Творческий путь Б.Окуджавы. В помощь школьнику Сообщение о жизни и творчестве окуджава кратко

Булат Окуджава – это знаменитый советский певец, прославившийся, благодаря множеству ярких песен. В его репертуаре значится около двухсот авторских композиций, каждая из которых имеет свою историю и судьбу. Булат Окуджава – это исполнитель, который стал настоящим символом своего времени, одним из самых ярких певцов своего поколения. Именно по этой причине данная биографическая статья, посвященная его жизни и судьбе, представляется настолько интересной.

Ранние годы, детство и семья Булата Окуджавы

Булат Окуджава появился на свет в столице СССР в семье убежденных коммунистов, выходцев из Грузии и Армении. Отец будущего поэта – грузин Шалва Степанович Окуджава – был известным партийным деятелем. Мама – армянка Ашхен Степановна Налбандян была домохозяйкой.

Спустя пару лет после рождения сына родители будущего певца снова вернулись в Тбилиси. Здесь отец Булата Окуджавы начал стремительно карабкаться вверх по партийной лестнице. Он был секретарем Тбилисского горкома, 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии, а также занимал некоторые другие важные должности. Следуя за ним, семья Булата Окуджавы часто переезжала, однако очень скоро карьера Шалвы Степановича трагически прервалась. По ложному доносу, который усугубила также имевшаяся в прошлом ссора с Лаврентием Берией, отец будущего певца был сослан в лагеря, а затем расстрелян. Спасаясь от гонений, мама Булата Окуджавы перевезла сына обратно в Москву, однако впоследствии также угодила в Карагандинский лагерь для жен изменников родины. Вернуться оттуда мужественной женщине довелось только двенадцать лет спустя. Однако это уже совершенно другая история…

Что же касается самого Булата Окуджавы, то он после ареста матери вновь отправился к родственникам в Тбилиси. Здесь он учился, а затем работал токарем на заводе. В 1942-м году Окуджава отправился добровольцем на фронт. В советской армии он служил минометчиком и успел поучаствовать во многих кровопролитных сражениях. В 1943-м году он был серьезно ранен под Моздоком, а затем отправлен за линию фронта.

Весьма примечательно, что уже в этот период Окуджава написал одну из своих самых первых песен - «Нам в холодных теплушках не спа́лось». После ее написания Булат достаточно долго не брал в руки гитару.

После войны будущий певец поступил в государственный университет Тбилиси. После окончания учебы в 1950-м году он начал работать учителем в сельской школе. В этот период Булат Окуджава часто писал стихи, многие из которых впоследствии были положены на музыку.

Звездный путь Булата Окуджавы: от литературы к песням

В 1954-м году Булат Окуджава присутствовал на встрече с читателями двух известных советских литераторов Владимира Кобликова и Николая Панченко. После окончания творческого вечера он подошел к ним и предложил послушать его стихи. Стихи молодого автора очень понравились признанным литераторам, и уже очень скоро его творчество начали печатать в газете «Молодой ленинец». Ради новой работы в газете он переехал в Калугу, где впоследствии издал свой первый сборник стихов «Лирика» (1956 г.в.).

Булат Окуджава - Песня о дураках

После реабилитации своих родителей в 1955-м году он вступил в КПСС, а уже три года спустя переехал в Москву, где стал работать как автор песен. Несмотря на тот факт, что афиш с объявлениями о его выступлениях нигде не было, концерты Булата Окуджавы всегда проходили при аншлагах. Зрители делились впечатлениями со своими друзьями, а те приводили на выступления уже своих друзей. Таким образом, уже в начале шестидесятых годов Булат Окуджава стал очень популярен.

Он исполнял свои песни под гитару, и такой почти интимный формат исполнения песен очень нравился слушателям. Очень скоро композиции «На Тверском бульваре», «Московский муравей», «Сентиментальный марш» и многие-многие другие стали настоящими хитами своего времени.

В 1961-м году в Харькове состоялся первый официальный концерт Булата Окуджавы, который прошел с большим успехом. В скором времени творческие вечера исполнителя прошли и в некоторых других городах СССР.

Булат Окуджава - Песня о московском муравье

В 1962-м году композиция Булата Окуджавы впервые прозвучала в кино. Фильм «Цепная реакция» не получил народную популярность, однако его название и по сей день неразрывно связано с творчеством легендарного автора-исполнителя.

По-настоящему популярной стала другая композиция поэта, написанная для фильма «Белорусский вокзал». После премьеры песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» звучала из всех магнитофонов страны. Стоит отметить, что и по сей день эта легендарная композиция является одной из самых известных песен автора.

Впоследствии Булат Окуджава часто сотрудничал с видными советскими режиссерами, сочинив в общей сложности более восьмидесяти песен для различных кинофильмов.

В восьмидесятые годы с массовым появлением магнитофонов и прочих устройств для воспроизведения музыки, он прочно утвердился в качестве одного из самых известных музыкантов своего времени. Но в первую очередь Окуджаву знали как поэта и прозаика. Его повести и рассказы выходили во многих советских журналах и неизменно пользовались большим успехом.

Последние годы Булата Окуджавы

С развалом СССР Булат Окуджава начал часто гастролировать по европейским странам и прочим государствам Запада. В начале девяностых его концерты состоялись в Польше, Франции, Израиле, США, Канаде, Германии и других странах.

В последние годы своей жизни Булат Окуджава жил в Париже. Там же в 1997-м году он скончался от непродолжительной болезни. Тело поэта было возвращено в Россию и похоронено на Ваганьковском кладбище в Москве.

Личная жизнь Булата Окуджавы

Булат Шалвович был женат дважды. Первый брак с Галиной Смольяниновой сложился трагично. Их дочь умерла еще в младенчестве, а сын Игорь стал наркоманом, сидел в тюрьме.


Второй брак с физиком Ольгой Арцимович сложился более удачно. В этом браке на свет появился сын Антон, который впоследствии стал известным композитором.

По некоторым данным, в жизни Булата Окуджавы был также и еще один яркий роман. Долгое время его гражданской женой была певица Наталья Горленко. С ней известный автор прожил несколько лет.

