Где похоронили актрису александру завьялову. Сын актрисы завьяловой признался в убийстве матери

3 февраля в Санкт-Петербурге была убита актриса Александра Завьялова. Всенародную известность она приобрела, когда сыграла роль суровой Пистимеи в монументальном советском сериале «Тени исчезают в полдень».
Как подозревают следователи, за сутки до 80-летия ее зарезал в собственной квартире 40-летний сын, якобы находившийся в состоянии опьянения. Но люди, хорошо знавшие Петра ЗАВЬЯЛОВА и его знаменитую маму - соседи по дому №6 по Гаврской улице, не могут в это поверить.

В последние годы звезду советского экрана было не узнать.
- Накануне гибели Завьяловой по телевизору показали документальный фильм «Затворница», посвященный ее юбилею, - рассказывает соседкаАлиса Юровская. - Ленту снимали в загородном доме дочери актрисы Татьяны, старшей сестры Петра. «Пистимея» на экране выглядела ухоженной, расхаживала в добротной одежде, хотя мы давно привыкли видеть ее в совершенно ином образе. Это раньше она шиковала, наряжалась в элегантные платья и сапоги со стразами, а потом вдруг перестала следить за собой: без зубов, всклокоченная. В таком виде и бегала по району. Именно бегала. С тех пор как у нее обнаружили душевный недуг, в моменты обострения Александра Семеновна передвигалась очень быстро.
По словам Юровской, погасшая звезда кино (последний раз Завьялова сыграла в начале 90-х в сериале «Белые одежды»), несмотря на свой преклонный возраст, обладала недюжинной силой.
- Однажды я от нее пострадала, - вздыхает Алиса Юрьевна. - Встретились около входной двери. Мне бы подождать, пока она уйдет, а я уставшая была после работы, вот и шагнула за ней. Ну, она и заехала мне со всей силы железной дверью по ноге. С тех пор палец так и остался изуродованным.
Из всех родственников рядом с матерью постоянно оставался только сын Петр. А старшая дочь, которая давно вышла замуж и завела свою семью, по словам соседей, навещала Александру Семеновну и брата очень редко.


Председатель правления дома, где жили ЗАВЬЯЛОВЫ, написала для суда положительную характеристику на Петра
- «Пистимея» дожила до преклонных лет именно благодаря Пете, - считает Юровская. - Он не хотел определять мать на постоянное лечение в специализированную клинику, хотя я неоднократно ему советовала. «Не могу этого допустить, ведь она моя мать!» - качал головой сосед. И делился, что перед глазами постоянно всплывает картинка из детства, как на глазах у него, четырехлетнего мальчишки, санитары тащили родительницу в психушку, когда у нее случилось первое обострение. А его самого отправили в дом малютки, где он пробыл месяц. Алиса Юрьевна заверила, что очень переживает и за то, что дочка актрисы Татьяна недавно отвела мать к нотариусу и оформила на себя дарственную на ее с Петром квартиру.
- С этим должны разобраться эксперты, - продолжает соседка. - Нужно выяснить, была ли адекватна Александра Семеновна в момент подписания документов. Обидно, что Петя теперь никаких прав на свою квартиру не имеет. Где же он будет жить, когда выйдет из тюрьмы? Ведь пока недвижимость можно сдавать, а вырученные деньги тратить на адвокатов. Сестра же отказалась нанимать защитника для брата. «Что от государства заключенному положено, то пусть и будет», - сказала она. Узнав об этом, добрые люди скинулись на хорошего адвоката. Мы, соседи, Петру посылки отправляем в СИЗО, а еще написали коллективное ходатайство в суд, что Петя не мог совершить умышленное убийство родительницы. Его подписали 30 жильцов. Лично я знаю Завьялова много лет. Видела его и трезвым, и пьяным, сидела с ним за одним столом, но совершенно не помню его агрессивным. И хотя ему было очень тяжело жить с больной матерью, он ее любил. Что трудно сказать про Татьяну. Знаете, как она отреагировала на звонки соседей, пытавшихся выразить ей соболезнования? Язвительно заявляла, что люди в доме живут странные и «все вынюхивают».


