Т 72 б3 новой модификации. Отечественное оружие и военная техника

В отношении новых модификаций ОБТ Т-72 в последние годы ходит множество слухов, причем некоторые из них откровенно восторженные, а в другом случае доходит дело едва ли не до откровенной ругани. А когда в конце 2013 года было принято решение об отказе закупки Т-72Б3 для нужд армии, сообщение это произвело эффект разорвавшейся гранаты.

Здесь следует упомянуть, что решение это было принято на основании реального опыта эксплуатации опытных образцов в частях, где до того использовались танки Т-80. Танкистам важнее реальная работа техники, а на мнение «экспертов» им откровенно плевать. Итак, чем же хорош или не слишком хорош Т-72Б3? Отличия от предыдущих модификаций - в нашем материале.

Труды Сердюкова не будут забыты…

Заказ вооружения для армии в настоящее время - громадное действо, в котором каждая из сторон норовит урвать кусок прибыли побольше. Вот основные интересы:

  • КБ пытаются сбыть свои разработки и получить гранты на дальнейшие изыскания.
  • Промышленности вообще все равно, что предстоит производить, лишь бы имелся долговременный государственный заказ и были средства для оплаты труда рабочих.
  • Армия. Раньше она просто желала получить надежную технику в больших количествах, но во времена Сердюкова все несколько изменилось, причем далеко не в лучшую сторону.

Впрочем, довольно лирики. Нам нужен Т-72Б3. Что за зверь все же начнет поступать в наши войска (решение этого года)?

Основные измененные узлы

Давайте остановимся на тех узлах, которые действительно были модернизированы:

  • СУО, изменившиеся наблюдательные приборы и средства прицеливания для экипажа.
  • Новая система радиосвязи.
  • Обновленное вооружение.
  • Улучшения в механизмах пожаротушения.
  • Танк Т-72Б3 получил гусеницы с новым РМШ.

Что нового для наводчика?

В роли прицела для наводчика выступает прибор «Сосна-У». Изначально был разработан белорусским «Пеленгом». На сегодняшний день выпускается вологодскими предприятиями. Основные характеристики следующие:

  • Стандартный оптический канал для дневных условий.
  • Тепловизор для ночного прицеливания.
  • Стандартный дальномер с лазерным каналом.
  • Дальномер лазерный для наводки при стрельбе ракетами.
  • Обнаружение вражеских танков в дневных условиях - до 5 километров, в ночных - до 3,5 км.
  • Стабилизация изображения в двух плоскостях.
  • Возможность использования КУВ (это комплекс управляемого вооружения) с ходу, без необходимости остановки машины в условиях боя.
  • Имеется автоматическое сопровождение цели.
  • Отображение режима работы и типа использованного боеприпаса.
  • Есть аппаратура, позволяющая вносить поправки при боевой стрельбе.

Отрицательные моменты

Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать... Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:

  • Вытащили хорошо зарекомендовавший себя прицел ППН 1К-13-49 (который ранее являлся комплектующим КУВ 9К120 «Свирь»).
  • Поставили на освободившееся место «Сосну».

Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:

  • Линия прицеливания и линия канала ствола сильно смещены по отношению к самому прицелу, что в полевых условиях крайне затрудняет нормальную наводку орудия на цель.
  • Очевидно, что никто не подумал о работе наводчика, которому стало еще более неудобно пользоваться прицелом. Танкисты говорят, что для нормального использования «Сосны» приходится сильно «косить» на левую сторону, попутно выгибая спину.
  • Видеосмотровое устройство наводчика расположили «на авось», отчего в войсках постоянно требуются новые: танкист попросту разбивает его левым ботинком при посадке в машину.
  • Напоследок - самое «вкусное». Внешний оптический блок закрыт… добротной металлической крышкой, которая привинчивается (!) сразу четырьмя болтами.

Последнее обстоятельство для основной боевой машины, которой является танк Т-72Б3, - полный сюрреализм. Да, оптику на следует беречь, но какой ценой? Конечно, крышку гипотетически можно снять перед началом боя… Вот только когда этот самый бой начнется? Или танкисты должны крутить ключом болты, пока противник вежливо согласится их подождать!? Ведь на всех ОБТ мира открытие бронезаслонки происходит дистанционно, с рабочего места наводчика. Да и в отечественных танках такое решение использовалось неоднократно! Что мешало установить такой механизм сюда?

Положительные решения

К счастью, есть и положительные моменты. В СУО оставили (в полном комплекте) прицел типа ТПД-К1, входящий в состав 1А40, и даже оснастили его защитой от лазерного излучения. Проще говоря, Т-72Б3 оснащается сразу двумя основными прицелами. Если даже в бою будет поврежден один, то танкист всегда сможет воспользоваться вторым.

За люком наводчика наконец-то установили то, что там давно должно было стоять: датчики температуры окружающего воздуха и характеристик ветра (скорость и направление). Отныне наводчику больше не нужно рисковать жизнью, высовываясь из люка и выполняя работу Гидрометцентра. К слову, многие специалисты высказывают вполне обоснованное мнение о том, что «аховая» стрельба на танковом биатлоне 2013 года была обусловлена именно отсутствием этих приспособлений. Так что Т-72Б3, характеристики которого мы рассматриваем в рамках этой статьи, на биатлонах до сей поры демонстрировал далеко не все свои способности, которые он может проявить.

О сложностях работы командирской

Увы, но конструкторы по каким-то только им ведомым причинам оставили в танке настоящий антиквариат - ТКН-3 (комбинированный перископический бинокулярный прицел). Напомним, что когда его уже устанавливали в 1991 году на новейшую по тем временам БМП-3, это выглядело настоящим анахронизмом! Да, в «старичка» воткнули электронно-оптический преобразователь (ЭОП), относящийся ко второму поколению, но лучше он от этого стал совсем немного. Для чего было устанавливать это чудо на Т-72Б3?

И еще. Уже при первых полевых испытаниях были зафиксированы повреждения глаз у зазевавшихся танкистов. «Рогатка» при выстреле бьет с такой силой, что пара минут головокружения обеспечена (если вовремя не убрать голову). У него есть и положительная особенность. Если нажать на торец, то башня танка автоматически развернется в ту сторону, куда «смотрит» ТКН-3. При этом на рабочем месте наводчика загорится индикатор «командир». В общем-то, больше этот самый командир Т-72Б3 в бою ничего сделать не сможет.

Абсурд при наводке на цель

Очень интересен тот факт, что при ночной работе наводчик танка будет видеть на 3,5 км, а вот командиру придется довольствоваться или той же самой дублированной картинкой, или пытаться «пронзить» ночь своим ТКН-3МК, который позволяет видеть аж на целых 500 метров. Какие ценные команды он при этом даст экипажу, если условия работы у него столь неполноценные? Ведь есть варианты модернизированного ТКН от отечественных компаний, в которых командир может хотя бы дальность до цели измерять! В любом случае, наш основной боевой танк продолжает сверкать не хуже елки в ИК-приборах наблюдения, что, вне всякого сомнения, радует потенциальных противников.

Модернизация системы связи

Вот здесь все веселее. На танк поставили УКВ-радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук». Ее уже давно просили военные. Имеет независимые каналы отправки и передачи данных. Может проводить открытые, скрытые и секретные сеансы связи. В последнем случае требуется использование внешних ЗАС. В заводском комплекте поставки идет два независимых приемопередатчика.

Радует, что танкисты наконец-то получили кодированную связь. Выпуск данной модели был начат Рязанским радиотехническим заводом еще в 2005 году. Стоит отметить, что разработчики станции предусмотрели прекрасный задел для модернизации этого оборудования: уже сейчас можно подключать выносной пульт для набора данных, который также может использоваться в качестве основного средства управления, если повреждены основные приборы контроля. Увы, но и здесь не обошлось без «дегтя» - танкисты говорят, что в войсковых условиях эта станция частенько барахлит. Видимо, ее еще не довели до абсолютно надежного состояния.

