Что такое фонема примеры. Фонемы и звуки: понятия и чем они отличаются

Фонемы - минимальные единицы звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов.

Различия фонем и звуков речи

Для складывания и различения значимых единиц языка фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Такие противопоставления называются оппозициями .

Фонемы - минимальные единицы языка, т.к. разделить их на последовательно произносимые в речевой цепи более мелкие единицы нельзя. Вместе с тем, фонема состоит из ряда признаков, не существующих вне фонем, а встречающихся только в единстве фонемы, например признак звонкости, назальности и т.д. Признаки играют разную роль, их делят на:

    дифференциальные (различительные) признаки - только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой, например глухость-звонкость (дом - том)

    интегральные (неразличительные) признаки - эти признаки лишь "наполняют" состав фонемы, так как в языке нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку, например признак взрывности у русского <г>, т.к. в русском нет щелевого <γ>.

В целом, фонемы отличаются от звуков речи своей включенностью в системные отношения, выражающиеся в оппозициях фонем.

Функции фонем

Фонемы выполняют следующие функции:

    дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фоне­тического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включа­ет в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции

    перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способ­ствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем

    сигнификативная функция - смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка - морфем и слов.

    делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфе­мами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сиг­налами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству­ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.

Варианты фонем возникают в результате артикуляционно-акустического совпадения разных фонем в слабых позициях. Например: в словах пяти [п´и э т´и´ ] и весна [в´и э сна´] звук [и э ] представляет разные фонемы <а> и <э>, то есть является вариантом фонемы. Вариации фонемы – это звуковые проявления одной фонемы в слабой позиции. Вариациями фонемы <а> являются [и э ], [ь] в приведенных выше словоформах пяти, пятачок, [т] – вариация <д> в слове код.

Гиперфонема–это функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции. Гиперфонема имеет сходство с фонемой, так как представлена рядом позиционно чередующихся звуков, однако гиперфонема отличается от фонемы отсутствием звука в сильной позиции. Например, гиперфонемы есть в словах с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением: так, словах собака [с/\ба´ къ], собаковод [събак/\во´ т] в первом слоге мы услышим гласный звук и [ъ], но не найдем слова, в котором бы отчетливо слышался звук [о]. Поскольку звуки и [ъ] могут представлять не только <о>, но и <а>, данная гиперфонема обозначается <о/а> или .

сильные и слабые позиции фонем

1) сильная позиция – произносительные условия, в которыхпроявляются все дифференциальные признаки фонем: для гласных под ударением и в открытом слоге;для согласных – интервокальная позиция, перед гласными и сонорными согласными;

2) слабая позиция – произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальныепризнаки фонем: для гласных безударное положение, в закрытом слоге; для согласных – в конце слова,перед глухими согласными.

Сильные и слабые фонемы

Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы.

Слабые фонемы обладают меньшей различительной способностью, т.к. в слабой позиции фонема является заместителем двух или даже трех сильных фонем. Так [ъ] может заменять <а>, <о>, <э>: [тънцы э ва´т], [шълк/\в´и´стый], [мъл/\ка´].

Как уже отмечалось раньше, каждая фонема имеет ряд постоянных, независимых от позиций, конститутивных признаков. Среди конститутивных признаков выделяется дифференциальный признак, который является и релевантным (соотносительным), и конститутивным одновременно. Для <п> таким признаком является глухость по отношению к <б>: пал, бал. Но глухость <п> устраняется в позиции перед звонким согласным.

Если признак фонемы не является релевантным, то конститутивный признак является недифференцирующим. Например, глухость для <ц> - конститутивный нерелевантный признак.

Понятие релевантности связано с двумя рядами фонем: первый ряд составляют согласные, парные по глухости-звонкости, второй – согласные, парные по твердости-мягкости. Позиция, которая является сильной для одного члена ряда, является сильной для всех членов ряда: [п║б, п´║б´, ф║в, ф´║в´, т║д, т´║д´, с║з, с´║з´, ш║ж, к║г, к´║г´].

За пределами этого ряда остаются внепарные согласные: <л>, <л´>, <р>, <р´>,м>, <м´>, <н>, <н´>, <ч´>, <х>, <х´>, <ц>, <ш´>, .

Сильные позиции по глухости-звонкости:

1. положение перед гласными: [до´т] –[то´т];

2. положение перед сонорными: [гро´т] – [кро´т];

3. положение перед [j]: [бjо´т] –[пjо´т];

4. положение перед [в], [в´]: [дв´э´р´]- [тв´э´р´].

Слабыми позициями являются:

1. конец слова: код [ко´т] – кот [ко´т] ;

2. для глухих положение перед звонкими, для звонких положение перед глухими: сдача [здач´ь], над столом [нътст/\ло´м].

