Тысячелетнее царство божие на земле. Учение о тысячелетнем царстве христовом в современном баптизме

Глава 23

Царство Иисуса Христа

Царство представляет собой правительство, распространяющее власть на своих подданных. Оно регулирует общественные дела людей, которые ему подчиняются, руководствуясь своими высшими идеалами равенства, процветания и общего благополучия.

Именно таким было представление Иисуса Христа о Царстве. Его Царство было "не от мира сего" - не от мира греха, болезни, бедности, несправедливости и смерти. Естественное состояние всех его подданных включало в себя праведность, здоровье, жизнь, мир и процветание. Иисус намеревался утвердить это Царство среди людей благодаря силе Своего свидетельства. Он посылал учеников как Своих агентов, призванных утвердить новый порядок вещей.

Чему подобно Царство?

Если бы Царство, о котором часто учил Иисус, было городом с улицами из чистого золота, Он мог бы легко указать его местоположение – однако, Он этого не сделал. Напротив, все иллюстрации, используемые Им, были призваны показать слушателям, что Царство – это состояние, которое должно утвердиться среди них благодаря силе Духа, и что это может произойти очень быстро. Так например, Иисус учил: "Чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле, а когда посеяно, восходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные" (Марка 4:30-32).

"Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все" (Матфея 13:33).

Невозможно логически объяснить, как подобные образы могут иметь отношение к определенному месту в небесах. Какую связь с "городом, улицы которого из чистого золота" имеет горчичное зерно, вырастающее и превращающееся в дерево, или же небольшая закваска, заквашивающая хлеб?

Если под Царством подразумевать место, куда хорошие люди попадают после своей смерти, то сравнения Иисуса выглядят странными и необычными. Но истина в том, что Он никогда не имел в виду ничего подобного.

В понимании Иисуса, Царство Небесное есть состояние, которое призвано внедриться в делах людей уже здесь, на земле. Оно подразумевает постепенный рост из незначительного начала, подобного горчичному зерну, или куску закваски. Он послал учеников, чтобы те проповедовали в силе Духа, утверждая Царство здесь и сейчас. У нас нет оснований для какого-либо другого вывода.

Символизм

Все теории о том, что "небеса" - это место, основаны на символическом описании Нового Иерусалима апостолом Иоанном. Картина, показанная в книге Откровение, показывает полный расцвет основанного Иисусом движения, начало которого было малым и незначительным.

Город, который видел Иоанн, находится среди людей. "Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прошлое прошло" (Откровение 21:3,4). Все это должно происходить здесь, посреди нас, а не в мире ангелов.

Если царство, о котором учил Иисус, находится на небесах, то почему же Он призвал Своих учеников молиться такими словами:

"Да придет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя
И на земле, как на небе"?

В наше время, когда люди все больше познают скрытые ресурсы природы, человечество видит, что их правильное использование способно сделать землю раем.

Не нужно обольщать себя предположениями о том, что где-то во вселенной существует место, называемое "небесами". Ни Ветхий, ни Новый Завет, не дают основания для такой доктрины. Напротив, Писание ясно указывает на то, что все "небеса", который человек только способен найти, находятся с нами, и они открыты взору каждого, кто способен разорвать завесу чувств.

Приблизившееся Царство

Слова "приблизилось Царство Небесное" являются ясным указанием на скорое утверждение нового порядка вещей. Фактически, для человека нет ничего ближе, чем Бог и Небесное Царство, которое всегда существует в нераскрытых глубинах сознания. Жизнь человека – в крови, циркулирующей в теле, но человек не отдает отчета в существовании крови до тех пор, пока не посмотрит на нее. Точно так же, человек не осознает свою духовную природу до тех пор, пока не погружается в глубины своей души.

Субъективное (внутреннее) сознание должно стать объективным (внешним). Согласно апокрифическим Евангелиям, на вопрос учеников о том, когда придет Небесное Царство, Иисус ответил: "Когда то, что снаружи, станет подобно тому, что внутри".

Это высказывание ясно свидетельствует, что небо находится внутри людей. Оно станет доступно сознанию человечества тогда, когда проявится вовне, когда открытое примет образ сокровенного.

Иисус был хорошо знаком со внутренней сферой, обитая там большую часть своего времени. Эта сфера существует и сегодня, и она доступна для каждого, кто ищет ее.

Провозглашение

Поскольку Царство Небесное существует здесь, посреди нас, и нам лишь следует этот осознать этот факт, давайте же провозглашать присутствие Царства в мыслях и делах. За этим последует его видимая манифестация.

Видимое проявление Царства – не только вопрос восприятия. Все идеи воплощаются благодаря действию. Для того, чтобы способствовать манифестации потенциала Бытия, вам необходимо использовать ваш талант. Главнейшая способность человека, превосходящая все его остальные качества – это способность к мышлению. Думать – это значит способствовать проявлению идей в мире форм. Всякий раз, когда вы концентрируете сознание на той или иной идее, вы формируете для этой мысли тело. Вера в ограничения материального мира приводит к образованию тела плоти, скованного ограничениями. Если вы хотите обрести тело свободы и света, пусть основанием ваших мыслей будут свобода и свет. Человек никогда не поднимется в своей манифестации выше уровня своего мышления. Мысль никогда не станет выше стоящей за ней идеи. Если вы хотите повысить уровень своей жизни, контролируйте мысли своего сознания, потому что именно они формируют ваши обстоятельства. Если вы пребываете в рабстве чувств, окружающая вас действительность становится стенами вашей тюрьмы.

Динамика

Метафизики пришли к выводу, что в сфере идей существует область, возможности которой еще до конца не изучены. Она представляет собой великую кладовую мудрости и жизни, и каждый человек един с ней в глубине своей личности. Высший Принцип проявляет себя в видимом мире благодаря мышлению. Слова приводят в движение механизмы, осуществляющие манифестацию невидимых идей.

Царство Небесное, от начала и до конца, есть внутреннее состояние, но оно воплощается в материальной сфере благодаря тем людям, которые раскрывают свои высшие способности. Тем не менее, мы не должны концентрироваться на внешних проявлениях, подобно тому, как это делают люди, порабощенные чувствами. Будучи обременены вещами, они взывают: "Сделайте нас счастливыми в наших владениях, и с нас будет довольно". Но духовные люди мыслят иначе. Их сокровище – сокровище души, их удовольствия – удовольствия разума и сердца. Всякий человек, сосредоточивший внимание на своем внутреннем мире, находится на пути в Царство.

Великая цель

Мудрый человек не концентрируется на внешних проявлениях, для него они – прах. В нем вечно горит неугасающий и всегда живой огонь Духа. Поскольку он не отождествляет себя с тленным миром, он знает, что мир – не конец его существования. Прах будет развеян на четырех ветрах, но огонь продолжит гореть вечно.

Вы находитесь на земле для того, чтобы исполнить определенную цель, но вы не сможете осуществить свое призвание, игнорируя высший закон Бытия, пребывая в рабстве плоти и мелочной суеты.

Вы – семя, которое было брошено в почву для того, чтобы оно росло и приносило плод. Вы – не прах и не пепел.

Пробудитесь к осознанию этой истины. Живите по высшим идеалам. Возвысьте себя, потому что Царство Небесное приблизилось. Вы – царь! Христос Божий родился в вас, и час вашего правления воистину приблизился.

Развитая душа

Душа и радиантное тело Иисуса были развиты в большей степени, чем у кого-либо из людей нашей расы. Это развитие напрямую зависит от духовной культуры. Тело света Иисуса сияло в то время, когда Он молился. Благодаря силе своего духовного посвящения, Иисус смог восстановить каждую клетку Своего организма после распятия на кресте.

В настоящее время, Иисус продолжает жить в Своем прославленном теле в Небесном Царстве – в сфере, которая пронизывает всю землю и ее окружение.

Великие учителя и духовные лидеры человеческой расы смогли развить и выразить сверхсознание, которым обладает каждый человек. Когда наука придет к пониманию великих законов, которые управляют манифестацией, человечество вступит в новую эпоху, и результаты деятельности людей превзойдут самое смелое воображение.

