Зачем мужчины носили парики в 18 веке. Как в XVII-XVIII веках сифилис вынудил людей носить парики

Елизавета Краснова

Стилист-имиджмейкер

Написано статей

18 век был периодом элегантности и полного притворства Историки утверждают, что данный период времени был самым неестественным по отношению к внешнему виду. Девушки и мужчины пытались добиться самых сложных причесок, если это не получалось с волосами, в ход шли парики. В отличие от прошлых веков, люди напрочь забыли, что такое скромность, стеснительность и простота, теперь в моде были совершенно противоположные качества – шик, блеск и роскошь. Давайте подробнее рассмотрим историю и узнаем, зачем носили парики в 18 веке.

В 18 веке состояние прически было так же важно, как одежда человека. Модно было носить высокие и громоздкие парики, причем использовали их как мужчины, так и женщины. В 17 веке Петр 1 имел длинные и пышные волосы, а потому парики у него были эксклюзивные. Во-первых, сделанные из собственных волос, а во-вторых, он использовал их скорее, как головной убор против морозов, чем для красоты.

Стоили парики необычайно дорого, так как делали их исключительно за границей и только после этого завозились в страну. В 17 веке зависимости от внешнего вида, локонов и завитушек различали парик «грива» и «пудель». В те времена, модными были парики, присыпанные пудрой. Говорят, что один модник – канцлер Кауниц, специально ради этого входил в запудренную комнату и таким образом придавал своему парику больше элегантности и шика.

Ближе к 30-м годам 17 века на всю страну распространяется новая немецкая мода на парики, с этого времени вы больше не увидите пышных уборов и завитушек, теперь все стаи ходить с прусской косой. Выполнялась прическа очень легко: из трех прядей, при этом совершенно не важно было, плетете ли вы на своих волосах или же на парике.

Во времена Екатерины все мужчины сменили предпочтения и стали носить так называемые крысиные хвосты. Для того чтобы сделать эту прическу необходимо взять часть волос и завязать их с помощью ленты как можно ближе к затылку. В итоге, у вас получится длинная и тонкая прядь волос, напоминающая крысиный хвостик. Некоторые предпочитали крылья голубя, суть прически состояла в том, чтобы подстричь височные пряди, подвить их и в последствии заколоть.

Достаточно странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для эстетической цели. Подкладка парика делалась из очень плотной материи, а потому такой аксессуар защищал голову воина, если же он был напудрен, солдат вообще мог не бояться ударов вражеских шпаг. Для того чтобы защититься от сабли, воины одевали треуголки, тем самым полностью обезопасив свою голову. Но, несмотря на такую практичность, нововведение вводилось достаточно долго, а воины были более благосклонны к жестким бронзовым шлемам.

Был лишь один недостаток у парика, он практически не спасал от жесткого нападения с конницы. Чем выше чин, тем лучше парик был положен, так. Офицерские парики подкручивали и покручивали, солдатские же делали из пакли, а для блеска и эффекта припудренной использовали муку и квас. Достаточно часто молодые офицеры отказывались от парика, и завивали свои собственные волосы. Официальный приказ на отмену париков в армии ввели в 1807 году.

Упадок женских париков

В начале 18 века девушки все еще были приверженцами высоких причесок, с обилием украшений, драгоценных камней, цветов и обилия пудры, но все изменилось, когда в Версале был церемониальный прием. На нем, Герцогиня Шрусбери пришла с легкой прической, которая ниспадала мягкими локонами и имела минимальное количество украшений. Увидев это, Людовик 14, который на то время был законодателем моды, настолько обомлел, что уже на следующий день девушки стали ходить с простыми и изящными прическами, чего раньше не делали. Из обихода пропала та вычурность, обилие украшений и парики, в моду снова вернулась простота.

В течении следующих нескольких лет девушки носили простые, но изысканные прически, обычно они назывались – бабочка, тайна, нежность и т. д. Обычно, волосы гадко зачесывались на затылке, но оставляли пышными вокруг головы, можно также было оставлять прядь волос, чтобы она ниспадала на грудь. У императрицы Анны Иоанновны был свой вариант такой прически, который могла делать только она, у остальных прическа была строго под запретом. Волосы начесывались, а потом мягко закреплялись на затылке, дополняла весь этот образ маленькая корона.

Расцвет высоких причесок

Но, данная мода продержалась не долго, и уже к средине 18 века в моду вновь вернулись высокие и пышные парики. Мода достигла своего апогея, а прически все продолжали расти. На обычном приеме вы больше не увидели бы той изысканности, все головы дам были украшены очень сложными сооружениями. Чаще всего у дам не хватало собственных волос для подобной прически, а потому в ход шли все подручные материалы – конские волосы, драгоценности, плоды, ткани, цветы, рисовая мука и т. д.

Историки утверждают, что некоторые прически слуги делали стоя на лестнице, а время сооружения подобного чуда могло достигать 10 часов. Говорят, что самые вычурные прически были у графини Дюбари – простушки, которая стала фавориткой короля и дофина Марии-Антуанетты. Несмотря на то, что вторая в скором времени стала королевой, практически все время девушки посвящали новым нарядам и прическам. Они диктовали моду, а потому множество времени проводили со своими парикмахерами, придумывая новые стили и сочетания. Герцогини носили все, что придумают парикмахеры, а потому в средние века они уподоблялись художникам и скульпторам. У знатных дам прически не должны были повторяться, а потому в год парикмахеры придумывали до 100 разных вариантов.

