Тренинг на сплочение учащихся начальных классов.

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).

Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. Пятиклассник проходит период адаптации к новым условиям обучения и воспитания. И поэтому основная цель психолого-педагогического сопровождения в период адаптации- создание условий, позволяющих ребенку успешно развиваться в школьной среде. Эта цель достигается в коррекционно-развивающей работе, ориентированной на оказание помощи детям, испытывающим различные трудности.

Данный тренинг разработан для учащихся 5 класса, т.к. в классе оказались дети из разных школ, друг с другом не знакомые. Стало наблюдаться некоторое разделение класса на небольшие группы, которые стали между собой враждовать. Поэтому от классного руководителя поступил запрос на проведение данной работы. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Для учащихся 5 класса.

Подготовила:

Педагог-психолог Бакараева О.И.

Алексеевское, 2015г.

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса.

Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. Пятиклассник проходит период адаптации к новым условиям обучения и воспитания. И поэтому основная цель психолого-педагогического сопровождения в период адаптации- создание условий, позволяющих ребенку успешно развиваться в школьной среде. Эта цель достигается в коррекционно-развивающей работе, ориентированной на оказание помощи детям, испытывающим различные трудности.

Данный тренинг разработан для учащихся 5 класса, т.к. в классе оказались дети из разных школ, друг с другом не знакомые. Стало наблюдаться некоторое разделение класса на небольшие группы, которые стали между собой враждовать. Поэтому от классного руководителя поступил запрос на проведение данной работы. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Цель тренинга : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи :

  1. Создание благоприятного психологического климата;
  2. Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
  3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
  4. Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст: 10-11 лет

Состав участников: 15-18 человек.

Режим работы: 45 минут.

Структура тренинга:

  1. Вступление
  2. Разминка
  3. Основная часть
  4. Рефлексия
  5. Заключение.

Ход тренингового занятия:

  1. Разминка Упражнение «Поздороваемся»
  2. Упражнение «Моя проблема в общении»
  3. Упражнение «Говорящие руки»
  4. Игра «Атомы и молекулы»
  5. Упражнение «Мост»
  6. Рефлексия. Упражнение «Пожелания».

Структура : дети рассаживаются на места в круге.

Необходимые материалы: чистые листы бумаги формат А4, ручки, карандаши.

Ход занятия

Вступление (цель- создание условий для понимания ребятами целей работы, выработка совместных правил).

Прежде, чем мы начнем наш тренинг, давайте обсудим правила тренинга:

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”. Это психологически уравнивает всех, способствует раскрепощению участников тренинга.

  1. Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  1. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

  1. Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

  1. Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

  1. Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

Разминка.

Цель: включение в работу, психологический настрой.

  • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
  • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
  • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
  • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
  • Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
  • Кивните головой те, кто еще не нашел друга в классе.

Упражнение «Поздороваемся».

Цель: снятие напряжения, тактильное сближение между участниками тренинга. Психологический смысл упражнения: становление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Упражнение: «Моя проблема в общении».

Цель: осознание своих проблем в общении, вербализация их, «вентиляция» чувств, поиск решения проблемы.

Время выполнения: 15-20 мин.

Ход упражнения: все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе )?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников. : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Время выполнения : 5-7 минут.

Ход упражнения: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Игра «Атомы и молекулы»

Цель: сближении участников тренинга.

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание : Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать?
  • Что помогало? Поддерживало?
  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Мост»

Цель : Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения: участники делятся на две команды. На полу раскладываются листы бумаги, образуя мост. Задача участников из противоположных команд пройти через мост, встретившись на его середине и не упав «в реку».

Обсуждение:

  • Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?
  • Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?

Рефлексия.

Что было проще или сложнее всего и почему?
- Что понравилось или не понравилось и почему?
- Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?
- Какие эмоции сейчас преобладают?

Упражнение «Пожелания».

Цель: окончание занятия на позитивной ноте, сплочение классного коллектива. Психологический смысл упражнения Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Ход упражнения: участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Заключение:

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Список использованной литературы.

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999. - 176 с.
  2. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами.- Волгоград: Учитель, 2014.- 238 с.
  3. Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета "Школьный психолог", № 13 апрель 2004.
  4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.

Тренинг для учащихся «Мой класс». Занятие 1.

Аннотация.