Заботы по уходу за больной матерью Татьяна взвалила на брата. Сейчас сестра признана потерпевшей по делу об убийстве мамы, в котором обвиняется Пётр (в круге). Фото Руслана ВОРОНОГО

Уколы от агрессии

Другой сосед Завьяловых, Дмитрий Голубовский, тоже не может поверить в виновность Петра:
- Он прекрасный человек, деликатный, отзывчивый, всегда помогал окружающим. Кому сумки донесет, кому мебель передвинет. Причем денег за свои услуги не брал, хотя они с матерью часто голодали: сестра отобрала у матери банковскую карточку, куда переводили пенсию, а Петр нигде постоянно не работал, перебивался случайными заработками, так как с мамой надо было сидеть 24 часа в сутки. Из-за нехватки еды у артистки и ее сына даже конфликты случались. Петя рассказывал, что стоит наварить (он прекрасно готовит) несколько литров супа в расчете на три дня, как тот к утру скисает. А все потому, что мама не из тарелки ест, а прямо из кастрюли.


Письмо Петра из «Крестов» своей подруге
В основном Александра Семеновна проводила время в своей комнате у радиоприемника. Слушала или с ним разговаривала. В периоды обострений болезни она бегала вокруг дома и просила прохожих «отвезти ее к мужу в Америку». Или пыталась позвонить в США по домофону.
Личную жизнь Петька не устроил. Первая его жена Жанна была очень хорошим человеком. Увы, она умерла. «Пистимея» ненавидела невестку и даже внука - Жанниного с Петей сына. Другая зазноба Пети работала медсестрой. Мой друг был раздавлен, когда та его оставила. А последняя его девушка, Катя, ушла от Завьялова год назад. Когда они жили вместе, Петя завел собаку, которой радовался, как ребенок… К несчастью, всем его вторым половинкам не давала покоя его мама.
Еще одна жительница дома, Анастасия Виноградова, согласна с соседями:
- По моим наблюдениям, Александра Семеновна, светлая ей память, была очень тяжелым человеком. Наверное, из-за душевной болезни, - вздыхает она. - Женщина много раз лежала в клинике, а в последнее время стала очень агрессивной. Петя водил маму на уколы, которые хотя бы на время снимали у нее это состояние. Не верится, что убийство совершил Петр. Это добрейший человек. Если он выпивал, то становился совсем мягким и всех жалел.



Оксана ШИШКОВА, адвокат Петра ЗАВЬЯЛОВА:

- Сейчас проводится предварительное следствие. Своей вины мой доверитель не отрицает. Момента нанесения удара Петр Завьялов не помнит. Он мне пересказывал свою жизнь. Обстоятельства жизни обвиняемого будут учитываться в суде. Пока я не буду пересказывать вам свои беседы с Петром… Он обвиняется по статье 105 Ч.1 УК РФ, по которой предусмотрено наказание от шести до 15 лет лишения свободы. Да, разрыв огромный, поэтому все будет зависеть от изучения личности, обстоятельств, как все произошло. Будут проведены ряд экспертиз, в том числе психиатрическая. Будет приниматься к сведению мнение потерпевшей стороны. Потерпевшей по делу признана Бучкина Татьяна Дмитриевна, сестра моего доверителя.

Дмитрий, внук Александры ЗАВЬЯЛОВОЙ:

- Пока ничего не буду говорить. Вся информация секретная. Мы обязательно наймем адвоката для Пети. Никто его не бросал. Передачу передали, общались с ним через стекло. Но это делал не я и не моя мама, а там… люди есть.

Звезду сериала «Тени исчезают в полдень» два года держали в психиатрической больнице

Слава пришла к Александре ЗАВЬЯЛОВОЙ после роли Пистимеи в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень». Ее не по-советски красивое лицо украшало обложки западных журналов, критики прочили ошеломляющую карьеру, а мужчины мечтали взглянуть на нее вживую хоть одним глазком. Но прошло два года, и актриса перестала появляться на экране. Об этом ходило много слухов, потом и они затихли. Остался только один - Завьялова ушла в монастырь и дала обет молчания. Накануне ее 75-летия, которое Александра Семеновна отметит 4 февраля, «Экспресс газете» удалось разыскать одну из самых загадочных актрис советского кино.

Телефон Александры Завьяловой в ее петербургской квартире на Выборгской стороне упорно не отвечал. Свет в окнах не горел, а соседи уверяли, что Александра Семеновна здесь давно не была - переписала жилплощадь на сына Петю, который вроде бы работает охранником.

Да вот он и сам, - показали нам на приближающегося крепкого молодого человека.

Все вопросы про маму задавайте моей сестре Татьяне, она ею занимается,- пробурчал Петр и, протянув листок с мобильным телефоном сестры, скрылся в парадном.

