Что делать, если вы в отчаянии. Уныние - это состояние апатии и подавленности

Депрессия, безнадежность и отчаяние - это взаимосвязанные психологические термины со слегка различными значениями. В основном такие негативные состояния возникают при нарушении основных потребностей человека: права на жизнь, любовь и самореализацию.

Безысходность и чувство отчаяния

Что такое отчаяние? Это эмоциональное состояние, при котором человек потерял надежду и смысл жизни, он разочарован и уверен в том, что ничего хорошего уже не будет, что ему никогда не достичь того, чего он хочет в жизни. Чувство безысходности присутствует во всех, кто страдает от депрессии или любого другого психического расстройства.

Человек настолько перегружен препятствиями и трудностями в его жизни, что он просто не находит в себе сил для их преодоления. Многие отчаявшиеся начинают рассматривать самоубийство в качестве избавления от всех проблем.

Что такое отчаяние: синонимы, определения

Существует множество понятий, которые так или иначе связаны с термином "отчаяние". Вот некоторые из них:

  • Отчуждение - то, что человек чувствует, когда ему кажется, что он отличается от общества. Он чувствует себя отрезанным и недостойным своего окружения.
  • Покинутость - это чувство болезненного одиночества, брошенности и ненужности.
  • Обреченность приходит, когда человек потерял все, что имел в жизни, и думает, что никогда не сможет получить это обратно. Он чувствует, что жизнь закончилась.
  • Ограниченность - означает невозможность бороться с миром, отсутствие возможностей, умственные или физические недостатки.
  • Беспомощность - это то ужасное состояние жертвы, когда попытки противостояния бесполезны.

Депрессия - это не просто плохое настроение

Длительное состояние подавленности, безысходности, грусти, беспокойства оказывает сильное влияние на поведение и мысли человека. Эти люди либо едят много, либо вовсе отказываются от пищи. Они испытывают трудности с принятием решений, страдают от очень низкой концентрации внимания и имеют проблемы с памятью. Эти люди также склонны к самоубийству. Каково значение слова "отчаяние"? Это состояние можно описать как крайнюю безнадежность и безысходность.

Такие внешние факторы, как трудное детство, безнадзорность, наркомания, финансовые проблемы, серьезное заболевание или потеря части тела могут привести к депрессии. Депрессивные состояния преобладают в течение длительного времени и требуют надлежащего психиатрического лечения. Симптомы сильной депрессии влияют на повседневную способность работать, спать или наслаждаться жизнью. Как правило, в комплексе также идут безысходность, отчаяние и бессилие.

Стоит ли бояться отчаяния?

Многие люди боятся этого чувства, но отчаяние - это вполне адекватная реакция на безвыходную ситуацию. Исследования подтверждают, что плач является естественной реакцией на стресс и печали и обладает огромной терапевтической ценностью. Слезы - это не просто соленая вода, в них содержатся лейцин энкефалина, эндорфин, который уменьшает боль, и такие гормоны, как пролактин и адренокортикотропный гормон, продуцируемые во время стресса. Хорошенько поплакав, можно избавить организм от избытка гормонов стресса.

Значение слова "отчаяние" также связано с отрицательной астенической эмоцией, которая связана с ощущением человеком невозможности удовлетворения какой-либо потребности. Как правило, это следствие сильных потрясений в жизни, таких, например, как смерть близкого человека, пожар, потеря имущества, потеря зрения и так далее. В результате возникает ощущение безысходности, бесперспрективности и собственной беспомощности.

Приступы отчаяния

Одним из лучших способов получения контроля над депрессивными состояниями является разделение их на многочисленные слои. Проблемы, которые способствуют разочарованию, безнадежности, апатии, часто четко разделяются. Самым верхним слоем является отчаяние - это эмоциональные и поведенческие реакции на симптомы депрессии. Она поддерживается негативными мыслями о себе, пассивностью, вялостью, жалостью к себе, чувством отверженности.

Верхний слой отчаяния эмоционален, но такие эмоции имеют поведенческие последствия. Они ведут к радражению, апатии, возможно, агрессии. Человек бессознательно, но отчаянно ищет любовь и внимание со стороны других людей.

Внимательность, практика приостановления решений и сосредоточение внимания используются, чтобы помочь абстрагироваться от власти депрессивного мышления. Когнитивная реструктуризация применяется для замены негативных мыслей более разумными, сбалансированными альтернативами, которые поддерживают целый ряд здоровых чувств и действий.

Медитация и сострадание

Отчаяние - это такое негативное состояние, которое может привести к непоправимым последствиям. Загнанный в угол человек способен на то, на что раньше никогда бы не осмелился. Одними из способов освобождения от бесконечного цикла страданий и выхода из темной пещеры отчаяния на ясный дневной свет являются медитация и сострадание, как бы странно это ни звучало. Это метод подключения к внутренней природе нашего ума, который свободен от драмы, не окрашен эмоциями, к чистому сознанию.

Для медитации необходимо просто расслабиться и оставаться в чистом осознании настоящего момента. Попытаться отпустить свою боль и обстрагироваться от личных проблем, признавая, что страдание является неотъемлимой частью жизни многих людей. Принятие этого факта усиливает такое чувство, как сострадание.

Отчаяние - не повод опускать руки

Никогда не стоит преждевременно признаваться в собственном бессилии, даже в самой безвыходной ситуации нужно стараться отыскать выходы. К событиям, на которые повлиять уже невозможно, нужно изменить свое отношение. Так, потеряв родного человека, не стоит замыкаться в себе и забывать обо всем окружающем, наоборот, нужно подумать о людях, которые рядом, которым тоже нужна поддержка и забота.

В зависимости от причин, которые влекут за собой негативные состояния, важно правильно оценивать масштаб бедствия, не впадать в отчаяние, а сохранять душевное равновесие, ведь вокруг еще столько хорошего, ради чего стоит жить...

