Все,что нужно знать о рождественском празднике. Краткий экскурс в историю


Приближается один из самых больших и светлых христианских праздников - Рождество. Что верующие и не верующие должны знать о Рождестве? На эти и другие вопросы ответил Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрит Виктор (Коцаба).

Должен ли человек с атеистическим мировоззрением, не крещенный праздновать Рождество? Или ему лучше не смущать своим присутствием тех, кто выходит из поста и готовится к празднику?

- Мне сложно сказать, что должен делать человек некрещёный. Особенно относительно Рождества. Так же, как собственно говоря и относительно Пасхи. Да, я знаю, что многие атеисты празднуют и Рождество и Пасху. Сложно говорить, что движет этими людьми. Ведь Рождество - это день рождения Господа Иисуса Христа, в Которого они не верят. Поэтому, скорее всего, для них эти события не более, чем повод посидеть за столом, который ничего общего не имеет с духовной жизнью.

Единственное, что могу посоветовать атеисту, так это не смущать людей верующих своими нападками на веру. Вообще, нам уже давно надо научиться уважать взгляды и мирововоззрение других людей, даже если они не согласны с нами. Именно это является основой и фундаментом цивилизованного общества. А то, слишком часто получается так, что люди неверующие пытаются доказать свою правоту при помощи силы. Примеров более, чем достаточно.

Как провести правильно день 6 января на кануне Рождества? Есть ли какие-то православные традиции? Или можно целый день смотреть веселые рождественские фильмы, юмористические передачи и играть в компьютерные игры?

- В эти дни православные христиане обязательно посещают храм. Это главное. Вообще, все важное в нашей жизни совершается в храме - крещение ребёнка, венчание, отпевание родных и близких. Но самое важное - это Литургия. Только участие в этом Таинстве даёт возможность реально пережить все то, что совершается в эти дни и о чем мы читаем в Священном Писании.

Поэтому, если говорить о традициях, то это самая ключевая. А вот смотреть телевизор, играть в игры и т.д., - второстепенные вещи.

Когда точно наступает Рождество и его следует праздновать? Есть ли конкретное время? Или ждать, когда появится на небе первая звезда? А если небо заволокло тучами и звезд не видно?

- По традиции, звезда - это только разрешение на подкрепление пищей перед ночным Богослужением. Нужно сказать, что 6-ё января - день самого строгого поста перед Рождеством. То есть, в этот день не принято вкушать пищу да захода солнца и появления первой звезды. Должен сказать, что такая традиция тоже имеет литургические корни. Дело в том, что раньше предрождественская Литургия совершалась не с утра, как сейчас, а после обеда, то есть в 3 часа дня. Поэтому, обычно заканчивалась она довольно поздно - часов в 7-8 вечера. И естественно, что христиане подкреплялись пищей уже тогда, когда на небе горели звезды. Сегодня Литургия совершается с утра, но традиция позднего приема пищи осталась. Об этом сказано и в богослужебном уставе нашей Церкви.

Сразу ли нужно садиться за стол, когда появится первая звезда? Или основной праздник приходится на 7 января? Какие блюда обязательно должны быть на столе?

- Рождество наступит после рождественской Литургии 7-го января. Вот тогда, после богослужения и можно садиться за стол и разговляться. Что кстати имеет смысл только для тех, кто постился. Те же, кто пост не держал, не был в храме на праздничном богослужении никогда по-настоящему пережить Рождество не смогут.

Будет ли прок неверующему и некрещенному человеку и его душе, если он посетит рождественскую службу в церкви или получит благословление?

- Конечно! Прок, как вы говорите, будет всем и каждому, кто посетит Рождественское богослужение. Именно так и надо отмечать этот праздник- в храме. Даже если человек неверующий. Пути Господни неисповедимы! И может, именно после богослужения атеист поверит в Бога?! Такое, поверьте, случается и довольно часто.

Почему если летоисчисление у нас идет от Рождества Христова, то мы не празднуем Рождество 1 января? Как в новом, так и в старом стиле календарей вначале наступает Рождество и лишь потом Новый год .

