Год образования пионерии. Первые пионеры ссср

«Кому принадлежит молодежь – тому принадлежит будущее». Эта фраза, сказанная главным идеологом нацистского режима, вполне могла бы стать и девизом для коммунистических лидеров, строивших молодежные организации Советского Союза.

«Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чуждое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас», – было написано в резолюции первого съезда комсомола. К моменту распада СССР Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была самой огромной массовой коммунистической организацией детей и подростков в стране, она играла одну из главных ролей в идейном воспитании советской молодёжи наряду с комсомолом (ВЛКСМ ), школой, творческими, спортивными и прочими общественными организациями.

Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально распущена в 1991 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ , сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»… Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла глухая борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей… В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы… В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.

Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.

«К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!»
На призыв «Будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее красный галстук.

Приведём последнюю редакцию законов юных пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер – товарищ и вожак октябрят. Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ .

Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий… Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

В конце тридцатых годов юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты… Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.

К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.

19 мая 1922 года 90 лет назад создана первая пионерская организация, с 1926 года названная Всесоюзной пионерской организацией имени В.И.Ленина

После Октябрьской революции во многих городах Советского Союза стали возникать детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию.

19 мая 1922 года Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И в октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах СССР, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

В 1924 году пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина. А после VII-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина».

Целью пионерской организации является:

Подготовка детей школьного возраста к вступлению в ВЛКСМ, а затем в ряды Коммунистической партии.

В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина.

Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

В годы Великой Отечественной войны организовано массовое тимуровское движение, включавшее также обязанности его членов:

оказание помощи семьям фронтовиков;

собор лекарственных растений и трав;

сбор металлолома;

организация сбора средств на военную технику для фронта;

дежурство в госпиталях и домах инвалидов;

участие в уборке урожая;

организация художественной самодеятельности для военнослужащих и гражданского населения.

Организатором этого направления пионерской деятельности был известный писатель Аркадий Петрович Гайдар. Его произведения: «Чук и Гек», «РВС», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда» воспитали не одно поколение детей и подростков в духе патриотизма и самоотверженного служения Родине.

Пионеры-Герои Советского Союза

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.

Пришел час испытаний и маленькие проказники и шалуны показали всему миру насколько, в маленьком детском сердце, сконцентрирована священная пламенная любовь к Родине. На первый взгляд мальчишки, девчонки. На их хрупкие плечи война положила всю тяжесть невзгод, недетских испытаний, беду и горе военного лихолетья. Но пионеры-орлята не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, которые вряд ли смог придумать даже самый талантливый писатель. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких советских ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Он отслеживал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Марат Казей . Его мама была схвачена за связь с партизанами и впоследствии повешена фашистами. Ушел к партизанам. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

Зина Портнова участвовала в операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г. юная пионерка была зверски замучена фашистами, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

Леня Голиков. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках. Почти километр преследовал Леня врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы.

Все четверо были удостоены высокого звания Героев Советского Союза посмертно…

Важнейшими пионерскими атрибутами являются дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.

Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т.п.) надевалась парадная форма. С гордостью носили на груди красный галстук – частичку боевого красного знамени. У пионерского галстука три конца – это символ единения партии, комсомола и пионерии.

В пионерскую организацию принимали детей в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществлялся индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины.

Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. В пионеры принимали в торжественной обстановке. Как правило, во время советских праздников, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

«Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза».

Цель пионерской организации - воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

На призыв:

«Пионер, к борьбе за дело Компартии будь готов!»

Следует ответ:

«Всегда готов!»

Законы юных пионеров:

Пионер предан Родине, партии, идеям социальной справедливости;

Пионер готовится стать комсомольцем;

Пионер ровняется на героев борьбы и труда;

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества;

Пионер лучший в учебе, труде и спорте;

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду;

Пионер - товарищ и вожатый октябрят;

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран;

Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым

Пионерия в Украине

21 июля 2004 года Всеукраинская пионерская организация им. В.И.Ленина была зарегистрирована Министерством юстиции Украины.

Как и в былые времена, старшим наставником, помощником и организатором возрождающегося пионерского движения, является Ленинский комсомол.

С 1993 года проделана большая организационная работа по возрождению пионерской организации.

Сегодня в Украине действует 22 всеукраинские детские общественные организации. Главным отличием пионерской, является идейное, организационное и символическое сходство с советской пионерией, что дает возможность заявить о том, что ВПО им. В.И.Ленина является идейным приемником и продолжателем пионерского движения Украины.

Пионерия проходит трудный путь становления и возрождения.

Бесспорно знаковым событием, стало проведение в 2010 году в Херсоне I-го Всеукраинского сбора областных пионерских организаций, в работе которого принимали представители 15 регионов страны.

Во время работы, ребята самостоятельно доработали и приняли Законы пионера, клятву, познакомились с основными пионерскими традициями и организационными деталями при проведении мероприятий.