На протяжении столетий, тайны сверхразума были достоянием различных оккультных и мистических школ, которые проявляли осторожность, не желая раскрывать их массам из опасения, что те, в своем невежестве, могут злоупотребить ими. В наше же время, врата духовного познания широко открыты, так что любой желающий может войти.

Новое измерение

Царство Небесное – это новое измерение разума и энергии, которое раскрывается сейчас в духовной субстанции. Оно представляет собой идеальное состояние творческого разума, которое готово войти в умы людей. Его источник – не извне, а внутри человека. Люди являются внешним проявлением Божественного Разума, и все бесконечные возможности Царства принадлежат им по праву рождения.

(Kingdom of Christ, God, Heaven). Терминология.

"Царство Божье" упоминается четыре раза у Матфея (12:28; 19:24; 21:31; 21:43), 14 раз у Марка, 32 раза у Луки, два раза у Иоанна (3:3, 5), шесть раз в Деян, восемь раз в посланиях ап. Павла, один раз в Откр (12:10). "Царство небесное" встречается 33 раза у Матфея, один раз у Иоанна (3:5), один раз в апокрифическом Евангелии евреев (11). Слово "Царство" мы находим девять раз (напр., Мф 25:34; Лк 12:32; 22:29; 1 Кор 15:24; Откр 1:9); встречается также "Царствие Твое" (Мф 6:10; Лк 12:31; 1 Фес 2:12); "Царство их (моего) Отца" (Мф 13:43; 26:29); "Евангелие Царствия" (Мф 4:23; 9:35; 24:14); "слово о Царствии" (Мф 13:19); "царство отца нашего Давида" (Мк 11:10). Дважды говорится о царстве спасенных (Откр 1:6; 5:9).

"Царство Божье" и "Царство небесное" выражают одно и то же понятие. У иудеев выражения "небо" и "царство небесное" часто употреблялись как синонимы "божества" (Лк 15:21; Мф 21:35; Мк 14:61; 1 Мак 3:50; Пирке Авот 1:3). Матфей сохранил семитский вариант этой идиомы, в то время как другие евангелисты отдают предпочтение ее греческому эквиваленту. Свидетельством идентичности этих двух выражений может служить Мф 19:2324.

Царство Божье это и Царство Христа. Иисус говорит о Царстве Сына Человеческого (Мф 13:41; 16:28); "Царство Мое" находим в Лк 22:30; Ин 18:36. См. "Царство Его" (Лк 1:33; 2Тим. 4:1); "ЦарствиеТвое" (Мф 20:31; Лк 23:42; Евр 1:8); "Царство Сына Его возлюбленного" (Кол 1:13); "Царство Его Небесное" (2Тим 4:18); "вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет 1:11). Бог завещал Царство Христу(Лк 22:29). Когда правление Сына завершится, он вернет Царство Отцу (1Кор 15:24). Поэтому его называют "Царством Христа и Бога" (Еф 5:5). Земля призвана стать "Царством Господа нашего и Христа Его" (Откр 11:15). Нет никакого противоречия между " силой и царством Бога нашего и властью Христа Его" (Откр 12:10).

Светское употребление. Basileia может обозначать, вопервых, царскую власть и, вовторых, владение, на к-рое эта власть распространяется.

Абстрактное значение. В Лк 19:12 некий человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе "царство", т.е. царские полномочия. В Откр 17:12 говорится о десяти царях, крые еще не получили царства, но "примут власть как цари" на один час. Эти цари отдадут свое "царство", т.е. власть, зверю (Откр 17:17). Блудница великий город, имеющий "царство", т.е. царствующий над земными царями(Откр 17:18).

Конкретное значение. Царство это и владение, на к-рое распространяется царская власть. Такое значение мы находим в Мф4:8 = Лк 4:5; Мф 24:7; Мк 6:23;Откр 16:10.

Царство владычество Божье. Царство Божье означает, прежде всего, правление Бога, Его царские полномочия.

Употребление в ВЗ. Евр. слово malekUt, как и греч. basileia, несет в себе скорее абстрактное, нежели конкретное значение. О времени царствования того или иного царя часто говорится "в такойто год его царствования" (malekUt, 1 Пар 26:31; Дан 1:1). Установление царствования Соломона (1Цар 2:12) означало закрепление его господства. Когда Давид принимает царство (malekUt)Саула(1 Пар 12:23), речьидето том, что он принимает на себя царские полномочия. Абстрактный характер этого выражения очевиден там, где оно соседствует с такими абстрактными понятиями, как власть, владычество, сила, слава (Дан 2:37; 4:34; 7:14).

Когда malekdt употребляется применительно к Богу, то почти всегда имеется в виду власть или господство Царя Небесного (см. Пс 21:28; 102:19; 144:11,13; Авд 21; Дан 6:26).

В НЗ. Царство Божье божественная власть и господство, данные Отцом Сыну (Лк 22:29). Христос будет осуществлять это господство, пока все, кто противостоит Богу, не подчинятся Ему. Когда же Он "низложет всех врагов под ноги Свои ", то вернет Царство свою мессианскую власть Отцу (1 Кор 15:2428). Царство (как власть), осуществляемое ныне людьми в противовес Богу, станет Царством Господа нашего и Христа Его (Откр 11:15), и "Он будет царствовать во веки веков". В Откр 12:10 "царство Бога" употребляется в одном ряду с такими словами и выражениями, как "спасение", "сила" и " власть Христа Его ".

В евангелиях "Царство" явно употребляется в этом абстрактном значении. В Лк 1:33 вечное Царство Христа означает Его царствование.Когда Иисус говорил, что Царство Его не от мира сего (Ин 18:36), Он имел в виду не "Свои владения", но хотел сказать, что унаследовал свою власть не от земных правителей, а от Бога, и будет править не по земным законам, а согласно с промыслом Божьим. То Царство, к-рое люди должны принять, как дети (Мк 10:15; Мф 19:14; Лк 18:17), к-рое они должны искать (Мф 6:33; Лк 12:31), к-рое Христос обещает ученикам (Лк 22:29), это владычество Божье.

Сотериологический аспект. Цель Божьего правления заключается в спасении человечества и в его освобождении от власти зла. В 1 Кор 15:2328 об этом говорится совершенно ясно. Правление Христа означает победу над всеми враждебными силами, последняя из крых смерть. Царство Божье это правление Бога во Христе, сокрушающее все, что враждебно божественной власти.

НЗ указывает на враждебное царство, восстающее на Царство Божье. "Царство мира" противостоит Царству Божьему и должно быть побеждено. Царства мира находятся во власти Сатаны (Мф 4:8; Лк 4:5). В Мф 12:26 и Лк 11:18 говорится о царстве Сатаны, чья власть над людьми выражается в их одержимости бесами. Этот мир (или этот век) противится делам Царства Божьего; забота века сего заглушает слово о Царствии (Мф 13:22). Об этом противостоянии двух царств обобщенно говорится в 2 Кор 4:4. Сатана называется здесь богом века сего, крый осуществляет свою власть над людьми, ослепляя их умы и держа их во мраке неведения. Это утверждение следует сопоставить с другим: Бог остается Царем веков (1 Тим 1:17; Откр 15:3).

Царство Божье искупительное царствование Бога во Христе, поражающее Сатану и силы зла и освобождающее людей от власти зла. Оно несет людям " праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим 14:17). Войти в Царство Христа значит освободиться от власти тьмы (Кол 1:13) и получить новое рождение(Ин 3:3,5).

"Динамизм" Царства. Царство не абстрактное понятие; Царство приходит. Это власть Бога, активно вторгающаяся в царство Сатаны. Приход Царства, как его проповедовал Иоанн Креститель, должен был означать, что Бог придет в этот мир крестить людей Св. Духом и огнем (Мф 3:1112). Бог явит свое всевластие во Христе, свершая через Него спасение и суд.