- Идея праздновать Рождество 31 декабря не имеет ни канонического, ни традиционного оправдания. Для нас, христиан, Новый год вообще наступает в сентябре. Именно тогда Церковь отмечает новолетие. А 1 января, как и 13 января, это не более чем гражданский Новый год, привязываться к которому с точки зрения Церкви не имеет никакого смысла. Главное событие для нас - это Рождество Христово, а когда там наступает Новый год не столь важно. Вообще, я думаю, что раз в нашем обществе летоисчисление ведётся "Анно Домини" - "от Рождества Христова ", то, скорее общество и должно что-то менять и подстраиваться под Церковь, а не наоборот.

Начиная с Рождественской ночи до Крещения наши предки рядились в шкуры зверей, надевали рогатые маски, озорничали, колядовали. В эти праздники также всегда гадали в том числе и верующие. Стоит ли придерживаться этих традиций и как современная церковь к ним относится?

- Все, перечисленное вами, кроме колядок, это чистой воды язычество, которое ничего общего с христианством не имеет. Колядки никак нельзя ставить в этот ряд просто потому, что они прославляют Бога. А вот гадание, ряжение в шкуры зверей и т.д., это такие вещи которые Церковь безусловно осуждает.

Если честно, то у многих из нас Рождество ассоциируется с американскими фильмами про то, как два одиноких сердца встречаются в канун праздника, с ними происходит ряд невероятно романтических приключений, а заканчивается все поцелуем под внезапно начавшимся снегом. А понятие “рождественское чудо” у нас почему-то ассоциируется именно с пушистым снегом, который неспешно заметает улицы. А ведь на самом деле Рождество – это глубоко духовный праздник. Давай разберемся, как нужно к нему готовиться и праздновать по православным канонам.

shutr.bz

Дата празднования

Разные источники подают IV век – как старт традиции празднования Рождества Христова. А дата 25 декабря была установлена в Риме. В этот день отмечается рождение младенца Иисуса. Это число было выбрано не случайно, ведь именно в этот день происходило зимнее солнцестояние и нужно было отменить языческий культ Непобедимого Солнца.

В наши дни католическое Рождество отмечается 25 декабря по юлианскому календарю, а православное – 7 января по григорианскому.


shutr.bz

Подготовка к Рождеству

Подготовка к Рождеству должна начинаться заранее, а выражена она в церковной традиции рождественским постом, который начинается 28 ноября. Дьякон академического храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Михаил Омельян поясняет, что смысл поста в том, что мы должны погрузиться в глубину откровения, которое дает нам Господь, и, соответственно, постараться приготовить к этому не только тело, но и душу. То есть следует ограничить себя не только в еде, но и в веселье, а также посвятить больше времени молитвам и размышлению о духовных ценностях.


shutr.bz

6 января – навечерие Рождества, или рождественский сочельник. После того как на небе появится первая звезда (это время приблизительно совпадает с завершением службы в храме), нужно помолиться и только после этого можно садиться ужинать.

На столе обязательно должно быть 12 постных блюд в честь двенадцати апостолов, главное из которых – кутя. А также не забудь приготовить узвар (компот из сухофруктов), капустняк, голубцы с рисом, горох, гречневую кашу, рыбное и грибное блюдо, постный борщ с грибами, вареники с капустой, постные блины и пироги.


shutr.bz

Рождественское меню

А уже 7 января утром можно начать пир не только духовный, но и физический. К меню нужно добавить мясные блюда и вино. Мы советуем заранее приготовить холодец или заливное из рыбы, жаркое, домашнюю колбасу, медовые пряники. Только не вздумай отведать вкусностей до нужного времени, ведь тогда не только нарушишь церковный запрет, но и потеряешь вкус праздника в нужное время.


shutr.bz

Традиции

Рождество – один из тех праздников, когда вся семья должна собраться за одним столом и почтить память предков. Накрывая стол в сочельник, не забудь поставить на стол несколько приборов для умерших родственников, а после ужина нужно оставить кутю и ложки на столе для того, чтобы предки тоже смогли ее попробовать.


shutr.bz

Не можем не напомнить про то, что если у тебя дома есть животные, то их тоже обязательно угостить кутей. Кстати, в сочельник они якобы получают дар речи.
Такого количества обрядов, как в канун Рождества и в сам праздничный день, наверное, нет ни для одного праздника. Стоит начать с девичьих традиций. Незамужние девчата должны активизироваться в праздничный вечер, ведь по народным поверьям именно в это время происходит много магических событий. Самый безобидный способ гадания – на имя суженого-ряженого, это просто спросить имя у первого мужчины, которого встретишь на своем пути. А что, отличный способ! Так можно не только приоткрыть тайну имени, но и познакомиться с будущим мужем. Вдруг прохожий в ответ решит узнать и твое имя, и это будет началом вашей истории.