Второй ряд – фонемы, парные по твердости-мягкости:[п║п´, б║б´, в║в´, ф║ф´, м║м´, с║с´, з║з´, т║т´, д║д´, л║л´, н║н´, р║р´, г║г´, к║к´, х║х´].

Вне пар остаются: согласные: <ц>, <ч>, <ж>, <ш>, <ш´>, .

Сильные позиции по твердости-мягкости:

1. конец слова: [ста´н] – [ста´н´];

2. позиция перед гласными непереднего ряда: [ма´л] – [м´а´л];

3. переднеязычные перед заднеязычными [рэ´т´къ] – [рэ´дкъ] и твердыми губными [р´и э з´ба´ ] - [изба´ ] ;

4. сонорные (кроме [м]) перед зубными: [йи э нва´ р´ ] - [йи э нва´рск´ий].

5. <л> всегда в сильной позиции: [л´ва´ ] – [м/\лва´], исключение составляет позиция перед [j]: [л´ j у´].

Слабые позиции по звонкости-глухости проявляются очень отчетливо, по твердости-мягкости они не так очевидны.

Фонетическая транскрипция передает звуковой состав слов, фонологическая (фонематическая) транскрипция передает фонемный состав слов.

В фонологической транскрипции принято обозначать:

α -все слабые гласные фонемы,

α 1 - слабые гласные 2 и 3 предударных и всех заударных слогов:

индексом 1 - слабые по твердости-мягкости согласные фонемы:

труд <т 1 ру´т> , индексом 2 - слабые по глухости-звонкости согласные:

надбавка <нαт 2 ба´ф 2 кα 1 >,

индексом 3 - слабые по твердости-мягкости и глухости-

звонкости согласные: стерегли <с 3 т´α 1 р´αгл´и´>.

Если в фонологической записи одна и та же морфема предстает в разных фонемных видах, обусловленных фонологической позицией в словоформе, то в морфофонематической транскрипции используется обобщенная фонемная запись словоформы, отвлеченная от обусловленных фонологической позицией видов составляющих ее морфем. Например, слово стог в фонетической транскрипции – [с т о´к], в фонематической транскрипции - <с/з т о´ к 2 >, в морфофонематической транскрипции - <(с 3 т)ог>, где скобками выделено сочетание согласных с общими фонетическими признаками глухости и твердости.

Аллофо́н (греч.άλλος другой и φωνή звук ) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретнымречевым звуком. Совокупность всех возможных позиций, в которых встречаются аллофоны одной фонемы, называетсядистрибуциейфонемы. Носители языка хорошо распознают фонемы, то есть смыслоразличительные единицы языка, и не всегда в состоянии распознать отдельные аллофоны одной фонемы. Фонемы в сознании говорящих обычно представлены основными аллофонами.

Основно́й аллофо́н - такой аллофон, свойства которого минимально зависят от позиции и фонетического окружения. Основными аллофонами в русском языке считаются:

    гласные в изолированном произнесении;

    твёрдые согласные перед ударным [а];

    мягкие согласные перед ударным [и].

Основные аллофоны обычно реализуются в сильной позиции звука. Сильная позиция - это позиция, в которой возможно максимальное количество фонем данного типа. В русском языке для гласных сильной позицией является положение под ударением, для согласных - перед гласным непереднего ряда.

Различаются комбинаторные и позиционные аллофоны.

Комбинато́рные аллофо́ны - реализации фонем, связанные скоартикуляциейпод влиянием фонетического окружениязвуков.

Примерами комбинаторных аллофонов в русском языке могут служить:

    продвинутые вперед гласные заднего ряда [а], [о], [у] после мягких согласных;

    лабиализованные (огубленные) согласные перед гласными [о], [у];

    звонкие аффрикаты [дз], [д’ж"] на месте [ц], [ч] перед звонкими шумными.

Комбинаторными аллофонами также считаются назализованные гласные перед носовыми [n], [m], [ŋ] в английском языке. В некоторых языках мира комбинаторные признаки (например, назализация) могут распространяться на несколько слогов.

Позицио́нные аллофо́ны - реализации фонем, связанные с их фонетической позицией в слове или слоге. Под фонетической позицией принято понимать:

    положение звукапо отношению к абсолютному началуслова(после паузы);

    положение звука по отношению к абсолютному концу слова (перед паузой);

    положение звука по отношению к ударению.

Позиционными аллофонами гласных [а], [о] в русском языке считаются гласные [ъ], [ʌ] в безударных слогах.

Обязательные и свободные аллофоны

В зависимости от степени предсказуемости реализации, аллофоны подразделяются на обязательные , то есть реализуемые в соответствии с правилами грамматики языка, и свободные , то есть реализуемые в соответствии с предпочтениями говорящих.

