Последняя из рода отшельников Лыковых: Почему Агафья отказывается переезжать из тайги к людям. Репортаж с заимки агафьи лыковой в тайге

Александр 5 месяцев назад

Это не ее, это нас жалеть надо.
Разрешите «перепостить» здесь еще одну хорошую статью о староверах:
СТАРОВЕРЫ (рассказ очевидца) 🍂

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди – всё приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы. Семейские живут отдельными посёлками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят.

Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их посёлка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры – очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже. Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТГОЛОВЫ. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода. Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите – столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы – люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать, молиться, а уж только потом пьёт травы, настои, лечится природными веществами. Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине ОНИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ СЛУШАТЬ РАДИО, СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР, СЧИТАЯ, ЧТО ТАКИЕ УСТРОЙСТВА ЗАСОРЯЮТ ГОЛОВУ И ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА РАБОМ: ИЗ-ЗА ЭТИХ ПРИБОРОВ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ ДУМАТЬ САМ. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивают, не злорадствуют. Работают все от мала до велика. Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почёте чистота, причём чистота во всём, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моётся и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой.

Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. ЛЮДЬМИ ДВИЖЕТ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, КОТОРЫЙ НИГДЕ НЕ ПИСАН, НО КАЖДЫЙ ЕГО ЧТИТ И СОБЛЮДАЕТ. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое! Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс – это хорошо, но с другой… МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОТЕРЯЛИ СЕБЯ, ПЛОХО СЕБЯ ПОНИМАЕМ, ПЕРЕЛОЖИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ НА РОДИТЕЛЕЙ, ВРАЧЕЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО. МОЖЕТ ПОЭТОМУ И НЕ СТАЛО ПО-НАСТОЯЩЕМУ СИЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ?

А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем. Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утерли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием. Их девяностолетние старики выглядят как наши в 50-60 лет. Разве они – не хороший образец того, как надо жить, чтобы быть здоровыми и счастливыми?

Журнал Smithsonianmag вспоминает, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней.

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание, поедая кору и заново изобретая примитивные инструменты быта в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка.

Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения.

На высоте около 2 метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.

Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака.

Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек.

Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.

Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие - забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, - бормоча: «Нам это не можно!»

Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Карп Лыков был старовером - членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации.

Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать.

В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.

Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины.

То немногое, что семья взяла с собой во время побега - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, - со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе.

В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась.

Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.

Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик.

Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов - оказался для них непреодолимым соблазном.

Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».

Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты.

Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу: «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались.

В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. Господь даст, и она проживет - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги, спустя четверть века, она и по сей день продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.

Как страшно вы живете в городах

Агафья родилась в семье староверов, ушедших от людей и властей в тайгу в 1938 году. В начале 1980-х, благодаря журналисту Василию Пескову, про Лыковых узнал весь Союз. Сейчас если и вспоминают, то редко. А Агафья жива.

В 1961-м от голода умирает Акулина. Про нее Агафья скажет: «Мама истинна христианка, крепко веруюсяя была».

Младшей Лыковой было 17 лет, когда наступил голодный год в тайге: «На постном мама не вынесла. К рыбалке нельзя стало - вода большая. Не позаботились, чтобы скотина была, охотиться не смогли. Баданный корень толкли, на рябиновом листу жили».

С кем общаться, Агафья решает сама: были случаи, когда женщина просто уходила в тайгу, пока неприятные гости не уедут. Да и характер у нее непростой.

Агафья на фотографиях последних лет одета одинаково: два платка, ситцевое платье, черная лопатина - так она называет свое пальто. Разглаживает рукой платье - три года назад сшила на руках:

Ткань «в огурцы» называется.

Нынче на Пасху хочу сшить новое, ткань-то вапсче красивая. Раньше-то мы своим жили: пряли, ткали. Меня многому сестра Наталья учила, крестной она моей была.

Агафья хорошо помнит имена и детали произошедшего с ней. В разговоре легко переходит от событий десяти-двадцатилетней давности к настоящему. Еще раз достает письмо.

Они третий год письма пишут, а приехать-то?

Агафья ждет семейную пару в гости, в прошлом году даже посадила больше картошки, но никто не приехал. Из конверта выпадают фотографии пальм и бирюзовой воды. Агафья просит прочитать, что написано на обороте. «Страна Перу, океан, здесь морские животные есть, и великие, и малые. Ничего от сего не вкушаю по заповеди Отеческой».

Агафье Лыковой передали новогодние подарки

Старообрядческой отшельнице Агафье Лыковой и ее помощнику иноку Гурию передали новогодние подарки.

Группа представителей государственного природного заповедника «Хакасский», в составе которой находился советник ректора вуза Московского технологического университета (МИРЭА), 20 декабря побывала на таежной заимке Агафьи Лыковой. Поездка к отшельнице носила плановый характер - специалисты по запросу Роскосмоса мониторили обстановку в районе заповедного участка после недавнего запуска космического корабля с Байконура.

Трасса вывода космических аппаратов на околоземную орбиту проходит, в том числе, и над малодоступными территориями Хакасии . Выяснилось, что космический старт отшельников не потревожил.

Кроме того, члены экспедиции доставили в Таежный тупик полмешка свежемороженой и непотрошеной рыбы - в определенные дни поста ее разрешено употреблять в пищу. Отмечается, что все гостинцы были приняты «со смирением и благодарностью ».

Тулеев рассказал о первой встрече с отшельницей Агафьей Лыковой

«Это было случайно - в 1997 году облетал область и вообще даже не понимал, что это такое. Вечно дикая тайга, бурелом, валежник непролазный. С одной стороны просто отвесная скала стоит, речка бежит, вот хижина – и живет женщина. Такая хрупкая она. И удивляет в ней, что она настолько глубоко верующая, такая реальная вера в ней, что как-то стыдно становится. Она в природе живет, у нее даже голос необычный», - рассказал Тулеев.

«Ну, ты подходишь, она или привет тебе, или иди дальше. И вот мы спустились на вертолете, я мнусь стою - серьезно говорю! Потом короткое время проходит, она подходит и дает мне горсть кедровых орехов. Значит, все, ты по душе», - рассказал он.

«Бывает же так, встретились – и запала она мне в душу. С первого взгляда отношения зародились», - добавил Тулеев.

Он рассказал, что часто переписывается с Агафьей Лыковой, она присылает ему подарки.

«Письма она мне пишет, много носков связала из козьего пуха, рубаху вышитую подарила. Кстати, надел ее один раз - удобная! И она ж сама это своими руками. Видимо, если ты хорошо относишься к изделию, которое будешь дарить, то человеку это передается. Комфортно очень село, как будто так и надо. В общем, хорошие такие чувства, нормальные, добрые, и я действительно ею восхищаюсь», - рассказал он.

Тулеев передал отшельнице Агафье Лыковой букет роз и платок к 8 марта

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев поздравил таёжную отшельницу Агафью Лыкову с женским праздником 8 марта букетом алых роз и нарядным платком, сообщили РИА Новости в среду в региональной администрации.

По данным властей, во вторник группа волонтёров из Московского технологического университета в шестой раз направилась на заимку Лыковой. По поручению Тулеева экспедицию до заимки сопровождал глава Таштагольского района Владимир Макута.

По поручению Тулеева экспедицию до заимки сопровождал глава Таштагольского района Владимир Макута.

По его словам, недавно Аману Тулееву передавали просьбу Агафьи и её помощника монаха Гурия, который пребывает с ней по благословению патриарха старообрядческой церкви Корнилия. Они попросили Тулеева помочь с сеном и комбикормом для коз, привезти пшеницу, крупы (пшено, гречку, рис, перловку), муку, сковороду, ковшик, трос, цепи, верёвку и вертлюги, мышеловки, фонарики, батарейки, соль, веники и метлу, верхонки, банки стеклянные, фрукты.

«Макута передал Агафье Карповне от Амана Тулеева поздравление с праздником весны, букет роз, нарядный платок и все необходимые ей в хозяйстве вещи. Отшельница поблагодарила губернатора, сказала, что она всегда молится за него и всех жителей Кемеровской области. Также Лыкова рассказала, что в хозяйстве у неё всё в порядке, хвалила Гурия за трудолюбие и верность канонам», - рассказали в обладминистрации.

Как пояснили в ведомстве, цель поездки волонтёров - помощь по хозяйству, а заодно новый опыт общения с женщиной, которая показывает пример духовной цельности, верности традициям предков, остаётся уникальным носителем старославянской культуры. Волонтёрам удалось найти средства, чтобы зафрахтовать вертолёт и добраться до заимки. Они пробудут у отшельников до субботы.

Это история упорства, выживания и неизмеримой способности человеческого духа. Агафья Лыкова родилась в Сибири, и за все свои 72 года она жила в изоляции, вдали от того, что большинство назвало бы «цивилизацией», вдали от технологий, вдали от людей, вдали от всего.

Мир, вероятно, никогда бы не узнал о ней и о ее семье, если бы не пилот вертолета, который случайно наткнулся на ветхую хижину, которая была домом для семьи более четырех десятилетий. Они жили в запечатанной капсуле времени, не подозревая, что человек приземлился на луну, разгадал тайны ДНК или расколол атом. Они никогда не видели телевизор, не использовали электричество, не видели машин. Они даже не знали, что Вторая мировая война началась и закончилась.

Агафья Лыкова последние новости 2018 год: история семьи

Главой семейства Лыковых был старик по имени Карп, принадлежавший к фундаменталистской русской православной секте, известной как старообрядцы. После Октябрьской революции в России к власти пришли атеисты-больщевики. В 1917 году старообрядцы подверглись преследованиям. Большевики объявили вне закона христианство и убили брата Карпа на окраине его деревни в 1936 году. Карп быстро отреагировал, собрав свою семью и вообще отказавшись от цивилизации.
Он взял свою жену (Акулину) и двух детей (Савина и Наталью) глубоко в сибирский лес, где семья жила изолированно в течение следующих четырех десятилетий.

В свое время в дикой природе у семьи Лыкова было еще двое детей (Дмитрий и Агафья). Ни один из этих детей не увидит человека, который не был членом их собственной семьи, до встречи с геологами в 1978 году.

Но родить детей в тех условиях оказалось не самым сложным. Труднее было выжить. Им пришлось использовать ткань из конопли, чтобы заменить одежду и смастерить галоши из берестяной коры, чтобы заменить обувь. Когда их чайники ржавели, берестяная кора была лучшей, что они могли придумать.Поскольку они не могли быть помещены в огонь, приготовление пищи стало намного сложнее.

Когда в 1961 году метель уничтожила урожай, семья была вынуждена есть ботинки и кору. Акулина решила умереть от голода, чтобы ее детям было больше еды.

Когда геологам, наконец, удалось завоевать доверие, они смогли показать им «чудеса» современной жизни. Репортер Василий Песков отметил: «Что удивило Карпа больше всего, это прозрачный целлофановый пакет. Он сказал: «Господи, что они придумали — это стекло, но оно мнется!»

Агафья Лыкова последние новости 2018 год: единственная выжившая из семьи

Учитывая трудности, которые пережила семья в пустыне, удивительно, как неохотно они принимали помощь от геологов и покидали лес.

Первоначально единственным подарком, который семья могла бы принять от геологов, была соль. В конце концов, однако, они закончили тем, что приняли ножи, вилки, ручки, зерно, ручки, бумагу и электрический фонарик.

Тем не менее в 1981 году трое из четырех детей семьи умерли в течение нескольких дней друг от друга. Когда у Дмитрия появилась пневмония, геологи предложили взять вертолет, чтобы отвезти его в больницу. Но он не хотел отказываться от своей семьи и сказал геологам: «Человек живет так, как Бог даст».

Многие считают, что смерть детей была вызвана тем, что геологи подвергли их воздействию микробов, к которым они не обладали иммунитетом. Однако писатель Василий Песков (автор книги 1992 года о семье Лыкова) утверждает, что это не так, и Савин и Наталья страдали от почечной недостаточности.

Агафья Лыкова последние новости 2018 год: жизнь отшельницы


После смерти отца в 1988 году Агафья стала единственным живым членом семьи Лыковых.

Правительство заплатило ей за одномесячный тур по родной России, и впервые в жизни она увидела машины, дороги, дома и торговые площади. Но, несмотря на все усилия властей, чтобы убедить отшельника Сибири остаться в современном мире, ответ Агафьи был простой "нийет спасебеба" — «нет спасибо».

В январе 2016 года, когда ей было уже 71, была доставлена в больницу, чтобы лечиться от проблем с ногами — только потом вернуться в лес, который всегда был ее домом. Она живет по своим религиозным принципам.

На сегодняшний день Агафья так и живет в "таежном тупике" отшельницей. Она стала головной болью администрации Хакасии. Глава Хакасии Виктор Зимин не понимает шумихи вокруг Лыковой и честно признается, что не любит ее. Он говорит, что она слишком дорого обходится Хакасии, живя в заповеднике. Лыкова не является патриархом церкви староверов и не имеет право на привилегии. Ей предлагались нормальные жилищные условия, но она отказывается.
Весь заповедник работает на нее, инспекторы ей колют дрова, прилетают вертолеты. В заповеднике это запрещено.

Бабушка Агафья, к слову, не стесняется просить о помощи. И губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев не отказывает ей ни в чем, сообщает Wordyou. Встретились с ней в 1997 году Аман Тулеев проникся ее историей и силой ее веры.

Он по традиции помог подготовиться и к этой зиме. В течение десяти дней на заимке работал отряд студентов. За это время они накололи дров, накосили и высушили сено, отремонтировали сарайчики.
От Тулиева передали 150 кг комбикорма для кур, 100 кг комбикорма для коз, 50 кг пшеницы, 50 кг других круп (в том числе рис, гречка, пшено), 150 кг хлебопекарной муки, апельсины, арбуз, а также свечи, батарейки и глину для обмазки печки. А дачники Таштагола передали овощи.
На 8 марта г-н Тулеев передал Агафье букет роз и платок.

На заимке Лыковых мне посчастливилось бывать не однажды. Многие годы снаряжаем туда экспедиции, акции устраиваем, чтобы помочь Агафье Карповне. И, конечно, очень дорожим читательским вниманием к посвященным ей публикациям. Очередное трогательное послание получил на днях из Норвегии: «Добрый день! Пишет вам Ян Рихард, которого впечатляет жизнь Агафьи Лыковой. Хочу сделать книгу о ней. Несколько лет мечтаю поехать, но это, наверное, слишком далеко. До Абакана смогу добраться, а заказать дальше вертолет мне не по карману! Может быть, представители заповедника туда летают и возможно к ним присоединиться? Может быть, это не так дорого? Как я понимаю, она собирается и эту зиму в тайге проводить? Я приготовил посылку с шоколадом…»

По словам Зимина, его мать «всегда возмущалась» несправедливостью, которую проявляет государство, заботясь об Агафье и отправляя ней вертолеты, тогда как ее семья, как отметил губернатор, ни дня не работала и спряталась от войны.

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Как чувствует себя 73-летняя хозяйка заимки, «прописавшейся» в устье Ерината, там, где Западный Саян сливается с Горным Алтаем? Какими заботами живет? Свидетельствуют очевидцы.

Политолог Сергей Комарицын считает заявление Виктора Зимина иррациональным. «Никаких политических бонусов подобное заявление Зимину, который заявил о желании баллотироваться на новый губернаторский срок, не добавит»,- сказал господин Комарицын. Полномочия Виктора Зимина истекают в следующем году. Ранее глава Хакасии отзывался об Амане Тулееве исключительно положительно. Во время той же прямой линии глава Хакасии раскритиковал и глав хакасских муниципалитетов. «Варите тушенку, на рынке продайте,- сказал господин Зимин. - Бабушек сконцентрируйте. Вы же в тайге живете, соберите ягоды, продайте».

Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко - один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

Далеко в саянской тайге вот уже много лет живет отшельница Агафья Лыкова – последняя представительница своей семьи. Добраться до ее заимки не так-то просто: нужно идти несколько дней по тайге или лететь несколько часов на вертолете. Именно поэтому гостей Агафья Лыкова принимает нечасто, но всегда им рада.

Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. умер Димитрий Карпович, в декабре - Савин Карпович, через 10 дней сестра Агафьи - Наталия. Через 7 лет, 16 февраля 1988 г., преставился глава семьи Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна.

По словам главы региона, на создание условий для отшельницы тратятся миллионы. Конкретных сумм он не привел. РИА Новости пишет, что Зимин уже запретил полеты в заповедник.

Но чтобы доказать это, мало ссылаться на пример предков, живших теперь уже во все более далеких XIX–XX веках. Старообрядчество должно уже сегодня, сейчас генерировать новые идеи, подавать пример живой веры и живого участия в жизни страны. Что же касается уникального опыта Агафьи Лыковой и других старообрядцев, скрывающихся от соблазнов мира сего в лесах и расселинах земных, то лишним он никогда не будет.

Где и как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова последние сведения. Свежий материал на 02.02.2018 г.

Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка Надежда Усик, которая провела в скиту Лыковых 5 лет.

Тем не менее Агафья не только не поддалась на эти уговоры, но еще больше укрепилась в своей правоте. Таковы Лыковы - единожды приняв решение в зад ногами не идут. Рассказывая о спорах с беспоповцами, Агафья говорит:

Семья Лыковых, как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого.

Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:

Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст - рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала.

«Как можно запретить дружить? Если бы власти Хакасии оказывали системную помощь, реагировали на проблемы и редкие просьбы Агафьи Лыковой, то Кузбассу не было бы необходимости вмешиваться»,- прокомментировали заявление Виктора Зимина в пресс-службе администрации Кемеровской области. В пресс-службе также добавили, что глава Таштагольского района Владимир Макута вместе с волонтерами и журналистами летает к Агафье Лыковой с 2013 года. Визиты, как правило, совмещают с облетами таежной территории Горной Шории. По словам представителя пресс-службы, вылеты «привязаны» к сигналам о ЧС, когда появляется информация о вырубке леса или лесном пожаре.

Страшная правда от Агафьи свежая информация. Свежий материал на 02.02.2018 г.

Им возражают: история знает не только бегствующее и кроющееся старообрядчество, но и наступающее просвещенное, пассионарное. Это старообрядчество промышленников и меценатов, писателей и благотворителей, собирателей и первооткрывателей. Бесспорно, всё этот так!

Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых, он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию (толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением - прим. редакции).

Карп Лыков был старовером, членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Пятый год со студентами помогаем ей урожай собирать. Поначалу наши волонтерские десанты катамаранами, лодками больше недели шли от Абазы, а прошлым августом кемеровчане на вертушке от Таштагола подбросили. За десять дней ребята дров напилили, накосили пять стогов сена, достроили стайку для кур. И новый фильм сняли. Первый безо всякой рекламы набрал в Интернете более 100 тысяч просмотров.

Карп Лыков вместе со своей семьей ушел в саянскую тайгу в 1938 году. Здесь они вместе с женой построили дом, вырастили детей. В течение 40 лет семья была отрезана от мира непроходимой тайгой, и лишь в 1978 году они повстречались с геологами. Однако всей стране стало известно о семье старообрядцев немного позже, в 1982 году, когда о них рассказал журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. На протяжение трех десятков лет о рассказывал о Лыковых со страниц газеты. В настоящее время из семьи в живых осталась только Агафья. Сейчас ей 72 года, а 23 апреля исполнится 73. Перебираться поближе к цивилизации отшельница отказывается.

Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков, который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию (судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки). Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье.

Кто такая Лыкава Агафья чем знаменита. Недавние события.

Агафья Лыкова - единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Семья Лыковых жила в изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, сыновья Саввин (45 лет), Димитрий (36 лет) и дочери Наталья (42 года) и Агафья (34 года). В 1981 году один за другим умерли трое из детей - Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни отец Лыковых. В настоящее время Агафья Лыкова живет в тайге одна.

Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли. Если бы возможно было, то с удовольствием приняла бы к себе жить единоверцев и передавала свои знания и накопленный опыт старообрядческой веры, - говорит Агафья.

Видео новости Агафья Лыкова в 2018 году. Всё, что известно на данный момент.