Попадать в состояние отчаяния - это не просто досадная случайность нашей жизни, это право каждого человека. Право на естественные эмоции, право на слабость, право принять помощь со стороны или сделать остановку в делах и побыть одному. Несколько месяцев назад в Фейсбуке мы с подписчиками говорили о том, как по-разному все проходят это состояние: кто-то начинает бороться с отчаянием и побеждает (или нет), кто-то боится его и стремится отрицать, кто-то смиренно принимает. Мнения разделились, и собрался ворох живых примеров. Мы составили для вас что-то вроде шпаргалки, куда можно заглядывать, когда покидают силы, и кажется, что просвета нет.

Что чувствуешь в моменты, когда не получается. Не просто не получается, а когда все твои действия - правильные, продуманные, распланированные, проверено результативные, от которых ожидаешь эффекта «вау!», а на выходе - ноль. Не капля, не чайная ложка - ровно ноль.

Иногда, даже при достаточно здравом уме и трезвом образе мыслей такой подножки достаточно, чтобы погрузиться в отчаяние.

Что мы чувствуем, когда отчаиваемся

  • Обесценивание

Весь прошлый опыт перестаёт иметь значимость.

В эти моменты я рассыпаюсь на половины. Мозг способен привести самые разные аргументы и предложить план А, Б и сколько ещё нужно по выходу из кризиса. Но всегда есть маленькая часть меня, которая вжимается в коленки и плечи, закрывает голову лапками и думает одну мысль «всё пропало».

В этом состоянии мы склонны всё перечеркнуть, сжечь все мосты.

Сначала проверяю, что сделала всё точно. Сделала. Потом психую и думаю, не уйти ли в продавцы шаурмы.

  • Потерянность

Мы не понимаем, где находимся, исчезает фундамент, основа, на которую можно опереться.

Если что-то идёт не так, если я делаю много, а результат нулевой, то какое-то время я гребу по инерции, рассказываю себе, что вот-вот всё будет так, как я напридумывала. А потом я понимаю, что «вот-вот» уже давно не случается, и превращаюсь в моральную труху. Ничего хорошего в эти моменты ни про себя, ни про будущее не думаю.

  • Разбитость

Отчаяние сказывается и на самочувствии тоже. Накатывает неизвестно откуда взявшаяся усталость, может неожиданно что-то заболеть. Это психосоматика.

  • Нет будущего

Очень сложно строить планы и на что-то надеяться, когда всё валится из рук и земля под ногами рушиться.

Мое отчаяние всегда трагично. Оно выходит за рамки бизнеса и распространяется на всю жизнь, которая становится бессмысленной и ненужной, несмотря на высокие духовные учения и принятие того, что это всё - лишь игра эго.

  • Паника

Тем, кто привык к регулярным победам, особенно трудно смириться с отчаянием - начинаются хаотичные действия по принципу «делать хоть что-нибудь, только не останавливаться».

Я начинаю сама себе задавать вопросы, терзать, анализировать и заниматься прочими видами мазохизма.

  • Одиночество

Мы не привыкли быть слабыми, и показывать, что мы отчаиваемся, нам это кажется неудобным. Чаще всего люди отчаиваются в одиночестве.

Каждый из нас думает, что он один такой. Остальные все такие позитивные и успешные, а я тойтерьер!) А вот мы тут собрались и сказали, что нас много, мы такие, и это не мешает нам быть крутыми в том, что мы делаем!

  • Смирение

Мы позволяем отчаянию захватить все наши мысли и время, проваливаемся туда полностью и варимся в нём.

Я страшно отчаиваюсь, причём ухожу в глубокий-глубокий минус, что ничего не умею и не могу, и профессии у меня нет, и ничего нет, и во всех сферах всё плохо.

Откуда берётся отчаяние

Признание проблемы и понимание её природы - это почти половина её решения. В ходе обсуждения мы выяснили, что у отчаяния и сопутствующих ему состояний есть конкретные причины. У каждого - свои, но, зная их, можно провести профилактику и в момент отчаяния, как минимум, ему не удивляться. Итак, почему же мы отчаиваемся?

  • Мало опыта

Когда мы только на старте проекта, ещё много радужных ожиданий, часто не имеющих ничего общего с реальностью. Начинающие фрилансеры и предприниматели отчаиваются гораздо сильнее и чаще. Если правильно обрабатывать эти моменты, формируется естественная реакция, помогающая справляться.

  • Мало реального отклика на деятельность

Экспертам, чья деятельность связана с работой в сети, удалённым косультантам, да и всем, пожалуй, фрилансерам приходится в начале пути проходить период, когда непонятно, как к вашей работе относится конечный потребитель.

Ты что-то делаешь, делаешь и не имеешь ни малейшего представления о том, что происходит от твоих действий с другими, и происходит ли вообще. И временами думаешь, что всё, ничего не вышло, не получилось.

  • Перфекционизм

Непринятие полутонов, желание сделать только отлично, а не достаточно хорошо, стремление быть лучшим во всём загнало в глухое отчаяние множество специалистов, которые не привыкли измерять успех в промежуточных результатах.

  • Отсутствие незыблемой базы

Собеседники описывают отчаяние как падение в неизвестность. Мы легко поддаёмся желанию сдаться и всё бросить, когда не имеем под ногами прочного фундамента в своей деятельности.

По возможности каждый день делать хотя бы какую-то мелочь (на что хватает моральных сил) для основного дела.

  • Нетерпимость

Даже если мы принимаем отчаяние, мы хотим, чтобы всё начало налаживаться в ту же минуту - сразу после принятия.

Часто оказывается, что надо было просто немного подождать — потому что это был не ноль, а отложенный результат. Не сразу, а через время. Но я-то уже успеваю рухнуть в отчаяние.

Что делать тому, кто отчаялся

Невероятные люди - поклонники «Маркетинга с азов»! Они придумали или переняли у других разные способы преодоления состояния безысходности. В нашем осуждении мы выяснили, что универсальных - не существует: выбирайте то, что вам ближе в данный момент времени.

  • Отчаяться

Просто чувствовать, что есть. Упасть.

На следующий день я встаю. Ко мне снова приходит фраза, что нет безвыходных ситуаций. Начинаю распутывать сцепившуюся в комок верёвку своих неудач. И так до следующих падений- трагедий. Каждый раз их становится больше, ноша тяжелее. Получается нужно бить в одну точку до конца. Будет ли этот конец хэппиэндом, узнаем в конце фильма.

