Подготовка к проведению статистического наблюдения. Статистическое наблюдение

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать о них необходимые сведения - статистические данные (информацию, под которой понимают совокуп­ность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате стати­стического исследования (наблюдения и научной обработки)).

Государственное статистическое наблюдение осуществляет­ся путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам го­сударственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной инфор­мации) в целях форсирования сводной официальной статистиче­ской информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Официальная статистическая информация - часть государ­ственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработ­ка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа (стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).

Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся по предварительному плану и только в своей совокупности составляют закончен­ный вид всякого статистического исследования.

Статистическое наблюдение - первая стадия статистическо­го исследования любого правового или юридически значимого явле­ния, представляющая собой научно организованный сбор данных о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.

Любое статистическое исследование начинается, во-первых, с получения ис­ходных статистических данных (например, с учета правонарушений, судебных ре­шений или других юридически значимых фактов), во-вторых, с обобщения уста­новленных фактов в соответствующую совокупность (полученные данные по ка­ким-либо признакам сводятся в различных формах отчетности).



Результаты исследования и объективность выводов об изучаемом явлении во многом зависят от качества проведения статистического наблюдения и правиль­ной научной организации. Поэтому к статистическому наблюдению предъявля­ется ряд требований, главное из которых достоверность и массовость исходной информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персо­нала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например, преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т. д. Массовый характер статистического наблюдения определяется тем, что для получения объ­ективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число фактов проявления исследуемого явления или процесса. Статистическое наблюде­ние обязательно должно носить систематический характер, так как только непре­рывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерно­сти правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

Важнейшее требование статистического наблюдения сопоставимость еди­ниц наблюдения между собой (например, нельзя сопоставлять преступность, из­меренную в преступных деяниях (фактах преступления), и преступность, измеренную в субъектах преступления (лицах, их совершивших), так как одно преступле­ние может быть совершено группой лиц, а одно лицо может совершить несколько преступлений). Сопоставимость данных достигается единством методов регистра­ции (учета) данных, программы наблюдения, сроков и времени наблюдения (на­пример, преступления регистрируются по моменту возбуждения уголовного дела, а лица, совершившие преступления, по моменту утверждения прокурором обви­нительного заключения) .

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых дан­ных, контроль за их качеством, подготовку данных к автоматизи­рованной обработке.

Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, ко­торый должен содержать решение программно-методологических и организацион­ных вопросов.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (за­дачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

К организационным выбор вида и способа наблюдения, определение кру­га лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обуче­ние и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного уче­та и форм статистической отчетности, установление сроков представления мате­риалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

Непосредственный сбор массовых данных-это заполнение статистических формуляров - документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т. д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), про­водящие наблюдение.

Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контро­ля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

2. Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения


Статистическое наблюдение - начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредственно зависят от его правильной научной организации.

К программно-методологическим вопросам организации статистического на­блюдения относятся:

Определение цели и задач наблюдения:

Установление объекта и единицы наблюдения;

Составление программы наблюдения;

Выбор вида и способа наблюдения.

Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самы­ми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, на­пример при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явле­ний, сведения о которых собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.

Главной целью любого статистического наблюдения является по­лучение достоверной информации об изучаемых явлениях и про­цессах с целью выявления закономерностей и тенденций их раз­вития.

Основной практической целью статистического наблюдения в сфере право­охранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного пре­ступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюде­ния должна быть сформулирована ясно и четко.

В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть ре­шены в ходе статистического наблюдения.

Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического ис­следования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей пра­воохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учиты­вать практические возможности тех организаций, на которые возлагается стати­стическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений .

В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблю­дения.

Объектом статистического наблюдения в правовой статистике яв­ляется совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению.

Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т. д.), временные (период наблюдения: месяц, год) и количественные пре­делы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административ­ные или иные правонарушения).

Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступ­ление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т. е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.

Объектами административно-правовой статистики являются: администра­тивные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные пра­вонарушения, меры административной ответственности (административные взыс­кания).

Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице на­блюдения.

Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статисти­ческого наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носи­телем юридически значимых признаков, регистрируемых при на­блюдении.

В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо совершившее определенное преступление, гражданское дело, истец и т. д. Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.

Отчетная единица - это источник, откуда поступает первич­ная статистическая информация. Применительно к уголовно­-правовой статистике такими источниками выступают отделе­ния милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний.

Единица измерения показывает , в каких величинах учитываются изучаемые правами статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство>), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, об­виняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учи­тывать. что субъекты преступлений могут быть несопостави­мы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подо­зреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый ста­новится подсудимым .

Важное требование статистического наблюдения в правовой ста­тистике сопоставимость единиц измерения.

Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступ­лениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превыша­ет число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и опе­ративной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.

Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержа­ния объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистическо­го наблюдения составляется при организации любого статистико-правового иссле­дования.

Программа статистического наблюдения - это перечень четко сфор­мулированных вопросов, на которые должны быть получены до­стоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования.

Например, при изучении личности преступника программа наблюдения долж­на содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности дан­ных - залог успешно проведенного статистического исследования.

В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмыс­ленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при аноним­ном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.

Основной инструмент наблюдения - это статистический форму­ляр (анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них.

Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.

Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить ста­тистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме №1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после воз­буждения уголовного дела.

В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюде­ния, как, например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каж­дой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.

Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шиф­ровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим форму­лярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения.

Если речь идёт о переписи населения страны, в этом случае наблюдение охва­тывает территорию всей страны.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике опре­деляется единицей наблюдения.

Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывает­ся на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинитель­ного заключения.

Реферат на тему: Статистическое наблюдение

1. Статистическая практика

2. Понятие статистического наблюдения

3. Цель статистического наблюдения

4. Программа статистического наблюдения

5. Формы статистического наблюдения

6. Способы статистического наблюдения

Библиография

1. Статистическая практика

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.

