Реакция лиги наций других стран. Создание лиги наций

Ответ редакции

10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций — международной организации, созданной после окончания Первой мировой войны для избежания вооружённых конфликтов на планете.

— Лига Наций не справилась со своей задачей

Несовершенство Версальско-Вашингтонской системы*** , которая легла в основу Лиги Наций, не способствовало установлению мировой стабильности. Страны-победительницы Первой мировой войны (Великобритания, Франция, США и Япония) пытались извлечь максимум выгоды для себя, игнорируя интересы побеждённых и недавно образованных стран.

Всё это привело к падению престижа и влияния организации. Из Лиги в разные годы вышли или были исключены: Бразилия, Венгрия, Гаити, Гватемала, Германия, Гондурас, Коста-Рика, Италия, Никарагуа, Парагвай, Румыния, Сальвадор, СССР, Япония.

Методы воздействия Лиги Наций на стран-агрессоров оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить Вторую мировую. На протяжении войны организация продолжала существовать только на бумаге. В апреле 1946 года Лига Наций была распущена, её функции и полномочия перешли к (ООН).

Совет Лиги Наций — исполнительный орган, включал четырёх постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трехлетнего периода.

Версальский мирный договор — договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914-1918 годов.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны Версальским мирным договором 1919 года, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922.

международная организация (учреждена в 1919), имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности. Местопребывание - Женева. В 1934 СССР принял предложение 30 государств - членов Лиги наций о вступлении в эту организацию. В декабре 1939, после начала советско-финляндской войны 1939-40, Совет Лиги исключил из Лиги наций СССР (из Лиги наций вышли Бразилия (1928), Япония, Германия (1935), в 1937 исключена Италия. Формально распущена в 1946.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИГА НАЦИЙ

