Божественная Жанна — Маркиза де Помпадур. Шарм важнее красоты

Когда похоронная процессия под проливным дождем повернула по направлению к Парижу, король Людовик Пятнадцатый, который по всесильному этикету не мог следовать за кортежем, в гробовом молчании провожал его взглядом с балкона … Ненастья и завывания ветра он, казалось, не замечал. Потом вернулся в апартаменты. Две крупных слезы скатились по его щекам, и он произнес лишь одну фразу:
- Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!
За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль. Людовик навсегда расставался с женщиной, почти четверть века бывшей его любовницей, другом, ближайшим советником.
Король не просто прощался с фавориткой – фавориток у него и до маркизы хватало, и при ней было много, и после нее – предостаточно. Но ни одна женщина так и не смогла добиться того, что удалось Жанне-Антуанетте Де Помпадур, в девичестве – всего-навсего мадемуазель Пуассон. Она раскрыла секрет, над которым до сих пор ломают голову все женщины мира: как удержать около себя мужчину в течение 20 с лишним лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений.
К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

«Никто не может в полной мере оценить то, что сделали для Франции женщины», - утверждал писатель и философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель. А тому, кто прожил на свете ровно 100 лет и был свидетелем превращения этого государства в самое авторитетное и просвещенное в Европе, можно доверять.
Вне всякого сомнения, философ прежде всего имел в виду женщину, давшую название целой эпохе – «эпохе Помпадур». Но при рождении девочки в 1721 году никому и в голову не могло прийти, что ее ждет столь ослепительное будущее. Хотя мать ее была дворянкой, отец был самым заурядным мещанином, да еще носившим фамилию Пуассон, что по-французски значит «рыба». Как же донимали потом блистательную маркизу этим прозвищем придворные остряки-недоброжелатели!
Жанна явно была одарена незаурядными способностями: прекрасно рисовала, музицировала, обладала небольшим, но чистым голосом и настоящей страстью к стихам, которые она великолепно умела декламировать. Позже она стала настоящей профессионалкой в литературе, математике, религии, истории, искусствах и музыке.
Никто не понимал, зачем обычной девушке такое разностороннее образование, пока мадам Лебон, знаменитая гадалка того времени, к которой привели десятилетнюю Жанну, едва взглянув на нее, не воскликнула:
- Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!
До конца своих дней маркиза де Помпадур выплачивала пенсию прорицательнице.
В 1741 году Жанна-Антуанетта неожиданно удачно вышла замуж за своего дальнего родственника - Шарля-Гийома д’Этиоля. Жених был дворянином, недурен собой, богат – молодая девушка могла бы быть на седьмом небе от счастья, но она никак не могла забыть предсказание мадам Лебон. Тем не менее, внешне это был благопристойный и прочный союз. Через год после свадьбы родился сын, скончавшийся, правда, в младенчестве, а еще через два года – дочь Александрина.
А в 1745 году, когда весь Версаль праздновал бракосочетание наследника престола, состоялась встреча короля с мадам д’Этиоль. В точности неизвестно, как она исхитрилась заманить Людовика в свои сети, но многие историки утверждают, что все произошло неожиданно и стремительно: на балу внимание короля привлекла молодая дама в костюме Дианы-Охотницы.
Прелестная маска, пококетничав всласть с королем, скрылась в толпе, предварительно уронив надушенный платочек. Король, будучи галантным кавалером, поднял платок, а потом нашел и его владелицу, которая, впрочем, не слишком усердно пряталась. Людовик пригласил незнакомку на ужин, она согласилась…
В этот вечер Жанна-Антуанетта допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она… отдалась королю. В первый же вечер! Хотя ей (как, впрочем, и всему двору) было прекрасно известно: пресыщенный женщинами, неразборчивый, но капризный король мгновенно бросал своих мимолетных любовниц, каким бы упоительным ни было свидание.
Но больше уже Жанна-Антуанетта ошибок не делала, а будучи прирожденной актрисой и просто умной женщиной, с величайшим тактом разыграла свою роль. Шли дни, король все собирался сказать «Диана-охотнице», что продолжения у их связи быть не может, а сказать это было некому: «Диана» все не появлялась. В результате Людовику стали приходить на ум вполне естественные сомнения в своей мужской неотразимости.
Лишь неделю спустя Жанна-Антуанетта (тайно, с помощью подкупленных лиц!) пробралась во дворец и бросилась к ногам короля.
- Ваше величество, - рыдая заговорила она, - я умоляю вас о милосердии!
- Что случилось, мадам?
Заинтригованный донельзя Людовик уже забыл о том, что собирался сказать своей мимолетной любовнице несколько холодно-учтивых слов и навсегда прекратить с нею всякие отношения.
- Мой супруг… о, это страшный человек, ваше величество! Он вот-вот проникнет в тайну моей роковой страсти, которой я не имею сил противиться. И тогда он убьет меня, я знаю. О, сир, я не боюсь смерти, пусть меня настигнет эта кара. Но я не могу противиться моей любви, я готова заплатить за нее жизнью.
- Кого же вы так страстно любите, мадам?
- Вас, сир, - просто ответила Жанна-Антуанетта, не поднимаясь с колен. – я давно уже не просто люблю вас – я дышу только вами, мечтаю только о вас.
Перед королем была уже не обворожительная Диана-охотница, а бесконечно любящая женщина, потерявшая голову от страсти. Пожалуй, это была одна из самых трудных ролей, которую Жанна-Антуанетта исполнила в своей жизни. Ибо ей нужно было сыграть безумную страсть, а по природе своей и из-за слабого здоровья она относилась к физической стороне любви, мягко говоря, прохладно. И все-таки предсказание гадалки продолжало сбываться.
Король поверил в искренность ее чувств тем более охотно, что изливалась в них Жанна-Антуанетта совершенно бескорыстно, повторяя, что ради этого одного-единственного свидания с обожаемым монархом готова умереть самой страшной смертью. Такого Людовику, несмотря на его богатый любовный опыт и пресыщенность, слышать еще не доводилось. Поэтому он охотно поверил и в то, что ревнивый муж убьет несчастную, если она вернется под супружеский кров.
Кроме того, к этому времени красавицей Жанна-Антуанетта была редкостной: пепельные волосы, зеленовато-голубые лучащиеся глаза, изумительная кожа, хрупкая дивных пропорций фигура. Добавьте обаяние и ум, которым расточал комплименты сам Вольтер, – и портрет закончен. Действительно, достойная подруга для короля, который и оценил все это по достоинству.
Мадам д’Этиоль укрылась в дальних покоях Версаля, предоставив своим родственникам улаживать дела с обманутым супругом. Король пообещал, что после возвращения из военного похода во Фландрию произведет ее в официальные фаворитки. Обманутому супругу на всякий случай пригрозили Бастилией и окончательно заткнули рот предоставлением прибыльной должности.
14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Точнее было бы сказать: ему удалось ее представить. Двор принял мадам д’Этиоль в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). По ритуалу ее должна была представлять дама-аристократка – увы! Найти такую даму оказалось очень непросто. Положение спасла обедневшая принцесса де Конти: за очень солидное вознаграждение она согласилась официально ввести во дворец «свою юную подругу».
