Вопросы для репортажа. Что такое репортаж

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

РЕПОРТАЖ КАК ИСКУССТВО

Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать ». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.

Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.

Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.

У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события , сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.

Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения : журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.

Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.

1) Использование ярких деталей и подробностей.

Важно делать словесные зарисовки.

Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:

«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».

Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:

«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слип­шиеся крылья, покрытые мазутом...»

Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.

2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик .

Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:

– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.

Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.

– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.

– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.

– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.

– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.

Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.

Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.

Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.

Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:

1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);

2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;

3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;

4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.

Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.

Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.

Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.

Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.

Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.

Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции. Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».

Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник ». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.

Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.

Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.

В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.

Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.

В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».

Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.

Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.

Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.

1. Репортаж - (франц. reportage, от англ. report: общий корень - латинский («reporto» - передавать, сообщать). Жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

2. Репортаж - A). Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Р. о футбольном матче. Р. с места события.

Б) Р абота корреспондента, пишущего такие сообщения. (ОжеговС.И., Н.Ю. Шведова)

Репортаж («король жанров») сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни.

3. Репорта́ж - материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции.

Репортаж – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Виды:

Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.
^

Предмет, цели, тематика жанра


Цель репортажа - показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.

^ Предмет репортажа - событие, сочетающее увиденное и услышанное, т.е. сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Репортер ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

^ Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.
Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи - описание + фрагменты)
^ Что общего и в чем различия РЕПОРТАЖА И ЗАМЕТКИ.
Общее содержание : сообщается о каком-либо общественно важном событии.
Различия

Р. Изображает событие как процесс. З. лишь сообщает о событии как о

его отношение к событию всегда

проявляется.
^ Каковы же приметы репортажа?

1. Изложение ведется от 1-го лица, ведет репортер.

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

Построение репортажа.
В композиции репортажа традиционно выделяются три части:

2. собственно репортажное описание - основная часть,

3. концовка.

Зачин – небольшой по объему композиционный элемент текста, который выполняет одну из следующих задач: 1) введение в тему; 2) название темы; 3) описание места действия; 4) описание характера или свойств действия; 5) авторская оценка события; 6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие. Зачин обычно выделяется графически.

Зачин должен быть динамичным, т.е. применяются односоставные предложения, безглагольные конструкции, может начинаться с прямого обращения к читателю.

Первый абзац - зачин , знакомит зрителей с предметом репортажа . В первых двух предложениях содержится интрига.

Пример.

Женский хоккей воспринимают скептически не только обыватели, но и очень авторитетные специалисты. Один из них - двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров. «Я считаю этот вид спорта надуманным. Давно развивающие его канадцы и американцы навязали свою точку зрения Международному олимпийскому комитету и вынудили спортивное сообщество включить эту дисциплину в программу Олимпиад. В остальном мире псевдохоккей приживается с большим трудом», - уверял он журналистов на зимних Играх в Турине. Вооруженные этим мнением корреспонденты «РР» отправились в подмосковный Дмитров, где выступает женский хоккейный клуб «Торнадо».

Провокационный, но обычный для таких случаев вопрос: «Почему, покидая поле после замены, Андрей Аршавин не пожал вам руку? – заданный на пресс-конференции после победы сборной России в Скопье, заставил ее главного тренера Дика Адвокаата побледнеть. Голландец, сверкнув глазами, сразу пошел в контратаку: «Зачем вы спрашиваете такое после победы? Может быть, Аршавин, устал, был расстроен или просто не видел меня». А после тренер резко схватил бутылку с водой, наполнил стоящий на столе стакан и залпом осушил его, однако все равно не сразу успокоился – две гостевые победы в Ирландии и Македонии стоили ему многих нервов.

^ Алла Пугачева вновь ищет таланты! Корреспондент газеты «N» прошла кастинг, чтобы узнать, насколько честен отбор.

Основная часть - сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части нередко идет последовательное изложение события. Иногда это четкое, хронологическое повествование о том, что происходило. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Порой, в зависимости от темы, основная часть может содержать не просто перечисление событий, но и подробно раскрытое содержание какого-либо события.

Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты – моменты изменений и поворотов».
Тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии. Обилие глаголов, желательно настоящего времени - впечатление «сиюминутности» происходящего (идем, разбегаются, просят, раскупаются), глаголов совершенного вида (нарисовали, спели), кратких страдательных причастий (виден, вывезен, принесен, свернут, выкачен).

Пример.
Утром 10 декабря 2007 года на дорожном указателе появилось название «Чернобыль». Тогда же мы впервые после выезда из Мариуполя решили включить наш дозиметр. Дома, в городе, он показывал 11-12 микрорентген в час (мкр\ч) при норме 15 – 19. Здесь же он показал... 8.

Правильность дороги мы отслеживали с помощью специального списка всех населенных пунктов, которые мы должны были проехать. Но главная дорога к Зоне всего одна, заблудиться на ней сложно, так что уже через полчаса наш автомобиль стоял у шлагбаума с надписью «Danger» (опасность) у контрольно-пропускного пункта Дитятки.

Пример.
^ Начало кастинга – в десять утра. Еду заранее. Но таких, как я, ранних пташек слетелось поутру в «Лужники» немало.

Очередь тянется не несколько сот метров. Будущее российского шоу-бизнеса впечатляет: типажи на любой вкус. Пестроты толпе добавляет цыганская семья из 12 человек.
Концовка – (часто) содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя.

Лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения)
Пример.
Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка. Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.
Пример.

Самым счастливым человеком на стадионе «Филипп II Македонский» после матча выглядел президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко. Стоя в окружении журналистов, он хвалил подвиг Игоря Акинфеева, ругал вязкое поле, из-за которого дробил мяч, подчеркивал беспристрастность Адвокаата, называл Аршавина «особой мишенью».

А закончив отвечать на вопросы, первым делом подошел к неожиданно появившемуся в микст-зоне главе РФПЛ Сергею Прядкину и крепко его обнял. Возможно, тоже нервничал не меньше Адвокаата.

^ И, уже обращаясь к залу, примадонна продолжает:

- Вот кто тут кричал и ругался? Смотрите, какой парень. Голос нормальный, на сцене двигается хорошо. У многих здесь голоса сильные. Но это не главное. Вот он вышел – и нас зацепил, и вас. А все потому, что харизма. Вот так надо. Надо зажигать! И тогда мы вас заметим!

Чаще всего концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

На посиделках клуба я узнала много нового о русском народном творчестве. Оказывается, существует много подделок под народное творчество, в основном это делается с корыстной целью. Ансамбли берут тему народной песни или танца и делают эффектный эстрадный вариант. И хотя все музыканты в народных костюмах, а в руках у них народные инструменты, от народного творчества это далеко отстает. Народное творчество естественнее проявляется на различных посиделках в клубах, в городских парках, в местах народных гуляний, нежели на эстраде. На то оно и народное…И задачи перед ним стоят гораздо благороднее, чем перед массовой культурой. Оно призвано сохранить и продолжить в нашем народе все доброе и светлое, что накоплено предыдущими поколениями россиян.
^ Язык репортажа.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного. Представлена преимущественно нейтральная лексика. Это словесная основа жанра, и она функционально связана с коммуникативной задачей репортажа – рассказать о событии, передать информацию. Для репортажа характерно взаимодействие нейтральной лексики и разговорной, нередко эмоционально окрашенной.

Пример: «Рыбы-мутанты – это так, мелочь... – Трудно представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...».

Разговорная лексика встречается не только в прямой речи, но и в повествовании. Использование разговорной лексики в репортаже тесным образом связано с авторским «я» - выражение авторских оценок.

Специальная терминологическая лексика, как правило, играет в репортаже дефинитивную (логико-определительную) и номинативную роль. В отличие от текстов научного стиля здесь термины используются в прямом значении. Специальная лексика должна быть доступна, помогает создать достоверность, очевидность, колорит описываемого события. Она может возникать в прямой речи героев репортажа.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, также служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы (Вадим Михайлов, Кремль )

Пример.

Метафоры: Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина; Москва превращается в клоаку; Наша цель – сколотить бригаду; Почти два века отслужило подземное жерло. Все метафоры усиливают впечатление от рассказа автора о происходящем под Москвой.

В целях придания выразительности тексту, а также в целях экономии языковых средств используется в репортаже метонимия: «Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами (имеется в виду ногами) мутный поток»; «Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством, “Водоканал” – со своим (имеются в виду люди)».