Обязательные аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной дистрибуции, когда два разных аллофона одной фонемы не могут существовать в одной позиции. В русском языке в отношениях дополнительной дистрибуции находятся огубленные и неогубленные согласные: огубленные согласные возможны только перед огубленными гласными [о], [у], а неогубленные согласные произносятся во всех остальных случаях. Произнесение такого аллофона в иной позиции воспринимается носителями языка как неестественное звучание или иностранныйакцент.

Свободными аллофонами могут считаться как широко распространенные в различных социальных и диалектных группах факультативные варианты фонем (например, щелевой /г/ или твёрдый /щ/ в отдельных русских говорах), так и индивидуальные варианты фонем, составляющие особенности произношения отдельных говорящих (например, неслоговой [w] на месте дрожащего [р] в русском языке).

Фон , фо́на в фонетике - единица звукового уровня языка, выделяемая в речевом потоке безотносительно к её фонемной принадлежности (то есть без отнесения её к той или иной фонеме) или как конкретная реализация фонемы в речи.

В отличие от фонем и аллофонов, принадлежащих языку, фоны относятся к речи . Связывая фон с аллофоном и фонемой, говорят, что фонема является «общим» (или классом), аллофоны - «особым» (или подклассами), а фоны - «единичным». Всякая фонема в речи выступает в одном из своих аллофонов, который реализуется как тот или иной фон.

Мимическая реализация фонемы (фона) называется виземой. Виземы используются при чтении по губам и в технике компьютерного распознавания речи.

Поскольку фонема определяется по своему сильному варианту, достаточно легко подсчитать количество гласных и согласных фонем русского языка: их столько, сколько звуков в сильных позициях. Однако не все лингвисты проявляют единство во взглядах на систему фонем. Так, представители различных филологических школ по-разному квалифицируют гласный [ы]. Одни учёные считают его самостоятельной фонемой <ы>, т.к. этот звук встречается в сильной позиции (сын, тыква, отцы ). Другие называют [ы] вариантом фонемы <и>, т.к., во-первых, этот звук бывает в сильной позиции только после твёрдых согласных (для остальных гласных сильная позиция возможна как после твёрдых, так и после мягких согласных), а во-вторых, звук [ы] практически не встречается в начале слова (в отличие от [и]).

Нет единства и в выделении некоторых согласных фонем: далеко не все лингвисты считают самостоятельными фонемы <г`>, <к`>, <х`> (т.к. звуки [г`], [к`], [х`] выступают в сильной позиции обычно только перед гласными переднего ряда: хитрый, герой, (в) руке – и никогда не бывают в абсолютном конце слова). Некоторые учёные не согласны с существованием фонем <ж`:>, <ш`:>, считая их долготу результатом ассимиляции двух звуков: [с] [ч`] или [ш] [ч`].

Учитывая специфику факультета, готовящего учителей начальных классов, мы предлагаем присоединиться к мнению лингвистов, которые определяют количество фонем в зависимости от количества возможных сильных позиций.

В соответствии с таким подходом, в современном русском языке выделяется 6 гласных фонем: <а>, <э>, <о>, <и>, <ы>, <у> (см. § 10) – и 37 согласных: <б>, <б`>, <в>, <в`>, <г>, <г`>, <д>, <д`>, <ж>, <ж`:>, <з>, <з`>, <й`>, <к>, <к`>, <л>, <л`>, <м>, <м`>, <н>, <н`>, <п>, <п`>, <р>, <р`>, <с>, <с`>, <т>, <т`>, <ф>, <ф`>, <х>, <х`>, <ц>, <ч`>, <ш>, <ш`:> (см. § 11).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи фонетики
Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетик

Понятие звука и буквы
Изучение русского языка в младших классах начинается с того, что учитель постепенно знакомит учеников со звуками, а затем с буквами, которыми данные звуки обозначаются на письме. Учебники и програм

Фонетическая транскрипция
Устная речь, являющаяся объектом рассмотрения фонетики, отличается от письменной, фиксирующей звучащую речь в буквенных обозначениях. Но при изучении фонетики возникает необходимость точно охаракте

Фонетические единицы русского языка
Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически с

Акустическая характеристика звуков
Звуки речи, как и другие окружающие нас звуки, представляют собой результат особых колебательных движений воздушной среды. Различают два основных типа звуков: музыкальный тон (результат ритмических

Гласных звуков
Разная артикуляция (работа органов речи) позволяет произносить звуки, отчётливо отличающиеся друг от друга. Качество гласного звука зависит от положения языка и участия губ в процессе образования д

Согласных звуков
Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи.

