Трансакционный анализ. Трансактный анализ э

Трансакционный анализ (транзактный, трансактный анализ) – это психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.

В 1960-ые годы трансакционный анализ развился из психоанализа, в первую очередь благодаря работам Эрика Берна и ряда других психотерапевтов. Популярность ТА объясняется тем, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы несложны.

Функции ТА анализа заключаются в том, чтобы помочь человеку:

  • Выявить непродуктивные стереотипы своего поведения.
  • Сформировать новую систему ценностей и принимать решения, исходя из собственных потребностей и возможностей.
  • Понять особенности своего взаимодействия с окружающими.
  • Открыто выражать свои чувства.
  • Научиться доверять себе.

Трансакционный анализ можно практиковать где угодно – дома, на работе, в школе. Словом, там, где есть люди. За эту простоту его и любят и критикуют. Ведь по мнению многих психиатров, качественные изменения возможны только под присмотром профессионалов.

Три эго-состояния по Эрику Берну

Эрик Берн утверждает, что в каждый момент жизни наши мысли, чувства, слова, действия и реакции определяются одним из 3 возможных эго-состояний:

  • Я-Родитель : содержит поведение и установки, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим и в предубеждениях. Внутренне – принимают вид старых родительских назиданий.
  • Я-Взрослый : состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и получение обратной связи. В нем человек является хорошо приспособленным, организованным, находчивым и действует, спокойно рассчитывая и оценивая свои возможности.
  • Я-Ребенок : в этом состоянии человек содержит в себе все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом, а также записи детских переживаний, позиций и реакций в отношении себя и других. Помимо этого, включается творческое проявление личности.

Что любопытно, время от времени человек может существовать в двух из трех состояний одновременно, а их смена может происходить быстро и часто. Например, утром в кровати многие из нас борются между Родителем и Ребенком – один хочет поспать еще час, а второй говорит, что пора вставать и идти учиться или зарабатывать деньги.

Нельзя сказать, что одно эго-состояние важнее другого. Скорее так – гармония состояний помогает оставаться вменяемым человеком, не скатываться к нравоучительству, но и не веселиться сверх меры. Всему свое время.

Ребенок может быть:

Спонтанным . Это импульсивное, эгоцентричное, хитрое и естественное поведение.

Приспосабливающимся . Боязливое, беспомощное, уступчивое и приспосабливающееся к нормам поведение.

Бунтующим . Протестующее, бросающее вызов поведение.

Родитель может быть:

Заботливым . Исправляет, утешает, помогает.

Критическим . Критикует, грозит, приказывает.

Взрослый же играет роль своеобразного арбитра между Родителем и Ребенком. После анализа информации, Взрослый решает, какое поведение будет адекватным данному обстоятельству, от каких стереотипов можно отказаться, а какие желательно включить.

Несмотря на то, что для полноценно счастливой жизни требуется периодическая смена эго-состояний, наиболее важным является Взрослый. Именно он должен принимать большинство решений.

Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?

Сделать это можно при помощи наблюдения за вербальными и невербальными элементами поведения.

Ребенок внутри нас, как правило, использует фразы и мысли: «Я хочу!», «Я ненавижу», «Меня это злит», «Какое мне дело». Внешне это проявляется в потупленном взоре, дрожащих губах, выражении восторга, пожимании плечами.

Родителю характерны фразы и мысли: «Мне нельзя», «Тебе нельзя», «Я должен», «Ты должен», «Прекрати это», «Я бы на твоем месте». Внешне это проявляется в качании головой, нахмуренном лбе, скрещенных на груди руках, грозном виде.

Главные слова и мысли Взрослого: «Давайте посчитаем», «Это целесообразно», «Где польза?». Выражается это в задумчивости, размышлениях и .

Трансакции

Трансакции – это вербальные и невербальные взаимодействия между людьми, обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Они состоят из стимула и реакции. Например, стимул: «Что ты здесь делаешь?», реакция: «Да вот, с работы пораньше отпустили».

Типы трансакций:

  • Дополняющие (параллельные): это такие трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. К примеру, стимул: «Который час?» дополняется реакцией: «Половина восьмого». В этом случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников. Во время этих трансакций не возникает и взаимодействие может продолжаться длительное время.
  • Пересекающиеся (перекрестные): здесь уже возможны конфликты и скандалы. К примеру, муж спрашивает: «Где мои запонки?», а жена отвечает: «Я всегда у тебя во всем виновата!». Муж посылает стимул Взрослого к Взрослому своей жены, а ее реакция исходит от ее Ребенка. Такие трансакции начинаются с колких реплик, взаимных упреков и могут продолжаться на протяжении всей семейной жизни, если оба участника сознательно не решат включить Взрослых.
  • Скрытые : это самые сложные трансакции, потому что включают более одного эго-состояния на человека, так как сообщение маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Все это является почвой для развития психологических игр, которые были описаны Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Многие проблемы в семейной жизни можно разрешить, если их выявить и исправить.

Поглаживания

Каждый Ребенок внутри нас ищет одобрение со стороны Родителя другого человека. Одобрение в трансакционном анализе называется «поглаживанием». Их существует три типа:

  • Вербальное: виде комплиментов или похвалы.
  • Невербальное: кивки, подмигивание, жесты.
  • Физическое: рукопожатие, похлопывание по спине, поглаживание по спине.

Мы «поглаживаем» человека либо за существование (безусловное), либо за поступки (условное). При этом «поглаживания» могут быть позитивными (теплые слова, дружеское физическое прикосновение, доброжелательные жесты) и негативными (хмурые взгляды, шлепки, брань).

Книги

Если вы хотите узнать о трансакционном анализе больше, ознакомьтесь с психологическими играми, прочитайте следующие книги:

  • «Трансакционный анализ и психотерапия» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн.
  • «Групповая психотерапия» коллективная монография клиники неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
  • «Я о’кей, ты – о’кей» Томас Э. Харрис.
  • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  • «Техники транзактного анализа и психосинтеза» Ирина Малкина-Пых.
  • «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике» Николай Васильев.

Желаем вам удачи!

Согласно теории трансактного анализа , которую предложил и развил в начале прошлого века американский психотерапевт Эрик Берн, наше искусство убедительно говорить, адекватно мыслить, чувствовать и реагировать на происходящее определяются одним из наших трех эго-состояний – Ребёнка, Взрослого или Родителя .


Наши эго-состояния – это наша психологическая реальность. Каждое из них имеет для нас определенную ценность. Все три в целом и каждое из них по отдельности чрезвычайно важны для нашего выживания и равно необходимы для плодотворной жизни и общения.

