Курсы техники речи. Техника сценической речи

Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи. Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием - не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения . Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена. Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям , но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу - известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял - важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат - сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью , помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе « »: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

Посещая различные семинары, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать - и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно - неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление. То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.

Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос - сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.

Упражнения для постановки дыхания

Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом.

  1. С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
  2. Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).

Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.

  1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох - короткий, выдох - долгий.
  2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.

Упражнения для артикуляции

Артикуляция - совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.

Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У - У - Ы - Ы; У - У - И - И; У - У - О - О; У - У - А - А), потом - согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить - сочетаниями гласных и согласных по типу: КА - КУ - КЕ - КО - КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.

Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:

  1. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  2. Добыл бобов бобыль.
  3. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипит укроп.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  6. О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?

Упражнения для звучания

Звучание - тональность, диапазон, интонация.

  1. Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая - тихо.
  2. Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
  3. Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.

Упражнения для дикции

Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения.

  1. Положение - стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
  2. Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
  3. Можно читать любой текст с закрытым ртом .

Это далеко не все возможные упражнения, но выполняя их, вы со временем улучшите свои навыки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Техника сценической речи - очень важный элемент в актерском мастерстве и ораторском искусстве. Это гибкость, объём голоса, интонационная выразительность, правильное дыхание. Но в первую очередь - это четкость произношения, звучность и эмоциональная заразительность - то, что сразу же будет оценивать люди во время вашего выступления.

Упражнение 1. «Язык без костей»

Смешное для постороннего взгляда кривляние перед зеркалом! Именно с разминки необходимо всегда начинать занятия!

Благодаря артикуляционной гимнастике:

  • начинает работать даже самый «вялый язык»;
  • пропадет ощущение «каши во рту»;
  • звуки становятся более четкими.

Нам нужно: Зеркало

Что делаем?

  • Приоткрываем рот. Кончиком узкого языка попеременно двигаем вверх-вниз, вправо-влево. Через минуту переходим к круговым движениям по часовой стрелке, а затем в обратную сторону.
  • Открываем рот пошире, высовываем широкий язык и загибаем его боковые края вверх. (в трубочку). Дуем. Попробуем двигать вперед - назад.
  • Кончиком языка «чистим» верхние и нижние зубы, проводим языком с внешней стороны зубов. Сначала выполняем упражнение с закрытым ртом, затем с открытым.
  • Для расслабления языка в перерывах покусываем его зубами.

Упражнение 2. «Звуковое пение»

Выполняя это упражнение:

  • ваш голос зазвучит новыми красками;
  • речь станет разборчивее.

Нам нужно: Текст.

Что делаем?

Например, текст может быть таким. «А вы знаете, что «Упражнения на развитие речи помогают мне в жизни и в карьере! Меня слышат, меня слушают, меня понимают. Я нравлюсь коллегам, увлекаю друзей и строю свою жизнь!» ?

Мантра? ДА! Но действовать она начинает, если при ее прочтении пользоваться определенной методикой.
Итак, начинаем читать нашу мантру, убрав все согласные звуки, потом гласные. Это будет звучать как: «У-А-Е-И-Я А А-И-И-Е Е-И О-О-А-Ю Е И-И И А-Е-Е! и так далее», Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Вот именно такие мантры – действуют!

Упражнение 3. «Пробка»

Легкое и очень продуктивное занятие!

Благодаря этому занятию:

  • укрепляются мышцы губ, щек, верхнего неба;
  • мышцы лица подтягиваются, сглаживаются носогубные складки;
  • улучшается дикция!

Нам нужно:

  1. Пробка от вина или от шампанского
  2. Скороговорки

Что делаем?

Берем пробку и зажимаем ее между зубами. Начинаем читать подготовленные скороговорки. Каждую - несколько раз. Сначала медленно, замечая свои «проблемные места». Работаем над четкостью произношения, проговариваем звуки за счет артикуляции. Увеличиваем темп.

Скорее всего, Вы не сможете слышать без смеха свою же собственную речь. Но уже через пять минут веселой тренировки мышцы рта начнут работать правильно. И даже с пробкой во рту Вы сможете отчетливо произносить самые труднопроговариваемые выражения!

Затем убираем пробку и снова беремся за скороговорки. Не забываем удивляться, как вдруг наша речь «льется рекой»:)

Упражнение 4. «Шарик»

Данное упражнение можно и нужно выполнять, когда угодно и где угодно!

  • Научит дышать с помощью диафрагмы (правильно дышать)
  • Речь станет более певучей
  • Сможете долго говорить не вдыхая
  • Прокачаете пресс

Что делаем:

Надуваем живот. Чтобы вы поняли, что живот действительно наполняется воздухом, желательно положить руки на него. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через приоткрытый рот. Важно не поднимать плечи и грудную клетку, следите за этим.

Упражнение 5. «Почувствуй вибрацию»

  • Поймете откуда начинается звук
  • Почувствуете вибрацию по всему телу
  • Сделаете легкий массаж тела

Нам нужно: пространство побольше, поменьше чужих глаз

Что делаем:
Произносим звук «M» с закрытым ртом. Получится «MMMMMMMM». Таким образом, мы активизируем область груди и живота. Вы точно делаете все правильно, если почувствуете легкие вибрации в теле. Для проверки своих ощущений приложите руки к животу и груди. Продолжая «мычать» постукивайте себя кулачками по всему телу. Так вы еще больше расшевелите свои резонаторы.

Эти простые упражнения используется политиками, актерами, дикторами и людьми всех публичных профессий уже много десятилетий. Они знают - занятия сценической речью помогают раскрыть природный голос и расширить его диапазон, сделать голос более привлекательным, звучным для слушателя.

Если вы хотите изменить вашу речь, стать обладателем красивого бархатного голоса - начинайте заниматься. Ждем вас на . Успехов и хорошего настроения!

Речь – убранство души.Луций Анней Сенека

Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в информативных, так и в выразительных целях. Упражнения по сценической речи на дикцию помогают улучшить звучание голоса, сделать его приятным для слушателей.

Минимальные требования к речи артиста:

#1

Речь должна быть громкой, правильной и разборчивой: даже шепот со сцены должен быть услышан и понят на последнем ряду амфитеатра.

#3

Артист должен владеть техникой правильного дыхания, которая позволяет говорить громко и даже кричать, не надрывая связок. Умелые артисты не срывают голос даже при длительных нагрузках.