Слог. Слогоделение
Наша речь членится на разные по продолжительности отрезки. Вспомним, что одной из единиц такого членения является слог (см. § 4). В современном русском языкознании существуют различные тео

Звуковые изменения в потоке речи
Звуки в потоке речи очень редко употребляются изолированно. Обычно они тесно связаны друг с другом и подвергаются различным изменениям. Если такие изменения происходят в пределах одной и той же мор

Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется

Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Одна

Понятие фонемы
Одной из основных фонетических единиц языка является звук – минимальная речевая единица (см. § 4). Следовательно, легко предположить, что именно звук выполняет смыслоразличительную функцию: [пыл] –

Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустическ

Знаки фонетической транскрипции
[а] [о] гласные в сильной позиции

Гласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980). звуки характеристика подъём

Согласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980) звуки участие голоса и шума

Фонетический анализ слова
І. Порядок характеристики слога: 1. Ударный или безударный слог. 2. Прикрытый или неприкрытый. 4. Открытый или закрытый.

Структура фонемы (различительные признаки)

Различительные (дифференциальный), когда только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой.

Неразличительные (интегральные), так как нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

Описание системы фонем языка опирается на противопоставления фонем по различительным признакам (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость и т. п.). Можно сказать, что фонема состоит только из этих. Фонологическая система невозможна без оппозиций: если в языке (например, французском) нет понятия мягких согласных фонем, то там нет и твёрдых согласных фонем, хотя произносимые звуки речи могут расцениваться носителями другого языка (например, русского) как твёрдые или мягкие.

Чаще всего, однако, различительные признаки, не влияющие на смысл, не осознаются носителями языка. Таковы, например, закрытые-открытые гласные в русском языке: в словах тесть [т’э̂с’т’] - тест [тэст] разные гласные звуки, но мы различаем слова тесть и тест по твёрдости-мягкости согласных. В русском языке открытые и закрытые гласные никогда не встречаются в одной и той же позиции; не существует ни одной пары слов, различающихся только закрытым-открытым гласным; закрытость-открытость гласного является лишь сопутствующим признаком мягкости-твёрдости согласного

Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз и попадают в разные произносительные условия называются дистрибуцией. В одних произносительных условиях фонемы не меняют своего звучания, в других меняют.

В одних произносительных условиях фонемы различаются и различают смысл, в лругих перестают различаться и различать смысл (сам - сом).

Произносительные условия называются позициями.

Позиции бывают сильные и слабые.

Сильные позиции – это позиции благоприятные для выполнения фонемой её функций.

Слабые позиции – это позиции неблагоприятные для выполнения фонемой её функций.

В кипрском греческом комплексы и встречаются в начале слова наряду с другими сочетаниями согласных, поэтому сочетания и считаются состоящими из двух фонем.



Системы фонем некоторых языков

Русский язык

Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 43 фонемы: [а э и о у ы п п" б б" м м" ф ф" в в" т т" д д" н н" с с" з з" р р" л л" ш ж щ җ ц ч й к к" г г" х х"]. Иногда [җ] не выделяют в качестве отдельной фонемы, так как она практически вышла из употребления в литературном русском языке; в таком случае остаётся 42 фонемы.

Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.

Английский язык

Точное число фонем английского языка зависит от диалекта и критериев выделения фонем, но большинство оценок сходятся на числе от 40 до 45. Это чуть выше среднего по языкам мира.

Фонему можно представить в виде набора дифференциальных (отличающих) признаков. Фонема - неделимая, основная единица.

Также фонема - класс вариантов звука (аллофонов).

Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы: Московская, Пражская, Ленинградская.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем.

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.

Слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое

Согласные звуки.

Проход во рту, по которому идёт струя воздуха из лёгких может быть:

свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода – гласные.

Суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода – фрикативные согласные (спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): ф, в, с, з, ш, ж, й, х, а также гортанные придыхательные, сомкнутые, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду – смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

1) взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу (п, б, т, д, к, г, а также и гортанный взрыв);

2) аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух походит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно (пф, ц, дз, ч, дж);

3) носовые (назальные), когда смычка остаётся ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (м, н);

4) боковые (латеральные), когда смычка остаётся ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним т щекой образуется боковой обход, по которому и выходит звук.

5) Дрожащие (вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т. е. органы речи производят дрожание или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания (р).

Все фрикативные относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие – ф, с, ш, х

Звонкие – в, з, ж

Глухие взрывные – п, г, т, к.

Аффрикаты – пф, ц, ч.

Звонкие взрывные – б, д, г.

Аффрикаты – дз, дж.

Признаки, по которым классифицируется согласные звуки:

1. Место образования звука, то есть участие в образовании преграды определённого активного органа речи (языка, губ).

