Перешли от общин к оседлому. Переход к оседлости и формирование централизованных империй

Начало эволюции Евразийских древних цивилизаций

Десять тысячелетий тому назад люди вели присваивающее хозяйство: брали (присваивали) непосредственно в природе необходимое для жизни – занимались охотой, рыболовством, собирательством дикоросов.

Небольшие группы охотников-собирателей меняли место обитания, поэтому в доисторическую эпоху постоянных поселений было мало. Такой образ жизни исключал возможность накопления имущества, а потому нельзя говорить об отношениях собственности (собственность – отношения между людьми по поводу условий производства и результатов их производительного применения; собственность - присвоение экономического блага одними с исключением других). Действительно, к результатам охоты люди относились как к добыче, и она не становилась их собственностью. Территория тоже не была закрепленной, ибо с истощением необходимых ресурсов группа ее покидала. Даже если позже за семьей закреплялся участок леса, он не становился ее собственностью. Просто семья должна была отслеживать в лесу потенциальную добычу.

Охота и война существенно влияли на распределение властных отношений внутри сообщества древних людей. Для успешной охоты нужен лидер, который обладал особыми качествами опытного охотника и храброго воина. За эти качества человека уважали и его слово и мнение становились обязательным для сородичей (становилось властным решением). Однако лидера охотники-собиратели выбирали, и его статус не был наследуемым.

Распределение добытого происходило в соответствие с традициями. Например, охотник, чья стрела первой настигала животного, получал половину шкуры, чья стрела настигала второй – часть внутренностей и т.п.

Если охотой занимались мужчины, то женщины занимались собирательством. Налицо – половозрастное (естественное) разделение труда. Следует подчеркнуть, что навыки охоты и войны, равно как и орудия охоты и войны не отличались друг от друга, т.е. эти виды деятельности были еще не дифференцированы, существовали слитно (синкретически). Войны еще не имели экономической подоплеки (ведь накопление собственности было еще не ведомо) и велись за передел территории, по причине кровной мести, для похищения женщин, защиты территории, т.е. экономически были мало привлекательны, поскольку чужая добыча не являлась еще целью.

Переход к оседлости и формирование централизованных империй

К 3-му тысячелетию д.н.э. происходит переход к производящему хозяйству путем освоения подсечно-огневого земледелия, которое оставляло все же возможность миграции. По сути дела освоение простейших технологий и попытка поставить на службу человеку силы природы привели к оседлости. Этот переход к оседлости составил суть неолитической (сельскохозяйственной) революции, которая предполагала рост и совершенствование имеющихся в распоряжении человека растительных и животных ресурсов.


За пределами 3-го тыс. д.н.э. человеческие сообщества вынуждены стали переходить к обработке одного и того же участка земли, т.к. этот ресурс оказался ограниченным. Так возникла оседлость, а вместе с нею и аграрная цивилизация. Естественно, что аграрные цивилизации формировались в долинах рек (их еще называли речные цивилизации). Следует сказать, что распространение аграрной цивилизации приходится на период с 3000 г. д.н.э. по 1500 в. н.э. Это период становления и развития империй и восточных царств (аграрных государств) на Древнем Востоке и в Америке и феодализма в Европе.

Остановимся на следующих вопросе: какое значение имеет система изъятий прибавочного продукта на формирование типа хозяйственной системы, ибо одна система изъятий способствовала росту могущества аграрных государств, другая – расцвету феодализма.

Оседлость и централизация изъятий – условия формирования аграрных государств.

Поскольку оседлых народов земля – главный и общий фактор производства, то людям необходимо знать границы обрабатываемых участков, на какую часть урожая они могут претендовать, как земля закрепляется за пользователем, наследуется и т.п. Так появились земельные отношения , которые повлияли на социальную и затем имущественную дифференциацию древних оседлых сообществ и появлению вследствие этого властных отношений. В своих истоках властные отношения (отношения распоряжения-подчинения) строятся вокруг знаний о сельскохозяйственном производстве и носителей этих знаний: знаний о начале и конце сельскохозяйственных работ, их последовательности и т.п. Эта информация была представлена в религиозных обрядах. Не случайно поэтому первые правящие элиты – элиты религиозные. И первые храмы располагались в долинах рек. В соответствие с обрядом общинники обрабатывали землю храма, урожай с которой обеспечивал нужды священнослужителей. Так возникло храмовое хозяйство – совокупность хозяйственных видов деятельности, связанных с потребностью храма и его служителей .

Вторая привилегированная группа – вожди племен. Они властвовали в соответствие с традиционными нормами. К таким нормам относились и дары вождю, которые составляли фонд для выполнения общественных функций: защита, выкуп. Со временем вожди стали стремиться сделать дарения регулярными, для чего приходилось прибегать к насилию, но тогда дарения превращались в подать.

С развитием оседлости появляется и третья привилегированная группа – чиновничий аппарат. Дело в том, что для земледелия нужна вода. И земледельцы вынуждены строить свои отношения не только по поводу земли, но и по поводу воды тоже: создания системы орошения (или осушения) – строительства ирригационных сооружений и последующего ее распределения по полям. Для этого, в свою очередь, нужен специальный аппарат управления, который организует работу по строительству сооружений и контроль использования воды. Так появляется централизация в использовании важнейшего ресурса – воды и вместе с этим – орошаемое земледелие (Шумеры, Египет). Чиновничий аппарат – водяная и строительная бюрократия – специализировался на организации строительства, эксплуатации ирригационных сооружений и изъятии прибавочного продукта. Привычный и распространенный способ изъятия – насилие, а это уже – переход от храмового хозяйства к древним царствам, в которых самый авторитетный или сильный возглавлял чиновничий аппарат. Такие хозяйственно-политические системы часто называют аграрными государствами. Так оседлость обусловливала властную дифференциацию населения.

