Почему месяц Сафар считается месяцем несчастий? Месяц сафар и связанные с ним предрассудки Когда месяц сафар.

Месяц Сафар является вторым по счёту месяцем по календарю хиджры, в котором первым месяцем является Мухаррам.

Зачастую мусульмане, не владеющие арабским языком, сталкиваются с проблемой определения начала и конца лунных месяцев. Постараемся пролить свет на мусульманский календарь, сравнив с привычным для нас григорианским календарем, по которому живут в нашей стране. Итак, обычный год по солнечному календарю содержит в себе 365 (366) дней, где «солнечные» же месяцы состоят из 30-31 дня, за исключением февраля. Лунный же месяц состоит из 29 или же 30 дней. Соответственно, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 – 11 дней вперед.

Началом летоисчислению стало очень значимое событие в жизни Любимца Аллаха ﷺ – переселение (по-арабски «Хиджра») из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка ﷺ Мадинату ан-Набий, или, как мы привыкли говорить, Медина. Это переселение (Хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению.

В мусульманском (лунном) году также 12 месяцев:

1. Мухаррам

3. Раби‘-уль-авваль

4. Раби‘-ус-сани или Раби‘-уль-ахир

5. Джумад-уль-уля или джумад-уль-авваль

6. Джумад-уль-ахир

8. Ша‘бан

9. Рамадан

10. Шавваль

11. Зуль-ка‘да

12. Зуль-хиджа

Так как лунный месяц содержит 29 или 30 суток, некоторые месяцы года имеют по 30 дней, а другие – по 29. Примерное определение последнего и первого числа непригодно для точного определения начала месяца. Спутник Земли движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому принято определять начало месяцев с появлением новой Луны.

Лунный календарь и человек

Наш календарный месяц (солнечный), насчитывающий 30-31 день, не соответствует никаким периодическим процессам, происходящим в природе. Лунный же месяц это естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции.

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твёрдую и жидкую), в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров влияют на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д., то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечно-сосудистых нарушений. Исходя из этого, становится понятной особенность отрезков времени, в которых совершаются омовения, намазы и другие виды поклонения мусульман.

Месяц Сафар

Месяц Сафар – это второй месяц мусульманского лунного календаря. К сожалению, некоторые малообразованные в плане исламских знаний мусульмане, следуя за невеждами, думают, что это какой-то особенный, «зловещий» месяц, боятся выезжать куда-то или заключить брак в этом месяце, совершать умра. Основа этому – выдумки арабов времен джахилии (до прихода Пророка ﷺ ). Посланник Аллаха ﷺ разрушил эти верования в злополучность месяца Сафар, сказав: «Совершение умры разрешено в любое время» (Бухари, Хадж, 777). Пророк ﷺ сказал: «Все месяцы - это месяцы Аллаха, все дни - это дни Аллаха» .

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (Бухари, Тыбб, 54).

В другом хадисе говорится: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).

Как мы видим, в хадисах Любимец Аллаха ﷺ указывает на то, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям.

А теперь зададимся вопросом, может ли быть месяц или день неблагоприятным для мусульманина? Да, и это день, в котором он совершил грехи и, позабыв о Создателе, вызвал Его гнев. Ровно так же, как лучший день – это тот, в котором мусульманин преуспел в богоугодных делах и получил довольство Аллаха.

Месяц Сафар является вторым по счёту месяцем по календарю хиджры, в котором первым месяцем является Мухаррам. В этом году первый день Сафара приходится на 21 октября.

Происхождение названия месяца Сафар

Одним из значений слова «сафар» является «желтеть», «становиться жёлтым», согласно другому мнению слово «сафар» является производным от слова «исфар», что означает «пустота». В доисламский период это был осенний месяц , когда листья желтели, а арабы отправлялись в странствия.

2) одно из несчастливых обрядов, согласно предрассудкам, является обряд бракосочетания (никях) в этом месяце , поэтому, вступление в брак в этом месяце откладывается;

В хадисе говорится: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (имам аль-Бухари).

В другом изречении Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «Нет места суевериям (дурным предзнаменованиям) связанным с больными , птицами , совами, месяцем Сафар » (имам аль-Бухари, 5316) .

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (имам Муслим , Салям, 102).

Говоря о календарных месяцах, Пророк ﷺ отметил: «Все месяцы - это месяцы Аллаха , все дни - это дни Аллаха » . В другом изречении развенчивается миф, что в месяце Сафар нельзя выходить в путь, в частности, отправляться для совершения малого хаджа (умра) : «Совершение умры разрешено в любое время» (имам аль-Бухари, Хадж, 777).

Как мы видим, хадисы свидетельствуют, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям, и сам по себе месяц Сафар не является месяцем несчастий. Мусульманам нельзя руководствоваться предрассудками, которые однозначно опроверг Пророк ﷺ . Не следует в месяце Сафар откладывать вступление в брак , другие важные дела и поездки.

У месяца Сафар множество достоинств, как и у других месяцев года. Совершаемые в этом месяце богоугодные дела,


Сафар (Safar) - второй месяц мусульманского календаря, который следует за Мухаррам. Для верующих месяц Сафар традиционно является месяцем ритуалов и спокойствия.

Название месяца Сафар связывают с двумя широко известными гипотезами. Одна из них предполагает, что название месяца Сафар связано с желтым цветом - месяц получил свое название в самый разгар осеннего сезона, когда в природе господствовала пора желтых листьев.

Некоторые источники утверждают, что месяц Сафар был назван так из-за опустения - isfaar - Мекки. Именно в это время Мекка становилась абсолютно пустынной, потому что люди совершали передвижения в этот месяц. А литературный перевод слова Safar также связан с природным явлением и дословно означает «свистящее дыхание ветра», подсказывая состояние погоды в этом месяце.

Название месяца связано и с еще одним фактом. В некоторых источниках говорится, что в месяц Сафар обычно совершались набеги, тех, на кого нападали оставляли без имущества, это называлось «сифран мин аль-матаа».

В 27-й день месяца Сафар Пророк Мухаммед и его сподвижники из Мекки переселились в Медину (переселение, уход или исход по-арабски - Хиджра). Мусульманское летоисчисление Хиджры ведется именно от этого дня - 16 июля 622 года нашей эры (по юлианскому календарю).

Мусульманский календарь, который основан на лунном цикле, был впервые введен в 638 году близким соратником Пророка Мухаммеда и вторым халифом Умаром ибн Аль-Хаттабом. Он предпринял попытку рационализировать различные, порой противоречивые, системы исчисления времени, применявшиеся в его время. Умар неоднократно консультитровался со своими советниками по поводу начальной даты новой мусульманской хронологии.

Вера в неблагоприятность месяца Сафар, неудачность первых тринадцати дней этого месяца, появлением болезней, проклятий, с проявлением дьявольщины, провалов в бизнесе, а также неблагоприятность заключения брака, предложения о браке, отправления в путь и др. в течение этих дней – все это противоречит учению Ислама. Тем более, что исторические события мусульманского общества опровергают ошибочное представление о месяце Сафар. Например, любимая дочь Пророка Мухаммеда Фатима вышла замуж за Али именно в месяце Сафар.

Посланник Аллаха также отверг убеждения и идеи людей о неблагоприятности этого месяца. Истина заключается в том, что не существует некоего особого времени, дня, месяца или даты, которые были бы плохи сами по себе, зато дела людей могут быть как хорошими, так и плохими. Время, проведенное в совершении хороших дел, будет хорошим, а время, проведенное в грехе и неподчинении Всевышнему Аллаху, будет плохим и зловещим.

Месяц Сафар не является зловещим. Зловещими являются плохие дела и неправильные убеждения, от которых нужно отказаться и в которых нужно раскаяться. Не надо откладывать заключение брака, брачное предложение, поездку и другие дела из-за таких суеверий.

Скоро наступит второй месяц лунного календаря, месяц сафар. Слово «сафар» (с буквой «сад») может означать «желтеть», «становиться желтым» (другое значение «опустошаться», «пустеть»). Это был осенний месяц, когда листья становились желтыми, а арабы покидали свои жилища.

Этот месяц также получил название «сафар аль-музаффар» , «сафар аль-хайр» , что означает «успех», «преуспеяние», «удача». Такие названия он получил в эпоху Ислама, чтобы избавиться от предрассудков невежества, когда месяц сафар считался месяцем неудач и дурных предзнаменований, так что во время него старались не заключать крупные сделки, не вступать в брак и не совершать тому подобные важные дела.

С приходом Пророка (мир ему и благословение) были упразднены все дурные приметы и предзнаменования. День, неделя, месяц - любой из них может быть дурным и хорошим в зависимости от воли Аллаха. Если человек совершает в это время добрые дела, это время будет для него успешным, если грешит - будет наказан Аллахом. Также известно, что есть особо благословенные месяцы и дни, во время которых награда за добрые дела увеличивается, но и наказание за грехи в это время усиливается. Наш разум и понимание ограничены, поэтому нам следует искать божественного руководства в Священном Коране и хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Большие ученые Ислама разъяснили для нас многие вещи в соответствии с шариатом, и мы должны принимать и придерживаться их, если мы хотим успеха в обоих мирах.

До сих пор среди некоторых мусульманских народов сохранились предрассудки относительно этого месяца. Истинные и искренние мусульмане должны воздерживаться от них и заниматься богоугодными делами. Все обычаи и приметы, связанные с месяцем сафар, являются необоснованными.