Эпитеты («Вы не замечали легкое дрожание воздуха летними вечерами?» ) и сравнение: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков».

Антитеза (образованная постановкой в одно предложение двух антонимических понятий): «Здесь нет времени. День? Ночь?»; «Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников». Риторические вопросы и риторические восклицания - выполняют функцию призыва задуматься над происходящим: «А знакомые памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного?» Риторическе вопросы: «Кто такие? Часто ли здесь бывают?»

Памятка для тех, кто пишет репортаж.


  1. Отобрать самое главное из того, что происходит.

  2. Выразить свое отношение к событию.

  3. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.
То есть думать «как сказать?», творчески использовать выразительные возможности, характерные для публицистического стиля.
Пример репортажа.

Внимание! Очередное включение! Еще стоит гулкая тишина в коридорах школы. В классах идут последние секунды урока. Раз, два, три, четыре! Вот он, звонок, прерывающий сомнения учителя в наших знаниях! Мы свободны! Распахиваются первые двери. Вторые... Третьи...
Девочек выносит и сминает волна рвущихся на свободу мальчишек. Тут же, у двери, Борьке из 5 "А" кто-то поставил подножку, и он целеустремленно заскользил по коридору, сбивая на своем пути чьи-то ноги. На него падают, как подкошенные, школьники, и Борька останавливается. Но что делается сзади! Вы посмотрите. Жаждущая свободы толпа пытается пробить искусственный затор. Я не вижу лиц. В воздухе машут только руки и рюкзаки... Нет, только что я увидел и ноги!
Наконец-то из классов выходят учителя. Тамара Александровна, учитель рисования, бросилась разгребать завал, Федор Иванович, учитель географии, помогает ей, видимо, объясняя школьникам, что затылок - это Северный полюс, а Африка будет на следующем уроке.
Постепенно девочки нашли свои места у подоконников и о чем-то секретничают. Взъерошенный Протасов из 4 "В" пытается оторвать дверную ручку, его не пускают в класс. Алена Самохина из 5 "Б" опять смотрится в зеркальце. Все-таки она красивая! Вы согласны?
Ну вот. Этот резкий звук звонка заставил всех вздрогнуть. Коридор нехотя освобождается. Шум перетекает в классы. И... закрывается первая дверь, вторая, третья... На 45 минут.
Я заканчиваю этот небольшой репортаж, так как мне нужно бежать на урок. Встретимся на следующей перемене.



^ Итак, мы ведём репортаж из школы.
Ещё секунда и… Да, это звонок. Звонок на Большую перемену. Двери многочисленных классов неравномерно раскрываются, и ученики гурьбой высыпаются в коридоры. Тишина в школе мгновенно исчезает, воздух наполнен шумом и гвалтом сотни голосов. Учителя ещё пытаются задержать классы, дабы вручить им домашнее задание, но не многим это удаётся. С радостной мыслью «потом запишу или у кого-нибудь спрошу» юные дарования спешат поскорее кинуть сумки у кабинета и поскорее убежать в противоположном направлении со своими друзьями. «А у какого кабинета? А кто помнит, какой у нас сейчас урок?» - постоянные вопросы слышатся с лестницы. «Ах, английский! А ты его выучил? Нет? Ну и ладно, на уроке что-нибудь придумаем!» - рассуждают двое учеников. А другая компания суетится, пристроилась у кабинета, пытаясь что-либо рассмотреть из одной единственной правильно выполненной тетради отличницы. Счастливчик, которому повезло оказаться перед самой тетрадью, с умопомрачающей скоростью списывает всё оттуда. Его рука мелькает над строчками, оставляя там, помимо кривых буков помарки и ошибки.
В другой стороне с видом заговорщиков стоит компания девочек из старших классов и что-то яростно обсуждает. Самого смысла обсуждения мы понять не сможем, даже если постараемся, но зато восклицания «Да тише ты… А вдруг услышат?» способны заинтриговать наше сознание. Однако, сколько не вслушивайся в разговор этой компании, кроме смеха и громкого перешёптывания на непонятную для нас тему, вы ничего не услышите.
А вот с той стороны коридора слышится чей-то отчаянный вопль. Это был зов о помощи со стороны несчастного дежурного, не сумевшего задержать стремящуюся вниз толпу учеников. Со стороны это вполне бы походило на соревнование по бегу и паркуру, но нет, оказывается, дети всего лишь собрались перекусить в столовой.
А что такое, собственно говоря, школьная столовая? Это место, которое можно обозначить именно фразой «место встречи изменить нельзя». Ученики со всей школы и учителя направляются сюда встретиться, поговорить, обсудить важные вопросы и захватить по пути упаковку с соком или что-нибудь не менее съедобное.
Дежурные в столовой выглядят самоуверенно. Их задача – впустить в столовую как можно большее количество учеников при как можно меньшем количестве потерь. Вход контролируется очень строго. А когда к дежурным в столовую устремляются коллеги с других постов, можете не сомневаться – из столовой вы не выйдете, только если не будете настолько же настойчивы, насколько плотно компания дежурящего класса заслоняет выход.
Но выходить оттуда никто особо и не торопится, напротив, в столовой все проводят остаток Большой перемены. Основной поток учеников уменьшается за минуту до звонка. Самые же устойчивые личности ждут, когда прозвенит звонок, лишь тогда вскакивают со своих мест и вприпрыжку мчатся к кабинету. Однако перед самой дверью рвение ученика забежать в класс странным образом исчезает, и, немного помявшись, опоздавший скромно стучится в класс…
Большая перемена закончилась.
Пример

