Самые крупные мусорные свалки мира. Самые крупные свалки в мире (10 фото) Самые опасные свалки мира

Деревня сборщиков мусора в Китае, свалка электроники в Гане, кладбище кораблей в Индии — как мир избавляется от отходов.

Своей историей мусор показывает, как менялось представление не только о вопросах гигиены и здоровья, но и градостроительства, социального устройства общества и даже международных отношений. Это становится понятно не только по составу мусора, но и по меняющимся способам его утилизации. Подборка рассказывает, как мусор прошел свой долгий путь — от груды расколотых глиняных горшков за пределами поселения до тонн ядерных отходов — и чему за время этого пути научились люди.

Мусор в истории

Первые мусорки на муниципальном уровне были зарегистрированы в Афинах в 400 году до н. э. Тогда все отходы собирались в специальные корзины, которые потом опустошались в отведенных для этого местах за чертой города. В Древнем Риме мусор также вывозился за городские границы. На юго-западе Рима до сих пор сохранился искусственный холм Монте-Тестаччо, одна из крупнейших древних свалок в мире. Монте-Тестаччо высотой почти 50 м полностью состоит из осколков 25 млн разбитых амфор.

В Средние века в Европе мусор на улицах стал одной из причин массовых болезней. Только в XV веке после эпидемии чумы во многих европейских городах задались вопросом мощения улиц: до этого горожанам приходилось пробираться сквозь лужи грязи, испражнений и пищевых отходов. Однако первые системы для сточных вод начали появляться только с приходом эры индустриализации. Первая система была построена в Лондоне, в Эстуарии Темзы, в конце XIX века. Инженер Джозеф Базелджет разработал систему из десяти сточных каналов, которые стекались к Северному морю. До этого все отходы выливались напрямую в Темзу.

В XX веке с развитием технологий и производства качественно поменялся состав мусора. Теперь к пищевым отходам добавились картон, пластик, химические и медицинские отходы. Но при этом долгое время способ его утилизации оставался прежним: мусор зарывали, выбрасывали в океан или сжигали. Только во второй половине XX века одновременно с ростом движения хиппи в Америке появляется интерес к проблеме экологии. 22 апреля 1970 года проходит первая акция «День Земли», в которой принимают участие несколько тысяч учебных заведений по всей Америке. Мирные демонстрации призывали к разработке методов защиты окружающей среды.

Мусор мира

Сегодня в зависимости от региона вопрос мусора решается по-разному. В одних странах жители заняты тем, что дома прилежно разделяют бумагу от жестянок. Другие страны, как Швейцария, импортируют мусор соседей и сжигают его на своих заводах. В третьих люди работают на свалках, разбирая мусор, привезенный из Европы и Америки порой в контейнерах под видом гуманитарной помощи.

Швейцария

В Швейцарии каждый оплачивает пошлину за определенный размер своего мусорного бака. В итоге, чтобы сэкономить деньги на мусоре, многие предприятия покупают утрамбовочные машины, которые спрессовывают отходы в кубы и тем самым позволяют платить за дополнительный бак. И жители, и предприятия настолько наловчились утрамбовывать и распределять свой мусор, что современным мусоросжигательным заводам не хватает сырья. Многие из них нацелены на то, чтобы сжигать отходы и вырабатывать электроэнергию. Чтобы окупить и оправдать строительство заводов, некоторым швейцарским кантонам приходится импортировать мусор из Италии.

Япония

В Японии мусорные правила определяются муниципалитетом, а если быть точнее — мусорным заводом, который ему принадлежит. В среднем каждому жителю приходится делить свой мусор на следующие категории — пластик, стекло, жестянки, картон и бумага. Отдельно мусор надо распределять на сгораемый и несгораемый. Если вы купили котлету в пластиковой обертке и помыли потом контейнер, тогда его надо положить в пластиковый мусор, а если не помыли — в сгораемый. Когда японцы хотят сдать крупные электрические приборы, они покупают специальную марку и наклеивают ее на предмет перед тем, как выбросить. Стоимость марки зависит от предмета. К примеру, выбросить холодильник может стоить от $50 до $100. Поэтому многие японцы крупный мусор не выкидывают, а бесплатно отдают знакомым.