2. Способ образования звука, то есть та «работа» активного органа речи, которая создаёт преграду.

При образовании губных звуков преграда создаётся сближением нижней губой с верхней (п, б, м и мягкие производящие от них). Соответствующие звуки получили название губно-губных и зубно-губных

При образовании переднеязычных звуков преграда создаётся сближением передней части языка с зубами а альвеолами. Передняя часть языка очень подвижна, поэтому может принимать разнообразные положения, менять свою форму и величину сближаемых с зубами и альвеолами участков. От этого и зависит подразделение переднеязычных.

Так, различаются звуки дорсальные, апикальные, какуминальные. При образовании дорсальных звуков кончик языка опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам.

При образовании апикальных звуков кончик языка поднимается вместе с передней частью спинки к верхним губам и альвеолам.

При образовании какуминальных звуков передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят.

При образовании среднеязычных звуков

Гласные звуки.

Широкие – а,

Средние – э, о

Узкие – и, у.

На слух гласные различаются прежде всего высотой тона, но не голосового. В каждом языке бывает самая высокая и самая низкая гласная.

При произношении гласных кончик языка не играет роли, он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью. При этом каждая часть языка поднимается на тот или иной уровень.

Если поднять переднюю часть языка и опустить заднюю, то получаются гласные, высокие на слух: при полном подъёме – и, при неполном – э.

Если же, наоборот, поднять заднюю часть и опустить переднюю, то получаются гласные, низкие на слух: при полном подъёме – у, при неполном – о.

Положение губ – очень важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон, округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон; эта артикуляция называется огублением или лабиализацией.

Наиболее важной характеристикой гласных звуков является деление по ряду:

гласные переднего ряда: и-э-ы;
гласные непереднего ряда: а-о-у.

Укажем самые существенные особенности согласных.

1. Противопоставление по мягкости/твёрдости:

а) парные: д-д, з-з, л-л, н-н, р-р, с-с, т-т, ц-ц, ;

б) непарные:
губные - б,п,м,в;
заднеязычные - к,г;
нёбные - ж,ш,ч,й.

Губные и заднеязычные смягчаются в положении перед гласными переднего ряда, образуя варианты фонем.
Нёбные ж,ш,ч всегда твердые; й - всегда мягкий.

2. Противопоставление по глухости/звонкости:

а) парные: б-п, д-т, з-с, з, -с, ж-ш, г-к;
б) непарные:
только звонкие - в, й, л, л, м, н, н, р, р, ;
только глухие - ч, ц, ц, .

3. Противопоставление по составу:

а) сонорные: л, л, н, н, р, р,м, в, й;
б) шумные: все остальные согласные.

Функции фонемы

Благодаря разному составу фонем, а именно употреблению разных фонем в одной и той же позиции. Точно также различные фонемы появляются в тождественных позициях, различая экспоненты, а тем самым и в целом

По одной фонеме содержат

Однофонемными являются экспоненты многих морфем в этих языках. Экспонент языкового знака не может состоять меньше чем из одной фонемы.

Каждая фонема в потоке речи подвергается различным модификациям (видоизменениям) в результате:

  • коартикуляции (наложения артикуляций смежных звуков),
  • комбинаторных звуковых изменений типа аккомодации и ассимиляции ,
  • позиционных звуковых изменений типа редукции , обусловленных её реализацией в ударном или неударном слоге.

В середине ХIХ века, когда, благодаря успехам точных наук и техники, лингвисты получили возможность использовать для изучения звуковой стороны человеческой речи различные технические приспособления, они оказались в растерянности перед бесконечным многообразием звуков, не поддающимся точному учёту и систематизации. Ведь ни один звук не произносится абсолютно тождественно ни разными говорящими, ни даже одним говорящим при повторении. Снять это противоречие, упорядочить весь этот фонетический хáос, свести бесконечное многообразие реальных звуков речи к ограниченному числу повторяющихся единиц системы языка позволило введение понятие фонемы.
Фонемы это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
К основным функциям фонемы относятся следующие:

1. конститутивная (строительная) функция;

2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Система фонем

Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Отличие фонемных систем разных языков

ПОНЯТИЕ ФОНЕМА.

Введение

То что нашу речь можно разделить на отдельные звуки, которые мы отличаем друг от друга, представляется само собой разумеещимся. Кажется совершенно очевидным, что все слышат разницу между гласными в словах дома – дума , или согласными в словах вес – весь, рак – лак и отличают налет от нальет просто по звучанию.

