Ребенок 5 лет диагноз элективный мутизм. Коррекция и лечение элективного мутизма

Элективный мутизм многие исследователи называют синдромом-болезнью. Недостаточная изученность и сложность этой аномалии развития нередко приводят к диагностическим ошибкам (например, постановке диагноза шизофрении или умственной отсталости) или оценке состояния как упрямства и симуляции и, как следствие, к избранию неадекватных лечебных, психологических и педагогических подходов. Во многих случаях нарушение речевого контакта в определённых социальных ситуациях расценивается как временное и самопроизвольно купирующееся. В случае затяжного или хронического элективного мутизма неправильное лечение или его отсутствие нередко приводят к тяжёлым формам школьной, а также социальной дезадаптации, в том числе при достижении человеком зрелого возраста. В связи с этим для назначения полноценного лечения особую важность приобретает своевременное установление психиатром точного диагноза. О клинических проявлениях этой патологии и опасностях её социального исхода должны быть осведомлены психологи детских учреждений, воспитатели и педагоги, являющиеся первой инстанцией на пути «молчаливого» ребёнка.

Синонимы

  • Селективный мутизм.
  • Избирательный мутизм.
  • Парциальный мутизм.
  • Добровольный мутизм.
  • Психогенный мутизм.
  • Ситуационно обусловленный мутизм.
  • Характерологический мутизм.
  • Речевая фобия.
  • Немота при сохранном слухе.

Эпидемиология

Элективный мутизм расценивают как сравнительно редкое явление, распространённость которого среди детей и подростков, по официальным данным, составляет 0,02-0,2%. Имеются сведения о том, что у детей, начавших обучение в школе, непродолжительный элективный мутизм возникает значительно чаще (0,72%).

Что вызывает элективный мутизм?

Элективный мутизм, как правило, имеет психогенное происхождение, связан со сверхценным отношением к определённой ситуации и выражен в регрессивной реакции на разлуку с родными, обиду, ощущение собственной несостоятельности, имеющей чаще всего форму пассивного протеста. Для подобной девиации может быть характерен истерический механизм, позволяющий развиться реакции типа «мнимой смерти». Элективный мутизм способен также принять форму навязчивого страха обнаружить свою речевую или интеллектуальную недостаточность.

Механизм развития

Признаки избирательной немоты проявляются ещё в дошкольном возрасте, но не расцениваются близкими как болезненное явление, поскольку ребёнок большую часть времени проводит в семье, а его молчание с посторонними и вне дома трактуется как чрезмерная застенчивость. Проявления элективного мутизма становятся очевидными в начале школьного обучения, когда молчание в определённых ситуациях быстро создает предпосылки для дезадаптации. Элективный мутизм имеет тенденцию к длительному течению, продолжаясь от нескольких месяцев до нескольких лет. Самопроизвольное исчезновение элективного мутизма - явление крайне редкое. В большинстве случаев при отсутствии целенаправленного лечения болезненные проявления растягиваются на все школьные годы, сопровождаются страхом межличностных контактов, лого- и социофобией и исчезают - полностью или частично - при изменении социальной ситуации, чаще всего при благоприятном психологическом климате в коллективе (на работе, в профессиональном учебном учреждении). Между тем большинство авторов отмечают в катамнезе людей, подверженных указанному синдрому, трудности социальной адаптации, связанные с неуверенностью и социальными страхами. При многолетнем элективном мутизме нередко возникают вторичные психогенные реакции на своё состояние, что приводит с годами к патологическому формированию личности, преимущественно по тормозимому и псевдошизоидному типу.

Классификация элективного мутизма

В зависимости от этиологического фактора выделяют следующие варианты элективного мутизма.

  • Элективный мутизм сверхценного поведения, связанный с негативным отношением ребёнка к определённому значимому лицу (например, учителю, воспитателю, отчиму, мачехе, врачу) или неприятному месту (детскому саду, школе, поликлинике).
  • Социофобический элективный мутизм, обусловленный боязнью ребёнка обнаружить свою интеллектуальную и речевую несостоятельность либо связанный с конституциональной сверхчувствительностью, в том числе непереносимостью новой обстановки и непривычного окружения.
  • Истерический элективный мутизм, основанный на неосознанном стремлении ребёнка при¬влечь к себе внимание, добиться выполнения своих желаний и освобождения от чрезмерных психических нагрузок.
  • Депрессивный элективный мутизм, выраженный в снижении витального тонуса, заторможенности в идеаторной и моторной сферах.
  • Элективный мутизм со смешанными механизмами.

По разным признакам элективный мутизм классифицируют как ситуационный, постоянный, элективный и тотальный, а по длительности - транзиторный и континуальный.

Заслуживает также внимания выделение следующих вариантов элективного мутизма.