Царство приходит в конце времен. Иоанн ожидал, что искупление и суд свершатся одновременно, как единый акт Бога. Иисус разделял настоящее и грядущее пришествие Царства. Речь идет о втором (эсхатологическом) пришествии Царства в конце времен. В молитве, заповеданной Иисусом,есть слова: "Да приидет Царствие Твое" (Мф 6:10). Когда Сын Человеческий придет во второй раз, то воссядет на престоле славы. Тогда грешники пойдут в муку вечную, а праведники унаследуют Царство (Мф 6:10). Об этом же разделении в конце времен говорится в Мф 13:3643. Эсхатологическое пришествие Царства будет означать "пакибытие" (греч.palingenesia, Мф 25:3146), обновление и преображение всего материального.

Царство пришло в историю. Иисус учил, что Царство, грядущее во славе в конце времен, уже пришло в историю в Нем самом, в Его служении. Искупительное правление Божье вошло в царство Сатаны, дабы освободить людей от власти зла. Изгоняя бесов, Иисус утверждал присутствие и силу Царства (Мф 12:28). Хотя окончательное низвержение Сатаны произойдет со вторым, славным, пришествием Сына Человеческого, Сатану уже победил Христос. Сильный (Сатана) связан Сильнейшим (Христом), и теперь людям предстоит окончательное избавление от зла (Мф 12:29). Когда ученики, исполняя служение, изгоняли бесов именем и силой Христа, это означало, что они низвергают власть Сатаны (Лк 10:18). Т.о., Христос могговорить, что Царство Божье присутствует среди людей(Лк 17:21). Вмессианском служении Христа, предсказанном в Ис 35:56, Царство являет свою силу (Мф 11:12;греч. biazetai здесь, скорее всего, стоит в медиальном залоге).

Царство сверхъестественно. Будучи живым проявлением Божьего владычества, Царство сверхъестественно. Оно есть действие Бога. Только сверхъестественный акт Бога может сокрушить Сатану, победить смерть (1 Кор 15:26), воскресить мертвых и сделать их нетленными, дабы они могли наследовать блаженство Царства (1Кор 15:50 и дал.) и преобразить весь мировой порядок (Мф 19:28). Та же сверхъестественная власть Бога вошла в царство Сатаны, дабы освободить людей от поработившей их сатанинской тьмы. Притча о семени, к-рое всходит и растет само по себе, подтверждает эту истину (Мк 4:2629). Земля производит плод сама собою. Люди могут посеять семя, проповедуя Царство (Мф 10:7; Лк 10:9; Деян 8:12; 28:23, 31); они могут говорить и "удостоверять" о Царстве (Деян 19:8), но не могут строить его, это дело Бога. Люди могут принимать Царство Божье (Мк 10:15; Лк 18:17), но нигде не говорится, что они его могут устанавливать. Люди могут отвергнуть Царство, отказаться принять его или войти в него (Мф 22:13), но они не могут его разрушить. Они могут ожидать его (Лк 23:51), молиться о его приходе (Мф 6:10), искать его (Мф 6:33), ноне могут его привести. Царство всецело относится к деятельности Бога, хотя она совершается в человеке и через человека. Люди могут чтото делать, дабы приблизить Царство (Мф 19:12; Лк 18:29), трудиться ради него (Кол 4:11), страдать за него (2 Фес 1:5), но они не могут воздействовать на само Царство. Они могут наследовать его (Мф 25:34; 1 Кор 6:910; 15:50), но не могут передавать егодругим.

Тайна Царства. Присутствие Царства в истории тайна (Мк 4:11). Это божественный замысел, веками остающийся сокрытым от человека, но раскрываемый под конец (Рим 16:2526). ВЗ пронизан ожиданием Царства Божьего, когда Божья слава распространится по всей земле. В Дан 2 говорится о четырех земных царствах, после крых наступит Царство Божье.

Тайна Царства состоит в следующем: до эсхатологического завершения, до низвержения Сатаны, до прихода нового века Царство Божье входит в духе в этот век и вторгается в царство Сатаны, чтобы заранее принести людям благодатные дары прощения (Мк 2:5), жизни (Ин 3:3) и праведности (Мф 5:20; Рим 14:16), принадлежащие будущему веку. Праведность Царства есть внутренняя, совершенная праведность (Мф 5:22,48), края может быть реализована, только когда посылается Богом.

Это новое откровение выражено в притчах, крые находим в Мф 13. Излагая какуюнибудь историю из нашего повседневного опыта, притча в то же время иллюстрирует одну основополагающую истину; в отличие от аллегории, детали здесь не важны. Царство Божье пришло в мир, но это не та сила, края требует, чтобы все пали перед ней на колени. Скорее его можно сравнить с зерном, к-рое может дать или не дать всходы в зависимости от того, на как ую землю оно попадет (Мф 13:38). Царство пришло, но существующий порядок вещей пока не разрушен; сыны Царства и сыны лукавого будут расти на земле бок о бок вплоть до жатвы (Мф 13:2430,3643). Действительно, Царство Божье пришло к людям не как новый, высший порядок, но как горчичное зерно из известной притчи. Тем не менее важность его невозможно преуменьшить. Это же самое Царство станет когданибудь могучим деревом (Мф 13:3132). Царство присутствует в мире почти неразличимо, как закваска, положенная в тесто. Однако потом оно заполнит землю, как поднявшееся тесто заполняет весь сосуд. Идея медленного роста или созревания в этих двух притчах не так уж важна Господь больше нигде об этом не говорит. В Св. Писании естественный рост может указывать на сверхъестественный (1 Кор 15:3637).

То, что Царство Божье пришло не в славе, а в уничижении, стало совершенно новым и потрясающим откровением. Однако Христос говорит, что люди не должны обманываться. Хотя теперь Царство явлено в уничижении Тот, Кто принес его, осужден на смерть как преступник, оно не перестает быть Царством Божьим, и за него, как за скрытое сокровище или драгоценную жемчужину, стоит заплатить любую цену (Мф 13:4446). Действие Царства в этом мире активизирует не только силы добра, но и силы зла, но это не должно смущать нас. Именно в этом Царстве Божьем в последний, Судный день должно произойти окончательное эсхатологическое разделение добра и зла (Мф 13:4750).

Царство как сфера действия искупительной благодати Божьей. Любое царство подразумевает, что есть некая область, на крую распространяется его власть. Применительно к Царству Божьему можно говорить о сфере действия благодатной власти Бога. Здесь следует разделять Царство настоящее и Царство будущее.

Царство будущее. Бог призывает людей войти в Его Царство и славу (1 Фес 2:12). В этом веке сыны Царства должны претерпеть скорби и страдания (2 Фес 1:5; Деян 14:15), но Бог избавит их от всякого зла и спасет их для своего Небесного Царства (2 Тим 4:18). Чтобы заслужить вход в Царство Христа, надо приложить много усилий (2 Пет 1:11). Ап. Павел часто говорит о Царстве как о наследии (1 Корб: 910; 15:50; Гал 5:21; Еф5:5).

В евангелиях эсхатологическое спасение описывается как вхождение в Царство Божье (Мк 9:47; 10:24), в будущий век (Мк 10:30), в жизнь вечную (Мк 9:45; 10:17,30; Мф 25:46). Эти три выражения означают одно и то же. Установление Царства связывается с пришествием Сына Человеческого во славе. Сатана будет повержен (Мф 25:41), мертвые воскреснут нетленными (1 Кор 15:4550) и неподвластными смерти (Лк 20:3536), дабы унаследовать Царство Божье (1 Кор 15:50; Мф 25:34). Перед смертью Христос обещал ученикам новый союз в своем Царстве (Мф 26:29), где они снова будут рядом с Ним и смогут разделить с Ним Его власть (Лк 22:2930).

Относительно этапов установления Царства существуют разные мнения. В евангелиях это установление связывается с одним событием, Вторым пришествием Христа, к-рое принесет воскресение праведникам (Лк 20:3436) и наказание грешникам (Мф 25:3146). В Откр дается более развернутая картина. По возвращении Христа на землю Сатана будет скован и низвергнут в бездну, произойдет первое воскресение, и воскресшие святые будут царствовать с Христом тысячу лет (Откр 20:15). В тысячелетнее правление Христа и Его святых исполнится то, что сказано в Откр 5:10; 1 Кор 6:2; Мф 19:28; Лк 22:30. Только по истечении этого тысячелетия Сатана будет ввержен в озеро огненное (Откр 20:10) и смерть будет окончательно низложена (Откр 20:14).