Чтобы положить конец кривотолкам, король восстановил для своей новой метрессы маркграфство Помпадур, оставшееся без наследников мужского пола, и мадам д’Этиоль стала маркизой де Помпадур, а впоследствии – даже герцогиней.
Так началась новая эпоха – причем не только при французском дворе.
Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Людовик XV женился, когда ему исполнилось пятнадцать лет, причем невеста была старше жениха на семь лет и не отличалась особой красотой – только набожностью и кротостью.
(Небольшое отступление. Королем Людовик стал в пять лет после смерти своего прадеда «короля-солнца» Людовика XIV. С девятилетнего возраста королю начали подыскивать невесту при всех иностранных дворах. Даже «варварская Россия» не осталась в стороне от этого процесса: Петр Великий лично приезжал в Париж для проведения переговоров «о сватанье за короля из наших дочерей, а особливо за среднею», Елизавету. Версаль не пришел в восторг от перспективы женить Людовика на дочери «портомои». Происхождение жены русского императора Екатерины было хорошо известно. И брак не состоялся. Жаль, Россия могла бы породниться с Францией, тогда история обеих стран была бы связана друг с другом куда прочнее).
Мария Лещинская, дочь польского короля в изгнании, была родовита, прекрасно воспитана, очень бедна – чтобы не сказать, нищая, и невыносимо скучна и добродетельна. Тем не менее, первые двенадцать лет брака Людовик хранил своей супруге абсолютную верность, а она родила ему десятерых детей.
Трудно поверить, что в то время целомудрие этого человека было столь велико, что однажды он прогнал из Версаля камердинера, который принял в его апартаментах любовницу. В столь фривольном месте, как французское придворное окружение, человек целомудренный был совершенным нонсенсом. Тем паче – принадлежащий к роду Генриха IV, величайшего бабника своего времени… а может быть, правильнее будет сказать, всех времен и народов.
Вообще законная супруга оказалась первой женщиной короля. На следующий день после свадьбы герцог де Бурбон отправил Станиславу Лещинскому, отцу новоиспеченной королевы, такое письмо:
«Имею честь сообщить Вашему Величеству деликатные подробности, о которых следует хранить молчание. Они убедят Вас в том, что я осмелился в Вашем присутствии утверждать – королева бесконечно мила королю; это не придворная лесть. Да позволено мне будет довести до сведения Вашего Величества, что король, приняв участие в развлечениях и фейерверке, отправился в спальню королевы. Ночью он семь раз доказал ей свою нежность. Как только король изволил встать, он послал доверенное лицо, и оно мне это и передало. Когда я вошел к королю, он сам повторил мне переданное, описывая удовольствие, доставленное ему королевой».
Почти каждую ночь король проводил в супружеской постели, пока это не надоело… самой Марии, женщине, мягко говоря, малотемпераментной.
- Спать, беременеть, рожать, снова спать... как же это скучно!
Такое признание сделала королева одной из своих придворных дам. И повела себя, как самая обыкновенная женщина, смертельно уставшая от выполнения «супружеского долга»: стала уклоняться от его исполнения под любым предлогом. А король... что ж, король был мужчиной. Он стал искать утешения на стороне, точнее, среди придворных дам, недостатка в которых не испытывалось.
«Коридоры Версаля, – писал современник, – наполнились прекраснобедрыми красотками, любыми способами, вплоть до самых бесчестных, пытались они привлечь внимание короля. Кто делал вид, что – ax! – разорвалось декольте, кто, будто по неосторожности, вздергивал юбки – продемонстрировать соблазнительные ножки; были и такие, что пользовались услугами любезных придворных, распространявших лестные слухи об их темпераменте и опыте. Больше всех старалась мадам де Рошешуар. Дерзость ее была безгранична. Она целыми часами простаивала украдкой в углах за дверьми или пряталась за деревьями в парке – как раз там, где должен был пройти монарх. Как только он появлялся, она выскакивала из своего укрытия и устремляла на него страстные взоры. Раздраженный этим, Людовик XV не оборачиваясь проходил мимо».
Впрочем, другие дамы оказались более удачливыми в этой «охоте на короля». Так началась эпоха фавориток. К моменту встречи на балу-маскараде с Жанной д’Этиоль этому «красивейшему мужчине в своем королевстве», прозванному Людовиком Прекрасным, исполнилось 35 лет.
Маркиза де Помпадур, тем не менее, отдавала себе отчет в том, что, пока король не будет целиком в ее власти, титул фаворитки вряд ли можно будет удержать надолго. А незаменимой для него она могла стать только в том случае, если бы сумела изменить само качество его жизни, избавить от меланхолии и скуки, ставших в последнее время постоянными спутниками Людовика. Задача сложная, но для Жанны-Антуанетты вполне выполнимая. Ей нужно было всего-навсего создать для короля «подходящую компанию» и самой ей соответствовать.
Это удалось сделать на удивление быстро. Маркиза де Помпадур сделала ставку на изящные искусства, столь любимые Людовиком. Теперь каждый вечер в ее гостиной король обнаруживал интересного гостя. Бушардон, Монтескье, Фрагонар, Буше, Ванлоо, Рамо, знаменитый естествоиспытатель Бюффон - вот далеко не полный список представителей художественной и интеллектуальной элиты, которые окружали маркизу.
На особом счету был Вольтер. Жанна познакомилась с ним еще в юности и считала себя его ученицей. Наряду с произведениями Корнеля маркиза занималась изданием и его трудов
Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.
Вольтер посвятил маркизе «Танкреда» - одно из самых знаменитых своих произведений. К тому же специально для ее дворцовых праздников написал «Наваррскую принцессу» и «Храм Славы», прославив таким образом свою покровительницу и в стихах, и в прозе.
Столь изысканное общество развлекало короля, открывая ему все новые и новые грани жизни. В свою очередь, гости маркизы - люди бесспорно талантливые - в глазах общества повышали свой социальный статус, обретая тем самым существенную поддержку. С самого начала своего фавора маркиза почувствовала вкус к меценатству и не изменяла этому пристрастию всю свою жизнь.
В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии - Дени Дидро - убежденный противник абсолютизма и церковников, не стал в глазах маркизы Помпадур изгоем, она и ему помогала издавать его произведения. При этом неоднократно старалась уберечь его от гонений, призывая Дидро быть осторожнее, хотя ее усилия в этом направлении были абсолютно безрезультатными.
Небольшое отступление. Русская императрица Екатерина Вторая также покровительствовала Вольтеру и Дидро, вследствие чего заслужила у потомков титул «просвещенной государыни». Мадам де Помпадур с упорством, достойным лучшего применения, величали и величают «развратной куртизанкой», хотя в ее жизни было лишь два мужчины: законный муж и король. Как все-таки несправедливо бывает общественное мнение!
Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения - Жану д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге - скульптор Фальконе.