Китай


В Пекине все виды перерабатываемого мусора — от пластмассовых бутылок до железных банок — не приходится относить в пункты приема, их достаточно вынести утром на улицу и продать проезжающему мимо сборщику мусора. Мусорщик, в свою очередь, отвезет добычу в предместье столицы, деревню Донг Сяо Коу, известную как деревня сборщиков мусора. В этой небольшой деревне недалеко от новостроек возвышаются горы картона, старых шин, посуды и бумажных отходов. Жители деревни, в основном приезжие из удаленных бедных провинций, проводят здесь круглые сутки, разбирая завалы. Некоторые живут в собственноручно построенных хижинах из найденных тут же на свалке досок или металлических пластин.

Гана


В окрестностях Аккры, столицы Ганы, находится самая масштабная в мире свалка электроники — свалка Агбошблоши. Сюда, на побережье Атлантики, со всего мира привозят компьютеры, телевизоры, мониторы, старые кассетные магнитофоны, швейные машинки и телефоны и сбрасывают в одну большую кучу. Мусор одних превращается здесь в богатство других: на электронные завалы для заработка съезжаются со всей страны. Работники свалки разламывают технику на части или сжигают ее отдельные составляющие и собирают алюминиевые и медные детали. В конце дня за медь и алюминий они получают денежное вознаграждение в пункте приема. Средний заработок в день составляет $2-3. Большинство работников Агбошблоши умирают от болезней и отравлений, вызванных ядовитыми веществами, токсинами и излучением.

Индия


Город Аланг на северо-западном побережье Индии известен как самое крупное кладбище кораблей в мире. Вдоль 10 км береговой линии, прямо как выброшенные волнами дельфины, здесь лежат старые грузовые и пассажирские корабли. За 20 лет существования предприятия здесь было разобрано на части более 6500 кораблей. Сюда со всего мира привозят старые судна, часто без предварительного обеззараживания, а после рабочие руками или при помощи простых инструментов разбирают их здесь на части. В среднем в год на территории предприятия из-за химикатов и случайных пожаров погибает 40 человек.

Мальдивы


Искусственный остров Тилафуши, по самые края забитый мусором, ярко выделяется из райского пейзажа тропических Мальдив. Правительство страны решило создать этот остров из-за растущего количества мусора, вызываемого притоком туристов. Начиная с 1992 года мусор сюда свозится со всех островов архипелага, и на сегодняшний день его количество достигает несколько сотен тонн ежедневно. Тилафуши лежит на высоте всего 1 м от уровня моря, что повышает риск попадания химикатов и других отходов в океан и постепенного разрушения экосистемы.

США

По данным Совета по охране природных ресурсов, 40% производимой в США еды выбрасывается. При этом продукты питания выбрасываются на всех стадиях от производства до потребления: на фермах, во время перевозки, в супермаркетах и на кухне дома. Согласно статистике, предоставляемой советом, среднестатистическая американская семья в год тратит до $2000 на еду, которую в итоге выбрасывает. Помимо этого, многие штаты США страдают от сильной засухи, в то время как в соседних штатах 25% воды уходит впустую, а именно на то, чтобы орошать поля с зерновыми, которые в итоге не идут в потребление. Проблема также стоит и со свалками мусорных отходов: они производят в воздух газы, не менее опасные для окружающей среды, чем углекислый.