Трансакции – кирпичики наших отношений

Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

Согласно структурному анализу Берна , общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я. Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся. Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

  1. Дополняющая или комплиментарная
  2. Пересекающаяся или перекрестная
  3. Скрытая

Дополняющие или комплиментарные трансакции

Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.

На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).

Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.

Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения. При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция. Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.

Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.


Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).

В практической работе психологи выделяют:

    Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):

    • По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
    • По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
    • По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…

    Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.

  1. Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.

Пересекающиеся или перекрестные трансакции

Если стрелки стимула и реакции пересекаются, то такие взаимодействия на языке трансактного анализа общения называются пересекающимися или перекрестными. Пересекающаяся трансакция возникает, когда в ответ на стимул одного из собеседников, направленный к одному эго-состоянию собеседника, последний реагирует от имени другого своего эго-состояния.

Пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.

— Муж, к жене: «Куда ты положила мои запонки?» .

— Жена: «Когда ты последний раз вспомнил, куда положил свою вещь?» .
Реакция РВ – «Родитель» жены наставляет «Взрослого» мужа.

Имеет место пересекающаяся трансакция ВВ – РВ. Почва для развития конфликта подготовлена.

— Муж, к жене: «Где мой галстук?» .
Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

— Жена: «Почему ты всегда и во всем пытаешься обвинить меня?» .
Реакция РеР – «Ребёнок» жены обиженно надувает губки и взывает к «Родителю» мужа.

Ясно, что дальнейший разговор о галстуке становится невозможен, поскольку, на языке психотерапии, здесь имеет место классический «перенос» акцентов с проблем бытового уровня на уровень взаимоотношений. Перед нами пересекающаяся трансакция 1-го типа ВВ – РеР. Трансакции такого рода – основной источник наших бытовых конфликтов.

Начинаясь со взаимных упрёков на бытовом уровне, перекрестные трансакции зачастую оканчиваются бурными ссорами, сопровождающимися хлопаньем дверью и стремительной сменой эго-состояний у каждого из участников конфликта.

— Коллега по работе: «Ты не в курсе, шеф сегодня собирает планёрку?» .
Стимул ВВ – «Взрослый» одного из служащих обращается к «Взрослому» другого, равного по статусу.

— Второй коллега: «Я то в курсе, а когда на подобные вопросы сможешь отвечать мне ты?» .
Реакция РРе – «Родитель» того коллеги, которому был адресован стимул, тоном покровителя поучает «Ребёнка» коллеги, задавшего вопрос.

Пересекающаяся трансакция 2-го типа ВВ – РРе , соответствующая описанной ситуации проиллюстрирована на рис. 2б. Такие трансакции в психиатрии соответствуют реакциям контрпереноса. Они часто питают конфликты в личной жизни и на дипломатической почве.

Важно: Пересекающиеся трансакции – признак нарушения в коммуникации и потенциального конфликта. Бурно протекая, такие конфликты, как правило, быстро затухают, но будут происходить до тех пор, пока не будет найдена и устранена их причина.

Три базовых эго-состояниях согласно теории трансактного анализа раскладываются на 9 х 9 = 81 различных схем реализации простых трансакций. За вычетом 9 дополняющих трансакций остается 72 варианта. – Многовато даже для трансактного аналитика.

На «прикладном» уровне обычного человека для продуктивного анализа структуры взаимоотношений оказывается вполне достаточно научиться распознавать и оперировать с 4-мя наиболее распространенными схемами парных трансакций одного уровня:

  1. ВВ – РеР – вариант реакции переноса (пример на рис. 2а).
  2. ВВ – РРе – вариант реакции контрпереноса (пример на рис. 2б).
  3. РеР – ВВ – реакция раздражения, характеризующая состояние человека, рассчитывающего на сочувствие и получающего вместо него сухие факты.
  4. РРе – ВВ – дерзость. Вместо ожидаемой жалобы автор стимула слышит ответ, который воспринимает как вызов и апеллирует к фактам.

Скрытые трансакции

Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях. Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника. Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

Пример угловой трансакции 1:

— Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить» .
Стимул ВРе.

— Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал» .
Реакция РеВ.

Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману». При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе). Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

Пример угловой трансакции 2:

— Официант ресторана: «Что будете пить?»
Стимул ВРе.

— Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк» .
Реакция РеВ.

Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый. В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе). В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

Пример сдвоенной трансакции:

— Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

— Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей» .

Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я. Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику.

Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

Общение в радость

Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.

С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.

Трансактный анализ это интегральный подход к психологии и психотерапии. Он описан как интегральный, потому что у него есть элементы психоаналитических, гуманистических и познавательных подходов. Трансактный анализ был разработан американским психиатром канадского происхождения , в конце 1950-ых годов.

Контур

По данным Международной ассоциации трансакционного Анализа, TA ‘ — это теория личности и систематической психотерапия для личного роста и личностных изменений’.

  1. В качестве теории личности Трансактный анализ описывает, как люди структурированы психологически. Он использует, пожалуй, самые известные модели эго-состояний (Родитель-Взрослый-Ребенок) модели, чтобы сделать это. Та же модель помогает объяснить, как люди и выражать свои функции личность в их поведении.
  2. Берн установилчто существует четыре жизненные позиции, что человек может занимать определенные психологические позиции имеет серьезные последствия как для отдельных операций или его жизни. Положения заявлены как:
    1. Я в порядке и вы в порядке . Это здоровая жизненная позиция, и это означает, что я отношусь к себе хорошо, и отношусь хорошо к другим и их компетенции.
    2. Я в порядке, вы не в порядке . В этой позиции я отношусь к себе хорошо, но к другим я отношусь плохо, и это обычно не является здоровой,
    3. Я не OK , вы ОК . В этом положении я отношусь к себе плохо, к другим я отношусь лучше чем к сеье. Человек, который занимает это положение ведёт себя дипрессивно.
    4. Я не ОК, и вы не ОК .. Это худший вариант, а это значит, что я верю, что я в ужасном состоянии и остальной мир тоже в плохом состорянии. Следовательно, нет никакой надежды на позитивное развитие событий.
  3. Это теория коммуникации что может быть дополнен к анализу систем и организаций.
  4. Это предлагает теорию для развития ребенка, объясняя, как наши взрослые образцы жизни произошли в детстве. Это объяснение основано на идее «Детство Подлинник жизни» предположение, что мы продолжаем переигрывать стратегии детства, даже когда это приводит к боли или поражению. Таким образом это утверждает, что подтвердило теорию психопатологии.
  5. В практическом применении. Используется в диагностике и лечении многих типов психических расстройств, а также предоставляет метод терапии для лиц, супружеских пар, семей и групп.
  6. Вне терапевтической области, она была использована в образовании, чтобы помочь учителям оставаться в ясном общении на должном уровне, в консультирование и консультационных услугах, в управление и коммуникации обучение и т.д.