Во дворце по приказу маркизы был создан «Театр Малых Покоев» - интимный, изысканный, для сорока зрителей. Тут король мог, сидя на стуле, забыть об этикете и просто смотреть спектакль. А руководила всем и была первой актрисой сама маркиза. Каждый входной билет добывался ценой неимоверных усилий и даже интриг. Успех спектаклей превзошел все ожидания. Король был в восторге от игры своей подруги.
- Вы самая очаровательная женщина во Франции, - сказал он ей после окончания очередного спектакля.
В королевских устах это была величайшая похвала. Но маркизе было некогда упиваться великолепием своего положения: ее мучила тайная печаль, о которой она лишь однажды под большим секретом поведала своей ближайшей подруге:
«Меня преследует страх потерять сердце короля, перестать быть ему приятной. Мужчины высоко ценят определенные вещи, как вам, наверное, известно, а, к моему несчастью, у меня очень холодный темперамент. Боюсь, что моя «куриная натура» окончательно отвратит его от моего ложа и он возьмет себе другую. Я испробовала и ароматный шоколад с тремя порциями ванили, трюфели, суп с сельдереем. Но чем сильнее действие такой диеты, тем более разбитой и бессильной я оказываюсь на следующий день. Моя огромная усталость вовсе не располагает меня предоставлять моему обожаемому повелителю все те удовольствия, на которые он вправе рассчитывать...»
Повторялась история с королевой: не случайно же Мария, совершенно равнодушная к сексуальным утехам, почувствовала в маркизе де Помпадур родственную душу и совершенно не ревновала к ней короля.
Известен такой исторический анекдот. Однажды вечером мадам де Помпадур играла с королевой в карты. Когда часы пробили десять вечера, несколько смущенная фаворитка попросила разрешения прервать игру.
– Конечно, дорогая, идите, – добродушно ответила королева, помнившая еще некоторые интимные привычки своего супруга.
И мадам де Помпадур, присев в глубоком реверансе, побежала заниматься любовью с королем.
Любовь к театру навела маркизу на мысль переряжаться и в личной жизни, чтобы удвоить пыл монарха. Во время свиданий с Людовиком XV она одевалась то молочницей, то аббатисой, то пастушкой. Тщетно! Все чаще и чаще камеристка заставала свою госпожу плачущей.
– Я обожаю короля и так хочу быть пылкой с ним… Но, увы! Иногда он называет меня рыбой… Я готова расстаться с жизнью, лишь бы нравиться ему! – безутешно рыдала маркиза.
В конце концов ее холодность в постели стала общеизвестна, и многие женщины снова принялись крутиться возле короля – на всякий случай. Наивные, они плохо представляли себе, с кем вздумали соперничать. Ведь согласно французской пословице, «даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет». А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля, причем не только изящными увеселениями.
Очередное купленное маркизой имение носило название Севр. Не питавшая симпатии ни к чему немецкому и возмущавшаяся засильем саксонского фарфора, она решила создать там собственное фарфоровое производство. В 1756 году здесь были построены два великолепных здания: одно - для работников, другое - для самого предприятия.
Маркиза, часто наезжавшая туда, поддерживала и ободряла рабочих, находила опытных мастеров, художников, скульпторов. Эксперименты шли днем и ночью - маркиза была нетерпелива и не любила проволочек. Она сама участвовала в решении всех проблем, помогала в выборе форм и красок для будущих изделий. Редкий розовый цвет фарфора, полученный в результате, назвали в ее честь - «Rose Pompadour». В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание
- Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны!
Несколько десятилетий спустя севрский фарфор стал символом утонченной изысканности не только в Европе, но и в Новом Свете, и продолжает оставаться знаменитым по сей день.
Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.
Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы - возле Марсова поля.
Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.
С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.
Так что время всесильной королевской фаворитки было занято не только «развратом и мотовством», как шипели ее враги и как повторяют вслед за ними многие и многие историки.
Впрочем, оставаясь фавориткой, мадам де Помпадур фактически перестала быть любовницей короля. Уже к своему 30-летию она почувствовала, что любовный пыл Людовика иссякает. Она и сама понимала, что давняя болезнь легких делает свое разрушительное дело. Ее былая красота поблекла, и вернуть ее вряд ли было возможно. Любая другая женщина на ее месте смирилась бы с судьбой и уехала в какую-нибудь дальнюю резиденцию: оплакивать свое блистательное прошлое и заполнять слишком длинные дни молитвами, благотворительностью и карточной игрой. Любая… но не маркиза де Помпадур!
Жанна-Антуанетта Пуассон никогда не стала бы маркизой Помпадур, если бы не нашла из положения свой собственный, мало кому доступный выход. Она перестала соперничать с молодыми и здоровыми женщинами и откровенно сказала своему возлюбленному, что предпочитает остаться его хорошим другом, чем пытаться быть плохой любовницей.
Возможно, король удивился. Но наверняка не слишком: именно так поступила его законная жена, когда поняла, что их темпераменты не соответствуют. Людовику XV определенно везло на умных женщин. Но если королева Мария предпочла стушеваться и уйти в тень своего венценосного супруга, то маркиза, отказавшись от интимных удовольствий, все силы вложила в то, чтобы остаться для короля незаменимым другом и самым доверенным советчиком.
С женщинами все было очень просто: холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, выбранными и приглашенными... лично маркизой.
Впоследствии говорили, что это было гнездо настоящего разврата, что туда насильно привозили молоденьких девушек, чуть ли не детей… Вздор! Пятнадцатилетняя девушка в те времена считалась полностью созревшей для брака и материнства, а моложе этого возраста в «Оленьем парке» никого не было.
И силком туда никого не завлекали: девушкам говорили, что некий благородный господин хотел бы… Тогда это было неплохой возможностью устроить свою судьбу, особенно для бесприданниц. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.
Ничто не могло пошатнуть могущества и влияния маркизы. На самом деле Людовик XV по-настоящему любил мадам де Помпадур – осыпал даму своего сердца подарками, одаривал землями, замками, драгоценностями, потакал всем ее капризам… Он уже не мог обойтись без ее общества.
Когда короля снедала печаль, лишь Жанна-Антуанетта могла ее развеять. После обеда она пробиралась к нему по потайной лестнице, связывающей их апартаменты, и садилась за клавесин, чтобы спеть для него что-нибудь из опер или просто модную песенку. По вечерам она сидела с ним во главе стола в знаменитых «маленьких кабинетах» во время ужинов с множеством гостей. А ночью, по выражению одного из писателей того времени, «именно она была настоящей королевой Франции». Мария Лещинская принимала подобное положение вещей с истинно христианским смирением.
Шли годы, и могущество маркизы так укрепилось, что даже министры охотно учитывали ее мнение и ее указания. А для короля она стала политическим советником.
Мечта ее прорваться к настоящей власти сбылась!
Между тем шла война. Мадам де Помпадур боялась, что ее венценосный возлюбленный отправится во главе войска в места сражений. Оставаться одной в Версале, где столько людей ее ненавидели? Нет, надо удержать возле себя короля любой ценой!
