10 самых лучших самолетов. Лучшие боевые самолеты

«Горячая десятка» лучших истребителей мира, в которую вошли американские самолеты F-16 Fighting Falcon, F-35 Lightning II и F-22 Raptor, российские МиГ-35, Су-30 МК, Су-35, ПАК-ФА, европейские Eurofighter Typhoon, JAS 39 Gripen и Dassault Rafale определялась по следующим параметрам: скорость и маневренность, уровень малозаметности, установленная на борту система вооружений, стоимость производства и обслуживания.

10. F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол») — американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения. Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году. F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвертого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4 540 самолетов).

9. Saab JAS 39 Gripen — шведский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный компаний Saab Avionics. С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции. Эксплуатируется в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолета создан с учетом снижения радиолокационной заметности: 30% корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.

8. МиГ-35 — российский многофункциональный истребитель поколения 4++, разработанный РСК «МиГ». МиГ-35 создан для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в сложных, а также простых метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.

7. F-35 Lightning II («Молния») — американский малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный американской фирмой Lockheed Martin трех вариантах: наземный истребитель, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, и палубный истребитель.

6. Eurofighter Typhoon («Тайфун») — европейский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный фирмой Eurofighter GmbH, Самолет поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании, Великобритании, Австрии и Саудовской Аравии.

5. Dassault Rafale («Шквал») — французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation». Состоит на вооружении ВМС и ВВС Франции.

4. Су-30 МК — российский многоцелевой истребитель поколения 4+, разработанный в «ОКБ Сухого». Истребитель предназначен для завоевания господства в воздухе, уничтожения воздушных целей днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, а также при применении активных и пассивных помех и контроля воздушного пространства.

3. Су-35 — российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ с двигателями управляемого вектора тяги, разработанный в «ОКБ Сухого». Эксперты считают Су-35 «очень опасным» для любого самолета НАТО за исключением стелс-истребителя F-22. Опасность Су-35 связана с возможностью нести большой боезапас ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

2. F-22 Raptor («Хищник») — американский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. F-22 является первым стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. В истребитель заложены новейшие разработки в области авионики, электроники и малозаметноти.

1. Су ПАК-ФА Т-50 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный подразделением Объединенной авиастроительной корпорации — «ОКБ Сухого». В истребитель заложены высочайшие характеристики: высокая скорость, мощный двигатель, сверхманевренность, малозаметность и очень опасное вооружение.

Ни для кого не секрет, что самолеты являются самым быстрым видом транспорта. Некоторые из них способны развивать скорость вплоть до 1500 километров в час. При этом скорость является решающим фактором в военной промышленности. По этой причине мы рассмотрим самые быстрые истребители в мире. Речь идет об уникальных разработках, отличающихся мгновенной реакцией и удивительным маневрированием. Для последних истребителей рубеж в 2000 километров в час – далеко не предел. При этом многие страны выделяют огромные деньги на вооружение, что сказывается на появлении уникальных, нижеуказанных аналогах.

Рейтинг самых быстрых истребителей открывает Dassault Rafale. Этот летающий аппарат выполняет огромный спектр задач. В миссии воздушного судна входит преодоление не только близких, но и дальних расстояний. Рафаэль оснащен множеством мощных орудий, предназначенных для нанесения высокоточных ударов по наземным целям. На большой высоте его скорость составляет 1,8 Маха или 1900 километров в час. Истребитель был разработан ВМС Франции еще в 2004 году. Но по сегодняшний день истребители, которых в мире насчитывается всего 145 единиц, считаются одними из быстрейших.

Полное название истребителя Saab JAS 39 Gripen. Уникальное воздушное средство было разработано шведской компанией под названием СААБ. Впервые в эксплуатацию истребитель был представлен в 1997 году. ВВС Швеции неоднократно модифицировали модель. В настоящее время максимальная скорость оружейного открытия составляет 2200 км/ч или 2.0 Маха. За время производства было создано около 270 самолетов. При этом 204 единицы по сегодняшний день функционируют для обеспечения безопасности Швеции.

