Современные методы конспектирования. План-конспект лекции

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Слово «конспект » пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла .

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1 .

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2 . Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3 .

Рисунок 3. Оболочка план – конспекта

Обучающиеся обычно получают огромное количество информации на лекциях, и чтобы суметь записать всю необходимую информацию, важно знать методы конспектирования . В этой статье мы расскажем о самых популярных из них. Но в начале давайте разберемся с основами.

Происхождение понятия

Это понятие пришло в немецкий язык из латинского, где обозначало очерк, обзор, вид. Если детальнее проследить этимологию слова, конспект – это краткое изложение чего-то. При этом в нем допускается доля творчества. То есть человек, пишущий конспект, обдумывает значение воспринимаемой им информации, и самостоятельно определяет важность тех или иных блоков, выделяя их определенным образом. Выделения эти могут носить настолько индивидуальный характер, что будут понятны только конспектирующему. Благодаря конспектам родилось множество различных жанров научных исследований: кодексы, комментарии, лекции и т. д.

Конспект и стенография

Логично возникает вопрос, в чем отличие конспекта от стенографии, ведь и то и другое предназначено для фиксации услышанной информации. Но основное различие в том, что запись стенографиста способен расшифровать как минимум другой стенографист – здесь используются строго определенные знаки. Конспект же может быть записан настолько индивидуально, что будет понятен только автору. При этом он всегда может вернуться к записям и воспроизвести написанное. К тому же основная задача конспекта – не дословно скопировать информацию, а переложить ее смысл.

Корнельский метод конспектирования

Метод конспектирования Корнелла получил свое название от одноименного университета, где работал его автор – профессор Уолтер Пок. Благодаря своей универсальности он стал самым распространенным методом.

Суть его лежит в том, что лист надо вертикально на три поля: снизу выделяется полоса шириной около 7 см, а оставшаяся часть листа делится вертикальной линией на две части. Справа записывается то, что говорит лектор. После лекции в левой стороне записываются как можно больше кратких сопутствующих реплик, которые полнее раскрывают информацию из правого поля.

После этого в нижнем поле кратко записывается основная мысль лекции, сравнение ее с другими лекциями. Этот метод конспектирования помогает надолго запомнить изложенную информацию. Также полезно каждый день просматривать лекции, чтобы воспроизводить ее в памяти.

Схематический план

Данный метод конспектирования похож на предыдущий по форме заполнения. Но для него в начале лекции в левой части записываются короткие вопросы, на которые надо дать ответы из 2-3 предложений. Как правило, такие методы конспектирования используются для записи информации под диктовку. Поэтому для них применяются специальные знаки конспектирования, например, стрелочка, чтобы обозначить следствие или причину. Также применяется выделение цветом, сокращенные латинские обозначения и т. д. Такой метод конспектирования подходит для лекций, где основная информация излагается в виде причинно-следственных связей.

Опорный конспект

Данный метод конспектирования разработал В.Ф. Шаталов – донецкий учитель физики и математики. Сегодня этот метод конспектирования используют также в гуманитарных науках. А все потому, что опорный конспект дает возможность образно проанализировать причинно-следственные связи между различными событиями или историческими периодами.

Основная идея метода – каждая тема записывается в виде опорных знаков, общих для всех учащихся. В одной теме может быть не более 10 мини-блоков. Опорами выступают слова или символы, рисунки или знаки, которые несут определенный блок информации. Это позволяет вносить творческую струю в обучение, лучше усваивать материал. Например, дома ученик составляет опорный конспект, а на уроке расшифровывает схему знаков.

План-конспект

Такой метод конспектирования чаще используют в гуманитарных науках. К нему предварительно надо подготовиться. В начале пишется план лекции, выделяя разделы и подразделы, основные вопросы каждого пункта. Затем во время лекции каждый из этих пунктов дополняется и раскрывается излагаемой информацией.

План-конспект немного похож на другие методы конспектирования, но имеет перед ними и свои преимущества. Прежде всего то, что основные тезисы и заголовки можно заранее записать без сокращений, а потому они всегда и всем будут понятны. Имея перед собой четкую структуру будущей лекции, ученикам легче делать пометки, проще воспринимать материал целиком. Для исторических наук этот метод конспектирования удобен тем, что можно вставлять ссылки на источники, нужные цитаты.

Текстуальный конспект

Метод очень похож на предыдущий метод конспектирования. Но отличается он формой записи информации. В его основу ложатся цитаты и высказывания, которые затем дополняются уточняющими тезисами, которые их поясняют.