Философия.

  • Все люди ОК; таким образом, каждый человек имеет значимость, важность, равенства, уважение.
  • Положительное подкрепление увеличивает чувства ОК.
  • Все люди имеют основное милый и желания для положительного роста.
  • Все (лишь с некоторыми исключениями, такими, как болезнями головного мозга) имеют способность думать.
  • Все многочисленные аспекты личности, имеют положительное значение.
  • Люди решают свою историю и судьбу, поэтому эти решения могут быть изменены.
  • Все эмоциональные трудности излечимы.

Свобода от исторического внедренного в детстве скрипта требуется для того, чтобы стать свободными. Ненадлежащее, недостоверное перемещение эмоции, которые не справедливо и честно отражают «здесь-и-сейчас» жизнь (например, эхо детства страдание, жалость-себя и других, компульсивное поведение и однообразной жизни неблагополучных структур). Цель изменения в рамках TA, перейти к автономии (свобода от детских сценариев), непосредственности, интимности , лечение как полное выздоровление вместо того, чтобы просто делать успехи.

История трансактного анализа.

TA — нео-фрейдистская теория индивидуальности. Берн эго-состояний находятся под сильным влиянием ИД, эго и супер-эго , хотя они не точно соответствуют с ними. Главная разница между Берном и Фрейдом — обработка заметных трансакций, известных как «игры».. Ряд книг популяризировал TA широкой общественности, но мало что сделал, чтобы получить признание в обычного психоаналитического сообщества. Трансактныйй анализ по мнению ее сторонников, более удобная и доступная модель, чем традиционные психоаналитические модели. Ряд современных TA практиков подчеркнули сходство с когнитивно-бихевиористской моделью, в то время как другие делают акцент на разных моделях.

Общие.

TA не только постфрейдист, но и, согласно пожеланиям его основателя, сознательно дополнительно-фрейдистский. У ТА есть корни в психоанализе, начиная Берн был психоаналитически обучаемым психиатром, транзакционный анализ был разработан как отколовшееся отделение психоанализа.

С его вниманием на сделки TA переместил внимание от внутренней психологической динамики до динамики, содержавшейся во взаимодействиях людей. Вместо того, чтобы полагать, что увеличение понимания содержания подсознательно проводимых идей было терапевтическим путем, TA, сконцентрированный на содержании взаимодействий людей друг с другом. Изменение этих взаимодействий было путем TA к решению эмоциональных проблем.

TA также отличается от Фрейдистского анализа по объяснению, что заключительное эмоциональное состояние человека — результат внутреннего диалога между различными частями души, в противоположность Фрейдистской гипотезе, что образы — наиважнейший детерминант внутреннего эмоционального состояния. (Например, депрессия может произойти из-за продолжающихся критических словесных сообщений от внутреннего Родителя внутреннему Ребенку.) Берн полагал, что относительно легко идентифицировать эти внутренние диалоги и что способность сделать так родительски подавлена в раннем детстве.

Кроме того, Берн считал, в принятии на себя обязательство «лечить» своих пациентов, а не просто, понять их. С этой целью он ввел один из самых важных аспектов TA: Контракт, заключаемым им и клиент, и терапевт преследовал конкретные изменения, которые желал клиент.

Пересмотрев концепцию человеческой психики состоящую из ИД, эго и супер-эго. Берн, формулирует три «эго-состояния»- Родитель, Взрослый и Ребенок, которые были в значительной мере формируемые через детство. Эти три состояния являются частью Фрейдовского эго; никто не представляет идентификатор Суперэго.

Нездоровые детские переживания могут привести к тому сто будут патологически закреплены в Ребенке и Родителе (эго-состояния), вносят дискомфорт для человека и/или другим пользователям в различных формах, в том числе многих видов психические заболевания.

Берн считал, как люди общаются друг с другом, и, эго-состояния влияют на набор транзакции. Непродуктивные, или же контрпродуктивные операции рассматривались как признаки проблем эго-состояний. Анализируя данные операции по словам человека из истории развития, позволят человеку поправится.

Берном определена типология общих контрпродуктивным социальных взаимодействий,Берн определил их как «игры».

Берн представил свою теорию в двух популярных книг по Трансактного анализа: Люди которые Играют В Игры (1964) и Что Ты Скажешь После Того, Как Сказал » Здравствуйте»? (1975). Я ОК, Ты ОК (1969), написанная давним другом Берна Энтони Томасом Харрисом является, пожалуй, самой популярной книгой по ТА.

К 1970-ым, из-за нетехнического и неугрожающего жаргона TA и модели человеческой души, многие ее условия и понятия были приняты эклектичными врачами как часть их отдельных подходов к психотерапии. Это также служило положительно в качестве модели терапии для групп пациентов, семей, где межличносные (а не глубоко личный) беспорядки были центром лечения. Критика обвинила, что TA - псевдонаука, когда ТА — фактически лучше понимать как философию.
Популярность TA в США уменьшилась в 1970-ых, но он сохраняет некоторую популярность в других местах в мире. Более преданные пуристы TA объединились в 1964 с Берном, чтобы сформировать исследование и профессиональное тело аккредитации, Международную Транзакционную Аналитическую Ассоциацию или ITAA.

Развитие трансактного анализа.

Оставляя психоанализ половину столетия назад, Эрик Берн представил транзакционный анализ миру как феноменологический подход, добавляющий философскую конструкцию Фрейда с наблюдаемыми данными. Его теория основывалась на науке об Уайлдере Пенфилде и Рене Спице наряду с нео-психоаналитической мыслью о людях, таких как Пол Федерн, Эдоардо Вайс и Эрик Эриксон. Двигаясь в межлисностном мотивационную теорию, он поместил его и против психоаналитических традиций того дня и в пределах того, что станет психоаналитическими традициями будущего.
Из Берна транзакционные аналитики унаследовали намерение создать доступную и легкую в использовании систему, понимание подлинника или жизненного плана, эго-состояний, сделок и теории групп.

Пятьдесят лет спустя.

В рамках всеобъемлющей основы Трансактного анализа, более поздние трансактные аналитики разработали несколько разных и перекрывающих теории Трансактного Анализа: когнитивных, поведенческих, коммуникативных, интегративных, конструктивистских, работа с телом, позитивных психологических, личностных адаптационных, психодинамических и т.д.

Некоторые трансактные аналитики подчеркивают вещи, которые имеют общее с когнитивно-поведенческими терапевтами: испол ьзование контрактов с ясными целями, внимание к когнитивным искажениям (так называемый «Взрослых » дезактивации» или «Ребенок deconfusion»), ориентация на клиента, сознательное отношение, поведение и использование «мазки».