Репортаж. Игорь МИХАЙЛОВ-журналист, редактор отдела социальной политики городской газеты, г.Лысьва
Эх, российская дорожка: сто ухабов - километр! Два часа - совсем немножко, если весел твой сосед. Кто-то мчит в Египет, к морю, - манит солнечная даль, Мы - на «Кыновские зори» - наш районный фестиваль. Что с погодой? Непонятно: дождик брызжет, как всегда. Фестиваль-то двадцать пятый, солнца надо, господа!

Глядь, и меньше стало хмури, шутят жители села:

Это Маргарита УРИХ в Кын погодку привезла!

А народищу - вся пристань! Тут, кажись, весь сельский цвет: и умельцы, и артисты. Равнодушных только нет. А народ-то в нетерпеньи: открывай, кричат, скорей! И от власти поселенья молвит ЁЛОХОВ Андрей: мол, культурною столицей выбран Кын совсем не зря, есть чем жителям гордиться, тут особая заря…

Это что тут за чиновник? Что за новое лицо? Всем знаком он, безусловно: это ж местный Огурцов! Никаких ему новаций. Говорит: «Отчёт даёшь!». Как тут всем не растеряться? Но в ударе молодёжь! Молодым номенклатура не нужна, как ни крути. Надо, чтоб спасти культуру, в ногу с временем идти. «Зажигай!», «тусовка», «круто», «драйв», «кураж», «адреналин», - от словесного салюта молодеет старый Кын.

Пионеры, гонки лодок, и воздушные шары. На веселье нынче мода да на щедрые дары. Прямо с пристани - все к сцене. Кыновской встречает клуб: покажите-ка уменье. Кто талантлив, тот и люб!

Вот и Виктор Комаренко вышел пару слов сказать, только начал он с коленца: власть умеет и сплясать! Огурцов с официозом вновь остался не у дел: щёки девичьи, что розы, раскраснелись - беспредел! Расплясались да распелись, разошлись и стар, и мал. На беднягу так насели, - глядь, и он затанцевал!

А у сцены - вкуснотища! Там - шашлык, тут - пироги!

Подходи! Какие тыщи? Сами бухнемся в долги!

То из Симоново мясо, и сметана, и творог. Всё, конечно, экстра-класса. Покупают даже впрок…

Мчат часы, словно минуты, как талантливо село! Не придраться: АБ-СО-ЛЮТ-НО всех гостей с ума свело. Сцена, тропка ли, дорога - всюду праздник. Хорошо! И погодка, слава Богу, тучи спрятала в мешок.