Сегодня зарегистрированы и действуют региональные пионерские организации в Киевской, Житомирской, Волынской, Винницкой, Ивано-Франковской, Донецкой, Запорожской, Кировоградской областях.

Имеют огромные наработки организации Николаевской, Херсонской, Черниговской, Луганской, Харьковской, Полтавской, Черкасской областей, Севастополя.

Традиционно, в большинстве областных центров и городов 19 мая проходят торжественные пионерские линейки, новое пополнение принимают в ряды.

Глаза детей загораются, а звонкие голоса отчеканивают «Будь готов! - Всегда готов!».

То, что сегодня в пионерскую организацию идет новое пополнение, готовое к борьбе, труду, говорит про актуальность и необходимость восстановления пионерской организации, придает ей неподкупную простоту и силу.

Пресс-служба Запорожского ОК ЛКСМУ


Управление образования и науки Тамбовской области

Отдел образования Бондарского района

Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района

Номинация « История детского движения »

ТЕМА РАБОТЫ:

«История пионерской организации».

Подготовил:

Бокарева Анастасия Викторовна

учащаяся 9 класса,

Граждановский филиал

МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района

393244, Тамбовская область

Бондарский район

село Граждановка

улица Садовая,14,

84753443218

Руководитель:

Зенова Надежда Матвеевна

учитель начальных классов

Граждановский филиал

МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района

84753443218

с.Граждановка, 2015

Оглавление.

    Введение. стр.3-4

    Основная часть.

Глава I . История рождения и развития пионерии. стр.4-5

Глава II . Пионерская символика. стр.5-6

Глава III . Роль пионерской деятельности в жизни общества. стр.6

Глава IV . Пионерская организация нашей школы. стр.7-12

1. Пионерская организация нашей школы. стр.7-8

2. Черняева Александра Сергеевна. стр.8

3. Еремина Светлана Петровна. стр.9-10

4. Шишкина Любовь Николаевна. стр.10-11

5. Зенкина Зинаида Ильинична. стр.11-12

III . Выводы. стр.12

IV . Заключение. стр.12

V . Список использованной литературы. стр.12-13

VI . Приложения. стр.13-21

Введение.

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы пионеры-дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров - всегда будь готов!

Сейчас для нас, детей нового поколения, эти строки ничего не значат, некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени В.И.Ленина, что,конечно, очень печально, поскольку, я считаю, что не следует забывать историю.

Нынешние молодые, скорее, недоуменно пожмут плечами, спроси у них, с чем связана дата 19 мая. Поколение 40-летних еще помнит, что это день рождения пионерской организации. А для тех, кто еще старше – это целая эпоха, огромный этап, вобравший в себя время их жизни с 9 до 14 лет.

Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей, своих учителей, соседей. Именно так я увлеклась историей пионерии, попросив родителей, а также своих наставников рассказать что-нибудь из их детства.

Работая над этой темой, я заметила, с какой теплотой и ностальгией «бывшие пионеры» рассказывали мне о себе и своих одноклассниках. Слушая их, понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.

Это не пафос, не просто эмоции. Так было в реальной жизни. В пору пионерии дети жили в другом обществе, с другими ценностями. Теперь наступило другое время. Началась совершенно другая эпоха. Сама история - необратима. Пионерия осталась в истории, осталась частью биографии миллионов людей.

Тема моей работы сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы. Я остановлюсь на самых важных, по-моему, мнению моментах.

    Рассмотреть историю возникновения пионерской организации.

    Выявить значение пионерской деятельности в жизни советского общества.

    Провести исследование об истории детской пионерской организации в нашем селе, школе.

При написании исследовательской работы были использованы следующие источники:

Статьи из газет и журналов о пионерской организации;

Статьи из интернета о деятельности пионеров;

Воспоминания родителей, учителей, пионервожатых, документы и фотографии из школьного архива и личного архива рассказчиков.

Глава I . История рождения и развития пионерии.

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 21 января 1924 года решением Центрального комитета комсомола пионерской организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

Пионерская организация СССР была массовой. В пионеры принимали в 3 классе. Прием в пионеры проходил в два потока: самых лучших учеников (отличников и ударников учебы, активистов) принимали 22 апреля, в день рождения В.И.Ленина, в торжественной обстановке. Оставшуюся часть учеников принимали на праздничной линейке 19 мая. Формально прием осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945-х по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда».

Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. В 1970 году во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч дружин, объединявших 23 миллиона пионеров. За время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 миллионов человек.

Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря – места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров – дома творчества детей. Издавалась газета – «Пионерская правда».

Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье – это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орленок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

Сейчас в Российской Федерации пионерами себя называют около пяти миллионов человек в возрасте от 10 до 50 лет.

Глава II . Пионерская символика.

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась стена с пионерскими символами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах выпускались и вывешивались дружинные и отрядные стенгазеты.

Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой – красным галстуком и пионерским значком.

Существовало Торжественное обещание пионера Советского Союза, которое пионер должен был знать наизусть.[ 6]

Глава III . Роль пионерской деятельности в жизни общества.