Тангенты с индивидуальной регулировкой громкости также зарекомендовали себя не слишком хорошо. Они и сами-то по себе не слишком надежные, так еще и отличаются повышенной хрупкостью. А ведь это - основной боевой танк. Из железа. Твердого. Танкисты говорят, что старыми тангентами можно было даже люк подпереть, а вот новую нежелательно даже ронять... Что еще предполагает модернизация Т-72Б3?

Основной калибр

До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие - не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.

Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.

Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.

Усиление стандартного боекомплекта

Были введены сразу несколько типов «длинных» снарядов. Были разработаны ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и «Свинец-2». При одновременном увеличении дистанции предельной стрельбы повышается степень бронепробиваемости на всех расстояниях. Чтобы обеспечить нормальное заряжание новых снарядов, автомат заряжания был несколько изменен. Впрочем, аналогичный механизм уже ставили на наши танки, начиная с Т-72БА, так что ничего нового здесь нет.

Спаренный пулемет и ЗПУ

В этом отношении никаких изменений нет - ПКТ/ПКТм. Была информация о танковых «Печенегах», но подтверждения пока что нет. Вот только до сих пор нет данных о нормальном механизме сбора стрелянных гильз. Дело в том, что разрыв стандартного брезентового мешка с последующим рассыпанием раскаленных гильз на контейнер АЗ (автомата заряжания) может привести к крайне печальным результатам. Видимо, на этом энергия конструкторов (и деньги) полностью закончилась, потому как придумать что-то более неподходящее для боевого танка, нежели открытую всем ветрам ЗПУ, сложно…

Судя по всему, в экипаже нужен штатный смертник, который будет прикрывать Т-72Б3. Отзывы самих танкистов вообще лучше не приводить ввиду их полной непотребности.

Основные выводы по системе вооружения

  • На этот раз модернизация действительно улучшает показатели машины: новая пушка и улучшенные боеприпасы. Все эти составляющие дают шанс на быстрое и гарантированное подавление противника.
  • ПКТ - без комментариев, хит на все времена.
  • ЗПУ без дистанционного управления - неприкрытое пренебрежение жизнью членов экипажа. Так как вес танка Т-72Б3 все равно увеличился до 46 тонн (42 тонны весит простой Т-72), то можно было бы выделить еще пару сотен килограммов для нормальной дистанционно управляемой установки.

Системы автоматического пожаротушения

НПО «Электромашина» специально для данной модернизации разработало систему «Иней». Это автоматическая установка для обнаружения и тушения пожаров, которые могут возникнуть в боевом и моторном отделениях. Основные характеристики:

  • Двукратное действие.
  • В комплекте идет четыре баллона с «Хладоном».
  • Для обнаружения очага возгорания используются оптические и термические датчики.

Силовая установка и трансмиссия

В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.

Ходовая часть

Использована гусеница с последовательным расположением РМШ. Данный вариант используется как на Т-72БА, так и на Т-90 уже с 1996 года. Соответствующим изменениям подвергается и ходовая часть, которой оснащаются российские Т-72Б3. О каких-то иных новшествах в этой области не сообщается.

Основные выводы

  • Возможности наводчика действительно впечатляют: к его услугам два прицела, новая пушка с улучшенными системами контроля изгиба ствола, а также прочие «изюминки».
  • Увы, но из-за откровенно архаичных средств наблюдения командир нового танка попросту не в состоянии нормально вести бой ночью.
  • Системы связи хороши, но их следует доводить.
  • «Иней» хорош, вот только двукратного срабатывания мало, да и баллонов со смесью желательно иметь больше.
  • Защита башни и корпуса - полный провал.
  • Двигатель, ходовая и трансмиссия - никаких изменений.

Остается устойчивое впечатление, что модернизацию попросту забросили на полпути. Многие недоработанные элементы можно улучшить, не затрачивая на это феноменальных средств. Вот, в общем-то, и все. В принципе, модернизация танка получилась весьма неплохой, но некоторые моменты откровенно режут глаз.

В ходе недавних соревнований по танковому биатлону на полигоне в Алабино основное внимание было приковано к оригинальному спорту. Тем не менее, в программе мероприятия были и другие события. Так, на одной из площадок полигона состоялся показ российской бронетехники, эксплуатирующейся в войсках в настоящее время. Среди прочих экспонатов на этой небольшой выставке была новая модификация танка Т-72, носящая название Т-72Б3. Необходимо отметить, что боевая машина этой модели впервые была представлена широкой общественности. До этого людям, интересующимся бронетехникой, но не имеющим прямого отношения к вооруженным силам или промышленности, приходилось довольствоваться лишь общей информацией и набором фотографий.

Как отмечают очевидцы, новый танк Т-72Б3 не вызвал особого ажиотажа среди гостей мероприятия. Куда большее внимание привлек к себе Т-90А, стоявший рядом. Кроме того, вероятно, не все присутствовавшие на показе техники смогли определить модель танка по его внешнему виду. Поскольку Т-72Б3 представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б, созданного в конце восьмидесятых, внешний вид этих бронемашин различается лишь несколькими небольшими деталями. Тем не менее, и такие «мелочи» способны оказать заметное влияние на характеристики и возможности боевой машины.

Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б и поэтому имеет ряд характерных черт. Стоимость модернизации одного старого танка до состояния Т-72Б3, по имеющимся данным, не превышает 52 миллионов рублей. При этом большая часть финансов (около 30 млн.) уходит на капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б при переоборудовании в Т-72Б3 получает ряд новых приборов. Прежде всего необходимо отметить новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Этот прибор позволяет наводчику находить цели при помощи оптического и тепловизионного каналов. Кроме того, «Сосна-У» оснащается лазерным дальномером и системой управления противотанковыми ракетами. Таким образом, при помощи лишь одного прибора наводчик может выполнять несколько необходимых в бою функций. К сожалению, при создании проекта Т-72Б3 конструкторы-танкостроители применили неоднозначное или даже спорное техническое решение. Внешние агрегаты прицела «Сосна-У» размещены внутри легкобронированного кожуха, защищающего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой. Последняя крепится к кожуху при помощи болтов. Из-за этого перед стрельбой экипажу необходимо покидать машину и вручную снимать крышку прицела. Крышки кожуха прицела на отечественных танках обычно оснащаются устройствами, позволяющими открывать их с рабочих мест экипажа. По какой причине в проекте Т-72Б3 применено столь оригинальное, но странное решение – неизвестно.

Что касается прицела наводчика 1А40-1, который использовался на базовой модели Т-72Б, то на новой бронемашине он остался на своем месте, но теперь выполняет функции дополнительного средства наведения орудия. Рабочее место командира танка оснащается прибором ТКН-3МК с системой «Дубль». Благодаря применению этих средств командир также получает возможность наводить орудие и вести огонь.

Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Дело в том, что для удешевления модернизации было принято решение оставить силовую установку без каких-либо изменений. В ходе ремонта и переоборудования Т-72Б3 сохраняет дизельный двигатель В-84-1 мощностью 840 лошадиных сил. В то же время, некоторым изменениям подверглась ходовая часть и гусеницы. Последние теперь имеют параллельный шарнир, что, как ожидается, позволит улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить ресурс.