Тренинг для учащихся «Мой класс» проводится с целью формирования у учащихся навыков общения со сверстниками и формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Тренинг проводится в 2-3 этапа (занятия), в зависимости от потребности (необходимости). Каждый этап (занятие) продолжительностью 1 час 30 минут-1 час 45 минут.

Цель:

формирование у учащихся навыков толерантного общения с ровесниками.

Ход тренинга

Первое упражнение. «Я учусь в этом классе...» (7-10 мин.)

Психолог просит вспомнить, кто, когда впервые встретился с коллективом присутствующих и высказать личное мнение о главной проблеме коллектива в форме: «Закончи предложение».

На доске написаны два предложения. Давайте каждый попробует закончить первое предложение «Я учусь в этом классе...» и подумать и предложить, какой знак вы бы поставили в конце второго предложения–«В нашем классе все в порядке» – «!», «?» Или что-то другое.

Психолог говорит первым, пытается выразить положительное мнение о классном коллективе и подчеркивает, что в конце второго предложения следует поставить знак вопроса.

Ученики по очереди высказывают свое мнение.

Психолог подводит итог, подчеркивая, что такая встреча призвана найти и решить проблемы класса.

Второе упражнение. Правила. (7-10 мин)

Можно провести игру «Нет правил», особенно при определенной подавленности настроения класса. Можно просто отметить, что нужно договориться о правилах общения в кругу, потому что такое общение отличается от обычного в классе.

Ученики любым способом делятся на пары, каждая пара придумывает правило. Все правила сами ученики записывают на доске, после короткого обсуждения и «объединения» правил остаются 3-5 «основных», например:

Быть активным.

Быть толерантным

Слушать друг друга.

Смеяться можно, но не с человека (но по-доброму)

Каждая мысль имеет право на существование и высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее дело).

Упражнение третье.

Упражнение "Ожидание" сознательно не дается на первом занятии.

Упражнение четвертое (основное).

«Идеальный класс». (30-35 мин. - 15-20 минут на подготовку в группах, 10-15 минут на презентацию и 5-7 минут на обсуждение)

С помощью обычной считалки класс объединяется в четыре группы, которые получают задание: представить и презентовать другим идеальный класс в определенное время или при определенных обстоятельствах. Презентации готовятся в виде коллажей с устным комментарием.

Темы презентаций:

«Идеальный класс перед уроками»

«Идеальный класс после уроков»

«Идеальный класс на контрольной»

«Идеальный класс на перемене»

Ученики работают в группах у столов с канцтоварами; готовят коллажи и договариваются о порядке презентации, распределение ролей и т.п. Можно заранее приготовить также вырезки из детских и молодежных газет или журналов (фото, рисунки разных ситуаций) и предложить учащимся использовать их в коллажах.

Психолог контролирует ход подготовки групп, консультирует, помогает.

Презентации групп проходят по предварительно установленному порядку. Коллажи крепятся в виде выставки в предварительно приготовленном психологом месте (стена, доска, стенд).

Психолог предлагает обсудить то, что произошло, по следующим вопросам.

Какой образ класса вам понравился больше всего? Почему?

Что для вас было приятно делать в группе, а Вы не хотели, и делали, и почему?

Что вы готовы делать ради дружбы в классе?

Упражнение пятое.

Релаксационное упражнение-игра «Атомы и молекулы». (3-5 мин.)

Каждый ученик выбирает, что он будет постоянно делать (стоять, прыгать, бегать, стоять на одной ноге и т. п.). Пока ведущий говорит «Атомы, атомы, атомы...», каждый выполняет свое упражнение. Ведущий объявляет «Молекулы по два (по три, по пять и т.п.)». Ученики объединяются в молекулы и пытаются «на ходу» договориться, что именно будут делать все в каждой молекуле частности. Ведущий меняет условия 5-6 раз.

Психолог спрашивает, понравилась ли игра и просит подумать, как было чаще: ученик выполнял то, что делали другие, или другие делали то, что предлагал делать он.

Упражнение шестое.

Рефлексия после первого занятия. (7-10 мин.)

Ученики снова садятся в круг на те же места, которые занимали в начале занятия.

Что бы вы не хотели никогда повторять после сегодняшнего занятия?

Что бы вы хотели повторить в другом коллективе? Что именно? Почему?

Что из приятных вещей, которые ты пережил сегодня, не могли бы с тобой случиться нигде? Почему?

