Самый лучший бронетранспортер в мире. Тяжёлые бронетранспортеры разных стран

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости, Андрей Станавов. Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая — с ее самолетами, танками и пушками — "списала" кавалерию окончательно. Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Преимущества вторых — высокая скорость и проходимость, способность "вплавь" преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное. В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем. РИА Новости публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин — БМП-2 — "рабочая лошадка" советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. "У нас есть новая БМП с "тридцаткой". Эта машина — что надо: душманы ее боятся и называют "шайтан-арба", — сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Основная особенность БМП-2 — система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало "двойку" от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения — скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет "Конкурс" или "Фагот".
Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся "в наследство" от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей "Тигра"

Немецкая БМП "Мардер" — один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма "Рейншталь-Хеншель", известная своим танком "Тигр".

В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель "Даймлер-Бенц" мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Главное оружие "Мардера" — 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника — бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

"Мардеры" много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет "Милан", а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену "Мардеру" разработана "Пума" — новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный "Брэдли"

Тяжелая БМП М2 "Брэдли" поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь — из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты. Ее особенность — разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой "слоеный пирог" уверенно "держит" попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

При этом "Брэдли" довольно "шустрый" — благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина "бегает" по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке. Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW "отрабатывает" танки на удалении до трех километров.

Десантная группа может покинуть "Брэдли" через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели "наштамповать" около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Английский "Воин"

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior — настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков. Усиленное "брюхо" выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах — противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

По аналогии с поздними версиями американских "Брэдли" обитаемые внутренние отсеки "Воина" обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи "Воинов", многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая "француженка" AMX10P — одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с "Мардером" и советской "двойкой". Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров. Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами "Милан". Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. "Сердце" машины — восьмицилиндровый дизель HS-115 — мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил. Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.

Продолжая рейтинг «10 лучших» от канала Дискавери, я бы хотел обратить внимание еще на одну забавную подборку. На этот раз во внимание экспертов попали «Armoured Personal Carriers» – общее обозначение для всех типов бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. В обзор вошли как легкие БТРы массой 5 тонн, так и тяжелые боевые машины пехоты. Несмотря на кажущуюся несуразность, это вполне логично – вся эта техника, гусеничная или колесная, вне зависимости от своих размеров, выполняет одну и ту же задачу – перевозит людей и грузы в условиях военных конфликтов, защищая их своей броней. Например, не существует строгих различий например, между БТРом или БМП. Единственное, что их отличало в теории - боевая машина пехоты способна поддержать пехоту в бою, когда как БТР только доставляет их до поля боя. С исчезновением четко обозначенной линии фронта, а именно это наблюдается во всех локальных конфликтах последней четверти ХХ века, бронетранспортер и боевая машина пехоты сейчас выполняют одни и те же функции. Современные бронемашины, вне зависимости от своей массы, часто несут одинаковое вооружение, и служат платформой для создания специализированной военной техники – от командно-штабных и санитарных машин, до самоходных гаубиц и реактивных систем залпового огня.

В отличии от спорного и противоречивого рейтинга «10 лучших танков по версии Military Channel», рейтинг «10 лучших бронемашин», на мой взгляд, весьма адекватен и вообщем-то правилен: в нем собраны действительно достойные машины. Будет нелишним добавить, что не стоит принимать подобные рейтинги всерьез – все-таки это информационно-развлекательная передача. Поэтому, уважаемые читатели, рекомендую Вам обратить внимание не столько на места в рейтинге, сколько на сами машины. Например, я сам, не являясь экспертом в области бронетехники, не подозревал о существовании многих из них. И все-таки, в данном обзоре есть серьезный вывод – обзор показывает наиболее перспективные направления развития бронетехники, правильные решения и ошибки конструкторов. Ведь если десант предпочитает передвигаться НА броне, а не ПОД броней, значит с бронетехникой действительно что-то не так.

Критериями сравнения, как всегда, станут техническое совершенство, инновационные решения при создании данного образца, технологичность и массовость производства и конечно же, главный судья - опыт боевого применения.

Ну что ж, наверное это все что я хотел добавить от себя, на этом прелюдия окончена, перейдем к рейтингу. В мире есть много достойных машин, но в десятку помещаются ровно 10.

10 место – Marder

Боевая машина пехоты бундесвера, боевая масса - 33 тонны. Год принятия на вооружение – 1970. Экипаж – 3 человека + 7 человек десанта.
Создавалась, как ответ на советскую БМП-1. В комплекс вооружения входят 20 мм автоматическая пушка Rheinmetall-202 и ПТУРС Milan. Скорость (до 75 км/ч по шоссе), отличная защищенность, немецкое качество – что еще необходимо хорошей БМП? Общую картину чуть портит отсутствие у Marder боевого опыта – за исключением эпизодического участия в операциях на территории Афганистана, эта бронемашина почти не выезжала за пределы автобанов ФРГ.
Всего немцы собрали 2700 своих чудо-БМП, в том числе самоходный ЗРК на их базе. Хорошая во всех отношениях машина. Десятое место.

9 место – M1114

Американский бронированный автомобиль. Как вы уже могли догадаться по картинкам, это легендарный «Хамви» с комплектом брони. К середине 90-х, по опыту боевого применения шасси М998 стало понятно, что армии необходим легкий бронетранспортер на его базе, имеющий противоосколочное бронирование и, самое важное, стойкую противоминную защиту. М1114 обладал всеми этими качествами, сочетая в себе подвижность, защищенность и огневую мощь при полной массе менее 5 тонн. Набор съемного вооружения для М1114 включает в себя все от легких пулеметов на крыше, до дистанционно управляемых 12,7 мм пулеметных установок, ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов.

Отсюда следует сделать небольшой экскурс в «Хамви» (он же - шасси М998 HMMWV). Принятое на вооружение США в 1981 году как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», «Хамви» стал одним из символов американской армии, засветившись во всех конфликтах последних 30 лет. По данным General Motors, на сегодняшний день произведено 200 000 всех вариантов «Хамви». Одно из наиболее важных свойств этого полугрозовика-полуджипа стала универсальность конструкции. Вот лишь некоторые машины на его базе:

M998 - грузовой открытый автомобиль,
M998 Avenger - вариант с зенитно-ракетным комплексом "Stinger",
M966 - бронированный джип с противотанковым комплексом TOW,
M1097 - двухместный пикап,
M997 - санитарный джип с четырёхместной кабиной,
M1026 - вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой,
M1035 - санитарный вариант с четырёхдверной кабиной,
M1114 - легкий бронетранспортер, одна из самых массовых версий «Хамви»

Конструкторы General Motors смогли найти оптимальный баланс между грузоподъемностью, позволяющей выполнять все функции универсального армейского автомобиля, монтировать разнообразное вооружение и бронезащиту, и, в то же время, излишне не перетяжелили машину, сохранив размеры крупного джипа. «Хамви» стал эталоном в своем классе. Сейчас армейские внедорожники во всех странах мира заимствуют его технические решения, компоновку и внешний вид.

