим кандидатом в герои, чем Маслов.

Что касается, самолета Гастелло, то он, согласно новой версии, упал в Мацковском болоте близ села Мацки. При поисковых работах там якобы были обнаружены вещи и предметы, указывающие на то, что речь идет об экипаже Гастелло.

При этом появилась информация о том, что местные жители видели, как из самолета, затем упавшего в болото, выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа. Свидетели утверждали, что он прыгал с крыла, что, с учетом конструкции ДБ-3Ф, мог сделать только командир, то есть Николай Гастелло.

Спасшийся член экипажа был захвачен немцами в плен.

Итак, согласно этой версии получается, что капитан Гастелло не только не герой, но трус, бросивший членов экипажа погибать в горящем бомбардировщике, и угодивший в руки гитлеровцев.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло Фото: Commons.wikimedia.org / Mike1979 Russia

Несостоявшийся триумф доктора Геббельса

Сторонники новой версии событий оказались людьми настойчивыми - Александр Маслов и Григорий Реутов вначале были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени, а в 1996 году им было посмертно присвоено звание Героев России.

Но ставить точку в этой истории рано. Новая версия событий имеет нестыковок не меньше.

Подвиг Гастелло уже в 1941 году активно использовался советской пропагандой, о чем было хорошо известно немецкому командованию. Получить в свои руки якобы погибшего героя и затем предъявить его живого и во вражеском плену - для ведомства доктора Геббельса это было бы невероятным успехом.

Но даже намека на что-то подобное не было. Нет никаких доказательств того, что Николай Гастелло был в немецком плену. Теоретически это мог быть кто-то из его экипажа, но опять-таки ни одного свидетельства в подтверждение этой версии нет. Больше того, даже если считать показания местных жителей достоверными, то неподготовленный человек с земли вряд ли мог точно сказать, с какого именно самолета прыгнул летчик, а, тем более, из какой именно части.

Более того, скептики говорят о том, что нет достоверных свидетельств, говорящих о том, что самолет, упавший в Мацковское болото - это самолет Гастелло. В частности, письмо одного из летчиков, якобы найденное там, затем было утрачено.

За что наградили экипаж Маслова

С тараном Маслова тоже не все складно. Состояние останков, найденных в захоронении, не говорит о том, что экипаж погиб в результате мощного взрыва. Исследователи полагают, что самолет не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт. Есть версия, что Маслов пытался совершить таран, но промахнулся.

Звание Героя России Александру Маслову присвоено с формулировкой: ««За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». О таране не говорится потому, что нет никаких его доказательств, кроме умозаключений и предположений.

Достоверно можно сказать, что экипаж Александра Маслова погиб при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года у села Декшняны. Удалось установить весь состав экипажа Маслова: штурман лейтенант Владимир Балашов , стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов , стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев .

Владимир Балашов и Бахтурас Бейскбаев также посмертно стали Героями России, а казаху Бейксбаеву в 1998 году также было присвоено звание «Народный герой Казахстана».

Свидетели тарана погибли в 1941 году

Вернемся к экипажу Николая Гастелло. Несмотря ни на что, каноническую версию событий нельзя считать полностью опровергнутой.

На самом деле, самыми достоверными доказательствами в этой истории можно считать рапорты Федора Воробьева и Анатолия Рыбаса. С военной точки зрения, этих двух свидетельств было достаточно, чтобы считать подвиг достоверным. Однако оригиналы рапортов не сохранились, они известны лишь в описании, которое присутствовало в документах следующих инстанций.

Говорить о том, что командование «выбирало героя» между Масловым и Гастелло тоже не приходится: никто 26 июня 1941 года не мог точно знать, какой резонанс получит история с тараном немецкой колонны. Оба летчика были опытными, числились на хорошем счету, и нет оснований считать, что один годился в герои больше, чем другой.

Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова Фото: Commons.wikimedia.org

О том, что случилось с Масловым, никто не знал, и его экипаж числился в списках пропавших без вести, а об обстоятельствах гибели Гастелло рассказали Воробьев и Рыбас.