Булат Окуджава биография кратко расскажет Вам много полезной информации о советском и российском поэте, прозаике, барде, композиторе и сценаристе.

Булат Окуджава краткая биография

Булат Окуджава появился на свет в Москве 9 мая 1924 года в многонациональной семье грузина и армянки. Когда мальчику исполнилось 2 года, семья переехала в Тбилиси. Его отец занимал должность секретаря Тбилисского горкома, после стал первым секретарем Нижнетагильского горкома партии.
В 1937 году отец Булата попал под советскую репрессивную машину – его арестовали и приговорили к высшей мере наказания (по подложным доказательствам). Мать сослали в Карагандинский лагерь в 1938 году на 12 лет. Поэтому мальчика воспитывала бабушка. В 40-ых годах ХХ века он переехал к родственникам в Батуми.
Когда началась Вторая мировая война Булат Окуджава решил пойти на фронт, не смотря на юный возраст. Ушел служить добровольцем в 1942 году прямо из 9-го класса в пятый гвардейский Донской кавалерийский Казачий корпус. Участвовал в боях под Моздоком. Получив тяжелое ранение от пули, на фронт уже не вернулся. Продолжал служить радистом в тяжелой артиллерийской бригаде. Кстати, свою первую песню Окуджава написал именно на фронте. Она назвалась «Нам в холодных теплушках не спалось».
В послевоенный период возвратился в Тбилиси и, сдав экзамены за старшую школу, поступает в Тбилисский университет на филологический факультет. В 1950 году получил диплом и занимается преподаванием русского языка и литературы в деревенской школе Шамордино. В 1956 году вышел первый сборник стихов под названием «Лирика».
После ХХ Съезда КПСС, где осудили культ личности Сталина, мать поэта реабилитировали и им вдвоем разрешили жить в Москве. Поэт в столице занял должность заместителя редактора в «Комсомольской правде» в разделе «литература». После работал редактором в «Молодой гвардии» и «Литературной газете».
В 1961 году в сборнике К. Паустовского «Тарусские страницы» было включено произведение Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». В 1965 году повесть экранизировали под другим названием «Женя, Женечка и Катюша». В 60-тых годах началась критика и гонения на песни барда. Официальная комиссия постановила, что она не выражают чувства и настроение советской молодежи. Хотя сама молодежь всегда с удовольствием посещала его творческие вечера и концерты. После выхода фильма «Белорусский вокзал» к Окуджаве пришла всенародная слава. В нем звучал его песня «Здесь птицы не поют…».
Последний концерт Булат Окуджава дал в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО 23 июня 1995 года. Последние годы провел в Париже. Его госпитализировали с гриппом и осложнениями на почки. Великий бард и поэт умер 12 мая 1997 года в Париже.

Булат Окуджава произведения: повести «Свидание с Бонапартом», «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов»; поэтические сборники «Острова», « «Март великодушный», Веселый барабанщик», «Арбат, мой Арбат»; роман «Фотограф Жора», сказка «Прелестные приключения», песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш», «Виноградная косточка», «Возьмемся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» и другие.

советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор

Краткая биография

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (при рождении назван родителями Дориа́ном , в честь Дориана Грея; 9 мая 1924, Москва, СССР - 12 июня 1997, Кламар, Франция) - советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е-1980-е годы. Для текстов песен Окуджава выбирал не только собственные стихи, но и сказания из кавказского народного эпоса.

Детство и юность

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, партийный деятель; мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница армянского поэта Ваана Терьяна. Дядя Владимир Окуджава - анархист-террорист, бежавший из Российской империи после неудавшейся попытки покушения на губернатора Кутаиси; позднее фигурировал в списках пассажиров пломбированного вагона, доставившего Ленина, Зиновьева, Каменева и других революционных лидеров из Швейцарии в Россию в апреле 1917 года.

Прадеда по отцовской линии звали Павел Перемушев. Он приехал в Грузию в середине XIX века, прежде отслужив 25 лет в нижних чинах и получив за это земельный надел в Кутаиси. «Кто он был - то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов - сведений не сохранилось, дагерротипов тоже» . Работал портным, был женат на грузинке Саломее Медзмариашвили. В браке родились три дочери. Старшая из них - Елизавета - вышла замуж за грузина Степана Окуджаву, писаря, с которым у неё было восемь детей, в том числе и Шалва Степанович.

Вскоре после рождения Булата его отец был направлен на Кавказ комиссаром грузинской дивизии. Мать же осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тифлис, учился в русском классе.

Отец был повышен до секретаря Тифлисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с просьбой к Орджоникидзе направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем он стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

В 1937 году отец Окуджавы был арестован в связи с троцкистским делом на Уралвагонстрое. Арестованный директор завода Л. М. Марьясин дал показания, что в августе 1934 года он и Окуджава во время приезда наркома тяжёлой промышленности Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение.

4 августа 1937 года Ш. С. Окуджава был расстрелян. Два брата отца также были расстреляны как сторонники Троцкого.

Вскоре после ареста отца, в феврале 1937 года, мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - улица Арбат, дом 43, кв. 12, коммунальная квартира на четвёртом этаже.

Мать Окуджавы была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карлаг, откуда вернулась в 1947 году. Сестра отца Ольга Окуджава (супруга поэта Галактиона Табидзе) была расстреляна под Орлом в 1941 году.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

Великая Отечественная война

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.

После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.

После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном.

Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году - орденом Отечественной войны I степени.

Работа учителем

Булат Окуджава, 1944 г.

После демобилизации вернулся в Тбилиси. 20 июня 1944 года получил аттестат о среднем образовании. В 1945 поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, два с половиной года работал учителем в Калужской области.

Поэт, бард

Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде, текст песни не сохранился. Вторая, «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»), была написана в 1946 году. Стихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее - «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов.

Работая в Калужской области, Окуджава сотрудничал с газетой «Молодой ленинец». В 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС Окуджава вступил в партию. В 1959 переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.