Поскольку в аграрных государствах рано произошла централизация насилия со стороны бюрократии, то главными во взаимодействии слоев общества оказались отношения бюрократия-население, а не слуга-господин, которые тоже существуют, но они вторичны.

Устойчивость изъятий прибавочного продукта делает аграрное государство стабильным и процветающим, поскольку аппарат хочет не только сегодня, но и завтра изымать продукт у подданных, т.е. возникли объективные ограничения на изъятия. Одновременно в аграрных государствах складывались традиции распределения изъятого. Так, например, в Древней Индии половину дохода следовало тратить на армию, двенадцатую часть – на дары и оплату чиновников, двадцатую часть – на личные расходы императора (султана), шестую часть следовало резервировать. Изъятия постепенно приобрели форму подушного, затем - поземельного налога.

В древних царствах усилилось имущественное неравенство между основной частью населения и элитами, которая активно использовала насилие для изъятия части крестьянского продукта не только в закрома центральной власти, но и в свои собственные. Постепенно насилие – грабеж – распространился на чужое население, и правилом стали набеги с целью захвата чужого продукта.

Стратифицированное общество аграрных государств различалось территориальным размещением. Основная масса населения проживало в сельской местности, где и занималось аграрным трудом. Правящая элита – император, его свита, основная часть чиновничьего аппарата, религиозная элита проживала в городах, откуда тянулась в деревню «налоговая паутина». Поэтому город для крестьянина оставался чуждым образованием.

Постоянные, систематические изъятия прибавочного продукта породили потребность в учете: нужно учитывать налоговую базу, налоги нужно считать. Это явилось существенным стимулом для развития письменности и распространения грамотности, прежде всего, среди чиновничьего аппарата.

Аграрные государства формировались, как правило, путем завоевания оседлых народов воинствующими чужаками (персами, лангобардами и т.п.). Если намерения завоевателей по пребыванию на завоеванной территории были долговременными, они вынуждены были формировать специальный аппарат для управления покоренным населением, сбора дани, подати и других изъятий, т.е. восстанавливать разрушенную систему постоянных изъятий прибавочного продукта.

Теперь можно сформулировать наиболее характерные признаки централизованных империй древности:

· наличие меньшинства, которое специализируется на насилии;

· расслоение общества на группы (стратифицированное общество);

· сформированный аппарат (бюрократия) для сбора дани и податей (позже – налогов);

· распространение письменности.

Причина перехода человека к оседлой жизни.
Взяться за освещение данной темы, меня побудило ложное, как мне кажется понимание исторической наукой процессов, приведших людей к оседлой жизни, и возникновению сельского хозяйства и животноводства. В настоящее время считается, главной причиной перехода людей к оседлой жизни, было развитие древнего общества до такого уровня, при котором человек стал уже понимать, что производство продуктов питания перспективнее охоты и собирательства. Некоторые авторы, даже называют этот период первой интеллектуальной революцией каменного века, позволившей нашим предкам подняться на более высокую ступень развития. Да конечно, на первый взгляд кажется, что это так, ведь при оседлой жизни, людям пришлось изобретать все больше новых, необходимых ему инструментов, и приспособлений для ведения сельского хозяйства, или животноводства. На пустом месте придумывать способы сохранения и переработки полученного урожая и строительства долговременного жилья. Но на самый главный вопрос, что заставило древних людей кардинально поменять свою жизнь, ученые ответа не дают. А ведь это самый главный вопрос, на который необходимо дать ответ, ведь только тогда станет понятно, почему люди стали жить на одном месте, занялись сельским хозяйством и животноводством? Для понимания первопричины, побудившей людей поменять свою жизнь, необходимо вернуться, в очень далекое прошлое, когда человек разумный начал использовать первые орудия труда. Люди того времени еще мало чем отличались от диких животных, поэтому как пример начала использования древним человеком орудий, можно привести современных Шимпанзе, которые тоже еще находятся на этой первоначальной стадии развития. Как известно, Шимпанзе используют гладкие окатанные водой камни для разбивания крепкой скорлупы орехов, причем найденные на берегу водоема подходящие им орудия, они переносят на значительные расстояния к месту их использования. Обычно это больший по размеру камень, являющийся наковальней и меньший голыш, используемый ими в качестве молотка. Иногда используется и третий камень, служащий подпоркой надежно удерживающей наковальню в земле. Понятно, что в этом случае, к использованию обезьянами каменных орудий, привела невозможность разгрызть прочную скорлупу орехов зубами. Видимо таким же образом, начали использовать орудия труда и первые люди, отыскивая для этого подходящие, созданные самой природой камни. Жили первые люди, вероятнее всего тоже как Шимпанзе, небольшими семейными группами, на определенной территории и кочевого образа жизни еще не вели. Так когда, и почему, древние люди перешли к кочевому образу жизни? Вероятнее всего, произошло это, из за изменения рациона питания у древнего человека, и его перехода, от использования в основном растительной пищи, к потреблению мяса. Такой переход на питание мясом, произошел вероятнее всего, в результате достаточно быстрых изменений климата, в местах обитания древнего человека, и как следствие, привел к уменьшению традиционных растительных источников пищи. Природные изменения, вынудили древнего человека к тому, что изначально питавшиеся в основном растительной пищей, они были вынуждены превратиться во всеядных хищников. Вероятно, что первоначально люди, не имевшие острых клыков, и когтей, охотились на мелкую травоядную живность, постоянно в поисках пищи переходившую с одного пастбища на другое. Видимо уже на этом этапе первых перекочевок человека, вслед за миграцией животных, отдельные семьи стали объединяться в группы, ведь так можно было успешнее охотиться на животных. Стремление включить, в число охотничьей добычи более крупных, и сильных животных, справиться с которыми, голыми руками было невозможно, привело к тому, что люди были вынуждены изобрести новые, специально приспособленные для этого орудия. Так появилось первое, созданное человеком каменного века оружие, так называемый остроконечник, или каменное рубило, позволявшее ему охотиться на более крупных животных. Затем люди изобрели каменный топор, нож, скребок, копье с костяным или каменным наконечником. Следуя за стадами мигрирующих животных, люди стали осваивать территории, где летнее тепло сменялось зимними холодами, а это потребовало изобрести одежду для защиты от холода. Со временем человек придумал, как добывать огонь, и пользоваться им, для приготовления пищи, защиты от холода и охоты на диких животных. Некоторая часть людей, кочевавшая около водоемов, освоила новый источник пищи, имеется в виду рыба, всевозможные моллюски, водоросли, птичьи яйца, да и сама водоплавающая птица. Для этого им пришлось изобрести такое орудие, как острога с зазубренным концом для ловли рыбы и лук позволявший поражать добычу на значительном расстоянии. Человеку пришлось придумать, как изготовить лодку из цельного ствола дерева. Наблюдение за работой паука плетущего паутину, видимо подсказало людям, как изготовить сеть, или сплести из тонких прутьев ловушку для ловли рыбы. Освоившие такой около водный образ жизни, люди естественно потеряли возможность свободно кочевать по земле, так как оказались привязаны к конкретному водоему, из за имевшегося у них большого количества приспособлений, которые переносить с одного места на другое стало сложно. В точно таком же положении со временем оказались все племена охотников и собирателей, кочевавших вслед за стадами диких животных. Если вначале, люди могли свободно переходить, с одного места на другое вооруженные только каменным рубилом или топором, то со временем, когда у них появилось много материальных ценностей, делать это стало намного сложней. Теперь им приходилось тащить с собой несколько видов оружия, различные инструменты, глиняную и деревянную посуду, каменную зернотерку для размалывания дикорастущих зерен, желудей или орехов. Приходилось перемещать на новое место стоянки, ценные по мнению людей шкуры животных, служивших им постелью, одежду, запас воды и еды, если путь лежал через незнакомую местность. Среди вещей необходимых человеку можно назвать так же фигурки богов, или тотемных животных которым поклонялись люди и еще много других вещей. Для этих целей люди изобрели, и видимо плели, из тонких прутьев специальные заплечные корзины, типа рюкзака, а также использовали носилки, или волокуши, сделанные из двух шестов, на которых крепился перемещаемый груз. Наглядным примером того, как это выглядело в древности, могут служить ныне существующие племена из бассейна реки Амазонки, живущие еще в каменном веке, но уже утратившие возможность свободно кочевать, с места на место, из за большого количества используемых предметов и построенных ими долговременных жилищ. Заняв свою определенную нишу, и никак не меняя свою жизнь, эти племена остановились в своем развитии на уровне людей каменного века, не ведущих еще сельского хозяйства, и ограничивающихся пока только зачатками животноводства. Примерно, в такой же ситуации оказались, и ныне живущие Австралийские аборигены, только последние, продолжая жить еще в каменном веке, а из за малого количества орудий труда, не перешли даже к оседлому образу жизни. На каком то этапе эволюции, перед людьми все чаще начал вставать вопрос, что делать в этой ситуации дальше, ведь переносить с места на место весь свой скарб становилось все сложнее. С этого момента развитие племен пошло двумя разными путями. Некоторые племена сумевшие приручить лошадь, или верблюда смогли остаться кочевыми, ведь использование силы этих животных, позволяло им перевозить все свои пожитки с одного места на другое. Изобретение в дальнейшем колеса и появление повозок явилось результатом эволюции кочевого образа жизни. Примерно таким же образом, появились все известные нам кочевые народы древности. Конечно, следует отметить, что техническое развитие таких народов ограничивалось тем, сколько полезного груза могло перемещаться ими с места на место. Племена не сумевшие приручить крупных вьючных животных, стали вести оседлый образ жизни, поэтому должны были искать способы прокормить себя, живя на одном месте. Такие племена, были вынуждены искать все новые способы получения продуктов питания, занимаясь земледелием, или разведением мелкого домашнего скота. Кочевые народы, перемещавшиеся на большие расстояния, могли заниматься только разведением мелкой живности перегоняемой с одного пастбища на другое. Зато у кочевников, была дополнительная возможность параллельно заниматься еще и торговлей. Но зато они были ограничены в дальнейшем техническом развитии, в силу своего специфического образа жизни. Народы, ведущие оседлый образ жизни, напротив имели больше возможностей, в плане технического развития. Они могли строить большие дома, различные хозяйственные постройки, совершенствовать инструменты необходимые им для обработки земли. Находить способы сохранения или переработки собранного урожая, изобретать и производить все более сложные предметы домашнего обихода. Человека осевшего на земле, в творческом плане не ограничивало количество вьючных животных, или размер повозки, способной вместить только определенное количество груза. Поэтому вполне логичным выглядит то, что со временем кочевые народы, такие как Половцы, или Скифы, просто исчезли с исторической арены, уступив место более продвинутым в техническом плане земледельческим культурам. Завершая рассмотрение данного вопроса, следует заметить, что в развитии человеческого общества просматриваются сразу несколько отдельных этапов, через которые пришлось пройти древнему человеку. Первым таким этапом можно считать период, когда наши предки еще не делали орудий труда, а использовали как современные Шимпанзе, созданные природой камни в качестве орудий. В этот очень длительный период, люди вели еще оседлый образ жизни, занимая один определенный кормовой участок. Следующий этап начался, когда люди были вынуждены осваивать новый источник питания. Имеется в виду, переход от питания в основном растительной пищей в пользу мясной диеты. Именно в этот период, люди стали кочевать вслед за миграцией травоядных животных. Такой образ жизни привел к тому, что мелкие группы людей стали объединяться в племена, для более успешной охоты на стадных животных. В это же время, люди освоили изготовление каменных орудий, необходимых им для успешной охоты на более крупную добычу. Благодаря такому кочевому образу жизни, люди следуя за своей потенциальной едой, именно на этом этапе, сумели заселить все пригодные для жизни участки земли. Затем, в результате технического прогресса, когда люди стали производить все больше необходимых им для жизни предметов, обремененным домашним скарбом племенам, стало все трудней вести прежний кочевой образ жизни, следуя за стадами диких животных. В результате этого, люди были вынуждены перейти, к так называемому полукочевому образу жизни. Теперь они строили временные охотничьи стоянки, и продолжали жить в них до тех пор, пока окружающая природа могла качественно прокормить все племя. При истощении пищевых ресурсов на прежнем месте жительства, племя переходило на новый участок, перенося туда все необходимые им вещи и обустраивая там новый лагерь. Видимо на этом этапе жизни древнего общества, впервые стали делаться попытки по окультуриванию растений и одомашниванию диких животных. Некоторые племена сумевшие одомашнить диких лошадей, верблюдов, или северных оленей, вновь получили возможность вести прежний кочевой образ жизни. Как мы видим из дальнейшей истории, многие племена воспользовались такой возможностью, превратившись в дальнейшем в кочевые народы. Остальным племенам, достигшим результатов в земледелии, и скотоводстве, но обремененным большим количеством инструментов, и привязанным, к определенному участку земли, пришлось прекратить регулярные перекочевки и жить уже оседлой жизнью. Видимо примерно так, в течении нескольких десятков тысяч лет, происходил постепенный переход людей,
от кочевого, к оседлому образу жизни. Каждый современный человек, ознакомившийся с этой статьей, может оглянуться вокруг себя, и посмотреть, какое огромное количество разных вещей окружает его. Понятно, что переходить с такой большой кучей добра на новое место, в настоящее время уже не реально. Ведь даже переезд с одной квартиры на другую, в народе считается чуть ли не бедствием, сравнимым разве что с потопом или пожаром.

  • §1. Исторические условия возникновения марксизма
  • §2. «Железные законы истории» и их судьба
  • §3. Начало кризиса марксизма
  • §4. Конфликт между теорией и «светской религией»
  • §5. Ревизия марксизма, вызов постиндустриального развития
  • §6. Марксизм и современность. Некоторые выводы
  • Глава 3. Общее и особенное в современном экономическом росте
  • §1. Историческое время
  • §2. Доминирующая идеология
  • §3. Отставание от лидеров
  • §4. Влияние традиций
  • Раздел 2.Аграрные общества и капитализм
  • Глава 4. Традиционное аграрное общество
  • §1. Неолитическая революция
  • §2. Переход к оседлости и начало имущественного расслоения общества
  • §3.Становление аграрных государств
  • §4. Эволюция неупорядоченного изъятия ресурсов в налоговые системы
  • §5. Династический цикл в аграрных обществах
  • Глава 5. Иной путь
  • §1. Специфика горских цивилизаций
  • §2. Историческая судьба кочевого скотоводства
  • Глава 6. Феномен античности
  • §1. Природные предпосылки античной цивилизации
  • §2. Организация хозяйственной и социальной жизни греческих поселений
  • §3. Великие географические открытия: их база и влияние на создание предпосылок современного экономического роста
  • §4. Эволюция финансовых систем западноевропейских стран
  • §5. Трансформация прав земельной собственности
  • Раздел 3. Траектория развития россии
  • Глава 8. Особенности. Экономического развития россии
  • §1. Истоки. Европа и Русь
  • §3. Период догоняющего развития России до начала современного экономического роста
  • §5. Марксизм и подготовка идеологических основ социалистического эксперимента
  • §3. Цена социалистической индустриализации
  • §10. Долгосрочные последствия выбора социалистической модели роста
  • Глава 9. Постсоциалистический кризис и восстановительный рост
  • §1. Постсоциалистический переход как исторический процесс
  • §2. Проблема трансформационной рецессии
  • §3. Зависимость от траектории предшествующего развития
  • §4. «Шоковый» и «эволюционный» пути постсоциалистического перехода
  • §5. Финансовая стабилизация, денежная и бюджетная политика в процессе постсоциалистического перехода
  • §7. Россия - страна рыночной экономики
  • Раздел 4. Ключевые проблемы постиндустриального мира
  • Глава 10. Динамика численности населения и международная миграция
  • §2. Специфика демографических процессов в России
  • §3. Социальный и экономический контекст международной миграции
  • Глава 11 . Государственная нагрузка на экономику
  • §1. Доли государственных расходов в ввп. Исторический опыт
  • §2. Эволюция представлений о величине государственной нагрузки на экономику в период мировых войн
  • §3. О верхнем уровне налоговых изъятий
  • §4.Государственная нагрузка в постсоциалистических странах
  • Глава12. И кризис систем социальной защиты
  • §1. Возникновение систем социальной защиты
  • §2. Развитие систем социальной защиты
  • §3. Кризис современных систем пенсионного страхования
  • §5. Проблемы систем социальной защиты в России
  • Глава 13. Эволюция систем образования и здравоохранения
  • §1. Организация государственной системы образования
  • §2. Сфера здравоохранения
  • §3.Вопросы реформирования систем образования и здравоохранения в России
  • Глава 14. Трансформация системы комплектования вооруженных сил
  • §1 Системы комплектования вооруженных сил, предшествовавшие всеобщей воинской обязанности
  • §2 Всеобщая воинская обязанность в странах - лидерах прогресса
  • §3. Воинский призыв в эпоху постиндустриализации
  • §4. Проблемы комплектования российских Вооруженных сил
  • Глава 15. Об устойчивости и гибкости политических систем
  • §2. Слабость государства - определяющая черта революции
  • §3. Групповые и общенациональные интересы
  • §5.Что несет с собой «закрытая», или «управляемая», демократия
  • §2. Переход к оседлости и начало имущественного расслоения общества

