Светлая седмица, светлая неделя, пасхальная неделя - святые - история - каталог статей - любовь безусловная.

Светлая седмица (Пасхальная неделя) — праздничная неделя, продолжительностью семь дней, включающий в себя Пасхальное воскресенье и шесть последующих дней до .

Другие названия недели: Пасхальная, Христовочка, Проводная, Гремяцкая неделя, Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, Великоночные святки.

Седмица - сплошная: поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к Причащению нельзя самовольно налагать на себя пост.

Светлая седмица дата в ближайшие годы:

В 2019 году с 28 апреля по 4 мая.
В 2020 году с 19 по 25 апреля.
В 2021 году с 2 по 8 мая.

В православии во всю Светлую седмицу после богослужения проводятся крестные ходы, на которых верующие поют праздничные песнопения и священник всех кропит святой водой. Во время крестного хода звучит праздничный колокольный звон. Православные христиане в этот период вместо как утренних, так и вечерних молитв читают Пасхальные часы.

Традиции и обычаи

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении Светлой Пасхальной Седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей - они закроются только в Светлую Субботу перед 9-м часом.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!»

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
- На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв.
- Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу.
В ожидании этих благодатных посещений, а позднее - в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь.
В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду - понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях.

При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. В Пасхальную неделю девушки coвершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в Великдень первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол. Во время Светлой недели во многих областях устраивались смотры молодоженов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца. В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.
«...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Согласно Священному писанию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознёсся небо.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.

  • В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.
  • На Украине компании парней по обычаю ходили от дома к дому и поздравляли с праздником, за что получали яйца, праздничный хлеб, деньги. Все деньги шли в казну молодежных групп и расходовались, как правило, на проведение осенью и зимой молодёжных праздников с приглашением девчат.
  • На Гуцульщине девка в этот день дарит своему парню крашенку или писанку (пасхальное яйцо). Не даёт сама, а прячет за пазуху, а парень отнимает у неё, слегка поборовшись. Достав яйцо, ведёт девку к воде, обливает водой «на красу и здоровье», бывает, что и искупает полностью. Вероятно от этого обычая, известного и в других регионах Украины, а также Польши, понедельник назывался «поливаный».
  • В Чехии рано утром в пасхальный понедельник (чеш. Červené pondělí) парни выходят с «помлазкой» - пасхальной плёткой. Ищут девчат, которые прячутся или делают вид, что хотят спрятаться. Парни стегают девчат берёзовой метёлкой, можжевельником или плёткой из молодых прутьев вербы, украшенной лентами (говорят, что это омолаживает и оздоравливает). Девушки откупаются крашенками, писанками, угощением.
  • Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. В этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

Вторник — «Купалища»

Во вторник Светлой Седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

На Украине на третий день «Великодних святок» селяне собирались в корчме «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня Великоденских праздников были счастливым временем «гостеваний», молодёжных игр и забав. Взрослые искали в эти дни цветы ряста, а найдя - топтали их приговаривая: «Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать».

Градовая среда, Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.

В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница - прощёный день

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память — иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

Празднуется память — Иконы Божией Матери «Почаевской».

В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».

На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.

В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

Све́тлая неде́ля (Пасхальная неделя) - праздничная неделя, длившаяся от Пасхи до Красной горки.

  • 1 Другие названия недели
  • 2 Обрядность недели
  • 3 Поливальный понедельник
  • 4 «Купалища», вторник
  • 5 Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница
  • 6 Навский четверг (белорус.)
  • 7 Пятница - прощёный день
  • 8 Суббота - Хороводницы
  • 9 «Окликанье молодых» в субботу
  • 10 «Улица»
  • 11 Поминки и сватовство
  • 12 Поговорки и приметы
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Литература
  • 16 Ссылки

Другие названия недели

Пасхальная, Христовочка (костр.), Проводная (белор.), Гремяцкая неделя (чернигов.), Красная неделя, Червоные святки, Святая неделя, Светлая, Великоденская, Великая, Радостная, Славная, Гревицкая неделя, «Велицидни» (полес.), Порознаа неделя, «Великоночные святки» (польск.).