Старшая дочь Завьяловой, питерский художник Татьяна Бучкина , уверила, что Александра Семеновна живет не в монастыре, а на даче, но разговаривать с журналистами не может.

Ей трудно говорить. У нее нет зубов. Не успели вставить к юбилею, - объяснила Бучкина. - Если хотите поговорить с мамой, то можете сделать это по Интернету. Она умеет пользоваться. Мы с ней сейчас потихоньку пишем книгу ее воспоминаний. К сожалению, память у нее уже не та, какие-то события она уже вспоминает с трудом. У мамы же была страшная депрессия из-за того, что ее перестали снимать. Успех после картины «Тени исчезают в полдень» был ошеломительным. Но ей больше не предлагали главные роли. Актрисе с такой внешностью очень тяжело было в советское время. По типажу она не трактористка, не доярка и не передовик производства.

Выход для нее был: ей надо было соглашаться на любую работу, но она этого не делала, решив, что героини второго плана не для нее. Она нашла спасение для себя в материнстве. Ей казалось это очень правильным поступком. Однажды она поехала к себе на родину, познакомилась там с каким-то молодым красавцем и в 39 лет родила от него Петю. Отца Петра она больше никогда не видела. Петя уже не помнит маму здоровой. Все хлопоты по воспитанию ребенка легли на мои плечи. Петр может быть хорошим и интеллигентным, но до тех пор, пока не выпьет. Очень жалко, что в то время я была еще ребенком и не понимала, как ее поддержать. Мой папа, известный художник Дмитрий Бучкин , тоже ничего не смог сделать. У них сохранились хорошие отношения, но прожили они всего два года. Сейчас папе 84 года, я ему тоже помогаю. Вам он ничего не расскажет, кроме того, что у него маленькая пенсия.

Меня пугает наш кинематограф

Из-за отсутствия зубов Александре Завьяловой пока сложно разговаривать, кроме того, актриса стесняется своего временно непрезентабельного вида. Зато она с удовольствием пользуется новыми технологиями и любит Интернет. С его помощью мы и «поговорили».

- Александра Семеновна, как вы собираетесь отметить свой день рождения?

Пышных торжеств не будет. Все-таки женщине о том, сколько ей лет, лучше не вспоминать. А черту под своей жизнью я еще не подвожу... Соберемся в кругу своей семьи. У меня двое прекрасных детей - дочь Татьяна и сын Петр. Татьяна подарила мне замечательных и красивых внуков - Дмитрия и Дашеньку. Дочь моя - молодец, всего в жизни достигла сама, я ничем ей помочь не могла. Сегодня Татьяна - состоявшийся и востребованный художник-дизайнер. Как она при этом успевает заниматься детьми и мужем, для меня загадка. Я, к сожалению, никогда не могла совместить семью с профессией. К счастью, по моим стопам пока никто не пошел. Я бы для своих родных этой судьбы не хотела.

- Ваша самая яркая роль - Пистимея в сериале «Тени исчезают в полдень»...

Роль Пистимеи - это большая проверка на талант и индивидуальность. Ведь мне пришлось играть три возраста: в начале фильма моей Серафиме-Пистимее - 17, затем я играла 40-летнюю женщину, а в конце фильма гримеры меня превращали в 70-летнюю. Я никогда не ассоциировала себя со своими героинями. Просто была художником, создавала образ и работала на площадке с полной отдачей. Помню, снимали сцену, когда Устин Макарович смотрит на Пистимею 70-летнюю, а ему мерещится она же, но молодая. Тогда мне делали сразу два грима - для старой и молодой. Вернувшись в гостиницу, я обнаружила, что все морщины на месте, не исчезли они и утром. Срочно побежала к гримеру с криками: «Что ты со мной сделала? Я навечно останусь старухой?»

А в картине «Алешкина любовь» я играла с Леонидом Быковым . Жена Лени страшно ревновала меня. Она даже приехала на съемку вместе с мужем. Но для ревности не было причин. Леня был очень порядочный человек и прекрасный семьянин. Фильм имел оглушительный успех. На представлении картины зрители встречали нас стоя. Но наше «триумфальное шествие» закончилось тем, что мы оба остались без работы. Не знаю, чем это было вызвано в отношении Быкова, но в последнюю минуту обязательно раздавался телефонный звонок и Лене сообщали, что на роль утвержден кто-то другой. Леня жаловался мне: «Кормить семью нечем». И он переехал в Киев. В последний раз мы с ним случайно встретились на Киевской киностудии. Леня сказал: «Я подкову прибил к косяку двери. На удачу. Сам буду снимать фильм и играть главную роль». И он снял необыкновенное, удивительно теплое кино «В бой идут одни «старики».

