Как жить по воле божией. Поучения оптинских старцев

«Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли» - слова из Господней молитвы, которую каждый верующий православный христианин должен читать каждый день. Зачастую это действительно для нас просто слова, которые мы механически вычитываем каждый день. Но вот, наступает ответственный момент в нашей жизни, когда они перестают быть просто словами - а становятся смыслом нашей с Вами жизни!

Да будет воля Твоя…Как правильно жить по воле Божией?

Жить по воле Божией - значит не приходить в уныние и отчаяние от случающихся скорбей и бедствий, ибо все, происходящее с нами, происходит исключительно по воле Божией, следовательно, служит для нашего спасения.

Жить по воле Божией - значит всю свою надежду и все свое упование возлагать исключительно на Бога, а не на материальные сбережения и не на друзей своих.

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много денег, которые спасут и выручат нас из любой беды - мы живем по своей воле, от того и терпим мятежность духа, неуверенность в завтрашнем дне и безконечные страхи, терзающие нас.

Господь сказал: « И так, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:34)

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много друзей, которые спасут и выручат нас из любой беды - мы живем по своей воле. И так как не знаем, где и в чем наше спасение, то идем своей дорогой, ведущей не ко спасению, а на погибель.

Жить по воле Божией, нам, людям, очень тяжело, ибо привыкли мы угождать плоти своей и суетному разуму своему. Правильно сказал о нас святой праведный Иоанн Кронштадский:

« Мы только называем Господа - Богом, а на деле - то у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих; наши боги - плоть наша…»

Сначала живем мы по воле нашей, а потом твердим: « Господи, Господи - спаси нас, погибаем!» Виним вокруг людей и обстоятельства в наших бедах и несчастиях, в то время, как сами же и виноваты во всем, ибо живем не по Божией, а по своей воле.

Когда же человек целиком и полностью предает себя в руки Божии, когда не ищет своего, но Божиего, когда жизнь свою строит не по своему хотению и разумению - но только была бы во всем воля Господня - тот человек не винит в своих страданиях других людей, так как знает, что все ниспослано нам Господом Богом для нашего же очищения и спасения.

Как жить по воле Божией? Значит не делать себе запасов материальных, а все свое богатство раздать нищим, и надеяться в этой жизни не на деньги, а на Бога. Не думать о завтрашнем дне, не строить планов на дальнейшую жизнь, ибо человек предпологает - а Бог распологает.

В завершении хотелось бы притчей показать то, доверяя свою жизнь одному только Богу, мы получаем себе благо и спасение!

« Крестьянин, у которого был красивый жеребец, считался самым богатым человеком в своей деревне. И все ему завидовали. Но когда его конь ушел в степь и не вернулся, ему перестали завидовать, а некоторые даже жалели его. Но старик не печалился и был спокоен. Его спрашивали:

Почему на твоем лице нет печали?

А я не знаю, хорошо это, или плохо, - отвечал он.

Но когда его конь вернулся и привел с собой из степи табун диких лошадей, все снова стали ему завидовать. И только старик не радовался и был спокоен. Его снова спросили:

Почему же теперь на твоем лице нет радости?

Мне не дано знать хорошо это или плохо - как и в первый раз отвечал он им.

И когда его сын упал с необъезженной лошади и покалечил ногу, некоторые печалились, а иные тайком радовались. Но крестьянин был спокоен. Его снова спрашивали, но он отвечал, как и прежде.

Началась война, и всех парней забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидовать ему. Только сам старик не печалился и не радовался, потому что на все Господня воля”.

Так давайте же и мы, дорогие друзья, будем всегда жить лишь по воле Божией! А Господь Сам управит нашу жизнь, которая лишь в наших глазах может показаться сложной и мудреной, в очах Божиих наш жизненный путь, это всего лишь одно предложение мировой истории.

«Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли» – слова из Господней молитвы, которую каждый верующий православный христианин должен читать каждый день. Зачастую это действительно для нас просто слова, которые мы механически вычитываем каждый день. Но вот, наступает ответственный момент в нашей жизни, когда они перестают быть просто словами – а становятся смыслом нашей с Вами жизни!

Да будет воля Твоя…Как правильно жить по воле Божией?

Жить по воле Божией – значит не приходить в уныние и отчаяние от случающихся скорбей и бедствий, ибо все, происходящее с нами, происходит исключительно по воле Божией, следовательно, служит для нашего спасения.

Жить по воле Божией – значит всю свою надежду и все свое упование возлагать исключительно на Бога, а не на материальные сбережения и не на друзей своих.

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много денег, которые спасут и выручат нас из любой беды – мы живем по своей воле, от того и терпим мятежность духа, неуверенность в завтрашнем дне и безконечные страхи, терзающие нас.

Господь сказал: « И так, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:34)

До тех пор, пока мы думаем, что никакие беды нам не страшны, так как мы имеем много друзей, которые спасут и выручат нас из любой беды – мы живем по своей воле. И так как не знаем, где и в чем наше спасение, то идем своей дорогой, ведущей не ко спасению, а на погибель.

Жить по воле Божией, нам, людям, очень тяжело, ибо привыкли мы угождать плоти своей и суетному разуму своему. Правильно сказал о нас святой праведный Иоанн Кронштадский:

« Мы только называем Господа – Богом, а на деле – то у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих; наши боги – плоть наша…»

Сначала живем мы по воле нашей, а потом твердим: « Господи, Господи – спаси нас, погибаем!» Виним вокруг людей и обстоятельства в наших бедах и несчастиях, в то время, как сами же и виноваты во всем, ибо живем не по Божией, а по своей воле.

Когда же человек целиком и полностью предает себя в руки Божии, когда не ищет своего, но Божиего, когда жизнь свою строит не по своему хотению и разумению – но только была бы во всем воля Господня – тот человек не винит в своих страданиях других людей, так как знает, что все ниспослано нам Господом Богом для нашего же очищения и спасения.

Как жить по воле Божией? Значит не делать себе запасов материальных, а все свое богатство раздать нищим, и надеяться в этой жизни не на деньги, а на Бога. Не думать о завтрашнем дне, не строить планов на дальнейшую жизнь, ибо человек предпологает – а Бог распологает.

В завершении хотелось бы притчей показать то, доверяя свою жизнь одному только Богу, мы получаем себе благо и спасение!

« Крестьянин, у которого был красивый жеребец, считался самым богатым человеком в своей деревне. И все ему завидовали. Но когда его конь ушел в степь и не вернулся, ему перестали завидовать, а некоторые даже жалели его. Но старик не печалился и был спокоен. Его спрашивали:

Почему на твоем лице нет печали?

А я не знаю, хорошо это, или плохо, – отвечал он.

Но когда его конь вернулся и привел с собой из степи табун диких лошадей, все снова стали ему завидовать. И только старик не радовался и был спокоен. Его снова спросили:

Почему же теперь на твоем лице нет радости?

Мне не дано знать хорошо это или плохо – как и в первый раз отвечал он им.

И когда его сын упал с необъезженной лошади и покалечил ногу, некоторые печалились, а иные тайком радовались. Но крестьянин был спокоен. Его снова спрашивали, но он отвечал, как и прежде.