И она постаралась внушить ему мысли о мире. Тут обстоятельства совершенно неожиданно сложились для ее планов более чем благоприятно. После ряда поражений австрийская эрцгерцогиня Мария-Терезия и ее растерявшиеся союзники запросили мира. Франция, хозяйничавшая в Нидерландах, на момент переговоров находилась в наиболее выгодном положении и могла диктовать свои условия. Мадам де Помпадур, посоветовала королю не выдвигать никаких требований и отказаться от всех завоеваний, даже сдать трофеи…
Унизительный, честно сказать - бездарный мирный договор возмутил народ. Впрочем, Вольтер поздравил с ним фаворитку, хотя и несколько двусмысленно:
«Надо признать, что день подписания этого мира можно считать началом благоденствия Европы. Самое удивительное то, что он стал плодом постоянных советов молодой женщины самого высокого ранга, известной своим очарованием, редкими талантами, умом и завидным положением. Такова, видимо, судьба Европы, чтобы одна женщина (Мария-Терезия) начала эту затяжную ссору, а другая прекратила ее».
Это письмо показывает истинную степень могущества мадам де Помпадур – ее прославляли умные люди даже за оплошности.
Но была одна сила, с которой маркиза де Помпадур не могла справиться: общественное мнение. Народ начинал ненавидеть «королевскую шлюху». Люди никак не могли смириться с позорным миром, поэтому Париж наводнили памфлеты в форме песен.
В довершение беды, мир оказался недолговечным: Англия развязала так называемую Семилетнюю войну – одну из самых разрушительных в истории Франции, которая теперь была обязана поддерживать Австрию. Нужно было много денег – пришлось ввести новые налоги. И снова простонародье не упускало случая обругать мадам де Помпадур, несущую ответственность за этот союз.
– Из-за какой-то шлюхи нам придется платить?
Некоторая резкость подобных высказываний компенсировалась их абсолютной справедливостью. Потом недовольство перешло на Людовика XV, который, как считали недовольные, «пошел на поводу у фаворитки». Снова появились язвительные памфлеты, в одном из которых призывали ни много ни мало «Уничтожить короля, повесить Помпадур!»
Когда их прочитали монарху, он сказал:
– Если так будет продолжаться, я дождусь своего Равайяка! – намекая на убийцу Генриха IV.
Людовик как в воду смотрел: роковую роль в его жизни действительно чуть было не сыграл некто Дамьен, ударивший короля ножом прямо в церкви. Жизнь Людовика была вне опасности, нож только оцарапал его, но король вообразил, что лезвие было отравлено, и что жить ему осталось считанные дни, если не часы. Мадам де Помпадур тщетно пыталась проникнуть к королю и успокоить его: Людовик плакал, каялся во всех своих грехах и не желал видеть их живое воплощение в лице маркизы.
Страдания маркизы вскоре сделались зрелищем, которое никто из придворных не хотел пропустить. «Ее апартаменты, – писала одна из придворных дам того времени, – стали подобны храму, куда каждый считал себя вправе войти. Безразличные к ее судьбе люди смотрели на нее с любопытством, друзья – с сочувствием, а враги с наслаждением лицезрели ее горе».
В течение нескольких дней мадам де Помпадур с тревогой ожидала приказа покинуть Версаль. Дрожа от страха, она чуть ли не падала в обморок при каждом стуке в дверь… Ее страх еще усилился, когда она узнала, что народ называл ее виновницей покушения. Дамьен во время допросов действительно объявил, что «хотел напугать короля и принудить его прогнать министров и фаворитку».
Но… на одиннадцатый день после своего ранения король поднялся, наконец, с постели, и как был – в халате и ночном колпаке – отправился просить прощения у маркизы де Помпадур. Любовь в очередной раз победила.
Приговор, вынесенный несостоявшемуся убийце короля – Дамьену - заставил содрогнуться всю Францию:
«Ему щипцами вырвут мускулы на ногах, руках, груди, ягодицах; правая рука его, поднявшая нож, будет сожжена на серном огне, а места, где пройдутся щипцы, зальют расплавленным свинцом, кипящим маслом, раскаленной смолой, расплавленными вместе воском и серой. Далее его тело разорвут на куски четыре лошади, эти части тела затем сожгут, а пепел развеют по ветру».
Мадам де Помпадур была отомщена и снова могла свободно заниматься политикой. И в результате ее действий французский флот… был уничтожен англичанами, которые к тому же захватили стратегически важный остров Белль-Иль. В Новом Свете Франция потеряла Канаду, а в Индии ее владения достались англичанам. Семилетняя война кончилась ослаблением страны.
«Франция, – писал Вольтер, – потеряла в этой страшной войне цвет нации, половину денег, флот и торговлю. Самолюбия двух или трех личностей оказалось достаточно, чтобы разорить Европу».
Писатель, конечно, в первую очередь имел в виду мадам де Помпадур.
Неожиданная смерть единственной дочери, которую маркиза надеялась выдать замуж за внебрачного сына короля, привела ее, обладавшую редкой выдержкой, на грань безумия. Подозревая козни врагов, маркиза потребовала вскрытия, но никаких результатов оно не дало. Эта утрата подкосила маркизу, и без того чрезвычайно хрупкую здоровьем.
По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.
Однажды вечером мадам де Помпадур вызвала королевского духовника. После исповеди священник собрался было уходить, но маркиза с улыбкой остановила его:
– Минутку, мосье кюре, мы уйдем вместе…
В семь часов вечера она испустила последний вздох.
15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет»
………………………………………………………………………………
Ее нельзя было назвать фавориткой в том смысле, в каком существовало это понятие до сих пор. Предназначение «левых» женщин у трона, главным образом ограничивалось альковными радостями короля, а их красота служила для подданных своего рода эталоном стиля. Они были любовницами, подругами, утешительницами, законодательницами мод, но никто из них не перешагнул славу своего монарха, никто не вышел за пределы эпохи.
И только имя мадам Помпадур нашло свое продолжение в истории, став больше чем символом фаворитизма и прославившись гораздо больше, чем сам любвеобильный Людовик. Женщина умная, незаурядная, несомненно одаренная, она не только стала любовницей короля, она стала его другом, советчиком и распорядителем всей жизни королевства. Своими изысканными манерами и прирожденным благородством она пресекла все скабрезные высказывания в свой адрес, а перед ее тонким и проницательным умом склонили головы даже многочисленные враги.
Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое:
-После нас? Хоть потоп»
Бриллианты, огранка которых называется «маркиз» (овальные камни), своей формой напоминают рот Помпадур. Шампанское по сей день разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение.
Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста. Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «; la Reine»), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Она умерла, но… обрела бессмертие.
Король никогда больше не произносил имени маркизы. Это огорчало добрую королеву Мари Лещинскую, которая написала в одном из частных писем: «О ней здесь больше не вспоминают, как будто бы она и вовсе не существовала. Таков наш мир – тяжело любить его».
Таков наш мир… и так проходит мирская слава!