Специфический характер модернизации танков Т-72Б до уровня «Б3», подразумевающий большие траты на капитальный ремонт техники, сказался на уровне защиты. Так, на корпусе обновленных танков по-прежнему присутствует встроенная динамическая защита типа «Контакт-5». Согласно некоторым данным, Т-72Б3 мог получить новую защиту «Реликт», но в дальнейшем было решено оставить систему, применявшуюся ранее.

Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 немного вырос по сравнению с аналогичными параметрами базовой машины. Ранее на танках Т-72Б применялся активно-пассивный ночной прицел, на некоторых режимах работы использовавший инфракрасный прожектор Л-4А «Луна». На Т-72Б3 прожектор отсутствует ввиду применения нового прицела с ночным каналом. Пространство справа от маски пушки, которое ранее занимал прожектор, на новом танке закрыто модулем динамической защиты. Это позволило решить давно назревшую проблему полноценной защиты лобовой проекции башни танка. Тем не менее, использование старой динамической защиты «Контакт-5» вызывает соответствующие вопросы об общем уровне защиты.

Комплекс вооружения танка Т-72Б3 претерпел минимальные изменения. Орудие-пусковая установка 2А46-5 получила обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов. Сама пушка, насколько известно, осталась прежней. Также не дорабатывалась зенитная пулеметная установка. Обновленный танк, как и предыдущие модели, оснащается открытой турелью с пулеметом НСВ. По некоторым данным, дистанционно управляемая пулеметная установка, при помощи которой экипаж мог бы вести огонь, не покидая пределов боевого отделения, стала «жертвой» сокращения стоимости модернизации.

В результате переделки танков Т-72Б в Т-72Б3 их боевой потенциал возрастает, но разница в возможностях базовой и доработанной машин может служить поводом для серьезных споров. Капитальный ремонт и установка нового оборудования способны оказать влияние на состояние техники и танковых войск в целом. С другой стороны, использование не самых новых и совершенных приборов в сочетании с рядом неоднозначных решений (крышка окна прицела или открытая пулеметная турель) в некоторых ситуациях способны полностью нивелировать все имеющиеся преимущества. Тем не менее, выбранные приборы и идеи укладываются в определенную заказчиком смету. Таким образом, Т-72Б3 фактически представляет собой компромисс между ценой и возможностями с поправкой на состояние танковых войск и грядущее появление новой техники.

































По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://otvaga2004.ru/

Т-72Б3 — российский основной боевой танк семейства Т-72. Модификация разработана в качестве дешёвой альтернативы Т-90А до получения российской армией танков нового поколения. Представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б.

Средства наблюдения и связи

На танк установлен многоканальный прицел «Сосна-У» разработки белорусского предприятия «Пеленг». ВСУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка - ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.

Ходовая и двигатель

Гусеничные траки традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливается четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с. с удельной мощностью 18,88 л. с./т., прошедшие капитальный ремонт.

Вооружение

Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5. Пушка получила улучшенные подкалиберные снаряды типа «Свинец». Зенитная пулемётная установка лишилась дистанционного управления и переведена в ручной режим.

Оценка проекта

В совокупности, из новшеств только белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, всё остальное 30-летней давности от базовой модели. Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5». Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

В будущем возможно оснащение СУО «Калина», которая устанавливается на танк Т-90СМ и двигателя В-93 мощностью 1130 л.с

Технические характеристики

Видео

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 10/2009, стр. 17-31

ТАНК Т-72БА: ПОСРЕДСТВЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО СРЕДСТВАМ?

Алексей Хлопотов

История появления в Вооруженных Силах Российской Федерации модернизированного танка Т-72БА восходит своими корнями к началу 1990-х гг. В 1991 г. на нижнетагильском Уралвагонзаводе (УВЗ) продолжался выпуск танка Т-72Б («объект 184») и его экспортной модификации Т-72С; совместно с УКБТМ велись работы по модернизации и совершенствованию Т-72Б, готовилось серийное производство Т-90 («объект 188»). Параллельно шли работы по более перспективным машинам. В это же время изготовлением «Бэш-ки» занимался еще и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ).

Однако развал Советского Союза перечеркнул эти планы. Резкое прекращение финансирования оборонных программ поставило предприятия на грань выживания. Серийный выпуск Т-72Б был свернут на обоих заводах. Причем на ЧТЗ производство танков завершилось навсегда. На УВЗ какое-то время продолжали сборку экспортной продукции, инженерных машин и лелеяли надежды на развертывание крупной серии Т-90. Но обвальная конверсия 1992 г. вынудила Уралвагонзавод заняться новым для себя делом - освоить ремонт танков Т-72Б, а также Т-72А (с модернизацией до уровня Т-72Б).

Это, казалось бы, несложное занятие требовало значительной проработки. Было необходимо, прежде всего, определить цех, где следовало разбирать машины. Отработать технологию дефектации, разработать мероприятия по организации и отправке цехам и сторонним ремонтным заводам узлов и агрегатов, организовать слив топлива, масел и многое другое. В конце концов, УВЗ - это, прежде всего, завод-изготовитель. Танкоре-монтом в СССР занимались специальные танкоремонтные заводы (ТРЗ) Министерства обороны, под которые были созданы и давно освоены технологии, оборудование, оснастка, инструмент, имелись специально обученные кадры.

За 1992 г. УВЗ в целях эксперимента отремонтировал 10 машин в вариантах Т-72Б и Б11. При этом стоимость ремонта Т-72А с доработкой до уровня Т-72Б или Б1, по разным оценкам, тянула на 44-58% стоимости от нового танка.

Качество ремонта непосредственно на заводе-изготовителе было признано более высоким, нежели ремонта, проводимого силами ТРЗ МО, однако его высокая стоимость по сравнению с теми же ТРЗ была отпугивающей. Объяснялось это просто: УВЗ - это гигантское предприятие, с огромным уровнем накладных расходов и всевозможных издержек. При массовом выпуске танков эти расходы пропорционально «размазывались» на всю серию, ну а в данном случае при резком сокращении серийного выпуска танков все расходы приходилось списывать на то мизерное количество машин, что прошло через ремонт. Кроме того, свою лепту в рост себестоимости вносили так называемые «покупные» изделия. Уралвагонзаводу приходилось бороться с поставщиками комплектующих за каждую копейку. И это при том, что в условиях рухнувшей системы госзакупок многие контрагенты просто начали сворачивать выпуск продукции. Тем не менее руководство Уралвагонзавода в лице Генерального директора B.C. Серякова пребывало в благостных надеждах, планируя осуществлять в1993г.ремонтдо40машин в месяц. Совместно с УКБТМ были проработаны три варианта глубокой модернизации:

Вариант «Б» - с установкой встроенной динамической защиты (ВДЗ) и КОЭП «Штора»;

Вариант «Б1» - с установкой ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Свирь»;

Так называемый «идеальный» вариант - с установкой СУО 1А45, закрытой ЗУ, ВДЗ, КОЭП «Штора» и КУВ «Рефлекс»2.

Только этим благим намерениям не суждено было сбыться, поскольку программа глубокой модернизации не получила продолжения в силу полного отсутствия средств у заказчика. Вместо этого в 1993 г. небольшими партиями проводились простые ремонты с минимальными доработками изделий. С 1994 по 1997 г. включительно модернизация и ремонт Т-72 не осуществлялись. Необходимо подчеркнуть, что действия B.C. Серяко-ва в этот период поставили объединение на грань существования. Со сменой Генерального директора (в июле 1997 г. на эту должность вступил Николай Александрович Малых) работы в области ремонта и модернизации Т-72 возобновились.