Обрядность недели

Ф. Сычков. Игра в битки. Ф. Сычков. Игра в кучки.

Характерной чертой народной обрядности Светлой недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых.

Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Поливальный понедельник

Великоденский гостинец Подробнее по этой теме см.: Поливальный понедельник.

Сербы Побусный или Водяной понедельник (серб. Побусани понедаљак, Водени понедељак) посвящают поминовению предков и наведению порядка на могилах. этот день относят на могилы и раздают нищим крашеные яйца.

«Купалища», вторник

Обряд обливания водой проспавшего заутреню (М. Э. Андриолли. 1882)

Со вторником в народе связано имя «купалища». старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.

Градовая среда, Ледовый день (белорус.), Хороводница

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

В юго-восточной Болгарии в этот день совершался обряд Мара Лишанка, с целью вызвать дождь и защитить поля от града.

Навский четверг (белорус.)

Подробнее по этой теме см.: Пасха мёртвых.

Первый четверг после Пасхи. Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилы кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту».

В четверг девушки кликали Весну, исполняя на пригорках специальные песни с призывом весны.

В Павловском районе Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день пасхальной недели „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала». У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок. Сходные ритуальные действия совершались в других районах области на Троицу, а в иных местах на зимние святки.

Празднование заканчивалось, но ещё стояли на столах куличи (паски), крашенки и звучало всюду «Христос воскрес!» Так дозволялось отмечать в течение 40 дней - до самого Вознесения.

Пятница - прощёный день

В Белоруссии на прощёный день (белор. Прашчэнне) в Красную (белор. Чырвоную, Вялiкую, Велiкодную) пятницу деревенские девушки умывались на рассвете холодной водой, чтобы в течение всего года быть красивыми и здоровыми. Верили, что «калi гарох пасеяць у Вялiкую П’ятнiцу, та ён вельмi добрэ зародзiць». Тесть и тёща приглашали зятя и его родню на «молодое пиво».

На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща также «сзывают зятниных родных» на молодое пиво. Костромской и Вологодской губерниях варили пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходились молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан был говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

А. П. Рябушкин. гости. 1896

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания. Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи. После посещения их дома «окликальщиками» (см. Вьюнишник) молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось «вьюнинами». «Вьюнины» были важным переходным моментом в жизни молодожёнов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. До них молодой не покидал жены, а после - мог надолго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы. После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых её частично освобождали в предшествующий период.

В этот день - самый разгар молодого веселья. Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

«Окликанье молодых» в субботу

Подробнее по этой теме см.: Вьюнишник.

В ряду весенне-летних увеселений выделяется сборище мужской молодёжи - «окликанье молодых», называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликалыцики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. ней описывался самый приход окликалыциков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликалыциков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если снова попадётся подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить её к себе - к своему семейству, делают для неё и для родных её все, что только может ей понравиться». Приём родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года.

Мотив утешения молодой предстоящим приездом её родственников сменялся в песне окликалыциков советом или скорее назиданием отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая - приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал весёлый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось всё выражением уважения молодожёнам.

«Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодёжи.

В Махловской волости Юрьевского уезда наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором - «бабий вьюнец».

В некоторых местах молодожёнов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром - дети, с 12 часов - взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская волость Семёновского уезда). Утром и в полдень - мальчики и девочки 10-15 лет, в 5-6 часов вечера - женская партия, ещё позже - мужская (Юрьевецкий уезд). Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодёжным окликанием. Обходы дворов молодёжью, построенные по типу колядования, бывали на Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста - в крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.