Картина кисти Буше.

Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж...

Жанна Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году. До сих пор не вполне ясно, кто был настоящим отцом девочки: лакей, выбившийся в интенданты, на новой должности проворовавшийся и сбежавший от правосудия, бросив семью; или дворянин Норман де Турнэм, регулярно дававший деньги на содержание и обучение маленькой Жанны.

Francois Boucher. The Marquise de Pompadour,1755.

Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую, некрасивую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"

Итак, Жанне Антуанетте 19 лет, она не красива, не богата, не отличается крепким здоровьем. Каковы ее шансы составить приличную партию? Как ни странно, но жених для Жанны нашелся достаточно быстро - некий Шарль де Этиоль, племянник Нормана де Турнэма. Шарль, конечно, не сказочный принц, но он из хорошей семьи, к тому же богат. Другая бы руками и ногами ухватилась за такое предложение, другая, но не Жанна Антуанетта. Она тянет и тянет с окончательным ответом. Причина? Предсказание, сделанное мадам Лебон 10 лет назад. Какой Шарль, если в перспективе может быть король?


Ф. Буше. Маркиза де Помпадур.

Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (тогдашней фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".


Francois Boucher. Marquise de Pompadour 1750.

Это был крах ее надежд. Жанна выходит замуж за Шарля де Этиоля, но короля из списков не вычеркивает. Ведь гадалка не сказала, что она будет королевой, она будет фавориткой, значит, нужно быть как можно ближе к двору.


Натье Жан-Марк. Портрет Людовика XV.

В 1744 году неожиданно умирает маркиза де Шатору. Двор начинает лихорадить, сколачиваются "партии" в поддержку той или иной кандидатуры на роль фаворитки.

В марте 1745 года на балу внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек. Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...


Madame de Pompadour. Jean-Marc Nattier 1748.

Пару слов о характере мужчины, за которого велась столь упорная борьба: Людовик XV стал королем в пятилетнем возрасте. К моменту знакомства с Жанной де Этиоль 35-летний Людовик перепробовал все возможные наслаждения и потому... дико скучал. Жанна Ануанетта интуитивно угадала, чем зацепить пресыщенного короля.

О, женщины, просиживающие вечерами в ожидании телефонного звонка от "единственного и неповторимого", берите пример с маркизы де Помпадур: если обстоятельства к вам не благоволят, сами создайте благоприятные обстоятельства.

Что стоило Жанне получить место рядом с королевской ложей - история умалчивает. Но сколько бы она за это ни заплатила, дивиденды были получены почти мгновенно - король пригласил ее на ужин... В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю.


Bonnet Louis Marin.

На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.


Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.

Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".

Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?


М. К. де Латур. Madame de Pompadour.

Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой. Следующая встреча короля и будущей фаворитки проходила в традициях крепкой мелодрамы. Жанна тайно (с помощью подкупленных лиц) пробралась во дворец и пала к ногам короля. Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа (посмотрел бы Людовик на чахлого Шарля де Этиоля в роли ревнивого Отелло). А дальше — «пускай погибну я...»

Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.


Ф. Буше 1759 г. Маркиза де Помпадур.

14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую подругу. Двор принял ее в штыки: она была не знатного рода, поэтому получила прозвище Гризетка (этим приближенные короля явно давали понять Жанне, что не видят разницы между ней и уличными девками). Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур.


Madame Pompadour in blue.

Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева (не удивительно - за первые 12 лет брака она родила королю 10 детей) почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.


О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.


Louis XV. Maurice Quentin de La Tour (1704-1788)

Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно. Маркиза была женщиной весьма циничной, во всех сборниках афоризмов содержится ее знаменитое: "После нас? Хоть потоп".


Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.

Но этим не ограничивается ее «вклад» в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.


Буше Ф. Портрет маркизы де Помпадур.

В 1751 году свет увидел первый том французской Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусства и ремесел», открывавший новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Автор идеи и главный редактор Энциклопедии — Дени Дидро. Другому представителю славной плеяды деятелей французского Просвещения — Жану Лерону д’Аламберу, она помогала материально, а незадолго до своей кончины успела выхлопотать ему пожизненную пенсию. Среди подопечных мадам Помпадур, по некоторым свидетельствам современников, был и знаменитый создатель памятника Петру I в Петербурге — скульптор Фальконе.


M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , "Monde illustré" 1857.

Знаменитый вольнодумец Жан-Жак Руссо, хоть и обижался на маркизу за то, что она не представила его королю, все равно был благодарен ей за помощь в постановке на сцене его «Сибирского прорицателя», где маркиза с большим успехом выступила в мужской роли Коллена. Именно при содействии маркизы Помпадур Вольтер обрел славу и достойное место академика и главного историка Франции, получив к тому же звание придворного камергера.


Francois Boucher. Madame de Pompadour.

Именно с подачи маркизы в Париже создается Военная школа для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт.


Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.

В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. В Версале маркиза устроила большую выставку первой партии продукции, сама распродавала ее, заявляя во всеуслышание: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

Строительство было второй, после театра, страстью маркизы. Последним ее приобретением стал замок Менар, которым в его переоборудованном варианте ей так и не удалось попользоваться. Принцип изящной простоты и максимальной приближенности к живому миру природы был положен маркизой и в планировку парков. Она не любила больших разрегулированных пространств и излишней помпезности. Заросли жасмина, целые опушки нарциссов, фиалок, гвоздик, островки с беседками в сердцевине неглубоких озер, кусты роз излюбленного маркизой «оттенка утренней зари» — вот ее предпочтения в ландшафтном творчестве.

Самая удачливая любовница Франции вызывала ревность не только у сотен других претенденток на место в королевской спальне. Признанные мастера кулинарии тайно завидовали вторгшейся на их территорию «маркизе-кормилице». Другие восхищались ею. Тому свидетельство - десятки кулинарных шедевров, посвященных Помпадур. Тут и легендарные отбивные из ягненка, и фазаньи крокеты, и турнедо из молодого барашка под соусом Perigue, и заливное из рубленной гусиной печенки, и заливное из языков и грибов с трюфелями под соусом мадера, и абрикосовый десерт, и маленькие пирожные-птифуры…

К 1751 году маркиза поняла, что не сможет долго удерживать внимание короля - рано или поздно он обратит свой взор на более молодых женщин - мадам де Помпадур берет это дело в свои руки. Маркиза де Помпадур была только 5 лет любовницей короля, а еще 15 — другом и ближайшим советником по многим вопросам, порой и государственной важности.


Francois Boucher.

Холодный рассудок маркизы и ее железная воля подсказали ей выход из положения. В тишине двух ничем не примечательных парижских улиц она сняла дом в пять комнат, скрытый густой кроной деревьев. Этот дом, получивший название «Олений парк», стал местом свидания короля с дамами, приглашенными... маркизой.


Jean-Marc Nattier. Marquise de Pompadour (1722-1764).