    Истории перехода к оседлости и

    формирования аграрных цивилизаций посвящен огромный массив литературы. Детальное обсуждение этих процессов - за пределами нашей темы. Для нас важны те систематические изменения, которые происходят в организации общественной жизни на этом этапе.

    Переход к сельскому хозяйству ведет к оседлой жизни не сразу. Первый шаг - подсечно-огневое земледелие -- оставляет возможность для миграции сообщества. Однако по мере роста плотности населения таких возможностей становится все меньше. Приходится возделывать одни и те же земельные участки. Это стимулирует оседлость, постоянную жизнь всего сообщества и каждой семьи в деревне, которая остается на одном и том же месте в течение многих поколений19.

    Общество охотников-собирателей мобильно. Закрепление охотничьих угодий если и происходит, то не связано с жесткой технологической необходимостью. Обитающие в этих угодьях дикие животные и птицы лишь потенциальная добыча, но не собственность. В оседлом сельском хозяйстве все иначе. Возделывающая землю семья должна до начала пахоты и сева знать границы своего надела, на урожай с которого она может рассчитывать. Отсюда необходимость в определенных отношениях земельной собственности: земля - ключевой производственный фактор аграрной цивилизации. Эта собственность может перераспределяться в пределах общины, закрепляться за большими семьями, наследоваться или не наследоваться, но в любом случае должны существовать закрепленные обычаем земельные отношения, порядок разрешения споров. Это подталкивает аграрное общество к созданию более развитых, чем в предшествующую эпоху, форм общественной организации20. Проблемы, связанные с отношениями земельной собственности, усугубляются с приходом земледелия в долины больших рек. Здесь поселения земледельцев не отделены друг от друга крупными массивами необрабатываемых земель, расположены рядом. Их жители общаются с соседями. Возникают новые отношения, в том числе связанные с координацией совместной деятельности.

    Технологии орошаемого земледелия трудоемки. Для мелиорации, орошения и полива полей, организации водопользования необходимо множество рабочих рук, которых в одной деревне может просто не найтись. Но соседям-земледельцам тоже нужна вода, и они объединяют и координируют свои усилия, всем миром внедряя передовые по тем временам сельскохозяйственные технологии. Неудивительно, что развитые цивилизации - не просто оседлые сельскохозяйственные общины, а именно цивилизации, - зарождаются в районах орошаемого земледелия - в Шумере, Египте.

    Еще Ш. Монтескье отмечал, что усиление центральной власти связано с орошаемым земледелием. Этой же точки зрения придерживаются многие современные исследователи21. К. Витфогель, рассматривая специфические черты восточной деспотии, свел все к мелиорации и орошению22. Однако основы китайской централизованной бюрократии сформировались еще тогда, когда подавляющая часть населения Китая жила на неорошаемых землях. Лишь многие века спустя центр китайской цивилизации смещается на юг, в районы орошаемого земледелия. Бесспорно, технологии орошаемого земледелия способствовали становлению централизованной бюрократии в аграрных обществах, но не были главной и единственной его причиной.

    Авторы некоторых работ, посвященных последствиям неолитической революции, отмечают, что формирование аграрного общества с характерными для него проблемами, связанными" с регулированием отношений собственности, в первую очередь собственности на землю, предполагает усиление стратификации, выделение специализированных функций, мало совместимых с регулярным трудом в сельском хозяйстве. Отсюда необходимость в редистрибуции, т.е. мобилизации части ресурсов сельского сообщества на выполнение этих общих функций, на обеспечение круга тех, кто контролирует этот поток ресурсов, его распределение. Затраты на содержание тех, кто осуществляет общее руководство хозяйством - хозяйственное, административное, идеологическое, - так или иначе институциализируются, становятся привычными23.