На Украине также под окнами молодых, поженившихся за прошедший год и не имевших детей, парни под сопровождение музыкальных инструментов пели вьюницкие песни. Галиции (Яворовщина), сообщает В. Гнатюк, ещё в 1870 году исполняли «рындзивки». На второй или третий день компания ребят обходила поздно ночью с музыкой местных молодиц, которые вышли замуж после Рождества и пели:

Гречная панна, красна Ганунейка, Не сама з собою, з вiтцем, з матінкою. Тобі, Ганунейко, риндзівка, А нам писанок кобівка. Тобі, Ганунейко, виградзанє, А нам писанок ціле дзбане. Тобі, Ганунейко, красная пiснь. А нам писанок сорок і шість, Й в коморі на кілочку Висять писанки в ріжочку: Нема кому встати, писанок дати

После окончанию песни молодица выносила несколько яиц-писанок и мелкие деньги. Поблагодарив за подарки ватага шла до следующих молодожёнов.

«Улица»

«Улица» на Полтавщине. 1894

С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Одной из самых распространённых развлечений молодёжи были «улица» (на Украине) или «пятáк» (на юге России) - вечеринки парней и девушек под открытым небом. «Улица», как правило, собиралась в условном, заранее установленном месте: на площади посредине села, за околицей, на зелёном лугу возле реки - в зависимости от местности.

Начиналась «улица» с Великодня и гулялась всё лето - до Семёна-летопроводца (1 сентября). До начала полевых работ молодёжь собиралась ежевечерне, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и праздничные дни. Обычно «улица» проходила весело и живо: с музыкой, танцами, песнями, заигрываниями. Самым уважаемым на «улице» был гармонист. Кроме песен, танцев и хороводов во время «улицы», проводились ещё и другие весёлые забавы, которых много знала наша молодёжь. Там разучивались песни и танцы, жила народная традиция, развивались лучшие товарищеские качества и зарождалась настоящая чистая любовь.

Поминки и сватовство

Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели в некоторых местах было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминовений, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мёртвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику. Поминальными днями этой недели были день Пасхи и Пасхальный четверг. эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Землю усопшие покидали, по распространённым представлениям, в Фомино воскресенье или на Радуницу. По другим представления души умерших естественной смертью возносились на Вознесение, когда «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские».

Во время Пасхальной недели во многих областях устраивались смотры молодожёнов, проводились обряды, закреплявшие их новый социальный статус.

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Через неделю после Пасхи с Красной горки и Радоницы начинали играть весенние свадьбы.

Поговорки и приметы

Каково Благовещенье, такова и Светлая неделя (Пасха). Суббота на святой - юнец (местный обычай Нижегородской губернии).

См. также

Примечания

  1. Платонов, 2007, с. 364
  2. Бальмонт, 1908, с. 92
  3. 1 2 3 4 Сахаров, 1885
  4. Примечание на стр. 71 // Вестник Западной России: историко-литературный журнал. Год 1867; Вильна; стр. 71
  5. Шангина, 2003, с. 98
  6. Амфитеатров, 1904, с. 159
  7. Шангина, 2007, с. 119-121
  8. Побусани понедељак (серб.)
  9. Панкеев, 2001, с. 156
  10. 1 2
  11. Агапкина, 2002, с. 657
  12. Христова, Ревнева, 2005
  13. Мацука, 2011, с. 145
  14. Коринфский, 1995
  15. Громыко, 1991
  16. Гнатюк, 1914
  17. Скуратівський, 1995
  18. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок.D0.93.D1.80.D1.83.D1.88.D0.B5.D0.B2.D1.81.D1.8C.D0.BA.D0.B8.D0.B9 не указан текст