Поныть, признать во всеуслышание, что я в трухе и в чувствах, что всё отстой и ничего не получится. И сразу понимаешь, что не одинока в своих чувствах, и люди выгребают из такого состояния.

Я работаю в машине: это прекрасное место, где я могу плакать, кричать, выть иногда. Но бензин в авто заканчивается, а с ним приходит необходимость выползать из ямы, сгребать себя по молекулам и ехать на заправку.

  • Не отчаиваться

Перед тем, как отчаиваться, убедитесь, что для этого есть повод. Иногда случившееся - лишь возможность пересмотреть всё, что происходит.

У пространства есть три варианта ответа на твою просьбу:

  1. Да, но не сейчас.
  2. У меня есть для тебя кое-что получше!

В таких случаях я старюсь себе напоминать, что не надо пороть горячку, что всё наверняка не такое, каким кажется на первый взгляд, что у меня недостаточно информации, чтобы делать далеко идущие выводы.

  • Проверить все составляющие проекта

Иногда, достаточно пройтись с нужными инструментами по всем ступенькам бизнеса или рабочего процесса, чтобы починить его. Запустишь одну шестерёнку в механизме, она захватит другую, та - третью. Так и вся машина заработает.

  • Отмечать ежедневные победы

Каждый день мы совершаем в проекте множество действий - успешных и не очень. Если перед сном записать все успешные действия, похвалить себя за них и в минуты отчаяния заглядывать в эти записи, сформируется понимание, что не такой уж ты и лузер.

У нас есть волшебная коробка, куда мы складываем записки с нашими победами, неважно - с большими или маленькими. Всё фиксируем. Помогает!

  • Обратить внимание на физические ощущения

Некоторые люди всё пропускают через тело - именно у них срабатывает психосоматика: ни с того ни с сего в теле возникают неприятные реакции - болят ноги, руки, глаза, внутренние органы. Особо чувствительным с точки зрения организма помогут телесные практики.

Помогает в эти моменты практика, которой занимаюсь.

  1. Вернуть внимание в тело. Не думать о проблемах и поражениях, а внимательно наблюдать, как воздух входит и выходит, как он касается ноздрей, гортани, заходит внутрь, потом идёт обратно. Почувствовать, как ягодицы касаются стула, ступни - пола, как ощущается кожей одежда и так далее.
  2. Внимательно наблюдать, как отчаяние отражается в теле - его можно воспринять физически, оно что-то сжимает, скрючивает, сгорбливает.
  3. Сказать себе: «Я не отчаявшийся несчастный человек, а внимание, которое видит отчаяние как физический факт - рядом с дыханием и прочими ощущениями.

Тогда отчаяние становится слабее, не управляет моими действиями, его можно пережить и пойти дальше. И такой подход позволяет лучше учиться на своих ошибках: можно их спокойно рассматривать. Часто оказывается, что это не совсем ошибка, а просто мир немножко изменился, и надо как-то по-другому теперь.

Попробовать лучше, когда всё спокойно. В отчаянии бывает не до изучения новой практики.

Увод внимания с мыслей, обесценивающих меня и мою работу, на ощущения в теле. Если ощущения неприятные, делаю всё, чтобы убрать на физике причину неприятного, или просто снимаю напряжение любым доступным способом: именно на физике, расслабляя и разглаживая тело.

  • Переключить внимание

В нашей жизни есть не только работа, бизнес или проекты. Есть семья, друзья, досуг. Отвлекая себя от сферы, где, кажется, всё плохо, мы оставляем отчаяние в тот месте, где его встретили, пока оно не захватило полностью весь разум. Потом вернуться в эту точку и разобраться с ним будет гораздо проще.

Я точно знаю: никакая работа не пропадает зря. Вы можете это понять через большой промежуток времени, но это так. Я в таких случаях говорю себе: значит, нужно отдохнуть или заняться чем-то другим. И о чудо: как только ты переключаешься, все сразу налаживается.

Заняться другим делом, потихонечку продолжая и основное, но сместив с него фокус внимания. Этому я ещё пока только учусь. Объясняю себе, что основное не развалится, если я на время слезу с него со своими напряженными отчаянными ожиданиями и наполню жизнь позитивом из других сфер.

Больше разноплановой работы, общение с разной категорией клиентов, исключила людей, которые могут мне «навязать» безнадёжные установки, и включила новую установку «я всё равно счастлива!» Заметила, что поменяла своё отношение к неудачам. Ранее это портило жизнь, а теперь решила оставаться счастливой, несмотря на разные финансовые результаты. Например, договорились с партнёром на одну сумму взаиморасчётов, а он раз - и изменил. Сначала такое расстраивало, я старалась более не иметь с ним дело. А сейчас просто довожу всё с ним на уровне «это самый лучший партнёр» - в итоге всё меняется в самую лучшую сторону!

Лечусь переключением на другой вид деятельности. Как правило, изматываю себя ближними или дальним путешествиями. В путешествиях успокаиваюсь и трезво анализирую, что пошло не так. Трезвым умом признаю, что это был тоже опыт и берусь опять за дело.

Пару лет назад уехала на две недели в санаторий в Псков, где было минимум людей, правда, был интернет, но медленный. Я полдня здоровьем занималась, рисовала, гуляла.

Сейчас дошло постепенно, что все идеи и проекты получиться просто не могут, не бывает так! Нашла свой способ: у меня их 3-4 одновременно, больших и малых. И когда один вязнет, идёт не туда, не срабатывает, то другие не дают впасть в грусть, потому как просят внимания и мобилизуют.

  • Воспользоваться поддержкой близких или специалистов

Не нужно перекладывать на них всю тяжесть проблемы, но почувствовать, что ты не один - важно и не только отчаявшимся.

Если кто-то рядом удерживает, то за 2 дня мозг встаёт на место, если никого рядом нет, и мозг совсем ушёл в коленки, то жгу, а потом или отстраиваю всё заново или иду строить что-то новое.