- Как вы оказались в Москве, в кино?

Меня пригласил Александр Зархи в фильм «Люди на мосту». Он увидел мою фотографию на «Мосфильме». Сначала я не хотела ехать: не люблю больших городов, боюсь их. Но он уговорил...

На заре вашей карьеры вы служили в Брестском театре. Как дальше складывались отношения с театрами? Нет сомнений, что кто-то из худруков хотел получить вас в штат.

После фильма «Алешкина любовь» меня пригласил в Малый театр сам главный режиссер Михаил Царев . Я уже сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе. Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссера Владимира Шределя - сняться в фильме «Будни и праздники». Это первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семенова .

В Ленинграде я и встретила своего будущего мужа, художника Дмитрия Петровича Бучкина . Я осталась в этом городе и была принята в штат киностудии «Ленфильм».

Вы фантастически красивая женщина. Понятно, что актрисе необходимо быть привлекательной, но вот с такой уникальной красотой каково жить?

Внешность я унаследовала от родителей. Мой папа - смуглолицый кареглазый красавец, а мама - словно дворянка: утонченная, у нее бабушка - гречанка. А я получилась такая... исламская. Красота помогает не только в актерской профессии, но и в жизни: она - как лекарство. На мой взгляд, актриса, обладающая и талантом, и красотой, - большая редкость. Поклонников у меня хватало не только среди актеров и режиссеров, но и среди писателей, поэтов и художников. У меня до сих пор хранится книга, подписанная поэтом Расулом Гамзатовым : «Моей независимой республике - Завьяловой», а Кайсын Кулиев написал: «Если бы люди не придумали бога, я бы молился на тебя!»

Но я считала, что пока ничего не сделала в профессии, поэтому мужчины уходили на второй план. А потом у меня появилась семья, родилась дочка... Какие уж здесь поклонники!

Ваше фото публиковалось на обложках самых престижных американских журналов. Наверняка актрису такого масштаба могли принять за рубежом. Рассматривали вы когда-нибудь отъезд за границу?

В то время, когда я работала актрисой, любое упоминание о загранице перечеркивало всю дальнейшую биографию. Да и сегодня наших актеров в Голливуде не ждут. К сожалению, сегодняшний российский кинематограф меня пугает. Особенно сериалы, состряпанные на скорую руку. И полное отсутствие запоминающихся лиц.

- Александра Семеновна, были разговоры, что вы оказались неугодны властям из-за романа с иностранцем.

Из меня искусственно сделали врага. Пострадала за любовь. Я всю жизнь любила одного человека, наверное, поэтому замуж больше не вышла. Он был иностранцем. Мы с ним познакомились в самолете. Это был потрясающей красоты американец. Высокий, статный... Меня укачало, и он наливал мне боржоми. Наутро в гостинице я выхожу из своего номера - отдохнувшая, свежая, в белоснежном костюме. И нос к носу сталкиваюсь с ним. Он глаз не может отвести. Спрашивает меня: «Вы полячка?»


Говорили мы на немецком. Я помнила его со школы, а мой знакомый знал шесть языков. Начались встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя....

Его звали Отелло. Прямо как по Шекспиру! Отелло Черезолли . Бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. Он был вдвое старше меня, в Америке его ждала жена. Отелло говорил, что она очень красива, но любит он меня. Если бы у нас не подозревали во всех иностранцах шпионов, я бы вышла за него замуж и уехала. Однако тогда я знала, что за эту связь могу дорого поплатиться, поэтому на встречи с ним частенько брала с собой знакомую жену местного прокурора. Но это не помогло.

Наш роман длился всего две недели. Однажды утром в номер ворвались люди и схватили моего Отелло. Оказывается, за нами следили, все разговоры записывали на магнитофон... Показали кучу фотографий, на которых мы вместе... Все это страшно. Я не знаю, кому понадобилось нас разлучать. Когда мы расставались, то оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон грата и даже не разрешили лететь в Нью-Йорк через Париж, как он собирался. Пришлось ему тащиться через океан на собственном пароходе. От мужа я ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого.