Старший лейтенант Федор Воробьев при возвращении с боевого задания погиб в районе города Орел 23 августа 1941 года. Лейтенант Анатолий Рыбас погиб при выполнении боевого задания 15 ноября 1941 года. В первые месяцы войны наша авиация несла огромные потери, и 207-й полк был расформирован, а многие его документы утрачены.

Герои все. А подвиг - Гастелло

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что экипажи Николая Гастелло и Александра Маслова погибли 26 июня 1941 года при выполнении боевого задания в районе деревни Декшняны. То, что в захоронении, которое считалось могилой экипажа Гастелло, оказались останки членов экипажа Маслова, не означает, что таран совершил именно Маслов, а не Гастелло.

Возможно, окончательно прояснить эту историю уже не удастся. Все члены экипажей Николая Гастелло и Александра Маслова по праву могут считаться героями.

Но в истории войны огненный таран немецкой колонны останется «подвигом Гастелло». Так уж исторически сложилось.

Советский военный летчик. Участвовал в сражениях на Халхин-Голе (1939 г.), в Финской войне (1939-1940 гг.), первых сражениях Великой Отечественной войны. Погиб в бою 26 июня 1941 г. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Детство. Отрочество. Юность

Его отца звали Францем Павловичем Гастылло. Родом он был из Белоруссии из деревни Плужины. В 1900 г. Франц Павлович отправляется на заработки в . Вскоре его фамилия изменилась на Гастелло, возможно потому, что в таком виде она лучше воспринималась на новом месте жительства. Работал Франц Павлович в литейных мастерских при Казанской железной дороге.

В 1907 г. 6 мая (по новому стилю) супруга Франца Павловича - Анастасия Семенова, родила сына Николая. В 1914 г. Коля Гастелло поступает в 3-е Сокольническое городское мужское училище имени . В 1918 г. он, как и многие другие московские школьники, был эвакуирован в по причине начавшегося голода. Работать юноша начал в 1923 г. как ученик столяра. В 1924 г., после переезда семьи в , Николай Гастелло устроился слесарем на Паровозостроительный завод имени , где работал и его отец. К этому времени он закончил школу. В 1925 г. вступил в комсомол. А в 1928 г. стал членом ВКП(б). После возвращения семьи в Москву в 1930 г. трудовая биография Николая продолжилась на Первом государственном механическом заводе строительных машин имени 1 Мая.

Военный летчик

Весной 1932 г. Гастелло был направлен Московским комитетом партии по специальному набору в 11-е Луганское летное училище. Закончив обучение в декабре 1933-го, Николай сам попросил определить его именно в бомбардировочную авиацию.

Сначала Николай Гастелло получил назначение в 21-ю тяжелобомбардировочную авиационную бригаду, базировавшуюся в городе . Там он летает в составе 82-й эскадрильи. В 1938 г. происходит реорганизация части. Николая Францевича Гастелло переводят в 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк. В мае 1939 г. он становится командиром звена. В этом качестве Гастелло участвует в боях под Халхин-Голом. Там он сражался в составе эскадрильи из своего полка, переданной в 150-ый скоростной бомбардировочный полк.

В одном полку с Гастелло служил и Михаил Анисимович Ююкин. Это был первый летчик, совершивший таран наземной цели в августе 1939 г. После возникновения «легенды о Гастелло» появились слухи о том, что Гастелло был штурманом в экипаже Ююкина, когда тот совершал свой подвиг. Однако это не так. Известно, что штурмана М. А. Ююкина звали Александр Морковкин. Он действительно спасся, выпрыгнув с парашютом перед самым тараном.

В 1940 г. Николай Гастелло принимает участие в Финской войне, потом в освободительном походе в Бессарабию и Северную Буковину. В этом же году он становится заместителем командира эскадрильи и получает звание капитана.

Весной 1941 г. Гастелло осваивает новый самолет. ДБ-3Ф, позже получивший название Ил-4, был на тот момент новейшей машиной. На таких самолетах советские авиаторы будут воевать еще в 1945 г. Те, кому будет суждено выжить.