К сожалению, талантов от Бога в этой сфере не бывает вообще, если не считать талантом приятный тембр голоса. Все остальное достигается ежедневными тренировками и регулярной практикой. Утро большинства артистов начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики, многие из них имеют полезную привычку подолгу читать вслух.

Упражнения для начинающих

Перед теми, кто только собирается сделать первые шаги на пути к освоению сценической речи, стоят две приоритетные задачи:

  1. Укрепление и развитие речевого аппарата.
  2. Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции.

Чтобы понять, какие именно проблемы присущи вашей речи, начитайте небольшой прозаический отрывок на диктофон. Приготовьтесь к тому, что услышанное вас не обрадует. Большинство людей не выносит звучания своего голоса в записи. Кроме того, все недостатки дикции, которые вы привыкли игнорировать в повседневной жизни, слышны и заметны. Очень важно справиться с первым разочарованием: вы начинаете с нуля, несовершенная речь – это нормально. Люди не рождаются с идеальной дикцией, все величайшие артисты и ораторы проходили через процесс постановки речи.

Очень часто неразборчивое произношение отдельных звуков связано со слабостью мышц артикуляционного аппарата и лицевых мышц, т. н. «ленивой» артикуляцией. Безупречная дикция подобна осанке: невозможно сутулиться в быту и быть стройным на балу или на званом вечере. Чтобы быть стройным, нужно каждую минуту следить за собой и не позволять себе расслабляться. То же самое касается и речи: если в повседневном общении вы позволяете себе небрежности, то со временем они неуклонно перерастут в речевые изъяны.

Артикуляционная гимнастика на укрепление и развитие речевого аппарата

  • Вытяните губы трубочкой как можно сильнее и медленно, с напряжением совершайте ими круговые движения в одну, затем в другую сторону.
  • Вытяните губы трубочкой, потянитесь ими к носу, затем к подбородку, к правой щеке и к левой щеке. Тянитесь изо всех сил, не жалейте себя. В процессе упражнений мышцы лица должны уставать до боли.
  • Представьте, что ваше лицо растягивают сначала по горизонтали в широкую улыбку, потом по вертикали в гримасу с открытым ртом и опущенной нижней челюстью.
  • Высуньте язык изо рта и тянитесь им вперед, сколько сможете.
  • Широко откройте рот, высуньте язык как можно дальше изо рта, перемещайте язык от одного угла губ к другому и обратно.
  • По очереди сильно упирайтесь языком в правую и в левую щеку.
  • Совершайте круговые движения языком по внешней поверхности зубов, под губами, в обе стороны.

Занятия для продвинутых

Под словом «продвинутый» подразумевается человек, уже овладевший голосом и дикцией. Следующим этапом для него становится работа с текстовым материалом. Приоритетная задача здесь – сделать речь не только звучной и правильной, но и выразительной. Сюда входит:

  1. Логический анализ текста.
  2. Работа с интонацией.

Логический анализ текста

В жизни мы не задумываемся о логике речи, т. к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т. д. Это просто, т. к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:

  • логический блок – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;
  • логическая пауза – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);
  • ударение – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;
  • темпоритм – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.

Упражнения на интонационную гибкость

Количество интонационных оттенков, которые вы можете использовать в речи, зависит от гибкости голоса и широты его диапазона. Интонационные упражнения и упражнения на расширение диапазона голоса можно совмещать.

  • Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т. д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
  • Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т. д.

Упражнения для детей

Для малышей понятия «сценическая речь» пока не существует, а точнее – нет разницы, выполняются ли упражнения на общее развитие речи или упражнения на развитие сценической речи для детей. Речевой аппарат еще хрупок и уязвим, ему легко нанести вред слишком большими нагрузками, а результат этих нагрузок в раннем возрасте будет почти незаметен. Интенсивные занятия на постановку голоса и речи следует начинать тогда, когда голос оформится и окрепнет, т. е. в 16–18 лет как минимум. Сейчас же гораздо важнее придать развитию речи ребенка правильное направление. Первоочередное внимание следует уделить:

  • укреплению мышц языка и лицевых мышц;
  • постановке и правильной артикуляции звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей

  1. Губы сомкнуты, ребенок широко улыбается. Положение фиксируется на несколько секунд.
  2. Ребенок широко улыбается, показывая все зубки. Зафиксировать на несколько секунд. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. Ребенок складывает губы трубочкой и вытягивает как можно дальше.

Для мышц языка:

  1. Ребенок открывает рот, высовывает язык, поочередно то поднимает его к верхней губе, то опускает к нижней.
  2. Ребенок высовывает узкий язык как можно дальше изо рта, затем прячет его как можно глубже в рот.
  3. Кончик языка касается верхней губы и, не отрываясь, перемещается по ней из стороны в сторону.

Для подъязычной связки:

  1. Цокаем языком, как бежит лошадка.
  2. Язык нужно с силой прижать к альвеолам и зафиксировать положение. Рот открыт.
  3. Язык прижат к альвеолам, ребенок открывает и закрывает рот. Открывать рот следует как можно шире, язык отрывать нельзя.

Приведенные упражнения по сценической речи для детей помогут укрепить лицевые мышцы, что впоследствии послужит хорошей базой для постановки голоса.

Чтобы получить объективную оценку и рекомендации относительно своего голоса нужны уроки сценической речи с хорошим педагогом. Он научит правильно извлекать звуки, наладит дыхание, улучшит голос и вокальные данные.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ

МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

1. «Слушаем тишину»

Участники в течение 1-2 минут «слушают тишину», звуки окружающего мира. Затем перечисляют по порядку звуки, которые им удалось услышать. Можно устроить соревнование и определить, кто окажется более внимательным. Для этого участники перечисляют звуки по очереди. Чур, не выдумывать!

2. «Что за окном?»

Участники слушают звуки улицы. Затем фантазируют, определяют по звукам, что происходит на улице.

3. «Угадай имя»

Водящий стоит спиной к участникам игры. Каждый игрок по очереди произносит имя водящего. Водящий должен угадать игрока по голосу и назвать его имя.

У игры есть еще такой вариант: участники игры по очереди поют по одной строчке из песни (или по куплету) . Водящий должен угадать каждого игрока по голосу.

4. «Что происходит за стеной?»

Группа делится на две команды. Каждая команда получает задание озвучить определенный сюжет. Например: «урок музыки», «ребенок капризничает», «сонный час», «сломанный магнитофон» и т.д.

Команды по очереди озвучивают тот или иной сюжет. Команда – соперница по звукам и голосам должна угадать, «что происходит за стеной».

