Легенды средневековых кварталов — изучаем достопримечательности Вероны. Верона — что посмотреть, жилье, цены, фото, отзывы

Верона… Наверняка, многие из читающих эти строки, прежде всего вспомнят имена юных влюбленных из враждующих семейств Монтекки и Капулетти. И, видимо, поэтому большинство туристов, приезжая в Верону, отправляются по местам, где предположительно жили, любили и умирали герои гениального творения Шекспира, фотографируются рядом с надписью «Ах, где Ромео?..» и оставляют записочки с просьбой о великой любви в арке у дома Джульетты.

Однако, нередко при этом остается «за кадром» настоящая Верона – изумительный город с более чем двухтысячелетней историей, улицы которого помнят поступь античных гладиаторов и стук копыт средневековых рыцарей, шаги великого Данте и почти легендарного Пизанелло. Город, где творили замечательные художники, скульпторы и архитекторы, чьим наследием мы можем любоваться до сих пор.

Узнать, что ещё посмотреть в Вероне вы можете скачав наше мобильное приложение – Планировщик путешествий для iPhone и Android . Сотни достопримечательностей, готовые маршруты, возможность составить собственные маршруты и прогулки, офлайн карта и GPS. Все, что нужно для интересного путешествия.

Кстати, вы уже решили, где остановитесь в Вероне? Если нет, советуем использовать для поиска сайт Booking.com . Там представлены сотни отелей и гостиниц, так что вы обязательно найдёте что-то на свой вкус.

К тому же, это еще и очень итальянский город, радушно открывающий приезжему тайны и красоты этой солнечной и щедрой страны. Вот что писал о Вероне русский литератор и путешественник Павел Муратов: «Крещение Италией производит Верона рукой властной и щедрой, и новообращенному легко захлебнуться в волнах ее итальянской стихии. … И целые года мог бы посвятить исследователь познанию веронских искусств, переходя в сети ее старых улиц от дворца к дворцу и от церкви к церкви…»

Конечно, мы не можем провести в Вероне годы. Но давайте хотя бы на сегодня вынырнем из пестрой туристической толпы, спешащей под балкон Джульетты, и отправимся на прогулку по старому городу, где как пишет всё тот же Павел Муратов в книге «Образы Италии»: «дворцы Санмикеле чередуются с хрупкими формами раннего Ренессанса, готические церкви подымают высоко свои огромные нефы, романские порталы покоятся на спинах химер, ломбардский кирпич сменяется венецианским мрамором….»


Основными ориентирами на пути нам послужат высокие колокольни четырех великолепных храмов – Сан-Фермо, Кафедральный собор, Санта-Анастасия и Сан-Дзено. Кстати, для удобства путешественников все эти церкви можно посетить по единому билету, а в каждом из храмов вам предложат подробный бесплатный путеводитель с указанием всех сокровищ и достопримечательностей.


1. Церковь Сан-Фермо

Мы начинаем наше путешествие на берегу реки Адидже у храма, воздвигнутого на том месте, где по преданию в 304 году мученически погибли Святые Фермо и Рустико. Построенную в V веке раннехристианскую церковь назвали в их честь. В VIII веке епископ Вероны Святой Анноне получил из Триеста останки мучеников и захоронил их в специальном месте храма, названном «место признания», где воздаются почести мученикам, которые «признались» в своей вере в Христа.

Церковь неоднократно перестраивалась: сначала бенедектинцы во второй половине XI века разрушили до основания раннехристианскую церковь и построили на ее месте церковь в романском стиле. Затем храм перестраивали францисканские монахи. Можно достаточно уверенно сказать, что структурные переделки и отделка фасада были закончены к 1350 году. Но, конечно, и позднее внутри возникали и новые алтари, и часовни, и погребальные монументы. Снаружи храм выглядит очень величественно: мощный фасад, объединяющий в себе романский и готический стили, высокая башня-колокольня, возведенная между XII –XIII веками, необыкновенной красоты архитектурная и цветовая композиция.


Давайте зайдем внутрь храма. Здесь нас ждет удивительное открытие. Дело в том, что за мощными стенами скрывается не одна, а две церкви – верхняя и нижняя. Изначально верхняя церковь предназначалась для богослужений, а в нижней были захоронены останки святых. Однако в 1759 году для защиты останков от угрозы затопления при разливах Адидже, саркофаг был перенесен в верхнюю церковь и установлен в ее алтаре. Верхняя церковь достаточно большая и хранит много интересных произведений художников и скульпторов, а также фрески XIV-XV веков. Обратим внимание на фрески на сводах абсиды: там изображены Спаситель с Марией и Иоанном Крестителем, а также Святыми Фермо и Рустико. На крещатом своде - символы четырех евангелистов, а на фронтоне триумфальной арки - фрески, изображающие коронацию Девы Марии и поклонение волхвов.


Задержитесь у мавзолея Бренцони, созданного в 1426 году в левой задней части верхнего храма: обрамление с растительными мотивами, начинающееся от статуи пророка Исаии, включает в себя памятник, в котором флорентийский скульптор Нанни ди Бартоло запечатлел самый величественный момент «Воскресение». Здесь же мы можем увидеть фрески Пизанелло (1395-1455), где изображены Дева Мария и Архангел Гавриил по сторонам балдахина, а вверху архангелы Рафаил и Михаил. В мире сохранилось совсем немного произведений этого замечательного мастера, и нам очень повезло, ведь немного позднее в другой церкви мы увидим еще одну замечательную фреску Пизанелло.

Теперь спустимся по древней лестнице в нижний храм, любуясь по пути видом на церковь, сохранившую первоначальную структуру романского периода. На стенах мы увидим еще более древние фрески – XII-XIV века, среди которых особенно интересны фрески крещения Христа и кормящей Мадонны на третьем левом пилястре, причем они достаточно хорошо сохранились. Сейчас после последней реставрации можно разглядеть в боковых нефах часть фундамента разрушенной раннехристианской церкви, а на своде – первые бенедиктинские украшения в виде цветка с шестью лепестками, принятого христианами в качестве символа воскресшего Христа.


Покидая прохладные залы Сан-Фермо, еще раз оглянитесь на его величественные своды, деревянный богато украшенный потолок в форме киля корабля и прекрасный алтарь.

Отправляемся в путь по Виа деи Леони. Двигаясь в сторону Виа Капелло, постараемся не пропустить по ходу движения замечательный памятник времен античности – ворота Порта деи Леони.

Хотите продолжить такое же глубокое, интересное и вдумчивое знакомство с Италией? Скачайте на свой смартфон аудиогиды по Риму , Венеции и Милану . Это рассказы подготовленные профессиональным гидом. Они станут отличным попутчиком вашего путешествия!

2. Порта Леони

Это одни из самых древних городских ворот. Как известно, Верона как город существовала уже в эпоху Риской империи, а в 49 году до н. э. Юлий Цезарь дал веронцам права римских граждан. Через город проходили важные для Рима дороги в колонии на север, и одна из них проходила через ворота «Деи Леони». Первоначальное название ворот неизвестно, потом, в Средние века их называли «Порта Сан-Фермо» - как вы уже догадались по названию находящейся рядом и уже виденной нами церкви. Потом их стали называть «Арко ди Валерио», а свое настоящее имя - «Львиные ворота» - они получили от скульптур львов, которыми украшена находившаяся неподалеку гробница.


К сожалению, сегодня от Порта Леони сохранились только правая половина внутреннего фасада, облицованного белым камнем, а также основание башен. Ранее ворота имели квадратную форму и двойной фасад, украшенный по периметру. Также имелись две башни, которые были обращены «наружу». Рядом возвышается кирпичная стена – фрагмент более древних ворот, возведенных еще в I веке до н.э.

Мы двигаемся по Виа Капелло и на знаменитой площади Эрбе сворачиваем в небольшую арку, называемую «Арка дела Коста», или «Арка кита», т.к. в ней висит большая китовая кость, и попадаем на Площадь Синьории.