В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность) - наряду с В. C. Высоцким (он называл Б. Окуджаву своим духовным учителем ), А. А. Галичем и Ю. Визбором. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

В 1967 году, во время поездки в Париж, он записал 20 песен на студии «Le Chant du Monde». В 1968 году на основе этих записей во Франции вышла первая пластинка песен Окуджавы - Le Soldat en Papier . В том же году в Польше вышла пластинка его песен в исполнении польских артистов, а песня «Прощание с Польшей» в нём была представлена в исполнении автора.

С середины 1970-х годов пластинки Окуджавы стали выходить и в СССР: в 1974-1975 годах была записана первая долгоиграющая пластинка (вышла в 1976 году). За ней в 1978 году последовал второй советский диск-гигант.
В середине 1980-х Окуджава записал ещё два диска-гиганта: «Песни и стихи о войне» и «Автор исполняет новые песни».

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, а затем и среди русской эмиграции. Песни «Возьмёмся за руки, друзья…» , «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится…») стали гимном многих слётов КСП и фестивалей.

Кроме песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский язык. Вместе с композитором Исааком Шварцем Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные среди них - песня (использована в известном фильме «Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда («Кавалергарда век недолог…») из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви», а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В это время он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Литератор

В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987). Позже опубликовал повести «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976, 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983). Вышедший на Западе роман «Фотограф Жора» Окуджава считал слабым и никогда не публиковал на родине.

В первое время своей литературной работы Окуджава занимался и переводами: переводил стихи с арабского, испанского, финского, шведского, языков народов соцстран и СССР, также перевёл две книги прозы. Писал для детей - повести «Фронт приходит к нам», «Прелестные приключения». Помогая опальным друзьям, опубликовал под своим именем статью Л. Копелева о докторе Гаазе и книгу стихов в переводе Ю. Даниэля. Под его именем напечатан также текст песни «Парус» (муз. Е. Глебова), написанный О. Арцимович.

В 1962 году Окуджава был принят в Союз писателей СССР. Он участвовал в работе литературного объединения «Магистраль», работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1961 году уволился и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

Был членом учредительного совета газет «Московские новости» и «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб».

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира. За границей также выходили его книги на русском языке.

В числе своих любимых писателей Булат Окуджава называл А. С. Пушкина , Э. Т. А. Гофмана и Б. Л. Пастернака .

Общественная деятельность

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года Окуджава - член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 году вышел из КПСС. С 1992 года - член комиссии по помилованиям при Президенте РФ, с 1994 - член комиссии по Государственным премиям РФ. Также был членом Совета общества «Мемориал».

К Сталину и Ленину относился отрицательно.

Ну что, генералиссимус прекрасный?

Твои клешни сегодня безопасны -

опасен силуэт твой с низким лбом.

Я счёта не веду былым потерям,

но, пусть в своём возмездьи и умерен,

я не прощаю, помня о былом.

- Б. Окуджава, 1981

В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава говорил: «Взять наши споры с мамой, которая, несмотря на то, что 9 (в оригинале ошибочно написано „19“) лет провела в лагерях, оставалась убеждённой большевичкой-ленинкой. Что ж, и я сам какое-то время считал, что это Сталин всё испортил». В интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов.

В 1993 году подписал «письмо 42» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над сторонниками Верховного Совета во время событий октября 1993 года в Москве.

Негативно высказался о лидерах сторонников Верховного Совета (Хасбулатове, Макашове, Руцком) в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года.

Осуждал войну в Чечне.

12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа Кламар.Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Гитара

Булат Окуджава играл на семиструнной гитаре с цыганским мажорным строем (5-я струна «До»), но позже переложил этот же строй на классическую шестиструнную гитару, избавившись от 4-й струны «Ре». В таком строе до сих пор играет Юлий Ким.

Семья

  • Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный работник.
  • Мать - Ашхен Степановна Налбандян, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.
  • Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965).
  • Сын - Игорь Окуджава (2 января 1954 - 11 января 1997).
  • Дочь - умерла в раннем младенчестве.
  • Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (урождённая Арцимович), племянница Льва Арцимовича.
  • Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (р. 1965), музыкант, композитор.

Признание

Награды

  • Орден Отечественной войны I степени (1985).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Медаль Жукова (1996).
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1944).
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965).
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975).
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985).
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995).
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968).
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1977).
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988).
  • Почётная медаль Правления Советского фонда мира.

Премии, почётные звания

  • Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
  • Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
  • Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
  • Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
  • Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова независимой писательской ассоциации «Апрель» (1991).
  • Государственная премия СССР (1991) - за сборник стихотворений «Посвящается Вам» (1988) .
  • Премия «Русский Букер» (1994) - за автобиографический роман «Упразднённый театр» .
  • Почётный гражданин Калуги (1996).

Память

  • Имя Окуджавы присвоено астероиду № 3149.
  • Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы был основан 22 августа 1998 года, открыт 31 октября 1999 года. Находится в Московской области, Ленинский район, п/о Мичуринец, пос. Переделкино, ул. Довженко, 11.
  • В 1998 году была учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы.
  • С 14 апреля 1998 года московская школа № 69 носит имя Б. Ш. Окуджавы.
  • 9 мая 2015 в Нижнем Тагиле, на фасаде школы № 32 открыта мемориальная доска в память о Б. Ш. Окуджаве, учившемся в её стенах в 1936-1937 годах.

памятники

  • 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
  • 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур - Георгий Франгулян.
  • В честь 80-летия поэта в калужской школе № 5 открыт барельеф Окуджавы.

Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы

  • Международный фестиваль Булата Окуджавы
  • Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
  • Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
  • Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы
  • Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата в Колонтаево»
  • Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата на Байкале»

Творческое наследие

Наиболее известные песни

Опубликованные произведения

«Избранные произведения в 2-х томах» - М., Современник, 1989

Сборники поэзии

  • «Лирика» - Калуга, издательство газеты «Знамя»,1956
  • «Острова» - М., Советский писатель, 1959
  • «Веселый барабанщик» - М., Советский писатель, 1964
  • «По дороге к Тинатин» - Тбилиси, Литература да хеловнеба, 1964
  • «Март великодушный» - М., Советский писатель, 1967
  • «20 песенок для голоса и гитары» - Krakow, PWM, 1973 (Польша)
  • «Арбат, мой Арбат» - М., Советский писатель, 1976
  • В сборниках «Песни русских бардов» . Тексты. Серия 1-4. // Составитель В. Аллой; оформление Льва Нусберга. - Paris, YMCA-Press, 1977-78 (тексты ~ 77 песен)
  • «65 песен» - Ann Arbor, Ardis, 1980 и 1986 (США)
  • «Стихотворения» - М., Советский писатель, 1984
  • «Посвящается вам» - М., Советский писатель, 1988
  • «Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты» - М., Музыка, 1989
  • «Избранное» - М., Московский рабочий, 1989
  • «Милости судьбы» - М., Московский рабочий, 1993
  • «Зал ожидания» - Нижний Новгород, Деком, 1996
  • «Чаепитие на Арбате» - М., ПАN, 1996; М., Корона-принт, 1997
  • «Стихотворения» - СПб., Академический проект, 2001 (серия «Новая библиотека поэта»)

Проза

  • «Фронт приходит к нам» - М., Детская литература, 1967
  • «Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях - «Глоток свободы»)
  • «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» - М., Советский писатель, 1975
  • «Глоток свободы» - М., Политиздат, 1971 (серия «Пламенные революционеры»)
  • «Прелестные приключения» - Тбилиси, 1971
(То же - М., Лайда, 1993) (То же - М., Вадим Синема, 2005) (То же - М., Время, 2016)
  • «Путешествие дилетантов» - М., Советский писатель, 1979
  • «Избранная проза» - М., Известия, 1979
  • «Свидание с Бонапартом» - М., Советский писатель, 1985
  • «Будь здоров, школяр!» - М., Правда, 1987
  • «Девушка моей мечты» - М., Московский рабочий, 1988
  • «Искусство кройки и шитья» - М., Советский писатель, 1990
  • «Приключения секретного баптиста» - М., 1991
  • «Повести и рассказы» - М., АРТ, 1992
  • «Похождения Шипова» - М., Дружба народов, 1992
  • «Заезжий музыкант» - М., Олимп, 1993
  • «Упразднённый театр» - М., изд. Русанова, 1995

Другое

  • «Глоток свободы» (1966; пьеса)

Киносценарии

  • «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965)
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967) М., Искусство, 1968
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)

Фильмография

Кинороли

  • 1962 - Цепная реакция - пассажир автобуса
  • 1963 - Застава Ильича («Мне двадцать лет») - камео - участник поэтического вечера (нет в титрах)
  • 1967 - Женя, Женечка и «катюша» - военный на встрече Нового Года (нет в титрах)
  • 1975 - Звезда пленительного счастья - капельмейстер на балу (нет в титрах)
  • 1976 - Ключ без права передачи - декламатор стихов о Пушкине
  • 1976 - Строговы - офицер
  • 1985 - Законный брак - пассажир в поезде
  • 1986 - Храни меня, мой талисман - камео

Песни в кинофильмах

  • 1961 - «Горизонт» - текст песен
  • 1961 - «Друг мой, Колька!» - текст песен
  • 1962 - «Цепная реакция» - первое появление на экране
  • 1963 - «Застава Ильича» - песня «Мне 20 лет»
  • 1967 - «Женя, Женечка и «катюша»» (соавтор сценария, эпизодическая роль)
  • 1970 - «Кража» - песня «Лесной вальс» («Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс»)
  • 1970 - «Белорусский вокзал» - автор песни «Нам нужна одна победа» (оркестровка Альфреда Шнитке).
  • 1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа Удача»
  • 1973 - «Кортик» - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала стою я, молодой…» )
  • 1974 - «Бронзовая птица» - текст песни «Ты гори, гори, мой костёр»
  • 1974 - «Соломенная шляпка» - тексты песен «Женюсь» и др.
  • 1975 - «Звезда пленительного счастья» - тексты песен
  • 1975 - «На ясный огонь» - песни «Когда внезапно затихает», «Неистов и упрям», «Надежда, я вернусь», «Мой конь» и др.
  • 1975 - «Приключения Буратино» - тексты части песен
  • 1975 - «От зари до зари» - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Аты-баты, шли солдаты…» - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Ключ без права передачи» - песня «Давайте восклицать»
  • 1979 - «Жена ушла» - песня «Ещё один романс»
  • 1981 - «Грибной дождь» - песня «Старинная солдатская песня»
  • 1982 - «Покровские ворота» - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
  • 1982 - «Оставить след» - автор песни «Есть муки у огня»
  • 1983 - «Из жизни начальника уголовного розыска» - песни «Пиратская лирическая» и «Песня про дураков»
  • 1984 - Капитан Фракасс - песня «Дождик осенний», «Надежды крашенная дверь», «Ах, как летят за днями дни» (музыка Исаака Шварца), «Вот какая-то лошадка»
  • 1984 - «Милый, дорогой, любимый, единственный" - песня «Стать богатеем иной норовит»
  • 1985 - «Непрофессионалы» - песни «Живописцы», «Возьмёмся за руки, друзья»
  • 1985 - «Законный брак» - песни «После дождичка небеса просторней…», «Эта женщина в окне» («Не сольются никогда зимы долгие и лета…»)
  • 1986 - «Тайны мадам Вонг», автор песни «Солнышко сияет, музыка играет»
  • 1993 - Эта женщина в окне… - использована одноимённая песня
  • 1999 - сериал «С новым счастьем!» - текст песни «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца)
  • 2004 - «Медная бабушка» - песня «Былое нельзя воротить»
  • 2005 - «Турецкий гамбит» - «Дождик осенний» (исполнение Ольги Красько)
  • 2013 - «До свидания, мальчики» - песня «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»

Документальные фильмы

  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
  • «Мои современники», Лентелефильм, 1984
  • «Два часа с бардами», Мосфильм, 1988
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992

Дискография

Грампластинки

  • Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8
  • Le Soldat en Papier (Париж, фирма «Le Chant du Mond»; 1968)
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
  • Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
  • Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
  • Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
  • Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
  • Диск песен. («Балкантон», Болгария, 1985. ВТК 3804)
  • Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
  • Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
  • Булат Окуджава. Песенка, короткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
  • Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия

Кассеты

  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005

Компакт-диски

  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
  • Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Альбомы

  • Переиздание французского альбома Булата Окуджавы, записанного в студии Le Chant du Monde в 1967 году
  • Первый советский альбом Булата Окуджавы. Запись 1974-1975, выпуск 1976 года
  • Второй советский альбом Булата Окуджавы. Запись и выпуск 1978 года
  • Альбом «Автор исполняет новые песни», середина 80-х

Литература

  • К. Рудницкий. «Песни Окуджавы и Высоцкого». // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 14-15
  • Булат Шалвович Окуджава: [Библиогр. 1945-1993] / Сост. И. В. Ханукаева // Рус. писатели. Поэты: (Совет. период). Библиогр. указ. - Т. 16. - СПб.: Рос. нац. б-ка, 1994. - С. 180-275.
  • Быков Д. Л. Булат Окуджава. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 784 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1-10 / Сост. А. Е. Крылов. М.: Булат, 2004-2013.
  • Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала» - М.: Булат, 2008.
  • Кулагин А. В. Лирика Булата Окуджавы: Науч.-попул. очерк. - М.: Булат; Коломна: КГПИ, 2009. - 320 с.
  • Tumanov V. Listening to Okudzhava: Twenty-Three Aural Comprehension Exercises in Russian. Newburyport MA: Focus Publishing R. Pullins & Company . 1996. 2nd. Ed: 2000.
  • Лемхин М. А. «Фотограф щёлкает, и птичка вылетает». - Лос Анджелес, Bulat Okudzhava USA Cultural Fund, 2015. - 78 с.
Категории:

– известный русский поэт и прозаик. Яркий представитель жанра авторской песни. Является автором почти двухсот композиций. Год рождения: 9 мая 1924 года (Москва).


Краткая биография :

Отец (грузин) и мать (армянка) были партийными работниками, с которыми Булата разлучили в 1937 году. Отца арестовали и расстреляли, а мать была отправлена в лагерь (Караганда), где находилась до 1955 года.

В 1940 г. – Булат переехал жить в Тбилиси к родственникам, где учился и работал.
Уже в 17 лет он пошел добровольцем на фронт (1942 год). Во время военных действий под Моздоком получил ранение.

В это нелегкое время (1943 год) им была написана первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось». Но текст, к сожалению, не сохранился до наших времен.

«Старинная студенческая песня» — стала второй по счету (1946 год).

Когда война закончилась, Окуджава был зачислен в Государственный университет города Тбилиси. После его окончания (1950 год) работал в сельской школе учителем (Калужская область).

В 1954 году на встрече писателей Булат прочел свои стихи. После доброй критики и поддержки он начал сотрудничать с Калужской газетой «Молодой ленинец». Так и появился на свет его первый сборник стихов под названием «Лирика» (1956).

Вернувшись в Москву в 1959 году Булат начал выступать перед большой публикой. Выступления кроме стихов стали содержать и под гитару. Именно с этого момента его популярность начинает расти.

Параллельно он являлся редактором издательства «Молодая гвардия», потом работал в «Литературной газете».
С 1961 года — Окуджава стал заниматься только своим творчеством и по найму больше не работал.

В том же году в Харькове впервые состоялся официальный концерт Булата Окуджавы.
В 1962 году – он также впервые снялся в художественной кинокартине «Цепная реакция», где исполнил композицию «Полночный троллейбус».

Также годом позже его песня «А нам нужна одна победа» исполнилась в фильме «Белорусский вокзал». Сейчас, песни Булата и на его стихи звучат примерно в восьмидесяти фильмах.

Ко всему прочему Окуджава написал несколько песен на стихи Огнешки Осецкой (польская поэтесса), которые за ранее перевел на русский язык.

Особую роль в его творчестве также сыграла певица Наталья Горленко. У них был длительный роман. (1981 год).

В 90-е годы он чаще жил на своей даче в Переделкине (Московская область). Давал концерты в Москве и С.Петербурге. Также выступал в Канаде, США, Германии и Израиле. В Париже был его последний концерт. (1995 год).

12 июня 1997 г. – Булат Окуджава скончался в госпитале в пригороде Кламар (Париж). Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В 1999 году — открыт «Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы» в Московской области.
Также в его честь, уже в самой Москве, воздвигли 2 памятника.(2002, 2007гг).

В.А. Зайцев

Имя Булата Окуджавы широко известно читателям и любителям поэзии. Его невозможно отделить не только от своеобразного социокультурного явления 1950-90-х годов - авторской песни, одним из основоположников которой он был, но и от главных путей развития отечественной лирической поэзии и - шире - литературы второй половины XX столетия. О его произведениях и творчестве опубликовано немало рецензий и критических статей, - быть может, особенно обильным в этом плане было «скорбное лето девяносто седьмого». И все же феномен Окуджавы, секрет воздействия его поэтического слова, специфика художественного мира во многом остаются тайной и загадкой и все еще нуждаются в тщательном изучении, привлекают и будут привлекать пристальное внимание исследователей.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве. Детство его прошло на Арбате, в тех самых дворах и переулках, память о которых стала его поэтической памятью, несшей в себе не только светлые воспоминания, но и черты сложной, трагической эпохи. В 1937 году был арестован, обвинен в «троцкизме» и вскоре расстрелян его отец, мать была отправлена в лагеря. Мальчик остался с бабушкой.

Когда началась Великая Отечественная война, он жил у родственников в Грузии. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, воевал - сначала минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии, был ранен, и все это сказалось на его дальнейшей творческой судьбе. Впервые стихи его были опубликованы в армейских газетах Закавказского военного округа в 1945 г. После войны окончил Тбилисский университет и несколько лет работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и затем в самой Калуге. Там и вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, написанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеянностью». Вскоре он переезжает в Москву, где в 1959 г. выходит его книга «Острова», стихи которой привлекают внимание читателей и свидетельствуют о рождении большого художника со своим неповторимым поэтическим миром.

