Князь Всеволод Ярославич. Князь всеволод-гавриил псковский

Благоверный князь Всеволод Мстиславович был старшим внуком доблестного великого князя Владимира Мономаха, выступил в жизни общественной в 1117 году в Новгороде, а скончался в 1138 году в Пскове, где нетленные мощи его почивают и доныне.

О первоначальном его воспитании точных сведений не сохранилось; по древнему же преданию Святая Церковь воспевает князя Гавриила как измлада наученному благочестию христианскому, как наследника добродетелей своего родителя князя Мстислава. Благочестивый, храбрый и рассудительный Мстислав Владимирович долгое время княжил в Великом Новгороде и заслужил преданность граждан, которые не хотели иметь у себя другого князя кроме Мстислава, «ими вскормленнаго».

Детство святого Всеволода протекало в Великом Новгороде. Здесь же прошла впрочем и большая часть его жизни.

В 1117 году великий князь Владимир Мономах отозвал своего сына Мстислава из Новгорода в Переяславль, подготовляя в нем себе преемника. Молодой Всеволод заступил вместо отца в Новгороде. Первые годы его правления ознаменовались благоустроением церковных учреждений, чтобы Церковь имела более способов для благотворного действия на нравы новокрещеного народа Новгородского края. В 1119 году князь Всеволод с игуменом Кириаком заложил каменную церковь в трех верстах от Новгорода во имя святого великомученика Георгия, докончил эту постройку и при храме учредил монастырь. Со своей стороны великий князь Мстислав вполне поддерживал благочестивые стремления своего сына. Сохранилась до нашего времени жалованная грамота Юрьеву монастырю, писанная около 1130 года и данная от имени обоих князей. Великий князь Мстислав приказывает своему сыну Всеволоду отдать монастырю святого Георгия село Буйце со всеми податями. В конце же жалованной грамоты написано: «...а я, Всеволод, дал блюдо серебряное в 30 гривен серебра святому же Георгию, повелел бить в это блюдо на обеде, когда обедает игумен». Из других грамот видно, что святой Всеволод снабдил Юрьевский монастырь угодьями.

В 1123 году князь Всеволод женился на дочери черниговского князя святого Николая Святоши, из дома Ольговичей. И когда родился у него сын — первенец Иоанн, князь построил в 1127 году в честь его Ангела церковь святого Иоанна Предтечи на Опоках с приделом во имя святого пророка Захарии. На имя этой церкви благочестивый князь около 1135 года дал особую уставную грамоту, сохранившуюся до наших дней. В грамоте читается: «Вот, я, князь Всеволод, нареченный во святом крещении Гавриил, сын Мстиславов, внук Володимира Мономаха, благоволением Божиим поставил церковь святаго Иоанна Великаго на Петрятине дворище, и снабдил ее иконами многоценными и всеми книгами, и устроил попов и дьякона, и дьяка в соборной церкви». Новопостроенная церковь назначается быть приходской церковью особого торгового товарищества, которое называлось по ее имени «купечеством Иванским». Для заведения делами церкви и всего товарищества избиралось из среды его пять старост. Главный доход церкви составлялся из торговых пошлин, именно — из платы за употребление весов и мер, которые хранились в церковном притворе. Пошлины эти служили главным источником содержания церкви и служившего при ней духовенства. Из тех же доходов платилось и духовенству, приглашенному совершать богослужение в храмовые праздники. На праздник Рождества св. Иоанна Предтечи здесь служит Новгородский владыка, на другой день — архимандрит юрьевский, на третий — игумен из Антониева монастыря. Грамота точно исчисляет, сколько кому из высшего духовен-ства следует дать вознаграждения за эти службы и какие вообще выдачи следует производить по случаю праздника.

Богобоязненный князь Всеволод был вместе с тем и мужествен. Преданный своему долгу, он высоко ценил чувство чести и не оставлял безнаказанным дерзких врагов его удела. Сохранился доселе огромный меч святого Всеволода с надписью: «Чести моей не уступлю никому». С этим мечом изображается он и на иконе.

Великим постом 1123 года князь Всеволод вынужден был предпринять поход против северных соседей Новгорода — ями. Враги были побеждены.
Но возвращение войска в Новгород было очень затруднительно. Снег растаял и дороги испортились, не хватало продовольствия. Тем не менее поход окончился счастливо.

В 1130 году Всеволод с двумя своими братьями Изяславом и Ростиславом ходил на финское племя эстов. Враги были жестоко наказаны: многих перебили, жилища сожгли, детей и женщин забрали в плен и привели на Русь.
Но в следующем году потребовался новый поход под предводительством уже одного Всеволода. Эстонцы сражались храбро, побили многих новгородцев. Еще ранее, в 1127 году, святому князю Всеволоду пришлось идти по воле отца на непокорного князя полоцкого Давида Всеславича, который и лишен был стола. Полоцкие князья с их женами и детьми взяты были в плен великим князем Мстиславом и отправлены в Царьград к византийскому императору. Так протекло 15 лет княжения Всеволода в Новгороде.