Началась война, и всех парней забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидовать ему. Только сам старик не печалился и не радовался, потому что на все Господня воля”.

Так давайте же и мы, дорогие друзья, будем всегда жить лишь по воле Божией! А Господь Сам управит нашу жизнь, которая лишь в наших глазах может показаться сложной и мудреной, в очах Божиих наш жизненный путь, это всего лишь одно предложение мировой истории.

Целиком посвященной исследованию вопросов, связанных с исканием воли Божией и сообразованием с ней нашей собственной человеческой воли.

Как воин обязан быть во всем послушным своему командиру, следовать его примеру и быть готовым исполнить каждое приказание, так каждый истинный христианин должен всей жизнью своей находиться как бы под рукой и под словом Божиим. Все то, что угодно Богу сделать с нами, к чему Он нас предназначит, что повелит, - во всем том должны мы беспрекословно повиноваться Его святейшей воле.

У Савла, после того как, пораженный необыкновенным светом небесным, пал он на землю и услышал голос: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? - первым было вопрошение: Господи! Что по велишь мне делать? (Деян. 9, 4-6). Этот вопрос да будем ежедневно повторять при всяком нашем недоумении, как поступить в том или ином событии: «Господи! Что повелишь мне делать? Какая о сем воля Твоя, всеблагий Иисусе? Открой ее мне каким Тебе угодно знаком, чтоб я понял Ее, добрым ли словом, советом или другим каким-либо откровением. Охотно последую я Твоему благому соизволению, молитвенно внушенному мне Тобой».

На вопрос о том, каким способом можем мы познавать волю Божию во всяких делах, ответим указанием на некоторые установления, или положения, через которые ясно открывается воля Божия; назовем их для краткости заповедями.

Заповедь первая,
или Положение, способствующее к познанию воли Божией

Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, согласно с волей Божией: ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Сол. 4, 3), не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более - противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это предпринимаемое мною дело, эта дружба, это приобретение, такой образ жизни не сделает меня нравственно лучшим, потому что отвлекает от Бога; по крайней мере это не Божественное обо мне изволение.

Заповедь вторая

Воля Божия вразумительно и определенно изъясняется для нас законом Божиим и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении допытываться: чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания, и не только то, чего они требуют, но и то обдумать, что согласно с ними (хотя точно не определено) и сходно с их духом. Некогда Христос указал на заповеди Божии богатому юноше, когда тот спросил Его: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? - Ты знаешь заповеди (Мк. 10, 17; Мк. 10, 25), - и указал на те из них, в которых предписываются наши обязанности к ближним. Воистину нет ничего лучше страха Господня, и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним (Сир. 23, 36). Авраам богатому человеку, веселившемуся во все дни и потом попавшему в ад, представляет в свидетели волю Божественную, открытую через Моисея и других пророков, говоря о братьях богатого, находившихся еще в живых: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк. 16, 29); и божественный апостол Павел говорит: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Благая (праведная) воля Божия заключается в десяти заповедях Божиих; богоугодная - в евангельских советах; совершенная - требующая, чтобы все заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на небесах.

Заповедь третья

Эта заповедь предписана апостолом Павлом в Первом послании к Солунянам (1 Сол. 5, 18): За все благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Во-первых, здесь достойно замечания то, что наша благодарность Богу за все, что бы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в тревогах и скорбях; тем более тогда, когда мы получаем что-нибудь доброе. Прекрасно выразился об этом святитель Иоанн Златоуст: «Потерпел ли ты нечто злое: если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя, благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, в этом - высокая мудрость». Древние люди учили своих детей хорошему обычаю, состоявшему в том, что если дитя обожжет себе палец, то чтобы оно тотчас обращалось к Богу со словами: «Благодарение Богу!» - краткая, но весьма благотворная заповедь. За все, что бы ни выстрадал, христианин, отягощаемый бедами, скорбями, возглашай: «Благодарение Богу!» Возглашай это стократно, тысячекратно, беспрестанно: «Благодарение Богу!» К этому присоединяется святой Павел: Духа не угашайте , найдите в себе место Духу Святому; часто Бог волю Свою обнаруживает через сокровенные, таинственные знаки, которыми нужно руководиться и верить им тогда только, если из указываемого ими деяния вытекает, как его последствие, слава Единого Бога. Далее говорит святой Павел: Пророчества не уничижайте , то есть: изъяснения Божественного Писания и поучений, предлагаемых в церквах, а также пророческих постановлений умных и благочестивых людей нельзя никогда презирать тому, кто желает согласовать свою волю с волей Божественной. А кто не желает слушать всего означенного выше, тот явно не хочет уразуметь воли Божией. Опять святой Павел учит: Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Сол. 5, 21). Как денежные знаки, каждую монету исследуют по разным известным признакам, по издаваемому звуку металла, по начертаниям и различают таким образом истинную монету от подложной, фальшивой: первую принимают, а вторую отбрасывают; так и мы должны поступать при познавании в каждом своем деле Божией воли: всего истинно согласного с ней должны держаться, а все то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя как противное воле Божией.

Заповедь четвертая

Для уразумения воли Божией в каком-либо сомнительном случае есть и другие источники; сверх упомянутых выше заповедей Божиих и церковных установлений сюда относятся законно избранные, истинно по-христиански живущие толкователи воли Божией в наших недоразумениях (например, духовники, пастыри) о ней; это - духовные и мирские судьи нашей совести, из мирян к ним относятся родители, училищные наставники, воспитатели и все законно поставленные, истинные правители человеческих обществ. Приводим исторические случаи для примера:

Когда Савл, предав себя воле Божией всецело, вопросил: Господи! что повелишь мне делать? - не затруднил его Господь непосредственными Своими приказаниями во всех подробностях и не послал ему тотчас Духа премудрости, но как ученика послал его к Анании, сказав: …встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9, 6). Анания был достовернейшим изъяснителем воли Божией Павлу, подобно тому как святой Петр - Корнилию сотнику (см.: Деян. 10). Отсюда открывается Божие благоволение открыть Свою волю человеку через другого человека. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4, 18); последовав этому, не раскаешься. Душа человека правдивого иногда более скажет (объяснит), нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине (Сир. 37, 18-19). Пребывай в дружбе с мужем правдивым, имеющим в себе страх Божий: он своей душой будет по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. При всем этом держись совета сердца твоего; ибо нет никого для тебя вернее его (Сир. 37, 16-17). Для разрешения своих сомнений, как поступить согласно с волей Божией в том или другом деле, проси совета и вразумления у своих духовных отцов и начальников, которым мы поручили свою совесть и всю нравственную деятельность своей жизни. В общем, обращайся за разрешением своих недоумений ко всем предержащим властям, воля которых, исключая волю на дела греховные, есть воля Божия. Все, что они советуют, кроме греха, мы должны принимать как переданное через них Самим Богом и должны исполнить. <…> Таким образом разрешали недоумения все желавшие и стремившиеся непогрешительно следовать воле Божией; они вопрошали старейшин, принимали их добрые и полезные советы: Остановитесь на путях своих , то есть обратите все ваше внимание на дела свои, - говорит Господь через пророка Иеремию, - и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой и утешение душам вашим (Иер. 6, 16).