Король появлялся здесь инкогнито, девушки принимали его за некоего важного господина. После того как мимолетная страсть короля к очередной красотке улетучивалась и оставалась без последствий, девушку, снабдив при этом приданным, выдавали замуж. Если же дело кончалось появлением ребенка, то после его рождения младенец вместе с матерью получал весьма значительную ренту. Многочисленные любовницы отбираются под личным руководством маркизы. Но ни одна из них не задерживается дольше, чем на год. Маркиза же продолжала оставаться официальной фавориткой Его Величества.

Маркиза же познакомит Людовика с Луизон Морфи. Связь продлится два года, но однажды, решив, что теперь она может все, Луизон спросит Его Величество: "Как там поживает старая кокетка?" Через три дня Луизон вместе с дочерью, которую она родила от Людовика, навсегда покидает знаменитый домик в Оленьем парке. К 1760 году суммы, отпускаемые королевской казной на содержание маркизы, уменьшились в 8 раз. Весной 1764 года маркиза де Помпадур серьезно заболела. Она продавала драгоценности и играла в карты — обычно ей везло. Но лечение требовало огромных денег, и их пришлось взять в долг. Уже будучи тяжелобольной, она даже обзавелась любовником. Но что такое маркиз Шуазель по сравнению с королем!


Madame Pompadour as a Vestal by Fran. David M. Stewart 1763.

По-прежнему всюду сопровождавшая Людовика маркиза в одной из поездок неожиданно потеряла сознание. Вскоре все поняли, что конец близок. И хотя право умирать в Версале имели только королевские особы, Людовик приказал перенести ее в дворцовые апартаменты.


Madame de Pompadour. DROUAIS Franзois-Hubert 1763-64.

15 апреля 1764 года королевский хронист записал: «Маркиза де Помпадур, придворная дама королевы, умерла около 7 часов вечера в личных покоях короля в возрасте 43 лет». Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена рядом с матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.


Paris Rue de la Paix.

Она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений. К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

Наконец-то я собралась написать про еще одну фаворитку французского короля, но на сейчас раз время действия – 18 век.
В главных ролях: Людовик XV и Жанна Антуанетта де Помпадур.
Сразу скажу про источники. Я ничего не придумываю и не беру из головы, это вольный пересказ книги С. Нечаева «Маркиза Помпадур. Королева будуара». Насколько она точна и исторична, я не знаю, но, читая другие источники, опровержения я не находила.

Жанна Антуанетта Пуассон, которой в будущем суждено стать маркизой де Помпадур, родилась в 1721 году. У нее не было дворянских корней, мать Луиза Мадлен ее была дамой довольно специфического поведения, так что возникают сомнения, кто был настоящий отец Жанны Антуанетты: Франсуа Пуассон, бросивший семью, или Норман де Турнем, который содержал их.
Несмотря на незнатное положение, девочке дали хорошее образование и воспитывали из нее дамы свету, благо деньги на это у мсье де Турнема были. Она питала страсть к книгам, хорошо усваивала знания, несколько лет училась в монастыре Пуасси.
Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее к одной из самых знаменитых гадалок того времени - госпоже Лебон. Гадалка внимательно посмотрела на хрупкую девочку и произнесла пророчество: "Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!"
По всей видимости, это предсказание накрепко вбилось в головку маленькой девочки, и она уже не оставляла мечты познакомиться с королем.

Но что бы там не напридумывала гадалка, король был далеко, а Жанне Антуанетте уже исполнилось 19 лет, и пора было выходить замуж. 9 марта 1741 года в церкви Сент-Осташ она сочеталась браком с Шарлем Ле Норманном д’Этиоль, племянником господина де Турнема. Это не было замужеством по любви, однако брак их был вполне успешным, мадам д’Этиоль забеременела практически сразу после свадьбы. Первый ребенок умер, не прожив и двух недель, дочь, которую она родила позднее, жила 10 лет. Со временем муж действительно влюбился в нее, преклонялся перед ней и готов был исполнить любое желание. Она же говорила, что никогда его не оставит, разве только ради самого короля. В устах Жанны Антуанетты это не было шуткой.

Даже выйдя замуж, она не оставляла надежды встретиться с королем. Чтобы стать любовницей короля нужно для начала, чтобы король тебя увидел. Юная Жанна начинает регулярно ездить в Сенарский лес, где имел обыкновение охотиться король. Первый раз король проехал мимо, второй раз остановился и внимательно посмотрел на мадемуазель Пуассон... После чего к ее матери пришел человек, передавший "просьбу" маркизы де Шатору (фаворитки Людовика) "избавить короля от назойливого внимания мадемуазель Пуассон".
Но и это не остановила Жанну Антуанетту. В Париже она стала известна, собирая вокруг себя умных и образованных людей, которые вели свои беседы в ее салоне. Тогда она познакомилась со многими интересными людьми, в том числе французскими философами и энциклопедистами (составителями знаменитой «Энциклопедии»). Вскоре имя мадам д’Этиоль стало звучать не только в Париже, но и в Версале.

8 декабря 1744 года герцогиня де Шатору умерла, и Жанна Антуанетта восприняла смерть фаворитки как сигнал к действию.
Фаворитки? Но что же королева? Женой Людовика было Мария Лещинская, дочь польского короля. Долгое время у них были прекрасные отношения, Мария родила королю 10 детей, в то время как король не обращал внимания на окружающих его красивых женщин и хранил верность супруге. Но после 10 лет совместной жизни Мария заявила, что «все время беременеть и рожать – это ужасно скучно» и стала всячески избегать короля. Утешиться ему помогали многочисленные фаворитки, в то время как Мария не теряла своего официального статуса королевы и не особенно возражала против сложившейся ситуации.

Итак, после смерти фаворитки герцогини де Шатору вакантное место оказалось свободным, и туда устремились многочисленные дамы, пытаясь отхватить свой лакомый кусок.
Вечером 25 февраля 1745 года в Версале давали бал-маскарад – еще одна прекрасная возможность познакомиться с королем. Проникнуть в Версаль было несложно, допускались все, кто был достаточно богато одет.
Внимание короля привлекает молодая дама в костюме Дианы-Охотницы. Прелестная маска интригует его и... скрывается в толпе, предварительно уронив надушенный платочек.
Король, будучи галантным кавалером, поднимает платок, но, не имея возможности отдать его даме лично, бросает его через толпу. Конкурентки в трауре - платок брошен...

После этого эпизода мадам д’Этиоль не пришлось долго ждать, за ней тут же послали и приказали доставить в Версаль. В этот вечер Жанна допустила единственную ошибку, которая, впрочем, могла оказаться фатальной. В этот вечер она отдалась королю. На следующий день Людовик, привыкший к определенной манере поведения "осчастливленных" им дам, приготовил несколько любезных фраз, чтобы раз и навсегда отбить охоту у претендентки. Наивный, он еще не знал, с кем связался.
Предусмотрительная Жанна подкупила одного из доверенных лиц короля. "Лицо" сообщило мадам, что король считает ее "не совсем бескорыстной", к тому же наследный принц, видевший Жанну в театре, нашел ее "несколько вульгарной".
Шли дни, а Диана-охотница так и не появлялась. Людовика стали посещать нормальные мужские сомнения - может быть, он не понравился ей в постели?
Наверное, родись Жанна Пуассон в другое время, она стала бы великой актрисой.
Заламывая руки, она поведала Его Величеству о безумной страсти, которую она давно к нему питает, о той опасности, которая подстерегает ее в лице ревнивца-мужа.
Это был гениальный ход - при таком раскладе скуки как не бывало. Король пообещал Жанне, что после возвращения из Фландрии, произведет ее в официальные фаворитки.