В 1998 г. для отработки навыков по модернизации было решено взять 20-30 танков на капитальный ремонт. В марте 1998 г. была определена идеология доработок. По «объекту 172М» она заключалась главным образом в замене двигателя В-46 на В-84, установке автоматизированной СУО, тепловизора и ВДЗ «Контакт-В»3. К концу года первая машина, модернизированная по данной схеме, пошла в пробег, а вторая была закончена монтажом башни на корпусе. Обе машины предполагались к показу на выставке в Абу-Даби4. Однако данный вариант опять-таки признали слишком дорогим. Кроме этой машины, ставшей прототипом для дальнейшей отработки экспортных вариантов модернизации, были капитально отремонтированы 15 «объектов 184» и «172М». Объем доработок на них, как и 5 лет назад, был невелик.

Машина, прошедшая капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г. На ней установлен двигатель В-84МС и «старая» гусеница с последовательным РМШ. Обращает на себя внимание демонтированный датчик метеоусловий ДВЕ, хотя его крепление находится

на своем штатном месте.

Машины, прошедшие капитальный ремонт с доработками на УВЗ в 1998 г., по внешнему виду легко спутать с танками Т-72С, поступившими в нашу армию в 1993 г. после срыва ряда экспортных поставок. Единственным внешним отличаем между «эСкой» и ремонтным Т-72Б 1998 г. является отсутствие антинейтронного надбоя на башне. Второй отличительный признак - меньшее число контейнеров НДЗ на бортовых экранах - не является показательным: в войсках вполне могут навесить штатные экраны от Т-72Б, либо вообще обходиться без них. «Голова» датчика ДВЕ на этих машинах в войсках чаще всего была демонтирована (вероятно, экипажи не имели понятия, как с ним работать, и от греха подальше снимали, предпочитая действовать по старинке).

В 1999 г. на Уралвагонзаводе отремонтировали уже 30 танков Т-72Б и Т-72Б1, имевших ряд отличий от машин ремонта 1998 г. Эти танки получили обновленную ходовую часть с гусеницей с параллельным РМШ, а некоторые машины оснащались комплексом ВДЗ «Контакт-В». В рамках опытно-конструкторской работы, проводимой УКБТМ, решались задачи усиления огневой мощи, улучшения защищенности и подвижности серийных машин. Учитывая широкий круг поставленных задач, большое количество задействованных соисполнителей и сложности с финансированием тема затянулась на долгие годы, представляя собой в конечном итоге нескончаемую череду отдельных этапов.

Черту под этой работой подвели государственные испытания, проводимые с целью проверки мероприятий по модернизации и, прежде всего, по модернизации СУО. Испытания проходили в три этапа, в период с 15 октября по 26 ноября 2000 г.5 Головным предприятием по организации работ и проведению государственных испытаний был ОАО ВНИИТМ. На первом этапе состоялись стационарные и стрельбовые испытания. Второй этап предусматривал испытания климатические, а третий - пробеговые. Все испытания прошли в установленные сроки с положительными результатами, подтвердившими характеристики, заложенные в тактико-технических заданиях. Основная цель модернизации СУО заключалась в повышении точности ее работы при минимальных доработках объектов, которые должны быть проведены в местах эксплуатации. И эту задачу выполнили. После успешного завершения испытаний модернизированный танк Т-72Б был принят на вооружение Российской Армии под обозначением «Т-72БА» («объект 184А» по внутризаводской документации).

Спецификация на Т-72БА предусматривала установку на машины СУО 1А40-1М, модернизированную красногорским «Зенитом». Отличительными особенностями модернизированного комплекса являются:

Наличие танкового баллистического вычислителя (ТБВ) на микропроцессоре;

Учет бокового ветра, крена, угловой скорости цели, индивидуальных углов вылета и отклонения начальной скорости снарядов;

Автоматический ввод углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета;

Полуавтоматическое слежение за движущейся целью;

Расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира6.

Внешне машина с доработанной СУО выделяется наличием в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС. Транскрипция «ДВЕ-БС» расшифровывается как «датчик ветра емкостной с блоком сопряжения». Именно блок сопряжения отвечает за интеграцию этого датчика в состав СУО 1А40-1. СУО обеспечивает полностью автоматическую работу, ввод суммарной поправки осуществляется с помощью устройства 1В217.

Установка этого комплекса повышает эффективность стрельбы за счет поправок на следующие параметры:

Боковую составляющую ветра;

Температуру воздуха;

Атмосферное давление;

Износ канала ствола;

Относительную скорость перемещения цели;

Учета индивидуальных углов вылета и баллистики всех типов и индексов снарядов.

В состав 1А40-1М входит КУВ «Свирь» с ракетами 1М119, 1М119М и 1М119М-1. Прибор наведения управляемого снаряда встроен в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49.

Произведена замена морально устаревшего прибора наблюдения командира ТКН-3 на модернизированный прибор ТКН-ЗМК7 с применением ЭОПII +, что позволяет существенно повысить боевые возможности танков Т-72Б при низких освещенностях цели. Опознавание цели через ночную ветвь обеспечивается по всему полю зрения, в то время как в приборах предыдущего поколения ТКН-3 и ТКН-ЗМ уверенное опознавание возможно только в центральной зоне, не превышающей 20% от видимого поля. Для улучшения комфортности работы и обеспечения безопасности личного состава в приборе предусмотрены различные сменные фильтры, обогреватели окуляров и специальная диафрагма ночного канала. Ночной прибор ТКН-ЗМК конструктивно обеспечен взаимозаменяемостью со своими предшественниками ТКН-3 и ТКН-ЗМ и устанавливается в стандартное посадочное место на объектах бронетанковой техники.

Башня танка Т-72БА, продемонстрированного на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. На машине еще не установлен комплекс ДЗ.

Бронировка прицела 1К13-49.

Прибор ТКН-ЗМК представляет собой перископический комбинированный электронно-оптический пассивно-активный прибор, который устанавливается в стандартное посадочное место в командирской башенке танков Т-72Б.

Для улучшения условий работы механика-водителя ночью на машину монтируется прибор механика ТВН-58. Он представляет собой монокулярный электронно-оптический пассивно-активный прибор наблюдения с дальностью видения в пассивном/активном режимах работы - 80/180 м, как в условиях естественной ночной освещенности (в пассивном режиме), так и при подсветке фарой, закрытой инфракрасным фильтром (в активном режиме). Подсветка фарой применяется также при неблагоприятных условиях наблюдения за дорогой (низкая прозрачность атмосферы, малоконтрастный рельеф).

Для подсветки целей при работе ночных прицелов и приборов наблюдения вместо устаревших ИК-осветителей типа ОУ-3 и Л-4 предполагается применение инфракрасного лазерного прожектора ПЛ-1, что позволит не только увеличить дальность видимости в активном режиме работы, но и повысить помехоустойчивость и эффективность работы комплекса в целом в условиях эксплуатации9.

Вверху: модернизированная 125-мм пушка 2А46М5 и ее отличительные особенности.

Слева: 125-мм пушка 2А46М, устанавливаемая на модернизированные танки Т-72БА,

с экспериментальным вариантом крепления устройства учета изгиба ствола.

Прожектор ПЛ-1 характеризуется меньшим энергопотреблением и повышенным ресурсом работы по сравнению с существующими аналогами, имеет меньшую массу и габариты. При этом исключаются такие дефекты ламповых прожекторов, как взрыв лампы, незажигание, нестабильность яркости, разрушение отражателя и светофильтра при взрыве лампы и др.

Штатный стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин», двухплоскостной с электромашинным приводом в горизонтальной и электрогидравлическим в вертикальных плоскостях, обеспечивает срединное значение точности стабилизации в основном режиме по вертикали 0,4 т.д., по горизонтали 0,6 т.д.

В рамках мероприятий по увеличению точности стрельбы предполагается установка пушки 2А46М-510. Эта пушка является модернизированной версией широко известного орудия Д-81ТМ (2А46М). При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 мот дульного срезасО,8доО,4мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.