  • Симбиотический элективный мутизм, в случае которого ребёнку свойственна симбиоти¬ческая связь с определённым лицом и подчинённо-манипулятивные отношения с другими участниками социального окружения.
  • Речевой фобический элективный мутизм со страхом услышать собственный голос и риту¬альным поведением.
  • Реактивный элективный мутизм с уходом в себя вследствие реактивной депрессии.
  • Пассивно-агрессивный элективный мутизм, который можно охарактеризовать как враж¬дебное использование немоты в качестве психологического оружия.

Клиническая картина элективного мутизма характеризуется отсутствием речевого контакта в определённой ситуации, чаще всего в условиях воспитательно¬образовательных учреждений (в школе, детском саду, интернате). Полная немота наблюдается в стенах школы в целом либо ограничивается только классным помещением, когда ребёнок не разговаривает ни с учителями, ни с одноклассниками. Иногда ребёнок молчит только в присутствии некоторых учителей или одного учителя/воспитателя, свободно и громко разговаривая с детьми. Проверка качества знаний в этих случаях проводится письменно через домашние задания, ответы на вопросы, рефераты. Зачастую дети с элективным мутизмом, избегая вербального контакта, охотно используют для коммуникации мимику и пантомимику. В других случаях дети замирают в присутствии определённых людей или всех посторонних, не разрешают к себе прикасаться, не смотрят в глаза собеседнику, держатся напряжённо, сидят, низко опустив голову и втянув её в плечи. Имеются случаи, когда ребёнок отказывается говорить в присутствии посторонних, поскольку ему представляется собственный голос «смешным», «странным», «неприятным». Значительно реже элективный мутизм распространяется не на образовательные учреждения, а, напротив, на семью: легко общаясь между собой, а также со взрослыми на улице и в школе, дети совсем не разговаривают дома с кем-то из членов семьи (с отчимом, мачехой, отцом, дедом).

Поведение девиантного ребёнка по сравнению с таковым нормальных сверстников настолько необычно и нелепо, что окружающие начинают подозревать психическое расстройство или интеллектуальную несостоятельность. Однако результаты психологического, дефектологического и медицинского обследований свидетельствуют о нормальном интеллекте и отсутствии психического заболевания у ребёнка, подверженного речевой фобии. Вместе с тем в анамнезе многих детей с подобным отклонением обнаруживаются задержка речевого развития, нарушение артикуляции или дизартрия. Дети могут проявлять застенчивость, тревожность, пассивность, чрезмерное упрямство, стремление манипулировать окружающими. Они, как правило, чрезмерно привязаны к матери и чувствуют себя несчастными при разлуке с ней. В условиях семьи и в детском коллективе некоторые из таких детей стеснительны и неразговорчивы, другие, напротив, очень общительны, болтливы, шумливы.

Элективный мутизм нередко дополнен отчетливыми невротическими расстройствами (энурезом, энкопрезом, фобиями, тиками), а также признаками депрессии преимущественно астеноадинамического типа.

Как распознать элективный мутизм?

Диагноз элективного мутизма может быть установлен при следующих условиях:

  • нормальном понимании обращённой речи;
  • достаточном для социального общения уровне экспрессивной речи:
  • способности ребёнка нормально разговаривать в некоторых ситуациях и использовании этой способности.

Элективный мутизм следует отличать от раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении с регрессивно-кататоническими расстройствами и шизофрении с более поздним началом (в препубертатном и подростковом возрасте) с преимущественно кататонической, маниакальной и галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, депрессивными состояниями психотического уровня, органическими заболеваниями головного мозга, реактивного и истерического мутизма.

В отличие от раннего детского аутизма, для которого свойственно отсутствие речевого контакта с окружающими, элективный мутизм характеризуется нарушением речевой коммуникации после периода нормального речевого общения, избирательным характером, связанным с определённой ситуацией, помещением или лицом. В случае элективного мутизма отсутствуют глубокая интровертированность и дисгармоничность психического развития, исключены также такие типичные для аутизма симптомы, как стереотипии, нелепые сверхценные увлечения и игры, вычурные страхи, тотальные нарушения поведения, мимики и моторики.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях при ранней манифестации шизофренического процесса у ребёнка в рамках регрессивных или кататоно-регрессивных шумов после периода нормального психофизического развития исчезает речь. В данном случае, в отличие от элективного мутизма, отмечается яркая полиморфная продуктивная психопатологическая симптоматика, а регрессивные расстройства представлены не только полной или частичной утратой речи, её замедленным и необычным развитием после окончания приступа, но и другими регрессивными расстройствами: утратой навыков самообслуживания, опрятности, крайним упрощением и стереотипизацией игры, появлением архаичных симптомов.

При более позднем начале шизофрении и тяжёлых депрессивных приступах отсутствие или частичная утрата речи не является облигатным признаком, а лишь сопутствует выраженной продуктивной психопатологической симптоматике, что не позволяет в преобладающем большинстве случаев спутать эндогенное заболевание с невротической немотой.

Утрата речи при неврологических заболеваниях обусловлена органическим поражением базальных ганглиев, лобных долей или лимбической системы мозга, нарастает постепенно, сопровождается типичными для органического процесса симптомами и не представляет затруднений для дифференциальной диагностики.