Однако, на самом деле выделение отдельных звуков в потоке речи вовсе не определяется только звучанием. Одно и то же звучание носителями разных языков оценивается с точки зрения звукового состава по-разному: корейцы не заметят отличия р от л , арабы о от у, для французов в словах вес и весь как разные звуки будут оценены гласные, а не конечные согласные; и носители очень многих языков не смогут услышать разницы между налет и нальет.

Следовательно, выделение отдельных звуков и оценка их как одинаковых или разных зависит от особенностей языкового строя.

Чтобы определить, сколько разных звуковых единиц используется в языке, необходимо решить две задачи: 1) разделить поток речи на отдельные звуки – минимальные звуковые отрезки; 2) определить, какие звуки нужно рассматривать как одинаковые, а какие различать.

Языковые механизмы, обеспечивающие такое линейное членение и отождествление сегментов речевой цепи, впервые показал Л. В. Щерба в 1912 г.

Лев Владимирович Щерба был основателем Ленинградской Фонологической школы, стоял у истоков образования такой науки как фонология . Вопросы фонетики интересовали Л.В. Щербу на протяжении всей его научной деятельности. Наиболее значительными работами Щербы по фонетике (дореволюционный период) были "Субъективный и объективный метод в фонетике" (1909) и "Русские гласные в качественном и количественном отношении" (1912). Л.В. Щерба поддерживал мысль Бодуэна де Куртенэ о существовании в языке таких фонетических единиц, которые не совпадают с акустическими или физиологическими единицами. Эти единицы, по мнению Щербы, являются результатом психической деятельности. Придерживаясь на ранних этапах своей деятельности психического объяснения сущности фонетических единиц, Щерба и задачу фонетики как науки видит в исследовании звуковых представлений речи. Но в отличие от Б.де Куртенэ Щерба привносит смысловой момент в определение фонемы. Он определяет фонему как кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова, причем фонема может выделяться в речи без искажения фонетического состава слова.

Основой лингвистического мировоззрения Щербы в дореволюционный период был субъективный психологизм. Он считал язык психическим явлением, одним из продуктов деятельности нашей психики. Единственным фонетическим методом он признавал субъективный метод, поскольку мы всегда должны обращаться к сознанию говорящего на данном языке индивида. Позднее, уже в советское время, Щерба стал все больше склоняться к материалистической философии языка, к диалектическому материализму. Это проявилось и в трактовке фонемы, которую в 1937 году Щерба рассматривал как диалектическое единство общего и частного. В этот период он понимал фонему как звуковой тип, способный дифференцировать слова и их формы. Оттенок фонемы - как реально произносимые различные звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется фонема. Именно Л. В. Щерба объединил исследования своих предшественников, структурировал знания о таком языковом феномене как фонема и стал основопологателем фонемного анализа.

Фонемный анализ

Функции фонемы

Звуковая материя формируется и используется каждым языком по-особому, в соответствии с правилами его фонологической системы, включающей в себя подсистему сегментных средств и подсистему суперсегментных (просодических) средств.

Минимальными (кратчайшими в линейном плане) структурно-функциональными звуковыми единицами в большинстве языков являются фонемы. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они образуют экспоненты слов и морфем и обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц.
Так, благодаря разному составу фонем, а именно употреблению разных фонем в одной и той же позиции, в экспонентах русских слов род /rot/ и рад /rat/ оказываются возможными опознание каждого из этих слов и их различение между собой. Точно также различные фонемы появляются в тождественных позициях, различая экспоненты, а тем самым и в целом:

  • английские слова but /bVt/ ‘но’ и boot /bu:t/ ‘ботинок, башмак’,
  • немецкие слова liegen /li:g&n/ ‘лежать’ и legen /le:g&n/ ‘положить, класть’,
  • французские слова mais /mE/ ‘но’ и mes /me/ ‘мои’.

В большинстве случаев экспоненты слов оказываются многофонемными. Однофонемными экспонентами располагают, например, русские слова а /a/, и /i/, у /u/, в /v/, к /k/, морфемы -л /l/ в спа-л , -ть /t’/ в спа-ть , -ы /ы/ в стол-ы , -у /u/ в ид-у , в - /v/ во в-лез-ть , -а - /a/, -j - и -у /u/ в шаг-а-j-у (орфографически: шагаю ). По одной фонеме содержат

  • экспоненты английских слов o /@U/ ‘нуль’, А /eI/ ‘оценка “отлично” (в американской школе)’, e /i:/ ‘число е (в математике)’, I /aI/ ‘я’,
  • экспоненты немецких слов А /a:/ ‘ля (муз.)’, Е /е:/ ‘ми (муз.)’, o! /o:/ ‘о!, ах!’,
  • экспоненты французских слов а /a/ ‘имеет’, eau /o/ ‘вода’, ou /u/ ‘или’.