Когнитивные на основе трансактных аналитиков используют эго-состояния идентификации, выявления искажения общения и обучения различных функциональных вариантов в динамике связи. Некоторые делают дополнительные договоры на более глубокую работу с участием жизненных-планов и сценариев или бессознательные процессы, в том числе тех, которые проявляются в клиент-терапевт отношении, как перенос и контрперенос, и определяют себя как психодинамических или Трансактных аналитиков. Основной момент исследования это поощрение субъективного благосостояния и оптимального человеческого функционирования, а не патологий и тем самым идентифицируется с положительной психологией. Все более и более под влиянием текущих исследований в приложении младенец-мать взаимодействий, и значениями межличностной нейро-биологии и нелинейными динамическими системами.

Основные идеи.

Многие из основных TA модели и концепции можно разделить на

  • Структурный анализ — анализ индивидуальной психики
  • Трансактный анализ это анализ межличностных отношений на основе структурного анализа личности, вовлеченных в сделки
  • Анализ игр это повторяющаяся последовательность трансакций, которые приводят к предопределенному результату, подсознательно согласованному сторонами, вовлеченными в игру
  • Анализ сценария- жизненный план, который может вовлечь долгосрочную причастность в особенности к играм, чтобы достигнуть жизненной выплаты человека.

Эти понятия можно объяснить следующим образом:

транзактный анализ

Эго-Состояния (Родитель-Взрослый-Ребенок) модель.

  • Родитель («exteropsyche»): эго-состояние , в котором люди ведут себя, чувствуют и мыслят, бессознательно подражая тому, как их родителей (или другие родительские фигуры) действовали, или, как они интерпретировали действия их родителей. Например, человек, который может кричать на кого-то из за разочарования, потому что в детстве на него кричали родители если он разочаровывал их..
  • Взрослые («neopsyche»): эго-состояние , которое наиболее похоже на компьютерную обработку информации и составления прогнозов при отсутствии основных эмоций, которые могут негативно повлиять на его деятельность. Обучение с целью укрепления Взрослого цель трансактнного анализа. Человек находящийся в эго-состоянии Взрослого, направлен на объективную оценку реальности.
  • Ребенок («archaeopsyche»):эго-состояние , в котором люди ведут себя, чувствуют и думают так же, как они делали это в детстве. Например, человек, который получает низкую оценку работы может отвечать, глядя в пол, плача или надувшись, как раньше, когда ругали его как ребенка. И наоборот, человек, который получает хорошие оценки, может реагировать с широкой улыбкой и радостным жестом благодарности. Ребенок является источником эмоций, творчества, отдыха, спонтанности и близости.

Берн дифференцировал эго-состояния Родитель, Взрослый и Ребенок от фактического взрослго, родителя и ребенка, с помощью заглавных букв. Эти эго-состояния могут представлять или не представлять те отношения, которые они разыгрывают. Например, на рабочем месте, взрослый руководитель может взять на себя Родительскую роль, и ругать взрослых работников, как если бы они были Детьми.

Внутри каждой из этих эго-состояний есть подразделы. Таким образом Родительские фигуры бывают: Заботящимися (разрешают, заботятся, следят за безопастностью) иликритикующими (в основном, негативные варианты); Детское поведение бывает:естественное или адаптивное . Эти подразделения классифицируют лиц, образцы поведения, чувств, способы мышления, которые могут быть функциональными (положительные ) или неблагополучные контрпродуктивным (отрицательное )..

Берн утверждает, что есть четыре типа диагностирования эго-состояний. Это: «поведенческий» диагноз», «социальный» диагноз», » исторический» диагноз», и «феноменологический» диагноз. Полный диагноз будет включать в себя все четыре вида. Впоследствии было показано, что есть пятый тип диагноза, а именно «контекстный», потому что такое же поведение будет диагностироваться по-разному в зависимости от контекста поведения.

Эго-состояния не соответствуют непосредственно Фрейдовским Эго, Суперэго и ИД хотя существуют очевидные параллели: Суперэго/Родителей; Ego/Взрослый; Id/Ребенка. Эго-состояния является постоянными для каждого человека, и (утверждают, та практики) являются более заметными, чем компоненты Фрейда. Иными словами, эго состояние, из которого кто-то поддерживает связь очевидна в его поведении, манере и выраженим.

Не существует «универсального» эго-состояний. Например, каждый Ребенок является уникальным опытом детства: менталитет, интеллект, семья у каждого отдельного человека разные.

Одно эго состояние может быть загрязнено другим эго-состоянием. Например, когда человек путает Родительские правила, и лозунги для эго-состояния Взрослой «здесь-и-сейчас действительности (Взрослое эго стало загрязнено Родителем), и когда верования взяты в качестве фактов (Взрослое эго стало загрязнено Ребенком). Или когда человек «знает», что все смеются над ним, потому что «они всегда смеялись». Это было бы примером загрязнения детства (Детское загрязнение Взрослого), поскольку на Эго-состояние Взрослый «здесь-и-сейчас» накладываются воспоминаниями об исторических инцидентах в детстве.
Симбиоз эго-состояний также возможен. В симбиотических отношениях, один участник заимствует эго состояние от другого участника и выключает его у себя. Например, солдаты могут освободить себя от вопросов этики их действий, подчиняясь начальникам. В этом случае солдат включил Родительское эго-состояние их начальника в свою персону.

Хотя теория TA утверждает, что Эго-состояния не соответствуют непосредственно взглядам, чувству и оценке, поскольку эти процессы присутствуют в каждом эго-состоянии, это требование, кажется, внутренне противоречиво к требованию, что Взрослый походит на компьютерную информацию об обработке, поэтому не чувствует, если он загрязнен Ребенком. Более глубокое понимание TA необходимо, чтобы решить этот парадокс. Например, Берн обсуждает, что каждое эго состояние (Родитель, Взрослый и Ребенок), является дальнейшим подразделением Родительского Взрослого Ребенка в пределах самого эго состояния. Рожденный побеждать обсуждает, как одной из целей ТА является достижение интеграции Эго-стояний(Родитель, Ребенок) во эго-состояние Взрослый, осознание человека поднимается до уровня восприятия взрослой реальности «здесь и сейчас».
Модели эго-состояний были подвергнуты сомнению группой TA в Австралии, они описали «две эго-модели» как средство решения воспринятых теоретических проблем:
«Две эго-модели говорят, что есть Детское эго-состояние и Родительское эго-состояние, объединяя Взрослое эго-состояние с Родительским эго-состоянием. Как мы учимся говорить, складывать и изучать, как думать, все просто скопировано от наших учителей. Так же, как наши нравы и ценности скопированы от наших родителей. Нет никакой абсолютной правды, где факты существуют, примыкают к собственной системе взглядов человека. Берн по ошибке пришел к заключению, что помещал Взрослое эго-состояние как отдельное от Родительского эго-состояния. » не ясно,противоположно ли понятие изученного восприятия действительности к теории Берна, узнаваемо отдельные способы рациональной и моральной мысли.