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М.: Индрик, 2002. - 816 с. - (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Амфитеатров А. В. Красное яичко // Сказочные были. Старое в новом. - СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1904.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Современный писатель, 1995. - Т. 3. - 416 с. - ISBN 5-265-03309-2.
  • Бальмонт К. Д. Птицы в воздухе. (Червонные Святки). - СПб.: Шиповник, 1908. - 228 с.
  • Валачобныя песні / склад. Г. А. Барташэвіч, Л. М. Салавей; склад. музычнай часткі В. І. Ялатаў; рэд. К. П. Кабашнікаў; уступны артыкул Л. Салавей. - Мінск: Навука і тэхніка, 1980. - 560 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. - Мн., 1992. - С. 554–612.
  • Волочебный обход, Российский Этнографический музей.
  • Гнатюк В. Колядки і щедрівки. // Етнографічний збірник. - Львів, 1914. (укр.)
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2.
  • Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. - 607 с.
  • Иваницкая З. Н. Писанка: 300 образцов. - М.: Мир, 2001. - 63 с. - ISBN 5-03-003407-2.
  • Грушевський М. С. Історія української літератури, 6 т. 9 кн / Упоряд. В. В. Яременко. - К.: Либідь, 1993. - Т. 1. (укр.)
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. - 2001. - № 9, 16, 23 октября.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология - М.: Наука, 1990.
  • Коринфский А. А. Народная Русь. - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3.
  • Красавік // Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ.
  • Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.
  • Мацука В. Міфасемантыка дзён тыдня: пятніца (белор.) // Фальклор і сучасная культура: матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.-практ. канф., 21-22 крас. 2011 г., Мінск. У 2 ч. Ч. 2. - Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2011. - С. 145–146. - ISBN 978-985-476-946-2.
  • Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю. У. - Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002.
  • Отмечаем Пасху по всем правилам // Газета «Магия и Жизнь» № 7 (2–15.04.2007.).
  • Пасха / Сост. И. А. Панкеев. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001. - 285 с. - ISBN 5-224-02154-5.
  • Пасхальная неделя // Российский Этнографический Музей.
  • Платонов О. А. Красная неделя // Русский образ жизни. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. - С. 364. - ISBN 978-5-902725-05-3.
  • Преданья старины, Основные праздники.
  • Погодин М. П. Древняя русская история до монгольскаго ига - М.: Синодальная тип., 1871
  • Решетников Н. И. Русский народный календарь: пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена. - М.: Олма-пресс, 2005. - 608 с. - ISBN 5-224-04295-X.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. - М.: Современник, 1991. - 129 с. - ISBN 5-270-01376-2.
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. - К.: Т-во «Знання України», 1993.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. - СПб.: Издательство МГУ, 1885. - 245 с.
  • Скуратівський В. Т. Дiдух. - К.: Освiта, 1995. - 272 с. - ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  • Славянские древности. Этнолингвинистический словарь под редакцией Н. И. Толстого - М.: Международные отношения, 1995.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1979. - 286 с.
  • Толстая С. М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому словарю: К - П. // Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. - М.: Наука, 1986.
  • Фаминцын А. С. Древне-Арийские и древне-Семитские элементы в обычаях, обpядax, верованиях и культах славян. "Этнографическое обозрение". - М., 1895. - 50 с.
  • Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. - Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. - М.: Издательство ВГУ, 2005. - С. 7-21.
  • Шангина И. И. Пасхальная неделя // Русские девушки. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-352-02194-1.
  • Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 552 с. - ISBN 5-352-00650-6.
  • Яндова Я. и др. Чешская республика: держава фольклора в сердце Европы. Folklorní sdružení české republiky. Архивировано из первоисточника 18 октября 2012.

Ссылки

  • Пасхальная неделя // Российский Этнографический Музей
  • Пасхальные молебны // Российский Этнографический Музей

Светлая неделя в славянской традиции Информацию О

Когда пасхальная неделя в 2017 году? Она выпадает на период с 17 по 22 апреля. Согласно традиции, вся последующая неделя после Пасхи является для православных продолжением празднества и именуется Светлой седмицей. В это время особенно возбраняется впадать в уныние или усердствовать в работе. Напротив, сердце мирян переполняется радостью, они ходят в гости, обмениваются куличами и крашеными яйцами. Каждый из дней считается светлым, так и называется «Светлый Понедельник», «Светлый вторник» и т. п. Кроме того, они имеют и другие названия, уходящие корнями к верованиям наших праотцев-славян. Седмица должна проходить за богато накрытым столом. Важно, пребывая в праздничном ликовании, не допускать к себе дурных мыслей.