Мусорные идеи

Мусор в современном мире часто находит себе второе применение — в искусстве, ресторанном бизнесе и даже строительстве. Но так или иначе все оригинальные мусорные идеи и проекты направлены на то, чтобы еще раз обратить внимание людей на переизбыток производства отходов в современном мире. Для Копенгагена, к примеру, архитектурное бюро BIG спроектировало мусоросжигательный завод нового поколения. Завод будет не просто перерабатывать мусор в электроэнергию, но также напоминать горожанам о количестве выработанного углекислого газа. Каждый раз при выработке 1 т углекислого газа из трубы завода будет выпускаться кольцо дыма диаметром 30 м. Ночью кольцо будет подсвечиваться разными цветами. Крыша завода будет использоваться как горнолыжный спуск. Подъемники на вершину спуска будут проходить по сторонам завода. Строительство завода планируется завершить в 2016 году.

Испанский художник Франческо де Пахаро путешествует по миру со своим проектом Art is Trash и создает в разных городах арт-инсталляции из мусора. Франческо находит на улице груду мусора и за несколько часов перекрашивает и передвигает предметы в этой свалке так, что они превращаются в инсталляцию. В итоге из выброшенных коробок, предметов мебели и пластиковых бутылок получаются игривые персонажи.

Сначала в США, а позже и в Европе в последние несколько лет получило широкое распространение движение дампстер-дайвинга — иными словами, ковыряния в мусорных баках. Последователи движения ищут остатки еды и пригодную одежду в мусоре, пытаясь тем самым сделать свой вклад в борьбу с перепроизводством и чрезмерным потребление товаров. Многие дайверы умудряются находить килограммы свежих овощей, а кто-то даже смастерить из найденных строительных материалов лодку.

Есть множество других примеров нетривиального использования мусора. Художники собирают из него картины, фотографы создают целые серии портретов людей, окруженных собственным мусором, предприниматели открывают рестораны с блюдами из невыкупленных вовремя в супермаркете продуктов, архитекторы и планировщики используют мусор в качестве строительного материала, как, к примеру, в Японии при строительстве искусственного острова Одайбо. За свою историю мусор прошел длинный путь преобразования — от дурно пахнущей свалки до галереи современного искусства. Но, к сожалению, само базовое отношение людей к отходам так и не поменялось, и люди толком ничему за тысячи лет не научились: мы все еще не перестаем неумеренно потреблять.

", предлагаю посмотреть фотографии ирландца Эндрю Макконнела и Питера Хьюго, фотографа из Йоханнесбурга (ЮАР). Обе серии объединяет то, что они сняты в окрестностях Аккры, столице африканской республики Гана. Речь идёт о Агбогблоши, крупнейшей в мире свалке электроники, привезенной из Европы и Америки в нарушение Базельской конвенции, регулирующей вывоз токсичных отходов в развивающиеся страны.


01 . Ассортимент.

02 . Свалка электронного мусора Агбогблоши в Аккре – одна из крупнейших в мире. Сюда ежемесячно привозят сотни тысяч единиц списанной европейской и американской электронной техники. Местные жители копаются в этом мусоре, выбирая то, что еще можно как-то использовать. Для утилизации используется самый примитивный метод – технику выжигают на кострах и таким образом добывают из нее цветные металлы, в основном медь.

03 . Старый монитор на фоне горящих куч мусора.

04 . Сортировкой электронного мусора на свалке Агбогблоши занимаются не только взрослые, но и подростки. Проработав 12 часов в день на свалке, подросток может получить около 2 долларов.

05 . Дети заняты разбором ЭЛТ-мониторов. Большинство переработчиков мусора на свалке Агбогблоши просто выжигают на кострах медь из старых плат.

06 . Склад полностью забит старыми системными блоками. Свалка Агбогблоши дает работу почти 20 тысячам человек в Аккре.

07 . Те детали старых компьютеров, которые еще сохраняют какую-то работоспособность, будут сняты и проданы. В Гане существует множество фирм, покупающих в западных странах старые компьютеры по 10 долларов за штуку. После переработки такой компьютер перепродают в десятки раз дороже.

08 . Еще работающие детали снимают с платы и опять пускают в дело.