По одной интерпретации, это описание понимается реалистически, исходя из чего в исполнении Божьего плана спасения выделяются два будущих этапа, соответствующих началу и концу тысячелетия. Этот взгляд, согласна к-ром у Второе пришествие Христа предшествует его тысячелетнему правлению, получил название премилленаризма. Премилленаризм рассматривает эсхатологические ожидания, содержащиеся в евангелиях, в перспективе общебиблейского откровения. В Дан 2 ничего не говорится о веке Церкви; евангелия не упоминают о тысячелетнем царствовании; только Откр дает полную картину эсхатологического свершения.

Другая точка зрения заключается в том, что исполнение произойдет в один этап и что пришествие Христа ознаменует начало нового века. Победа над Сатаной согласуется с тем, что сказано в Мф 12:29; "первое" воскресение будет не физическим, а духовным (Ин 5:25; Рим 6:5); а царствование Христа и Его святых уже существующая духовная реальность (Откр 3:21; Евр 1:3; Еф 2:56). Такая интерпретация носит название амилленаризма, поскольку отрицает тысячелетнее царствование Христа после Его Второго пришествия. Тысячелетие символически обозначает весь период уже начавшегося царствования Христа, осуществляемого через Его Церковь.

Часто забывают, однако, что оба эти взгляда подтверждают одно окончательное установление Царства Божьего в будущем веке. Спор идет лишь об этапах исполнения Божьего замысла, а не о нем самом.

Царство настоящее. Поскольку живая власть Бога вошла в этот век зла, постольку она уже создала то духовное Царство, в к-ром действует Божья благодать. Верующие уже избавлены от власти тьмы и приведены в Царство Христа (Кол 1:13). Сам он говорит, что от дней Иоанна Крестителя Царство Божье благовествуется и всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Меньший в этой новой жизни больше, чем величайший в жизни прежней (Мф 11:11), поскольку ему дарованы великие блага, крые Иоанну еще неведомы. Другие высказывания о вхождении в настоящее Царство благословения в Мф 21:31;23:13.

Неразрывная связь между настоящим и будущим аспектами Царства утверждается в Мк 10:15. Царство уже вошло в этот мир, и великие блага его явлены людям во Христе. Тот, кто принимает это Царство с полным доверием, как дети, войдет в будущее эсхатологическое Царство жизни.

Царство и Церковь. Царство не Церковь. Апостолы проповедовали Царство Божье (Деян 8:12; 19:8; 28:23); в этих отрывках невозможно заменить "Царство" на "Церковь". Однако между ними существует неразрывная связь. Церковь это общность людей, принявших обещанное Христом Царство, подчинившихся Его закону и вошедших в Его благодать. Царство было предложено израильтянам (Мф 10:56), крые в силу прежнего завета с Господом были " сынами Царства" (Мф 8:12), его естественными наследниками. Однако предложение Царства было обращено скорее к каждому отдельному человеку (Мк 3:3135; Мф 10:3537), чем к роду или нации. Поскольку Израиль отверг Царство, оно было отнято и отдано другому народу Церкви.

Т.о., можно сказать, что Царство Божье создает Церковь. Искупительное правление Бога порождает новый народ, принимающий благословения Царства Божьего. Власть Бога проявилась и в осуждении Израиля. В индивидуальном плане Царство означает спасение или осуждение; в плане историческом власть Царства способствует созданию Церкви и разрушению Израиля (Мф 23:3738). Так, вероятно, следует понимать Мк 9:1. Царство Божье явило свою силу уже при жизни апостолов в историческом осуждении Иерусалима и в создании нового народа Церкви. Ап. Павел предрек отвержение Израиля и спасение язычников (1 Фес 2: 16; Деян 28:2628). Однако Израиль отвержен не навсегда. После того как Бог придет к язычникам, Израиль будет вновь привит к народу Божьему. "Весь Израиль спасется" (Рим 11:2426), получит Царство Божье и получит его великие блага (см. Мф 23:39; Деян 3:1920).

Царство являет себя и через Церковь. Апостолы проповедовали Царство Божье и являли знамения Царства (Мф 10:78; Лк 10:9,17). Сила Царства действовала в них и через них. Христос сказал, что даст Церкви ключи от Царства Небесного и власть "связывать" и "разрешать" (Мф 16:1819). Смысл слова "ключи" иллюстрируется в Лк 11:52. Законники забрали себе ключ познания, т.е.правильного толкования ВЗ. Ключ разумения промысла Божьего был некогда вверен Израилю; но законники так исказили посылавшиеся им пророчества (Рим 3:2), что, когда Мессия пришел с новым откровением о Царстве Божьем, они и сами не вошли в него и помешали войти другим. Эти ключи, вместе с благодатью Царства, передаются новому народу Божьему, крый, благовествуя о Царстве, будет способствовать разрешению человека от греха. На самом деле апостолы уже пользовались этими ключами и употребляли эту власть, несущую людям дар мира или произносящую над ними приговор Божий (Мф 10:1315). Царство это Бог в действии. Оно пришло в мир во Христе и действует в мире через Церковь. Когда Евангелие Царствия будет проповедано Церковью по всей вселенной, во свидетельство всем народам, Христос вернется (Мф 24:14) и принесет с собой Царство в славе.

G.E. I_ADD(nep. Т. В.) Библиография: G. Dalman, The Words of Jesus; G. Vos, The Teaching of Jesus Concerning the Kingdom of God and the Church; W. G. Kiimmel, Promise and Fulfillment; R.H. Fuller, The Mission and Achievement of Jesus; A.M. Hunter, Introducing New Testament Theology; K. L. Schmidt et al" TDNT, I, 564 ff.; B. Klappert,NIDNTT, II, 373 ff.; A. Robertson, Regnum Dei; R. Otto, The Kingdom of God and the Son of Man; H. Ridderbos, The Coming of the Kingdom; G. Lundstrom, The Kingdom of God in the Teaching of Jesus; G.E. Ladd, Crucial Questions About the Kingdom of God and Jesus and the Kingdom; R. Hiers, The Kingdom of God in the Synoptic Tradition.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иисус Христос начал Свое служение с призыва: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье”. В нынешнем веке оно не приходит видимым образом. У него нет физической столицы. Господь говорил, что Его Царство “внутрь вас есть”. Однако в веке грядущем мир ждет установление буквального Царства Христа.

Период в тысячу лет

Тысячелетнее царство – это название периода в 1000 лет, когда Иисус Христос будет видимо править на земле. Оно наступит после Его второго пришествия. Существует мнение, что эти 1000 лет нужно понимать аллегорически или как длительный период времени. Как следствие, сторонники таких взглядов не ожидают наступления буквального Тысячелетнего Царства.

Между тем, Писание дает нам основание для этого. В Книге Откровения 20 несколько раз упоминается, что Тысячелетнее Царство продлится тысячу лет.

“И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет”
(Откровение Иоанна Богослова 20:4)

Если бы Бог имел в виду неопределенно длительное время, Ему незачем было бы многократно повторять точные сроки.

Помимо текстов из Книги Откровения, есть другие отрывки Писания, говорящие о правлении Мессии на земле. Таким образом, мы можем понимать Тысячелетнее Царство и его продолжительность буквально.

Каким будет правление Христа на земле

Наступление Царства Божьего станет исполнением многих обетований Израилю. Со времен ветхого Завета Бог говорил о Мессии и Его правлении на земле. Например, в завете с Авраамом Он обещал его потомкам величие и благословение.

“…Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные”
(Книга Бытие 12:2,3)

Позже, во времена Моисея, Бог обещал евреям, что они вернутся в обетованную землю и будут владеть ей.

“и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих…”
(Книга Второзаконие 30:5)

Эти заветы и обещания Бог в полноте реализует при возвращении Христа. Израиль будет собран со всего мира в свою землю, обращен к Богу и будет жить под правлением Мессии.
Согласно Священному Писанию, при Своем втором пришествии Иисус Христос станет Царем Иерусалима и сядет на троне Давида.

“Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его…”
(Св. Евангелие от Луки 1:32)

Библия описывает тысячелетний период правления Господа как время мира, радости и утешения. В этот период земля будет свободна от лишений и болезней. Вот, как об этом пророчествовал Исаия:

“Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море”
(Книга пророка Исаии 11:6-9)

Наступят праведность, послушание, святость и полнота Святого Духа. Христос будет царем, а Иерусалим станет мировым политическим центром.

В это период сатана будет скован и ему не будет позволено действовать.

“И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет…”
(Откровение 20:1-3)

Святые царствуют с Христом

Писание говорит, что во время Тысячелетнего Царства верующие будут царствовать вместе с Христом.

“Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков”
(Книга пророка Даниила 7:22)

Это станет одной из наград за верное служение Богу в нынешнем веке. Об этом Христос говорил, находясь на земле.

“И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов”
(Св. Евангелие от Луки 19:17)

Такой подход коренным образом изменит систему управления. Базой для нее станет праведность и святость.

Кто удостоится такой чести — править вместе с Христом? Библия говорит — те, кто хранит верность Ему сейчас посреди испытаний и соблазнов. Апостол Павел наставлял молодого служителя Тимофея:

“Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас”
(2 Тимофею 2:12)

Итог

Тысячелетнее Царство станет исполнением мечты человечества о справедливом и мудром правлении. Но что более важно — это исполнение многих обетований и заветов Бога с Израилем и Церковью. Наконец, это продолжение начатого на Голгофе. Христу было обещано царствовать. Ему дана всякая власть на небе и на земле. В грядущее время Он проявит ее в полноте.

Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа ], означают: «царская власть», царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс 144:13; Мф 25:34).

В Евангелие от Матфея чаще употребляется другое словосочетание — «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» — только в Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43), но эти выражения синонимичны.

Царство Божие означает прежде всего неограниченную власть Господа над миром — над царством природы и Духа (Пс 102:19)

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
(Пс.102:19)

Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой царственной власти Бога (Мф 6:10)


(Матф.6:10)

Царство Божие одновремеменно пребывает в настоящем и в будущем

Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библейского понятия.

11 Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.
(1Пар.29:11)

II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

Царство Божие, отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем.

В Ветхом Завете сообщается о зарождении Царства Божьего, о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророческие обетования, касающиеся этого Царства и его будущего.

Новый Завет показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа.

! Где находится Христос, там и наступает Царство Божие

Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Царство Божие обретет свое совершенство на земле:

1 Ветхозаветное возвещение Царства Божиего и его ожидание

Говоря о ветхозаветной истории Царства Божьего, прежде всего следует иметь в виду миссию Израиля.

Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность.

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
(Исх.19:5,6)

Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих пророков, устами которых Он давал народу указания.

25 С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра;
(Иер.7:25)

Но народ Израиля сопротивлялся водительству Бога и препятствовал осуществлению Царству Божьему на земле (см. Неем 9:6-37).

С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в плен. Но Бог не отказался от Своего замысла.

Предсказания пророков о грядущем Царстве, в котором свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться. От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназначенное для войн, будет перековано в орудия труда.



(Ис.2:2-4)

1 И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы.
2 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима.
3 И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
4 Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это.
5 Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков.
(Мих.4:1-5)

Израиль станет благословением «посреди земли» (Ис 19:24). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет «производить суд и правду на земле» (Ис 11:1,2; Иер 33:15). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7), грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет «как-бы Сын человеческий» (Дан 7:13). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44). В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.);

2 Царство Божие в современном мире

Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие «приблизилось» (Мф 3:2; 4:17).

2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.3:2)

17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:17)

Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Царство Божие уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться.

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
(Матф.6:10)

7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
(Матф.10:7)

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
(Матф.12:28)

В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могущественным вмешательством Бога (притча о неводе, ст. 47-50).

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Матф.13:47-50)

! Царь этого Царства — Сам Иисус, посланный Богом

Его Царство носит духовный характер, оно «не от мира сего»

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)

Его нельзя установить человеческими усилиями и с помощью оружия (ст. 33-37).

Тот, кто желает «увидеть» Царство Божие и ждет его «пришествия», т.е. «от Духа»

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(Иоан.3:1-8)

! Царство Божие не может считаться принадлежностью только иудеев

Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
(Матф.8:11)

«Основным законом» царства власти Бога по праву считается Нагорная проповедь, в которой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием.

Жертвенной смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Царстве Божьем на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением:

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
(Деян.1:6)

Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Царства Божьего, когда апостолы «исполнились … Духа Святого» (Деян 2).

С того дня, Царство Божие охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими.

! В , воплощается Царство Божие.

Внутри нее исчезают все национальные, религиозные и социальные различия

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
(Гал.3:28)

Поскольку Христос — поставленный Богом Царь Царства Божьего, то это Царство по праву называется Царством Христа

11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
(2Пет.1:11)

Верующий в Христа введен в Его Царство

13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
(Кол.1:13)

где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе»

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)

Подданные этого Царства еще живут в мире

15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
(Иоан.17:15)

но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству;

20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
(Фил.3:20)

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
(Кол.3:1-3)

3 Грядущая полнота Царства Божиего

Присутствие Царства Божиего пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Царство Божие установится в силе и славе.

Здесь следует различать два аспекта:

а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророческие предсказания

(напр., Ис 2:2-4; 11:6-9; Зах 8:13,20-23).

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
(Ис.2:2-4)

6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
(Ис.11:6-9)

13 И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши!
(Зах.8:13)

20 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый] [скажет]: пойду и я.
22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
(Зах.8:20-23)

На основании Священного Писания можно говорить о тысячелетнем царстве (Откр 20:1-6).

В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство (Мф 25:31-46).

Нельзя относить библейского высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр 11:15);

б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою царственную власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24)

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

Тогда Царство Божие достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них — смерть (ст. 26), Иисус исполнит предназначение Своей царственной власти.

Кранах, Лукас Старший, «Золотой век». «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» Ис. 2:4

Хилиа́зм (от греч. χῑλιάς - тысяча), или милленари́зм (от лат. mille - тысяча и лат. annus - год) - представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле» , о «золотом веке», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.

Как считают милленаристы, по окончании 1000-летнего Царства наступит время Страшного суда, Конца света и установления будущего вечного состояния - под новым небом на новой Земле (Откр.21:1). Некоторые из них считают, что между окончанием Тысячелетнего Царства и Страшным судом будет короткий период, в который состоится решающая битва с сатаной.

Как отмечает историк религии и философ академик Л. Н. Митрохин , став «выражением мечты широких масс о земной справедливости и устранении социального зла» хилиазм на протяжении всей церковной истории вызывал неоднозначное отношение . Это учение нередко использовалось в политических целях, а дискуссия о нем порой принимала ожесточенный характер. В разные эпохи доминировали различные взгляды на Тысячелетнее Царство, начиная от буквального понимания и до самого утонченного спиритуалистического толкования .

В настоящее время различные варианты милленаризма (премилленаризм, постмилленаризма) получили распространение в некоторых протестантских церквях (баптисты, пятидесятники и другие направления, эсхатология которых испытала влияние диспенсационализма). В "исторических церквях" и классическом протестантизме преобладает амилленнаризм, однако присутствуют и другие формы хилиазма.

Нередко под милленаризмом в широком смысле понимают учение о периоде торжества правды Бога на земле.

Хилиазм и Библия

В Ветхом Завете

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6)

Наступление «Золотого века» предрекал ряд ветхозаветных пророков . Об этом пророчествовали Исайя (например, Ис.2:2-4, Ис.11:6-9, Ис.16:4, Ис.65:17-25 и пр.), Иезекииль (Иез.40.48), Михей (Мих.4:1) и другие.

В Ветхом Завете этот период описан как время счастья, здоровья и благоденствия (Ис.35:5). Искупленные Господом возвратятся на Сион и вечная радость будет над головами их, они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис.35:10, Ис.51:11). В это время земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11:9). Тогда будут дружить не только отдельные люди, но и целые народы, люди уже не будут учиться воевать (Ис.2:4). Тогда будет восстановлено главенство человека в творении, которое он потерял из-за падения, и которое вновь обрел через смерть Иисуса Христа (Быт.1:28, Быт.3:17-19, Ис.16:4, Пс.20:4-6).