Светлый понедельник 17 апреля

К крестным спешат крестники, к бабушкам - внуки с гостинцами, среди которых крашеные яйца и пироги. Гостеприимные хозяева также, не оставаясь в стороне, дают угощения с собой. Люди навещают друг друга, «христосуются» и обмениваются традиционными пасхальными кушаньями. День этот называют поливальным или волочебным.

Светлый вторник 18 апреля

По старинному обычаю тех, кто умудрился проспать утреннюю службу, окатывали водой. Вероятно, поэтому нередко день именуется «Купалища». Историки твердят о том, что обряд этот языческий и символизирует поклонение земле.

Светлая среда 19 апреля

Редко начиная со вторника, чаще все же с четвертого дня Пасхи девицы водили хороводы. Из-за этого день именовался «хороводницей». Начавшиеся в это время хороводные пляски проводились вечерами до самой Троицы. Молодые люди играли и забавлялись. Но все же вели себя достойно, избегая драк и чрезмерного разгула. В этот день равно, как и в другие Светлой седмицы, невесты привлекали внимание кавалеров. Проходили своего рода смотрины, устраивались разнообразные соревнования.

Взрослые люди в среду старались отыскать цвет ряста, когда находили, то топтали его, не забывая говорить: «Чтобы на следующий год дождаться ряст топтать». Также среду называют «градовой». Тем, кто занимается земледелием, следует зажечь в церкви свечу, чтобы град урожай не погубил.

Светлый четверг 20 апреля

На территории Воронежской области существовала традиция «вождение кобылы». Действо забавное: на обтесанную палку водружали собственноручно сделанную кобылью голову. К другому краю палки привязывался хвост, укладывалось веретье. Каждый, кто желал кататься усаживался на лошадку. Наиболее темпераментный мужчина выряжался в цыгана, водил лошадь по улицам.

Если лошадка падала, то цыгану следовало «погрызть» ее за ушко, чтобы встала. У самого умелого и артистичного коневода кобыла и пританцовывала, и на дыбы становилась, и лягала тех, кто попадался на пути, преимущественно девчат.

Празднества несколько стихали, хотя еще оставались куличи да крашенки на столах, и люди меж собой христосовались. С пригорков в четверг девушки звали весну, исполняя особые песнопения. Иногда после похода в церковь отправлялись убирать на кладбище могилки родственников.

Светлая пятница 21 апреля

Ряд губерний, среди которых Костромская, Тульская, Вологодская отмечали сей день по-особому. Теща приглашала родных зятя на свежее пиво. Или же варили его вскладчину. Когда сливался напиток в лагуны, собравшиеся старики и молодежь выпивали остаток. Отведавший его приговаривал: «Пиво - то не диво, мед не хвала».

Светлая суббота 22 апреля

В деревнях Сибири проходили, звеня колоколами, как бы прощаясь с праздником, потому что пасхальный звон колоколов с этого дня умолкал. Была еще традиция «ублажения гордых». Днем родня жены посещала молодую семью. Если невестка была хороша, то родня молодого всячески угождала ее близким. В Ярославской губернии молодожены отправлялись гостевать к родителям молодой. Застолье именовалось «вьюнинами». Это был новый этап в жизни молодых супругов. До вьюнин муж не имел права оставлять супругу надолго, теперь же мог уезжать на дальние промыслы. А на жену теперь возлагались все обязанности по хозяйству. Ранее она была частично освобождена от них.

В светлую субботу, предшествующую Красной горке, до того, как солнце взойдет, гурьба парней «окликалыциков» ходила с песней по деревне, исполняя ее под окнами молодой супружеской пары.