Его редко применяют в школе. В основном метод востребован студентами исследовательской направленности – тех, кто работает с воспоминаниями, дневниками, перепиской. Цитаты и их пояснения помогают раскрыть личность исследуемого автора.

Некоторые литераторы и историки даже составляют картотеки высказываний определенных авторов. Их можно сортировать по темам, датам, упоминанию других личностей и т.д. На основе таких картотек опытный лектор легко может провести доклад или лекцию.

В качестве заключения

Конечно, это далеко не методы конспектирования, которые известны миру. К тому же, чтобы изучить каждый из них, стоит углубиться в тему чуть дальше, чем это обозначено в данном материале. Основная его задача – дать представление о том, какие методы конспектирования сегодня используют для запоминания излагаемого материала.

валентина Писарева
Основные приемы написания конспектов, рабочих записей на педсовете

Конспект – в переводе с лат . «обзор» , «изложение» - это систематическая, логически связная запись устного или письменного текста. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное количество времени требуется передать большой объем информации, из живой речи вычленить самое главное и существенное. Это отличный способ упорядочивания информации в голове. Но конспект- это не точная запись изучаемой информации слово в слово, а запись смысла , сути, самого главного, поэтому каждый конспект – неповторим , уникален и непохож на другой. Когда человек пишет конспект , он выполняет своеобразное «свертывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Все остальное выкидывается : в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта , не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи .

Основное требование к конспекту- запись должна быть систематической, логически связанной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. Внимательное слушание и конспектирование предполагает интенсивную умственную деятельность.

Задачи конспектирования :

1. Способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала.

2. Помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов.

3. Формирует умение ясно излагать чужие мысли своими словами.

Основные приемы конспектирования можно разделить на 3 группы :

1 Группа. Сокращение слов, словосочетаний, терминов.

Эти приемы осваиваются легко и включают :

1)аббревиатуру и гипераббревиатуру терминов.

Аббревиатура- сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (ДОУ, ФГОС,ФЭМП, ППРС,СРИ,НОД,ЗОЖ, зам. зав., детсад) . Это эффективное средство, ускоряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи .

Гипераббревиатура- это аббревиатура одной буквой. Существует два основных приема применения этого способа скоростного конспектирования . 1-обозначение слова начальной буквой с точкой (С. -стандарт, О. -образование, А. -адаптация) . Такой способ допустимо применять на коротком интервале однородного текста. 2-начальная буква обводится линией- буква «в обертке» (Д –деятельность, И -игра, Ц- цель) .

Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов.

2)кванторизацию- переворот начальной буквы. Этот способ конспектирования придумал и ввел немецкий математик Георг Кантор, получившимся знакам дали название кванторов. Давайте воспользуемся приемом Кантора и сами введем сокращения для часто встречающихся слов в сфере дошкольного образования :

Программа, -дети, -родители, -блоки, -социализация.

3)иероглифику и пиктографию.

Использование иероглифической записи . Иероглифы- наиболее древние китайские изобразительные знаки.

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их отдельных элементов при конспектировании очень эффективно , если ввести их в свои записи , придав им какой-нибудь смысл.

Использование пиктограмм. Пиктография- отображение содержания сообщения в виде рисунка. Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зрительной памяти : ведь самая сильная память у человека- зрительная.

Пиктограммы следует применять везде, где только можно : этот прием дает блестящие результаты и в ускорении записи , и в удобстве чтения и запоминания.

4) способы записи окончаний . Это прием пропуска букв и обозначение пропущенных букв дефизом (к-рый- который, кон- ция -концепция, р-е-развитие, ф-е- формирование, ф-ция- функция, сам-но- самостоятельно) .

Рассмотренные приемы записи слов , символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тренировки выполняются автоматически.

2 Группа. Переработка фразы .

Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы . Приемы конспектирования фраз более сложные , так как требуют осмысления и творческой переработки текста . Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи , так и в последующем восприятии и запоминании текста. Основной идеей является перекодирование и свертывание текста. Они включают :

1) пространственную запись . Это прием использования при конспектировании длины и ширины листа бумаги. Сюда относится составление таблиц, графиков, схем. Например, берем такой текст : «В содержание программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО входят пять образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , которые, в свою очередь, подразделяются на блоки…» Конспектируем данную информацию в виде схемы :

Содер-е П.