Заповедь пятая

Если же время или место не позволяют спросить совета, человек сам должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной: как поступить ему согласно с ней в предстоящем ему деле, и Бог не оставит молитвенного его желания во всем исполнять волю Божию и неожиданно разрешит его сомнение. Сомневающийся должен при этом вникнуть в предстоящее дело внимательно и обсудить обе или все его стороны, вызывающие сомнение; и в выборе одной из них принять во внимание, которая из них благоприятнее воле Божией, а которая ближе нашему плотскому вожделению или пристрастью. Обсудив все это беспристрастно, каждый обязан делать то, что более угодно Богу, хотя бы оно нашей воле было и нежелательно, а телесным влечениям и вовсе неугодно, ибо не доставляет им никакого удовольствия и отрады, а только - труд и утомление. Несмотря на это, мы должны последовать воле Божией, делать угодное Богу, а не то, что угодно нашему самолюбию и плотоугодию; эгоизм, гордость и плотские пожелания всегда зазорны и близки к нашему падению; противостоять им во всяком случае безопасно: Если ты удержишь ногу твою, говорит пророк Исаия, от исполнения прихотей твоих ради дня покоя Господня, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, говорит Господь (Ис. 58, 13-14). Приведем еще для пояснения практические советы. Для больного, страдающего желудком, будет самый лучший совет - не есть того, чего тебе очень хочется: оно не принесет тебе пользы, а больше повредит, например, свежие арбузы, дыни, огурцы, грибы, крепкие неразведенные напитки, холодная вода, молодые овощи и садовые недозревшие плоды - они возбуждают к излишнему употреблению пищи и тем самым отягчают пищеварение и причиняют вред не только больному, но иногда и здоровому человеку, хотя лакомиться ими бывает приятно.

То же или подобное тому бывает и в нравственных наших поступках: чаще всего встречается, что мы увлекаемся тем, что приятно услаждает наши внешние чувства, чем можем блеснуть, чем можем гордиться пред людьми - словом, все мирское, временное нам желательно по плоти, но вредно для нашего внутреннего человека. Что излишне увлекает нашу волю к вещественному, кратковременному, то самое отвлекает дух наш от Божественного, вечного, а потому оно противно Богу, удаляет нас от Него и повергает в бездну зла. Итак, умертвите земные члены ваши (удерживайте влечения их к богопротивным делам и страстным пожеланиям): блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3, 5-6). Поэтому не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих, - советует сын Сирахов (Сир. 18, 30). В недоумениях твоих обращайся к Богу с молитвой, да вразумит Он тебя о святой воле Своей в делах твоих.

Если встретится тебе, любезный читатель, что-либо нейтральное, например, ты идешь и встречаешь двух просящих милостыню: оба они в равной степени неимущи, и ты не можешь почему-либо дать милостыню им обоим поровну, - дай и не поровну: кому более, кому меньше - по желанию своему, ты не согрешишь против воли Божией в этом своем неравенстве подаяния. Если же дело многосложно и требует особенного изучения и рассмотрения, то спроси совета у сведущих людей и испроси молитвенно у Бога Его благословения на доброе дело. Если речь идет о выборе одного из таких дел и совершенно неизвестно, как Богу угодно, чтобы то ли или же другое из них приведено было в исполнение, в таком случае повремени, не исполняя ни одного из них, пока не узнаешь каким-либо образом, хотя приблизительно, что твое действие и твой выбор не противны воле Божией. Во всех сомнительных суждениях весьма полезными бывают два советчика: разум и совесть . Если оба они прилежно займутся изучением сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное разрешение о том, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волей Божией. <…>

Заповедь шестая

К познанию воли Божественной много споспешествует молитвенное обращение святого Павла Богу: (Деян. 9, 6). И мы, по примеру святого Павла, часто имеем потребность повторять его молитвенную просьбу: Господи, что повелишь мне делать? Она вошла в обыкновение у святых угодников Божиих. Они всегда прибегали в делах сомнительных и чрезвычайных к молитве о помощи Божией, чтобы Он открыл им Свою святую волю: Господи, что повелишь мне делать? Так Моисей и Аарон в свое время приступали к ковчегу завета (киоту Господню) с молитвенным вопрошением Господа, так и у нас старики наши делали и делают, если небо мгновенно покрывается сгустившимися тучами, громы ударяют подобно пушечным выстрелам с беспрерывным сверканием молнии, тогда приказывают звонить в колокола для разрежения грозовых туч и вместе с тем для призыва всех к усердной молитве Богу о помиловании нас грешных и Его помощи для спасения. Подобно этому должны поступать и мы, когда замечаем, что праведное солнце воли Божией удаляется от нас и мы совершенно не знаем, что нам делать. Нам необходимо и весьма полезно возвести очи наши к небу и усердными молитвами стучать в него, говоря: Господи, что повелишь мне делать? Так поступил апостол Павел, когда на поле внезапно осиял его невыносимый для очей свет и он пал на землю и услышал голос: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он в ужасе и трепете спросил: Господи, что повелишь мне делать? (Деян. 9, 3-6). Эту молитву полезно повторять часто; но самое благоугоднейшее для частого ее усугубления время, когда мы со страхом и трепетом приступаем к принятию Божественных и Пречистых Таин Тела и Крови Христовых; сознавая всецело свое недостоинство для восприятия их, мы должны всей душой и сердцем молить нашего Искупителя: Господи, что повелишь мне делать? Боговдохновенные мужи советуют беспрестанно содержать в уме и выражать словами: «Господи, я недостоин; но я сознаю в своем сердце: то, что Тебе приятно, то самое пусть будет и мне приятно; что я обещал, буду держаться своих обещаний и исполнять их». Повседневное предавание себя воле Божией - совершеннейшее и полезнейшее приготовление себя к неизвестному нам, но неизбежному часу нашего перехода из здешней жизни в будущую, загробную жизнь, где получим то, что заслужим здесь добрыми или худыми своими поступками.

Примечание: Если кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо его просьбы, не получает просимого, то пусть знает, что Милосердный Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что просимое не в пользу послужит просителю, или же откладывает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды.

Нет ни малейшего сомнения в том, что часто наилучший отец не спешит дать своему сыну или дочери то, чего они просят, чтобы испытать привязанность их к себе и научить их полезной терпеливости, которая заслуживает большую награду, чем нетерпение и обида после первого же отказа. Тем более свойственно так поступать с нами Всеведущему Отцу Небесному. Мы бы перестали совсем молиться Богу или молились бы весьма редко, и то по нужде, и едва ли бы нашлось у нас сколько-нибудь терпения, если бы Бог тотчас нам даровал все, чего бы мы ни пожелали от Него.

Нам гораздо полезнее и небольшие дары Божии приобретать продолжительными и частыми молитвами, чем скорое по молитве исполнение оной; ибо беспрестанная молитва сама по себе - уже величайший дар Божий, а сверх того она удостаивает молящегося большей милости - утешения и мира душевного. Такое многократно повторенное, но не услышанное Богом прошение многим праведникам доставляло величайшую тишину и покой в сердце.