5. «Угадай стихотворение»

Водящий выходит из комнаты. Участники игры договариваются и выбирают какое – нибудь стихотворение, разбивают его по строчкам или по словам. Водящий входит в комнату. Все участники игры одновременно начинают произносить строчки из стихотворения. Водящий должен угадать и назвать стихотворение и его автора.

Игра имеет еще такой вариант: водящий входит, каждый из участников игры называет свое слово из задуманного стихотворения. Водящий должен составить слова в строчку, произнести ее и назвать стихотворение.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ.

1. «Неожиданное известие»

Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 секунды) , затем расслабьте мышцы, опустите веки.

2. «Из темноты на свет»

Крепко зажмурьте глаза, словно вышли в солнечную погоду из темной комнаты (3-4 секунды) . Расслабьте веки.

3. «Не хочу кашу»

Крепко сожмите челюсти и губы, словно капризный ребенок, который не желает есть кашу (3-4 секунды) . Расслабьте мышцы лица. Повторите упражнение.

4. «Штангист»

Станьте прямо, поднимите руки перед собой. Сожмите пальцы в кулаки и напрягите мышцы рук. Через 3-4 секунды расслабьте мышцы. Руки свободно падают вниз.

5. «Дерево»

Представьте, что вы – маленькое деревце, которое посадили в землю. Стойте ровно, подняв вверх руки – веточки. Ощутите, как плотно прилегает земля к корням и стволу деревца (ноги и туловище напряжены) . Только веточки (голова и обе руки) тянутся к солнышку и свободно поворачиваются вслед за ним.

6. «Крепкая опора».

Напрягая язык, крепко прижмите его конец к небу. Через 3-4 секунды расслабьте язык и челюсти.

7. Игра «Мимисты»

Мимисты – это артисты, которые искусно владеют мимикой. Условия игры очень просты. Игроки по очереди показывают свои «мимические маски». Участники игры угадывают, какое чувство передает «Мимист».

8. Игра «Миманс»

Миманс – это группа артистов, исполняющих пантомиму – представление без слов. В игре участвуют несколько групп. Каждая группа по очереди показывает свою мимическую сценку – пантомиму. Остальные угадывают, что они увидели в исполнении «миманса».

9. «Марионетка»

Марионетка – это деревянная кукла на ниточках. Представьте, что вы такая кукла. К голове, рукам, ногам у вас привязаны шелковые нити, которые заставляют выполнять то или иное движение руками, ногами или головой. Ваши мышцы то напрягаются (ниточки натягиваются) , то полностью расслабляются.

10. «Подсолнушек»

Представьте, что вы вдруг превратились в подсолнух. Позвоночник – это крепкий стебель подсолнуха, он не дает ему согнуться или наклониться. Стойте ровно, но не напрягайтесь. Руки – листья и голова подсолнушка могут свободно двигаться и поворачиваться то вправо, то влево «за солнышком».

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ

СО ЗВУКОМ.

1. «Устал»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе встаньте на носки, поднимая руки вверх, в стороны. На выдохе резко наклонитесь вперед со словом « ух !». Не разгибаясь, еще трижды наклонитесь, выдохнув остальной воздух: « Ух! Ух! Ух! »

2. «Больной»

Освободим мышцы шеи. Сделайте вдох. На выдохе голова расслаблено «перекатывается» со звуками « с », « ж », « н », « м ».

3. «Слабость»

Сделав вдох, выполняйте на выдохе свободные вращения корпусом с одновременным произношением звуков « с », « ш », « ж », « ф », « н », « м ».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ.

Примечание. Эти упражнения надо делать очень осторожно, и понемногу. Особенно с детьми младшего возраста!

1. «Найди дыхание»

Лежа на спине, положите руку на живот, спокойно дышите. Проследите, чтобы при вдохе рука поднималась, а при выдохе опускалась. Найдите, ощутите свое дыхание. Учтите, что вдох должен быть длиннее выдоха. Вдох: « раз - два ». Выдох « раз, два, три, четыре ». Пауза. Не глотайте воздух, как рыбка, - дышите через нос.

2. «Я на солнышке лежу»

Выполняйте упражнение лежа. Представьте, что вы загораете на солнышке. Чувствуете себя спокойно и свободно. Прикройте глаза и подставьте лицо воображаемому солнышку. Сделайте несколько вдохов и выдохов в следующем порядке:

А). Вдох, выдох, пауза.

Вдыхайте воздух через нос, а выдыхайте, едва заметно, через слегка приоткрытый рот. Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались вверх, мышцы шеи и лица не напрягались.

Б). Вдох, пауза, выдох, пауза.

Сделав вдох, не торопитесь сразу выдыхать, задержите дыхание на несколько мгновений, а затем спокойно выдохните через приоткрытый рот.

3. «Маска отдыха»

«Наденьте» на себя «маску отдыха». Сделайте вдох, задержите его на мгновение и выдохните со звуком: П-фф-ф …

Не тратьте на выдох весь запас воздуха, не выдувайте его из себя через силу. Как только почувствуете, что для продолжения выдоха нужно прилагать усилие, прекращайте его.

Не торопитесь сделать новый вдох, подождите, когда захочется вдохнуть. Повторите упражнение несколько раз, но не увлекайтесь. От избытка кислорода в легких иногда начинает кружиться голова.

4. «Одуванчик»

Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание, и выдохните с силой: ф-ф-ф . Следите, чтобы во время этого звука были видны верхние зубы. Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы легкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны.

5. «Свеча»

Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как от легкого дуновения ветерка стелется, но не гаснет пламя свечи?

Сделайте вдох, задержите дыхание, затем медленно и плавно подуйте на воображаемую свечу. Следите за тем, чтобы выдох у вас был плавным, ровным, ведь пламя свечи может погаснуть в любой момент.

6. «Пушинки»

Представьте, что у вас на обеих ладошках есть невесомые пушинки. Аккуратно сдувайте пушинки с ладони. Каждый раз быстро и бесшумно вдыхайте через нос и слегка приоткрытый рот. Выдыхайте медленно и плавно.

7. «Именинник»

Представьте, что вам нужно задуть воображаемые свечи на именинном торте. Сколько на нем свечей?

Сделайте вдох и с силой выдохните так, чтобы задуть все свечи одновременно.

8. «Канделябры»

Знаете, что такое канделябр? Это большой подсвечник для нескольких свечей. Представьте, что перед вами канделябр, на котором горит пять свечей. Задуйте их по очереди, выдыхая воздух порциями.