В рамках аффективно-шоковой реакции спецификой мутизма являются его острое возникновение сразу же после психотравмы, тотальность, относительная кратковременность, а также отсутствие избирательности, выраженности панического страха, моторной заторможенности и соматовегетативных нарушений.

Наибольшие сложности представляет отграничение мутизма элективного от истерического. Общими признаками для этих двух вариантов являются механизмы возникновения, базирующиеся на принципе «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения, воспитание по типу гиперопеки. Отличия состоят в особенностях личности. Ребёнок с элективным мутизмом старается быть незаметным, ему свойственны нерешительность, трудности межличностных контактов, застенчивость, пониженная самооценка, примитивность воображения. Дети с истерическим мутизмом, напротив, стремятся быть в центре внимания, склонны к пышному фантазированию, обладают неадекватно повышенной самооценкой, стремятся манипулировать окружающими. При истерическом неврозе мутизм, как правило, тотален, но быстро редуцируется в случае применения правильного психотерапевтического подхода.

Дифференциальная диагностика

Диагностика базируется преимущественно на клинических проявлениях состояния, в основном не требует дополнительных физикального обследования, лабораторных и инструментальных исследований, за исключением подозрений на органическое заболевание головного мозга и снижение слуха. В подобных случаях необходимо углублённое обследование:

  • педиатром;
  • неврологом; 
  • психологом;
  • логопедом;
  • психотерапевтом;
  • окулистом;
  • отоларингологом;
  • нейропсихологом;
  • сурдологом;
  • нейрохирургом.

Проводят также следующие исследования:

  • краниографию;
  • рентгенографию (скопию) органов грудной клетки;
  • ЭхоЭГ;

Методы лечения элективного мутизма

Психотерапия: семейная, индивидуальная, тренинги общения, игротерапия, арт-терапия, интегративная (когнитивно-аналитическая, суггестивно-бихевиоральная) психотерапия.

Медикаментозное лечение (при необходимости оно не является обязательным и назначается с учётом тяжести клинической картины и глубины школьной и социальной адаптации):

  • транквилизаторы - хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и в небольших дозах феназепам;.
  • ноотропы: пирацетам, гопантеновая кислота, ацетиламиноянтарная кислота, аминофенилмасляная кислота, пиритинол, полипептиды коры головного мозга скота и др.;
  • тимоаналептики: сульпирид до 100 мг/сут, алимемазин до 10 мг/сут;
  • мягкие нейролептики противотревожного действия: тиоридазин до 20 мг/сут;
  • антидепрессанты: пипофезин до 50 мг/сут, амитриптилин до 37,5 мг/сут, пирлиндол до 37,5 мг/сут, мапротилин до 50 мг/сут, кломипрамин до 30 мг/ сут, имипрамин до 50 мг/сут.

Данное состояние иногда встречается у детей, и в различных социальных ситуациях элективный может иметь значительную выраженность. Отказ говорить можно наблюдать в детских учреждениях, при этом, ребенок способен разговаривать, он понимает разговорную речь.

В качестве предрасполагающего фактора специалисты называют материнскую гиперопеку. Кроме того, некоторые дети получают данное расстройство из-за физических или эмоциональных травм, которые пришлось перенести в возрасте раннего детства.

Элективный мутизм не относится к числу часто встречающихся психических расстройств. Среди прочих заболеваний психики на такой диагноз встречается примерно у одного процента пациентов. Девочки страдают этим нарушением чаще. При этом многие дети имеют задержку начала речи, для некоторых характерны проблемы с артикуляцией. Кроме того, отмечено, что страдающие элективным дети чаще имеют и такие заболевания, как энкопрез и энурез.

В домашних условиях такие дети отличаются нарушением поведения, у них часто колеблется настроение, обнаруживаются компульсивные черты. Оказавшись вне дома, такие дети становятся молчаливыми, стеснительными.

Симптомы

Основной признак заключается в том, что дети разговаривают дома, или находясь в окружении близких людей, но стоит оказаться в незнакомой обстановке, или в школе, как они замолкают, и практически невозможно вывести их из этого состояния. В итоге возникает неуспеваемость на занятиях, или же, над такими учениками начинают насмехаться одноклассники, что еще больше усугубляет проблему.

Некоторые дети, страдающие элективным мутизмом, для общения вне дома используют лишь междометья, постоянно отвечая «ага», и прочее, а многих устраивает объясняться жестами. В диагностике элективного имеются свои критерии.

Это уровень речи, который приближен к нормальному, а также наличие достаточного уровня в речевом понимании. Кроме того, нужны доказуемые сведения, подтверждающие, что ребенок способен разговаривать нормально в других ситуациях. Предполагается наличие элективного мутизма, если состояние длится четыре недели, и более, при этом не отмечено общего расстройства развития. Важно учитывать, что расстройство не выражено отсутствием знания языка и бедностью словарного запаса в ситуации, подразумевающей, что ребенок не способен разговаривать.