Царь Иудейский Давид, когда пророк Нафан обличил его во грехе и объявил волю Божию о смерти зачатого во грехе дитяти от него, молился долго и постился, проливал слезы, повергаясь на землю пред Богом, умоляя Его об избавлении от смерти родившегося своего сына; но когда услышал он, что сын его умер, тотчас же успокоился: переменил одежду скорбную на праздничную, пошел в дом Божий и поклонился Богу (см.: 2 Цар. 12, 14-23). Христос, Богочеловек, по совершении в третий раз молитвы в саду Гефсиманском об отклонении от Него смертной чаши, совершенно предав Себя в волю Отца Небесного, спокойно сказал ученикам Своим, отягощенным сном: встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня (Мф. 26, 46). Итак, часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божие.

Илий, священник иудейский, когда ему Самуил сказал о том, какую казнь Бог определил дому Илиину и его детям, смиренно сказал: Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит (1 Цар. 3, 18); как бы выразился так: «Неприятно для меня твое объявление суда Божия, о Самуил, но так как мне известно, что это - воля Божия, то охотно принимаю твои слова и познаю в них волю Божию: я и мои сыновья получаем наказание по делам нашим, по приговору суда Божия, которому никто противиться не имеет права; да сотворит Господь все то, что всесвятейшей Его воле угодно: мы - рабы, Он - Господь; мы преступны во многом; Его дело - исправлять наши грехопадения праведным наказанием». Когда апостол Павел шел в Иерусалим через Кесарию и кесарийские христиане, зная по предсказаниям, что у него в Иерусалиме будет много неприятностей и скорби от иудеев, пожелали отклонить его от намерения продолжать свой путь туда, то на слезное их прошение Павел отвечал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Когда же мы (кесарийские христиане) не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня! (Деян. 21, 13-14). Это единственное, верное успокоение души, если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: «Воля Господня да будет».

Заповедь седьмая

Никто из находящихся в живых не может вернее узнать волю Божию относительно предпринимаемых им поступков, как только тот, кто искренно, сердечно желает во всем поступать согласно воле Божией. Такое желание его будет истинно служить ему руководящей нитью в лабиринте к устранению встречающихся ему на пути неудобств и заблуждений в уразумении воли Божией в предстоящем деле. Объятый таким усердным желанием действовать по воле Божией или избирать угодное Богу из двух каких-либо дел, сомневающийся, какое начинание согласно с волей Божией, пусть молитвенно обращается к Богу, говоря от всей души, от всего сердца: «Господи! Если бы я точно знал, чтo Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я и потому верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль, угодную Тебе».

Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневит Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение. Если не найдется человека, способного к назиданию, Бог посылает доброго Ангела, как послал Он Ангела во сне к Иосифу, когда последний размышлял и недоумевал, как поступить с обрученной ему Девой в деле весьма важном. Таким же образом послан был Ангел к трем восточным царям, шедшим на поклонение Младенцу, лежащему в вифлеемских яслях, для вразумления их не исполнять лестного наставления царя Ирода и другим путем возвратиться в свою сторону. Аврааму, рабыне Агари и многим другим людям были посылаемы Ангелы в помощь для отклонения их от разных заблуждений или вместо Ангелов посылались верные люди для наставления.

В 324 году император Константин Великий, оставив Рим, начал было строить новую столицу в Гелии; по Промыслу Божию неугодно было его начинание, и чтобы изменить его и указать место для постройки новой столицы, Бог чудесно устроил так, что орудия строительные и материалы для постройки города в одну ночь невидимой силой были перенесены с Азиатского берега пролива на Европейский - во Фракию, как повествуют о том Беда и Глика . Зонара добавляет еще, что орел, схвативши в клюв приготовленный архитектором план города, перелетел с ним через пролив и опустил его у Византии.

Таким образом, Бог никогда не отказывает открывать тем или другим способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее; ибо человеколюбив Святый Дух Премудрости, Он удаляется от лукавства как истинный созерцатель нашего сердца и, как всеобъемлющий, знает всякое наше слово... Господь близок ко всем истинно ищущим Его и открывает им волю Свою дивным и сладчайшим наставлением: Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 19), то есть от всяких заблуждений или ошибок и опасностей.

Цель: Убедить церковь, что единственный путь к благословениям в своей жизни, это – познавать и исполнять волю Божью

Полёт к Вечности

«Давным-давно в далёкой –предалёкой галактике…»

Ну! И кто помнит, откуда эти слова? Правильно! Из «Звёздных войн», Джорджа Лукаса! Самое-самое начало каждой из серий. А вспомнил я это потому, что время от времени в каждой из серий появляется один и тот же кадр:
Огромный звёздный крейсер тянется и тянется сквозь экран … и конца-края этому нет! Вспомнили? Отлично! Да! Так к чему это я?

А вот к чему: я хочу начать сегодняшнюю проповедь с фантастико-юмористической притчи, которую я сам сложил из нескольких известных произведений и просто немного подтолкнул в нужном мне направлении, и при помощи которой я хочу проиллюстирировать тему сегодняшней проповеди…

Ну, до темы мы ещё доберёмся.

А вот с фантастической части этой притчи давайте начнём:

Итак… Давным-давно в далёкой-предалёкой галактике летел к одному ему известной цели гигантский звёздный корабль под названием «Вечность»
И если бы я был оператором, снимающим новый фантастический боевик, то я бы, как и в фильме Лукаса, тоже обязательно начал бы фильм с полёта вдоль этого гигантского корабля. Только в нашем фильме на это ушло бы не несколько десятков секунд, а многие часы… а может и месяцы… а может и годы…
А значит, он был длинной не десятки и не сотни метров, а многие тысячи километров…
Кораблём управлял… кораблём управлял… кто же управлял кораблём? Ну, точно, не человек, потому что в рубке управления кораблём никого не было видно… и точно не компьютер, потому что в современном понимании, никакого компьютера на корабле тоже не было… И как была устроена его система управления можно было только гадать…
Но, тем не менее, корабль был точно управляем, поскольку благополучно обходил встречные звёзды, планеты, туманности, чёрные дыры и прочие «приятные штучки», разбросанные во вселенной…
Кроме того, в корабле исправно функционировала система жизнеобеспечения: воздух, вода, освещение, обогрев, утилизация отходов, открытие и закрытие дверей и иллюминаторов, оранжереи, бассейны с водой и прочее, и прочее…
И вообще на корабле всё работало настолько слажено и гармонично, что и последний олух из, находящихся на борту корабля пассажиров, понимал – управление, и притом классное управление, на корабле есть!
Ну, что ж слово произнесено: поговорим теперь об олухах!

Чтобы перейти к юмористической части нашей притчи, мы вспомним ещё одно бессмертное произведение: Илья Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев».

Читаем из первоисточника:

«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь продвинутого члена людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка: 1. Хамите.

2. Xo-xo! (Выражает, в зависимости от обстоятельств:иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
3. Знаменито!
4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: "мрачный Петя пришел", "мрачная погода", "мрачный случай", "мрачный кот" и т. д.)
5. Мрак.
6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: "жуткая встреча".)
7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
8. Не учите меня жить.
…ну и ещё десяток подобных, необходимых для полноценной жизни, выражений.
Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов...»