Армейская техника априори не может быть успешной на гражданском рынке в условиях свободной конкуренции. Эта аксиома всегда служит доказательством оправданности непомерных военных расходов: «Не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» и т.д. в этом же духе. В случае с «Хаммером» мы видим обратное – стильный армейский автомобиль, сохранив основные узлы (в том числе 6 литровый двигатель, трансмиссию, подвеску), стал успешным коммерческим проектом – в 1992 году в серию пошла его гражданская версия «Hummer H1» с минимальными косметическими изменениями, в дальнейшем развившись до культового внедорожника люкс-класса «Hummer H2» с luxury-салоном и автоматической трансмиссией.
Бронированная армейская версия «Хамви» М1114 много воевал по всему миру, часто попадал под обстрелы, горел, взрывался, застревал в грязи, но тем не менее, сохранял жизни сидящих внутри солдат. Что и требуется от настоящей армейской техники.

8 место – The Universal Carrier

Британский многоцелевой бронетранспортер-тягач - главный помощник британского солдата. Неказистая с виду машина с экипажем из 5 человек лихо передвигалась со скоростью до 50 км/ч по полям сражений Второй Мировой. The Universal Carrier воевал на всех фронтах: от Европы и Восточного Фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В дальнейшем успел принять участие в войне на Корейском полуострове и славно закончил свою карьеру в 1960-х годах.

При массе всего 4 тонны, The Universal Carrier обладал приличной проходимостью и был защищен 10 мм броней. Вооружение линейных БТРов включало в себя 14 мм противотанковое ружье и/или 7,7 мм пулемет Bren. Помимо базовой версии, в войска поступала созданная на ее платформе, огнеметная машина «Wasp» и САУ с 40 мм орудием.

Всего за годы серийного производства с 1934 по 1960 гг. на предприятиях Великобритании, США, Австралии и Канады было произведено 113 000 этих маленьких, но таких полезных машин.

7 место - Sonderkraftfahrzeug 251

Грозная боевая машина, давившая своими колесами и гусеницами страны Европы, пески Северной Африки и ледяные просторы России.
Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 в полной мере соответствовал стратегии Блицкрига – быстрая, вместительная и хорошо защищенная машина с высокой проходимостью. Экипаж – 2 человека + 10 человек десанта, скорость по шоссе 50 км/ч, колесно-гусеничный движитель, круговое бронирование толщиной до 15 мм. Как и любая немецкая техника, бронетранспортер был оснащен огромным количеством разнообразных опций и оборудованием для выполнения любых задач. Немецкий инженерный гений разошелся в полную силу, вот оцените масштаб: SdKfz 251 комплектовались разнообразными приборами наблюдения и связи, кранами и лебедками, радиостанциями всех типов и частот, штурмовыми мостиками, комплектами съемной брони и разнообразным вооружением, среди которых была даже такая экзотика, как реактивные системы залпового огня Wurframen 40 калибра 280 мм.
На платформе SdKfz 251 было создано великое множество специализированных машин: помимо базовой модели выпускались санитарные и командно-штабные машины, машины наблюдения и связи, подвижные телефонные станции, посты артиллерийских корректировщиков, самоходные зенитные установки c автоматическими 20 мм орудиями MG 151/20, огнеметные машины, подвижные огневые точки с 37 мм и 75 мм противотанковыми пушками, инженерно-саперная техника…
Среди этих конструкций были действительно уникальные образцы бронетехники, такие как Schallaufnahmepanzerwagen - шумопеленгатор для определения положения артиллерийских позиций противника вне зоны видимости или Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор для подсветки ночных прицелов танков «Пантера».
От себя могу добавить следующее: любители разоблачений и последователи творчества Владимира Резуна, скурпулезно подсчитывающие количество немецкой бронетехники, как-то всегда забывают включить в свои списки 15 000 БТРов SdKfz 251, выпущенных германской промышленностью, хотя эти бронемашины превосходили по своим возможностям многие танки того периода.
Кстати, бронетранспортер SdKfz 251 был настолько хорош, что производился в Чехословакии до 1962 года.

6 место - M1126 «Stryker»

Самый молодой рекрут армии США. Семейство колесных боевых машин «Страйкер» создавалось специально для конфликтов низкой интенсивности и «колониальных войн», когда использование тяжелой бронетехники, танков «Абрамс» или БМП «Брэдли» избыточно, а легкие боевые бригадные группы недостаточно эффективны. Боевые действия на территории Ирака и Афганистана подтвердили правильность такого решения.

Базовая версия М1126 стала первой колесной бронемашиной такого класса в американской армии. Благодаря исключительной плавности хода, БТР получил в войсках кличку «Shadow» (Тень). Особый упор при создании М1126 делался на увеличение защитных свойств машины. Стальное разнесенное бронирование дополнено навесными модулями брони типа MEXAS массой 1700 кг. Этот тип брони содержит керамический слой, соединенный при помощи клеевого соединения со слоем высокопрочных волокон кевлара. Назначение керамического слоя из оксида алюминия состоит в разрушении снаряда и распределении кинетической энергии по большей площади основания. По уровню стойкости MEXAS, при одинаковой массе со стальной броней, превосходит ее вдвое. Большое внимание было уделено противоминной защите – двойное днище машины, амортизация, дополнительное бронирование наиболее уязвимых мест – все это, по мнению американских конструкторов, должно снизить вероятность поражения экипажа бронемашины.
На БТРе установлен комплекс хай-тек вооружения, включающий в себя дистанционно управляемую установку с пулеметом.50 калибра и 40 мм автоматический гранатомет Марк-19 с боекомплектом из 448 гранат. Модуль обнаружения и целеуказания включает в себя ночной прицел и лазерный дальномер.

18 тонный бронетранспортер развивает скорость до 100 км/ч на шоссе, а колесная формула 8х8 и система понижения давления в шинах обеспечивают достаточную проходимость. Серьезный недостаток для машин такого типа –«Страйкер» не умеет плавать.
Семейство «Стайкеров», помимо бронетранспортера, включает в себя
боевую разведывательно-дозорную машину М1127, машину огневой поддержки М1128 со 105 мм пушкой, 120-мм самоходный миномет М1129, КШМ М1130, артиллерийский корректировочный пост М1131, инженерную машину М1132, бронированный медицинский эвакуатор М1133, самоходный противотанковый ракетный комплекс М1134 с ПТУР «ТОУ-2», и машину радиационной, химической и биологической разведки М1135.
«Страйкеры» с 2003 года проходят боевую службу на территории Ирака.

5 место - אכזרית‎ (Achzarit)


Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии Обороны Израиля. Является самым защищенной в мире бронемашиной такого класса.
200 мм броня советского танка (вы не поверите, но Achzarit – это захваченные сирийские Т-54 и Т-55 со снятыми башнями) была усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, а сверху был установлен комплект динамической защиты. Общий вес дополнительного бронирования составил 17 тонн, что в сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР.