Для статистической практики России в последние годы важнейшим вопросом оставалось адекватное информационное отражение новых социально-экономических явлений - организация получения и анализ данных, характеризующих изменение форм собственности и процесс приватизации, негосударственную занятость населения и безработицу, новые виды миграции граждан и поддержку возникших малоимущих социальных групп и т.д. Кроме того, в целях отслеживания внедрения рыночных отношений и складывающихся реалий серьезной корректировки, потребовали системы показателей, сбор и разработка данных в традиционных областях статистического наблюдения: по учету основных результатов промышленного и сельскохозяйственного производства, внутренней и внешней торговли, деятельности объектов социальной сферы и т.д. Вместе с тем, насущная необходимость получения адекватной и однозначной информации в настоящее время систематически возрастает.

За последнее время подходы к организации статистического наблюдения за социально-экономическими явлениями жизни не претерпели существенных изменений.

Статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования. Важность этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

2. Понятие статистического наблюдения

Для исследования социально-экономических явлений и процессов общественной жизни следует прежде всего собрать о них необходимые сведения – статистические данные. Под статистическими данными (информацией) понимают совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.

Статистическая информация необходима и государственным органам управления, и частным предпринимателям. Например, данные об экономическом положении в стране, о существующей покупательной способности населения, его составе и численности, рентабельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны государственным службам для совершенствования системы налогообложения предприятий и частных лиц, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Эти же сведения требуются и частным предпринимателям для планирования и организации производства.

Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первая черта связана с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая – говорит о том, что однажды собранная информация остается неизменной и, следовательно, имеет способность устаревать. Поэтому и выводы о состоянии и развитии явления, сделанные на основе анализа информации, полученной несколько лет назад, могут быть неполными и даже неверными.

Важной частью любого статистического исследования является статистическое наблюдение.

Статистическое наблюдениеэто массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которые особенно популярны стали в России в последние годы. Такое наблюдение предпринимается с целью выявления отношения людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Изучение общественного мнения входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью. Такое наблюдение требует опроса ряда лиц по заранее определенной программе.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

  • подготовка наблюдения;
  • проведение массового сбора данных;
  • подготовка данных к автоматизированной обработке;
  • разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и обьекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических вопросов необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками. На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немало затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

3. Цель статистического наблюдения

Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе, наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, прежде чем проводить обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется термин «элементарная единица») называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях – семья или домашнее хозяйство.

4. Программа статистического наблюдения

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюденияэто перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые можно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования.

Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в первичном учете или при незаинтересованности отчетных единиц в представлении такой информации, так как она является предметом коммерческой тайны.

Вопросы программы должны быть точными и не двусмысленными, иначе полученный ответ может содержать не верную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок в последовательности вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

Наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

  • установление критического момента (даты) или интервала времени;
  • определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. В случае исследования варьирования биржевых котировок на торгах валютных бирж в различных городах России необходимо иметь данные о курсах доллара США и других валют, зарегистрированные в один и тот же день. Если же надо проанализировать изменение объема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные. Выбор критического момента или интервала времени определяется, прежде всего, целью исследования.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т.е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений.

5. Формы статистического наблюдения

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.) - необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.

В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

  • отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);
  • специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
  • регистры.

Отчетностьэто основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Переписьэто специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием; единство программы наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Цель последних состоит в установлении численности и размещения населения по территории страны, характеристики его состава по полу, возрасту, занятиям и другим показателям. Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а последняя – в 1989 г .

В период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апробации программно-методических и организационных вопросов наблюдения проводят пробную перепись. Например, такая перепись была осуществлена в декабре 1986 г. Это обследование охватило не все, а только пять процентов населения страны. Запись сведений при переписи населения всегда проводится на основе его опроса (без требования предъявить какие-либо документы, подтверждающие правильность ответа).

Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные обследования, которые характеризуют структуру потребительских расходов и доходов семей.

Регистровое наблюдениеэто форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

Регистр населенияпоименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице населения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем, что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью и высокой культурой населения (в основном это европейские страны).

Необходимо отметить, что регистр населения, как любой регистр, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков. Поэтому ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации предприятия), его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.

В нашей стране были разработаны три регистра: промышленных пред, приятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в статистическую практику сушественно повысило информационный и аналитический уровни статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для которых непригодны другие формы статистического наблюдения. В настоящее время ведутся работы по созданию единого регистра для жех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедрении системы национальных счетов в статистическую практику.

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических показателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других струкгур совокупности.

В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и обьединениям независимо от их формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные обьединения и другие юридические лица.

Пользователями регистра могут быть любые юридические или физические лица, заинтересованные в информации.

6. Способы статистического наблюдения

Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются непосредственное наблюдение, документальный учет фактов и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и т. д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения. Этот способ применяют при наблюдении за вводом в действие жилых домов.

Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и правильном заполнении статистических формуляров документальный способ дает наиболее точные результаты.

Опросэто способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента. Он предполагает обращение к непосредственному носителю признаков, подлежаших регистрации во время наблюдения, и используется для получения информации о явлениях и процессах, нс поддающихся непосредственному прямому наблюдению.

В статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспедиционный), саморегистрации, корреспондентский, анкетный и явочный.

При устном (экспедиционном) опросе специально подготовленные работники (счетчики, регистраторы) получают необходимую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения. По форме проведения устный опрос может быть прямым (как это имеет место при переписи населения), когда счетчик «лицом к лицу» встречается с каждым респондентом, и опосредованным, например по телефону.

При саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики раздают им бланки опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем их собирают.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов.

Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал является высококачественным, так как не всегда возможно непосредственно на месте проверить правильность полученных ответов.

Анкетный способ предполагает сбор информации в виде анкет. Определенному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в периодической печати. Заполнение этих вопросников носит добровольный характер и осуществляется, юк правило, анонимно. Обычно обратно получают меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкетный опрос применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные результаты, например при изучении общественного мнения о работе городского транспорта, торговых предприятий и т. д.

Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т.д.

При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо провести наблюдения; возможность практического применения того или иного способа; материальные возможности.

Библиография

  1. «Вопросы статистики» 1997 г. №2, №4, №5.
  2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. «Общая теория статистики» Учебник. 4-e изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001
  3. Социальная статистика / Учебник / М: Финансы и статистика, 2001
  4. Харченко Л.П. Статистика. М: ИНФРА, 1997.