Однофонемными являются экспоненты многих морфем в этих языках.
Экспонент языкового знака не может состоять меньше чем из одной фонемы.

Фонемная сегментация

Звучащая речь представляет собой с точки зрения акустической и с точки зрения артикуляционной континуум, т.е. нечленимое целое. Языковые же единицы вообще и фонемы в частности имеют дискретную природу, т.е. они достаточно чётко отграничиваются друг от друга в синтагматическом и парадигматическом отношениях. Выделимость фонем в речи опирается не на акустические или артикуляторные признаки, а на признаки структурно-функциональные, т.е. собственно языковые. Фонемная сегментация задаётся самой языковой системой. Цепочке дискретных фонем в результате фонемной сегментации ставится в соответствие ряд звуков (фонов ).
Фон выступает индивидуальным, единичным представителем (репрезентантом) определённой фонемы в речи. Каждой фонеме соответствует бесконечное множество фонов.

В соответствии с морфологическим (семиотическим по своей природе) принципом, который сформулирован в школе Л.В. Щербы, границы между фонемами проходят там, где проходят границы между морфемами . Например, слог да в слове (словоформе) вод-а членится на две фонемы: /d/ и /a/, отражая наличие морфемного шва: вод-а. Точно так же устанавливается синтагматическая граница между фонемами /v/ и /a/ в словоформе трав-а, между /u/ и /p/ в словоформе у-пад-у .

Многократно повторяясь по отдельности, фонемы приобретают автономию в фонологической системе языка, так что и в экспоненте слова да , где нет морфемного членения, наличествует граница между фонемами /d/ и /a/.

С помощью морфологического критерия можно определить, имеем ли мы дело с долгими согласными, долгими гласными, дифтонгами как с едиными фонемами или как с сочетаниями фонем (монофонематическая и бифонематическая трактовка).
Так, в слове вводить , начинающемся фонетически долгим , выделяются две фонемы /v/, одна из которых является экспонентом морфемы в -, а другая является начальной в экспоненте корневой морфемы -вод -. Морфологический критерий даёт возможность доказать, что в русском языке отсутствуют дифтонги как единые фонемы, а в немецком и английском языках дифтонги монофонематичны.
О границах между фонемами могут сигнализировать также значащие чередования (например, чередования по аблауту в английских словоформах find ~ found ( ~ ]aU]), в немецких словоформах find-en ~ fand-en ([I] ~ [a]).
Таким образом, границы между фонемами возможны как на стыках слов и морфем, так и внутри морфем. Они не обязательно должны совпадать с границами слогов.
Иным оказывается положение в слоговых языках. В них слог, как правило, является неделимым экспонентом морфемы и/или слова. По своим функциям такой слог подобен фонеме. Поэтому о слоге в таких случаях говорят как о кратчайшей фонологической единице - силлабеме.

Фонологические оппозиции и дифференциальные признаки

Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.

Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических оппозиций , т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве своих экспонентов разные слова (и морфемы).

Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.

В данной работе будут использованы следующие характеристики оппозиций:

  • по числу противопоставляемых членов:
    • оппозиции двухчленные (бинарные), например: /d/:/t/ - дом :том ;
    • трёхчленные (тернарные), например: /p/:/t/:/k/ - пот :тот :кот , и т.д.;
  • по числу дифференциальных признаков, служащих различению противопоставляемых фонем:
    • оппозиции однопризнаковые (например: /g/:/k/, противопоставленные по признаку звонкость:глухость (незвонкость) - год :кот ), и
    • многопризнаковые, например: /t/:/z/, противопоставленные по признакам звонкость:глухость и смычность:щелинность (несмычность) - тол :зол ;
  • по отношению к системе фонем:
    • оппозиции изолированные (например, нем. /l/:/r/ - lassen:Rassen, и
    • пропорциональные, например: рус. /l/:/r/ = /l"/:/r"/ - лов :ров = Лёв (< Лёва ):рёв .

Тесты на участие данной фонемы в фонологических оппозициях позволяют установить набор её симультанных дифференциальных признаков .
Так, для русской фонемы /d/ посредством оппозиционного анализа, т.е. сопоставлений /d/ с другими фонемами (/d/:/t/, /d/:/n/, /d/:/d"/, /d/:b/, /d/:/g/, /d/:/z/, фонологическое содержание /d/ предстаёт как набор признаков

Изучение языка предполагает возможность понять, что же представляют собой разные части речи. Особенное внимание заслуживают «звук» и «фонема». Какие отличия отмечаются между фонемами и звуками? Что представляет собой каждая часть речи?

Фонемы и звуки: понятия

Фонемы – минимальные единицы, включенные в звуковой строй языка. Данные единицы позволяют складывать морфемы, слова.