Когда мне нужны «обнимашки», я иду к мужу. Когда мне нужна опора, я иду к своему психологу. Когда мне нужно «об кого-то подумать», я иду к коучу. Поддержка - разноформатна.

Мне ужасно помогает муж: в самые горькие минуты рыданий и посыпания головы пеплом он смотрит скептически и говорит что-нибудь в том духе, что где-то он это уже видел - и тогда всё получилось. Поэтому можно заканчивать рыдать и идти работать.

У мужа, ввиду почти 10-летнего опыта, уже есть алгоритм вытаскивания меня из-подо льда: обнять, дать выплакаться и всласть понаобсыпаться пеплом, молча сначала, но кивая в нужных местах. После чего я, живенькая, не всегда сильно поблагодарив, уже мчусь что-то делать.

Мне нужно научиться просить поддержки в такие моменты. Не всегда получается. Особенно, если выйти за пределы близкого круга.

Иногда случаются хорошие слова от окружения. Слова, помогающие мозг на место поставить и вернуться из космоса небытия и отчаяния на твердую землю. И это точно не слова «у тебя всё получится».

  • Обзавестись собственной вдохновляющей цитатой

В конце всё будет хорошо. Если ещё не хорошо - значит это ещё не конец!

Уинстон Черчилль сказал: «Успех - это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.»

Мне очень нравится фраза одного психолога: «Депрессия - это не момент истины.»

В такие моменты вспоминаю «Благословенны препятствия - ими растём!»

  • Выговориться

Беру ручку с тетрадкой и выписываю всё, что на душе. Обычно в процессе приходит новое понимание ситуации и новые идеи. И в любом случае, настроение улучшается.

  • Помнить, что за отчаянием обязательно последует подъём

Всегда горки. Вверх, потом вниз и обратно.

Все события в нашей жизни происходят по синусоиде. И если кривая идёт сейчас вверх, я получаю достижения, а если вниз - я получаю опыт.

Какое-то время назад я всё ждала, что наступит такой момент или уровень, когда отчаяние перестанет захлёстывать. Когда всё пойдёт в гору и не назад. И вот совсем недавно пришло понимание - не будет так. И другое отношение к этим падениям в отчаяние. Это как волны: за ними обязательно будет подъём, надо только не опускать руки. «Сложнее всего не свихнуться от скуки и выдержать полный штиль». Штиль - когда ничего не происходит, скука, разочарование, ноль энергии. А когда так - вверх-вниз, это и есть жизнь со смыслом.

  • Помнить о предыдущих моментах отчаяния

Если они остались там в прошлом, а вы сейчас здесь, значит, вы их когда-то преодолели и остались живых.

Опираюсь на самые страшные и неисправимые моменты, которые всё же пережила. И тогда иду дальше с таким мыслечувством: если не я и не сейчас, то никто и никогда.

Учусь переживать поражения. Не просто переживать - пережёвывать, возможно, как раз для той самой копилки эмоционального опыта, которая в следующий раз поможет не так пищать от боли, когда - эх! И снова ударюсь о неудачу, рухнувшие планы, подставы и так далее. Только недавно поняла, что анестезия при такой душевной тоске разово помогает, но глобально мешает разобраться и выстроить мостик от эмоций к чувствам, которые точно укажут, почему и зачем это надо.

Сейчас уже таких длительный провалов нет, поэтому уже как-то проще. А еще нравится в такие моменты себе напоминать, что это было «тестирование гипотезы», это была всего лишь гипотеза, она могла подтвердиться, в данном случае — не подтвердилась, и теперь я это знаю.

Крошечный нервный срыв от Барбары Шер:

  1. Найдите место, где можно побыть наедине.
  2. Подберите свой текст для причитаний. «Мне больно, плохо, ой-ой-ой!» «Кто-нибудь помогите. Я слишком мал, чтобы вынести. Я не справлюсь.» Или что душе угодно.
  3. На несколько мгновений отдайтесь горестным эмоциям.
  4. Вы поймёте, что всё закончилось, когда на душе полегчает.
  • Слушать поддерживающую музыку

Мне помогает песня «Я не сдамся без боя».

А мне - кот Леопольд! 🙂 У него шикарные мотивационные песни!

  • Посмотреть на отчаяние с позитивом

Любая неприятность - это удача, смысл которой нам пока не ясен. Когда твои планы ломаются, Всевышний видит способ «срезать» угол к цели. И, наконец, можно сказать себе: «Окей, а теперь представь, что у тебя всё то же самое, но ещё и понос!»

Любому начинанию нужно дать время. На энергетическую раскрутку. Выполнить необходимый минимум дел и отдать на решение Вселенной. Не привязываться энергетически. И маховик раскрутится!

  • Принять

Принятие - это не смирение. Принимая отчаяние, мы соглашаемся с тем, что отчаялись, проходим через эту эмоцию, как если бы проходили по ветхому, шатающемуся мостику над пропастью. Страшно, но других способов попасть на ту сторону не так много: путь в обход слишком долгий, и нет гарантий, что мы не встретим другие пропасти, а перепрыгнуть - нужны недюжинные силы и годы тренировок заранее.

По гладкой дороге в крутую гору не поднимешься, нужны камушки, уступы на тропе, в них упираешься, цепляешься и так двигаешься вверх. Это мне бабушка как-то сказала, запомнилось.

Есть такой опыт - позволить себе отчаяться. Хотя бы один раз. Это непопулярный способ. Мы обычно не позволяем, сопротивляемся этому. Откуда-то есть мнение, что быть в отчаянии «неправильно». Потому и отторгаем его. Суть в том, чтобы осознанно прожить и позволить себе погрузится в отчаяние. Такое осознанное погружение, но не пассивное, а с активным наблюдением. Что происходит вокруг, что я чувствую, так ли это страшно, как казалось ранее, и, может, я зря этого боюсь. Можно увидеть и узнать о себе много интересного. И бонусом отпустить наконец-то «страх отчаяния». Это всего лишь чувство, реакция организма на то, чего я не хочу. Ничего страшного не происходит, процесс вполне себе контролируемый, местами даже интересный.