Перейдите к следующему канделябру и задуйте на нем семь свечей таким же образом и т.д. Повторите упражнение несколько раз.

9. «Цветочный магазин»

Представьте, что вы в цветочном магазине. Берите в руки воображаемый цветок и вдыхайте его аромат. Медленно и глубоко вдыхайте. Вдох, задержите дыхание – пауза (в этот момент угадайте, какому цветку принадлежит этот запах) , выдох. Следите за тем, чтобы не напрягались мышцы лица.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ СО ЗВУКОМ.

1. «Назойливый комар»

Вытяните руки перед грудью ладонями друг к другу. Быстро выдохните через нос, разводя руки в стороны. Медленно выдыхайте со звуком: з-з-з , одновременно сводите руки. Соединяйте руки медленно, чтобы не вспугнуть комара. С окончанием выдоха хлопните в ладошки – прихлопните комара.

2. «Насос»

Это забавное упражнение можно выполнять вдвоем. Один из участников игры «мяч», другой – «насос». Насос качает мяч: с-с-с …Затем мяч плавно сдувается: ш-ш-ш … А теперь можно поменяться ролями.

3. «Стихотворение»

Выучите стихотворение, и превратите его в упражнение на развитие дыхания. Старайтесь произносить каждую фразу на одном выдохе. Например:

Черный, черный, черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе – чернота

Отыщите там кота!

Дети с большим удовольствием будут работать над стихами Агнии Барто, Григория Остера и т.д.

4. «Перышки»

Для игры каждому участнику потребуется по одному легкому перышку. Игроки сначала кладут свои перышки на ладонь, затем по сигналу ведущего подбрасывают его вверх. Каждый участник дует на свое перышко, стараясь как можно дольше удержать его в полете. Побеждает тот, чье перышко упадет последним.

5. «Шарик с пищалкой»

Представьте, что вы надувной шарик с пищалкой. Шарик надувают – берем дыхание. А потом отпускают – шарик сдувается. Пищалка пищит. Посоревнуйтесь, у какого шарика пищалка будет звучать дольше.

(работа над диапазоном)

1. «Лесенка - чудесенка»

Произнося текст упражнения, на каждой строчке повышайте голос. Последние слова произносите на самом высоком тоне голоса, «распевайте». Затем начинайте опускаться вниз. И с каждой строчкой понижайте голос.

Чудо – лесенкой шагаю.

Высоту я набираю,

Шаг на горы,

Шаг на кручи,

А подъем все круче, круче.

Петь хочу,

Прямо к солнцу я лечу-у-у!

Я лечу, лечу, лечу!

Накататься я хочу!

И все вниз, вниз, вниз,

Только слышен ветра свист!

А внизу через сугроб –

Стоп!

2. Игра «Победительницы»

Похвалите девочек, игроков волейбольной команды, за то, что они выиграли соревнование. Каждый раз повышайте голос на именах девочек. Строка «Просто чудо – мастера!» звучит на самом высоком тоне, затем голос понижается.

Ай да Аля!

Ай да Уля!

Ай да Оля!

Ай да Юля!

Ай да Эля!

Ай да Ия!

Просто чудо – мастера!

Браво, девочки! Ура!

3. «Яблоко»

Яблоко Алле.

Яблоко Алле.

Яблоко Алле.

Алле яблоко.

4. «Аквалангист»

Знаете, кто такой аквалангист? Это спортсмен, который опускается под воду с аквалангом – специальным аппаратом для дыхания. Произносите текст упражнения, постепенно понижая голос на каждой строчке.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

Вот я уже на самом дне,

Последнюю строку произносите на самом низком тоне. Следующие строки стихотворения произносите, постепенно повышая тон голоса.

Но поднимаюсь я опять,

5. «Корабли»

По реке плывут корабли. Они приветствуют друг друга гудком. Все корабли разные и гудят по-разному. «Погудите» на разные голоса: то сильнее, то слабее, то громче, то тише и т.д.

У-у-у-у! О-о-о-о! Уи-уи-уи! Оу-оу-оу-оу! Уа-уа-уа-уа!

6. «Колдуны»

Начинаем колдовство со словами «Зонди – занди» и магическими плавными движениями рук. При этом сходимся в тесный круг и опускаемся на корточки. Затем, начинаем медленно подниматься, произнося каждую строчку «заклинания» постепенно повышая тон голоса.

Аба – ава – ага – ада - ажа!

Аза – ака –ала – ама - ана!

- апа – ара – аса – ата - афа!

Аха – аца – ача – аша - аща!

Последние слоги произносим на самом высоком тоне голоса. Затем постепенно снижаем звук на словах «зонди – занди» как бы «размазывая» их ладошкой.

7. «Плач»

Одно из самых трудных упражнений. В основном используется для детей старшего возраста из-за сложности текста и подъема. На последней строчке каждой строфы происходит «спуск» с верхней точки диапазона до нижней точки диапазона как бы «размазывая звук» ладошкой.

(Начинают девочки)

Все-то забыла я:

Батюшку родного,

Близких и сродников,

Милых подруженек!

Игры веселые,

Речи заветные!

Знаю да помню лишь друга любезного!

(Отвечают мальчики)

Слышу я, девица,

Слезную жалобу

Горе-то видится,

Правда-то слышится,

(На этой строчке опускаются до первоначальной высоты)

Толку-то, милая, мало – малехонько!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА.

(Первый вариант)

  1. «Уборка» - кончиком языка проводим по деснам 5 раз по часовой стрелке, 5 раз против часовой стрелки.
  1. «Шпага» - острым, крепким языком изнутри колем щеки.
  1. «Змея» - язык свернем трубочкой, медленно покажем – быстро спрячем.
  1. «До носа, до подбородка» - кончиком языка достать до носа, затем до подбородка.
  1. «Лопаточка, чашечка, сметанка»
  1. «Часы» - рот круглый, как циферблат. Кончиком языка показываем время: 3,6,9,12 часов.
  1. «Мороженое» - кончиком языка слизываем очень длинным языком воображаемые капельки с тающего эскимо на палочке.
  1. «Яблоко» - откусить огромный кусок воображаемого яблока и активно его жевать.
  1. «Натянуть губы на зубы»
  1. «Показать верхние зубы»
  1. «Показать нижние зубы»
  1. «Показать верхние и нижние зубы по очереди.»
  1. «Пятачок» - губы вытянуть длинной трубочкой, как будто говоришь звук «у». Вращать трубочку то по часовой, то против часовой стрелки.
  1. «Лошадка»
  1. «Белочка»
  1. «Конфетка»
  1. «Лошадка фырчит» - это упражнение выполняют несколько раз во время артикуляционной разминки, для того чтобы речевой аппарат отдохнул.
  1. «Индюк»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА.