На пути к границе

Советский двигатель заменён более компактным 8-цилиндровым дизелем "General Motors", что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта танка, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери. При откидывании кормовой аппарели, часть крыши приподнимается гидроприводом, облегчая спешивание десанта. Кроме того, частично открытая кормовая дверь используется в качестве амбразуры.
Achzarit оснащен дистанционно управляемой пулеметной установкой OWS (Overhead Weapon Station) фирмы "Рафаэль". В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один - на шкворневой установке командирского люка и два - на люках сзади.
В результате 44-тонный монстр является отличным средством для боев в городских условиях, где в проеме каждого окна может оказаться гранатометчик с РПГ. Achzarit не боится огня в упор из всех средств, стоящих на вооружении боевиков Хезболлы и ХАМАС, надежно прикрывая своей броней 10 человек экипажа.
Справедливости ради стоит отметить, что самым защищенным БТРом в мире все-таки является Namer (масса более 50 тонн) на шасси танка «Меркава», вот только Namer"ов было выпущено символическое количество – 60 штук., в отличии от Achzarit, в которые было переоборудовано 500 танков Т-54/55.

4 место – БМП-1

Броневая машина пехоты (именно так, по мнению американских экспертов) заметно усилила наступательную мощь мотострелковых подразделений. Гениальная концепция БМП-1 состояла в повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Мировой общественности машина была продемонстрирована во время парада на Красной площади в 1967 г.
Корпус БМП-1 был сварен из бронелистов толщиной 15…20 мм, по расчетам этого было достаточно для обеспечения круговой защиты от пуль, выпущенных из ручного стрелкового , а на курсовых углах обеспечивалась защита даже от снарядов мелкокалиберных пушек.
13-тонная боевая машина развивала до 65 км/ч на шоссе и до 7 км/ч на плаву (для увеличения плавучести даже опорные катки гусениц были выполнены полыми). Внутри помещались 3 человека экипажа и 8 десантников. Комплекс вооружений состоял из 73 мм гладкоствольного гранатомета 2А28 «Гром», пулемета ПКТ и противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Для сидящих внутри десантников были оборудованы отдельные амбразуры. Все это, по идее, превращало БМП-1 в универсальную машину нового поколения.

Увы, все оказалось сложнее. Американцы строго раскритиковали решения советских конструкторов, особенно досталось конструкции задних дверей десантного отделения (действительно, весьма сомнительной) : «Наверное это толстая броня, надежно защищающая экипаж машины? Нет! Это топливные баки!» При поражении машины такая компоновка превращала БМП в огненную ловушку.
По результатам боев на Ближнем Востоке и Афганистане быстро выяснилось, что конструкторы зря сэкономили на броне – БМП уверенно поражалась пулеметом ДШК. Низкая защита от мин, стрелкового оружия и гранатометов привела к тому, что солдаты предпочитают передвигаться сидя на броне, не отваживаясь спуститься в боевое отделение машины. Недостатки вооружения тоже дали о себе знать – в горной местности «Гром» оказывался бесполезен ввиду малого угла возвышения.


Те самые баки в кормовых люках

Советские конструкторы предприняли попытку исправить ошибки в машине следующего поколения. Новая БМП-2 получила автоматическую 30 мм пушку с углом возвышения 85 градусов. Следующая модель, БМП-3, несмотря на громкие призывы военных увеличить защищенность, явилась апофеозом несуразности: обладая почти танковым вооружением, она по-прежнему имеет «картонную» броню.
И все-таки стоит отдать должное советским конструкторам. Боевая машина пехоты стала принципиально новым классом бронетехники. Несмотря на свою инновационность, БМП-1 прошла не один десяток военных конфликтов по всему миру. Кроме того она была дешевая и массовая: всего было выпущено 20 000 машин этого типа.

3 место – MCV-80 «Уорриор»

Британская боевая машина пехоты. В ее имени есть нечто большее, чем просто «Воин». Боевая масса - 25 тонн. Скорость по шоссе – 75 км/ч. Броневой корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище - от 9 кг противотанковых мин. Борта и ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Бронекорпус «Воина» имеет внутренний подбой, защищающий экипаж от осколков брони, также являющийся звукоизоляцией. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. Снаружи броня усилена динамической защитой. Вооружение: 30 мм автоматическая пушка L21A1 «Rarden», спаренный пулемет, 94-мм гранатомет LAW-80. Экипаж машины – 3 человека. Десант – 7 человек.

Британское командование возлагало большие надежды на свою перспективную БМП. И «Воин» не подвел своих создателей – из 300 машин, принимавших участие в «Буре в пустыне» ни одна не была потеряна в бою. Примечателен случай, произошедший в Эль-Амаре (Ирак) 1 мая 2004 года: в патрульный «Уорриор» попало 14 гранат из РПГ. Тяжело поврежденная машина сумела отбиться и своим ходом вышла из-под огня, сохранив жизни бойцам, находящимся внутри ее (весь экипаж был обожжен и получил ранения). Командир БМП Джонсон Гедеон Бихарри был награжден Крестом Виктории.

В 2011 правительство Великобритании выделило 1,6 млрд. фунтов на модернизацию MCV-80 по программе WCSP. В частности, сообщается, что БМП получит новый комплекс вооружения с 40 мм автоматическим орудием.
Вот такая MCV-80 “Уорриор» - машина, которой доверяют солдаты.

2 место – М2 «Брэдли»

Американская боевая машина пехоты. Боевая масса – 30 тонн. Скорость – 65 км/ч по шоссе, 7 км/ч на плаву. Экипаж – 3 человека. Десант – 6 человек.
Многослойная броня из стали и алюминия толщиной 50 мм обеспечивает круговую защиту от снарядов мелкокалиберной артиллерии. Система навесной динамической защиты служит надежной преградой для реактивных гранат РПГ. Корпус имеет кевларовый подбой с внутренней стороны, препятствующий образованию осколков. На последних модификациях на бортах дополнительно монтируются 30 мм стальные экраны.
Вооружение: 25 мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с компьтеризированной системой управления огнем, ПТУР «TOW» и 6 пулеметов M231 FPW. В состав оборудования бронемашины входят такие излишества, как тактическая навигационная система TACNAV, лазерный дальномер ELRF, инфракрасная система пассивной защиты от ПТУР и подогреватель пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
На момент своего появления, в 1981 году, американские военные сомневались в боевых качествах новой БМП. Но в 1991 во время «Бури в пустыне» все сомнения рассеялись: «Брэдли», используя снаряды с сердечниками из обедненного урана, уничтожили больше иракских танков, чем основные боевые танки М1 «Абрамс». И только 1 БМП была потеряна от огня противника.
Заслуженная боевая машина стала одной из самых массовых БМП в мире – всего выпущено 7000 М2 «Брэдли». На ее базе также выпускаются: боевая разведывательная машина М3, самоходный ЗРК М6 и пусковая установка для РСЗО и тактических ракет M270 MLRS.