В премилленаризме мессианская эра отождествляется как с Тысячелетним царством, так и временем после Страшного суда (новым небом и новой землей). В амилленаризме, традиционном для католицизма, православия и «исторического протестантизма», мессианская эра отождествляется с «временем Церкви» (между первым и вторым пришествием Христа) или временем после второго пришествия Христа (новое небо и новая земля) .

В апокрифах

В период между написанием Ветхого и Нового Заветов, а также в 1 веке пророчества о мессианском Царстве на земле появляются все чаще - в апокрифах (в Книге Еноха, Апокалипсисе Варуха, Третьей Книге Ездры) .

В Книге Откровение

В основе милленаризма лежит буквальное прочтение библейского пророчества:

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет . (Откр.20:4)

Всего же в начале 20 главы Книги Откровение выражение «тысяча лет» (греч. τὰ χίλια ἔτη) употребляется шесть раз:

  1. 2 стих - сатана скован на тысячу лет;
  2. 3 стих - сатана буден освобожден через тысячу лет;
  3. 4 стих - суд, воскресение мертвых и тысячелетнее царствование воскресших;
  4. 5 стих - прочие умершие не воскресли, пока не прошло тысячу лет;
  5. 6 стих - блаженство, святость и священство воскресших в первом воскресении;
  6. 7 стих - освобождение сатаны через тысячу лет.

Кроме этих пророчеств, с тысячелетним царством в хилиазме связываются отдельные ветхозаветние пророчества.

Основные концепции толкования Тысячелетнего Царства

В христианской Церкви существует три основных подхода к толкованию библейских стихов, в которых содержатся упоминания или намеки на Тысячелетнее Царство: премилленаризм, постмилленаризм, амилленаризм. Основой для расхождения стал вопрос, что именно в пророчестве из Книги Откровения следует толковать буквально, а что – символически .

Премилленаризм

Различие взглядов христиан на Тысячелетнее Царство

Премилленаристы считают, что Писание следует толковать буквально до тех пор, пока контекст определенно не покажет, что автор имел в виду обратное .

Они верят что, что Тысячелетнее Царство будет установлено после Второго пришествия Христа и связанного с ним времени Великой скорби для человечества. Христос будет править 1000 лет, телесно пребывая на Земле. Праведные воскреснут и будут царствовать вместе со Христом. По окончании тысячелетия произойдет непродолжительное по времени восстание сатаны. Оно будет быстро подавлено, нечестивые умершие будут преданы суду. Вслед за этим наступит вечность .

Выделяют две основные формы премилленаризма:

В эсхатологии исторического премилленаризма видимому пришествию Иисуса Христа и восхищению Церкви предшествует великая скорбь, а в диспенсациональном премилленаризме отдельно от видимого второго пришествия выделяется невидимое восхищение Церкви, которое согласно их взглядам будем перед Великой скорбью.

Известные представители исторического премилленаризма - Чарльз Сперджен , Джордж Лэдд , диспенсационалистского - Джон Нельсон Дарби, Сайрус Скоуфилд.

Постмилленаризм

Приверженцы постмилленаризма полагают, что Тысячелетнее Царство предшествует Второму пришествию Иисуса Христа. При этом собственно Миллениум обычно понимается не буквально как 1000 лет, а просто как продолжительный период времени.

Эсхатологическая идея Тысячелетнего Царства, в представлении постмилленариев, заключается в непрерывном росте влияния Евангелия на мир и обращении в христианство все большего числа людей. В результате христиане все больше и больше будут менять мир к лучшему, общество все более и более будет жить по законам Божьим, в результате чего на Земле и наступит «золотой век». Он окончится Вторым пришествием Христа, последним судом и созданием нового неба и новой земли .

«Отцом» постмилленаризма считают писателя и богослова XVII века Дэниэла Уитби, который считал, что «Христос будет царствовать в мире, духовно управляя им через Свою Церковь и ее проповедь евангельской вести» .

Схожих с постмилленаризмом взглядов придерживался православный богослов Иоанн Кронштадтский. По его мнению, тысячелетие (продолжительность понималась им аллегорически) «царства священников и благовестников, имевших у народов величайший авторитет» (свидетельством чему, считал он, служили крестовые походы и военные победы над мусульманами) длилось до конца средневековья. Это время, когда по мнению Иоанна Кронштадтского, дьявол был скован, окончилось в XVI веке «с распространения лжи и клеветы на Господа в период так называемых энциклопедистов» .

В конце XX века в среде харизматического движения были сформированы варианты постмилленаризма, известные как «царство сейчас»/«царство настоящего времени» и «богословие власти» . В данных концепциях высказывается мнение о скором установлении владычества Церкви над каждой сферой общественного жизни, создании политических «христианских правительств» в ключевых странах мира, искоренении антихристианских законов, окончательном исполнении Великого поручения и подготовки планеты ко «встрече со Христом». На постсоветском пространстве выразителем этих идей стал пастор Алексей Ледяев, автор книги «Новый мировой порядок».

Амилленаризм

Амиллениалисты также понимают Тысячелетнее Царство аллегорически. Они считают, что этот период длится сейчас, в эпоху Церкви, между воскресением Христа и Его вторым пришествием. Амилленаристы считают, что в это время сатана "скован", то есть его влияние на человечество очень ограничено. А Христос символически правит в сердцах людей. Второе пришествие Христа ознаменует конец этого периода. Те, о ком в Книге Откровение сказано, что они будут править с Христом в течение тысячи лет - это умершие христиане, которые пребывают на небесах. В свою очередь, царствование Христа в течение тысячелетия - не телесное, а небесное .Некоторые амилленаристы считают, что Христос вообще никогда, даже символически, не будет править на земле. Для них тысячелетнее Царство означает небесное правление Христа в вечности .

Амилленаризм и премилленаризм близки между собой историческим пессимизмом (ожиданием всеобщего отступления и воцарения антихриста, а не окончательной христианизации мира), который противопоставляет их постмилленаризму. Поэтому амилленаристская критика «хилиазма» направлена главным образом на постмилленаристские взгляды. С амилленаризмом не следует смешивать формы постмилленаризма, считающие историю Церкви «скрытой стадией» Царства, но также исповедующие его видимое торжество в мире до пришествия Христа.

Тысячелетнее Царство в богословии христианских конфессий

Амилленаристские воззрения, господствующие в католическом и православном богословии, а также вошедшие в богословие церквей Реформации, были сформулированы в 4 веке Августином Блаженным (наиболее полно они изложены в его сочинении «О граде Божьем»).

По мнению доктора богословия Александра Попова, отношение Церкви к Тысячелетнему Царству связано с ее концепцией социального самосознания: если Церковь представляет себя довлеющей над обществом, то она воспринимает Тысячелетнее Царство как реально осуществляющееся в настоящее время, однако если Церковь находится во враждебном окружении и представляет внешнее общество как место обитания сатаны, то осуществление Тысячелетнего Царства она видит в будущем . Во времена Августина проповедь Евангелия достигла больших успехов - христианство было принято огромной Римской империей и этот факт повлиял на его отношение к Тысячелетнему Царству, считает Попов .

Позиция Римо-Католической церкви

Эсхатология Римо-Католической церкви основана на концепции амилленаризма. В Катехизисе Католической Церкви хилиазм назван «смягченной формой фальсификации будущего царства », которая вместе с «политической формой секуляризованного мессианизма » охарактеризована как «антихристов обман (…) претензия на то, чтобы совершить в истории мессианское упование, которое может исполниться лишь за ее пределами через эсхатологический суд (…) не через историческое торжество Церкви, достигнутое продвижением вверх, но через победу Бога над злом в его последнем наступлении » .

Несмотря на то, что это возражение касается исключительно постмилленаризма, Католическая церковь не санкционирует и премилленаризм, указав в 1944 году , что «система умеренного милленаризма, учащая, что Христос Господь ещё до последнего суда или с предварительным воскресением многих праведных, или без него видимо придёт, чтобы править этой землёй (…) не может преподаваться безопасно » .