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства – страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев.

Начало 20-х годов – период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали специальные грядки-полоски, на которых выращивали овощи. Городские пионеры активно помогали сельским комсомольским организациям в создании деревенских пионерских отрядов. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью – агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.

Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. В середине 20-х годов появились пионерские «дозорные урожая», а затем и «пионерские обозы», составленные из урожая, собранного и выращенного пионерами. В этот же период возникли такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.

Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Глава IV . Пионерская организация нашей школы.

В ходе написания работы я провела мини-исследование в своем селе, школе. Решила приоткрыть занавес истории и рассказать о пионерской организации нашей школы, о вожатых, об активистах и просто, о том далеком и таком удивительном времени.

Я посмотрела школьные архивы, чтобы найти что-нибудь интересное по моей теме, взяла интервью у бывших учеников и учителей, вожатых.

Структура пионерской организации нашей школы не отличалась от структуры всей пионерской организации. Вся школа - одна дружина. И наша дружина носила имя нашей землячки, уроженки села Осиновый Гай, Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

Каждый класс – это пионерский отряд. Каждый пионерский отряд выбирал представителя в Совет дружины. Это были достойные, ответственные, надежные ученики. Члены Совета дружины избирали себе председателя Совета дружины. В отряде выбирали представителей в Совет отряда и председателя отряда. Каждый отряд делился на несколько звеньев, каждое звено выбирало себе командира звена. Возглавляла и руководила работой дружины старшая пионервожатая.

Я изучила документы из архива школы и составила список (в хронологическом порядке), кто в разные годы руководил работой пионерской дружины:

С 1 сентября 1952 года (раннее документов не сохранилось) по август 1967 года приказом директора по семилетней школе Васильевым Василием Ивановичем старшей пионерской вожатой назначена Черняева Александра Сергеевна, после замужества Бокарева.

С сентября 1967 года по 1972 год (директор школы Суровцев Александр Алексеевич) – Лунева Зинаида Ивановна.

С 1972 по 1973 год – Еремина Светлана Петровна, в настоящее время учитель русского языка и литературы в нашей школе.

С1973 по 1976 –Шишкина Любовь Николаевна, в настоящее время учитель русского языка и литературы в одной из московских школ. недавно выпустила сборник своих стихов.

С августа 1976 года по июнь 2005 года – Зенкина Зинаида Ильинична, а настоящее время на пенсии, живет в нашем селе. [ 5]

А теперь все по порядку.

Богата событиями и традициями история пионерской организации нашей школы. Фотографии – это живые свидетели, которые рассказывают о том, какими были они – пионеры. Рассматривая фотографии, общаясь с бывшими пионерами, я узнала, что жизнь ребят в пионерских галстуках была интересной и разнообразной.

1952 год. Школа в селе располагалась в здании бывшей церкви. Была семилетней. На 1 сентября 1952 года в 1-7 классах насчитывалось 358 учащихся. Старшей пионерской вожатой, как уже было сказано ранее, Черняева Александра Сергеевна, после замужества Бокарева. Управляться с такой ватагой ребят, поверьте, было не совсем просто. Это подвижная, любознательная, неравнодушная детвора. И вот с такими непоседами работала Александра Сергеевна. Много хороших дел на счету пионерской организации в те годы: пионерские сборы, торжественные линейки, туристические походы по родному краю, трудовые десанты по сбору макулатуры и металлолома, уроки мужества, концерты, помощь совхозу.

Летом пионеры собирали на полях совхоза колоски, уничтожали сорняки, грызунов, сажали лесопосадки, сады.

Год 1967. Александру Сергеевну на ее посту сменила Лунева Зинаида Ивановна. Пионеры занимались тимуровской работой: рубили дрова, расчищали снег, сажали и убирали огороды. Готовили выступления агитбригад. Пионерская дружина активно решала все внутришкольные вопросы: дисциплины, успеваемости, кружковой работы, шефства. За время своей работы пионервожатой Зинаида Ивановна жила заботами ребят, поддерживала их начинания, а где-то выступала и со своей инициативой. Ребята не сидели на месте. Их выступления агитбригады с нетерпением ждали на фермах и полевых станах.

Год1972. Эстафету принимает еще совсем молоденькая учительница начальных классов Еремина Светлана Петровна. На сегодняшний день Светлана Петровна работает учителем русского языка и литературы.

Вот что она рассказала о своей работе пионервожатой. Вся работа велась по маршам. 1972-1974 годы – Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов». Марш посвящен 50-летию образования СССР и 50-летию со дня присвоения комсомолу и пионерской организации имени В.И.Ленина. Пионерские отряды нашей школы провели огромную работу.

30 декабря 1972 года наша необъятная страна отмечала знаменательное событие – праздник дорогой и близкий каждому гражданину нашей Родины – 50-летие образования СССР.

С 25-30 декабря во всех уголках нашей страны проходил фестиваль «Пятнадцать республик - пятнадцать сестер». Наша школа тоже приняла участие в этом мероприятии.

