Сергей бондарчук скрывал первого сына от всех своих жен. Мать сделала неожиданное заявление о разводе бондарчука Что говорит ирина скобцева о светлане бондарчук

=ИСТОРИЯ ЛЮБВИ= =Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева=

Сергей Федорович Бондарчук – фигура масштабная. Выдающийся советский актер и режиссер, лучший автор батальных сцен в кинематографе, народный артист СССР, лауреат множества премий, даже «Оскара». В 2007 году в Ейске ему поставили бронзовый памятник. Но чем масштабнее «звезда», тем больше тайн хранит его биография. Сергея Бондарчука и его вторую жену актрису Ирину Скобцеву называли идеальной парой. Но так ли уж они были идеальны
Война и мир в идеальной семье
«Война и мир», экранизация одноименного романа Л. Н. толстого, - главная работа в жизни Сергея Бондарчука. Он снимал этот фильм в течение шести лет, применил новаторские приемы в съемке батальных сцен, потратил самый крупный в советском кинематографе бюджет – 500 млн. долларов (и ведь дали!), фильм стал лидером проката – в 1966 году он собрал 58 млн. зрителей! А в 1969 году «Война и мир» получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Вот она, слава! Однако во время съемок фильма произошло событие, перевернувшее семейную, казалось бы, счастливую, жизнь режиссера. На съемочной площадке появился невысокий молодой человек в клетчатом пальто – Бондарчук его узнал, хотя не видел несколько лет. Юноша как неприкаянный слонялся по площадке в течение нескольких минут, потом исчез – также тихо, как и появился. Но этого было достаточно, чтобы свести на нет съемочный день. По площадке пополз слух: это Алексей Бондарчук, сын Сергея Федоровича от первого брака, которого он тщательно ото всех скрывал. У супруги режиссера, Ирины Скобцевой, исполнявшей роль Элен, случилась истерика. Прошлое его мужа уже не поддавалось контролю – оно вырвалось из цепей и преследовало ее. Как преследовало всю жизнь, как бы она не старалась. Красавица актриса и гениальный режиссер – идеальная пара советского кино. И дети у них, дочь Алена и сын Федор, тоже идеальные. Она строила свой мир сама, была всегда рядом с гениальным мужем: успевала и домашний уют обеспечить, и на съемочной площадке помогать. Оберегала его, как могла, но слишком много было у Сергея «скелетов в шкафу». И речь шла не только о первом браке с известной советской актрисой Инной Макаровой, который был разбит с ее, Ирины, участием. Оказалось, Ирина была не второй (как официально считалось), а третьей женой Сергея. У режиссера Бондарчука был и другой брак, о котором он предпочитал не вспоминать.
Старший сын


В 18 лет Сергей Бондарчук поступил в Ростовское театральное училище. Там же, в Ростове-на-Дону, он познакомился с однокурсницей Евгенией Белоусовой. Сергей талантливый, видный парень – в девушках недостатка не испытывал. Но из всех выбрал тихую и скромную Евгению. Их роман прервал 1941 год – Бондарчук ушел на фронт. До 1942 года служил актером в Театре Красной армии в Грозном, а в 1946 году после победы в конкурсе солдатской самодеятельности его демобилизовали. Все это время он писал Евгении длинные письма, а когда вернулся, понял: былых чувств к Жене уже не испытывает. Бондарчук уехал в Москву и прямо в сапогах и солдатской шинели явился во ВГИК, куда его сразу приняли. А Женя узнала, что беременна. Наверное, она ждала, что, узнав о сыне, Сергей вернется, но этого не случилось. И тогда Евгения просто взяла билет до Москвы и привезла двухлетнего Алешу в театр к его отцу, уже женатому на Инне Макаровой. Там и оставила. Когда Инна пришла домой со спектакля, обнаружила там белого, как простыня, мужа с двухгодовалым малышом на руках. Алешу Макарова приняла как сына, за прошлые грехи Бондарчука, в отличие от Ирины Скобцевой, не винила. Даже согласилась на фиктивный развод, чтобы Бондарчук смог усыновить Алексея. Ну какая жена на такое согласится? Этот сложный процесс длился несколько лет. Евгения шантажировала Бондарчука, не давала развод. Инна не выдержала, устала. Они с Сергеем снова поженились, у них родилась дочь Наташа, но семью было не спасти. У Бондарчука завязался служебный роман с актрисой Скобцевой. Инна Макарова, как только узнала, попросила Бондарчука уйти, отняла ключи от квартиры. И он переехал к Ирине.
Много раз, уже будучи женатым на Скобцевой, Бондарчук приходил к дверям своей прежней жены. Наверное, если бы его позвали, он бы вернулся. Но его не звали. Инна продолжала его любить, но прекрасно понимала, что не сможет стать для Бондарчука женщиной-нянькой, в которой он так нуждался. Зато она с любовью заботилась о его сыне Алексее, который часто навещал Инну и Наташу. Именно она послала Алексея на съемочную площадку «Войны и мира» - хотела напомнить Сергею о сыне. Не вышло. А потом Инна вышла замуж и перестала думать о своем первом муже.
Не мешать и не расставаться
Говорят, за свою любовь нужно бороться. И Ирина Скобцева боролась. Провожала и встречала любимого из командировок, забрасывала письмами, даже, говорят, не побрезговала анонимными звонками его законной жене. Свое право быть рядом с Сергеем Ирина буквально вырвала у Судьбы. Она видела в Бондарчуке не только красивого мужчину, она смогла разглядеть в нем гениального режиссера. И в отличие от Инны Макаровой, не желавшей жертвовать своей карьерой, понимала, что творческим людям нужен надежный тыл - крепкая семья. И она стала для Бондарчука таким тылом. Варила ему обеды, таскала завернутые в полотенце кастрюльки на съемочную площадку, дома прибиралась так, чтобы разбросанные бумажки с черновиками сценариев не потерялись и не сдвинулись с места, ходила на цыпочках, когда Сергей возвращался с работы, ложился на диван и включал тихую музыку, отказывалась от гастролей, если он работал в Москве. Не мешать и не расставаться – эти два кредо определяли семейную жизнь Бондарчука и Скобцевой. Она была его музой, вместе они сыграли много разных, но непременно ярких запоминающихся пар, таких как Отелло и Дездемона, Пьер Безухов и Элен. Из просто красивой актрисы Бондарчук превратил Скобцеву в актрису характерную.
Она его боготворила и ревновала, ревновала. Не хотела делить Сергея с его прошлым – делала все возможное, чтобы не дать встречаться с дочерью Натальей, которая росла без отца. А уж когда объявился его старший сын Алексей, Ирина устроила скандал. И добилась своего. В третий раз Алексей увидел отца только когда пришел к нему на похороны… Не придти не мог, ведь страна хоронила не только его отца, она расставалась с Маэстро.
Сергей Бондарчук был фигурой не советской и даже не российской, а мировой. И дело не в международных премиях и связях. Он мыслил глобальными категориями: мир, Вселенная, поколения. Его последней задумкой была «Божественная комедия» - глобальное произведение, которое должны создавать режиссеры нескольких стран вместе. Но не успел. Как не успел доснимать «Тихий Дон» - эту работу отца продолжил Федор Бондарчук. Сергея Бондарчука не стало в 74 года. Страшный диагноз – рак желудка – ему поставили уже давно. Но Сергей Федорович все отмахивался от операции: некогда – съемки…
Ирина Скобцева-Бондарчук сегодня, несмотря на свои 83 года, остается востребованной актрисой. На ее счету более 60 разнохарактерных ролей, но она продолжает пополнять этот список. Ирина Константиновна играет в театре, снимается в фильмах своего сына, Федора Бондарчука. И все чаще и чаще находит в Федоре черты его гениального отца – фигура, лоб, интонации, упрямый характер. Судьба приготовила для нее немало испытаний на прочность. После смерти любимого мужа ее ждала еще одна невосполнимая утрата: год назад ушла из жизни ее дочь Алена, актриса театра и кино, которой было всего 47 лет. Ирина Константиновна признается, что живет только памятью о муже. Встает каждое утром с мыслью о нем, перебирает его рисунки, сценарии, записки. Все сложилось так, как сложилось. Прошлого не вернешь, ошибки не исправишь. Пусть пара Скобцева-Бондарчук не была идеальной в жизни, зато благодаря исполненным ими ролям они навсегда останутся яркой и красивой парой в советском и российском кинематографе.