(Второй вариант)

Упражнения для губ.

1. «Улыбка»

Губы растяните в улыбку. Верните в исходное положение. Повторите 4 – 5 раз. Представьте, что вы сидите перед объективом фотоаппарата: «Чи-и-из». И вы улыбаетесь.

2. «Волейбольная сетка»

Представьте, что губы – это края волейбольной сетки, которую нужно натянуть на столбики. Столбики – это уголки губ. Растяните их в стороны как можно шире. «Расправьте» свою «волейбольную сетку» - губы – так, чтобы можно было увидеть все ее клеточки – зубы – и частично десны передних зубов. Верните губы в исходное положение – «снимите сетку со столбиков». Проследите за тем, чтобы не напрягались мышцы шеи. Степень напряжения мышц можно ощутить, если слегка прикасаться к ним пальцами.

2. «Кто сильнее»

Губы плотно сжаты. Они решили померяться силой: кто окажется сильнее. Верхняя губа давит на нижнюю, а нижняя губа старается оттеснить верхнюю и т.д.

3. «Чечетка»

Повторите предыдущее упражнение. «Препирательство» между губами постепенно превращается в легкий губной танец, в губную чечетку. Придумайте сами такой танец. Губы легко, без напряжения, «отбивают» чечетку. Не забывайте, что челюсти при этом должны быть плотно сжаты.

4. «Хоботок»

Вытяните губы вперед. Это ваш воображаемый «хоботок». Представьте, что вы взяли хоботком воображаемую горошину.

5. «Точилка»

Ваши губы превращаются в точилку. Вытяните их вперед, в трубочку, и попробуйте заточить карандаш. Губы вытягивайте вперед насколько возможно, ведь воображаемый карандаш трудно поддается обработке. Челюсти плотно сжаты. Следите, чтобы верхняя губа была такой же активной, как и нижняя.

Упражнения для языка.

1. «Лопата»

Язык лежит между губами. Его края касаются уголков рта. Кончик языка лежит на нижней губе. Обнажаем зубы, кончик языка остается между зубами. Язык становится тонким и широким, а затем принимает лопатообразную форму.

Язык равномерно движется от уголков губ вправо и влево, подобно маятнику. Повторите движение десять раз. Следите за тем, чтобы не двигалась челюсть.

3. «Кисточка»

Мягкими мазками сверху и снизу рисуйте изнутри свои зубки языком, словно кисточкой. Обведите контур губ, альвеолы, «заштрихуйте» верхнее и нижнее небо.

Упражнение для челюсти.

1. «Корова»

Приходилось ли вам когда-либо наблюдать, какие движения совершает корова, жующая сено? Выполняйте круговые движения нижней челюстью справа налево, а затем наоборот.

2. «Шкатулка»

Просвет между верхними и нижними зубами не более 1 - 2 миллиметров. Нижняя челюсть медленно выдвигается вперед. Достигнув возможного переднего положения, возвращается в исходное положение. Повторите упражнение, энергично подталкивая челюсть языком. Выполняйте движения нижней челюстью вперед, затем назад. Повторите 4 – 5 раз.

ДИКЦИОННАЯ РАЗМИНКА.

п-б» Богатый бобер – бодрый бобер

Петр Первый – первый Петр

«т-д» Дети деготника – деготника дети

Талер тарелка стоит

«к-г-х» Король кривой – кривой король

Гонец с галер – с галер гонец

Хвалю халву – халву хвалю

«ф-в» Варвар Варвара – Варвара варвар

Феофан Феофаныч – Феофаныч Феофан

«с-з» Заяц зябнет - зябнет заяц

Свисток свистит – свистит свисток

«ш-ж» Журчело журчало – шуршело шуршало

«р-рь» Нерль на Нерли – на Нерли Нерль

«н» Ноннина няня Ненила Нонну на ночь намыла

«м» Мамаша Ромаши – Ромаши мамаша

«ч» Четыре черненьких чертенка – чертенка черненьких четыре

«щ» Щеткой чищу я щенка – щекочу ему бока.

«ц» Цапля цаца – цаца цапля

РАБОТА НАД СОГЛАСНЫМИ.

1. «Капель»

Весна, с крыш капают капельки. Представьте, что ваша верхняя губа – это сосулька, а нижняя – капля. Дыхание. Струя выдыхаемого воздуха прорывается сквозь плотно сомкнутые губы, капля – нижняя губа – свободно падает вниз. Образуется легкий, упругий звук «п». Проследите, чтобы в процессе произнесения не примешивался звук «х».

2. «Балалаечка, играй!»

Представьте, что ваша нижняя губа – это струны балалайки, а верхняя – это медиатор. Медиатор – это специальное приспособление, с помощью которого ударяют по струнам. Верхняя губа ударяет по нижней, и балалаечка играет. Звуки «б» и «п» - это музыкальные звуки нашей балалайки. Сыграйте этими звуками на губах свои любимые песни. Например: «Я на солнышке лежу…» или «Жили у бабуси…»

3. «Угощайтесь! – Не хочу!»

Это упражнение можно выполнять вдвоем. Хозяйка упрашивает гостя попробовать то или иное блюдо. При этом произносит:

Пи-пи-пи-пи-пи-б!

Гость уже сыт, он каждый раз отказывается от кушанья и отвечает хозяйке:

Би-би-би-би-би-п!

Хозяйка: Гость:

Настойчивые отказы гостя от угощения постепенно начинают выводить хозяйку из себя. Она начинает настаивать, чтобы гость отведал ее угощения, потом требовать. А гость отказывается, протестует. Застолье заканчивается ссорой.

Представьте, что вы стоите на берегу реки и бросаете в воду камешки. Отведите правую руку в сторону и забросьте камешек как можно дальше. Произнесите пять слогов, отводя руку назад, а на шестом сделайте бросок. Пауза – пока камешек летит. Последний звук в звуковой дорожке – камешек падает в воду.

Пи-пи-пи-пи-пи-б! -би-би-би-би-би-п!

Пэ-пэ-пэ-пэ-пэ-б! -бэ-бэ-бэ-бэ-бэ-п!

Па-па-па-па-па-б! -ба-ба-ба-ба-ба-п!

По-по-по-по-по-б! -бо-бо-бо-бо-бо-п!

Пу-пу-пу-пу-пу-б! -бу-бу-бу-бу-бу-п!

Пы-пы-пы-пы-пы-б! -бы-бы-бы-бы-бы-п!

Играть в эту игру можно используя как данный звукоряд, так и подставляя любые другие парные согласные (звонкие и глухие).

5. «Поезд»

Передайте звуком «т» перестук колес поезда, когда он начинает двигаться, набирает скорость, как идет полным ходом, или замедляет движение. Следите за дыханием. Следите, чтобы звук «т» звучал чисто и четко, чтобы к нему не примешивался призвук, напоминающий присвист, а иногда и звук «с».

6. «Часы»

Представьте, что вы оказались в часовой мастерской. Здесь множество различных часов. Покажите звуком «т», как тикают разные часы.

Тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик, тик – тик.

Тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк, тик – тэк.

Тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, тик – так, тик – так.

Тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук, тик – тук.

Тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык, тик – тык.

7. «Скачки»

Представьте, что вы находитесь на ипподроме, где соревнуются между собой наездники. Устройте соревнование на скорость и дальность пробега. Ритм скачек воспроизводим с помощью звуков «к» или «г». «Скачки можно проводить как стоя, так и сидя. Победителем окажется тот, кто «проскачет» дольше и сохранит при этом четкость и звучность произношения согласных.

8. «Стрельба по мишеням»

Устройте соревнования по стрельбе. Стреляйте из пистолета по воображаемым мишеням взрывными звуками «к» и «г». Стреляйте из лука в мишень звуком «х».

9. «Чайник»

Чайник закипел. Пар вырывается из-под крышки то длинными, то короткими струйками. Щелочка, в которую прорывается «пар», находится между верхними зубами и нижней губой. Чайник расшумелся, расфыркался, и своим фырканьем, как бы зовет хозяйку: «Я закипаю, иди скорее! Пора чай заваривать!»

ФФФ! ФФФ! ФФФ…ФФФФ! ФФФ!

Последние легкие «ФФФ» звучат умиротворенно, чайник закипел и выключен.

10. «Мама кошка учит крошку»

Играть в эту игру можно вдвоем, втроем или целой группой. Мама кошка учит маленького котенка, она показывает, как можно испугать собаку. Нужно выгнуть спинку, выпустить коготки и фыркнуть вот так: «ФФФФФ!» Котенок повторяет за мамой все действия, и фыркает: «Ф!»

Неправильно, нужно фыркнуть вот так: «ФФФФФ!»

11. «Бадминтон»

Представьте, что вы играете в бадминтон. В руках у вас воображаемая ракетка и воланчик. Дайте партнеру пас звуком «с». Волан устремляется вверх по вертикали.

12. «Оса»

Оса попала в дом и не может вылететь. Она бьется в стекло, ищет дырочку, в которую можно было бы вырваться на свободу. Она отчаянно и настойчиво жужжит : «В-В-В-В-В!» Не надо произносить звук громко, не давите на губы, старайтесь, чтобы верхняя губа была поднята, верхние зубы были видны, чтобы согласный был звонким, свободным и четким. Но вот оса находит форточку и вырывается на свободу. Радостным, легким и звучным становится ее жужжание: «В-В-В-В-В-В!»

13. «Песенка»

Спойте любую песню звуком «с». Обратите внимание: если у вас в горле возникают звуки, напоминающие глухие щелчки, то это свидетельствует о наличии горлового зажима. Подобный горловой зажим может возникнуть и при выполнении других упражнений. Попытайтесь устранить призвук. Для этого углубите дыхание и произносите звук на опоре, а не горлом.

14. «Пловец»

«Плывем» любым стилем, передвигаясь по комнате или сидя на стуле. На выдохе произносим звук «с». Если поплывем по-собачьи, то выдыхать будем мелкими порциями, синхронно с движениями рук. Если «плывем» на спине, руки движутся медленно, звук получается сочный и плавный.

15. «Полотер»

Знаете ли вы, кто такой полотер? Полотером называли того, кто натирал полы. Ведь полы были деревянные, их натирали воском или специальной мастикой, чтобы они блестели. Закрепите на ноге воображаемую щетку и натирайте паркетный пол до блеска. В такт с движением ноги произносите: ШШ – ЖЖ, ШШ – ЖЖ, ШШ – ЖЖ.

16. «В гостях у мухи – цокотухи»

В гости к Мухе – цокотухе на день рождения прилетели Комар, Пчелка, Жук и Шмель. Муха встречает их радостно: «Дз-з-з-з-з-з-з!» А друзья отвечают на ее приветствие так.

Комар: «Зь-зь-зь-зь-зь!»

Пчелка : «Джь-джь-джь-джь-джь!»

Жук: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»

Шмель: «Бж-бж-бж-бж-бж-бж!»

Муха угощает гостей сладким вареньем, и гости благодарят ее за угощение. Повторите игру несколько раз. Передайте звуками диалог Мухи с ее гостями.

17. «Футбольный мяч»

Представьте: один из вас – насос, другой – футбольный мяч. Насос накачивает мяч: «Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш! Ш!» Мяч становится большим и упругим, но в нем оказалась дыра, и мяч моментально сдувается. Воздух выходит из него тонкой струйкой: «Шшшшшшшшш…»

18. «Садовник»

Представьте, что вы садовник и садовыми ножницами подрезаете кустарник: «Ц! Ц! Ц! Ц! Ц!»

19. «Фехтовальщики»

Знаете ли вы, что такое фехтование? Это сражение на шпагах. Возьмите в руки воображаемые рапиры. Вступите в поединок с противником. Звон скрещивающихся рапир имитируем звуком «Ц». Начали! Поединок выиграет тот, у кого звук окажется активнее, энергичнее.

20. «Косарь»

Возьмите в руки воображаемую косу и косите сено на лугу звуком «Щ». Движения размашистые, широкие и дыхание широкое и глубокое: «Щ!..Щ!..Щ!»

21. «Чистильщик сапог»

Возьмите в руки воображаемые щетки для обуви и начистите до блеска свои ботинки. Движение щетки сопровождается звуком «Ш».

22. «Мотоцикл»

Садитесь за руль воображаемого мотоцикла и отправляйтесь в путешествие: «Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р!» Старайтесь держать звук как можно дольше, не добирая воздуха.

СОГЛАСНЫЕ В СОЧЕТАНИЯХ.

Упражнение № 1.

