Тест королевская власть и реформация в англии. Реформация и королевская власть в Англии XVI в

В Англии Реформация началась значительно позже, чем на континенте – во время правления Генриха VIII, в 30-е годы XVI в. Реформационные идеи в Англии начали оформляться еще в XIV в. Идеологом ранней английской бюргерской Реформации был Джон Виклеф . Виклеф отрицал пиетет папства и требовал секуляризации земель.

В Англии XVI в. Реформация началась сверху, исходила от короля. Главной целью королевской Реформации являлось освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли.

Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Богатые церковно-монастырские земли не давали покоя светским феодалам. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.

Поводом к Реформации послужил отказ папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской, что позволило бы королю вступить в новый брак с фрейлиной королевы Анной Болейн.

Екатерина Арагонская приходилась теткой Карлу V Габсбургу, католическому оплоту в Германии. Поэтому неудивительно, что папа был на ее стороне, и развод не санкционировал. Развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской был оформлен английским парламентом, после чего Генрих женился на Анне Болейн. В 1534 г. Генрих VIII издает «Акт о супрематии», которым король объявляется главой Английской церкви. Отношения с Ватиканом были решительно разорваны. «Акт» Генриха VIII не был проявлением борьбы с католицизмом, он знаменовал, в первую очередь, борьбу с папой. В «Акте» специально оговаривалась неприкосновенность всех католических догматов и обрядов. Менялся глава церкви – место папы занял король. Католический епископат оставался опорой складывающейся в это время в Англии новой формы монархии – аболютизма. Новая английская церковь, отрицая главенство папы, уже перестала быть абсолютно католической, но еще не стала протестантской. Она получила название англиканской, и англиканство, на первых порах, заняло среднее положение между католицизмом и протестантизмом.

В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей изымаются драгоценные украшения. Начинается секуляризация церковных земель.

Генрих VIII был связан со многими английскими и европейскими гуманистами – Томасом Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Отход Лютера от принципов гуманизма и переход на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гуманисты, Реформацию, повод для горького афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступили резко против новых принципов Лютера, и началась длительная богословская полемика. Томасу Мору принадлежит ряд богословских трудов, направленных против Реформации.


Секуляризированные у духовенства земли недолго удержались в королевской казне, вскоре они стали предметом торговли и спекуляции. Часть из них была подарена королевским фаворитам. Тем не менее секуляризация церковных земель имела огромные социальные последствия. Эти земли приобрели новые собственники – выходцы из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и тем самым оформился новый социальный слой английского общества.

Новые владельцы секуляризированных земель, чтобы повысить свои доходы, лишали крестьян их наделов, повышали ренту – причем до такой степени, что сами держатели вынуждены были покидать свои владения.

При Эдуарде VI англиканская церковь более приблизилась к протестантизму (признание догмата о предопределении). Но в это время в государственной и политической жизни Англии происходят серьезные изменения. В 1553 г. на престол восходит дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, католичка Мария Тюдор . Ее супругом был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и преследование их. Мария Тюдор получила прозвище Марии Кровавой. Однако королева не решилась возвратить монастырям земли и прочее имущество, секуляризированное при Генрихе VIII.

Мария Тюдор правила недолго, и после ее смерти власть в Англии переходит к дочери Генриха VIII и Анны Болейн, Елизавете I. Правление Елизаветы Тюдор (1558-1603 гг.) было временем расцвета Англии. В истории этот период получил название «Век Елизаветы». На английский королевский трон претендовала еще одна династия – Стюартов, в лице Марии Стюарт. Борьба умной и властной Елизаветы с красавицей Марией Стюарт, бывшей французской королевой, закончилась победой Тюдоров. Мария была захвачена в плен и казнена по приказу королевы Елизаветы.

Идя навстречу интересам буржуазии Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 г. Парламент подтверждает королевское верховенство над английской церковью. Королева назначает епископов и оставляет им земельные владения, а также сохраняет право заседать в Парламенте. Правление Елизаветы явилось расцветом классического абсолютизма в Англии.