Подготовка к празднику началась почти за два месяца до фестиваля. Готовился к празднику каждый класс. Подготовка его состояла в том, чтобы представить одну из республик СССР номерами художественной самодеятельности.

И вот наступил долгожданный день. 30 декабря все учащиеся нашей школы пришли в клуб, чтобы принять участие в фестивале.

Сначала Гаврилова М.П. сделала доклад о развитии республик нашей страны за 50 лет.

Потом завуч школы Махрачева В.Г. рассказала о том, как учащиеся нашей школы подготовились к 50-летию образования Союза Советских социалистических республик. Многие ребята были награждены книгами за хорошую учебу, активную общественную работу и примерную дисциплину.

И вот наступила самая долгожданная минута.

Звучит команда ведущего фестиваля Махрачева Александра: «Прежде чем начать наш фестиваль внесем флаг СССР. Перед внесением флага прошу всех встать! Флаг Союза Советских социалистических республик внести!» Под звуки горна и барабанную дробь Сергеева Т. Вносит флаг СССР.

Затем все садятся, и начинается концерт. Программа его была очень интересной. Звучали песни народов нашей Родины. Галаева Н. и Моисеева Т.исполнили белорусскую народную песню «Перепелочка» и латвийскую шуточную песню «Петушок». Девочки из 8 класса спели казахскую песню «О мальчике». Группа девочек из 5 класса исполнили песню молдавских ребят. Ануфриева Н. из 5 класса спела грузинскую песню «Светлячок».

Не обошлось все и без танцев. «Юные молдаване» живо, темпераментно исполнили «Молдаванеску». Девочки 9-б сплясали танец «Казачок», любимый танец украинцев. Было показано много русских танцев: и хоровод «Березка»,и лирический танец «Вечерние ритмы», и жизнерадостная «Калинка»,и уважаемый всеми русский вальс.

Много приятного доставили наши «артисты» всем присутствующим, а в числе их были не только наши пионеры, учителя, но и лучшие производственники совхоза.

В конце ребята выразили пожелания всех людей земли: «Мы хотим, чтоб все народы жили в мире и добре, чтобы вволю было хлеба, чтобы чистым было небо. И с весенней песней дети просыпались на заре».

Праздник всем очень понравился. Каждый участник фестиваля почувствовал мощь нашей державы, и уходя, каждый в сердце славил наш народ, нашу партию, нашу родную страну.

Поблагодарив Светлану Петровну за интересный рассказ, отправимся дальше. [ 2]

Год 1973. Время не стоит на месте. Учащиеся школы знакомятся с новой пионервожатой Шишкиной Любовью Николаевной. Но работа пионерской организации не прекращается. Ученики также проводят мероприятия, собирают макулатуру, металлолом, сажают деревья.

Сбор дружины, посвященный памяти Зои Космодемьянской проходил 13 сентября 1973 года. На сборе присутствовало 100 человек. Все учащиеся в парадной форме.

На сборе все пионеры почтили память Зои минутой молчания. Пионеры рассказывали об ее детстве, и ее школьных годах, о героическом подвиге в дни Великой Отечественной войны. Подробно было рассказано о смерти героини. Из рассказов узнали весь жизненный путь Зои, хотя он короткий, но вошел в историю. После звучали стихи, посвященные Зои Космодемьянской, которые читали пионеры.

О работе пионерской организации школы Любовь Николаевна часто публиковала заметки в районной газете «Народная трибуна».

Год 1976. Спроси в селе, где живет Зиночка и каждый стар и млад, ответит тебе. Так ласково зовут бывшую пионерскую вожатую Зенкину Зинаиду Ильиничну. Сколько хороших слов можно услышать от бывших пионеров и комсомольцев нашей школы в адрес этого замечательного человека, отзывчивого и настоящего друга и наставника. 29 лет посвятила она шумной, непоседливой, когда-то непослушной детворе. И в каждом ребячьем сердце осталась частичка ее души.

Пионерские сборы, обсуждение наболевших вопросов, посещение ветеранов войны, сбор металлолома и макулатуры. Никто не забудет огонь пионерского костра в день рождения пионерской организации 19 мая.

Своей добротой и лаской, любовью к детям, жизненной активностью, трудолюбием и рукоделием Зинаида Ильинична заслужила достойное уважение не только подростков, но и их родителей, коллег, односельчан.

За свой вклад в воспитании подрастающего поколения Зенкина Зинаида Ильинична награждена Почетной грамотой Министерства образования.

Зинаида Ильинична пришла работать в школу библиотекарем в 1974 году, а с 1976 года по 2005 год работала пионерской вожатой и организатором. Без ее участия и помощи не проходило не одно мероприятие.

Но все меняется. На смену пионерской организации в 1996 году 5 октября была создана детская организация Союз планет «Галактика»- общественное, добровольное, первично объединение детей Граждановской средней общеобразовательной школы с 1 – ого по 11 – ый классы.

Первым президентом на общешкольном собрании учащихся была избрана Галаева Инна Викторовна.