В 1132 году умер отец его великий князь Мстислав, и для Всеволода начался ряд тяжелых испытаний, которые почти не прекращались до самой его кончины. Причинами этого были общие в нашей земле тогдашние неустройства и усобицы князей. Вступив на великокняжеский престол после своего брата Мстислава, князь Ярополк немедленно, в том же 1132 году, вызвал князя Всеволода из Новгорода в Переяславль, считавшийся старшим после Киева. Новгородцы отпустили князя с неудовольствием. Между тем младшие сыновья Мономаха, Георгий и Андрей, не захотели, чтобы в преемники великому князю Ярополку предназначался племянник их Всеволод и решили изгнать его из Переяславля. Утром Всеволод въехал в Переяславль, а к обеду оставил его, избегая междоусобия, и отправился опять в Новгород. Но здесь встретили его недоброжелательно. На вече в Новгород пришли псковичи и ладожане. Вече сильно волновалось и не приняло князя Всеволода. Всеволод оставил Новгород. Однако граждане скоро одумались, вернули князя Всеволода, но, по-видимому, ограничили его в правах и власти.

Тем временем Новгородские пригороды подверглись нападению чуди, и по возвращении в Новгород святой Всеволод в 1133 году ходил в Эстонию, ограждая границы Новгородские, и взял город Юрьев, или Дерпет.

В следующем году в Новгород прибыл брат Всеволода Изяслав, прогнанный дядей Георгием Суздальским из Турова, и просил себе помощи. Новгородцы зашумели, вызываясь на поход против властолюбивого Георгия. Вече было бурное: одни хотели защищать Мстиславичей, достать им волость, другие — нет. Большинство оказалось на стороне Мстиславичей, и положено было идти в поход. Князь Всеволод с братом и новгородским посадником пошли в Суздальскую землю. Но дорогой несогласия веча повторились в полках; противники Мстиславичей пересилили и заставили войско вернуться назад в Новгород. Однако вече вольного города не одобрило этого, выбрало нового посадника,
и князь Всеволод вместе с новгородцами отравился в Ростовскую землю. В то время прибыл в Новгород митрополит Киевский Михаил. Он уговаривал новгородцев не проливать братской крови: «Не ходите, меня Бог послушает!» Но безуспешно. Новгородцы задержали святителя и отправили войско против князя Георгия под предводительством Всеволода. Стоял конец декабря. Метели и жестокий мороз преследовали новгородское войско и очень обессилили его. 26 января 1135 года произошло кровопролитное сражение на Ждановой горе. Суздальцев побито было не менее, чем новгородцев, но победы не было и продолжать войну не приходилось. Заключили мир, и новгородцы повернули домой.

Эта неудача имела неприятные последствия для святого Всеволода. Новгородцы от него отвернулись. Они начали склоняться на сторону враждебных Мономаховичам князей Ольговичей Черниговских, которые в то время вели успешную борьбу против великого князя Ярополка Мстиславича. Призвав псковичей и ладожан, новгородцы думали с ними о том, как бы изгнать святого Всеволода. 28 мая 1136 года посадили его на епископском дворе под стражу вместе с женой, детьми и тещей. День и ночь стерегли князя 30 вооруженных сторожей. И так держали его до 15 июля. Князя обвиняли в следующих преступлениях: не заботился о смердах, т. е. крестьянах; хотел, оставив Новгород, сесть в Переяславле; в сражении на Ждановой горе не обнаружил храбрости — первый отступил; вмешивает Новгород в усобицы: сначала велел приступить к Ольговичам, теперь отступить. Говорили, будто князь больше развлекается играми и охотой, чем управляет людьми и судит их. Так обвиняли князя люди враждебной ему стороны, которые взяли верх в вольном городе. На место святого князя новгородцы призвали к себе Святослава Ольговича. Когда приехал Святослав, то Всеволод отправился к великому князю в Киев, и Ярополк дал изгнаннику Вышгород.

Но у князя Всеволода были в Новгороде и Пскове люди, которые к нему были привязаны и по-другому ценили его деятельность в управлении вольным городом. Они тайно прислали к нему в Вышгород сказать: «Иди, князь, опять тебя хотят».

И действительно, псковичи из уважения к высоким душевным качествам князя Всеволода с радостью приняли его. По дороге в Псков он имел случай убедиться, что даже те, кто мог считать его в числе своих врагов, исполнены к нему располо-жения. Полоцкий князь Василий Рогволодович принял едущего в Псков Всеволода с истинно братской любовью. Он с дарами вышел к нему навстречу, ради заповеди Божией забыл все зло, которое сделал отец Всеволода Мстислав всему роду его, целовал с ним крест и с честью проводил святого Все-волода.

Господь не судил князю Всеволоду долго управлять Псковом. По своему пониманию долга на новом месте благоверный князь обратил главное свое внимание на внутреннюю жизнь горожан. Справедливый суд и управа, призрение странных и нищих, попечение о больных — вот ежедневные занятия князя. Почитая каждый день последним в своей жизни, он строгим воздержанием и молитвой приготовлял себе путь к вечности. Как раньше в Новгороде, так и теперь в Пскове святой Всеволод явил себя усердным храмоздателем. Он по-строил каменный соборный храм во имя Пресвятой Троицы.