В 1571 г. был выработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догматами в нем присутствовал и кальвинистский догмат об абсолютном предопределении, а также догмат о Св. Писании как единственном источнике веры. Признавалось католическое учение о единоспасающей силе Церкви. Вводилось единообразие в богослужении на английском языке по особому служебнику, утвержденном правительством.

В конце XVI в. был издан ряд довольно суровых законов против католиков. Например, за отказ признать верховенство королевской власти над английской церковью полагались суровые наказания.

Также как и в ряде других стран, в Англии было запрещено появляться иезуитам.

К концу XVI в. англиканская церковь становится национальной и превращается в опору абсолютизма. По-прежнему церковь возглавляется королем, которому духовенство подчиняется как часть государственного аппарата абсолютной монархии.

Антиабсолютистские настроения усиливающейся в Англии буржуазии принимают религиозно-церковную форму пуританизма . Пуритане порывают с господствующей англиканской церковью и создают свои церковные общины.

К концу XVI в. в английском пуританизме выделились два направления: пресвитерианское (крупная буржуазия и дворянство) и индепендентское (мелкая буржуазия, джентри и крестьянство). Пресвитериане пытались установить в Англии единую кальвинистскую церковь. Индепенденты требовали, чтобы каждая община верующих была независимой, имела самоуправление. Они стремились освободить церковь от опеки короля и стать полностью самостоятельными. В XVII в. пуритане-индепенденты соединили религию с политикой. Во время буржуазной революции, организованной ими во главе с их вождем Кромвелем, был казнен английский король Карл I (1649).

Правительство Елизаветы преследовало пуритан, но процесс был необратим, и число пуритан возрастало. Реформационное движение в Англии все больше набирало силу. Об этом свидетельствовало и углубление противоречий между буржуазией и абсолютизмом.

Реформация в Европе - это общественно-политическое и религиозное течение, которое привело к разрыву с католической церковью и созданию принципиально нового догматического учения. Кроме того, данный этап повлек за собой перераспределение земельной собственности, создание класса так называемого нового дворянства и в целом изменил культурный облик целого ряда западноевропейских стран.

Предпосылки явления

Начало реформации в Англии стало продолжением уже наметившихся тенденций в других государствах Западной Европы. Дело в том, что в Германии в начале XVI века широко распространилось учение Мартина Лютера и была создана новая, лютеранская, церковь, которая существенно отличалась от католической. Целый ряд историков склонен полагать, что подобные изменения имели глубокие социально-экономические причины. Дело в том, что в рассматриваемую эпоху монастыри и церковь были крупнейшими феодальными землевладельцами, а буржуазия и набиравшее силу среднее и мелкое дворянство было заинтересовано в получении земельных наделов. Королевская власть, нуждавшаяся в их поддержке, пошла на ряд серьезных мер по конфискации монастырского и церковного имущества и передала их своим приверженцам.

Причины изменений в стране

Начало реформации в Англии следует рассматривать в рамках характеристики ее социально-экономического, политического и культурного развития. Эта страна была первой, ступившей на путь активного капиталистического развития. Именно здесь началось активное внедрение машин в производство, изобретение различных технических устройств, которые привели к бурному развитию промышленности, торговли. Именно поэтому в государстве очень рано сформировался слой буржуазии и предпринимателей, который были заинтересованы в обогащении и получении прибыли.

Эта новая идеология получила очень широкое распространение и даже впоследствии нашла поддержку у королевской власти. Еще одна причина, которая способствовала столь серьезным переменам, - это то обстоятельство, что в данной стране никогда не был развит абсолютизм. Начало реформации в Англии следует связывать с последним фактом: короли здесь особенно нуждались в поддержке буржуазии и нового дворянства, которые стали основной экономической и социальной силой, так что с ними нельзя было не считаться.

