Заявить о себе. Курские писатели штурмуют литературные вершины

Щедрая курская земля дала России много талантов, обогатила творческую палитру многих и многих писателей. И. Баскевич

МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы Полунина Елена Николаевна


Пимен Иванович Карпов 6(18).8.1884 или 1887, с.Турки Рыльского уезда Курской губ. ─ 27.5.1963, Москва ─ поэт, прозаик, публицист. Родился в крестьянской старообрядческой семье. О своём селе Карпов позже писал: «Наш край ─ село скрытников-староверов. Табором кочевым разбросано оно по холмам в верховьях речки Клевени и речки Амони. Это рубеж Украины, ясеневая дикая заросль, перевал солнца: отсюда весной переваливается рыжий лежебок-солнце на Север» («Из глубины»). К 1906 относятся его первые публикации (очерки и стихи) в леворадикальной газете «Курская весть», стоившие ему в 1907 ареста и заключения в тюрьму в г. Рыльске, откуда он с помощью товарищей бежал и некоторое время скрывался в Финляндии. Намерение продолжить свой литературный путь приводит его в Петербург, где он устраивается поденщиком на резиновую фабрику «Треугольник». Карпов сближается с литераторами И. Ясинским (в квартире которого на набережной Черной речки некоторое время проживает) и Л. Андрусоном, а затем и с более широким кругом писателей, включая и столичную элиту, регулярно посещает собрания Религиозно-философского общества и «среды» на «Башне» Вяч.Иванова. Тогда же начинает публиковаться как поэт в петербургских журналах и газетах «Весна», «Мир», «Неделя», «Современное слово», в приложении к «Ниве». С явным авансом похвалы стихи начинающего поэта приветствуются прессой: «Вот Пимен Карпов, молодой рабочий, с виду мешковатый, неповоротливый, будничный. А в душе у него ─ сказка ─ с золотыми зорями, с серебряными реками, жемчужными туманами, бриллиантовыми росами. Сколько аромата, нежности и радуги в душе этого молодого мужика!» (Шебуев Н. Поэтический анархизм// Весна. 1908. №11. Март).


МОЯ ЖИЗНЬ Слава слав тебе, жизнь моя горькая! Всё познал я – о чём мне тужить? Выйду в дикую степь, что за горкою, И опять колдуном буду жить. Накопаю кореньев там ересных, Щавелиного яду сберу, И под шум заколдованных вересков В надкурганном укроюсь бору. Всю-то жизнь я томился, да маялся О тебе, мой отверженный род. Ты ж в безумстве своём не раскаялся, И настал он – возмездия год. – Год, когда за мои же пророчества Обречён я, святой и палач – На мучительное одиночество, На глухой заколдованный плач. 1 января 1919 Турка


Колдуют розы лунным светом, В цвету росистые сады, Поверю ль чарам и приметам Моей таинственной звезды? Всё, что моё – необычайно, Всё, что загадочно – моё: И заколдованная тайна, И всей вселенной бытиё. В лесу, шумящем свежим шумом, Поэт и Бог мне – каждый лист. Берёзам-песням, ивам-думам Молитвы шлю я, сердцем чист. Туманы пламенным рассветом Плывут над зеркалом воды... Поверю ль чарам и приметам Моей таинственной звезды?.. 1911 Крым


Белый сон над куполами… Кто-то крыльями взмахнёт; Монастырь колоколами Утомленно запоёт, Звоном нежно-серебристым Разольётся в небе чистом… Звёзды-вехи, звёзды-страны Хороводами всплывут, Белоснежные туманы В край волшебный позовут… Предвечерней мглы предтечи – Загорятся в окнах свечи, Там черница молодая, Пригорюнившись в углу, Перекрестится, вздыхая И приложится к стеклу: Розы, ладан сердце ранят – В тень сестра глухую канет… Закачает ель вершиной, Где лучи звезды остры, Перевьёт зелёной тиной Омут волосы сестры… Кто-то дальним перезвоном Ей приснится над затоном.


Колдовская дорога – в луне, И сады над дорогой – в цвету... Погадай, моя мать, обо мне, Приложись за меня ко кресту, Над безмолвием отчих могил Вспомни, вспомни меня и забудь: Путь далёкий Господь мне судил, Колдовской отречения путь... О, на этом кровавом пути – Все цветы и весь гул бытия! Головы мне своей не снести, Но бессмертен в веках буду я.


МЫСЛИ, ПРОВЕРЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ

Пимену Карпову в момент выхода книги «Говор зорь. Страницы о народе и «интеллигенции» (1909 г.) было всего двадцать три года. К работе над ней он приступил, конечно же, будучи ещё моложе. И ведь, как говорится, «попал в яблочко». Сборник памфлетов-статей с запоминающимся поэтическим названием не прошёл мимо читающей публики. Особенно мимо интеллигенции, против которой и было направлено его основное острие. Каких только ругательств не наслушался в свой адрес Карпов! Зато бальзамом на сердце стала для бунтаря из деревни поддержка Льва Толстого, Василия Розанова. Льву Николаевичу книга «понравилась смелостью выражения». «Для того, чтобы высказывать горькие мысли «образованным», – подчёркивал великий старец, – нужно в наше время гораздо больше смелости, чем для того, чтобы высказывать их правительству…»

«Друг ты мой, товарищ Пимен»

«Друг ты мой, товарищ Пимен, кинем мы с тобою камень в небо, кинем, исцарапанные хотя, но доберёмся до своего берега и водрузим свой стяг. А всем прочим осиновый кол поставим». Такую надпись оставил Сергей Есенин на фотографии своего друга Пимена Карпова.

Не только Есенин. Курский поэт тесно общался с Горьким, Клюевым, Маяковским. Вёл переписку со Львом Толстым. Он родился в селе Турка, что под Хомутовкой, в бедной семье старообрядцев. Читать научился в 4 года по старенькому журналу. Впервые открыл его весной, а уже к осени осилил пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Пимен буквально проглатывал всю попадавшуюся литературу. Затем начал писать сам. Сначала в «Курских ведомостях», потом в столичных изданиях. Кстати, до Москвы Карпов добирался пешком, с лаптями на плече. Чтобы выжить, не отказывался от любой работы, а в свободное время посещал собрания творческой интеллигенции, где и познакомился с русскими классиками.+

«Пламень», «Кожаное небо», «Три зари», «Из глубины», «Богобес»... Карпов много писал, но почти не печатался. Он был левым эсером, а власть Советов не могла пустить такого автора в тираж. Гонения, нищета, непризнанность... Уже тяжело больным литератора привезли на родину. Он прожил в Турке ещё несколько лет и умер.


Внучатая племянница Пимена Карпова Нина Кудланова

Хомутовский район. Вымершее село Турка. Кладбище. Старинный деревенский погост, давно затерявшийся на карте и в человеческой памяти. Но раз в год, в начале августа, здесь собираются литераторы и краеведы. Собираются, чтобы вспомнить о своём земляке, несправедливо забытом поэте Серебряного века Пимене Карпове.


ХУДОЖНИКУ СЛОВА - ЦВЕТЫ ОТ ЗЕМЛЯКОВ

Пимен Иванович Карпов, которого известный критик Сергей Куняев назвал уникальной фигурой начала двадцатого века, когда-то блистал на небосводе прозы и поэзии, находясь в центре событий того времени. Достаточно сказать, что он имел очень большую переписку с такими выдающимися людьми, как Василий Розанов, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский и другие. О книге Пимена Карпова «Говор зорь. Страницы о народе и интеллигенции» (1909 год) тепло отозвался Лев Николаевич Толстой. Целую статью посвятил карповскому роману «Пламень», вышедшему в 1914 году, великий русский поэт Александр Александрович Блок.