К чему я вспомнил Элочку Щукину? Ну, просто потому, что пассажиры нашего звездолёта, по сравнению с загадочным Создателем и Капитаном корабля, представляли собой в подавляющем большинстве пёструю смесь из членов племени «Мумбо-Юмбо» и многочисленных Элочек-Людоедочек женского и мужского пола… Увы!

Короче – интеллект и нравственность блистали!!!

Я многое мог бы рассказать про жизнь на нашем звездолёте, ведь он летел к своей цели уже несколько тысяч лет и много чего за это время на нём произошло…

Но наша задача сегодня другая и нас будут интересовать взаимоотношения пассажиров с Тем, Кто управлял кораблём. Назовём Его условно – Хозяин. Хотя, как я уже говорил, никто Его никогда не видел…

Так вот, надо вам сказать, что Хозяин не бросил людей на корабле «на произволяще».
А, с одной стороны, предоставив им полную свободу делать, что они захотят, с другой стороны, оставил им книгу «Правила поведения на звездолёте «Вечность», и в особо опасных местах предупреждающие надписи, загорались экраны с рекомендациями по выходу из сложных ситуаций, включались аварийные
сирены, появлялись роботы-ремонтники и т.д., и т.п.…

Мало того, кое-кто из людей с пеной у рта утверждал, что Некто приходил к ним в каюты, когда они спали, и предупреждал, что можно, а что нельзя делать в их жизненных ситуациях…
А другие говорили о том, что в некоторых случаях они натыкались как бы на невидимую стену, которая не позволяла им сделать следующий шаг в определённых направлениях и войти в определённые отсеки звездолёта… (как видите, вся атрибутика фантастического триллера у нас строжайше соблюдается!)
Всё вместе это можно сформулировать так: Контроль со стороны Хозяина за всем, что происходит на корабле, определённо был! Хотя многие из «мумбо-юмбовцев», как и положено в приличном сценарии, его категорически отрицали!

Правда, обвиняя наших пассажиров в патологической глупости, я должен оговориться: среди пассажиров была определённая часть, которая старались следовать достаточно простой и понятной инструкции, оставленной Хозяином для общего ознакомления.

Но, как и во всяком человеческом сообществе, вокруг написанных на простом «мамбо-юмбском» языке книги, появилась масса её толкователей и, соответственно, масса всяческих групп, группок, кружков и кружочков, сект, сообществ, направлений и если хотите, деноминаций, которые, вцепившись в пробившиеся всё-таки через тупые «мумба-юмбовские» мозги отдельные истины, напрочь отметали все другие и бодрым шагом продвигались вперёд (ну, или назад!), но главное подальше от своих оппонентов.
А поскольку звездолёт был огромный, и народу на нём обитало множество, то все эти разногласия выливались в споры, драки, поножовщину, а то и полноценные войны между различными частями корабля…

…но мы сегодня не об этом!

А о некоторых постоянных вопросах, который крутились в кругах тех, кто более или менее придерживался Инструкции Хозяина.
Хотя в двух вещах все Его адепты были едины:
Звездолёт создал Сам Хозяин, и управляет им Сам Хозяин.
В Правилах по поведению на звездолёте ни слова не было сказано о том, как управляется звездолёт «Вечность».
Но очень много было сказано о том, как должны вести себя пассажиры, чтобы корабль смог благополучно добраться до места назначения: некой прекрасной и удивительной галактики, где будет такая великолепная жизнь, которую невозможно описать на простом и всем понятном «мамбо-юмбском» языке!

Но, в "Правилах поведения пассажиров звездолёта "Вечность" было не один раз сказано, что доберутся до места, увы, не все! И действительно, люди с корабля исчезали постоянно. Большая часть из них, как все прекрасно видели в иллюминаторах ещё долго плыла рядам с кораблём во "тьме внешней", а меньшая часть исчезала бесследно. Ходили слухи, что где-то в глубине звездолёта, на загадочной седьмой палубе есть огромный анабиозный зал, куда отправляются те, кого Хозяин посчитал достойными заселить новую галактику...
Но, как я уже говорил, поскольку споров между последователями Хозяина было множество и почти по каждому слову Инструкции, то всех особенно интересовали вопросы:
Что разрешает, а что не разрешает делать людям Хозяин? Что Он одобряет в поведении пассажиров и потому отправляет их на седьмую палубу, а что не одобряет? И потому тела их оказываются за бортом "Вечности"...

Стоп! На этом месте мы оставим борт нашего звездолёта и вернёмся на землю, в церковь, к вопросу, который волнует верующих уже тысячи лет…

На что есть воля Божья, а на что её – нет?!

Я хочу сегодня раз и навсегда закрыть этот вопрос… О, как!

Но на самом деле, ничего грандиозного в ответе на этот вопрос нет. Всё предельно просто:

Всё, что происходило на нашей планете от сотворения, происходило исключительно с разрешения Бога! Всё! И плохое, и хорошее! И прекрасное, и ужасное, и благословенное и преступное! И то, что людям и Богу нравилось и что не нравилось!

Отличались друг от друга эти два не одинаковых по мощности потока событий так:

Один, меньший – это то, что Бог одобрял и разрешал.
А людей, которые совершали подобные действия, вознаграждал на земле и в вечности.

И второй, значительно больший – это то, что Бог осуждал, но чему по разным причинам тем не менее разрешал происходить!
А людей, которые совершали подобные неблаговидные поступки – Бог обязательно наказывал и на земле, и в вечности.

Ну, и как положено, места Писания:

Плач.3:37,38 «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»
Прит.19:21 «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом».
Иов.2:10 «… неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»
Ам.3:6 «Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?»

Мало того, и всё, что происходит сию минуту и будет происходить в будущем, совершится только и исключительно с Божьего позволения! И никак иначе!!!

Повторюсь: всё, что происходило, происходит и будет происходить с нами – происходит исключительно с Божьего позволения!

Ис.14:24 «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится…»,
Ис.46:9,10 «…вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне.

Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».

Погодите, погодите! (Задают один и тот же вопрос люди, которые не хотят разбираться в Писании) Так значит все войны, насилия, катастрофы, убийства, несправедливости организовал Бог??? Так вот Кто во всём виноват!
Ответ на этот, старый как мир вопрос существует столько же лет, сколько существует вселенная, но его упрямо не хочет видеть большинство людей.

Втор.11:26-28 «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня…»

Бог всегда «ПРЕД-ЛА-ГАЛ» людям выбор! Они всегда свободны были выбирать, куда идти. И вот это право выбора для человека Он и сделал, и определил, и поставил, как ключевое право для своего образа и подобия!
Пошёл не направо, а налево: получи войны, катастрофы, убийства, и прочие «радости» нашего мира…
И не ори, что в этом Бог виноват, и не задавай «умных» вопросов: а есть ли воля Божья, чтобы всё это на земле происходило! Зеркало в ручки и в нём ищи виноватого!