    Для оседлого земледелия важно точно знать время, когда следует приступать к посевной и уборке урожая. Особенно это важно для ближневосточного центра цивилизации, где нет задаваемой муссон-ным циклом смены сезонов. Отсюда необходимость накопления и систематизации астрономических знаний, подготовки людей, способных выполнять эту функцию. Такая деятельность была связана с религиозными обрядами. Первые привилегированные группы, которые мы обнаруживаем в истории аграрных цивилизаций, - элиты религиозные. Характерная черта многих ранних цивилизаций - расположение храмов в речных долинах.

    Первоначально административная иерархия в оседлых сельских сообществах не очень заметна, схожа с установлениями, характерными для эпохи охоты и собирательства. Принято считать вождество первой формой социальной организации с централизованным управлением и наследственной клановой иерархией, где существуют имущественное и социальное неравенства, однако нет формального репрессивного аппарата24.

    Первые зафиксированные в дошедших до нас источниках случаи, когда ресурсы земледельческих сообществ объединялись для выполнения специфических задач, стоящих перед оседлыми храмовыми хозяйствами, встречаются у шумеров. Они выделяли земли для совместной обработки. Урожай шел на нужды священнослужителей. Примеры протогосударств (вождеств)25, где еще не существует регулярного налогообложения, а общественные функции выполняются за счет даров правителям, не носят фиксированного и регулярного характера, - это Шумер периода Лагаша, Китай периода Шань, Индия Ведического периода.

    Общественные работы на принадлежащих всему сообществу полях воспринимаются здесь еще не как повинность, а как часть религиозного обряда26. Со временем появляется возможность изымать и перераспределять часть урожая, который превышает минимум, необходимый для пропитания семьи земледельца. А раз так - кто-то попытается специализироваться на изъятии и перераспределении, используя для этого насилие27.

    Таким образом, переход к оседлому земледелию вносит в организацию общества важный для последующей истории аспект: изменяется баланс стимулов к применению насилия. Если есть многочисленное невоинственное оседлое население, которое производит значительные по масштабам времени объемы сельскохозяйственной продукции, рано или поздно появится организованная группа, желающая и способная перераспределить часть этих ресурсов в свою пользу - отнять, ограбить, обложить нерегулярной данью или упорядоченным налогом. Это явление неплохо исследовано, и не о нем сейчас речь. Для нас важно, к чему это приводит. Возникает пропасть неравенства между большинством крестьянского населения и привилегированной верхушкой, готовой насильственно присваивать часть произведенной крестьянами продукции. Это важная черта аграрного общества. Именно во время его становления получают распространение грабительские набеги за добычей23.

    В отличие от охоты, где навыки производственной деятельности мужчин близки к военным навыкам, земледелие по своей природе - занятие мирное. Первоначально, как уже говорилось, оно вообше было женским29. На ранних стадиях перехода к земледелию мужчины охотятся. Женщины, традиционно занимавшиеся собирательством, начинают осваивать мотыжное земледелие. Лишь постепенно, по мере роста роли земледелия в производстве продуктов питания, с появлением орудий, требующих больших усилий, в первую очередь плуга, в земледелии возрастает роль мужского труда.

    Если для коллективной охоты необходимо организационное взаимодействие, то оседлое земледелие ничего подобного не требует. Оно позволяет значительно увеличить ресурсы питания, получаемые с той же территории. Сезонный характер земледелия вызывает необходимость накапливать запасы пищи. Чем дальше развивается сельское хозяйство, тем больше средств требуется на улучшение земли, ирригацию, хозяйственные постройки, инвентарь, жилища, домашний скот30. У крестьянина есть что отнять. Переселение для него сопряжено с серьезными издержками, ему проще откупиться от воинственного соседа, чем бежать с насиженного места. Применение насилия для присвоения результатов крестьянского труда становится выгодным, а потому получает широкое распространение31.

    С этого начинается переход от характерных для ранних цивилизаций храмовых хозяйств в речных долинах к царствам и деспотиям. Механизмы этого перехода - завоевание либо противодействие завоевателям. Любая жесткая схема, применяемая для описания процесса социально-экономической эволюции, плохо совместима с реалиями исторического процесса. По Ф. Энгельсу, возникновению государства непременно предшествует расслоение общества32. По К. Каутскому, сначала в войнах и завоеваниях возникает государство и лишь потом начинается общественное расслоение33. В реальности эти процессы переплетаются. Развивается аграрное производство, оседает на земле и концентрируется земледельческое население, возникает необходимость регулировать права собственности на землю, организовывать общественные работы, создаются предпосылки присвоения и перераспределения прибавочного продукта, складываются группы, специализирующиеся на насилии, и привилегированные, не занятые в сельском хозяйстве элиты, образуются государства. Все это происходит отнюдь не поочередно, в какой-то заданной последовательности, а одновременно, параллельно34. Специализация на насилии, связанное с ней право иметь оружие - обычно прерогатива элит35. В аграрных цивилизациях нередко практиковалась конфискация оружия у крестьян36.