Прошло около года пребывания его в Пскове. Новгородцы были смущены появлением их изгнанника в Пскове, а вместе чувствовали боязнь и раскаяние. Восторжествовали в них чувства недобрые, и князь их Святослав в союзе с курянами и половцами пошел на Псков, чтобы прогнать Всеволода. Псковичи засекли в непроходимых лесах своих все дороги. Видя эту решительность псковичей, новгородцы со своим князем не захотели вести трудной войны со своими братьями. Между тем скоро не стало того, кто служил невольной причиной вражды. 11 февраля 1137 года, в четверг сырной недели, князь Всеволод почувствовал приближение смерти, причастился Святых Таин, простился с народом и мирно отошел ко Господу. Весь город, духовенство и миряне, старцы и дети, а особенно сирые и немощные, горько оплакивали общего доб-родетеля. Когда весть о смерти его пришла в Новгород, то возбудило во всех искреннее раскаяние, что не умели беречь у себя добродетельного князя. Тогда они решили, по крайней мере, останки его хранить у себя. Было снаряжено посольство в Псков во главе с протопопом Полюдом и лучшими людьми, чтобы взять и привезти тело в Новгород. Псковичи не смели противиться, но посланные из Новгорода никак не могли тронуть с места раку с телом почившего князя. Было ясно, что почившему неугодно было оставить свое тело тем, кто изгнал его при жизни. Новгородцы плакали и просили перед гробом прощения в своей самонадеянности и были утешены тем, что могли взять с собою ноготь, отпавший с перста почившего князя.

Согласно завещанию, тело святого князя было погребено в храме святого Димитрия Солунского. Прошло немного времени по преставлении благоверного князя и от его честных мощей начали истекать знамения и чудеса для приходящих с верою слепых, хромых, сухоруких, расслабленных, бесноватых
и разных больных. Все они по вере своей и по молитвам святого князя получили исцеление. Прошло 55 лет. Память о князе Гаврииле-Всеволоде сохранялась псковичами свято, ибо он положил основание самостоятельности Пскова, дотоле считавшегося только пригородом Новгорода. В 1193 году святой князь явился в сонном видении одному богобоязненному мужу и сказал: «Объяви всему священному собору, князю, посаднику и всему христолюбивому народу псковскому, чтобы перенесли мощи мои от святого Димитрия в храм Пресвятыя Троицы; ибо там хочу я возлечь».

Благочестивый муж осмелился спросить: «Кто ты, владыко мой, пришедший ко мне, смиренному, воспомянуть грехи мои? От светлости лица твоего трепещет душа моя; открой мне имя твое святое». «Имя мое князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, — отвечал явившийся, — Господь Иисус Христос предал мне град мой Псков, чтобы хранить его и соблюдать от безбожных немцев, и в нем хочу пребывать до скончания века сего. Не медли исполнить волю мою».

Обрадовались псковитяне и поспешили целым городом, в предшествии духовенства в церковь великомученика; там подняли раку чудотворца и понесли ее, но когда подошли к вратам города, которые назывались Смердиевыми, стала неподвижно рака. После многих напрасных усилий, слез и молитв принуждены были отнести мощи на прежнее место. В следующую ночь святой Всеволод явился тому же благоговейному мужу и сказал ему: «Не хочу идти во врата Смердии, но скажи князю и всему собору и посадникам: пусть пробьют ворота от реки Псковы на северную сторону и тут пронесут мощи мои в храм Пресвятыя Троицы».

Немедленно пробили городскую стену и сделали новые ворота, чрез которые внесли чудотворные мощи святого князя и поставили их открыто в возобновленном им соборном храме. Это перенесение мощей совершилось 27 ноября 1192 г.

В 1284 году при раке благоверного князя Всеволода совершилось чудо над бывшим псковским посадником Елисеем. Старый посадник лежал расслабленный всем телом, так что не мог двинуть ни рукой, ни ногой. По вере в благодатную силу святого Всеволода он велел отнести себя к его мощам. Когда священник, совершив молебствие, окропил больного святою водою, расслабленный встал и без посторонней помощи возвратился домой.

Ночью на 30 июля 1363 года святой князь явился соборному пономарю и сказал: «Поспеши передать соборянам Пресвятой Троицы и посадникам, чтобы вынесли из соборной церкви иконы и сосуды, ибо Господу угодно явить чудо над мощами моими в следующую ночь».