Та-а-ак! Что-то я опять стал наезжать на церковь. Ладно, давайте я расскажу в связи с этим коротенькую историю для разрядки:

На одной из лекций в Цюрихском высшем техническом училище, приблизительно 120 лет тому назад, профессор задал своим студентам такой вопрос: – Скажете, пожалуйста, господа: Все, что существует, создано Богом? Один студент смело ответил: – Да, создано Богом. – Бог создал все? - спросил профессор. – Да, герр профессор, - ответил студент. Профессор спросил: – Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И, согласно общеизвестному принципу, что именно наши дела определяют, кто мы есть на самом деле можно заключить, что Бог – есть зло! Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он еще раз сумел доказать студентам, что вера в Бога – это глупость и миф! Еще один студент поднял руку и сказал: – Могу я задать вам вопрос, герр профессор? – Конечно, - ответил профессор. Студент поднялся и спросил: - Герр Профессор, холод существует? – Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе разве никогда не было холодно? Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил: – На самом деле, профессор, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию, одним из видов которой есть тепловое излучение. Абсолютный ноль (- 460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится абсолютно инертной при этой температуре. Холода не существует! Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил: – Герр профессор, темнота существует? Профессор ответил: – Конечно, существует. Студент ответил: – Вы опять не правы, профессор. Темноты также не существует. Темнота, в действительности, есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света проходит через него. Не так ли? Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. В конце концов, молодой человек спросил профессора: – Герр профессор, зло существует? На этот раз неуверенно, профессор ответил: – Конечно, как я уже сказал, мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются ничем иным, как проявлением зла. На это студент ответил: – На самом деле, профессор, зла не существует, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод. Зло это – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло несравнимо с верой или любовью, что олицетворяют свет и тепло. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света. Профессор сел, не зная, что возразить... Имя молодого студента было – Альберт Эйнштейн.

Я не могу подтвердить достоверность этой истории документально, и потому, мы назовём её легендой…

Впрочем, давайте вернёмся к Божьей воле.

Итак, всё, что произошло во вселенной от начала и до сего мига, произошло исключительно с позволения Бога, или если хотите, по Божьей воле.
Но прошлое человеку разумному интересно только, как некая школа мудрости, в которой он учится правильно поступать в настоящем.
А потому, мы ищем в прошлом назидание, как совершать поступки, которые Бог одобрит и вознаградит благословениями.
И, напротив, как не совершать того, что Бог осудит, и накажет проклятиями. Ведь мы выбираем жизнь и благословения из того, что предлагает людям Бог?! Не так ли?!

Чудненько! И вот что я в связи с этим хочу предложить:
Давайте мы уподобимся обитателям пресловутого звездолёта «Вечность» и, засев за «Правила поведения для тех, кто желает попасть в вечность», попробуем понять, что же Бог одобряет, а что осуждает?

Три полочки понимания

И что же мы видим, внимательно изучая Писание? А видим мы то, что все Божьи законы, уставы, правила, рекомендации можно разложить на три неравных по величине полочки:

Полочка первая,

Самая маленькая, которую заполняют те немногие законы, которые мы способны понять однозначно. Ну, например:

Мар.12:30 «…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!»

Бог – один! И только на Него должны быть направлена любовь от всего сердца, служение всей душою, мысли нашего разума и решительные действия, которые смогли бы прославить Его имя…
И уклонится и как-то интерпретировать этот закон, слава Богу, никто не пытался!

Полочка вторая,

Значительно более широкая, которая описывает правила поведения в сложных, многогранных обстоятельствах. Ну, например, заповедь «Не убей». А убьёшь – повинен смерти!

Кто-то понимает её буквально.

А кто-то говорит:

  • но ведь есть обстоятельства, когда Бог посылает человека на уничтожение Его, Бога, врагов (как было с Израилем!);
  • а есть слова Бога, что не считается кровопролитием, если мститель за кровь убьёт убийцу;
  • а есть слова Бога, что не считается убийством, если кто ударит в драке беременную и у неё случится выкидыш;
  • а есть закон, что убивший человека ненамеренно, не подлежит смерти, а может отсидеться в городе-убежище…

То есть, при применении на практике законов, если хотите, многогранных, нужно смотреть внимательно, на какую грань в данном случае мы собираемся ступить.

У меня давно есть мечта, разобраться раз и навсегда с этой очень опасной заповедью. И подготовить по этой теме полноценную проповедь. Поскольку обстаятельства сегодняшней жизни талкают к нарушению её всё большее количество людей. И нет большей опасности для христианина, чем подгонять Божие законы под своё разумение или, что ещё хуже, под свои эмоции...

И наконец, третья полка.

Не знаю, как у вас, а у меня она огромная! На ней лежат те законы, уставы, правила из Библии, которые я вообще не понимаю.

Ну, например:

Еф.5:21 «…повинуясь друг другу в страхе Божием».

Вот стоят друг перед другом два равных человека. И кто кому должен повиноваться? Я ему или он мне? С начальствующими, с мужем и женой - понятно! А здесь – тёмный лес!

Или это:

Исх.20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

«Напрасно» - это что? Это как? Это как евреи, которые пишут Б-г? Или это что?

Или вот это:

Исх.23:19 «… Не вари козленка в молоке матери его».

Божья заповедь!!! Просто финиш!

Хотя с козлёнком-то как-раз мне совсем недавно стало всё понятно.

Ну, это, как вот здесь:

1Кор.9:9 «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?»

Павел здесь говорит о том, что достойны материального вознаграждения те, кто трудится на духовной ниве. О чём далее и рассуждает в послании.

А теперь о козлятах:

Молоком матери козлёнок питается. Так?
Духовный смысл заповеди: Не должно нас убивать то, что нас питает! Духовная пища не должна быть ядовита. Так я понимаю эту заповедь!

Вернее, понял, через 20 лет чтения Библии!!!

Так вот! Три полочки с законами Божьими: абсолютно понятными, частично понятными и непонятными вообще!

Как поступать по этим законам, чтобы не подставиться под Божьи наказания, а, напротив, получить Божьи благословения?

Ну, по первой полочке – всё понятно! Там, где закон прост, очевиден и мы его, по нашему разумению, понимаем правильно, его безусловно и в любом случае нужно исполнять!

Сложнее с законами со второй полочки. Здесь, на мой взгляд, подход должен быть такой: если возникает сомнение – делать или не делать нечто? Лучше – не делать вообще! Помните? Всё, что не по вере – грех! Не уверен в правильности поступка – сядь и сиди спокойно, не делай ничего! Не надо!

Очень показательно в этом отношении рассуждение апостола Павла в 14-ой главе Послания к Римлянам:

Рим.14:1-6 “Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно].

Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».

Естественно, такой подход годится только для поступков, которые не чреваты серьёзными последствиями.

Применять это, допустим, по отношению к убийству, может слишком дорого обойтись.

Не говорите потом, что я вас учил: кто убивает, для Господа убивает, а кто не убивает – для Господа не убивает!

Здесь так: не уверен в правоте в глазах Бога своего поступка, лучше не делай! Расплата может быть слишком серьёзна!!!

И, наконец, третья полочка . То, что мы вообще не понимаем.

Совет номер один : конечно, пытаться, по мере разумения понять!
Ну, а если не под силу, то принцип тот же – лучше не делать то, что не понимаешь.