Если дети очень стеснительные, то они не разговаривают в незнакомой для них ситуации. Тем не менее, наступает быстрое выздоровление, как только смущение проходит. Кроме того, дети начинают смущаться, если приходится оказаться в ситуации, когда окружающие говорят на непонятном им языке, малыши не хотят переходить на другой язык. Врач подтвердит диагноз, если ребенок овладел новым языком, но при этом продолжает использовать родной.

Причины

Известно, что в большинстве случаев элективный мутизм характеризуется психогенным происхождением, и имеет связь с отношением ребенка к определенной ситуации. Он выражается в регрессивной реакции, возникающей на разлуку с близкими, ощущение своей несостоятельности, обиду. Чаще всего, это проявляется в виде пассивного протеста, если пришлось расстаться с родными.

В подобной девиации имеет место истерический механизм, который позволяет развиваться у ребенка реакции «мнимой смерти». Кроме того, нередко элективный мутизм проявляется, как навязчивый страх обнаруживая интеллектуальную или речевую недостаточность.

Признаки избирательной немоты можно заметить рано, в дошкольном возрасте. Но в этот период близкие их не расценивают, как патологическое явление. Ребенок значительную часть времени находится в семье, и если он молчит с посторонними, то родители объясняют такое поведение чрезмерной застенчивостью.

Когда начинается школьное обучение, ситуация усложняется, так как во многих ситуациях такое поведение является причиной дезадаптации. При элективном имеются тенденции длительного течения. Данное состояние длится месяцы, в некоторых случаях наблюдается годами.

Элективный мутизм редко исчезает самостоятельно. Как правило, если целенаправленное лечение не проводится, то болезненные проявления могут быть растянуты на весь период школьного обучения. Ребенка преследует страх межличностных контактов, развивается социофобия. Если происходит изменение социальной ситуации, признаки могут исчезнуть, стать слабее. В основном, для этого требуется благоприятный психологический климат в учебном учреждении, или на работе.

Медицинская практика показывает, что катамнез людей, подверженных этому синдрому, отличается трудностями социальной адаптации, и причиной тому является трудность социальной адаптации, обусловленная собственной неуверенностью.

Если элективный мутизм длится не один год, реакцией на них могут стать психогенные вторичные реакции на состояние. Поэтому с годами происходит патологическое формирование личности, и в основном это псевдошизоидный и тормозимый тип.

Очень важно не путать элективный мутизм с таким заболеванием, как ранний детский аутизм, а также ранняя детская с наличием регрессивно-кататонических расстройств. Кроме того, следует идентифицировать это заболевание с шизофренией, имеющей более позднее начало, это препубертатный и подростковый период, когда заболевание имеет бредовую симптоматику, возникают депрессивные состояния психотического уровня, истерический и реактивный мутизм, органические болезни головного мозга.

– психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность , застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР , дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами , нейроинфекциями, гематомами , опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке , тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии , вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития , нарушения артикуляции, дизартрии , фобии , тики, депрессия, энурез , энкопрез .

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога , психолога , логопеда , окулиста , отоларинголога , сурдолога , дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм . Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения . Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия , направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные . Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии , артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Мутизм: «и на устах его печать», или почему молчишь? Язык, что ль, проглотил?!

Говорение, речь, разговор – одно из любимейших занятий человека, ибо является одним из способов выразить себя.

Но это ещё и совершенно необходимый для жизни атрибут, ведь кто же рискнёт «проворачивать дела» в одиночку, без компании единомышленников? А чтобы её собрать, нужно бросить клич типа: пролетарии всех стран… или подобный.

Но, как сказал Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану!

Действительно, нас окружает такое изобилие речи не только письменной, но и устной, что ухо просто приходит в изнеможение как от своего, так и чужого многословия.

Поэтому сейчас на любом аппарате – кроме холодильника и мясорубки – есть кнопка mute – отключение звука или режим молчания. Выражаясь грубо, это: заткнитесь все, я никого больше не хочу слышать!

«Кнопка» «заткнуться» есть и в личности-психике человека – и по той или иной причине она нажимается. Иногда.

И тогда развивается мутизм.

О мутизме всерьез и своими словами

Традиционно считается: мутизм – или молчание, немота – это «запрет себе говорить». Запрет на словесное самовыражение. На самом деле феномен имеет два аспекта:

  1. Первый : мутизм – это мера по предотвращению вторжения в психику личности извне.
  2. Второй – это максимально возможная изоляция личности от внешнего мира внутри ей же самой определённых рубежей. Строжайшее «вето», наложенное личностью на саму себя, запрет на пересечение ей её же собственных внешних границ.

Чем же может быть оправдана столь жестокая мера?

Мутизм – не просто запрет на выражение себя словами, это глубоко оправданный подсознательный акт спасения мира от сил, что таятся внутри содержащейся под «домашним арестом» личности. От сил, которые нельзя выпускать на свободу.

Это те самые пресловутые черти, что живут во внешне тихом омуте.