    Насилие и его формы, перераспределение материальных ресурсов - предмет специальных исторических исследований. Иногда сформировавшиеся протогосударственные структуры раннеаграрного периода вступают в стычки с соседями. Это приносит им военную добычу, рабов, дань. Случается, что вступающее в конфликт с соседями агрессивное протогосударство порождает эффект снежного кома: у других сообществ остается единственный выбор - подчиниться и платить дань или стать столь же сильными и агрессивными. Нередко в роли племен, специализирующихся на организованном насилии, выступают скотоводы-кочевники37. В отличие от оседлых земледельцев у них производственные и военные навыки практически неразделимы, поэтому кочевое племя может выставить больше подготовленных, привыкших к совместным боевым действиям воинов, чем (при том же количестве) племя земледельцев. Набеги кочевников стали едва ли не важнейшим элементом в формировании аграрных государств38.

    Показателен пример варваров, обитавших вблизи центров аграрных цивилизаций. Они могли заимствовать технические новшества, прежде всего в области военного дела, у более развитых соседей; у них были стимулы к завоеваниям (богатства тех же соседей) и преимущества старого, нецивилизационного устройства жизни, где каждый мужчина - воин. Речь идет о первой цивилизации, известной нам из достоверных исторических источников, - шумерской. В отличие от Египта Месопотамия не имела естественных, легкообороняемых границ, была открыта для набегов. Расцвет городов Междуречья создавал варварам стимулы к насильственному отъему богатств, грабежам. В то же время весь социальный порядок шумерских поселений формировался духовенством, а не ориентированными на насилие структурами государства. Это препятствовало полноценной обороне от варварских набегов.

    Возникшее в Междуречье царство как организационная форма отличалось от складывающегося эволюционным путем земледельческого общества, которым управляло духовенство. Это связано и с влиянием соседствующих пастухов-семитов, и с семитским завоеванием оседлых шумеров. Основатель Аккадской империи Саргон - один из известных нам по письменным источникам создатель древнего государства, который воспользовался удачным географическим расположением земель и этнокультурными особенностями их жителей и соседей39.

    Завоеватели, установив контроль над оседлыми земледельцами, становились новой элитой, сплачивались вокруг власти, способствовали ее усилению. Будучи для местных чужаками, они облагали население высокими налогами40. Без чужеземной элиты формирование государства шло медленнее: в складывающихся социальных структурах долго сохраняются элементы племенного родства, власти в своих действиях ограничены представлениями о правах и свободах соплеменников.

    На протяжении многих лет было принято воспринимать переход первобытного человека от охоты и собирательства к земледелию просто как очевидный исторический факт. Впоследствии были сформулированы теории, так или иначе объясняющие механизмы этого явления, которое называют «неолитической революцией».

    Это выражение ввел небезызвестный историк-марксист Вир Гордон Чайлд , чьими наработками совсем недавно воспользовались американские исследователи, доказавшие .

    Современная же наука обладает впечатляющим арсеналом наработок и технологий, позволяющих хотя бы частично перевести исследования из разряда сугубо теоретических в практическое русло, пусть и посредством моделирования. К новейшим разработкам прибег и американско-корейский тандем ученых, показавший, как

    переход к сельскому хозяйству был сопряжен с изменением уже зародившегося института собственности.

    Известный еще в СССР марксист и исследователь Самуэль Боулс и его коллега Чжон-Кё Чхве из американского использовали имевшиеся в их распоряжении климатические, археологические и геологические данные

    для воссоздания той обстановки, что сопутствовала неолитической революции, которая произошла на стыке двух геологических эпох — заканчивавшегося на тот момент плейстоцена и продолжающегося до сих пор голоцена — то есть примерно 12 тысяч лет тому назад.

    Не так давно , как на стыке двух этих эпох тихоокеанские аборигены уничтожали уникальные виды птиц. Сейчас же целью исследователей было выяснить, как имевшиеся условия способствовали тому, что переход к оседлому земледельческому хозяйству и появление новой системы собственности стали возможными.

    Выяснилось, что первоначально, в конце плейстоцена, переход к сельскому хозяйству был явлением массовым. Этому способствовали не только определенные эволюционные подвижки, произошедшие с человеком, но и сложившиеся климатические условия. Позднее, однако,

    природа сыграла злую шутку: климат вновь изменился, и оказалось, что человеку гораздо эффективнее вновь вернуться к охоте и собирательству, нежели прилагать огромные усилия для того, чтобы в новых условиях выживали высаженные им растения. Так, например, были вынуждены сделать жители австралийского побережья, Калифорнийского полуострова и современной Западно-Капской провинции ЮАР. Аграрная революция в этих местах произошла гораздо позднее, а именно с прибытием европейских колонизаторов,

    хотя условия для ведения сельского хозяйства там уже успели стать более чем благоприятными.

    На других же землях человек обосновался гораздо более основательно: например, в Индии, Скандинавии и Леванте. Изначально переход к земледелию представлялся не совсем выгодным: в силу низкого развития технологий люди были не в состоянии собирать необходимый для выживания урожай. Тем не менее,

    фермеры и охотники с собирателями продолжали сосуществовать в своеобразном симбиозе до тех пор, пока земледелие и скотоводство не стали полностью обеспечивать потребности людей.

    Однако оседлый образ жизни сам по себе способствовал улучшению демографических условий, в частности, теперь шанс выжить и вырасти был у гораздо большего количества детей.

    Тем временем развивались и иные механизмы, которые были связаны с сельским хозяйством лишь косвенно. Речь идет о системе собственности:

    если бытовавшие до начала неолитической революции механизмы основывались на экономике дара, то теперь их место стала занимать частная собственность. Получается, что определенные блага и ресурсы — земля, урожай и скот — были попросту приватизированы новыми «владельцами».