Совет номер два – обсуди с мудрыми людьми, возможно, им это уже открыто.
Но… но в этом случае всегда проверяй Писанием то, что тебе предлагают, как правильное толкование. А то может получиться, как в одной старинной истории:

Некий мудрец века сего пришёл к старцу в пустынь и, увидев, что у него нет никаких книг, кроме Библии, подарил ему свой собственный библейский комментарий.
Через год он снова пришёл к старцу и спросил:
- Отче, помогла тебе моя книга лучше понимать Библию?
- Напротив, - отвечал старец, - мне приходилось постоянно обращаться к Библии, чтобы понимать твою книгу.

И, наконец, совет номер три для непонятных повелений – лучше не делать то, что не понимаешь!

И хотя Библия дана Богом людям «…для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…», каждому из христиан открывается только часть Истины, которую он может осилить разумом и сердцем.
Не думаю, что существовал, существует или будет когда-либо существовать человек, который понял бы абсолютно всё!

И последнее. Я не буду говорить о том, что получают те, кто старается жить по Божьим правилам. Мы последние несколько месяцев говорим об этом слишком часто.
Я хочу напомнить о том, чего мы можем избежать, стараясь жить по Писанию:
Очень-очень многих проблем, бед, и болезней, а также ада и смерти духовной.
Но мы должны понимать, что по нашему несовершенству некоторых проблем нам, увы, не избежать, но… как сказано:

Пс.33:16-20 Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его - к воплю их.

Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».

И ещё одна маленькая история:

Приходит еврей к раввину и жалуется:
- Равви, у меня такие проблемы, такие проблемы! И я никак, ну, никак не могу с ними справиться! Что мне делать?
Мудрый раввин отвечает:
- Мойша! Господь посылает каждому испытания по силам его. Так что если у тебя есть непереносимые проблемы, то одно из двух: или ты-таки можешь с ними справиться! Или… это не твои проблемы!

Аминь.

Проповедник брат А.

Словосочетание «Воля Божия» встречается только в Новом Завете 23 раза и из них четыре раза в Послании Петра. Слово «страдать» встречается в Новом Завете 43 раза и 10 из них находится в послании Петра. Слово «страдание» встречается в Новом Завете 21 раз и 5 из них в Послании Петра.

Если добавить к этому слова испытания, искушения, которые встречаются в этом послании, то возникает довольно большой список.

Как следствие мы можем сделать вывод, что воля Божия и страдания, по крайней мере, в понимании Петра, следуют рука об руку. Это послание написано, как послание о страданиях по воле Божией. А также показывает нам, как это достигается, чтобы страдания не прошли напрасно.

Все выше перечисленные страдания: страдания по своей воле, страдания по воле других людей, страдания по воле диавола согласуются с волей Божией. Потому что если чему Бог не желает позволить случиться, того не будет. Как пример мы можем привести царя Моавитского Валака и прорицателя Валаама.

Валак призвал Валаама, для того, чтобы проклясть народ Израильский и, видимо это проклятие действительно пало бы на народ Божий, но Бог встретил Валаама на его пути и воспретил проклинать Израиля. Таким образом запланированное человеком не совершилось.

Почему же Бог позволяет быть страданиям? Как мы уже раньше размышляли о том, что такое воля Божия, то пришли к выводу, что это: наблюдающая воля Божия, непонятная или непознанная воля Божия, противопоставленная воля Божия, и утверждающая или угодная воля Божия.

Точно так же и страдания совершаются согласно этим определениям. Другими словами некоторые страдания совершаются под наблюдением Божиим и, поскольку Бог неизменен, Он допускает эти страдания.

Некоторые страдания, возможно, являются для нас своеобразными процессами, которые происходят при выплавке и очищении золота, для того, чтобы оно в последствии сияло как солнце и не тускнело в этом мире.

Я описал процесс очищения золота, но разве не об этом ли пишет Петр в своем послании (1Пт.1:7).

Непонятная или непознанная воля Божия реализуется в нашей жизни чаще всего, потому что мы бываем неспособны увидеть духовную сущность вещей. Это очень хорошо видно на примере страданий Иова.

Он никак не мог понять, да и друзья его, которые пришли вроде бы для утешения, не могли осознать, то что Бог может допустить страдания праведника. Я иногда думаю, почему Бог часто не открывает Своей воли для людей. И ответом являются слова: если бы вы увидели всю духовную сущность, то смогли ли бы вы все это вынести. Не были бы ли разбиты совершенно увиденным.

Еще написано, что вера от слышания, а слышание от Слова Божия, а какой может быть вера если мы будем видеть. (Рим.8:28).

Нам необходимо учиться доверять Господу. Мы поем песню: «Ты знаешь путь, хоть я его не знаю», желательно, чтобы наши слова не расходились с нашими делами. То, что мы произносим, было реализовано в нашей жизни.

Противопоставленная воля Божия реализуется в страданиях, которые происходят по воле нашей, естественно кроме нашей совершенной воли, когда наша воля согласуется полностью с волей Божией.

Также она реализуется в страданиях, которые происходят по воле диавола. Бог не желает этих страданий. Но Он не будет поступать против нас самих, поскольку предоставил нам свободу действий и выбора. Также Он не желает, чтобы мы страдали по воле диавола. Мы можем молиться, как сказано в (Мф.6:13), вместе с тем стоять на пути искушений.

Тогда Господь взывает к нам: «сойди с этого пути и ты избавишься от страданий», но мы продолжаем стоять на своем, хотя вновь и вновь взываем об избавлении, и тогда страдания продолжаются. Поскольку Господь не сделал нас марионетками, он не может насильственно вмешиваться в нашу жизнь, но только настойчиво предлагает руку своей помощи и защиты.

Взяться же за эту руку наша привилегия и обязанность. Даже вот сейчас, когда я пишу эту работу, в разум приходят различные мысли, многие из них определенно инспирированы Богом. Это действует Его направляющая рука, но вместе с тем, проводить исследование текста, размышлять над текстом, делать заключение необходимо самому.

Бог за меня не будет писать работу. « Тот, кого бросают (или же, кто сам себя бросает) в ад, это не человек; это ее «остатки». Быть человеком в полноте – значит иметь чувства, которые покоряются воле, и волю посвященную Богу: быть остатком человека – быть человеком когда то в прошлом или «проклятым духом» — значит иметь волю, полностью сконцентрированную на себя, и пристрастия, не контролируемые волею» .

Это нонсенс, когда человек молится» Боже помоги, но сам не хочет даже двинуть пальцем, чтобы хоть немного приложить усилий к принятию помощи Божией. Тогда происходит согласно басне дедушки Крылова: «а воз и ныне там».

Но в этом нет воли Божией. Воля Божия в том, чтобы мы пребывали в Нем и, что бы ни происходило с нами, мы можем быть уверены в Его верности. Именно в этом наше спасение и избавление, и помощь в страданиях.

Как нам относиться к страданиям или естественная польза от страданий.

Чаще всего это от нас зависит, получим ли мы хоть какую пользу от наших страданий, или же только вред. Точнее, это зависит от нашего отношения к страданиям, от нашего их восприятия. Само собой разумеется, что каждому здравомыслящему человеку, если он конечно не садомазохист, неприятна мысль о страданиях и первой мыслью скорее всего является мысль о Божьем освобождении.