Первые годы правления нового короля

Начало реформации в Англии относится к первой половине XVI века. Именно к тому времени уже достаточно созрели предпосылки для коренных изменений во всех сферах жизни. Впрочем, здесь же следует отметить, что в других странах Европы уже началось формирование новой церкви, несмотря на то, что католические власти принимали серьезные меры для ее подавления. Возникновение реформации началось при новом короле из династии Тюдоров. вступив на престол, поначалу поддерживал католицизм и даже написал римскому папе специальный памфлет в защиту этой веры. Впрочем, считается, что авторство было номинальным и что текст принадлежит его ближайшему помощнику Томасу Мору. Более того, король женился на которая приходилась тетей императору Священной Римской империи Карлу V. Он проводил политику по сближению с католической Францией: словом, начало его правления ознаменовалось поддержкой католицизма. Однако очень скоро Генрих VIII резко сменил курс, причиной чему послужили серьезные сдвиги в социально-экономическом и политическом развитии.

Семейный кризис

Выше уже указывалось, что в стране назрели глубокие и серьезные предпосылки для перемен во всех сферах жизни. Буржуазия и новое дворянство хотело заполучить земли монастырей и церкви, что, по сути, и послужило толчком к перевороту. Начало реформации в Англии, дата которого обычно относится к 1534 г., связано, однако, с внешним фактором. Дело в том, что король захотел развестись со своей женой, поскольку та не давала мужского потомства и к тому же была намного его старше. К этому государственному расчету еще прибавилась причина личного характера: Генрих влюбился в Анну Болейн, которая требовала законного брака.

Разрыв с Римом

Начало реформации в Англии, дата которой тесно связана с внутренней политикой короля, стало следствием чисто внешнего толчка, который привел к кризису в отношениях между правительством и католической церковью. По правилам того времени, разрешить развод мог только К нему и обратился Генрих в расчете получить разрешение на развод. Однако папа ответил отказом. Причиной послужило то обстоятельство, что он фактически находился под полным контролем Карла V, который был племянником Екатерины Арагонской. Тогда разгневанный король объявил, что больше не подчиняется папской власти и провозгласил самостоятельность английской церкви.

Изменения в управлении

Крупнейшим европейским событием стало начало реформации в Англии. 1534 год в этом отношении был переломным: ведь именно тогда король издал Акт о супрематии, который провозгласил его главой англиканской церкви. Эта мера, впрочем, не означала коренного переустройства церковного управления, поскольку по существу затронула лишь верхний уровень администрации, в то время как на местах продолжало существовать то же устройство, что и прежде. Также был сохранен епископат.

Новшества в организации

Королевская власть и реформация в Англии, по сути, не слишком противостояли друг другу, как это наблюдалось, например, во Франции. Напротив, в Великобритании правительство само сделало первый шаг к этому политическому и религиозному перевороту. Несмотря на сохранение традиционной католической обрядности и епископата, Генрих VIII взял в свои руки распределение церковных доходов. Кроме того, власть получила право назначать епископов. Но следующие шаги оказались еще более радикальными: правительство пошло на конфискацию монастырского имущества: драгоценностей и земли. Последние долго не оставались в казне: они были распределены между дворянами и набиравшей силу буржуазией.

Отличительные черты

Особенности реформации в Англии были следующие: во-первых, она не сопровождалась серьезными катаклизмами, как, например, во Франции или в Германии (в первой на несколько десятилетий разразились гугенотские войны, а во второй начались религиозные войны и крестьянская война). Во-вторых, политические, экономические и религиозные реформы осуществлялись королевской властью. В этом можно увидеть некоторое сходство с немецкими княжествами, в которых ряд правителей также поддержали новое учение. Однако в Англии все это происходило в масштабах всей страны. И наконец, реформация приняла в этой стране очень умеренный характер. По мнению ряда ведущих специалистов, заняла среднее, промежуточное, место между католицизмом и протестантизмом. В Англии сохранилась католическая обрядность и епископат.