Все вопросы направлены на формирование чувства ценности классного коллектива.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская средняя общеобразовательная школа№3 с УИОП

Дмитровского района Московской области

Конспект занятия- тренинга
в 7 классе

«Общение»

подготовила

педагог-психолог

Бердникова Елена Антоновна

г. Дмитров
2014

Занятие-тренинг "Общение»

Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.

Задачи:

    познакомить с понятием “общение”, с представлениями о способах общения;

    формирование навыков, невербальной коммуникации и координации совместных действий;

    способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.

Содержание занятия слайд 1

ДМИТРОВСКАЯ СОШ №3 С УИОП

    Упражнение – активатор «Дождь»

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

    В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

    Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

    Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

    Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

    А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

    Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

    Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

    Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

    Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

    Солнце! (Руки вверх).

    Мозговой штурм “Что такое общение?”слайд 2

Дорогие друзья тема сегодняшней встречи – это общение. А что такое общение?

Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни, оно может происходить в разных формах, из которых выделяются три стороны. Слайд3

    обмен информацией между людьми;

    взаимодействие между людьми;

    установление взаимопонимания.

Как это происходит?

1 этап – «Встреча» слайд 4

В народе говорят «Встречают по одежке, а провожают по уму». Что можно сказать про этих людей?

Ребята дают характеристику по внешнему виду людей. Слайд 5

Слайд 6

2 этап – «Знакомство». Слайд 7

Это обмен мыслями, чувствами, переживаниями. «Лучший не тот, кто говорит, а тот, кто умеет слушать».

Мы будем учиться тому, как быть хорошими слушателями

Что вы чувствуете, когда вы говорите, а вас не слушают:.

Человек, умеющий общаться, знает, как важно быть внимательным слушателем. Вспомните кого-либо из своих знакомых, кто, общаясь с вами, внимательно слушает вас. Что делает этот человек, чтобы дать вам почувствовать, что он вас слушает

Искусство слушать требует практических умений. Давайте вместе попрактикуемся быть хорошими слушателями прямой сейчас

Раздаем учащимся листки бумаги и просим сложить их пополам.

Инструкция: Пусть дети сделают на одной половине листа рисунок, используя для этого три фигуры: круг, треугольник, квадрат. Они могут использовать любые из трех предложенных фигур, располагая их по своему выбору. Слайд 8

Выполняя задание, дети не должны показывать свои работы друг другу. По окончании попросите их сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок.

Пусть каждый ученик найдет себе пару и сядет с ней спина к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет затем объяснить «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку, как можно точнее. Предоставьте детям несколько минут для выполнения этой работы.

Теперь пусть партнеры поменяются ролями и повторят упражнение. По прошествии нескольких минут пусть пары сравнят свои рисунки, обратив внимание на то, насколько они совпадают или различаются.

Обсуждаем результаты

    Трудно ли было рисовать, основываясь только на том, что вы слышали?

    Трудно ли было давать указания?

    Что мне помогало рисовать?

    Чем вы можете помочь тому, кто слушает вас?

Вывод: Хороший слушатель – это тот, кто может быть внимательным и задаёт дополнительные вопросы, чтобы лучше понять собеседника.

3 этап - «Взаимодействие» или выстраивание отношений». Слайд 9

Способы общения могут быть как вербальные- используя речь, так и невербальная- с помощью жестов, мимики.

Упражнение “ Пойми меня”

Участники занятия-тренинга сидят. Ведущему дается задание изобразить с помощью жестов и мимики, то что написано, угадавший становится ведущим.

Я не люблю плавать, у меня много друзей, мне нравится ухаживать за животными.. и.т.д.

Обсуждение.

    Легко или трудно было изобразить мысль?

    А в чем были трудности?

    Легко или трудно было отгадывать мысль?

    А в чем заключались трудности?

Не маловажным является как мы общаемся, существуют приемы активного слушания, которые помогут вам выстроить хорошие отношения с людьми.

    Доброжелательное кивание

    Поддакивание (фразы типа «ага», «да- да», «точно», « понимаю»

    Пересказываете то, что Вам сообщил собеседник.

Приведите примеры того как «работают» эти приемы?

Факторы, влияющие на восприятие

    выражение Вашего лица

    Наше эмоциональное состояние в момент восприятия другого человека

    Важна ситуация, в которой происходит встреча

    Вкусы

    Возраст

    Пол

Упражнение в парах.: Сядьте парами, друг против друга. Попробуйте сделать комплимент с грустным выражением лица, и наоборот замечание с улыбкой. Обменяйтесь мнениями.