А вот еще один вид гадания, который популярен у холостячек, мечтающих расстаться с этим статусом. Берут три пары сапог, в каждый из них кладут кусочек хлеба, конфетку, кольцо, игрушку, монетку и пакетик соли. Затем нужно из одного сапога вслепую вытащить его содержимое. Вот этот предмет и подскажет, каким будет грядущий год. Хлеб символизирует сытую жизнь, конфета – сладкую, а монета – богатую. Кольцо, конечно же, – замужество, игрушка – продолжение рода. Но не пугайся, вытащив соль, ведь она пророчит слезы.


shutr.bz

Конечно же, церковь против того, чтобы в святвечер гадать, поскольку Рождество Христово – величайшее событие в истории человечества, ведь в мир пришел Бог, и нужно не пытаться узнать свою судьбу, а заботиться о духовных ценностях.
Тем не менее еще одна веселая традиция – это колядки. Ряженые колядники ходят с вертепом от дома к дому, разыгрывают сценки и поют колядки. А за это хозяева должны вознаграждать гостей угощениями и деньгами. Эта традиция давно прижилась в Украине, тем не менее в мегаполисе вряд ли можно увидеть костюмированный вертеп на пороге своей квартиры, а вот в селах это явление до сих пор широко распространено.


Mikheyev Viktor

Помни, что нужно четко разграничивать мирские и церковные праздники. Первые приурочены к тому, чтобы вспомнить какую-то дату или событие, оставившее след в истории или повлиявшее на нее. А церковные праздники – это повод не просто вспомнить, а и погрузиться в духовный мир и получить знания, которые не даются нам в мирской жизни. Так что постарайся провести хотя бы Рождество в кругу родных и близких и не растерять ощущение настоящего рождественского чуда.

21 сентября - празднование Дня Рождества Пресвятой Богородицы. Пятьдесят лет святые праведные Иоаким и Анна вымаливали дитя. И им была дана девочка - изменившая весь ход жизни на земле.

Чудо рождения

Во времена Иоакима и Анны, родителей пресвятой Богородицы, бездетность считалось позором и была поводом для насмешек и унижений.
До глубокой старости Иоаким и Анна жили в Назарете, не имея детей. Святой праведный Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина.
Богородица родилась по их горячим молитвам после того, как иерусалимский священник Рувим в большой праздник отверг дары, принесенные в храм Иоакимом. Священник посчитал, что бездетный муж не может приносить жертву Богу.
По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении ребенку дано было имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит «госпожа», «надежда». Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

Преодоление разделения

С того момента, как родилась Матерь Божья, началось преодоление разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента грехопадения. Ведь еще до ее зачатия, во время молитвы Иоакима в пустыне и Анны в их доме, когда им обоим явился ангел с благой вестью, он сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». А значит, наступило время преодоления мучительного разделения, наступило время быть зачатой и родиться Той, через кого сможет родиться в мир Сын Божий, чтобы искупить своей смертью все грехи человечества. Поэтому рождество Богородицы - это очень человеческий праздник, ведь она - человек, один из нас, бывший так чист и светел, что через него смог родиться в мир Христос.
Вот что говорит в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский в этот праздник: «Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля - наша родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню «. А в рождественском тропаре поется: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной».

Смена печали на радость

Святитель Григорий Палама, рассуждая о том, почему у Иоакима и Анны не было детей до Богородицы, говорит, что зачатие Девы Марии сменило две печали - малую и большую - на две радости. Оно произошло, с одной стороны, чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а с другой - чтобы предуготовить разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода.
«Как же и естество осмелилось бы сделать общим (и для иных детей) то чрево, в котором пробыла и из которого произошла Единая имевшая Святая святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество?.. Но как прежде Нее и после Нее никто не обитал во Святая святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде ни позднее не был чревоносим иной плод».
В беседе на Рождество Богородицы святитель восклицает: «О, сердца эти, настолько непорочные, чтобы вознести такую молитву, предварившую таковое и таковое достигшую!»