Установка лазерного прожектора ПЛ-1 на опытном образце Т-72БА.

Прожектор ПЛ-1 формирует удобное для оператора пятно излучения прямоугольной формы с однородным распределением энергетической яркости излучения, в то время как ламповые прожектора формируют колоколообразное распределение.

Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений.

Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» (L = 740 мм) БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ23 с БПС ЗБМ60 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания"".

Вид на башню Т-72БА оснащенного КДЗ «Контакт-В».

По результатам анализа боевых действий в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской республике были разработаны мероприятия по повышению защищенности и живучести. В первую очередь это касалось применения на всех машинах, выходящих из ремонта, комплекса динамической защиты «Контакт-В». Предполагалось внедрение локальной защиты экипажа и боекомплекта, для чего вместо пожароопасного антинейтронного подбоя и надбоя (а в условиях низких температур вдобавок дающих вторичные осколки) планировалось внедрить противоосколочные экраны на внутренних поверхностях корпуса и башни из баллистического материала типа «Кевлар» разработки НИИ Стали, а также устройство защитных щитков ограждения вращающегося транспортера A3. Был разработан механизм экстренного открывания люка механика-водителя для его скорейшей эвакуации в случае серьезного боевого повреждения машины. В районе расположения места механика-водителя была усилена ПМЗ днища по типу применяемой на танках Т-72Б поздних серий выпуска и Т-90. Усилены днище корпуса, кромки аварийного люка, открывающегося наружу, и подбашенный лист. Рядом с сиденьем механика-водителя установлены две съемные распорные стойки, уменьшающие прогиб днища, а само сиденье подвешено к крыше корпуса12.

Установка на танк элементов тепловой защиты, аналогичных применяемым на танках Т-90С и Т-90А, особенно в комплексе с маскировочным комплектом «Накидка», обеспечивает снижение заметности машины в ИК-диапазоне в 1,5 раза, а также существенно снижает вероятность обнаружения и захвата танка инфракрасными ГСН.

Для борьбы с возгораниями применена автоматическая система пожаротушения ЗЭЦ13. Система пожаротушения 2-кратного действия включает в себя четыре баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1, 10 оптических датчиков ОД1-1С в обитаемом отделении и 15 термодатчиков ТД1 в МТО. Она обеспечивает автоматический и ручной способ включения. Кроме этого имеются два ручных огнетушителя. Время от обнаружения очага пожара в боевом отделении до выброса 90% состава - не более 150 миллисекунд. Основной принцип действия основан на огнетушащем действии галоидоуглеводородов, т.е. на ингибирующем (тормозящем) эффекте, заключающемся во внесении в зону пламени отрицательного катализатора реакции окисления углеводородов13. Кроме того, в состав системы введен генератор огнетушащего аэрозоля «Допинг-2БТ» в силовом отделении, обеспечивающий гарантированное тушение пожара.

Завершают картину мероприятий по улучшению защиты предложения о применении дополнительных резинотканевых и решетчатых экранах на башне и корпусе танка, нового деформирующего покрытия, индивидуальной защитной экипировки танкистов 6Б15 «Ковбой» со шлемофоном TTTT-.S «Луноход».

В целях унификации с новыми танками Т-90А и улучшения подвижности на Т-72БА применено МТО с четырехтактным турбодизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. (735 кВт). По сравнению с использовавшимися ранее двигателями В-84-1 и В-84МС этот мотор обеспечивает увеличение удельной мощности танка (до 22,5 л.с./т) и средней скорости движения по сухим грунтовым дорогам (с 35 до 40 км/ч), а также улучшение разгонных характеристик до 12% (на дистанции 400 м). В-92С2 имеет лучшие характеристики по крутящему моменту (4150 Нм против 3400 Нм) и коэффициенту приспособляемости (1,25 против 1,13) по сравнению с двигателем В-84МС и при этом отличается меньшим удельным расходом топлива (156 г/л.с. ч. против 182 г/л.с. ч.)14.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-92С2. Машина прошла ремонт в 2005 г.

Выхлопное устройство Т-72БА с двигателем В-84МС.

Следует заметить, что МТО с В-92С2 не является моноблочным, как того требует современная бронетанковая мода. Это является серьезным недостатком машины, но скорее в маркетинговом плане, нежели в боевом и техническом. Прямое сравнение скорости замены двигателя в МТО В-92С2 с моноблочными установками, казалось бы, явно не в пользу уральской конструкции. Однако не следует забывать, что МТО В-92С2 обладает в разы большей надежностью, ремонтопригодностью и, что немаловажно в современной ситуации, - существенно более низкой стоимостью. Высокие скоростные показатели замены моноблочного МТО в сложной полевой обстановке, на маршах, в условиях отсутствия механизированной технической поддержки не могут служить серьезным аргументом. В то же время экипаж российского танка всегда может устранить неисправность или выполнить несложный ремонт самостоятельно, не дожидаясь подхода машин техподдержки, и продолжить выполнение боевой задачи.

Учитывая важность сокращения времени на монтаж (демонтаж) силовой установки, конструкторами УКБТМ были разработаны организационно-технические мероприятия, позволившие сократить этот цикл для В-92С2. Так, время демонтажа двигателя уменьшено до 3,5 ч, что было наглядно продемонстрировано на территории инозаказчика15. Как пример можно отметить внедрение быстро-разъемных соединений трубопроводов. Наряду с новым двигателем в состав унифицированного МТО вошли модернизированный входной редуктор (гитара), усиленная бортовая коробка передач (БКП) и усовершенствованная система охлаждения.

Усиление БКП заключается в увеличении числа пар трения во фрикционных элементах управления, линейных размеров роликов на осях сателлитов и количества сателлитов в планетарном ряде бортового редуктора, замене подшипника опоры солнечной шестерни на подшипник, имеющий большую динамическую грузоподъемность. Усилена заделка шпилек фрикционов, произведена унификация манжет и шариков разгрузочных устройств фрикционов.

В системе охлаждения применены новые алюминиевые водяные и масленые радиаторы повышенной теплоотдачи. По сравнению с медно-латунными радиаторами с сердцевиной трубчато-ленточного типа, которые применяются на танках Т-72Б в системах охлаждения и смазки, радиаторы пластинчато-ленточного типа обеспечивают в габаритах штатных радиаторов больший отвод тепла. Кроме того, был модернизирован фрикцион вентилятора системы охлаждения.

Конструктивные особенности двигателя В-92С2 позволили перекомпоновать систему выпуска отработанных газов, что привело к существенному снижению сопротивления выпуску (с 0,22 кг/см2 до 0,15 кг/см2), а также добиться лучших аэродинамических условий прохода воздуха на участке между воздухоочистителем и турбокомпрессором.

Модернизированная ходовая часть Т-72БА, унифицированная с ходовой частью Т-90С/А, включает следующие элемены:

Гидроамортизатор повышенной на 30-40% энергоемкости, заправленный специальной амортизаторной жидкостью 132-316;

Высокопрочный торсионный вал с повышенным уровнем допустимых значений за счет применения обработки методом ДСМ (деформационное старение мартенсита) для обеспечения увеличенных полных ходов опорных катков;

- уширенный опорный каток 750x190У с повышенным уровнем механических свойств, с пониженным уровнем тепловых напряжений, с наружным пониженным массивом из резины 4Э-1386, с креплением массива резины клеями «Хемосил»;

Ведущее колесо со специальной подпорной поверхностью, выполняющей роль ледорубов для очищаемости траков гусеницы от образования льда в периоды с отрицательными температурами;

Направляющее колесо с усиленными дисками с измененными ледорубами, с подковообразными отбуртовками вокруг окон и ребрами жесткости переменной высоты, расположенными под ледорубами, с наибольшей высотой у ступицы;

Гусеницу с повышенным ресурсом, параллельными резинометаллическими шарнирами (РМШ), со штампованными траками, дающими возможность установки асфальтоходных башмаков, со стальными иглами на пальцах гусеницы, обеспечивающими электропроводность и снятие статического электричества с РМШ при движении танка;

Отбойник для предотвращения схода гусеницы с ведущего колеса в сторону бортовой передачи (борта); на корпусе в районе ходовой части приварен дугообразный упор, расположенный против входа гусеницы на ведущее колесо16.