За годы творческой деятельности Окуджава ярко проявил себя как самобытный поэт и прозаик, автор ряда поэтических книг: «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Капли Датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), «Чаепитие на Арбате» (1996).

Его перу принадлежат исторические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов»), «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (1961) и рассказы (книга «Девушка моей мечты», 1988), киносценарии «Верность», «Женя, Женечка и «катюша», роман - «семейная хроника» - «Упраздненный театр» (1995). Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка... Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении... Лирический герой у меня одинаковый и в стихах, и в прозе».

Творческая деятельность Окуджавы многообразна. Но наибольшую известность ему уже на раннем этапе принесли, как он сам их называл, «скромные городские песенки», которые в его собственном исполнении, под аккомпанемент гитары нашли пути к сердцам многочисленных слушателей, вызвав к жизни ряд других столь же самобытных явлений авторской песни (Н. Матвеева, А. Галич, В. Высоцкий, позднее В. Долина и др.).

Хотя Окуджава и заявил о себе впервые в конце 50-х годов вместе с поэтами «оттепельной» поры - «шестидесятниками» (Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и др.), но по сути он все же один из поэтов военного или фронтового поколения - тех, чей талант формировался в жестоких испытаниях, на переднем крае, под артиллерийским и пулеметным обстрелом, в окопах и землянках Отечественной войны.

Выступая перед слушателями еще в 1961 г., поэт отмечал: «Большинство стихов моих - и те, которые читаю, и те, которые пою, - на военную тему. Когда мне было 17 лет, я из девятого класса ушел на фронт. И я тогда стихов не писал, а потом, очевидно, эти впечатления юности были настолько сильны, что они до сих пор идут за мной по пятам. Вот чтоб вас не удивляло преобладание военной темы у меня». Поэтому естественно, что в его стихах и песнях столь важное место занимают опыт и впечатления, образы и мотивы, обусловленные войной. Сами названия стихов говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Не верь войне, мальчишка», «Из фронтового дневника» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Для поэта и его героя характерно острое неприятие, отрицание войны - именно как гибели и разрушения, и в то же время - утверждение жизни, вера в ее торжество, в победу над смертью: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / не жалейте ни пуль, ни гранат / и себя не щадите, / и все-таки / постарайтесь вернуться назад».

Но тематический и образный диапазон песен Окуджавы никак не исчерпывается войной. В его лирике утверждается красота и поэзия обычной будничной жизни. В ней хорошо ощутима земная основа, жизненная почва, на которой вырастает чувство-переживание, и вместе с тем - романтическая окрыленность в восприятии и творческом воссоздании самых обыденных явлений.

Мы земных земней. И вовсе к черту сказки о богах!
Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках.
Просто нужно очень верить этим синим маякам,
и тогда нежданный берег из тумана выйдет к вам.

На протяжении всего творческого пути раскрывается, последовательно углубляясь и поворачиваясь разными гранями, целостный и динамический художественный мир Б. Окуджавы. Это вполне реальный, земной, но вместе с тем и возвышенный, романтический мир поэта, неустанно преображающего действительность творческой фантазией. По верному замечанию Л.А. Шилова, в его стихах «обыденное может мгновенно превратиться в сказочное», и это одно из существенных внутренних свойств его художнической манеры.

В художественной системе Окуджавы будничное и земное буквально на наших глазах претворяется в необычное и возвышенно-романтическое, образуя «свой поэтический мир, свой поэтический материк», наличие которого он так ценил в творчестве более молодых собратьев по поэтическому цеху, создателей авторской песни: В. Высоцкого, Н. Матвеевой, Ю. Кима и др.

Несомненна роль тропов в сотворении этого поэтического мира у самого Окуджавы. В его песнях перед нами предстает «Женщина, ваше величество», чьи глаза - «словно неба осеннего свод», «две холодных звезды голубых», они подобны «синим маякам», напоминают «нежданный берег», который становится «близким берегом». Т.е. необычное оказывается рядом: «она на нашей улице живет», у нее «обветренные руки и старенькие туфельки», «пальтишко... легкое на ней»...

В метафорах Окуджавы сливается, сопрягается обыденное, земное и романтическое, устремленное ввысь и вдаль, небесное и морское. В его стихах обычная московская улица течет, «как река», ее асфальт прозрачен, «как в реке вода». В них «Полночный троллейбус плывет по Москве, / Москва, как река, затухает...» Все происходящее воспринимается в окружении водной стихии: «за столом семи морей», и даже «Время идет, хоть шути - не шути, / как морская волна вдруг нахлынет и скроет...»

В поэтическом мире Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и - уже как форма воплощения всего этого - музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему.

Одна из ключевых для Окуджавы тема родины находит в его творчестве многогранное поэтическое воплощение. В этой связи надо, пожалуй, особо сказать о том, что можно назвать темой «малой родины», «страны детства», связанной с Москвой и Арбатом, которому у него посвящено столько стихов и песен разных лет («На арбатском дворе...», «Арбатские напевы», «Арбатский романс», «Арбатское вдохновение», цикл «Музыка арбатского двора» и др.).

«Моя историческая родина - Арбат», - говорил Окуджава в одном из своих поздних выступлений. А в другом случае он пояснял: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину».

Широко известна написанная еще в 50-е годы «Песенка об Арбате» («Ты течешь, как река. Странное название!..»). В ней за этой старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, необычайно раздвигается художественное пространство и время:

Пешеходы твои - люди не великие, каблучками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!

Комментируя свои стихи и, очевидно, осмысляя истоки собственного поэтического творчества и роль «малой родины» в его формировании, Окуджава замечал: «История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье».

Арбат, а вместе с ним и многие другие названия старинных московских улиц и площадей (Смоленская, Петровка, Волхонка, Неглинная, Малая Бронная, Тверская, Сивцев Вражек, Ильинка, Божедомка, Охотный ряд, Усачевка, Ордынка) не только воспроизводят складывавшуюся веками территорию, географическое пространство древней столицы, но и передают ее духовную атмосферу, внутренний мир ее жителя, ощутившего себя неотъемлемой частицей и живой, действенной силой многовековой истории страны и народа:

Не тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы, по этим древним площадям, по голубым торцам. Мой город носит высший чин и звание Москвы, но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Процитированное стихотворение «Московский муравей» стоит в ряду многих, воссоздающих романтически окрашенный облик родного города: «Песенка о московских ополченцах», «Песенка о московском трамвае», «Песенка о ночной Москве»...