Как установили учёные, энергии, содержащейся во внутренних электронных и иных связях живого организма одного человека, достаточно для освещения небольшого города в течение нескольких суток. Весь вопрос в том, как ей грамотно распорядиться.

Если ей распоряжаются «никак», появляются те самые «дети-поджигатели» – пирокинетики, что способны воспламенить и мгновенно сжечь не нравящийся им предмет дотла одним только своим взглядом. И это далеко не единственный феномен огромной разрушительной силы человека.

Мутизм, возникающий по той или иной причине – независимо от того, ли это или «рука судьбы»-карма – это всегда знак: выход в город воспрещён – опасно!

Опасно как для «города» – мира, в котором мы живём, так и для самого могущего в него выйти. Опасно так же, как те десять дней, что до сих пор продолжают сотрясать мир.

Внешне же эта ликвидированная опасность выглядит для родителей как досадное нежелание ребенка говорить. Ибо мутизм развивается, по большей части, у детей.

Об истинных причинах психологической немоты

Среди причин, приводящих к мутизму у детей, пальма первенства почти всегда принадлежит психопатологическим отклонениям в виде:

  • отставания психического развития;
  • аутизма;
  • шизофрении;
  • депрессивного расстройства.

Второе место законно принадлежит наследственной предрасположенности и обстоятельствам окружающей среды, имеющим характер:

Помимо особенностей тонкой душевной организации, мутизм у взрослых развивается по причине:

  • последствий перенесенной комы;
  • расстройств кровоснабжения головного мозга либо его соматического заболевания ( либо );
  • тяжёлого стресса либо психической травмы;
  • психического расстройства (депрессии, шизофрении).

Категории мутизма и его особенности у детей

Детский мутизм, развивающийся в возрастных рамках 3-9 лет, характеризуется в типичных случаях:

  • упорной, продолжающейся не менее одного месяца, немотой – отказом от речевого контакта;
  • полным сохранением сознания при одновременном отсутствии расстройств работы голосового аппарата;
  • неспособностью к речи в волнующих ситуациях либо её избирательностью (в соответствии с конкретной ситуацией либо при общении с людьми определённого круга);
  • сохранением возможности сформулировать и выразить мысль, не прибегая к устной речи (используя невербальные методы общения: письмо, жестикуляцию).

Разделение феномена на категории обосновывается как возможной его причиной, так и типичными проявлениями.

Так, психогенная его разновидность, зиждущаяся на психической травме психогенного психоза, имеет следующие градации мутизма:

  • истерический;
  • логофобический;
  • смешанный.

При истерическом варианте речь пропадает вследствие наступления резкого психического шока, занять данное расстройство может период от 3-5 секунд до пары дней и недель, — присуще женщинам и детям с особо чувствительной психикой.

Вариант логофобического мутизма продиктован страхом слышать собственную речь; наблюдается по большей части у слабоуспевающих школьников, отличается не всегда благоприятным прогнозом и большой зависимостью от особенностей личности-носителя.

Развитие патологического состояния у детей робких и пугливых, с болезненной привязкой к родителям и дому, вызывающее немоту при попадании в незнакомую обстановку и окружение (детский коллектив), носит название патохарактерологического мутизма, относимого к элективной категории.

Согласно другой классификации, мутизм может быть:

  • селективный (элективный) , проявляющийся в потере дара речи в пугающей и напряжённой ситуации;
  • акинетический , который характеризуется двигательно-речевыми расстройствами;
  • апалический , вызывающий состояние безучастности, подобное состоянию находящегося в коме человека с полным отсутствием реакции на раздражения, исходящие из внешнего мира;
  • и избирательный мутизм — упорный отказ от общения и разговора с незнакомыми людьми или же в их присутствии.

Классической картиной развития мутизма у детей является ситуация отрыва от семьи с помещением в новое социальное окружение, воспринимаемое, как предательство родителями и вызывающее нежелание говорить – форму молчаливого протеста против
сложившейся ситуации и её «виновников».

Поставить диагноз — как это сделать правильно и быстро?

Явление мутизма чрезвычайно трудно отделить от другой психопатологии именно ввиду детского возраста, когда затруднение вызывает вопрос: истинное ли это заболевание, каприз упёртого – упрямого ребёнка либо отставание его в умственном развитии?

Переходу синдрома в затяжное и хроническое течение часто способствуют сами родители чада, ждущие, что оно «перерастёт» свою немоту, а пока «просто стесняется говорить».

Для установления истины необходим сбор сведений обо всей предшествующей жизни ребёнка, включая:

  • особенности течения внутриутробного периода;
  • перенесённые беременной матерью потрясения и сотрясения (психические и физические травмы);
  • реакцию ребёнка на прививки;
  • особенности динамики его развития.

Особое внимание уделяется страхам и фобиям, которые присущи конкретному ребенку: боязнь темноты, пребывания в одиночестве, паническому страху наказания за совершённую провинность, ибо чувство вины у такого ребёнка часто бывает совершенно несоизмеримо с применённым методом наказания.