В мае 1941 г. Николай Гастелло получил новое назначение - командир 4-й эскадрильи в составе 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. Его новая воинская часть базировалась под в авиагородке . Летчику предстояло встретить Великую Отечественною войну в небе над Белоруссией. На направлении главного удара врага.

Дни свинцовых бурь

22 июня началась Великая Отечественная. Трагическое развитие событий заставило Красную Армию с первых же дней использовать свою дальнебомбардировочную авиацию для атак против наступающих немецких войск. Снова и снова самолеты, предназначенные для бомбежек объектов, расположенных глубоко в тылу, прорывались к наступающим немецким колоннам. Вражеские войска были надежно прикрыты зенитной артиллерией. В воздухе господствовали немецкие истребители. Выполняя боевые задания, бесстрашные экипажи советских самолетов прорывались к целям сквозь настоящие свинцовые бури.

Согласно воспоминаниям однополчанина Гастелло, Николая Лобанова, в первые же часы войны бомбардировщики под командованием капитана Гастелло атаковали немецкие войска в районе Брестской крепости. Сразу после этого их, в свою очередь, атаковали немецкие истребители. Самолет капитана Гастелло был подбит и получил серьезные повреждения. Командование приказало по радио покинуть машину. Однако штурман самолета был ранен и не смог бы выпрыгнуть с парашютом. Поэтому командир Гастелло принял самостоятельное решение: привести подбитый самолет обратно на аэродром. Ему удалось довести и посадить машину и сохранить жизнь его экипажу. По другой версии это произошло 24 июня под Ошмянами.

Вновь капитан Гастелло проявил себя как настоящий герой уже 24 июня. Аэродром, на котором находился самолет Гастелло, был атакован немецким Ю-88. При этом сам Николай находился в тот момент на аэродроме. Не растерявшись, он заскочил в свой самолет и открыл огонь из бортового пулемета по заходившему на новую атаку врагу. Ю-88 был подбит, его экипаж совершил вынужденную посадку и оказался в плену. Согласно воспоминаниям очевидцев, командир немецкого самолета, опытный летчик, прошедший с боями всю Европу и имевший высокие боевые награды, был чрезвычайно растерян тем, что его сбили уже на третий день войны с Советским Союзом. Капитана Гастелло представили к правительственной награде, но он так и не успел ее получить…

Другим летчикам из полка Гастелло везло меньше. В этот же день 24 июня все уцелевшие самолеты полка пришлось сводить в две эскадрильи. Николай был назначен командиром 2-й эскадрильи.

Шел лишь пятый день войны…

26 июня во второй половине дня звено бомбардировщиков ДБ-3Ф во главе с Гастелло вылетело для нанесения удара по наступающим на Минск немецким войскам в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Вместе с капитаном Гастелло, в одном экипаже в тот бой отправились лейтенанты Анатолий Бурденок и Григорий Скоробогатый, сержант Алексей Калинин. Второй самолет в звене шел под командованием старшего лейтенанта Федора Воробьева и штурмана лейтенанта Арсения Рыбаса. Имена других членов экипажа не известны. Необходимо отметить, что в том районе действовали и другие самолеты двух дальнебомбардировочных полков. В том числе утром из боевого вылета в этот же район не вернулся экипаж командира первой эскадрильи А. Маслова.

Самолет капитана Гастелло с задания не вернулся. Согласно рапорту Воробьева и Рыбаса бомбардировщик Гастелло был подбит и объятый пламенем совершил таран вражеской механизированной колонны. Была также получена информация о том, что крестьяне из деревни Дешканы похоронили останки членов экипажа, совершившего таран.

Легенда о Гастелло родилась 5 июля 1941 г., когда в советской прессе впервые была изложена официальная версия событий. 25 июля Гастелло был представлен к посмертному награждению званием Героя Советского Союза. Уже на следующий день капитану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и Ордена Ленина.