В жизни любого человека присутствуют такие эмоции, как грусть, тоска или печаль. Не испытывают их только прожженные циники, которые хладнокровно реагируют на какие-либо проявления, направленные против морали. Отчаяние неведомо таким субъектам, однако чувствительных людей в обществе гораздо больше.

Причины отчаяния могут крыться в следующих жизненных ситуациях и особенностях человеческого характера:

  • Неразделенная любовь . Ей, как известно, все возрасты покорны. Даже бунтующие холостяки не смогут отрицать того факта, что были хоть раз в жизни серьезно увлечены другим человеком. Самыми счастливыми людьми являются самовлюбленные нарциссы, потому что их обожание самих себя всегда будет вознаграждено. В кинофильме «Большая перемена» прозвучала песня «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает», которая сразу же стала любима народом. Даже самого сильного человека способна сломить неразделенная любовь. Дополнительные страдания отчаявшемуся могут принести счастливые глаза объекта страсти, которые направлены совершенно в другом направлении.
  • Предательство любимого человека . Если не брать во внимание убежденных свингеров, то измена может стать ощутимым ударом для одного из партнеров. Однако не только физическая измена с другим человеком способна ввести жертву предательства в отчаяние. Иногда неосторожным или намеренным словом реально принести больше бед, чем фактическим поступком. Рассказанная посторонним тайна или отсутствие поддержки в трудную минуту со стороны любимого способны ввести человека в состояние глубокого разочарования, которое близко по своей природе с отчаянием.
  • Крах надежд . Иногда мы планируем невыполнимое, потому что считаем себя генераторами гениальных идей и прирожденными лидерами. Любить себя не возбраняется, но и чувство меры должно всегда присутствовать при анализе своих дальнейших действий. Итог в таком случае всегда печальный: разбитые надежды и погружение в мир тягостного отчаяния.
  • Потеря значимого человека . Смерть близких - это всегда тяжелое испытание для психики. Выдержать подобное способен далеко не каждый, потому что автоматически включается механизм отчаяния. В такое же состояние может ввести разлука с дорогим человеком без перспективы на дальнейшую встречу.
  • Закоренелый эгоизм . Не стоит путать это понятие с гедонизмом, когда человек превыше всего ставит жизненные удовольствия. Заботясь прежде всего о себе, люди такого типа с готовностью затем могут помочь и другим. Подобные живчики излучают столько энергии, что всегда окружены большим количеством друзей. Эгоисты, которые с утра до ночи жалеют, холят и лелеют исключительно себя, очень часто становятся мрачными и желчными одиночками. Человеческая натура устроена так, что мы хотим не только отдавать, но и получать взамен. Тот, кто любит только бескорыстно делиться всем, либо личность блаженная, либо альтруист на самом пике развития самоотречения. В конечном результате эгоист приходит в полную растерянность от того, что он остается в совершенном одиночестве. Итог - погружение в отчаяние, которое может перерасти в стойкую депрессию.
  • Вялость души . У людей с четкой жизненной позицией периоды отчаяния не затягиваются, потому что срабатывает инстинкт самосохранения. Аморфный человек с готовностью отдает себя на растерзание судьбы и обстоятельств. Главным его самооправданием является уверенность в том, что рок все равно настигнет всегда и везде. Подобному фаталисту легче погрузиться в водоворот отчаяния, чем бороться за свою жизнь.
  • Тяжелая и неизлечимая болезнь . Эта напасть может настигнуть как самого человека, так и его близких. В данном случае людей охватывает отчаяние, природа которого понятна любому. Говорить здесь много не приходится, потому что подобная жизненная ситуация бывает не по плечу даже самым сильным духом.

Важно! Психологи настаивают обратиться во всех перечисленных случаях к специалисту. Человек в отчаянии - это прямая предпосылка к суициду или психическому расстройству.

Разновидности отчаяния у человека


Как ни странно это звучит, но уныние и отчаяние бывают разных видов. К наиболее ярким проявлениям этого душевного потрясения можно отнести следующие типы:
  1. Отчаяние-вызов . О таких людях Стефан Цвейг сказал, что «великое отчаяние всегда порождает великую силу». В помощи психологов подобные индивидуумы не нуждаются, так как описываемое душевное состояние у них - явление временное.
  2. Отчаяние-слабость . Ипохондрики с ленивой душой очень любят пребывать в состоянии хронической депрессии. Им как воздух нужно пострадать и найти у себя сотню несуществующих заболеваний. Слабохарактерность в этом случае приводит их жизнь в сплошное погружение в отчаяние. Помощь психотерапевта при данной проблеме нужна только в том случае, если человек втайне не получает удовольствия от самоистязания.
  3. Отчаяние как сложившаяся система . Знаменитый писатель Альбер Камю в свое время утверждал, что «привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние». Есть люди-программы, которые входят в определенное состояние и не принимают никаких попыток по изменению сложившейся ситуации.
  4. Полное отчаяние . Данная разновидность душевного упадка сил является наиболее опасной. Сопровождается она тяжелой депрессией и нежеланием жить. Большое количество суицидов связано именно с причиной полного отчаяния. В данном случае человека надо в буквальном смысле слова спасать всеми возможными способами.

Способы борьбы с отчаянием в жизни

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с отчаянием можно и нужно бороться. Уважающий себя человек никогда не позволит обстоятельствам контролировать его жизнь. Состояние отчаяния - это патология, от которой надо избавляться во избежание трагического финала.


Лекари человеческих душ разработали целую систему борьбы с коварным недугом, который разрушает сущность индивидуума. Ведь жизнь - это то, за что стоит сражаться до конца.