Где сюрприз, организатор? Открывайся, не томи! Эй, «Посадские ребята»! С чем вы в гости из Перми? Именитому ансамблю - наше сельское: «Ура!». Если не Плакун-гора бы, можно слушать до утра…

А с горы-то той, ребята… Нету слов! Такой простор!!! Всё в сравненьи - маловато. Эх, даёшь большой костёр! Задымилось, затрещало, небеса лизнул огонь. Счастье, слышишь, пробежало из ладони да в ладонь? И веселию в угоду пальцы выгнул гармонист. Дайте место хороводу! Лейся, песня, птицей ввысь!

Здесь - частушка озорная, тут - забавная игра, тут азарт народ пленяет: зарабатывать пора. Есть «кынки» - лишь заработай, в лотерее повезёт. Это праздник, не работа. С пользой веселись, народ! И скакалки, и ходули, - всё сгодилось, будет прок. Лишь бы только не надули.

Дайте мне ещё «кынок»!

Вот, затарившись «валютой», к лотерее подошли. Всем везёт, а не кому-то! Всем подарки припасли! А теперь - на танцплощадку, три диджея - на посту! И торговые палатки: запах мяса - за версту.

Децибелы - по над речкой так, что кажется - волна! Растревожили местечко… Кын, прости нас, старина! Ветер, музыку вбирая, праздник наш уносит вдаль, чтобы знали в Пермском крае: будет новый фестиваль! Небеса костёр раскрасит над Плакун-горой (не спорь!), чтоб проняло всех согласье кыновских особых зорь…

Организаторы фестиваля благодарят командира взвода дорожно-патрульной службы Александра Васильевича Кичигина за оперативную помощь.

«Кыновские зори» начались с концерта самодеятельности восьми клубов района. Сегодня их количество увеличилось более чем вдвое, а концертная программа - лишь часть большого действа. За 25 лет на фестивальную сцену вышли более пяти тысяч участников.

Уже более 10 лет самодеятельные артисты дружат с профессионалами - актёрами театра драмы имени Анатолия Савина, которые выступают в роли ведущих. Людмила Шуваева и Эдуард Фролов стали настоящими символами фестиваля.

Привет, друзья. На связи Павел Ямб. Репортажи в жизни блоггера и копирайтера занимают особое место. Да, мы не журналисты, чтобы писать их круче профессионалов. Совсем немногие коллеги могут похвастаться таким специальным образованием. А большинству из нас просто нужно знать, как написать репортаж, чтобы сделать свой блог живым и интересным.

Из теории журналистики

Репортаж — информация, рассказ о текущих событиях, публикуемый в периодической печати или передаваемый по радио и телевидению.

(Толковый словарь Ефремовой)

Репортаж – рассказ очевидца, нацеленный на создание у читателя эффекта присутствия. Вовлечь его в событие, заставить сопереживать, чувствовать ситуацию – вот основные задачи автора. Здесь недостаточно просто сообщить новости, нужно еще и позицию сформировать, затронуть за живое, побудить к действиям.

Интересным будет тот репортаж, в котором будет чувствоваться ваше эмоциональное состояние. Даже малопривлекательная тема, если взглянуть на нее с неординарной точки зрения, может оказаться прекрасным материалом для статьи.

Например, отчетное собрание ТСЖ обычно проходит стандартно, скучно. Людей мало, вопросов еще меньше, неожиданных поворотов – ноль. А если построить свой репортаж вокруг того, что все это результат несознательности членов ТСЖ? Поднять историю развития ТСЖ в нашей стране, рассказать о том, как в других странах строится домоуправление, побеседовать с мамочками во дворе и старушками на лавочках – может получиться отличная злободневная статья. Особенно с учетом введения обязательных взносов на капремонт. Это к тому, что автору нужно «вжиться» в тему, тогда эффект будет.

О чем писать

Событийный репортаж . Самый распространенный вид статей . Поводом для написания обычно служит какой-нибудь яркий запоминающийся случай, часто неожиданный. По сути – это хроника. Достичь эффекта присутствия можно с помощью указания места события, времени, описания ярких деталей. И, конечно же, фотографий.

Тематический познавательный нужен как раз для описания тех самых конференций, слетов, семинаров, которые вы посещали. Делитесь ценным опытом, который вы приобрели на таких мероприятиях. Нашему брату, фрилансеру, такой репортаж очень полезно почитать.