- Вы считаете, из-за вашего романа с иностранцем вас перестали снимать в кино?

Думаю, что я встала у кого-то на пути. Кому-то не нравился мой талант, моя независимость. А еще знаете - есть такие несчастливые судьбы... Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Не скрою, для меня это было неожиданно и непривычно. Все двери передо мной сразу закрыли. Два года меня держали в психиатрической больнице. Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери. Профессия актрисы, которая составляла смысл всей моей жизни и которой я хотела посвятить всю себя, была прервана. Я пережила тяжелый период забвения. Не скрою, было сложно. Сегодня я смирилась с тем, что не снимаюсь, хотя это трудно. Жаль... Я совсем себя не раскрыла. Всю жизнь мечтала сняться в костюмированном, историческом фильме, в сказке.

Мне иногда снится съемочная площадка с софитами, направленными прямо на меня...

И это все о ней

Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ, второй режиссер фильма «Тени исчезают в полдень»:

- Фильм «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила - до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, что оттого ее сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически демоническое.

Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, президент Гильдии киноактеров Санкт- Петербурга:

- У Александры Семеновны, к сожалению, серьезное заболевание. Когда начинается рецидив, она пропадает на шесть - восемь месяцев, иногда на год. Уверена, что за ней до сих пор следит КГБ... Как-то мы решили устроить ей творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал народа, а она не пришла. Однажды я пожурил ее сына: что же маме не помогаете, она же иногда попросту голодает. Он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий...

Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как Северное сияние, полыхал ярко, но недолго.

«Он не связывает себя с этими событиями»

Восемь лет в колонии строгого режима. Приговор судьи Марины Крутько Петр Завьялов выслушал безучастно. Только печально улыбнулся родственникам и подставил руки конвоирам, чтобы уводили.

Его признали виновным в убийстве матери – звезды фильма «Тени исчезают в полдень» - Александры Завьяловой.

Ночью 3 февраля 2016 в квартире дома на Гаврской улице на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений Завьялов ударил ножом свою мать. Она скончалась на месте, - прокомментировали в пресс-службе прокуратуры.

Ранее в прениях гособвинитель настаивал на десяти годах лишения свободы. Судья скостила два года и удовлетворила только гражданский иск прокурора на сумму 3071 рубль за работу бригады "скорой помощи". Но даже такой вариант не порадовал защиту Завьялова.

Мы будем обжаловать решение суда, - заявил его адвокат Валентин Пышкин. – Мой подзащитный не признает вину и никак не связывает себя с этими событиями.

В ближайшие дни защитник подаст апелляцию в городской суд. Зацепиться ему есть за что. Как говорит Пышкин, следственные действия проводились с нарушениями. В частности, Завьялова повели на допрос в то время, когда он был еще пьян.

Насмешница - судьба

С февраля прошлого года Завьялов находится под арестом, сидит в «Крестах». Когда приговор вступит в законную силу, ему в срок включат эти долгие месяцы отсидки в изоляторе.

В суде сын популярной актрисы заявлял, что не помнит, что могло произойти в их квартире на Гаврской улице, что не знает, почему мать мертва. Правда, раньше Завьялов не жаловался на столь серьезные провалы в памяти.


4 февраля Александра Завьялова готовилась отметить юбилей. Ей бы исполнилось 80 лет. Актриса получила широкое признание публики после роли Пистимеи Морозовой в фильме "Тени исчезают в полдень". Среди картин с ее участием - "Люди на мосту", "Ждите писем", "Алешкина любовь", "Хлеб и розы", "Будни и праздники".

В «Тени исчезают в полдень» Завьялова играла, когда ей было 35 лет. Ее коллеги помнят как менялся ее характер вместе с героиней. Мрачная, неразговорчивая, очень серьезно она к себе относилась. И переживала за внешность. Ей не хотелось даже для роли выглядеть, как старуха.


Судьба жестоко отыгралась на Александре Семеновне. После бешеной популярности в 70-е годы она на двадцать лет исчезла с экранов. В 94-м ей присвоили звание Заслуженной артистки России . Но скорее по инерции…Больше серьезных ролей у Завьяловой не было.

Не долюбила, не дожила

Личная жизнь у артистки тоже не задалась. В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, и у них родилась дочь Татьяна – внешне копия мать. Но в середине 60-х Александра Семеновна познакомилась с 50-летним иностранным бизнесменом Отелло Черезолли. Роман не продлился и двух недель. За американцем следили сотрудники КГБ . Его заподозрили в шпионаже и выслали из Советского Союза.