При ремонте надгусеничные полки дорабатываются до варианта, принятого на Т-72Б с 1989 г., при этом передние металлические грязевые щитки заменяются на «мягкие» резиноме-таллические17.

Для обеспечения командной управляемости на танке установлен комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и АВСК Р-174. Радиостанция обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Вышеперечисленные мероприятия, несомненно, носят прогрессивный характер и существенно повышают возможности модернизированного танка Т-72Б, однако не стоит забывать, что большая их часть - всего лишь воплощение наработок и заделов десяти, а то и 20-25-летней давности! Мало того, реалии жизни современной России внесли существенные коррективы в указанную спецификацию. Так, первые серии танков, прошедшие ремонт в 1998-2000 гг., в основной массе были оснащены комплексом навесной динамической защиты «Контакт» и лишь часть из них имела встроенную ДЗ «Контакт-В». Все машины, проходившие ремонт с 1998 по 2002 г., оснащались МТО с двигателем В-84МС мощностью 840 л.с, а не В-92С2. Такие двигатели впервые были установлены на экспортный вариант Т-72Б - танк Т-72С «Shilden» в 1991 г. Унифицированная с Т-90С ходовая часть с гусеницей с параллельным РМШ и возможностью установки асфальтоходных башмаков на Т-72БА была введена при ремонте только с 1999 г. (самое интересное, что в войсках есть как минимум одна машина, прошедшая ремонт в середине 2000-х гг., имеющая МТО с В-92С2, но со старой ходовой частью!). Унифицированное МТО с 1000-сильным дизелем В-92С2, отработанное на Т-90С индийского заказа, на Т-72БА появилось только с 2003 г. (это объясняется фактическим отсутствием в наличии данных двигателей - 100% их выпуска тогда шло на обеспечение экспортного контракта). В 2005 г. после проведения очередных доработок принят на вооружение и начал устанавливаться прицельный комплекс 1А40-М218.

К большому сожалению, в ходе модернизационных ремонтов в полном объеме на Т-72БА удалось внедрить только унифицированные МТО с В-92С2 и ходовую часть, а также модернизированное СУО, которое, впрочем, к концу первого десятилетия XXI века является уже давно морально устаревшим. Мероприятия, связанные с усилением огневой мощи и повышением уровня защищенности и живучести, остались нереализованными.

Все танки, выходящие с завода после модернизации, окрашиваются стандартной защитной краской. Камуфляж при необходимости наносится в строевых частях. При этом схемы деформирующего окрашивания являются вариациями схем, предписанных инструкцией еще 1978 г. Современные схемы деформирующего окрашивания, разработанные НИИ Стали совместно с УКБТМ, по непонятным причинам не применяются (исключения составляют мероприятия, связанные с большими парадными мероприятиями - только в этих случаях на машины наносится камуфляж) .

Демонстрация Т-72БА под чехлами на тягаче КЗКТ «Русич», снабженная соответствующим комментарием, породила миф о показе «перспективного танка Т-95» (видеозахват передачи канала ОРТ).

Первая публичная демонстрация раннего варианта Т-72БА на выставке вооружений в Нижнем Тагиле URAL EXPO ARMS-2000. Отличительной особенностью является наличие модернизированной ходовой части. На машине еще не установлен комплекс ДЗ и бортовые экраны.

Лучшие наработки в направлении совершенствования танков Т-72Б в последующем были реализованы в ходе создания модернизированного танка Т-72Б (ОКР «Рогатка-1») под обозначением «Объект 184М»19. Эта уникальная машина в ходе государственных испытаний, завершившихся в 2006 г., наглядно продемонстрировала высочайший уровень и соответствие лучшим мировым образцам в области танкостроения20. Однако заказы на этот современный и вполне полноценный вариант модернизации со стороны Министерства обороны до сих пор отсутствуют.

Танки Т-72БА, прошедшие ремонт в 2000 г., на параде в г. Екатеринбурге. 9 мая 2008 г.

Очередную годовщину Победы танкисты встретили в новой форме от Валентина Юдашкина и шлемах нового образца ТШ-4 (в просторечии «Чебурашка»). Несмотря на весьма эстетический внешний вид, такая экипировка все же не защищает экипажи.

Урезание заказчиком изначальной проектной спецификации предопределило появление в производственной документации обозначения этих субмодификаций как «Объект 184А1» (войсковое наименование «Т-72БА1»).

Следует заметить, что на капитальный ремонт и модернизацию поступают танки Т-72Б самых различных серий выпуска и субмодификаций. При этом в процессе ремонта происходит их «обезличивание» и доведение до единого стандарта. Так, например, в 2006 г. на ремонт поступили два танка, произведенные весной 1991 г. по спецификации «Объект 184 с ТШУ». В ходе осмотра машин было принято решение комплекс ТШУ не восстанавливать, а ремонт проводить по стандартной ремонтной документации.

Единственные отличия, которые сохраняются у машин, прошедших ремонтно-модернизационные работы, касаются уровня защиты. Так, в ходе серийного выпуска Т-72Б с 1985 по 1991 г. неоднократно менялась конструкция комбинированной преграды ВЛД корпуса и башни. Ремонтная документация на «Объект 184А» и «Объект 184А1» не предусматривает вмешательства в существующую конструкцию бронирования. При наличии боевых повреждений корпуса и башни производится их ремонт, в крайних случаях башня может быть заменена на аналогичную, снятую с ранее утилизированного танка.

Не так уж и редки случаи ремонта машин с боевыми повреждениями. Как наглядную иллюстрацию можно вспомнить работы по ремонту пяти машин с «дырами» в корпусе и башнях, пришедших на Уралвагонзавод в 2005 г. Среди них была «семьдесятдвойка», принимавшая участие в боях 1996 г. за г. Грозный. Во время боя, в момент, когда орудие уже было заряжено, танк «словил» в боковую проекцию башни гранату РПГ. Экипаж в башне погиб. Машину отправили вначале на сборно-эвакуационный пункт, а после на хранение. Там на одном из ремонтных заводов машина простояла практически 9 лет с ОФС в стволе. Весной 2005 г. она в составе партии из приблизительно 30 машин поступила на «Уралвагонзавод» для ремонта. Тут же был обнаружен в каморе пушки и своеобразный «подарочек». Машину эвакуировали на артиллерийско-боеприпасный полигон ФКП «Институт испытания металлов», где с соблюдением необходимых мер безопасности снаряд был обезврежен.