Проблемный в СМИ еще называют специальным. На подготовку такого текста уходит не один день. Журналисты проводят расследование, собирают документы, беседуют с очевидцами, жертвами, экспертами. Поводом для него обычно служит из ряда вон выходящее событие, затрагивающее многих. Именно такие работы считаются высшим пилотажем в журналистике.

О структуре

Хочешь научиться писать статьи и зарабатывать в интернете? Как раз сейчас у меня идет набор на бесплатное обучение по авторской методике.ЗАПИСАТЬСЯ К ПАВЛУ ЯМБУ

Структура репортажа нам привычна и понятна:

Стиль изложения выбирайте в зависимости от того, какое событие вы будете описывать. Если довелось побывать на очередной конференции по маркетингу и рекламе в качестве спикера – можете себе позволить более деловой тон. Хотя читать репортажи, написанные сухим протокольным языком никому не интересно. Так что всему надо знать меру.

Как научиться

Один из хитрых способов научиться писать репортажи – конспектировать журналистов. Включаем какой-нибудь новостной канал, смотрим сюжет о фестивале цветников например, или о слете байкеров. Записываем все, что услышим. Потом дополняем описаниями, редактируем и готово. Так можно научиться писать на любую тему. Если вы работаете в штате какого-нибудь СМИ, то прежде чем опубликовать ваш опус, редактор проверит вашу работу. Подскажет, что исправить. Так и научитесь.

Если вы пишете репортаж для собственного сайта , читайте подобного рода посты у коллег, сравнивайте, делайте так же и даже лучше. В разделе «Про меня» есть несколько репортажей, напишите в комментариях свой. Вот и будет практика. Заодно примите участие в конкурсе комментаторов . А там и приз, и денежное вознаграждение. Кстати, многие известные копирайтеры прокачивали свои писательские навыки именно в конкурсах. Помогает и своих способности развить, и на коллег – конкурентов посмотреть. На заметку вам: на Advego часто устраивают подобные конкурсы.

Все держится на трех китах

Для того чтобы написать репортаж правильно, нужно помнить о трех самых важных приемах. То, что делает наши тексты убедительными и интересными, журналисты называют тремя китами хорошего репортажа:

  • Детали
  • Диалоги
  • Действия

Все три элемента как раз и создают ощущение присутствия на месте событий. А в вашем тексте есть эти ключевые моменты?

Внимательно отнеситесь к описанию деталей. Не путайте их с подробностями. Звуки, запахи, обстановка, черты лица, интонации, мимика, жесты – все это создает картинку в воображении читателя. А подробности происходящего (сколько человек присутствовало, количество взрывчатки в тротиловом эквиваленте) загромождают текст и убивают его живость. Оставьте подробности новостям.

Еще пару лет назад считалось хорошим тоном рассказывать на блоге о своих путешествиях, покупках, событиях из личной жизни. Потихоньку эта традиция теряет популярность, а жаль. Всегда интересно не только о работе и профессии поговорить, но и о жизни. Все мы живые люди, и многие интересы неожиданно объединяют разных людей. А иногда и заказчиков помогают находить.

Одна моя коллега в порядке хобби из воздушных шаров всякие украшения делает на праздники и для души. Разместила она как-то у себя на блоге пост на эту тему. Заказчик, выбирая среди копирайтеров исполнителя, определился сразу, как только прочитал его. Оказалось, сам любитель этого дела.

Пусть вас не смущают фразы о том, что редкому журналисту удается правильно написать захватывающий репортаж. Действительно этот король журналистики покоряется не каждому. Но если вы всерьез намерены развить в себе журналистский талант, начинайте практиковаться на собственном блоге . Учитесь писать репортажи на основе событий из личной и соседской жизни. Публиковать их на собственном ресурсе очень удобно: из неприятностей только отсутствие просмотров и положительных комментариев.

Репортаж в газете или журнале – гораздо более серьезная вещь, браться за него можно опытным авторам. Но зато оплата за такую работу хорошая. Если вы зарабатываете на таких статьях, поделитесь опытом в комментариях.

Всем удачи и до новых встреч.

17.07.2015

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» - это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера - дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» . А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени . Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» - коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» - если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид - это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Татьяна Ковган