1 место – М113


M113 Литовских ВС на параде в Каунасе

Плавающая гусеничная машина массой 11 тонн. Круговая защита обеспечивается 40 мм алюминиевой броней. Отличная вместимость – 2 члена экипажа и 11 десантников. Стандарное вооружение – крупнокалиберный пулемет М2. Быстрая (скорость по шоссе – до 64 км/ч), проходимая и простая в обслуживании машина стала самым знаменитым в мире бронетранспортером. 85000 М113 всех модификаций стояли на вооружении 50 стран мира. М113 прошел все конфликты от Вьетнамской войны, до Вторжения в Ирак -2003 и по состоянию на сегодняшний день, все еще производится и является основным бронетранспортером армии США.
Помимо бронетранспортера, М113 существовала в виде командно-штабной машины, самоходного 107 мм миномета, зенитной самоходной установки (вооружались всем, от шестиствольно «Вулкана» до ЗРК «Чэппэрэл»), ремонтно-эвакуационной, санитарной машины, истребителя танков с ПТУР «TOW», машины радиационной и химической разведки и пусковой установки РСЗО.

Продолжая рейтинг «10 лучших» от канала Дискавери, я бы хотел обратить внимание еще на одну забавную подборку. На этот раз во внимание экспертов попали «Armoured Personal Carriers» – общее обозначение для всех типов бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. В обзор вошли как легкие БТРы массой 5 тонн, так и тяжелые боевые машины пехоты. Несмотря на кажущуюся несуразность, это вполне логично – вся эта техника, гусеничная или колесная, вне зависимости от своих размеров, выполняет одну и ту же задачу – перевозит людей и грузы в условиях военных конфликтов, защищая их своей броней. Например, не существует строгих различий например, между БТРом или БМП. Единственное, что их отличало в теории - боевая машина пехоты способна поддержать пехоту в бою, когда как БТР только доставляет их до поля боя. С исчезновением четко обозначенной линии фронта, а именно это наблюдается во всех локальных конфликтах последней четверти ХХ века, бронетранспортер и боевая машина пехоты сейчас выполняют одни и те же функции. Современные бронемашины, вне зависимости от своей массы, часто несут одинаковое вооружение, и служат платформой для создания специализированной военной техники – от командно-штабных и санитарных машин, до самоходных гаубиц и реактивных систем залпового огня.

В отличии от спорного и противоречивого рейтинга «10 лучших танков по версии Military Channel», рейтинг «10 лучших бронемашин», на мой взгляд, весьма адекватен и вообщем-то правилен: в нем собраны действительно достойные машины. Будет нелишним добавить, что не стоит принимать подобные рейтинги всерьез – все-таки это информационно-развлекательная передача. Поэтому, уважаемые читатели, рекомендую Вам обратить внимание не столько на места в рейтинге, сколько на сами машины. Например, я сам, не являясь экспертом в области бронетехники, не подозревал о существовании многих из них. И все-таки, в данном обзоре есть серьезный вывод – обзор показывает наиболее перспективные направления развития бронетехники, правильные решения и ошибки конструкторов. Ведь если десант предпочитает передвигаться НА броне, а не ПОД броней, значит с бронетехникой действительно что-то не так.

Критериями сравнения, как всегда, станут техническое совершенство, инновационные решения при создании данного образца, технологичность и массовость производства и конечно же, главный судья - опыт боевого применения.

Ну что ж, наверное это все что я хотел добавить от себя, на этом прелюдия окончена, перейдем к рейтингу. В мире есть много достойных машин, но в десятку помещаются ровно 10.

10 место – Marder

Боевая машина пехоты бундесвера, боевая масса - 33 тонны. Год принятия на вооружение – 1970. Экипаж – 3 человека + 7 человек десанта.
Создавалась, как ответ на советскую БМП-1. В комплекс вооружения входят 20 мм автоматическая пушка Rheinmetall-202 и ПТУРС Milan. Скорость (до 75 км/ч по шоссе), отличная защищенность, немецкое качество – что еще необходимо хорошей БМП? Общую картину чуть портит отсутствие у Marder боевого опыта – за исключением эпизодического участия в операциях на территории Афганистана, эта бронемашина почти не выезжала за пределы автобанов ФРГ.
Всего немцы собрали 2700 своих чудо-БМП, в том числе самоходный ЗРК на их базе. Хорошая во всех отношениях машина. Десятое место.

9 место – M1114

Американский бронированный автомобиль. Как вы уже могли догадаться по картинкам, это легендарный «Хамви» с комплектом брони. К середине 90-х, по опыту боевого применения шасси М998 стало понятно, что армии необходим легкий бронетранспортер на его базе, имеющий противоосколочное бронирование и, самое важное, стойкую противоминную защиту. М1114 обладал всеми этими качествами, сочетая в себе подвижность, защищенность и огневую мощь при полной массе менее 5 тонн. Набор съемного вооружения для М1114 включает в себя все от легких пулеметов на крыше, до дистанционно управляемых 12,7 мм пулеметных установок, ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов.

Отсюда следует сделать небольшой экскурс в «Хамви» (он же - шасси М998 HMMWV). Принятое на вооружение США в 1981 году как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», «Хамви» стал одним из символов американской армии, засветившись во всех конфликтах последних 30 лет. По данным General Motors, на сегодняшний день произведено 200 000 всех вариантов «Хамви». Одно из наиболее важных свойств этого полугрозовика-полуджипа стала универсальность конструкции. Вот лишь некоторые машины на его базе:

M998 - грузовой открытый автомобиль,
M998 Avenger - вариант с зенитно-ракетным комплексом "Stinger",
M966 - бронированный джип с противотанковым комплексом TOW,
M1097 - двухместный пикап,
M997 - санитарный джип с четырёхместной кабиной,
M1026 - вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой,
M1035 - санитарный вариант с четырёхдверной кабиной,
M1114 - легкий бронетранспортер, одна из самых массовых версий «Хамви»

Конструкторы General Motors смогли найти оптимальный баланс между грузоподъемностью, позволяющей выполнять все функции универсального армейского автомобиля, монтировать разнообразное вооружение и бронезащиту, и, в то же время, излишне не перетяжелили машину, сохранив размеры крупного джипа. «Хамви» стал эталоном в своем классе. Сейчас армейские внедорожники во всех странах мира заимствуют его технические решения, компоновку и внешний вид.

Армейская техника априори не может быть успешной на гражданском рынке в условиях свободной конкуренции. Эта аксиома всегда служит доказательством оправданности непомерных военных расходов: «Не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» и т.д. в этом же духе. В случае с «Хаммером» мы видим обратное – стильный армейский автомобиль, сохранив основные узлы (в том числе 6 литровый двигатель, трансмиссию, подвеску), стал успешным коммерческим проектом – в 1992 году в серию пошла его гражданская версия «Hummer H1» с минимальными косметическими изменениями, в дальнейшем развившись до культового внедорожника люкс-класса «Hummer H2» с luxury-салоном и автоматической трансмиссией.
Бронированная армейская версия «Хамви» М1114 много воевал по всему миру, часто попадал под обстрелы, горел, взрывался, застревал в грязи, но тем не менее, сохранял жизни сидящих внутри солдат. Что и требуется от настоящей армейской техники.