Предлагаю Вам поделится впечатлениями:

    Что Вы почувствовали выполняя задание?

    Что вы почувствовали когда были слушателями?

Способы общения. Слайд 10

    Вербальный (с помощью слов, речи)

    Невербальный (мимика, жесты, поза, качество голоса)

Какие бывают виды общения? Классификаций много. Но основные мы перечислим. Слайд 11

Анонимное общение - это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между людьми, (жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала). Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Ролевое общение Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач - больной, руководитель - подчиненный, лектор - слушатель, педагог - учащийся. В основном ролевое общение обусловлено должностью. Так, на производстве мастер выполняет распоряжения начальника цеха и исполняет роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях “отец - дети” он же занимает ведущую роль.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями.

Каковы же правила ведения беседы? Предлагаю детям самим составить эти правила.

Возможный вариант

Правила ведения беседы. Слайд 12

Предлагаются участникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии:

- покажите свое дружеское расположение к собеседнику;

- умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;

- не отвлекайтесь, когда говорят другие;

- не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;

- не бойтесь высказаться;

- четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;

- проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;

- будьте вежливы и тактичны;

В заключении я предлагаю Вам упражнение

Упражнение-разминка “Островок безопасности”.

Ребята, представьте, что ваш корабль потерпел крушение, вы остались с группой на плотах (стулья), вам необходимо попасть на берег (на другой конец аудитории), переставляя стулья со стульев сойти нельзя.

Обсуждение. Слайд 13

Какие чувства возникали у Вас при выполнении данного упражнения?

Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Было ли данное взаимодействие общением между вами?

Какие виды общения вы использовали?

Рефлексия.

    Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?

    Что нового узнали по данной теме?

    Какие важные “открытия” для себя вами сделаны?

    И где, когда вы их сможете применить?

Спасибо всем за активное участие в нашем занятии.

Литература

1.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.-М., 1989.

2. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.,1989.

3. Психологические проблемы юности. (Сборник статей). Под ред. Чл. кор. АПН СССР проф. А.В. Петровского. М., 1985.

5. Хрестоматия по истории психологии/ под редакцией П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1980.

6. Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго. М.И. Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985.

Мы учимся общаться!

Цель: предупреждение и преодоление разногласий в учебном коллективе.

Задачи:

Развивать коммуникативные навыки и социально-психологические свойства личности;

Формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей;

Воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.

1. Приветствие

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь видеть всех вас! Сегодня необыкновенное занятие: у нас в гостях замечательные и удивительные люди – психологи и социальные педагоги школ нашего района. Каждое утро наши гости идут на работу для того, чтобы подарить детям спокойствие, радость, уверенность в своих силах, помочь разрешить конфликты и недоразумения, которые иногда случаются у школьников.

А в вашем классе случаются разногласия? (ответы детей: да). Почему?

Хотите научиться сегодня на занятии быть более дружными? (ответы детей: да).

Давайте поприветствуем друг друга по- особенному. Я предлагаю вам образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из вас пойдёт по кругу и будет здороваться со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Обсуждение:

Вам понравилась игра?

Чье приветствие особенно понравилось?

Какие чувства выражены в приветствии европейцев, японцев, африканцев?

2. Упражнение «Доброе животное»

А теперь, ребята встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое очень доброе животное. Прислушайтесь, как оно дышит…А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, а на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, также ровно и четко бьётся его большое доброе сердце, стук шаг вперед, стук –шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого доброго животного себе.

Обсуждение:

    Сложно ли было придерживаться обозначенных правил?

    Понравилось ли вам животное, частью которого вы были?

    Что-нибудь удивило вас в этой игре?

Мы становимся дружнее!

4.Упражнение «Пазлы»

Я знаю ещё один секрет настоящей дружбы, но для этого вам необходимо преодолеть небольшое препятствие - собрать пазлы. Я предлагаю вам объединиться на команды и немного поиграть в игр. Каждому из вас я выдам по одному фрагменту - пазлу. Ваша задача: из имеющихся пазлов каждая команда должна собрать одну картинку, как можно быстрее. (во время работы звучит весёлая музыка)

А теперь, вам необходимо объединиться в одну большую команду и из 14 элементов создать одну картинку, как можно быстрее.