Среди самых распространенных способов, как избавиться от отчаяния, психологи выделяют следующие методы устранения проблемы:

  • Позитивный настрой . Мы сами творим свою судьбу, поэтому винить других в происшедшем - занятие неблагодарное. Необходимо активизировать у себя так называемый «центр счастья», который поможет избежать затянувшейся депрессии. Можно стать на короткий промежуток времени эгоистом, чтобы восстановиться после нанесенной психике травмы. Отчаяние - вещь коварная, которая запускает механизм саморазрушения. Следовательно, в борьбе с ним необходимо уделить себе как можно больше внимания, чтобы в дальнейшем вернуться к близким и родным совершенно другим человеком.
  • Активизация «цепочки позитива» . В этом случае сразу вспоминается мультипликационный фильм «Просто так», который по своей смысловой нагрузке не имеет ограничений в плане возрастной категории. Мальчик с чистой душой и просто хорошим настроением вывел из состояния депрессии и отчаяния нескольких персонажей анимационного ролика. Из описанного можно сделать вывод, что отличное средство борьбы против отчаяния - это не сладострастное рыдание в кругу себе подобных, а общение с жизнерадостными оптимистами.
  • Полный контакт с родными и близкими . Еще одним проверенным методом устранения из жизни состояния отчаяния считается рубцевание ран в кругу семьи. Если же предательство произошло именно с их стороны, то всегда можно найти утешение в беседе с проверенными друзьями. Очень редко человеку вообще не к кому обратиться за помощью. Возможно, просто в депрессивном состоянии он не замечает тех, кому по-настоящему дорог. Народная поговорка, что «муж любит жену здоровую, а брат - сестру богатую», неприемлема среди порядочных людей с четкими моральными принципами. В данном случае представится шанс проверить свое окружение, удалив в дальнейшем из него ненадежных лицемеров.
  • Поиск интересного хобби . Ничто так не помогает в угнетенном состоянии, как занятие увлекательным делом. Следует вспомнить то, что нравилось еще в период детства. Полоса отчаяния в жизни человека - прекрасная возможность наверстать когда-то упущенное. Если по сердцу была лепка, то можно попробовать себя в гончарстве. При желании рисовать картины, не имея при этом видимого таланта к живописи, не следует также лишать себя шанса реабилитации. Не зря же сегодня очень популярными стали раскраски-антидепрессанты и картины с нанесенным контуром будущего шедевра. Даже самосовершенствование в художественном свисте отнюдь не будет зазорным делом, когда речь идет спасении своей судьбы.
  • Трудотерапия . Очень многие люди после потери близкого человека с головой окунаются в работу, пытаясь загрузить себя по максимуму. Это часто срабатывает, потому что душа иногда еще больше болит именно в праздности. Крепостной Степан из знаменитого кинофильма «Формула любви» четко сформулировал состояние ипохондрии и отчаяния. Простой мужик с точностью вычислил проблему барина, которая крылась в бездействии и глупых сомнениях.
  • Отказ от вредных привычек или их ограничение . Только наивные люди или убежденные алкоголики считают, что хмель способен притупить периодически возникающую душевную боль. Единственное приобретение при таком образе жизни - это систематическое похмелье, которое вряд ли добавит красок в быт отчаявшегося. Тем, кто привык вместо полноценной пищи «заедать» горе сигаретой, тоже придется еще не раз испытать чувство отчаяния при возникших впоследствии заболеваниях.

Внимание! Если же все перечисленные методы борьбы с отчаянием не возымели успеха, то рекомендуется посещение психотерапевта. Следует только найти грамотного и проверенного специалиста, чтобы не попасть на сеанс к шарлатану.

Народные методы борьбы с отчаянием


Еще с давних веков народ пробовал разные методы искоренения душевных хворей. Психотерапевтов в то время не было, а грустить и печалиться при борьбе за выживание мог позволить себе далеко не каждый.

Народные советы, как бороться с отчаянием, выглядели следующим образом:

  1. Молитва . Церковь всегда была одним из самых популярных средств помощи для людей. При возникшей проблеме народ рекомендовал уединиться в укромном месте для вознесения молитвы Богу. Затем следовало зажечь лампадку или церковную свечу и встать перед необходимой для обряда иконой. Считалось, что лучше всего взывать к Иоанну Златоусту, Николаю Чудотворцу, Иисусу-Вседержителю и, конечно же, Божьей Матери. Следующим шагом для наших предков была молитва «Отче Наш» и покаяние о совершенных грехах. В заключении советовалось прочитать воззвание именно к тому Святому, перед чьей иконой проводился обряд.
  2. Заговор . Суеверие всегда было присуще человеку, поэтому часто народ прибегал к подобным вещам. В этом случае рекомендовалось взять кусок белой ткани или платок и идти с ним к той церкви, которая находилась рядом с кладбищем. Подав у святой обители милостыню страждущим, нужно было покормить принесенным с собой хлебом птиц. Затем следовало поставить свечи тем святым, на кого возлагалась надежда об избавлении от отчаяния. Завершающее действие наших предков при ритуале заговора - это прохождение кладбища строго по часовой стрелке и чтение соответствующего заклинания на выходе из него. Совершать подобное нужно было, находясь лицом к могилам, держа при этом белый платок в левой руке. Слова заговора выглядели примерно так: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Пришел к порогу царствия мертвых раб твой (называлось имя, данное при крещении). Не смерть с собой принес, а только черную печаль свою да мысли опостылевшие. Да пусть останется все это в сырой земле среди тех, кто уже не воротится. Пусть держат они помыслы мои недобрые да печаль постылую. Всему сказанному мной - замок железный, запоры стальные да навес каменный. Во веки веков. Аминь!». Последний штрих ритуала - оставление скомканного платка на кладбище, бросание девяти монет через плечо правой рукой с комментарием, что все уплачено.
  3. Народная медицина . Если отчаяние возникало у тяжело больных людей, то простой люд советовал читать молитву перед иконой «Всецарица», взывая при этом к Божьей Матери. Делать это нужно было регулярно, принимая между обрядами отвары и настои из лекарственных трав. Для каждого заболевания предполагалось свое целебное растение, но молитва в случае хвори предпочиталась именно эта. Для успокоения во время депрессии, к которой привело отчаяние, рекомендовалось пить настои из спорыша (1 ч. ложка на 2 стакана воды), мяты (в пропорции 1:1) и корней цикория (20 г. исходного сырья на стакан кипятка).
Как бороться с отчаянием - смотрите на видео:


Отчаяние - это тяжелая патология, которая незаметно может сделать из человека марионетку в руках судьбы. Сопротивляться данному чувству сложно, но вполне реально. Описанные советы укажут любому желающему возможные пути, как не впасть в отчаяние и дать достойный отпор преследующему року.