Позиция Православной церкви

Известно, что в древней Церкви были отдельные сторонники учения о грядущем тысячелетнем царстве Христа со святыми. Однако на Втором Вселенском соборе данная доктрина была осуждена Церковью.

В основном Православная церковь придерживается амилленаризма, отвергая буквальную трактовку Тысячелетнего Царства, считая, что Царство - это не пища и питие, а праведность и мир и святость во Святом Духе, внутреннее содержание Царства созидается из Церкви или точнее из людей образующих ее, дьявол со времени ее рождения уже не прельщает народы (τὰ ἔθνη - язычников), которым проповедано Евангелие, ибо он был связан и изгнан вон на Голгофе, а дом его расхищен, хотя и действует он в воздухе, но потерял власть действовать в душах, богом же является для неверующих, т.е. видение, описанное в Откр. 20:1-10 является видением того что собственно произошло ранее и как была одержана победа на адом и силами тьмы (освобождению дьявола предшествует появление или открытие человека греха). Первое воскресение упомянутое в Откр20:5 является рождением свыше о котором много говорится в Евангелиях. Согласно этому толкованию, под Тысячелетним Царством «следует понимать период времени от самого начала благостного царства Церкви Христовой, в особенности Церковь Небесную, торжествующую. Воинствующая на земле Церковь, по существу, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает брань с «князем века сего», которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное» .

Немаловажным аргументом в пользу такого толкования является понимание того, что будет не два или даже три пришествия Христа, а одно, как и одно всеобщее воскресение и произойдет все это в последний день, в кончину века.

Таким образом Благая Весть или Евангелие Царства заключается в том, что наступило лето Господне и вход в это лето или Царство открыт для ищущих правды Его.

Хилиастические взгляды разделялись некоторыми из отцов и учителей Православной церкви, которые держались их как своего частного мнения, не вступающего в конфликт с общим церковным вероучением . До настоящего времени в православии нет единодушия в осуждении буквального понимания Тысячелетнего Царства: «впали в заблуждение, подпали осуждению и обращены в ничтожество имена врагов и противников этой великой истины" . Православное богословие не ставит окончательную точку в этом вопросе. «История догмы, - пишет протоиерей С. Н. Булгаков, - знает отдельные частные мнения, притом различные до полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного» .

Премилленаристская эсхатология отражена в «Краткой повести об антихристе» православного философа В.С.Соловьёва , в которой автор пересматривает свой ранний исторический оптимизм (фактически, постмилленаристский).

Протестантизм

Лютеранство - со времен Лютера лютеранское богословие придерживается амилленаристской концепции.

В главных вероучительных документах церквей Реформации (Аугсбургское исповедание, 1, vii; «Тридцать девять статей», IV; Вестминстерское исповедание, гл. 32-33), выражена вера в возвращение Христа, но ничего не говорится об апокалиптическом милленаризме.

Идеи милленаризма были популярны в определенное время среди анабаптистов во времена Реформации, в среде пуритан во время английской революции в XVII веке. После Великой французской революции возродился интерес к идеям премилленаризма, который получил особую популярность в протестантской среде в XIX веке. В XIX веке благодаря Дарби диспенсационализм получил широкое распространение в среде консервативных протестантов в США и вытеснил старые премилленаристские идеи. В XX веке новый импульс распространению идеи диспенсационализма получили благодаря выходу в свет Справочной Библии Скоуфилда и деятельности богословских школ Библейскиого института Муди и Далласской теологической семинарии.

В настоящее время различные варианты милленаризма (премилленаризм, постмилленаризма) получили распространение в протестантских церквях, эсхатология которых подверглась влиянию диспенсационализма (главным образом баптисты, пятидесятники).

В богословии адвентистов седьмого дня Тысячелетнее царство понимается как период между первым воскресением (праведных) во время второго пришествия Христа и вторым воскресением (неправедных). На это время все спасенные будут взяты на небо, Земля будет опустошена, и на небе будет происходить суд над мертвыми неправедными (исследоваться их жизнь в присутствии спасенных). После этого Небесный Иерусалим сойдет на Землю, неправедные воскреснут и, обольщенные сатаной, пойдут войной на Небесный Иерусалим, но будут уничтожены огнем .

Для богословия либерального протестантизма характерно отрицания буквальности второго пришествия Иисуса Христа и апокалиптических событий, с ним связанных. Эсхатология рассматривается в этическом смысле, популярны идеи о построение Царства Божьего на Земле путем постепенного преобразования общества под влиянием проповеди Евангелия (идеология "социального евангелизма") .

Тысячелетнее Царство в богословии парахристианских конфессий

Представления о Тысячелетнем Царстве существуют в некоторых парахристианских конфессиях.

Свидетели Иеговы

В эсхатологии свидетелей Иеговы Тысячелетнее царство понимается буквально как 1000 лет после Армагеддона, во время которого будут уничтожены неправедные, после чего построен рай на Земле под руководством 144 000 «помазанников», взятых на небо.

Представители этого направления понимают Тысячелетнее царство как период после второго пришествия Иисуса Христа, при этом они считают, что второе пришествие уже произошло невидимым образом в 1914 году, а отсчет периода в тысячу лет начнется после Армагеддона. В это время, помимо «великого множества» верных «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7:9), будут воскрешены те, кто не имел возможности услышать весть о Царстве Иеговы, чтобы сделать свой выбор. Свидетели Иеговы увязывают с идеей Тысячелетнего Царства пророчество о 144 тысячах из Книги Откровение (Откр.7:1-8 и Откр.14:1), буквально понимая их число и рассматривая их как имеющих «небесную надежду» представителей из всех народов, которые будут взяты на небеса, в то время как все остальные спасенные, имеющие «земную надежду» после наступления Тысячелетнего Царства будут жить на земле. Большая часть из в числа 144 000 небесных «помазанников» уже забрана невидимым образом на небо после своей смерти. Затем, после 1000-летнего заключения, сатана будет освобожден и обольстит многих, живущих на земле, но все они, вместе с сатаной, будут окончательно уничтожены Богом .

История милленаризма

Богослов Уэйн Грудэм подметил, что популярность премилленаризма среди верующих растет в те исторические периоды, когда Церковь претерпевает гонения, а «зло и страдания умножаются в мире».

Хилиазм и Церковь первых веков

Автор «Истории христианской Церкви» Филипп Шафф отмечал, что хилиазм не был учением Церкви, воплощенным в какое-либо кредо или форму исповедания, однако был «широко распространенным мнением различных учителей» .

Премилленаристские взгляды можно обнаружить в трудах таких отцов Церкви как Варнава , Ириней, Тертуллиан, Иустин Философ, Ипполит Римский, Папий Иерапольский, Непот Египетский, Лактанций, Мефодий Патарский, Юлий Африкан, Аполлинарий Лаодикийский и других.

Так, Папий Иерапольский (умер в 155 году) писал: «После воскресения мертвых наступит Тысячелетнее Царство, когда Христос установит Свое Царство на земле» . Папию же принадлежит лирическое описание этого времени: «Придут дни, и уродятся виноградники с десятью тысячами лоз в каждом, и на каждой лозе будет десять тысяч побегов: на каждом побеге будет по десять тысяч гроздей (по десять тысяч виноградин каждая), и каждая даст 25 мер вина. И когда кто-либо из святых сорвет гроздь, другая закричит: «Я лучше ее, сорви меня и возблагодари мною Господа» . При этом Ириней Лионский считал речь Папия о виноградниках прекрасной и полностью принимал его идеи .

Иустин Мученик (жил в 110-165 годах) писал: «Я и другие здравомыслящие во всем христиане, знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится» .

В свою очередь, против хилиазма в ту же эпоху выступили Ориген, Александрийская богословская школа, Августин, Григорий Богослов, Ефрем Сирин и другие.

Средневековый хилиазм

Казнь амальрикан. Иллюстрация из французской летописи 15 века

В средние века милленаризм мистифицировался (появились иоахимиты, апостолики, амальрикане), приняв одновременно антифеодальный характер . Он был официально осужден как ересь и жестоко преследовался.

В константиновскую эпоху хилиастические чаяния постепенно переносятся на Империю, христианизация которой рассматривается как исполнение пророчества. Как писал историк Евсевий Кесарийский, участники Никейского Собора, только что перенесшие ужасы гонения Диоклетиана, при виде почестей, которые им воздавал Император и его войско, размышляли, «не наступило ли уже Тысячелетнее Царство, обещанное Иоанном». В этих условиях ожидание Христова Царства на земле могло только подогревать мятежные настроения против Империи, что не раз происходило впоследствии. С другой стороны, Римская Церковь по мере углубления своей конфронтации с Империей, постепенно пришла к тому, чтобы объявить не Империю, но саму себя уже наступившим «Мессианским Царством».

Интересно отметить, что Братиды в Сакартвело (Грузия), начиная с XI века, объявили себя потомками царя Давида, а Сакартвело отождествили с Тысячелетним Царством Откровения.

Аналогично митрополит Зосима, после краха всеобщих ожиданий пришествия Христа в 1492 г. (7000 г. «от сотворения мира»), в новой Пасхалии проводит ту же мысль по отношению к Русскому государству.

Широко распространено ошибочное мнение о том, что хилиазм якобы был осужден Вселенскими соборами. В действительности Второй Вселенский Собор отверг только использование этого учения Аполлинарием Лаодикийским, который умалял Сына перед Отцом, противопоставляя временное, «тысячелетнее» царство Сына вечному царству Отца. Против этого лжеучения Собор принял добавление к Символу Веры «царствию же Его не будет конца».

В соответствии с установившейся традицией «духовного» толкования Тысячелетия многие средневековые переписчики просто выпускали те главы, в которых Ириней Лионский говорил о тысячелетнем Царстве. В первом русском издании сочинений Иринея (1900 г.) эти главы сохранены, но в библиотеках духовных академий и семинарий они зачастую были просто вырезаны.

Сильный толчок к новой волне хилиазма дал калабрийский аббат Иоахим Флорский (1132-1201) с учением о так называемом христианстве Третьего Завета. Согласно учению Иоахима, всемирная история распадается на три периода: Ветхого Завета - Царство Бога-Отца, Нового Завета - Царство Бога-Сына и грядущего Третьего Завета - Царство Святого Духа, которое наступит с 1260 года. Именно в Царстве Третьего Завета исполнятся все обетования Ветхого и Нового Заветов: люди будут обладать духовными телами, не требующими пищи; на земле победит свобода и любовь, а всякая власть отомрет за ненадобностью. Это будет тысячелетнее райское состояние на земле. Последователи гностицизма же были не до конца согласны с этим учением, так как выступали за уничтожение мира. Хилиазм Иоахима Флорского был осужден Католической Церковью на IV Латеранском соборе. Историк Норман Кон, посвятивший основательное исследование апокалиптическим движениям в Европе XI-XVI вв., называет Иоахима Флорского «самым влиятельным европейским пророком до появления марксизма». Под воздействием идей Иоахима Флорского в XIII века в Италии возникло движение флагеллантов.

В эпоху Реформации

Клетки на башне Церкви Святого Ламберта, в которых были выставлены тела лидеров анабаптистов, под влиянием идей милленаризма создавших в 1534-1535 годах Мюнстерскую коммуну

Милленаристские утопии сотрясали европейское общество в предреформационный период и особенно в эпоху Реформации. В эпоху Реформации произошла демистификация милленаризма. Идея Божьего царства на земле стала рассматриваться как будущая компенсация за несправедливость в этой жизни. При этом верующие стали воспринимать ее как достижимую в «посюсторонней жизни» при помощи собственных усилий .

Такое представление породило религиозно-коммунистические идеи, оказавшие влияние на общество в эпоху Крестьянской войны в Германии и Английской революции. Лидеры считали, что людей "развращает" частная собственность, а потому ее надо отменить. Это вызвало противодействие официальных церквей. После того, как лидеры Мюнстерской коммуны под влиянием милленаризма решили построить «Новый Сион» и создали теократическое государство, в основе которого лежали коммунистические принципы общности имущества и социального равенства, милленаризм был осужден лютеранской и другими реформированными церквями .

В новое и новейшее время

Богословие премилленаризма изменилось после Реформации. Для этого периода характерен отказ от попыток преобразовать существующее общество. Милленаризм ориентирован не вовне, а внутрь Церкви, Тысячелетнее Царство вынесено за пределы земной истории. В современном фундаментализме евангельских протестантов Второе пришествие Христа воспринимается как предстоящее буквальное историческое событие, однако идея Тысячелетнего Царства стала «очень абстрактной и неопределенной» .

Хилиазм среди русской интеллигенции

Влияние хилиазма оказалось длительным и глубоким; его последний всплеск мы видим в русском Серебряном веке - в так называемом «новом религиозном сознании» (Д. Мережковский, Н. Бердяев, В. Розанов, 3. Гиппиус и др.), которое С. Н. Булгаков охарактеризовал как интеллигентскую хилиастическую секту.

Влияние на историю человечества

Воплощение хилиастической мечты в советском искусстве. Иван Голиков, «Коминтерн», 1927

«Все социалистические утопии, надежды на наступление грядущего совершенства, на благой результат прогресса есть психологическое переживание и психологическая трансформация хилиазма» , - писал русский философ Н.А. Бердяев .

Христианская идея о царстве справедливости и благоденствия на земле много раз заимствовалась различными политическими движениями социалистического и коммунистического направления. Разумеется, ждать прихода Христа социалисты не собирались. "Рай на земле" предлагалось построить своими силами. Эта идеология ярко выражена в пролетарском гимне "Интернационал"

Никто не даст нам избавленья: Ни бог, ни царь и ни герой. Добьёмся мы освобожденья Своею собственной рукой.

Рабочие, крестьяне, будем Великой армией Труда. Земля дана для счастья людям, Прогоним трутней навсегда! Напившись крови до отвала, Стервятник пьян, и ворон сыт. Добьёмся, чтобы их не стало, И вновь мир солнце озарит!

Милленаризм и философия

Русский философ Николай Бердяев писал: «В хилиастическую идею вложена мечта человека о счастье и блаженстве, о мессианском пире, о рае не только на небе, но и на земле, не только в вечности, но еще в нашем историческом времени» . Он видел в этом парадокс времени и вечности. «Мы переносим на вечность, что относится лишь ко времени, - писал он. - Невозможно мыслить совершенства, полноты, цельности во времени. Мысль о совершенстве во времени вызывает томящую скуку, представляется остановкой творческого движения, самодовольством» .

Конфликт между сторонниками и противниками хилиазма вызван отчасти тем, что человек мыслит в рамках истории, он всегда внутри истории, в то время как Тысячелетнее Царство, по Бердяеву, конец истории, явление внеисторическое . «Мы повсюду оказываемся у границ, если хотим достигнуть внешних горизонтов» , - писал философ Карл Ясперс .

Библиография

  • Рожков В . Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994
  • Прот. Александр Мень . Читая Апокалипсис. М.2000
  • Прот. Сергий Булгаков . Апокалипсис Иоанна. М.,1991
  • Гайденко П. П. Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия.

Примечания

  1. Александр Мень -
  2. Христианство: Словарь. /Под ред. Л. Н. Митрохина - М: Республика, 1994. - сс. 277, 278.
  3. Гонтарь Д. Б. -
  4. Александр Мень - Библиологический словарь. Хилиазм
  5. Толковая Библия Лопухина. Ком. на Ис.11:6-9
  6. Александр Мень - Библиологический словарь. Хилиазм
  7. Пер. с англ. С.99.
  8. Генри А. Верклер. - «Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии». США, 1995 Пер. с англ. С.100.
  9. Гонтарь Д. Б. - Понимание тысячелетия в Отк. 20:1-6
  10. Грудем Уэйн.
  11. Корнелис Венема. Оценка премилленаризма
  12. Дэил Кайпер. Ошибка премилленаризма
  13. Грудем Уэйн. Систематическое богословие: Введение в библейское учение //Перевод с английского: Батухтина Т.Г., Генке В.Н. - СПб: Мирт. 2004. Глава 54