Одной из самых известных причесок стала работа на голове Марии-Антуанетты, высота ее была около 70 сантиметров. В голове прекрасной дамы был проволочный каркас, который держал множество шиньонов и даже декоративный корабль.

В то время не было такого понятия как рамки, девушки носили на своей голове корабли, фрукты, иногда даже сцены из пьес, казней или же интимные моменты.

Конец века париков

Со временем и этот стиль стал угасать, сменился правитель, а вместе с ним и мода, появились новые тенденции, теперь популярность набирала новая прическа, с чудным названием – голова овцы. Называлась она так, потому что лицо и затылок девушки обрамляли пышные и объемные локоны. В это же время парики надолго ушли из обихода женщин, а старые прически стали слишком трудоемкие и вычурные.

Церковные запреты

Несмотря на свою широкую популярность, далеко не все так лояльно относились к данной детали гардероба. Так, например, церковь с самого начала достаточно враждебно относилась к парикам, аргументируя это тем, что данный аксессуар посягнулся на целомудрие девушек. Как позже объяснят истории, в церкви считали, что парики делают девушку еще прекраснее, а потому незамужние девушки могли потерять свою невинность в погоне за модой.

Со временем ситуация обострилась, так, например, Климент Александрийский, который был папой одной из церкви, написал, что человек посягающий на сан священника не должен ходить в парике, ведь тогда Господь не сможет посылать свое благословение через искусственные волосы. Его коллега Тертуллиан пошел еще дальше и сказал, что парик – это символ дьявола, через который он передает в вашу голову грехи, а вы не можете быть уверены, кто носил эти волосы до вас.

Апогеем данного спора стал тот факт, что в Константинополе было исключено несколько человек из церкви за то, что они носили парики.

Рост преступности

Чем больше росла популярность и ценность париков, тем больше людей хотели заполучить их. Писатели и историки того века писали, что полные парики были очень востребованными и дорогими, а потому выходя на улицу необходимо было быть очень осторожным, ведь любой опрометчивый шаг мог оставить вас без ценного аксессуара.

Очень популярным был прием, когда мужчина нес на подносе для мяса – мальчика, накрытого тканью, проходя мимо знатного гражданина, мальчик срывал парик и спался вместе с ним бегством, пока обеспокоенный хозяин оглядывался по сторонам.

Парики для женщин и мужчин были не только модным аксессуаром, некоторые носили его вместо шапки для защиты головы от плохой погоды, в армии же их применяли для лучшей защиты и т. д. Они приходили и уходили из моды, в зависимости от желаний правителей, но всегда были признаком элегантности, власти и вкуса, как для девушек, так и для мужчин.

В XVII-XVIII веках мужчины и женщины по всей Европе следовали своеобразной моде, носив напудренные парики. Многие современники считают понятие о красоте того времени несколько чудаковатыми, но они не были лишены смысла, поэтому данные парики носили не только ради модных тенденций.

Ученые разобрались, зачем людям данного периода истории были необходимы такие парики.

Практически все граждане в период XVII-XVIII веков из высшего общества и не только любили носить выделяющиеся напудренные парики. Сейчас популярные в то время мужские прически вызывают недоумение, поскольку они были белыми, покрытыми пудрой и стойким парфюмом.

Принято считать, что моду на парики среди всего населения Европы основал французский правитель Людовик XIV, который был без ума от этого предмета гардероба. Изначально церковь не считала данную деталь уместной в гардеробе мужчин и пыталась бороться с такого рода модой. Впрочем, ничего так и не вышло, и за несколько лет парики заняли прочную позицию в моде высшего света той эпохи.

Парики выполняли не одну только эстетическую функцию, но и были полезны с медицинской точки зрения. Дело в том, что многие в былые времена страдали из-за сифилиса, от которого выпадали отдельные участки волос непосредственно на голове. Парик весьма эффективным образом скрывал указанную проблему и оставался модным аксессуаром.

Парики известны еще с тех пор, как появилась первая цивилизация, сим украшением пользовались ассирийцы, шумеры, вавилоняне, позже мода перекочевала и в Древней Египет, где стала отчасти религиозных атрибутом. Волосы сбривались и приносились в жертву богам, на лысую голову надевался парик. У древних греков парик в моду не вошел, зато стал использоваться для театральных постановок, римляне успешно пользовались им в чисто практических целях - скрыть лысину.

В общем, парик куда древнее XVII века. Так что привело его в Европу? Да ничего не привело, он был известно еще со времен падения империи, только носителей почти не было. Церковь рьяно вступилась за права натуральных волос. Раннехристианские писатели и апологеты призывали народ не пользоваться дьявольской шапкой, запрещали духовным лицам под любым предлогом их носить. Чем им не угодил парик я, честно говоря, не знаю. Так или иначе мода на мужские парики возникла лишь в XVII веке.