Отношение общества

Одной из главных тем в истории раннего нового времени является реформация в Англии. Кратко об отношении к ней общественных кругов можно сообщить следующее: большинство буржуазии и нового дворянства приняло эти реформы. Однако были и недовольные. Среди протестантов нашлись такие, которые требовали еще бо́льшего упрощения церковной организации по примеру кальвинистов. Другие, напротив, ратовали за возвращение к католицизму. Король одинаково преследовал обе части оппозиции, и таким образом реформация в стране сохранила свой умеренный характер. Однако сторонники более радикального изменения в церкви все-таки сохранили и даже усилили к XVII веку свои позиции. Их стали называть пуританами, и именно под их эгидой и произошла годы правления Карла I Стюарта.

Последствия реформирования церкви

Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

Еще одним результатом реформации стало создание новой, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

Продолжение политики по утверждению протестантизма

Годы реформации в Англии охватывают время с 1534 года, когда Генрих VIII издал Акт о супрематии, и до 1603 года, когда умерла его дочь, Елизавета I, которая, по сути, закрепила достижения своего отца. Характерно, что после смерти короля его политику продолжили регенты при его малолетнем сыне которые принадлежали к протестантской партии. Однако он правил недолго, и после его смерти к власти пришла дочь Генриха Мария, которая стала проводить политику по возвращению католицизма. Она вышла замуж за испанского короля, сторонника католицизма, и начала гонения на протестантов.

Однако после ее смерти провозгласила курс на утверждение нового учения в стране. Преобразования Генриха были узаконены, протестантизм был провозглашен как государственная религия, а переход в католицизм приравнивался к государственной измене. Католики должны были платить более высокие налоги, чем протестанты. Таким образом, в Англии окончательно утвердилась реформация умеренного толка.

Значение

Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

Развитие капитализма в контексте реформации

Реформацию в Англии следует рассматривать в контексте изменений во сей Европе в целом. Причину же ее победы следует искать в зрелости капиталистических отношений и окончательном оформлении класса буржуазии, которая и поддержала это течение. В то время как в некоторых других странах, например во Франции, реформационное движение потерпело поражение из-за того, что там были еще очень сильны феодальные отношения.

Реформация в Англии (таблица ниже иллюстрирует ее причины, ход и итоги) была этапом в общеевропейских религиозных переменах.

Правители Причины Ход Итоги
Необходимость создать социальную опору для королевской власти в лице буржуазии и новых дворян. Развитие капитализма требовало новой идеологии, которая бы оправдывала стремление к накоплению материальных благ Акт о супрематии; провозглашение короля главой новой англиканской церкви, но сохранение епископата. Конфискация земель и имущества у монастырей и раздача их знати и дворянам, а также буржуазии Создание нового социально слоя дворян и буржуазии, дальнейшее развитие капитализма из-за концентрации земель у новой знати
Елизавета I Необходимость сохранить и укрепить преобразования Генриха VIII, которые отвечали чаяниям и желаниям большинства буржуазии и новой знати Провозглашение протестантизма государственной религией, для католиков, умеренный ход реформации Окончательное оформление англиканской церкви, которая заняла промежуточное положение между католической и кальвинистской

Англия по сути была страной победившего капитализма, и этот социально-экономический слой требовал обоснования, что и дала ему реформация. Также необходимо учитывать тот факт, что реформация по своему духу совершенно соответствовала английскому менталитету с его практичностью и деловитостью.

История нового времени. Шпаргалка Алексеев Виктор Сергеевич

12. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

12. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

Непосредственным поводом к началу Реформации в Англии послужил отказ папы римского разрешить Генриху VIII развод с его первой женой Екатериной Арагонской. А причиной этого послужило то, что она являлась теткой германского императора Карла V. Так как папа не желал в тот момент обострять с ним отношения, то совершенно закономерно, что он отклонил просьбу английского короля. В ответ на отказ папы Генрих VIII издал в 1534 г. акт о супрематии (что в переводе с латинского языка означает «верховенство»). Король объявлялся главой английской церкви, в результате этого все католические догматы и обряды сохранялись, но место папы занимал король. Епископат стал опорой абсолютной монархии. В 1536 и 1539 гг. были закрыты монастыри и конфисковано монастырское имущество: здания, золотая и серебряная утварь и, самое главное, обширные монастырские земли.