Обсуждение:

Как было легче работать в команде из семи человек или из четырнадцати?

2.Что помогало выполнению задания?

3. Что мешало?

4. Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия? (терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться).

Психолог: дорогие ребята, одним из секретов настоящей дружбы взаимопонимания является умение внимательно слушать и слышать друг друга! Вы хотите проверить как у вас это получается?

    Упражнение «Рассказчик»

Чтобы начать эту игру, мне необходимо определить игроков - рассказчиков (5 человек), остальные ребята будут судьями.

Рассказчикам нужно будет передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать рассказ и передавать его следующему. Первому рассказ расскажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. (рассказчики выходят за дверь).

Господа судьи: «Сейчас сюда будут заходить по одному рассказчики, первому я сообщу текст, которой он передаст второму, второй - третьему и так далее. Наша задача - запоминать, кто и как точно будет передавать текст».

Начинаем?

Я слышала, что Петя завтра собирается праздновать день Рождения, но он не хочет приглашать всех. Костю Петя решил не звать, потому что он дерется. Борю тоже не позовёт на День Рождения, потому что он двоечник и с ним неинтересно. А вот Рому обязательно позовет, потому что Рома умеет дружить и помогает делать домашние задания.

Обсуждение с судьями:

Отличается ли последний рассказ от первого?

Были ли искажена информация?

За счет чего это произошло?

Что «своего» каждый внес в рассказ?

Всегда ли нужно верить всему, что вам говорят?

Психолог: очень важно доверять и оправдывать доверие одноклассников, важно поддерживать друг друга в разных ситуациях. Чтобы это понять, давайте поиграем ещё в одну игру. Она называется «Пчёлы и змеи». Нам необходимо снова объединиться в команды по 7 человек. Те, кто хотят стать пчелами, отходят к окну, а те, кто хотят играть в команде змей, подходят к стене напротив. Каждая команда должна выбрать своего капитана команды. После того как я объясню правила игры наши капитаны выходят за дверь и ждут, пока их позовут. В это время я спрячу два предмета: для капитана пчёл – цветочек, а для короля змей – ящерицу. Капитаны должны отыскать эти предметы с помощью своей команды. Все пчелы будут жужжать: жжжжжжж... Чем ближе их капитан подходит к премету, тем громче должно быть жужжание, чем дальше – тем тише. А змеи помогают своему капитану шипением: шшшшшш... Чем ближе змеиный капитан, чем дальше – тем тише. приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Понятно ли вам задание? Капитаны, вам необходимо не надолго выйти из зала. Дорогие пчелки и змейки, рассаживайтесь по своим местам. Необходимо помнить, что во время этой игры никто не имеет право ничего говорить.

Обсуждение.

Твоя группа хорошо помогала?

Как вы взаимодействовали друг с другом?

Как ты чувствовал себя в роли капитана?

Что для тебя было самым трудным в этой роли?

Что мешало?

Психолог: дружба- это добрые слова и пожелания (я беру в руки коробочку)

Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на эту коробочку. Сейчас я потрясу её, а вы определите на слух, что в ней находится. (варианты ответов). На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле (Дети берут по одной конфете и желают доброты, здоровья, долголетия, мира, достатка, дружбы, счастья). Каждый из вас сейчас совершил маленькое чудо. От ваших пожеланий мир стал добрее. Спасибо вам! Вы большие молодцы, мне очень понравилось наше занятие, но к сожалению оно подходит к завершению.

Понравилось ли занятие вам?

Что понравилось больше – что понравилось меньше?

Что было самым трудным?

Я очень надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы будете самым дружным классом. Вы будете стараться?

Сегодня у нас есть отличная возможность поблагодарить друг друга. Для этого образуем круг. Я предлагаю поблагодарить друг друга, пожать руку и сказать: «Спасибо, что ты рядом!». (Психолог тоже в кругу, начинает или заканчивает упражнение «Спасибо, что все вы рядом»).

Обсуждение:

    Какие чувства вы испытали, играя в эту игру?

    Сложно ли было говорить слово «спасибо»?

    Часто ли вы произносите добрые слова в классе, дома.

А теперь, давайте прощаться. Ребята, покладите свои ладошки на мою руку.

Давайте вместе произнесём: «До новых встреч!»