Любое движение в сфере одежды, как всегда, пришло из Парижа. А именно от Людовика XIV, того самого Короля-Солнце. Кому же быть главным модником в стране, если не королю сверхдержавы? Именно он ввел в моду длинные напудренные парики, так называемые "аллонж".

Людовик парики обожал, а еще очень не хотел лысеть, вот прям очень. Настолько не хотел, что заставил весь мир их носить, чтобы в одиночестве не прозябать. Сначала местную знать приодел в новомодное украшение, потом и остальной мир сам подтянулся - Франция же, Париж. В итоге аллонж завоевал мир, через каких-то пару десятков лет дворянин уже не мог появится на званном обеде без парика, настолько прочно он вошел в обиход. Качественный парик, кстати, стоил приличных сумм. Те, кто побогаче, заказывали аллонж из натуральных женских локонов, порой не брезговали и волосами мертвых преступников. Те, кто победнее, ограничивались шерстью животных, от коз и до собак.

Помимо эстетических функций аллонжа, пускай и не совсем понятных современному человеку, у него есть еще и практическое применение. По одной из версий (правда, сомнительной) французскую моду подогрел еще и сифилис. Лысеть все массово начали. Вот и пришлось компенсировать утерянное искусственным. Собственно, как раз в то время происходит расцвет парикмахеров. Кстати, чувствуете связь между словами? "Парикмахер" - это немецкое слово, означает мастера делающего парик.

Быстрые новости сегодня

Никогда не задумывался, почему в XVII и XVIII веках мужчины и женщины из высших и не очень сословий повсеместно надевали напудренные парики? Можно сослаться на бытовавшие тогда представления о красоте, тенденции моды и всё такое. Однако не стоит полагаться лишь на высокий вкус - многие вещи в те времена хоть и казались чудаковатыми, но отнюдь не были лишены прагматизма.

Вот и мужские парики: высокие, белые, покрытые пудрой и политые парфюмом - так ли глупо они выглядели и насколько были уместны? Поверь, не всё так просто! Давайте, разбираться вместе.


Считается, что моду на мужские парики буквально насадил французский король Людовик XIV (он же «король-солнце»). Он сам был одержим ими и сумел убедить носить парики весь высший свет того времени. Церковь пыталась бороться с этим, но ничего не вышло - парики прочно вошли в традицию.

Секрет, почему мужчины XVIII века носили парики, раскрыт! Казалось бы, причем тут сифилис…
Тем не менее любовь к парикам была вызвана не только эстетическими соображениями, был и медицинский аспект. Всему виной не что иное, как сифилис, одно из проявлений которого - выпадение волос на отдельных участках головы. Конечно же парик эффективно скрывал эту проблему.





Дальше больше: состоятельные мужчины стали брить головы и носить парики (это, кстати, было совсем недешевым удовольствием), а настоящими лоббистами париков стали французский король Людовик XIV и английский Карл II.


Также есть мнение, что сифилис не основная причина: парики были традиционным элементом наряда в первую очередь для женщин, которые намного раньше оценили их удобство. Парики проще было расчесывать и мыть, цеплять на них самые разные украшения, но самое главное, их можно было просто снять и надеть на следующий день - тратить по несколько часов на прическу не придется.

Никогда не задумывались, почему в XVII и XVIII веках мужчины и женщины из высших и не очень сословий повсеместно надевали напудренные парики? Можно сослаться на бытовавшие тогда представления о красоте, тенденции моды и всё такое. Однако не стоит полагаться лишь на высокий вкус — многие вещи в те времена хоть и казались чудаковатыми, но отнюдь не были лишены прагматизма.

Вот и мужские парики: высокие, белые, покрытые пудрой и политые парфюмом — так ли глупо они выглядели и насколько были уместны? Поверь, не всё так просто! Давай разбираться вместе.

Считается, что моду на мужские парики буквально насадил французский король Людовик XIV (он же «король-солнце»). Он сам был одержим ими и сумел убедить носить парики весь высший свет того времени. Церковь пыталась бороться с этим, но ничего не вышло — парики прочно вошли в традицию.

Медицинский аспект

Тем не менее любовь к парикам была вызвана не только эстетическими соображениями, был и медицинский аспект. Всему виной не что иное, как сифилис, одно из проявлений которого — выпадение волос на отдельных участках головы. Конечно же парик эффективно скрывал эту проблему.

Дальше больше: состоятельные мужчины стали брить головы и носить парики (это, кстати, было совсем недешевым удовольствием), а настоящими лоббистами париков стали французский король Людовик XIV и английский Карл II.

Также есть мнение, что сифилис не основная причина: парики были традиционным элементом наряда в первую очередь для женщин, которые намного раньше оценили их удобство. Парики проще было расчесывать и мыть, цеплять на них самые разные украшения, но самое главное, их можно было просто снять и надеть на следующий день — тратить по несколько часов на прическу не придется.

Итак, у вас редкие волосы, седина, кожные заболевания? Спасет великолепный напудренный парик с вызывающим запахом! Всё в духе того времени. Теперь-то совсем другие правила — да и средства гигиены тоже.