Для православных вся Светлая седмица является особенным радостным периодом, когда ликует душа и сердце! У церковных «Царских» врат ставят артос. Этот хлеб раздается верующим мирянам: считается, что вкусивший его может излечиться от болезней.

Тип: народно-православный
Иначе: Гремяцкая
Также: Святая (христ.)
Отмечается: восточными славянами
В 2012 году: с 15 по 21 апреля
В 2013 году :с 5 по 11 мая
Традиции: разжигание костров, освящение яиц и куличей, поминание предков, весенне-летние гулянья парней и девушек, качание на качелях, смотры невест, хождение по гостям.

Обрядность недели

Характерной чертой народной обрядности Светлой недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться весеннему празднику. Поминальными днями этой недели были первый (в некоторых местах второй) день Пасхи и Навский четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью. Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на по ним найти дом; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение. Дома усопшие покидали, по распространенным представлениям, на Радуницу, а Землю на Вознесение.

В Светлую неделю, которая считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодёжь и молодожёны. Со Светлой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест.
Вся Светлая неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

«Поливальний или Волочильний понедiлок» (укр.)

В понедельник после Великодня крестники ходили в гости к крёстным родителям, внуки - к бабушкам, неся им гостинцы - пироги и крашенки. Такой же гостинец («волочебный») им давали и с собой. Селяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались крашенками или писанками.

«Купалища», вторник

Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская летопись рассказывала об этом обычае - как о пережитке древнего язычества, связывая его с обоготворением Матери - Сырой Земли.

Градовая среда

Четвёртый день Великодня в Белоруссии назывался «градовой средой» «ледовым днём». В этот день в церкви ставили свечки от градобития. Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер.

Навский четверг (белорус.)

Первый четверг после Пасхи. В Белоруссии в некоторых местах и особенно у католиков бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень - пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины - рушники, и каждый - ленту.

Пятница - прощёный день

На прощёный день в Тульской губернии сзывают тесть и тёща зятниных родных на молодое пиво. В Костромской и Вологодской губерниях варят пиво в складчину. При сливании пива в лагуны сходятся молодые и старые распивать остаток. Каждый из них, отведывая пиво, обязан говорить: «Пиво не диво, и мёд не хвала, а всему голова, что любовь дорога».

Суббота - Хороводницы

Субботу также в народе называли «хороводницей», так как она была разгаром молодёжного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили «с колоколами прощаться», так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.

В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай «ублажать гордых»: в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была «подходящая к дому», старались во всём им угождать и ублажать их желания.
В этот день - самый разгар молодого веселья. В Черниговской губернии к этому дню приурочивается обычай изгнания или «провожания» русалок.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Наступления Пасхи христиане всего мира ждут с нетерпением. Этот праздник особенный, ведь он знаменует Воскресение Христово. Заканчивается Великий пост, а празднования продлятся ровно 40 дней, ровно столько Христос оставался среди верующих со дня воскрешения и до вознесения. Пасхальная неделя, начинающаяся сразу за Пасхой, именуется Светлой Седмицей, эти дни считаются главными в течение всего празднования. В это время верующие обмениваются крашеными яйцами, приветствуя друг друга словами «Христос Воскрес!».

В течение Светлой Пасхальной недели во всех храмах проводятся праздничные богослужения и не смолкает звон колоколов. В народе проводятся массовые гуляния, игры, встречи с родными или близкими, сопровождающиеся праздничными трапезами.

Пасхальная неделя

В 2017 году Пасха выпадает на 1 мая, а празднования Светлой Седмицы продлятся до Фомина воскресенья, то есть вплоть до 8 мая.

Среди названий Пасхальной недели можно встретить такие: Великая, Красная, Велико-Денская и Светлая. Издавна православный люд считал, что после Воскресения Христа солнце неделю не заходило за горизонт, а закатилось только на Красную горку, поэтому вся первая Пасхальная неделя считалась одним днем, в который народ радовался и праздновал.