Николай Николаевич Асеев

(наст. фам. - Штальба́ум ; 1889-1963) - русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма . Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Был другом В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака. Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента Николая Николаевича Штальбаума.


Во время Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.

В 1920 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе сС. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. В 1922 году приехал в Москву. С 1931 года и до своей кончины жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска.

Начал печататься в 1909 года. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика», затем группы « Центрифуга », исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915). Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева . В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Буденного» из поэмы «Буденный» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С 1923 участвовал в литературной группе « ЛЕФ ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу уступок в идеологической сфере и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Революционно-романтическим пафосом проникнуты поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 - типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского). Поэма «Маяковский начинается» (1940).




Н. Н. Асеев умер 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6). В честь поэта названа улица Асеева в Москве. Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Асеева . В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица.


Валериан Валерианович Бородаевский

Почти каждое его стихотворение написано по истинно художественным мотивам, открывает нам изломы души странной, насмешливой и испуганной. Н.С. Гумилев



М.А. Бородаевская (Князева) - жена поэта

В 1906 году:семья Бородаевских переезжает в Самару. Здесь Валериан знакомится с молодым писателем Алексеем Толстым. Они часто встречаются. Жена Бородаевского вспоминала: «Они с мужем моим всегда долго разговаривали за чаем. У нас был небольшой томик стихов А. Толстого, который тот считал слабым и, когда мог, отбирал его у знакомых, так ушел от нас томик «Лирика».


При встречах преобладали литературные разговоры. Валериан показывал Толстому свои стихи, считая что они недостаточно хороши и не могут быть представлены на суд массового читателя. Видимо А. Толстой был о них другого мнения, что укрепило веру молодого поэта в свое дарование, в возможность публикаций своих произведений.



Петербургский период в жизни поэта был наиболее успешным 1909-1916гг.

Бородаевский был участником Религиозно-философских собраний в Петербурге

Поэт пережил увлечение антропософией Р. Штайнера



Точно в платье подвенечном, тонкий стан ты приклонила.

Или вправду ты невеста, золотая компонила,

В кружевах окаменелых, в многоярусных колоннах

В этом небе густо синем, ты мечта для глаз влюбленных…


Бородаевский -поэт-пейзажист, поэт русской темы, воспевший, прежде всего, природу Курского края, «лоно родимой земли». Нужно вслушаться в строки его стихов, они наполнены музыкой.

А колокол гудит: пора! пора!

И каждый миг - певуч!

А гром гремит, как ярый лев,

Гремит и бьется о стремнины.

Слышится и «бедный гул березы, и ручьев долины хор напевный».

И крик твой (об иволге) радостный волшебный

Как вызов прозвенит...


В его стихах открывается взору непритязательный, лишенный декоративности, вполне реальный и такой узнаваемый пейзаж земли Курской, детали которого буднично просты.

Из чаши лазурной на желтые пажити

Прольется томительный зной:

И миги промчатся - провеяли, скажете,

Стрекозы над рябью стальной.

Вот косы пришли и звенят над равнинами...

Ряды золотые легли;

И распяты копны крестами старинными

На лоне родимой земли.


В некоторых стихах Бородаевский описывает картины, которые открываются ему во время прогулки, по ходу движения.

Близ пруда брожу и пою под осинками,

Репей рассекая хлыстом,

А пруд мне кивает кугой и кувшинками,

Обласканный ранним лучом.



Валериан Валерианович Бородаевский умер 16 мая 1923 года и был похоронен на Никитском кладбище Курска.

«Курская правда» от 26 мая 1923 года писала: « Памяти поэта Бородаевского вчера вечером в доме санпросвещения состоялся вечер, посвященный памяти скончавшегося курского поэта В.В. Бородаевского. Вечер был устроен Курским отделом всероссийского союза поэтов. Был заслушан ряд докладов, и прочитаны последние его произведения.

Поэт ушел, но в литературном движении на Курской земле осталось его имя.


«Исторически Курск всегда был на задворках российской литературной жизни. Тем не менее, наша земля подарила много прекрасных в разные эпохи авторов: Ипполит Богданович, Афанасий Фет, Николай Асеев, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Максим Амелин - вот неполный перечень курян, которые оставили свой след в российской литературе», - уверяет Андрей Болдырев, поэт, финалист Литературного конкурса имени Волошина.

В большой и подчас безжалостной русской литературе Андрей уже не первый год: за плечами и публикации в «толстяках», и участие в литературных телепередачах, и - что самое главное - десятки отличных стихотворений, получивших положительные отзывы от мэтров современной литературы. В 2016-м в престижном московском издательстве «Воймега» выйдет в свет дебютная книга Андрея под рабочим названием «Моря - нет».

Премиальное дело

Андрей Владимирович, стать финалистом Волошинского конкурса - это престижно? Что собой представляет сейчас эта литературная премия?

Волошинский конкурс существует уже 13 лет и постоянно проходит в Крыму - в доме-музее Максимилиана Волошина. За эти годы лауреатами конкурса стали многие известные сейчас прозаики и поэты, имена которых у читающей публики постоянно на слуху. Поэтому «Волошинский» - достаточно престижная площадка, на которой можно заявить о себе. С другой стороны, не всё так гладко, как может показаться на первый взгляд. Общий уровень участников весьма неоднороден. Однако сам факт того, что Волошинский конкурс собирает множество талантливых авторов и имеет международный статус не ставит под сомнение ни один литератор.

На ваш взгляд, стоит ли писателю концентрировать свои творческие усилия именно на участии в той или иной премии? Или приоритеты должны быть другими?

Я всегда утверждал и утверждаю, что во главу угла нужно ставить хорошие стихи, а участие в различных конкурсах, фестивалях, перфомансах - вещь вторичная. С другой стороны, всё время «вариться в собственном соку» нельзя, человеку пишущему жизненно необходимо получать оценку со стороны, причём желательно от признанных мастеров слова. В этом смысле начинающему писателю полезнее побывать на тех или иных литературных мастер-классах и семинарах, как, например, ежегодный Форум молодых писателей России в подмосковных Липках, чем подать наскоро состряпанную подборку в очередной «Дебют» и ждать у моря погоды. Денежная премия и свои пять минут славы - это, конечно, хорошо, но для людей, которые серьёзно относятся к себе и своему творчеству, это не более чем «понты».

Финалистами премии стали ещё трое курских авторов. Это что? Начало некой «курской школы» в литературном смысле? И можно ли в современных интернет-условиях говорить о «поэтических мастерских», о кузницах литературных кадров?

Я, пользуясь случаем, поздравляю всех наших с выходом в финал, но говорить о зарождении «курской школы» несправедливо. Я считаю, нынешний шорт-лист Волошинского конкурса - это косвенный показатель того, что в Курске к настоящему моменту сформировалось целое поколение молодых тридцатилетних авторов, которые могут о себе громко заявить в первую очередь на всероссийском уровне. Назвать это «цехом» или «кузницей кадров» тоже нельзя, потому что пока, увы, не видно «молодых, красивых, двадцатидвухлетних», то есть тех, кто, по идее, должны «прийти на смену». Пока литературный процесс в регионе носит полустихийный характер, так и будет продолжаться дальше.

Курская доля

Как в самом Курске относятся к вашему творчеству? Знают? Приглашают на разного рода окололитературные «тусовки»?