И не случайно в последней из названных «песенок» как бы воспроизводится сам процесс рождения стиха, ложащегося на музыку, и на наших глазах возникает удивительно емкий, «ключевой» для лирики Окуджавы образ, проходящий рефреном в конце каждой строфы:

Но не только Москва и Арбат - старый, довоенный и послевоенный, но никак не сегодняшний - реконструированный - так близки и дороги поэту. «Арбат - мой дом, но и весь мир - мой дом...» - как бы вскользь, но весьма многозначительно заметил он в одном из стихотворений 70-х годов. И в этом смысле «малая» и духовная родина поэта - эпицентр художественного мира, беспредельно расширяющегося в пространстве и времени.

Характерны сами названия стихов: наряду с «Песенкой о ночной Москве» - «Ленинградская элегия», «Осень в Царском Селе», «По Смоленской дороге», «Разговор с рекой Курой», «Грузинская песня». За ними встает представление о большой, родной для него стране. Любви и верности ей посвящено стихотворение, которое так и называется «Родина». В стихах об Отечестве для поэта неразделимы природа, искусство, история, «вечные» темы и сами первоосновы бытия и творчества.

В «Грузинской песне» выразительна народно-поэтическая символика: животворящая и земная твердь, воздушная и водная стихии конкретизированы в зримых, пластически-живописных образах:

Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая, пусть опять и опять предо мною плывут наяву синий буйвол, и белый орел, и форель золотая... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Сам поэт как-то заметил: «Это, в общем, на самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и я ее так назвал...».

Вместе с тем проходящий рефреном образ «земли этой вечной» сообщает стихотворению общечеловеческое звучание. Именно с ним, с этим образом «теплой» и «вечной» земли соотносится, из нее вырастает, в нее уходит и неизменно возрождается мотив бренной и прекрасной человеческой жизни в ее глубинных проявлениях самых нежных и сокровенных дружеских и любовных чувств и взаимоотношений («...и друзей созову, на любовь свое сердце настрою...»; «...и заслушаюсь я, и умру от любви и печали...»).

В лирике Окуджавы подкупает глубина духовности, нравственная чистота, утверждение правды и справедливости в человеческих отношениях. В его стихах раскрываются цельность и богатство внутреннего мира личности, щедрая гамма живых человеческих чувств: любви, дружбы, товарищества, нежности, доброты. Об этом говорят многие строки стихотворений-песен («Часовые любви на Смоленской стоят...»; «Отступает одиночество, / возвращается любовь»; «Как много, представьте себе, доброты...»; «...эти самые нежность и робость, / эти самые горечь и свет....»; «Возьмемся за руки, друзья...»).

Чувство поэта - широко и многогранно. Это любовь к женщине, матери, родине, миру, жизни, любовь выстраданная, исполненная милосердия к людям. И не случайно стихотворение «Музыкант» (1983) завершается строками: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, / справедливей, милосерднее и праведней она».

«Я очень люблю эту личность (музыканта), - говорил Окуджава. - Люблю слова «музыка», «музыкант», «струна». Музыку я считаю важнейшим из искусств, даже выше, чем искусство слова». И действительно, музыка и ее создатель (исполнитель) музыкант является одним из центральных мотивов его поэзии.

Вспомним хотя бы стихотворение «Чудесный вальс», которое все от первой до последней строки «прошито» сквозными лейтобразами, несущими тему этого, по словам поэта, «важнейшего из искусств»: «Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс... Целый век играет музыка... Музыкант приник губами к флейте... А музыкант врастает в землю... Це­лый век играет музыка... А музыкант играет».

В стихах Окуджавы «задействованы» самые различные инструменты, образуя многозвучный оркестр, в котором каждый исполнитель ведет свою партию: звучат «ноты звонкие органа» и «трубы медные», голоса скрипки и флейты, кларнета и фагота... В его песнях «веселый барабанщик / в руки палочки кленовые берет», «выводит мелодию / какой-то грядущий трубач», «...кларнетист красив как черт! / Флейтист, как юный князь, изящен...» И сама музыка оживает на наших глазах, становясь одушевленным существом: «И музыка передо мной танцует гибко... / И музыки стремительное тело / плывет...» («Музыка»).

Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро, разнообразно представлены образы и мотивы, связанные с живописью, творчеством художника. Об этом опять же свидетельствуют сами названия стихотворений («Живописцы», «Как научиться рисовать», «Фрески», «Батальное полотно», «Отчего ты печален, художник...»), - в последнем случае само слово получает расширительный смысл - это «живописец, поэт, музыкант», инструменты и орудие которого - «холст и краски, перо и смычок».

Очевидно, Окуджава мог бы повторить вслед за Н.Заболоцким: «Любите живопись, поэты!» В его стихах немало примеров мас­терства живописания словом - от программного «Живописцы, окуните ваши кисти / в суету дворов арбатских и в зарю...» - и до реализации этой программы, в частности, в уже цитированной «Грузинской песне», или, скажем, в стихотворении «Осень в Кахетии», отмеченном удивительной пластикой, живописностью, динамикой и одухотворенностью в изображении природы:

Вдруг возник осенний ветер, и на землю он упал. Красный ястреб в листьях красных словно в краске утопал. Были листья странно скроены, похожие на лица, - сумасшедшие закройщики кроили эти листья, озорные, заводные посшивали их швеи...

Листья падали на палевые пальчики свои.

И у самого порога, где кончается дорога, веселился, и кружился, и плясал хмельной немного лист осенний, лист багряный, лист с нелепою резьбой... В час, когда печальный ястреб вылетает на разбой.

