Правильная утилизация батареек. Деньги из мусора: сколько можно заработать на старых батарейках

На сегодняшний день экологически чистой и рентабельной технологии, которая позволила бы переработать исчерпавшие свой срок аккумуляторные батареи, с получением продуктов надлежащего качества не существует.

В акуумная дистилляция.

Например, для извлечения кадмия используются пирометаллургические и гидрометаллургические методы. Наибольшее распространение из пирометаллургических методов, основанных на отгонке газообразных соединений кадмия, получила вакуумная дистилляция. Кроме чрезвычайной экологической опасности данного производства, дистилляция характеризуется получением оксида кадмия низкого качества и вторичных отходов, использование которых в других отраслях проблематично.

Г идрометаллургический метод (сернокислотный способ).

Мировой опыт переработки кадмийсодержащих отходов показал перспективность гидрометаллургических методов, основанных, в большинстве своем, на использовании растворов серной кислоты, аммиака, солевых композиций. Применение гидрометаллургических операций позволит решить как экологические проблемы по утилизации кадмийсодержащих отходов, так и обеспечить потребности машиностроения и металлургии в качественном оксиде кадмия.

Недостатками сернокислотного способа являются: низкая степень извлечения кадмия за счет потерь его с железосодержащим промпродуктом, технологические трудности очистки промышленных растворов. Применение аммиака ограничено его летучестью и проблематичностью регенерации.

Процесс утилизации и переработки батареек и аккумуляторов обычно состоит из нескольких этапов. Например, процесс переработки батареек с извлечением свинца состоит из четырех этапов.

Вначале батарейки и аккумуляторы загружаются в специальную емкость больших размеров, откуда они по конвейерной ленте попадают в бетонный колодец с электромагнитом над ним (который притягивает лишний металлолом) и с сеточным дном, куда в специальную емкость вытекает электролит из «потекших» батареек, после чего батарейки размалываются дробилкой на мелкие куски.

Затем происходит процесс разделения материалов с помощью водяной пыли, подаваемой при высоком давлении - нескольких десятках атмосфер. Самые мелкие части и пластик оседают в отдельном резервуаре для последующего концентрирования, а более крупные части попадают на дно резервуара, откуда их механический ковш вытаскивает в резервуар с каустической содой, где этот металлолом превращается в свинцовую пасту. На этом же этапе туда попадает и свинцовая пыль, которая с помощью воды, подаваемой под высоким давлением, отделяется от пластика, который собирается в отдельные контейнеры.

Третий этап – это процесс плавки свинца. Получившуюся свинцовую пасту по конвейерной ленте передают в бункер для плавки, где она расплавляется до жидкого состояния, а выделяющиеся пары быстро охлаждаются и сбрасываются в отдельные контейнеры (впоследствии он пойдет на очередной этап переработки).

Четвертым этапом в процессе рафинирования образуются два компонента - рафинированный твердый и мягкий свинец и сплавы свинца, отвечающие требованиям заказчика. Непосредственно сплавы сразу же отправляются на заводы для использования, а рафинированный свинец нагревают и выливают из него слитки, удаляя окалину, которые по качеству получаются равноценными только что произведенным из добытой свинцовой руды.

П роект ReCharge утилизации использованных батареек.

В 2013 году английская компания International Innovative Technologies представила новую технологию утилизации использованных батарей. Метод заключается в превращении твердых элементов, содержащихся во внутренней части щелочной батареи, в порошок. Таким образом, внутренние составляющие элементов питания становятся годными для обработки с помощью различных химических и биологических процессов, результатом которых является извлечение различных металлических ионов, например, ионов цинка, марганца и углерода.

Одно из преимуществ данной технологии заключается в том, что с ее помощью можно с легкостью заменить традиционные системы измельчения на компактные, высокопроизводительные блоки. Кроме того, новая разработка отличается низким потреблением электроэнергии и идеально подходит для измельчения твердых материалов.

Сбор и хранение опасных отходов.

Из всего объема производимых батарей и аккумуляторов в мире перерабатывается всего 3% от общего объема, при этом прослеживается неоднородность этого показателя по странам мира. Так, в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45% всех химических источников тока (ХИТ), в США - около 60% (97% свинцово-кислотных и 20-40% литий-ионных), в Австралии - около 80%. Странами с неразвитой системой переработки ХИТ являются развивающиеся страны, где они практически не перерабатываются, а утилизируются с бытовым мусором.

Переработка батареек в странах Европейского союза является обязательной. С 26 сентября 2008 года все батарейки, аккумуляторы и их упаковка должны быть маркированы специальным символом (перечеркнутый мусорный ящик на колесиках) - на самой батарейке или же на упаковке, в зависимости от размера.

Этот специальный символ сбора сообщает потребителям, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Вместо этого батарейки нужно сдавать в специальные пункты на переработку. Как правило, все крупные розничные торговцы имеют ящики для сбора батареек.

Батарейки нельзя выбрасывать вместе с домашними отходами. Их необходимо сдавать в специальные пункты на переработку!


При производстве батареек в Евросоюзе в их стоимость изначально закладывается процент на утилизацию, и покупатель в магазине, сдав старые батарейки, получит ценовую скидку на батарейки новые. Сданное перерабатывается. Лидером этого процесса является Бельгия, в которой до 50% элементов питания направляется на переработку.

Все типы батарей, выпускаемые в Европе, могут быть переработаны независимо от того, перезаряжаемы они или нет. Для переработки не имеет значения, заряжена ли батарея, частично разряжена или разряжена целиком. После сбора батарей они подлежат сортировке и далее, в зависимости от того, к какому типу они принадлежат, батареи отсылаются на соответствующий завод по переработке. К примеру, щелочные батареи перерабатываются в Великобритании, а никель-кадмиевые во Франции.

Переработкой батарей в Европе занимается около 40 предприятий.

В США весной 2013 года запущена новая волонтерская общенациональная кампания по утилизации батареек. Помимо непосредственного обращения к потребителям и привлечения волонтеров, планируется реализовать и ряд мер, которые принципиально изменят работу компаний, производящих батарейки. Дистрибьюторы и продавцы должны будут обеспечивать сбор и переработку батареек, извлекая при переработке все те компоненты, которые ещё можно использовать, а компании – производители батареек должны платить за работы по сбору, обработке и утилизации батареек.

В Австралии ежегодно утилизируется 70 тысяч тонн свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. В городе Вуллонгонг (штат Новый Южный Уэльс) работает предприятие Auszinc, которое занимается утилизацией бытовых батарей. Батареи, которые не могут быть переработаны в Австралии, экспортируется для утилизации на европейские предприятия.

В России до недавнего времени были только компании, которые занимались сбором и хранением батареек, а утилизация и переработка обходилась дорого и не приносила прибыли.

Официально деятельность по приему и использованию батареек юридическим лицам была разрешена с 2012 года – до этого на сбор и хранение опасных отходов требовалась специальная лицензия. В 2004 году ИКЕА начала сбор использованных батареек, но была вынуждена прекратить его из-за требования Роспотребнадзора. Музей имени Тимирязева, который принимал батарейки с 2009 года, приостановил прием сырья из-за нехватки места для хранения батареек.

Принимает и передает на утилизацию аккумуляторы всех видов компания «Мегаполис групп».

Одна из немногих организаций, которая принимает батарейки для полноценной дальнейшей переработки, – московский «Экоцентр» МГУП «Промотходы», где применяют вакуумную технологию, позволяющую контролировать вредные выбросы при измельчении батареек.

В апреле 2013 года челябинская компания «Мегаполисресурс» также заявила о своей готовности утилизировать использованные аккумуляторы со всей страны. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки на 80%.

Однако для запуска масштабного процесса утилизации батареек не хватает сырья.

«Мегаполисресурс» выступает партнером по проекту приема в московских магазинах сети Media Markt отработавших бытовых батареек и аккумуляторов, который стартует осенью 2013 года, а с начала 2014 года инициатива распространится на всю Россию. По мере накопления батарейки будут упаковываться в герметичные емкости и отправляться на завод в Челябинске. Вещества, извлекаемые из батареек при переработке (графит, соли цинка и марганца), в дальнейшем могут быть использованы как для создания новых батареек, так и в других отраслях, в частности, в фармацевтике.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости http://ria.ru/spravka/20131121/971073902.html

Нужно ли перерабатывать батарейки? А если да, то кто и как может на этом заработать?

Одна батарейка - это загрязнение 20 м ² почвы и 400 л грунтовых вод. Тонна батареек - это возможные 5000$ компенсации от «Оператора вторичных материальных ресурсов». Кто, когда и при каких условиях может сделать бизнес на переработке батареек?

В чем вопрос?

«Батарейки? Да что там их собирать, они же маленькие! » - рассуждают скептики. Предприниматели и просто люди с активной позицией видят в этом возможность заработать и улучшить экологическую ситуацию в стране. О том, что вопрос сбора отработанных элементов питания стоит остро, рассказывает Анатолий Калач , сотрудник программы по химической безопасности и отходам «Центра экологических решений»:

«Батарейки на полигонах - это проблема с точки зрения экологии, а значит, и экономики страны. Много значит для ее решения прошлогоднее постановление Совмина (№1124 от 02.12.2014). Документ предписывает всем магазинам (независимо от того, какие товары в них продаются) площадью более 100 м ² иметь контейнер для сбора батареек. В стране насчитывается более 3 тыс таких магазинов.

На сегодня в Беларуси собрано около 30 тонн батареек. Собранные в Минске хранятся на предприятии «Экорес», в регионах - на областных предприятиях Белресурсов. В ближайшее время предполагается, что они будут вывезены за границу на переработку ».

Законодательство обратило внимание не только на сбор элементов питания, но и на их ввоз в страну: почти 3 года действует 313 Указ Президента, внедривший принцип расширенной ответственности, когда при котором производители и импортеры определенной продукции компенсируют переработку ввезенных товаров в будущем.

Можно ли заработать на этом?

В теории - да, в белорусской практике - пока нет. Государство в любом случае зарабатывает - активно (собирая налоги с импортеров батареек и электроники) или пассивно (экономя деньги на экологических инициативах). А могут ли заработать частники?

Могут, полагает Дмитрий Кучук , директор мусоросортировочной станция «Западная». «Собирать и перерабатывать батарейки выгодно и частным компаниям, и государству. Мы - сборщики батареек - можем получать компенсацию в 75 тыс. руб. за 1 кг. Килограмм батареек - это немного, ведь они достаточно тяжелые. Это рентабельно для любой компании при наличии обширной системы сбора ».

Но «можем получать» не равно «получаем». Наталья Гринцевич , директор «Оператора вторичных материальных ресурсов» - организации, которая должна выплачивать компенсацию за сбор элементов питания, рассказала, что деньги пока не выплачиваются. «Мы - организация которая координирует действия участников процесса, но не собирает, не обезвреживает и не перерабатывает батарейки. У нас пока не перерабатываются элементы питания, а значит, мы не можем выплачивать компенсацию тем, кто их собирает ».

В чем же интерес частной компании? «Большая часть проектов, связанных с экологией, нерентабельны , - развеяла наши мысли о возможности заработка «денег на батарейках» Наталья Гринцевич. - Во всем мире эти проекты финансируются государством, а оно берет средства из налогов, уплачиваемых импортерами техники и батареек. В Беларуси импортер имеет выбор: заплатить 100% от потенциальной стоимости утилизации элементов питания (потенциальной, поскольку только малая их толика будет собрана должным образом) или собрать своими силами 15% от объема ввезенных элементов питания ».

Заработать может и переработчик, принимающий батарейки на переработку. Увы, не наш. Своего производства по переработке элементов питания у нас пока нет. Сейчас прорабатывается вопрос о том, что выгоднее: построить свой завод или вывозить батарейки за границу, оплачивая работу переработчика. Решение зависит от того, какие объемы батареек можно собирать в перспективе - с малыми объемами нерационально строить свое производство.

Собранные для переработки элементы питания и мобильные телефоны на финском предприятии Akkuser:

«Я считаю, что строить собственное предприятие, занимающееся переработкой отработанных элементов питания, нам не стоит: процесс сложный, а потенциальная опасность для окружающей среды высокая , - рассуждает Анатолий Калач. - В Беларуси не образуется таких объемов отработанных батареек, чтобы строить свое предприятие, тем более что оно будет стоить значительных средств. Например, в Финляндии, перед запуском подобного завода, накопили около 100 тыс. тонн элементов питания - чтобы завод работал без остановки ».

Часть продуктов переработки утилизируется после извлечения потенциально вредных веществ, а часть - продается металлургическим предприятиям. Из тонны переработанных батареек для вторичного использования доступно большое количество тяжелых металлов. Такой же объем нужных металлов содержится в целом железнодорожном вагоне железной руды.

Что мешает «делать деньги» на батарейках

Дмитрий Кучук полагает, что в целом государство создало условия для сбора и переработки батареек, но остаются некоторые вопросы. Например, монополия со стороны «Оператора вторичных ресурсов». «Важно, чтобы интересы частного бизнеса и органов госуправления были представлены на одинаковом уровне, чтобы все участники процесса имели возможность влиять на него. Это куда лучше, чем директивные решения министра или руководителя предприятия-монополиста: они не всегда знакомы с ситуацией изнутри . - замечает эксперт.

Экологическая инициатива пересекается здесь с коммерческими соображениями «частников» и государства. Учредитель Оператора вторичных ресурсов - Министерство ЖКХ, а оно большую часть финансирования направляет в госорганизации, в то время как активный частный бизнес находится на 2 плане. Если инициатива по сбору и переработке батареек не будет поддержана Оператором, а выплата компенсации не будет налажена, то процесс застопорится. Нужно наладить диалог между государством и частными компаниями ».

Может быть, мы собираем недостаточно батареек? Достаточно для своего места и времени - уверены специалисты. «Сказать, что мы собираем мало батареек, нельзя. Активно использовать электронику с элементами питания мы стали не так давно. Но потребление техники растет - количественно и номенклатурно - а значит, будут расти объемы собранных батареек » - прогнозирует Анатолий Калач.

Рассуждая о сходстве и различиях нашего подхода к переработке «энергетического мусора» в Европе, Дмитрий Кучук говорит: «Белорусское и европейское законодательство в этой области придерживается одного принципа: кто загрязняет, тот и платит. В этом мы похожи на Европу. От Запада мы отличаемся тем, что у нас есть предприятие-монополист, собирающее деньги от импортеров. В разных странах Европы на эту деятельность нет монополии, это коллективное решение. Там созданы условия, которые позволяют любой инициативной группе начать работу и поставить ее на бизнес-рельсы. Переработка батареек и аккумуляторов в Западной Европе также рассматривается с точки зрения извлечение ресурсов и их вторичного использования ».

Как показывает практика других стран, в переработке элементов питания, бытовой техники, макулатуры более мобильными и эффективными оказываются частные предприятия. В системе ЖКХ это делается для отчетности: их не стимулируют ни финансовая, ни экологическая составляющая.

Борьба с батарейками в России

В России сбор батареек официально был запущен осенью 2013 года. Тогда готовность принимать и перерабатывать отработанные элементы питания выразил челябинский завод «Мегаполисресурс». До этого времени в некоторых городах существовали лишь частные инициативы: местные общественные организации проводили акции, куда люди могли приносить батарейки и другие опасные отходы. Все собранное хранилось до «лучших времен» либо вывозилось за границу. Часто - в Финляндию, где развита сеть пунктов приема, работают перерабатывающие предприятия. Работать по такой схеме удобно было Москве и Санкт-Петербургу, а в остальных городах тема сбора и утилизации батареек поднималась редко.

О том, как сегодня собирают и утилизируют батарейки в России, порталу сайт рассказала Анна Жевачевская , директор компании «Ripe Berry. Экологические программы для бизнеса».

«В Новосибирске мы стояли у самых истоков развития проекта. И мы гордимся тем, что нам удалось создать эффективную систему, выгодную для всех участников процесса, и во многом вдохновить коллег из разных городов России. Наш проект называется «Шаг 2-й: Зеленая цель», а его идея заключается в том, чтобы дать возможность новосибирцам сдавать на безопасную утилизацию отработанную бытовую технику, электронику и батарейки.

Но где организовать такой сбор? Где найти финансирование на организацию проекта? Куда отправлять на переработку? В этом плане нам очень повезло с партнерами. За несколько месяцев до старта проекта ко мне обратился владелец сети магазинов электроники с просьбой помочь организовать в его магазинах пункты приема отработанных батареек и ртутных ламп. Тогда ни они, ни мы не то чтобы не рассматривали эту идею как бизнес-проект, мы просто не знали, как все это можно организовать.

Вскоре мы заключили контракт с финским переработчиком элементов питания и электроники - предприятием Akkuser, и благодаря этому смогли открыть официальные пункты приема батареек. Мы нашли хорошего партнера и по переработке электроники. В наши контейнеры люди могут сдавать батарейки, аккумуляторы, телефоны, зарядные устройства, фотоаппараты и т.д. Весь процесс сбора, хранения, отправки и переработки абсолютно прозрачен. Каждый человек, сдающий батарейки, знает, куда они отправятся, где и как их переработают и какую новую продукцию получат. Каждую зиму мы отправляем не менее 1,5 тонн батареек в Челябинск (в Финляндию отправить так и не пришлось, т.к. появился завод в России). Это один из самых больших показателей по России, хотя пунктов приема у нас не так много - около 10.

Зарабатывают ли на переработке элементов питания российские компании? Анна Жевачевская говорит, что нет, и добавляет: «Самое главное, что все участники ничего не теряют, каждый имеет свою выгоду. Магазины получают пиар, основанный на позитивных идеях заботы об экологии. Мы, как оператор, который позволяет системе эффективно функционировать, имеем небольшую финансовую выгоду, но это все-таки направление социального бизнеса.

А вот переработчики зарабатывают, да. Наш единственный завод, принимающий на переработку батарейки, берет плату за переработку. Если 1,5 года это было 72 рубля за кг., то теперь цена выросла в 2 раза. Их бизнес - это переработка и, соответственно, цены на свои услуги они назначают сами. Кроме того, это предприятие - монополист, сюда везут батарейки со всей страны, а также из соседних государств. И в плане доходности у предприятия есть один огромный плюс - они не создавали с нуля завод для переработки батареек, они просто адаптировали одну из своих существующих линий именно под батарейки.

Отрадно, что действующий в Беларуси принцип расширенной ответственности производителей и импортеров, это отчасти предмет национальной гордости: в России его нет. Он действует лишь в ряде компаний и охватывает минимальный круг коммерческих предприятий. В основном, это крупные иностранные компании, работающие по своему уставу, готовые внедрять принципы «устойчивого развития».

Как рассказывает Анна Жевачевская, в России утилизационный налог действует на предприятиях бумажной промышленности. Однако насколько там исполняются нормы закона, не известно, т.к. большинство таких предприятий используют криминальные схемы по уплате налогов. В коммерческих компаниях пока находят способы избежать ответственности за ненадлежащую утилизацию техники, т.к. контрольно-надзорные органы предпочитают на такие дела смотреть «сквозь пальцы», а несанкционированные выбросы на свалки подлежащего переработке мусора практически никак не пресекаются.

Российская перспектива

Насколько отличаются наши реалии от российских - масштабами и спецификой? «Если говорить о самой переработке элементов питания, то сегодня рано говорить о прибыльности и успешности участников рынка переработки. Дело в том, что основная масса «зелёных инициатив» бизнеса - это довольно не малые сроки реализации проектов, где требуются «длинные деньги» и интерес к продукту переработки. Кредитное плечо для таких проектов может составлять 3-5 лет без положительной рентабельности, а вложения требуются немалые , - говорит Анна.

Не каждый инвестор готов вкладывать деньги на такие сроки под проекты, которые могут окупиться, к примеру, через 50 лет. Что касается коммерческих компаний, то зачастую им негде взять деньги на развитие экологического бизнеса, связанного с утилизацией или переработкой. Обычно это возможно при наличии дополнительных финансовых возможностей предпринимателя или предприятия, в качестве «побочного» бизнеса. Что касается экологии в целом, то государство непременно должно быть активным инвестором в области охраны окружающей среды, т.к. без активного участия государства в защите окружающей среды, проектов по переработке ТБО предприятия сталкиваются с бюрократией и отсутствием интереса к этому бизнесу.

Для России, особенно исходя из нынешней непростой экономической ситуации, тема экологии постепенно отодвигается все дальше и дальше на последний план. Нам все меньше приходится рассчитывать на привлечение инвестиций в нашу сферу и на помощь и участие со стороны государства ».

Правильно утилизировать можно даже самолеты!

Выбрасывайте батарейки правильно!

У каждого человека найдется в доме по меньшей мере десяток батареек – они стоят в часах, фонариках, детских игрушках. Литий-ионные аккумуляторы находятся внутри мобильных телефонов, видеокамер и ноутбуков. Как мы знаем, срок службы батарейки любого типа ограничен (для литий-ионных он не превышает 4-5 лет), и ее необходимо сдавать на утилизацию.

Зачем утилизировать батарейки

Дольше своего срока службы батарейку использовать опасно, так как из-за внутренних изменений она становится подвержена протеканию, короткому замыканию и т.д. Кроме того, батарея с истекшим сроком годности плохо держит заряд.

На фоне этих причин встает актуальный вопрос: как же избавиться от старой батарейки?

Самое простое – это выкинуть ее в мусорку. Остановитесь, если вы уже понесли ненужный аккумулятор в сторону урны!

Нашей стране еще далеко до развитых стран в плане продуманной политики по утилизации отходов. В России крайне мало сортировочных центров для мусора и заводов по переработке. В то время, как европеец выбрасывает бумагу в один бак, а стеклотару в другой, россиянин бросит оба вида отходов в одну урну, потому что наличие разных урн у нас не предусмотрено.

Почему нельзя выкидывать батарейки в мусорку

Таким образом, из мусорного бака старые батарейки попадают прямо на свалку, где ржавеют, горят и выделяют в окружающую среду целый набор ядовитых веществ, тяжелых металлов (кадмий, марганец, никель, ртуть, свинец, цинк). Вода вымывает их из почвы и несет в грунтовые воды, реки, озера, артезианские скважины, а также к огородам и фермам. Так мы получаем на прилавках магазинов отравленные и овощи. Регулярное употребление подобных продуктов рано или поздно печально скажется на организме.

1 пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет около 20 м² земли и 400 л воды!

А ведь правильная утилизация может принести большую пользу для страны и экологии. За 4 дня их сортируют и перерабатывают, получая сырье для вторичного использования. В основном они применяются в черной металлургии, машиностроении, фармацевтике и косметологии, химической отрасли.

Куда сдавать батарейки

Так какой же способ утилизации батареек будет правильным и безопасным?

Ранее некоторые активисты и защитники окружающей среды хранили все использованные аккумуляторы дома в ожидании дня, когда правильная утилизация станет доступна. И сейчас, наконец, такая возможность появилась, правда пока только в крупных городах, где вы сможете найти точки по приему ненужных батарей. Как правило, они располагаются на улицах, в крупных торговых центрах и супермаркетах. От вас требуется только сбросить батарейки в бокс, дальше обо всем позаботится утилизационная служба.

Не думайте, что за сдачу батареек вам заплатят – процесс переработки довольно дорогой, кроме того, службе потребуются расходы на транспортировку. Так что бросив батарейку в бокс, а не в мусорку, вы тем самым покажете свою бескорыстную общественную сознательность.

Из боксов батарейки отправятся на единственный в России завод, занимающийся их переработкой. Он находится в Челябинске и называется «Мегаполисресурс». При помощи электролиза и других технологий там в год обезвреживается и перерабатывается более полумиллиона батареек со всей страны!

Таким образом, если вы живете в крупном городе и вам небезразличны проблемы экологии, узнайте о наличии точек по приему старых батарей и не поленитесь воспользоваться их услугами. Для этого вам в помощь «Карта пунктов приема батареек».

Карта пунктов приема батареек в России

Завод по переработке батареек


А вы сдаете батарейки на переработку?

Переработка аккумуляторов и батареек – это проблема, которая сейчас встала перед всеми странами мира. Основная цель переработки аккумуляторов заключается в предотвращении попадания опасных веществ в окружающую среду. Особую опасность представляют свинцово-кислотные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Не стоит хранить старые свинцово-кислотные батареи в домашних условиях, особенно там, где играют дети. Может оказаться опасным даже простое прикосновение к свинцовым полюсам. О том, как правильно хранить различные типы аккумуляторов, можно прочитать в . Также таблица с характеристиками приведена в статье .

Из всего объема мирового производства батареек и аккумуляторов перерабатывается только 3%, при этом в каких-то странах больше занимаются переработкой, в каких-то вообще не занимаются. В США перерабатывается около 60% батарей (20-40% литий-ионных и 97% свинцово-кислотных), в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45%, в Австралии - около 80%. В развивающихся странах практически не занимаются переработкой и батареи выбрасываются с бытовым мусором.

Зачем нужна переработка аккумуляторов батареек?

Несмотря на то, что свинцово-кислотные батареи экологически небезопасны, они составляют немалую долю рынка. Никель-кадмиевые батареи также продолжают удерживать лидирующую позицию среди аккумуляторов. В Европе запретили продавать потребительские товары с никель-кадмиевыми аккумуляторами, поскольку их можно заменить никель-металлогидридными. Если они находятся в составе потребительских товаров, управлять их утилизацией очень сложно, так как многие пользователи просто не знают, что находится внутри устройств.

Пока токсичные аккумуляторы не имеют адекватной альтернативы на рынке, нам придется смириться с их использованием. При правильной эксплуатации, и утилизации они не причиняют вреда. Однако неправильная эксплуатация и попадание на свалку никель-кадмиевых аккумуляторов в долгосрочной перспективе может принести огромный экологический ущерб. При попадании на свалку, металлический цилиндр из элемента со временем начинает подвергаться коррозии, и кадмий постепенно растворяется, просачиваясь в систему водоснабжения. У человека растворимые соединения кадмия поражают центральную нервную систему, печень и почки, нарушают фосфорно-кальциевый обмен. Хроническое отравление кадмием приводит к разрушению костей и анемии. Проведенные учеными исследования уже выявляют в океанах следы кадмия (наряду с аспирином, пенициллином и антидепрессантами), однако еще нет определенности в его происхождении.

Никель-металлогидридные аккумуляторы содержат никель и электролит, которые считаются полутоксичными веществами. В случае отсутствия пунктов приема отработанных батарей, которые у нас большая редкость, отдельные никель-металлогидридные аккумуляторы можно выбросить с другими бытовыми отходами. Однако все же лучше сдавать такие батареи для переработки.

Первичные (т.е. одноразовые) литиевые батареи содержат металлический литий, а при контакте с влагой он дает бурную реакцию, поэтому батарейки необходимо утилизировать правильно. При попадании на свалку батарейки в заряженном состоянии, ее корпус может быть поврежден сваленными сверху тяжелыми предметами, а это может привести к протеканию электролита и пожару. Пожары на свалках сложно тушить, при этом в воздух поднимается огромное количество вредных веществ. Так что перед переработкой литиевые батареи сначала полностью разряжаются. Одноразовые литиевые батарейки используются в армейском оборудовании, в часах, слуховых аппаратах и т.д. Литий-ионные аккумуляторы для сотовых телефонов и ноутбуков не содержат металлический литий.

В России проблема утилизации аккумуляторов стоит очень остро в первую очередь из-за экологической безграмотности населения, а также по причине отсутствия налаженной схемы переработки и утилизации.

В таблице 1 приведены стоимости материалов, содержащихся в тонне литий-ионных батарей. Таблица также включает стоимость свинцово-кислотных аккумуляторов, как наиболее выгодных с точки зрения переработки.

Таблица 1 – Стоимость материала на тонну аккумуляторов. Свинцово-кислотные аккумуляторы остаются наиболее подходящими для переработки; на 70% они содержат вторичный свинец

Процесс переработки аккумуляторов и батареек

Если предприятие занимается переработкой различных типов аккумуляторов, то переработка начинается с сортировки батарей в зависимости от состава и уровня заряда. Сортировка достаточно трудоемкий процесс. Как утверждают перерабатывающие компании, процесс переработки будет тогда выгодным бизнесом, когда наладится постоянный поток отсортированных батарей.

Процесс переработки обычно начинается с удаления при помощи газовой установки термического окисления горючих материалов, таких как пластмасса и изоляция. Скруббер удаляет частицы, появляющиеся в процессе горения перед выпуском их в атмосферу. После этого остаются очищенные металлические элементы. Затем элементы нарезают на мелкие кусочки и нагревают до плавления. Неметаллические вещества сжигаются, после чего сверху остается черный шлак, который удаляется. Жидкие сплавы распределяются по весу и отделяются друг от друга так же, как снимаются сливки с молока.

Кадмий – это относительно легкий металл, который испаряется при высоких температурах. В процессе переработки, где используется похожая на жаровню установка с кипящей сверху водой, вентилятор выдувает пары кадмия в большую трубу, где они охлаждается водяным туманом, затем пары конденсируются с получением 99,95% кадмия.

Некоторые предприятия по переработке не занимаются самостоятельным разделением металлов, а заливают полученные жидкие сплавы в формы и отправляют на заводы, которые занимаются производством никеля, хрома и железа для нержавеющей стали и других высокотехнологичных продуктов.

На заводе Toxco в Северной Америке для измельчения, дробления и извлечения лития и других компонентов из литиевых батарей используют жидкий азот. Чтобы сделать литий нереактивным, его растворяют в специальном растворе. Затем раствор продают для производства консистентной смазки. Таким же образом отделяют и реализуют кобальт.

Переработка батарей – это очень энергоемкий процесс, в котором для извлечения металлов тратится от 6 до 10 раз больше энергии, чем требуется для производства материалов другими способами, в том числе в горнодобывающей промышленности. Возникает закономерный вопрос: «Кто же тогда платит за переработку батарей?»

Для создания условий перерабатывающим предприятиям каждая страна устанавливает свои правила и сборы. В Северной Америке, например, некоторые предприятия выставлять счета в соответствии с весом переработанного материала, при этом ставки варьируются в зависимости от химического состава батарей.

При производстве батареек в Евросоюзе их стоимость изначально учитывает затраты на утилизацию. Покупатель в магазине получает скидку на новые батарейки, сдав старые батарейки.

Никель-металлогидридные батареи наиболее выгодны, поскольку при переработке получается достаточно количество никеля, чтобы окупить процесс. Самые высокие сборы на утилизацию накладываются на никель-кадмиевые и литиево-ионные батареи, так как спрос на кадмий низок, а литий-ионные содержит мало извлекаемого металла.

До недавнего времени в России были предприятия, которые занимались только сбором и хранением батареек. Переработка обходится дорого и фактически не приносит прибыли. Но в октябре этого года на челябинском перерабатывающем заводе была запущена первая линия переработки батареек. Технология предприятия позволяет перерабатывать щелочные батарейки гидрометаллургическим способом на 80%.

Таким образом, теперь собранные щелочные батарейки будут утилизировать в Челябинске. Посредниками между потребителем и заводом должны стать общественные организации и крупные торговые сети. Остается надеяться, что система сбора отработанных батареек будет хорошо налажена и снизится количество выбрасываемых на свалку батареек.

Читайте также статьи:

(Просмотрели25 000 | Посмотрели сегодня 4)

Переработка свинцовых аккумуляторов в солнечные батареи шаг за шагом
Переработка ЭЛТ мониторов в керамическую плитку

Батарейки - номер один в списке мусора, который нельзя отправлять из ведра в контейнер неподалеку от дома. Как минимум это нерационально. Утилизация батареек помогает сэкономить и без того ограниченные природные ресурсы. Например, из 10 килограммов батареек после переработки получают столько же цинка, сколько из 96 килограммов руды.

Мини-устройство размером в пару сантиметров скрывает под металлической оболочкой часть периодической системы Менделеева. Если отправить батарейку на свалку, а не в утиль, у оболочки начнется коррозия. Она обеспечит свинцу, ртути, кадмию, марганцу, никелю и щелочам попадание в почву, грунтовые воды и воздух. Тогда общеизвестными 20 квадратными метрами зараженной территории от одной батарейки дело не ограничится. В зону поражения попадут ближайшие к месту загрязнения водоемы и поля. В этом случае вероятность того, что токсичные элементы окажутся в организме человека, сильно возрастет. Сжигать батарейки тоже нельзя: токсичные элементы окажутся в атмосфере и вернутся на землю дождем. Это причина не отправлять старые батарейки на мусорные свалки, которые в жаркое время возгораются и тлеют.

Каждый год в Москве неправильно избавляются от 15 миллионов батареек. Сколько аккумуляторов выкидывают на свалки в Казани, официально не известно. По статистике, на одного человека в 2011 году приходилось семь батареек. Если представить, что каждый житель Казани отправит в мусор среднестатистическое количество аккумуляторов, он собственноручно заразит 140 квадратных метров земли. 1300 казанцев смогут «умертвить» озера Кабан. Жители города, отправившие в корзину тройную норму батареек, - заразить тяжелыми металлами всю Казань.

Организм накапливает тяжелые металлы. Они могут стать причиной развития рака, бесплодия, поражения почек, легких, нервной системы и костных тканей, бессонницы, малокровия, вегетососудистой дистонии, ожогов кожи и сильнейшего раздражения. Риск заболеть возрастает, если в воде и воздухе повышенное содержание токсичных элементов, а овощи и фрукты растут на зараженной земле.

Выбрасывать аккумуляторы вместе с бытовыми отходами и думать, что мусорный полигон находится далеко, в 12 километрах от Казани, глупо. Самосыровские горы мусора в случае с неправильно выброшенными батарейками ближе, чем кажутся. Они рядом, за окном - в воздухе, земле и воде.

В 2000-е США, Европа и Китай приняли законы, запрещающие выпускать батарейки с использованием ртути. Россия, как и еще 117 стран, подписала в прошлом сентябре Минаматскую конвенцию по поэтапному отказу от ртути. Но законы с конвенцией не мешают производителям использовать жидкий металл как дополнительный компонент солевых батареек. Поэтому мнение о том, что батарейки не загрязняют землю ртутью, ложно. Специальная маркировка Hg на корпусе батарейки подскажет степень опасности: чем выше числовое значение, тем больше ртути в аккумуляторе. Ноль - ртути нет. Опаснее жидкого металла кадмий (его пока невозможно заменить в производстве батареек) и диоксины. Продукты горения вреднее ядовитого цианида в 67 тысяч раз.