Первый таран наземной цели в первый же день Великой Отечественной войны - 22 июня, был совершен советским летчиком П. С. Чиркиным, но именно подвиг Гастелло стал известен всему Советскому Союзу и нашел широкое отражение и в народной памяти, и в искусстве. Летчики, совершившие «огненные тараны» - тараны на уже поврежденных машинах, получали название «гастелловцы». Всего, по данным большинства источников, за время войны советскими летчиками было совершено 605 таранов наземных целей.

Другие члены экипажа Гастелло, к сожалению, были забыты историей на длительный промежуток времени. Это послужило причиной распространения версии о том, что Гастелло в одиночку совершил таран на истребителе. Так этот подвиг изображался в ряде произведений, например - в пьесе «Гастелло» И. В. Штока. Только в 1958 г. Н. Г. Скоробогатого, А. А. Калинина и А. А. Бурденюка посмертно наградили орденами Отечественной войны I Степени.

Самому Гастелло было поставлено несколько памятников. На здании московской школы, где он учился, установили мемориальную доску. Именем капитана Гастелло назывались заводы и фабрики, колхозы и совхозы, улицы и пионерские дружины, шахта №30 в городе Пермской области и теплоход. Его навечно занесли в список личного состава одного из авиационных полков.

Конец легенды?

В 1951 г. была проведена эксгумация предполагаемого погребения Николая Гастелло, и там были обнаружены останки и личные вещи Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста из экипажа Маслова - Григория Васильевича Реутова. Эту информацию было решено скрыть. На месте катастрофы был сооружен монумент, посвященный подвигу Гастелло.

Когда началась эпоха гласности, информация о найденных останках экипажа Маслова стала достоянием общественности. Возникла версия, что на самом деле таран был совершен самолетом Маслова. В 1996 г. Маслову и членам его экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации. Расположение обломков самолета в стороне от шоссе послужило причиной появления слухов о том, что самолет таранил не автоколонну, а зенитную батарею или, возможно, все-таки колонну, но заправлявшуюся в стороне от дороги.

С версией о том, что таран был совершен экипажем Маслова, не согласен ряд исследователей, включая сына Николя Гастелло, полковника в отставке Виктора Гастелло. Они полагают, что именно то, что останки экипажа Маслова сохранились, исключает версию тарана или, по крайней мере, свидетельствует о том, что Маслов промахнулся. Кроме того, звено Маслова вело бой в этих местах несколькими часами ранее, а, следовательно, его таран не мог быть отражен в рапорте Воробьева и Рыбаса. Есть сведения о том, что советское командование послало на следующий день на место происшествия самолет-разведчик, который сфотографировал воронку от взрыва, окруженную сгоревшей вражеской техникой. Впрочем, согласно другим показаниям этот взрыв мог быть произведен бомбами, сброшенными с самолета непосредственно перед столкновением.

Возникло предположение, что на самом деле самолет Гастелло разбился в болоте около села Мацки в том же районе. Крестьяне, осматривавшие место падения, сообщили, что там было найдено обгорелое тело летчика, при котором обнаружили обрывок письма, адресованного Скоробогатой, вероятно, жене лейтенанта Скоробогатого. Там же находился медальон с инициалами А. А. К. Такие инициалы имел один из членов экипажа Гастелло - Алексей Александрович Калинин.

Еще одним косвенным свидетельством того, что в болото упал именно самолет Гастелло, служит обнаруженная там же бирка от двигателя М-87Б с выбитым серийным номером №87844. Эту версию отстаивал исследователь Эдуард Харитонов. Более того, основываясь на свидетельских показаниях, что из самолета перед его падением выпрыгнул один из летчиков, которого, по-видимому, схватили немцы, исследователь предположил, что это якобы мог быть сам капитан Гастелло. Остается загадкой, однако, из какого самолета выпрыгнул летчик: из погибшего у шоссе Молодчено - Радошковичи или из упавшего у деревни Мацки?