Позн-е р-е Физич-е р-е Реч-е р-е Соц-ком р-е худ-эст-кое

«ФЭМП» «Р-е позн-

исслед-кой Д»

Эффективность данного приема состоит еще в том , что всегда можно вернуться назад и дополнить схему.

2)приведение фразы к эквивалентному виду. Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста , творческой его переработки и высокой скорости мышления. По ускорению записи этот прием наиболее эффективен . Суть его заключается в том, чтобы найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направлениях : подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов или сформулировать то же самое другими словами, устранив, например, некоторые прилагательные. Берем текст : «В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С конца 2013- начала 2014 годов запущена программа модернизации дошкольного образования. Вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации» , в котором впервые дошкольное образование становится первой ступенью в образовании…» Короткая запись : «ДО- первая ступень в образ-и (закон «Об образ-и в РФ»

3)свертывание фразы с использованием контекста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что русский язык обладает избыточностью около 80%.То есть, если из текста убрать не 80%, а меньше символов и слов, то можно и текст сохранить, и читать его будет несложно. В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контекста и, поэтому, легко по нему восстанавливается. Например, если темой лекции является : «Презентация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» , то из фразы «разделы образовательной программы» можно оставить «разделы» . Следующим кандидатом на удаление является группа сказуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с перечислением (типа «состоит» , «включает» , заменяются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

3 Группа. Использование цвета.

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта . Для этого можно использовать цветные фломастеры.

Данная группа включает довольно просто осваиваемые приемы :

2)работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

Можно выделять информацию цветом по степени важности. Поэтому, красным цветом в контексте выделяют самые главные места (определение, формулировки законов, синим- теоретический материал, зеленым- примеры. Не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

Техника рационального конспектирования- это один из основных навыков обучающихся , преподавателей и научных работников . Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятельно изобретенная техника конспектирования оказывается примитивной.

source
Описание:
Методы ускоренного конспектирования и чтения

1) организация конспекта; 2) скорос- тное конспектирование; 3) обработка конспекта и его подготовка к чте- нию.

2.2. Организация конспекта
Размещение записи
1. Всю ширину страницы для записи текста целесообразно разде-
лить на 3 поля, соотношение между которыми и назначение каждого из них определено далее.

Первое поле предназначено для знаков акцентирования, второе – для
основного текста, третье – для пояснений, дополнений и примечаний.
2. Если конспект ведется в обычной общей тетради (что чаще всего
и бывает), а не на отдельных листах формата А4, то размещать запись лучше не вдоль страницы тетради, как это делается в книгах, а попе- рек, что позволяет: более рационально использовать поле страницы, особенно с учетом п.1, поскольку при такой разметке поле для записи основного текста становится слишком узким; не отвлекать внимание на соседнюю страницу, особенно если

3. Знаки акцентирования применяются для выделения, привлечения
особого внимания к отдельным частям текста конспекта (можно исполь-
зовать и при работе с книгой), а также для пояснения роли этого места в тексте. Примерами знаков акцентирования являются:
! – особое внимание; !! – повышенно
нимание; !!! – особенно важно; ? – неясно, следует обратиться за консультацией; к учебной литературе; NB – (от лат. nota bene – заметь хорошо), взять на заметку для даль-
нейшей проработки;
N – противоречие; ^ – см. выше, повтор;
или – итог, заключительная мысль; Д. С. – материал для справки (а не для запоминания); >, v – сделать вставку в текст, дополнить его; Р. S.– напис ание после, дополнение ставит ся часто, если лектор,
возвращаясь к ранее изложенному, рекомендует дополнить текст с ука- занием соответствующего ме ста в конспекте.

4. Дополнения и примечания, размещаемые в третьем поле, как пра-
вило, носят характер рекомендуемо
тературе или ссылки на соответствующий источник; при этом такая запись делается либо словами, что более наглядно, либо номером источника по рекомендованному лектором перечню литературы и дру- гих опубликованных источников, который берется при этом в квадрат- ную скобку, например . Наиболее часто это встречается, если лектор говорит, что идея или формулировка такая-то, приведенная формула или рисунок, таблица находятся в определенном источнике или при- надлежат автору, на что и делается соответствующая ссылка.

5. Рекомендуется оставлять свободные места в тексте конспекта для
дополнительных записей, особенно если это рекомендует сделать лек- тор со ссылкой на соответствующие источники,
а также для последую- щего заполнения этих мест материалом, который слушатель не успел записать (при этом не следует пытаться восполнить пропущенный текст, заглядывая в конспект соседа, поскольку будет потерян темп записи и возникнет хроническое отставание от лектора).