Прошло совсем немного времени, и вот Жанна Антуанетта окончательно поселяется в сердце короля.
16 июня 1745 года был оформлен развод с мужем, Шарлем д’Этиолем.
14 сентября 1745 года Людовик официально представил двору свою новую фаворитку. Восприняли ее более чем холодно, практически все были настроены по отношению к ней недоброжелательно, в том числе и дофин, сын Людовика. В ней раздражало все: ее вольное обращение, бесцеремонная, игривая манера говорить, отсутствие манер, которые предписывал этикет Версаля, и просто неумение вести себя при дворе – все то, что вырабатывается долгими тренировками. Она даже не имела дворянского происхождения и была обычной горожанкой! Но больше все раздражало ее огромное влияние на короля.

Чтобы положить конец кривотолкам, король присваивает своей фаворитке титул маркиза де Помпадур. Вместе с титулом новоявленная маркиза получила и средневековый замок, в котором, правда, практически не бывала, а также дворянский герб.
В конце концов всем пришлось принять Помпадур, хотя двор и продолжал злословить о манерах маркизы-мещанки, но необходимо было признать, что она обладает неограниченной властью.

Как ни странно, но лучше всех к новой фаворитке отнеслась... супруга короля, урожденная Мария Лещинская. Очень набожная, очень правильная и совершенно равнодушная к сексуальным утехам королева почувствовала в Жанне родственную душу. Она не ошибалась - интимная сторона труднее всего давалась Жанне. Какие только афродизиаки она не перепробовала, чтобы соответствовать аппетитам своего любовника.

О том, что у новой фаворитки "проблемы с темпераментом" очень скоро стало известно всем. Естественно, многие дамы сочли это знаком свыше и попытались оттеснить маркизу от царственного ложа. Но, "даже самая красивая девушка не может дать больше того, что имеет". А в арсенале маркизы был тысяча и один способ удержать короля - достаточно было развеселить его.
Она начинает покровительствовать талантливым людям, в ее гостиной король знакомится с выдающимися умами того времени. Изысканные беседы, прекрасное общество... Его Величеству не бывает скучно.

Но интересы маркизы вовсе не ограничивались спальней короля. Она активно вмешивалась во внутреннюю и внешнюю политику, занималась меценатством, продвигала таких талантливых людей, как Вольтер (он стал академиком и главным историком Франции). Открыла военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян. Когда заканчиваются отпущенные на строительство деньги, маркиза вносит недостающую сумму. В октябре 1781 года в школу прибудет для обучения студент Наполеон Бонапарт. В 1756 году в имении Севр маркиза закладывает завод по производству фарфора. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour. Вела борьбу со своими политическими врагами, и борьбу чаще всего успешную, ведь король всегда был на ее стороне.

В 1751 году маркизе де Помпадур исполнилось тридцать лет, и именно в это время ей пришлось окончательно смириться с тем, что король ускользает из ее рук. Ее красота начала увядать, а выполнять функции любовницы короля становилось все сложнее.
Но это вовсе не значило, что она покинет королевский двор. Вовсе нет! Король продолжал любить маркизу, она была чем-то вроде привычки, от которой тяжело отказаться. Поэтому маркиза предложила выход, который устроил бы их обоих. Она согласилась, что не может соперничать с молодыми и здоровыми девушками, которые привлекали внимание короля, однако сказала, что лучше будет ему хорошим другом, чем плохой любовницей.
Кроме того, она сама выбирала любовниц королю; она оборудовала особняк, получивший название «Олений парк», который стал местом свидания короля с молоденькими дамами, приглашенными и выбранными для него Помпадур.
Маркиза ревностно следила за тем, чтобы женщины, появившиеся в жизни короля, исчезали прежде, чем они успеют запустить свои коготки в его сердце. Если она видела, что кто-то из девушек посягает на ее место в сердце короля, она тут же удаляла ее подальше от королевских глаз. Кроме того, король появлялся в «Оленьем парке» инкогнито, и девушки не знали, с кем имеют дело, принимая его за некоего важного господина.

Неудачной оказалась ее попытка вмешаться во внешнюю политику. Из-за ужасных отношений с королем Пруссии Фридрихом II она разорвала традиционный союз Франции с Пруссией, и устремилась к союзу с Австрией. Когда началась Семилетняя война, она пробовала командовать французскими войсками, но закончилось это их полным разгромом: маркиза назначала главнокомандующим не того, кто прославился в военных операциях, а того, кого она знала лично и кто был у нее в фаворе.

Пусть внешняя полтика и не была коньком Помпадур, но этим не ограничивается ее вклад в культурное наследие человечества... Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV - именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожа - тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.
Наконец, она раскрыла секрет, над которым ломают голову все женщины мира - как удержать около себя мужчину в течение 20 лет, если он даже не муж, и у вас давно нет интимных отношений. К сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

Маркиза де Помадур вошла в историю как некоронованная королева, игравшая видную роль во Франции и всей Европе, историк Анри Матрен назвал ее «первой женщиной премьер-министром». Она вникала во все мелочи государственной жизни, покровительствовала наукам и искусству, но несмотря на это вся ее жизнь уместилась в короткой эпитафии:

«Здесь покоится та, которая двадцать лет была девственницей, десять лет – шлюхой, а тринадцать лет – сводницей».

Маркиза де Помпадур была погребена 17 апреля 1764 года в часовне монастыря Капуцинов рядом с могилой матери и дочери.

La Marquise de Pompadour, par Maurice-Quentin Delatour

DROUAIS, François-Hubert

Людовик XV:

Когда молодой аристократке Жанне-Антуанетте Пуассон было 9 лет, гадалка предсказала ей любовную связь с королём. Однако то, что действительно ожидало девушку в будущем, было гораздо значительнее любого предсказания. Ей суждено было стать не просто очередным увлечением любвеобильного монарха, а самой влиятельной фавориткой Людовика XV и управлять не только его сердцем, но и государственными делами.

Портрет маркизы де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше. Фото: репродукция

Брак по расчёту

Происхождение Жанны-Антуанетты Пуассон не было столь блестящим, как ей хотелось бы. Родной отец девушки, финансист мелкой руки, проворовался и бросил семью. Образованием и достатком она прежде всего была обязана приёмному родителю — Ле Норману де Турнему . Он же подыскал будущей маркизе супруга. В 19 лет юная Жанна пошла под венец с ничем не примечательным, кроме своего состояния, Шарлем Гийомом , владельцем имения Этиоль неподалёку от Парижа. Жених был без ума от невесты, однако та не испытывала ответных чувств. Жанна уже тогда была уверена, что всю свою любовь отдаст Людовику.