Всепрощение

Верующие обращаются к Богородице с самыми разными молитвами, во многих из которых просят ее передать их молитву Ее Сыну. Богоматерь в христианстве - воплощение милости, сочувствия к людям. Недаром и в апокрифических сказаниях Она изображается как Та, что всегда вступается за грешников, имеющих хоть один повод ко спасению, хоть одно проявление добродетели. Дева Мария воспринимается в первую очередь как Мать, делающая все, чтобы помочь человеку, обращающемуся к Ней в молитве.
Однако намного реже мы задумываемся о глубине Ее прощения, Ее смирения, Ее подвига. Ведь Ее любовь - абсолютное, безграничное самопожертвование. Люди предали смерти ее безгрешного Сына - а Она не отвернулась от них и еще больше за них молится.
Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которая стоит пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества.

Лествица

Богородицу часто называют Лествицей. На некоторых иконах она держит символическую лестницу в руках, на других полосы на ее одежде расположены так, что внимательному зрителю (а точнее, соучастнику происходящего на иконе) являют лестницу. Лестница - один из символов духовного восхождения.
Мы знаем, что Ветхий завет как бы исполняется, воплощается в Новом - и это же происходит с пророчествами о Богородице. Так, ее прообразом считают Лестницу Иакова, соединившую землю и Небо. Действительно, и Богородица соединила Небо и землю, став как бы лестницей, по которой спустился к людям Сын Божий и по которой (то есть следуя примеру жизни которой) может подняться к Нему человеческая душа.

Скромность описаний

Жизнь Богородицы мало описана в Новом Завете, о Ее земном пути можно найти лишь скудные сведения. Ее чудесное рождество почти не описывается, не рассказывается подробно и о Ее родителях. Суть Богородицы ясна из событий Ее жизни: согласия родить Христа, зная, что Сыну Ее предстоит быть распятому, и следования за Ним.
О Рождестве пресвятой Богородицы написано в апокрифическом протоевангелии Иакова II века. Именно в нем Дева Мария прославляется как новая Ева. До создания этого текста Богородица не занимала настолько почетного места у христиан.
Вот как описана в этом произведении встреча супругов после их отдельных молитв:
«И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме».

Место Рождества

На Святой земле, неподалеку друг от друга, стоят два храма, католический и православный, посвященные святой Анне, матери Богородицы. Обе конфессии согласны в том, что Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны в северо-восточной части Иерусалима. О точном месте нахождения этого дома неизвестно, и храмы стоят на расстоянии примерно 70-ти метров друг от друга. В этих храмах (монастыре святой Анны и базилике святой Анны) находятся древние подземные помещения, пещеры, бывшие, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Находится это место в Мусульманском квартале Старого города Иерусалима, около Львиных ворот.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

В котором «прячется» небольшой сюрприз: монетка, изюминка, горошина перца или орешек. По традиции, хозяин дома делит хлеб. Того, кому достанется кусочек с сюрпризом, ждет большое счастье.

Накануне Рождества, в Сочельник, все домашние дела необходимо закончить до первой звезды, ведь это сигнал, что надо садиться за стол. Более того, когда-то, начиная с Рождества и до самого Крещения, заботливые хозяйки в доме не мели полы. Уже после зимних праздников весь мусор сметался и сжигался во дворе, символизируя очищение.

Издавна в Украине существует поверье: чтобы призвать в дом радость, здоровье и благополучие, 7 января самый старший член семьи должен угостить всех родственников молоком. Наливая каждому этот чудодейственный напиток, полагается каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Христиане верят, если, помолившись в рождественскую ночь, что-то очень попросить у Бога, заветная мечта обязательно исполнится. Попробуй и Ты, дорогой друг, загадать желание - Господь непременно услышит Твои молитвы.

Хорошая примета на Рождество - целый день ходить в гости и встречать гостей на своем пороге.

Большое значение придавали погоде на Рождество. Свои наблюдения мудрый украинский народ воплощал в народные приметы. Вот что рассказали мне старики:

  • Если деревья на Рождество покрывает серебристый иней - жди хорошего урожая хлеба.
  • Если Рождество теплое, весна будет холодной.
  • Метель на Рождество - хорошо будут роиться пчелы.
  • Небо в Сочельник ясное, в звездах - жди обильный урожай гороха.
  • Если снег идет 7 января - следующий год будет удачным.

Надеюсь, Ты внимательно читал, все-все народные приметы о Рождестве запомнил и непременно обратишь на них внимание в этот Сочельник.