Наутро из церкви все было вынесено, а в самую полночь обрушился церковный свод, пробил раку святого князя и отшиб малую часть честной главы его (челюсть). Часть эта сохраняется в особом серебряном ковчеге. Мощи были тогда поставлены в придельном храме Благовещения. Чудесных исцелений от болезней по молитвам у гроба святого князя записано до половины XVI века двадцать одно. Из получив-ших исцелений более других оставили о себе память богатый муж Иоанн Зайцев и две его дочери. По чувству благодарности они положили на честную раку дорогой покров с изображением святого князя, вышитый золотом и шелками. Покров сохраняется доселе. Местное празднование благоверному князю Всеволоду началось или со времени открытия мощей в 1192 году, или со времени первого чуда в 1284 году. Общецерковное празднование установлено на Соборе в 1549 году. Псковский летописец повествует, что сам царь Иоанн Грозный во время пребывания в Пскове в 1569 году с великим благоговением слушал молебное пение святому князю. Поклоняясь раке благоверного князя, царь удивлялся «величествию» меча его. Святой князь Всеволод стал для Пскова защитником, нерушимой стеной его. В неравной борьбе с ливонцами, поляками и другими врагами они уповают на молитвы святого Всеволода и отражают врагов. Его молитвам приписывали преложение ярости Грозного царя на милость, когда он приехал в Псков в 1569 году, после разгрома Новгорода. Ими же объясняли умирение внутренних междоусобий
в Пскове. Особенно трогательно сказалась вера псковитян в небесную защиту своего покровителя в 1581 году. Когда Пскову угрожала великая опасность от польского короля Стефана Батория и враги заняли уже часть города Полонище, псковичи получили спасение единственно по молитвам к своим небесным покровителям. Они так и понимали тогда свое положение, ниоткуда не ожидая иного спасения. В продолжение двух недель они носили мощи святого Всеволода по городу к тем местам, каким наиболее угрожали осаждающие. И враг был принужден снять осаду и удалиться. Событие изнесения мощей святого Всеволода на место битвы в 1581 году изображено на одной из сторон серебряной раки, которая изготовлена в 1834 году, ко времени, когда по повелению императора Николая I святые мощи были перенесены в главный собор.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.

ВСЕВОЛОД I ЯРОСЛАВИЧ
Годы жизни: 1030-1093
Годы правления: 1076-1077, 1078-1093

Всеволод Ярославич (в крещении дано имя Андрей) родился в 1030 году в Вышгороде под Киевом. Князь ростовский, переяславский, суздальский. Младший сын княгини Ингриды (Ирины) и великого князя . Князь киевский в 1076-1077гг. и с 1078г. до конца жизни, первый правитель Киева, который использовал титул «князь всея Руси» (отразившийся на его печатях). Любимый сын отца; при жизни отца не имел удела и жил в Киеве с родителями.

Князь Всеволод Ярославич Миролюбивый

В народе Всеволоду дали прозвище Миролюбивый, потому что был он незлобивым, добрым, предпочитал проводить время среди монахов. Но именно во времена его правления обострилась княжеская междоусобица. Ее затеяли сыновья , князья-изгои Олег и Роман. В 1079 году Роман нанял половцев и напал на Русь. Князь Всеволод смог миром склонить наемников на свою сторону, и те убили Романа. Вскоре половцы захватили в плен Олега Святославича, и он был заточен в крепость. Длительное время против великого князя вели борьбу его племянники: сыновья Ростислава — Рюрик, Володарь и Василько. Для умиротворения Всеволод дал каждому во владение по городу. Внук , Давид, сын рано умершего князя Игоря Ярославича, также претендовал на княжение в каком-либо уделе.

Сын Всеволода — предпринял определенные попытки в виде уговоров и применения силы для примирения жадных до власти многочисленных потомков Рюрика. Княжеские усобицы удалось временно прекратить.

С 1054 по 1073 годы Всеволод именовался, как князь переяславский (Переяславля-Русского) и был членом так называемого «триумвирата Ярославичей» (вместе со старшими братьями Святославом Черниговским и Изяславом Киевским). Князь Всеволод Миролюбивый принимал равное участие с братьями в управлении государством (походы на кочевников, новая редакция «Русской правды», борьба со ). Знаменателен тот факт, что Переяславская епархия (как и черниговская) была повышена в этот период до митрополии.

В начале 1070-х гг. триумвират распался. После этого Всеволод вступил в сговор со Святославом против старшего брата Изяслава, который бежал в Европу. Святославом был занят киевский стол (1073 год), а Всеволод в ходе перераздела между ними владений значительно расширил свой удел. Однако в декабре 1076 г. Святослав внезапно умер. Всеволод стал его наследником, но спустя полгода вернул престол Изяславу, вернувшемуся в Киев, а сам получил во владение удел покойного Святослава - город Чернигов.
В битве на Нежатиной Ниве против князей-изгнанников Бориса Вячеславича и Олега Святославича 3 октября 1078 г. Изяслав погиб, а Всеволод вновь занял киевский стол, теперь уже до конца жизни.

В 1079 г. Роман с братом Олегом снова двинулся на Киев из Тмутаракани, но Всеволод подкупил половцев, которые убили Романа, а Олега отправили на остров Родос в Византию, где тот пробыл ещё пятнадцать лет. После этого Тмутаракань перешла под контроль Киева.