Смотря что называть «тусовкой». Есть ребята, которые собираются в кафешках, читают свои, подчас очень плохие, стихи, устраивают «поэтические батлы». У некоторых из них по нескольку тысяч подписчиков в соцсетях, они сами издают свои книги, сами их распространяют. То есть это целая субкультура, к поэзии имеющая весьма опосредованное отношение.

Вот мой друг поэт Роман Рубанов (он тоже вошел в шорт-лист Волошинского конкурса в 2015 году, стал финалистом российского Чемпионата по чтению «Открой рот» - Ред.) сотрудничает с клубом «Лица» курского Дворца пионеров, который приглашает известных писателей и поэтов со всей России, устраивает вечера московских издательств. Я тоже, по мере сил, принимаю участие в организации этих вечеров. Мы приглашаем на встречи абсолютно всех желающих. И люди приходят! Обычные люди, которые любят книги, которые просто хотят послушать известных авторов.

Недавно узнал, что в среде местных «официальных» писателей из СПР (Союз писателей России - Ред.) нас с Романом называют «пятой колонной». Это смешно, ей-богу. Просто вместо того, чтобы сидеть и рассуждать о том, как всё плохо, когда «денег нет», мы стараемся делать что-то на общественных началах, зачастую вкладывая свои собственные сбережения. Еще мне нравится то, что делает курский поэт Анатолий Афанасьев: он организовал «школу-студию стиха», на базе которой абсолютно любой желающий может научиться как минимум отличать хорей от ямба.

Власть над словом

Символично, что вы стали финалистом престижного конкурса именно в Год литературы. Как, с вашей точки зрения, прошёл этот тематический год? Усилия чиновников оправдались?

Если перед чиновниками стояла задача закрыть как можно больше библиотек и книжных магазинов по всей России, то да, их усилия оправдались. Причём я сужу не только по ситуации в Курске. Это происходит повсеместно. В частности, в Ярославле, куда меня приглашала библиотека имени Некрасова, весьма схожее положение дел. В интернет-пространстве давно ходит шутка о том, что Год здравоохранения россияне точно не переживут. Когда за дело берутся люди, весьма далекие от литературы, но с усердием, достойным лучшего применения, результат не может быть иным. Вот сделали тематический сайт, посвящённый Году литературы, организовали книжную ярмарку на Красной площади в Москве - других громких событий я и не припомню. А ведь у современной литературы много незавершённых дел, много ситуаций, подвешенных на волоске. Почему бы не помочь деньгами журналу «Звезда» - старейшему литературному журналу России, который сейчас находится на грани исчезновения, да и остальным журналам тоже? Почему бы не вложить деньги в восстановление отечественной переводческой школы? Почему бы не помочь негосударственным издательствам художественной литературы, таким как «Воймега» или «ОГИ», существующим зачастую себе в убыток? У меня нет ответов на эти вопросы. У властей, видимо, тоже.

Курск никогда, по сути, не был литературным центром. Есть ли у региона потенциал стать таковым? И что для этого нужно сделать?

Последние два года показали, например, что Курская земля по-прежнему еще «может собственных Платонов» рождать. Не знаю, насколько Курску вообще нужно становиться центром русской литературы, а вот молодым авторам помогать надо. Хотя бы даже билетами на поезд до Москвы, когда тебя приглашают на Форум молодых писателей России, а не делать удивлённые чиновничьи глаза и посылать куда подальше, пока директива свыше не придет.

А вот значимость Курска на литературной карте нашим чиновникам вполне по силам повысить: выделить средства на создание, продвижение и поддержание местного «толстого» литературного журнала, организацию международного литературного фестиваля. Но это всё из разряда утопии.

В 1779 году Курск стал центром одноименной губернии, и многое стало меняться как в его облике, так и в мерном течении жизни, особенно важные изменения произошли во времена правления губернией наместника А.А. Беклешова, личности, по тому времени, неординарной. А правил он губернией с 1792 по 1796 гг.

При нем открылось Главное народное училище, а в 1792 году в Курске родился общедоступный театр. Была реализована идея создания губернской типографии в соответствии с указом Екатерины II. Наместник послал в Москву директора Курского Главного народного училища А.И. Арсеньева за оборудованием и печатных дел мастерами. Арсеньев был удачлив, и 2 мая 1792 года обоз из Москвы прибыл в Курск. Вместе с печатным станком и типографскими принадлежностями прибыли мастера братья Христиан и Петер Люби. Петер хорошо знал русский и стал наборщиком. Шрифтов не хватало, но Арсеньев и тут вышел из положения, найдя местного мастера Кагельмахера, который изготовил необходимое количество литер.

Первым курским корректором стал учитель Семен Зубков. Миша Щепкин, учившийся в Главном народном училище, оставил о нем интересные воспоминания: "Словесные науки и исторические преподавал П.Г.К(ондратьев), а математические - С.А.З(убков)… Арифметику преподавали нам очень недурно, но, к несчастию, учитель часто бывал в веселом расположении, или просто навеселе, и ученики этим пользовались; так, бывало, когда он только что появится в класс, и мы заметим его веселость, то прежде, чем успеет он дойти до учительского стола, кто-нибудь из учеников подбежит к нему со следующей, например, жалобою: "Как же, С(емен) О(ндреевич), Щепкин говорит, что пушки в Полтавском сражении не так были поставлены, как вы рассказывали?.." (Щепкин. "Воспоминания". М., 1982 - С. 15).

Страстный почитатель Петра Великого, Зубков не мог выдержать такого, шел к доске и рисовал подробный план Полтавской битвы, доказывая свою правоту. Описывая так отрицательную черту характера учителя, его злоупотребление алкоголем, Щепкин, возможно, не замечая того, дает ему одновременно и положительную характеристику. Зубков отменно знал отечественную историю, был весьма образованным человеком.

Курские учителя стали и первыми курскими литераторами, издавшими ряд книг в созданной типографии Приказа общественного призрения.

В 1792 году появились первые пять книг; две из них представляли особый интерес. Учитель Иван Тимофеевич Васильев издал книгу "Благополучное время, или Разговор мальчика со стариком". Книга была первенцем типографии. Амвросий Гиновский, архимандрит Знаменского монастыря, стал автором книги "История о городе Курске и чудотворной иконе Знамения". Чиновник Казенной палаты Пестов написал и издал оду "Скупость", и И. Золотницкий - "Оду графу Суворову". Подпоручик Василий Лобачевский издал оду в честь Александра Андреевича Беклешова, отметив таким образом добрые дела генерал-губернатора. Последние три книги стали первыми стихотворными сборниками курских авторов, написанных и изданных впервые на курской земле.

В последующие годы книгоиздательство было продолжено. В 1793 г. было выпущено 7 книг, в 1794 - 5, в 1795 - 6, а до 1805 года вышло всего 28 книг различной тематики, изрядный процент составляли поэтические сборники. Интерес вызвала книга "Торжество курских муз" (1794), в которой были напечатаны речи и оды курских учителей. Книгу заключил "Разговор о пользе наук" Михаила Лаврова, учителя Главного народного училища. По существу - это пьеса. Имена действующих лиц символичны: Здравосуд, Малодум, Правдолюб, Легкомысл. Понятно, какими характерами обладали эти персонажи. Между ними идет спор о пользе наук, дела, творчества. В конце пьесы Малодум и Легкомысл убедились в пользе наук и образования.

Не все книги, печатавшиеся в типографии, были оригинальными литературными произведениями. Были и переводные. Так, С. Зубков перевел с немецкого (оказывается, он был еще и полиглотом) книгу "Подробное изъяснение о колесах и водяных мельницах", а Е. Карнеев перевел с латинского сочинение Цицерона "Старший Катона".