Первые шаги на пути в Версаль

Имя и деньги мужа открывали перед мадам д’Этиоль двери высшего света и делали её желанной гостьей во многих знатных домах Парижа. Она медленно, но верно прокладывала себе дорогу в Версаль. Узнав о том, что король охотится в Сенарском лесу, Жанна стала ездить туда на прогулки, надеясь на случайную встречу с монархом. Однако этот план не сработал, вместо Людовика девушка встретилась с его фавориткой герцогиней де Шатору . Та мгновенно распознала истинные намерения юной особы и запретила ей появляться в этих местах. Маленькая неудача лишь ненадолго расстроила мадам д’Этиоль. Вскоре весь Париж потрясла новость о гибели герцогини де Шатору от пневмонии. Дорога к сердцу Людовика была свободной.

Игра ва-банк

Долгожданная встреча с монархом произошла в феврале 1745 во время бала, на который Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда прекрасной незнакомке удалось привлечь к себе внимание короля. Через несколько дней они вновь встретились на балу в столичной ратуше. Казалось, что судьба благоволит мадам д’Этиоль и она близка к своей цели, однако вскоре ей донесли: король не верит в искренность чувств женщины. Будущая фаворитка решила идти ва-банк.

С трудом добившись очередного свидания с Людовиком, Жанна так умело продемонстрировала ему весь свой актёрский талант, что, будь она на сцене, зал рукоплескал бы её искусной игре. Женщина предстала перед королём в образе отчаявшейся влюблённой, которая, скрываясь от ревнивого мужа, пробралась во дворец с единственной целью — увидеть обожаемого человека! Людовику пришлась по вкусу такая жертва в его честь, и вскоре мадам д’Этиоль получила всё, о чём так долго мечтала: место официальной фаворитки и титул маркизы де Помпадур. Однако Жанна понимала, что удержать всё это в руках ей будет непросто. Поэтому, выиграв одну битву за «место под солнцем», она начала готовиться к следующему, куда более ожесточённому сражению.

За довольно короткое время маркиза де Помпадур смогла стать для Людовика всем: любовницей, другом, помощницей и советчицей даже по государственным вопросам. О ней говорили как о самой своевольной и капризной фаворитке, от решений которой зависели не только судьбы людей, но и судьба целой страны. Многие историки признают, что эта женщина оказывала решающее влияние на политику Франции. Она принимала у себя послов и командующих армиями, вела переписку со многими политическими деятелями. Занимаясь государственными делами, фаворитка Людовика часто преследовала и свои собственные цели. Она добилась должности и титула маркиза для брата, способствовала карьере герцогов Шуазеля и Ришелье , сделала Вольтера историографом и придворным камергером. Наряду с этим всех тех, кто осмеливался выступать против маркизы, женщина, не задумываясь, отстраняла от должностей или отправляла в тюрьму. Не менее важной была охрана того самого пути, по которому она сама пришла к вершинам власти. Действовала маркиза де Помпадур (как и мешавшая ей ранее герцогиня де Шатору) жёстко и уверенно — влиять на Людовика могла лишь она одна.

Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов. Фото: репродукция

Покровительница искусства и любовных утех

Маркиза очень любила искусство. Эта любовь часто имела денежное выражение: она поддерживала художников и скульпторов, выплачивая им пенсии и заказывая свои портреты. Благоволила учёным, писателям и поэтам. В её салоне блистали Шарль Дюкло, Бернар Фонтенель, Дени Дидро, Вольтер, Жорж Бюффон, Кенэ . Выдающиеся люди, которые всю жизнь окружали фаворитку Людовика, помогли ей оставить след в искусстве, литературе и архитектуре.

Спустя пять лет после начала романа с Жанной Людовик охладел к своей фаворитке как к женщине. Но отношений с ней он не прекратил. Зная о любвеобильности монарха, маркиза устраивала ему свидания с молоденькими девушками, тщательно отбирая тех, кто не представлял никакой угрозы для неё самой. В постель к Людовику попадали красивые, но глупые и не амбициозные девицы, у которых не было ни малейшего шанса занять место официальной фаворитки. В 1755 году Жанна организовала место под названием «Олений парк» — особняк, предназначавшийся для встреч короля с многочисленными и часто меняющимися девушками. Современники справедливо замечали, что, пока король правит в «Оленьем парке», маркиза правит во Франции.

Последнее путешествие

Мощнейший удар по всей Франции и по самой мадам де Помпадур нанесла Семилетняя война. Франция понесла огромные потери, экономически она была истощена. При этом в итоге страна потеряла почти все свои заморские колонии, уступила Канаду извечному сопернику — Англии.

Более того, Франция потеряла значение ведущей державы Европы и не смогла помешать бурному росту будущего злейшего врага — Пруссии и немецких земель. Общественное мнение винило маркизу де Помпадур в начавшемся экономическом и политическом кризисе. Фаворитка решила оставить политическую сцену, уехав в свою резиденцию в Шуази. Там у неё обострился давний туберкулёз — уровень развития медицины в те времена фактически не оставлял шансов выздороветь. Умереть маркиза решила в Версале, несмотря на то, что подобное право имели только члены королевской семьи. Женщина предусмотрительно вернулась во дворец и скончалась 15 апреля 1764 года. Людовик XV встретил смерть своей фаворитки словами: «Сегодня плохая погода для путешествия, маркиза». Он переживёт её на 10 лет и не увидит, как раздражённая слабыми королями и своевольными фаворитками страна идёт к революции.

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, несмотря на его дурную репутацию, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.

Была знакома со многими выдающимися писателями своего времени. Её друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Известно, что Руссо был одним из немногих интеллектуалов того времени, не входивших в круг её знакомств.

Расточительство за счёт королевской казны

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она потратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков . Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создавала моду своим умением роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной. Тем не менее, по отзывам современников, Людовик принял известие о её смерти равнодушно.

См. также

Примечания

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon , «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».
  • Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова.
  • Так же ей посвящена одна из серий сериала Доктор кто

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 декабря
  • Родившиеся в 1721 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1764 году
  • Стилистически некорректные статьи ЭСБЕ
  • Маркизы Франции
  • Персоналии:Франция
  • История XVIII века
  • Фаворитки монархов Франции
  • Женщины XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Флаг Республики Македонии
  • Кёне, Франсуа

Смотреть что такое "Маркиза де Помпадур" в других словарях:

    ПОМПАДУР Жанна - Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    Помпадур - Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    ПОМПАДУР - (фр., от фамилии знаменитой фаворитки французск. короля Людовика XV го), 1) сатирическое название губернатора и вообще самодурствующего администратора в России. Помпадурша фаворитка губернатора. 2) легкий, элегантный рабочий мешок у дам. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    маркиза - ы, ж. marquise f. 1. Жена или дочь маркиза. БАС 1. Семнадцатилетняя Маркиза, Полина, была прекрасна, любезна и добродетельна. ММ 4 118. Домом заведует жена, маркиза Тереза, женщина умная, энергическая. Григорович Корабль Ретвизан. || перен. Во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка