Какой смысл сказок о животных. Сказки о животных. Жанровые разновидности сказки

Каждый сказочный жанр отличается своеобразием художественного вымысла и повествовательной формы, оригинален по происхождению, характеризуется особыми, только ему присущими типами героев и самостоятельным кругом сюжетов.

Сказки о животных (или животный эпос) выделяются по тому основному признаку, что их главные герои — животные. Особенно популярны были сказки "Лиса крадет рыбу с воза (саней)", "Звери в яме", "Кот, петух и лиса", "Кот и дикие животные", "Волк-дурень", "Коза луплена".

Значение сказок в жизни человека

То, что мы называем западной культурой сегодня, основывается, согласно Десколе, на парадигме натурализма. Эта модель делит космос на две сферы: культуру, продукт человеческой автономии; и характер, определяемый абсолютным порядком и необходимостью. Граница между культурой и природой не была построена ни одним последовательным или постоянным образом. Западная культура порой воспринимает женщин, «дикарей», детей, ранних цивилизаций и «низших» социальных классов как живущих рядом с этой границей, хотя и с «человеческой» стороны, а иногда и перехода к сфере природы.

В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки "Лиса-повитуха", "Кот, петух и лиса", "Волк в гостях у собаки", "Терем мухи". Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10% сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз).

Поскольку мы рассматриваем животных, особенно домашних животных, в некоторых контекстах как принадлежащих к культуре, а в других - как продукты природы, они являются источником постоянного недоумения. Неспособность концептуализировать животных в рамках натурализма привела к их демонизации, как только эта парадигма стала доминирующей на Западе. В ранний современный период дьяволы все чаще изображались с особенностями многих животных, например крыльями летучих мышей и лицами собак. Поскольку возникающая парадигма раннего модерна не давала им места, разумные или дружелюбные животные по самому своему существованию казались нарушением космического порядка.

В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая загонная яма. Умеющий перехитрить, обмануть — побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей — лисой.

В частности, в Англии шестнадцатого и семнадцатого веков почти любая близость с животным могла быть воспринята как свидетельство колдовства, в результате чего сказки, в которых так часто бывают животные проводники и мудрецы, почти вымерли в английских устных традициях.

В конце двадцатого века императив назначения существ в области культуры или природы часто доводился до почти беспрецедентных крайностей. Мы должны помнить, что четыре категории, обозначаемые десколой-анимизмом, тотемизмом, аналогизмом и натурализмом, относятся не к обществам, а скорее к способам синтеза опыта. Натурализм стал наиболее доминирующей парадигмой западной культуры в эпоху позднего Возрождения, но она никогда не была единственной. Фольклор, в общем, сохранил аналогичную парадигму европейского Возрождения вместе с анимистскими и тотемистическими элементами в обществе, в значительной степени управляемом натурализмом.

В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук; реже — рыбы: щука, окунь.

По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол, лошадь, баран, овца, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Поскольку JTH сказки уже очень давно предназначались в основном для мирньких слушателей, то и действующие в них люди приобрел м`-зацию, понятную детям: дед, баба, внук, внучка. Ум человека и дружба, взаимопомощь домашних животных стали противопоставляться грубой силе и хитрости обитателей дикой природы.

По мере того как доминирование натуралистической парадигмы начинает уменьшаться, мы теперь видим эти и, возможно, другие парадигмы, выходящие за пределы поля, и поэтому фольклор больше не выделяется так резко из остальной части нашей цивилизации. Вместо этого они состоят в основном из попыток перерисовать это разделение способами, которые могут казаться более рациональными, более гуманными или более стабильными. Чаще всего это означает перемещение нескольких видов животных, таких как обезьяны или собаки из области природы, в область культуры.

Наиболее архаичный сюжетный пласт животного эпоса относится к доземледельческому периоду. В этих сказках в основном отражен реальный древний быт, а не мировоззрение людей, которое тогда было в зачаточном состоянии. Прямые отзвуки верований, обожествления зверя, обнаруживаются в единственной сказке — "Медведь на липовой ноге". Поверья восточных славян о медведе, разнообразные сведения фольклора, этнографии и археологии свидетельствуют о том, что здесь, как и у многих других народов, медведь действительно был обожествлен. Сказка "Медведь на липовой ноге" напоминает о существовавшем некогда запрете наносить ему вред. Во всех остальных сказках медведь одурачен и высмеян.

Время от времени также может быть связано с тем, что разделение больше иерархического континуума, чем относительно крутая линия. Тем не менее, по словам Десколы, верховенство натуралистической парадигмы отменяется ее успехом, поскольку она все больше поглощает природный мир, который когда-то его определял. Когда ученые исследуют самые отдаленные уголки Земли, углубления человеческого разума и нюансы социального взаимодействия, человеческое царство будет эффективно охватывать и, следовательно, сливаться с естественным.

Если этот анализ верен, результирующие изменения невозможно предсказать подробно. С некоторым риском упрощения мы можем предсказать, что люди будут видеть животных меньше как ресурс или протекторат, чем как ассортимент культур, которые очень сильно отличаются от наших. Мы можем быть ограничены все более неуловимыми абстракциями, за исключением того, что фольклор часто может воплощать культурные альтернативы способами, которые являются простыми, яркими, интересными и обнадеживающими, чтобы быть любимыми, особенно в книгах сказок, детьми.

Например: "Жила-была баушка. Поехала в лес по хворост. Вдруг слышит: в болоте хряснуло, в лядине стукнуло — медведь иде.

— Бабка, бабка, съем я кобылку.

— Не ешь, такой-сякой, дам тебе теплушку".

В другой раз она пообещала медведю крепушку, а в третий — по-томболку. Но когда зверь пришел за этим в деревню, то оказалось, что теплушка — это теплая печушка-запечушка, на которой лежит бабушка; крепушка — крепко запертые ворота; потомбалка — "в лес не едет да дров не везет" ("Медведь и старуха").

Перечень интересных произведений на животных в фольклоре может быть практически бесконечным. Этот список ограничивается работами, которые являются либо широкими по охвату, что может служить введением к предмету, либо сосредоточиться на конкретных темах, обсуждавшихся в предыдущей главе. Список также содержит только те работы, которые не были указаны в концевых сносках.

Авраамс, Роджер Д. изд. Афро-американские фольклоры: истории из черных традиций в новом мире. Коупленд и Дэвид Скоуфилд Уилсон, ред. Что такое животные для нас? Подходы к науке, религии, фольклору, литературе и искусству. Ноксвилл: Университет штата Теннесси.

Здесь можно назвать многие сюжеты: "Кот и дикие животные", "Медведь учится играть на скрипке (или плотничать)", "Мужик, медведь и лиса". Глупее медведя оказывается, пожалуй, лишь волк.

Насмешка над зверем указывает на разложение тотемного культа. Не случайно у восточных славян была распространена "медвежья потеха" — драматизированное увеселение, гротескное глумление над обрядами прошлого. По отношению к основному сюжетному корпусу русского животного эпоса мы вправе говорить не о следах тотемизма, а только о фантастическом приеме наделения зверей человеческой речью и разумом, т. е. о чисто художественной условности этих образов.

Бабриуса и Федра. Бастин, Майкл и Мейсон Уинфилд. Ирокезы Сверхъестественное: Говорящие животные и люди медицины. Религия и ее монстры. Охотники, оленеводы и гамбургеры: прошлое и будущее человеко-животных отношений. Нью-Йорк: Пресса Колумбийского университета. Бойя, Люциан.

Бручац, Джозеф. Родные американские истории животных. Кэмпбелл, Джозеф. Исторический атлас мировой мифологии. 2 объема. Шарбонно-Лассай, Луи. Бестиарий Христа. Нью-Йорк: Парабола Книги. Делакампанье, Аруабе и Кристиан Делакампань. Монстры: злые существа, мифические звери и все, что связано с воображаемыми страхами.

Русские сказки о животных связаны со смехом и даже с натуралистическими подробностями, которые, по наблюдениям В. А. Бахтиной, "воспринимаются как фантастические и носят глубокий содержательный характер. Эта смеховая народная фантастика, обыгрывающая телесный низ, физиологический акт голода, еды и нечистот, служит одним из средств характеристики персонажа...". В животном эпосе сохранились следы профессионального искусства скоморохов — бродячих артистов-увеселителей, разыгрывавших обычно и "медвежью потеху". Не случайно часть репертуара сказок о животных оказалась прямо противоположной задачам народной педагогики. По своему грубому, хотя и остроумному эротическому содержанию такие сказки стали предназначаться исключительно для мужской аудитории, примкнув к определенной группе анекдотических сказок.

Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс. Гримм, Джейкоб и Вильгельм. Полные сказки братьев Гримм. Губернатис, Анджело де. Зоологическая мифология: или «Легенды животных». 2 объема. Кальвин. «Животные, архипы и популярная культура: рассказы из печати таблоидов». Режим, Хайнц. Невероятные звери и демоны.

Нигг, Джозеф, изд. Книга сказочных зверей: Казначейство писаний с древних времен до наших дней. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета. Пастоу, Майкл. Животные в фольклоре. Ритво, Харриет. «Уступ» и «Русалка» и другие фигуры классифицирующего воображения.

Позже под влиянием литературы (в частности, с проникновением в Россию в XVIII в. переводов басен Эзопа) в русском животном эпосе заметно усилилась сатирическая струя, появилась тема социального обличения, подсказываемая самой жизнью.

К примеру, сказка о лисе, вознамерившейся "исповедать" петуха, подверглась ряду литературных переделок в рукописных, печатных сборниках и в лубке. В результате в народное исполнение этой сказки проникли элементы книжного стиля, сатирически имитирующие речь церковнослужителей.

Зверь внутри: животные в средние века. В отличие от басни Эзопа, в которых участвуют исключительно животные персонажи и иллюстрируются особая нравственная истина, в фольклоре отношения между людьми и животными часто являются центральной темой. Существует множество полезных видов животных, таких как медсестры животных, которые выстраивают великих героев после того, как они были брошены как младенцы и звери, которые оказывают сверхъестественную помощь людям. Характерными для этих рассказов являются «характер речи животных» и наличие других отчетливо человеческих атрибутов.

Сатира, а также натуралистическая эротика нашли свое дальнейшее развитие в устном анекдоте с персонажами-животными. В целом сказки о животных широко отражают человеческую жизнь. В них запечатлен крестьянский быт, богатая гамма людских качеств, человеческие идеалы. Сказки образно обобщили трудовой и жизненный опыт людей. Выполняя важную дидак-тико-познавательную задачу, они передавали знания от взрослых к детям.

Часто они, как полагают, обладают большой мудростью, которую они придают борющемуся человеку. Изучая несколько примеров полезных сказок животных со всего мира, ученики узнают о людях, живущих в сотрудничестве с землей и морем, и с животными, которые их обитают. Во многих полезных сказках животных животное предлагает свою помощь в обмен на доброту, которую совершает или обещал человек. Таким образом, сотрудничество между людьми и животными является взаимовыгодным, поскольку жизнь животного часто спасается, жизненная ситуация человека в какой-то мере улучшается, а в некоторых случаях животное превращается в человека в результате доброты он сделал или получил.

Сказки о животных существенно отличаются от литературной басни. В баснях аллегория рождается умозрительно, дедуктивным путем, поэтому всегда однонаправленна и абстрактна. Сказки же идут от жизненной конкретности, сохраняя при всей условности своих персонажей их живое обаяние, наивное правдоподобие. Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора, веселья. Как бы играя словом, забавляясь, сказочники наблюдательно и метко воссоздавали черты реальных обитателей родной фауны. В процесс словотворчества вовлекался и ребенок-слушатель, для которого знакомство с окружающим миром и обучение речи превращалось в увлекательную игру.

Введение в полезные истории животных

Определите животных различные побуждения для помощи людям, иногда помощь предоставляется самоотверженно, а иногда животные оказывают помощь только в обмен на услугу, предоставляемую человеком. Студенты должны иметь возможность предоставлять текстовые примеры каждого случая. Определите различные типы животных помощи, которые дают, и дайте конкретные текстовые примеры.

  • Что такое сказка?
  • Каковы особенности полезных сказок животных?
  • Какую роль играют люди в полезных историях животных?
  • Каковы условия трансформации животных?
  • Определите фольклоры и определите элементы полезных рассказов животных.
Начните с обсуждения со студентами определения сказки и перечислите различные типы сказок, которые они, скорее всего, узнают, попросив их заполнить примеры каждого типа: сказки мачехи, рассказы брата и сестры и полезные рассказы животных.

А. М. Смирнов провел сопоставление вариантов сказки "Терем мухи". "Весь художественный смысл ее, — писал исследователь, — дать по возможности меткое обозначение, ярко изобразить предмет, в одном-двух словах подчеркнуть его характерную сущность". В поэтической речи сказочника новые слова часто возникали под действием аллитерации, рифмы, ритма — ради словесной игры. Вместе с тем сказка "Терем мухи" содержит многочисленные примеры смыслового происхождения новых слов: каждое животное вызывало свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями.

Вы можете спросить студентов, помнят ли они истории или фильмы, в которых животные оказывали помощь людям. Общий термин для различных видов литературной прозаической литературы, найденных в устных традициях мира. Одна из многих форм фольклора, народные сказки слышатся и запоминаются, и они подвержены различным изменениям в процессе пересказывания. рассеяны, некоторые народные сказки могут проходить в письменной литературе и из нее, а некоторые рассказы о литературном происхождении могут переходить в устную традицию. Тем не менее, важная черта народных сказок и всей народной литературы - это их распространение, и их переход из одного поколения к другому, из уст в уста. Студенты также должны отметить, что этот тип сказки животных объясняет наличие какого-то естественного явления, в данном случае дневного света. Говорят, почему они думают, что Кроу приносит свет людям инуитов. Ответы будут свидетельствовать о том, что у Кроу есть одни и те же личностные черты, как у людей, хотя он сам не человек. Из этого обсуждения познакомить учащихся с определением персонификации. Если вы преподаете в программе для ноутбуков, студенты могут заполнить диаграмму элементов истории на своих ноутбуках в одиночку или в парах. После завершения диаграммы рассказов «Ворон приносит дневной свет», класс на две группы. Одна группа должна прочитать «Койот приносит огонь», а другая - «Четыре дракона». Каждая группа должна работать вместе, чтобы перечислить важные элементы истории на своих графических диаграммах, так же, как это произошло с «Ворон приносит дневной свет». Попросите каждую группу работать вместе, чтобы пересказывать свою историю в другую группу, подчеркнув важные элементы на рассказ. Когда все квадраты на диаграмме истории заполнены, используйте эти элементы, чтобы написать определение полезной животной сказки. Далее читайте вслух с классом рассказ инуита «Ворон приносит дневной свет». . Как только ученики закончили график для всех трех историй, попросите их ответить на следующие вопросы.

Прозвища лягушки связывались со звуками, производимыми ею в воде: на воде рахотуха, жабка-скрякотушка, лягушка-квакушка, на воде балагта. Зайчик возбуждал зрительные впечатления: зайка-белянка Иванов сын, зайчик-побегайчик, зайчик-лапанчик, зайка-поплутайка. Медведь и волк сопровождались прозвищами моторного характера: при берлоге валень, лесной гнет, всем подгнетыш, всех-давишь, "Миша корчин — пришел вас корчить". Лиса получала оценочные характеристики: лиса-краса, лисица-красавица, лиса-кумушка, лисичка-сестричка, при беседе красота, "я лисиця, масляна губиид, дивья красовиця, малинов цвет"; а также: лиса лукава, лиса — ласковые словеса. Лиса Патрикеевна. А вот какими прозвищами наделяли сказки столь известного им кота: котинька, коток, кот-коток — серенький лобок, мур~ лышко, кот Васька, Котофей Иванович, серый кот, шкодливый кот, могучий кот, котюга.

Невесты животных и женихи: роль трансформации в полезных сказках животных

Хотя эти истории исходят из трех самых разных культур, как возникают проблемы, с которыми сталкиваются люди схожими? Другими словами, что мотивирует животных быть полезными в этих историях? самый реалистичный способ решить проблему людей? Начните с рассмотрения терминов из предыдущего урока: сказки, полезные рассказы животных, персонификация. Ввести термин «трансформация» как способ представления следующего набора историй. Когда они читают и обсуждают их, ученики должны заметить, что персонажи более сложны, равно как и отношения между людьми и животными, вовлеченными в каждую историю. Каждая из этих историй также включает в себя трансформацию персонажа в конце истории, что подразумевает урок, который нужно узнать о преимуществах кооперативных отношений между людьми и животными. Попросите учащихся сравнить эту историю с рассказами о животных предыдущего урока. Как эта история сложнее? Разбейте студентов на небольшие группы, чтобы прочитать «Девушка, которая вышла замуж за медведя» и заполнить диаграмму элементов второй истории. На следующие вопросы можно ответить как класс, в небольших групп или назначается для домашней работы. Обратите внимание, что учащиеся должны использовать диаграмму истории, чтобы помочь им заполнить вопросы. Что каждая девушка должна узнать о животных и о себе раньше трансформация может произойти в конце истории? Скажете ли вы, что обе девушки - лучшие люди к концу истории? Почему вы думаете, что рассказчик из коренных американцев решил закончить историю так, как он это сделал, - с мужем-медведем умирать, а девушка должна быть преобразована? Нравится ли вам это окончание более или менее, чем окончание «Короля лягушек»?

  • Как животные «причины для помощи людям похожи друг на друга»?
  • Объясните, что вы находите реалистичным в решении.
  • Какой из этих историй вам понравился больше всего и почему?
  • Эти рассказы более длинные и более сложные, чем первый набор рассказов.
  • Они должны отметить несколько контрастов с «Королем лягушек».
  • В начале каждой истории, какие черты характера у обеих девушек есть вместе?
  • Почему вы думаете, что рассказчики решили начать рассказы таким образом?
  • Как условия для помощи животного похожи друг на друга в обеих историях?
  • Каким образом эти условия немного отличаются?
Основываясь на элементах второй истории, попросите учащихся построить определение полезной истории трансформации животных.

Педагогической направленности сказок о животных соответствуют и другие их особенности. Игровое исполнение сочеталось с ясной, дидактически обнаженной идеей сюжета, художественной простотой формы. Сказки имеют небольшой объем и отчетливую композицию, универсальным приемом которой является встреча персонажей и драматизированно разыгрываемый диалог. Писатель и фольклорист Д. М. Балашов отметил, что в детских сказках "медведь говорит низким, грубым голосом, бабка — тоненьким голоском, и т. п. Такая манера не свойственна при рассказывании "взрослых" сказок".

В повествование часто включаются песенки.

Например, песенка колобка конкретно и образно изображает процесс его приготовления. В другой сказке песенка обнаруживает грубый голос волка, прикинувшегося матерью козлят. Волк заставляет кузнеца "перековать" ему горло и снова повторяет песенку козы, но уже тонким голоском. А сказка "Кот, петух и лиса" превращается в своеобразное творческое состязание между коварной лисой и преданным другом — котиком. В природе самым "певучим" среди этих животных является петушок, но сказка отводит ему только роль обольщенного лестью доверчивого слушателя лисьих песен, которого лиса и уносит. Однако в конце концов она сама становится жертвой подобного обмана, так как очарована артистизмом котика:

"...Не найдя своего товарища, унесенного злодейкою лисою, кот погоревал, погоревал и пошел выручать его из беды. Он купил себе кафтан, красные сапожки, шапочку, сумку, саблю и гусли; нарядился гусляром, пришел к лисициной избе и поет:

Трень-брень, гусельки,

Золотые струнушки!

Дома ли Лисафья

Со своими со детками...»

Благодаря диалогам и песенкам исполнение каждой сказки превращалось в маленький спектакль.

В структурном отношении произведения животного эпоса разнообразны.

Встречаются одномотивные сказки («Волк и свинья», «Лиса топит кувшин»), но они редки, так как очень развит принцип повторяемости. Прежде всего он проявляется в кумулятивных сюжетах разного вида. Среди них - троекратный повтор встречи («Лубяная и ледяная хата»). Известны сюжеты с многократной линией повторяемости («Волк-дурень»), которые иногда могут претендовать на развитие в дурную бесконечность («Журавль и цапля»). Но чаще всего кумулятивные сюжеты представлены как многократно (до 7 раз) возрастающая или убывающая повторяемость. Разрешающую возможность имеет последнее звено. Так, только последняя из всех и самая маленькая - мышка - помогает выдернуть большую-пребольшую репку, а «терем мухи» существует до тех пор, пока не приходит последний и самый большой из зверей - медведь.

Для композиции сказок о животных большое значение имеет контаминация. Лишь в небольшой своей части эти сказки представляют устойчивые сюжеты, в основном же в указателе отражены не сюжеты, а только мотивы. Мотивы соединяются друг с другом в процессе рассказывания, но почти никогда не исполняются отдельно. Контаминации этих мотивов могут быть как свободными, так и закрепленными традицией, устойчивыми. Например, мотивы "Лиса крадет рыбу с воза" и "Волк у проруби" всегда рассказываются вместе.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Жанровые разновидности сказки

Классификация фольклорной сказки

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности.

1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.

2. Волшебные сказки.

3. Легендарные сказки.

4. Новеллистические (бытовые) сказки.

5. Сказки об одураченном чёрте.

6. Анекдоты.

7. Небылицы.

8. Кумулятивные сказки.

9. Докучные сказки.

Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанровой разновидности "Бытовые сказки" два жанровых образования: новеллистические и анекдотические сказки. Новеллистические сказки находятся не только в разделе "Новеллистические сказки", но и в разделе "Волшебные сказки". А анекдотические сказки вбирают в себя сюжеты из группы "Сказки об одураченном чёрте", многие сюжеты, отнесённые к анекдотам, некоторые сюжеты, включённые в раздел новеллистические сказки, и некоторые сюжеты, причисленные к волшебным сказкам.

В сказочном фольклоре не всегда можно провести чёткую границу между сказочными жанрами. Так, легендарная сказка может рассказываться как легенда, а переделки былин могут быть отнесены в особую жанровую группу "Богатырская сказка". Изменение отношения к действительности носителей фольклора, изменяет принадлежность повествования к тому или иному фольклорному эпическому виду.

Сказка о животных (животный эпос) - это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томсоном и в "Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка":

1. Дикие животные.

· Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние животные

3. Человек и дикие животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку . В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:


1. Кумулятивная сказка о животных.

3. Басня (аполог)

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.

· Сказки, рассказанные для детей.

· Сказки, рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных - это кумулятивные сказки (Рекурсивная ). Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:

· Докучные сказки типа «Про белого бычка».

· Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

2. С Конечным повторением:

· «Репка» - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

· «Петушок подавился» - происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

· «За скалочку уточку» - предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки (о структуре смотрите ниже) ("Волк и семеро козлят", "Кот, петух и лиса").

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней (с воза) , "Волк у проруби", "Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), "Битый небитого везёт" , "Лиса-повитуха" и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки - лиса (в мировом эпосе - заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных - выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля . Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца? ; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва) Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица многие другие). Аполог - сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога - это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных . Новелла в животной сказке - это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию - занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных - это "Благодарные звери". Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные. В XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных - это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.