Выводы.

Подводя итоги своих исследований, я пришла к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединявшая миллионы детей по всей стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны: помогали в уборке урожая, «боролись» с неграмотностью, поддерживали активную позицию в общественно – политической жизни страны, а особенно проявили себя во время войны…

И доказательством того, что не все следует забывать из советского прошлого, служит то, что во многих городах и селах нашей страны существуют пионерские организации, которые помогают учащимся занимать активную жизненную позицию и быть неравнодушными к тем, кто находится рядом. Я считаю, что пионерское движение – это светлая страница истории нашей страны.

Заключение.

Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но и многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией.

История детского движения продолжается. История его в XXI веке может и должна стать предметом исследования.

Список использованной литературы.

1.Н.В.Богданов «Гори, пионерский костер!» //издательство «Малыш»,1982г.

2.Воспоминания бывшей пионерской вожатой Ереминой С.П.

3.Газета «Народная трибуна»//от 4 декабря 1975г.

4. Газета «Пионерская правда»// №12 от 28 января 1989г.

5. Краеведческий материал Граждановской школы.

6. С.Михалков «Красный галстук» 1936г.

7.Ресурсы интернета viki . rdf . ru

Приложения.

Граждановская семилетняя школа

Старшая пионервожатая Черняева (Бокарева) Александра Сергеевна 1952-1967гг.

Год 1972-1973. Пионервожатая Еремина Светлана Петровна.

30 декабря 1972 год. 50-летие образования СССР.

Спортивный праздник.

Год 1973-1976 . Пионервожатая Шишкина Любовь Николаевна.



24 апреля 1975 год. Приезд Пароваткина в школу.


Газета «Народная трибуна» октябрь 1975г.

Газета «Народная трибуна» 4 декабря 1975г.

1976-2005 год. Пионервожатая Зенкина Зинаида Ильинична.

Без Зиночки не обходится не одно мероприятие.



Июнь 1978 год. Поездка в Тарханы.


Школьная акция «Мы за мир!»

Пионерский отряд имени А.Матросова 1984год.

Поездка в Краснодон 1988 год.

Школьный хор под руководством Зенкиной З.И. 1986-1988гг.

Профсоюзное собрание школы.

Школьные фольклорные праздники.



Первое сентября 1998 год.

Первое сентября 2006 год.

Она и сегодня в строю. 9 мая 2015 год сельский ДК.

Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.

2 февраля 1922 года бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Московским комитетом РКСМ. С этой целью было создано особое бюро, один из членов которого, бывший скаутмастер Валериан Зорин, 12 февраля организовал детскую группу в I Коммунистическом интернате имени III Интернационала (в Замоскворечье). Отряд, названный по-скаутски «Юные разведчики», вскоре распался, и Зорин переключился на организацию детей на заводе «Каучук». Одновременно, 13 февраля, другой бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний Михаил Стремяков, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта последняя группа обычно считается первым пионерским отрядом (при той же типографии Стремяков в апреле начал издавать пионерский журнал «Барабан», а впоследствии стал первым редактором газеты «Пионерская правда»). 2 марта при ЦК РКСМ было создано временное бюро детских групп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Всероссийской конференции ВЛКСМ. Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, из них 4 - бывшие скаутмастеры.

На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Четыре первых отряда были созданы из Российского отряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14).

В октябре, 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

Похожая информация:

Поиск на сайте:

История создания пионерского движения

Истоки пионерской организации

В конце третьего этапа Гражданской войны (конец осени 1918-крнец 1920-го гг.), когда, по сути ситуация уже была практически сложившейся в пользу большевиков, а значит в пользу Советской власти, на мирных территориях, по мере возможности, начинается складываться новый уклад жизни страны — страны Советов.

Кроме проблемы восстановления хозяйства, разрушенного войной, как Гражданской, так и Первой мировой, остро стояла проблема налаживания и формирования централизованного управления молодым государством, а так же воспитание общества. Да, большевики одержали силовую победу, да, большинство населения страны сделало свой выбор в их пользу, но достигнутый результат необходимо было закрепить. Ведь среди тех, кто поддержал на тот момент Советы, не все были сторонниками большевиков. Многие из них при выборе руководствовались тем, что выбирали «меньшее из двух зол».

Одним из важнейших методов воспитания общества большевики выбрали идеологическое воспитание. Оно охватывало всё общество, включая детей и молодёжь. «Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чуждое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас», – было написано в резолюции I Всероссийской конференции РКСМ. Именно в рамках такого идеологического воспитания были созданы ВЛКСМ, а позже и младшее звено комсомола – Всесоюзная пионерская организация.

Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. История скаутского движения, или скаутизм, имеет весьма глубокие исторически корни в России.

Его история начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик». Уже в 1909 году под руководством Олега Пантюхова сформировался первый отряд «Бобры». Лозунгом русских разведчиков («скаут» в переводе с английского означает «разведчик») был: «Верность Богу, Царю, Отечеству».