Правление Всеволода Ярославича

У Всеволода было 2 жены. От брака с византийской царевной Анной, дочерью императора Константина Мономаха, родился сын Владимир (будущий Мономах) и дочь Янка(уменьшительное от Анна или Иоанна). И вторая жена, тоже Анна, дочь половецкого хана стала матерью его сына Ростислава, который погиб молодым (утонул в реке Стугне) вскоре после смерти отца, и 2 дочерей (Янка и Евпраксия).

Несмотря на то, что правление Всеволода было омрачено постоянными междоусобными войнами и набегами половцев, по сравнению с масштабным кризисом 1090-х гг., который начался после смерти Всеволода, его времена были ещё относительно стабильными, и он заслужил даже похвалу от летописца в «Повести временных лет», писавшейся в 1110-е гг.

Внешняя политика при Всеволоде была ознаменована интенсивными контактами со Священной Римской империей, за императора которой Генриха IV князь Всеволод выдал замуж дочь, Евпраксию-Адельхайду, а впоследствии и с врагом Генриха, римским папой Урбаном II Скорее всего, факт перехода Руси в лагерь противников императора по всей видимости был связан со скандальным конфликтом Генриха и Евпраксии. Дочь Всеволода бежала в Верону из Германии и предстала перед папой, при этом обвиняя мужа в издевательствах над ней, участии в сатанинских ритуалах и оргиях.

Вследствие контактов с Римом, по инициативе князя, на Руси был введен праздник «Никола вешний», который посвящался перенесению мощей св. Николая Мирликийского в Бари (неизвестный греческой церкви, он всегда расценивался ею не как перенос, а как похищение).

Всеволод 1 Ярославич был одним из самых образованных людей своего времени. Его сын, Владимир Мономах, писал в «Поучении», что его отец, «сидя дома», владел 5 языками. Скорее всего, среди этих языков были греческий (язык его жены), шведский (язык матери Всеволода), а также, возможно, половецкий и английский (язык его невестки, жены Владимира, Гиды Саксонской).
В 1092 году Русь постигли новые беды: начался великий мор и голод, свирепствовала ужасная засуха, половцы беспощадно разоряли южные рубежи государства. Все эти бедствия подорвали здоровье Всеволода и 13 апреля 1093 года он умер.

О погребении великого князя Всеволода упоминает фреска в киевском соборе Святой Софии, открытая С. С. Высоцким и недавно вновь проанализированная А. А. Зализняком: «Дмитр, дружинник Всеволода, записал, что «Андрея, русский князь благой», умер в среду «по обеде» и был погребён на другой день».

КНЯЗЬ ВСЕВОЛОД ЯРОСЛАВИЧ

(1078 - 1093 гг.)

Всеволод был третьим по старшинству сыном Ярослава Мудрого. Родился он в 1029 году, а после смерти отца, последовавшей в 1054 году, получил в удел Переяславль, Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье. После второго изгнания Изяслава и вокняжения в Киеве Святослава, Всеволод перебрался в Чернигов, значительно расширив свои владения. (О событиях тех лет я рассказал в статьях «Князь Изяслав» и «Князь Святослав Ярославич» , размещенных на этом сайте). После гибели великого князя Изяслава в битве с племянниками, Всеволод Ярославич занял киевский стол, посадив в Чернигове своего сына Владимира Мономаха, а в Смоленске и в Владимире (Волынском) своих племянников Святополка и Ярополка Изяславичей. Сыновья Святослава Ярославича сочли себя обделенными.Чего, впрочем, следовало ожидать. Конечно, Изяслав, согнанный с киевского стола братом Святославом вправе был отыграться на его сыновьях, но у Всеволода, активного участника государственного переворота, такого права не было. Правда, он мог поставить в вину Олегу Святославичу поход на Чернигов, который стал роковым для Изяслава, но сам-то Всеволод от смерти брата только выиграл. Тем не менее, Всеволод повторил ошибку брата, что аукнулось для Руси новой бедой.