8 место – The Universal Carrier

Британский многоцелевой бронетранспортер-тягач - главный помощник британского солдата. Неказистая с виду машина с экипажем из 5 человек лихо передвигалась со скоростью до 50 км/ч по полям сражений Второй Мировой. The Universal Carrier воевал на всех фронтах: от Европы и Восточного Фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В дальнейшем успел принять участие в войне на Корейском полуострове и славно закончил свою карьеру в 1960-х годах.

При массе всего 4 тонны, The Universal Carrier обладал приличной проходимостью и был защищен 10 мм броней. Вооружение линейных БТРов включало в себя 14 мм противотанковое ружье и/или 7,7 мм пулемет Bren. Помимо базовой версии, в войска поступала созданная на ее платформе, огнеметная машина «Wasp» и САУ с 40 мм орудием.

Всего за годы серийного производства с 1934 по 1960 гг. на предприятиях Великобритании, США, Австралии и Канады было произведено 113 000 этих маленьких, но таких полезных машин.

7 место - Sonderkraftfahrzeug 251

Грозная боевая машина, давившая своими колесами и гусеницами страны Европы, пески Северной Африки и ледяные просторы России.
Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 в полной мере соответствовал стратегии Блицкрига – быстрая, вместительная и хорошо защищенная машина с высокой проходимостью. Экипаж – 2 человека + 10 человек десанта, скорость по шоссе 50 км/ч, колесно-гусеничный движитель, круговое бронирование толщиной до 15 мм. Как и любая немецкая техника, бронетранспортер был оснащен огромным количеством разнообразных опций и оборудованием для выполнения любых задач. Немецкий инженерный гений разошелся в полную силу, вот оцените масштаб: SdKfz 251 комплектовались разнообразными приборами наблюдения и связи, кранами и лебедками, радиостанциями всех типов и частот, штурмовыми мостиками, комплектами съемной брони и разнообразным вооружением, среди которых была даже такая экзотика, как реактивные системы залпового огня Wurframen 40 калибра 280 мм.
На платформе SdKfz 251 было создано великое множество специализированных машин: помимо базовой модели выпускались санитарные и командно-штабные машины, машины наблюдения и связи, подвижные телефонные станции, посты артиллерийских корректировщиков, самоходные зенитные установки c автоматическими 20 мм орудиями MG 151/20, огнеметные машины, подвижные огневые точки с 37 мм и 75 мм противотанковыми пушками, инженерно-саперная техника…
Среди этих конструкций были действительно уникальные образцы бронетехники, такие как Schallaufnahmepanzerwagen - шумопеленгатор для определения положения артиллерийских позиций противника вне зоны видимости или Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор для подсветки ночных прицелов танков «Пантера».
От себя могу добавить следующее: любители разоблачений и последователи творчества Владимира Резуна, скурпулезно подсчитывающие количество немецкой бронетехники, как-то всегда забывают включить в свои списки 15 000 БТРов SdKfz 251, выпущенных германской промышленностью, хотя эти бронемашины превосходили по своим возможностям многие танки того периода.
Кстати, бронетранспортер SdKfz 251 был настолько хорош, что производился в Чехословакии до 1962 года.

6 место - M1126 «Stryker»

Самый молодой рекрут армии США. Семейство колесных боевых машин «Страйкер» создавалось специально для конфликтов низкой интенсивности и «колониальных войн», когда использование тяжелой бронетехники, танков «Абрамс» или БМП «Брэдли» избыточно, а легкие боевые бригадные группы недостаточно эффективны. Боевые действия на территории Ирака и Афганистана подтвердили правильность такого решения.

Базовая версия М1126 стала первой колесной бронемашиной такого класса в американской армии. Благодаря исключительной плавности хода, БТР получил в войсках кличку «Shadow» (Тень). Особый упор при создании М1126 делался на увеличение защитных свойств машины. Стальное разнесенное бронирование дополнено навесными модулями брони типа MEXAS массой 1700 кг. Этот тип брони содержит керамический слой, соединенный при помощи клеевого соединения со слоем высокопрочных волокон кевлара. Назначение керамического слоя из оксида алюминия состоит в разрушении снаряда и распределении кинетической энергии по большей площади основания. По уровню стойкости MEXAS, при одинаковой массе со стальной броней, превосходит ее вдвое. Большое внимание было уделено противоминной защите – двойное днище машины, амортизация, дополнительное бронирование наиболее уязвимых мест – все это, по мнению американских конструкторов, должно снизить вероятность поражения экипажа бронемашины.
На БТРе установлен комплекс хай-тек вооружения, включающий в себя дистанционно управляемую установку с пулеметом.50 калибра и 40 мм автоматический гранатомет Марк-19 с боекомплектом из 448 гранат. Модуль обнаружения и целеуказания включает в себя ночной прицел и лазерный дальномер.

18 тонный бронетранспортер развивает скорость до 100 км/ч на шоссе, а колесная формула 8х8 и система понижения давления в шинах обеспечивают достаточную проходимость. Серьезный недостаток для машин такого типа –«Страйкер» не умеет плавать.
Семейство «Стайкеров», помимо бронетранспортера, включает в себя
боевую разведывательно-дозорную машину М1127, машину огневой поддержки М1128 со 105 мм пушкой, 120-мм самоходный миномет М1129, КШМ М1130, артиллерийский корректировочный пост М1131, инженерную машину М1132, бронированный медицинский эвакуатор М1133, самоходный противотанковый ракетный комплекс М1134 с ПТУР «ТОУ-2», и машину радиационной, химической и биологической разведки М1135.
«Страйкеры» с 2003 года проходят боевую службу на территории Ирака.

5 место - אכזרית‎ (Achzarit)


Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии Обороны Израиля. Является самым защищенной в мире бронемашиной такого класса.
200 мм броня советского танка (вы не поверите, но Achzarit – это захваченные сирийские Т-54 и Т-55 со снятыми башнями) была усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, а сверху был установлен комплект динамической защиты. Общий вес дополнительного бронирования составил 17 тонн, что в сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР.


На пути к границе

Советский двигатель заменён более компактным 8-цилиндровым дизелем "General Motors", что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта танка, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери. При откидывании кормовой аппарели, часть крыши приподнимается гидроприводом, облегчая спешивание десанта. Кроме того, частично открытая кормовая дверь используется в качестве амбразуры.
Achzarit оснащен дистанционно управляемой пулеметной установкой OWS (Overhead Weapon Station) фирмы "Рафаэль". В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один - на шкворневой установке командирского люка и два - на люках сзади.
В результате 44-тонный монстр является отличным средством для боев в городских условиях, где в проеме каждого окна может оказаться гранатометчик с РПГ. Achzarit не боится огня в упор из всех средств, стоящих на вооружении боевиков Хезболлы и ХАМАС, надежно прикрывая своей броней 10 человек экипажа.
Справедливости ради стоит отметить, что самым защищенным БТРом в мире все-таки является Namer (масса более 50 тонн) на шасси танка «Меркава», вот только Namer"ов было выпущено символическое количество – 60 штук., в отличии от Achzarit, в которые было переоборудовано 500 танков Т-54/55.