    Таким образом, переход к сельскому хозяйству произошел как раз благодаря тому, что множество людей иначе подошло к проблеме владения чем-либо и решилось использовать новые, но на тот момент не очень проверенные технологии.

    Стоит отметить, что произошло все это далеко не сразу: пресловутый переход занял от 2 до 4,5 тысяч лет. За такой солидный промежуток времени собиратели и охотники окончательно утратили лидирующие позиции — появившиеся механизмы семейного хозяйства поспособствовали развитию и утверждению института частной собственности.

    Однако необходимо уточнить, что переход к сельскому хозяйству шел не только долго, но порой и кровопролитно. Так, например, это происходило на Ближнем Востоке.

    Вот как объяснил этот процесс «Газете.Ru» профессор Самуэль Боулс: «Люди перешли к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни не потому, что того требовали обстоятельства».

    Это произошло благодаря банальной человеческой жадности: люди увидели, что теперь, выращивая растения и приручая животных, они вполне могут не зависеть ни от кого, кроме своих близких, объясняет профессор.

    По прошествии времени человек уже владел достаточным количеством семян, не понаслышке знал, как, что и в каком количестве необходимо выращивать. Неолитическая революция свершилась, а вместе с ней появился институт частной собственности и новый уклад жизни.

    В Средней Азии в X-XI вв. наряду с существованием отдельных полуоседлых и оседлых групп, занимавшихся также , было кочевое экстенсивное скотоводство. Большим подспорьем у кочевников был охотничий промысел. В городах огузы и туркмены занимались и ремеслами. Примерно такое же положение складывалось вначале и у (основу их составляли огузы и туркмены) в Анатолии: их главным занятием оставалось кочевое скотоводство. Так, мемуарист третьего крестового похода Тагенон писал (1190 г.), что тюрки в Конье жили в шатрах. Марко Поло дает такую характеристику туркменам Анатолии: «живут они в горах и в равнинах, повсюду, где знают, что есть привольные пастбища, так как занимаются скотоводством» . Примерно так же описывал туркмен и итальянский монахдоминиканец Р. Монтекроче, посетивший Малую Азию на рубеже XIII-XIV вв. Марко Поло упоминает о «добрых туркменских лошадях», «хороших дорогих мулах». О «добрых конях» сообщает и Хайтон. Видимо, это были знаменитые туркменские лошади, приведенные туркменами изза Каспия. Позже, в , как и ньше, Анатолия лошадьми уже не славилась. У Марко Поло говорится и о периодических кочевках : летом в северовосточные области Малой Азии приходят «толпы левантских татар (тюрок.- Д. Е.), потому что летом здесь привольные пастбища, зимой они уходят туда, где тепло, есть трава и пастбища». Известно также, что помимо скотоводства занимались извозом и изготовлением ковров.

    Однако часть огузов и туркмен стала , переходить на оседлость. Так, в эпосе «Деде Коркуд», наряду с рассказами о том, что огузы часто занимаются охотой, совершают набеги на гяуров, откочевывают па летовки, живут в шатрах, имеют огромные стада овец и табуны лошадей (причем подчеркивается, что это-их основное богатство), есть очень характерное упоминание о принадлежащих им виноградниках в горах. Таким образом, огузы имели уже свои виноградники. На это обратил внимание А. Ю. Якубовский. А Ибн Баттута встретил деревню туркмен. Здесь мы имеем дело с начавшимся процессом оседания тюроккочевников на землю в Анатолии, что явилось первым шагом к их прочному поселению на захваченных территориях, внедрению среди местного населения, сближению с ним и его последующей ассимиляции.

    Забегая вперед, отметим, что этот процесс растянулся на очень длительный срок: даже до наших дней сохранились в Турции , которые продолжают вести чисто кочевой образ жизни, - юрюки. На востоке Анатолии часть бывших кочевников сохранила полукочевой образ жизни. Это - туркмены. Разница между юрюками и туркменами состоит, в частности, в том, что первые, видимо, удержали больше древнетюркских элементов (доогузских и огузских), которым более свойствен был чистокочевой образ жизни. А вторые - частично восходят к более позднему пласту, впитавшим еще на много элементов оседлого быта, главным образом иранских. Об этом говорит, например, XIII-XIV вв. В нем много - армуд (груша), нар (гранат), зердалу (персик), ка"вун (дыня), леблеби (горох), марчимак (чечевица), харман (гумно), баг (сад), бостан (огород). Все эти термины иранского происхождения.

    Часть тюрок осела, поселившись в новых деревнях, или подселившись в уже существовавшие деревни и города, образовав в них новые кварталы.

    Иногда тюрки занимали брошенные местными жителями деревни. Эти осевшие тюрки, начавшие заниматься , положили основу . Они сохранили самоназвание «тюрк», общее для , но прежние свои племенные этнонимы утратили.

    В городах и осели дружины беев и эмиров, участвовавших в завоевании Анатолии. Вместе с ними появились сборщики налогов и прочие служители управленческого аппарата, имамы, муллы и др. Эти элементы составили привилегированный класс. Называли они себя чаще всего мусульманами, в отличие от других религиозных групп, находившихся в угнетенном положении. Кроме того, как мы увидим дальше, среди них преобладали не тюрки, а мусульмане иных этнических групп или новообращенные местные жители.