В этот раз поход на Чернигов возглавил старший из сыновей Святослава князь Роман Тьмутараканский. Черниговский удел был завещан Ярославом отцу Романа и Олега, так что претензии последних были вполне обоснованы. Роман вел за собой рать из хазар, половцев, ясов и касогов. О половцах я уже подробно писал в статье «Князь Изяслав», а потому не буду здесь повторяться. Что касается хазар-иудеев, то они составляли значительную часть населения Тьмутаракани еще со времен Хазарского каганата. К слову, речь идет именно о населении, исповедующем иудаизм, а отнюдь не о евреях. И хотя население Тьмутаракани было этнически разнородно, господствующим там был русский язык. (Читайте статьи «Хазарский каганат» и «Русский каганат» ). И Тьмутаракань, и донские земли, и приазовские, и прикубанские земли являлись со времен Святослава Владимировича частью Варяго-русской империи и входили в Черниговский удел, о котором вели спор сыновья Святослава Ярославича с дядькой Всеволодом и его сыном Владимиром Мономахом. Отпадение этих земель от единого прежде государства свершилось как раз в результате политики Киевских князей и смены религии. С Варяго-русской империей после принятия христианства произошло приблизительно то, что случилось с Хазарским каганатом после реформы Обадии, когда верхушка каганата приняла иудаизм. Таким образом не только амбиции князей, но и религиозные противоречия были причиной захлестнувших Русь усобиц. Нельзя сбрасывать со счетов и межплеменные противоречия, которые давали знать о себе еще и в тринадцатом веке, когда сиверцы, населявшие Рязань, враждовали с кривичами, составлявшими население Владимира. Причем сиверцы были потомками тех самых русов, которые создали Русский каганат и вошли в состав Варяго-русской империи только после того, как их государство было разгромлено венграми во времена Вещего Олега. С того времени до начала правления Всеволода не прошло еще и ста лет, так что прежние различия и разногласия еще были свежи в памяти донской знати. Половцы же, вытесненные из Сибири тюрками, еще не успели освоиться на Дону, но, видимо, не чувствовали себя чужими среди родственных им по обычаям и языку народов Южной Руси. А поскольку половцы придерживались древней ведической религии, которая господствовала в Подонье и Приазовье, то их участие в межрелигиозных столкновениях вряд ли кого-то должно удивлять. К слову, половцев использовали в своих целях не только Святославичи, но и Всеволодовичи, в частности Владимир Мономах. Правда, в последнем случае половцы являлись простыми наемниками. Трудно сказать, были ли Святославичи последовательными христианами, но то, что в Тьмутаракани их, кроме иудеев-хазар, окружали еще и приазовские и донские язычники, сомневаться не приходится. Что касается Всеволода, женатого на византийской принцессе, и его сыновей, в первую очередь Владимира Монамаха, то в их приверженности христианству константинопольского толка сомневаться не приходится. Надо полагать, у Всеволода и у Владимира Монамаха были крепкие в том числе и родственные связи в Византии. Более того, по мнению Льва Гумилева, именно Всеволод возглавлял провизантийскую партию на Руси, а потому его восшествие на великий стол было встречено в Константинополе, переживающем нелегкие времена, с чувством глубокого удовлетворения. Хазары-иудеи Тьмутаракани тоже тяготели к Византии и, надо полагать, были недовольны усилением языческой партии, на которую неизбежно должны были опираться Роман и Олег Святославичи. Именно поэтому поход 1079 года, грозивший Всеволоду, еще только осваивающемуся на великом столе, большими неприятностями, завершился совсем не так, как это виделось Святославичам.

Противостояние под Переяславлем не переросло в битву. Надо полагать, это обошлось Всеволоду в немалую сумму, но так или иначе, а половцы поворотили коней. Роман Святославич был предательски убит хазарами-иудеями на обратном пути, а его брат Олег был переправлен в Византию. Сделано это было конечно с согласия императора, который, возможно, рассчитывал создать из сына Святослава пугало для его дядьки Всеволода, если тот начнет проводить политику неугодную Константинополю. Этот переворот, приведший к власти в Тьмутаракани иудеев, судя по всему, не был бескровным и стоил жизни многим соратникам Святославичей. Не был он, конечно, сюрпризом и для Всеволода, который прислал в Тьмутаракань своего посадника боярина Ратибора.

Столь благополучный исход усобицы, грозивший новому великому князю крупными неприятностями, еще не означал, что отныне Всеволод Ярославич может спать спокойно. Тьмутаракань недолго оставалась без князей-изгоев; через год бежали туда из владимиро-волынских волостей сын самого младшего из Ярославичей, давно уже умершего, Давыд Игоревич, и сын Ростислава Владимировича (о судьбе которого читайте в статье «Князь Изяслав») Володарь. Они прогнали посадника Ратибора и сели в Тьмутаракани. Однако правили недолго. В Византии к власти пришел новый император Алексей Комнин, который отпустил на волю плененного Олега Святославича. Вряд ли император снабдил Олега войском, но у того, похоже, хватало в Тьмутаракани сторонников. Во всяком случае, князь Олег без труда отстранил от власти Давыда и Володаря и перебил хазар-иудеев, своих непримиримых противников. Что касается Давыда и Володаря, то им пришлось убираться из Тьмутаракани обратно на Волынь.

Приют Володарю и его родному брату Рюрику дал сидевший во Владимире-Волынском Ярополк Изяславич. Однако Ростиславичам жизнь на чужих хлебах не понравилась, и они «выбежали» из Владимира в 1084 году. «Выбежали», чтобы через короткое время вернуться, но уже с дружиной. Откуда у безземельных князей взялась дружина, летописец скромно умалчивает. На мой взгляд снабдить Ростиславичей деньгами и людьми могли два человека: Олег Святославич Тьмутараканский и старый союзник их отца Ростислава Владимировича князь Чародей - Всеслав Полоцкий.