4 место – БМП-1

Броневая машина пехоты (именно так, по мнению американских экспертов) заметно усилила наступательную мощь мотострелковых подразделений. Гениальная концепция БМП-1 состояла в повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Мировой общественности машина была продемонстрирована во время парада на Красной площади в 1967 г.
Корпус БМП-1 был сварен из бронелистов толщиной 15…20 мм, по расчетам этого было достаточно для обеспечения круговой защиты от пуль, выпущенных из ручного стрелкового , а на курсовых углах обеспечивалась защита даже от снарядов мелкокалиберных пушек.
13-тонная боевая машина развивала до 65 км/ч на шоссе и до 7 км/ч на плаву (для увеличения плавучести даже опорные катки гусениц были выполнены полыми). Внутри помещались 3 человека экипажа и 8 десантников. Комплекс вооружений состоял из 73 мм гладкоствольного гранатомета 2А28 «Гром», пулемета ПКТ и противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Для сидящих внутри десантников были оборудованы отдельные амбразуры. Все это, по идее, превращало БМП-1 в универсальную машину нового поколения.

Увы, все оказалось сложнее. Американцы строго раскритиковали решения советских конструкторов, особенно досталось конструкции задних дверей десантного отделения (действительно, весьма сомнительной) : «Наверное это толстая броня, надежно защищающая экипаж машины? Нет! Это топливные баки!» При поражении машины такая компоновка превращала БМП в огненную ловушку.
По результатам боев на Ближнем Востоке и Афганистане быстро выяснилось, что конструкторы зря сэкономили на броне – БМП уверенно поражалась пулеметом ДШК. Низкая защита от мин, стрелкового оружия и гранатометов привела к тому, что солдаты предпочитают передвигаться сидя на броне, не отваживаясь спуститься в боевое отделение машины. Недостатки вооружения тоже дали о себе знать – в горной местности «Гром» оказывался бесполезен ввиду малого угла возвышения.


Те самые баки в кормовых люках

Советские конструкторы предприняли попытку исправить ошибки в машине следующего поколения. Новая БМП-2 получила автоматическую 30 мм пушку с углом возвышения 85 градусов. Следующая модель, БМП-3, несмотря на громкие призывы военных увеличить защищенность, явилась апофеозом несуразности: обладая почти танковым вооружением, она по-прежнему имеет «картонную» броню.
И все-таки стоит отдать должное советским конструкторам. Боевая машина пехоты стала принципиально новым классом бронетехники. Несмотря на свою инновационность, БМП-1 прошла не один десяток военных конфликтов по всему миру. Кроме того она была дешевая и массовая: всего было выпущено 20 000 машин этого типа.

3 место – MCV-80 «Уорриор»

Британская боевая машина пехоты. В ее имени есть нечто большее, чем просто «Воин». Боевая масса - 25 тонн. Скорость по шоссе – 75 км/ч. Броневой корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище - от 9 кг противотанковых мин. Борта и ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Бронекорпус «Воина» имеет внутренний подбой, защищающий экипаж от осколков брони, также являющийся звукоизоляцией. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. Снаружи броня усилена динамической защитой. Вооружение: 30 мм автоматическая пушка L21A1 «Rarden», спаренный пулемет, 94-мм гранатомет LAW-80. Экипаж машины – 3 человека. Десант – 7 человек.

Британское командование возлагало большие надежды на свою перспективную БМП. И «Воин» не подвел своих создателей – из 300 машин, принимавших участие в «Буре в пустыне» ни одна не была потеряна в бою. Примечателен случай, произошедший в Эль-Амаре (Ирак) 1 мая 2004 года: в патрульный «Уорриор» попало 14 гранат из РПГ. Тяжело поврежденная машина сумела отбиться и своим ходом вышла из-под огня, сохранив жизни бойцам, находящимся внутри ее (весь экипаж был обожжен и получил ранения). Командир БМП Джонсон Гедеон Бихарри был награжден Крестом Виктории.

В 2011 правительство Великобритании выделило 1,6 млрд. фунтов на модернизацию MCV-80 по программе WCSP. В частности, сообщается, что БМП получит новый комплекс вооружения с 40 мм автоматическим орудием.
Вот такая MCV-80 “Уорриор» - машина, которой доверяют солдаты.

2 место – М2 «Брэдли»

Американская боевая машина пехоты. Боевая масса – 30 тонн. Скорость – 65 км/ч по шоссе, 7 км/ч на плаву. Экипаж – 3 человека. Десант – 6 человек.
Многослойная броня из стали и алюминия толщиной 50 мм обеспечивает круговую защиту от снарядов мелкокалиберной артиллерии. Система навесной динамической защиты служит надежной преградой для реактивных гранат РПГ. Корпус имеет кевларовый подбой с внутренней стороны, препятствующий образованию осколков. На последних модификациях на бортах дополнительно монтируются 30 мм стальные экраны.
Вооружение: 25 мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с компьтеризированной системой управления огнем, ПТУР «TOW» и 6 пулеметов M231 FPW. В состав оборудования бронемашины входят такие излишества, как тактическая навигационная система TACNAV, лазерный дальномер ELRF, инфракрасная система пассивной защиты от ПТУР и подогреватель пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
На момент своего появления, в 1981 году, американские военные сомневались в боевых качествах новой БМП. Но в 1991 во время «Бури в пустыне» все сомнения рассеялись: «Брэдли», используя снаряды с сердечниками из обедненного урана, уничтожили больше иракских танков, чем основные боевые танки М1 «Абрамс». И только 1 БМП была потеряна от огня противника.
Заслуженная боевая машина стала одной из самых массовых БМП в мире – всего выпущено 7000 М2 «Брэдли». На ее базе также выпускаются: боевая разведывательная машина М3, самоходный ЗРК М6 и пусковая установка для РСЗО и тактических ракет M270 MLRS.

1 место – М113


M113 Литовских ВС на параде в Каунасе

Плавающая гусеничная машина массой 11 тонн. Круговая защита обеспечивается 40 мм алюминиевой броней. Отличная вместимость – 2 члена экипажа и 11 десантников. Стандарное вооружение – крупнокалиберный пулемет М2. Быстрая (скорость по шоссе – до 64 км/ч), проходимая и простая в обслуживании машина стала самым знаменитым в мире бронетранспортером. 85000 М113 всех модификаций стояли на вооружении 50 стран мира. М113 прошел все конфликты от Вьетнамской войны, до Вторжения в Ирак -2003 и по состоянию на сегодняшний день, все еще производится и является основным бронетранспортером армии США.
Помимо бронетранспортера, М113 существовала в виде командно-штабной машины, самоходного 107 мм миномета, зенитной самоходной установки (вооружались всем, от шестиствольно «Вулкана» до ЗРК «Чэппэрэл»), ремонтно-эвакуационной, санитарной машины, истребителя танков с ПТУР «TOW», машины радиационной и химической разведки и пусковой установки РСЗО.