международная организация, существовавшая в период между первой и второй мировыми войнами. Идея создания Л. н. возникла во время первой мировой войны, когда тяжелые бедствия и жертвы, понесенные воюющими народами, способствовали широкому распространению пацифизма. Проекты международной организации появились тогда почти одновременно в различных странах (в Швейцарии, Англии, Голландии и США). Популярность лозунга о создании Л. н. использовал президент США Вильсон (см.), когда он включил требование организации Л. н. в свои "Четырнадцать пунктов", опубликованные 8. I 1918. Каждая из крупных стран-победительниц стремилась взять в свои руки дело подготовки устава будущей международной организации. В Англии к маю 1918 лордом Филимором был разработан проект устава, переданный английским правительством президенту Вильсону. В США этот проект подвергся полной переработке. Со своими собственными проектами выступили ген. Смэтс и Роберт Сесиль. В проекте Смэтса впервые была предложена т. н. мандатная система управления бывшими германскими колониями и территориями, отходящими от Оттоманской империи. Приехав в декабре 1918 в Европу, Вильсон собрал все указанные проекты устава Л. н. и на их основе выработал в январе 1919 свой второй вариант устава. 25. I 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции была создана под председательством В. Вильсона специальная комиссия для выработки устава Л. н. (по месту своей работы она носила название "комиссии отеля Крийон"). Во время работы этой комиссии активное участие в дискуссии приняли и французы. Делегат Франции Леон Буржуа выступил со своим проектом устава, который предусматривал создание при Л. н. международной военной силы и постоянного генерального штаба. Внося этот проект, французы, имевшие в то время сильнейшую армию в Западной Европе, рассчитывали играть решающую роль в создании и управлении международными войсками и подчинить новую организацию своим планам гегемонии на континенте. Вильсон при поддержке англичан отверг проект Буржуа. 14. II 1919 на пленарном заседании Парижской мирной конференции Вильсон сделал доклад о завершении работы "комиссии отеля Крийон". Предложенный комиссией проект устава был одобрен конференцией и включен составной частью в Версальский мирный договор (см.) и другие мирные договоры версальской системы (Сен-Жерменский, Трианонский, Нейиский и Севрский). Устав был подписан 44 государствами, в т. ч. 31 "первоначальным членом" Лиги-США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, Южно-Африканским Союзом, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем - и 13 государствами, не участвовавшими в войне, но приглашенными подписать устав, - Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией и Венесуэлой. Структура Л. н. Деятельность Л. н. осуществлялась Ассамблеей, Советом Л. н. и постоянным Секретариатом во главе с генеральным секретарем. По смыслу устава Л. н. в компетенцию Ассамблеи и Совета входили по большей части одни и те же вопросы; ряд вопросов относился исключительно к компетенции Ассамблеи (прием новых членов, избрание членов Совета, утверждение бюджета Л. н.). Сессии Ассамблеи происходили ежегодно в сентябре; внеочередные сессии могли быть созваны по инициативе одного или нескольких членов Л. н., если эта инициатива поддерживалась большинством членов Л. н. Совет Л. н. согласно уставу был составлен из пяти постоянных членов - делегатов США (устав Л. н. не был ратифицирован американским сенатом, и США не вошли в Лигу), Великобритании, Франции, Италии и Японии - и четырех непостоянных членов, избиравшихся на определенный срок. Впоследствии состав и количество членов Совета менялись; была введена также категория полупостоянных членов Совета, имевших право на переизбрание на новый срок. 18. IX 1934, когда Советский Союз вступил в Л. н., он получил постоянное место в Совете. Все решения Ассамблеи и Совета Л. н., за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно; для решений процедурного характера достаточно было простого большинства. При разбирательстве спора двух сторон, которые являются членами Совета Л. н., их голоса не учитывались при принятии решения. Великобритания и Франция использовали правило единогласия при решении политических вопросов в своих целях. Желая помешать принятию какого-либо постановления, направленного на защиту мира и безопасности, и в то же время не скомпрометировать себя, эти две страны обычно выдвигали в качестве противников такого постановления одно из зависимых от них малых государств. Постоянным органом Л. н. являлся Генеральный секретариат. По негласному соглашению между Великобританией и Францией генеральные секретари и их первые заместители должны были выдвигаться только из представителей этих двух стран, с тем чтобы при генеральном секретаре-англичанине первый заместитель был француз, и наоборот. Официальными языками Л. н. считались французский и английский. Кроме основных органов Л. н. имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (напр., Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.). Местом пребывания основных органов Л. н. была Женева. Важнейшими статьями устава были ст. 8, 10-17 и 22. Ст. 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений. В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран - членов Л. н. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Л. н. Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Л. н. меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11). Ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путем рассмотрения в Совете Л. н. Процедура эта была очень сложной; в случае если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Л. н. оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..." В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера. Ст. 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Л. н. обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Л. н. обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Л. н. "для поддержания уважения к обязательствам Лиги". В 1921 Совет Л. н. принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции. Устав Л. н. предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Л. н., участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Л. н., и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16. Ст. 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане (см. Мандатная система). По требованию Вильсона специально оговаривалось (в ст. 21), что доктрина Монро не рассматривается как не совместимая с уставом Л. н. Деятельность Л. н. в 1920-34. В этот период существования Л. н. ее деятельность носила явно враждебный Советскому Союзу характер. В 1920-21 Л. н. была одним из центров организации вооруженной интервенции против Советского государства. На заседаниях Л. н. в 1921 обсуждались планы использования голода на части территории РСФСР в качестве средства давления на Советскую республику. После того как белофинские банды были отброшены из Восточной Карелии, Л. н. пыталась оказать дипломатическую поддержку Финляндии. Во время нападения Польши на Советскую Россию Л. н. не только не препятствовала этому агрессивному акту, но поощряла отправку членами Л. н. военных материалов и советников в помощь Польше и пыталась направить в Советскую Россию миссию, имевшую явно военно-разведывательный характер. Во всех действиях, направленных против советского народа, Л. н. проявляла необычайную настойчивость и оперативность. Когда же речь шла о поддержании мира и безопасности, Л. н., как правило, оказывалась совершенно бессильной принять какие-либо действенные меры, направленные к урегулированию международных конфликтов. "Лига Наций,- говорил В. И. Ленин в 1922,- настолько носит на себе все черты своего происхождения из всемирной войны, настолько неразрывно связана с Версальским договором, настолько пропитана вся насквозь отсутствием чего-либо похожего на реальное установление равноправия наций, на реальные шансы мирного сожительства между ними, что, мне кажется, наше отрицательное отношение к Лиге Наций понятно и не требует дальнейших комментариев". За время с 1920 по 1934 Л. н. занималась рассмотрением десятков вопросов. Важнейшими из них были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских островах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верхней Силезии, делимитация границ Албании, Югославии и Греции, конфликт в 1923 между Италией и Грецией по вопросу об о. Корфу (см. Корфу инцидент), конфликт между Литвой и Польшей в связи с захватом Вильно поляками, конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (см. Мосульский конфликт), конфликт между Боливией и Парагваем из-за Чако (см. Чако конфликт), японо-китайский конфликт (см. Литтона комиссия) и др. К этому же периоду относится и бесплодная деятельность Л. н. в области разоружения. СССР, тогда еще не входивший в Л. н., был единственным государством, последовательно боровшимся в созданных Л. н. органах за действительное разоружение (см. Подготовительная комиссия, Международная конференция 1932 -35). Л. н. была ареной борьбы за господство на европейском континенте между Англией и Францией. В первые годы существования Л. н. обе эти державы пытались использовать Лигу как орудие поддержания версальской системы. После Локарнской конференции и вступления Германии в Л. н. (сентябрь 1926), когда обозначился крах версальской системы, усилилось стремление каждого из этих государств использовать Германию в своих интересах. В то же время приглашение Германии в Л. н. было вызвано антисоветскими планами держав, заправлявших в Лиге. Л. н. не сумела разрешить большей части вопросов, которые обсуждались в ее органах. Особенно ярко проявилось бессилие Л. н., когда в связи с нападением Японии на Манчжурию образовался опаснейший очаг войны на Дальнем Востоке. Л. н. действовала в этом случае настолько медленно и нерешительно, что японские агрессоры захватили Манчжурию, не встретив никаких помех. К 1932-33 изменилась обстановка и в Европе. Германские империалисты, которых англо-французские политики мечтали использовать в своих антисоветских целях, сами использовали Л. н. и соперничество господствовавших в ней держав. Под прикрытием пацифистской фразеологии своих дипломатов в Л. н. Германия начала шаг за шагом подрывать основы Версальского мирного договора и приступила к воссозданию своей военной мощи. В начале 1933 к власти в Германии пришли гитлеровцы, не скрывавшие своих агрессивных планов. 27. III 1933 Япония, сославшись на свое несогласие с выводами комиссии Литтона, демонстративно вышла из Л. н. Вслед за ней, 14. X 1933, не добившись согласия держав на отмену военных статей Версальского договора, Германия также заявила о своем выходе из Л. н. Вступление СССР в Л. н. В тревожной обстановке этих лет борьба Советского правительства за мир и коллективную безопасность привлекала симпатии народов. На Советский Союз обращали свои взоры и те из европейских политиков, которые в тот момент рассчитывали с помощью СССР создать барьер против германской агрессии. По инициативе французской дипломатии, во главе которой тогда стоял Барту (см.), 15. X 1934 тридцать государств - членов Л. н. обратились к Советскому Союзу с приглашением вступить в Лигу; четыре государства уклонились от подписания приглашения, но заявили, что будут голосовать за принятие СССР. Позиция СССР по отношению к Л. н. была определена еще в конце 1933 И. В. Сталиным в его беседе с корреспондентом американской газеты "Нью-Йорк Таймс"- В. Дюранти. И. В. Сталин отметил, что, несмотря на все колоссальные недостатки Л. н., Советский Союз поддержит ее, "если Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя бы несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира..." Советское правительство приняло приглашение вступить в Л. н., и 18. IX 1934 Ассамблея Л. н. постановила принять СССР в Лигу и включить его представителя в Совет Л. н. в качестве постоянного члена (против принятия СССР голосовали Голландия, Португалия и Швейцария). В своем ответе на приглашение Советское правительство отмечало также, что, поскольку ст. 12 и 13 устава Л. и. предусматривают обращение к арбитражному и судебному разрешению вопросов, правительство Союза ССР "считает нужным уже теперь уточнить, что, на его взгляд, конфликты, которые относятся к фактам, имевшим место до его вступления в Лигу, не должны подпадать под означенные методы регулирования". Деятельность Л. н. в 1935-40. Л. н. в этот период занималась следующими важнейшими вопросами: 1) итальянской агрессией против Эфиопии; 2) нарушением Германией Версальского и Локарнского договоров (в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны); 3) итало-германской интервенцией в Испании. 1) Итало-эфиопский конфликт начался 6. XII 1934, когда итальянские войска вторглись на 100 км в глубь территории Эфиопии. Обращение Эфиопии к Л. н. не дало никаких результатов. В связи с продолжавшейся концентрацией итальянских войск на границах Эфиопии последняя 11. V 1935 снова обратилась в Л. н. Чтобы выиграть время и помешать обсуждению вопроса в Л. н., Муссолини предложил создать арбитражную комиссию. Комиссия была создана, но не смогла придти ник какому решению, т. к. Англия и Франция, проводившие политику "невмешательства" и поощрения агрессоров, находились в тайном сговоре с Муссолини. Обе державы дали Италии согласие на захват Эфиопии (см. , Стрезская конференция 1965). Этими же причинами объясняется то обстоятельство, что на очередной Ассамблее Л. н., заседавшей с 7. IX по 2. X 1935, не было принято никаких решений о мерах по предотвращению итальянской агрессии. З. X Италия открыла военные действия против Эфиопии. Общественное мнение всего мира было возмущено. Ряд государств - членов Л. н., и в первую очередь СССР, потребовал применения к Италии ст. 16 устава Л. н., т. е. санкций. Вновь собравшаяся Ассамблея 9. X вынесла решение о применении санкций к Италии. Однако самый важный вид итальянского импорта, необходимого для ведения войны,-нефть-не оказался в списке предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Англия отказалась закрыть Суэцкий канал, единственный путь из Италии в Эфиопию. В результате к маю 1936 Италия завершила захват Эфиопии. По настоянию Англии и Франции в июле 1936 Ассамблея Л. н. отменила санкции. Позднее, в 1938, Англия и Франция признали суверенитет Италии над Эфиопией. Только Советский Союз "занял в итало-абиссинской войне особую принципиальную позицию, чуждую всякому империализму, чуждую всякой политике колониальных захватов" (В. М. Молотов). Во время дискуссии по поводу отмены санкций советская делегация во главе с M. M. Литвиновым внесла ряд конкретных предложений, направленных на укрепление коллективной безопасности и превращение Л. н. в действенное орудие мира и безопасности. В соответствии с этими предложениями всякое государство, совершившее агрессию против одного из членов Л. н., считалось находящимся в состоянии войны со всеми остальными членами Л. н. Для рассмотрения этого и других советских предложений, направленных на улучшение устава Л. н., была создана комиссия, которая благодаря саботажу Англии и Франции проработала два года совершенно безрезультатно. 2) 7. III 1936 Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону, нарушив Версальский и Локарнский договоры, французское и английское правительства бездействовали. Англия вступила в переговоры с Германией; 12. III англичане предложили созвать Совет Л. н. в Лондоне с участием Германии. 14. III заседания Совета открылись. Представители Франции, Англии и Бельгии отказались рассматривать акцию германского правительства как угрозу миру, они предложили считать ремилитаризацию Рейнской зоны лишь нарушением Версальского и Локарнского договоров. Кроме того, в связи с нападками Германии на советско-французский договор 1935 о взаимной помощи все три державы предложили передать на рассмотрение Гаагского трибунала вопрос о совместимости этого договора с соглашениями, подписанными в Локарно. Это было прямой поддержкой агрессора. Советский делегат 17. III на заседании Совета Л. н. отметил, что сохранение мира требует принятия коллективных мер против агрессоров, что попустительство агрессорам приведет лишь к новым требованиям с их стороны. Несмотря на то что СССР не участвовал в Локарнском договоре, Советское правительство заявило о своей готовности участвовать "во всех, мероприятиях, которые будут предложены Совету Лиги локарнскими державами и будут приемлемы для других членов Совета". Предложение Советского Союза не нашло, однако, отклика у англо-французских "умиротворителей", которые уже тогда строили расчеты на использование Германии против СССР. 3) В июле 1936 Германия и Италия приняли активное участие в организации фашистского мятежа в Испании и немедленно приступили к широкой интервенции в этой стране. Испанское республиканское правительство поставило вопрос об итало-германской интервенции на Ассамблее Л. н. в сентябре 1936. Однако заправлявшие в Лиге государства решили изъять этот вопрос из ведения Л. н. и с этой целью создали специальный комитет по невмешательству в испанские дела. По замыслу его создателей комитет должен был служить ширмой для продолжения итало-германской интервенции против испанской демократии (см. Невмешательство). Только Советский Союз поднял свой голос в Л. н. в защиту Испанской республики. Отношение Советского Союза к борьбе испанского народа выразил И. В. Сталин в известной телеграмме от 16. X 1936 руководителю испанской компартии Хозе Диасу: "Трудящиеся Советского Союза выполняют лишь свой долг, оказывая посильную помощь революционным массам Испании. Они отдают себе отчет, что освобождение Испании от гнета фашистских реакционеров не есть частное дело испанцев, а - общее дело всего передового и прогрессивного человечества". На чрезвычайной сессии Совета Л. н. в декабре 1936 советский делегат В. П. Потемкин потребовал принятия срочных мер против интервенции фашистских держав. 28. V 1937 M. M. Литвинов также призвал Совет Л. н. немедленно принять меры к пресечению агрессии. Советская делегация на Ассамблее Л. н. в сентябре 1937 в связи с обсуждением испанского вопроса резко протестовала против того, что "Лига наций, призванная гарантировать целостность государств, состоящих ее членами, охранять мир и международный порядок, обеспечить соблюдение ненарушения международных договоров и уважения международного права, остается в стороне от этих событий, не реагируя на них". Но, верные своей политике "невмешательства", Англия и Франция постарались "не раздражать" агрессоров и снова перенесли все дело в пресловутый "комитет по невмешательству". При прямом попустительстве западных держав фашистские агрессоры уничтожили Испанскую республику и создали в Испании очаг фашизма и агрессии. Несмотря на настойчивую борьбу советской делегации в Л. н. за превращение Лиги в действенное орудие мира и безопасности, послушное Англии и Франции большинство в Лиге стремилось пройти мимо актов агрессии, которые один за другим совершались Италией, Японией, Германией. Такой акт агрессии, как захват Австрии Германией, даже не вызвал обсуждения в Лиге. "Исчезновение австрийского государства, - заявил советский делегат в Лиге, - прошло незамеченным для Лиги наций". Ободренные попустительством западных держав, германские империалисты наметили себе очередную жертву - Чехословакию. Несмотря на т. н. судетский кризис и концентрацию германских войск на чехословацкой границе, вопрос о Чехословакии не был внесен в повестку дня Ассамблеи Л. н. в сентябре 1938. Выступая на Ассамблее Л. н. 21. IX, представитель СССР резко критиковал поведение Англии и Франции, заставлявших Чехословакию капитулировать перед требованием агрессора. "Избежать проблематической войны сегодня и получить верную и всеобъемлющую войну завтра, да еще ценою удовлетворения аппетитов ненасытных агрессоров и уничтожения и изуродования суверенных государств не значит действовать в духе пакта Лиги наций. Премировать бряцание оружием и обращение к оружию для разрешения международных проблем, иначе говоря, премировать и поощрять наступательный сверхимпериализм в неслыханных до сих пор формах - не значит действовать в духе пакта Келлога - Бриана", - говорил советский делегат. Несколько дней спустя состоялось позорное Мюнхенское соглашение (см.). Л. н. и в этом случае осталась пассивной и безучастной. Политика "умиротворения" агрессоров и "невмешательства", проводимая правящими кругами Англии и Франции при поддержке американской реакции, привела их к серьезному провалу. Несмотря на то что Чехословакия была отдана Германии как цена за нападение на СССР, это нападение тогда не состоялось. Советское правительство своевременно разгадало предательскую тактику правительств Англии и Франции. 23. VIII 1939 был подписан советско-германский договор (см.) о ненападении. Обманувшись в своих расчетах, англо-французские политики воспользовались в качестве предлога советско-финским конфликтом 1939-40 и с помощью специально подобранного состава Совета Л. н. провели исключение СССР из Лиги (14. X11 1939). Л. н., не исключившая за 20 лет своей деятельности ни одного агрессора, с необычайной поспешностью приняла это решение, направленное против единственного последовательного защитника мира и безопасности. В сообщении ТАСС по поводу исключения СССР говорилось: "Сама обстановка, при которой подготовлялась и выносилась резолюция Лиги наций, направленная против СССР, разоблачает скандальные махинации, к которым прибегли англо-французские представители в Лиге наций для достижения указанной пели. Как известно, Совет Лиги наций состоит из 15 членов, за резолюцию же об "исключении" СССР было подано только 7 голосов из числа этих 15, т. е. резолюция принята меньшинством членов Совета Лиги. Остальные 8 членов Совета относятся либо к числу воздержавшихся, либо к числу отсутствовавших... Случайно подобранные "представители" 127 млн. населения "исключили" СССР с его 183 млн. населения". "Исключение" СССР было последним актом Л. н. Деятельность ее с этого времени прекратилась. Формально Л. н. была распущена в апреле 1946 постановлением специально созванной Ассамблеи.

Ли́га На́ций - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системыВерсальского соглашения в 1919-1920 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году.

Основные принципы мирного сообщества наций были сформулированы в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своём политико-философском трактате «К вечному миру» впервые описал культурные и философские основы будущего объединения Европы и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами. Несмотря на то, что решение об учреждении Лиги Наций хронологически стало первым из принятых на Парижской конференции, именно оно подводило окончательный итог многотрудной работе по формированию новой системы международных отношений. Это решение отражало стремление народов к справедливому, цивилизованному миропорядку, поэтому его следует отнести к наиболее значимым успехам держав-победительниц. Вместе с тем, панегирическая оценка Лиги Наций, которая часто встречается в западной исторической литературе, столь же далека от реальной действительности, как и крайне негативная её характеристика, содержавшаяся в советской историографии. Как и остальные крупные постановления Парижской мирной конференции, создание и функционирование Лиги Наций носило двойственный характер. С одной стороны, провозглашалась благородная цель «развития сотрудничества между народами и достижения международного мира и безопасности». Но, с другой стороны, Лига Наций была призвана охранять не какой-то абстрактный мир, а тот международный порядок, в котором преобладающими являлись интересы его организаторов - стран Антанты и союзных с ними государств. К тому же, правительственные круги ведущих мировых держав - Англии и Франции - изначально не рассматривали Лигу Наций как главный «инструмент мира», больше полагаясь на традиционные дипломатические и, при необходимости, военные средства. Все это не только превращало вновь созданную организацию в своего рода орудие по реализации внешнеполитических установок держав-победительниц, не только снижало эффективность её воздействия на мировую политику, но и в известном смысле обрекало её на бессилие в разрешении насущных международных проблем. Противоречивость исходных принципов не могла не отразиться на Уставе, структуре и практической деятельности

Лиги Наций. Разработанный комиссией под председательством президента США, Устав был подписан в 1919 г. представителями 44 государств. Он включал в себя 26 статей. Анализ их содержания не позволяет согласиться с В. Вильсоном, который считал Устав панацеей от всех войн и конфликтов, от «мировых сил зла» [источник не указан 158 дней ] .

фициальными языками Лиги Наций были: французский, английский и испанский (с 1920 года). Лигой также серьёзно рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто.

Лига Наций не принимала ни официального флага, ни логотипа. Предложения по принятию официального символа выдвигались начиная с 1920 года, однако государства-члены так и не достигли соглашения.

Основные органы

Секретариат и Ассамблея - Сотрудники Лиги в секретариате отвечали за подготовку повестки дня Совета и Ассамблеи и публиковали отчёты о заседаниях, а также за другие вопросы, действуя как гражданская служба для Лиги. Ассамблея была местом встречи всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трёх представителей и один голос.

Совет - Совет Лиги действовал как тип исполнительного органа руководства Ассамблеи. Совет Лиги Наций включал четырёх постоянных участников (Великобритания,Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трёхлетнего периода. Первыми четырьмя непостоянными участниками были Бельгия, Бразилия, Греция и Испания. США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 года против ратификации Версальского договора, таким образом предотвращая американское участие в Лиге.

Другие органы

Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданными для решения международных проблем. Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированная как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объёмам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже при том, что много правительств-членов сомневались, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством по Версальскому договору, ограничивающему их вооружения, введённым в отношении побеждённых стран; это было названо первым шагом в направлении разоружения во всём мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов на разоружение. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с запада. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, какАдольф Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.

Решение о роспуске Лиги принято единогласно представителями 34 стран, участвовавших в последнем заседании Генеральной Ассамблеи: «Лига Наций должна прекратить своё существование» . Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года, Председатель Ассамблеи, Карл Дж. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта.» В результате, Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года .

Организа́ция Объединённых На́ций , ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

«ООН остается универсальным форумом, наделённым уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии» .

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано вДекларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств . 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
- Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
- Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
- Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.
- Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
- Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100425/225397629.html#ixzz4CzxX7ONk

Лига наций и ее роль в развитии международных отношений.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

    будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

    станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

    обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г. 14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Главные задачи Лиги Наций

    построение мира через сотрудничество;

    гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

    предоставления гарантий странам членам:

    коллективные действия в случае нарушения устава и войны

    сохранение независимости и территориальной целостности держав

    если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

    стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

    санкции не имели всеохватывающего характера

    решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

    ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

    Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции .

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций. Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Отрицательное влияние на эффективность деятельности Лиги оказывало отсутствие среди ее членов ряда больших государств. Соединенные Штаты, которые были среди инициаторов создания Лиги наций, не стали ее членом. Усиления влияния изоляционистов, которые требовали, чтобы США не втягивались в европейские дела, не связывали себе руки обязательствами Устава Лиги, явилось причиной того, что Версальский мирный договор, частью которого были положения о создание Лиги наций, не был ратифицирован американским конгрессом. Участие СССР в работе Лиги оказалось недолговременным. Он был принят в 1934 г. и исключен 1939 г. в связи с советско-финской войной. Германия вступила в Лигу в 1926 г. и оставила ее в 1935 г. , подав соответствующее заявление 1933 г. Итак, Лига наций не постоянная в самом деле универсальная организацией, В 1932 г. она насчитывала 60 членов. По разной причине ее оставили 16 держав. Главную роль в руководстве Лигой наций сыграли Англия и Франция. Все это сужало возможности принятия взвешенных решений с учетом национальных интересов всех государств и интересов общей безопасности. Лига наций была призвана поддерживать статус-кво, который создался в результате первой мировой войны. Но Версальский мир был построен на больших разногласиях, несправедливостях, связанных с грабительским делением территорий и насильническим решением других принципиально важных вопросов. Лига оказалась неспособной подавить первые опасные костры войны, разрешимые фашистскими государствами. Вторая мировая война окончательно похоронила Лигу наций, хотя формально она просуществовала до 31 июля 1946 г. Крах Лиги наций серьезно подорвал идею коллективной безопасности. Предпосылок для отрицательных оценок этой международной организации вполне достаточно.

Были в ее работе и достижения . Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить. Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамери- канская конвенция о международных договорах 1928 г., со- стоявшая всего из 21 статьи.

международная организация, учрежденная в 1919 г., имевшая целью, согласно уставу, развитие сотрудничества между народами, гарантию мира и безопасности. Предшественница ООН. В 1920-1934 гг. деятельность Л. Н. была враждебной Советскому Союзу. В 1934 г., после выхода из нее фашистской Германии, СССР принял предложение 30 государств-членов Л. Н. о вступлении в нее. В декабре 1939 г. СССР был обвинен в агрессии против Финляндии в связи с советско-финляндской войной и исключен из Л. Н. Формально распущена в 1946 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИГА НАЦИЙ

междунар. орг-ция, имевшая своей целью, по определению ее Устава, "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности", а на деле с первых же дней своего существования превратившаяся в послушное орудие политики империалистич. держав, в первую очередь - Великобритании и Франции. Существовала между 1-й и 2-й мировыми войнами. Еще в годы 1-й мировой войны проекты создания междунар. орг-ции по обеспечению мира выдвигались различными бурж.-пацифистскими орг-циями в Великобритании, США, Франции и др. странах. Обещание создать Л. н. вошло также в "четырнадцать пунктов" президента США В. Вильсона. На Парижской мирной конференции 1919-20 была учреждена спец. комиссия по выработке Устава Л. н. Подготовленный ею проект Устава был одобрен конференцией и включен в Версальский мирный договор 1919 и др. мирные договоры, к-рыми завершилась 1-я мировая война. Устав Л. н. был первоначально подписан 44 гос-вами, в т. ч. 31 гос-вом, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней (США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, ЮАС, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем), и 13 гос-вами, сохранившими нейтралитет в 1-й мировой войне (Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией, Венесуэлой). США не ратифицировали Устав Л. н. и не вошли в число членов Л. н. Это объясняется прежде всего тем, что руководящая роль в Л. н. принадлежала Англии и Франции. Согласно Уставу, осн. органами Л. н. являлись Ассамблея, Совет и Секретариат; все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Л. н. на правах автономных орг-ций были созданы Постоянная палата междунар. правосудия, Междунар. бюро труда и др. орг-ции. Местопребыванием осн. органов Л. н. была Женева (Швейцария). Л. н. отнюдь не ослабила империалистич. противоречий между ее основателями. В 1920 В. И. Ленин отмечал, что "...Лига наций - союз только на бумаге, а на деле это группа хищных зверей, которые только дерутся и нисколько не доверяют друг другу" (Соч., т. 31, с. 149). В первые годы своего существования Л. н. была центром организации борьбы, в т. ч. и военной, против Сов. гос-ва. В Л. н. обсуждались различные планы воен. интервенции против Сов. России, рассматривались возможности использования голода на части терр. РСФСР в антисов. целях, вырабатывались совм. дипломатич. демарши против социалистич. гос-ва и т. д. В связи с резко враждебной антисов. деятельностью Л. н. Сов. пр-во в этот период отрицательно относилось к Л. н., борясь против ее попыток вмешаться во внутр. дела молодого Сов. гос-ва. В 20-е и в нач. 30-х гг. в центре внимания Л. н. были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских о-вах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верх. Силезии (1921), конфликт между Литвой и Польшей из-за Вильнюса (1921), конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (1924-25), конфликт между Боливией и Парагваем из-за области Чако (1928-32), агрессия Японии против Китая в 1931 и др. В этот же период Л. н. начала обсуждение проблемы разоружения. Под прикрытием Л. н. в нач. 20-х гг. был произведен в форме раздачи мандатов раздел колон. добычи между государствами-победителями, в первую очередь между Великобританией и Францией (см. Мандатная система). Л. н. предпринимала многочисл. попытки сгладить острые противоречия между гл. ее участниками на основе антисов. сговора (см. Локарнские договоры 1925), а также путем соглашений о репарациях (см. Дауэса план и Юнга план). В 1926 в Л. н. была допущена Германия. Однако уже в 1933 Германия и Япония вышли из Л. н., чтобы получить полную свободу действий. К сер. 30-х гг. планы установления мирового господства фаш. Германии, фаш. Италии и империалистич. Японии стали угрозой для безопасности др. капиталистич. гос-в, в связи с чем отд. пр-ва этих гос-в стали искать сотрудничества с СССР как в рамках Л. н., так и вне ее (см. "Восточный пакт"). 15 сент. 1934 по инициативе франц. дипломатии, в частности А. Барту, 30 государств - членов Л. н. обратились к СССР с предложением вступить в Л. н. 18 сент. 1934 СССР вступил в Л. н., заняв постоянное место в ее Совете (против принятия СССР голосовали Нидерланды, Португалия и Швейцария). При вступлении в Л. н. Сов. пр-во сделало ряд оговорок, касающихся ее Устава; Сов. пр-во, в частности, заявило, что не может одобрить систему мандатов, являющуюся формой прикрытия колониализма. В течение 5 лет (1934-39) пребывания в Л. н. Сов. Союз твердо и последовательно отстаивал дело мира и безопасности народов, боролся за претворение в жизнь идеи коллективной безопасности перед лицом фаш. агрессии. Важнейшими вопросами, обсуждавшимися в Л. н. в 1934-39, были: итал. агрессия против Эфиопии (1935-36), нарушение Германией Версальского (1919) и Локарнского (1925) договоров (в связи с ремилитаризацией Германией Рейнской зоны в 1936), итало-герм. интервенция в Испании (1936-39), захват Германией Австрии (1938) и др. Позиция зап. держав этого периода объяснялась стремлением направить фаш. агрессию против СССР. Эта позиция превратила Л. н. по существу в прикрытие агрессии герм., итал. и япон. империализма. Этим объяснялась беспомощность Л. н., не сумевшей провести ни одного эффективного мероприятия против фаш. агрессии накануне 2-й мировой войны. Так, в окт. 1935 Ассамблея Л. н. по требованию ряда гос-в - членов Л. н. и в первую очередь СССР, вынесла решение о применении экономич. и финанс. санкций к Италии, напавшей на Эфиопию. Однако из-за позиции зап. держав самая важная статья итал. импорта, необходимая для ведения войны, - нефть - не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило захват Италией Эфиопии (1936). В июле 1936 решение Л. н. о санкциях было по настоянию Великобритании и Франции вообще отменено. В 1936-39, в период итало-герм. интервенции в Испании, пр-ва Великобритании, Франции и ряда др. капиталистич. гос-в добились того, что Л. н. не только не предприняла никаких мер к обузданию интервентов, но и вообще устранилась от рассмотрения этого вопроса. Упорная борьба Сов. Союза за мир и коллективную безопасность, его активная деятельность в Л. н., направленная на разоблачение как фаш. агрессоров, так и их пособников в Великобритании, Франции и США, сделали участие СССР в Л. н. нежелательным для правящих кругов зап. держав. Использовав в качестве предлога сов.-финл. войну 1939-40, пр-ва Великобритании и Франции добились принятия Советом Л. н. 14 дек. 1939 решения об исключении СССР из Л. н. Деятельность Л. н. с этого времени по существу прекратилась, формально же она была ликвидирована в апр. 1946 решением специально созданной Ассамблеи. Лит.: История дипломатии, т. 3, М.-Л., 1945; Иванов Л., Лига наций, М., 1929; Кольский А., Лига наций (Ее организация и деятельность), М., 1934; Афанасьева О., Краткий очерк истории Лиги наций, (M.), 1945; Нотович Ф., Разоружение империалистов, Лига наций и СССР, М.-Л., 1929; История междунар. отношений и внеш. политики СССР, т. 1, М., 1961. В. Л. Исраэлян. Москва.