Военный самолет является одним из самых быстрых в Индии и во всем мире. Скорость 2.3 Маха. Данное средство может приземляться даже на неподготовленные аэродромы и морские судна. Отличается хорошей манёвренностью. Всего выпущено близко 1500 таких самолетов, что обусловлено их выносливостью и износостойкостью. Истребитель может вести долгий, активный бой, не теряя скорости и резкости. Стоит отметить, что индийские производители добились высоких достижений в изобретении воздушных транспортных средств. Ежегодно они выпускают огромное количество самолетов, многие из которых используются в военной промышленности всего мира.

Как уже оговаривалось, Индия является одной из ведущих стран в области изобретения военной техники. Вероятно, попытки модифицировать МиГ-29 привели к созданию еще одного из самых быстрых истребителей на планете - МиГ-23. Скорость транспортного средства на большой высоте составляет 2 445 км/ч. Речь идет о многоцелевом истребителе, который в 80-х годах принимал участие во всех известных вооруженных противостояниях. В настоящее время самолет находится на вооружении Сирии, Ливии и даже Индии.

Представитель вооруженных сил Германии Typhoon был введен в производство в 2003 году. Максимальная скорость истребителя достигает 2.0 Маха или 2450 км/ч. Стоит отметить, что это невидимый самолет, то есть Стелс. Большая часть корпуса этого наземного транспорта изготовлена из специального покрытия, которое блокирует электромагнитные волны. При этом боевой радиус истребителя составляет 1390 км. Поразительные результаты. Многоцелевой самолет также используют в Великобритании и Италии. Всего в мире существует близко пятисот таких истребителей.

Пятая строчка достается советскому военному судну Су-27. Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет - 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

К самым быстрым истребителям на планете следует отнести Грумман F-14, скорость которого достигает 2485 километров в час. Уникальный самолет был разработан специалистами компании Grumman Aircraft Engineering Corporation. Первый аналог появился в 2006 году. На данный момент ведутся активные поставки самолетов в Иран, где истребитель состоит на вооружении. Речь идет о надежном перехватчике, который может сопровождать сразу 4 цели. При этом он может одновременно захватывать до 6 целей. Известно о существовании 712-и истребителей.

Скорость этого самолета равна 2 650 км/ч. Разработка была представлена специалистами из США. В своем классе самолет является безукоризненным лидером, так как отличается отличной манёвренностью. Тактический истребитель появился в 1976 году. При этом его производство запланировано до 2025 году для вооружения Америки. Ежегодно сотрудники ведущих компаний добавляют новшества, позволяющие усовершенствовать реакцию и маневры самолета. Всего известно о существовании 1500 таких изделий. Все находятся в США.

Самым быстрым истребителем в мире считается МиГ-31 со скоростью в 3000 километров в час. По названию, Вы уже догадались, что он принадлежит к достоянию России. Привлекает обширными возможностями. Истребитель способен перехватывать цели и уничтожать вражеские объекты на больших, малых и средних высотах. Также определяет ложные тепловые цели. Впервые появился в 1981 году. Не стоит говорить, что с тех пор прошел массу модернизаций. Максимальную скорость развивает на высоте от 25 километров.

Те, кто часто летают на самолетах, не раз задавались вопросом: “А какие самые лучшие самолеты в мире?” Как известно, самолеты есть военные и пассажирские. И среди первых, и среди вторых есть явные фавориты. Техника развивается очень быстро с каждым годом, поэтому и производство самолетов совершенствуется.

В начале давайте определим самые лучшие в мире военные самолеты, как во всем мире, так и в России. А какие ? ? ? Читайте на нашем сайте.

Среди них, конечно, лидируют истребители . Военные самолеты, предназначенные для воздушных боев и сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолетов и прочих.

1 место

Здесь расположился истребитель F-15 Eagle . У него почти 104 победы в подтвержденных воздушных боях и при этом без каких-либо потерь. Он есть в разных вариациях — F-15 Е “Stike Eagle”, F-15 SE “Silent Eagle” .

Гордость американского воздушного флота, он может соперничать разве что с российским СУ- 27.

F-15 Strike Eagle.

2 место

На втором месте также находится американский истребитель — F-4 “Phantom 2″ . Это универсальный бомбардировщик, который весит около 20 тонн .

Проверенный в боях во Вьетнаме, Пакистане, Ираке, Индии, он прекрасно оборудован, как радиоэлектронными системами, так и прочими специальными техническими новинками.

3 место

Supermarine Spitfire — одна из настоящих легенд времен Второй Мировой войны. Именно благодаря этим самолетам, Великобритании удалось остановить вторжение немцев на свою территорию в самом начале войны.

Овальная форма крыльев и 8 автоматических пушек обеспечивали им непревзойденные победы.

Supermarine Spitfire.

4 место

Messerschmitt ME 109 существовал в разных модификациях. Можно сказать, что он был бриллиантом в короне немецкой Люфтваффе.

Его достоинствами были отличная маневренность и мощность вооружения. Развивал скорость до 560 км/ч.

Messerschmitt ME 109.

5 место

P-51 Mustang тоже особенно впечатлял многих во времена Второй мировой. Он принадлежал американцам и мог развивать скорость до 700 км/ч .

Он одержал более 5 тысяч воздушных побед и был грозным противником.

6 место

Американские инженеры и авиаконструкторы создали немало гениальных моделей. Среди них можно отметить и McDonnell Douglas F-18 Super Hornet.

Он до сих пор есть на вооружении у НАТО. Оснащен двумя мощными двигателями, благодаря которым развивает сверхзвуковую скорость.

McDonnell Douglas F-18 Super Hornet.

7 место

Японская модель Mitsubishi A6M Zero показал себя во всей красе во время нападения японцев на Перл-Харбор.

Из них они обстреляли гавань со стоящими там американскими военными кораблями. Мог взлетать как с земли, так и с авианосцев.

Mitsubishi A6M Zero.

8 место

Hawker Siddeley Harrier Jump Jet отличился во время так называемой Фолклендской войны и во многом помог британцам отстоять эти острова.

Мог взлетать откуда угодно, а поднимать груз до 2, 3 тонн. Уже усовершенствованная модель есть еще на вооружении Корпуса Морской пехоты США.

Hawker Siddeley Harrier Jump Jet.

9 место

Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» тоже был одной из звезд Люфтваффе. Это был первый реактивный самолет во всем мире. Его максимальная скорость достигала 900 км/ч .

Они помогали одерживать воздушные победы немцам недолгое время, так как было выпущено всего около двух тысяч самолетов этой модели, и то к концу войны.

Messerschmitt Me 262 Schwable.

10 место

Lockheed F-117 Stealth Nighthawk показал себя в боях в Панаме, Ираке и Боснии. До сих пор некоторые его технические данные недоступны мировой общественности.

Известно лишь, что благодаря особенной конструкции фюзеляжа, он незаметен на радарах, а также может брать на борт более 2 тонн разного оружия.

F-117 Nighthawk Stealth.

Теперь давайте рассмотрим лучшие военные самолеты России.

Лучшие военные самолеты России

Здесь лидируют истребители и бомбардировщики. Многие из них используются не только в России, но и во многих других странах мира.

При этом новые модели продолжают проектироваться и разрабатываться.

1 место

Бесспорно оно принадлежит истребителю Су-27 . Он развивает даже большую скорость, чем американские F-15 Eagle. Его приобрели многие страны. Боевой радиус достигает 750 км.

2 место

Разумеется, его праву занимает Миг-29 . О нем подробно рассказано , как и о возможности подняться на этом красавце в стратосферу.

3 место

Сверхманевренный истребитель, способный выполнять много различных задач. СУ-35 , конечно, не может сравниться с СУ-27.

Однако, благодаря своему боевому радиусу в 1600 км и модифицированному набору вооружения он уже стал достойным истребителем.

4 место

Т-50 (ПАК ФА) может развивать скорость до 2600 км/ч . Это истребитель уже пятого поколения, который является ответом России на F-22 Raptor американского производства.

Многоцелевой и прекрасно технически оборудованный, он также является гордостью военно-воздушного флота России.

5 место

ТУ-160 — сверхзвуковой бомбардировщик, боевой радиус которого 7300 км . Невероятная быстрота, маневренность и многозадачность являются его преимуществами.

Такие модели пока есть только у России. Планируется выпустить также его более усовершенствованную модель в скором времени.

6 место

Миг-21 — один из героев Вьетнамской войны, который стоит на вооружении почти 40 стран. Сверхзвуковой, советский ракетоносец используется еще с середины прошлого века.

Миг-21 Один из лучших реактивных самолетов третьего поколение

7 место

Миг-15 , совершивший настоящий фурор во всей мировой авиации, перевернул представления о военных самолетах России у США.

Реактивный и одноместный самолет во многом показал свое техническое, на тот момент, совершенство в период Корейской войны.

8 место

Еще один Миг, но уже 25 . Он способен взять на свой борт почти 2,2 тонны оружия. Использовали его, впрочем, не как истребитель, а как самолет-разведчик.

Он показал себя первоклассным в этом плане.

9 место

Опять же занимает Миг-35 . Он может достигать почти 2600 км/ч , а с полным баком способен пролететь почти 2 000 км.

Обладает усовершенствованной моделью двигателя. Впервые он поднялся в небо в 2007 году.

10 место

Су-47 Беркут стоимостью в 70 млн. долларов и весом в 16 380 кг , конечно, не так хорош, как остальные его собратья.

Однако, он оснащен очень мощными двигателями и с полным баком пролетает почти 3 300 км. Достигает скорости в 2 650 км/ч.

Су-47 Беркут.

Какие лучшие самолеты мира среди военных моделей мы выяснили, а вот что касается пассажирских лайнеров, то как тут обстоит ситуация?

Надо сказать, что для многих синонимом “лучший” является “безопасный” среди этого класса моделей.

Какие самые безопасные, а следовательно и лучшие пассажирские лайнеры вы можете на нашем сайте.

Лучшие русские самолеты

А если взять российские самолеты, то есть ли среди них стоящие модели?

В 60-ые годы прошлого века как раз произошел бум в пассажирской авиации Советского Союза. Именно в этот период были выпущены лучшие советские самолеты.

На первом месте находится ТУ — 104 . Разработанный в середине века, два года он владел титулом как первый реактивный пассажирский самолет, но быстро разочаровал, как своих создателей так и пассажиров.

Уж слишком много катастроф происходило с ним. Несмотря на это, он летал на внутренних авиалиниях до 1979 г.

Второе место принадлежит ИЛ-18 . Вплоть до 2002 года он использовался не только русскими, но и иностранными авиакомпаниями.

Комфортабельный, экономичный и вместительный, долгое время он был первым лайнером страны Советов. Его скорость достигала 610 км/ ч.

На третьем месте расположился ТУ-114 . Это турбореактивный лайнер, у которого 4 двигателя. Он использовался до 1976 года и был единственным в парке Аэрофлота, который способен был преодолеть перелет вплоть до США.

Четвертое место занял ТУ-134 . Кстати, он до сих пор эксплуатируется не только в России, но и в ряде иностранных государств.

Объясняется это тем, что его много раз модернизировали за счет внедрения более нового оборудования.

А на пятом месте — ИЛ-62 . Прекрасная управляемость, устойчивость при посадке и в полете — все эти и прочие многие достоинства делали его прекрасным лайнером.

Он вмещал около 186 пассажиров и имел скорость в 850 км/ч.

Заключение

А напоследок, отметим, что самым крутым самолетом в мире считается опять же русский истребитель — СУ-35. Он произвел настоящий фурор на выставке в Ле Бурже.

Многоцелевой истребитель, который обладает почти совершенной маневренностью. Это уже пятое поколение истребителей.

10

10 место - Пакистан

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Королевские ВВС Пакистана были сформированы в 1947 году. ВВС Пакистана активно участвовали в войнах с Индией, а во время Афганской войны перехватывали советские и афганские самолёты, вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Пакистан закупает авиатехнику в основном американского и китайского производства. В ВВС служат 65 000 солдат и офицеров (включая 3 000 пилотов). В наличии у государства около 955 боевых, транспортных и учебных самолетов.

9


9 место - Турция

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

ВВС Турции были основаны в 1911 году. К 1940 году Турция располагала крупнейшими ВВС в регионе Ближнего Востока и Балканского полуострова.Турецкие военно-воздушные силы участвовали во вторжении на Кипр (1974) и в военных операциях на Балканах в 1990-е годы, а также периодически привлекаются к военным действиям внутри страны. Численность личного состава составляет около 60 000 человек. Ведётся разработка собственного истребителя пятого поколения TF-X.

8


8 место - Египет

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

ВВС Египта были созданы 2 ноября 1930 года указом короля Фуада I. Египетская авиация принимала активное участие в арабо-израильских войнах. В 1950-1970-е годы на вооружении состояли главным образом самолёты советского производства. После разрыва отношений с СССР Египет начал закупать авиатехнику в США и Франции. Численность войск - около 40 тысяч человек.

7


7 место - Франция

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Созданы в составе французской армии в 1910 году. ВВС Франции активно участвовали в Первой и Второй мировых войнах. После оккупации страны Германией в 1940 году национальные военно-воздушные силы раскололись на ВВС Виши и ВВС «Свободной Франции». Главный производитель авиационной техники – фирма Дассо Авиасьон. Она занимается не только созданием военных типов самолетов, но и региональных, и бизнес-класса. Вторая по размерам компания Airbus S.A.S производит грузовые, военно-транспортные и пассажирские аппараты.

6


6 место - Южная Корея

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Основу вооружения составляют самолёты и вертолёты американского производства, но правительством Южной Кореи прикладываются значительные силы для организации производства своей боевой техники и уменьшения зависимости от США в военно-экономическом плане. На вооружении также имеется некоторое количество авиации российского, английского, испанского и индонезийского производства. По числу авиационной техники и численности личного состава ВВС Южной Кореи более чем вдвое уступает Северной, однако на её вооружении больше современной техники, а средний налёт пилотов - выше. С 1997 года в Академию ВВС зачисляются курсанты-женщины. Численность состава составляет около 65 тысяч человек.

5


5 место - Япония

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Воздушные силы самообороны Японии созданы в 1954 году. До окончания второй мировой войны авиация напрямую подчинялась императорской армии и флоту Японии. Она не была выделена в отдельный вид войск. После второй мировой войны при формировании новых вооружённых сил были образованы Воздушные силы самообороны Японии, на вооружение которых поступала авиатехника производства США. После того, как в 2007 году США отказались продать Японии истребитель пятого поколения F-22, правительство Японии приняло решение о постройке Mitsubishi ATD-X - собственного самолёта пятого поколения. На данный момент численность личного состава составляет 47 123 человека.

4


4 место - Индия

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Военно-воздушные силы Индии были созданы 8 октября 1932 года, а первая эскадрилья появилась в их составе 1 апреля 1933 года. Они сыграли важную роль в боевых действиях на бирманском фронте в ходе Второй мировой войны. В 1945-1950 годах ВВС Индии носили приставку «королевские». Индийская авиация приняла активное участие в войнах с Пакистаном, а также в ряде более мелких операций и конфликтов. На 2017 год численность личного состава составляет 127 000 человек.

3


3 место - Китай

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

Военно-воздушные силы НОАК были созданы 11 ноября 1949 года после победы Компартии Китая в гражданской войне. Серьезную роль в их создании и вооружении сыграл Советский Союз. С середины 1950-х годов началось производство советских самолётов на китайских заводах. «Большой скачок», разрыв отношений с СССР и «культурная революция» нанесли серьёзный ущерб китайским ВВС. Несмотря на это, в 1960-е началась разработка собственных боевых самолётов. После окончания холодной войны и распада СССР Китай начал модернизацию своих ВВС, закупив у России многофункциональные истребители Су-30 и освоив лицензионный выпуск истребителей Су-27. Позднее, Китай разорвал контракт по поставке российских истребителей и начал выпускать свои самолёты на основе полученных ноу-хау. Численность личного состава - 330 000 человек.

2


2 место - Россия

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО). Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады войск воздушно-космической обороны. За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в боях 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7 837 лётчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. После распада СССР в декабре 1991 ВВС СССР были разделены между Россией и другими бывшими советскими республиками. В результате этого раздела Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве с США.

В январе 2008 года главнокомандующий ВВС А. Н. Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим. В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям закупок авиации советских времен. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется в 2020 году. Численность личного состава - 148 тысяч человек.

1


1 место - США

Истребителей Бомбардировщиков Транспортных самолетов Боевых вертолетов

По численности личного состава и количеству летательных аппаратов являются самыми крупными военно-воздушными силами в мире. В современном виде ВВС США были сформированы 18 сентября 1947 года, вскоре после завершения Второй мировой войны. До этого момента они находились в составе Армии США. Численность личного состава - 329 638 человек.

ВВС США обеспечивают высокую мобильность американских вооруженных сил. В этом компоненте ни одна армия мира не приближается к США даже близко. Военно-воздушные силы - это особый вид войск для США, в состав которых входит сразу две компоненты стратегической триады: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и стратегическая авиация. Именно ВВС США является своеобразным полюсом притяжения для большинства инноваций, которые американцы активно применяют в военной отрасли.