Понятие статистического наблюдения и требования предъявляемые к нему. Формы виды и способы проведения статистического наблюдения. Программнометодическое и организационное обеспечение статистического наблюдения. Методы проверки достоверности данных статистического наблюдения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


2. Статистическое наблюдение

План.

1. Понятие статистического наблюдения и требования, предъявляемые к нему.

2. Формы, виды и способы проведения статистического наблюдения.

3. Программно-методическое и организационное обеспечение статистического наблюдения.

4. Методы проверки достоверности данных статистического наблюдения.

2.1.Понятие статистического наблюдения и требования, предъявляемые к нему.

Статистическое наблюдение является первым этапом статистического исследования и представляет собой научно-организованный, и как правило систематический сбор исходных данных социально-экономических явлениях и процессах. Главная задача статистического наблюдения заключается в получении достоверной информации для выявления закономерностей развития и процессов.

Собранные данные должны быть достоверными и объективными, поэтому статистическое наблюдение должно быть организовано как планомерное, массовое и систематическое.

Планомерность статистического наблюдения означает, что оно должно проводиться на научной основе по заранее разработанному плану, который охватывает все вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля ее качества и достоверности.

Массовый характер статистического наблюдения означает, что оно должно охватывать большое число случаев, характеризующих массу единиц совокупности.

Систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться не стихийно от случая к случаю, а систематически, либо непрерывно, либо регулярно, по возможности через равные промежутки времени.

Достоверность – данные статистического наблюдения должны соответствовать фактам.

Этапы статистического наблюдения:

1. Программно-методологическая подготовка проведения наблюдения.

2. Организационная подготовка проведения наблюдения.

3. Сбор данных статистического наблюдения.

4. Контроль качества данных статистического наблюдения.

5. Выработка выводов и предложений по усовершенствованию статистического наблюдения.

Объект статистического наблюдения – ограниченное в пространстве и во времени определенное множество взаимосвязанных единиц наблюдения, о котором должны быть собраны статистические сведении (совокупность физических лиц – население отдельного региона, страны; лица занятые на предприятиях отрасли; физические единицы – станки, машины, жилые дома; юридические лица – предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Отчетная единица – это субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о месте проведения и времени данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях – так называемого критического момента.

Место статистического наблюдения – место, где проводятся регистрация данных и заполнение статистических формуляров.

Время статистического наблюдения – время, к которому относятся собираемые данные, характеризующие объект наблюдения в состоянии, наиболее отвечающем цели и задачам исследования.

При некоторых наблюдениях, в частности при переписях, необходимо установить критический момент наблюдения.

Критический момент (дата) статистического наблюдения - это момент, по состоянию на который регистрируются сведения о единицах наблюдения.

На практике обычно стремятся к тому, чтобы процесс регистрации сведений был не слишком отдален от критического момента.

Период статистического наблюдения – календарный промежуток времени, в течении которого осуществляются сбор, проверка статистических данных и их оформление в статистических формулярах.

Период статистического наблюдения определяется многими факторами, важнейшими из которых являются следующие:

■ особенности объекта наблюдения (его размеры, состояние в то или иное время и т.д.);

■ объем и сложность программы наблюдения;

■ вид наблюдения по источнику сведений;

■ наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, их число и степень квалификации.

Период наблюдения, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) начала и окончания наблюдения.

Формуляр статистического наблюдения - это особым образом разграфленный лист (листы) с перечнем вопросов программы, свободными местами для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов

Обязательные элементы формуляра статистического наблюдения

Титульная часть

Адресная часть

Указываются:

■ наименование статистического наблюдения

■ орган, осуществляющий наблюдение

■ кем и когда утвержден формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики

Указываются:

■ точный адрес единицы или

совокупности единиц

наблюдения

■ их подчиненность

2.2. Формы, виды и способы проведения статистического наблюдения

Различают три формы статистического наблюдения: отчетность и специально-организованное наблюдение, регистр.

1. Отчётность - это основная форма наблюдения, с помощью которой органы государственной статистики получают от предприятий и организаций информацию в виде отчётных документов, подписанных лицами, отвечающих за достоверность содержащихся в них сведений.

Отчетность, как форма наблюдения, характеризуется следующими особенностями:

1. формы отчётности утверждаются Росстатом РФ;

2. отчётность имеет обязательный характер для всех предприятий и организации;

3. отчётные документы имеют юридическую силу, т.к. подписываются руководителем организации и главным бухгалтером;

4. данные отчётности базируются на документах первичного учета.

По срокам предоставления отчётность бывает:

ежедневная, недельная, месячная, квартальная, годовая.

По способу представления сведений отчетность делится на:

телеграфную, телетайпную, почтовую.

Для промышленных предприятий утверждены унифицированные формы отчётности:

N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (месячная).

N П-2 «Сведения об инвестициях» (квартальная).

N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» (месячная).

N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная).

Для малых предприятий существует сокращённая форма отчётности:

N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (квартальная).

2. Специально-организованное наблюдение представляет собой сбор сведений, организуемый статистическими органами или для изучения явлений, не охватываемых отчетностью, или для более глубокого изучения отчетных данных, их проверки и уточнения, проводится в форме переписей и различного рода обследований (для получения данных, которых нет в отчетности).

3. Регистры - это такая форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец; (форма наблюдения, при которой факты состояния отдельных единиц совокупности непрерывно регистрируются).

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения - поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени.

В нашей стране были разработаны три регистра: промышленных предприятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в статистическую практику существенно повысило информационный и аналитический уровни статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для которых непригодны другие формы статистического наблюдения. В настоящее время ведутся работы по созданию единого регистра для хозяйственных единиц.

Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:

Виды статистического наблюдения классифицируются по трём основным признакам

Статистическое наблюдение

По степени охвата совокупности

По времени проведения

По источнику сведений

сплошное

непрерывное (текущее)

непосредственное

несплошное:

прерывное:

документальное

1. выборочное наблюдение

1. периодическое

2. наблюдение основного массива

2. единовременное

опрос

3. монографическое

При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы изучаемой совокупности

При несплошном наблюдении обследованием охватывается только часть изучаемой совокупности, отобранной в определенном порядке. По методике формирования отдельной части совокупности несплошное наблюдение подразделяется на выборочное, наблюдение основного массива и монографическое.

Выборочным называют наблюдение части единиц совокупности, выделенной методом случайного отбора с обеспечением достаточного числа наблюдений

Наблюдение основного массива предусматривает, что обследованию подвергается часть единиц совокупности, которая по изучаемому признаку составляет наибольший удельный вес во всей совокупности

Монографическое наблюдение характеризуется всесторонним обследованием лишь отдельных частей совокупности, обладающих специфическими признаками, интересующими исследователя

В зависимости от времени проведения наблюдение может быть прерывным и непрерывным.

Непрерывное (текущее) наблюдение осуществляется путём непрерывной регистрации фактов по мере их возникновения

Прерывное наблюдение производится либо регулярно через определенные промежутки времени (периодическое), либо нерегулярно, однократно, по мере надобности (единовременное).

В зависимости от источника информации различают наблюдение непосредственное, документальное и опрос.

Непосредственное наблюдение осуществляется путем фиксации фактов, лично установленных регистраторами в результате осмотра, измерения или подсчёта признаков изучаемого явления

Документальное наблюдение основано на использовании в качестве источника информации данных различных документов

Метод опроса базируется на получении данных в форме ответов опрашиваемых лиц

Статистическое наблюдение может быть получено различными способами, основными из которых являются: экспедиционный, анкетный, корреспондентский и саморегистрации.

Экспедиционный способ наблюдения состоит в том, что к каждой единице наблюдения посылается специальное лицо (регистратор), которое в статистических формулярах, регистрирует сведения о наблюдаемом явлении (перепись населения).

При анкетном способе наблюдения опрашиваемым лицам вручается или публикуются в периодической печати специальные анкеты-вопросники, заполнение которых носит добровольный характер и осуществляется, как правило, анонимно.

При корреспондентском способе наблюдения статистическая организация по почте рассылает предприятиям бланки обследования и указания по их заполнению. После заполнения бланки высылаются обратно в статистическую - организацию.

При саморегистрации обследуемому лицу вручают бланки и разъясняют вопросы его заполнения. Обследуемое лицо заполняет бланк самостоятельно. В назначенный день статистический работник посещает обследуемое лицо, получает бланк и проверяет полноту и правильность ответов.

Выбор вида и способа статистического наблюдения зависит от характеристики и размеров изучаемой совокупности, целей и задач наблюдения, техники сбора и обработки информации, времени и сроков предоставления результатов.

2.3. Программно-методическое и организационное обеспечение статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение проводится по заранее разработанному плану, который включает программно-методические и организационные вопросы.

План статистического наблюдения

Программно-методологические вопросы

  • Определение цели и задач статистического наблюдения
  • Установление объекта и единицы наблюдения, отчетной единицы или единицы опроса
  • Определение времени статистического наблюдения
  • Разработка программы статистического наблюдения и ее апробация
  • Разработка основного и вспомогательного инструментария наблюдения
  • Выбор наиболее соответствующего задачам исследования вида, формы и способа наблюдения

Организационные вопросы

■ Разработка организационных планов статистического наблюдения

■ Указание органов наблюдения

■ Определение места проведения наблюдения

Установление времени проведения наблюдения

■ Осуществление в некоторых случаях пробного наблюдения

■ Подбор, обучение и расстановка кадров

■ Указание сроков и порядка приема, сдачи материалов наблюдения

К программно-методическим вопросам относятся:

1. Установление целей и задач наблюдения. Цель наблюдения должна быть сформулирована четко и ясно. Из цели вытекают конкретные задачи наблюдения.

2. Определение объекта и единицы наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических или юридических лиц и др. Необходимо установить границы объекта наблюдения по каким-либо признакам (территория, отрасль). Единицей наблюдения является составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

3. Разработка программы наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой перечень вопросов, признаков, на которые в процессе наблюдения должны быть получены достоверные ответы. Содержание программы определяется объектом и задачами наблюдения.

К программе наблюдения предъявляются следующие требования:

а) программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление;

б) вопросы программы должны быть чёткими, точными и недвусмысленными;

в) в программу целесообразно включать контрольные вопросы, ответы на которые позволяют уточнить правильность ответов на другие вопросы.

Вопросы программы и ответы на них находят отражение в статистических формулярах, которые могут иметь списочную или карточную систему.

При карточной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и её признаков.

При списочной системе в одном формуляре регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения.

4. Выбор вида и способа наблюдения.

В целях успешного проведения статистического наблюдения разрабатывается его организационный план.

Организационный план - документ, в котором фиксируется решение важнейших вопросов подготовки и проведения статистического наблюдения с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий и лиц (организаций), ответственных за их выполнение

Позиции организационного плана статистического наблюдения:

  • Цели и задачи наблюдения
  • Объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки)
  • Органы наблюдения, осуществляющие подготовку и проведение наблюдения и несущие ответственность за эту работу
  • Время и сроки наблюдения
  • Место наблюдения (это место, где должны проводиться регистрация наблюдаемых фактов и заполняться формуляры наблюдения)
  • Организационная форма, вид и способ наблюдения
  • Подготовительные работы к наблюдению, в том числе подготовка кадров для проведения наблюдения
  • Порядок проведения наблюдения
  • Порядок приема и сдачи материалов наблюдения
  • Порядок получения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения и др.

К организационным вопросам статистического наблюдения относятся:

1. Установление места, времени и сроков наблюдения.

2. Определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения.

3. Подбор, обучение и инструктаж кадров.

4. Установление сроков сдачи материалов наблюдения.

2.4. Методы проверки достоверности данных статистического наблюдения.

Требования, предъявляемые к статистической информации.

  1. Достоверность (точность) данных
  2. Сопоставимость данных – обеспечивается единством сроков наблюдения, его программы, методов регистрации данных.

Контроль достоверности статистической информации осуществляется на всех этапах статистического наблюдения от приёмки первичных данных до выпуска сводной отчётности.

Расхождения между результатами наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называются ошибками наблюдения.