После этой истории муж Завьяловой подал на развод. Александра Семеновна впала в жуткую депрессию. Несколько раз она проходила лечение в клинике неврозов. Единственная отдушина, за которую она еще держалась, - это был ее маленький сын Петя.

Петр был поздним ребенком, его актриса родила в сорок лет.

Мне нужен был ребенок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность, - признавалась позже Завьялова.

Но и после рождения Петра жизнь не ладилась. Актрису клали на два месяца в психлечебницу. А когда она выписалась, выяснилось, что их квартиру ограбили. Вынесли бриллианты, фарфор, меха, деньги…Дочь Татьяну забрал к себе ее отец-художник, а маленького Петра определили в детдом.

Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына , а, спустя год ее снова увезли в лечебницу…После этого она получила инвалидность.

И все же Петр жил с матерью. К своим сорока годам ничего особенного в жизни не добился: ни конкретной работы, ни женщины. Он много пил и постоянно у них возникали ссоры из-за этого.

По версии следствия, в ночь на 3 февраля Петр пришел домой снова пьяным. Мать стала высказывать претензии…Тогда он схватил с кухни нож и всадил пожилой женщине в грудь. После этого он позвонил сестре и сказал: «Я, кажется, ее убил»…О смерти Завьяловой все узнали только через четыре дня. И лишь 8 февраля следователи озвучили причину трагедии.

ОФИЦИАЛЬНО

Пресс-служба Главного следственного управления СК по Петербургу:

- Следствием и судом установлено, что Завьялов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, ночью 3 февраля 2016 года в одной из квартир дома 6 по Гаврской улице, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений ударил ножом свою мать, Александру Завьялову, 1936 года рождения, заслуженную артистку России, которая скончалась на месте происшествия от полученного ножевого ранения.

Следователями следственных органов Следственного комитета России по Санкт-Петербургу проведен большой объем следственных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств произошедшего. В результате которых вина Завьялова в совершении указанного преступления была полностью доказана, несмотря на то, что сам обвиняемый свою вину не признал. Так, например, после совершения преступления Завьялов написал своему другу смс -сообщение, что он убил свою мать. В ходе проведения следственных действий, анализа телефонных переговоров Завьялова, изъятия самого телефона, данное смс-сообщение было восстановлено.

СПРАВКА «КП»

Александра Семеновна ЗАВЬЯЛОВА родилась 4 февраля 1936 года в селе Титовка Тамбовской области. Окончила Ленинградский театральный институт им. Островского.

В кино попала в 1959 году - снялась по личному приглашению режиссера Александра Захри в его фильме «Люди на мосту». После были «Песня о Кольцове » (1959 год), «Алешкина любовь» (1960 год), «Хлеб и розы» (1960 год).

В 1961 году фотография Александры попала на страницы американского журнала «Лайф». Фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза - в том числе восходящую звезду кино.

В 1963 году вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, родилась дочь Татьяна.


Всего снялась в 14 кинокартинах. После фильма «Тени исчезают в полдень» (1972) Завьялову не приглашали в кино более 20 лет. Что вылилось в глубокую депрессию.

Ее поместили в психиатрическую больницу на два месяца. Дочь Татьяну забрал к себе отец, а маленького Петю определили в детский дом. Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год ее снова увезли в лечебницу. Поэтому Дмитрий Петрович Бучкин усыновил Петра.

В 1994 году Завьялова была удостоена звания «Заслуженная артистка России».

Александра Завьялова родилась в селе Титовка Сосновского района Тамбовской области. В 1958 году она окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского, после чего ее по распределению направили в Брестский драматический театр.

В этом театре Александра успешно работала около года, отказываясь от периодически приходивших приглашений на съемки. Не то чтобы ей совсем было неинтересно кино, просто себя она считала театральной актрисой. Но однажды ей, недавней выпускнице, передали личное приглашение режиссера Александра Зархи на роль в фильме «Люди на мосту». Отказать она не смогла.

Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась, - поскольку уже вслед за этим получила новое предложение. В лирической комедии «Алешкина любовь» актриса сыграла стрелочницу Зинку, в которую влюблен робкий парень, геолог-буровик Алешка (Леонид Быков). Ничем не примечательный, нескладный, он с настойчивым упрямством добивается любви гордой красавицы. Итог фильма - влюбленные глаза девушки, прошедшей пешком долгий путь, чтобы увидеть его, Алешку…

Удивительно добрая и светлая картина «Алешкина любовь» не могла оставить равнодушной зрителей. Об Александре Завьяловой заговорили, посыпались приглашения от режиссеров. Один за другим вышли фильмы с ее участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодежная киноповесть «Будни и праздники». Впрочем, все они большого успеха не имели.