Трансакции и поглаживания.

  • Транзакции — это поток сообщений, и, в частности, невысказанные психологический поток сообщений, который выполняется параллельно. Трансакции происходят одновременно как явные, так и на психологическом уровнях. Пример: сладкий заботливый голос с саркастической интонацией. Понимать реальное общение нужно как вербально так и невербально.
  • Поглаживания — есть признание, внимание и отзывчивость или, что одно лицо предоставляет другому. Поглаживания могут быть положительными (по прозвищу «пушистики») или отрицательными. Ключевая идея заключается в том, что люди жаждут признания, когда им не хватает положительных поглаживаний, люди будут искать поглаживания любого рода, даже если эти поглаживания будут доставлять негативные ощущения.

Люди часто воздействуют на других людей поглаживаниями которые соответсвуют их стилю и ждут реакции соответсвующей стимулу, так что, босс, который разговаривает со своими сотрудниками, как контролирующий родитель часто порождает самоуничижения или других детских ответов. Те сотрудники, которые могут противостоять увольняются.

Транзакции могут восприниматься как положительные или отрицательные в зависимости от характера поглаживаний в них. Тем не менее, негативные транзакции является предпочтительными.

Характер транзакций важно для понимания взаимоотношений.

Виды транзакций.

Существуют в основном три вида операций:

  1. Взаимные/Дополняющии (простейшие)
  2. Скрещенные
  3. Скрытые — Двойные/Угловые (самые сложные)

Взаимные или дополнительных операций.

Простые транзакции происходят, когда оба партнера обращаясь к эго-состоянию другого из того-же эго-состояния. Их также называются взаимодополняющими транзакциями. Пример 1 :

A : «Вы написали рапорт?» (к Взрослому) B : «Да, я собираюсь отправить его вам.» (от Взрослого)

Пример 2 :

A : «Хотели бы вы, пропустить эту встречу, и идти смотреть фильм?» (Детей) B : «Я бы с удовольствием — я не хочу больше работать, мы должны пойти и посмотреть?» (Детей)

Пример 3 :

A : «Вы должны содержать ваш номер в чистом состоянии» (от Родителя к Ребенку) B : «Не доставайте меня? Я сделаю это в конце концов!» (от Ребенка к Родителю).

Такие коммуникации могут продолжаться бесконечно.

Скрещенные транзакции.

Неудачи в общении, как правило, вызваны » пересекающимися трансакциями», где партнер обращается к одному Эго-состаянию а партнер отвечает из другого. Рассмотрим приведенные примеры.

Пример 1a:

A : «Вы написали, отчет?» (Взрослый Взрослый) B : «Прекрати ты не доставайте меня? Я сделаю это в конце концов!» (Ребенок, Родитель)

Это пересекающаяся трансакция, скорее всего, вызовет проблемы на рабочем месте.

Скрытые транзакции.

Другой класс транзакции скрытые транзакции, где явно социальной разговор происходит параллельно с неявным психологической транзакцией. Например:

A : «Мне нужно, чтобы вы задержались допоздна в офисе т.к. много работы.» (Взрослый Взрослый), » язык тела » указывает на то, сексуальные намерения (Ребенок Ребенок) B : «Конечно.» (Взрослый ответ на Взрослого), подмигивая или ухмыляясь (Ребенок принимает скрытый мотив). С