В случае же наличия другой, сопутствующей патологии психики и личности, задача врача-диагноста ещё более усложняется – ошибка в диагнозе чревата потерей драгоценного времени и отсрочиванием лечения истинной причины мутизма.

Помимо наблюдения за психикой пациента, необходимо ещё и исследование органа, определяющего её стратегию и тактику – головного мозга. Не менее важное внимание должно быть уделено и изучению общего физического развития организма.

Поскольку речь идёт о диагностике невроза (либо психического расстройства), на помощь врачу должны прийти лабораторные и инструментальные методы исследования:

Уместны и иные, приличествующие моменту методы «расследования», часто похожего на криминальную загадку случая и привлечение к нему других специалистов.

Чем помочь мутисту?

Процесс напоминает анекдот: класс опоздал на урок. Удивлённая учительница обратилась с вопросом к каждому, и была удивлена ещё больше, когда узнала, что старушке помогали перейти улицу всем классом. Где здесь смеяться? Дело в том, что переходить улицу она категорически не хотела!

Состояние мутизма как у ребёнка, так и у взрослого часто продиктовано чувством страха, обиды и «предательства», а сама патология является местью «обидчикам» за причинённый моральный и психический ущерб. И предаётся этой мести мутист с ожесточённым упоением.

Поэтому «старушку» зачастую приходится «переводить через улицу» «всем классом». И хороши здесь все средства, способные помочь.

Лечение мутизма – это комплекс искусно сочетаемых психотерапевтических и медикаментозных воздействий, оказываемых как в условиях амбулатории, так и стационарно. После постижения причины, породившей явление мутизма, её устраняют.

Во взрослом возрасте это может быть ликвидация либо хирургическое иссечение , влияющей на работу головного мозга, ведущие к исцелению от акинетической и апалической модификации мутизма.

В случае психиатрического заболевания, приводящего к возникновению немоты, уместным является применение «развязывающих язык» антипсихотических и иных, специально применяемых, препаратов:

  • средств бензодиазепинового ряда;
  • селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

Для регуляции работы сосудов, обеспечивающих головной мозг питанием, и усиления обмена веществ в его тканях используются медикаменты:

  • спазмолитического;
  • обезболивающего;
  • седативного действия;
  • препараты- .

Оказание пациенту психологической помощи (в случае избирательного мутизма) заключается:

  • в проведении бесед, отвлекающих его от проживания психотравмирующей ситуации, такой, как авиакатастрофа либо неизлечимое заболевание у близкого родственника;
  • в работе с , обучении действиям по преодолению стрессовых ситуаций, овладении навыками социального общения;
  • в коррекции мимики и тому подобных мерах.

Помимо медикаментозной терапии и психологической помощи применяются дополнительные методики в виде:

  • дыхательных упражнений;
  • массажа;
  • лечебно-коректирующей гимнастики;
  • фототерапии.

Необходимым является также привитие социальных навыков.

В случае, когда больной-мутист прикован к постели, производятся мероприятия, обеспечивающие тщательный уход за кожей, полостью рта и органами дыхания, а также питание (при необходимости зондовое либо парентеральное).

Последствия и профилактика

К вопросу осложнений и последствий относятся трудности социально-бытовой и трудовой адаптации вследствие отсутствия речи.

Предотвращение развития мутизма у ребёнка заключается в ведении правильного, здорового образа жизни, преимущества которого доказываются личным примером родителей.

В случае развития заболевания у взрослого человека необходимо создание здоровой морально-психологической обстановки в доме и оказание помощи больному в постепенной адаптации к новым жизненным реалиям.

Расстройству необходимо помешать развиваться дальше, обратившись в вызывающих сомнение случаях к детскому психологу (психоневрологу). Разобраться, что собой представляет возникшее расстройство: невроз либо дебют шизофрении – прерогатива врача-специалиста.

Только как можно более раннее обращение за врачебной помощью позволяет раньше поставить точный диагноз и как можно быстрее (ещё на стадии синдрома) начать врачевание недуга. В противном случае ситуация способна сформировать устойчивое извращение характера со множеством проблем в будущем.

Прогноз состояния является благоприятным (кроме вариантов тяжёлой психической патологии и органических расстройств работы мозга).

Важно! Обязательно ознакомьтесь с данным материалом! Если после прочтения у Вас всё ещё останутся какие-либо вопросы, настоятельно рекомендуем проконсультироваться со специалистом по тел.:

Расположение нашей клиники на территории парка благотворно сказывается на душевном состоянии и способствует выздоровлению:

Элективный мутизм – это своеобразная болезнь, при которой пациент отказывается разговаривать. Встречается патология как у взрослых, так и детей. Человек не имеет никаких физических дефектов и органических поражений. В детском возрасте заболевание проявляется более заметно. Потребуется коррекция и лечение элективного мутизма. Симптомы могут проявляться по-разному. Для терапии могут применяться различные препараты.