С ребятами тогда работали бывшие русские офицеры и царский двор очень поддерживал их. Кстати, известен один любопытный исторический факт: Антон Семенович Макаренко, великий наш педагог, был одним из первых, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище.

В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч.

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина

В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Так, если Московский отряд В. А. Попова старался оставаться на традиционных принципах Баден-Пауэлла, то в ряде городов (Петрограде, Казани и др.) возникли объединения так называемых «Лесных братьев» - следопытов леса; наконец, в скаутизме возникли просоветские тенденции. Их наиболее видным выразителем был скаутский лидер РСФСР и Дальневосточной республики Иннокентий Жуков (бывший секретарь общества «Русский скаут»), призывавший создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом.

Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты - скауты»), прямо пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания «ЮК-скаутов» принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего «буржуазного» скаутизма.

Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму, включая юкизм, видя в нём своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.

Можно сделать вывод о том, что одной из задач в укреплении своей власти большевики считали вовлечение в свои ряды подрастающего поколения. В России и до революции существовали детские движения и организации, самым многочисленным и популярным из которых было скаутское движение. После революции 1917 года скаутское движение постепенно идёт на спад, т.к. в условиях войны, революции, интервенции не было возможности для полноправного существования и развития таких организаций. Этому ещё способствовало и то, что коммунисты начинают делать попытки создания прокоммунистических детских организаций. Одной из первых попыток такого рода была организация Юных коммунистов или юкизм. Однако эта организация не имела успеха и наряду со скаутизмом была ликвидирована в 1919 году.

Становление пионерской организации

Одновременно с роспуском скаутской организации и ЮК — скаутов в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создания собственной коммунистической организации для работы с детьми. Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы.

Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая, в ноябре 1921 года выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

Новые идейные и педагогические принципы разрабатывались на заседаниях ЦК РКСМ, коллегии Наркомпроса РСФСР, научно-педагогической секции Государственного учёного совета в 1921-1922 годы. К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых – Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, П. П. Блонский.

Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако, после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм.

В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов.

Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ, май 1922г.:

«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК».

Была взята за основу старая структура – отряды, патрули, звенья, а также символы – галстук и форма, призыв «Будь готов!», салют, горн, барабан, некоторые законы, летние лагеря и многое другое. Часто и организаторами первых пионерских отрядов становились бывшие скауты. Но скаутские принципы признавались буржуазными. Особое неприятие вызывала система духовных ценностей скаутов, их религиозность и приверженность монархизму. Больше тысячи скаутов – мастеров были репрессированы и сосланы на Соловецкие острова, а рядовым скаутам было запрещено жить в шести крупных городах страны.

19 мая 1922г. по решению Всероссийской конференции РКСМ опыт создания пионерских отрядов в Москве был распространён по всей стране.

Идея назвать организацию пионерской, а её участников пионерами, была выдвинута тем же И. Жуковым. Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

В октябре 1923г. 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя В. И. Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н. К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В. И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались.

Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом. Нельзя сказать, что принимали в пионеры по жёсткому принуждению, но, постепенно складывалось так, что не быть пионером было стыдно и не прилично.

Таким образом, мы видим, что КП(б) довольно активно приступила к организации детского идеологического воспитания. Была создана Всесоюзная пионерская организация, получившая впоследствии имя В. И. Ленина. Целью этой организации было воспитание подрастающего поколения строителей коммунизма, соответственно, все задачи исходили из этой цели. Пионерская организация не была построена на пустом месте, она вобрала в себя принцип построения и некоторые методы из скаутской организации. Руководство компартии было заинтересовано и прилагало все усилия для того, чтобы популяризировать пионерскую организацию, ведь изначально она существовала на основе добровольного вхождения и выхода из организации. В общем-то пионеры получали всестороннее воспитание: и физическое, и нравственное, и эстетическое, и, безусловно, патриотическое. Особенность состояла в том, что всё это было пронизано коммунистической идеологией.

II. Создание пионерской организации.

Белое движение в годы гражданской войны, его идеи и лидеры

1.1 Условия возникновения белого движения

В истории нет единого мнения о времени начала гражданской войны. Одни историки относят его к октябрю 1917 г., другие к весне-лету 1918 г….

Выражение масонских идей на страницах русских периодических изданий XVIII-XIX вв.