09 . Чтобы извлечь цветные металлы, компьютерный лом просто выжигают на кострах. При таком способе «переработки» в окружающую среду попадает огромное количество высокотоксичных веществ. В почве на свалке Агбогблоши содержание свинца, кадмия и ртути в несколько сотен раз превышает все мыслимые нормы.

10 . Домашний скот бродит по свалке;прямо посреди клубов ядовитого дыма.

11 . В 2008 году в результате исследования, инициированного Greenpeace, в образцах почвы, взятых в Агбогблоши, обнаружили свинец, диоксид хлора, кадмий, сурьму, поливинилхлорид и другие токсичные вещества в высочайших концентрациях.

12 . Давид Акоре, 18 лет.

13 . Согласно Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года, которую ратифицировали 170 стран, развитые страны должны уведомлять развивающиеся страны о ввозе токсичных отходов.

14 . Ежегодно развитые страны производят от 20 до 50 млн тонн электронного мусора, 70 % которого в обход Базельской конвенции вывозится в беднейшие страны под видом товаров секонд-хэнд или гуманитарной помощи.

15 . Якубу Аль-Хасан, 20 лет.
Дороже всего скупщики цветных металлов ценят медь, затем идут латунь, алюминий, цинк. Жесткий диск в рабочем состоянии можно продать за 20 долларов.

16 . Компьютерные мониторы заменяют обитателям свалки стулья.

17 . Ибрагим Салли, 17 лет.

18 . Йау Фрэнсис, 17 лет.
Понятно, что ни о какой технике безопасности речи не идет, подростки постоянно имеют дело с токсичными веществами, такими, как свинец, ртуть, кадмий и бериллий.

19 . Обеденный перерыв. Приятного аппетита!

По исследованиям, проведенным ООН, каждый год развитые страны производят более 50 миллионов тонн «электронных» отходов. Однако лишь 25% от этого объема мусора перерабатывается в соответствии с экологическими требованиями. И вполне возможно, что еще 50 млн т отходов электронной промышленности производятся странами менее развитыми.

Весь этот мусор под различными предлогами вывозится за пределы местообитания «золотого миллиарда». Стоимость захоронения опасных отходов в промышленно развитой стране может достигать 5000 долларов за тонну, а при вывозе в одну из африканских стран цена может составить около 10 долларов за тонну. Это — приблизительно 1/1000 от стоимости переработки мусора в любой промышленно развитой стране.

Выше одна из фотографий Питера Хьюго. Ниже - самая большая в мире свалка электроники, которая образовалась вблизи поселения Агбогблоши, в Гане. Переработка Е-мусора ежегодно Гане от 100 до 250 млн. долларов. На самой свалке работает 20 тысяч человек, ещё 200 тысяч человек так или иначе связаны с переработкой технологического мусора (члены семей добытчиков, охранники, перекупщики, логистики, коррумпированные чиновники, и т.д.)

И четыре другие, не менее интересные.


Агбогблоши в Аккре является рабочим местом для нескольких тысяч местных жителей, которые среди отходов пытаются найти нужные детали. Из полностью неисправных приборов они пытаются добыть цветные металлы методом выжигания, в результате чего в атмосферу выбрасываются тонны токсинов.

Тут никогда не проглядывает солнце: оно всегда скрыто свинцовыми облаками едкого, разъедающего легкие дыма. По всей территории свалки постоянно горят костры - на них местные жители жгут комплектующие, кабеля и прочие электронный мусор, чтобы после сгорания пластика потом собрать медь, свинец и другие металлы, которые используются в производстве электроники. Это «собирательство» помогает им выжить - собрав достаточное количество металла, его можно сдать приемщикам и купить немного еды.

Средняя заработная плата работающих на свалке по 12 часов в сутки людей - около 2 долларов за рабочий день.

Электронная свалка в Агбогблоши - это не показатель того, что Африка начала большими темпами использовать электронные устройства. Это свидетельство непомерной алчности крупных европейских и американских компаний. Подобная практика является злостным нарушением Базельской конвенции, которая запрещает ввозить токсичный мусор в развивающиеся страны.