Если верить нашим историкам, то все эти усобицы князей носят беспорядочный характер – один князь захотел удел и взял, другой ему позавидовал и развязал усобицу. Этакое хаотичное перемещение жадных до власти и наживы князей по бескрайним просторам Руси. Однако если попристальней всмотреться в события, происходящие в годы правления Ярославичей, то вырисовываются интересные закономерности. Христианскому Киеву противостоят на севере Полоцк, а на юге Тьмутаракань. И если в Полоцке бессменно правит Всеслав Чародей, то на юге князья меняются, тем не менее угроза, исходящая оттуда остается. Из чего несложно сделать вывод – несмотря на успехи христианства в центре империи, окраины остаются по сути языческими и антивизантийскими. Кратковременный успех хазар-иудеев в Тьмутаракани не в счет. Им даже поддержка князя Всеволода не помогла удержать лидерство ни в городе, ни в округе. Более того, они расплатились жизнями за попытку союза с христианскими Киевом и Константинополем. В конце концов, князья не воюют в одиночку и для того, чтобы взять практически бескровно хорошо укрепленный город, надо, во-первых, иметь многочисленную и хорошо обученную дружину, а во-вторых, сторонников в этом городе, которые откроют вам ворота.

Всеволод послал против Ростиславичей сына своего Монамаха, который прогнал их из Владимира и вернул город Ярополку. Вот что пишет об этом событии Соловьев:

« В летописи об этом сказано так, как будто бы все сделалось вдруг; но из собственных слов Мономаха видно, что борьба с Ростиславичами кончилась нескоро, потому что он ходил к Изяславичам за Микулин, в нынешнюю Галицию и потом два раза ходил к Ярополку на Броды, весною и зимою.»

Давыду Игоревичу, союзнику Володаря по тьмутараканской авантюре повезло больше, чем Ростиславичам. Он ушел с дружиною в низовья Днепра и принялся грабить греческих купцов. Что, естественно, не могло не вызвать беспокойства в Киеве. Дабы прекратить грабежи Всеволод вынужден был дать речному разбойнику во владение волость на Волыни с городом Дорогобужем. Такая щедрость великого князя за счет его удела не понравилась все тому же Ярополку Изяславичу. Ярополк обиделся до такой степени, что стал собирать войско против Всеволода. Великий князь вновь отправляет на Волынь своего старшего сына, но теперь уже против недавнего союзника.

Ярополк бежит в Польшу, а расторопные Ростиславичи захватывают под шумок Червенские города, отданные в свое время князем Изяславом польскому королю Болеславу за помощь в борьбе против Святослава и того же Всеволода. Похоже, Ярополк подобно своему отцу Изяславу был главой папистской партии и именно этим было вызвано решение Всеволода разместить у него под боком беспокойного князя Давыда Игоревича. Да и захват Ростиславичами Червенских городов вряд ли произошел без ведома великого князя и помощи Владимира Монамаха. Всеволод таким образом умудрился убить разом трех зайцев: во-первых, приструнить расшалившихся западников, во-вторых, вернуть Червенские города, в-третьих, пристроить беспокойных Ростиславичей. Через год Всеволод прощает беглого Ярополка, который вновь возвращается во Владимир, дабы служить противовесом окрепшим Ростиславичам, старший из которых, Рюрик, уже прочно сидит в Перемышле.

Однако Ярополк не оправдал надежд великого князя. Судя по всему, его сжигала обида на неблагодарных Растиславичей. Он вознамерился прибрать к рукам Звенигород, но был убит на пути к нему одним из своих дружинником с подходящим именем Нерадец. Тот зарубил саблей лежащего на возу князя, после чего бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу. Прямых доказательств вины Ростиславичей в убийстве Ярополка не было, тем не менее, Всеволод в 1084 году лично возглавляет поход против них. Поход закончился,судя по всему, ничем, поскольку Ростиславичи сохранили за собой, захваченные с бою волости.

Всеволоду, замирявшему Волынь, приходилось все время оглядываться, то на Всеслава Полоцкого, то на Олега Тьмутараканского, которые тоже не сидели сложа руки. Бесчисленные усобицы разоряли селян и горожан. Зато большую силу взяли ближние к князю дружинники, на которых он под уклон годов все более перекладывал ношу государственных забот. Что вызывало законное раздражение бояр прежде всего киевских. Пожалуй, именно во времена Всеволода наметилось противостояние местного боярства, постоянно проживавшего в своих городах, и дружинников, перемещавшихся вместе с князем. Вот что пишет по поводу обостряющихся социальных противоречий академик Рыбаков:

«Великокняжеская власть широко применяла право суда и сбора вир для непомерного обогащения. Многочисленная армия младших дружинников – «уных» - разъезжала по стране, собирая правые и неправые штрафы, обогащалась сама и разоряла народ. Великий князь Всеволод, пренебрегая советами «смысленных» знатных бояр, совещался с этими «уными», которые пополняли его казну… К внутренним противоречиям добавились внешние факторы: в 1092 году была страшная засуха, «так что земля выгорела и многие леса загорались сами собой и болота». Вспыхивали эпидемии то в Полоцкой земле, то в Киевской, где количество умерших исчислялось тысячами… В том же засушливом 1092 году «рать велика бяше от половець и отвсюду». Половцы штурмовали пограничную линию по Суле и захватили русские села как на левом, так и на правом берегу Днепра. В этой обстановке умер в 1093 году одряхлевший и больной князь Всеволод, последний из Ярославичей.» (Рождение Руси)

Неудачная политика отца, аукнулась его сыну. Киевское боярство предпочло видеть на великом столе не Мономаха, а сына Изяслава Святополка, княжившего в Смоленске.