Одним из определяющих в мире Окуджавы является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны в стихотворениях «До свидания, мальчики...», «Песенка о солдатских сапогах». Но это и дорога как символ жизненного пути, в котором сегодняшняя житейская реальность сплетается и сливается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»). Мотив движения был заявлен уже в первых стихах-песнях («Полночный троллейбус», «Часовые любви», «Веселый барабанщик»),

«Жизнь моя - странствие...» - писал Окуджава, и это относится не только к движению в пространстве. Не случайно его «Главная песенка» в одноименном стихотворении - «кружит над скрещеньем дорог», и потому столь значимы сами названия стихов: «Песенка о дальней дороге», «Дорожная песня», «Дорожная фантазия»...

Художественный мир поэта всегда реальный и вместе с тем - фантастический. Кроме «Дорожной фантазии», в творчестве Окуджавы, особенно в 80-е годы, возникает целый ряд, серия фантазий, в частности, связанных с поездками за рубеж, но и не только: «Парижская фантазия», а также «Дунайская», «Калужская», «Японская», «Турецкая», «Американская»... Вместе с тем еще в 70-е годы Окуджава пишет емкое и многозначительное стихотворение, которое можно рассматривать как ироническое размышление по поводу не оправдавших себя социальных утопий:

О фантазии на темы торжества добра над злом!
В рамках солнечной системы вы отправлены на слом.
Торжествует эта свалка и грохочет, как прибой...
Мне фантазий тех не жалко - я грущу о нас с тобой.

В стихах и песнях Окуджавы всегда тесно переплетается социально-историческое и вечное, общечеловеческое. Его тяга к гармонии, к высветлению прекрасного в жизни и человеке, связанного с верой, надеждой и любовью, неотделима от ощущения драматизма и трагедийности бытия в мире.

В одном из сравнительно недавних стихотворений, посвященных Новелле Матвеевой, Окуджава так характеризовал время «оттепельных» надежд, породивших, в частности, и такое явление, как авторская песня: «Мы - романтики старой закалки / из минувшей и страшной поры. / Мы явились на свет из-под палки, / чтоб воспеть городские дворы». Романтическое мироощущение молодости, естественно, претерпело существенные изменения, впитав печаль и горечь «музы Иронии», побуждающей переосмыслить образы собственных стихов:

Покосился мой храм на крови, впрочем, так же, как прочие стройки. Новогодняя ель - на помойке.

Ни надежд, ни судьбы, ни любви...

Острое сопереживание вызывают страдания родной земли в трагедийно окрашенной элегико-романтической лирике Окуджавы последних лет. Вернувшемуся из зарубежной поездки поэту тяжелей всего было видеть «родины больной родимое лицо». Мысли о собственной жизни и судьбе отступают перед болью о судьбах страны и всего настрадавшегося мира. Отсюда - горестные строки: «Жалко лишь, что родина померкла, / что бы там ни пели про нее». Отсюда и скорбные раздумья о настоящем и будущем земли-планеты:

Пока еще жизнь не погасла, сверкнув, не исчезла во мгле...
Как было бы все распрекрасно на этой зеленой земле,
когда бы не грязные лапы, неправый вершащие суд,
не бранные клики, не залпы, не слезы, что речкой текут!

Остро социальные мотивы сплетаются в поздней лирике Окуджавы с философскими размышлениями. Печальный вывод и итог прожитых лет («Мгновенна нашей жизни повесть, / такой короткий промежуток...») не приводит к унынию, а лишний раз побуждает искать «золотое зерно» подлинной поэзии «меж вечным и меж быстротечным», «меж прожитым и меж грядущим...»

В стихотворной подборке-цикле «Уроки пальбы» («Знамя», 1997, №1) возникают новые мотивы, вобравшие опыт пережитого и выношенного в сердце. «Уроки пальбы бесполезны...», «...поля сражений нынче не по мне» - такова теперь гуманистическая и нравственно-эстетическая позиция поэта. Высшей ценностью для него еще и еще раз предстают «музыка стиха», «слова одинокого наплывы», «странной фразы тусклый силуэт», в которых он видит «особый смысл и вдохновенный свет». И сами истоки подлинной поэзии он находит в изначальных, вечных человеческих чувствах и переживаниях - простых и обычных, лишенных какой бы то ни было выспренности и патетики:

Держава! Родина! Страна! Отечество и государство! Не это в душах мы лелеем и в гроб с собою унесем, а нежный взгляд, а поцелуй - любови сладкое коварство, Кривоарбатский переулок и тихий треп о том, о сем.

Стихи Окуджавы, вошедшие в книги «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), наконец, в итоговый сборник «Чаепитие на Арбате» (1996), отличает, как и прежде, земная простота, порою будничность интонаций, обыденных слов и оборотов и - внутренняя красота, органичность художественно-изобразительных и выразительных средств, словесная, музыкальная целостность и завершенность его художественного мира.

Что касается поэтических «учителей», «именных» традиций русской и западноевропейской классики, то на вопросы о своих любимых поэтах Окуджава отвечал: «Из поэтов люблю я Пушкина, Киплинга, Франсуа Вийона, Пастернака», упоминая также еще имена Блока, Ахматовой, Заболоцкого. Относительно поэтов-современников он говорил: «Я очень люблю Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Олега Чухонцева, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц, Александра Кушнера...», неизменно положительно отзываясь о «шестидесятниках»: Е. Евтушенко, А. Вознесенском, Р. Рожденственском, как о «ярких талантах», людях «из моей стихотворной когорты», считал он также очень одаренными, замечательными поэтами И. Бродского, Н. Рубцова.

В основе лирического творчества Булата Окуджавы его нераздельность с народной жизнью и судьбой, органично впитанные опыт и традиции русской поэзии и, конечно же, фольклорные истоки (в том числе - городской романс). В самом соединении стиха, мелодии, а на раннем этапе и собственного исполнения под аккомпанемент гитары его стихов-песен сказалось обращение к древнейшим, исконным традициям поэтического творчества, смелое и оригинальное их продолжение и обновление.

Ключевые слова: Булат Окуджава,критика на творчество Булата Окуджавы,критика на произведения Булата Окуджавы,анализ произведений Булата Окуджавы,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.