Как видим, в годы первого курского книгоиздательства многое было сделано впервые. В дальнейшем курское книгопечатание угасло. При Александре I, видимо из-за боязни распространения печатной крамолы, книгопечатание в провинции было запрещено. В 1804 году в Курске были изданы две последние книги. Автором одной из них стал неутомимый С. Зубков, которому можно было присудить звание энциклопедиста, ведь написал он книгу по географии: "Краткое Историческое Обозрение открытия островов Португальцами, Испанцами, Англичанами, Голландцами, Французами, лежащих в пространнейшем Океане, сопредельных Азии и Америке, составляющих пятую часть земного шара".

Из чисто литературных книг отметим также "Оду на освящение Главного Народного училища", "Собрание сочинений на освящение Орловского Главного народного училища", "Стихотворение губернатору Харьковского наместничества Кишенскому", "Лошадиный охотник". Среди других изданий вызывают интерес книги губернатора С.Д. Бурнашева, лекаря Гассельквиста "Разговор отца с детищем".

Последняя вызвала неудовольствие Курской консистории. Весь тираж был конфискован и предан огню. Гассельквист пытался доказать, что его книга не противоречит Священному писанию, но все было тщетно. Ныне эта книга одна из самых величайших библиографических редкостей.

Так в 1795 году впервые в Курске книга была подвергнута цензуре и не только запрещена, но и уничтожена, видимо, полностью.

В 1798 году в Курск из Сум переехал Ипполит Федорович Богданович, автор знаменитой поэмы "Душенька", за которую его можно без натяжки назвать предтечей А.С. Пушкина. Неизвестно, общались ли курские литераторы той поры со знаменитым поэтом, но то, что он и его библиотека были открыты для всех, известно по многочисленным фактам.

Особенно это видно на примере его общения с юным Мишей Щепкиным, для которого он был "путеводителем по книгам". Дружил он и с губернатором А.М. Веревкиным, был принимаем во многих помещичьих семьях, т.е. был общительным и доступным человеком. Поэтому не исключено, что он мог встречаться со многими авторами курских книг.

В 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Богданович написал и послал в Петербург оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича", поставив дату 15 сентября 1801 года.

Император принял его сочинение, одобрил и пожаловал ему перстень. Возможно, И.Ф. Богданович хотел возвратиться в Петербург, но этого не произошло. В Петербург его не позвали. А 6 января 1803 года поэт скончался и был похоронен на Всехсвятском (Херсонском) кладбище Курска.

Позднее, видимо, после 1800 г. в Знаменском монастыре Курска поселился князь Прокопий Васильевич Мещерский, весьма образованный и талантливый человек. К тому же он отличился и в военной службе, в 1798 году став генерал-лейтенантом, а на гражданской службе два года был С.-Петербургским губернатором. Он играл в театре, писал стихи. Известны его сочинения: "Ода его Императорскому Величеству Павлу I на победы…" и "Ода Императору Павлу I на начало XIX столетия". В Курске он сочинил сатирическую оду "На прибытие в Курск князя А.Б. Куракина". Возможно, что П.В. Мещерский имел общение с местными литераторами и оказывал на них свое влияние.

Почему вдруг в конце XVIII века в Курске, хотя и стихийно, образовался достаточно интересный литературный центр? Причин здесь несколько:

Курск стал губернским городом, что подняло планку художественной и общей культуры;

В Курске действовала типография, а это способствовало развитию творчества;

Несомненно, было влияние таких выдающихся людей русской культуры, как И.Ф. Богданович и П.В. Мещерский;

Важную роль сыграло и то, что в Главном народном училище подобрался замечательный состав учителей;

И еще одно: Курск был расположен на перекрестке дорог Юг - Север, Запад - Восток. Его посещали и жили в нем многие замечательные личности России. В Курском крае родились Голиков Иван Иванович и Шелихов Григорий Иванович. Оба увековечили себя делами архиважными для России. А среди побывавших в Курске в 18 в. были такие интересные личности, как князь И.М.Долгорукий, побывавший также и в Коренной пустыни, чиновник Иосиф Тукалевский, оставивший воспоминания о городе.

Особенный интерес вызывают и доныне воспоминания саратовского паломника Г.А.Скопина. Сербский общественный деятель Савва Текели осуществил путешествие по России в 1787-88 гг. в составе свиты Екатерины Второй. А вот академик Петербургской Академии наук В.Ф. Зуев путешествуя по России, оставил свои воспоминания в книге вышедшей в 1787 г.

Но период литературного всплеска был недолговечным. Причины упадка творчества были также понятны: закрытие типографии, смерть Богдановича и Мещерского. Указом от 16 сентября 1796 года в России были закрыты все частные типографии, а несколько позже и государственные периферийные. Цензура размещалась в Москве и Петербурге, а это весьма и весьма затрудняло издание книг в провинции. Не наездишься!

Книгоиздательство в Курске прекратилось почти на полстолетия.

Несомненно, что культурные события конца XVIII века подготовили в Курске дальнейшее развитие общества.

В семьях курян, и не только в дворянских, появились домашние библиотеки. Отметим среди них библиотеку купца А.П. Баушева, которой пользовались многие знаменитые впоследствии граждане города: Н.А. Полевой, Ф.А. Семенов. Имелись библиотеки при книжных магазинах купцов Дружининых, Кашкиных, Голиковых и других.

Курское купечество выдвинуло из своей среды настоящих подвижников литературы, интересных писателей, в числе которых - Иван Иванович Голиков, Николай и Ксенофонт Алексеевичи Полевые, их сестра Екатерина Алексеевна Авдеева.

В начале XIX века и курское дворянство благословило на литературное поприще ряд своих представителей. Из них наиболее значительным стал Владимир Федосеевич Раевский, уроженец села Хворостянки Новооскольского уезда. Раевские имели также дом в Курске, предположительно на углу Московской и Веселой, и Владимир Федосеевич неоднократно бывал в губернском центре. В Курске жил старший брат В.Ф. Раевского Андрей, талантливый поэт. В 1817 году он был избран в действительные члены "Вольного общества любителей словесных наук и художеств". К сожалению, талант Андрея Раевского не раскрылся по причине его ранней смерти. Он был похоронен в Курске. А.Раевскому принадлежат также "Воспоминания о походах 1813 и 14 годов", вышедшие в 1822 году в Москве.

В первой четверти XIX века с Курской губернией, так или иначе, были связаны несколько литераторов-декабристов: Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Паскевич, Н.Ф. Заикин, Е.Е. Лачинов, С.М. Степанов. Некоторые исследователи пытаются связать с этими именами развитие литературы в курском крае. Думаю, что такое суждение ошибочно, ибо они принадлежали к тайному обществу и не афишировали свою деятельность, в том числе и литературную. К тому же, их произведения в то время еще не печатались. Какого-либо влияния на развитие творческого литературного процесса в крае, они произвести не могли. Интересен лишь тот факт, что все они, как декабристы, были связаны с Курском и уездами Курской губернии.

Поэты и писатели земли Курской

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов родного края.

    Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и ответственности за судьбу своей родины.

    Прививать любовь к родному краю.

Курский край – мой край родимый,

Знаю, вечной жизни нет,

Но любой твоей картиной

Все любуюсь много лет …

В.Золоторёв

Гимн родной земле

Чудесны ландшафтами курские дали –

Поля, перелески, холмы и луга! –

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.