Экспортеры» мусора обходят международный закон - они завозят выработавшие свой ресурс электронные устройства под видом гуманитарной помощи для компьютеризации школ, университетов, больниц и т.д. После того, как эта «помощь» пересекла границу, ее попросту привозят грузовиками и сваливают в кучу. По которой потом ползают местные специалисты, выбирая что-то уцелевшее.

Все же считается самой крупной на всем земном шаре. Она находится на севере Тихого океана. Основной мусор, вывозимый сюда - пластик. Площадь этой гигантской свалки составляет около 6 тысяч квадратных километров. Токсины, выделяемые разлагающимися отходами, отравляют как животных, так и человека. В основном от разросшейся свалки страдают морские обитатели, среди которых очень много млекопитающих: китов и дельфинов. Архипелаг в районе гавайских островов, на котором сбрасывают мусор, несовместим с жизнью живых организмов. Тем не менее, на острова приплывает большое количество людей, которые хотят найти там что-нибудь полезное. Для многих из них это единственный источник дохода.

Новый мусорный полигон, Нью-Йорк, США

Когда-то в этом крупнейшем мегаполисе была старая гигантская свалка, куда свозили отходы со всего города. В 2001 году старый полигон был закрыт и вместо него в тот же год был открыт новый.

13 тысяч тонн отходов ежедневно сбрасывается на этом огромном полигоне. Свалка Нью-Йорка имеет даже свои локальные достопримечательности, например огромную гору мусора в 25 метров высотой. Бродяг на этой свалке не так много, как на Grye.

Пуэнте-Хиллз, Лос-Анджелес, США

8000 тонн мусорных отходов в день и несколько тысяч грузовиков с мусором ежедневно. Довольно много для города ангелов и солнца, учитывая, например, что в соседней Канаде самый крупный мусорный полигон по площади в два раза меньше Пуэнте-Хиллз в Лос-Анджелесе.

Коллективные свалки Великобритании

Хотя британцы и обеспокоены наличием огромного количества мусора на своих полигонах, но пока они не могут справиться с этой проблемой. Одна только Великобритания выбрасывает мусора в два раза больше всех стран еврозоны вместе взятых , хотя по количеству населения Британия далеко не на первом месте.

Питер Хьюго фотограф-самоучка, родился в 1976 году в Йоханнесбурге. Документирует социальные проблемы по всему миру, но особое внимание уделяет Африке и другим развивающимся станам. Ниже его фото в Агбогблоши (Гана):

Давид Акоре, 18 лет

Согласно Базельской конвенции 1989 года о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которую ратифицировали 170 стран, развитые страны должны уведомлять развивающиеся страны о ввозе токсичных отходов.

В мире существует множество свалок, но мы хотели бы представить 10 самых крупнейших профильных свалок в мире, то есть техносвалки, которые собирают на своей территории определенный вид "мусора": шины, автомобили, поезда и т.д.

1. Кладбище древесины



Хотя это на самом деле просто склад древесины под открытым небом, десятки тысяч поваленных мертвых деревьев производят гнетущее впечатление. Расположенные в шведском Бихольме склады древесины являются крупнейшими в мире.

2. Кладбище танков

Харьковский танкоремонтный завод в Украине. На его площадках скопилось более 6,5 тысяч танков. Т-64, Т-72, Т-80 – здесь есть все для фанатов истории и танкостроения.

3. Кладбище пожарных машин

Когда-то эти машины помогли спасти очень много жизней, а теперь ржавеют и пылятся под открытым небом. На это кладбище техники свозят старые списанные пожарные машины со всего Лос-Анджелеса.

4. Кладбище шин

Крупнейшая свалка шин в мире находится в Кувейте. И она растет год от года.

5. Потрясающе красивое кладбище стекла

Стеклянный пляж в Форт-Брэгге, Калифорния является крупнейшей в мире свалкой разбитых бутылок и стекла. Когда местные власти попытались очистить пляж, то они вывезли весь мусор, кроме битого стекла, потому что убрать его было невозможно. Но с годами волны обточили и отполировали куски стекла, превратив весь пляж в нечто удивительное.