Международный успех

В 1961 году фотография Александры Завьяловой попала на страницы американского журнала «Лайф». Дело в том, что известный фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова. С одной стороны, это был первый шаг к международной известности. С другой - встречи с иностранными журналистами не могли пройти бесследно, и актриса попала в поле зрения соответствующих спецслужб.

Тем временем, произошли изменения в личной жизни актрисы. В 1963 году Александра Завьялова вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Как признавалась сама актриса, вышла не по большой любви, а просто потому, что давно знала Дмитрия и не смогла устоять перед его красивыми ухаживаниями. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Александра перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.

Однако об актрисе не забыли, и спустя год она получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров Александру Завьялову пригласили на званый дипломатический ужин. Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, она произвела настоящий фурор у дипкорпуса. А американский посол после целого часа беседы официально пригласил ее посетить США.

После этого волне можно было оказаться вместо Америки где-нибудь на Колыме, но спецслужбы решили, видимо, пока повременить. Мало того, после успеха на том приеме руководство кинофестиваля поручило актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде итальянских коллег Джульетту Мазину, Антонеллу Луальди, Джоджио Молли. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.

Лучшие дня

Роман с иностранцем

Спустя год Александра Завьялова познакомилась с 50–летним американским бизнесменом, совладельцем крупной пароходной компании. Эта встреча печальные последствия. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ. Спецслужбы заподозрили в бизнесмене в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему в 24 часа покинуть СССР.

Что же касается Александры Завьяловой, то за ней закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец ее семейной жизни – Александра развелась с мужем...

Серафима-Пистимея

В 1969 году об Александре Завьяловой вспомнили на «Мосфильме». В то время режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). В романе, носящем, кстати, крайне антирелигиозную направленность, Серафима-Пистимея была выведена настоящим воплощением зла, наделенной просто звериной жестокостью. Все это книжная героиня цинично прикрывала верой в бога.

В сериале режиссеры несколько сгладили тенденциозность романа, однако Серафима по-прежнему осталась крайне отрицательным персонажем. Для Александры Завьяловой, глубоко верующей в Бога с детства, этот фильм стал настоящим испытанием - и моральным и физическим. Съемки продолжались три года. Она начинала играть семнадцатилетнюю девушку, а в последней серии ее героине было уже 70. Александра выкладывалась полностью, и потому образ, созданный ею, действительно вышел демоническим. Ей же это стоило первых седых волос в жизни, а уже после окончания съемок Александра замаливала свой грех в церкви.

Расплата

Фильм «Тени исчезают в полдень», вышедший на экраны в 1971 году, оказался роковым в жизни Александры Завьяловой. После этой картины актрису совершенно перестали приглашать на съемки. Полное забвение в кино вылилось у нее в глубокую депрессию. И тогда в 40 лет Александра Завьялова решилась родить сына. «Мне нужен был ребенок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность», - признавалась позже Завьялова.

Но спецслужбы не забыли об опальной актрисе. Вскоре по всей Москве разлетелась новость, что Александру Завьялову, оторвав от детей, забрали в психбольницу. Поползли слухи, что это высшие силы наказали Сашу Завьялову за роль Пистимеи в «Тени исчезают полдень». Спустя два месяца Завьялова вернулась из больницы. За это время ее квартиру успели ограбить. Вынесено было все, что бывшая актриса успела заработать: меха, бриллианты, фарфор, деньги. Не было и детей. Дочь Татьяну забрал к себе ее отец, а маленького сына спецслужбы определили в детский дом.

Долгое время Завьяловой не хотели возвращать сына, а спустя год ее снова увезли в лечебницу, теперь уже вместе с ребенком. Там с помощью угроз и шантажа врачи заставили ее написать заявление о выходе на инвалидность. Это был уже окончательный приговор.

Спустя 25 лет Александра Завьялова вновь промелькнула в кино. В 1992 году она сыграла роль секретарши в драме «Белые одежды». А в 1994 году Завьялову даже удостоили звания заслуженной артистки России. Но затем актриса вновь исчезла из поля зрения.