В этот же трагический день из боя не вернулось 15 самолетов, действовавших в районе Реутово. Упавший в болото самолет теоретически мог быть почти любым из них. Ряд историков выражает серьезные сомнения в том, что настоящий обрывок письма мог сохраниться в условиях болота. Непонятно также и кто, когда и как проводил экспертизу медальона, на котором прочли инициалы А. А. К. Что же касается бирки от двигателя, то, если это свидетельство соответствует действительности, оно показывает лишь то, что над болотом пролетал поврежденный самолет Гастелло, а не то, что он там разбился.

Погибший у деревни Мацки самолет, кому бы он ни принадлежал, по показаниям свидетелей событий действовал геройски. По рассказам очевидцев экипаж уже загоревшегося самолета продолжал обстреливать из пулеметов немецкие автомашины. Было выведено из строя 12 машин, включая штабной автобус. Кроме того, в момент падения самолет летел в сторону деревни Мацки, где концентрировались немецкие войска. Это заставляет предположить, что он шел на таран.

Обе версии гибели Гастелло - и классическая, и альтернативная, говорят о героической гибели самолета под его командованием. Вероятно, не столь уж важны подробности самых последних минут его жизни, главное, что его подвиг останется в веках.

Николай Францевич Гастелло, подвиг которого будет описан в данной статье, родился в 1907 году в городе Москва, а погиб в 1941-м. В данном обзоре будет сделана попытка кратко рассказать о самых значимых моментах жизни советского героя.

Кем были родители известного летчика?

Был советским военным летчиком, участником трех битв, командиром второй эскадрильи. Погиб в момент военного вылета. Гастелло - Данное звание присуждено Николаю Францевичу посмертно.

Кем были родители Гастелло, настоящего героя? Отца Николая звали Франц Павлович Гастелло. Он был русский немец. Родился в деревне Плужины. Когда начался 1900 год, прибыл искать работу в Москву, где стал трудиться на Казанской железной дороге в литейных мастерских. Мать Николая звали Анастасия Семеновна Кутузова. Она была русского происхождения, работала белошвейкой.

Так почему же Николай Гастелло подвиг совершил? Может, ответ в его биографии? Следует кратко рассмотреть жизненный путь Николая.

Юность Гастелло

С 1914 по 1918 год Николай обучался в третьем Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. Страшный голод 1918 года вынудил родителей на время переправить его из Москвы, поэтому вместе с группой школьников-москвичей он был отправлен в Башкирию.

В 1919 году Николай вернулся назад в Москву, где опять поступил в школу. Работать Николай принялся в 1923 году, стал учеником столяра. Позже, в 1924 году, семейство Гастелло переехало в город Муром, где молодой Николай стал слесарем на паровозостроительном заводе им. Дзержинского, на котором трудился также и его отец. Параллельно с работой он окончил школу (в сегодняшнее время школа существует под номером 33). В 1928 году поступил в ВКП. В 1930-м члены семьи Гастелло снова вернулись в Москву, и Николай начал трудиться в первом государственном машиностроительном заводе им. 1-го Мая. Николай проживал в поселке Хлебниково с 1930 по 1932 год.

Служба в Красной Армии

В 1932 году, в мае, по особому набору Николай был призван в Красную армию. И вследствие этого был направлен на обучение в авиационную школу летчиков в городе Луганск. Обучение проходило с мая 1932 по декабрь 1933 года.

Служил он в восемьдесят второй тяжелобомбардировочной эскадрилье двадцать первой тяжелобомбардировочной авиационной бригады, база которой была в городе Ростов-на-Дону, по 1938 год. Там он начал летать летчиком с правой стороны на тяжелом третьем бомбардировщике. А в 1934 году (с ноября) Николай уже самостоятельно управлял самолетом. Мог ли он подумать, что его в будущем совершенный подвиг - подвиг летчика Гастелло - навсегда останется в истории России?