ИРИНА СКОБЦЕВА

Из интернета:

Ирина Скобцева: «Я боялась, что Федора будут сравнивать с отцом» 2012 год.
В день юбилея актриса рассказала об отношениях с Бондарчуком, сыном и внуком.

«РЕЖИССЕРЫ БОЯЛИСЬ КО МНЕ ПОДСТУПАТЬСЯ»

Вы как-то признались, что в 90-х почувствовали себя свободней как актриса: в советское время вас ассоциировали с героинями русской классики, а тут разглядели и другие грани вашего таланта. Сегодня вы чувствуете эту свободу?
- Знаете, меня неправильно интерпретировали. Да, так случилось, что мои самые известные роли в советском кино связаны с классикой: «Отелло»,
«Война и мир»… Но были и другие фильмы, в которых мне не нужно было надевать корсет и играть даму минувших столетий. Я никогда не жаловалась на свою актерскую судьбу - ролей сыграла достаточно, их нельзя назвать однообразными. Но в 90-х многое изменилось. Мою жизнь вообще можно разделить на два периода - до смерти Сергея Бондарчука и после. Для меня это было страшное горе. Оно, как известно, не красит человека. И мои близкие и друзья советовали начать много сниматься. Я послушалась. Стала играть в комедиях, сериалах. На все это я соглашалась, чтобы чем-то забить голову. Так что, да, в последние несколько лет я действительно играю более разноплановые роли.
- Многие режиссеры раньше боялись к вам подступаться из-за того, что вы были женой главного режиссера СССР?
- Да, Бондарчук был моим мужем, и это были самые счастливые годы в моей жизни. Когда мы отправлялись с ним на съемки, у меня начинались настоящие каникулы. Потому что мы были вместе, но мне не нужно было отвечать за быт, думать об обедах и ужинах. А другие режиссеры даже не пытались предложить мне сыграть в своих фильмах… И все-таки не нужно думать, что у нас был союз, похожий на союз Александрова и Орловой. Александров ведь не хотел, чтобы его жена снималась у кого-то еще. Бондарчуку Скобцева нужна была только там, где, кроме нее, никто не может сыграть. Она очень редко получала у него роли без проб. Например, на роль Элен в «Войне и мире» он попробовал всех актрис-красавиц СССР. И Скобцева получила эту роль в честной конкуренции.

«ЖАЛЕЮ, ЧТО НЕ ОТГОВОРИЛА МУЖА ОТ «ТИХОГО ДОНА»