В зависимости от причин возникновения различают

Вид ошибки

Характеристика

Ошибки регистрации

отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть при сплошном и несплошном наблюдениях. Ошибки регистрации подразделяются на случайные и систематические, преднамеренные и непреднамеренные.

Случайные ошибки регистрации

это результат действия различных случайных. Они могут повышать и занижать значения показателей, и при достаточно большом числе наблюдения эти ошибки могут взаимно погашаться. При достаточно большом числе наблюдений в результате действия закона больших чисел эти ошибки более или менее взаимно погашаются.

Систематические ошибки регистрации

возникают по определенным постоянным причинам. Имеют одинаковую тенденцию либо к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице наблюдения, что в итоге приводит к серьёзным искажениям общих результатов статистического наблюдения (при соц. опросе округление возраста населения).

Преднамеренные ошибки регистрации

возникают в результате умышленного, сознательного искажения фактов.

Непреднамеренные ошибки регистрации

носят случайный, неумышленный характер.

Ошибки репрезентативности (представительности)

отклонения значения показателя обследованной совокупности и его величины по исходной совокупности. Характерны для несплошного наблюдения, и, в частности, для выборочного наблюдения. Они возникают вследствие различий индивидуальных признаков единиц, попавших в выборочную совокупность, от единиц, оставшихся в общей совокупности. Результаты, полученные при выборочном наблюдении, не могут абсолютно точно соответствовать результатам, если будет исследована вся общая совокупность.

Случайные ошибки репрезентативности

возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Величина ошибки может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности

появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Размеры этих ошибок, как правило не поддаются количественному измерению.

Проверка достоверности, объективности и точности данных статистического наблюдения на практике может быть реализована посредством контроля.

Различают синтаксический, логический и арифметический методы контроля статистических данных.

При синтаксическом контроле проверяется правильность структуры документа, наличие необходимости реквизитов и записей, предусмотренных инструкцией; полнота заполнения строк документа и охвата всех единиц наблюдения.

При логическом контроле проверяется соответствие кодов и наименований признаков, наличие логических связей между показателями.

При арифметическом контроле проверяются правильность подведения итогов, содержащихся в формуляре наблюдения и различных расчётов.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4236. Статистическое наблюдение 7.23 KB
На первом этапе статистического исследования необходимо собрать цифровую информацию, т.е. произвести наблюдение. Статистическое исследование – это сложный и продолжительный процесс.
2250. Выборочное наблюдение 33.24 KB
Способы отбора единиц совокупности и виды выборки. Определение необходимого объема выборочной совокупности. Общий объем выборочной совокупности не превышает 20 совокупности генеральной. Под выборочным наблюдением понимается такое несплошное наблюдение при котором характеристика всей совокупности дается на основе обследования некоторой ее части отобранной в случайном порядке.
4251. Статистическое оценивание 55.12 KB
Числовые характеристики генеральной совокупности, как правило, неизвестные (средняя, дисперсия и др.), называются параметрами генеральной совокупности
2585. Статистическое изучение взаимосвязей 64.28 KB
В социальноэкономических явлениях функциональные связи практически не встречаются. Данный вид связи может быть обнаружен только в результате массового наблюдения. Статистика изучает только стохастические связи.
13439. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 43.24 KB
Планирование эксперимента для описания зависимости показателя стойкости концевых фрез от геометрических параметров. 5 Для получения оценок коэффициентов этого уравнения можно использовать полный факторный эксперимент типа 23. В каждой точке факторного пространства опыт повторялся по 3 раза поэтому для каждой строки плана изготовляли по 3 фрезы.Рассчитаем коэффициенты уравнения для нашего примера см.
14732. Статистическое описание сигналов и помех 65.13 KB
Учебноматериальное обеспечение Наглядные пособия схемы: Совокупность реализаций непрерывного случайного процесса Xtи его математического ожидания mxt. Графики одномерных дифференциальных и интегральных распределений случайного процесса. Графики одномерных дифференциальных и интегральных распределений случайного процесса. Явление это называется дробовым эффектом а вызванная им флуктуация анодного тока это типичный пример случайного процесса.
5969. Статистическое исследование и обработка статистических данных 766.04 KB
В курсовой рассматривается следующие темы: статистическое наблюдение, статистическая сводка и группировка, формы выражения статистических показателей, выборочное наблюдение, статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений и динамики социально-экономических явлений, экономические индексы.
11698. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 98.93 KB
В процессе операционной инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала изменяются структура средств и источников их формирования наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие – финансовое состояние предприятия внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала хорошем качестве активов достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска достаточности ликвидности...
11699. Статистическое изучение финансовой устойчивости и платежеспособности организации (на примере организации с ограниченной ответственностью «Славянский Битумный Завод») 74.1 KB
В процессе операционной инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала изменяются структура средств и источников их формирования наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала хорошем качестве активов достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска достаточности ликвидности...

Глубокое всестороннее исследование любого экономического или социального процесса предполагает измерение его количественной стороны и характеристику его качественной сущности, места, роли и взаимосвязей в общей системе общественных отношений. Прежде чем приступить к использованию статистических методов изучения явлений и процессов общественной жизни, необходимо иметь в своем распоряжении исчерпывающую информационную базу, в полной мере и достоверно описывающую объект исследования. Процесс статистического исследования предполагает проведение следующих этапов:

  • сбор статистической информации (статистическое наблюдение) и ее первичная обработка;
  • систематизация и дальнейшая обработка данных, полученных в результате статистического наблюдения, на основе их сводки и группировки;
  • обобщение и анализ результатов обработки статистических материалов, формулировка выводов и рекомендаций по итогам всего статистического исследования.

Статистическое наблюдение - первый и исходный этап статистического исследования, который представляет собой систематический, планомерно организуемый на научной основе процесс сбора первичных данных о различных явлениях социальной и экономической жизни. Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно проводится по специально разработанному плану, который включает в себя вопросы, связанные с организацией и техникой сбора статистической информации, контроля ее качества и достоверности, представления итоговых материалов. Массовый характер статистического наблюдения обеспечивается наиболее полным охватом всех случаев проявления изучаемого явления или процесса, т. е. в процессе статистического наблюдения подвергаются измерению и регистрации количественные и качественные характеристики не отдельных единиц изучаемой совокупности, а всей массы единиц совокупности. Систематичность статистического наблюдения означает, что оно должно проводиться не случайным образом, т. е. стихийно, а выполняться либо непрерывно, либо регулярно через равные промежутки времени.