К сожалению, существующая сегодня схема модернизации и ремонта ведет к более высоким затратам по отношению к выпуску новой машины. Технологически модернизация, по сути, получается тождественной созданию новой машины. Разница в затратах заключается только в том, что в случае модернизации имеют место расходы на разборку машины и подготовку корпуса с башней к последующим монтажным работам, а при новом производстве - на заготовку материалов и изготовление корпуса и башни. Может показаться, что изготовление с нуля - это более трудоемкий и дорогостоящий процесс. Однако это не так. Конструкция машин советской генерации предусматривает конвейерное поточное серийное производство с высоким уровнем автоматизации и механизации работ. Это приводит к существенному снижению себестоимости корпусных работ и, как следствие, - машины целиком. Кроме того, государство посредством института военной приемки очень жестко контролирует стоимость производимых работ и уровень их рентабельности, даже в наших современных вполне рыночных условиях. Работы по демонтажу и разборке пришедшей на капитальный ремонт машины по большей части ручные и трудозатратные. Весьма трудозатраты и ручные корпусные работы при проводимой модернизации - резка и сварка. Все это делает для завода-изготовителя простой капитальный ремонт совершенно нерентабельным, а ремонт с модернизацией -невыгодным для заказчика. Не случайно для целей капитального ремонта в СССР в структуре Министерства обороны была создана целая сеть танкоремонтных заводов центрального подчинения. Более низкая стоимость ремонта на них обуславливалась отсутствием коммерческих затрат предприятия и минимальным уровнем плановой рентабельности. Запчасти и оборудование, необходимые для ремонта, поставлялись либо с хранения и Госрезерва, либо за счет массовых серийных заказов. Кроме того, эти ТРЗ, как правило, не выполняли сложные корпусные работы.

Примерно аналогичная схема проведения капитальных ремонтов и модернизаций существует и за рубежом, в частности, в США. Там, помимо того, что все работы, связанные с ремонтом и модернизацией БТТ, производятся на государственных арсеналах, их рентабельность обуславливается еще и более высокой коммерческой стоимостью новой машины. Парадокс ситуации заключается в том, что в СССР и России, экономя на закупках новой техники, жестко контролируя ее стоимость, мы своими руками делаем дальнейшее совершенствование машин и их модернизацию в ходе капремонтов нецелесообразной с экономической точки зрения. Хотя модернизация той же «семдесятдвойки», но поставляемой на экспорт (скажем, в Индию или Алжир), вполне выгодное мероприятие как для исполнителя, так и для заказчика. Но только потому, что изначально машины продавались по более высокой, «коммерческой» цене.

Еще одной весьма парадоксальной и тревожной ситуацией является вывод существующих танкоремонтных заводов из системы Министерства обороны, их акционирование и перевод на коммерческую основу, осуществляемый в этом году. Последствия этого шага очевидны: ремонт БТТ на этих предприятиях в самом ближайшем будущем существенно подорожает, объем работ в условиях все сокращающегося парка боевых машин на данных заводах упадет до критической точки. Российская Армия попросту лишается танкоремонтной базы!

Однако вернемся к модернизированному Т-72БА. Его первое появление на публике состоялось в июле 2000 г. во время проведения выставки вооружений «Урал Экспо Армс-2000» на нижнетагильском артиллерийском полигоне «Старатель». Для демонстрации возможностей курганских тягачей «Русич» Уралвагонзавод на правах радушного хозяина предоставил машину для «нагрузки» транспортера. Этой машиной оказался Т-72БА, готовившийся к сдаче в войска. На нем к тому моменту еще не был смонтирован комплекс НДЗ, отсутствовали бортовые экраны. Дабы «семьдесятдвойка» своим несколько «недоделанным» видом не смущала публику и высоких гостей, машину старательно укутали в брезент, да так, что различить можно было только часть ствола. Поэтому не обошлось без курьеза: видео с этой демонстрации показанное в одной из TV-передач цикла «Ударная сила» 1-го канала, сопровождавшееся комментариями о скором появлении в России нового перспективного танка, породило волну слухов о том, что под брезентом скрывалась принципиально новая боевая машина. Реальность была на много проще и банальнее...

С 2000 по 2009 г. в Нижнем Тагиле по вариантам Т-72БАиТ-72БА1 прошли модернизацию более сотни танков21. В настоящее время большая часть модернизированных Т-72БА находится в частях ПУрВО22. На данный момент танки Т-72БА «засветились» в 276-м мсп, 239-м тп 34-ой МСД, а также в 81-ом мсп и 152-ом тп 27-ой МСД. Практически ежегодно их можно увидеть на демонстрациях боевой техники, приуроченных к празднику Дня Победы, в Екатеринбурге и Самаре. Т-72БА регулярно участвуют в учениях ПУрВО, в том числе в таких крупномасштабных, как «Южный щит-2006», учения лета 2008 г. в Ашулуке, осенние маневры «Центр-2008». Причем на учениях был замечен следующий факт: Т-72БА, как правило, являются машинами командиров взводов. В соответствии с новой структурой и штатами Вооруженных Сил РФ танки Т-72БА имеются на оснащении омсбр ПУрВО23. Дальнейшие поставки Т-72БА, судя по некоторым сообщениям, планируются в части СКВО (Владикавказ, Буйнакск и Майкоп24).

Для обучения экипажей танков Т-72БА был разработан компьютеризированный тренажерный комплекс в контейнерном исполнении, получивший обозначение «МКТ-184А»25. На момент публикации известно о поставках как минимум двух комплектов этого комплекса в воинские части, дислоцированные, соответственно, в Екатеринбурге и Владикавказе. Тренажерные комплексы ТТВ-172К вождения танка Т-72БА в 2008 г. должны были поступить в г. Владикавказ (1 ед.), Буйнакск (1 ед.), Майкоп (1 ед.), п. Тоцкое (3 ед.) - итого 6 единиц26.

Давать оценку варианту модернизации Т-72БА довольно сложно. По своей идеологии он устарел лет на 15, но вполне соответствует современному техническому уровню с поправкой на условия эксплуатации в современной Российской Армии. Особенно сильной критике, по-видимому, нужно подвергнуть СУО за отсутствие в его составе тепловизора. Однако такой вариант СУО реализован УКБТМ в нескольких более совершенных вариантах модернизации Т-72. Но не стоит обвинять УВЗ и УКБТМ в консервативности подходов, технической отсталости. На данный момент они лишь выполняют требования заказчика при весьма скудном финансировании.

Примечания:

1Шпак М. Т. Пятьдесят лет работы на Уральском вагоностроительном 1950 -2000 гг. - Музей УВЗ.ФПИ. Eg.xp.34.

2 Шпак М. Т. Указ соч.

3 Шпак М. Т. Указ соч.

4 Реально была закончена модернизацией только одна машина, показанная в августе 2000 г. под наименованием «Т-72М1» премьер-министру РФ СВ. Степашину.

5 Колмаков Д.Г. Легендарная тридцатьчетверка. - Н. Тагил, 2006.

6 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П. -М., 2005.

7http://www.npzoptics.ru/market/shopping/Ud=104. http://otvaga2004.narod.m/otvaga2004/caleidoscope/report_2005_04.htm.

8 Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Оптико-электронные системы и лазерная техника. Т.П. - М., 2005.

http://lzos.ru/index.php.

9 http://st. ess.ru/"publications/"2_2005/volkov/"volkov.htm.

10 Патент РФ RU 2218536 С2.

Журнал «Техника и вооружение» №8/2007. " Патент РФ RU 2204776C2.

12 Защита танков. Под ред. Григоряна В.А. - М., 2007.

13 Бронетанковая техника. 4.1. Т-90 / Под ред. Ямова В.А. (рекл.издание).

14 Конструктор танковых дизелей И.Я.Трашутин. Уральская школа двигателестроения. Путин В.А. и др. - Челябинск, 2006.

http://chtz-uraltrac.ru/catalog/items/19.php.

15 Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Вавилонский Э.Б., Куракса О.А. Неволин В.М. - Н. Тагил., 2008.

16 Патент РФ RU2177421C1.

17 Каталог узлов и запасных частей на танк Т-72С. - УВЗ, 2002.

18Газета «Патриот» 20.07.2006.

19 Журнал «Техника и вооружение» №8/2007.