6. Интервалы между строками в тексте конспекта должны быть в
1,5–2 раза больше размера букв, чтобы вносить исправления, делать необходимые вставки в отдельные строки.

7. Рубрикацию (от лат. rubrica – заглавие; написанное красной крас-
кой, от ruber – красный), т. е. заголовки разделов, подразделов необхо
димо четко выделять (желательно с помощью цвета) или более крупны- ми буквами с отступами от предыдущего и последующего текстов .

8. Перечисления в тексте можно делать с нумерацией, как правило,
цифровой, или, что удобнее, без нумерации, а с отступами в тексте и использованием дефиса или других символов.

9. Нумерацию лекций и ее дату в тексте проставлять не рекоменду-
ется, а если это делается, то на левом поле, чтобы не разрывать основ- ной текст лекции в конспекте.
Использование цвета

1. Красная строка. Начинать новую тему, параграф с красной строки
в буквальном смысле этих слов. В конспекте следует выделять начало разделов, тем, пунктов красной ст рокой, выделяя цветами заголовки разных уровней или отчеркивая концы пунктов (в книгах для подобных целей пользуются разными шрифтами). Этот прием особенно эффекти- вен, если конспект используется в справочных целях.
2. Правило “светофора”. В ряде случаев можно воспользоваться пра-
вилом “светофора”, т. е. подчеркивать или зачеркивать соответствую- щим запрещающим цветом (красным) то, что не надо делать, и разре- шающим (зеле

3. Работа цветом по важности. Словосочетание “красной нитью”
Поэтому красным цветом в конспекте следует выделять те места текста, на которые обращает внимание лектор: опре- деление ключевых понятий
ьма удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конс-
пектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения – зеленым, а прочий текст – си- ним или черным

4. Работа цветом по соответствию. Идея этого приема такова –
одинаковым цветом записываются свя
нные между собой части мате- риала (текстового или иллюстративного). Чаще всего этот прием при- меняется в следующих случаях:
– описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей,
при этом разными изображаются составные части схемы или конструк- ции и тем же цветом дается их описание;
– запись динамики определенных процессов или положений состав

5. Изображение разными цветами и при необходимости описание
семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер (на практике для этих целей обычно используют пунктирные, штрихпунк- тирные и другие штриховые линии, но их применение более трудоемко и менее информативно).


2.3. Методы и приемы скоростного конспектирования

1. Уменьшение размеров рукописных букв в разумных пределах,
2. Писать следует “вязью”, т. е. не отрывая ручки от бумаги, что
существенно (не менее, чем в 2 раза повышает скорость записи).
3. Использование в определенных пределах приемов стенографии.


Методы и приемы скоростного конспектирования
слов и словосочетаний

1. Обозначение некоторых часто употребляемых слов и словосочета-
ний начальными или начальными и конечными буквами. Например:
– м. б. – может быть; д. – должен; т. е. – то е сть; т. к. – так как; и т. д.
– и так далее; и т. п. – и тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочие; р–м – рассмотрим; п–м – получим; с–т – суще ствует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как мало инфор-
мативных знаков (обеспечивающих, главным образом, вокализацию
истом виде теряется инфор-
мация о падежах и других грамматических особенностях записи, можно использовать смешанный прием: сохранять гласные лишь в окончаниях (например, трбвния, тргвля, зрбтная плта и т. п.).

4. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве
(например, отмена частной собственности – отм ча сбствти; несвоевре- менная выплата заработной платы – нсврмая вы зрбтной плты).
5. Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (на-
пример, работа – р–та; философия – ф–ия; менеджмент – м–нт; марке- тинг
6. Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в
конце не сколькими буквами (например, конференция – кф, комиссия – кия, количество – клво и т. п.).
7. Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений и
союзов (например, который – крый, чтобы – чбы и т. п.).
~ – “ение” или “ание”, – “иче с- кий”. Применять эти символы можно как в сочетании с обычным тек- стом, так и с сокращениями всех видов, в частности с кванторами: – существует, – существование, соц. – социальный, соц1 – социалис- тический.