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Создателем Т. а. является американский психиатр Берн (Berne E.). Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтического процесса - реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей.
Т. а. включает в себя:
1) структурный анализ - анализ структуры личности;
2) анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;
3) анализ психологических игр - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу);
4) анализ сценария (скрипт-анализ) - индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок (Археопсихе), Взрослый (Неопсихе). Подчеркивается, что Я-состояния - это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Родитель - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты - информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил, с другой - вместилище предрассудков и предубеждений. Родитель может выступать в виде Контролирующего Родителя (запреты, санкции) и Заботящегося Родителя (советы, поддержка, опека). Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя». К другим вербальным характеристикам относятся поучающие, оценивающие, поддерживающие или критические замечания типа «всегда», «никогда», «прекрати это», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор». Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст» руки, постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т. п.
Ребенок - это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим чертам Естественный Ребенок приобретает большую ценность, независимо от возраста человека: он придает человеку обаяние и теплоту. Однако Естественный Ребенок не только обаятелен, но и капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный Ребенок - это та часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, особенно при общении со значимыми лицами, робость, стыдливость. Разновидностью Адаптированного Ребенка является Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину.
Ребенок диагностируется в Т. а. на основании высказываний, выражающих чувства, желания, опасения: «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно», «какое мне дело». К невербальным характеристикам относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга.
Взрослое Я-состояние - это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Если Родитель - это преподанная концепция жизни, а Ребенок - концепция жизни через чувства, то Взрослый - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. В теории Фрейда (Freud S.) Взрослому соответствует «Я». Подобно тому как «Я» у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно и социальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке уместно поведение, диктуемое Детским Я-состоянием, а неуместно морализирование Родителя на тему аскетического образа жизни. Именно в этом ключе необходимо понимать девиз Т. а.: «Будь всегда Взрослым». К Взрослому пациенту обращается психотерапевт в процессе работы с ним.
При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями. Примером трансакции «Взрослый-Взрослый» может служить беспристрастный разговор с целью получить информацию: «Вы не слышали, какая погода ожидается завтра?» - «Обещают дождь». Типичный разговор между двумя Родителями, обремененными предрассудками, звучит примерно так: «Нынешняя молодежь думает только о развлечениях». - «Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!». Взаимодействие «Родитель-Ребенок» может быть проиллюстрировано следующим диалогом между супругами: «Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура». - «Тогда ложись в постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дам аспирин».
Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние «Я». Классическим является пример Берна «Запонки». Муж не может найти запонки и спрашивает у жены: «Ты не знаешь, где мои запонки?». Это вопрос Взрослого, ждущего информации, и параллельный дополнительный ответ был бы таким: «Посмотри в верхнем ящике гардероба». Однако если у жены тяжелый день, то она может сказать: «Куда положил, там и возьми». Стимул исходит от Взрослого, но жена вернула ответ от Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на свои места. Если бы ответ жены исходил от Ребенка («Вечно я у тебя во всем виновата!»), образовался бы тот же тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: «Это все из-за тебя!» (название одной из психологических игр, описанных Берном).
Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний «Я», так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Когда продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для вас», то его слова могут быть восприняты как Взрослым, так и Ребенком клиента. Когда их слышит Взрослый, ответ может быть таким: «Да, вы правы, учитывая то, сколько я получаю». В то же время Ребенок может ответить: «Я беру ее - это как раз то, что я хочу». Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, содержащих ловушку, подвох. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, чаще это неприятные ощущения, которые для игрока являются «любимыми» и которые он «коллекционирует». Например, в игре «Ударь меня» один из участников пытается вызвать у своего партнера неуважительную к себе реакцию. В книге Берна «Игры, в которые играют люди» (1964) описываются десятки игр. Их исполняют из Родительского состояния «Я», когда повторяют игру родителей; из Взрослого Я-состояния, когда они сознательно рассчитаны; из Детского Я-состояния, когда они основаны на ранних переживаниях, решениях и психологических позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве.
Понятие психологической позиции является одним из основных в Т. а. Известным пропагандистом Т. а. стал психиатр Харрис (Harris Т. А.) благодаря своей книге «Я о"кей - ты о"кей». Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе Т. а. Харрис различает 4, а Инглиш (English F.) - 5 основных позиций.
Первая позиция: «я о"кей - ты о"кей». Эта позиция полного довольства и принятия других может быть определена как гармоничная, или симбиотическая, и соответствует положению эмбриона в чреве матери, который находит себя и свое окружение благополучным (о"кей). Позиция может поддерживаться между младенцем и матерью, однако если ребенок застревает на ней, полагая, что он всю жизнь будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания.
Вторая позиция: «я не о"кей - ты не о"кей». Если ребенок в начале своей жизни окружен вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоятельств, отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным (не о"кей). Жизнь утрачивает позитивные аспекты. Сохранение такого положения может подействовать деструктивно и привести к убеждению: «Жизнь ничего не стоит».
Третья позиция: «я не о"кей - ты о"кей». Очень скоро ребенок начинает переживать, что он маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя менее ценным, чем окружающие его взрослые. Это может измениться только в том случае, если самооценка ребенка будет повышаться. Если же этого не происходит, то такое состояние фиксируется, что в конце концов приводит к осуществлению сценария, в котором главную роль играют депрессия, резигнация и чувство неполноценности: «Моя жизнь ничего не стоит».
Четвертая позиция: «я о"кей - ты не о"кей». Если ребенка «не поглаживают», плохо с ним обращаются, то он приходит к заключению: «Только я один могу защитить себя, только я один хороший, а другие - плохие». Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к криминальной ситуации: «Ваша жизнь немногого стоит».
Пятая позиция: «я о"кей - ты о"кей». Это реалистическая позиция. Она не основывается на ранних детских решениях, а выбирается осознанно. К ней человек приходит через жизненный опыт, посредством переоценки ценностей, через мораль и философию. В этой позиции никто не проигрывает, а каждый по-своему приходит к своей победе: «Жизнь стоит того, чтобы жить».
Психологические позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить свое восприятие окружающего мира. Психологическая позиция становится жизненной позицией, исходя из которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает 2 позиции: «Я ничего не стою» (я не о"кей) и «Мужчины - это животные, которые будут обижать меня» (мужчины не о"кей). Исходя из этого, она выбирает людей, которые играют определенные роли, соответствующие ее жизненному сценарию. Так, она выходит замуж за «животное», к тому же алкоголика. В дополнение к этому на людях она играет в игру «Насильник»: привлекая мужчину беседой, пытается его соблазнить; если же он не поддается на это, она с возмущением отвергает его, еще раз убеждаясь, что «мужчины - это животные, которые хотят обидеть» ее (коллекционирование «любимых чувств»).
Сценарий - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское Я-состояние через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий. Анализ его является основной целью Т. а. По Берну, почти вся человеческая деятельность запрограммирована жизненным сценарием, начинающимся в раннем детстве. Первоначально сценарий пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве - «я о"кей», «я не о"кей», - записываются невербально), затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут относиться к общему жизненному плану («ты станешь знаменитым», «ты неудачник, ты никогда ничего не достигнешь»), а могут касаться различных сторон жизни человека: ребенку предписывается профессиональный сценарий («ты настоящий артист»), сценарий относительно своего пола и женитьбы-замужества («ты такой хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной», «не рассчитывай со своими данными выйти замуж»), относительно образования, религии, спорта, увлечений и т. п. При этом родительские сценарные сообщения могут быть конструктивными, деструктивными (в крайних случаях - ведущими к самоубийству) и непродуктивными. По Берну, в каждом ребенке скрывается «принц» или «принцесса», но уже в самом начале жизни некоторые дети получают от значимых для них людей сообщения, содержащие в той или иной форме пренебрежение, что и вынуждает детей действовать ниже своих реальных способностей. Они становятся «лягушками», вместо того чтобы быть «принцами», которыми рождены («принц» и «лягушка» - аналогии, взятые Берном из сказки о «Царевне-лягушке»).
Т. а. - это интеракционная психотерапия, которая проводится в групповой форме. Пациентов обучают основным понятиям Т. а., пониманию механизмов поведения и их расстройств. Психотерапевт и пациенты пользуются при этом доской и мелом. Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого Я-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства («я о"кей», «я не о"кей») и жизненной позиции. Главная цель Т. а., по Р. Гулдинг (Goulding R. L.) и М. Гулдинг (Goulding M.), состоит в пересмотре ранних решений. Авторы отвергают представление Берна о том, что мы пассивно следуем сценарию и являемся жертвами раннего обусловливания, и полагают, что решения принимаются нами в ответ на реальные и воображаемые родительские послания и таким образом мы сами изначально создаем свой сценарий. Если было принято раннее решение, то с помощью различных психотерапевтических приемов члены группы могут заново пережить сцены раннего детства, оживить ситуации, в которых они приняли определенное пораженческое решение относительно себя и своей жизни, и в конце концов могут принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Авторами развит модифицированный вариант Т. а., сочетающий свои принципы и приемы с гештальт-терапией, психодрамой и модификацией поведения. Несмотря на то, что трансактная группа является интеракционной и работа в ней должна приводить к интеллектуальному и эмоциональному инсайту, большой акцент делается на рациональном подходе. Руководитель группы выступает в большей степени как учитель, часто использует дидактические подходы, чтобы помочь пациентам испытать инсайт и установить контроль над своей жизнью. Конечной целью Т. а. является достижение автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства.
В основе практики Т. а. лежит контракт, в котором оговариваются условия лечения. Психотерапевтический контракт включает цели, поставленные пациентом перед собой, и пути, по которым эти цели будут достигаться; сюда вносятся предложения психотерапевта по лечению и список требований к пациенту, которые он обязуется выполнять. Пациент решает, какие убеждения, эмоции и стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений пациенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.
Т. а. может использоваться при лечении неврозов в широком возрастном диапазоне. Менее эффективно его применение для лечения психотических больных, а также больных с тяжелыми хроническими формами неврозов. Сильной стороной Т. а. является установление общего языка с пациентом, что облегчает формирование психотерапевтического контакта (Лычагина Л. И., 1983).