3. Площадь Синьории

Хотя Площадь Эрбе и Площадь Синьории находятся совсем рядом, они совершенно разные по характеру и оформлению. Первая – живая, шумная, веселая, всегда полная разного люда – торговцев, гуляк, покупателей, туристов. Вторая – более торжественная, но и более «камерная», спокойная.

Площадь Синьории окружена великолепными дворцами, ее гармоничный облик сформировался в основном в эпоху правления династии делла Скала (Скалигеров). Большой дворец Скалигеров или Дворец Подеста с черными дроздами по фасаду был основан в XII веке, но строительство его велось не одно десятилетие. В 1311 году дворец стал резиденцией правителя Вероны Кангранде I делла Скала, во время правления которого дворец посещали многие видные культурные и политические деятели эпохи. В частности, во дворце жил Данте Алигьери, которому Кангранде предоставил убежище после изгнания поэта изгнания из Флоренции.


Памятник Данте, созданный в 1865 году итальянским скульптором Уго Дзаннони, расположен в центре площади Синьории, также его именем названо одно из старинных кафе, интерьеры которого сохранились с XIX века.

Раньше дворец Подеста был украшен фресками Джотто, которые, к сожалению, не сохранились. Позже на фасаде дворца была сооружена галерея, а в XVI веке знаменитый архитектор Микеле Санмикеле построил большой портал, напоминающий римскую триумфальную арку с двумя двойными колоннами, накрытыми треугольным фронтоном. Поверх портала был помещен барельеф Льва Святого Марка как знак принадлежности к Венеции.


К дворцу Скалигеров примыкает самое красивое и гармоничное здание площади - Лоджа-дель-Консильо , построенное в конце XV века предположительно веронским архитектором Фра Джокондо. Второй этаж здания поднимается на стройных аркадах и оканчивается карнизом, украшенным мраморными статуями известных римских деятелей, в том числе Катулла и Плиния. Знатоки архитектуры говорят о здании, что в нем тосканское изящество форм сочетается с венецианской вычурностью, что делает Лоджу наиболее выдающимся зданием веронского ренессанса.


Напротив – дворец Капитана - резиденция наместника Венеции, его еще называют Дворцом Кансиньорио, поскольку он построен по приказу властителя Вероны Кансиньорио, также из рода делла Скала, в 1363 году. Когда Верона перешла под власть Венеции, дворец был выбран в качестве резиденции управляющих городом венецианский капитанов , из-за чего и получил свое второе имя.


Через другую арку площади Синьории, носящую грозное название «Вольто делла тортура», т.е. «Свод пыток» мы попадаем к семейной усыпальнице династии Скалигеров.

4. Арки Скалигеров

Не пугайтесь, нам не придется бродить вдоль унылых рядов гробниц на мрачном кладбище. Напротив, мы увидим замечательные памятники, которые по праву считаются шедеврами готического искусства Вероны. Наиболее впечатляющими представляются три больших саркофага с навесами и конными статуями наверху. Это гробницы Кангранде I, о котором мы вспоминали на площади Синьории, Мастино II и Кансиньорио делла Скала.

И вновь обратимся к книге Павла Муратова «Образы Италии»: «На маленькой площадке, в тесноте родового убежища, здесь продолжают свое бытие Скалиджери. Под навесами, усеянными готическими остроконечностями, на низких колонках покоятся их тяжелые саркофаги. Мраморные покойники простерты там в кругу аллегорических добродетелей и святых. … Кангранде, Кансиньорио, Мастино делла Скала восседают там на конях, одетых боевыми попонами, сжимая в руках копья. Забрало в виде собачьей головы откинуто на спину того, кого именовали летописи Италии «великим псом» (речь о Кангранде I – прим. редактора), и каменное лицо его смеется страшной улыбкой.

Неведомо откуда взялся родоначальник веронских герцогов Мастино I делла Скала, избранный в 1262 году "capitano del Popolo". Возглавляя кровавую традицию судьбы Скалиджери, он был изменнически убит на улице, в нескольких шагах от своего дома. В лице Кангранде, вступившего на престол в 1312 году, дом делла Скала достиг вершины могущества. Кангранде был счастливым воином и искусным политиком.


Пределы своего государства он в несколько лет распространил на Бассано, Чивидале, Падую и Тревизо… Можно считать доказанным, что именно о нем мечтал Данте, как о том государе, который мог бы объединить под своей властью Италию и тем положить конец снедавшим ее распрям и междоусобицам. Кангранде умер внезапно, не успев совершить и половины задуманного им, не достигнув и сорока лет... Он не оставил сыновей, и ему наследовали племянники, дети Альбоино, - Мастино II, яростный, но не слишком удачливый честолюбец, и Альберто, преданный роскоши и наслаждениям.

С их появлением историческая звезда Скалиджери покатилась вниз… Сыновья Мастино II - Кангранде II, Кансиньорио и Паоло Альбоино - были не лучше и не счастливее его. Кангранде II вызвал против себя целое восстание, которое было подавлено им со всяческими жестокостями. Тем не менее, он умер насильственной смертью, умерщвленный рукой собственного брата, Кансиньорио, который похитил у него престол и безуспешно пытался украсть и его жену. Кансиньорио был настоящим извергом - желая обеспечить наследование двум своим незаконным сыновьям, он заточил в темницу младшего брата, кроткого Паоло Альбоино, и, в конце концов, умертвил его. При всем том Кансиньорио был искусным политиком и разумным правителем, отдалившим на несколько лет неизбежное крушение веронского государства. Он был усердным строителем и украсителем Вероны; фонтан, шумящий на Пьяцца Эрбе, до сих пор свидетельствует о его полезных трудах».

Услышав эту историю, впору воскликнуть вслед за Пушкиным: «Ужасный век! Ужасные сердца!» Но времена те давно миновали, и деяния грозных правителей Вероны почти изгладились из памяти. А мраморные кружевные надгробия до сих пор поражают красотой и мастерством зодчих, их создавших. В заключение отметим, что в настоящее время оригинал памятника «Большого пса» - Кангранде I - тот, где изображен рыцарь в доспехах и с откинутым на плечи забралом в виде собачьей головы, – находится в музее Вероны в замке Кастельвеккьо, а на гробнице установлена его копия.

Но пора двигаться дальше. Наш путь лежит к главному храму Вероны - Кафедральному собору или Дуомо. Здесь мы сможем посетить не только Кафедральный собор, но и связанный с ним баптистерий Сан-Джованни ин Фонте и церковь Святой Елены.

5. Кафедральный собор Вероны

Этот храм в романском стиле построен приблизительно в 1117 году. До этого времени Кафедральным собором была совсем маленькая церковь, построенная еще в IV веке. Достаточно скоро этот храм стал мал для богослужений, и на его месте была построена более просторная базилика. С тех времен частично сохранился мозаичный пол, фрагменты которого можно увидеть в церкви Святой Елены. Дуомо еще неоднократно перестраивался в XV и XVI веках, после чего он приобрел готические черты, а черно-белый мраморный пол появился только в 1880 году. Колокольня рядом с собором была начата еще архитектором Микеле Санмикеле, но, к сожалению, так и не была достроена.


При входе обратим внимание на интересный резной портал в романском стиле. Витые колонны с фигурами святых поддерживают массивную полукруглую арку, на которой можно разглядеть множество рельефных украшений, в том числе фигуры святых Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя.

Внутри собор весьма просторен и светел. Пилястры нефов выполнены из местного красного мрамора и поддерживают стрельчатые своды храма. Нас, безусловно, привлечет орган справа, расписанный Бьяджо Вальчери в 1683 году. Слева мы тоже увидим орган еще более ранней работы, расписанный Феличе Брузасорци в конце XVI века. Неторопливо переходя от часовни к часовне, мы можем полюбоваться работами Либерале да Верона, Франческо Торбидо, фресками Джованни Фальконетто и Франческо Мороне.


Алтарная часть центрального нефа построена уже хорошо известным нам архитектором Микеле Санмикеле в XVI веке. Особенно интересна преграда хора в виде полукруглого парапета и ионических колонн. Ну и, конечно, мы задержимся в часовне Картолари-Никесола, слева от входа, ведь здесь можно полюбоваться замечательной работой Тициана «Вознесение Девы Марии».