Первые сражения Гастелло

Вследствие перестройки части, в 1938 году, Николай попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. В 1939-м, в мае, он стал командиром, а примерно спустя год - заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в сражениях на Халхин-Голе, вместе со сто пятидесятым быстрым бомбардировочным авиационным полком, которому была подчинена эскадрилья первого ТБАП. Также был участником в советской финской битве и принимал участие в процедуре по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу с июня по июль 1940 года. Ближе к зиме этого же года авиационная часть переберется в Великие Луки, к западным границам, а потом в авиагородок близ Смоленска. А в 1940 году Николай был удостоен звания капитана. В 1941 году, весной, Николай прошел надлежащую переподготовку и получил в распоряжение самолет ДБ-3Ф. Тогда он был командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.

Подвиг Гастелло совершил после повышения, будучи уже командиром второй эскадрильи этой же части.

Крушение

В 1941 году, а именно 26 июня, во главе с капитаном Николаем Францевичем в составе с лейтенантом Г. Н. Скоробогатым, А. А. Бурденюком и со А. А. Калинином на самолете ДБ-3Ф был совершен вылет для того, чтобы произвести бомбовый удар по немецкой механизированной веренице на пути Молодечно -Радошковичи. Вылет состоялся вместе со звеном из 2-х бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии машина Николая Францевича была подстрелена.

Неприятельский снаряд нанес повреждение топливному баку. Николай устремил горящий самолет в центр механизированной колонны противника. Подвиг Гастелло (кратко) заключался в проведении огненного тарана. Все члены экипажа погибли.

По словам Воробьева и Рыбаса

26 июня 1941 года вылетел состав во главе с капитаном Николаем Францевичем Гастелло. Вместе с двумя тяжелыми бомбардировщиками ДБ-3Ф. Вторым самолетом управлял старший лейтенант Ф. Воробьев, в роли штурмана с ним полетел лейтенант Анатолий Рыбас. Как звали еще 2-х членов экипажа Воробьева, неизвестно. В момент атаки сосредоточения немецкой техники самолет Гастелло был подстрелен. Со слов Воробьева и Рыбаса, горящая машина Гастелло произвела таран механизированной колонны техники противника. Ночью крестьяне из близко находящейся деревни Декшняны вытащили мертвые тела летчиков из самолета, обернули трупы в парашюты и захоронили их около места крушения бомбардировщика.

Узнали все

В скором времени подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. В 1941 году, 5 июля, вечером в сводке Советского информбюро первый раз было упомянуто о поступке Николая. Обозреватели П. Павленко, П. Крылов написали в кратчайшие сроки статью «Капитан Гастелло», которая была выпущена в газете под названием «Правда» утром 10 июля.

На рассвете 6 июля на различных площадках фронта летчики встретились у репродукторов. Информацию передавала московская радиостанция, голос диктора казался очень знакомым - тотчас всплыло воспоминание о доме, Москве. Диктор прочитал короткую информацию о том, какой подвиг совершил Гастелло. Множество людей на различных участках фронта повторили за диктором имя героя - капитана Гастелло.

Воспоминания

Еще задолго до войны, когда Гастелло совместно с отцом трудился на московском заводе, о Николае рассказывали, что, куда бы его не назначали, на какую бы работу не отправляли, повсюду он подавал пример и был образцом трудолюбия, стойкости и преданности делу. Это был человек, накапливавший силы на крупное дело.

Когда он стал боевым летчиком, это немедленно же оправдалось. Он не был знаменитостью, но стремительно шагал к популярности. Подвиг Гастелло, как вспоминали потом, должен был совершить. Почему? Да потому что человек он был такой! Каждый его день проходил в стремлении сделать что-то для своей Родины, каждый день службы был подвигом.

В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, доты и мосты, в Бессарабии выкидывал наши парашютные десанты, которые должны были воспрепятствовать разграблению государства. В дни Великой Отечественной войны Николай Францевич - главнокомандующий своей эскадрильей -- крушил фашистские танковые колонны, разбивал в пух и прах боевые объекты, в щепку сокрушал мосты. Уже тогда о капитане Гастелло распространялась известность в летных частях.