Молился за нас Феодосий Печерский,

И - «Радость моя!» - восклицал Серафим,

Встречая людей, кто с открытой по-детски

Душою вставал перед ликом святым.

Хранятся духовников наших заветы

В сердцах православных,

И разве сердца Людские

не полнятся лирикой Фета,

Как полнятся светом зари небеса?!

Искусны куряне в искусствах всех видов,

И ныне недаром во множестве стран

Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.

И Носов, и Клыков... - таланты курян.

А сколько рождала героев ты славных

Для битв за Отчизну, родная земля! –

Доныне мне слышится плач Ярославны,

Когда выхожу я в родные поля...

Как больно!.. И все же готов облака я

Рассеять незыблемой верой своей:

Ты будешь в грядущем, земля дорогая,

Рождать красотою великих людей!

В веках тебе расти и процветать,

Сильней и краше будь!

И Коренная Божья Мать

Нам освещает путь!

(слайд 2)

Ведущий. Богат талантами курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курск вдохновляет наших современников на творчество. Давайте же познакомимся с этими славными сынами нашей малой Родины.

(слайд 3, 4, 5, 6)

Ведущий: Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного мастерового, кузнец.Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская.

В 1957 году - первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.

В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.

Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.

Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году - книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году - книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году - повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году - книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы». (слайды 20 -24)

Ведущий : (СЛАЙДЫ 7, 8, 9, 10, 11, 12) Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселках, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву, где вскоре Афанасий Афанасьевич поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Афанасия Фета.

Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе. (слайд 4)

Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным; с последним он подружился, а первый уже в 1856 г. писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? - вы выше Гейне!" Позднее Фет познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу; к тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить себя, как Гораций, сельскому хозяйству. (слайд 5)

В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских порядках. Хозяином Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. (слайд 6)

В 1881 г. Фет купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. Он издал в Москве четыре сборника лирических стихотворений: "Вечерние огни" и переводы Горация, Овидия, Виргилия; перевод обеих частей "Фауста" Гете; написал мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г." (издание уже посмертное, 1893) и "Мои воспоминания, 1848 - 1889 г." (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра.

Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

(слайд 7)

Чтец: « Туманное утро»

Как первый золотистый луч, И как у розы молодой,

Меж белых гор и сизых туч Рождённой раннею зарёй,

Скользит уступами вершин Когда ещё палящих крыл

На темя башен и руин, Полудня ветер не раскрыл

Когда в долинах, полной мглой, И влажный вздох туман ночной

Туман недвижим голубой, Меж небом делит и землёй,

Пусть твой восторг во мглу сердец Росинка катится с листа, -

Такой кидает свет, певец! Пусть будет песнь твоя чиста.

(слайд 8)

Чтец: «Весенний дождь»
Еще светло перед окном, А уж от неба до земли,
В разрывы облака солнце блещет, Качаясь, движется завеса,
И воробей своим крылом, И будто в золотой пыли
В песке купается, трепещет. Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит. (слайд 9)

Чтец: «Цветы»

В кустах малиновки звенят, Плодов румяных семена.

И с побелевших яблонь сада Сестра цветов, подруга розы,

Струится сладкий аромат. Очами в очи мне взгляни,

Цветы глядят с тоской влюблённой, Навей живительные грёзы

Безгрешно чисты, как весна, И в сердце песню зарони.

«Задрожали листы, облетая»

Январский соловей»
Зимы бесспорное величье.
Земля и небо – всё в снегу.
И вдруг, как в мае, песня птичья,
А чья – понять я не могу.
Не теньканье синиц окрестных
И не сорочья болтовня,
Не пестик дятла, – просто песня –
И для тебя, и для меня.
Она звучит светло и внятно,
Со всех ветвей, со всех сторон,
Как зимний гром, невероятна
И неожиданна, как он.
Сам бор её из сердца вынул
На поздней утренней заре.
Она дороже соловьиной, –
Единственная в январе.
Звенит она в задувах вьюги, –
Весенняя, – в конце концов.
Да это ж клёст поёт подруге
Перед рождением птенцов.
Ножи сверкающие стужа
Оттачивает на ветру.
А он живёт, а он не тужит, –
Всё веселей поёт в бору. (Н. Корнеев)

Ведущий: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) - прозаик (СЛАЙДЫ 14, 15)

Родился 9 января (22 января н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".

Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляпляво, Гайдар погиб в схватке с фашистами. (слайды 11-14)

Театрализованная игра на основе рассказа

А. Гайдара «Чук и Гек»

Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск. Наконец, когда наступила зима, он попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости. Ребят было у него двое – Чук и Гек. А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете. И, конечно, этот город назывался Москва.

Почтальон: Как раз в то время, когда я с письмом поднимался по лестнице, у Чука с Геком был бой. Или Чук стащил у Гека пустую спичечную коробку, или Гек стянул у Чука жестянку из-под ваксы.

тут загремел звонок. Мальчики с тревогой переглянулись.

Пришла мама.

Мама: Отец не приедет. У него еще много работы и его в Москву не отпускают. Он не приедет. Но он зовет нас всех к себе в гости. Он чудак человек. Хорошо сказать – в гости. Будто бы это сел на трамвай и поехал…

Чук: Да, да. Раз он зовет, так мы сядем и поедем.

Мама: Ты глупый. Туда ехать тысячу и еще тысячу километров поездом. А в тайге наткнешься на волка или на медведя.

Чук и Гек: Гей-гей! Мы можем ехать не только тысячу, а даже сто тысяч километров. Мы храбрые, ведь мы вчера прогнали камнями заскочившую во двор чужую собаку.

Прошла целая неделя, прежде, чем мать собрала в дорогу Чука и Гека. Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, Гек – гладкую палку, забил в нее гвоздь, и получилась пика. Наконец все дела были закончены, и мать уехала на вокзал покупать билеты на вечерний завтрашний поезд. Но тут без нее у Чука с Геком получилась ссора. Если бы они знали, до какой беды доведет их эта ссора, то они ни за что бы в этот день не поссорились.

Как раз в тот момент, когда Чук шел доставать из укромного места свою драгоценную металлическую коробочку, а Гек в комнате пел песни, вошел почтальон и передал Чуку телеграмму для матери. Чук спрятал телеграмму.

Гек: Р-ра! Р-ра! Ура!

Эй! Бей! Турумбей!

Автор: Чук приоткрыл дверь и увидел такой «турумбей». Посреди комнаты стоял стул, а на спинке его висела вся истыканная пика, разлохмоченная газета. Гек, вообразив, что перед ним туша медведя, тыкал пикой в желтую картонку из-под маминых ботинок.

Чук вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол. Одним взмахом взлетел Гек на подоконник и выкинул коробку через открытую форточку.

Чук : Телеграмма, телеграмма!

Что мы маме про телеграмму скажем?

Гек: Врать нельзя!

Чук: А мы не будем врать! Если она спросит, где телеграмма, мы скажем. Если же не спросит, то зачем нам вперед выскакивать?

Гек : Ладно. Если врать не надо, то так и сделаем.

На этом они и порешили.

Ведущий : (Слайд 16) Николай Николаевич Асеев родился 9 июля 1889 года в Льгове в семье страхового служащего. Окончив Курское реальное училище, в 1909 году он поступает в Московский коммерческий институт. В это же время молодой поэт посещает лекции на филологическом факультете Московского университета.

В 1911 году его произведения впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно Николай Асеев знакомится со многими известными литераторами – В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Б. Пастернаком, В. Маяковским. Асеев поочерёдно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 г. он вступает в группу «Лирика», организованную С. Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга».