Можете ли вы применить к себе формулу «муж - голова, а женщина - шея»?
- К сожалению, нет. Я никогда не была сильной женщиной, мне нужны были поддержка и опека со стороны Сергея Федоровича. В нашей с ним жизни было несколько историй, когда я его не отговорила от неправильных решений. Например, с экранизацией «Тихого Дона» было сразу понятно - что-то там нечисто. Но я видела и его желание снять, вспомнила, что Шолохов очень хотел, чтобы его роман еще раз экранизировал именно Бондарчук… В итоге произошла эта история с продюсерами-мошенниками, которые сначала не дали ему смонтировать отснятый материал, а затем на долгие годы положили его на полку.
- А зависть по отношению к себе много раз чувствовали?
- Никогда не забуду крики, которые стояли, когда мы всей семьей снялись в «Борисе Годунове». Вот, мол, Бондарчук свою жену и детей пропихивает. А разве его дети не талантливые актеры? Я и сейчас сталкиваюсь с этой завистью. Самый страшный удар был нанесен мне после смерти Алены (дочь Бондарчука и Скобцевой. - Ред.). Через три месяца после ее похорон в прессе начали появляться безобразные откровения актрисы Инны Макаровой (предыдущая жена Бондарчука) и Натальи Бондарчук (старшая дочь Бондарчука. - Ред.). Было очень больно. Но потом я поняла: во-первых, этими интервью они сами себя разоблачают. И, во-вторых, мне стало окончательно ясно, почему Сергей Федорович ушел из этой семьи.
- Федор Бондарчук рассказывал мне, что после смерти отца главой семьи стал он. С тех пор он вас и опекает?
- Сначала они вдвоем с Аленой были у нас главными. Федя очень любил сестру. И во второй раз осиротел, когда Алены не стало... Он ведь после смерти Алены старается не заходить ко мне в квартиру, я сама все время к нему и Светлане езжу. Но он как настоящий любящий сын, конечно, заботится о матери. На него упала грандиозная ответственность, но он с ней справляется.
- Правда, что вы были против, чтобы ваш внук Константин Крюков стал актером?
- Да я и Феде говорила: «Ну зачем тебе это? Тебя с отцом постоянно сравнивать будут». Но гены ведь не спрячешь. А что касается Кости... Он все детство провел в Швейцарии, и для него мы были просто дедом с бабушкой, он и понятия не имел о том, какая слава была у Бондарчука. Он признался, что полностью осознал, чей он внук, лишь на похоронах деда. И когда я узнала о том, что Федя собирается снимать его в «9 роте», то была против. К этому моменту у мальчика было хорошее образование в совершенно другой сфере. А карьера актера - это же так нестабильно... Но хорошо, кстати, что ни Федя, ни Костя меня не послушали.

Наконец, наш проект, вернее, проект Сергея Майорова…

От автора: «Последние полтора года Ирина жила затворницей. После смерти старшей дочери Алёны Бондарчук, Ирина Константиновна занялась семейным архивом.
Называла мужа Боником – Сергея Бондарчука. В основном говорит о Бондарчуке. Сама прячется. Вскользь о себе. «Правильно выбранная профессия – это счастье жизни» - говорит Скобцева. Папа – научный сотрудник, гидромедслужба. Мама – архивный работник. Историк. Интеллигенция. Благословили на актрису. Но И. С. была против этой профессии. Для своих детей. Зависит от случая. От обстоятельств. Конечно, выбирает режиссёр. Чтобы пройти на главную роль – все круги ада. Худсовет и выше, и выше. Бондарчук – молния, которая пронзила. У Бондарчука 4 года длился развод с Инной Макаровой. Потом зарегистрировали брак. Не выпустили на Каннский фестиваль из-за романа на стороне.
Дореволюционные звёзды – их было немного. Скобцева никогда ни о чём не просила мужа-режиссёра. На съёмке – деловая обстановка. Когда мы были вдвоём в кадре – это для нас были каникулы. Счастье – это мгновение. Это момент очень короткий. Оно озаряет и уходит. «Для меня счастье – состояние неземное. Особенно проявляется в творчестве… Главное – не слова. Поступки. Быть женой любого творческого человека – сложно» - И. Скобцева. Её красота была всегда в тени её монументального мужа.

Ирина: «А какие сложные были режиссёрские задания, например, Андрейченко ехала на возу с сеном и должна была сыграть «степь»… или Бондарчук должен был посмотреть на дерево и сыграть «отношение простого человека к науке… когда снимались дети, дети уже были актёрами… Фёроду было сложно играть «смерть отца» в Борисе Годунове… Я считаю, что женское предназначение – продолжение рода… Он был хорошим отцом, не сюсюкающим… на первом месте был кинематограф, считал, что жена в ответе за семью… я – крепкая подпорка… в доме жизнь подчинена Бондарчуку… какую надо иметь силу воли, характер, здоровье.. чтобы всё это держать в голове, кто откуда вышел, кто куда вошёл… он всё переживал внутри, был очень сдержан… »

С. Майоров: "Бондарчук пережил несколько профессиональных катастроф одну за другой. В фильме «Борис Годунов» он снял всю семью. Для него была знаковая работа. Картина в прокате провалилась. Мэтр оказался в опале. Его согнали с трибуны. Во время съёмок фильма «Война и мир» Б. пережил клиническую смерть. Впоследствии сердечные приступы случались всё чаще и чаще. Умер в 74 года.
Алёна умерла – рак, 47 лет. У отца, её отца тоже был рак. Часто гостит у бабушки Костя Крюков. Скобцева живёт одна в доме. 16 лет нет уже её мужа. Но Бондарчук продолжает жить благодаря Скобцевой. В нашей памяти".

Чтобы женить на себе великого режиссёра, Ирина пыталась повеситься

Чтобы женить на себе великого режиссера, Ирина пыталась повеситься

85-летняя Инна МАКАРОВА сегодня подводит итоги большого жизненного пути. Впервые народная артистка СССР говорит о том, о чем не решалась сказать долгие годы. В том, что клан БОНДАРЧУКОВ раскололся на две части, она винит Ирину СКОБЦЕВУ - вторую жену режиссера.

Энергии Инны Макаровой можно позавидовать. На днях она была в Суздале, сегодня готовится к поездке в Тулу на фестиваль юбилейных фильмов... В уютной квартире на Украинском бульваре гостеприимная хозяйка откровенно рассказала о многих памятных событиях своей долгой жизни.

Мой первый мужчина - Сергей Бондарчук , - признается Инна Владимировна. - Девушки по институту мне завидовали: такой парень за мной ухаживал. Правда, я знала, что он был женат на однокурснице по театральному училищу в Ростове-на-Дону. Звали ее Евгенией. Но Сергей считал себя свободным, так как во время ссоры Женя порвала брачное свидетельство. Вдруг к нам в институт пришла от Жени телеграмма: «У тебя родился сын». Поскольку тогда у нас еще не было отношений, я посоветовала отправить телеграмму с поздравлениями.

- Как ухаживал Бондарчук?

Сергей провожал меня домой из института. Путь был долгим: я снимала угол рядом с заводом «Серп и молот». Первое, что делал при виде меня Сергей, - доставал черный карандаш. Дело в том, что для роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия» мне выщипали брови. Сергею это не нравилось, и он при встрече немедленно их подрисовывал. На прощание целовал меня в щечку, смотрел, как вхожу в подъезд, и шел домой.- В то время интимная жизнь чаще начиналась с первой брачной ночи. У вас тоже? - Нет. Сережа ждал, когда мне исполнится 19. Мы были у кого-то в гостях, и на ночь нас поместили в одну комнату, а кровать только одна. Но Сергей меня не тронул. А когда поехали в Краснодон на съемки «Молодой гвардии», все и случилось. Сережа после этого письмо моей маме написал, просил моей руки. Мама не обрадовалась. Считала, что рискую испортить свой творческий путь. Свадьбы не было: просто расписались.- Вы поженились в 1948-м, а в 1955 году развелись... - Да. У Жени и Сергея родился сын Алеша, а в то время был такой закон, что только рожденные в браке дети могли носить фамилию отца. Мы развелись, и я поехала с Сережей в Ростов, чтобы он оформил брак с Женей и снова развелся. После того как на Алешу оформили документы, Бондарчук тут же с Женей развелся и снова на мне женился.

- Алешу еще видели?

Первый раз Женя его привезла в Москву, когда ему было два годика. Оставила его в театре. Потом Алеша приехал в Москву в 19 лет. Пришел к отцу посоветоваться: куда ему поступать учиться, а Скобцева (вторая жена режиссера. - Н. М. ) его не приняла. Алешка пришел ко мне. Я выписала ему пропуск на студию «Мосфильм», где был отец. Сережа сначала сына не признал, подумал, что журналист, хотел его выгнать. Когда разговорились, Бондарчук денег стал предлагать на гостиницу, а Лешка оскорбился.Лешу тогда я провожала на самолет. С тех пор его не видела. Будучи в Ростове, пыталась разыскать. Узнала, что он окончил французское отделение филологического факультета университета, женат, есть сын. Рассказали, что он исчезает, где-то бродит, потом возвращается.- А мать его видели? - В 90-е годы Женя написала мне письмо. Она преподавала в Ростове музыку, испытывала проблемы с глазами и просила о помощи. Я ей ответила, что договорилась с больницей. Слышала, Женя сейчас в Москве, бедст-вует.

Измены

- Почему ваш брак с Бондарчуком через десять лет распался?

Я уехала на съемки в Болгарию, а Ирина Скобцева с Сергеем - в Ялту работать над «Отелло». Там она хвост распушила: устраивала застолья, доставала хорошее вино, приглашала всех и демонстрировала свои якобы очень личные отношения с Бондарчуком. Чтобы пошли слухи. После съемок «Отелло» ко мне пришел актер Андрей Попов и рассказал об этом романе. Я кричала, что это неправда. Андрей тогда посоветовал: «Поезжай к нему, он так ждет». Сережа действительно мне писал письма, звонил. Я не поехала, сказала только: «Андрюша, через полмесяца он приедет, и все будет в порядке». Так и было, жили еще два года спокойно. Но пошли анонимки. Мать Скобцевой была машинисткой: писала и мне, и ему. Я анонимки рвала и выбрасывала. Но один раз не выдержала. Написано было, что у меня кто-то был во время съемок «Высоты». При Сергее позвонила в съемочную группу: «Эмма, был такой-то человек в группе? Нет? Хорошо». Мать Скобцевой сотнями писала анонимки.


Кстати, после фильма «Высота» меня пригласили в Карловы Вары на фестиваль. Перед отъездом вызвали в ЦК КПСС. Спросили: «Как ваша жизнь?» Говорю: «Объявила Сергею, что жить с ним не буду». Они покачали головами: «Инна Владимировна, примите его обратно, мы хорошо знаем эту семью». Этого я не понимала. Знала, что Скобцева собиралась замуж за Аджубея , но, видимо, были такие же анонимки и его родным. Аджубей в итоге женился на дочери Хрущева .

- Вы первой сказали Бондарчуку, что расстаетесь? - Сергей уезжал на полгода на съемки картины «Судьба человека». Говорю: «Дай мне ключи, не хочу, чтобы она сюда врывалась». Сергей ведь тогда пошел не к ней, а к нашим друзьям - Кларе Румяновой и Анатолию Чемодурову . Писал у них сценарий. Туда пришла Скобцева: «Ничего. Бывает. Люди расходятся, а сценарий мама напечатает». А для Сережи было важно к определенному числу сдать сценарий. И он, как бык на веревочке, к ней пошел. А потом Олег Стриженов рассказал, как она вешалась. Это правда, потому что знаю, она в больнице была, голова у нее дергалась. И он после этого женился. Так все омерзительно было. Дочь наша Наташа была еще маленькая. В первый класс он ее, правда, отвел. Но мы не учли, что к ней станут учителя приставать с расспросами: «Где папа? Где мама?»

Зависть

- Инна Владимировна, кто подал на развод?

Я сказала: «Все сам делай». Он, конечно, ничего не сделал, все Скобцева. Мы с Сережей не выясняли отношений. Было не до этого: разрушилась жизнь, а мы любили друг друга. Но я понимала, что его измены будут снова и снова. Бондарчук долго мучился от чувства вины передо мной и нашей дочерью Натальей.- Имущество вы делили через суд?

Без судов не обошлось. Помимо двухкомнатной квартиры, мы получили земельный участок, где я на свои средства построила домик. Сергей сказал: «Давай я дарственную подпишу на дачу?» Возмутилась: «Я построила, а ты мне ее подаришь?» Чтобы этот вопрос больше не возникал, подала в суд и переписала дачу на себя. Сейчас внук Ваня дом перестраивает.- Алименты тоже через суд отстаивали? - Я собиралась на встречу со зрителями - как раз вышла «Женитьба Бальзаминова». Нарядилась. Тут получаю повестку. Прихожу, народу уйма. Всем хочется посмотреть: Бондарчук с Макаровой разводятся! Сережа спросил: «Как дела?» Я: «Твоими молитвами. Можно было и без меня все сделать. Что ж, пусть будет суд!» Дело упиралось в алименты. Адвокат все пытал меня: «Сколько вам надо? 1000 или 2000?» - «Не знаю. Сколько положено, столько и присудите». Не выдержала и ушла из зала суда. В результате получала на Наташеньку 1200 рублей в месяц старыми.

- Почему Бондарчук ни разу не снял вас в своей картине?

Скобцева бы истерику закатила! В 1985 году я получила звание народной артистки СССР, так Сережа только через полгода меня поздравил. Его как раз начали громить. Эмиль Лотяну на студии «Мосфильм» выступил против Сергея. Было собрание, и я сказала Лотяну: «Ты что, с ума сошел?» Вижу, Сергей идет и говорит: «Народная артистка, народная артистка...» А дома ему голову «чесали». И он пришел на поклон, чтобы Скобцевой тоже дали народную СССР. Секретарша министра мне потом рассказала. Такой крик стоял: «За что давать ей народную? Где эти роли?»

- От кого вы узнали, что получили звание народной? - У Клары Лучко , когда говорила мне об этом, глаза горели ненавистью. Она была очень завистливая. Ненавидела меня за то, что муж-красавец и у меня жизнь успешно складывается. Клара получила народную СССР раньше меня. Помог ей в этом муж - Дмитрий Мамлеев (первый зам председателя Комитета по печати СССР. - Н. М. ). Ее объявили уже, что награждают, а меня - нет. И Мордюкова говорит: «Инна, что происходит? Ну какая же она народная СССР?» Я не знала, что сказать. И через два дня объявили меня.

Встретила как-то Клару на приеме. «Инна, видишь, хромаю. Что делать?» А у нее картина в Ленинграде. «Клара, как ты можешь? Немедленно в больницу!» Она послушалась, и тут приходит телеграмма из Ленинграда: вызывают на съемки. А у нее жажда славы. Говорю: «Клара, не надо, не езжай». Но она написала заявление, что претензий к врачам не имеет. В итоге тромб в ноге оторвался и дошел до сердца. Думаю, у Клары была плохая наследственность: ее мать была революционеркой, убивала и на этой почве сошла с ума. Дочь Клары Ксюша рассказывала, как родная бабка щенка убила и ей подложила.

Воздыхатели

- После Бондарчука вы 12 лет не выходили замуж.

За мною ухаживали интересные мужчины, но мне никто не был нужен. Бегал хозяйственник из Министерства иностранных дел. Когда строила дачу, мы с ним встретились, поскольку поселок этого министерства был рядом. Был влюблен один режиссер. Он на десять лет моложе был, а мне этого не хотелось, я привыкла, чтобы меня опекали. Однажды на официальном приеме рядом сидел Иван Козловский . Комплименты бросал, звал куда-то. Я домой уехала. Звонок: «Поедемте вместе». Говорю: «Нет». И тогда он запел романс. Зажав ладонью трубку, шепотом стала подзывать маму: «Скорее, скорее, Козловский поет!» Когда он смолк, я сказала: «Простите!» - и повесила трубку.

Сережа Бондарчук ко мне приходил и когда уже жил со Скобцевой. Как-то во время съемок «Войны и мира» сказал дочери: «Была бы ты постарше, я бы тебя на Наташу Ростову попробовал». Жаль, конечно, но Скобцева все равно бы не позволила, она мою Наташу не жаловала. После развода Сергей приходил, говорил: «Инна, что мне делать? Бросить ее? Она внизу сидит в машине с ребенком». - «Ну, что ты! Боже упаси!» - только и отвечала.

- Получается, он ее не любил?

Впервые об этом рассказываю. Все последующие годы, когда Сергей приходил ко мне, часто спрашивал: «Ты как?» Он будто хотел убедиться, что мне без него хорошо. Сам он счастливым не выглядел. Однажды поинтересовалась: «Сережа, ты ее хоть любишь?» Он помолчал и ответил: «По-моему, нет». Меня эти слова поразили. Мне показалось, что он Скобцевой боялся. Все время жаловался. Как-то спросила: «Сережа, правда, что отец у нее профессор?» - «Какой он профессор? У холодильника околачивается, пьет». Мать ее люто ненавидел. Не знаю, как они там жили, но Сергей Герасимов однажды сказал: «Как он там неуместен!»- А Наташа бывала у них? - Ирина все тянула с приглашением Наташи. И вот она пришла. Сережа поставил какую-то пластинку. Скобцева говорит: «Сделай тише, дети спят!» Сережа на полную включил. Хотел тем самым сказать: «Заткнись, тут дочь пришла».

Муж-пульмонолог

- Чем покорил вас Михаил Перельман?

Как врач, он спас меня. Я приехала из Сирии с камнем в почках, который не выходил. И он поставил меня на ноги. Миша был женат, его жена - патологоанатом, фронтовичка. Он приехал из Ярославля, снял у нее комнату. Женился не по любви, поэтому она все понимала. Я ее никогда не видела. У Миши в том браке было двое детей-двойняшек. Не бросает, помогает.