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ" в других словарях:

    трансактный анализ - направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний): 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как… … Большая психологическая энциклопедия

    ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ - (трансакционный) направление в психологии, разработанное в 50 е годы амер. психологом и психиатром Э.Берном. Рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний Я родитель, взрослый и ребенок. Трансактный подход в работе учителя… … Педагогический словарь

    ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ - – направление психотерапии, разработанное в 50 e гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эгосостояний); 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Трансактный анализ - [лат. transactio соглашение, сделка] направление психологии, разработанное в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний), 2) собственно Т. а. деятельности и общения,… … Психологический лексикон

    - … Википедия

    Трансактный анализ - направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчинённых уровней организации индивидуальной психики. Т.а. разработан американским психологом Э. Берном. В основе Т.а. лежит… … Педагогический терминологический словарь

Более, чем 15-летнее практическое использование ТА, как основного метода психотерапии в ежедневной практической практике психологов и психотерапевтов позволяет судить об успешности, эффективности и широте применения ТА в решении самых разнообразных проблем, в том числе лечении психических и ряда психосоматических заболеваний.

Простота, ясность метода, доступная для понимания даже 8-летнему ребенку, по словам самого Берна, позволяет быстро овладевать им даже людям, далеким от медицины. Недаром, ТА развился и получил научно-практическую платформу в 3-х областях специализации: психотерапии, консультировании, образовании, организации.

Говоря о психотерапевтическом направлении развития ТА, особенно успешным оказывается применение ведущих концепций ТА в лечении пациентов невротического, пограничного уровня расстройств, обращающихся за помощью к специалистам с различными соматическими и психологическими жалобами вследствие нарушения социальной адаптации, соматогенно-, психогенно провоцированные.

При этом, опираясь на уже хорошо знакомые и признанные "классические" теории, описанные Берном и его ближайшими последователями, такие как, теория Эго-состояний, теория игр ,теория сценария жизни, рекетная система, ТА продолжает сохранять актуальность как метод психотерапии и в настоящее время, развиваясь и наполняясь новыми научно-практическими открытиями в области исследования жизненного пути человека.

Привлекая внимание своей доступностью в освоении и понимании, ТА дает возможность специалистам интегрировать ТА с другими методами психотерапии и оказывать эффективную помощь клиенту с первого контакта, который, зачастую, происходит по телефону.

ТА-терапевт использует оригинальный инструмент ТА-диагностику актуального Эго-состояния пациента для быстрого понимания проблем клиента, определяя личностный стиль или адаптацию личности пациента, что дает возможность построить гипотезу о взаимосвязи особенности личности пациента и текущих проблем, прогнозируя возможности и направления психотерапии.

Наблюдение Эго-состояния в ходе консультативной работы дает специалисту картину распределения катетксиса (жизненной энергии) между Эго-состояниями, определить уровень катексиса Взрослого Эго-состояния с его способностью к осознанию причины проявления страдания пациента, понимание собственного вклада в возникшую проблему, определить суть внутри- психического конфликта и его реализацию в соматической сфере пациента, что отражается на текущей жизни пациента. Рассмотреть разные перспективы решения проблемы и предложить эффективный контракт на изменения, учитывая диагноз пациента.

Созвучие с внутренним Миром пациента, эматическое отражение переживаний пациента через эмпатические трансакции, направленные к Детскому эго-состоянию пациента являются теми базовыми аспектами в работе ТА- терапевта, без которых невозможно было бы понять страдание пациента и оказать ему необходимую помощь. Такое отношение психотерапевта помогает построить терапевтический альянс, поддерживает пациента на пути позитивных перемен, питает внутренний ресурс пациента и усиливает его способность справляться с внутренними переживаниями и противостоять бессознательному сопротивлению лечебному процессу.

Анализ трансакций, определение профиля поглаживаний, анализ сценарной и рэкетной систем помогает раскрыть особенности сценарных паттернов пациента, специфику симбиотических отношений, ограничивающих спонтанность и способность решать текущую трудность. Благодаря чему создается возможность предложить пациенту эффективные интервенции, нейтрализующие токсические предписания в сценарии пациента.

Кроме описанных концепций, ТА знаменит среди других методов психотерапии своей популярной концепцией сценариев. Создавая теорию сценария жизни, Берн описывал сценарии, как лимитирующие и деструктивные сюжетные линии истории человека, которые повторяются снова и снова с самого раннего детства до зрелого возраста. Берн подчеркивал ограничительный характер сценариев, мешающий автономному развитию человека. Дальнейшие Берновские исследования допускали наличие и конструктивных сценариев. Целью сценарного излечение определялось исследование семейной драмы, "завершение одного спектакля и постановка нового, более успешного". Перспектива возможности влияния на исход (финал) сценарной драмы, осознание сценарных сюжетов драмы, а значит расширение способности к управлению сценарием,обозначает успешность ТА среди других методов психотерапии.

Так, интересной и развивающейся является теория повествовательного сценария (нарратива), согласно которой люди определяют для себя и для других, кто они есть через автобиографические рассказы, структура которого отражает жизненный опыт человека, а жизненные события связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета. Повествования имеют первичной целью интегрирование опыта в последовательный рассказ совместимый с культурой человека, к которой они принадлежат.

История, отражающая текущую проблему, с которой пришел пациент и рассказанная в процессе психотерапии, является, по сути, сюжетной линией сценария пациента. Выслушивая пациента, психотерапевт может провести анализ, выявляя реляционный эпизод в повествовании пациента и анализируя его по трем направлениям: желания, потребности, намерения пациента, реакции других, реакции пациента.

Обычно эпизод текущей жизни, отражающий текущую проблему клиента, прямо соотносится с рекетной системой теории ТА . ТА-терапевт определяет повторяющийся сюжет из сценария жизни.