ИЛЬ – РИ – ЛИ – РЛИ ИЛЬ – РЁ – ЛЁ – РЛЁ

ИЛЬ – РЕ – ЛЕ – РЛЕ ИЛЬ – РЮ – ЛЮ – РЛЮ

ИЛЬ – РЯ – ЛЯ – РЛЯ ИЛЬ – РИ – ЛИ - РЛИ

Упражнение № 2. Произнесите несколько раз энергично, но беззвучно следующее звукосочетание – ПТ. Повторите несколько раз с перерывами в 3 – 5 секунд.

Упражнение № 3. Повторите звукосочетание ПТ много раз подряд. После каждого повтора быстро добирайте дыхание и продолжайте упражнение. Повторите упражнение с сочетаниями ПК и ТК .

Упражнение № 4. Произнесите по нескольку раз следующие звукосочетания: ПТ, ТК, ПК, КП, ТП, КТ.

Когда парные созвучия будут достаточно отшлифованы, приступайте к тренировке тройного сочетания: ПТК, ТПК, КПТ, ПКТ, ТКП, КТП.

Работу ведите без участия голоса, и только добившись четкого произношения всех согласных, подключайте к тренировке гласные.

Произнесите следующие сочетания с участием голоса:

ПТИ – ПТЭ – ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЫ

ТПИ – ТПЭ – ТПА – ТПО – ТПУ – ТПЫ

ТКИ – ТКЭ – ТКА – ТКО – ТКУ – ТКЫ

КПИ – КПЭ – КПА – КПО – КПУ – КПЫ

ПКИ – ПКЭ – ПКА – ПКО – ПКУ – ПКЫ

КТИ – КТЭ – КТА – КТО – КТУ – КТЫ

Упражнение № 5. Произнесите следующие звукосочетания.

КПТИ – КПТЭ – КПТА – КПТО – КПТУ – КПТЫ

ПКТИ – ПКТЭ – ПКТА – ПКТО – ПКТУ – ПКТЫ

ТПКИ – ТПКЭ – ТПКА – ТПКО – ТПКУ – ТПКЫ

Упражнение № 6. Проведите аналогичную тренировку и произнесите следующие звукосочетания. Добивайтесь их звучности и звонкости.

БД, ДБ, ДГ, ГД, ГБД, БДГ, ДБГ

Группируйте глухие согласные со звонкими, например:

ПБ – БП, КГ – ГК, ТД – ДТ, ТПК – ДБГ.

Упражнение № 7. Произнесите следующие звукосочетания.

ФС, СФ, СШ, ШС, ФШ, ШФ, СШФ, ФСШ, ШФС

СШИ –СШЕ – США – СШО – СШУ – СШИ;

ШСИ – ШСЭ – ШСА – ШСО – ШСУ – ШСЫ;

ФСИ – ФСЭ – ФСА – ФСО – ФСУ – ФСЫ;

ШФИ – ШФЭ – ШФА – ШФО – ШФУ – ШФЫ;

СШФИ - СШФЭ - СШФА - СШФО - СШФУ - СШФЫ;

ВЗИ – ВЗЭ – ВЗА – ВЗО – ВЗУ – ВЗЫ;

ЗЖИ – ЗЖЭ – ЗЖА – ЗЖО – ЗЖУ – ЗЖИ;

ВЗЖИ – ВЗЖЭ – ВЗЖА – ВЗЖО – ВЗЖУ – ВЗЖИ

Аналогично можно тренировать звуки «Ц», «Ч», «Ш», « Р», « Л» и т.д.

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ.

Упражнение №1.

Произнесите слитно группу основных гласных звуков несколько раз, Внимательно вслушайтесь в их звучание. Произнесите звуки по отдельности с паузами после каждого звука. Вслушайтесь в качество их звучания. Какого они могут быть цвета?

И – Э – А – О – У – Ы

ЙИ – ЙЭ – ЙА – ЙО – ЙУ – ЙИ

Упражнение № 2.

Следите за правильным звучанием каждой гласной в сочетаниях:

ИИ ИЭ ИА ИО ИУ ИЫ

ЭИ ЭЭ ЭА ЭО ЭУ ЭЫ

АИ АЭ АА АО АУ АЫ

ОИ ОЭ ОА ОО ОУ ОЫ

УИ УЭ УА УО УУ УЫ

ЫИ ЫЭ ЫА ЫО ЫУ ЫИ

Каждое звукосочетание повторите три раза:

АИО – АИО – АИО; ЭИУ – ЭИУ – ЭИУ; УАИ – УАИ - УАИ;

ОУЫ – ОУЫ – ОУЫ; АОИ – АОИ - АОИ; ОЭА – ОЭА – ОЭА;

УАЭ – УАЭ – УАЭ; ЫИО – ЫИО – ЫИО; ЭУЫ – ЭУЫ – ЭУЫ;

Упражнение №3. Произнесите йотированные гласные в следующих сочетаниях:

ЕЕ ЕЯ ЕЁ ЕЮ

ЯЕ ЯЯ ЯЁ ЯЮ

ЁЕ ЁЯ ЁЁ ЁЮ

ЮЕ ЮЯ ЮЕ ЮЮ

ЕЯ – ЕЯ – ЕЯ; ЯЁ – ЯЁ – ЯЁ; ЁЮ – ЁЮ – ЁЮ; ЮЕ – ЮЕ – ЮЕ.

ЯЕ – ЯЕ – ЯЕ; ЕЁ – ЕЁ – ЕЁ; ЮЯ – ЮЯ – ЮЯ; ЯЁ – ЯЁ – ЯЁ;

ЁЯ – ЁЯ – ЁЯ; ЕЮ – ЕЮ – ЕЮ; ЮЁ – ЮЁ – ЮЁ; ЯЮ – ЯЮ – ЯЮ.

Упражнение №4. Произнесите следующие сочетания гласных слитно на одном дыхании с ударением на первом звуке, затем на втором, третьем и т.д.:

И ЭАОУЫ; И Э АОУЫ; ИЭ А ОУЫ; ИЭА О УЫ; ИЭАО У Ы; ИЭАОУЫ.

Дыхание берите на знаке препинания.

Упражнение № 5. Произнесите следующее сочетание звуков с ударением на первый гласный.

О ИООИООИООИО

О ЭООЭООЭООЭО

О АООАООАООАО

О ЫООЫООЫООЫО

Повторите упражнение, поместив гласные звукоряда между двумя «У».