1.1 История возникновения, основные идеи

История масонского ордена представляется туманной, окутанной множеством легенд и тайн. Само название масонство или франкмасонство происходит от французского franc mason или английского free mason, что в дословном переводе означает вольный каменщик…

Государственный герб Российской Федерации

1. История возникновения гербов. Геральдика

Движение афроамериканцев в США за гражданские права во второй половине XX века

1.1 Причины возникновения движения афроамериканцев в США

Нынешние национальные проблемы США своими корнями уходят в прошлое страны. Они обусловлены особенностями исторического развития США, формирования американской нации…

Движение ихэтуаней в Цинской империи

Глава 1. Предпосылки возникновения движения ихэтуаней

История Древнего Рима

1.1 История возникновения Древнего Рима

История пионерии

3. Атрибутика пионерского движения

Обустройство средневекового замка

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Людям во все времена приходилось защищать себя и свою собственность от посягательств соседей, и поэтому искусство фортификации, то есть строительства укреплений, является весьма древним. В Европе и Азии можно повсеместно видеть крепости…

Общественное движение в России в 30-50 годы XIX века

1. Предпосылки и причины возникновения общественного движения 30 — 50 гг. XIX века

В России первой половины XIX века исторический процесс обусловливался, прежде всего, кризисом феодально-крепостнических отношений, нарастающим постепенно и достигшим особой напряженности в 30 — 50 годах…

Общественное движение в России в 30-50-е годы XIX века

Предпосылки и причины возникновения общественного движения 30 — 50 гг. XIX века

В России первой половины XIX века исторический процесс обусловливался, прежде всего, кризисом феодально-крепостнических отношений, нарастающим постепенно и достигшим особой напряженности в 30-50 годах…

Отношения Твери и Москвы с конца XIII в. по 1485 г.

1. История возникновения Твери

Губернский город Тверь расположен по обоим берегам р. Волги при впадении в последнюю с правой стороны р. Тьмаки, а с левой — Тверцы, разделяющей заволжскую сторону города на две части. В древности она называлась Тферью, Тьферью и, как теперь…

Содружество Наций

1. История возникновения Британской империи

Исторически сложилось так, что капиталистические отношения в Англии зародились раньше чем в других странах. Промышленность расширялась и нуждалась в источниках сырья…

Спарта и здоровый образ жизни

1. История возникновения Спарты

Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) — сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон…

Сравнительный анализ крестьянского движения в 1920-1921 гг. на основе материалов Саратовской и Тамбовской губерний

1.2. Причины и предпосылки возникновения крестьянского движения в 1920-1921гг.

Историк-крестьяновед Т.В. Осипова считает, что даже при передаче общины всех частновладельческих земель прирезка пахотной земли составила бы менее 1 десятины, как это и оказалось в 1918г…

Становление государства в Древнем Риме

1.1. История возникновения Древнего Рима

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось…

traduire de

День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина
После Октябрьской революции во многих городах Советского союза стали возникать детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию.

19 мая 1922 года Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И в октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах СССР, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

В 1924 году ей было присвоено имя В.И.Ленина. А после 7-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина».

Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа, создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.

В годы Великой Отечественной войны организовалось массовое тимуровское движение. Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая.

В 1991 году пионерская организация, как и ВЛКСМ, закончила свое существование. Сперва предпринимались попытки ее реформирования, но в прежнем масштабе создать детскую и юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций – преемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах.

Новый Союз пионерских организаций появился в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.


Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще — День пионерии, — официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок — пионер — комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Да и всегда найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы.

Кто из советских пионеров, не помнит волнения, с которым готовился вступить в ряды массовой общественно-политической организации? Как под звуки горнов и барабанов повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно клялись на верность делу Ленина и Коммунистической партии? Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог — скаутское движение. Пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

«Будь готов!»

«Всегда готов!»

Пионерская клятва
Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!»

Законы юных пионеров — свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров.

Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ в октябре 1922 года. В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон — «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».

Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ.

Законы пионеров Советского Союза

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер дисциплинирован.
Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер — товарищ и вожатый октябрят.
Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.

Обычаи пионеров.

Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.
Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы - друзья желудка.
Пионеры точны и аккуратны.
Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.
Пионеры охраняют полезных животных.
Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.

Пионерский гимн

Взвейтесь кострами

Музыка: С. Дёшкин Слова: А. Жаров


Мы, пионеры, дети рабочих.

Припев (после каждого куплета):
Близится время /авт:эра/
Светлых годов,
Клич пионера —
"Всегда будь готов!"

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за комсомолом.

Мы поднимаем красное /авт:алое/ знамя,
Дети рабочих, смело за нами!

Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.

19 мая 1922 года вторая всероссийская конференция комсомола приняла решение об учреждении пионерских отрядов по всему Советскому Союзу. Эта дата считается днем рождения пионерии. Пионерское движение просуществовало почти 70 лет и, несмотря на то, что оно было упразднено еще четверть века назад, каждый россиянин знает, кто такие пионеры и сможет узнать их на старых фотографиях и открытках по красному галстуку, пилотке и белой рубашке. сайт собрал десять малоизвестных и необычных фактов о пионерах и их деятельности.

По инициативе Крупской

Пионерское движение в СССР было создано по инициативе Надежды Крупской. В ноябре 1921 года Крупская в ходе нескольких публичных выступлений предложила комсомолу создать новую детскую организацию, основанную на принципах скаутского движения. Правящая верхушка негативно относилась к скаутам из-за их неприятия революции, поэтому и к предложению Крупской отнеслась отрицательно. Позже руководители комсомола пересмотрели свое решение и одобрили инициативу, решив создать из новой организации детское коммунистическое движение. Членов организации было решено называть пионерами, что в переводе с французского означает «первопроходец». Атрибутами движения стала измененная скаутская символика: красный галстук и белая рубашка вместо зеленых скаутских.