Через боковую левую дверь мы попадаем в романский атриум и далее в Баптистерий, где можем посмотреть на фрески XIII- XIV веков, а также на восьмигранную купель, вырезанную из цельного куска веронского мрамора (XII век). Каждая грань купели украшена рельефом на евангельские сюжеты. Потом заглянем в маленькую церковь Святой Елены, интересную помимо интерьера XV-XVI веков тем, что Данте произнес в ней в 1320 году свою знаменитую речь «Вопрос о воде и земле».

6. Санта Анастасия

Церковь Святой Анастасии находится недалеко от Дуомо. Это самый большой готический храм Вероны. Начало строительства было положено в конце XIII века двумя доминиканскими монахами. Как это часто бывало в те времена, строился храм очень долго и был завершен только в XV веке, причем фасад его так и остался незавершенным (верхняя часть фасада не имеет облицовки). Портал церкви имеет два дверных проёма и украшен барельефами.


Рядом с входом в храм установлен висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, который напомнит нам о недавно виденных Арках Скалиджери. Однако этот саркофаг более ранний, его относят к 1320 году, поэтому он может считаться предшественником знаменитых гробниц правителей Вероны.

Внутри церковь Санта Анастасия состоит из трех больших частей, разделенных 12 колоннами из местного красного мрамора. Недалеко от входа обратим внимание на симметрично расположенные большие чаши для святой воды, поддерживаемые сидящими мраморными фигурами – так называемыми «горбунами святой Анастасии». Все часовни храма богато декорированы и расписаны замечательными художниками. Мы увидим работы Либерале да Верона, Джироламо даи Либри, Туроне. Рекомендую обратить внимание на алтарь Болдиери – он слева от входа. Это прекрасный памятник эпохи Ренессанса: по сторонам – статуи Святого Себастьяна и Святого Рокко (очень популярных католических святых). А в центральной нише алтаря статуя Святого Петра, который держит в руках макет города Вероны.

Задержимся также у капеллы Кавалли – она украшена единственной в Вероне полностью сохранившейся фреской Альтикьеро да Дзевио «Семейство Кавалли перед Девой Марией». Но, конечно, самая знаменитая фреска церкви Святой Анастасии – это «Святой Георгий, освобождающий принцессу» работы Пизанелло в капелле Пеллегрини. Вот что пишет об этой фреске Павел Муратов: «В суровой готической Санта Анастасия глядим мы на фрагмент фрески, помещенный высоко над аркой. В красках, приближающихся в скупости своей к одноцветной "grisaille", среди которых поблескивает кое-где сохранившееся серебро, различаем светловолосого рыцаря Сан Джорджио, уже занесшего ногу в стремя, чтобы сесть на боевого коня и выступить на подвиг. Царица в пышном наряде и затейливой прическе обращает к нему свой равнодушный профиль модницы раннего кватроченто, оруженосец везет ему боевое копье, в то время как ждут его лошади свиты и собаки охоты и как медленно приближаются к нему конные персонажи, странные и характерные, выехавшие из ворот фантастического города, украшенных виселицей, где болтаются двое повешенных.


Вся "кукольная" светскость и как бы рассеянность Пизанелло сказались в этой диковинной композиции. Мы угадываем в ней художника, поглощенного зрелищем вещей мирских и природных. Наряды и моды притягивают его внимание так же, как формы животных, редкие обычаи, заморские лица». Не хочется уходить из этого величественного храма, где светло, прохладно, блики солнечного света на полу, и высоко под своды уносятся звуки органа. Но нам пора двигаться дальше, к конечной точке нашего путешествия – базилике Сан-Дзено. По пути к ней мы сможем увидеть еще один памятник римской эпохи.

7. Порта Борсари

Эти двухарочные ворота были построены во второй половине I века и являлись главным въездом античной Вероны. Ворота входили в первое кольцо городских стен. Их внутренние конструкции, к сожалению, разрушены, но сохранился фасад с великолепной облицовкой.


Двигаясь дальше по корсо Кавур, мы проходим мимо дворца Кастельвеккьо, сворачиваем на набережную Сан-Дзено и уже скоро перед нами открывается вид на замечательную базилику с высокой колокольней, названную в честь покровителя Вероны – святого Зенона.

8. Сан-Дзено Маджоре

Этот храм по праву считается самым выдающимся образцом романской архитектуры не только Вероны, но и всей северной Италии. Он был назван в честь архиепископа Вероны Зинона, жившего в IV веке, причисленного за благие дела к лику святых и считающегося покровителем Вероны.

Первый храм был построен на этом месте уже в V веке по указанию готского короля Теодориха на месте захоронения Святого Зинона. В начале IX века было начато строительство более просторного храма. В XI веке церковь пострадала от землетрясения, но была отстроена, а в 1217-1225 году фасад был украшен огромным окном в виде розы, который называют «Колесо фортуны». Фасад церкви замечателен прекрасными пропорциями, а готический портал входа в базилику работы Мэстро Николо (1138 г.) очень элегантный и стильный. Очарование церкви усиливается теплым тоном золотистого местного туфа-известняка, из которого сложен храм, с мраморными вставками. Также очень красивы бронзовые ворота с изображение сцен из Старого и Нового завета, выполненные в конце XI – начале XII веков.


Внутри храм очень светлый и торжественный. В нем сохранились фрески XII-XIV веков, ренессансный алтарь XVI века справа от входа, чудесный алтарь в стиле барокко слева и выполненный в готическом стиле центральный алтарь, где мы можем увидеть Мадонну работы знаменитого мастера Андреа Мантенья. А самая необычная и интересная, на мой взгляд, реликвия храма - это скульптура Святого Зинона, цветная статуя работы XIII века, которую называют «Смеющийся Дзено».


И около этого улыбающегося святого покровителя города мы завершим наше путешествие по Вероне, еще раз вспомнив слова Павла Муратова из книги «Образы Италии»: «Улицы и дома Вероны прекрасны, их стены богаты золотом и пурпуром старого камня, старой окраски, старых фресок, исполненных рукой веронского мастера… Перед историком развертывает она длинный свиток своей летописи, где занесены дела латинян, нашествия варваров, туманные жития сказочных королей, драматические судьбы герцогов дела Скала и славы венецианского расцвета».

Что посмотреть в Вероне за 1 день самостоятельно? Если у вас возник этот вопрос, то вы уже морально готовы погрузиться в атмосферу шекспировского города трагичной любви и его культурного наследия. А это наследие действительно разнообразно – статус «маленького Рима» Верона получила совершено заслуженно.

Услышав о базилике Сан-Фермо, большинство вспоминает о шедеврах верхней церкви, которая является блестящим образчиком готической архитектуры. Именно в верхних залах находится мавзолей семейства Делла Торре, блестящая скульптурная группа «Оплакивание Христа», фрески работы Пизанелло. Однако лишь в нижней церкви сохранился дух ордена бенедиктинцев одиннадцатого века.

Тяжеловесная веронская романская архитектура контрастно выглядит на фоне деревянных ребристых потолков верхнего нефа. Здесь сохранились более древние фрески, к примеру, «Мадонна на троне с младенцем и двумя Святыми», а также ряд надгробных плит, надёжно укрытых густым «лесом» пилястров и колонн. Стандартный билет обойдётся вам в 2,50 евро. Церковь открыта с 8:30 до 18:00 в летний период и с 10:00 до 17:00 в зимний.

Музей и замок Кастельвеккио

На левом берегу Адидже располагается ярчайший образец готической архитектуры периода правления Скалигеров. Выстроенный как фортификационное сооружение, он выполнял своё исходное предназначение вплоть до начала двадцатого века, когда вместо армейских казарм здесь решили разместить музейные собрания, увидеть которые можно, заплатив 6 евро.

Здесь всё ещё сохраняются остатки древнеримских сооружений из красного кирпича. Вы сможете ознакомиться с обширной коллекцией скульптур в романском стиле. Здесь же находится коллекция живописи, жемчужиной которой являются работы Пизанелло. Ценители гарантированно заинтересуются картинами и фресками четырнадцатого века. Музей открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. По понедельникам рабочий день начинается в 13:30.

Дворец и парк Джусти

Старейший дворцово-парковый комплекс Джусти вальяжно расположился среди холмов у восточной окраины Вероны. Местный дворец считается нетипичным из-за расположения у подножья горы, а не ближе к её вершине. Пройдя через закрытый романский дворик, можно выйти к бельведеру и отсюда уже насладиться панорамным видом Вероны.

Чуть ниже размещаются террасы и старинный грот со скульптурной композицией в центре. Пышные сады, которые окружают этот изысканный дворец, всё ещё считаются едва ли не красивейшими из «итальянских» садов, которыми славился период позднего Возрождения. Неудивительно, что именно этот парк так полюбился Гёте. Сегодня его можно посетить, заплатив 7 евро. Здесь находится один из старейших в Италии лабиринтов, вековые кипарисы, статуи и ещё одна панорамная площадка.

Порта Леони

Львиные ворота считаются одними из наиболее древних городских ворот старой Вероны. Выстроенные ещё во времена древнеримских завоеваний, они утратили своё первоначальное название, всплывая под разными именами на различных отрезках истории Вероны. Своё нынешнее название они получили весьма банально: невдалеке от ворот располагается гробница, которую «охраняют» львы.

Оказавшись перед двойным фасадом, обратите внимание на небольшую кирпичную стену, которая возвышается по соседству. Это фрагмент ещё более древних ворот. Предположительное время их строительства оценивается первым веком до нашей эры. К сожалению, сегодня от порта Леони сохранилась лишь правая часть фасада. Внешний фасад не сохранился, а вот внутренний фасад, облицованный белым камнем и украшенный витыми колоннами, всё ещё обращён к форуму Вероны.

Площадь Синьории

Если двигаться от площади Пьяцца делле Эрбе, вы гарантированно окажитесь в историческом антураже площади Синьории, известной также как площадь Данте. Когда-то она объединяла в себе арену для политических споров и главную административную доминанту исторического центра Вероны. Основу фееричного архитектурного комплекса площади составили арки Скалигеров двенадцатого века, которые являются потрясающими образчиками готического стиля.

Эти пышно украшенные королевские саркофаги располагаются у базилики Санта-Мария-Антика. Ансамбль дополняют лоджия Совета, для декорирования которой всегда приглашались лишь лучшие мастера, дворец Правосудия с башней Ламбрети и ряд других сооружений. Скульптура Данте из каррарского мрамора наблюдает за площадью с пьедестала.

Арки Скалигеров

Тонкие шпили арок, украшающие площадь Синьори, мгновенно приковывают внимание. Различные оттенки коричневого органично вплетаются в урбанистический пейзаж Вероны. Эти готические надгробия были выполнены под впечатлением от висячего саркофага, который располагается близ церкви Санта Анастасия. Они увековечили правителей из рода Скалигеров, которые находились у власти в период Средневековья. Надгробие Канграде I считается одним из наиболее выдающихся образцов веронской скульптурной мысли. Автор этой тонкой работы остался неизвестным, хотя большинство искусствоведов склоняется к авторству Риджино. Арка Кансильорио имеет шестиугольный абрис и украшена витыми колоннами. И наконец, арка Мастино II – лёгкая конструкция, на которой восседают ангелы и сам почивший правитель.

Кафедральный собор

Одним из самых красивых соборов города Ромео и Джульетты является кафедральный собор Вероны, который объединил в себе черты романского и готического стилей. Необычайно сложный с токи зрения композиции фасад, выполненный из мрамора, состоит из трёх контрфорсов. Самый старый из них был оформлен ещё в одиннадцатом веке Николаусом. Наружное романско-готическое оформление переходит в барокко и ренессанс внутренних помещений.

Весь собор как расписное полотно: белый и красный мрамор колонн, арки с тимпанами, пророки и волшебные существа, облики Девы Марии и Святых. Особого внимания достойны органы, коих в соборе два. Позолота и сложная резьба дополняются росписью шестнадцатого века. Цена входного билета составляет 2,50 евро. Собор открыт с 10:00 до 17:30 с понедельника по субботу.

Санта Анастасия

Самая крупная церковь Вероны принадлежала ордену доминиканцев. Она располагается в самой старой части города на отрезке дороги у моста Понте Пьетра. Некогда тут стояла другая базилика, но в начале тринадцатого века она была передана ордену, и началось строительство нового здания. Во внешнем оформлении в глаза бросается высокий шпиль колокольни и саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко четырнадцатого века.

Обязательно посетите внутренние помещения базилики – «горбуны Святой Анастасии» – гротескные скульптурные композиции столь же известные, как и горгулью Норт-Дама – будут рады любой компании. Пол церкви также является предметом искусства – блестящая мозаика из серо-голубого, белого и розового мрамора частично повторяет облицовку портала и является творением Пьетро да Порлецца.

Арка Порта-Борсари

Ещё одни античные ворота Вероны, сохранившиеся частично до наших дней, возводились в качестве военной заставы в южной оконечности города. За дошедшим до нас древнеримским фасадом должны были располагаться казармы. Уже в момент своего создания ворота Порта-Борсари богато декорировали. Это объяснялось их расположением – на пересечении двух основных улиц Вероны, которые тянулись с юга на север и с востока на запах. Сегодня также сохранились остатки небольшого античного дворика, который прилегал вплотную к воротам. Если вы внимательно осмотрите нижний ярус сооружений, то между двумя арочными проёмами заметите высеченную на камне надпись «Colonia Verona Augusta». Надпись была сделана неизвестным, но датируется серединой третьего века нашей эры.

Дворец Маффеи

Главным украшением площади Пьяцца делле Эрбе является дворец Маффеи. Он расположился на месте бывшего римского форума и капитолийского холма. По изначальному плану пятнадцатого века дворец должен был быть двухэтажным, но в конечном итоге планы изменили, и сегодня дворец располагает тремя этажами. Примечательно, что практически двухвековой перерыв в строительстве не нарушил архитектурной органичности – барочная помпезность идеально подходила самому богатому семейству Вероны.

Винтовая лестница, выполненная из камня, соединяет подвалы и крышу. Примечательно, что выстроена она без единой опоры. А на крыше находится превосходно сохранившаяся балюстрада со скульптурами древнеримских богов и героев. Сегодня дворец Маффеи не является музеем. В нём расположены апартаменты Palazzo Maffei Verona.

Базилика Сан-Дзено Маджоре

Этот шедевр романского стиля появился на архитектурной карте Вероны ещё в седьмом веке. Монументальное здание базилики стало местом захоронения епископа Зенона, который был причислен к лику святых. Примечательно, что склеп, где хранятся останки епископа, выглядит действительно зловеще: истлевшие кости всё ещё покоятся в прозрачном саркофаге, а по вечерам склеп подсвечивается. Барельефы, статуи, искусная резьба – всё это появилось на фасаде базилики многим позже её создание.

Сам же фасад, выполненный из розового мрамора и золотого туфа, выглядит величественно и несколько тяжеловесно. Стоимость билета в базилику составляет 2,50 евро. С марта по октябрь она открыта для туристов с 8:30 до 18:00, по воскресеньям она открывается в 12:30. В зимний же период базилика закрывается на час раньше.

Площадь Пьяцца делле Эрбе

Пьяцца делле Эрбе или площадь Трав уютно расположилась на руинах античного форума. Днём она буквально кипит из-за сотен тысяч туристов, которые хотят своими глазами увидеть самую центральную площадь Вероны. Поэтому лучше отложить прогулку до вечера, а именно, до вечера воскресенья. Почему именно до этого дня? Всё довольно просто.

Воскресенье – самый удачный день для того, чтобы расположиться в Osteria al Canton с бокалом итальянского вина и в полной мере насладиться красотой Пьяцца делле Эрбе. Ведь именно по воскресеньям всевозможные торговые лотки исчезают, и ничто не мешает в деталях рассмотреть торжественную красоту палаццо Мадзанти, башни Ламберти, фонтана Мадонны и прочих доминант площади.