В таком случае, почему Петр призывает страдать верных христиан? Ответом может быть то, что страдания приносят человеку пользу. Неугодные Богу, ненужные страдания возникают тогда, когда человек, мужчина то или женщина, желают иметь в своей жизни только доброе. Чтобы их жизнь была сладкой.

Но Господь сказал, что в нашей жизни мы будем иметь все: и хорошее и худое. Именно через страдания мы меняемся в образ Иисуса Христа. Через страдания увеличивается наша вера, которая проводит нас к спасению. Суть в том, что нашей вчерашней веры недостаточно для сегодняшних дел. На сегодня нам необходима новая порция веры, потому что каждый день несет в себе что то новое, и наша вера должна обновляться и быть все время новой, живой.

Мертвая вера ни к чему хорошему нас не сможет привести, она приведет нас только в погибель. Живая вера та, которая развивается, совершенствуется и возрастает постоянно. А это практически невозможно без испытаний.

В природе ветер, раскачивающий деревья, приносит им значительную пользу, так как во время раскачивания корни деревьев раздвигают почву, прокладывая для себя путь, таким образом, дерево все больше распускает свои корни, укореняется и укрепляется. А это значит, что оно сможет более распускать свои ветви и это для него не будет страшным, поскольку корни уже укреплены.

Большие же ветви создают большую парусную площадь кроны дерева. Что ведет к усилению действия ветра на это дерево и нужду в еще большем укоренении. И вновь процесс укоренения повторяется и повторяется до тех пор, пока дерево живо.

Через страдания происходит очищение и освящение. Это обычно, что чаще всего наилучшую помощь могут предоставить страдающим людям именно те люди, которые сами прежде претерпели подобное или же хотя бы немного схожее страдание.

Именно прежде перенесенные страдания, как ключ открывают двери страждущих сердец, соединяя в одно разбитые осколки и излечивая другие сердца. В своих страданиях мы чаще всего одиноки и даже человек, перенесший прежде страдания, может даже очень похожее, не сможет полностью понять другого человека, поскольку у нас каждого свой опыт, свое мировоззрение, свое отношение ко всему окружающему, в том числе и страданиям. Но, все же, тот человек, который ранее перенес страдание, может наиболее близко приблизиться к пониманию человека страждущего ныне и ищущего утешения.

Соотношение страданий и славы.

В этом послании находится 6 мест, в которых параллельно говорится о страдании и славе, это: 1Пт.1:6,7 и 19,21; 3:18,22; дважды говорится в 4:12-14; 5:10 стихи. Думаю, что подобное параллельное сравнение приводится Петром не зря. Притом для сравнения приводятся последовательно наши страдания и страдания Христа, а затем также Его слава и наша слава. И это не случайно.

Если мы вспомним шестую главу книги пророка Исаии, то там пророк видел престол Божий, но когда он увидел это, то упал как мертвый. И только через жертвенник, с которого прилетевший серафим взял горящий уголь, смогло быть удалено беззаконие и грех очищен.

Страдания и слава идут рука об руку. «Мой Бог видит, какое у меня сердце. Он допускает за одним страданием другое, чтобы размягчить его. Он знает, что я полон желчи, болен плевритом.

Он выпускает мою кровь, чтобы спасти мою жизнь. Он допускает такое суровое испытание, чтобы умертвить грех или явить благодать. Как добр ко мне Господь. Он не оставляет меня одного с моим грехом, наказывая тело, спасает мою душу» ! Только спасенные, очищенные сердца смогут увидеть Господа, подняться с Ним на облаках в Его присутствие славы.

Немало псалмов посвящены также этой теме. Они начинаются словами о страданиях или отдельных людей, или Израиля в целом, а затем льется прекрасная песнь славословия за помощь, защиту, дарованную силу. Именно наибольшая слава льется в то время, когда человек находится в труднейших обстоятельствах, и вместе с тем, укрепленный силой Духа Святого, не отчаивается, но продолжает свое дело свидетельства о Боге, о Христе.

Именно такие слова произнес Иов во время своего самого страшного страдания (Иов19:25,26).

Эти слова, полные веры, вырвавшиеся под воздействием Духа Святого, до сих пор укрепляют многих и многих во время их самых тяжелых испытаний, и дают отраду страждущим. Но вместе с тем и сам Иов получил великое благословение, он действительно встретился с Господом, Господь вернул ему потерянное во время страданий и имя Иова внесено в книгу славы Божией – Библию.

В 11 главе к Евреям приводится прекрасный список героев веры, которые делали большие дела для Господа и во имя Его. Но также в этой главе приведены и другие люди, здесь не обозначенные – безымянные, однако Бог свидетельствует о них, что это «Те, которых весь мир не был достоин». За этих безымянных страдальцев, которые, как нам может казаться, не совершили ничего особенного, Бог готов отдать весь мир.

«Самые великолепные короны из тех, которые носят на небесах, были очищены, переплавлены и не раз в горниле испытаний».

Бог зачастую вырабатывает в нас с вами такую же прочность, которую приобретает металл после его закалки. Пусть наша с вами молитва, тогда, звучит таким образом: «Очисти меня, Господи, испытай меня, Господь; но только не выбрасывай, не отбрасывай меня, как могут выбрасывать на металлолом или в хлам непригодное железо» .

В конце своих размышлений, относительно страданий и последующей за ними славы, хотел бы привести молитву одного из постапостольских христиан – Поликарпа, которого хотели живьем сжечь на костре, за его верность Господу. Это как пример понимания и отношения первой церкви к страданиям. Очень многие из них оканчивали жизни подобным образом.

Перед своею смертью он молился:

Заключение

В заключение хотел бы сказать, что нам нет необходимости искать страданий самим, потому что они сами найдут нас. Нам нет необходимости страдать по воле своей, или воле других людей, или воле диавола.

Но отказываться от страданий по воле Божией мы не имеем права, так как это будет выглядеть некрасиво с нашей стороны, поскольку мы в таком случае принимаем от Господа своего только лишь хорошее, а Иов сказал о таких людях, что они безумные (Иов.2:10).

Также в случае отказа от страданий мы пренебрегаем Божиими благословениями, поскольку Бог желает через это благословить нас, а мы отказываемся от этого. Таким образом мы можем отказаться вообще от тем больших благословений и славы, которые ожидают нас в небесных обителях. Необходимо понять меня правильно. Я не отказываюсь от чудес, исцелений, освобождений Божиих.

Ни в коем случае. Даже больше я сам получил исцеление каменно-почечной болезни сверхъестественным образом – по молитве. В данном случае я хочу сказать, что у каждой монеты имеется две стороны, и неразумно будет говорить, что монета имеет одну сторону.

Именно об этих двух сторонах одной монеты и повествует послание Евреям. Воля Божия многоразличная и для того, чтобы знать ее нам необходимо стремиться к тому, чтобы быть в присутствии Божием здесь на земле. Тогда слава Божия – «шехина» — присутствие Божие будет опускаться на нас уже здесь на земле, тем более будет в небесах. Аминь. Аминь.