- Ваш муж рассказывал о болезни Бондарчука?

Миша видел анализы Сергея. Рак желудка. Срочно надо было операцию делать, а он на съемки в Италию поехал. Деньги зарабатывал. Когда Сергей лежал в ЦКБ, Миша мне позвонил: «Инна, Бондарчук стоит в коридоре. Не знаю, как он нашел силы добраться сюда из палаты. Позвать?» Что я могла ему сказать? «Не надо, не зови». Не хотела, чтобы Миша услышал разговор, да и помочь Сергею ничем не могла. Через неделю он умер.- Почему вас не было на похоронах? - Не хотела спектакля. Одна пришла на Новодевичье кладбище. Место низкое, нехорошее. Скобцева говорит: «Там мне местечко найдется». Придуряется. Там же их дочь Алену похоронили. О себе знаю, что с Мордюковой буду рядом. Как-то ей сказала: «Мы с тобой недалеко друг от друга будем».

Вор и наркоман

- Дети Сергея Бондарчука, Наташа и Федор, общаются друг с другом?

Нет. Наташин сын Иван Бурляев поругался с Федором из-за музыки к фильму «9 рота». Это безобразие: дядя украл музыку. Ваня в суд идти хотел. Я потребовала, чтобы сор из избы не выносили. Это точно его музыка, потому что я ее слышала. И вдруг в титрах нет фамилии Бурляева, а стоит имя другого композитора. Я Федору не звонила: жирно будет. Музыку Иван больше для него не пишет. Никто из нашей семьи с Федором не общается. Федька сидит на наркотиках, а это ужас. Врачи мне говорили, когда зашел разговор о нем.

- Федор задумал снимать эпопею «Сталинградская битва». Достойная альтернатива «Войне и миру»? - Как можно Федьке доверить «Сталинградскую битву»?! Что он знает об этом? Он видел эти эшелоны, которые уходили на войну? И как с его понятиями о чести и достоинстве можно доверять ему такую картину?! Как актер он хорош, у него есть свое, особенное, что не сыграешь. Но как режиссер - не очень.

Прикинь!

* За роль Любки Шевцовой в «Молодой гвардии» Инне Макаровой дали Сталинскую премию.- Выписали 100 000 рублей на семь человек. Режиссеру Герасимову, оператору Раппопорту и пяти актерам. Первое, что мы сделали с Лялей Шагаловой , купили мутоновые шубы. Померить в магазине не дали, и шуба оказалась мне до пят. Зато тепло было, - смеется Инна Владимировна.

Накануне своего 90-летия Ирина Скобцева дала несколько больших интервью разным изданиям и телеканалам. Актриса рассказывала о своем творчестве, о себе и, конечно, о детях. В передаче «Семейный альбом. К юбилею Ирины Скобцевой», полностью посвященной юбилярше, Скобцева поделилась мнением и о новой возлюбленной Федора Бондарчука - Паулине Андреевой . Актриса сообщила, что положительно относится к новой возлюбленной сына. А кроме этого, она сделала неожиданное признание.

«К Паулине Андреевой я отношусь с четырьмя плюсами. Она прекрасная актриса и замечательный человек. Кстати, Федор еще не развелся со Светланой», - заявила Ирина Константиновна.

Вероятно, у Бондарчука не хватает времени на то, чтобы заняться оформлением необходимых документов. На вопрос о том, обращался ли к ней за помощью сын, когда принимал решение расстаться с женой Светланой, звезда кино и театра не стала отвечать утвердительно. «Это я с Федей советуюсь, а не он со мной. Потому что он - глава клана Бондарчуков», - сказала Скобцева.

Напомним, Сергей, сын Федора и Светланы, рассказывал о том, что Бывшие супруги, как выяснилось, прекрасно общаются между собой по телефону и иногда встречаются в ресторанах. Путь к такой идиллии, по словам Сергея, был непростой, но в конечном итоге Федор и Светлана смогли преодолеть все разногласия.

«Было много мужских разговоров. И с мамой тоже мы это обсуждали. Но главное, что родители говорили и друг с другом. Мы все переживали, но старались не лезть, - вспоминает Сергей. - Мы видели, что они разбираются и точно разберутся. Родители сейчас прекрасно общаются. На прошлой неделе, например, мне звонит мама и говорит: а мы в ресторане, приезжай! Я рад, что им хорошо друг с другом. Они в другом статусе просто. Но это не имеет значения!»

При этом невеста Бондарчука - Паулина Андреева - похоже, не против такого общения Федора со Светланой. В качестве самой сильной стороны своего возлюбленного артистка как раз выделяет именно стремление помогать и поддерживать окружающих его людей. Это касается и его личной жизни, и профессиональной.

« Не от потребления этого мира, что часто бывает! Он, безусловно, человек дающий. Он такой, знаете, «помогалкин». Он харизматичный и обаятельный лидер. Где бы он ни появлялся, он тут же становится центром композиции. Федор заразительный, как ребенок!» - рассказала Паулина в документальном фильме «Федор Бондарчук . Счастлив. Здесь и сейчас».

До конца своих дней великий режиссер жалел о разводе с актрисой Инной Макаровой

Сергей БОНДАРЧУК ушел из жизни в 74 года. Он резко сдал после чудовищной травли на V съезде Союза кинематографистов, когда его буквально согнали с трибуны и на защиту встал только Никита МИХАЛКОВ. Позже Сергей Федорович стал первой жертвой продюсерского кино, заключив контракт на совместную русско-итальянскую экранизацию романа ШОЛОХОВА «Тихий Дон». История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но тем не менее, если бы не стечение обстоятельств, может, он был бы жив до сих пор.

Эта некрасивая история началась в середине 50-х годов прошлого века. В почтовом ящике квартиры дома на Большой Дорогомиловской улице, где жил Сергей Бондарчук со своей женой — актрисой Инной Макаровой , маленькой дочерью Наташей и тещей Анной Ивановной , с завидной регулярностью начали появляться анонимные письма, адресованные Инне Владимировне. В них сообщалось: кто, когда, где и с кем видел ее мужа.
А муж ее тем временем снимался у режиссера Сергея Юткевича . Роль Отелло отнимала много времени и сил. Да и партнерша попалась не ахти — кроме красоты, свойственной молодости, больше в ней практически ничего не было. Да и что взять со вчерашней студентки? Знал бы тогда Бондарчук, какие мысли роятся в прелестной головке юной Ирины Скобцевой , бежал бы со съемочной площадки куда глаза глядят. Но от судьбы, видимо, не убежишь. Хотя позже Сергей Федорович неоднократно пытался.

Жене — не платить

— Нас развели, — до сих пор с горечью говорит о том времени Инна Владимировна. — Однажды утром Сережа читал в постели вслух сценарий фильма «Судьба человека», я собирала чемодан — мне надо было уезжать в Ленинград на съемки фильма «Дорогой мой человек». И вдруг я говорю: «Мы должны расстаться». И упала на тахту. Мне кажется, что я сознание потеряла. Открываю через какое-то время глаза и вижу Сергея.

Он стоит около письменного стола, который только-только сделали по его заказу, опирается на него, плечи ходят ходуном, он рыдает. Я тогда еще не поняла, насколько все серьезно, а Сережа понял. Сказала, как отрезала. Сережа потом очень долго ко мне приходил, практически всегда, когда Наташенька была в школе. Она только недавно об этом узнала. Но я не шла на сближение.
— Не произнеси вы эту фразу, может, ничего бы и не было…
— Однажды я поняла, что больше не могу так жить, что сил не хватит, что не проживу, сколько мне отпущено. Хотя около меня Сережа был всегда очень спокойный. Все анонимки мы или выбрасывали, или рвали. Правда, иногда он говорил: «Почитай, пишут про какого-то мужика. Он из твоей киногруппы». Я тут же набирала номер в комнату, где находилась съемочная группа: «Такой-то работает у нас?» — «Нет». После развода Сергей ждал, что я его позову.
— Может, и надо было…
— Когда он уже женился на Скобцевой , мне звонили из ЦК: «Инна Владимировна, мы знаем эту семейку. Примите его обратно». — «Не могу».
До сих пор помню одну историю. Сережа пришел ко мне, а я только вернулась со съемок из Германии. Там я впервые увидела картину Кинга Видора «Война и мир». Я об этом рассказала Сереже. И вдруг увидела его глаза. Он не мог от меня оторваться. Еще подумала: что это он так… После той истории проходит какое-то время, Сережа опять пришел.

Сидим разговариваем. За чем-то выхожу из комнаты и вдруг слышу: «Я буду снимать «Войну и мир». — «А сценарий кто писать будет?» — спрашиваю. «Я». — «Ты с ума сошел? Роман такой огромный. Еще сам собираешься играть». И он взял Васю (сценарист Василий Соловьев . — Н. А. ). Вдвоем и писали.
— Расставшись с вами, Сергей Федорович платил алименты на Наташу?
— Я пять лет ничего не получала. Но Сережа здесь совершенно ни при чем. Он был зашорен. Это был какой-то жуткий период — меня постоянно вызывали в суд. Сергей приходил туда такой несчастный.
Новая жена хотела, чтобы вы отказались от алиментов?
— Не буду ворошить прошлое. Скажу только, что первым подобное затеял Басов, чтобы Наташе Фатеевой не платить с постановочных. Точно знаю, что Сережа так не мог поступить. Все на совести той женщины. Загнала она его. Все деньги, деньги…
Сережа начал работать над фильмом «Тихий Дон». Однажды приходит домой Миша (второй муж Инны Макаровой Михаил Перельман — гениальный пульмонолог. — Н. А. ) — он консультировал в ЦКБ — и говорит: «Инна, я видел историю болезни Сергея. Там все плохо. Нужно срочно делать операцию».

Через какое-то время сообщил: «Все какого-то анализа ждут. Но надо срочно делать». Проходит время, и я прошу его (представляете, каково мне было): «Узнай, пожалуйста, что там происходит. Мне же Наташе надо сказать». Дочка в то время в Киеве была. Приходит Миша и огорошивает: «Он исчез. Выписался». — «Что?! — в ужасе воскликнула я. — С таким диагнозом?» У Сергея обнаружили рак желудка. Позже Наташа выяснила у Алены (Елена Бондарчук — дочь Ирины Скобцевой. — Н. А. ), что Сережа улетел в Италию, нужно было снимать «Тихий Дон», иначе пришлось бы платить неустойку. Позже от одного итальянца, который работал вместе с Сергеем на картине, я узнаю, что у него был точно такой же диагноз. Более того, он отвел Сергея к своему врачу. «Ты видишь, — говорил он мне, — какой я! Мне сделали операцию». — «А почему Сереже не сделали?» Он грустно так на меня посмотрел и сказал: «Деньги».
Вот и получилось, что ни здесь Сергею не дали сделать операцию — совершенно бесплатно, ни в Италии — там за все нужно платить. А если бы вовремя сделали, может, Сережа еще и пожил бы.

Четырежды женатый

Сергей Бондарчук был женат четыре раза — дважды ходил в загс с Инной Макаровой, один раз — фиктивно с мамой своего старшего сына Алексея. И последний, четвертый, — с Ириной Скобцевой, которая в отличие от Инны Владимировны тут же стала Скобцевой-Бондарчук .
— О том, что у него есть сын Алексей, — рассказывает Инна Макарова, — Бондарчук сам узнал случайно. Как-то Сергей приехал в Ростов (это еще до нашего знакомства было), расположился у приятеля. Познакомился с девушкой, они и переночевали-то всего один раз, потом Сергей уехал.