Поступок, ставший историческим

Финальный подвиг Гастелло не позабудется никогда в жизни. 3 июля под своим командованием капитан Николай Францевич воевал в воздухе. Отдаленно, внизу, на земле, тоже шло сражение. Моторизованные части неприятеля пробивались на советскую территорию. Удары нашей артиллерии и авиации удерживали и стопорили их ход. Выполняя свой бой, Гастелло не выпускал из виду и бой наземный.

В ходе битвы снаряд противника разносит бензобак его самолета. Самолет загорелся. Ситуация, по сути, безвыходная.

Капитан Гастелло не бросает пылающую машину. Вниз, к земле, к противникам летит, как огненная комета, его самолета. Огонь уже около летчика. Но земля уже близко. Глазам Гастелло горячо от пламени, но он не закрывает их, а опаленные руки по-прежнему тверды. Погибающий самолет еще повинуется рукам умирающего пилота.

Самолет Гастелло вклинивается в скопление цистерн и машин, и громоподобный взрыв с продолжительными раскатами сотрясает воздух битвы: взрываются цистерны противника. Таким образом завершается его жизнь - не позорным пленом, не крушением, а подвигом!

Дата, вошедшая в историю

Мы всегда помнили и будем помнить, как звали героя - капитан Николай Гастелло. Подвиг, который он совершил, лишил его семью сына и мужа, но подарил Родине героя и шанс победить.

В памяти навечно останется поступок человека, который принял свою смерть, сделав ее смертоносным оружием. Это событие произошло 3 июля, хотя утверждать об этом безоговорочно нельзя. Но именно 3 июля - дата, указанная в статье «Капитан Гастелло». Скорее всего, это число было названо в сообщении Совинформбюро, которое транслировалось 5 июля из репродукторов. Стоит отметить, что статья в «Правде» получила широкий резонанс, а подвиг Гастелло часто использовался в качестве примера в советской пропаганде. Николай стал одним из немногих главных и знаменитых образцов доблести. Его подвиг навсегда остался в анналах Великой Отечественной войны, а также широко использовался в качестве примера при проведении военно-патриотической пропаганды с целью формирования мировоззрения молодежи, причем как в период самой битвы с фашистскими захватчиками, так и в послевоенное время, вплоть до развала СССР.

Звание, полученное посмертно

В конце июля 1942 года командиру двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка было присвоено звание Герой Советского Союза. Посмертно, к сожалению Н. Ф. Гастелло, подвиг которого будет жить в веках, был представлен к такому званию.

Указом министра обороны Советского Союза капитан Николай Францевич навсегда включен в список одного из авиационных полков. Долгое время это событие было засекречено. Поэтому и экипаж, в состав которого входили Скоробогатый Г. Н., Калинин А. А., Бурденюк А. А., долгий период времени находился в тени своего знаменитого капитана. Но все-таки награды был удостоен не только Н. Гастелло. Подвиг был совершен и его командой. В 1958 году все погибшие члены экипажа были удостоены орденов Отечественной войны I степени. Посмертно.

«Гастелловцы» - летчики совершившие «огненный таран»

Стараниями советской пропаганды подвиг Николая Гастелло стал одним из самых прославленных в истории Великой Отечественной битвы, а фамилия героя - знаменитой. «Гастелловцами» стали нарекать тех летчиков, кто повторил подвиг Николая. Так кто повторил подвиг Гастелло?

В общей сложности за момент войны 1941-1945 гг. было произведено пятьсот девяносто пять «классических» воздушных таранов, а именно самолетом самолета. Пятьсот шесть таранов самолетом наземной цели, шестнадцать морских таранов, к этому числу можно отнести и тараны морскими летчиками надводных и береговых мишеней врага, сто шестьдесят танковых таранов.

Имеются разные данные о количестве таранов

Необходимо подметить, что в источниках наблюдается определенное разночтение по поводу численности таранных атак. К примеру, в статье «Последователи Николая Гастелло» сообщается только о четырнадцати морских и лишь о пятидесяти двух танковых таранах, пятистах шести таранах самолетом наземной мишени, о шестистах атмосферных столкновениях.