У ИУУИУУИУУИУ

У ЭУУЭУУЭУУЭУ

У АУУАУУАУУАУ

У ЫУУЫУУЫУУЫУ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Настройщик»

Приходилось ли вам видеть, как работает настройщик музыкальных инструментов? Настройщик внимательно прислушивается к инструменту, улавливает малейшие изменения в звучании. Произнесите плавно и беззвучно гласные звуки:

И – Э – А – О – У – Ы

Превратитесь в настройщика своего артикуляционного аппарата. Внимательно наблюдайте за его работой.

2. «Маска»

«Маской» обычно называют ту часть лица, которую на карнавалах закрывают маскарадными очками. Именно в этой части лица находится множество нервных окончаний, имеющих контакт с голосовыми связками. Мы должны научиться направлять все гласные звуки в эту самую маску. Произнесите плавно и медленно следующие звуки:

МММИМММЭМММАМММОМММУМММЫМ;

НННИНННЭНННАНННОНННУНННЫН.

Внимательно следите за собственными мышечными ощущениями. Повторите упражнение несколько раз. После этого произнесите гласные:

И – Э – А – О – У – Ы

3. «В космос»

Произнесите протяжно шепотом:

ММИМ – ММЭМ – ММАМ – ММОМ – ММУМ – ММЫМ, затем

И – Э – А – О – У – Ы.

Для того, чтобы гласный попал в «маску», вообразите, что звук, оказавшись под языком, не задерживается там, а устремляется по вертикали в бесконечность. Выходящее по вертикали теплое дыхание как бы согревает нашу голову. Найдите это ощущение. Чем дольше будет звучать гласный, чем меньше будет оставаться воздуха, тем выше он должен подниматься. Давайте научимся находить эту «космическую позицию» для кажлого гласного звука. Мысленно заставьте каждый звук устремиться выше головы, выше потолка, выше крыши, выше неба…

4. «Массажист»

Устремляйте звук в «маску», «в космос» - произносите голосом протяжный звук «М». Массажируйте этим звуком поочередно мягкое небо, твердое небо, носовую полость. В «маске» и даже в теменной области черепа найдите ощущение приятной вибрации, дрожания, какой-то щекотливости. Добавьте к звуку «М» гласный «И». Губы при этом на мгновение раскрываются.

Повторите эту строку три раза. Теперь сделайте то же самое с остальными гласными звуками.

И – Э – А – О – У – Ы.

5. Упражнение – игра «Подскажи»

Представьте, что два приятеля вместе делают уроки. Один решил задачу, а другой нет. Он просит у приятеля списать. Только вместо слов он произносит звуки.

МММИ – МММИ – МММИ – МММИ - МММ.

А тот, кто решил задачу говорит ему: «Сам решай, нечего лениться».

МММИ – МММИ – МММИ – МММИ - МММ.

Подобно этому, придумайте диалог дальше. Произносите все гласные вместе с «М» по порядку. Старайтесь произносить звуковую фразу, слегка приоткрывая рот на гласных. При таком единении согласный «М» поможет гласным звукам добраться до «маски».

6. «Сеанс радиосвязи»

Радист передает строку:

МММИ – МММИ – МММИ – МММИ - МММ.

Второй радист отвечает, что слышит его хорошо и готов принять сообщение.

МММИ – МММИ – МММИ – МММИ - МММ.

Первый радист начинает передавать сообщение по строчкам. Второй радист повторяет каждую строчку, подтверждая, что он принял сообщение.

МММЭ – МММЭ – МММЭ – МММЭ - МММ.

МММА – МММА – МММА – МММА - МММ.

МММО – МММО – МММО – МММО - МММ.

МММУ – МММУ – МММУ – МММУ - МММ.

7. «Познакомьтесь с друзьями»

Представьте, что вы перечисляете девочек и мальчиков, которые учатся в вашем классе. Ударными гласными вы называете их имена.

Соедините звуки «М», «Л», «Н» с гласными «И», «Э», «А», «О», «У», «Ы».

МММИ – МММЭ – МММА – МММО - МММУ - МММЫ.

Делайте ударение на каждой гласной по очереди.


Конспект открытого занятия по сценической речи

Ф.И.О. педагога д.о. : Бывшева Галина Ивановна

Объединение : Театральная студия «Бродячие артисты»

Тема занятия: «Речевой тренинг» (элемент разминки).

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  1. Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
  2. Воспитывать навыки коллективной работы.

Возраст детей : 12-14 лет

Оборудование и материалы : маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч.

Наглядные пособия : Планшет «Речевой тренинг»

План занятия:

  1. Организационный момент – 5 минут
  2. Теоретическая часть - 10 минут
  3. Практическая часть – 25 минут
  4. Подведение итогов урока- 5 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент . Педагог приветствует детей, отмечает отсутствующих в журнале учета работы д.о. Раздает маленькие зеркальца, салфетки.
  2. Теоретическая часть . Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
  3. Практическая часть .

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Часы

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

« Веселый пятачок»:

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

  1. «в» - верхняя губа поднимается вверх;
  2. «м» - возвращается на место;
  3. «з» - нижняя губа опускается вниз.

Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Уколы

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.

Чаша

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Жало змеи» . Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик» . Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди
  2. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  3. « Зевающая пантера » : нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
  4. «Горячая картошка »: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«Треугольник» . С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я» (из упражнений Е. Ласкавой) . Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные». . Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

«Сложные звукосочетания . Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо». Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДГЫБДТ-БДГИБДТ

«Чистоговорки»

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
  2. Купи кипу пик
  3. Стоит поп на копне, колпак на попе
  4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок

У быка бела губа была тупа

  1. Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски

Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

  1. Из- под пригорка, из- под подвыподверта,

Зайчик приподвыподвернулся

Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

  1. «Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
  1. как учительница русского языка, читающая диктант.
  2. как преподаватель по речи
  3. как обиженный ребенок
  4. как скандальная бабка
  5. как робот
  6. как рассерженный человек

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

  1. Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
  2. Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой ноздре, то по левой.

«Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

«Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

«Идиотики». Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 -8 раз.

«Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Когда и это выполнено, руководитель даёт команду: «По моей руке – «идиотики». Рука быстро идёт вниз - вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук подобие «м – м – мам – м – м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

«Баня». (из упражнения Е. Ласкавой). Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам. Похлопывание производится поочерёдно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

Выращивание цветов

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Львенок греется»

Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется» всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и приступаем к следующему блоку.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

«Егорка». : «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Скакалка

Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

«Два вдоха и два выдоха»

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

«Дровосек»

Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

4.Подведение итогов занятия.

Педагог – На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома). После небольшого перерыва переходим к актерскому тренингу. Перерыв – 10 минут.