6. Кладбище автомобилей

Одно из крупнейших в мире кладбищ автомобилей и других транспортных средств расположено в Такоме.

7. Кладбище автобусов

Мурриета, Калифорния является одним из тех мест, которое демонстрируют человеческую расточительность. Десятки автобусов уже никуда больше не поедут.

8. Кладбище кораблей

Эти снимки со спутника Google Earth никого не оставят равнодушными. Порт Нуадибу, находящийся в Мавритании, является одним из крупнейших кладбищ кораблей в мире.

9. Кладбище поездов

На юго-западе Боливии находится пустыня, в которой ржавеют и постепенно разрушаются более чем 8000 поездов.

10. Кладбище самолетов


На территории авиабазы Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона находится огромное кладбище самолетов, на котором хранятся старые самолеты на сумму в $ 35 млрд. На пустыре размером 2600 акров стоят 4200 самолетов, 80 процентов из которых постепенно разбирают на запчасти для ВВС США.

С каждым годом в мире становится все больше изношенных и выброшенных автомобильных покрышек, и эта опасность гораздо реальнее, чем какой-то там гипотетический метеорит. Дело в том, что многие страны не слишком-то следят за своими гражданами, предпочитающими просто выкидывать отработанные шины на свалку. В Кувейте такая свалка стала одной из самых серьезных проблем. Сулабия настолько большая, что ее видно не только из иллюминаторов пролетающего самолета, но даже из космоса.

Кладбище старых шин Сулабия постепенно расползлось на обширную территорию в 600000 м2. Находится оно неподалеку от Эль-Кувейт - представьте себе, если бы такую свалку устроили прямо в Подмосковье. Поговаривают, что здесь скопилось уже более двенадцати миллионов покрышек: на свалку скидывают отслужившие свое покрышки не только со всего Кувейта, но и из Пакистана, Индии и Малайзии.

Бизнес на резине

Все вышеупомянутые страны строго-настрого запрещают гражданам вывозить на свалку резину в таких масштабах. Однако, это остается неплохим бизнесом для пяти главных местных компаний, главы которых готовы рискнуть ради большого куша. Собирая покрышки в определенных пунктах, они под покровом ночи свозят их в Сулабию.

Всемирный запрет

Во всех цивилизованных странах запрет на утилизацию покрышек не только существует, но и работает на деле. В Европе с 2006 года можно получить реальный срок за организацию свалки такого рода, но в Кувейте все решают деньги.

Цивилизованный ресайклинг

В той же Европе с отслужившими свое шинами стараются обходиться с умом. Из них делают покрытия для детских площадок и беговых дорожек, пускают на автомобильные коврики и перерабатывают в резиновые сапоги и даже новые покрышки. Кроме того, старую резину можно использовать для укрепления грунтовых дорог и дамб - но в Кувейте, сами понимаете, никаких дамб нет.

Запрет на сжигание

Естественно, запрещено и сжигание покрышек, хотя это кажется простейшим способом для решения проблемы. Дело в том, что при высоких температурах горящие шины обогащают воздух такой гадостью, как мышьяк, бензол, диоксины и окись углерода - мало радости для жителей окружающих городов. Сулабия же горит довольно часто, и каждый раз это похоже на настоящую экологическую катастрофу.

Большой резиновый пожар

7 апреля 2012 года случилось самое большое возгорание на Сулабии. Усмирить огонь пытались более тысячи пожарных и военных их Кувейта. Им потребовался целый месяц, чтобы затушитьпожар. Десять миллионов горящих покрышек обозначили свалку Сулабия столбом черного дыма, отравившим воздух столицы, Эль-Кувейта. Изменилось ли что-то после пожара? Ничуть. Сюда по-прежнему привозят и выбрасывают покрышки жители четырех стран.