А. Д. Зайцев в собственной книжке «Оружие сильных духом» описывает численность воздушных таранов в количестве больше чем шестьсот двадцать. Помимо этого, историки авиации констатируют тот факт, что: «в бумагах врага обозначено еще больше двадцати таранов, которые произвели советские летчики, повторившие подвиг Гастелло. Летчики до данного момента не идентифицированы».

Нет согласованности и в оценке численности собственно «огненных таранов». К примеру, в собственном произведении «Камикадзе: пилоты - смертники» отмечает количество таких столкновений, произведенных советскими пилотами с 1941 по 1945 год, «примерно триста пятьдесят».

В окончании этого пункта

Необходимо также заметить, что советские пилоты таранили противника много раз. Следует хотя бы примерно перечислить основные цифры, вошедшие в историческую хронику военных лет. Тридцать четыре летчика использовали воздушный таран 2 раза, 4 летчика - Николай Терехин, Леонид Хлобыстов - 3 раза, а Борис Ковзан - 4 раза. Это те, кто повторил подвиг Гастелло, поставив себе цель - любой ценой, пусть это цена - собственная жизнь, спасти Родину и подарить свободное будущее другим людям. Наш малый вклад в это - хранить память о тех, благодаря которым сейчас такая жизнь есть у нас!

Во второй половине дня 26 июня 1941 года

Награды Николая Гастелло

Герой Советского Союза

Орден Ленина

26.06.1941 Первый воздушный таран - подвиг Гастелло

Николай Гастелло родился 23 апреля 1907 года в городе Москва. Окончил столичную семилетнюю школу № 25 имени Пушкина. С 1924 года жил в городе Муром, Владимирской области, где работал учеником стерженщика, формовщиком и вагранщиком на Муромском паровозостроительном заводе. В 1928 года переехал в Москву, однако затем с 1930 по 1932 год проживал в поселке Хлебниково, где работал слесарем и нормировщиком на Государственном механическом заводе строительных машин. С мая 1932 года­ молодой человек находился в Красной Армии, по специальному набору призван в военно-воздушные силы.

В 1933 году Гастелло окончил одиннадцатую Луганскую военную авиационную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. С 1934 года в течении четырех лет служил в 82-ой тяжелобомбардировочной авиационной эскадрилье. Затем переведен в бомбардировочно-авиационную бригаду, расположенную в Ростове­ на Дону. С мая 1938 года командовал отрядом в первом тяжелобомбардировочном авиационном полку.

Через два года полк передислоцирован в Великие Луки, а в начале 1941 года на аэродром Боровское в Смоленской области. Воевал Николай Францевич на Халхин­ Голе в составе сто пятидесятого скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско­-финляндской войны. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром четвертой эскадрильи двести седьмого дальнебомбардировочного авиационного полка.

Первый боевой вылет с начала Великой Отечественной войны совершил 22 июня 1941 года в 5.00 часов. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня сведены в две эскадрильи. Капитан Николай Гастелло стал командиром второй эскадрильи. Выполнил три боевых вылета.

Во второй половине дня 26 июня 1941 года Николай Францевич Гастелло вылетел во главе дальнебомбардировочного звена для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно ­Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не имелось. Вскоре летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 метров, сбросили бомбы на танки и автомобили противника. После выхода из атаки командир приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя двенадцать автомобилей. Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда самолет загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть и решил направить горящий самолет на скопление вражеских автомобилей, бензоцистерн и танков.

То, что совершил капитан Гастелло со своим экипажем, назвали «огненный таран». Вместе с командиром погибли члены экипажа: штурман лейтенант Анатолий Акимович Бурденюк, стрелок­радист старший сержант Алексей Александрович Калинин и стрелок лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый. Все посмертно награждены орденом Отечественной войны I степени. Звание Героя Советского Союза капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года. Посмертно награжден орденом Ленина.

Награды Николая Гастелло

Герой Советского Союза