Например, "я хочу быть успешной, но другие критикуют и унижают меня, тогда я ухожу и сдаюсь". В ходе психотерапии происходит не только анализ опорных сценарных элементов из повествования пациента с выявлением, но и "оживление" процесса, в ходе которого пациент переживает реляционный опыт (болезненный опыт прошлого) с ТА-терапевтом, параллельно своему опыту со значимыми фигурами своей истории. Итак, сценарий не только повествуется пациентом в ходе терапевтического процесса, но и проживается в контакте с психотерапевтом, который реагирует на пациента и через живое лечебное взаимодействие рассказ пациента приобретает последовательность и открываются новые жизненные перспективы.

Вспоминается случай из практики, когда инфекционистом поликлиники была направлена на консультацию психотерапевта 50-летняя пациентка Р., долго и безуспешно лечившая диарею неясного происхождения. Существенных соматических изменений, кроме возрастных, врачами- интернистами обнаружено не было. Лабораторно- инструментальные показатели были без особенностей. Тем не менее, Р. страдала от монотонных абдоминальных болей, изнуряющего жидкого стула, общей слабости, что сопровождалось болезненными переживаниями по поводу своего состояния и, особенно, безуспешного лечения. Консультация психотерапевта была последней отчаянной попыткой инфекциониста оказать помощь Р.

Акцент внимания психотерапевта был направлен на отсутствие явной соматической и инфекционной патологии и, при этом, тяжелое соматическое и психо-эмоциональное состояние Р. В ходе диагностической сессии психотерапевт, листая страницы толстой амбулаторной карты, психотерапевт обратил внимание Р. на то, как часто она обращает за помощью, заподозрил наличие токсического предписания «не живи», реализующегося через соматическую сферу. Безуспешность лечения выше описанных симптомов явно подтверждало текущую активность предписания. Исследовательский контракт с Р. подтвердил гипотезу психотерапевта.

Р. была ошеломлена таким- трансактно- аналитическим взглядом на ее проблему. Ее дальнейшее эмоциональное оживление и интерес к анализу ее сценария (действие предписания «не живи», особенности родительско- детских отношений, обстоятельства текущей жизни, реализующие предписание) были индикаторами верного направления в лечебной тактике психотерапевта, что позволяло оказать необходимую помощь Р.

Р. припомнила свою историю. Родилась она не вовремя для своих родителей, всегда ощущала свою ненужность им. Жизнь проживала трудно и одиноко. Много и часто болела. Мать умерла много лет назад, воспоминания о ней не сохранили какой-либо след в душе Р. Отец умер год назад. Несмотря на отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями, Р. отмечала, что отец был ближе ей и понятнее. Первое время после смерти отца Р. «держалась» и продолжала жить как обычно. Но затем, спустя полгода, наступило ухудшение соматического состояния, появились выше описанные симптомы и «начались бесконечные походы по врачам». Соматические симптомы являлись проявлением «отрицания» смерти отца -стадии процесса траура (Е. Кублер- Росс), продвигали Р. к сценарной расплате, как реализации предписания «не живи».

Используя методику классического ТА («три пи» Пэт Кроссман) через трансакции эмпатии, отражения и конфронтации удалось «нейтрализовать» токсическое предписание «не живи», повысить уровень катексиса Взрослого Эго-состояния Р. (деконтаминировать), что проявлялось в новом осознании Р. причин своего состояния Р смогла понять взаимосвязь симптомов с текущей трудностью (отрицание смерти отца и продолжение выполнение предписания «не живи»).Психотерапевт дал «разрешение» Детскому Эго-состоянию не следовать токсическому предписанию Родителя. Предложить «защиту» от токсического влияния в виде лечебного контракта, используя терапевтический потенциал - «силу» психотерапевта.

Результатом успешного применения ТА явилось прекращение диареи, облегчение общего соматического и эмоционального состояния Р. уже после первой консультации. Конечно, данной пациентке требовалась более долгосрочная психотерапия для проживания траура и принятия новых здоровых не сценарных решений. При этом, успех применения ТА на первой сессии заложил фундамент для последующих позитивных перемен в жизни и здоровье Р.

Другим перспективным направлением ТА является интегративный метод психотерапии (Эрскин).Цель интегративного ТА-помочь пациенту в терапевтических отношениях с психотерапевтом открыть, понять внутрипсихические процессы и защиты.

Взяв за основу Берновскую концепцию личности, его видение личности во взаимоотношениях с окружающим Миром, интегративный ТА пошел дальше, углубил и развил ТА, создав три фундаментальных теоретических конструкта: теорию мотивации, личности, методов.

Каждая из них по отдельности раскрывает определенную значимую область человеческого функционирования, а в тесной взаимосвязи они представляют собой полную, организованную структуру, представляя широту возможностей психотерапии. Так, теория личности в интегративном ТА иллюстрируется четырьмя визуальными моделями: "Я-в-отношениях», сценарной системой, моделью Эго-состояний, теорией методов, наглядно представленной диаграммой "методов, стимулирующих контакт, и ориентированных на отношения". Реорганизация личности происходит в процессе интеграции аффективных, когнитивных и физиологических внутрипсихических процессов с проявляемым поведением при помощи контактных, терапевтических отношений. Для этого ТА-терапевта есть достаточно инструментов и подходов. По мере роста и развития наших пациентов до уровня излечения-понимания ими их собственной личностной уникальности и организации своего опыта в последовательное повествование, мы- ТА-терапевты тоже развиваем свою теоретическую и практическую базу. Таким образом, трансактный анализ, как метод психотерапии развивается, укрепляя свою научную платформу и предоставляя многообразие инструмента для работы как профессионалам, работающим в области лечения психических болезней, так и интересующимся вопросами изменения своего жизненного пути.

Литература:

Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии/ Э. Берн- М.: Академический проект,2001

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер.с англ./Э. Берн- М.: Прогресс,1988.

Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна: пер.с англ./ К. Штайнер- СПб.: Питер,2003.

Erskine R. The Racket System:A Model for Racket Analysis / R. Erskine, M. Zalcmann // Theories and Methods of an Integrative Transactional Analysis. A Volume a Selected Articles.-San Francisco: TA Press, 1997.-P.156-165.

Tosi M.T. The lived and narrated script: an ongoing narrative construction / M.T. Tosi //Life Scripts.A Transactional Analysis of Uncounscious Relational Patterns / ed.: R.Erskine.- London:Karnac,2010.-P.29-54.

Luborsy L. Understanding Transference: The CCRT (Core Conflictual Relational Theme) Method /L. Luborsky, P.Crits-Christoph.-New York:Basic Book,1990.

Erskine R.G.Methods of an integrative psychotherapy /R.G.Erskine.R.L.Trautmann//Theories and methods of an integrative transactional analysis: A valume ofselected articles.-San Francisco:TA Press.1997.-P.20-36.