Сокращения (аббревиатуры)

– сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. – город,
обл. – область);
– названия месяцев и дат; – телеграфные графические сокращения (тчк, зпт
условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см); – сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк,
квит. №, расч.счет);
– традиционные текстовые сокращения, принятые во всех разновид-
ностях письма (т. д., т. п., с. г., см., напр., пр., др.);
– официальные наименования организаций, учреждений, предприя-
тий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел и т. п.);
– названия некоторых материалов (кожимит, лавсан и т. п.); – названия изделий, машин и приборов (мопед, РЭС, РЛС, запчасть и т. п.); – названия документов (ГОСТ, О СТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ и т. п.); – наименование должностей
еных званий и степеней (акад., член-
кор., проф., доц., д-р экон. наук,ст. науч. сотр., зав., зам., и.о.);
3. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произноше-
ния.

4. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий,
организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.
5. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять
тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.
6. Слово год после дат сокращают, оставляя одну букву “г.”, а после
нескольких дат ставят буквы “гг.” (точка между ними не ставится). На- пример: 2001 г., 1996–2000 гг.
7. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая
последний год на две первые цифры и употребляя слово год в един- ственном числе. Например, в 1998/99 учебном году.
8. Рубли и копейки сокращаются “руб.

Гипераббревиация
Гипераббревиация (от греч. hyper – над, сверх) – это аббревиатура
одной буквой. Существуют два основных приема применения этого спо- соба скоростного конспектирования.
1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. –
рименением букв в обертке.
Например, A – алгоритм, a – анализ, C – система, Э – экономика и т. п..
В группе – общепринятых это, прежде всего: математические и логические символы: +, –, =, х, :, >, – знак принадлежности, составная часть (например, А В);
– знак импликации (от лат.implico – те сно связываю) – одна из
логических операций, ей соответствует связка “если, то”;
&– знак коньюнкции (от лат. conjunctio – союз, связь) – одна из логи-
ческих операций; отражает употребление союза “и” в логических выво- дах;
V – знак дизъюнкции; соответствует союзу “или”;
– знак отрицания – одна из логических операций, отражает упот-
ребление выражения “неверно, что…”.
В каче стве удачных примеров применения придуманных иерогли-
фов, получивших определенное распространение, можно привести: – противоречие; – точка зрения; N – наоборот; – взаимосвязаны; – такой, что и т. п.

В пиктографическом письме возможна метафорическая или условная символика (напри-
мер, два соединенных сердца – “любовь”, прямоугольник в круге – “нет проезда”.
Примеры пиктограмм при конспектировании: f(x)^ – фун- кция f(x) возрастает, f(x)v – убывает, f(x)^ – возрастает и ограничена сверху; = –самолет с треугольным крылом и двумя реактивными дви- гателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа.


Использование сокращенной и
символической записи иноязычных слов

ема являются следующие сокращения заимствованных слов: if – “если”, use – использовать; iff – “тогда и только тогда, когда…”; const – посто- янный; var – переменный; idem – “одно и то же”; inv – инвариантный, не зависящий; lim –“предельное значение”.
2.5. Скоростное конспектирование фраз

Основной идеей при этом является психологическое перекоди- рование и свертывание (свертка) текста
Свертывание фразы с использованием контекста
о из текста при конспекти-
ровании убираются те слова, которые можно без труда восстановить по контексту.
В первую очередь (как ни странно) из фразы может быть удалена
группа подлежащего, поскольку оно, как правило, совпадает с на- званием и содержанием контекст а и поэтому легко по нему восста- навливается.
Например, если темой лекции является рациональное конспектиро-
вание, то из фраз “конспект применяется для …”, “достоинствами кон- спекта являются …” можно оставить “применяется для …”, “достоин- ства …

сть словосочетания, кото-
рая по смыслу дублирует другую его часть,
Следующим кандидатом на удаление из фразы является группа ска-
зуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с пе- речислением (типа “бывают”, “со стоит”, “включают”, “различают” и т. п.), заменяются графическими символами (вилкой или скобкой – см. ниже).
Свертывание текста путем использования
макроконтекста

Или в экономическом тексте вместо фразы “прибыль как разность между доходами и расхода- ми …” пояснение может быть опущено, поскольку оно хорошо извест- но даже начинающему изучать экономику.
Для свертывания записи фразы за счет макроконтекста надо пони-
мать смысл лекции, этот прием неприменим для бездумной записи.