Симптомы элективного мутизма

Самый главный симптом – это избирательный метод общения. Может отсутствовать речь в каких-то определенных ситуациях. Элективный мутизм у детей проявляется в школах, детском саду. Ребенок не может говорить в комнате или кабинете. Малыш не общается при чужих людях или при учителях. В редких случаях дети могут не говорить дома, но в детском саду или школе они охотно разговаривают.

Больные могут не применять вербальный контакт, а использовать мимику, пантомимику. Если расстройство в запущенной форме, то ребенок может замирать, прятать голову и поджимать ноги. Может наблюдаться патологическая привязанность к матери. Могут добавляться такие симптомы элективного мутизма: задержка развитие речи, фобии, депрессивное состояние, энурез.

Диагностика элективного мутизма

Для выявления элективного мутизма потребуется посетить невролога, логопеда, психолога. Врачи не только помогут поставить диагноз, но и вылечить патологию.

Могут назначаться следующие процедуры для выявления болезни:

  • Общий сбор информации. Первым делом доктор должен знать, как проходила беременность у матери, и какие болезни она перенесла при вынашивании ребенка. После этого установит реакцию малыша на прививку и проследит за его развитием. Психолог должен посмотреть на диагностику врача и поговорить с ребенком, чтобы он смог рассказать о фобиях. После этого назначается комплексное лечение элективного мутизма.
  • Посещение невролога. Доктор проводит различные исследования, которые включают себя качество речи, ритм дыхания. Ребенку могут мерить артериальное давление, а также анализировать болезни неврологического характера.
  • Краниограмма. Процедура помогает оценить состояние головного мозга.
  • Магнитно-резонансная томография и компьютерная томография. Процедуры выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но более точными результатами.
  • Электрокардиограмма.
  • Рентгенография грудной клетки.
  • Электроэнцефалография. Без данной процедуры, которая помогает узнать уровень электрофизиологических процессов, нельзя обнаружить болезнь.
  • Анализ крови и мочи. Доктору следует узнать уровень гормонов.

После того как будет проведена диагностика элективного мутизма, специалист назначает лечение.

Элективный мутизм у взрослых

Чаще всего элективный мутизм у взрослых возникает у женщин. Представительницы слабого пола более эмоциональны и чувствительны. Таким образом, они предрасположены к чрезмерной импульсивности. Специалисты ставят диагнозы и мужчинам.

Развивается патология в следующих случаях:

  • Высокая чувствительность. Если проблема сопровождается гипертрофированной мнительностью, то после эмоциональной реакции пациент приобретет патологию.
  • Инсульт. Если человек перенес сбои кровоснабжения, то в головном мозге поражается участок, отвечающий за речь.
  • Проблемы с голосовыми связками. Они могут быть из-за повреждения или полного паралича данных мышечных складок.

Если у человека мутизм вызван истерией, то болезнь имеет временный характер.

Лечение элективного мутизма

В обязательном порядке необходимо использовать медикаментозное лечение. Не рекомендуется заниматься самолечением, так как это может привести к ухудшению ситуации.

После тщательного обследования назначают следующие препараты:

  • Антидепрессанты. Они помогают справиться с проблемой. Чаще всего специалисты выписывают Прозак, Флуоксетин.
  • Нейролептики. Вещества помогают вылечить психические расстройства. В таком случае назначают Френолон, Гидазепам, Рисперидон.
  • Бензодиазепины. Препараты данной группы имеют седативный, снотворный и анксиолитический эффект. Врачи выписывают Гидазепам, Фторфеназин, Алпразолам.
  • Ноотропные средства. Главным компонентом является витамин В15, он помогает продлить жизнь и хорошо борется со стрессовыми ситуациями. К таким средствам относятся Пирецетам, Салбутамин и Оксирацетам.

Болезнь может лечиться не только дома, но и в стационарных условиях. Важно, начинать лечение элективного мутизма своевременно. Если время будет упущено, то в будущем будут развиваться неврозы, психические расстройства, социофобии.

Коррекция элективного мутизма

На самом деле существует множество способов, которые помогают справиться больному с патологией.

Коррекция элективного мутизма проводится следующим образом:

  • Дыхательная гимнастика. В такой ситуации подыскивается хороший специалист. Он поможет научиться глубокому, поверхностному, редкому, частому и смешанному дыханию. Если освоить эти азы, то можно начать заниматься йогой. Она помогает координировать духовные и физиологические функции организма.
  • Массажные процедуры. Массаж необходим не только для того, что разминать мышцы. Благодаря процедуре человек сможет стать спокойнее и быстрее восстановиться после психологической травмы. Применяется также гидромассаж.
  • Иглорефлексотерапия. Процедура поможет больному при мутизме справиться с проблемами нервной системы. Иглоукалывание назначается только лечащим врачом.
  • Арт-терапия. Большинство людей думают, что процедура назначается только для детей. Коррекция мутизма у взрослых подразумевает работу с цветовой гаммой и поиск с её помощью неожиданных решений.
  • Фототерапия. Люди любят пересматривать семейные фотографии. Если больной молчит, то можно его заставить заговорить с помощью снимков. Когда он увидит волнующий момент на фото, то он может начать говорить.