Звук – это членораздельный элемент любой произносимой речи человеком.

Фонемы и звуки: важные отличия

Для понимания особенностей создания различных слов, включенных в лексический запас любого языка, рекомендуется провести правильное сравнение фонем и звуков. Отталкиваться рекомендуется от противопоставлений (оппозиций).

Фонемы – это минимальные единицы любого языка. По данной причине фонемы нельзя разделять на более мелкие единицы, произносимые в речевой цели. В то же время фонема включает в себя определенные признаки, не способных существовать вне установленных границ определения. Подобные признаки объединяют фонемы. Наилучшим примером являются признак звонкости, назальности.

Признаки бывают следующими:

  • Дифференциальные. В этом случае предполагается отличие фонем по параметрам. Например, рассматривается степень глухоты – звонкости. Данные отличия приводят к изменению значений слов;
  • Интегральные признаки. Предполагается наполнение состава фонемы. Это обусловлено отсутствием другой фонемы в языке, которая может быть противопоставлена по анализируемому признаку.

Характеристики существующих фонем определяют типы существующих звуков и особенности создания разных слов. Системные отношения, создаваемые между фонемами и звуками, проявляются в морфемах, словах, фразах, предложениях. Характеристики элементарных единиц любого языка определяют смысловое содержание человеческой речи с учетом особенностей языка.

Фонемы: возможности и функции

Функции фонем:

  1. Дистинктивная . Фонема используется для фонетического и семантического сравнения. Данная возможность также позволяет отличать слова друг от друга. Функция бывает смыслоразличительной и опознавательной.
  2. Перцептивная . Звуки речи доводятся до полноценного восприятия. Функция позволяет воспринимать и опознавать разные звуки, сочетания. В то же время проводится отожествление слов и морфем.
  3. Сигнификативная . Морфемы и слова языка подлежат различению по смыслу.
  4. Делимитивная функция различает морфемы и слова, граничащими друг с другом, но отличающимися функциями и возможностями. Делимитивная функция не проявляется на постоянной основе. Ее наличие подтверждается разными ограничениями на сочетаемость элементов звуков.

Типы звуков в русской речи

Звуки, прежде всего, делятся на гласные и согласные.

  1. Гласные звуки предполагают прохождение воздушного потока через рот. В результате образуется только голос. Русский язык представлен следующими гласными звуками: а, о, э, ы, и, у.
  2. Согласные звуки предполагают несвободное прохождение воздуха через рот. Наличие препятствий обязательно проявляется. Русский язык включает в себя 20 согласных звуков: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Русский язык дополнительно включает в себя два звука, которые не похожи друг на друга. Один звук напоминает по звучанию гласный «и», но он не способен образовывать слога. В связи с отсутствием возможности образования слога, звук является неслоговым гласным. Традиционно используется буква «й». Примеры: мо-и, май; за-и-ка – зай-чик.

Другой звук – это звонкий согласный. Для его образования средняя часть языка должна приблизиться к среднему твердому небу. По данной причине звук также известен как среднеязычный или средненебный. Речь идет о звуке – йот. Для его обозначения в некоторых языках используют букву j. В русском языке ситуация отличается, потому что согласный, соседствующий с гласным, должен отображаться одной буквой:

  • ]э – е (ехать).
  • jo – ё (ёлека).
  • jy – ю (юг).
  • ja – я (ядро).

Звук и фонема: особенности соотношения

Язык предполагает разные типы сочетаний звуков и фонем.

  1. Фонема может включать в себя только один звук (например, «сон»). В этом случае предполагается прямое соответствие. Подобный анализ слова оказывается самым простым, но возможны и другие случаи в языке.
  2. Фонема может включать в себя два звука.
  3. В некоторых случаях один звук включает в себя две фонемы. В этом случае предполагается обязательное длительное звучание. Например, [сж] может быть проявлено фонемами [с], а также [ж], хотя используется звук [ж].

Фонемы языка требуются для создания упорядоченной системы. Предполагается, что каждая фонема будет соотноситься с остальными. В то же время допускается различие фонем, по крайней мере, по одному признаку. Если фонемы различаются только по одному признаку, они являются парными.

Фонема не обладает самостоятельным лексическим или грамматическим значением, но позволяет различать и отождествлять морфемы и слова, являющиеся значимыми единицами языками:

  • Замена одной фонемы на другую меняет значение слова (дом – том, тон – Дон)
  • Изменение порядка фонем образует новое слово (сон – нос)
  • Удаление фонемы приводит к новому слову (т<р>он – тон)

Фонема – это абстрактная составляющая языка. Звук – это материальная реализация фонемы. Изучение языка и его раздела «фонетика» — это наилучший способ понимание особенностей строения разных слов.