Скоростное конспектирование путем преобразования фразы

найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую.
Поиски же такой фразы можно вести в следующих основных направлениях:
– подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов
(например, с использованием известных слов иностранного языка);
– сформулировать то же самое другими словами, устранив, напри-
мер, некоторые прилагательные, выполняющие лишь функции “укра- шения” или “эмоциональности”;
– подобрать более короткий текст, при этом состав оставляемых или
заменяемых слов должен быть ориентирован на используемую систему сокращений слов и словосочетаний.

“запись лесенкой

Использование табличной записи
Этот прием применяется как компактная форма классификаций, пе-
речислений и позволяет избежать повторения многих, как правило, од- нородных слов.

Т. е. следует брать книжные и другие печатные тексты и пытаться их преобразовывать по принципу: тот же смысл меньшим числом слов и символов. Вторым направлением тренировки приобретения навыков является конспекти- рование текстов первоисточников, учебной литературы, что полезно и с точки зрения дополнения и обработки конспекта.

После завершения конспектирования лекции конспект должен быть
подвергнут обработке, которая необходима для повышения его инфор- мативности и полноценности.
Обработка конспекта проводится в два этапа: – на первом этапе в процессе изучения дисциплины в течение семе-
стра в конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются опре- деления, вносится дополнительная информаци

из рекомендованных источников, на что в ходе лекции обычно указывает преподаватель (для этого в конспекте следует оставить свободное место), проставляются дополнительные знаки акцентирования;
– перед сессией и в ее процессе проверяется комплектность конс-
пекта, вносится пропущенная информация, снимаются вопросы путем общения с коллегами и преподавателем.





чтении




Основные способы чтения и нормативы их скорости


водится их анализ и оценка.
Принято выделять пять основных недостатков традиционного мето-
да чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения .
1. Регрессия – это непроизвольные, механические, повторные фик-
сации глазами одного и того же участка текста
Повторное чтение це- лесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.
2. Артикуляция – это движение губ, языка и других органов речи при
чтении
3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко
воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда
5. Отсутствие внимания являет ся одновременно и причиной, и
следствием замедленного чтения снижения понимания и запомина- ния текста.
Основные способы чтения и нормативы их скорости
Углубленное – при котором обращается внимание на детали, произ-
водится их анализ и оценка.

3.2. Методы и техника быстрого чтени
1) использующие различные приборы (фразоскопы, пейсеры и т. п.); 2) без применения приборов; 3) комплексные с использо- ванием обычных педагогических приемов, кинофильмов и приборов.
Чтение без регрессий
Чтение без артикуляции
При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответ- ствующих пунктов мозгового возбуждения
равильно разучить и выстуки-
вать ритм, для чего необходимо соблюдать правила выполнения этого упражнения и многократно повторять его. Эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно, работая с текстом, непрерывно выстукивает ритм (а не заменяет его, например, записью и воспроизведением с помощью магнитофона и т. п.) и контролирует правильность звучания на слух.


для преодоления артикуляции



кисти.

Основные правила выстукивания ритма при чтении
для преодоления артикуляции
1. Ритм выстукивается собранными вместе пальцами правой руки
по твердой поверхности стола ударами в одну точку твердо, уверенно, четко. При этом левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находит ся в обоих полу- шариях коры мозга.
2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только
кисти.
3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное –
обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

таблицы Шульте
Итак, основные правила работы с таблицами Шульте (или буквен-
ными таблицами):
– во всех таблицах находить цифры (буквы) необходимо беззвучным
счетом в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать все таблицы можно в любом порядке. Найденные цифры указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания не дол- жно превышать 25 с, с постепенным сокращением этого времени путем наращивания скорости считывания;
– перед началом работы с таблицами взгляд фиксируется в их центре
и необходимо видеть всю таблицу целиком;
– при поиске следующих по порядку цифр разрешается фиксация

глаз только в центре таблицы, а горизонтальные движения глаз (точнее говоря, их сканирование) запрещены;
– при выработке приемов считывания таблиц можно проводить эти тре-
нировки без карандаша, используя только поисковые движения взглядом.
Развитое перифериче ское зрение у читающего – есть та достаточная
обратная связь
Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания
текста заст авляет читателя активно вторгаться в структуру и содер- жание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

И практически только 20–25 процентов объема текста несут основной смысл для конкретного чит ателя и данного вида чте- ния.




ническим и смысловым.