Цель лечения – это устранить причины возникновения болезни. Устранить невротические расстройства, а также сделать лучше межличностный контакт.

Коррекция элективного мутизма у детей

Элективный мутизм является по большей части детской патологией. Если проявляются даже небольшие отклонения в поведении у малыша, то следует обращаться к специалистам. Коррекция элективного мутизма у детей должна проводится в обязательном порядке.

Ребенку можно помочь следующим образом:

  • Создать положительную обстановку. В доме, где мир, доброта и взаимопонимание, в редких случаях ребенок страдает элективным мутизмом. Малыш должен знать, что его любят и прислушиваются, чтобы он не сказал.
  • Адекватное наказание. Не стоит слушать прихоти своего ребенка. Чаще всего дети не могут выдерживать жестокости со стороны родителей, так как у них неокрепшая психика. Не стоит физически наказывать малыша, лучше всего объяснить, что так делать нельзя.
  • Выполнять обещания. Все дети верят, что взрослые всегда держат свои слова.
  • Сменить окружение малыша. Если мутизм произошел из-за перенесенной психологической травмы, то рекомендуется найти новый детсад или школу.
  • Посещать на постоянной основе специалистов. Не рекомендуется относиться к неврологам или психологам как к тем людям, которые не смогут помочь ребенку.

Если малыш перестал разговаривать или ведет себя странно, то следует принимать определённые меры. Многие люди считают, что посещение психиатра отразиться на жизни ребенка. Если происходит какая-то проблема с ребенком, то следует обратиться к специалистам. При бездействии может наносится вред ребенку и заболевание приобретет стойкий характер.

Элективный мутизм у детей

Заболевание может происходит по разным причинам, они все отличаются друг от друга.

Следующие факторы, которые приводят к элективному мутизму у детей:

  • Ребенок не умеет разговаривать с другими людьми и находить общий язык.
  • Малыш не может в устной форме сформулировать свое желание.
  • Ребенок не имеет собственного пространства для того, чтобы выразить неприятные чувства.
  • Негативная атмосфера в доме.
  • Поражение головного мозга.
  • Развитие шизофрении на начальном этапе или аутизм.
  • Истерический невроз.
  • Волнение из-за сильного испуга или потеря родного человека.
  • Нехватка внимания со стороны взрослых людей, а также непонимание в семье.
  • Высокая тревожность, а также нервные тики.
  • Упрямство.
  • Проблемы с речью.

Такие причины могут приводить и к другим проблемам. Потребуется выявить элективный мутизм, чтобы назначить комплексное и эффективное лечение. Патология является тревожным расстройством. Ребенок может ощущать себя хорошо и общаться с друзьями, родственниками. Если малыш меняет обстановку, то он перестает говорить. Ребенок не может сказать ни слова, так как боится.

Элективный мутизм может оставаться и во взрослом возрасте. В таком случае проявляются разные социофобии. Проблема случается у тех детей, у которых лабильная нервная система, а также замкнутость, сопротивляемость или беспокойство без каких-либо причин. Если у ребенка тревожность, то ему необходима поддержка родителей в сложных ситуациях.

Чаще всего патология встречается в тех семьях, где некомфортный психологический климат. Множество врачей говорят, что разновидность мутизма – это невротическое расстройство. Дети могут страдать не только немотой, но и депрессией, робостью, ранимостью. Патология проходит тяжелее всего у подростков. Заболевание может передаваться по наследству.

Лечение элективного мутизма у детей

Терапия должна быть направлена на то, чтобы устранить социальные фобии, а также тревожно-депрессивное состояние.

Применяются следующие способы лечения элективного мутизма у детей:

  1. Когнитивно-бихевиоральные. Процедура проводится индивидуального для каждого ребенка. Психотерапевт помогает наладить контакт и помогает высказать и пережить нехорошие моменты.
  2. Поведенческие. Групповые тренинги помогут сформировать навыки коммуникации, вербального взаимодействия. Правильные действия должны подкрепляться вниманием, похвалой. Ребенок контактирует с другими людьми любого возраста, поэтому он преодолевает застенчивость и смущение.
  3. Семейное консультирование. Врач говорит взрослым, как правильно общаться с ребенком. Потребуется одобрять, хвалить малыша.

Психотерапия может дополниться логопедическими занятиями. Если ребенок будет правильно произносить слова, то это поможет снизить неуверенность ребенка.

Элективный мутизм удается устранить при первых шести месяцах. Постепенно состояние пациента будет улучшаться, если будет психотерапевтическое вмешательство. Профилактика болезни – это предоставление малышу возможности выбора, эмоционального выражения, а также права высказать свое мнение.

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пансионат;
  • дом престарелых;
  • лежачий хоспис;
  • профессиональные сиделки;
  • санаторий.

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

  • проводится первичный осмотр;
  • выясняются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или похмельный синдром;
  • в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

Проконсультируйтесь у специалиста!

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!