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в , где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители , Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует , говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

Уныние - это состояние человека, когда его ничто не радует, не доставляет ему удовольствия. Также в этом случае наблюдается полная апатия и депрессия. Обычно такие душевные переживания отражаются и на здоровье. В религиозной литературе описывается данное состояние человеческой души, духовные лица относят его к смертным грехам. Поэтому впадать в уныние считается плохим действом. Почему не стоит зацикливаться на негативе? Рассмотрим тему как с религиозной точки зрения, так и с психологической.

Негативное влияние

Какие опасности для человека скрывает уныние?

  1. Основная заключается в том, что тоска распространяется и на душевное, и на физическое состояние человека. Он не хочет ничего делать, ни с кем встречаться, разговаривать и прочее.
  2. Как правило, данному состоянию подвержены люди эгоистического склада характера, так как большую часть своего времени они заняты своей персоной. Они думают о себе, занимаются самокопанием и так далее.
  3. Опасность состоит в том, что если не пытаться выйти из этого состояния, то можно впасть в полное отчаяние.
  4. Одним из симптомов уныния является депрессия. Данное состояние в некоторых странах считается заболеванием. От него следует лечиться под наблюдением специалистов.
  5. Если не удаётся выйти из такого состояния, как уныние, это может привести к мыслям о суициде.
  6. В угнетенном состоянии мысли человека могут прийти к заключению, что он ничего собой не представляет и жизнь не имеет смысла.
  7. Данное состояние приводит к снижению трудоспособности. Оно же доставляет массу неприятностей окружающим людям. Общаться с человеком, который находится в состоянии уныния, довольно сложно. Не каждый способен терпеливо относиться к личности с таким настроем.

По каким признакам можно определить, что человек находится в печали?

Уныние - это состояние, которое можно выявить как по внешним, так и по внутренним признакам. Существует две основных градации. По ним же можно определить присутствие уныния. К первой относятся эмоциональные особенности, которые присущи данному состоянию. Ко второй можно отнести физические проявления.

В чем проявляется эмоциональное состояние человека при унынии?

  1. Чувство жалости и обиды за самого себя.
  2. Невозможность ожидания чего-либо хорошего. У человека, который переживает уныние, все плохо.
  3. Тревожное настроение.
  4. Плохие предчувствия.
  5. Заниженная оценка самого себя. Человек думает, что нет в жизни счастья.
  6. То, что раньше приносило положительные эмоции, в состоянии уныния не доставляет никакой радости.
  7. Появляется безразличное отношение ко всему происходящему.

Какие физические особенности появляются при унынии?

  1. Возникают проблемы со сном.
  2. Человек начинает много есть либо, наоборот, падает аппетит.
  3. Появляется быстрая усталость.

Изменение поведения

Какие особенности поведения присутствуют у человека в состоянии уныния?

  1. Пассивная жизненная позиция.
  2. Нежелание общаться с родными и близкими.
  3. Может начаться злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами. Это делается для того, чтобы уйти от реальности.

Изменения в мыслях

Какие изменения сознания могут возникнуть у человека, который пребывает в унынии?

  1. Становится сложно сконцентрироваться на чем-либо.
  2. Человек не может принимать взвешенные решения, колеблется. Даже после сделанного выбора сомневается, правильно ли он сделал.
  3. Пессимистический настрой, нет в жизни счастья.
  4. Появляется заторможенность в мыслительных процессах.

Побеждаем недуг

Каким способом можно победить уныние? Это можно сделать посредством трех основных практик, которые могут помочь человеку справиться с данным состоянием.

  1. Помощь специалиста, а именно психолога. Если человек погрузился в уныние, врач может назначить специальные препараты. Они помогут выйти из данного положения.
  2. Религия и вера в Бога помогают людям произвести переоценку ценностей и по-другому посмотреть на жизнь.
  3. Поддержка духа посредством спортивных занятий. Необходимо заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни.

Уныние - это состояние, при котором человек чувствует себя подавленным и никому не нужным. При первых проявлениях следует сделать усилие, чтобы выйти из апатии. Нельзя поддаваться унынию, необходимо заставить себя переключиться на другие занятия и перестать заниматься самокопанием.

Уныние в современном обществе

К сожалению, на сегодняшний день является не редкостью, что при всем внешнем благополучии того или иного человека он не испытывает чувства радости. Встречаются случаи, когда гражданин материально обеспечен, у него есть семья, он ездит на дорогие курорты, но ничто не доставляет ощущение удовлетворения. Причём у людей, у которых больше денег, уныние и депрессия наблюдаются чаще, чем у тех, кто испытывает какие-либо материальные трудности. Также встречаются ситуации, когда человек всегда чем-то недоволен. Например, ему кажется, что у него плохая жена или что, если бы у него была машина, то он был бы счастлив, и прочее. А на самом деле выходит так, что смена места жительства, покупка машины и появление новой супруги все равно не приносят удовлетворения.

С точки зрения психологии данное состояние человека называется депрессией. На сегодняшний день оно считается наиболее распространённым психическим расстройством. Существуют службы психологической помощи людям. Если уныние находится на начальной стадии, психолог поможет найти человеку выход из его состояния. Но бывает, что психологическая поддержка может оказать только временный эффект. Поэтому через какое-то время все опять возвращается к человеку. Если говорить о религии, то уныние считается смертным грехом. В связи с этим существуют определённые объяснения причин появления его и того, как с ним бороться.

Уныние - грех. Религиозная точка зрения

Существует два вида уныния. К первому виду относится состояние, которое полностью поглощает человека, происходит упадок духа. А второй вид уныния связан со злобой и раздражительностью. Независимо от типа, уныние - грех.

Человек, который пребывает в данном состоянии, может начать обвинять других людей в его несчастьях. Чем больше он погружается в себя, тем сильнее обвиняет окружающих. Также количество людей, которые считаются виновниками, возрастает. У человека появляются злоба и ненависть ко всем людям, с которыми он так или иначе контактирует.