Аллах, Субханаху ва Тааля, говорит в Коране:

«Не постигает (человека) несчастье, кроме как с дозволения Аллаха…» (Сура Тагабун, аят 11)

Эти ошибочные убеждения также были осуждены в контексте следующих хадисов:

«Нет никаких суеверий — (таких как) (крики) совы, (других) птиц, звезд, предвещающих дождь, (других) плохих примет месяца cафар» (Сахих Бухари, Хадис 5707).

«Не существует плохих примет месяца cафар» (Сахих Муслим, Хадис 2222).

Вышеприведенные хадисы явно опровергают все неправильные верования и суеверия, касающиеся месяц cафар. Эти неправильные убеждения были свойственны людям в доисламском периоде невежества (джахилийи).

Месяц cафар во времена невежества:

Мухаддисы (ученые по хадису) передали многие суеверия, присущие арабам во времена невежества. Некоторые из них упомянуты ниже:

  1. Доисламские арабы верили, что сафар — это змея, которая живет в желудке человека и когда хочет есть, кусает человека. Это дискомфорт, который испытывает человек, когда чувствует муки голода.
  2. Некоторые говорили, что сафар - это черви, которые заводятся в печени и ребрах, из-за чего цвет лица становится желтым (речь идет о болезни, которую мы знаем сегодня как желтуху).
  3. По некоторым представлениям, месяц сафар полон бед и несчастий.

С приходом Ислама все вредные и неправильные убеждения, распространенные в доисламские времена, были отменены. К сожалению, наши дни тоже есть некоторые мусульмане, которые придерживаются неверных убеждений относительно месяца сафар:

  1. Никах (брак), заключенный в этом месяце, не будет счастливым.
  2. Этот месяц полон несчастий и бедствия.
  3. Не стоит начинать в этом месяце какое-то важное предприятие, бизнес и т.д., поскольку оно окончится неудачей.
  4. С первого по тринадцатое числа месяца сафар считаются особенно неудачными.
  5. Человек, который раздаст еду или деньги (как милостыню) 13 числа месяца сафар, будет спасен от неудач этого месяца.
  6. Последняя среда месяца сафар отмечается особенным образом (некоторые даже совершают особый намаз в это время).

Мусульманам следует ибегать всех видов ошибочных убеждений относительно благословенного месяца сафар. Нам следует понимать, что самый несчастный человек — это тот, кто ослушивается заповедей Аллаха, например, не выполняет пятикратный намаз.

Наступил месяц Сафар аль-хайр - второй месяц по мусульманскому календарю. Все мы знаем, что у мусульман все поклонения, важные даты и события связаны именно с лунным календарем. А с месяцем Сафар связаны некоторые стереотипы, которым в шариате нет никаких оснований.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в хадисе, переданном от Абу Хурайра сказал: «Нет адва, нет аммат, нет сафара ». (Муслим и Бухари).

То есть, «адва » – зараза, болезнь, которая передаётся от одного человека к другому , «аммат » – это переселение душ (арабы верили, что после смерти душа и тело превращаются в птицу) , и «Сафар » - то, что люди связывают с месяцем Сафар (беды, несчастья) . Поистине, без воли Аллаха заразная болезнь не передаётся. Также по воле Всевышнего может погибнуть целый город, а один его житель остаться в живых или наоборот.

Некоторые из этих ложных убеждений насчет месяца Сафар передались с джахилийских времен, а некоторые были внесены и после. Вера в неблагоприятность месяца Сафар, а также неблагоприятность заключения брака, предложения о браке, отправления в путь и др. в течение этого месяца, как мы отметили выше, противоречит учению Ислама.

В доисламские времена арабы считали этот месяц зловещим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отверг такие убеждения и идеи насчет месяца Сафар и по этому поводу сказал: «Нет ничего плохого в месяце Сафар » (Бухари ).

Следовательно, для мусульман, которые считают себя последователями Посланника Аллаха (мир ему и благословение), будет неправильным подражать немусульманам, веря в то, что однозначно опровергал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Не существует некоего особого времени, которое само по себе могло бы считаться плохим, зато наши деяния могут быть как хорошими, так и плохими. Время, в течение которого совершались хорошие деяния, будет хорошим, а время, проведенное в греховных делах и в неподчинении Всевышнему Аллаху, будет плохим и зловещим.

Следовательно, сам по себе месяц Сафар не является зловещим. Зловещими являются плохие дела и неправильные убеждения, от которых нужно отказаться и в которых следует раскаяться. Не нужно откладывать заключение брака, брачное предложение, поездку и другие дела из-за таких суеверий.

Да не лишит Всевышний Аллах всех мусульман благоразумия принять все прекрасные учения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), следовать им и отказаться от всего, что противоречит учению Ислама.

Абдула Абдулхамидов