В первом сборнике Асеева «Ночная флейта» (1914) заметно сильное влияние символизма. После знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, молодой поэт увлекается древнеславянским фольклором, что незамедлительно отразилось на его творчестве. В последующие годы выходят в свет его поэтические сборники «Зор» (1914), «Леторей» (1915, совместно с Г. Петниковым), «Четвертая книга стихов» (1916) и «Оксана» (1916).

В середине 1917 г. Асеев вместе с женой уехал на Дальний Восток. Там он работал в газете «Дальневосточное обозрение». Явился одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого в дальнейшем родилась группа «Творчество». Асеев часто выступал с лекциями о футуризме, пропагандировал творчество Маяковского. В 1921 году во Владивостоке издаётся сборник стихов Асеева «Бомба».

В 1922 году поэт вернулся в Москву и стал в дальнейшем одним из самых пламенных и ортодоксальных большевистских поэтов. За поэму «Маяковский» в 1941 ему была присуждена Сталинская премия. В 1961 г. за поэтический сборник «Лад» Николай Асеев стал лауреатом Ленинской премии. За свою жизнь он опубликовал более 70-ти стихотворных сборников.

Чтец :

Вот опять

соловей

со своей

стародавнею песнею...

Ей пора бы давно уж

на пенсию!

Да и сам соловей

инвалид...

Отчего же -

лишь осыплет руладами -

волоса

холодок шевелит

и становятся души

крылатыми?!

Песне тысячи лет,

а нова:

будто только что

полночью сложена;

от нее

и луна,

и трава,

и деревья

стоят завороженно.

Песне тысячи лет,

а жива:

с нею вольно

и радостно дышится;

в ней

почти человечьи слова,

отпечатавшись в воздухе,

слышатся.

Те слова

о бессмертье страстей,

о блаженстве,

предельном страданию;

будто нет на земле новостей,

кроме тех,

что как мир стародавние.

Вот каков

этот старый певец,

заклинающий

звездною клятвою...

Песнь утихнет -

и страсти конец,

и сердца

разбиваются надвое!

Чтец:

Я дом построил из стихов!..

В нем окна чистого стекла,-

там ходят тени облаков,

что буря в небе размела.

Я сам строку свою строгал,

углы созвучьями крепил,

венец к венцу строфу слагал

до самых вздыбленных стропил.

И вот под кровлею простой

ко мне сошлись мои друзья,

кого - не полюбить нельзя:

Творцы родных, любимых книг,

что мне окно открыли в мир;

друзья, чья верность - не на миг,

сошлись на новоселья пир.

Летите в окна, облака,

входите, сосны, в полный рост,

разлейся, времени река,-

мой дом открыт сиянью звезд!

(СЛАЙДЫ 17, 18, 19)

Ведущий: Воробьёв, Константин Дмитриевич - советский писатель - фронтовик, представитель Великой плеяды лейтенантской прозы. Родился 24 сентября 1919 года в Курской области. Семья была многодетной - у Воробьёва было 5 сестер и брат. Начал работать в сельском магазине, где платили хлебом, в 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти. Окончил сельскую школу, учился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.В 1935 году работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева» и, опасаясь доносов, уехал к сестре в Москву. В октябре 1938 года был призван в Красную Армию. Служил в Белорусском военном округе. Работал в армейской газете «Призыв». По окончании службы в декабре 1940 года работал литературным сотрудником газеты Академии Красной Армии им. Фрунзе, откуда был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941-1943). Дважды бежал из плена. В 1943-1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время нахождения в подполье в 1943 году написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» о пережитом в плену. В 1946 году рукопись повести была предложена журналу «Новый мир», но публикация её не состоялась. В личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась. Лишь в 1986 году она была обнаружена аспиранткой Ленинградского Государственного педагогического института Ириной Владимировной Соколовой в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), куда она была сдана в своё время вместе с архивом «Нового мира». Впервые повесть была опубликована в журнале «Наш современник» в 1986 году.С 1947 года жил в Вильнюсе. Сменил много профессий. Был грузчиком, шофёром, киномехаником, конторщиком, заведовал магазином промышленных товаров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва». Был заведующим отделом литературы и искусства. В Вильнюсе вышел его первый сборник рассказов «Подснежник» (1956) и последующие сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958), «Гуси-лебеди» (1960) и другие.После тяжёлой болезни (раковая опухоль мозга) умер в 1975 году. На доме, в котором жил писатель, была установлена мемориальная доска (улица Вяркю, 1). В 1994 году посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском (Никитском) кладбище.В 2001 году Константину Воробьеву посмертно присуждена Премия Александра Солженицына.

Ведущий (слайд 20) Родился и вырос Василий Григорьевич Золотарев в селе Вторая Гостомля Медвенского района. Рано лишился отца. После школы заведовал сельским клубом. Много читал. Как все мальчишки, любил бродить по живописным окрестностям. Василий Григорьевич отслужил положенные ему 2 года в армии, а потом – Урал, Нижний Тагил, работа на заводе. И одновременно учеба на юридическом факультете Свердловского юридического института. После вуза – 6 лет работы судьей в Нижнем Тагиле. А дальше – Курск – и та же любимая работа.

Чтец: «Вокзал – ветеран»

И на стареньком Курском вокзале

В сорок первом – на фронт провожали,

В сорок пятом – встречали солдат.

В сорок первом – печальные слёзы,

В сорок пятом – победный восторг!...

Унесли те года паровозы,

Но вокзал позабыть их не смог.

Потому что остались те раны,

на старинных его кирпичах..

Видно, так же войну ветераны

Вспоминают с печалью в глазах … (слайд 21)

Ведущий (СЛАЙД 22) Василий Афанасьевич Снегирёв родился в 1926 году в селе Ивановка Щигровского района.

С 1943 года участник Великой Отечественной войны, имеет правительственные награды. Демобилизовался в 1950 году, работал учителем в восьмилетней школе. Заочно окончил Курский педагогический институт.

Стихи начал писать с 13 лет. Впервые они были опубликованы в районной газете «Коммунар». Рассказы и стихи В. А. Снегирёва неоднократно публиковались в районных и областных изданиях, а также в центральной прессе.

В декабре 1993 года награждён Дипломом первой степени областного управления культуры за подборку стихов о Великой Отечественной войне. (слайд 29)

Ведущий: Станислав Григорьевич Малыхин родился в 1932 году в деревне Стаканово Черемисиновского района. После окончания школы пошёл работать на Щигровский механический завод (ныне АО «Геомаш»). (Слайды 23)

После четырёхлетней службы на Черноморском флоте вновь вернулся на родной завод. Работал токарем, мастером, зуборезчиком. Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Трудовой Славы III степени, медалью «Ветеран труда». Ему также присвоены звания «Заслуженный рационализатор» и «Ветеран Черноморского флота».

(слайд 24)

Чтец: «Рать»

Среди холмов, равнин, болот

Течёт речушка Рать.

Такихв России не одна –

Но эта – память бередит,

Как боль лихих годин.

Само название её – как дух седых былин.

Монголы двигались на Русь,

Как ураган, как смерч.

Всё сокрушали на своём пути

Огонь, стрела и меч.

Пылали сёла и леса,

Объятые огнём.

Стонала русская земля

Под вражеским конём.

И звала все колокола

Отчизну отстоять,

И шла на смертный бой с врагом

Сынов российских рать.

У гнева сила велика,

Не нужно занимать.