Стена Любви

Чтобы подойти к балкону Джульетты вам придётся нырнуть в небольшой арочный переход, стены которого от земли и практически до балочных перекрытий исписаны тысячами признаний в любви. Надписей так много, что они наползают одна на другую и смешиваются в одно разноцветное многоязыковое месиво. Стена появилась будто бы в противовес шекспировским трагедиям – местные Ромео и Джульетты встречают в Вероне свой счастливый конец или же счастливое начало. Даже если вы приехали в Верону без своей второй половинки, не расстраивайтесь – многие пишут тут не только признания, но также пожелания любви – себе и своим близким.

Дом Джульетты

Как ни странно, но сам великий драматург, подаривший миру «Короля Лира», «Гамлета», «Ромео и Джульетту» и прочие повсеместно известные пьесы, никогда не бывал в Вероне. Но поклонники пьесы о влюблённых, чьё несчастье было предначертано звёздами, решили, что раз уж действия должны были происходить в Вероне, найти подходящий для них антураж действительно необходимо. Так и появился дом Джульетты, а точнее, дом рода Капелло.

Сотни тысяч туристов ежедневно устремляются к небольшому дворику, где под резным балконом влюблённый Ромео признался в своих чувствах. Здесь же стоит бронзовая статуя Джульетты, к правой груди которой необходимо прикоснуться на удачу. В дворик вы можете зайти бесплатно, но вот экскурсия по дому обойдётся в 6 евро. Экскурсии проводятся с 8:30 до 19:30 во все дни, кроме понедельника. По понедельникам дом Джульетты открывается в 13:30.

Башня Ламберти

Эта башня продолжает сохранять статус самого высокого строения Вероны, но таковой она была не всегда. Её назвали в честь семейства Ламберти, которое финансировало возведение. Остов будущей башни заложили ещё в двенадцатом веке. Тогда она должна была стать частью дворца Раджоне, но во время грозы башню сильно повредила молния.

В период реконструкции по мере достройки всё новых этажей мастера перестали хотя бы пытаться сымитировать аутентичность сооружения: нижние этажи сложены из смеси туфа и кирпича, выше чисто кирпичные средневековые стены, а затем мраморная колокольня. В стоимость входного билета входит также посещение галереи современного искусства. Полная цена билета составляет 8 евро. Кассы открыты с понедельника по пятницу – с 10:00 до 17:00 и с 11:00 до 18:15 по выходным.

Арена ди Верона

Арена ди Верона – монументальный амфитеатр из розового мрамора, который возвели ещё древние римляне. Сегодня Арена считается третьим по величине сооружением такого типа в Италии. И недавно ей исполнилось две тысячи лет! Архитекторы прошлых столетий поработали на славу – акустика Арены настолько совершенна, что и сегодня здесь проводятся преимущественно оперные концерты.

Ценители признают, что на Арене ди Верона всегда звучат лучшие постановки «Ромео и Джульетты.» Правда, такие выступления возможны лишь в тёплое время года. Полный билет обойдётся вам в 10 евро. Билеты на концерты оплачиваются отдельно. Обычно цена варьируется в пределах от 24 до 100 евро. Экскурсии проводятся с 8:30 до 19:30. По понедельникам Арена открывается в 13:30.

Палаццо делла Раджоне и самая фотографируемая лестница

Дворец Разума – историческое здание, которое с момента своего возведения в двенадцатом веке успело пережить несколько разрушений, но при этом сумело отстоять свой необычный аутентичный облик. Квадратный в плане палаццо занимает больше двух тысяч квадратных метров, что сделало его одним из самых крупный сооружений Средневековья.

Несмотря на то, что палаццо относят преимущественно к романскому стилю архитектуры, фасад, выходящий на площадь делле Эрбе, выполнен в неоклассическом стиле, второй же фасад вобрал в себя черты высокого Возрождения. В главную башню можно попасть, лишь поднявшись по огромной мраморной лестнице. Посещение внутренних помещений, где сосредоточены фрески, полотна и различные скульптуры, обойдётся вам в 8 евро. В летний период палаццо открыт с 11:00 до 19:00, в зимний период рабочий день сокращается на два часа.

Замок святого Петра – смотровая площадка

Крепость, возведённая на месте бывшего древнеримского храма, была названа в честь апостола Петра. Подобное её расположение не было случайным – холм, на котором стоит замок, огибается рекой Адидже и имеет достаточную высоту, чтобы увидеть всю Верону. Эти два качества имели наибольшую стратегическую ценность. С современной смотровой площадки открывается действительно фантастический вид на город. Замок долгие годы находился в запустении, и сейчас на его территории ведутся активные реставрационные работы. Согласно текущему плану под сводами замка святого Петра должен открыть музей. Вход на территорию замка свободный, но рассчитывайте на довольно изнурительный подъём – фуникулёр не работает уже много лет.

  • Гуляя по Вероне, внимательно смотрите не только под ноги, но также вверх.
  • Если хотите найти заведения, которые посещают местные жители, не бойтесь сходить с туристических троп и углубляться в боковые улочки.
  • Заходите на via Mazzini лишь в том случае, если вы собрались заняться шопингом.
  • Если хотите посетить как можно больше музеев, но при этом потратить только время, планируйте свою поездку так, чтобы она припадала на первое воскресенье месяца. В этот день вход в большинство музеев свободный или за чисто символическую плату.
  • Задумайтесь об оформлении VeronaCard, если планируете более насыщенный экскурсионный отдых. Существуют различные типы карт. Наиболее популярные рассчитаны на 24 и 48 часов. Первая обойдётся в 18 евро, вторая в 22. Подобная карта позволяет посетить двадцать достопримечательностей: Арену ди Верона, дом Джульетты, базилику Святой Анастасии и прочие туристические места.
  • (Пока оценок нет)

Верона – один из популярных туристических городов в Италии. Привлекает туристов как сам город Ромео и Джульетты, так и многочисленные горнолыжные курорты, расположенные в транспортной доступности. И, конечно же – итальянские озера: Гарда и Комо.

В этом путеводителе я расскажу, как поехать самостоятельно в Верону, как добраться в этот город из России, Европы и Италии, где жить, что посмотреть за пару часов или пару дней, где поесть вкуснейшую и недорогую пиццу, как заказать экскурсии и как добраться в аэропорт.

Как добраться в Верону

Добраться в Верону из России не составит труда, авиакомпания S7 осуществляет прямые перелеты по маршруту Москва-Верона, в зимний сезон добавляются чартеры из регионов. Добраться можно и со стыковкой в Риме, Амстердаме, Стамбуле и других Европейских городах. Билеты на самолет в Верону можно найти и купить через такие популярные поисковики, как aviasales.ru и skyscanner.ru

Лететь до Вероны из Москвы всего 3,5 часа. Узнать цену на билет и купить билет в Верону из Москвы или другого города можно через календарь низких цен:

Если Вы ищете дешевые авиабилеты в Верону, то здесь Вам на помощь придет а/к Победа. Можно купить билет до города , а до Вероны добраться на поезде (от 2 часов и 12€) или автобусе (от 1,5 часов, от 7,90€ — про лоукост автобусы читайте ).

Чтобы добраться в Верону из европейских, или итальянских городов, воспользоваться можно как авиа, так и жд и автобусным сообщением, а еще лучше арендовать автомобиль. Если предпочитаете поезда – проверяйте расписание на trenitalia.com. Автобусные и жд варианты проверяйте на сатй goeuro.com — нашла этот сайт недавно, работает по типу поисковиков авиабилетов, но ищет по автобусным и жд маршрутам.

На автомобиле добраться до Вероны не составит труда. Не забывайте, что автобаны в Италии платные (за автобан Больцано – Верона мы заплатили 10€). Платные дороги обычно дублируются бесплатными, кстати, они не всегда хуже. Чтобы посчитать стоимость проезда по платным дорогам, обратитесь к сайту autostrade.it

Аренда авто в Вероне

Бронировать авто я предпочитаю не напрямую у прокатных фирм, а через брокера — это получается дешевле, да и не надо открывать сайт каждой компании, чтобы сравнить цены, просто выбираю наиболее выгодное предложение. Посмотрите, какие есть предложения авто в Вероне .

Парковки в Вероне

В основном парковки в Вероне платные, как и во всей Италии. В среднем стоимость парковка 1-2 евро в час. На парковках в историческом центре цены «зашкаливают» — от 4 евро в час. Мы нашли бесплатный паркинг примерно в 15 минутах ходьбы от центра – отметила парковку на карте в разделе .

Аэропорт Вероны Валерио Катулло: как добраться в город

Аэропорт Вероны расположен в 10 км от города. Добраться можно на общественном транспорте, а именно – на автобусе перевозчика ATV до центрального вокзала Porto Nuovo (каждые 20 минут, стоимость проезда 6€), или на такси/трансфере. Трансфер обойдется от 40€ за авто. Заказать можно заранее через интернет, например, на этом сайте .

Отели в Вероне (Италия)

Выбор отелей в Вероне велик. Вы можете остановиться как в центре города, так и за пределами Вероны (если Вы с автомобилем). Стоимость жилья в историческом центре Вероны начинается от 45€ за ночь за двухместный номер, например, B&B Cittadella (от 65€) – с собственной ванной комнатой и завтраком. По личному опыту нескольку b&b в Италии, я бы порекомендовала либо заказывать жилье подороже, либо всё-таки выбрать отель, поскольку в большинстве случаев в b&b всё достаточно старенькое, простенькое, завтрак скромный, и не всегда персонал говорит на английском. Посмотрите, например, Best Western Hotel de Capuleti (от 85€ за ночь) – современный отель международной сети в центре города.

Если Вы путешествуете на автомобиле, то с целью сэкономить, можно остановиться в отеле рядом с Вероной. Мы останавливались в Ai Santi B&B (от 60€) в городке Доссобуоно, что рядом с аэропортом (самолеты не слышно). Рейтинг по букингу 9.5. Жилье на 3 номера, все с собственной ванной комнатой, идеальный ремонт, всё продумано, всё чисто, удобно и приятно. Вот пара фоток:

«Красная» комната

Общая кухня в b&b

До Вероны добирались на машине, примерно 15 минут. Ниже на карте отмечу парковку, куда мы ставили машину бесплатно (до центра города еще минут 10-15 пешком):

Также можно забронировать апартаменты, большой выбор на airbnb, не забудьте забрать свой купон на 25$ на первое бронирование:)

Достопримечательности Вероны: что посмотреть самостоятельно за 2 часа, 1 день, 2 дня

Здесь я кратко приведу список достопримечательностей Вероны, которые можно посмотреть самостоятельно – от нескольких часов до нескольких дней.

Итак, за пару часов самостоятельно Вы успеете осмотреть внешне следующие достопримечательности:

  • Замок Кастельвекьо и городской музей Кастельвекьо (Museo di Castelvecchio ), вход 6€, мост Скалигеров, с которого отрываются виды на реку и город. Официальный сайт http://museodicastelvecchio.comune.verona.it

  • Центральная площадь Piazza Bra со статуей Vittorio Emmanuele

  • Аренда ди Верона (Arena di Verona ), «Колизей» Вероны – один из трех наиболее сохранившихся римских амфитеатров в стране. Театр действующий – здесь проходят различные концерты и представления (цена билета от 30€ до 200€), а днем можно попасть на экскурсию (10€). Официальный сайт http://www.arena.it/

  • Дом Джульетты со знаменитым двориком и балконом Джульетты, под которым, якобы, Ромео и признавался Джульетте в своих чувствах. Здесь же находится статуя Джульетты с отполированной правой грудью. Музей Дом Джульетты (с балконом Джульетты) можно посетить в рамках экскурсии. Стоимость 6€, график работы музея с 13:45 – 19:30 в пн, и с 8:30 – 19:30 со вт по вс. Вход во дворик – бесплатный. Если не попасть на время какого-то закрытого мероприятия. Адрес балкона Джульетты в Вероне — Via Cappello, 23 (ниже на карте отметила) Официальный сайт https://casadigiulietta.comune.verona.it

  • Piazza delle Erbe – днем это рыночная площадь, а вечером заполняется туристами и местными жителями, которые сидят в кафе и попивают Апероль:) Кстати, сама площадь окружена дворцами эпохи Возрождения.

  • Набережная реки Адидже
  • Старинный мост в Вероне Ponte Pietra
  • Римский театр и Castel San Pietro на другой стороне реки.

Вкусно и недорого покушать можно в траттории Da Mario. Весной мы уже заходили в тратторию У Марио в и нам очень понравилось, решили проверить и Веронского Марио. Видимо, Марио – мастера итальянской кухни. Обед из закуску (прошюто и мелоне), двух огромных пицц и напитков обошелся нам в 34€, что раза в 2 меньше, чем обед в ресторане в центре Вероны. Расположение ресторана отметила на карте с достопримечательностями:

На днях посмотрела интересный документальный фильм про Верону. За 15 минут рассказывается про историю, основные достопримечательности этого города и, конечно же, про места «Ромео и Джульетты», пусть это и выдуманные персонажи:) Фильм не новый, но я очень рекомендую посмотреть его перед поездкой в Верону

Если в Вероне у Вас времени чуть больше, чем пара часов, то Вы можете

  1. Потратить несколько часов на посещение музеев
  2. Подняться на одну из смотровых площадок, например, на башню Ламберти (пешком, или на лифте за 1€) – в цену билета 8€ входит также и посещение Palazzo della Ragione
  3. Посетить Кафедральный Собор Вероны (Duomo di Verona) – вход 5€, внешний осмотр – бесплатно.
  4. Посетить Сад Джусти (Giardino Giusti), вход 7€, официальный сайт palazzogiardinogiusti.it

Ну и не забывайте, что по средневековым итальянским городкам просто приятно прогуляться, особенно вечером, когда улицы пустеют

Verona Card (Верона кард) – 2018

Если Вы планируете посетить несколько платных достопримечательностей, то есть смысл купить карточку туриста Верона кард. По ней Вы сможете бесплатно посещать музеи, другие достопримечательности Вероны, а также для Вас будет бесплатным общественный транспорт города. Какие места Вы можете посетить по Верона кард, вы можете посмотреть на официальном сайте . Стоимость карты на 2018 год : 18 евро на 24 часа и 22 евро на 48 часов. Купить можно в туристических офисах или заранее через интернет — . Активируется с момента первого входа на достопримечательность и действует, соответственно, 24 или 48 часов. То есть, если Вы планируете посетить Арену, Дом Джульетты и башню Ламберти (24 евро), то карта на 24 часа уже будет выгодна.

Карта Вероны на русском языке

Если Вы еще не пользуетесь электронными картами (я рекомендую приложение MapsMe), то можете скачать карту Вероны с достопримечательностями и распечатать её или сохранить в телефоне или планшете. Чтобы сохранить карту, нужно «Открыть картинку в новом окне»:

Экскурсии в Вероне

Если у Вас мало времени на посещение города, я рекомендую заказать индивидуальную экскурсию по Вероне на русском языке – за короткий срок гид Вам покажет самые популярные места Вероны и расскажет немало интересного.

Другие интересные экскурсии из Вероны:

Если экскурсиям Вы предпочитаете самостоятельные путешествия, то ознакомьтесь с моей статьей

Транспорт в Вероне

Городской транспорт в Вероне представлен такси и городскими автобусами (20 маршрутов). Гуляя в центре, Вы обойдетесь и без транспорта – всё в шаговой доступности. ЕслиВам все же необходимо воспользоваться общественным транспортом, то на 2017 год актуальны следующие тарифы:

1,30€ — билет на 90 минут, купить можно только в ticket office

2€ — билет на одну (текущую) поездку. Купить можно в автобусе в автомате (автомат сдачу не выдает), пересесть на другой автобус по этому билету не получится

11,70€ — 10 одноразовых билетов (по 90 минут каждый), использовать их можно только вместе

4€ — дневной билет на неограниченное количество поездок

18€ — Verona card с бесплатным проездом (писала подробно в разделе )

Что попробовать в Вероне

  • Главное блюдо Севера Италии – ризотто (Al Tastasal с колбасками, свининой и перцем или Radicchio с одноименным растением, луком, беконом и красными вином)
  • Паста биголи (bigoli) – толстые спагетти – с различными соусами
  • Ньокки (Gnocchi) – клецки с сыром, картофелем или шпинатом
  • Фаршированная утка по древнему рецепту
  • Маринованные сардины
  • Десерт Пандоро (традиционный рождественский пирог)
  • Веронский десер «Поцелуй Джульетты» (шоколадные пирожные с миндалем и шоколадной начинкой)
  • Молодая говядина на косточке (Bolito con la peara)
  • Вина Амароне, Соаве, Кустоза

Где поесть в Вероне: вкусно и недорого

Приехав в наш B&B, я спросила у хозяина, где бы он посоветовал поесть в Вероне. На что он ответил, что в Вероне они не едят, но в центре, у арены кушать точно не стоит, по его совету – лучше отойти ближе к реке. Что мы и сделали. Цены в тех тратториях на порядок ниже, а качество, я не думаю, что хуже.

В таком городе, как Верона, что посмотреть найдется всегда. Ежегодно этот северо-восточный город Италии привлекает миллионы туристов, жаждущих посмотреть достопримечательности, принять участие в культурных событиях и просто погулять по мостовым, выложенным еще много веков назад.

Верона очень удобно расположилась между Миланом и Венецией и мало кто минует этот город, оказавшись в Италии.

На пути туристического маршрута постоянно будут встречаться соборы Вероны, старинные здания, памятники. Чтобы успеть посетить большое количество объектов за один день, при этом сэкономить и не стоять очереди в кассах, рекомендуют приобрести туристическую карту.

Соборы Вероны

Наиболее известными считаются соборы: Сан-Фермо, Сан-Дзено, Кафедральный, Санта-Мария.

Собор Сан-Фермо

На том месте, где сейчас стоит церковь Сан-Фермо, по преданию были казнены Святые Фермо и Рустико. В их честь в V веке была построена церковь и захоронены их останки. Многие храмы разрушались до основания и выстраивались вновь. Не стал исключением и Сан-Фермо.

За его мощными стенами находятся две церкви: верхняя и нижняя, где и были захоронены мощи святых. Но так как собор стоит на реке, которая постоянно разливается, останки перенесли в верхнюю церковь, чтобы уберечь их от воды.

Кафедральный собор

На берегу реки Адидже стоит главный собор Вероны - Cattedrale di Verona S. Maria Assunta.

Строительство собора началось в XII веке и продолжалось пять столетий. В итоге получилось здание в готическом стиле с красными мраморными колоннами, многочисленными арками и сводами. Стены собора украшены произведениями мастеров эпохи Возрождения. Одним из самых значимых полотен является «Вознесение Девы Марии», принадлежавшее Тициану.

Церковь Санта-Мария Антика

Одно из самых старых строений Вероны, относящееся к XII веку - церковь Санта-Мария. Приставка Антика означает «древняя». Когда-то это была домашняя церковь семьи Скалигеров. Именно поэтому рядом с церковью сохранились склепы этого семейства. Удивительно то, что с момента постройки здание сохранилось в первозданном виде.

Ворота Порта деи Леони

Маршрут «Верона за один день» не обойдется без посещения достопримечательности, относящейся к временам античности. Ворота были проходной точкой главных дорог Римской империи. Название «Львиные ворота» произошло от статуй львов, украшающих строение гробницы неподалеку. Сейчас от ворот осталась только правая часть и небольшой обломок стены, прилегающей к ним.

Площадь Синьори

Спокойная и даже чем-то торжественная площадь Вероны находится в окружении дворцов, административных зданий и крепости. Посреди площади установлен памятник Данте и по негласному правилу это место, куда в первую очередь стоит идти, если потеряешься в городе. Еще это место облюбовали влюбленные парочки.

Площадь трав

В самом сердце Вероны и по соседству с площадью Синьори находится пьяцца Эрбе или площадь Трав. Это место служит отправной точкой многих туристических маршрутов. И на самой площади есть что посмотреть. Она окружена дворцами, особняками и ресторанами, символизирующими разные эпохи. Центр площади украшают фонтаны Веронской Мадонны и Нептуна.

Башня Ламберти

Самое высокое строение в Вероне - башня Ламберти, которая находится на пьяцца Эрбе. Первый камень в сооружении был заложен еще в XII веке, но полностью завершилось строительство только в XV. Здание построила семья Ламберти, как символ своего богатства и влиятельности.

На ее вершине (84 метра) расположена смотровая площадка, подняться на которую можно по лестнице за 2 евро и на лифте за 3. Именно с этого места получаются самые красочные и лучшие снимки Вероны.

Дом Джульетты

Есть одно место в Вероне, которое никогда не пустует - это дом Джульетты. Особняк XIII века принадлежал роду Капелло, который и послужил прототипом семейству Капулетти в знаменитой шекспировской трагедии. И не смотря на то, что история Ромео и Джульетты закончилась трагично, и туристы и местные жители вешают в этом месте замки, вычерчивают имена на стенах в надежде на счастливую совместную жизнь. На балконе особняка стоит статуя Джульетты и многие стараются еще и подержаться за грудь бронзовой девушки. От того, что все хотят жить долго и счастливо, правая грудь статуи натерта до блеска.

Во двор здания можно пройти бесплатно, а вход в дом стоит около 5 евро, за посещение балкона придется заплатить отдельно. Балкон очень маленький, вмещает не больше двух человек, а желающих на него попасть предостаточно, поэтому на посещение дома Джульетты уходит около часа. Внутреннее убранство особняка по максимуму воссоздает интерьер того времени, когда и кипели любовные страсти Ромео и Джульетты.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре

Визитная карточка Вероны, относящаяся к VII веку - Базилика Сан-Дзено-Маджоре. Романтический стиль зданию придают многочисленные статуи на фасаде, барельефы и резные украшения. Вход в церковь из розового мрамора платный. Среди верующих это место известно тем, что здесь покоятся мощи Святого Зенона - первого епископа Вероны. Саркофаг с останками подсвечивается при заходе солнца, что смотрится очень необычно.

Амфитеатр

Более двух тысяч лет назад римляне построили Арена-ди-Верона - огромный амфитеатр из розового мрамора способный вместить 15 тысяч зрителей. Это место где проводят концерты, музыкальные шоу, организуются ярмарки. Когда никаких мероприятий нет, то его можно посетить, как экскурсию, купив билет за 4 евро. Арена-ди-Верона совсем не уступает римскому Колизею, отчасти, поэтому Верону иногда называют «маленький Рим». Если Колизей разбирали по камням для строительства зданий, то веронский амфитеатр все две тысячи лет служил строго по своему назначению.

Сад Джусти

Еще одно интересное место, куда стремятся попасть особенно влюбленные - это сад Джусти.

Вокруг старинного особняка разбит шикарный сад, по всей площади которого расставлено множество скульптур.

В саду сконструирован растительный лабиринт с романтическим оттенком. Поверье гласит, что если молодые люди смогут отыскать друг друга в лабиринте, то проживут долгую и счастливую совместную жизнь.

Попав в такой город как Верона, за 1 день можно постараться успеть осмотреть десяток достопримечательностей и интересных мест, но на посещение музеев, которых немало времени, вряд ли останется. Для этих целей следует выделить еще день и тогда возможно будет посетить следующие места:

  • археологический музей;
  • музей Кастальвеккьо;
  • галерея современного искусства Форти;
  • замок Кастельвеккио.

Окрестности Вероны

Если заранее спланировать однодневный маршрут по Вероне, то при желании можно выкроить время и на посещение острова Гарда и одноименного озера. В озеро Гарди впадает река Адидже, которая так много раз наносила урон городу. Остров Гарда - самый большой и живописный остров Вероны. Самостоятельно попасть туда не получится, нужно будет присоединиться к экскурсионной группе. Добраться до острова можно только на лодке. Здесь перед путешественниками предстанут великолепные сады с террасами из деревьев, доходящими вплоть до воды. Для детей и взрослых будет интересным посетить аквапарк и местный Диснейленд - Gardaland, Сафари парк и Ботанический сад.

Пожалуй, один из самых романтичных городов на свете расположился в регионе Венето. Миллионы туристов ежегодно приезжает в , чтобы увидеть балкончик и дом Джульетты, вдохнуть атмосферу этого места и оправиться на оперу в Амфитеатр.

Как добраться?

10€: Верона-кард на 1 день: вход на балкон Джульетты, Torre dei, Театр Романо (руины и археологический музей) и т.д. Всего 13 достопримечательностей. Выходит гораздо дешевле, если приобретать все билеты по отдельности. Для сравнения, только билет на балкон Джульетты стоит 6 евро.

21€ : минимальная стоимость билета на оперу в знаменитой Арене.

30€ : минимальный штраф за неправильную парковку.

700€ : бракосочетание на балконе Джульетты для резидентов Италии. Иностранцам это обойдется практически в два раз дороже.

Первый день в Вероне

Осмотр достопримечательностей должен приносить удовольствие и не сильно бить по семейному бюджету. Рекомендуется купить Верону-кард на 1 день на железнодорожном вокзале или в зданиях информации для туристов.

"Ключик" ко всем достопримечательностям. Фото virtualturist.com

Как правило, большинство путешествующих начинают свою экскурсию по городу с осмотра Амфитетра. Специалисты приходят к выводу, что Амфитеатр был построен в I в. н.э., когда у власти стояли императоры Август и Клавдий. Здесь происходили типичные для того времени развлечения для высоких особ: охота на зверей и бои гладиаторов. Кстати, попасть внутрь можно благодаря незаменимому билетику за 10 евро. Любителям Интернета можно дойти до улицы Маззини (рядом с выходом из Арены), где есть wi-fi точка. Любителям шоппинга стоит также не уходить с улицы Маззини. Да почему и вовсе не прогуляться по одной из центральных улочек?

Амфитетар Вероны. Фото it.123rf.com

Все же стоит побороть мысли о покупках и не забывать о романтике. Пройдя улицу Маззини и свернув чуть правее, вы окажетесь у дома Джультетты. Пожалуй, практически все читатели Шекспира догадываются о том, что автор просто «поселил» двух влюбленных в этом городе. К сожалению, дом, балкон Джульертты, дом Ромео -всего лишь выдумка, однако приятная романтичная история, в которую захочет поверить даже самый реалистичный турист. На подходе к дому, все стены исписаны признаниями любви на разных языках мира. С балкончика выглядывают современные Джульетты, а во дворе все фотографируются со статуей Джульетты. Существует поверье: если подержаться за грудь Джульетты (имеется в виду статуя) и загадать желание про любовь, оно обязательно сбудется.

Балкон Джульетты. Фото travel-wonders.com

«Дом Ромео» расположился в 150 м к северу от «Дома Джульетты». Специалисты называют это здание ярким примером готической эпохи. Оно действительно принадлежало влиятельной семье Монтекки, послужившей прообразом семьи Ромео в шекспировском шедевре.

Плавно перемещаемся на площадь Эрбе, где есть небольшой базарчик с сувенирами, свежими фруктами и овощами. На площади трав (именно так переводится с итальянского Piazza delle Erbe) стоит «Капитель» - мраморный балдахин в готическом стиле, который был трибуной для представителей власти Вероны в Средневековье. Здесь также выставляли на обозрение отрубленные головы преступников.

Площадь трав. Фото theeuropolitan.tumblr.com

Расположенный здесь Дом Маццанти считается одним из старинных дворцов Вероны. На фресках можно увидеть аллегорические фигуры Невежества, Благоразумия и Зависти, а на одном из углов -сцену «Борьба гигантов». В задней части здания устроен действующий колодец.

Погуляв по Площади Трав, стоит отправиться покорять башню Ламберти - Torre dei Lambretti. Она была построена в 1172 году в романском стиле. За свою историю ее не раз реконструировали, в ряде случаев это была острая необходимость. Например, известно, что в 1403 года в Башню попала молния, в результате чего разрушилась верхняя часть здания. Подняться по ней можно все по той же карточке-спасительнице за 10 евро на лифте или пешком. Истинные и самоотверженные туристы добираются долго, но самостоятельно. Зато в награду вы получите такие красивые панорамные виды!

Совсем недалеко от площади расположился Кафедральный собор города.

Приятной покажется прогулка по мосту-«каменю» (Ponte Pietra). Это арочное сооружение через реку Адидже было построено примерно в 89 году до н.э., е го полностью восстановили в 1957 году (напомним, что в 1945 году он был разрушен при отступлении немецких солдатов из города).

Вид на каменный мост. Фото verona.net

Поворачиваем на право и попадаем в Римский театр (Teatro romano). Его построили в I в. до н. э. Сегодня от этого некогда величественного сооружения оставались лестница, фрагменты сцены и несколько арок галереи. Сюда определенно стоит прийти: открывается романтический вид на реку и на город, который постепенно готовится ко сну.

Римский театр в Вероне. Фото panoramio.com

Второй день в Вероне

Второй день в Вероне можно начать с посещения Кафедрального собора. Он, как и церковь Святой Анастасии (Chiesa di Santa Anastasia) находится у излучины Адидже. Отметим, что именно это место можно считать отправной точкой в религиозной жизни города. К примеру, здесь в IV веке при жизни Святого Зенона построили базилику, просуществовавшую до XiI века.

Кафедральный собор. Фото photo-day.com

Почему бы вообще не посвятить второй день уединению и размышлению? Отлично для этого подойдет сад Джусти, расположенный при дворце в 800 метрах к юго-востоку от Кафедрального Собора. Сад Джусти считается одним из лучших садов «итальянского» позднего Ренессанса. К сожалению, многие растения пострадали во время Второй мировой войны. Внутри установлены статуи из мрамора, ряд из которых - работы представителя венецианской школы Алессандро Витториа (XVI век).

Место уединения - сад Джусти. Фото tripplanningguide.com

В 400 м на юг от Кафедрального собора расположен монументальный могильный комплекс - Арки Скалигеров, где захоронены представители династии Скалигеров, руководившие Вероной в Средневековье. Французский исследователь Жорж Дюби называет Арки важнейшими памятниками готического стиля.

Второй день однозначно должен быть посвящен посещению оперы в Амфитеатре. Можно элегантно одеться и продолжить осмотр достопримечательностей перед началом представления, которые находятся в непосредственной близости.

Львиные ворота расположены примерно в 400 м на северо-восток от Амфитеатра.. Их непосредственная функция заключалась в соединении кардо (улица, которая идет с севера на юг) с дорогой, ведущей в Болонью. До наших дней сохранилась левая часть двойного фасада.

Заслуживают посещения и Ворота Борсари (примерно 250 м на север от Амфитеатра). Они представляют собой часть крепостной стены эпохи .

Однако возвратимся на площадь Бра (Piazza Bra) - сердцу города. Главная этого места - Амфитеатр. Она особенно прелестна с наступлением вечера. Перед началом оперы гости не спеша прогуливаются по площади, сидят в уютных кафе и ресторанах. Если вы не смогли попасть на оперу в летний сезон, не стоит расстраиваться. В другие времена года здесь проводятся выставки.

Площадь Бра. Фото goitaly.about.com

Если билеты на оперу недорогие, имейте в виду, что вы будете сидеть на античных каменных сиденьях. Это не всегда удобно, поэтому рекомендуется взять собой подушечку. Если таковой нет, ее всегда можно приобрести в палатках, которые вырастают как грибы перед началом оперного выступления.

Как правило, все спектакли начинаются после девяти часов вечера. Необычайно красивая картина - гаснут огни, тысячи зрителей зажигают крошечные свечки. Так Амфитеатр превращается в кратер действующего вулкана.

Спектакль в Амфитеатре. Фото turismoitalianews.it

Верона - удивительный город, который долго будет вызывать у вас только положительные эмоции. Однако это впечатление будет еще сильнее, если вы сможете посмотреть оперное представление. Не обязательно быть истинным ценителем оперы. Каждый без исключения проникнется любовью к происходящему.