Обороноспособность страны является одним из самых главных факторов существования независимого государства. Именно поэтому ежегодно во всем мире создаются новые и мощные виды боевой техники, способные дать отпор любому врагу. И в нашем сегодняшнем обзоре можно увидеть 5 самых лучших современных моделей бронетранспортеров.

1. Финский бронетранспортер - AMV


Patria AMV - многоцелевая колёсная боевая бронированная машина, разработанная финской компанией «Патрия». Представленная модель находится в эксплуатации с 2004 года. Данный экземпляр оснащен двигателем типа DI12 (DC12)мощностью в 483 лошадиных сил, благодаря которому транспорт может разгоняться до 100 километров в час. Его запас хода от одного полного бака достигает 700 км. Габариты бронетранспортера составляют примерно 7.9 метров в длину и 2.8 в ширину, а весит он 17 тонн.

2. Австрийский бронетранспортер - Pandur II


Pandur II - современная австрийская многоцелевая колёсная боевая бронированная машина которая, производится компанией General Dynamics European Land Systems-Steyr GmbH . Этот образец изготавливается с 2007 года, а в эксплуатацию был передан в конце 2008-го. Экземпляр оснащен двигателем типа TCD 2015 мощностью в 524 лошадиных сил, благодаря чему транспортное средство способно разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 700 км. Представленный бронетранспортер имеет всего одну нарезную автоматическую мелкокалиберную пушку 1 × 30-миллиметров Mk44. Его габариты составляют примерно 7.36 метров в длину и 2.67 в ширину, а весит он 22 тонны.

3. Украинский бронетранспортер - БТР-4


БТР-4 «Буцефал» – это один из самых современных бронетранспортеров Украины, созданный на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Представленный экземпляр изготавливается с 2008 года. Модель оснащена двигателем типа ЗТД-3 мощностью в 500 лошадиных сил, благодаря которому образец способен разгонятся до 110 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 690 км. Боевая машина оборудована нарезной автоматической пушкой калибром 30-миллиметроов КБА-1 (2А72) и двумя пулеметами 1 × 7,62-мм КТ, ПТРК «Барьер» 1 × 30-мм АГС-17. Размеры данного транспорта достигают приблизительно 7.65 метров в длину и 2.9 в ширину, а весит он 21.9 тонн.

4. Российский бронетранспортер - БТР-82


БТР-82 – является самым современным образцом бронетранспортера Российской Федерации. Модель имеет дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью в 300 лошадиных сил, благодаря чему способен разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 600 км. Боевая машина оборудована 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и танковым пулеметом ПКТМ калибра 7,62 мм.

5. Турецкий бронетранспортер - AV8


AV8 – это современная турецкая многоцелевая боевая бронированная машина, изготовленная компанией производителем военной техники FNSS. Данная модель была передана в эксплуатацию в 2012 году. Экземпляр оснащен двигателем типа TCD 2015 мощностью в 524 лошадиных сил, благодаря чему образец способен разгонятся до 100 километров в час. Его запас хода от одного полностью заправленного бака составляет 700 км. Представленный бронетранспортер имеет всего один пулемета калибра 1 х 12,7-миллиметров. Габариты транспорта достигают приблизительно 7.9 метров в длину и 2.8 в ширину, а весит он 26 тонн.

А любителям военной техники и оружия, наверняка будет интересно посмотреть на

Согласно классическому определению, бронетранспортер – бронированная машина на колесном или гусеничном ходу, предназначенная для перевозки солдат и их огневой поддержки, оснащенная ствольным вооружением калибра до 20 мм. Правда, зачастую случаются некоторые «отклонения» от определения, например по толщине и типу брони или вооружению. Тем не менее, для большинства БТР оно верно. Давайте рассмотрим основные типы бронетранспортеров, находящихся сейчас в эксплуатации в различных зарубежных странах. Для удобства обратим внимание только на те страны, которые сами производят такую технику, а не покупают ее у других.

На данный момент в войсках находится примерно 18-19 тысяч экземпляров трех модификаций. Самый массовый американский БТР – M113, в строю сейчас около 13 тысяч единиц. Производство этой гусеничной машины было начато в 1960 году, и вскоре она стала основным бронетранспортером армии и Корпуса морской пехоты США: вместе со всеми модификациями было выпущено более 80 тыс. штук. M113, имея боевую массу до 14 тонн, может разгоняться на шоссе до 65 км/ч и на воде до 5-6 км/ч. Такие показатели обеспечиваются двигателем General Motors 6V53T (275 л.с.) и трансмиссией Allison X200-4. Последняя должна позволить в перспективе устанавливать на машины более мощные двигатели без замены прочих элементов ходовой части. Габариты и масса M113 позволяет перевозить ее на соответствующих военно-транспортных самолетах. Изначально бронекорпус из сплавов на основе алюминия выдерживал попадание в лобовую плиту бронебойной пули калибра 12,7 мм с расстояния в 200 метров. В ходе последующих модернизаций защита была значительно улучшена: на последней модификации под названием M113A3 обеспечена круговая защита от пуль пулемета КПВ (14,5 мм), а лобовая проекция выдерживает попадание из 20-мм пушки M139. В последних модификациях, кроме прочего, увеличивалась толщина дна машины для усиления защиты от мин. Вооружение M113 последней модификации состоит из 12,7-мм пулемета Браунинг M2HB с боекомплектом в 2000 патронов (20 лент в укладке). В кормовой части машины размещено десантное отделение на 11 человек. Высадка производится через откидываемую вниз дверь на корме. Экипаж БТР состоит из механика водителя и командира. На базе M113 был создан ряд машин: командно-штабная M577, самоходные минометы M106 и M125, ЗСУ M163 и другие. В настоящее время подавляющее большинство M113 переоборудовано до версии A3.

M113

Прочих БТР в американских войсках гораздо меньше. Так, колесных машин Stryker M1126 пока менее трех тысяч. Восьмиколесная машина имеет 350-сильный двигатель Caterpillar 3126 и шестиступенчатую АКПП Allison, разгоняющие ее до 95 км/ч по шоссе. При изначальной боевой массе в 17 тонн «Страйкер» имеет броню, защищающую его со всех направлений от 14,5-мм пуль, а при использовании дополнительной брони MEXAS немецкого производства (дополнительный вес около полутора тонн) лобовая проекция машины выдерживает 30-мм подкалиберный снаряд на расстояниях от 500 метров. Вооружение «Страйкера» поочередно могут составлять 12,7-мм пулемет Браунинг M2HB (боекомплект 2000 патронов), 7,62-мм пулемет M249 (4500 патронов) или автоматический гранатомет Mk19 (448 гранат). Экипаж БТР два человека, плюс девять солдат в десантном отделении. Высадка десанта осуществляется через кормовую дверь. На базе Stryker изначально создавался ряд модификаций: разведывательная машина M1127, БРЭМ M1132, боевая машина со 105-мм пушкой M1128 и другие.