В дореволюционной России вся неделя была выходной, работать в это время было не принято. Светлая Пасхальная неделя - время свершения благих дел, щедрых даров и великодушных поступков.

Традиции Пасхальной недели по дням

Христианский праздник тесно переплетен с древними славянскими обычаями, знаменующими начало весеннего равноденствия. Именно поэтому религиозные и языческие традиции слились воедино на время празднований Светлой Седмицы. Дни Пасхальной недели:


Названия дней во многих областях отличались, так у восточно-украинских народов и даже поляков понедельник называли поливаным, у гуцулов он именовался волочильным, а у сербов - водяным. Белорусы называли среду ледовым днем, а пятницу - прощеньем.

Православные обычаи

Среди верующих христиан почти все обычаи Светлой недели живы до сих пор:

Кроме соблюдения этих традиций в течение Пасхальной недели еще поминают усопших. Происходит это дважды: в понедельник и четверг. Эти события вовсе не считаются грустными, не противоречат праздничному настроению. Верующие считают, что души умерших вернулись к живым вместе радоваться празднику на эти дни, надеясь на свое воскресение. Поминовение умерших происходит только на кладбище, где на могилах оставляют снедь, впоследствии собираемую проходящими нищими.

В такие дни запрещается стирать и шить, иначе можно замутить перед умершими воду или зашить им глаза.

Обряды пасхальной недели

Пасха - праздник обновления, возрождения, потому на Светлую неделю выпадает множество обрядов с традициями, которые связаны с заключением брака, молодежных гуляний, смотрин. В разных деревнях отличались сами обряды:

  • В одних девушки, наряженные в свои лучшие платья, соревновались в ловкости, сбивая длинной расписной жердью деревянные фигуры. Именно самую ловкую и меткую и высматривали себе парни со всей округи.
  • В других областях наряженные девицы собирались на церковной площади, чтобы покрасоваться, а после катались верхом по всему селу.

Пасхальная неделя также привлекала молодежь возможностью совершить некий магический обряд, призванный ускорить замужество, например, гадания.

Многие верят, что рожденный во время пасхальной недели младенец будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни.

Игры и забавы

Всю Светлую Пасхальную неделю люд веселился, каждый день ходили в гости, собирались с близкими за праздничной трапезой, а потом пели, танцевали, водили хороводы, всячески веселились, просто радовались. Среди расхожих пасхальных забав, к сожалению, утраченных или забытых сегодня:


Кстати, считалось, что во время катания на качелях ветер сдувает грехи с человека.

Завершение Светлой недели

Последний день пасхальной недели называют по-разному. Чаще всего его именуют:

  • Фомино воскресенье, связано оно с тем, что впервые воскресшего Христа увидел апостол Фома, но не поверил, что узрел чудо.
  • Антипасха, то есть день, подобный Пасхе, такой же радостный, праздничный. Этим воскресеньем праздничная литургия служится последний раз, а алтарные врата в храмах закрываются.
  • Красная горка, названная так, поскольку все гулянья происходили на оттаявших пригорках или красивых (красных) горках. Именно этот день оповещает всех, что наконец-то пришла весна.

Пик празднований пасхальной недели приходится именно на это воскресенье. Днем проводится множество игр, повсеместно собираются шумные веселые толпы, поют и забавляются все - от мала до велика. Среди праздников пасхальной недели Красная горка в народе пользуется славой свадебного дня, молодежь стремится именно в это время вступить в брак, поскольку по народному поверью, кто женится на Красную горку, тот не разведется вовек.

Незамужняя молодежь со всей округи обязательно участвовала в гуляниях и играх, а отказ мог привлечь несчастье.

За первой пасхальной неделей следует Фомина неделя, а сами праздники еще продолжаются, но традиции и обряды уже значительно будут отличаться от Светлой Седмицы.