Пионерское движение просуществовало почти 70 лет. Фото: Музей печати и издательского дела

На галстуке не было узла

Изначально пионерский галстук не завязывался на шее, а скреплялся зажимом. На нем были изображены серп и молот, надпись «Всегда готов!» и костер на переднем плане. Костер состоял из пяти поленьев и трех языков пламени, что означало пять континентов и Третий Интернационал - Коминтерн, который должен был разжечь на них огонь революции. Когда Коминтерн был распущен, зажимы решили убрать. Это объясняли сложностью их изготовления. С тех пор пионерский галстук стали завязывать узлом.

Пионерская песня из оперы «Фауст»

Если прислушаться, то в знаменитой пионерской песне «Взвейтесь кострами, синие ночи» можно услышать музыку из оперы «Фауст». Это неслучайно! В мае 1922 года композитору Александру Жарову было поручено в кратчайшие сроки написать патриотическую пионерскую песню. Во время посещения оперы «Фауст» в Большом театре Жаров услышал «Марш солдат» композитора Шарля Гуно и был сильно впечатлен. Эта композиция и была взята за основу: ее обработали и адаптировали для горна. Песня быстро прижилась и стала очень запоминающейся и известной.

Пионер должен был быть смелым, умным и сильным. Фото: Музей печати и издательского дела

От Спартака к Ленину

В год создания пионерской организации движению было присвоено имя Спартака: руководители комсомола посчитали, что именно такое название будет символизировать силу, смелось и патриотизм членов организации. Целиком название звучало так: детские коммунистические группы имени Спартака. Такое имя пионерское движение носило в течение двух лет. В 1924 году, после смерти Ленина, организации было присвоено имя вождя, а в 1926 году появилось новое официальное название: Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. Оно сохранилось до конца существования движения.

Будь готов!

Пионерский девиз «Будь готов!» перешел в Советский Союз из Великобритании. Первые буквы словосочетания «be prepared» совпадали с аббревиатурой основателя скаутского движения Великобритании, полковника Баден-Пауэлла, поэтому фраза быстро прижилась в стране. В Советском Союзе девиз был несколько видоизменен: полное выражение звучало как «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». Откликом стала фраза «Всегда готов!».

В рядах пионеров побывало более 210 млн. человек. Фото: Музей печати и издательского дела

Пионеры-герои

Во время Великой Отечественной войны пионеры наравне со взрослыми защищали Родину от фашистских захватчиков? Они помогали солдатам на фронте, в тылу, в подполье, многие пионеры становились партизанами и разведчиками. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров были награждены медалями и орденами, а четверо - Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей и Зина Портнова - удостоились звания Героев Советского Союза.

11-летняя труженица

Пионеры занимались общественно полезной деятельностью: собирали металлолом, макулатуру, сажали цветы и деревья и выращивали животных. Лучшим из лучших полагались награды. Из всего списка отличившихся ребят выделяется пионерка из Таджикистана Мамлакат Нахангова. 11-летняя девочка в семь раз перевыполнила норму для взрослого человека по сбору хлопка и была награждена орденом Ленина.

Пионеры трудились практически наравне со взрослыми. Фото: Музей печати и издательского дела

Первые тимуровцы

Тимуровское движения в Советском Союзе зародилось после издания книги «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Тимуровцы были образцовыми пионерами, которые бескорыстно помогали всем нуждающимся. Первый отряд тимуровцев появился в 1940 году в городе Клин, где Гайдар написал свою повесть. Отряд состоял всего из шести участников. Ребята помогали сотрудникам детских домов, госпиталей, ухаживали за пожилыми людями, собирали урожай, а в годы войны - брали шефство над семьями солдат. Тимуровское движения до сих пор сохраняется во многих городах России.

«Зарница»

Даже во время нахождения в летних лагерях пионеры много трудились, занимались общественно полезной работой и жили по строгому распорядку дня. Досуг у ребят тоже проходил совсем не по-детски: главным развлечением в летних лагерях была «Зарница» - военно-спортивная игра, которая была очень похожа на боевые учения солдат. В рамках игры каждая из двух команд должна была как можно быстрей овладеть флагом противника. Каждому участнику на плечи нашивали погоны. Если какому-то члену команды срывали один погон, он не мог бегать и просто ходил, а если оба погона - он был «убит».

Девизом пионеров стали фразы "Будь готов!" и "Всегда готов!" Фото: Музей печати и издательского дела

Миллионы пионеров

В сентябре 1991 года на XXII съезде ВЛКСМ роль комсомола была объявлена исчерпанной, и комсомольская организация вместе со Всесоюзной пионерской организацией имени Ленина официально прекратили свое существование. Пионерское движение стало большой страницей в истории России. За 69 лет работы движения в рядах пионеров побывало более 210 млн. человек.