Процесс проведения статистического наблюдения представлен на рис. 2.1.

Рис. 2.1.

Процесс подготовки статистического наблюдения предполагает определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, выбора единицы наблюдения. Также необходимо разработать бланки документов для сбора данных и выбрать средства и методы их получения.

Таким образом, статистическое наблюдение представляет собой трудоемкую и кропотливую работу, требующую привлечения квалифицированных кадров, всесторонне продуманной ее организации, планирования , подготовки и проведения.

Виды и способы статистического наблюдения

Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации фактов, лично установленных регистраторами в результате осмотра, измерения, подсчета признаков изучаемого явления. Таким способом регистрируются цены на товары и услуги, производятся замеры рабочего времени , инвентаризация остатков на складе и т. д.

Опрос базируется на получении данных от респондентов (участников опроса). Опрос применяют в тех случаях, когда наблюдение другими способами не может быть осуществлено. Такой вид наблюдения характерен для проведения различных социологических обследований и опросов общественного мнения. Статистическая информация может быть получена разными видами опросов: экспедиционным, корреспондентским, анкетным, явочным.

Экспедиционными (устный) опрос проводится специально подготовленными работниками (регистраторами), которые фиксируют ответы респондентов в формулярах наблюдения. Формуляр представляет собой бланк документа, в котором необходимо заполнить поля для ответов.

Корреспондентский опрос предполагает, что на добровольной основе штат респондентов сообщает сведения непосредственно в орган, ведущий наблюдение. Недостатком этого способа является то, что затруднительно проверить правильность полученной информации.

При анкетном опросе респонденты заполняют анкеты (вопросники), добровольно и преимущественно анонимно. Поскольку этот способ получения информации не является надежным, его применяют в тех исследованиях, где не требуется высокая точность результатов. В некоторых ситуациях бывает достаточно приближенных результатов, которые улавливают лишь тенденцию и фиксируют появление новых фактов и явлений. Явочный опрос предполагает представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке. Таким способом регистрируются акты гражданского состояния: браки, разводы, смерти, рождения и т. д.

Кроме видов и способов статистического наблюдения в теории статистики рассматриваются и формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.

Статистическая отчетносты - основная форма статистического наблюдения, которая характеризуется тем, что сведения об изучаемых явлениях статистические органы получают в виде особых документов, представляемых предприятиями и организациями в определенные сроки и по установленной форме. Сами формы статистической отчетности, методы сбора и обработки статистических данных, методология статистических показателей, установленные ФСГС, являются официальными статистическими стандартами РФ и обязательны для всех субъектов общественных отношений.

Статистическую отчетность делят на специализированную и типовую. Состав показателей типовой отчетности един для всех предприятий и организаций, в то время как состав показателей специализированной отчетности зависит от специфики отдельных отраслей экономики и сферы

деятельности. По срокам представления статистическая отчетность бывает ежедневная, недельная, декадная, двухнедельная, месячная, квартальная, полугодовая и годовая. Статистическая отчетность может передаваться по телефону, каналам связи, на электронных носителях с обязательным последующим представлением на бумажных носителях, скрепленная подписью ответственных лиц.

Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой организуемый статистическими органами сбор сведений или для изучения явлений, не охватываемых отчетностью, или для более глубокого изучения отчетных данных, их проверки и уточнения. Различного рода переписи, единовременные обследования являются специально организованными наблюдениями.

Регистры - это такая форма наблюдения, при которой факты состояния отдельных единиц совокупности непрерывно регистрируются. Наблюдая за единицей совокупности, предполагают, что происходящие там процессы имеют начало, долговременное продолжение и конец. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Все показатели хранятся до тех пор, пока единица наблюдения находится в регистре и не закончила своего существования. Некоторые показатели остаются неизменными все время, пока единица наблюдения находится в регистре, другие могут меняться время от времени. Примером такого регистра может служить Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО). Все работы по его ведению осуществляет ФСГС.

Итак, выбор видов, способов и форм статистического наблюдения зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются цели и задачи наблюдения, специфика наблюдаемого объекта, срочность представления результатов, наличие подготовленных кадров, возможность применения технических средств сбора и обработки данных.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.

Целы практически любого статистического наблюдения - получение достоверной информации о явлениях и процессах общественной жизни, с тем чтобы выявить взаимосвязи факторов, оценить масштабы явления и закономерности его развития. Исходя из задач наблюдения, определяются его программа и формы организации. Кроме цели следует установить объект наблюдения, т. е. определить, что именно подлежит наблюдению.

Объектом наблюдения называется совокупность общественных явлений или процессов, подлежащих исследованию. Объектом наблюдения может быть совокупность учреждений (кредитные, образовательные и т. п.), население, физические объекты (здания, транспорт, техника). При установлении объекта наблюдения важно строго и точно определить границы изучаемой совокупности. Для этого необходимо четко установить существенные признаки, по которым определяют: включать объект в совокупность или нет. Например, прежде чем проводить обследование медицинских учреждений на предмет оснащенности современным оборудованием, следует определить категорию, ведомственную и территориальную принадлежность подлежащих обследованию клиник. Определяя объект наблюдения, необходимо указать единицу наблюдения и единицу совокупности.

Единицей наблюдения является составной элемент объекта наблюдения, представляющий собой источник информации, т. е. единица наблюдения является носителем признаков, подлежащих регистрации. В зависимости от конкретных задач статистического наблюдения это может быть домашнее хозяйство или человек , например учащийся, предприятие сельского хозяйства или завод. Единицы наблюдения называют отчетными единицами, если они представляют статистическую отчетность в статистические органы.

Единица совокупности - это составной элемент объекта наблюдения, от которого поступают сведения о единице наблюдения, т. е. единица совокупности служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации в процессе наблюдения. Например, при переписи лесных насаждений единицей совокупности будет дерево, так как оно обладает признаками, подлежащими регистрации (возраст, породный состав и т. п.), в то время как само лесное хозяйство, в котором ведется обследование, выступает единицей наблюдения.