Следует понимать: все, что происходит с нами, является следствием наших поступков. Если кто-либо оказался в ситуации, которая доставляет ему дискомфорт, значит, он сам ее создал. Для того чтобы выйти из неё, следует начать действовать по-другому.

Также нужно помнить, что чем сильнее злиться на обстоятельства или неблагоприятную ситуацию, тем будет хуже. А если принять все смиренно, ситуация разрешится сама по себе. Не нужно доводить себя до отчаяния. Оно может привести к мыслям о самоубийстве.

Внешние признаки

Человека, который пребывает в унынии, можно узнать по внешним признакам. У него грустное лицо, которое выражает печаль. Также у такого человека будут опущены плечи. У него будет присутствовать пониженное давление, вялость. Если он увидит другого человека в хорошем расположении духа, это может вызвать у него недоумение.

Причины появления

Какими могут быть причины возникновения уныния?

  1. Гордыня. Если человек болезненно воспринимает какие-либо неудачи или высказывания в свою сторону, он легко может впасть в уныние. Это задевает чувство его собственного достоинства. А вот если человек не воспринимает все близко к сердцу, то он не впадет в отчаяние. Тогда он спокойно относится к происходящему вокруг него.
  2. Неудовлетворение желаний также может ввести некоторых людей в состояние уныния. Причём чем больше человек поддаётся ему, тем больше сами желания утрачивают своё значение.
  3. Помимо вышеперечисленных причин уныния, также существуют и такие, которые могут появляться у людей, сильных духом. К ним относятся отсутствие благодати, прекращение человеком какой-либо деятельности. Может наступить скука. Также печальные происшествия могут стать причиной появления уныния. Например, уход близкого человека или потеря чего-либо. И даже в этом случае не следует впадать в печальные раздумья о несправедливости мира. Смерть - естественное завершение жизни, и все мы в жизни что-то или кого-то теряем.
  4. Уныние может возникнуть из-за болезней, которые сопровождают человека.

Какие существуют способы для того, чтобы справиться с данным состоянием?

Основное лекарство от уныния - это вера в Бога и труд. Даже если у человека нет сил, необходимо начать что-то делать, действовать. Со временем придёт желание жить дальше, уйдёт печаль.

В чем состоит опасность уныния?

Прежде всего, следует знать, что человек в унынии не может реализовать свои возможности. Это связано с тем, что он не видит, какие горизонты раскрывает перед ним жизнь. Так как все мысли человека связаны с депрессивными переживаниями, он видит во всем только негативные моменты и печалится. Человек своим настроем лишает себя возможности вести полноценную жизнь и радоваться самым простым вещам.

Как победить такое состояние?

Как победить уныние? Сейчас будут перечислены приемы:

  1. Прежде всего, необходимо понять, что негативные мысли можно "переделать" на позитивные. Неважно, вследствие чего человек начал думать, что все плохо. Возможно, кто-то внушил ему, либо мысли вращаются вокруг детских переживаний. Следует выяснить, из-за чего возникает уныние и депрессия. Для этого нужно спросить у себя: "Какие мысли вводят меня в состояние печали и тоски?" Ответ на этот вопрос нужно записать. Далее необходимо прочитать то, что было записано. После следует убедить себя, что данный список ограничен вашим восприятием. На самом деле мир намного шире. Не стоит думать только о тучах на небе, лучше вспомнить, что есть солнце, голубое небо и белые воздушные облака. Потом нужно зачеркнуть плохую мысль и заменить ее на хорошую, которая наполнена позитивом и радостью. Далее следует повторять позитивные высказывания до того момента, пока не поверите в них. Если сложно это сделать, можно сказать себе, что это игра, и вы будете воображать, что верите в эти мысли. Необходимо убедить себя и настроить на позитивное мышление.
  2. Следует научиться понимать, что если наступает безнадежная печаль, это связано только с вашим узким восприятием реальности в данный момент. На самом деле все не так плохо. Как только наступает грусть, рекомендуется подумать, что это временное явление, и оно скоро пройдёт. Также нужно позаботиться и поберечь себя, побаловать себя тем, что может отвлечь от грустного настроения. Очень хорошо помогают водные процедуры. Они помогут расслабиться физически и отвлечься от печальных мыслей. Ещё можно прогуляться в лесу, пройтись быстрым шагом на свежем воздухе.
  3. Уныние, тоска - это достаточно плохие состояния. Не стоит впадать в них, если даже вам кажется, что что-то не так было сделано в прошлом. Прошлое - это наш опыт, урок. Из него следует извлекать позитивные выводы. Необходим положительный настрой по поводу прошлого. Следует извлекать из всего поучительные моменты. Например, о каком-то эпизоде из жизни человек думает, что он его сломал или подкосил. Такой вывод в корне неверен. Нужно изменить мыслеформу. Следует думать о любом происшествии с таких позиций: "оно сделало меня сильнее, я приобрёл опыт, благодаря которому могу преодолевать подобные ситуации с лёгкостью".
  4. Следует научиться радоваться каждому мгновению. Наверное, многие слышали, что в старости люди говорят о том, как быстро прошла жизнь, и вспоминают позитивные моменты. Это значит, что не нужно растрачивать себя на удручающие мысли, которые приводят к саморазрушению. Следует относиться ко всему с радостью и улыбкой. Тогда не останется времени на тоску и печаль. Нужно запомнить, что радоваться настоящему не позволяют мысли о прошлом либо планы на будущее. Прежде всего, следует расслабиться и жить настоящим временем. Необходимо дать себе такую установку: неважно, что происходило в прошлом и не надо бояться будущего либо жить в тревожном ожидании чего-либо. Нужно проживать настоящий момент с чувством радости и благодарности, наслаждаться каждым мгновением.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, что такое уныние. Как видите, это плохое состояние. Оно негативно влияет на человека, на его психологическое и физическое здоровье. В нашей статье мы дали хорошие советы, которые помогут вам избавиться от уныния. Благодаря им вы сможете справиться с таким состоянием. И помните, что наилучший способ борьбы с печалью - это труд. Поэтому не жалейте сил, трудитесь на благо себе и людям. Желаем вам удачи и позитивного настроения.