Stryker M1126

Также следует отметить БТР-амфибию AAV7, созданную специально для морской пехоты. Из-за того, что эта машина с самого начала делалась как средство доставки солдат с десантных кораблей на берег, конструкция получилась не очень легкая (боевая масса более 22 тонн) и не слишком быстрая на земле – максимальная скорость AAV7 на шоссе немногим более 60 км/ч. Зато два водомета обеспечивают ей достаточную маневренность на воде и скорость до 13 км/ч. Силовая установка (в новейшей модификации AAV7A1) состоит из двигателя Cummins VT 400-903 мощностью около 450 л.с. Показатели защиты основной брони AAV7 в общем аналогичны цифрам «Страйкера». Навесной комплект бронирования EAAK также не особо отличается от MEXAS. Экипаж машины состоит из трех человек (командир, водитель и стрелок), а в большом десантном отделении можно разместить 25 десантников (на трех скамьях) или 4,5 тонны грузов. Вооружение AAV7 не совсем отвечает определению из начала статьи: основное этого БТР – автоматический 40-мм гранатомет Mk-19 (боекомплект 864 гранаты) или автоматическая пушка M242 Bushmaster (20 мм, 900 снарядов). Пулемет M2HB с 1200 патронами является вспомогательным «стволом». В распоряжении КМП США более 1300 штук AAV7.

AAV7

Это, конечно, не все американские бронетранспортеры, но только самые известные и распространенные. Несмотря на ведущиеся в Штатах работы по новым проектам, пока ни один новый БТР не сможет соперничать по численность со старым, но не устаревшим M113. Хотя бы в силу своего возраста. К тому же состояние дел с перспективными проектами внушает мало оптимизма. Так, например, над проектом замены AAV7 под названием EFV все время сгущаются тучи, и неизвестно, дойдет ли она до КМП. Что же до бронетранспортера для пехоты, то считается, что потенциал модернизации M113 еще не исчерпан и, вполне вероятно, мы еще увидим и A4, и даже A5.

Германия

В 1979 году на вооружение армии ФРГ поступил БТР TPz 1 Fuchs («Лисица»). Восемнадцатитонную шестиколесную машину приводит в движение дизель Mercedes-Benz Model OM-402A мощностью 320 л.с. «Лисица» получилась резвой – на шоссе разгоняется более чем до ста километров в час. Плавает БТР (при помощи двух гребных винтов) в десять раз медленнее. Алюминиевая броня обеспечивает защиту от 12,7-мм бронебойных пуль. Поскольку несколько лет назад производство Fuchs свернули в пользу новых проектов, вариантов модульной дополнительной защиты для него не создавали. Главное оружие «Лисицы» - 7,62-мм пулемет MG3, хотя на ряде модификаций устанавливались и более серьезные вещи, вплоть до 20-миллиметровых «Бушмастеров». Также TPz 1 может нести противотанковые ракеты HOT или MILAN. Экипаж бронетранспортера – два человека, плюс в десантном отделении в кормовой части машины размещаются десять солдат. Интересна компоновка Fuchs: моторно-трансмиссионное отделение на нем размещено не спереди или сзади корпуса, а в его середине. За счет этого кабина экипажа вынесена вперед, и водитель имеет хороший обзор. Для экспорта немцы предлагали различные версии «Лисицы», от командной машины до самоходного миномета. На данный момент в Германии используется около тысячи таких машин, вдвое меньшее количество состоит на вооружении прочих стран.

TPz 1 Fuchs («Лисица»)

В прошлом году Бундесвер начал получать новые БТР, призванные заменить «Лисицы» собственного производства и американские M113 - GTK Boxer, разработанный в сотрудничестве с Нидерландами, из-за своей боевой массы в 33 тонны вряд ли можно назвать полноценно авиатранспортабельным, однако именно такие параметры посчитали подходящими для программы IDZ, предусматривающей полное переоснащение немецкой армии. Восьмиколесный тяжелый Boxer на шоссе не уступает в скорости более легкой «Лисице» за счет 700-сильного дизеля MTU V8 199 TE20. Родная броня «Боксера» обеспечивает круговую защиту от советско-российского пулемета КПВ (14,5 мм), а при применении дополнительных модулей (все те же MEXAS) лоб БТР выдерживает и 30-мм снаряды. На Boxer устанавливается 40-мм автоматический гранатомет Heckler & Koch GMG или лицензионная версия пулемета M2HB. В экипаже машины кроме командира и водителя наличествует стрелок, а десантное отделение вмещает восемь солдат в полной экипировке. В ближайшие несколько лет планируется заменить «Боксерами» все имеющиеся БТР устаревших моделей. Кроме того, в настоящее время ведутся работы по превращению Boxer в многоцелевую бронеплатформу.

GTK Boxer

Говорить о будущем Boxer пока рано – машина еще не успела поучаствовать в каких-либо конфликтах, хотя заявленные характеристики и выглядят неплохо. К тому же их количество в войсках пока невелико. В целом, немецкие работы в сфере БТР можно охарактеризовать так: страна не собирается участвовать в крупных войнах, но и пользоваться устаревшими машинами не желает. Что будет дальше – посмотрим.

Франция

Бронетранспортерный парк современной Франции имеет в своей основе одну машину, хотя и в нескольких версиях. Это VAB, производимый с середины 70-х. Из пяти с лишним тысяч произведенных машин более четырех тысяч поступило в армию Франции, остальные – в полтора десятков зарубежных государств. Интересен тот факт, что VAB выпускался в двух основных вариантах, «поверх» которых создавались модификации: это четырехколесная версия для собственных нужд и экспортная шестиколесная. Кроме меньшего количества колес французская версия имеет и немного меньшие габариты, при этом компоновка машин в целом, за исключением некоторых моментов, аналогична. Как и у немецкой «Лисицы», двигатель и коробка передач расположены в середине машины. Двигатель Renault MIDR 062045 мощностью в 320 л.с. на шоссе разгоняет VAB до ста километров, а на воде всего до 8 км/ч. Бронирование машины относительно слабое и обеспечивает защиту только от бронебойных пуль калибра 7,62 мм. Более серьезные боеприпасы VAB уже не выдержит, зато дно БТР без особых проблем защищает экипаж и механизмы от большинства противопехотных мин. Вооружение стандартной французской версии VAB состоит из всего одного пулемета AA-52 (7,62 мм). Также БТР может оснащаться орудийной башней с оружием большего калибра, например 20- или 25-мм пушкой. Модификация VAB-HOT помимо ствольного оружия может нести четыре противотанковые ракеты HOT. Экипаж машины в базовом варианте бронетранспортера – два человека. В десантное отделение помещается десять человек, хотя в некоторых версиях его вместимость сокращается до 6-8. На базе VAB создано более двух десятков различных модификаций разного назначения и под требования различных заказчиков.

Сейчас во Франции не идет активных работ по созданию полностью нового бронетранспортера. Почему-то командиры из Парижа решили, что выгоднее будет модернизировать уже имеющийся VAB. В то же время, французы разрабатывают новые боевые машины пехоты, например, VBCI. Нишу бронетранспортера, в свою очередь, в перспективе возможно отдадут легким бронеавтомобилям.

Работы других стран в сфере бронетранспортеров будут рассмотрены в следующей части нашего рассказа.