Подобных случаев после войны много было — женщины рожали для себя. Мама Алексея, как позже выяснилось, родила не для себя. Он нашла Сергея в Москве и велела признать сына. А Сергей и не собирался отказываться. Мы тогда уже с ним поженились. В те времена усыновить собственного ребенка можно было, только женившись на его матери. Мы оформили развод, он фиктивно женился на той женщине, а потом… никак не мог с ней развестись. Она не приходила в суд. Так что второй раз я стала женой собственного мужа лишь в 1955 году, а в 1957-м мы уже с ним расстались. Официально развелись гораздо позже — он не хотел, все тянул с разводом, да Скобцева настояла. Прошел год или два с момента нашего расставания, звонит мне Пашка Шпрингфельд (актер, друг Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. — Н. А. ), мы с ним должны были в какую-то поездку отправиться. И как-то разговор сам собой зашел о той семье. «Она что, еще не родила? — спросила я. — Уж так хотела зацепиться». — «Да куда там! — засмеялся Пашка. — Всем домом стараемся».
— Одно время в среде кинематографистов ходили слухи, что у Сергея Федоровича только трое собственных детей…
— Я поняла, о чем вы. Мне бы не хотелось говорить на эту тему, тем более что Аленки больше нет. Когда мне эту сплетню озвучила одна актриса, я перестала с ней общаться.
Алена вначале вроде походила немного на мою дочь Наташу. Последний раз я ее видела лет десять назад на Наташином дне рождения. «Алена, ты на маму стала походить». Она как-то так посмотрела на меня: «Это ж хорошо, она же красавица». И вдруг Алена поцеловала меня. Больше я ее не видела. И это меня мучает до сих пор. Я не знала, что с ней произошло. Когда мне сказали, что ее больше нет, я заболела. Девочка, бедная, маленькой сидела на коленях у матери на лавочке у подъезда нашего дома, ждала, когда Сережа выйдет от нас. Скобцева его одного редко отпускала.
— Боялась, что, как Алексей Аджубей, сбежит…
— Я про ее роман с Аджубеем долгое время вообще ничего не знала. Жила в другом мире: была далека от сплетен, интриг. Снималась в кино, встречалась со зрителями… Одна из таких встреч была в редакции газеты, где Алексей Иванович в то время был главным редактором. После встречи он мне сказал: «Я отвезу вас сам, нам по пути». Проезжаем мимо Театра киноактера, а там было какое-то мероприятие. И вдруг Аджубей говорит: «Ой, вот была бы сенсация — мы бы сейчас вместе зашли туда, на этот вечер».

Озорной был мужик. «Нет, я поеду домой». И с тех пор я его не видела. Про роман не так давно узнала. Но он все-таки на ней не женился. И правильно сделал. Мне в ЦК знакомые говорили: «Мы знаем эту семейку». — «Откуда знаете?» — «Как откуда? А Аджубей?» Видимо, не одни мы с Сережей анонимки получали.

Тайна Бондарчука

Сплетни и пересуды по поводу второй семьи Сергея Федоровича как начались во время его романа с Ириной Скобцевой, так и не утихают по сей день. Говорят многое. К примеру, что дети Бондарчука — только Алексей, Наталья и Федор. Люди, которые могли бы пролить свет на эту историю, от комментариев отказываются. Однажды Инна Владимировна подошла к Вадиму Юсову (известный оператор, вместе с Сергеем Бондарчуком работал на картинах «Они сражались за Родину», «Красные колокола», «Борис Годунов» — Н. А. ) и спросила в лоб: «Это правда, что говорят?» — «Инна, да какое это теперь имеет значение. Сережи-то нет».
С Бондарчуком Вадим Иванович бок о бок проработал не один день. Дважды Юсов чуть не погиб. На съемках фильма «Они сражались за Родину» идущий на его камеру танк только чудом не покалечил самого оператора. В Мексике на съемках первой части дилогии «Красные колокола» он мог бы сгореть заживо. Спасло опять-таки чудо. Бондарчук обожал Юсова. И только однажды показал, кто хозяин на съемочной площадке.
Был небольшой грешок в жизни Вадима Ивановича — очень уж выпить любил. Бондарчук заставил его «завязать» за один день. В Ленинграде в день съемок сцены штурма Зимнего дворца Вадим Иванович приходит на площадку гладко выбритым, но сильно порезанным. И начинает объяснять Бондарчуку свое видение кадра. Бондарчук внимательно слушает, принюхивается и говорит: «Именно так и будем снимать. Только за камеру встанет ваш ассистент». С того дня Юсов капли в рот не брал.
…В одном из интервью Наталья Бондарчук вспомнила эпизод встречи с Сергеем Федоровичем. «Отец искренне радовался за меня, приглашал в гости. Ставил свою любимую музыку. Как-то включил, причем очень громко, одну арию. Пришла Ирина Константиновна: «Сережа, прошу тебя, сделай потише, дети спят». Отец на нее посмотрел и прибавил звук».
Вот уж поистине — на чужом несчастье счастья не построишь. Не нами придумано. Ирина Константиновна оправдывает свой поступок тем, что очень сильно любила Бондарчука. Инна Макарова любила его не меньше.

«Вот она ей дала!»
За неделю до смерти Инне Макаровой позвонила Нонна Мордюкова : «Инна, хочешь посмеяться?» Получив утвердительный ответ, рассказала историю. Нонне Викторовне при жизни в городе Ейске (в нем она провела свои юношеские годы) установили памятник и пригласили на открытие (организаторы не знали, что жить ей оставалось считанные дни). На этой же улице стоит и памятник Сергею Бондарчуку. Родные Мордюковой рассказывали, что проходившие мимо казачки воскликнули: «Вот она ей дала! Вот она ей дала!» Оказывается, на памятнике написано: «И. Макарова». (Автор памятника Сергею Бондарчуку — скульптор Ирина Макарова . — Н. А. )