20 Неволин В.М. Бронетанковая техника в грузино-осетинском конфликте 2008 г. // Техника и вооружение. - 2009, №8.

21 Там же.

22 Военная мощь России на учениях «Центр-2008» Желтоножко О., Белогруд В. - М., 2009.

23 http://www.ryadovoy.ru/forum/index.php?topic=340.420.

24131-я омсбр в настоящее время перевооружена новейшими танками Т-90А1 и передислоцирована в Гудауту и Очамчир - Республика Абхазия.

25 http://www.gostorgi.ru/2006/239/10. l.xml.

26 http:/"/www.mytenders.info/Jullinfo.php?id= 155162&раде=334. http://ru.dgmarket.com/tenders/np-notice.do~2317685.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Цифровая система управления огнем, усиленная динамическая защита «Реликт» и мощь нового 1000-сильного турбодизеля - два десятка модернизированных Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» (УВЗ) танков Т-72Б3 уже погружено на железнодорожные платформы и готово к отправке в войска.

Об этом РИА Новости сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. Под словом «модернизация» в данном случае подразумевается не просто косметический ремонт, а полное переоснащение боевой машины системами и агрегатами нового поколения. Заслуженный танк научили лучше «видеть», быстрее двигаться и прицельнее стрелять. О том, чем именно Т-72Б3 выделяется из семейства Т-72 и почему он стал менее уязвим для танков НАТО - в материале РИА Новости.

Танк Т-72Б3 на полигоне в Минской области во время совместных стратегических учений Белоруссии и России «Запад-2017»

Дешево и с «Реликтом»

Изначально модификация Б3 задумывалась Минобороны России как недорогой и быстрый способ «освежить» обширный парк стоящих на вооружении армии «семьдесят вторых», разработанных еще в начале 1970-х. Сильно переделывать машину не собирались, планируя ограничиться заменой наиболее устаревших узлов на современные. В итоге увлеклись и довольно серьезно «перетряхнули» танк, доведя его по боевым возможностям почти до уровня . Впрочем, в УВЗ рекомендовали эти машины не сравнивать - разные поколения.

Ранее СМИ уже сообщали о получении НПК «Уралвагонзавод» госзаказа на модернизацию 150 танков Т-72Б до уровня Т-72Б3 на сумму более 2,5 миллиарда рублей, причем в каждый танк планировалось вложить по 17 миллионов рублей. Модернизированные танки поступают в войска партиями.

Главное достоинство семейства танков семейства «Урал» - исключительная надежность и безотказность даже в самых сложных условиях эксплуатации, будь то жара, мороз, пыль или повышенная влажность воздуха. «Сломать» Т-72 почти нереально, поэтому изменения коснулись не столько доработки базовой конструкции, сколько систем защиты и управления огнем.

Танки Т-72Б3 во время полевых занятий танковых подразделений мотострелкового соединения ЮВО на полигоне «Молькино» в Краснодарском крае

Обновленный танк надежно прикрыли всеракурсной защитой, которая повысила его живучесть и эффективность. В том числе - в бою с массированным применением противотанкового оружия. Бортовые решетчатые экраны и модули динамической защиты «Реликт» на многослойной броне превратили боевую машину в подвижную крепость, устойчивую к попаданиям кумулятивных и, что самое важное, подкалиберных бронебойных снарядов.

«Благодаря «Реликту» существенно возросла защищенность Т-72Б3 от бронебойно-подкалиберных снарядов , - отмечает военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский. - Дело в том, что динамическая защита предыдущего поколения работала в основном против кумулятивных боеприпасов, но недостаточно эффективно - против кинетических. Если говорить о танковых соединениях НАТО, то основной акцент борьбы с тяжелобронированными целями у них сделан как раз на подкалиберные снаряды «.

Эксперт отметил, что на Т-72Б3 можно поставить и систему активной защиты, аналогичную экспортной «Арена-Э», но такая комплектация удорожает машину, поэтому Минобороны пока ее не заказывает, придерживаясь оптимального критерия «стоимость-эффективность».

Водитель-механик танка Т-72Б3 мотострелковой бригады 58-й армии на полигоне «Гвардеец» в Шалинском районе

Новый ствол и снаряды

Боевые возможности танка заметно расширили заменой его главного оружия - пушки. На Т-72Б3 установили 125-миллиметровое гладкоствольное орудие, способное стрелять новыми бронебойными подкалиберными снарядами «Свинец» и «Свинец-1».

«Ключевой элемент модернизации до версии Т-72Б3 - это существенное повышение огневой мощи, прежде всего за счет радикального усовершенствования системы управления огнем, - рассказал Мураховский РИА Новости. - Установлен всепогодный прицел «Сосна-У», который днем и ночью обеспечивает наведение орудия на предельные дальности».

Танк Т-72Б3 во время учений на полигоне «Погоново» в Воронежской области

Танк «научили» гораздо точнее поражать цели благодаря цифровому баллистическому вычислителю, датчикам условий стрельбы и автомату сопровождения цели. Вычислитель - это мини-компьютер, который рассчитывает траекторию полета снаряда с учетом поправок на движение цели и скорость самого танка, берет во внимание температуру воздуха, заряда и множество других параметров. Фактически наводчик получил в свое распоряжение надежного электронного «помощника», за счет чего время прицеливания сократилось в несколько раз. Ночью приборы наведения работают через тепловизионный канал основного прицела.

Орудие прорыва

Перевооружив машину, уральцы не забыли и про ходовую часть. Бронированный ветеран отлично перенес «пересадку сердца», и теперь у него внутри рычит двигатель В-92С2Ф от Т-90, выдающий рекордные 1130 «лошадей» против 780 у старичка B-46, которым комплектовали ранние версии Т-72. Новый «всеядный» дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом сконструирован таким образом, чтобы минимизировать нагрев корпуса от работы выхлопной системы и снизить заметность танка в ИК-диапазоне. За счет существенного увеличения мощности танк стал намного более динамичным, маневренным и скоростным.

Танки Т-72Б3 на полигоне в Минской области во время совместных стратегических учений Белоруссии и России «Запад-2017»

«Танки с танками не воюют. Для этого есть противотанковые подразделения. А задача танков - проламывать оборону противника, причем не самостоятельно, а в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией и под прикрытием системы войсковой противовоздушной обороны. Механизированные бронетанковые соединения позволяют развить тактический успех, быстро выйти противнику во фланг и тыл, уничтожить его штабы, аэродромы, узлы связи», - отмечает Мураховский.

Чтобы мощный дизель не перегрелся и не «наглотался пыли», конструкторы предусмотрели высокоэффективную систему охлаждения и очистки поступающего извне воздуха. За счет этого география боевого применения машины существенно расширилась: теперь она не заглохнет даже в эпицентре песчаной бури при экстремальной жаре в +50 по Цельсию.

Экипаж танка Т-72Б3 мотострелковой бригады 58-й армии на полигоне «Гвардеец» в Шалинском районе

Важное отличие последних Т-72Б3 от базовых версий - автоматическая коробка переключения передач, аналогичная установленной на Т-90МС. Кроме того, предусмотрен автоматизированный комплекс управления для механика водителя с цифровым дисплеем и телекамерой заднего вида, который сам предупреждает о возникших неисправностях или повреждениях шасси.

Танк Т-72Б3 на полигоне «Алабино

Командующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков ранее сообщил, что на современные танки Т-72Б3, Т-80У и Т-90А со временем перейдут все воинские части постоянной готовности. К 2020 году планируется обеспечить 71 процент современных танков в войсках. Всего, по данным за 2016 год, на вооружении у России числится 2700 танков, при этом более 10 тысяч танков находится на хранении.