Сражался насмерть ратный люд,

В их память – речка Рать. (слайд 31)

Ведущий (слайд 25 ) Владимир Конорев родился в 1939 году в деревне Красавка Курской области. Окончил политехнический институт в Москве. Работал инженером-электриком на Актюбинской ТЭЦ, в Восточных электросетях, на заводе «Геомаш».

Стихи Владимира Конорева печатались в местных, областных и республиканских газетах и журналах., в коллективных сборниках, выходивших в разное время в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве.

Чтец: «Танк» (слайд 26)

А дело случилось так.

Играли мы, мальчуганы,

И кто-то в немецкий танк

Снежком угодил случайно.

Эсэсовец был горласт, пролаял вдруг:

Партизанен!

И танк прямиком на нас

Пополз по изрытой поляне.

Шёл пятый тогда мне год,

Смекнул об опасности поздно,

Когда, набирая ход,

Громадина вздыбилась грозно.

А танк надвигался, рос, гремя и рыча зловеще.

А я словно к насту примёрз,

Я – маленький человечек.

Лицо закрывая руками,

Зашёлся в истошном я:

Ма-ма-а!..

Сегодня давно мне за тридцать,

Но часто и ныне мне снится –

Барахтаясь в рыхлом снегу,

От танка бегу я, мальчишка.

Никак убежать не могу…

Ведущий: (слайд 27,28)
ПОЛЯНСКИЙ , Егор Иванович (10.XI.1932 – 1999) - поэт, член Союза писателей РФ (с 1958). Родился в с. Шилово Тульской области.
С 1934 г. жил в Курске. После окончания школы работал на Курской обувной фабрике, птицекомбинате.
В 1956 г. окончил Литературный институт им. М. Горького. Печатался в журналах «Подъем», «Смена», «Молодая гвардия», «Москва», «Октябрь».
Автор стихотворных сборников «Письмо товарищу» (Курск, 1954), «Вовка будет моряком» (Курск, 1955), «В пути» (Курск, 1958), «Березовый дождь» (Воронеж, 1975), «Масленица» (Воронеж, 1980) и др., а также детской сказки для кукольного театра «Петя и Дед Мороз» (Курск, 1961). Его поэма «Комиссар» - о революционере
- «Литературной газетой» от 9 октября 1974 была охарактеризована как «заметное явление» в отечественной литературе.
25 сентября 2008 г. имя Полянского присвоено Курской городской библиотеке № 4.
10 октября 2014 г. на ул. Ватутина, на доме где проживал поэт установлена мемориальная доска


Чтец: Чернозем

Дорога кружится, пыля,

Отполирована до сини.
Родная курская земля

Печальней выжженной пустыни.

Ни жаворонка. Ни сурка.

Ни кустика – одни каменья,

Как допотопная тоска,

Как в первый день от сотворенья.

Я эту местность не узнал –

Дорогу грохота и грома.

И вдруг навстречу самосвал

С прохладным грузом чернозема.

Свой груз, работая с утра,

Тот самосвал ценил едва ли,

Но рудовозы-шофера

Ему дорогу уступали.

В тельняшке – видно, что матрос,

Его хозяин улыбался:

Он для теплиц землицу вез –

То ль для Венеры,

То ль для Марса.

Чтец : Березовый дождь

Вспыхнул лес. Это солнышко вышло,

Алым гребнем над лесом горя,

И запела в березах чуть слышно

Зоревая труба октября.

И стволы черно-белого крепа

Зазнобила той музыки дрожь.

Не веснушки посыпались с неба –

Льется желтый березовый дождь,

Словно легкие детские души,

Отшумевшей в березах весны.

Листья весело прыгают в лужи

И трепещут на иглах сосны.

Их с вершин осыпает не ветер,

А дыханье незримой трубы.

Здравствуй, лес!

Даже пень неприметен.

Под листвой ни травы, ни тропы.

Свет березовый! Мати России!

Много ран у тебя на груди.

Шли грибные, и шли грозовые,

И стальные хлестали дожди.

Но, как прежде, сияют березы

Лебединой своей красотой,

И венчают все беды и грозы

Дождь березовый, день золотой.

Ведущий : (СЛАЙДЫ 29, 30) « Я родился на хуторе Луг в Пристенском районе Курской области 21 ноября 1935 года. Отец Николай Васильевич и мать Евдокия Петровна - безграмотные крестьяне. В большой нашей семье братья и сестры одолевали грамоту на ликбезах, да и то лишь в том объеме, чтобы при необходимости в казенной бумаге вместо безликого крестика, потрудясь до испарины, из шатких разновеликих буковок коряво произвести на свет собственную фамилию. После окончания Курского медицинского института работал в сельской больнице. Затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и многие годы преподавал в медицинском институте. Школьником, студентом писал стихи, но в стихоплетстве разочаровался, видимо, потому что ни одного стихотворения не довел до подходящей готовности, не испытал успеха. Лауреат губернаторской премии им. Е. И. Носова. Опубликовал следующие книги: «ДОРОГА К ДОМУ» (Воронеж,1979), «СЕРЕБРЯНЫЙ ДЕНЬ» (Воронеж, 1980), «СТАРАЯ ЯБЛОНЯ С ОСКОЛКОМ» (Москва, изд-во «Современник», 1982), «ДОРОГА К ДОМУ, ДОРОГА СВЕТЛАЯ» (Воронеж, 1985), ТОРФ (Москва, изд-во «Молодая гвардия», 1985), «ЧЕРНАЯ РУБАХА» (Воронеж, 1991), «СЕАНС ГИПНОЗА» (Курск, изд-во «Крона», 1995), «СВЕТ В ОКОШКЕ» (Курск, 2005)».

Еськов – член союза писателей России с 1979 года, печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Смена» и др. В 2011 году был удостоен Шукшинской литературной премии, лауреат губернаторской премии им. Е.Н. Носова и премии «Императорская культура». В 2013 году был призван лучшим прозаиком России.

Писатель не только учит добру, он добро практикует. Михаил Николаевич – учредитель ежегодной премии для молодых курских литераторов « ». Полученная им Шукшинская премия отдана в ноябре 2012 года 36-летнему поэту Алексею Дутову из г. Суджи, в 22 года потерявшему зрение и обреченному на полную неподвижность.

Чтец: Николай Корнеев. «Курская земля»

В пожарах кочующих выгорев,
Траву расстилала, как шелк,
Родная земля, где за Игорем
В бессмертие полк его шел.

Земля, где поля береженые
Топтала в налетах орда.
Земля, где, Батыем сожженные,
На пепле росли города.

Судьба ей особая выдалась,
Когда через восемь веков
Дугой наша сила гут выгнулась,
Как лук-сагайдак, на врагов.

Лежать ли земле этой замерзши?
Развеялась горькая мгла.
И снова на спекшихся залежах
Пшеница, как солнце, взошла.

Земля знаменитая курская,
Где княжит весной соловей.
Слияние Сейма и Тускари,
Сияние вод и полей.

Только Курск

Города, города… я в России

Повидал их немало в лицо,

Есть и больше они, и красивей,

Только Курск для меня, как кольцо,

Будто я обручился навеки

С речкой Сейм, с соловьями в лесу…

Знать, родное всегда в человеке

Заслоняет любую красу. (Л. Боченкова)

Учитель : А сейчас проведем викторину по творчеству писателей и поэтов Курского края.

    В каком городе родился Н.Н.Асеев?

Курск

Льгов

Щигры.

    Какое произведение не принадлежит Е.И.Носову?

Хитрюга

За долами, за лесами

Дорогами курских козаков.