Назад Вперед

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха. Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. "Поучаясь в заповедях Господних всегда", он имел "душу милостиву". Начав управлять Новгородской областью с 1117 года, он в 1123 году победоносно ходил на Ям; в 1132 году совершил поход на Чудь и взял Юрьев.

Благоверный князь Всеволод Псковский

Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных.

С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранению бед отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был "друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник" и вообще истинным отцом своих подчиненных. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

Меч благоверного князя Всеволода Псковского, XV век

Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще остатками язычества новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца "пустиша из города". Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46 лет от роду, в 1138 году.

Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод - 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.

Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".

В 1192 г. он явился одному боголюбцу и сказал ему: "Объяви, чтобы тело мое перенесли в храм Святой Троицы. Там хочу возлечь. Господь Иисус Христос передал мне город Псков, чтобы я хранил его". 27 ноября 1192 года были обретены нетленными мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.

В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления.

Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, "претерпевшего изгнание от своих", а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего святого князя.

Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.

Канонизирован Русской церковью на Макарьевском соборе 1549 года как святой благоверный князь Всеволод Псковский.

Слабость с обеих сторон - такова, как известно, особенность всех ссор.

Ф. Вольтер

Если попытаться в нескольких словах описать то состояние, в котором находилась Русь во время, когда ею управлял князь Всеволод, то его можно характеризовать, как одну большую междоусобную войну. В летописях сохранилось описание киевского князя, по которым он характеризовался, как человек благородный, но слабый характером.

Начало правления

В первый год своего правления, 1077 год, князь Всеволод решал проблемы дележа власти между собой, своими детьми и детьми Изяслава. Всеслав правил в Киеве. Старшего сына Изяслава, Святополка, отправили княжить в Новгород. Другому суну Изяслава Ярославича, Ярополку,в правление был оставлен город Владимир-Волынский. Своему же сыну, Владимиру Мономаху, князь Всеволод отдал Чернигов.

Первым выступил против Всеволода, князь Тмутараканский Роман Святославич, который объявил о своих правах на престол. Роман, вместе со своим братом Олегом, собрал крупное войско, которое состояло не только из славян, но и из наемных половцев, и двинулся на Киев. В результате Великий князь вступил в тайные переговоры с половцами, по результатам которых был подписан мирный договор. Половецкие наемники захватили Романа и Олега и двинулись с ними на север. В ходе похода Роман был убит. Олег доставлен на остров Родос. Летописцы говорят о том, что целых два года пробыл там Олег и только потом смог вернуться в Тмутаракань и вернуть себе престол.

Усугубление ситуации в стране

Продолжилось правление новой междоусобной войной, которую начали Ростиславичи. В 1084 году они воспользовались тем, что правителя не было в городе, а в самом городе справляли праздник Пасхи, они собрали войско и захватили Владимир-Волынский. Князь Всеволод пришел в ярость, узнав об этом. Он приказал своему сыну Владимиру собрать войско и силой вернуть город законному владельцу. Черниговский князь волю отца выполнил: захватил город и жестоко наказал захватчиков.

Следующую войну развязал уже сам Ярополк. Под влиянием своих советников он пошел войной на Всеволода, который вновь приказал своему сыну Владимиру собирать войско и идти на мятежника. Встретившись с войском Владимира Мономаха, Ярополк не отважился вступить с ним в битву, испугался и бежал, оставив свою дружину. По данным летописцев отправился Ярополк в Польшу с тем, чтобы просить там помощи у польского короля. Этот план не удался. Уважая правление киевского князя, польский король отказал Ярополку, и войско не дал. Так князь Владимира Волынска вынужден был вернуться в Киевскую Русь в 1087 году и просить прощения у своего дяди. Князь Всеволод поверил своему племяннику и вернул ему в правление город Владимир-Волынский. Правление Ярополка было не долгим. Всего через несколько дней после возвращения князя в город, он был убит своим же собственным слугой. Причины этого убийства летописцы не раскрывают.

На этом междоусобные войны прекратились, но обрушилась на Русь новая беда. Страшная жара привела к тому, что по все стране полыхали пожары. Сгорали поля. Начался страшный голод. Зимой 1092 года только в одном Киеве за три зимних месяца погибло от гола и болезней более 7000 человек. Усугублялось положение постоянными набегами половцев, которые грабили и сжигали русские деревни.

Князь Всеволод ослаб телом от бед, свалившихся на страну. В 1093 году, предчувствуя скорую смерть, он вызвал из Чернигова своего старшего сына Владимира Мономаха, у которого на руках и умер.