Дифференциальный алгоритм чтения
Третьим приемом, которым пользуются читатели для запоминания
текста, является реципация, или мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
Понять текст – значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

Особенностью зрительной памяти является то, что стремясь вспом-
нить какую-либо мысль, формулу или цифру из прочитанного, предва- рительно представляют, в каком месте страницы книги и каким шриф- том эта формула напечатана.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, меха-
ническим и смысловым.
Механическое запоминание происходит без осознания связи между
его элементами, например, путем многократных повторений («зубреж- ка»).
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количе ства
информации в результате ее фильтрации. Оно более экономично, емко,

Семь золотых правил быстрого чтения
Итак, в заключение в порядке подведения итогов анализа и опис а-
ния основных методов и приемов быстрого чтения приведем семь золо- тых правил быстрого чтения .
Первое – читать без регрессии. Второе – читать без артикуляции.
Третье – расширять поле зрение и читать вертикальным движением
глаз.
Четвертое – читать по интегральному алгоритму чтения. Пятое – читать по дифференциальному алгоритму чтения, выделяя
доминанту и основное смысловое значение текста.
Шестое – постоянно развивать свою память и внимание. Седьмое – постоянно тренироваться, выполняя ежедневно обяза-
тельную норму: чит ать две газеты, один журнал (профессиональный) и 50–100 страниц книги, соблюдая при этом все указанные приемы.
При должной целеустремленности, желании, усердии и терпении
успех вам обеспечен : скорость чтения может быть повышена в 3–5 (а иногда и
более) раз. Общая продолжительность обучения при ежеднев- ных занятиях в 1–1,5 часа зависит от индивидуальных особенностей обучающегося, но в среднем она составляет 3–6 месяцев. При этом весьма желательным является использование в каче стве дополнения рекомен- дованной литературы.

Учебник быстрого чтения

В сфере мышления первый шаг часто оказывается самым трудным. Последующие шаги все более легкие. Чем больше вы учитесь, тем легче вам учиться дальше.
Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой,
Для достижения наилучшего эффекта попросту размещайте указку под той строкой,
которую читаете, и плавно двигайте ее по мере чтения.

РЕЗЮМЕ
1. Естественный инстинкт ребенка использовать при чтении указку является правильным. 2. Наилучшими указками служат тонкие ручки или карандаши,
вязальные спицы или даже восточно-азиатские палочки для еды.
3. Указка должна плавно двигаться под строкой. 4. Нужно управлять глазами
помощью указки только при движении вниз по средней
части страницы.
5. Указка обеспечивает повышение скорости, улучшает концентрацию и понимание текста,
а также снижает утомляемость глаз.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Используйте лучшую из имеющихся у вас на данный момент указок, продолжая в то же
время искать идеальную.
2. Прочтите данную главу повторно, пользуясь при этом указкой. 3. Используйте указку при чтении газет и жу рналов, которые обычно покупаете. 4. Время от времени "подгоняйте" себя с помощью указки, читая чуть быстрее, чем вам
удобно.




которое указываете пальцем.


1. Установите, сколько слов вы способны видеть с каждой стороны центрального слова без
необходимости двигать глазами.
2. Установите, сколько слов вы способны отчетливо видеть выше и ниже того слова, на
которое указываете пальцем.
3. Проверьте, в состоянии ли вы сказать о наличии в верхней или нижней части этой
страницы какого-то числа, а если оно есть, то что это за число.
4. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на данной странице. 5. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на противоположной странице. 6. Видите ли вы рисунок или схему на одной из этих страниц? 7. Если вы видите рисунок или схему, способны ли вы точно или приблизительно

На самом же деле под четкое центральное зрение отводится всего 20 процентов вашей
системы "глаз/мозг", в то время как остальные 80 процентов обслуживает периферическое зрение