    Какому детскому писателю установлен памятник в Курской области?

А.П.Гайдар

Е.И.Носов

Н.Н.Асеев

    Имя какого писателя носит музей в городе Льгове?

Е.И.Носову

А.П.Гайдару

Н.Н.Асееву

5. С именем какого выдающегося деятеля литературы связано имение Воробьёвка?

Н.Н.Асеев

А.А.Фет

К.Д.Воробьев

6. Какие произведения писал А.П.Гайдар?

Повести

Стихотворения

Басни

7. Назовите фамилию земляка из вашей «малой родины»?

В.В.Овечкин

К.Д.Воробьев

М.Еськов

А.П.Гайдар

А.А.Фет

- Е.И.Носов

9.Что изображено на гербе города Курска?

- три летящие куропатки

- дикий гусь

-дрохва.

Учитель: Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей Курского края. Широко известны писатели и поэты: А.П.Гайдар, Е.И.Носов, А.А.Фет, Н.Н.Асеев. Нам есть чем гордиться!

Есть и местные поэты, которые часто печатаются в газете «Районные известия». Это Алексей Гусев, Комова

И урок мне хочется завершить следующими словами:

О, Курский край, ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого б мы ни спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта- соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля!



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ ЗЕМЛИ КУРСКОЙ

заведующая библиотекой

ОБПОУ «Обоянский педагогический колледж»

Грудной свой возраст помним мы едва ли,

У Сейма мы живем на берегу.

Мы здесь росли, отцы здесь воевали

И разогнули Курскую дугу.

Друзья! Давайте утверждать заранее:

В любое время и в любом году-

У всей планеты славные куряне

Всегда и всюду будут на виду

Михаил Светлов

2015 год объявлен в России Годом литературы.

Литература – духовно-нравственная основа России.

Всем известно, что литература даёт возможность не только расширять представление о мире и повышать уровень общей культуры, но приумножать личный духовно-нравственный и эстетический опыт, развивать творческие способности, формировать активную гражданскую позицию.

Образование и воспитание современного человека не должны быть оторваны от исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа. Важнейшую роль в воспитании патриотических чувств играет краеведение, которое воспитывает у студентов любовь к родным местам, помогает формировать нравственные понятия.

Год литературы в соловьином крае символично начался с юбилея прекрасного писателя и замечательного человека Евгения Ивановича Носова, мастера слова, признанного во всем мире.

Никто, начиная с неизвестного автора «Слово о полку Игореве», не сказал о нашем крае, о его людях так талантливо и ярко, как Евгений Иванович Носов: «Курская земля… В здешних местах Великая Русская равнина вдруг начинает холмиться, дыбиться косогорами, откуда радостно и далеко видать окрест.

В глубокой древности эту гряду высот так и не смог одолеть ледник, надвигавшийся из Скандинавии.

Непреодолимой она оказалась и для врага, когда летом сорок третьего, грозя нашей Родине новым оледенением, гитлеровские полчища ринулись в решающее наступление.

Путь фашистскому леднику преградили не только курские взгорья, но и непоколебимые высоты духа защитников этих рубежей».

Мудрость и красота произведений нашего земляка восхищала всякого, кто соприкасался с ними. зачитывалось не одно поколение, по ним ставят спектакли, снимают фильмы.

Участник Великой Отечественной войны, будучи тяжело раненным, Евгений Иванович немало дней и ночей провёл на госпитальных и больничных койках, но вспоминать об этом не любил. Лишь однажды он поведал о первом своём госпитале, где застала его весть о долгожданной победе, когда раненым в честь этого праздника раздавали по стакану вина. И много лет спустя даже те, кто никогда не бывал на войне, будут плакать, читая пронзительный рассказ Носова «Красное вино победы».

В повести «Усвятские шлемоносцы», рассказывающей лишь о сборах русских мужиков на битву, он сумел сказать о войне всю героическую правду, которую в нашей литературе встретишь не так часто.

Забвению имени Евгения Носова не будет никогда. Его страстная, безграничная привязанность к отчему краю, вера в могучие силы русского народа навсегда воплотились в его лучших произведениях.

Немудрено, что охранительная критика с ходу обвинила Константина Воробьева в том, что он… «де – героизировал» войну, умалил подвиг русского солдата. На деле же показав, в каких неимоверно трудных условиях сражался солдат, он возвеличил его подвиг. Переживший ужасы ада, но не сломленный, вошёл в число крупнейших русских писателей второй половины ХХ века.

Курская писательская организация – одна из сильнейших на периферии. Обращаясь даже к местной тематике, входящие в её состав писатели, как правило, поднимают общероссийские и общечеловеческие проблемы. Так было в прошлом, так и теперь.

Липкинг в произведениях «Кудеяров стан», «Сварожье племя» изобразил жизнь в славянских поселениях на территории нынешней Курской области ещё в доисторические времена.

Михаил Горбовцев в повести «Мишкино детство» поведал, как жили его сверстники до октября 1917 г. (повесть эта многие годы входила в круг внеклассного чтения учащихся всей России).

Михаил Козловский в повестях «Любаша», «Поздние всходы», «Своя Земля» поднял проблему ответственности человека перед другими людьми и перед самим собой за всё совершенное им на земле.

Рассказы и повести Михаила Еськова посвящены детям войны и нравственным проблемам медицины. В творчестве «курского Корчагина» Василия Алехина главная тема – подвиг народа в Отечественной войне.

Старейшина курских поэтов Николай Корнеев выступает как связной своего поколения, с честью выдержавший испытания войной, восстанавливающий жизнь на обожженной войной земле. И рядом с произведениями Егора Полянского, Алексея Шитикова, Александра Селезнёва, Василия Золотарёва не затерялись, тронули ответно сердце особой доверительной и беспокойной интонацией строки поэта Юрия Першина:

Я не хочу ни севера, ни юга,

Грущу опять по средней полосе,

Где желтых листьев заметалась вьюга,

Где иней лег по утренней росе…

За более чем полвека литературного труда член Союза писателей СССР Юрий Першин издал в Москве, Воронеже Курске не меньше дюжины поэтических сборников и три книги прозы. За одну из них «Измерение друзьями» – 2008 году он получил премию имени. Его стихи публиковались в «Литературной газете», «Литературной России», во всесоюзном альманахе «Поэзия», а его творчество не раз оценивали и знаменитые поэты, и известные критики.

Пройдя огонь и воду, пережив потерю самого близкого человека, не утратив дара восхищаться жизнью и любить, он сумел сохранить целомудренное восприятие окружающего мира, ту совестливость, без которой не может существовать чистая душа и очищенная от суеты и мрака высокая поэзия!

В последние десятилетия Курская писательская организация пополнила свои ряды. А. Балашов, Т. Горбулина, В. Мараков, Н. Шадрин подняли новые темы, внесли в палитру курских писателей новые краски.

Курские писатели по жизненному опыту и по взглядам, и по манере своего письма – очень разные. И всё же они в своём большинстве объединяются тем, что непременной принадлежностью настоящего человека считают совесть, долг, честь, любовь к Родине – оставить после себя добрый след в жизни.

Литература

1. Мастер с нами. [Текст]: статьи, очерки, воспоминания, стихи, переписка. – Курск, 2007.

2. История и современность Курского края [Текст]. – Курск, 2010.

3. Курск. Молодость древнего города [Текст]. – Москва: Планета, 1982.

4. Малютин, С. Юрий Першин / Сергей Малютин //Курская правда. – 2015. – 19 марта – С. 22.