Овцеводство и производство сукна издавна были основными занятиями англичан и важным источником доходов королевской казны. Англичане называли сукно «наиболее драгоценным продуктом королевства». Цены на шерсть непрерывно росли. Для выпаса овец требовались обширные пастбища. Поэтому землевладельцы захватывали общинные пустоши и выгоны, запрещали крестьянам пасти там скот. Недовольствуясь этим, они разными способами старались отобрать у крестьян их наделы: силой сгоняли крестьян с земли, разрушали их дома, сносили целые деревни. Насильственный сгон крестьян с земли получил название огораживаний.

Захватив крестьянские земли, дворяне разводили на них огромные стада овец. Для обработки полей и ухода за скотом они нанимали сельскохозяйственных рабочих – батраков. «Новые дворяне» забросили рыцарские доспехи и сели за счетные книги. Некоторые из них заводили ткацкие, кожевенные и другие предприятия. Десятки тысяч людей, согнанных с земли, пополняли ряды бродяг и нищих. Правительство издавало против них жестокие законы, предусматривавшие в виде наказания битье кнутом, клеймение раскаленным железом и даже смертную казнь. Большинство этих людей пополнило ряды реформацион-ного движения в Англии.

Больших успехов Англия добилась в правление умной, осторожной, прекрасно образованной Елизаветы I. При ней окончательно оформилась независимая от Рима английская церковь, получившая название англиканской. В 1559 г., когда она взошла на трон, организационное устройство церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англичане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англичане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

Но, несмотря на это, все же в результате рефор-мационного движения в Англии был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

РЕФОРМАЦИЯ

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос В эпоху Вальтера Ралея и в ближайшие

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава IV ПРАВЛЕНИЯ МАЛЬКОЛЬМА КАНМОРА И ДАВИДА I - БИТВА ПОД СТЯГОМ - ИСТОКИ ПРИТЯЗАНИЙ АНГЛИИ НА ГОСПОДСТВО В ШОТЛАНДИИ - МАЛЬКОЛЬМ IV ПО ПРОЗВАНЬЮ ДЕВУШКА -ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ФИГУР - ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕВ ПРИЗНАЕТ ВЕРХОВЕНСТВО АНГЛИИ, НО ОБРЕТАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Из книги Царь грозной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

8. КАК НАЧАЛАСЬ РЕФОРМАЦИЯ Ну а теперь давайте взглянем, что же в описываемое время творилось за границей. Затянувшиеся войны за Италию сделали жизнь в этой стране совсем не уютной. Вторгались французы, испанцы, города переходили из рук в руки, Богатые магнаты пытались

автора Зуев Ярослав Викторович

5.1. Реформация Считается, начало Реформации было положено немцем Мартином Лютером, хоть и до него, конечно, звучали упреки в адрес католического духовенства, лишь для виду соблюдавшего заветы Христа, а на деле погрязшего во всех тяжких. «95 тезисов» Лютера поставили вопрос

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

5.6. «Последняя любовь президента», или Реформация в Англии Надо сказать, что идеи Реформации с величайшей легкостью пересекли Ла-Манш. Тому было несколько веских причин. Во-первых, влияние итальянского банковского капитала в Британии было велико и в прежние времена,

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Реформация Реформация была следствием падения авторитета папства и пробуждения национального самосознания народов Европы. В 1303 г. французский король Филипп IV арестовал папу Бонифация VIII и перенес резиденцию пап в город Авиньон на Роне. В 1377 г. папский престол вернулся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РЕФОРМАЦИЯ Истоки Возрождения и Реформации были во многом общими. Новым культурным запросам отвечали гуманистическое движение и расцвет ренессансного искусства. Но на повестку дня встали такие вопросы, как освобождение народов Европы от духовного диктата Рима и

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ, АНГЛИИ, ФРАНЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских князей и даже от империи Габсбургов. В экономическом отношении разные кантоны Конфедерации

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1533 Реформация в Англии Инициатором Реформации на острове стал король Генрих VIII. Причина резкого поворота эксцентричного короля – поначалу обличителя Лютера и защитника католической веры – к Реформации была весьма прозаична – он захотел развестись с надоевшей ему

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

автора

II.6. Реформация

Из книги Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г. автора Воробьева Любовь Михайловна

Реформация в Ливонии Учение Лютера победило и в Ливонии. Оно нашло поддержку среди немецких колонистов, поскольку стало катализатором давних враждебных отношений между католическими епископами и орденом.Мы помним, что епископ Альберт был вынужден основать

Страна, известная своими реформаторскими тенденциями. Ещё в XIV веке Библия была переведена на английский язык Джоном Уиклифом , а его последователи - лолларды - скрытно продолжали существовать на острове и вести свою проповедь. В 1525 году Уильям Тиндейл напечатал свой перевод Нового Завета, что позволило многим желающим ознакомиться с текстом Библии . Однако решающую роль в Реформации в Англии предстояло сыграть другому человеку. Реформацию в Англии можно в полном смысле назвать «Реформацией сверху», так как во главе её стал английский король Генрих VIII .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Это способствовало вражде между его молодыми современниками и лордом-канцлером, кардиналом Томасом Уолси . Пока Генрих прислушивался к Уолси, он придерживался католицизма и ничего бы против не сделал: в 1521 году он выступил в защиту католической церкви от обвинений в ереси со стороны Мартина Лютера . Сделал он это в книге, написанной, вероятно, со значительной помощью Томаса Мора , под заглавием В защиту семи таинств , за которую он получил от папы Льва X титул «Защитник веры» (Fidei defensor ). (Английские и британские монархи сохранили этот титул до наших дней, даже после того как Англиканская церковь отделилась от католицизма, отчасти потому, что после раскола титул вновь был присвоен, на этот раз парламентом.) Среди врагов Уолси при дворе были те, на кого повлияли идеи лютеранства , включая привлекательную и харизматичную Анну Болейн .

    Анна была воспитана во Франции королевой Клод , и прибыла к английскому двору в 1522 году как фрейлина королевы Екатерины . К концу 1520-х Генрих решил, что его брак с Екатериной должен быть аннулирован. Все рождавшиеся сыновья умирали в младенчестве, а Генрих хотел иметь сына для продолжения династии Тюдоров .

    Генрих объявил, что наследник мужского пола не рождался, потому что брак был «омрачён в глазах Бога» . Екатерина была женой его покойного брата , и следовательно женитьба на ней Генриха противоречила библейским учениям (Лев . 20:21); перед свадьбой нужно было получить разрешение от Юлия II . Генрих утверждал, что этого не было сделано, и поэтому брак никогда не был в силе. В 1527 году Генрих попросил Климента VII аннулировать брак, но папа отказался. Климент находился под влиянием императора Священной Римской империи Карла V , чьи войска в начале того же года разграбили Рим и некоторое время держали Папу в плену .

    Сочетание этих обстоятельств и его увлечения Анной Болейн подогрело его желание избавиться от тогдашней королевы . В 1529 году канцлер Уолси был обвинён в посягательстве на власть короля и его правительства (признание власти папы выше власти Короны) и умер в ноябре 1530 года по пути в Лондон, куда он ехал для ответа на обвинения в государственной измене . Так Генрих оказался открытым для противоборствующих влияний сторонников королевы и тех, кто стоял за отказ от верности Риму, и для которых аннулирование было хорошей возможностью.

    Дискуссия в парламенте

    Кромвель был адвокатом и членом парламента - протестантом, который понимал, как парламент можно использовать для усиления королевской власти, чего хотел Генрих, и для распространения протестантских верований и практик, чего хотели Кромвель и его друзья. Одним из его ближайших друзей был Томас Кранмер , будущий архиепископ.

    По вопросу отмены не казались возможными какие-либо продвижения. Папа боялся Карла V больше, чем Генриха. Анна и Кромвель и их союзники хотели просто игнорировать папу, но в октябре 1520 года собрание духовенства и юристов сообщило, что парламент не может уполномочить архиепископа действовать против запрета папы. Тогда Генрих решил запугать священников .

    Действия короля против английского духовенства

    Оставшись без Уолси, Генрих VIII, чтобы добиться согласия на аннулирование, окончательно решил обвинить всё английское духовенство в посягательстве на королевскую власть. Принятый в 1392 году закон, запрещавший подчиняться власти Папы или других иностранных правителей, ранее использовался на судебных разбирательствах против отдельных лиц. Теперь Генрих, сначала обвинивший сторонников Екатерины, епископов Джона Фишера , Николаса Уеста и Генриха Стэндиша и архидьякона Эксетера Адама Трэверса, решил действовать против всего духовенства . Генрих потребовал от церкви заплатить £100 000 за прощение. Духовенство хотело платить частями в течение пяти лет. Генрих отказал. Церковное собрание ответило тем, что отказалось платить вообще, и потребовало от Генриха предоставить определённые гарантии, прежде чем они дадут ему деньги. Генрих отказался выполнять эти условия. Он согласился только на пятилетний срок платежа и следующие условия:

    1. Духовенство признаёт Генриха «единственным защитником и верховным главой церкви и духовенства Англии»
    2. Король имеет духовную юрисдикцию
    3. Привилегии церкви будут сохранены, только если они не умаляют королевской прерогативы и законов
    4. Король помилует церковь за посягательство на власть
    5. Миряне помилованы также.

    Дальнейшие законодательные акты

    Реформация в Англии при последующих правителях

    После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI , которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет , имевший явную склонность к протестантизму.В 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв , содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор. В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.

    Протестантизм получил распространение во всей Европе, хотя и в форме различных вероучений: лютеранства, кальвинизма, анабаптизма, цвинглианства и англиканства. В истории европейской культуры английская Реформация занимает особое место. Как явление неоднозначное и во многом противоречивое, она оценивается зачастую необъективно, с впадением в некоторые крайности, обозначившиеся в традиционной «школьной» историографии. Одна из этих крайностей – сведение сложного социокультурного процесса к событиям жизни короля Генриха VIII (развод с Екатериной Арагонской и брак с Анной Болейн). Противоположная точка зрения, согласно которой Реформация в Великобритании является величайшим поворотным моментом современной истории, характерна прежде всего для британских историков. Например, Джеймс Фроуд писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англо-саксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества», а Дэвид Гум утверждал, что «английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом». Объективная оценка английской Реформации находится где-то между этими крайними точками, не лишенными, впрочем, субъективности и эмоциональности.

    Характеризуя Реформацию в Англии, можно сказать, что, во-первых, она была движением скорее политическим, нежели теологическим (как в случае с Лютером), во- вторых, она была «островной» – имела четко ограниченные рамки распространения, не выходя за пределы Англии, и, в-третьих, это была не народная, а аристократическая реформа, осуществляемая «сверху». Именно этим объясняется и «половинчатость» данной реформы, ее гораздо менее радикальный характер, нежели на континенте. В частности, это можно увидеть, анализируя важнейший документ английской Церкви – «39 статей» (1571 г.).

    Данный документ является суммарным изложением веры Церкви Англии. Статьи соответствуют умеренному курсу правления Елизаветы I, поэтому характеризуются вероучительной широтой и полиинтерпретативностью. Они сформулированы достаточно пространно и неопределённо, однако их анализ позволяет достаточно четко выявить основные особенности Реформации в Англии.

    «39 статей» являются частью «Книги общих молитв», которая также содержит изложение всех богослужений и треб Англиканской церкви. Однако исследователи указывают на ряд противоречий между текстами «39 статей» и другими разделами «Книги общих молитв». Принято говорить о большей традиционности «Книги общих молитв» и о протестантском радикализме «39 статей». Возможно, это связано с конкретными историческими реалиями: статьи рождались в полемике не только с католиками, но и с крайними течениями материковой Реформации, что отражало две культурные тенденции: унификацию на общеевропейский манер и выделение культуры Англии как уникальной. С точки зрения современного человека, большинство статей посвящены малоактуальным для современного богословия вопросам (целибат духовенства, власть римского епископа, присяга в суде и т.д.), но совершенно не касаются фундаментальных вопросов, относящихся к систематической теологии (например, эсхатологии). Эти особенности документа хорошо отражают специфику английской Реформации в целом – она не была «реформацией богословской», подобно лютеровской.