РЕЗЮМЕ
Использование методов метауказывания значительно увеличивает преимущества
использования визуальной указки. Основные методы метауказывания таковы:
охват пары слов; переменный охват; обратное чтение — проход в обратном направлении; "S"-образное движение; зигзаг; петля; вертикальная волна; двойная указка; ленивое"S".
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Испробуйте на практике каждый из методов метауказывания в течение, по меньшей мере, пяти
минут, меняя в процессе работы скорость чтения и глубину понимания. Такое время необходимо для того, чтобы дать мозгу возможность привыкнуть к данному методу.
2. Проделав это, выберите три метода метауказывания, которые вам больше всего по душе, и далее
используйте их. Во всех этих упражнениях полезно работать с материалом, который вы уже ранее читали, поскольку таким образом легче осваивать новые умения и привыкать к ним. Постоянные обращения к "Учебнику быстрого чтения" помогут вам как в практическом овладении новыми методами, так и в повторении существенной информации.
3. Организуйте себе несколько пятиминутных сеансов чтения и начните читать в расчете на
понимание, пользуясь самыми удоб
ными для себя методами метауказывания, и при этом постепенно наращивайте скорость чтения таким образом, чтобы в конце пятиминутного интервала уровень понимания составлял у вас от 5 до 10 процентов. Это упражнение позволит
"выпрыгнуть из собственных ботинок " по мере того, как глаза будут все больше привыкать к
высокому темпу.
4. Практикуйтесь с методами метауказывания в самом широком диапазоне скоростей. Многие
люди, к своему удивлению, обнаруживают, что на более низких скоростях понимание у них почти отсутствует, но при достижении некоторых определенных ритмов все становится удивительно понятным.

РЕЗЮМЕ 1. Сканирование — это процесс, при котором вы ищете конкретную информацию. 2. Скольжение — это процесс, при котором вы стремитесь получить общее представление. 3. Оба эти навыка используются значительным большинством быстрых читателей. 4. Каждый из этих навыков можно поднять на более высокий уровень благодаря применению
продвинутых методов ме-тауказывания.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Попробуйте

отвести десять минут на сканирование словаря в поисках слов, которые вы знаете и
любите использовать, но не в состоянии дать их точное определение.
2. Практикуйтесь отныне в навыках сканирования и скольжения на всем, что будете читать.

1. Ваш мозг представляет собой релятивистский орган, и его можно приучить к повышенным и
ускоренным нормам.
2. Метод чтения и тренинга с метрономом позволяет поддерживать и наращивать скорость чтения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
В последующих пунктах используйте любой метод метауказывания, который кажется вам
самым подходящим.

1. В течение пяти минут почитайте в нормальном темпе любую книгу, которой вы сможете
пользоваться и в дальнейшем. Зафиксируйте скорость чтения (число слов в минуту) в Графике и Таблице достижений, приведенных в конце книги.
2. Выберите для этого любу ю несложную книгу, причем желательно, чтобы она вас
заинтересовала.
Стремитесь достигнуть максимально высокого понимания, но помните, что данное упражнение
в первую очередь нацелено на скорость.
5. Упражняйте свои глаза, двигая их в горизонтальной и вертикальной плоскостях по диагонали
из левого верхнего в правое нижнее положение, а затем из правого верхнего в левое нижнее положение.

6. Попрактикуйтесь в перелистывании 100 страниц, отводя на каждую страницу примерно по 2
секунды и очень быстро перемещая глаза вниз по странице. (Проделывайте это в течение двух двухминутных сеансов).
7. а) В течение одной минуты читайте так быстро, как сумеете, не заботясь о понимании.
б) Читайте в течение одной минуты с целью понять текст. в) Подсчитайте свою скорость и впишите ее в График и Таблицу достижений.


"+":
купил корзину для офиса
рассортировал отчеты
подключил базу 1С из архива
прочел 2 книжки
начал быстро читать
начал рационально конспектировать

вывод:
важно начать... просто пробуйбыстро читать

Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену - навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.

Диктофоны, видеокамеры - применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.

Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.

Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.

В чем суть методики?

Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Шаблон конспекта по методу Корнелла

Работа над материалом проходит в три этапа:

  1. Запись важных моментов лекции.
  2. Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  3. Итог - домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.

На конкретном примере

Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.

Есть следующий исходный текст:

«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу. И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник - религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам. Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».

Образец краткой записи того текста, который приведен выше:

С чего начать?

Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:

  • сверху - для названия темы;
  • снизу - для личных выводов об услышанном на лекции (5-6 предложений).

После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:

  • левая (5 см) - для вопросов, относящихся к теме.
  • правая - для краткой записи основных моментов.

Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.

Приступаем к работе

  • Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.
  • Пользуйтесь личной системой сокращения (жертвенник - жер.).
  • Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.
  • В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».
  • В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование.
  • Перечертите необходимые диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Как готовиться к экзамену?

  1. В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке.
  2. Закройте правую часть и ответьте на потенциальные вопросы, которые составили сами.
  3. Выделите маркером главную мысль изучаемой темы.

Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы. Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.

Кому подходит?

Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.

Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.

Итог

Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:

Ангелина, СамГУ (Самарский университет):

«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е. 18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые. Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить. Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»