Каждое явление или процесс общественной жизни обладает множеством признаков, но получить информацию обо всех невозможно, да и не все из них представляют интерес для исследователя, поэтому при подготовке наблюдения следует решить вопрос о том, какие признаки будут подлежать регистрации в соответствии с целями и задачами наблюдения. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программой статистического наблюдения называют совокупность вопросов, ответы на которые в процессе наблюдения и должны составить статистические сведения. Разработка программы наблюдения - очень важная и ответственная задача, и от того, насколько правильно она будет выполнена, зависит успех проведения наблюдения. При разработке программы наблюдения необходимо учитывать ряд предъявляемых к ней требований:

  • программа должна по возможности содержать только те признаки, которые необходимы и значения которых будут использованы для проведения дальнейшего анализа или в контрольных целях. Стремясь к полноте сведений, обеспечивающих получение доброкачественных материалов, следует ограничить объем собираемой информации, чтобы получить достоверный материал для анализа;
  • вопросы программы должны быть сформулированы четко, чтобы исключить неправильную их трактовку и не допустить искажение смысла собираемой информации;
  • при разработке программы наблюдения желательно выстроить логичную последовательность вопросов; однотипные вопросы или признаки, характеризующие какую-либо одну сторону явления, следует объединять в один раздел;
  • программа наблюдения должна содержать контрольные вопросы для проверки и корректировки регистрируемых сведений.

Для проведения наблюдения необходим определенный инструментарий: формуляры и инструкции. Статистический формуляр - специальный документ единого образца, в котором фиксируются ответы на вопросы программы. В зависимости от конкретного содержания проводимого наблюдения формуляр может называться формой статистической отчетности, переписным или опросным листом, картой, карточкой, анкетой или бланком. Различают два вида формуляров: карточный и списочный. Формуляр-карточка, или индивидуальный формуляр, предназначен для отражения сведений об одной единице статистической совокупности, а списочный формуляр содержит сведения о нескольких единицах совокупности. Неотъемлемыми и обязательными элементами статистического формуляра являются титульная, адресная и содержательная части. В титулыной части указывается наименование статистического наблюдения и органа, который утвердил этот формуляр, сроки представления формуляра и некоторая другая информация. В адресной части указываются реквизиты отчитывающейся единицы наблюдения. Основная, содержателыная, часть формуляра обычно выглядит в форме таблицы, которая содержит наименование, коды и значения показателей.

Заполнение статистического формуляра происходит в соответствии с инструкцией. Инструкция содержит указания о порядке проведения наблюдения, методические указания и разъяснения по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется либо в виде брошюры, либо помещается на обратной стороне формуляра. Кроме того, за необходимыми разъяснениями можно обратиться к специалистам, ответственным за проведение наблюдения, в органы, которые его проводят.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени наблюдения и месте его проведения. Выбор места проведения наблюдения зависит от цели наблюдения. Выбор времени наблюдения связан с определением критического момента (даты) либо интервала времени и определение срока (периода) наблюдения. Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, к которому приурочены регистрируемые в процессе наблюдения сведения. Сроком наблюдения определяется период, в течение которого должна осуществляться регистрация сведений об изучаемом явлении, т. е. интервал времени, в течение которого заполняются формуляры. Обычно срок наблюдения должен быть не слишком удален от критического момента наблюдения, чтобы можно было воспроизвести состояние объекта на тот момент.

Вопросы организационного обеспечения, подготовки и проведения статистического наблюдения

Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения должны быть решены вопросы организационного обеспечения. Для этого составляется организационный план наблюдения, в котором отражаются цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, место, время, сроки наблюдения, круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения.

Обязательным элементом организационного плана является указание органа наблюдения. Также определяется круг организаций, призванных оказывать содействие в проведении наблюдения, к ним могут относиться органы внутренних дел, налоговая инспекция, отраслевые министерства, общественные организации, физические лица , волонтеры и т. д.

В число подготовительных мероприятий входят:

  • разработка формуляров статистического наблюдения, размножение документации самого обследования;
  • разработка методологического аппарата для анализа и представления результатов наблюдения;
  • разработка программного обеспечения для обработки данных, закупка вычислительной и оргтехники;
  • закупка необходимых материалов, в том числе канцтоваров;
  • подготовка квалифицированных кадров, обучение персонала, проведение различного рода инструктажа и т. д.;
  • проведение массовой разъяснительной работы среди населения и участников наблюдения (лекции, беседы, выступления в печати, по радио и телевидению);
  • согласование деятельности всех служб и привлекаемых к совместным действиям организаций;
  • оборудование места сбора и обработки данных;
  • подготовка каналов передачи информации и средств связи;
  • решение вопросов, связанных с финансированием статистического наблюдения.

Таким образом, план наблюдения содержит ряд мероприятий, направленных на успешное проведение работы по регистрации необходимых сведений.

Точность наблюдения и методы проверки достоверности данных

Каждое конкретное измерение величины данных, осуществляемое в процессе наблюдения, дает, как правило, приближенное значение величины явления, в той или иной мере отличающееся от истинного значения этой величины. Степень соответствия действительной величине какого-либо показателя или признака, полученного по материалам наблюдения, называется точностыю статистического наблюдения. Расхождение между результатом наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называется ошибкой наблюдения.

В зависимости от характера, стадии и причин возникновения различают несколько типов ошибок наблюдения (табл. 2.1).

Таблица 2.1


По своему характеру ошибки делятся на случайные и систематические. Случайными называют ошибки, возникновение которых обусловлено действием случайных факторов. К ним относятся оговорки и описки опрашиваемого лица. Они могут быть направлены в сторону уменьшения или увеличения значения признака, на конечном результате они, как правило, не отражаются, так как взаимопогашаются при сводной обработке результатов наблюдения. Систематические ошибки имеют одинаковую тенденцию либо к уменьшению, либо к увеличению значения показателя признака. Это связано с тем, что измерения, например, производятся неисправным измерительным прибором или ошибки являются следствием неточной формулировки вопроса программы наблюдения и др. Систематические ошибки представляют большую опасность, так как в значительной мере искажают результаты наблюдения.

В зависимости от стадии возникновения различают ошибки регистрации; ошибки, возникающие в ходе подготовки данных к машинной обработке; ошибки, проявляющиеся в процессе обработки на вычислительной технике.

К ошибкам регистрации относятся те неточности, которые возникают при записи данных в статистический формуляр (первичный документ, бланк, отчет, переписной лист) или при вводе данных в вычислительную технику, искажение данных при передаче через линии связи (телефон, электронную почту). Часто ошибки регистрации возникают из-за несоблюдения формы бланка, т. е. запись произведена не в ту строку или графу документа. Случается и преднамеренное искажение значений отдельных показателей.

Ошибки при подготовке данных к машинной обработке или в процессе самой обработки возникают в вычислительных центрах или центрах подготовки данных. Возникновение таких ошибок связано с небрежным, неправильным, нечетким заполнением данных в формулярах, с физическим дефектом носителя данных, с потерей части данных из-за несоблюдения технологии хранения информационных баз либо определяются сбоями в работе оборудования.

Зная виды и причины возникновения ошибок наблюдения, можно в значительной мере снизить процент подобных искажений информации. Различают следующие виды ошибок:

ошибки измерения, связанные с определенными погрешностями, которые возникают при однократном статистическом наблюдении явления и процессов общественной жизни;

ошибки репрезентативности, возникающие в ходе несплошного наблюдения и связанные с тем, что сама выборка не репрезентативна, и результаты, полученные на ее основе, не могут распространяться на всю совокупность;

преднамеренные ошибки, возникающие из-за сознательного искажения данных с разными целями, среди которых желание приукрасить действительное состояние объекта наблюдения или, наоборот, показать неудовлетворительное состояние объекта (данное искажение информации является нарушением закона);

непреднамеренные ошибки, как правило, носящие случайный характер и связанные с низкой квалификацией работников, их невнимательностью или небрежностью. Часто такие ошибки связаны с субъективными факторами, когда люди дают неправильную информацию о своем возрасте, семейном положении, образовании, принадлежности к социальной группе и т. д. или просто забывают некоторые факты, сообщая регистратору информацию, которая только что возникла в памяти.

Желательно провести некоторые мероприятия, которые помогут предупредить, выявить и исправить ошибки наблюдения. К ним относятся:

  • подбор квалифицированных кадров и качественное обучение персонала, связанного с проведением наблюдения;
  • организация контрольных проверок правильности заполнения документов, сплошным или выборочным методом;
  • арифметический и логический контроль полученных данных после завершения сбора материалов наблюдения.

Основными видами контроля достоверности данных являются синтаксический, логический и арифметический (табл. 2.2).

Таблица 2.2


Синтаксический контроль означает проверку правильности структуры документа, наличия необходимых и обязательных реквизитов, полноту заполнения строк формуляров в соответствии с установленными правилами. Важность и необходимость синтаксического контроля объясняется применением для обработки данных вычислительной техники, сканеров, которые предъявляют жесткие требования к соблюдению правил заполнения формуляров.

Логическим контролем проверяются правильность записи кодов, соответствие их наименованиям и значениям показателей. Выполняется проверка необходимых взаимосвязей между показателями, сопоставляются ответы на различные вопросы и выявляются несовместимые сочетания. Для исправления ошибок, выявленных при логическом контроле, возвращаются к исходным документам и делают поправки.

При арифметическом контроле сравниваются полученные итоги с предварительно подсчитанными контрольными суммами по строкам и по графам. Довольно часто арифметический контроль основывается на зависимости одного показателя от двух или нескольких других, например является произведением других показателей. Если арифметический контроль итоговых показателей обнаружит, что данная зависимость не соблюдается, это будет свидетельствовать о неточности данных.

Таким образом, контроль достоверности статистической информации осуществляется на всех этапах проведения статистического наблюдения, начиная со сбора первичной информации и до этапа получения итогов.

Вопрос 6. Переписи населения - классический пример сплошного наблюдения. Критический момент и критическая дата наблюдения.

Статическое наблюдение - это сбор данных о происходящих процессах путем научно организованной регистрации характеризующих признаков, всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту.

О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

    полноты и практической ценности статистических данных;

    достоверности и точности данных;

    их единообразия и сопоставимости.

Задачей сплошного наблюдения является получение информации о всех единицах исследуемой совокупности. Такой вид наблюдения имеет серьезные недостатки: высокую стоимость получения и обработки всего объема информации; большие затраты трудовых ресурсов; недостаточную оперативность информации, так как для ее сбора и обработки необходимо много времени. Ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечивает полного охвата всех без исключения единиц совокупности. Большее или меньшее число единиц обязательно остается вне наблюдения

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.

Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных. Если же надо проанализировать изменение в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений.

Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание на одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается как ее непредставление.

Переписи населения.

При изучении объектов наблюдения, численность и характеристика которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата , по состоянию на которую собираются сведения. При переписях обычно устанавливают время начала и время окончания регистрации данных. Так, последняя Всесоюзная перепись населения проводилась в течение 8 дней - с 12 по 19 января 1989 г.; 5%-ная микроперепись населения РФ проводилась в течение 10 дней - с 14 по 23 февраля 1994 г. И в том, и в другом случае время наблюдения приходилось на зимний период и те даты, когда у работающих меньше отпусков, нет государственных праздников или каникул у школьников и студентов.

При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно установить время наблюдения - ведь состав населения России и его характеристики постоянно меняются: в среднем в каждую минуту в нашей стране рождается 3 человека и умирает 3-4 человека. Поэтому данные регистрируются по состоянию на определенный момент времени, называемый критическим моментом наблюдения . В качестве критического момента в микропереписи населения 1994 г. было принято 0 часов ночи с 13 на 14 февраля.

Соответственно в бланки микропереписи заносились все живущие на данный момент времени и не вносились родившиеся после 0 часов ночи с 13 на 14 февраля и умершие до этого времени.

Целью микропереписи населения России 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания. При переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно; при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях – семья или домашнее хозяйство

при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.