    По своему характеру английская Реформация менее радикальна, чем европейская. И дело не столько в обособленном, островном положении Великобритании (которое делало контакты протестантов более редкими), сколько в религиозности и традиционности сознания широких масс населения. Для английской Реформации, инициированной «сверху», факт возможного противодействия со стороны населения в случае радикальной смены культурного курса был определяющим. Поэтому правительство нашло некий срединный курс, реформируя часть внешних элементов религиозной составляющей (брак священников, уменьшение количества таинств, отмена иконопочитания, причастие мирян под двумя видами и пр.), не касаясь фундаментальных доктрин, носящих не столь явный для массы подданных характер.

    Особенно важным в аспекте рассматриваемой проблемы является отношение к церкви. «39 статей» подчёркивают, что христианское учение основано исключительно на Священном Писании, то есть последовательно развивает в этом отношении тезис, весьма существенный для протестантов в их борьбе с католической церковью.

    В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

    Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ей в самом широком объеме. Епископы всецело зависели от короны, светские лорды большей частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений.

    Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. Пуритане объявляли основой религии личную веру каждого и отрицали священную монополию духовенства. Они отрицали обряды и утварь, иконы, скульптуры – всё, что противоречило идеалу мирского аскетизма. Пуритане отрицали иерархический епископальный строй. Организационные принципы пуританской церкви, получившей название пресвитерианской, строилась таким образом, что во главе общины стоял пресвитер (старейшина), избранный из среды наиболее почитаемых людей. В сущности это были большей частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. Впоследствии их стали называть индепендентами.

    Итоги реформации в Англии оказались очень серьезными для ее общественно-политического и религиозного устройства. Раздав конфискованные у монастырей земли новой знати и буржуазии, король тем самым создал в их лице себе опору. Таким образом, в стране сформировался слой людей, заинтересованных в продолжении реформ и закреплении существующего положения. Новые дворяне хотели сохранить за собой полученные земли, и поэтому все они единодушно поддержали воцарение Елизаветы I, дочери короля от Анны Болейн, которая взяла курс на сохранение тех изменений, который осуществил ее отец.

    Ещё одним результатом реформации стало создание новой, англиканской, церкви, которая существует и поныне. Умеренный характер преобразований способствовал ее сохранению и даже распространению, в то время как более радикальные течения теряли число своих сторонников.

    Реформация в Англии сыграла определяющую роль в развитии капитализма в стране. Дело в том, что новая религия провозглашала главной целью необходимость материального обогащения и накопления экономических средств. Эта идеология полностью соответствовала чаяниям предпринимателей и буржуазии. Отныне их стремление к увеличению своих доходов получило догматическое обоснование. О дальнейшем углублении реформационных идей говорит факт распространения пуританского течения, которое ратовало за углубление реформ.

    Список использованных источников

    1. История Европы с древнейших времен до наших дней: в 8 т. / Л.Т. Мильская, В.И. Рутенбург, М.А. Барг и др. – М: Наука, 1993. – Т. 3. От средневековья к новому времени (конец XV – первая половина XVII в.). 653 с.
    2. Кареев Н. И. Учебная книга по новой истории [Электронный ресурс]. –URL:http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/479-reformation-in-england
    3. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учеб. по спец. «История» / В. Н. Виноградов, Н. М. Гусева и др.; под ред. Е. Е. Юровской и И. М. Кривогуза. – М.: Высшая школа, 1998. 415 с.
    4. Норт, Дж. История Церкви / Джеймс Норт. – М.: Протестант, 1993. 413 с.
    5. Соколов, В. Реформация в Англии / В. Соколов. – М.: Б.И., 1881. 548 с.

    Доклад на тему “Реформация в Англии” обновлено: 21 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру